Общее руководство по выполнению задач

Общее руководство к выполнению заданий

Общее руководство к выполнению заданий

Основные этапы выполнения задания

Задания, входящие в книгу, довольно разнородны, однако последовательность и план выполнения являются общими для большинства из них (хотя далеко не для всех). Поэтому перечислим его основные этапы.

1. Формулировка цели и гипотезы. Цель – это то, что определит всю дальнейшую работу; формулируя цель, вы решаете, что именно вы хотите узнать, выполняя задание, какой результат вы рассчитываете получить. Для заданий, приведенных в книге, можно выделить несколько вариантов целей:

– Исследовательская цель, то есть выявление или проверка психологических закономерностей. Конечно, вряд ли вам удастся открыть что-то новое или даже провести проверку всем известного факта в соответствии со строгими канонами психологической науки, но собственные небольшие открытия вы можете сделать. Исследовательская цель формулируется примерно следующим образом: «Выявление взаимосвязи между….», «Выявление особенностей влияния… на…», «Анализ изменения… в зависимости от…», «Сопоставление эффективности…».

– Диагностическая цель, то есть выявление индивидуально-психологических особенностей испытуемого. В этом случае, цель примерно так и формулируется: «Анализ (изучение, выявление) особенностей… (название психического процесса, свойства, состояния, который вы изучаете) испытуемого».

– Обучающая (развивающая, формирующая цель), или тренинг, развитие каких-то психологических свойств, особенностей испытуемого. Соответственно формулируется и цель.

Обратите внимание, что в каждом задании, как правило, формулируется только одна цель.

Гипотеза характеризует тот результат, который вы предполагаете, ожидаете получить. Даже если у вас нет предположений, гипотезу обычно стоит сформулировать; если она не подтвердится, ничего удивительного в этом нет: гипотезы часто не подтверждаются.

2. Подготовка. Прежде всего, внимательно прочитайте соответствующий раздел книги (как теоретическую часть, так и текст самого задания) и убедитесь, что вам понятно, что и как вы должны делать. Подготовьте необходимые материалы, удобные принадлежности для записи, тексты тестов и методик, технику для аудио– или видеозаписи и др. Тексты, с которыми будет работать испытуемый, необходимо скопировать из книги, чтобы в процессе работы перед испытуемым не было ничего лишнего.

Этот этап включает также выбор испытуемого, договоренность о месте и времени проведения исследования (об этом подробнее будет сказано ниже).

3. Выполнение задания подробно описано для каждого задания.

4. Обработка результатов – расшифровка аудиозаписи, приведение в порядок записей, которые делались непосредственно во время выполнения задания, подсчеты или иные действия в соответствии с руководством к заданию.

5. Анализ и обсуждение результатов– самая творческая часть работы; это то, чему практически невозможно научить, но можно научиться на собственном опыте, причем этот процесс длится столько, сколько работает психолог. Что можно посоветовать начинающему, помимо тех указаний, которые приведены в каждом разделе и тех вопросов, опираясь на которые вы будете проводить анализ?

Во-первых, не надо бояться того, что у вас все получилось совсем не так, как написано в книжке или учебнике. Скорее, наоборот, будет удивительно, если все будет «как положено»: такого почти никогда не случается. Тем и интересна психология, что поведение человека гораздо более разнообразно, чем, скажем, химическая реакция или движение физических тел, и зависит от огромного количества факторов, большинство из которых вам просто неизвестны. Однако вы можете думать, сопоставлять факты, задавать себе вопросы, выдвигать гипотезы, искать источники их проверки, подтверждать и опровергать.

Во-вторых, источником информации, а значит, и основой для формулировок гипотез и выводов, является практически все, что происходит в течение исследования (поэтому важно собрать и зафиксировать эту информацию как можно более полно): вопросы и реплики, которые, казалось бы, не относятся к заданию, особенности одежды, грамматические ошибки, почерк, рисунки на полях и многое другое. Все это стоит замечать и по возможности анализировать и использовать. Вместе с тем основой для анализа все-таки должно стать само задание и то, что связано с его целью.

Помните о необходимости обосновывать свои предположения. Единичный факт, как правило, еще не основание для вывода, а только для гипотезы, которая нуждается в проверке. Как можно постараться ее проверить? Поискать подтверждение среди имеющегося материала и дополнительной информации (например, из имеющихся сведений о жизни испытуемого). Задать вопросы испытуемому. Провести дополнительное исследование. Наконец, если ничего из перечисленного не удается, а гипотеза представляется вам важной и правдоподобной, она так и остается гипотезой и в таком виде выносится в заключение, то есть высказывается как нечто возможное или вероятное.

Старайтесь избегать предвзятости, как бы трудно это ни было. Очень легко оказаться в плену стереотипов, сложившихся на основе житейского опыта, мнений, представлений. Однако преимущество психологического исследования и состоит в том, что оно демонстрирует новые и подчас неожиданные стороны, казалось бы, хорошо нам знакомых людей и явлений.

6. Формулировка выводов. Выводы, как правило, соответствуют цели задания и гипотезе; в них кратко формулируется основные полученные результаты. Вместе с тем, если в ходе работы были получены интересные данные, которые не предусматривались целями исследования (например, при исследовании памяти получена информация о каких-то значимых особенностях мотивации или межличностных отношений), то эту информацию также следует вынести в выводы.

Как правило, выводы логично вытекают из обсуждения, но в отличие от него коротки (обычно каждый вывод – одна фраза), не содержат обоснования и аргументации. Формулировки в выводах должны быть по возможности четкими.

Количество выводов обычно невелико: один – два, возможно, три, но вряд ли больше.

7. Рефлексия полученного опыта. Обучение практической психологии предполагает не только освоение теоретических знаний методик и техник, но и самоизменение, личностный рост психолога (как известно, «основной инструмент работы психолога – он сам»).

Психологию нельзя освоить, тренируясь на крысах или муляжах. Обучение психологии – это контакт с человеком, который всегда, даже при работе, казалось бы, с самым простым заданием, непредсказуем. В ходе выполнения многих заданий вам придется выступать в новой для себя роли психолога (пусть и начинающего), сталкиваться с непривычными ситуациями, возможно, с достаточно сильными, в том числе негативными переживаниями испытуемых. Этот опыт желательно осознать и осмыслить.

Сказанное объясняет, почему рефлексия является важным этапом работы над заданием. Вот примерный список вопросов, на которые желательно ответить:

– Что показалось трудным при выполнении задания?

– Какие мысли и чувства вы испытывали при выполнении задания?

– Понравилось ли вам выполнять задание? Почему?

– Показалось ли задание полезным? Почему?

– Что бы вы изменили в своих действиях при повторном выполнении задания?

8. Оформление отчета. Этот этап является обязательным для учащихся. Остальным можно порекомендовать выполнить письменно хотя бы часть работы по составлению отчета. Изложение мыслей на бумаге стимулирует мышление, позволяет четко выразить и оформить свои идеи, а часто наиболее интересные из них рождаются именно в процессе написания текста. Кроме того, написание заключений – один из существенных элементов работы практического психолога, который требует тренинга.

Оформление отчета должно соответствовать требованиям преподавателя, но примерная структура его следующая:

– Название работы.

– Краткие теоретически сведения по теме. Эта часть может быть краткой или отсутствовать совсем, если теоретическая подготовка к заданию сводится к изучению пособия. Если же автор самостоятельно изучил литературу по теме, то важная для выполнения работы информация излагается в этом разделе.

– Цель работы.

– Гипотеза.

– Испытуемый (испытуемые, наблюдаемые). Для задания, выполняемого на одном или двух-трех испытуемых, обязательно сообщаются имя (можно вымышленное или ник) или инициалы, пол, возраст, род деятельности (для студента с указанием курса и будущей специальности). Другие сведения (например, семейное положение, увлечения, успеваемость в школе, левшество) приводятся или не приводятся в зависимости от содержания задания и того, насколько они существенны при анализе и обсуждении результатов. При характеристике группы испытуемых приводится общее количество испытуемых, их состав по полу и возрасту; если группа однородна (например, студенты одного института), то указывается объединяющий их признак.

– Материал и методика. Если она стандартна (то есть дается преподавателем и одинакова для всех), то можно ограничиться названием или кратким описанием в одной – двух фразах (например, «были заполнены опросники X и Y; испытуемый выполнил методику Z»). Любые варианты выполнения, изменения и дополнения методики описываются с максимально возможной полнотой.

– Результаты. Приводятся протоколы, оригиналы опросников, заполненных испытуемым, расшифровки диктофонных записей и т. п. (если протоколы длинные и малоинформативные или небрежно написаны, их можно вынести в приложение). Также в этом разделе приводится описание поведения испытуемого и взаимодействия с ним.

– Обработка. Обработка в соответствии с планом задания, количественные результаты.

– Анализ и обсуждение.

– Вывод (выводы).

– Описание завершающей беседы с испытуемым (если она проводилась).

– Рефлексия полученного опыта.

– Приложение: бланки и протоколы, если они не были полностью приведены в разделе «Результаты». Представление оригинальных материалов является обязательным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Исходное выполнение контрольных заданий

Исходное выполнение контрольных заданий
В заданиях на шифровку дети правильно соотносили количество точек и цифру. Это говорит о том, что базовые представления о количестве и его цифровых эквивалентах у них сформированы. Тем не менее эти задания все дети выполняли

Итоговое выполнение контрольных заданий

Итоговое выполнение контрольных заданий
Рассмотрение результатов контрольных заданий начнем с заданий, которые были однотипны с отрабатывавшимися, то есть с таблиц Шульте.В контрольных заданиях (в начале и конце курса) использовались таблицы Шульте с полем выбора 16 или

Решения некоторых заданий тренинга креативности

Решения некоторых заданий тренинга креативности
Решение кроссенса: 1-2 (часы – ежедневник): и то, и другое помогает нам распоряжаться своим временем.2-3 (ежедневник – компакт-диск): и то, и другое выступает средством сохранения информации.3-4 (компакт-диск – гитара): могут

Инструкция по выполнению теста

Инструкция по выполнению теста
Вам понадобится лист линованной бумаги, строки которого будут иметь номера с 1–го по 14–й. В верхней части листа напишите слова «гнев», «страх», «печаль», «отвращение», «презрение», «удивление», «удовольствие». Они соответствуют возможным

Общее зло, общее благо

Общее зло, общее благо
Меня поражал контраст между атмосферой анонимности, в которой я жил в Нью-Йорке, и чувством принадлежности к сообществу и собственной индивидуальности, которые я нашел в Пало-Альто. Я решил провести простой полевой эксперимент, чтобы проверить,

Инструкции по выполнению женского упражнения «олень»

Инструкции по выполнению женского упражнения «олень»
Первая часть упражнения: массаж груди – рассеяние (профилактика)
1. Следует сесть таким образом, чтобы пятка правой ноги упиралась в отверстие влагалища, оказывая равномерное, сильное давление на клитор. Если вам

11. Как взяться за выполнение сложных заданий?

11. Как взяться за выполнение сложных заданий?
Пароль, который вы можете использовать, когда перед вами поставлена тяжелая или неинтересная задача, это слово «приспособь».Многие старые люди с больным сердцем или лишним весом пользуются этим паролям, когда им нужно

Открыть новые способы выполнения заданий

Открыть новые способы выполнения заданий
Анализируя выполненное задание, я тщательно просматривал все входящие в него действия. При этом я заметил, что это сопровождалось многими неповседневными действиями. Сначала я брался за работу понемножку, в темпе, который мое

ГЛАВА 4 Выполнение заданий на дом

ГЛАВА 4
Выполнение заданий на дом
Семь часов вечера в нашем доме вполне можно назвать «временем травм». Это когда трое наших детей в возрасте семи, десяти и двенадцати лет должны приступить к выполнению заданий на дом. В сущности, это время, когда начинаются уговоры,

Составьте список ежедневных заданий

Составьте список ежедневных заданий
Покончив с составлением ментальных карт, из всех пунктов, обозначающих действие, составьте список ежедневных заданий, пометив каждое датой завершения. Затем внесите их в соответствующем порядке в свой календарь и старайтесь

Шаг третий. действуйте: как устранять препятствия и прилагать меньше усилий к выполнению задач

Шаг третий. действуйте: как устранять препятствия и прилагать меньше усилий к выполнению задач
Не важно, в чем состоит ваша цель: выполнить рабочий проект, сделать следующий шаг по карьерной лестнице или организовать вечеринку ко дню рождения жены. В любом случае процесс

О вреде заданий на дом

О вреде заданий на дом
Задача уроков на дом и, вследствие того, возложение почти всего труда учения на одних учащихся есть одно из наибольших зол, одолевающих наши русские училища. Послушайте только, как иной ученик твердит свой урок, и вы убедитесь, что из этого задавания

Вопрос № 2. Деньги должны выдаваться просто так или их нужно привязывать к выполнению обязанностей по дому?

Вопрос № 2. Деньги должны выдаваться просто так или их нужно привязывать к выполнению обязанностей по дому?
Родители расходятся во мнениях по этому вопросу. Одни считают, что раз им самим деньги просто так не достаются, то и детям не должны. Кроме того, когда дети выполняют

Вы здесь

Общее руководство к выполнению заданий

Основные этапы выполнения задания

Задания, входящие в книгу, довольно разнородны, однако последовательность и план выполнения являются общими для большинства из них (хотя далеко не для всех). Поэтому перечислим его основные этапы.

1. Формулировка цели и гипотезы. Цель – это то, что определит всю дальнейшую работу; формулируя цель, вы решаете, что именно вы хотите узнать, выполняя задание, какой результат вы рассчитываете получить. Для заданий, приведенных в книге, можно выделить несколько вариантов целей:

– Исследовательская цель, то есть выявление или проверка психологических закономерностей. Конечно, вряд ли вам удастся открыть что-то новое или даже провести проверку всем известного факта в соответствии со строгими канонами психологической науки, но собственные небольшие открытия вы можете сделать. Исследовательская цель формулируется примерно следующим образом: «Выявление взаимосвязи между….», «Выявление особенностей влияния… на…», «Анализ изменения… в зависимости от…», «Сопоставление эффективности…».

– Диагностическая цель, то есть выявление индивидуально-психологических особенностей испытуемого. В этом случае, цель примерно так и формулируется: «Анализ (изучение, выявление) особенностей… (название психического процесса, свойства, состояния, который вы изучаете) испытуемого».

– Обучающая (развивающая, формирующая цель), или тренинг, развитие каких-то психологических свойств, особенностей испытуемого. Соответственно формулируется и цель.

Обратите внимание, что в каждом задании, как правило, формулируется только одна цель.

Гипотеза характеризует тот результат, который вы предполагаете, ожидаете получить. Даже если у вас нет предположений, гипотезу обычно стоит сформулировать; если она не подтвердится, ничего удивительного в этом нет: гипотезы часто не подтверждаются.

2. Подготовка. Прежде всего, внимательно прочитайте соответствующий раздел книги (как теоретическую часть, так и текст самого задания) и убедитесь, что вам понятно, что и как вы должны делать. Подготовьте необходимые материалы, удобные принадлежности для записи, тексты тестов и методик, технику для аудио– или видеозаписи и др. Тексты, с которыми будет работать испытуемый, необходимо скопировать из книги, чтобы в процессе работы перед испытуемым не было ничего лишнего.

Этот этап включает также выбор испытуемого, договоренность о месте и времени проведения исследования (об этом подробнее будет сказано ниже).

3. Выполнение задания подробно описано для каждого задания.

4. Обработка результатов – расшифровка аудиозаписи, приведение в порядок записей, которые делались непосредственно во время выполнения задания, подсчеты или иные действия в соответствии с руководством к заданию.

5. Анализ и обсуждение результатов– самая творческая часть работы; это то, чему практически невозможно научить, но можно научиться на собственном опыте, причем этот процесс длится столько, сколько работает психолог. Что можно посоветовать начинающему, помимо тех указаний, которые приведены в каждом разделе и тех вопросов, опираясь на которые вы будете проводить анализ?

Во-первых, не надо бояться того, что у вас все получилось совсем не так, как написано в книжке или учебнике. Скорее, наоборот, будет удивительно, если все будет «как положено»: такого почти никогда не случается. Тем и интересна психология, что поведение человека гораздо более разнообразно, чем, скажем, химическая реакция или движение физических тел, и зависит от огромного количества факторов, большинство из которых вам просто неизвестны. Однако вы можете думать, сопоставлять факты, задавать себе вопросы, выдвигать гипотезы, искать источники их проверки, подтверждать и опровергать.

Во-вторых, источником информации, а значит, и основой для формулировок гипотез и выводов, является практически все, что происходит в течение исследования (поэтому важно собрать и зафиксировать эту информацию как можно более полно): вопросы и реплики, которые, казалось бы, не относятся к заданию, особенности одежды, грамматические ошибки, почерк, рисунки на полях и многое другое. Все это стоит замечать и по возможности анализировать и использовать. Вместе с тем основой для анализа все-таки должно стать само задание и то, что связано с его целью.

Помните о необходимости обосновывать свои предположения. Единичный факт, как правило, еще не основание для вывода, а только для гипотезы, которая нуждается в проверке. Как можно постараться ее проверить? Поискать подтверждение среди имеющегося материала и дополнительной информации (например, из имеющихся сведений о жизни испытуемого). Задать вопросы испытуемому. Провести дополнительное исследование. Наконец, если ничего из перечисленного не удается, а гипотеза представляется вам важной и правдоподобной, она так и остается гипотезой и в таком виде выносится в заключение, то есть высказывается как нечто возможное или вероятное.

Старайтесь избегать предвзятости, как бы трудно это ни было. Очень легко оказаться в плену стереотипов, сложившихся на основе житейского опыта, мнений, представлений. Однако преимущество психологического исследования и состоит в том, что оно демонстрирует новые и подчас неожиданные стороны, казалось бы, хорошо нам знакомых людей и явлений.

6. Формулировка выводов. Выводы, как правило, соответствуют цели задания и гипотезе; в них кратко формулируется основные полученные результаты. Вместе с тем, если в ходе работы были получены интересные данные, которые не предусматривались целями исследования (например, при исследовании памяти получена информация о каких-то значимых особенностях мотивации или межличностных отношений), то эту информацию также следует вынести в выводы.

Как правило, выводы логично вытекают из обсуждения, но в отличие от него коротки (обычно каждый вывод – одна фраза), не содержат обоснования и аргументации. Формулировки в выводах должны быть по возможности четкими.

Количество выводов обычно невелико: один – два, возможно, три, но вряд ли больше.

7. Рефлексия полученного опыта. Обучение практической психологии предполагает не только освоение теоретических знаний методик и техник, но и самоизменение, личностный рост психолога (как известно, «основной инструмент работы психолога – он сам»).

Психологию нельзя освоить, тренируясь на крысах или муляжах. Обучение психологии – это контакт с человеком, который всегда, даже при работе, казалось бы, с самым простым заданием, непредсказуем. В ходе выполнения многих заданий вам придется выступать в новой для себя роли психолога (пусть и начинающего), сталкиваться с непривычными ситуациями, возможно, с достаточно сильными, в том числе негативными переживаниями испытуемых. Этот опыт желательно осознать и осмыслить.

Сказанное объясняет, почему рефлексия является важным этапом работы над заданием. Вот примерный список вопросов, на которые желательно ответить:

– Что показалось трудным при выполнении задания?

– Какие мысли и чувства вы испытывали при выполнении задания?

– Понравилось ли вам выполнять задание? Почему?

– Показалось ли задание полезным? Почему?

– Что бы вы изменили в своих действиях при повторном выполнении задания?

8. Оформление отчета. Этот этап является обязательным для учащихся. Остальным можно порекомендовать выполнить письменно хотя бы часть работы по составлению отчета. Изложение мыслей на бумаге стимулирует мышление, позволяет четко выразить и оформить свои идеи, а часто наиболее интересные из них рождаются именно в процессе написания текста. Кроме того, написание заключений – один из существенных элементов работы практического психолога, который требует тренинга.

Оформление отчета должно соответствовать требованиям преподавателя, но примерная структура его следующая:

– Название работы.

– Краткие теоретически сведения по теме. Эта часть может быть краткой или отсутствовать совсем, если теоретическая подготовка к заданию сводится к изучению пособия. Если же автор самостоятельно изучил литературу по теме, то важная для выполнения работы информация излагается в этом разделе.

– Цель работы.

– Гипотеза.

– Испытуемый (испытуемые, наблюдаемые). Для задания, выполняемого на одном или двух-трех испытуемых, обязательно сообщаются имя (можно вымышленное или ник) или инициалы, пол, возраст, род деятельности (для студента с указанием курса и будущей специальности). Другие сведения (например, семейное положение, увлечения, успеваемость в школе, левшество) приводятся или не приводятся в зависимости от содержания задания и того, насколько они существенны при анализе и обсуждении результатов. При характеристике группы испытуемых приводится общее количество испытуемых, их состав по полу и возрасту; если группа однородна (например, студенты одного института), то указывается объединяющий их признак.

– Материал и методика. Если она стандартна (то есть дается преподавателем и одинакова для всех), то можно ограничиться названием или кратким описанием в одной – двух фразах (например, «были заполнены опросники X и Y; испытуемый выполнил методику Z»). Любые варианты выполнения, изменения и дополнения методики описываются с максимально возможной полнотой.

– Результаты. Приводятся протоколы, оригиналы опросников, заполненных испытуемым, расшифровки диктофонных записей и т. п. (если протоколы длинные и малоинформативные или небрежно написаны, их можно вынести в приложение). Также в этом разделе приводится описание поведения испытуемого и взаимодействия с ним.

– Обработка. Обработка в соответствии с планом задания, количественные результаты.

– Анализ и обсуждение.

– Вывод (выводы).

– Описание завершающей беседы с испытуемым (если она проводилась).

– Рефлексия полученного опыта.

– Приложение: бланки и протоколы, если они не были полностью приведены в разделе «Результаты». Представление оригинальных материалов является обязательным.

Рекомендации по работе с испытуемым

Как уже говорилось, большинство заданий предусматривает работу с испытуемыми, то есть, с людьми, которые по вашей просьбе соглашаются быть «подопытными кроликами» и выполнять предлагаемые им задания. Такие задания – простые, но настоящие и совершенно серьезные варианты психологической практики. В данном разделе рассказывается о том, как лучше организовать взаимодействие с испытуемым на разных этапах выполнения задания.

Прежде всего, для тех, кто работает с испытуемыми, является обязательным подчинение этическим нормам, которые регламентируют работу психолога; этические нормы обеспечивают соблюдение прав личности и ненанесение вреда тому, с кем вы работаете. Одна из них – добровольность работы с психологом. Поэтому первая непростая задача, которая встанет перед вами на подготовительном этапе – выбор испытуемого и получение его согласия на работу с вами.

В каждом задании оговорены конкретные требования к испытуемым, исходя их которых он выбирается. Как правило, интереснее работать с теми, кого вы сравнительно неплохо знаете, чтобы сопоставить полученные результаты со своими житейскими впечатлениями; такое сопоставление может оказаться достаточно полезным и информативным. Однако следует придерживаться и определенных ограничений: в заданиях третьей главы не допускается использование в качестве испытуемых близких родственников и членов семьи. Эти задания затрагивают личность и межличностные отношения, они требуют достаточной откровенности, которая не всегда возможна, если в жизни вы находитесь с испытуемым в тесных или даже не очень простых отношениях. Личные отношения накладываются на ситуацию взаимодействия в необычных для вас условиях и могут исказить ее до неузнаваемости. Кроме того, сложившиеся представления о близком человеке помешают вам объективно анализировать полученные результаты и сделать выводы.

В предварительной беседе вам необходимо получить согласия участие в исследовании, объяснить цели работы, создать мотивацию для нее. Конкретные формы этой беседы зависят от испытуемого и от ваших отношений с ним. Это может быть телефонный разговор, или общение в чате, или несколько фраз непосредственно перед началом работы. Маленькому ребенку можно просто предложить «Давай поиграем» или «Давай решим интересные задачки», взрослым надо объяснить, зачем они должны выполнять предложенные им задания и объяснить так, чтобы у них возникло желание искренне и добросовестно сделать все, что от них требуется.

Наилучший вариант объяснения – это просьба о помощи в обучении психологии; обычно такая просьба встречается с пониманием, тем более, что многие интересуются психологией и самопознанием и с удовольствием станут «участвовать в психологических опытах», «делать тесты» и т. п. Как правило, следует сказать что-то типа «результаты помогут вам лучше узнать и понять себя, решить какие-то личные проблемы, улучшить, например, память» (в зависимости от выполняемого задания), но чем меньше у вас опыта, тем осторожнее следует быть в формулировках, ведь обещание должно быть выполнено.

Этика психологического исследования требует, чтобы все полученные результаты представляли собой тайну, то есть не были доступны никому, кроме вас; об этом испытуемого следует предупредить, если задание учебное, то следует сказать, что работу будет проверять преподаватель, но имя и фамилия испытуемого останутся для него неизвестными. Исключение делается для родителей, которые могут получить информацию о своих детях – дошкольниках и младших школьниках. При работе с подростками информировать родителей желательно с их согласия.

Если на этапе предварительной беседы вы столкнулись с сомнениями, волнением, выраженным напряжением, лучше не настаивать и найти другого испытуемого.

Выбирая место и время для выполнения заданий, учтите, что желательно работать в отдельном помещении, где нет посторонних; исключение можно сделать для родителей тех маленьких детей, которые испытывают беспокойство, оставаясь наедине с малознакомым человеком. Испытуемый не должен никуда торопиться. Желательно (а для некоторых заданий обязательно), чтобы ни его, ни психолога не отвлекали телефонные звонки и домашние дела. Возможно выполнение заданий в общественных местах (кафе, вузовские аудитории) при условии тишины и отсутствия помех со стороны посторонних лиц.

Невзирая на широкое распространение современных средств коммуникации, все задания предусматривают ваш личный контакт с испытуемым. Исключения оговорены в тексте заданий.

На этапе выполнения задания самое важное – создание спокойной, доброжелательной атмосферы проведения исследования. Не нужно стараться быть похожим на оракула или экзаменатора. Тревожным испытуемым следует напомнить, что в выполняемых заданиях не бывает правильных и неправильных ответов, что никто не собирается оценивать испытуемого (или его память, личность, семейные отношения и пр.) как плохого или хорошего, правильного или неправильного, ставить диагнозы и пр. Вместе с тем желательно сохранить некую дистанцию с испытуемым и создать атмосферу серьезного отношения к происходящему, что может иногда представлять трудности, особенно, если испытуемый – ваш хороший знакомый.

Инструкцию для испытуемого (если она не дается в письменном виде) желательно подготовить заранее и заучить наизусть. После объяснения инструкции и перед началом выполнения задания следует спросить, есть ли у испытуемого вопросы и ответить на них. Однако ответы на вопросы не должны раскрывать сути задания в большей степени, чем это предусмотрено инструкцией. Если подобные вопросы задаются, следует еще раз повторить соответствующее место из инструкции или сказать что-нибудь вроде: «Вы начните делать, тогда станет ясно».

На вопросы, возникшие в ходе выполнения задания, следует отвечать, если они касаются непонимания каких-то частей инструкции (их надо повторить или объяснить своими словами) или смысла отдельных слов и выражений. При возникновении вопросов о том, как испытуемый должен поступать или как отвечать на вопрос, следует избегать прямых ответов, напоминая испытуемому, что верно так, как ему кажется, что надо ответить первое, что приходит в голову и пр., не вступая при этом в длительные дискуссии. Тревожного испытуемого можно ободрить, сказав, что он все делает хорошо и правильно, что все идет нормально и т. п.

Желательно параллельно с работой с испытуемым вести за ним наблюдение, запоминая и, если возможно, записывая его вопросы и реплики, особенности позы, жестикуляции, мимики, интонации, вегетативных реакций (покраснение, побледнение, изменение ритма дыхания и пр.), а также все, что покажется вам существенным. Если ведение записей нервирует испытуемого или если вы просто не успеваете их вести, то следует записать все, что вы запомнили, как только будет такая возможность.

При завершении работы следует поблагодарить испытуемого, сказать, что он все сделал хорошо, и договориться о том, когда можно будет узнать результаты (если такая встреча планируется).

Есть еще один очень важный этап работы, который, правда, не всегда проводится. Это завершающая беседа с испытуемым, которая происходит либо сразу после окончания работы с ним, либо через какое-то время, необходимое для обработки и анализа результатов. Она представляет собой изложение результатов проделанной работы и должна удовлетворять некоторым основным требованиям.

Полнота и развернутость предоставляемой информации зависят от заинтересованности в ней испытуемого. Для того, чей интерес «к тому, что получилось» отсутствует или чисто формален, стоит ограничиться одной-двумя фразами. Другому будет необходима длительная беседа. Часто можно определить, что и в каком количестве стоит говорить, только в процессе самой беседы, ориентируясь по реакции испытуемого на то, что ему говорится, и по его вопросам.

Очень важно, чтобы представленная информация не наносила психологической травмы испытуемому или иным образом не причиняла ему вреда. Этим этическим принципом следует руководствоваться в первую очередь, определяя содержание беседы. Особенно трудно, но необходимо соблюдать его начинающим, которым следует постоянно помнить о правиле «в сомнении воздержись».

Исходя из принципа ненанесения вреда, беседу следует начинать с позитивных результатов, а о том, что может быть воспринято негативно, стоит сначала сказать совсем немного и оценить реакцию испытуемого. Если то, что говорится, сразу же решительно отвергается, не стоит настаивать на сказанном: испытуемый, скорее всего, не готов к его восприятию (или вы просто ошибаетесь). Также не следует подробно останавливаться на проблемах и трудностях, если первая информация о них вызывает выраженную эмоциональную реакцию, высказывания о собственных недостатках (по типу «Конечно, я ни на что не гожусь») или самообвинения. В беседе следует по возможности избегать оценочных высказываний (описания испытуемого и его качеств как хороших – плохих, положительных – отрицательных и т. п.) и помнить, что почти все особенности психики имеют как негативный, так и позитивный аспект. Так, можно сказать испытуемому: «Вы очень тонкий и чувствительный человек», а можно: «Вы слишком нервозны и беспокойны». Желательно также, чтобы вы не просто констатировали проблемы и трудности, но предлагали какой-то вариант их преодоления.

Беседа должна вестись на понятном для испытуемого языке, то есть учитывать его интеллектуальный уровень и не содержать непонятных терминов. Также необходимо учитывать особенности восприятия устной речи, тем более восприятия такого пристрастного слушателя, каким является испытуемый. Помните, что испытуемый услышит в первую очередь то, что он ждет, и то, что он хочет услышать, а противоречащая его ожиданиям информация может быть искажена или быстро забыта. Особенно осторожным следует быть с гипотезами и предположениями, которые с легкостью могут быть восприняты как приговор или окончательный диагноз. Поэтому часто целесообразно вообще не говорить о них испытуемому, а если говорить, то специально подчеркнуть, что это не более чем один из возможных вариантов.

Завершающая беседа – в определенном смысле самая важная часть работы. Ведь именно она посвящена реализации главной цели практической психологии – помощи конкретному человеку. Уже процедура ответов на многочисленные вопросы о самом себе часто приводит к тому, что человек начинает более пристально и внимательно глядеть на себя, задумываться о своих проблемах («Как жаль, что в жизни никто не задает таких вопросов» – сказал один из испытуемых, закончив работу). Мысли и чувства, которые возникают у испытуемого в процессе выполнения задания и в ходе завершающей беседы, могут оказаться для него совершенно неожиданными. Поэтому даже при выполнении сравнительно простых заданий, включенных в книгу, можно столкнуться с сильными эмоциональными реакциями, переживанием травм прошлого, серьезными жизненными проблемами, обсуждение которых не предполагалось, и пр.

Если такое случится, то ваша задача – обратить происходящее на пользу испытуемому (даже в ущерб качеству выполнения задания!) или, по крайней мере, свести к минимуму отрицательные последствия. Если вы с этой задачей справитесь, то обсуждение результатов может послужить отправной точкой для беседы о чем-то важном для испытуемого, далеко выходящем за рамки выполнения задания. Об этом свидетельствует следующий фрагмент из отчета (выполнен по заданию «Методика неоконченных предложений»).

После того как испытуемому были сообщены результаты, он глубоко задумался. Его глаза были опущены, я чувствовала его обиду, досаду, что он очень сердится на меня. Мне показалось, что я причинила ему боль, хотя в своих объяснениях результатов я обходила все острые углы. Через некоторое время его лицо просветлело, он подтвердил все сделанные мною выводы. Наша беседа продолжалась около двух часов, а в конце он поблагодарил меня и сказал, что я могу на него рассчитывать, если мне в следующий раз понадобится испытуемый.

Рекомендации для преподавателя

Если задания используются в рамках учебного процесса, то перед преподавателем, который их проводит, стоят две не вполне обычные для педагога и тесно связанные задачи – контроль этичности в процессе проведения занятий и выполнения заданий студентами; ненанесение ущерба как самим студентам в ходе занятий, так и их испытуемым. Предлагаемые варианты достижения этих целей не являются единственно возможными, это личные наработки автора.

Автор исходит из того, что в рамках учебного процесса отношения строятся, исходя из социальных ролей преподавателя и студента (а не, к примеру, психотерапевта и клиента или ведущего тренинга и его участника). Преподаватель не имеет права требовать от учащихся раскрытия личной информации, а если она предоставляется добровольно, то обсуждать ее с другими учащимися; преподаватель в рамках учебного курса не обсуждает личные проблемы студента, не дает советов и рекомендаций (хотя он может сделать это по просьбе студента во внеучебное время).

В ходе занятий учащиеся выполняют в качестве испытуемых все задания, которые технически возможно выполнить в аудитории. Однако содержание этих ответов является личной тайной учащихся, преподаватель знакомится с ними только по инициативе студентов. Учащимся рекомендуется в ходе выполнения задания не показывать листки со своими записями соседям по парте, и если есть возможность, разместиться в аудитории свободно.

Хотя преподаватель рекомендует выполнить этап «Рефлексия полученного опыта», в котором могут быть затронуты личные переживания учащегося, его оформление в виде текста, который сдается преподавателю после каждого задания, не является обязательным и выполняется по желанию.

Готовя материалы для обсуждения на занятиях (такое обсуждение – важная, эффективная и интересная составляющая часть обучения), следует оценить, насколько они являются приемлемыми с позиции этики; стоит исключить факты, позволяющие идентифицировать испытуемого, а также (для малоподготовленных учащихся) обсуждение интимных и деликатных моментов. При этом учащийся имеет право снять с обсуждения любую свою работу (лучше заранее просить указать это в самой работе).

Часто учащиеся испытывают тревогу при необходимости дать обратную связь испытуемому (а многие испытуемые очень хотят такую обратную связь получить). Студенты должны иметь возможность получить консультацию преподавателя перед беседой с испытуемым, следует предусмотреть в сетке занятий время для таких консультаций.

Иногда в ходе выполнения заданий учащиеся сталкиваются с реальными психологическими проблемами своих испытуемых, с которыми, очевидно, не могут справиться своими силами. Желательно, чтобы преподаватель на этот случай располагал координатами психологических консультаций, кризисных центров, телефонов доверия и других мест, где можно получить квалифицированную психологическую помощь.

Несколько заданий предусматривают скрытое наблюдение или естественный эксперимент – взаимодействие с людьми, которые не подозревают, что участвуют в «подстроенной» ситуации. Перед выполнением этих заданий преподавателю следует подчеркнуть необходимость не вторгаться в личное пространство незнакомых людей и не ставить их в неловкое положение. В задании, где учащиеся сами придумывают ситуацию взаимодействия, желательно оговорить необходимость предварительно ознакомить преподавателя с придуманным планом и получить его разрешение на его реализацию.

Общее руководство к выполнению заданий

Общее руководство к выполнению заданий

Основные этапы выполнения задания

Задания, входящие в книгу, довольно разнородны, однако последовательность и план выполнения являются общими для большинства из них (хотя далеко не для всех). Поэтому перечислим его основные этапы.

1. Формулировка цели и гипотезы. Цель – это то, что определит всю дальнейшую работу; формулируя цель, вы решаете, что именно вы хотите узнать, выполняя задание, какой результат вы рассчитываете получить. Для заданий, приведенных в книге, можно выделить несколько вариантов целей:

– Исследовательская цель, то есть выявление или проверка психологических закономерностей. Конечно, вряд ли вам удастся открыть что-то новое или даже провести проверку всем известного факта в соответствии со строгими канонами психологической науки, но собственные небольшие открытия вы можете сделать. Исследовательская цель формулируется примерно следующим образом: «Выявление взаимосвязи между….», «Выявление особенностей влияния… на…», «Анализ изменения… в зависимости от…», «Сопоставление эффективности…».

– Диагностическая цель, то есть выявление индивидуально-психологических особенностей испытуемого. В этом случае, цель примерно так и формулируется: «Анализ (изучение, выявление) особенностей… (название психического процесса, свойства, состояния, который вы изучаете) испытуемого».

– Обучающая (развивающая, формирующая цель), или тренинг, развитие каких-то психологических свойств, особенностей испытуемого. Соответственно формулируется и цель.

Обратите внимание, что в каждом задании, как правило, формулируется только одна цель.

Гипотеза характеризует тот результат, который вы предполагаете, ожидаете получить. Даже если у вас нет предположений, гипотезу обычно стоит сформулировать; если она не подтвердится, ничего удивительного в этом нет: гипотезы часто не подтверждаются.

2. Подготовка. Прежде всего, внимательно прочитайте соответствующий раздел книги (как теоретическую часть, так и текст самого задания) и убедитесь, что вам понятно, что и как вы должны делать. Подготовьте необходимые материалы, удобные принадлежности для записи, тексты тестов и методик, технику для аудио– или видеозаписи и др. Тексты, с которыми будет работать испытуемый, необходимо скопировать из книги, чтобы в процессе работы перед испытуемым не было ничего лишнего.

Этот этап включает также выбор испытуемого, договоренность о месте и времени проведения исследования (об этом подробнее будет сказано ниже).

3. Выполнение задания подробно описано для каждого задания.

4. Обработка результатов – расшифровка аудиозаписи, приведение в порядок записей, которые делались непосредственно во время выполнения задания, подсчеты или иные действия в соответствии с руководством к заданию.

5. Анализ и обсуждение результатов– самая творческая часть работы; это то, чему практически невозможно научить, но можно научиться на собственном опыте, причем этот процесс длится столько, сколько работает психолог. Что можно посоветовать начинающему, помимо тех указаний, которые приведены в каждом разделе и тех вопросов, опираясь на которые вы будете проводить анализ?

Во-первых, не надо бояться того, что у вас все получилось совсем не так, как написано в книжке или учебнике. Скорее, наоборот, будет удивительно, если все будет «как положено»: такого почти никогда не случается. Тем и интересна психология, что поведение человека гораздо более разнообразно, чем, скажем, химическая реакция или движение физических тел, и зависит от огромного количества факторов, большинство из которых вам просто неизвестны. Однако вы можете думать, сопоставлять факты, задавать себе вопросы, выдвигать гипотезы, искать источники их проверки, подтверждать и опровергать.

Во-вторых, источником информации, а значит, и основой для формулировок гипотез и выводов, является практически все, что происходит в течение исследования (поэтому важно собрать и зафиксировать эту информацию как можно более полно): вопросы и реплики, которые, казалось бы, не относятся к заданию, особенности одежды, грамматические ошибки, почерк, рисунки на полях и многое другое. Все это стоит замечать и по возможности анализировать и использовать. Вместе с тем основой для анализа все-таки должно стать само задание и то, что связано с его целью.

Помните о необходимости обосновывать свои предположения. Единичный факт, как правило, еще не основание для вывода, а только для гипотезы, которая нуждается в проверке. Как можно постараться ее проверить? Поискать подтверждение среди имеющегося материала и дополнительной информации (например, из имеющихся сведений о жизни испытуемого). Задать вопросы испытуемому. Провести дополнительное исследование. Наконец, если ничего из перечисленного не удается, а гипотеза представляется вам важной и правдоподобной, она так и остается гипотезой и в таком виде выносится в заключение, то есть высказывается как нечто возможное или вероятное.

Старайтесь избегать предвзятости, как бы трудно это ни было. Очень легко оказаться в плену стереотипов, сложившихся на основе житейского опыта, мнений, представлений. Однако преимущество психологического исследования и состоит в том, что оно демонстрирует новые и подчас неожиданные стороны, казалось бы, хорошо нам знакомых людей и явлений.

6. Формулировка выводов. Выводы, как правило, соответствуют цели задания и гипотезе; в них кратко формулируется основные полученные результаты. Вместе с тем, если в ходе работы были получены интересные данные, которые не предусматривались целями исследования (например, при исследовании памяти получена информация о каких-то значимых особенностях мотивации или межличностных отношений), то эту информацию также следует вынести в выводы.

Как правило, выводы логично вытекают из обсуждения, но в отличие от него коротки (обычно каждый вывод – одна фраза), не содержат обоснования и аргументации. Формулировки в выводах должны быть по возможности четкими.

Количество выводов обычно невелико: один – два, возможно, три, но вряд ли больше.

7. Рефлексия полученного опыта. Обучение практической психологии предполагает не только освоение теоретических знаний методик и техник, но и самоизменение, личностный рост психолога (как известно, «основной инструмент работы психолога – он сам»).

Психологию нельзя освоить, тренируясь на крысах или муляжах. Обучение психологии – это контакт с человеком, который всегда, даже при работе, казалось бы, с самым простым заданием, непредсказуем. В ходе выполнения многих заданий вам придется выступать в новой для себя роли психолога (пусть и начинающего), сталкиваться с непривычными ситуациями, возможно, с достаточно сильными, в том числе негативными переживаниями испытуемых. Этот опыт желательно осознать и осмыслить.

Сказанное объясняет, почему рефлексия является важным этапом работы над заданием. Вот примерный список вопросов, на которые желательно ответить:

– Что показалось трудным при выполнении задания?

– Какие мысли и чувства вы испытывали при выполнении задания?

– Понравилось ли вам выполнять задание? Почему?

– Показалось ли задание полезным? Почему?

– Что бы вы изменили в своих действиях при повторном выполнении задания?

8. Оформление отчета. Этот этап является обязательным для учащихся. Остальным можно порекомендовать выполнить письменно хотя бы часть работы по составлению отчета. Изложение мыслей на бумаге стимулирует мышление, позволяет четко выразить и оформить свои идеи, а часто наиболее интересные из них рождаются именно в процессе написания текста. Кроме того, написание заключений – один из существенных элементов работы практического психолога, который требует тренинга.

Оформление отчета должно соответствовать требованиям преподавателя, но примерная структура его следующая:

– Название работы.

– Краткие теоретически сведения по теме. Эта часть может быть краткой или отсутствовать совсем, если теоретическая подготовка к заданию сводится к изучению пособия. Если же автор самостоятельно изучил литературу по теме, то важная для выполнения работы информация излагается в этом разделе.

– Цель работы.

– Гипотеза.

– Испытуемый (испытуемые, наблюдаемые). Для задания, выполняемого на одном или двух-трех испытуемых, обязательно сообщаются имя (можно вымышленное или ник) или инициалы, пол, возраст, род деятельности (для студента с указанием курса и будущей специальности). Другие сведения (например, семейное положение, увлечения, успеваемость в школе, левшество) приводятся или не приводятся в зависимости от содержания задания и того, насколько они существенны при анализе и обсуждении результатов. При характеристике группы испытуемых приводится общее количество испытуемых, их состав по полу и возрасту; если группа однородна (например, студенты одного института), то указывается объединяющий их признак.

– Материал и методика. Если она стандартна (то есть дается преподавателем и одинакова для всех), то можно ограничиться названием или кратким описанием в одной – двух фразах (например, «были заполнены опросники X и Y; испытуемый выполнил методику Z»). Любые варианты выполнения, изменения и дополнения методики описываются с максимально возможной полнотой.

– Результаты. Приводятся протоколы, оригиналы опросников, заполненных испытуемым, расшифровки диктофонных записей и т. п. (если протоколы длинные и малоинформативные или небрежно написаны, их можно вынести в приложение). Также в этом разделе приводится описание поведения испытуемого и взаимодействия с ним.

– Обработка. Обработка в соответствии с планом задания, количественные результаты.

– Анализ и обсуждение.

– Вывод (выводы).

– Описание завершающей беседы с испытуемым (если она проводилась).

– Рефлексия полученного опыта.

– Приложение: бланки и протоколы, если они не были полностью приведены в разделе «Результаты». Представление оригинальных материалов является обязательным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Исходное выполнение контрольных заданий

Исходное выполнение контрольных заданий
В заданиях на шифровку дети правильно соотносили количество точек и цифру. Это говорит о том, что базовые представления о количестве и его цифровых эквивалентах у них сформированы. Тем не менее эти задания все дети выполняли

Итоговое выполнение контрольных заданий

Итоговое выполнение контрольных заданий
Рассмотрение результатов контрольных заданий начнем с заданий, которые были однотипны с отрабатывавшимися, то есть с таблиц Шульте.В контрольных заданиях (в начале и конце курса) использовались таблицы Шульте с полем выбора 16 или

Решения некоторых заданий тренинга креативности

Решения некоторых заданий тренинга креативности
Решение кроссенса: 1-2 (часы – ежедневник): и то, и другое помогает нам распоряжаться своим временем.2-3 (ежедневник – компакт-диск): и то, и другое выступает средством сохранения информации.3-4 (компакт-диск – гитара): могут

Инструкция по выполнению теста

Инструкция по выполнению теста
Вам понадобится лист линованной бумаги, строки которого будут иметь номера с 1–го по 14–й. В верхней части листа напишите слова «гнев», «страх», «печаль», «отвращение», «презрение», «удивление», «удовольствие». Они соответствуют возможным

Общее зло, общее благо

Общее зло, общее благо
Меня поражал контраст между атмосферой анонимности, в которой я жил в Нью-Йорке, и чувством принадлежности к сообществу и собственной индивидуальности, которые я нашел в Пало-Альто. Я решил провести простой полевой эксперимент, чтобы проверить,

Инструкции по выполнению женского упражнения «олень»

Инструкции по выполнению женского упражнения «олень»
Первая часть упражнения: массаж груди – рассеяние (профилактика)
1. Следует сесть таким образом, чтобы пятка правой ноги упиралась в отверстие влагалища, оказывая равномерное, сильное давление на клитор. Если вам

11. Как взяться за выполнение сложных заданий?

11. Как взяться за выполнение сложных заданий?
Пароль, который вы можете использовать, когда перед вами поставлена тяжелая или неинтересная задача, это слово «приспособь».Многие старые люди с больным сердцем или лишним весом пользуются этим паролям, когда им нужно

Открыть новые способы выполнения заданий

Открыть новые способы выполнения заданий
Анализируя выполненное задание, я тщательно просматривал все входящие в него действия. При этом я заметил, что это сопровождалось многими неповседневными действиями. Сначала я брался за работу понемножку, в темпе, который мое

ГЛАВА 4 Выполнение заданий на дом

ГЛАВА 4
Выполнение заданий на дом
Семь часов вечера в нашем доме вполне можно назвать «временем травм». Это когда трое наших детей в возрасте семи, десяти и двенадцати лет должны приступить к выполнению заданий на дом. В сущности, это время, когда начинаются уговоры,

Составьте список ежедневных заданий

Составьте список ежедневных заданий
Покончив с составлением ментальных карт, из всех пунктов, обозначающих действие, составьте список ежедневных заданий, пометив каждое датой завершения. Затем внесите их в соответствующем порядке в свой календарь и старайтесь

Шаг третий. действуйте: как устранять препятствия и прилагать меньше усилий к выполнению задач

Шаг третий. действуйте: как устранять препятствия и прилагать меньше усилий к выполнению задач
Не важно, в чем состоит ваша цель: выполнить рабочий проект, сделать следующий шаг по карьерной лестнице или организовать вечеринку ко дню рождения жены. В любом случае процесс

О вреде заданий на дом

О вреде заданий на дом
Задача уроков на дом и, вследствие того, возложение почти всего труда учения на одних учащихся есть одно из наибольших зол, одолевающих наши русские училища. Послушайте только, как иной ученик твердит свой урок, и вы убедитесь, что из этого задавания

Вопрос № 2. Деньги должны выдаваться просто так или их нужно привязывать к выполнению обязанностей по дому?

Вопрос № 2. Деньги должны выдаваться просто так или их нужно привязывать к выполнению обязанностей по дому?
Родители расходятся во мнениях по этому вопросу. Одни считают, что раз им самим деньги просто так не достаются, то и детям не должны. Кроме того, когда дети выполняют

Шаг за шагом: подробная инструкция по выполнению задачи

Подробная инструкция по выполнению задачи поможет вам сэкономить время и добиться наилучшего результата. Следуйте шагам ниже для успешного выполнения задачи.

Шаг 1: Ознакомьтесь с задачей

Внимательно прочитайте задание, чтобы понять, что требуется выполнить. При необходимости обратитесь к специальной литературе или консультанту, чтобы уточнить детали задачи.

Шаг 2: Разбейте задачу на части

Разбейте задание на более мелкие задачи. Это сделает выполнение задачи более легким и позволит вам убедиться, что вы не упустили чего-то важного.

Шаг 3: Определите последовательность выполнения задач

Определите, какие задачи нужно выполнить первыми и какие задачи можно выполнить после них. Уделяйте приоритет задачам, которые требуют более высокой важности или срочности.

Шаг 4: Выполняйте задачи последовательно

Следуйте последовательности выполнения задач, которую вы определили на предыдущем шаге. При необходимости делайте заметки, чтобы не забыть, какую задачу вы выполняете в данный момент.

Шаг 5: Оценивайте результаты

Оцените результаты каждой задачи, которую вы выполняете, чтобы убедиться, что вы добились нужного результата. Если результат не соответствует вашим ожиданиям, заметьте это и вернитесь на предыдущие шаги, чтобы выяснить, что могло пойти не так.

Шаг 6: Убедитесь, что все задачи выполнены

Убедитесь, что все задачи выполнены, и проверьте их результаты. Если есть какие-то проблемы, внесите нужные исправления.

Шаг 7: Завершите задачу

Завершите задачу, получив подтверждение того, что все поставленные цели были достигнуты. Передайте все необходимые материалы вашему руководителю или заказчику и закройте задачу в вашей системе управления задачами.

Выполнение задачи по шагам позволяет уменьшить вероятность ошибок и добиться наилучшего результата. Постоянно улучшайте свой подход и следуйте нашей инструкции для успешного выполнения задач.

Время на прочтение
7 мин

Количество просмотров 33K

Когда задачи не выполняются, виноват часто не только тот, кто их делал, но и тот, кто ставил. Ведь от правильной постановки напрямую зависит качество и эффективность выполнения. Не приложили инструкций, не объяснили целей и ожидаемых результатов, не дали инструментов – вот у сотрудника или подрядчика и не получилось сделать все, как нужно.

Сложность еще и в том, что часто с позиции постановщика сложно оценить, какая именно информация, данные и инструменты нужны исполнителю. Первому кажется, что все очевидно, а для второго это не так. Чтобы этого избежать, можно использовать методы постановки задач, которые помогают разложить все по полочкам, не упустить ничего важного и повысить шансы на успех. В статье рассмотрим 5 таких методов с примерами.

SMART

Один из самых популярных подходов, который позволяет собрать воедино всю необходимую информацию и сформулировать задачу максимально четко и понятно. Изначально использовался для постановки целей, но подходит и для задач.

Буквы аббревиатуры обозначают критерии правильно поставленной задачи:

  • Specific – конкретная;

  • Measurable – измеримая;

  • Achievable – достижимая;

  • Relevant – значимая;

  • Time bound – ограниченная во времени.

Важно, чтобы задача отвечала всем пяти критериям

Важно, чтобы задача отвечала всем пяти критериям

Пример. Допустим, заказчику нужно получить больше трафика из контекстной рекламы в высокий сезон – с июня по август. Для этого он ставит задачу исполнителю – подрядчику по контекстной рекламе. Чтобы она соответствовала SMART-критериям, ее можно сформулировать так:

Увеличить трафик с контекстной рекламы на 20% к 1.06.2020 за счет запуска РСЯ, Google Ads и YouTube.

В такой формулировке задача:

  • конкретная – показывает, какой нужно получить результат и каким способом;

  • измеримая – указан процент, на который нужно увеличить трафик;

  • достижимая – учитывая, что РСЯ, Google Ads и YouTube еще даже не запускали;

  • значимая – компании важно получить больше трафика в сезон, чтобы максимизировать прибыль;

  • ограниченная во времени – указан срок.

TOTE

Модель ориентирована на постановку задач программистам, так как работает по принципам алгоритма, но и для взаимодействия с сотрудниками и подрядчиками других специальностей тоже подойдет. Особенно полезна для работы с новичками, так как раскладывает задачу и процесс работы над ней по полочкам.

В отличие от метода SMART, здесь буквы аббревиатуры обозначают не критерии, а главы ТЗ и отчасти этапы работы над задачей:

  • Test1 – какой результат нужно получить или что конкретно сделать;

  • Operation – какие действия нужно выполнить, чтобы получить результат;

  • Test2 – как мы поймем, что двигаемся к результату;

  • Exit – как мы поймем, что достигли результата.

Такой подход помогает исполнителю лучше понять задачу, потому что показывает, как достигнуть результата и убедиться, что получили именно то, что нужно.

Четкий алгоритм постановки задачи по TOTE

Четкий алгоритм постановки задачи по TOTE

Пример. Специалист по контекстной рекламе взял в помощники новичка и решил начать практику с самого простого, например с составления объявлений. Такая задача, поставленная по TOTE, может выглядеть так:

Подготовить объявления для рекламной кампании Ателье

T1: Нужно составить объявления в соответствии с согласованной с клиентом концепцией (в файле) по шаблону (прилагаю) и нашим правилам (в чек-листе). Объявления должны содержать по два заголовка, тексты, быстрые и отображаемые ссылки.

O: Чек-лист задачи:

1. Изучить концепцию и чек-лист по созданию объявлений;

2. Скопировать в шаблон ключевые фразы и заполнить все поля для каждой;

3. Проверить объявление по чек-листу и на соответствие ограничениям Директа;

4. Согласовать результат.

T2: Чтобы не переделывать, делай все в этой последовательности.

E: Результатом будет заполненный и согласованный шаблон, готовый к загрузке в Яндекс.Директ.

HD-RW-RM

Способ позволяет дать исполнителю всю необходимую информацию, не забыв ничего важного. Отчасти пересекается со SMART, но учитывает не критерии, а информационные блоки ТЗ.

Буквы аббревиатуры обозначают разделы шаблона, по которому удобно заполнять задачу:

  • Header – заголовок, отвечает на вопрос «Что нужно сделать»;

  • Description – описание, погружает в контекст задачи и детали;

  • Result – результат, описывает критерии, по которым будем определять, что задача выполнена;

  • Way – путь, может показывать, с чего начать, или содержать четкий алгоритм с точками контроля;

  • Redline – время и приоритет, выставляет сроки и показывает, насколько задача важна;

  • Motivation – мотивация, объясняет, зачем результат нужен поставщику, исполнителю и другим заинтересованным сотрудникам.

Главное отличие от других методов – в блоке «Мотивация». Понимая, зачем это нужно, исполнитель может более ответственно подойти к выполнению задачи.

Шаблон для постановки таких задач может выглядеть так

Шаблон для постановки таких задач может выглядеть так

Пример. Небольшая команда специалистов по контекстной рекламе растет, и, чтобы масштабироваться безболезненно и поддерживать уровень качества на каждом проекте, нужно стандартизировать процессы. Руководитель ставит одному из самых опытных членов команды задачу описать процесс настройки кампании в Яндекс.Директе. Важно учесть все нюансы, ведь от четкости процессов может зависеть доход всей команды в целом и каждого специалиста в отдельности.

Поставленная по методу HD-RW-RM, задача может выглядеть так:

Стандартизировать настройку кампаний в Яндекс.Директе

Заголовок

Описать процесс настройки кампании в Яндекс.Директе

Описание

Нам нужно стандартизировать все процессы работы над проектами. Начать решили с настройки кампаний в Директе, так как таких задач сейчас в работе больше всего. Нужен четкий алгоритм, по которому смогут работать и опытные сотрудники, и новички.

Результат

Результатом станет пошаговая инструкция в Google Docs и чек-лист, который мы сможем прикладывать к таким задачам в таск-менеджере.

Путь

Начни со своего опыта – опиши алгоритм, по которому настраиваешь сам. Собери все моменты, в которых можно ошибиться. Потом обсуди с парой опытных ребят. Возможно, они подскажут, как сделать эффективнее какие-то этапы. Покажи 2-3 новичкам, чтобы собрать их вопросы. Доработай и согласуем.

Время и приоритет

У задачи первый приоритет после клиентских проектов. Будет здорово, если сможем запустить работу по новому процессу через месяц,  25 июля.

Мотивация

Мы продолжаем расти. Этот алгоритм поможет делать кампании быстрее без потери качества и не упускать важных деталей. А значит, мы сможем взять дополнительные проекты и все вместе будем зарабатывать больше.

Задача важная, поскольку влияет на репутацию и прибыль, но сотрудник опытный, поэтому ему можно не расписывать весь процесс по шагам.

Кстати, получать больше прибыли от ведения контекстной рекламы можно не только за счет роста клиентской базы, но и с помощью партнерских программ. Например, участники партнерской программы Click.ru получают до 18% от рекламного оборота клиентов.

CLEAR

Методику разработал канадский бизнес-тренер и гребец Адам Крик в качестве альтернативы модели SMART. В отличие от нее, CLEAR позволяет ставить более гибкие задачи, которые могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Буквы аббревиатуры обозначают критерии, которым должна соответствовать правильно поставленная задача:

  • Collaborative – командная, мотивирует сотрудников работать вместе;

  • Limited – ограниченная, по аналогии со SMART – достижимая и ограниченная во времени;

  • Emotional – эмоциональная, интересна исполнителям;

  • Approachable – доступная, можно разбить на мелкие подзадачи;

  • Refinable – гибкая, может изменяться в процессе выполнения.

Первый критерий подразумевает, что метод лучше использовать, когда нужно поставить задачу нескольким сотрудникам или группе исполнителей, иначе в нем теряется смысл.

Критерии другие, принцип тот же

Критерии другие, принцип тот же

Пример. Системы контекстной рекламы регулярно выпускают обновления и новые инструменты. Чтобы оставаться в тренде и не растерять клиентов, в отделе контекстной рекламы решили поставить регулярную задачу для всех специалистов: ежемесячно изучать обновления, проверять, на каких проектах они могут быть полезны, и направлять предложения по оптимизации клиентам.

Вот как можно сформулировать эту задачу по CLEAR:

Направлять клиентам предложения по подключению новых инструментов рекламных систем до 10 числа каждого месяца.

Так она соответствует методике:

  • командная – задачу поставили всему отделу, сотрудники могут помочь друг другу разобраться в обновлениях и составить предложения;

  • ограниченная – она достижима и имеет сроки (до 10 числа);

  • эмоциональная – выходит за рамки стандартных процессов и позволяет проявить свои навыки и знания в маркетинге;

  • доступная – можно разбить на подзадачи: изучить обновления, проанализировать проекты в работе и т. д.;

  • гибкая – в один месяц Яндекс.Директ выпускает обновления одно за другим, в другой – едва меняет что-то по мелочи.

FAST

Еще одна альтернатива методу SMART, разработанная Массачусетским технологическим институтом. Эта методика также ориентирована на командную работу и амбиции исполнителей, поэтому вряд ли подойдет для рядовых задач вроде сбора семантики или анализа площадок в РСЯ.

Так же как в SMART и CLEAR, буквы аббревиатуры обозначают критерии задачи:

  • Frequently discussed – часто обсуждаемая, о задаче в команде постоянно говорят, чтобы не упустить ее из виду;

  • Ambitious – амбициозная, выполнимая, но не слишком легкая, чтобы могла вдохновить исполнителей на достижение большего;

  • Specific – конкретная, по аналогии со SMART;

  • Transparent – прозрачная, сама задача и цель, для достижения которой ее нужно сделать, видны всей команде.

Методика помогает ставить и работать с важными для компании или проекта задачами так, чтобы они оставались в фокусе и выполнялись качественно.

Пожалуй, выбирать между SMART, CLEAR и FAST можно в зависимости от типа и важности задачи, а также от того, кому она адресована

Пожалуй, выбирать между SMART, CLEAR и FAST можно в зависимости от типа и важности задачи, а также от того, кому она адресована

Пример. В агентстве решили повысить уровень клиентского сервиса за счет более прозрачных и понятных отчетов по контекстной рекламе. Перед отделом стоит глобальная задача: подобрать подходящий инструмент и перенести в него всю клиентскую отчетность.

По FAST задачу можно сформулировать так:

Подобрать и внедрить до 1 июня систему визуализации данных с возможностью строить динамические отчеты по контекстной рекламе, чтобы сделать отчетность быстрее для специалистов и понятнее для клиентов.

Пройдемся по критериям:

  • часто обсуждаемая – задача затрагивает всех сотрудников отдела, поэтому ее будут обсуждать;

  • амбициозная – она непростая, потому что глобальная, но выполнима;

  • конкретная – показывает какой нужно получить результат (динамические отчеты в системе визуализации данных);

  • прозрачная – всем сотрудникам понятно, что сделать (подобрать и внедрить) и зачем это нужно (ускорить процессы и сделать отчеты понятнее).

7 полезных инструментов для постановки задач

Выбрать какой-то один метод и оттачивать его или использовать разные способы для постановки задач разной сложности сотрудникам разного уровня – решать вам. В любом случае все задачи нужно где-то фиксировать. Поэтому делимся подборкой таск-менеджеров, в которых можно ставить задачи по любой из этих методологий. Выбирайте, исходя из потребностей и размеров вашей команды:

  1. Trello

  2. Worksection

  3. Wrike

  4. Asana

  5. ActiveCollab

  6. Todoist

  7. Битрикс24

  8. ПланФикс

Для чего нужен регламент постановки задач

Современной компании не обойтись без четких и понятных правил по постановке задач.

Особенно это касается компаний, где сотрудники имеют большую свободу в принятии решений, а стоимость их «часа» высока.

Регламент постановки задач — мерило и закон

Помочь решить проблему нецелевого расходования рабочего времени, повысить качество работ и облегчить управление может хорошо сформулированный регламент по постановке задач.

Данная статья приводит пример такого регламента, который можно взять за основу для разработки своего.

Или же использовать «как есть».

Пример регламента постановки задач

Термины и определения

АСУП — Автоматизированная система управления проектами.

Постановщик — Тот кто дает, ставит, назначает задачу.

Исполнитель — Тот кто выполняет задачу.

ЗЛ — Заинтересованные лица. Сотрудники компании непосредственно заинтересованные в выполнении задачи.

К таким сотрудникам относятся:

  • Автор — Тот кто сформулировал задачу и потребность.
  • Постановщик — Тот кто объяснил суть задачи исполнителю, договорился с ним о параметрах выполнения задачи, а также внес задачу в АСУП. Чаще всего (но необязательно) совпадает с Автором задачи.
  • Исполнитель — Тот кто непосредственно выполняет задачу.
  • Руководитель Постановщика — Непосредственный руководитель постановщика задачи.
  • Руководитель Исполнителя — Непосредственный руководитель исполнителя задачи.

Общие положения

Все, что устно, того не существует

Coluns (c)

Работа с задачами основывается на нескольких базовых правилах

  • Правило 1: Запрещается постановка задач сотрудникам в устной форме.
  • Правило 2: Карточка задачи в АСУП должна быть заполнена максимально подробно.
  • Правило 3: Сотрудник принимающий задачу обязан убедится что у него есть все необходимое.
  • Правило 4: В случае возникновения затруднений с выполнением задачи, сотрудник обязан немедленно оповестить всех ЗЛ.
  • Правило 5: В ходе выполнения задачи Исполнитель обязан ежедневно фиксировать в АСУП прогресс выполнения.
  • Правило 6: После завершения задачи Исполнитель обязан зафиксировать в АСУП результат выполнения, а Постановщик обязан его принять.
  • Правило 7: Результат выполнения любой задачи должен быть материален.

Далее приводится подробное описание каждого правила, а также инструкции по конкретным действиям.

Порядок взаимодействия

Общая последовательность жизненного цикла задачи.

Регламент постановки задач - жизненный цикл

Регламент постановки задач — жизненный цикл

Постановка задачи

Запрещается постановка задач сотрудникам в устной форме

Постановщик задачи и Исполнитель могут обсудить параметры выполнения задачи до ее фиксации в АСУП, но приступать к фактическому выполнению задачи Исполнитель не может.

Сотрудник которому задача поставлена без использования АСУП обязан отказаться от исполнения задачи.

В случае отказа Постановщика от фиксации задачи в АСУП или в случае когда к моменту начала работ над задачей, она не внесена в АСУП, Исполнитель обязан уведомить всех ЗЛ.

Постановка задачи производится в <Название системы управления задачами>.

Вносить данные о задаче в АСУП обязан Постановщик.

Общие требования к задаче

Задача не должна превышать по длительности 40 часов.

Все задачи большего размера должны быть предварительно декомпозированы до задач размером не более 40 часов.

Запрещается «условная» декомпозиция по принципу копирования задачи с добавлением незначащего примечания, вида «Отчет 1 часть», «Отчет 2 часть «

Требования к результатам

Каждая задача должна содержать четко описанный выходной результат.

Результат задачи должен иметь материальную форму.

Признаваемые виды результатов:

  • Документ в одном из форматов офисных документов.
  • Страница в системе <Название системы управления документацией>.
  • Программный код в виде файлов конфигурации, внешних обработок и т.п. снабженный описанием и размещенный в корпоративных системах.

Из описания задачи должно быть однозначно понятно какой именно результат предполагается.

В случаях когда Постановщик задачи затрудняется сформулировать результат задачи в одном из признаваемых видов, он обязан связаться со своим руководителем для совместного определения формулировки результата.

Обязательные для заполнения поля в карточке задачи
  • Тема
  • Автор
  • Описание
  • Первоначальная оценка
  • Срок исполнения
  • Исполнитель

Если для выполнения задачи необходимо заполнение дополнительных полей, то их также необходимо заполнить.

Постановщик обязан:

  • Предоставить Исполнителю всю необходимую для выполнения задачи информацию
  • Обеспечить доступы
  • Организовать встречи с представителями Заказчика

Принятие задачи

Исполнитель при принятии задачи должен убедиться в том что:

  • Задача внесена в АСУП.
  • В задаче заполнены все обязательные поля, предусмотренные разделом «Постановка задачи»
  • Данные задачи в АСУП соответствуют договоренностям с Постановщиком.
  • Срок исполнения, объем трудозатрат достаточны для выполнения задачи с учетом имеющихся других планов Исполнителя.
  • Исполнитель понимает суть задачи и у него есть все необходимое для выполнения.

При любых отклонениях Исполнитель обязан уведомить Постановщика.

Задача имеющая любое из перечисленных отклонений считается невыполнимой.

Запрещается принимать в работу невыполнимые задачи.

Выполнение задачи

При начале работ  над задачей Исполнитель обязан:

Изменить статус задачи в АСУП на статус «В работе»

По мере работы над задачей, но не реже одного раза в день отмечать в карточке задачи:

  • Затраченные часы.
  • Оставшиеся плановые часы.
  • Комментарий о полученном прогрессе.

Ошибка

В ходе выполнения задачи, в случае возникновения любых отклонений которые могут повлиять на:

  • Срок выполнения
  • Трудоемкость
  • Результаты

Исполнитель обязан:

  • Изменить приоритет задачи на Высокий.
  • Незамедлительно уведомить всех ЗЛ.

Для этого он должен добавить ЗЛ в наблюдателей задачи (при отсутствии)

После того как ЗЛ указаны в наблюдателях, Исполнитель должен добавить комментарий к задаче.

Комментарий должен содержать информацию:

  • Суть проблемы
  • На что влияет (срок исполнения, трудоемкость, результаты)
  • Предложения по устранению проблемы.

После отправки сообщения Исполнитель обязан убедиться в получении данного сообщения ЗЛ  ответственным за бюджет задачи .

До получения распоряжения ЗЛ ответственного за бюджет Исполнитель продолжает работы над задачей.

По мере получения решения по данной проблеме ЗЛ ответственный за бюджет фиксирует решение в задаче в виде комментария и при необходимости корректирует параметры выполнения.

Сроки обнаружения отклонений

Исполнитель обязан стремиться выявить отклонения в течении первых 25% срока выполнения задачи или выполнения 25% объема задачи.

В случае изменения Исполнителем срока или трудоемкости после завершения 75% срока или выполнения 75% объема — исполнитель обязан завершить работу за счет неоплачиваемых переработок.

Завершение задачи

После того как задача завершена и согласованный результат получен, Исполнитель переводит задачу в  статус На проверке.

При этом предварительно Исполнитель размещает в АСУП описание результата.

Описание результата должно быть в виде ссылки на документ если в рамках задачи разрабатывался документ или на исходный код если разрабатывался код.

Результат без физического воплощения результатом не считается.

Coluns (c)

Контроль выполнения

После того как задача передана на проверку Постановщик обязан проверить результат на соответствие параметрам задачи.

В случае необходимости Постановщик возвращает задачу на дополнительную доработку добавив при этом содержательный комментарий о том что именно требует корректировки.

При этом, если передача на доработку повлечет за собой изменение сроков, трудоемкости или результатов, то Постановщик обязан предварительно добавить в наблюдатели всех ЗЛ.

Если задача выполнена корректно, то Постановщик закрывает задачу переводя ее в соответствующий статус.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Озон руководство пользователя
  • Прибор dt890b инструкция с подробным описанием
  • Налоговые органы российской федерации руководство
  • Линкомицин инструкция по применению мазь от чего помогает взрослым
  • Смена наименования ооо 2022 год пошаговая инструкция