Общее руководство гражданской обороной в российской федерации осуществляет министр

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданская оборона

— система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а
также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • подготовка населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 
  • предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
    характера;
  • первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
  • Требования в области гражданской обороны

     – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты,
    другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Мероприятия по гражданской обороне

     — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая
    к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности
    возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

      Руководство гражданской обороной

  • Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
  • Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
  • Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
    руководители органов местного самоуправления.
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и
    проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
  • Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации






    Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

    Целью 

    государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных
    ситуациях.

    Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
    возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;


    в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий
    по гражданской обороне;

    г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;


    д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

    е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

    ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;


    з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных
    отечественными производителями;

    и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;


    к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных
    территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

    Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации
    системы стратегического планирования;

    б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

    д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

    е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

    Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

    Федеральные конституционные законы


    1.

    Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».


    2.

    Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

    Федеральные законы


    1.

    Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».


    2.

    Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».


    3.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    .


    4.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».


    5.

    Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».


    6.

    Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».


    7.

    Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».


    8.

    Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».


    9.

    Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».


    10.

    Федеральный закон от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».


    11.

    Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».


    12.


    Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в части касающейся
    полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.


    13.

    Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».


    14.

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании в Российской Федерации».


    15.

    Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».


    16.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


    17.

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».


    18.

    Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».


    19.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».


    20.

    Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ Об использовании атомной энергии


    21.

    Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

    Указы Президента Российской Федерации


    1.

    Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».


    2.

    Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».


    3.

    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».


    6.

    Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 г. № ПР-2613).


    7.


    Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и
    террористических актов на период до 2020 года утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года №Пр-3400.


    8.

    Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года № Пр-539.

    Постановления Правительства Российской Федерации


    1.


    Постановление Совета Министров Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования
    населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».


    2.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».


    4.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».


    10.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».


    12.


    Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов
    исполнительной власти».


    15.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».


    16.


    Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».


    17.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
    характера».

    Совместные приказы, приказы других министерств и ведомств


    2.


    Совместный приказ МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
    (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный номер 7443).


    5.

    Приказ Минздрава России от 08.02.2013 № 61н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки санитарной сумки для оказания первой помощи подразделениями сил гражданской обороны».


    6.


    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2013 г № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для
    оказания первичной медико- санитарной помощи и первой помощи».

    Приказы МЧС России


    1.

    Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».


    2.

    Приказ МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».


    3.


    Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно- методических центрах по гражданской обороне
    и чрезвычайным ситуациям субъектов российской федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    4.

    Приказ МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».


    5.

    Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (взамен приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993).


    6.

    Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».


    7.


    Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в
    образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
    Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    8.

    Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».


    9.


    Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».

    .


    10.

    Приказ МЧС России от 22.04.2013 № 276 «Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России».


    11.

    Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС».


    12.


    Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
    водных объектах.

    Прочие регламентирующие документы

    СП 88.13330.2014 «Защитные мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНИП II-11-77*».

    Ведомственные нормативные акты, планирующие документы и мероприятия в области гражданской обороны проводимые в Минобрнауки России

    Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 сентября 2019 г. № 774 «Об утверждении Положения о структурном подразделении (работниках) в Министерстве науки и высшего образования Российской
    Федерации и его территориальных органах, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны».

    Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
    .

    Положение об Отделе мобилизационной подготовки и гражданской обороны – уполномоченном структурном подразделении Минобрнауки России на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    План мероприятий Минобрнауки России по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря
    2016 года № 696.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России в 2019 году.

    Об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

    Государственную
    политику в области гражданской обороны
    осущест­вляет федеральный орган
    исполнительной власти, уполномоченный
    Прези­дентом Российской Федерации
    на решение задач в области гражданской
    обороны. Руководство гражданской
    обороной в Российской Федерации
    осуществляет Правительство Российской
    Федерации. Руководство гражданской
    обороной в федеральных органах
    исполнительной власти и организациях
    осуществляют их руководители, Руководство
    гражданской обороной на территориях
    субъектов Российской Федерации и
    муниципальных образований осуществляют
    соответственно главы органов исполнительной
    власти субъектов Российской Федерации
    и руководители органов местного
    самоуправления.
    Руководители федеральных органов
    исполнительной власти, органов
    исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации и организаций
    несут персональную ответственность за
    организацию и проведение мероприятий
    по гражданской обороне и защите населения.
    Государственную политику в области
    гражданской обороны осущест­вляет
    федеральный орган исполнительной
    власти, уполномоченный Прези­дентом
    Российской Федерации на решение задач
    в области гражданской обороны. Руководство
    гражданской обороной в Российской
    Федерации осуществляет Правительство
    Российской Федерации. Руководство
    гражданской обороной в федеральных
    органах исполнительной власти и
    организациях осуществляют их руководители,
    Руководство гражданской обороной на
    территориях субъектов Российской
    Федерации и муниципальных образований
    осуществляют соответственно главы
    органов исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации и руководители
    органов местного самоуправления.
    Руководители федеральных органов
    исполнительной власти, органов
    исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации и организаций
    несут персональную ответственность за
    организацию и проведение мероприятий
    по гражданской обороне и защите населения.

    Органами,
    осуществляющими управление гражданской
    обороной, явля­ются:

    1) Федеральный
    орган исполнительной власти, уполномоченный
    на реше­ние задач в области гражданской
    обороны.

    2) Территориальные
    органы — региональные центры по делам
    граждан­ской обороны, чрезвычайным
    ситуациям и ликвидации последствий
    стихий­ных бедствий и органы,
    уполномоченные решать задачи гражданской
    оборо­ны и задачи по предупреждению
    и ликвидации чрезвычайных ситуаций по
    субъектам Российской Федерации.

    Территориальные
    органы

    — региональные центры по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и
    ликвидации последствий стихийных
    бедствий и органы, уполномоченные решать
    задачи гражданской обороны и задачи по
    предупреждению и ликвидации чрезвычайных
    ситуаций по субъек­там Российской
    Федерации, комплектуются военнослужащими
    войск граж­данской обороны, лицами
    начальствующего состава Государственной
    проти­вопожарной службы и гражданским
    персоналом.

    Сл.
    24

    Рис.1

    Президент

    Председатель
    Правительства РФ

    Руководители
    федеральных органов исполнительной
    власти

    Министр
    РФ по делам ГО и ЧС

    Министр
    обороны РФ

    Управления
    (отделы) ГО ЧС

    МЧС
    России

    Генеральный
    штаб МО РФ

    Отделы
    местной самообороны

    Начальники
    Региональных центров МЧС РФ

    Руководители
    региональных организаций ФОИВ

    Руководители
    ОИВ субъектов РФ

    Командующие
    ВО (флотами)

    Отделы
    ГО ЧС

    Службы
    ГО

    Органы
    ГО ЧС

    Службы
    местной самообороны

    Руководители
    объектов экономики

    Руководители
    объектов экономики

    Соединения,
    части ВС РФ

    Нештатные
    аварийно-спасательные формирования

    Войска
    ГО (с 01. 01. 2009 г. – специальные
    формирования)

    Службы
    местной самообороны

    Структура
    осуществления руководства гражданской
    обороной Российской Федерации

    В состав сил,
    выполняющих задачи гражданской обороны,
    входят как основные силы, создаваемые
    специально в ее интересах, так и силы
    привлекаемые других ведомств.

    К силам гражданской
    обороны относятся:

    — войска ГО;

    — ГПС МЧС России;

    — аварийно-спасательные
    службы ГО;

    — нештатные
    аварийно-спасательные формирования
    ГО;

    — силы МЧС России
    и функциональных подсистем РСЧС.

    Кроме того, могут
    создаваться добровольные формирования
    из населения.

    К функциональным
    подсистемам РСЧС относятся:

    • ведомственные
      аварийно-спасательные формирования
      (газо- и горноспасатели, аварийно-спасательные
      подразделения Минтранса и др.);

    • части и подразделения
      Минобороны, МВД, других силовых ведомств,
      выделяемых по планам взаимодействия;

    • штатные учреждения
      мирного времени (скорая помощь,
      аварийно-коммунальные службы и др.).

    Сл.
    25

    Рис.2

    СИЛЫ
    ГО

    Основные

    Привлекаемые

    Силы
    ГО

    Силы
    МЧС

    Силы
    функциональных подсистем РСЧС

    Войска
    ГО

    Формирования
    ГПС

    Части
    и подразделения МО, МВД и пр.

    Территориальные
    аварийно-спасательные службы и
    формирования

    Поисково-спасательные
    отряды

    Ведомственные
    аварийно-спасательные формирования

    Объектовые
    нештатные аварийно-спасательные
    службы и формирования

    Авиация
    МЧС России

    Силы
    «Медицины катастроф»

    Добровольные
    формирования

    Силы
    ГИМС

    Штатные
    учреждения и организации Службы
    наблюдения и лабораторного контроля
    и системы мониторинга

    Учреждения
    системы мониторинга и прогнозирования

    Структура
    сил и средств, привлекаемых к решению
    задач гражданской обороны

    Непосредственную
    работу по реализации планов гражданской
    обороны страны решают структурные
    подразделения гражданской обороны.
    Структурные подразделениягражданской
    обороны
    – подразделения федеральных
    органов исполнительной власти,
    уполномоченные на решение задач в
    области гражданской обороны, которые
    создаются (назна­чаются) в порядке,
    установленном Правительством Российской
    Федерации.

    Сл. 26

    Структурные
    подразделения включают силы гражданской
    обороны. Силы гражданской
    обороны
    — воинские
    формирования, специально предназначенные
    для решения задач в области гражданской
    обороны, организационно объединенные
    в войска гражданской обороны, а также
    аварийно-спасательные формирования и
    спаса­тельные службы.

    Аварийно-спасательные
    службы и аварийно-спасательные
    формирования привлекаются для решения
    задач в области гражданской обороны в
    соответствии с законодательством
    Российской Федерации.

    Аварийно-спасательные
    службы (АСС)
    это совокупность
    органов управления, сил и средств,
    предназначенных для решения конкретных
    задач по предупреждению и ликвидации
    чрезвычайных ситуаций в мирное время
    или создаваемые в интересах ГО организации,
    выполняющие специальные задачи по
    проведению АСДНР, жизнеобеспечению
    пострадавшего населения, оказанию
    медицинской помощи, охране общественного
    порядка, срочному захоронению трупов
    и др.

    В состав АСС может
    входить несколько подразделений
    (формирований), объединенных единой
    организационной структурой и единым
    руководством.

    К существующим
    АСС, выполняющим задачи гражданской
    обороны, относятся организации и
    учреждения здравоохранения,
    агропромышленного комплекса, коммунального
    хозяйства, гидрометеослужбы и другие
    организации, обеспечивающие
    жизнедеятельность населения.

    Особую роль в
    военное время играют медицинские
    учреждения (службы). Прежде всего, к ним
    относится служба экстренной медицинской
    помощи («Медицина катастроф»). Она была
    создана в соответствии с постановлением
    Правительства СССР от 7 апреля 1990 года.
    В дальнейшем она была реорганизована
    во Всероссийскую службу медицины
    катастроф (ВСМК), являющуюся функциональной
    подсистемой Единой государственной
    системы предупреждения и ликвидации
    чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Созданный
    Всероссийский центр медицины катастроф
    «Защита» определен как головное
    государственное учреждение на правах
    юридического лица, обеспечивающего
    научно-практическое руководство ВСМК.

    Сл.
    27

    Нештатные
    формирования и учреждения спасательных
    служб
    — представляют
    собой самостоятельные структуры,
    созданные на нештатной основе, оснащенные
    специальными техникой, оборудованием,
    снаряжением, инструментами и материалами,
    подготовленными для проведения
    аварийно-спасательных и других неотложных
    работ в очагах поражения и зонах
    чрезвычайных ситуаций.

    Нештатные
    аварийно-спасательные формирования
    создают из числа своих работников
    организации, имеющие потенциально
    опасные производственные объекты и
    эксплуатирующие их, а также имеющие
    важное оборонное и экономическое
    значение или представляющие высокую
    степень опасности возникновения
    чрезвычайных ситуаций в военное и мирное
    время и другие организации. Органы
    исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации и органы местного
    самоуправления в порядке, определяемом
    органами исполнительной власти субъекта
    Российской Федерации, органами местного
    самоуправления, могут создавать,
    содержать и организовывать деятельность
    нештатных аварийно-спасательных
    формирований для решения отдельных
    задач на своих территориях.

    Войска гражданской
    обороны

    Российской Федерации являются воинскими
    формированиями, специально предназначенными
    для решения задач гражданской обороны.
    Они используются в военное время для
    защиты территории страны и населения
    от опасностей, возникающих при ведении
    военных действий или вследствие этих
    действий.

    Войска гражданской
    обороны представляют наиболее
    подготовленную и мобильную часть сил
    гражданской обороны и выполняют наиболее
    сложные и трудоемкие задачи по обеспечению
    ввода сил гражданской обороны в очаги
    поражения и проведению в них
    аварийно-спасательных и других неотложных
    работ.

    Обладая высокой
    готовностью и маневренностью, они
    способны быстро выдвигаться к очагам
    поражения и первыми приступить к
    выполнению спасательных работ как
    самостоятельно, так и во взаимодействии
    с гражданскими организациями гражданской
    обороны.

    Общее руководство
    войсками гражданской обороны осуществляет
    Президент Российской Федерации.

    Управление войсками
    гражданской обороны осуществляет
    Министр Российской Федерации по делам
    гражданской обороны, чрезвычайным
    ситуациям и ликвидации последствий
    стихийных бедствий:

    • соединениями,
      воинскими частями и организациями
      войск гражданской обороны, дислоцированными
      на территории регионов Российской
      Федерации — через региональные центры
      МЧС России;

    • соединениями,
      воинскими частями и организациями
      войск гражданской обороны центрального
      подчинения — непосредственно.

    Соединения,
    воинские части и организации войск
    гражданской обороны в военное время
    могут передаваться в оперативное
    подчинение главам органов исполнительной
    власти субъектов Российской Федерации,
    руководителям органов местного
    самоуправления для решения задач по
    ликвидации последствий, возникающих
    при ведении военных действий или
    вследствие этих действий, а также при
    возникновении стихийных бедствий,
    крупных аварий и катастроф, борьбы с
    лесными пожарами.

    Государственная
    противопожарная служба МЧС России

    В
    соответствии с Федеральным законом от
    21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной
    безопасности» в ГПС МЧС
    России
    входят ФПС и противопожарные службы
    субъектов Российской Федерации.

    ФПС
    включает в себя:

    1.
    Структурные подразделения центрального
    аппарата федерального органа исполнительной
    власти, уполномоченного на решение
    задач в области пожарной безопасности,
    осуществляющие управление и координацию
    деятельности ФПС.

    2.
    Структурные подразделения территориальных
    органов федерального органа исполнительной
    власти, уполномоченного на решение
    задач в области пожарной безопасности
    – региональных центров по делам
    гражданской обороны, чрезвычайным
    ситуациям и ликвидации последствий
    стихийных бедствий, органов, уполномоченных
    решать задачи гражданской обороны и
    задачи по предупреждению и ликвидации
    чрезвычайных ситуаций по субъектам
    Российской Федерации.

    3.
    Органы государственного пожарного
    надзора.

    4.
    Пожарно-технические, научно-исследовательские
    и образовательные учреждения.

    5.
    Подразделения ФПС, созданные в целях
    обеспечения профилактики пожаров и
    (или) их тушения в организациях (объектовые
    подразделения).

    6.
    Подразделения ФПС, созданные в целях
    организации профилактики и тушения
    пожаров в закрытых административно-территориальных
    образованиях, а также в особо важных и
    режимных организациях (специальные и
    воинские подразделения).

    Сл.
    28

    Соседние файлы в папке Лекции 2008г

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

    Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

    Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

    — защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

    — координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

    — создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

    — повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

    — проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

    — поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

    — специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

    — накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

    — обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

    — эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

    — организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

    — обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

    История в СССР и РФ

    — Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

    — В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

    — В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

    — Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

    — В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)

    • Ссылка

    • Отправить почтой

    • Версия для печати

    • Код для блога

    • Экспорт

    Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    Открыть

    Гражданская оборона

    • Гражданская оборона (ГО) — система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

      В России общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

    Источник: Википедия

    Связанные понятия

    Гражданская оборона в России — система мер по защите людей и материальных ценностей в стране в случае военных действий, стихийных бедствий или техногенных катастроф, а также подготовка таких мер. Эти меры включают размещение в убежищах, эвакуацию, маскировку объектов, оказание первой помощи и обеспечение базовых потребностей жителей.

    Вну́тренние войска́ — воинские формирования в системе Министерства внутренних дел (МВД), предназначенные для обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также для защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных или иных противоправных посягательств. Существовали в СССР — в системе МВД СССР (до 1946 года — в системе НКВД СССР), а также продолжают существовать (или существовали) после распада СССР — в системах МВД ряда государств постсоветского пространства…

    Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращенно — СВФ МЧС России) — подразделения, созданные на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны и предназначенные для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных…

    Пограни́чные войска́ (пограничная служба, пограничная стража, пограничная охрана и так далее) государства — государственная организация, орган, вооружённое воинское формирование, предназначенное для охраны и обороны внешних границ государства на суше или воде, а также для поддержания соответствующего режима в пограничной зоне.

    Войска связи — специальные войска, предназначенные для развёртывания системы связи и обеспечения управления формированиями (объединениями, соединениями, частями, подразделениями и военнослужащими) вооружённых сил государства в мирное и военное время.

    Упоминания в литературе

    В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что необходим новый подход к организации и ведению гражданской обороны, с дальнейшим реформированием войск гражданской обороны и возможной передачей их функций другим войскам, т. е. к решению задач гражданской защиты должна также привлекаться военная организация государства в целом. Задача науки – определить формы, средства и методы такого участия.[98] Предстоит реформирование войск гражданской обороны с учетом создания Государственной спасательной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»). Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Мероприятия по гражданской обороне, включая инженерно-технические мероприятия, строительство объектов гражданской обороны, должны быть в обязательном порядке предусмотрены в градостроительной документации всех видов.

    28) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

    о силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства (определения понятиям силы и средств гражданской обороны даны Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»);

    В ней участвовали оперативные группы вооруженных сил Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, представители Исполнительного комитета СНГ, Секретариата Совета коллективной безопасности, Антитеррористического центра Содружества, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, Координационной службы совета командующих пограничными войсками, а также Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий[67]. Во избежание указанных выше трудностей уже разработаны и подписаны Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности. Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества, подготовлены ряд модельных договоров и соглашений.

    Связанные понятия (продолжение)

    Государственная безопасность — уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз. Обеспечение государственной безопасности, или охрана государственной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, военных и правовых мероприятий по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб иностранных государств, а также от противников…

    Офицер запаса — военнообязанное лицо, имеющее офицерское звание, не находящееся на действительной военной службе.

    Министе́рство оборо́ны — о́рган управления, в составе правительства суверенного государства, управляющий организацией (Вооружённые силы, Армия, например — НОАК) по защите государства или страны, от внешних угроз.

    Военно-строительные формирования — формирования (воинские части и подразделения) в ряде государств, предназначенные для подготовки театров военных действий: строительства военной инфраструктуры, долговременных оборонительных сооружений и коммуникаций, а также обустройства и расквартирования войск как в военное, так и в мирное время.

    Подробнее: Строительные войска

    Государственная техническая комиссия СССР (Гостехкомиссия СССР, ГТК СССР) — специальный орган, созданный с целью противодействия иностранным техническим средствам разведки, предотвращения утечки по техническим каналам государственных и военных секретов, сведений о военном и военно-промышленном потенциале, организации межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.

    Местная противовоздушная оборона (МПВО) — местная система оборонных мероприятий по противовоздушной обороне, осуществлявшихся местными органами власти под руководством военных организаций, направленных на защиту населения и народного хозяйства от нападения врага с воздуха и ликвидацию последствий осуществлённых ударов.

    Ниже представлен список глав военных ведомств Союза Советских Социалистических Республик. Воинская должность в различные годы называлась по-разному, как и высший орган военного управления, отвечающего за оборону государства. Воинские звания руководителей военных ведомств представлены на момент ухода с соответствующей должности.

    Подробнее: Главы военных ведомств СССР

    Специальная кафедра ЦИПК МСМ СССР — специальное обособленное учебное подразделение в системе Министерства среднего машиностроения, созданное с целью организации и проведения аналитических исследований в области противодействия иностранным техническим средствам разведки и предупреждения утечки по техническим каналам государственных и военных секретов, обучением, подготовкой и повышением квалификации РРиС в области гражданской обороны, защиты государственной и информационной безопасности на закрытых…

    Военно-воздушные силы (ВВС) — вид Вооруженных сил (ВС) государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения и военной техники, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов.

    Военнослу́жащий — лицо (человек), исполняющее должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее специальным правовым статусом (при определенных условиях: см. ниже).

    Маршал Росси́йской Федера́ции — высшее воинское звание Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённое 11 февраля 1993 года законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», присваивается президентом Российской Федерации за особые заслуги перед государством.

    Сухопу́тные войска́ — формирование (вид вооружённых сил (ВС)) многих государств мира, наряду с военно-морским флотом (силами) и военно-воздушными силами (флотом).

    Инженерные войска СССР — специальные войска Вооружённых сил Союза ССР, предназначенные для инженерного обеспечения: оборудования территории военных (боевых) действий, инженерной разведки и сопровождения войск (сил) в наступлении и так далее.

    Доро́жно-строи́тельный ко́рпус — формирование (соединение, корпус) специальных войск (дорожных) Вооружённых Сил СССР (ВС СССР) и России (ВС России), предназначенный для восстановления, строительства, реконструкции автомобильных дорог (АД) и сооружений на них и иных мероприятий военного дела.

    Железнодорожные войска (ЖДВ) — формирование (объединение) вооружённых сил некоторых государств, участвующее в обеспечении обороноспособности государства.

    Доро́жные войска́ (ДВ) — специальные войска в составе Вооружённых Сил государства, предназначенные для выполнения задач дорожного обеспечения, то есть для подготовки, строительства, восстановления, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог (АД) и мостов в оперативном тылу, организации и несения на них дорожно-комендантской службы (ДКС).

    Вое́нный о́круг (ВО) — территориальное общевойсковое объединение соединений, частей, военно-учебных заведений и различных местных военных учреждений.

    Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, а также ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Мобилизационные возможности государства — комплексное понятие, обозначающее наличие людских и материальных ресурсов, которые государство может привлечь для мобилизационного развёртывания вооружённых сил и полноценного обеспечения нужд фронта и тыла, в процессе перевода экономики страны с мирного на военное положение.

    Пограничный округ — в Российской империи, в СССР и в Российской Федерации административно-территориальное и оперативное формирование (уровня объединения) пограничных войск, задачей которого являлась охрана государственной границы на выделенном участке ответственности.

    Воздушно-десантные войска (ВДВ) — самостоятельный род войск вооруженных сил, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов высокоточного оружия, срыву выдвижения и развертывания резервов, нарушению работы тыла и коммуникаций, а также по прикрытию (обороне) отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника…

    Разве́дка — комплекс мероприятий, проводимых государством в лице военного ведомства (его сотрудника), преимущественно по получению и обработке данных о действующем или вероятном противнике, его военных ресурсах, боевых возможностях и уязвимости, а также о театре военных действий.

    Военная медицина — система научных знаний и практических мер, является областью медицины и составной частью военного дела, занимающаяся укреплением здоровья, изучением, предупреждением и лечением заболеваний и повреждений возникающих у человека в связи с прохождением им военной службы, соответственно с его участием в военных (боевых) действиях или проживанием на территории, где ведутся военные (боевые) действия.

    Генеральный штаб Вооружённых Сил СССР — формирование (генеральный штаб), один из органов военного управления Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик.

    Генера́л-полко́вник — чин, воинское звание высшего офицерского состава вооружённых сил, в ряде государств мира. В зависимости от системы воинских званий каждого государства может являться одним из высших или высшим воинским званием.

    Фронт — формирование, высшее (до 1935 года) оперативно-стратегическое объединение войск (сил) вооруженных сил на континентальном театре военных действий (ТВД), предназначенное для проведения стратегических операций по уничтожению крупных вражеских группировок либо обороны жизненно важных территорий в русской военной традиции.

    Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществлявший в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, связи и дорожного строительства силами инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований, находившихся в его подчинении.

    Военно-учётная специальность (ВУС) — военная специальность военнослужащего и военнообязанного для его учёта и использования в военном деле России, указание военной и учётной специальности действующего, находящегося в запасе или в отставке военнослужащего ВС России и других войск, сил, спецвойск (спецслужб) и формирований.

    Краснознамённый Дальневосточный военный округ — оперативно-стратегическое территориальное объединение (военный округ) Вооружённых Сил СССР и Вооружённых Сил Российской Федерации (1935 и 1945—2010), дислоцировавшееся в дальневосточном регионе страны.

    Вооружённые си́лы (ВС) — главная вооружённая организация государства или группы государств, предназначенная для обеспечения военной безопасности, защиты государственных интересов при агрессии и ведении войны, недопущения или ликвидации угрозы миру между государствами и безопасности. Кроме выполнения основных функций возложенных на вооружённые силы, они также могут привлекаться к поддержанию порядка в государстве при чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф…

    Род войск (сил) — составная часть вида вооружённых сил государства, включающая воинские формирования, которые имеют свойственные только им основное вооружение и военную технику, а также способы их применения.

    Специальные войска (С.в., СпецВ) — формирования (органы управления, подразделения, части, соединения, учреждения, заведения и предприятия) в родах войск (сил) видах вооружённых сил (ВС), тылу и отдельных родах войск государств, предназначенные для управления, боевого или тылового обеспечения, либо выполнения других специальных задач.

    Прика́з — в административном праве вид акта управления, волевое властное официальное распоряжение руководителя, командира или начальника, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчинёнными.

    Военная академия (бывшая Военно-дипломатическая академия) Министерства обороны Российской Федерации — военное учебное заведение, специализирующееся на подготовке военных дипломатов (сотрудников военных атташатов) и сотрудников военной разведки. В/ч 22177. Сленговое название — «Консерватория».

    Формирова́ние (воинское формирование) — обобщённое наименование подразделений, воинских частей, соединений, объединений и других структурных единиц вооружённых сил а также других войск, которые имеют специфические особенности предназначения, формирования и комплектования.

    Доро́жные войска́ — специальные войска в составе Материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации (до 2010 года — в составе Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации), включающие в себя дорожно-комендантские соединения и части, мостовые, понтонно-мостовые, а также дорожные части и подразделения, предназначенные для выполнения задач дорожного обеспечения.

    Пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

    Ма́ршал ро́да во́йск (сил) и специальных войск — группа воинских званий в Вооружённых Силах СССР: маршал артиллерии (род войск), маршал авиации (род сил), маршал бронетанковых войск (род войск), маршал инженерных войск (спецвойска), маршал войск связи (спецвойска).

    Военное строительство — часть военного дела, включающая в себя теорию и практику создания, то есть строительства (формирования, реформирования), в соответствии с внешними и внутренними условиями в мире и стране, вооружённых сил (ВС) государства, взаимосвязанные экономические, социально-политические, военные и другие мероприятий по созданию и совершенствованию военной организации государства.

    Вое́нный городо́к — территория с находящимися на ней зданиями и сооружениями, которые предназначены для размещения в них одной либо нескольких воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий вооружённых сил.

    Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР.

    Тыл Вооружённых сил Российской Федерации — составная часть Вооружённых сил Российской Федерации: совокупность воинских соединений, частей, подразделений, учреждений и специальных служб, осуществлявших с 1992 по 2010 годы тыловое и техническое обеспе́чение всех видов и родов войск (сил) ВС РФ.

    Сове́тская Армия (сокр. СА) — официальное наименование основного формирования Вооружённых Сил СССР (кроме военно-морского флота, пограничных и внутренних войск).

    Гру́ппа сове́тских войск в Герма́нии (ГСВГ; нем. Gruppe der Sowjetischen Streitkräfte in Deutschland, GSSD; англ. Group of Soviet Forces in Germany, GSFG) — оперативно-стратегическое формирование (группа) войск (сил) Вооружённых Сил СССР.

    Ракетная армия — оперативно-стратегическое объединение (армия) ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в вооружённых силах СССР (вид ВС) и Российской Федерации (отдельный род войск), предназначенное для поражения всех видов и типов стратегических объектов противника в военное время (ядерной войне) на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях театров военных действий или театра войны, в любом месте земного шара. Сокращённое наименование — РА.

    Упоминания в литературе (продолжение)

    – на территориальном и местном уровнях – соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

    28) обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны подчиненными органами и организациями, повышение устойчивости работы этих органов и организаций, а также, в пределах своей компетенции, внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

    Правительство РФ регулирует и общие вопросы материально-технического обеспечения и денежного довольствия сотрудников отдельных служб и подразделений правоохранительных органов (постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 789 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы»;[49] постановление Правительства РФ от 26 августа 2004 г. № 438 «Об условиях оплаты труда работников подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации»[50]).

    Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Законодатель дает исчерпывающий перечень структурных подразделений министерств и ведомств, в которых граждане проходят военную службу. Их совокупность образует так называемую военную организацию государства, функционирование которой обеспечивает решение задач военной службы и достижение ее целей.

    ВОЛОСОВ Александр Иванович (род. 21.2.1957, поселок Нарышкино Урицкого района Орловской области), заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генерал-майор, действительный государственный советник РФ 3-го класса (1.11.2008), кандидат экономических наук (2004). Окончил Московское высшее командное училище дорожных и инженерных войск (1977), Военную академию тыла и транспорта (1993), Российскую академию государственной службы при Президенте РФ (1999). В 2004 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие форм управления государственными инвестициями». С 1974 служил в рядах Вооруженных сил СССР/РФ, с 1977 командир аварийно-технического взвода. Затем на командных и штабных должностях, начальник штаба – заместителя командира полка. С 1992 командир 198-го отдельного механизированного полка гражданской обороны Ленинградского военного округа. В 1995 перешел на службу в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ): начальник отдела тыла и материальных ресурсов, заместитель начальника Центра по тылу – начальник тыла Центрального регионального центра МЧС РФ. С 1999 заместитель начальника Департамента войск и спасательных формирований по материально-техническому обеспечению и вооружению МЧС РФ. С 2003 начальник Департамента материально-технического обеспечения и вооружения, с 2004 – Департамента тыла и вооружений МЧС РФ. 24.3.2008 назначен заместителем министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Награжден орденами Знак Почета, За военные заслуги.

    Статья 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98.№ 53 дает следующее определение военной службы – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее – другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формирования5. Это определение содержит перечисление структур, где служба считается военной, однако перечень является открытым, что ставит вопрос о необходимости подобного перечисления.

    Она представляет собой систему, включающую в себя республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы, организации, обеспечивающие планирование, организацию, исполнение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и подготовку к проведению мероприятий гражданской обороны (ГО).

    – о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

    При возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе эпидемий и эпизоотий, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших (могущих повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующих проведения значительных аварийно-спасательных и других неотложных работ, в условиях, когда чрезвычайное положение не введено, специально подготовленные воинские части (подразделения) гарнизона привлекаются для предупреждения и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (устранения угрозы их возникновения) или для оказания помощи пострадавшему населению приказом (распоряжением) командующего войсками военного округа согласно плану взаимодействия военного округа с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и плану действий органов военного управления и войск округа по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    К федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации в области использования атомной энергии относятся Правительство РФ (ст. 110 Конституции), федеральные министерства и подведомственные им федеральные службы и агентства, руководство которыми осуществляет Президент РФ (например, Министерство Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) либо Правительство РФ (например, Федеральное агентство по атомной энергии), а также иные федеральные органы исполнительной власти (Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ). Данная структура взамен ранее существовавшей утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

    К федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами относятся Правительство РФ (ст. 110 Конституции), федеральные министерства и подведомственные им федеральные службы и агентства, руководство которыми осуществляет Президент РФ (например, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) либо Правительство РФ, а также иные федеральные органы исполнительной власти (Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ). Данная структура взамен ранее существовавшей утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

    • департамент по управлению чрезвычайными ситуациями Аналог российского МЧС. В его компетенцию входит предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий; функции гражданской обороны; обеспечение пожарной безопасности;

    Структура международного гуманитарного права выражена в Женевских конвенциях и имеет следующий вид: санитарный персонал; раненые и военнопленные, которые пострадали от военных действий; военнопленные; гражданское население и граждане нейтральных стран; оккупированные территории; интернированные; гражданская оборона; средства и методы ведения военных действий.

    К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

    спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (воинские формирования);

    Явления и катастрофы природного и техногенного характера, опасные для жизни и здоровья людей, в российской правовой доктрине именуются чрезвычайными ситуациями. По данным Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), ежегодно доля чрезвычайных ситуаций растет на 5–7 %. Вместе с ростом числа чрезвычайных ситуаций растет их негативное влияние на окружающую среду. В целом роль чрезвычайных ситуаций в обеспечении экологической безопасности трудно оценить, но ущерб, наносимый ими здоровью человека и природной среде, вполне сопоставим с ущербом, причиненным загрязнением окружающей среды от деятельности крупных промышленных предприятий.

    – в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (воинские формирования);

    11) государственный надзор в области гражданской обороны (при этом статьи КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушение обязательных требований в сфере гражданской обороны (ст. 20.6 «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и ст. 20.7 «Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны»), предусматривают меры ответственности только в отношении должностных и юридических лиц);

    Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Советник директора по воспитанию в школе должностная инструкция
  • Электропечь чудесница м инструкция по применению
  • Руководство нотариальной палатой осуществляет
  • Руководство коллективом обратная связь
  • Аспирин инструкция по применению детям при температуре таблетки дозировка