Общее руководство гражданской обороной рф осуществляет министр обороны

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданская оборона

— система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а
также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • подготовка населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 
  • предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
    характера;
  • первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
  • Требования в области гражданской обороны

     – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты,
    другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Мероприятия по гражданской обороне

     — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая
    к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности
    возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

      Руководство гражданской обороной

  • Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
  • Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
  • Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
    руководители органов местного самоуправления.
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и
    проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
  • Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации






    Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

    Целью 

    государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных
    ситуациях.

    Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
    возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;


    в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий
    по гражданской обороне;

    г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;


    д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

    е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

    ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;


    з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных
    отечественными производителями;

    и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;


    к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных
    территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

    Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации
    системы стратегического планирования;

    б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

    д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

    е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

    Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

    Федеральные конституционные законы


    1.

    Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».


    2.

    Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

    Федеральные законы


    1.

    Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».


    2.

    Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».


    3.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    .


    4.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».


    5.

    Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».


    6.

    Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».


    7.

    Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».


    8.

    Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».


    9.

    Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».


    10.

    Федеральный закон от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».


    11.

    Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».


    12.


    Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в части касающейся
    полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.


    13.

    Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».


    14.

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании в Российской Федерации».


    15.

    Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».


    16.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


    17.

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».


    18.

    Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».


    19.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».


    20.

    Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ Об использовании атомной энергии


    21.

    Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

    Указы Президента Российской Федерации


    1.

    Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».


    2.

    Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».


    3.

    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».


    6.

    Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 г. № ПР-2613).


    7.


    Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и
    террористических актов на период до 2020 года утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года №Пр-3400.


    8.

    Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года № Пр-539.

    Постановления Правительства Российской Федерации


    1.


    Постановление Совета Министров Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования
    населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».


    2.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».


    4.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».


    10.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».


    12.


    Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов
    исполнительной власти».


    15.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».


    16.


    Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».


    17.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
    характера».

    Совместные приказы, приказы других министерств и ведомств


    2.


    Совместный приказ МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
    (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный номер 7443).


    5.

    Приказ Минздрава России от 08.02.2013 № 61н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки санитарной сумки для оказания первой помощи подразделениями сил гражданской обороны».


    6.


    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2013 г № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для
    оказания первичной медико- санитарной помощи и первой помощи».

    Приказы МЧС России


    1.

    Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».


    2.

    Приказ МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».


    3.


    Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно- методических центрах по гражданской обороне
    и чрезвычайным ситуациям субъектов российской федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    4.

    Приказ МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».


    5.

    Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (взамен приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993).


    6.

    Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».


    7.


    Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в
    образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
    Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    8.

    Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».


    9.


    Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».

    .


    10.

    Приказ МЧС России от 22.04.2013 № 276 «Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России».


    11.

    Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС».


    12.


    Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
    водных объектах.

    Прочие регламентирующие документы

    СП 88.13330.2014 «Защитные мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНИП II-11-77*».

    Ведомственные нормативные акты, планирующие документы и мероприятия в области гражданской обороны проводимые в Минобрнауки России

    Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 сентября 2019 г. № 774 «Об утверждении Положения о структурном подразделении (работниках) в Министерстве науки и высшего образования Российской
    Федерации и его территориальных органах, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны».

    Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
    .

    Положение об Отделе мобилизационной подготовки и гражданской обороны – уполномоченном структурном подразделении Минобрнауки России на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    План мероприятий Минобрнауки России по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря
    2016 года № 696.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России в 2019 году.

    Об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

    Государственную
    политику в области гражданской обороны
    осущест­вляет федеральный орган
    исполнительной власти, уполномоченный
    Прези­дентом Российской Федерации
    на решение задач в области гражданской
    обороны. Руководство гражданской
    обороной в Российской Федерации
    осуществляет Правительство Российской
    Федерации. Руководство гражданской
    обороной в федеральных органах
    исполнительной власти и организациях
    осуществляют их руководители, Руководство
    гражданской обороной на территориях
    субъектов Российской Федерации и
    муниципальных образований осуществляют
    соответственно главы органов исполнительной
    власти субъектов Российской Федерации
    и руководители органов местного
    самоуправления.
    Руководители федеральных органов
    исполнительной власти, органов
    исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации и организаций
    несут персональную ответственность за
    организацию и проведение мероприятий
    по гражданской обороне и защите населения.
    Государственную политику в области
    гражданской обороны осущест­вляет
    федеральный орган исполнительной
    власти, уполномоченный Прези­дентом
    Российской Федерации на решение задач
    в области гражданской обороны. Руководство
    гражданской обороной в Российской
    Федерации осуществляет Правительство
    Российской Федерации. Руководство
    гражданской обороной в федеральных
    органах исполнительной власти и
    организациях осуществляют их руководители,
    Руководство гражданской обороной на
    территориях субъектов Российской
    Федерации и муниципальных образований
    осуществляют соответственно главы
    органов исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации и руководители
    органов местного самоуправления.
    Руководители федеральных органов
    исполнительной власти, органов
    исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации и организаций
    несут персональную ответственность за
    организацию и проведение мероприятий
    по гражданской обороне и защите населения.

    Органами,
    осуществляющими управление гражданской
    обороной, явля­ются:

    1) Федеральный
    орган исполнительной власти, уполномоченный
    на реше­ние задач в области гражданской
    обороны.

    2) Территориальные
    органы — региональные центры по делам
    граждан­ской обороны, чрезвычайным
    ситуациям и ликвидации последствий
    стихий­ных бедствий и органы,
    уполномоченные решать задачи гражданской
    оборо­ны и задачи по предупреждению
    и ликвидации чрезвычайных ситуаций по
    субъектам Российской Федерации.

    Территориальные
    органы

    — региональные центры по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и
    ликвидации последствий стихийных
    бедствий и органы, уполномоченные решать
    задачи гражданской обороны и задачи по
    предупреждению и ликвидации чрезвычайных
    ситуаций по субъек­там Российской
    Федерации, комплектуются военнослужащими
    войск граж­данской обороны, лицами
    начальствующего состава Государственной
    проти­вопожарной службы и гражданским
    персоналом.

    Сл.
    24

    Рис.1

    Президент

    Председатель
    Правительства РФ

    Руководители
    федеральных органов исполнительной
    власти

    Министр
    РФ по делам ГО и ЧС

    Министр
    обороны РФ

    Управления
    (отделы) ГО ЧС

    МЧС
    России

    Генеральный
    штаб МО РФ

    Отделы
    местной самообороны

    Начальники
    Региональных центров МЧС РФ

    Руководители
    региональных организаций ФОИВ

    Руководители
    ОИВ субъектов РФ

    Командующие
    ВО (флотами)

    Отделы
    ГО ЧС

    Службы
    ГО

    Органы
    ГО ЧС

    Службы
    местной самообороны

    Руководители
    объектов экономики

    Руководители
    объектов экономики

    Соединения,
    части ВС РФ

    Нештатные
    аварийно-спасательные формирования

    Войска
    ГО (с 01. 01. 2009 г. – специальные
    формирования)

    Службы
    местной самообороны

    Структура
    осуществления руководства гражданской
    обороной Российской Федерации

    В состав сил,
    выполняющих задачи гражданской обороны,
    входят как основные силы, создаваемые
    специально в ее интересах, так и силы
    привлекаемые других ведомств.

    К силам гражданской
    обороны относятся:

    — войска ГО;

    — ГПС МЧС России;

    — аварийно-спасательные
    службы ГО;

    — нештатные
    аварийно-спасательные формирования
    ГО;

    — силы МЧС России
    и функциональных подсистем РСЧС.

    Кроме того, могут
    создаваться добровольные формирования
    из населения.

    К функциональным
    подсистемам РСЧС относятся:

    • ведомственные
      аварийно-спасательные формирования
      (газо- и горноспасатели, аварийно-спасательные
      подразделения Минтранса и др.);

    • части и подразделения
      Минобороны, МВД, других силовых ведомств,
      выделяемых по планам взаимодействия;

    • штатные учреждения
      мирного времени (скорая помощь,
      аварийно-коммунальные службы и др.).

    Сл.
    25

    Рис.2

    СИЛЫ
    ГО

    Основные

    Привлекаемые

    Силы
    ГО

    Силы
    МЧС

    Силы
    функциональных подсистем РСЧС

    Войска
    ГО

    Формирования
    ГПС

    Части
    и подразделения МО, МВД и пр.

    Территориальные
    аварийно-спасательные службы и
    формирования

    Поисково-спасательные
    отряды

    Ведомственные
    аварийно-спасательные формирования

    Объектовые
    нештатные аварийно-спасательные
    службы и формирования

    Авиация
    МЧС России

    Силы
    «Медицины катастроф»

    Добровольные
    формирования

    Силы
    ГИМС

    Штатные
    учреждения и организации Службы
    наблюдения и лабораторного контроля
    и системы мониторинга

    Учреждения
    системы мониторинга и прогнозирования

    Структура
    сил и средств, привлекаемых к решению
    задач гражданской обороны

    Непосредственную
    работу по реализации планов гражданской
    обороны страны решают структурные
    подразделения гражданской обороны.
    Структурные подразделениягражданской
    обороны
    – подразделения федеральных
    органов исполнительной власти,
    уполномоченные на решение задач в
    области гражданской обороны, которые
    создаются (назна­чаются) в порядке,
    установленном Правительством Российской
    Федерации.

    Сл. 26

    Структурные
    подразделения включают силы гражданской
    обороны. Силы гражданской
    обороны
    — воинские
    формирования, специально предназначенные
    для решения задач в области гражданской
    обороны, организационно объединенные
    в войска гражданской обороны, а также
    аварийно-спасательные формирования и
    спаса­тельные службы.

    Аварийно-спасательные
    службы и аварийно-спасательные
    формирования привлекаются для решения
    задач в области гражданской обороны в
    соответствии с законодательством
    Российской Федерации.

    Аварийно-спасательные
    службы (АСС)
    это совокупность
    органов управления, сил и средств,
    предназначенных для решения конкретных
    задач по предупреждению и ликвидации
    чрезвычайных ситуаций в мирное время
    или создаваемые в интересах ГО организации,
    выполняющие специальные задачи по
    проведению АСДНР, жизнеобеспечению
    пострадавшего населения, оказанию
    медицинской помощи, охране общественного
    порядка, срочному захоронению трупов
    и др.

    В состав АСС может
    входить несколько подразделений
    (формирований), объединенных единой
    организационной структурой и единым
    руководством.

    К существующим
    АСС, выполняющим задачи гражданской
    обороны, относятся организации и
    учреждения здравоохранения,
    агропромышленного комплекса, коммунального
    хозяйства, гидрометеослужбы и другие
    организации, обеспечивающие
    жизнедеятельность населения.

    Особую роль в
    военное время играют медицинские
    учреждения (службы). Прежде всего, к ним
    относится служба экстренной медицинской
    помощи («Медицина катастроф»). Она была
    создана в соответствии с постановлением
    Правительства СССР от 7 апреля 1990 года.
    В дальнейшем она была реорганизована
    во Всероссийскую службу медицины
    катастроф (ВСМК), являющуюся функциональной
    подсистемой Единой государственной
    системы предупреждения и ликвидации
    чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Созданный
    Всероссийский центр медицины катастроф
    «Защита» определен как головное
    государственное учреждение на правах
    юридического лица, обеспечивающего
    научно-практическое руководство ВСМК.

    Сл.
    27

    Нештатные
    формирования и учреждения спасательных
    служб
    — представляют
    собой самостоятельные структуры,
    созданные на нештатной основе, оснащенные
    специальными техникой, оборудованием,
    снаряжением, инструментами и материалами,
    подготовленными для проведения
    аварийно-спасательных и других неотложных
    работ в очагах поражения и зонах
    чрезвычайных ситуаций.

    Нештатные
    аварийно-спасательные формирования
    создают из числа своих работников
    организации, имеющие потенциально
    опасные производственные объекты и
    эксплуатирующие их, а также имеющие
    важное оборонное и экономическое
    значение или представляющие высокую
    степень опасности возникновения
    чрезвычайных ситуаций в военное и мирное
    время и другие организации. Органы
    исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации и органы местного
    самоуправления в порядке, определяемом
    органами исполнительной власти субъекта
    Российской Федерации, органами местного
    самоуправления, могут создавать,
    содержать и организовывать деятельность
    нештатных аварийно-спасательных
    формирований для решения отдельных
    задач на своих территориях.

    Войска гражданской
    обороны

    Российской Федерации являются воинскими
    формированиями, специально предназначенными
    для решения задач гражданской обороны.
    Они используются в военное время для
    защиты территории страны и населения
    от опасностей, возникающих при ведении
    военных действий или вследствие этих
    действий.

    Войска гражданской
    обороны представляют наиболее
    подготовленную и мобильную часть сил
    гражданской обороны и выполняют наиболее
    сложные и трудоемкие задачи по обеспечению
    ввода сил гражданской обороны в очаги
    поражения и проведению в них
    аварийно-спасательных и других неотложных
    работ.

    Обладая высокой
    готовностью и маневренностью, они
    способны быстро выдвигаться к очагам
    поражения и первыми приступить к
    выполнению спасательных работ как
    самостоятельно, так и во взаимодействии
    с гражданскими организациями гражданской
    обороны.

    Общее руководство
    войсками гражданской обороны осуществляет
    Президент Российской Федерации.

    Управление войсками
    гражданской обороны осуществляет
    Министр Российской Федерации по делам
    гражданской обороны, чрезвычайным
    ситуациям и ликвидации последствий
    стихийных бедствий:

    • соединениями,
      воинскими частями и организациями
      войск гражданской обороны, дислоцированными
      на территории регионов Российской
      Федерации — через региональные центры
      МЧС России;

    • соединениями,
      воинскими частями и организациями
      войск гражданской обороны центрального
      подчинения — непосредственно.

    Соединения,
    воинские части и организации войск
    гражданской обороны в военное время
    могут передаваться в оперативное
    подчинение главам органов исполнительной
    власти субъектов Российской Федерации,
    руководителям органов местного
    самоуправления для решения задач по
    ликвидации последствий, возникающих
    при ведении военных действий или
    вследствие этих действий, а также при
    возникновении стихийных бедствий,
    крупных аварий и катастроф, борьбы с
    лесными пожарами.

    Государственная
    противопожарная служба МЧС России

    В
    соответствии с Федеральным законом от
    21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной
    безопасности» в ГПС МЧС
    России
    входят ФПС и противопожарные службы
    субъектов Российской Федерации.

    ФПС
    включает в себя:

    1.
    Структурные подразделения центрального
    аппарата федерального органа исполнительной
    власти, уполномоченного на решение
    задач в области пожарной безопасности,
    осуществляющие управление и координацию
    деятельности ФПС.

    2.
    Структурные подразделения территориальных
    органов федерального органа исполнительной
    власти, уполномоченного на решение
    задач в области пожарной безопасности
    – региональных центров по делам
    гражданской обороны, чрезвычайным
    ситуациям и ликвидации последствий
    стихийных бедствий, органов, уполномоченных
    решать задачи гражданской обороны и
    задачи по предупреждению и ликвидации
    чрезвычайных ситуаций по субъектам
    Российской Федерации.

    3.
    Органы государственного пожарного
    надзора.

    4.
    Пожарно-технические, научно-исследовательские
    и образовательные учреждения.

    5.
    Подразделения ФПС, созданные в целях
    обеспечения профилактики пожаров и
    (или) их тушения в организациях (объектовые
    подразделения).

    6.
    Подразделения ФПС, созданные в целях
    организации профилактики и тушения
    пожаров в закрытых административно-территориальных
    образованиях, а также в особо важных и
    режимных организациях (специальные и
    воинские подразделения).

    Сл.
    28

    Соседние файлы в папке Лекции 2008г

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Зарегистрировано в Минюсте России 3 апреля 2012 г. N 23698

    Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации.

    Министр обороны Российской Федерации
    А. Сердюков

    Прим. ред.: приказ опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 26, 25.06.2012.

    Приложение
    к приказу Министра обороны
    Российской Федерации
     от 21 февраля 2012 года N 333

    Положение об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации

    I. Общие положения

    1. Настоящее Положение об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482; N 35, ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 52, ст. 6992), постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165) и определяет задачи, мероприятия, порядок организации, ведения и состав сил гражданской обороны Вооруженных Сил Российской Федерации*.
    ———————————
    * Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации — Генеральным штабом; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — МЧС России.

    2. Гражданская оборона в Вооруженных Силах организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МЧС России, а также настоящим Положением.

    3. Гражданская оборона в Вооруженных Силах — это система мероприятий, реализуемых органами военного управления по подготовке к защите и по защите личного состава, лиц гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил (далее — личного состава), населения военных городков*, запасов материальных средств и производственных мощностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    ———————————
    * Здесь и далее в тексте настоящего Положения под военными городками понимаются жилые зоны закрытых военных городков или (и) расположенные вне населенных пунктов отдельные жилые дома.

    4. Общее руководство гражданской обороной в Вооруженных Силах осуществляет Министр обороны Российской Федерации.

    5. Руководство гражданской обороной в центральных органах военного управления, в военных округах, гарнизонах и в воинских частях, имеющих в своем ведении военные городки, осуществляют соответствующие командиры (начальники).

    6. Главное командование Сухопутных войск является основным органом военного управления, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны в Вооруженных Силах, и осуществляет планирование мероприятий гражданской обороны, организует их проведение, включая подготовку необходимых сил и средств, руководит деятельностью органов военного управления гражданской обороны Вооруженных Сил.

    7. Руководители центральных органов военного управления участвуют в планировании гражданской обороны Вооруженных Сил.

    8. Командующие войсками военных округов организуют планирование мероприятий гражданской обороны, осуществляют контроль за их выполнением, руководят деятельностью органов военного управления гражданской обороны на территории военного округа.

    9. Начальники территориальных (местных) гарнизонов организуют планирование мероприятий гражданской обороны, осуществляют контроль за их выполнением, руководят деятельностью органов военного управления гражданской обороны в границах гарнизонов.

    10. Руководители гражданской обороны, командиры воинских частей, имеющие в своем ведении военные городки, организуют планирование и выполнение мероприятий гражданской обороны, осуществляют руководство деятельностью в отношении подчиненных органов военного управления гражданской обороны в соответствии с возложенными на них полномочиями в данной сфере деятельности.


    II. Организация управления гражданской обороной

    11. Организация управления гражданской обороной в Вооруженных Силах строится по схеме: Главное командование Сухопутных войск — военный округ — территориальный гарнизон — местный гарнизон — объект (военный городок).

    12. Непосредственное управление ведением и решение задач гражданской обороны осуществляет:

    в Вооруженных Силах — структурное подразделение Главного командования Сухопутных войск;
    в военных округах — начальник штаба военного округа;
    в территориальных (местных) гарнизонах — военный комендант гарнизона или заместитель начальника гарнизона, в гарнизонах, где штатная должность военного коменданта не предусмотрена;
    на объектах (в военных городках) — заместитель начальника объекта (заместитель командира воинской части).

    13. Организацию управления по специальным вопросам при ведении гражданской обороны осуществляют соответствующие начальники служб военных округов, гарнизонов.

    В воинских частях и организациях Вооруженных Сил, где штатом не предусмотрены должности начальников соответствующих служб, исполнение их обязанностей возлагается на одного из должностных лиц из числа наиболее подготовленных по соответствующим специальным вопросам.

    14. Основными задачами органов военного управления гражданской обороны в соответствии с их полномочиями является организация:

    планирования и проведения мероприятий гражданской обороны;
    мероприятий по обеспечению защиты личного состава, населения военных городков, запасов материальных средств и производственных мощностей от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
    подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований по гражданской обороне и обучение личного состава, населения военных городков способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств;
    планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования объектов гражданской обороны, продолжающих свою деятельность в военное время;
    взаимодействия с территориальными органами МЧС России и другими войсками, воинскими формированиями и органами.
    Конкретные задачи и функции органов военного управления гражданской обороны отражаются в положениях о структурных подразделениях, непосредственно предназначенных для решения задач гражданской обороны, либо в положениях об органах военного управления, в которых созданы подразделения (отдельные воинские должности) или назначены военнослужащие (гражданский персонал) для решения задач в данной области деятельности, а также в обязанностях должностных лиц подразделений и назначенных военнослужащих.

    15. К силам гражданской обороны относятся:

    нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны, которые создаются для решения задач в области гражданской обороны;
    врачебно-сестринские бригады, которые создаются в военных госпиталях, их филиалах и структурных подразделениях, санаториях для усиления других медицинских подразделений для решения задач в области гражданской обороны;
    организации гражданской обороны, которые создаются в гарнизонах и на объектах на базе существующих производственных химических, специальных лабораторий, медицинских воинских частей и учреждений и включают: химические лаборатории гражданской обороны и медицинские пункты, санитарно-обмывочные пункты, пункты обеззараживания одежды и пункты специальной обработки вооружения, военной и специальной техники.


     III. Организация взаимодействия по вопросам гражданской обороны

    16. Взаимодействие по вопросам гражданской обороны организуется в целях обеспечения согласованных действий Вооруженных Сил, сил гражданской обороны органов исполнительной власти, сил других федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, привлекаемых или обеспечивающих выполнение задач гражданской обороны.

    17. При организации взаимодействия сил гражданской обороны Вооруженных Сил согласовываются:

    а) с органами, осуществляющими управление гражданской обороной:

    порядок взаимооповещения об опасностях, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях;
    организация разведки очагов ядерного поражения, зон радиоактивного, химического, бактериологического заражения и катастрофического затопления; установление единой системы радиационного и химического наблюдения, лабораторного контроля;
    порядок обмена соответствующими разведывательными данными;
    порядок использования во взаимных интересах местности в загородной зоне, путей сообщения, мостов и переправ, транспорта и средств связи;
    исходные районы сил гражданской обороны, выделяемые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
    пути выхода сил гражданской обороны к объектам проведения работ;
    порядок проведения силами гражданской обороны аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах проведения работ;
    порядок организации комендантской службы и регулирование движения на маршрутах выхода в загородную зону;
     мероприятия по взаимному оказанию помощи транспортными, медицинскими, инженерными и другими материальными средствами;

    б) с органами исполнительной власти:

    порядок следования и размещения личного состава в загородной зоне;
    организация снабжения продуктами питания, предметами первой необходимости и медицинского обеспечения.


    IV. Организация подготовки органов военного управления и сил гражданской обороны

    18. Обучение вопросам гражданской обороны в Вооруженных Силах осуществляется согласно Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны* и в системе профессиональной подготовки.
    ———————————
    * Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об организации обучения населения в области гражданской обороны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490). 19. Подготовка по гражданской обороне осуществляется:

    руководящего состава центральных органов военного управления и органов военного управления военных округов, осуществляющих управление гражданской обороной, — в Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
    должностных лиц территориальных (местных) гарнизонов и объектов (военных городков) — в учебных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов Российской Федерации или на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

    20. Обучение руководителей и должностных лиц гражданской обороны проводится с отрывом от основной работы не более 15 дней в году, а с личным составом нештатных формирований гражданской обороны — не более 5 дней в году с сохранением среднего заработка и оплатой служебных командировок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Указанные выплаты лицам, командированным на учебные сборы, производятся воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, в которых они проходят военную службу (работают).

    21. Повышение квалификации руководящего состава и должностных лиц гражданской обороны проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для должностных лиц гражданской обороны, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны являются обязательными в течение первого года работы.
    В целях подготовки к выполнению задач гражданской обороны в органах военного управления, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил проводятся учения и тренировки.


    V. Основные задачи, мероприятия гражданской обороны и организация их выполнения

    22. Основными мероприятиями гражданской обороны являются:

    а) в целях решения задачи, связанной с подготовкой руководящего состава и органов военного управления гражданской обороны, нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны, обучением личного состава и населения военных городков способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

    развитие нормативно-методического обеспечения подготовки руководящего состава, органов военного управления и сил гражданской обороны, личного состава и населения военных городков в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    планирование и осуществление подготовки руководящего состава, органов военного управления и сил гражданской обороны и обучения личного состава, населения военных городков способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера порядку действий по сигналам оповещения, приемам оказания первой помощи, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
    создание учебных классов и уголков гражданской обороны для проведения занятий с лицами гражданского персонала; создание консультационных пунктов в военных городках для проведения занятий с населением;

    б) в целях реализации задачи, связанной с оповещением личного состава и населения военных городков об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

    включение объектов в централизованные системы оповещения военных округов и флотов, системы централизованного оповещения гражданской обороны, локальные системы оповещения потенциально опасных объектов;
    создание радиосетей гражданской обороны гарнизонов, модернизация систем радио- и проводной связи;
    создание локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах;

    в) в целях решения задачи, связанной с рассредоточением личного состава, эвакуацией населения военных городков в безопасные районы:

    определение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления районов для размещения рассредоточиваемого личного состава в загородной зоне и безопасных районов для эвакуации населения военных городков;
    создание и организация деятельности эвакуационных органов рассредоточения личного состава и эвакуационных органов вывоза (вывода) населения военных городков, а также подготовка их личного состава;
    планирование и организация вывоза (вывода) личного состава в районы рассредоточения (населения военных городков в безопасные районы), их размещения и доставки к месту работы и обратно;
    обучение личного состава действиям по выполнению мероприятий рассредоточения и населения военных городков по выполнению мероприятий эвакуации;

    г) в целях решения задачи, связанной с накоплением и содержанием фонда защитных сооружений для укрытия личного состава и населения военных городков, обеспечением их средствами индивидуальной защиты органов дыхания:

    строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений и их технических систем;
    приспособление в мирное время и в период нарастания угрозы агрессии заглубленных помещений для укрытия личного состава и населения военных городков;
    подготовка в мирное время и строительство в угрожаемый период быстровозводимых защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
    обеспечение укрытия личного состава и населения военных городков в защитных сооружениях;
    обобщение и представление в довольствующие органы потребности в средствах индивидуальной защиты, организация их получения, хранения и выдачи в установленные сроки;

    д) в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов:

    определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
    разработка планов комплексной маскировки объектов, дислоцированных в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне или (и) являющихся вероятными целями при использовании средств поражения;
    создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материальных средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;
    проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков объектов;

    е) в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для личного состава и населения военных городков при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

    создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны, а также разработка планов их действий;
    создание и поддержание в готовности к использованию по предназначению запасов материальных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
    организация взаимодействия с территориальными органами МЧС России и силами гражданской обороны, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время, при решении задач по предназначению;

    ж) в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением личного состава и населения военных городков, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:

    планирование и организация основных видов жизнеобеспечения личного состава и населения военных городков;
    создание и поддержание в готовности к использованию по предназначению запасов материальных и иных средств;
    проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на объектах, среди личного состава и населения военных городков, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
    развертывание медицинских пунктов и оказание первой и доврачебной помощи пострадавшим, их эвакуация в ближайшие лечебные учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;
    определение численности и организация размещения населения военных городков, оставшегося без крова, в сохранившихся зданиях и сооружениях, а также во временных жилищах (палатках, землянках и т.п.);
     предоставление личному составу и населению военных городков информационно-психологической поддержки;

    з) в целях реализации задачи по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:

    создание (при отсутствии штатных противопожарных подразделений) в составе нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны нештатных противопожарных подразделений, их оснащение и подготовка к действиям по предназначению;
    тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
    тушение пожаров на объектах и в военных городках в военное время;
    организация взаимодействия при тушении пожаров на объектах и в военных городках со штатными противопожарными подразделениями гарнизонов, других воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также с подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России и других видов пожарной охраны;

    и) в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов в гарнизонах и на объектах, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению:

    планирование и организация деятельности имеющихся в гарнизонах и на объектах химических и специальных лабораторий, санитарно-эпидемиологических и ветеринарно-эпизоотических организаций по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);
    создание, оснащение материальными средствами и организация деятельности нештатных наблюдательных постов из состава нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны;
    введение режимов радиационной защиты в гарнизонах, на объектах и в военных городках, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
    участие в совершенствовании методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе в оценке степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами;

    к) в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой личного состава и населения военных городков, обеззараживанием зданий и сооружений, специальной обработкой вооружения, военной и специальной техники, территорий объектов и военных городков, подвергшихся радиационному воздействию при ведении военных действий или вследствие этих действий:

    заблаговременное создание на объектах и в военных городках запасов деактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
    создание в составе нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны нештатных подразделений радиационной, химической и биологической защиты в целях проведения санитарной обработки личного состава и населения военных городков, обеззараживания техники, зданий и территорий, их оснащение и организация деятельности;
    организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке личного состава и населения военных городков;

    л) в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в гарнизонах, на объектах и в военных городках в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:

    обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
    создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения, резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды, необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств, на водопроводных станциях, находящихся в ведении объектов и военных городков, резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств;

    м) в целях решения задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на обеспечение устойчивого функционирования объектов, имеющих важное оборонное значение в военное время:

    создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов;
    рациональное размещение объектов и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
    разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;
    разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
    планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах, продолжающих работу в военное время;
    заблаговременное создание запасов материальных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;
    создание страхового фонда документации;
    повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения;

    н) в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:

    создание, оснащение современными техническими средствами и организация подготовки по гражданской обороне боевых расчетов пунктов управления и нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны;
    разработка и уточнение планов гражданской обороны, планов защиты населения военных городков.

    23. Организация гражданской обороны заключается:

    а) в мирное время — в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления гражданской обороны по поддержанию постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, обучению личного состава и населения военных городков действиям в условиях опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

    б) в период непосредственной угрозы агрессии:

    постановка задач по повышению готовности к выполнению мероприятий по планам гражданской обороны и защиты населения (планам гражданской обороны);
    уточнение планов гражданской обороны, формализованных документов по гражданской обороне и основных показателей гражданской обороны;
    уточнение порядка взаимодействия и обмена информацией в области гражданской обороны при выполнении мероприятий по гражданской обороне;
    уточнение состава, задач и порядка работы должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и входящих в составы оперативных групп, выводимых на запасные пункты управления;
    проверка готовности систем связи и оповещения гражданской обороны;
    уточнение планов поставок продукции (работ, услуг) для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;
    уточнение с органами военного управления маршрутов, порядка использования транспортных средств, техники и коммуникаций для проведения эвакуационных мероприятий и создания группировки сил гражданской обороны в безопасных районах;
    анализ готовности к ведению гражданской обороны, представление докладов о подготовке к выполнению планов гражданской обороны;

    в) в условиях войны — в обеспечении защиты личного состава и населения военных городков от современных средств поражения, снижение эффективности их применения, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в гарнизонах и на объектах, подвергшихся боевому воздействию современных средств поражения, возобновление служебно-производственной деятельности не выведенных из строя объектов;
    при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера — в обеспечении защиты личного состава и населения военных городков от возникающих опасностей, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в гарнизонах и на объектах по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

    24. Мероприятия гражданской обороны планируются и осуществляются на объектах и в воинских частях, имеющих в своем ведении военные городки, определенных перечнем военных городков гражданской обороны Вооруженных Сил (далее — перечень военных городков).

    25. Перечни объектов гражданской обороны Вооруженных Сил (далее — перечни объектов) разрабатываются Главным командованием Сухопутных войск по представлению командующих войсками военных округов и утверждаются начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первым заместителем Министра обороны Российской Федерации.

    26. В местных гарнизонах, а также в территориальных гарнизонах планируются и выполняются задачи гражданской обороны.

     Состав местных гарнизонов и их разряды определяются перечнем местных гарнизонов военного округа, который утверждается командующим войсками военного округа. Перечень территориальных гарнизонов и их границы утверждаются Министром обороны Российской Федерации по представлению командующего войсками военного округа.

    27. В воинских частях, за которыми закреплены военные городки, планируются и выполняются задачи гражданской обороны в части обеспечения защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    Состав военных городков определяется перечнем военных городков.

    Перечень военных городков разрабатывается Главным командованием Сухопутных войск по представлению главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов (флотами), родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления и утверждается начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первым заместителем Министра обороны Российской Федерации.

    28. Перечнем организаций гражданской обороны военных округов (далее — перечень организаций гражданской обороны) определяется состав химических и медицинских лабораторий гражданской обороны, пункты первой медицинской помощи, санитарно-обмывочные пункты, пункты обеззараживания одежды и пункты специальной обработки вооружения, военной и специальной техники, которые создаются в гарнизонах и на объектах гражданской обороны. Перечень организаций гражданской обороны разрабатывается органом военного управления гражданской обороны военного округа по представлению начальников соответствующих гарнизонов и утверждается командующими войсками военных округов.

    29. Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется в мирное время по планам выполнения основных мероприятий гражданской обороны на текущий год и включает в себя заблаговременную подготовку и выполнение мероприятий по защите личного состава, населения военных городков, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    30. Ведение гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера*.
    ———————————
    * Статья 4 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482; N 35, ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 52, ст. 6992). 31. Ведение гражданской обороны осуществляется на основе планов гражданской обороны, которые являются основным документом планирования гражданской обороны и определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны с учетом очередности, установленной типовыми перечнями первоочередных мероприятий по гражданской обороне при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    32. В условиях планирования гражданской обороны разрабатываются:

    план гражданской обороны Вооруженных Сил Российской Федерации — Главным командованием Сухопутных войск;
    план гражданской обороны военного округа — органами управления гражданской обороны военного округа с привлечением должностных лиц штабов военных округов;
    план гражданской обороны гарнизона — военным комендантом гарнизона (заместителем начальника гарнизона) с привлечением начальников служб гарнизона, в гарнизонах, где штатная должность военного коменданта гарнизона не предусмотрена, — штабом воинской части, командир которой является начальником гарнизона;
    план гражданской обороны военного городка (объекта) — заместителем командира воинской части с привлечением начальников служб воинской части (разрабатывается в воинских частях, имеющих в своем ведении военные городки).

    33. Планирование и выполнение мероприятий гражданской обороны, предусмотренных планами, осуществляются при введении соответствующих степеней боевой готовности. При этом рассредоточение работающих смен объектов, остающихся в военное время в городах, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и отдельно стоящих объектов особой важности проводится по особому распоряжению.

    Мероприятия по эвакуации членов семей военнослужащих и гражданского персонала учитываются в планах гражданской обороны, в планах мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы (в разделе по выполнению задач гражданской обороны гарнизона) и в планах защиты населения военных городков.

    При планировании, подготовке и проведении мероприятий гражданской обороны органы военного управления Вооруженных Сил принимают меры по обеспечению режима секретности и скрытности перевода войск в различные степени боевой готовности.


    VI. Материально-техническое и финансовое обеспечение мероприятий гражданской обороны

    34. Обеспечение материальными средствами (далее — имущество гражданской обороны) гарнизонов, объектов гражданской обороны и населения военных городков для выполнения задач гражданской обороны осуществляется довольствующими органами военных округов по соответствующим нормам бесплатно.

    35. Имущество гражданской обороны хранится, освежается и учитывается отдельно от имущества текущего довольствия.

    36. Разрешается использовать имущество гражданской обороны (кроме расходных материалов) для занятий и учений с последующим приведением его в порядок или восполнением пришедшего в негодность.

    37. Обеспечение учебной литературой, наглядными пособиями, средствами имитации и другими видами учебного имущества, а также изготовление и тиражирование кино- и видеоматериалов для подготовки формирований гражданской обороны осуществляется по соответствующим статьям сметы Министерства обороны.

    38. Обеспечение аппаратурой централизованного оповещения и электросиренами осуществляется бесплатно начальниками связи и начальниками служб радиационной, химической и биологической защиты военных округов (флотов) соответственно на основании схемы оповещения гарнизонов и объектов гражданской обороны военного округа.

    39. Обеспечение средствами индивидуальной защиты и проведение профилактических прививок лицам гражданского персонала, содержащимся за счет доходов от выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, производится наравне с лицами гражданского персонала, содержащимися за счет средств, выделяемых из бюджета Министерства обороны (далее — бюджетные организации).

    40. Обеспечение фильтрующими противогазами населения военных городков производится в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации.

    41. Электротехническое, фильтровентиляционное и другое оборудование для защитных сооружений поставляется:

    при новом строительстве и капитальном ремонте сооружений — за счет средств, выделяемых на строительство и капитальный ремонт этих сооружений;
    при установке или замене немонтируемого оборудования существующих сооружений — бесплатно, через службы радиационной, химической и биологической защиты военных округов.

    42. Снабжение фильтровентиляционными установками (агрегатами) защитных сооружений осуществляется службами радиационной, химической и биологической защиты военных округов.

    43. Финансирование расходов, связанных с установкой и техническим обслуживанием аппаратуры централизованного оповещения, локальных систем оповещения, с подготовкой по гражданской обороне, обучением личного состава и населения военных городков, проведением других мероприятий гражданской обороны, производится по соответствующим статьям сметы Министерства обороны.

    44. Финансирование строительства новых и реконструкции имеющихся защитных сооружений (кроме табельных войсковых инженерных сооружений), переоборудования существующих помещений под защитные сооружения для личного состава и населения военных городков капитального и текущего ремонта осуществляется по соответствующим статьям сметы Министерства обороны.

    45. Денежные и материальные средства, необходимые для обеспечения мероприятий гражданской обороны, включаются в сметы, заявки и титульные списки, представляемые в соответствующие довольствующие органы.


    VII. Контроль за организацией и состоянием гражданской обороны

    46. Контроль за организацией и состоянием гражданской обороны организуется и проводится в ходе подготовки и выполнения мероприятий гражданской обороны, а также инспектирования, итоговых и контрольных проверок войск (сил), ревизий, учений, тренировок и занятий.

    47. Методы и элементы проверки, показатели состояния гражданской обороны в Вооруженных Силах определяются правовыми актами Министерства обороны.

    В соответствии с Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 305 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2641; 2009, N 17, ст. 2093), государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют МЧС России и территориальные органы МЧС России.

    Государственный надзор в области гражданской обороны в отношении специальных объектов гражданской обороны Вооруженных Сил осуществляется по согласованию с Министром обороны Российской Федерации. 

    Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

    Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

    Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

    — защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

    — координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

    — создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

    — повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

    — проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

    — поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

    — специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

    — накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

    — обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

    — эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

    — организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

    — обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

    История в СССР и РФ

    — Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

    — В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

    — В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

    — Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

    — В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)

    • Ссылка

    • Отправить почтой

    • Версия для печати

    • Код для блога

    • Экспорт

    Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    Открыть

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гигрометр психрометрический вит 1 инструкция по применению паспорт
  • Толизор 150 мг капсулы инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Как делать уколы кошке в холку пошаговая инструкция
  • Рцну по курской области руководство
  • Видеорегистратор neoline wide s50 инструкция по применению