1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;
(в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)
г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
(пп. «г» введен Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)
В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.
Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?
Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.
В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.
Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:
- 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
- 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).
Перечень ПБУ 2022-2023 годов смотрите здесь.
- 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.
Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.
- 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.
Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):
- Закон № 402-ФЗ.
- Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
- План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
К настоящему времени приняты такие ФСБУ: с 2021 года — ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), с 2022 года — ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям, ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.
- Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.
При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.
В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.
Итоги
Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.
Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».
Общее методологическое руководство
бухгалтерским учетом в России осуществляет:
а) Президент
РФ
б) Правительство РФ
в) Институт
профессиональных бухгалтеров
Активы организации по времени
использования подразделяются на:
а) текущие и долгосрочные;
б)
внеоборотные и оборотные;
в) предмета
труда и средства труда.
Цель бухгалтерского учета
определяется — интересами:
а)
государства;
б) пользователей информации;
в) работников
бухгалтерской службы.
К юридически контролируемому имуществу
относится имущество:
а) принадлежащее организации на праве
собственности;
б) не
принадлежащее организации на праве собственности;
в)
принадлежащее и не принадлежащее организации на праве собственности.
Фактическая стоимость- это:
а) сумма денежных средств или их
эквивалентов уплачиваемая или начисленная при приобретении или производстве
объекта;
б) сумма
денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в настоящее
время в случае необходимости замены объекта;
в) сумма
денежных средств или их эквивалентов, которая может быть получена в результате
продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.
В соответствии с осмотрительностью
в бухгалтерском учете создаются резервы:
а) резерв по
сомнительным долгам, под обесценивание финансовых вложений, под снижение
стоимости товарно-материальных ценностей;
б) резерв под
снижение стоимости товарно-материальных ценностей, основных средств и
нематериальных активов;
в) резерв по сомнительным долгам, под
снижение стоимости основных средств, под обесценивание финансовых вложений.
Упрощенная система бухгалтерского
учета предназначена для:
а) всех
организаций;
б) субъектов малого
предпринимательства;
в)
иностранных организаций.
Ответственность за организацию
бухгалтерского дела на предприятии возлагается на:
а) главного
бухгалтера
б) руководителя предприятия
в)
руководителя и главного бухгалтера
Налоговые органы являются внешними
пользователями информации:
а) с прямым
финансовым интересом;
б) с косвенным финансовым интересом;
в) без
финансового интереса.
При ликвидации предприятия без
правопреемника документы личного состава работников:
а) выдаются
им на руки;
б)
уничтожаются по акту;
в) сдаются в территориальное
отделение Росархива.
Имущество, полученное в
капитализированный финансовый лизинг:
а) является
активом организации;
б) не
является активом организации;
в) зависит от условий договора.
Основные направления реформирования
бухгалтерского учета в России – это:
а) совершенствование нормативно
правового регулирования, формирование стандартов, методическое и кадровое
обеспечение, международное сотрудничество;
б) пересмотр
плана счетов и первичных документов, взвешенное использование международных
стандартов в национальном регулировании;
в)
переориентация национального учета с нормативного регулирования учетного
процесса на МСФО, система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров.
Целью реформирования бухгалтерского
учета в России является:
а) переход
российского учета на МСФО;
б)
переориентация национального учета с нормативного регулирования учетного
процесса на учетную политику организаций;
в) приведение национальной системы
бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.
Задачи реформирования
бухгалтерского учета в России:
а) сформировать систему национальных
стандартов, увязать реформу с МСФО, оказать методическую помощь
заинтересованным пользователям;
б)
совершенствовать нормативную базу, повысить квалификацию бухгалтеров;
в)
организовать ведения бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, организовать
международное сотрудничество, разработать новый план счетов бухгалтерского
учета.
Программой реформирования
бухгалтерского учета полагалось разработать и утвердить:
а) 22 ПБУ;
б) 23 ПБУ;
в) 24 ПБУ.
В рамках Программы реформирования
бухгалтерского учета в России в 1998г. были приняты:
а) Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
б)
Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
в) План
счетов.
Ежегодное повышение квалификации
профессионального бухгалтера:
а) дело
сугубо добровольное;
б) обязательно;
в)
желательно, но не обязательно.
Членами ИПБ России могут быть:
а) только
физические лица;
б) только
юридические лица;
в) физические и юридические лица.
Институт профессиональных
бухгалтеров России:
а)
государственная организация;
б)
профессиональный союз бухгалтеров;
в) некоммерческое партнерство.
Территориальные институты
профессиональных бухгалтеров имеют статус:
а)
корпоративного члена ИПБ России;
б)
ассоциативного члена ИПБ России;
в) действующего члена ИПБ России.
Профессиональными организациями
аудиторов России являются:
а)
хозяйственное общество;
б)
государственное предприятие;
в) некоммерческая организация.
Система регулирования бухгалтерского
учета в России имеет:
а) два
уровня;
б) три
уровня;
в) четыре уровня.
Организация бухгалтерского дела на
предприятии определяется:
а) Федеральным законом «О
бухгалтерском учете»;
б) Положением
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;
в) Приказом
руководителя.
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в РФ относится к:
а) первому
уровню системы регулирования бухгалтерского учета;
б) второму уровню системы
регулирования бухгалтерского учета;
в) третьему
уровню системы регулирования бухгалтерского учета;
г) четвертому
уровню системы регулирования бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета
относится к:
а) первому
уровню системы регулирования бухгалтерского учета;
б) второму
уровню системы регулирования бухгалтерского учета;
в) третьему уровню системы
регулирования бухгалтерского учета;
г) четвертому
уровню системы регулирования бухгалтерского учета.
Методические указания по
бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные
Приказом Минфина РФ от 28.12.01 № 119н:
а) являются обязательными;
б) не
являются обязательными;
в) не
обязательны, но желательны.
Собственники имущества,
находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении, являются:
а) внешними
пользователями информации;
б)
внутренними пользователями информации;
в) внешними и внутренними
пользователями информации.
Для составления бухгалтерской
отчетности за отчетный год признается период:
а) с 1 января по 31 декабря
включительно;
б) с 1 января
отчетного года по 1 января следующего за отчетным годом;
в) по
усмотрению руководства организации.
В машинно-ориентированных системах
бухгалтерского учета использование двойной записи на счетах:
а) обязательно;
б) необязательно;
в)
необязательно, но желательно.
Более современным считается
использование при автоматизации бухгалтерского дела:
а) системы учетных алгоритмов
формирования экономической информации;
б) модельный
принцип систематизации данных бухгалтерского учета;
в)
использование западных систем.
Основой системы нормативного
регулирования бухгалтерского учета в РФ является:
а) Кодекс
профессиональной этики бухгалтера;
б) Федеральный закон «О бухгалтерском
учете;
в) Закон «О
государственном регулировании бухгалтерского учета в РФ.
Положение о бухгалтерии предприятия
утверждается
а) обязательно;
б)
необязательно;
в)
желательно.
Контроль над соблюдением
исполнителями графика документооборота по предприятию осуществляет:
а) главный бухгалтер организации;
б)
руководитель организации;
в)
руководитель и главный бухгалтер организации.
Положение о бухгалтерии
предприятия:
а)
разработано на государственном уровне как нормативный документ;
б) разрабатывается самой
организацией;
в) разрабатывается
Росстатом.
Положение о бухгалтерии предприятия
разрабатывается:
а)
руководителем;
б) главным бухгалтером;
в)
руководителем и главным бухгалтером.
К организационно-распорядительным
документам относятся:
а) график документооборота;
б) положение о бухгалтерии;
в)
номенклатура дел.
Распоряжения главного бухгалтера
передаются старшим бухгалтерам соответствующих отделов, которые
определяют конкретного исполнителя при:
а)
иерархичной структуре организации бухгалтерии;
б) линейно-штабной структуре
организации бухгалтерии;
в)
функциональной структуре организации бухгалтерии.
Все работники бухгалтерии
подчиняются непосредственно главному бухгалтеру при:
а) линейной структуре организации
бухгалтерии;
б)
вертикальной структуре организации бухгалтерии;
в)
комбинированной структуре организации бухгалтерии.
Административная ответственность
главного бухгалтера наступает:
а) за неуплату налогов;
б) за
неуплату налогов в крупных размерах;
в) за
неуплату налогов в особо крупных размерах.
Подписывать приходные кассовые
ордера при приеме наличных денег главный бухгалтер:
а) обязан;
б) не обязан;
в) может
доверить подписывать кассиру.
Разработка документооборота в
организации:
а) обязательно;
б)
необязательно;
в) желательно.
Формировать учетную политику
организации обязан:
а) главный
бухгалтер;
б)
руководитель;
в) руководитель и главный бухгалтер.
Периодичность учета материальных
ценностей включается в:
а)
организационный аспект учетной политики;
б) технический аспект учетной
политики;
в)
методический аспект учетной политики.
Рабочий план счетов включается в:
а) технический аспект учетной
политики;
б)
организационный аспект учетной политики;
в)
методический аспект учетной политики.
Уровень централизации учета
включается в:
а)
технический аспект учетной политики;
б) организационный аспект учетной
политики;
в)
методический аспект учетной политики.
Учетный процесс рассредоточен по
отдельным производственным подразделениям при:
а) централизованном
учете;
б) децентрализованном учете;
в) смешанном
учете.
Порядок проведения инвентаризации
включается в:
а)
организационный аспект учетной политики;
б) технический аспект учетной
политики;
в)
методический аспект учетной политики.
Первичный учетный документ должен
содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование и дата составления
документа, наименование организации, содержание и измерители хозяйственной
операции, наименование должностного лица и его подпись;
б) наименование
и дата составления документа, наименование организации, содержание и измерители
хозяйственной операции, подпись руководителя и печать.
в)
наименование и период составления документа, содержание и измерители
хозяйственной операции, подпись.
Подписывать расходные кассовые
ордера при выдаче наличных денег главный бухгалтер:
а) обязан;
б) не обязан;
в) может
доверить подписывать кассиру.
Отсроченными обязательствами
считается задолженность:
а) срок
погашения которой не наступил;
б) срок
погашения истек;
в) срок погашения продлен.
Выдача первичных учетных документов,
регистров и отчетности из архива производиться с разрешения:
а) руководителя организации;
б) главного
бухгалтера;
в)
руководителя и главного бухгалтера предприятия.
Казенное предприятие на выделенное
ему имущество имеет:
а) право
собственности;
б) право
хозяйственного ведения;
в) право оперативного управления.
Некоммерческие организации:
а) потребительские кооперативы;
б) общество с
ограниченной ответственностью;
в)
государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Государственное унитарное
предприятие на выделенное ему имущество имеет:
а) право
собственности;
б) право хозяйственного ведения;
в) право оперативного управления.
Некоммерческое партнерство прибыль,
полученную по результатам предпринимательской деятельности:
а) могут
распределять между своими членами в полном объеме;
б) могут
распределять 50% прибыли между своими членами;
в) не могут распределять между
членами партнерства.
Источник финансирования
потребительских кооперативов:
а) имущественные паевые взносы;
б)
вступительные и членские взносы;
в)
добровольные имущественные взносы.
Источник финансирования
общественных организаций:
а)
имущественные паевые взносы;
б) вступительные и членские взносы;
в)
добровольные имущественные взносы.
Источник финансирования автономных
некоммерческих организаций:
а)
имущественные паевые взносы;
б)
вступительные и членские взносы;
в) добровольные имущественные взносы.
Некоммерческое партнерство может
реорганизоваться в:
а) автономная некоммерческая
организация;
б)
учреждение;
в) союз.
Под грантом понимаются:
а) любое
целевое поступление денежных средств или иного имущества;
б)
поступление денежных средств или иного имущества от зарубежных
правительственных организаций;
в) целевое поступление денежных
средств или иного имущества на осуществление конкретных программ.
Уставный фонд формируют:
а) хозяйственные общества;
б)
хозяйственные товарищества;
в) унитарные предприятия.
Погашение обязательств приводит:
а) к оттоку
капитала организации;
б) к оттоку активов организации;
в) притоку
активов организации.
Под обязательством в бухгалтерском
учете понимается:
а)
дебиторская задолженность организации;
б) кредиторская задолженность
организации;
в)
дебиторская и кредиторская задолженность организации.
Показатели платежеспособности
характеризуют:
а)
краткосрочную платежеспособность организации;
б)
долгосрочную платежеспособность организации;
в) краткосрочную и долгосрочную
платежеспособность организации.
Коэффициент финансовой устойчивости
характеризует:
а) структуру
доходов организации;
б)
рентабельность расходов организации;
в) долгосрочную платежеспособность
организации.
Быстрореализуемые активы:
а) денежные
средства;
б) дебиторская задолженность до 12
месяцев;
в)
дебиторская задолженность более 12 месяцев.
Наиболее ликвидные активы:
а) денежные средства;
б)
дебиторская задолженность до 12 месяцев;
в)
дебиторская задолженность более 12 месяцев.
Медленнореализуемые активы:
а)
нематериальные активы;
б)
дебиторская задолженность до 12 месяцев;
в) дебиторская задолженность более 12
месяцев.
Труднореализуемые активы:
а) нематериальные активы;
б)
дебиторская задолженность до 12 месяцев;
в)
дебиторская задолженность более 12 месяцев.
Наиболее срочные обязательства:
а)
краткосрочные кредиты;
б) доходы
будущих периодов;
в) кредиторская задолженность.
Показатели состояния основных и
оборотных средств – это:
а) коэффициент реальной стоимости
имущества;
б)
коэффициент оборачиваемости запасов;
в)
коэффициент финансовой устойчивости.
Коэффициент постоянных пассивов
характеризует:
а) финансовую
независимость организации;
б) финансовую устойчивость организации;
в) финансовую
маневренность собственного капитала.
-
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в рф.
ФЗ
О БУ, Статья 5.
1.
Общее методологическое руководство
бухгалтерским учетом в Российской
Федерации осуществляется Правительством
Российской Федерации.
2.
Органы, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования
бухгалтерского учета, руководствуясь
законодательством Российской Федерации,
разрабатывают и утверждают в пределах
своей компетенции обязательные для
исполнения всеми организациями на
территории Российской Федерации:
а)
планы счетов бухгалтерского учета и
инструкции по их применению;
б)
положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету, устанавливающие принципы, правила
и способы ведения организациями учета
хозяйственных операций, составления и
представления бухгалтерской отчетности;
в)
другие нормативные акты и методические
указания по вопросам бухгалтерского
учета;
г)
положения и стандарты, устанавливающие
принципы, правила и способы ведения
учета и отчетности для таможенных целей.
-
Разработка учетной политики организации в соответствии с нормативными актами.
Учетная
политика организации это основополагающий
документ, в котором раскрываются все
особенности бухгалтерского (налогового)
учета в конкретном периоде. Учетная
политика (при ее правильном формировании)
позволяет обеспечить наиболее эффективное
взаимодействие всех структур организации,
участвующих в учетном процессе, и
минимизировать затраты (материальные,
трудовые и затраты времени) по разрешению
возникающих вопросов.
Учетная
политика должна содержать такие элементы,
как:
-
рабочий
план счетов; -
формы
первичных документов, необходимых для
оформления хозяйственных операций; -
формы
документов для внутренней отчетности; -
порядок
проведения инвентаризации; -
методы
оценки активов и обязательств; -
правила
документооборота и технология обработки
учетной информации; -
другие
решения, необходимые для ведения
бухгалтерского учета, а также принятие
соответствующей налоговой политики.
-
Организация бухгалтерского учета в организациях.
1.
Ответственность за организацию
бухгалтерского учета в организациях,
соблюдение законодательства при
выполнении хозяйственных операций
несут руководители организаций.
2.
Руководители организаций могут в
зависимости от объема учетной работы:
а)
учредить бухгалтерскую службу как
структурное подразделение, возглавляемое
главным бухгалтером;
б)
ввести в штат должность бухгалтера;
в)
передать на договорных началах ведение
бухгалтерского учета централизованной
бухгалтерии, специализированной
организации или бухгалтеру-специалисту;
г)
вести бухгалтерский учет лично.
3.
Принятая организацией учетная политика
утверждается приказом или распоряжением
лица, ответственного за организацию и
состояние бухгалтерского учета.
При
этом утверждаются:
-
рабочий
план счетов бухгалтерского учета,
содержащий синтетические и аналитические
счета, необходимые для ведения
бухгалтерского учета в соответствии
с требованиями своевременности и
полноты учета и отчетности; -
формы
первичных учетных документов, применяемых
для оформления хозяйственных операций,
по которым не предусмотрены типовые
формы первичных учетных документов, а
также формы документов для внутренней
бухгалтерской отчетности; -
порядок
проведения инвентаризации и методы
оценки видов имущества и обязательств; -
правила
документооборота и технология обработки
учетной информации; -
порядок
контроля за хозяйственными операциями,
а также другие решения, необходимые
для организации бухгалтерского учета.
4.
Принятая организацией учетная политика
применяется последовательно из года в
год. Изменение учетной политики может
производиться в случаях изменения
законодательства Российской Федерации
или нормативных актов органов,
осуществляющих регулирование
бухгалтерского учета, разработки
организацией новых способов ведения
бухгалтерского учета или существенного
изменения условий ее деятельности. В
целях обеспечения сопоставимости данных
бухгалтерского учета изменения учетной
политики должны вводиться с начала
финансового года.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Важнейшей предпосылкой правильной организации бухгалтерского учета в современных условиях является государственное руководство бухгалтерским учетом. Государственное руководство бухгалтерским учетом обеспечивает единообразие подхода к однородным хозяйственным процессам, единство их оценки и отражения в учете, унификации учетных документов, регистров бухгалтерского учета и форм отчетности, что способствует наиболее рациональной организации и экономному расходованию средств на ведение бухгалтерского учета.
Отдельные вопросы методического руководства бухгалтерским учетом целесообразно делегировать общественным организациям бухгалтеров,например,Институту профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ и др. К этим вопросам методического руководства можно отнести: разработка методологии бухгалтерского учета; внедрение в практику новых норм и методов организации учета и т.п.
В соответствии с Федеральным законом«О бухгалтерском учете»общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Методологическим же центром по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ, который разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми организациями.
Органы, которым федеральными законами представлено праворегулирования бухгалтерского учета (Центральный банк РФ, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства), руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
- планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие общие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации. При разработке нормативных актов Минфин РФ тесно взаимодействует с заинтересованными ведомствами через
Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности.
Методологический совет разрабатывает концепции бухгалтерского учета и отчетности, проекты положений (стандартов) и других документов нормативного регулирования бухгалтерского учета.
В регулировании бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в России важная роль отводится Государственной Думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бухгалтерскому учету. В составе Государственной Думы действует Экспертный совет, который разрабатывает проекты законов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и проводит экспертизы законопроектов, содействие их реализации и др.
В работе вышеназванных Экспертного и Методологического советов большую помощь призваны оказать общественные организации, и прежде всего ассоциации бухгалтеров и аудиторов РФ и стран Содружества, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и аудиту в РФ. Эти организации оказывают большое содействие в разработке программ и мероприятий по подготовке и переподготовке аудиторских и бухгалтерских кадров, а также в разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету и аудиту и норм профессиональной этики и др.