Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства (авторитарный, демократический, либеральный) в большей степени
- ID: 21216
- 8 страниц
x
Часть текста скрыта. После покупки Вы получаете полную версию
Содержание:
Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства (авторитарный…
Ситуационное задание 1
Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства (авторитарный, демократический, либеральный) в большей мере подходит для следующих организаций: совет директоров акционерного общества, конструкторское бюро, банк, транспортное предприятие, рекламное агентство.
Под стилем руководства понимаются стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, так и индивидуально психологических особенностей личности руководителя. Различают авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), нейтральный (попустительский) стили руководства.
Для данных предприятий возможны следующие виды стилей руководства:
1. Совет директоров акционерного общества – предпочтителен авторитарный стиль.
2. Конструкторское бюро – демократический, авторитарный.
3. Банк – авторитарный стиль, возможен демократический.
4. Транспортное предприятие – демократический стиль.
5. Рекламное агентство – либеральный стиль, нейтральный стиль.
…
Ситуационное задание 2
Осуществите диагностику организационной культуры в организации, где Вы работаете, применив типологию оценки голландского ученого Г. Хофштеде.
…
Список литературы
…
Список файлов | |
---|---|
21216.docx | 26 КБ |
Информация по контрольной | |
---|---|
код работы (ID) | 21216 |
просмотров | 4206 |
страниц | 8 |
автосодержание | ДА |
список литературы | ДА |
нумерация страниц | ДА |
источников литературы | 8 |
оформление по ГОСТу | ДА |
были доработки | НЕТ |
проверено преподавателем НГУЭУ (Нархоз) | ДА |
Тема V. Стили
руководства
1. Классические
стили руководства и их характерные
черты.
2. Достоинства
и недостатки авторитарного и
демократического стилей руководства,
условия их применения и требования,
предъявляемые стилем руководства к
руководителям и подчиненным.
3. Одномерные и
многомерные стили руководства.
Литература
основная
Веснин В. Р.
Менеджмент. М., 2006. С. 165–175.
Виханский О. С.,
Наумов А. И. Менеджмент. М., 2006.
С. 412–479.
Пугачев В. П.
Руководство персоналом организации.
М., 1998. С. 71–82, 87–6.
Дополнительная
литература
Блейк Р. Р.,
Моутон Д. С. Научные методы управления.
Киев, 1990.
Веснин В. Р.
Практический менеджмент персонала. М.:
Юрист, 2003. С. 286–297.
Мескон М. Х.,
Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.
М., 1996. С. 492–500.
Филонович С. Р.
Лидерство и практические навыки
менеджера: 17-модульная программа для
менеджеров «Управление развитием
организации». Модуль 9. М., 1999. С. 9–21.
Контрольные
вопросы и задания
1. Дайте определение
стиля руководства.
2. Сформулируйте
основные характерные черты классических
стилей руководства.
3. В чем заключается
преимущество и организационная
эффективность классических стилей
руководства?
4. Охарактеризуйте
сильные и слабые стороны авторитарного
стиля руководства, условия его применения,
требования, предъявляемые авторитарным
стилем к руководителям и подчиненным.
5. Охарактеризуйте
сильные и слабые стороны демократического
стиля руководства, условия его применения
и требования, предъявляемые демократическим
стилем к руководителям и подчиненным.
6. Обоснуйте,
какой из перечисленных стилей руководства
в большей мере подходят для следующих
организаций:
– совет директоров
акционерного общества;
– конструкторское
бюро;
– транспортное
предприятие;
– банк;
– торговое
предприятие;
– рекламное
агентство.
7. Выскажите
свое мнение по вопросу о том, какие стили
руководства должны применяться в учебном
заведении:
– со стороны
ректората и деканата;
– со стороны
преподавателей.
8. Охарактеризуйте
понятия одномерного и многомерного
стилей руководства. Какие критерии
лежат в основе выделения одномерных и
многомерных стилей руководства?
9. Охарактеризуйте
управленческую решетку Р. Блейка и
Д. Моутон. Как используются полученные
выводы?
ТЕСТ «Определение
стиля руководства»
(тест разработан
В.П. Захаровым
на основе опросника
А.Л. Журавлева)
Методика направлена
на определение стиля руководства.
Опросник содержит 16 групп утверждений.
Каждая группа состоит из трех утверждений,
обозначенных буквами а, б, в. Вам следует
внимательно прочесть все три утверждения
в составе каждой группы и выбрать одно,
которое в наибольшей степени соответствует
стилю руководства руководителя. В
качестве руководителя на практических
занятиях могут выступать один из
студентов или преподавателей.
Разбившись на
малые группы, сделайте общие выводы.
1. а) Центральное
руководство требует, чтобы обо всех
делах докладывали именно ему.
б) Старается
всё решать вместе с подчинёнными,
единолично решает только самые оперативные
вопросы.
в) Некоторые
важные дела решаются фактически без
участия руководителя, его функции
выполняют другие.
2. а) Всегда
что-нибудь приказывает, распоряжается,
настаивает, но никогда не просит.
б) Приказывает
так, что хочется выполнить.
в) Приказывать
не умеет.
3. а) Старается,
чтобы его заместители были квалифицированными
специалистами.
б) Руководителю
безразлично, кто работает у него
заместителем, помощником.
в) Он добивается
безотказного исполнения и подчинения
от заместителей, помощников.
4. а) Его
интересует только выполнение плана, а
не отношения людей друг к другу.
б) В работе не
заинтересован, подходит к делу формально.
в) Решая
производственные задачи, старается
создать хорошие отношения между людьми
в коллективе.
5. а) Наверно,
он консервативен, так как боится нового.
б) Инициатива
подчиненных руководителем не принимается.
в) Способствует
тому, чтобы подчиненные работали
самостоятельно.
6. а) На критику
руководитель обычно не обижается,
прислушивается к ней.
б) Не любит,
когда его критикуют и не старается
скрыть это.
в) Критику
выслушивает, даже собирается принять
меры, но ничего не предпринимает.
7. а) Складывается
впечатление, что руководитель боится
отвечать за свои действия, желает
уменьшить свою ответственность.
б) Ответственность
распределяет между собой и подчиненными.
в) Руководитель
единолично принимает решения или
отменяет их.
8. а) Регулярно
советуется с подчиненными, особенно с
опытными работниками.
б) Подчиненные
не только советуют, но могут давать
указания своему руководителю.
в) Не допускает,
чтобы подчиненные ему советовали, а тем
более возражали.
9. а) Обычно
советуется с заместителями и нижестоящими
руководителями, но не с рядовыми
подчиненными.
б) Регулярно
общается с подчиненными, говорит о
положении дел в коллективе, о трудностях,
которые предстоит преодолеть.
в) Для выполнения
какой-либо работы ему нередко приходится
уговаривать своих подчиненных.
10. а) Всегда
обращается к подчиненным вежливо,
доброжелательно.
б) В обращении
с подчиненными часто проявляет равнодушие.
в) По отношению
к подчиненным бывает нетактичным и даже
грубым.
11. а) В
критических ситуациях руководитель
плохо справляется со своими обязанностями.
б) В критических
ситуациях руководитель, как правило,
переходит на более жесткие методы
руководства.
в) Критические
ситуации не изменяют способа его
руководства.
12. а) Сам
решает даже те вопросы, с которыми не
совсем хорошо знаком.
б) Если что-то
не знает, то не боится этого показать и
обращается за помощью к другим.
в) Он не может
действовать сам, а ждет «подталкивания»
со стороны.
13. а) Пожалуй,
он не очень требовательный человек.
б) Он требователен,
но одновременно и справедлив.
в) О нем можно
сказать, что он бывает слишком строгим
и даже придирчивым.
14. а) Контролируя
результаты, всегда замечает положительную
сторону, хвалит подчиненных.
б) Всегда очень
строго контролирует работу подчиненных
и коллектива в целом.
в) Контролирует
работу от случая к случаю.
15. а) Руководитель
умеет поддерживать дисциплину и порядок.
б) Часто делает
подчиненным замечания, выговоры.
в) Не может
влиять на дисциплину.
16. а) В
присутствии руководителя подчиненным
все время приходится работать в
напряжении.
б) С руководителем
работать интересно.
в) Подчиненные
предоставлены сами себе.
Ключ к тесту:
Подсчитайте %
ответов
– под кодом
А
– под кодом
Д
– под кодом
П
№ вопроса |
а |
б |
в |
1 |
А |
Д |
П |
2 |
А |
Д |
П |
3 |
Д |
П |
А |
4 |
Д |
П |
А |
5 |
П |
А |
Д |
6 |
Д |
А |
П |
7 |
П |
Д |
А |
8 |
Д |
П |
А |
9 |
А |
Д |
П |
10 |
Д |
П |
А |
11 |
П |
А |
Д |
12 |
А |
Д |
П |
13 |
П |
Д |
А |
14 |
Д |
А |
П |
15 |
Д |
А |
П |
16 |
А |
Д |
П |
ТЕСТ
Для того чтобы
определить присущий Вам стиль руководства,
можно воспользоваться предлагаемым
тестом, оценив содержащиеся в нем
утверждения по пятибалльной шкале.
1. Я всегда
указываю подчиненным, что нужно делать.
2. Я выслушиваю
мнения подчиненных.
3. Я даю возможность
подчиненным участвовать в принятии
решений.
4. Я даю возможность
подчиненным действовать самостоятельно.
5. Я постоянно
объясняю подчиненным, что и как надо
делать.
6. Я обучаю людей
умению работать.
7. Я не советуюсь
с подчиненными.
8. Я не мешаю
работать подчиненным.
9. Я указываю
подчиненным, когда нужно выполнять ту
или иную работу.
10. Я слежу за
успехами подчиненных.
11. Я поддерживаю
инициативы подчиненных.
12. Я не вмешиваюсь
в процесс определения подчиненными
целей работы.
13. Я постоянно
показываю подчиненным, как надо работать.
14. Я внимательно
выслушиваю мнения подчиненных.
15. Я даю возможность
подчиненным участвовать в обсуждении
проблемы.
16. Я вмешиваюсь
в дела подчиненных только при крайней
необходимости.
17. Я не интересуюсь
мнением подчиненных.
18. Я принимаю
решение сам, если подчиненные не могут
прийти к согласию.
19. Я не вмешиваюсь
в разногласия подчиненных.
20. Я считаю, что
каждый должен применить свои способности
как хочет.
21. Я постоянно
контролирую действия подчиненных.
Определите суммы
баллов по следующим группам утверждений.
I |
– |
1, |
5, |
7, |
9, |
13, |
17, |
21 |
II |
– |
2, |
3, |
10, |
11, |
14, |
15, |
18 |
III |
– |
4, |
6, |
8, |
12, |
16, |
19, |
20 |
Если по той или
иной группе баллов набрано более 28
баллов, степень выраженности стиля
высокая, при 21–28 баллов — средняя, менее
21 — низкая.
Общая сумма баллов
менее 40 характеризует пассивность
субъекта и его непригодность к руководящей
деятельности.
29
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
«многомерное» руководство. сегодня так, завтра — сяк
В современных условиях успех дела предопределяется не только личной ориентацией менеджера, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и пр.
В связи с этим сегодня руководителям рекомендуется не придерживаться, по возможности, какого-то одного раз и навсегда принятого стиля, а применять в соответствующих условиях наиболее подходящие.
Так, по мнению Ф. Фидлера, поскольку руководитель изменить себя и свой стиль работы, как правило, не способен, его нужно исходя из ситуации и стоящей задачи, помещать в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить.
Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия менеджера значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних легко воздействовать, а также в противоположном случае, когда наоборот — все плохо, ему, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля,
Стиль руководства, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет. Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя и улучшает его отношения с подчиненными.
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагается четыре стиля управления, ,
Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то предпочтителен «стиль поддержки», аналогичный стилю, ориентированному на человеческие отношения. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать инструментальный стиль.
Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.
Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на «достижение». Руководитель ставит перед ними посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут по мере возможности их самостоятельно решать, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.
Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.
В неоднозначных ситуациях используется «инструментальный» стиль, поскольку руководитель лучше видит положение дел в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.
В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.
В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства, суть самого простого из которых заключается в указаниях незрелым, неспособным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.
Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они уже хотят брать на себя ответственность, но не могут делать это, руководитель должен одновременно и давать указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.
Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь.
При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность, работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления,
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях руководства:
A) Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
Б) Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
B) Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение,
Г) Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывается общее мнение.
Д) Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор,
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
— наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
— уровень требований, предъявляемых к решению;
— четкость и структурированность проблемы;
— степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
— вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
— заинтересованность исполнителей в достижении целей;
— степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
«Многомерные» стили руководства — ориентация руководителей не на какой-то один раз и навсегда принятый стиль, а применение в соответствующих условиях наиболее подходящего.
Авторы «многомерных» стилей — Ф. Фидлер, Т. Митчелл, Р. Хаус, В. Врум, Ф, Йеттон, П. Херсли, К. Бланшар и др.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Покажите принципиальное различие между авторитарным, демократическим: и. либеральным стилями руководства.
2. Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства в большей мере подходит для следующих организаций:
— совет директоров акционерного общества;
— конструкторское бюро;
— банк;
— транспортное предприятие;
— рекламное агентство.
3. Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие стили руководства должны применяться в учебном: заведении:
— со стороны администрации;
— со стороны преподавателей.
Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства (авторитарный, демократический, либеральный) в большей степени
- ID: 21216
- 8 страниц
x
Часть текста скрыта. После покупки Вы получаете полную версию
Содержание:
Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства (авторитарный…
Ситуационное задание 1
Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства (авторитарный, демократический, либеральный) в большей мере подходит для следующих организаций: совет директоров акционерного общества, конструкторское бюро, банк, транспортное предприятие, рекламное агентство.
Под стилем руководства понимаются стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, так и индивидуально психологических особенностей личности руководителя. Различают авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), нейтральный (попустительский) стили руководства.
Для данных предприятий возможны следующие виды стилей руководства:
1. Совет директоров акционерного общества – предпочтителен авторитарный стиль.
2. Конструкторское бюро – демократический, авторитарный.
3. Банк – авторитарный стиль, возможен демократический.
4. Транспортное предприятие – демократический стиль.
5. Рекламное агентство – либеральный стиль, нейтральный стиль.
…
Ситуационное задание 2
Осуществите диагностику организационной культуры в организации, где Вы работаете, применив типологию оценки голландского ученого Г. Хофштеде.
…
Список литературы
…
Список файлов | |
---|---|
21216.docx | 26 КБ |
Информация по контрольной | |
---|---|
код работы (ID) | 21216 |
просмотров | 4040 |
кол-во страниц | 8 |
автосодержание | ДА |
список литературы | ДА |
нумерация страниц | ДА |
источников литературы | 8 |
оформление по ГОСТу | ДА |
были доработки | НЕТ |
проверено преподавателем НГУЭУ (Нархоз) | ДА |
Для создания совета директоров есть количественные и качественные предпосылки. Среди первых обычно учитываются выросший годовой оборот и большое количество сотрудников.
Мы осознали необходимость в новом органе управления, когда размер штата перевалил за 200 человек. Сама компания к этому времени обросла подразделениями и филиалами, которые действовали обособленно друг от друга.
Продажники, юристы, финансисты, логисты и производство работали сами по себе, а в единоличных решениях генерального директора перестали учитываться все нюансы, необходимые, чтобы компания функционировала как единый организм. Так мы ощутили необходимость в качественных переменах.
Как заставить людей работать сообща и воспитать коллективную ответственность? Можно придумать систему штрафов и наказывать рублем. Но такой подход принесет временный результат и отрицательно скажется на мотивации в дальнейшем.
Читайте по теме:
«В воспитании кнут не работает»: родители российских бизнесменов — о мотивации и правильных установках с детства
Как повысить мотивацию и продуктивность с помощью плохих идей
А можно сменить риторику речей руководителей с «моему отделу так выгодно, остальное меня не волнует» на «мы руководим организацией сообща, все, что в ней происходит, влияет на меня». В этом и состоит смысл перехода к такому инструменту управления, как совет директоров. И в нашем случае он себя абсолютно оправдал.
Отношение руководителей к трудностям других отделов достаточно сильно поменялось. Мы заметили, как члены совета директоров стали чаще интересоваться, как их решения могут повлиять на смежные подразделения.
Например, директор по маркетингу изучает, какие трудозатраты для конструкторского бюро вызовет переход на новые цвета, прежде чем внедрить такие изменения, а руководитель монтажей заранее знает, какие у организации планы, и может подготовить нужное количество бригад, машин и инструментов, не согласовывая каждое действие с директором.
Результат — мы имеем сплоченный коллектив профессионалов, компетенции которых охватывают весь спектр деятельности организации, который видит цели компании одинаково.
Работа совета директоров регулируется уставом.
- Первое, что необходимо сделать, — написать этот документ. В нем закрепляется положение, что совет директоров — это орган управления, члены которого избираются собственниками бизнеса на год.
- Этот орган, в свою очередь, выбирает генерального директора на два года, который с определенной периодичностью отчитывается перед ним о делах компании. Если совет директоров недоволен работой выбранного топ-менеджера, он может его заменить.
Закрепляется в уставе и механизм голосования за то или иное решение, какое количество голосов необходимо для его принятия. Иногда достаточно простого большинства, где-то — квалифицированного (обычно это ⅔ голосов), а в некоторых случаях требуется только единогласное решение. Важно это предусмотреть и прописать.
Например, что решение о смене гендиректора должно быть принято единогласно, а для открытия нового проекта, направления или филиала достаточно простого большинства.
- И полезно вести протокол голосования.
Дело в том, что любое решение совета директоров связано с рисками, в том числе финансовыми. Со временем становится понятно, было ли оно верным.
Протоколы позволяют отследить, кто был за и кто против. Это помогает анализировать, к кому стоит прислушаться в следующий раз, и персонализировать ответственность за происходящее в компании. Голосующие начинают более обдуманно подходить к принимаемым и предлагаемым решениям.
- В уставе прописывается, сколько раз в год собирается совет директоров.
У нас — минимум два раза. Однако каждый из его членов может инициировать созыв совета. И по факту мы встречаемся семь-восемь раз.
В международной практике совет директоров собирается от двух до 12 раз в год. И есть данные исследования, которые говорят, что проведение собраний более 16 раз неэффективно, а менее четырех — нерезультативно.
Состав совета директоров
В международной практике в совет директоров обычно входит от восьми до 16 человек. И основной принцип его построения — репрезентативность, то есть должны присутствовать люди, представляющие интересы разных групп и направлений.
Более того, западная теория настаивает еще и на культурном разнообразии: в принятии решений должны участвовать представители разных полов, рас, вероисповеданий и традиций. И для крупных международных корпораций такая практика не лишена смысла.
Но я считаю, что уже для среднего бизнеса соблюдение таких принципов будет излишним: достаточно, чтобы совет директоров состоял из людей, знающих специфику каждого участка работ: должны быть и бухгалтер, и юрист, и руководитель производства, начальник монтажных работ и отдела продаж.
Кроме того, крупные компании часто приглашают экспертов со стороны.
Например, ключевого поставщика или заказчика. Бывает полезно позвать представителя банка, в котором кредитуешься — очень часто это помогает избежать ошибок на стадии обсуждения решения и не тратить время на устранение негативных последствий.
Бояться, что человек со стороны украдет внутренние данные, не стоит. Часто в категорию охраняемых от всех на свете данных попадает информация, которую при желании можно найти в открытых источниках.
Не рекомендую подходить к избранию членов совета директоров формально. Совсем не обязательно, чтобы в нем были все руководители среднего звена. Это может быть человек, обладающий специальными знаниями и авторитетом, но не руководитель.
И еще несколько важных моментов:
- Как правило, первый созыв совета директоров чувствует свое привилегированное положение
Важно с самого начала прямо сказать людям, что пребывание в его составе не пожизненное. Я сам совершил такую ошибку, не проговарив это условие сразу. Важно объяснить, что собственники компании будут каждый год переизбирать кандидатов большинством голосов.
- Избрание в совет директоров — хороший мотивирующий фактор для топ-менеджеров
Он позволяет собственнику не использовать мотивацию в виде акций или передачи активов компании: когда чистые активы приближаются к одному миллиарду, то даже 1–2% капитала — очень ощутимый подарок или бонус.
- Однако бонус для членов совета директоров все-таки нужно предусмотреть
Очень важно не путать компенсацию за членство и зарплату от операционной деятельности. Да, совет нечасто собирается, но люди готовятся к каждому заседанию, делают отчеты и доклады, собирают статистику, тратят свое время, а иногда и средства. И их деятельность должна вознаграждаться.
Это может быть фиксированная плата либо бонус от годовой прибыли. Люди должны дорожить этим местом, чтобы проявлять себя и хотеть переизбраться в следующем году.
Функции совета директоров
Члены совета решают важные вопросы для бизнеса:
- крупные сделки;
- вложение в инвестиционные бумаги;
- распределение дивидендов;
- покупку недвижимости;
- строительство новых площадей;
- расширение производства.
В повестку могут входить самые разные задачи. Мы, например, в обязательном порядке составляем план работы компании на год, в котором отталкиваемся от плана продаж.
Важный момент — это не просто цифра, которая должна мотивировать продавцов и от которой зависит их премия. План продаж не назначается сверху, он должен формироваться коммерческим подразделением, исходить от самих продавцов. Это они задают планку, на которую вся организация ориентируется и планирует свои ресурсы.
Имея этот ориентир, мы как совет директоров можем спрогнозировать, какие именно ресурсы — как финансовые, так и человеческие — нам понадобятся.
Такое коллективное обсуждение увеличивает точность прогнозов в компании в разы.
К компетенциям совета директоров относится определение размера бонусов для всех сотрудников. Важно, чтобы каждый член команды знал, что у его отдела есть свой представитель в совете, который может за них заступиться, отстоять их позицию.
Когда мы строим свой прогноз, то можем еще в начале года сообщить, какую премию могут ожидать люди. Конечно, бывают погрешности. Однако когда мы не делали подобных прогнозов, а полагались на мнения, бывали ошибки и серьезные перекосы в уровнях зарплат.
Типичные ошибки
Профильная литература и общение с другими бизнесменами позволили мне избежать многих ошибок. Предупрежден — значит вооружен. Но никто от них не застрахован.
Например, важно четко понимать, чем собрание совета директоров отличается от обычного совещания. Последнее необходимо, чтобы собирать различные мнения и составлять общую картину. Первое же отличается тем, что в результате обсуждения должно быть вынесено четкое и понятное решение, и каждый присутствующий участвует в голосовании для этого.
Так, однажды мы занялись планированием корпоративов на год. Нарисовали какую-то схемку, сфотографировали ее, но так и не поняли, куда мы зовем производство, куда — офисных сотрудников, а куда — только руководителей подразделений.
Читайте также:
Сплотить, дать опору и помочь найти выход: зачем бизнесу корпоративные мероприятия в 2022 году
Конференция на Марсе, виртуальный концерт и совещание у костра: как провести мероприятие в метавселенной
Ошибка заключалась в том, что на совете директоров не стоит обсуждать вопросы, по которым невозможно вынести конкретное решение. Их либо не стоит обсуждать совсем, либо нужно изначально отдавать себе отчет, что это просто обмен мнениями.
Теперь ответственный член совета директоров заранее готовит проекты решений, которые уже принимаются всеми или уходят на доработку. Так мы теперь страхуем себя от действий, которые не приносят результата.
К типичным ошибкам относятся:
- слишком редкие или частые собрания;
- нерепрезентативный состав совета директоров;
- переизбрание одних и тех же людей в состав совета, отсутствие обновления состава;
- страх пригласить в совет кого-то «со стороны»;
- отсутствие компенсации за членство в совете;
- отсутствие обсуждения планов и прогнозов на год на заседаниях;
- обсуждение вопросов, по которым не может быть вынесено решение.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.
Различают следующие стили управления.
Стиль управления ориентированный на задачу
Усилия руководителя сконцентрированы на задаче, которую необходимо выполнить, при этом, как утверждает Бизани, руководитель:
-
порицает недостаточную работу;
-
побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий;
-
придает особенное значение объему работы;
-
руководит железной рукой;
-
обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;
-
побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям;
-
требует от малорезультативных сотрудников большей отдачи.
Исследования Хальпина—Винера и Пельца показывают, что такие руководители:
-
часто более положительно характеризуются своими начальниками, чем личностно-ориентированные руководители;
-
позитивно оцениваются своими сотрудниками, если руководители имеют влияние «наверху».
Личностно-ориентированный стиль управления
При таком стиле управления в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. По Бизани, руководитель:
-
обращает внимание на здоровье сотрудников; заботится о хороших отношениях со своими подчиненными; обращается со своими подчиненными как с равноправными;
-
поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны сделать;
-
заступается за своих сотрудников.
Руководитель, который управляет, ориентируясь на личность, не может, однако, сразу рассчитывать на полное удовлетворение сотрудников. Для этого важны влияние и уважение руководителя «наверху», на основе чего он способен защищать интересы сотрудников.
Стилю управления присущи три проблемы:
- Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью стиля управления, содержат несколько компонентов, которые не могут быть собраны воедино.
- Абсолютизация стиля управления рассматривается как способ, с помощью которого повышается производительность труда.
- Ситуация управления рассматривается как неизменная, в то время как с течением времени она может измениться и руководитель должен соответственно изменить свое отношение к отдельным сотрудникам.
Стили управления могут быть одно- и многомерными. Стиль управления одномерный, если рассматривается один критерий оценки. Одномерными являются авторитарный, корпоративный и прочие стили управления, причем первый и второй стили полярно отличаются друг от друга.
Авторитарный стиль управления
При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает б ольшую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.
Типичные признаки авторитарного стиля управления:
Руководитель в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе;
Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует» следуют ли его распоряжениям и насколько. Знаки, подчеркивающие положение человека в глазах окружающих его людей (например, автомашина), поддерживают репутацию обладающего властью руководителя.
Штопп перечисляет требования к авторитарно управляющему руководителю:
-
высокая сознательность;
-
высокий самоконтроль;
-
дальновидность;
-
хорошая способность к принятию решений;
-
пробивная способность.
Подчиненные — адресаты приказаний. По «теории x и xy:
-
средний человек ленив и, насколько возможно, отлынивает от работы;
-
работники нечестолюбивы, боятся ответственности и желают быть руководимыми;
-
давление на подчиненных и санкции к ним необходимы для достижения целей предприятия;
-
строгое управление подчиненными и частный контроль над ними неизбежны.
При этом стиле управления мотивация подчиненных часто ограниченна, потому что руководитель отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими санкциями. Подчиненные становятся безучастными по отношению к руководителю, а также к предприятию. Информацию они добывают из-за поставленных руководителем информационных барьеров неофициальными путями.
Требования к авторитарно управляемому подчиненному по Штоппу:
-
признание руководителя единственной инстанцией;
-
признание и выполнение распоряжений руководителя;
-
отсутствие стремления к обладанию правом контроля.
Преимущества авторитарного стиля управления — возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.
Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководители в отношении количества и (или) качества работы.
Авторитарный стиль управления может применяться на практике в нескольких вариантах, которые все больше приближаются к корпоративному стилю.
Корпоративный стиль управления
При корпоративном стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.
Типичные признаки корпоративного стиля управления:
Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчиненных конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль.
Руководитель не только подробно информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения задач, но и сообщает другую информацию о предприятии. Информация служит средством управления. Руководитель не нуждается в знаках, подчеркивающих его положение в глазах окружающих его людей.
Требования, предъявляемые к корпоративно управляющему руководителю, по Штоппу:
-
открытость;
-
доверие к сотрудникам;
-
отказ от индивидуальных привилегий;
-
способность и желание делегировать полномочия;
-
служебный надзор;
-
контроль результатов.
Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять «ежедневные работы». При оценке подчиненных при этом стиле руководства чаще всего исходят из «теории у теории ху«, по которой:
-
нежелание трудиться является не врожденным от природы, а следствием плохих условий труда, которые уменьшают естественное желание трудиться;
-
сотрудники принимают во внимание целевые установки, обладают самодисциплиной и самоконтролем;
-
цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения и предоставления возможности индивидуального развития;
-
при благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.
Активная позиция подчиненных повышает их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда.
Требования к корпоративно управляемым подчиненным, по Штоппу:
-
стремление и способность нести личную ответственность;
-
самоконтроль;
-
использование прав контроля.
Преимущество корпоративного стиля — принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников. Недостаток — корпоративный стиль управления может замедлить принятие решений.
Управление методом делегирования полномочий
Такое управление — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.
Для того чтобы успешно применять управление делегированием, необходимы:
-
делегирование сотрудникам задач;
-
делегирование сотрудникам компетенций;
-
делегирование сотрудникам ответственности за действия;
-
исключение возможности отзыва делегированных полномочий либо передачи их от одних сотрудников другим;
-
установление порядка регулирования исключительных случаев;
-
исключение возможности вмешательства руководителя при правильных действиях сотрудника;
-
обязательность вмешательства руководителя в случае ошибки и получения результатов, урегулированных в особом порядке;
-
принятие руководителем ответственности по руководству;
-
создание соответствующей информационной системы.
Переданные задачи должны соответствовать способностям сотрудников, быть преимущественно однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность за действия должны соответствовать друг другу по объему.
Преимущества управления методом делегирования:
-
разгрузка руководителя;
-
возможность быстрого принятия грамотных решений; сотрудникам передаются компетенции и ответственность задействия;
-
содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.
Недостатки управления методом делегирования:
-
руководитель делегирует по возможности меньшее число интересных задач;
-
могут быть утверждены иерархические отношения;
-
сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;
-
установление иерархических отношений «по горизонтали».
Почему руководители недостаточно делегируют полномочия?
1. Опасение того, что подчиненные недостаточно компетентно выполняют поручения (делают ошибки).
2. Недоверие по отношению к компетентности подчиненных.
3. Опасение того, что подчиненные слишком быстро приобретают высокую компетенцию.
4. Опасение потери своего значения и сопутствующих ему благ.
5. Опасение потери собственного авторитета или статуса.
6. Опасение того, что руководитель сам потеряет контроль за данным вопросом.
7. Страх перед риском.
8. Нежелание отдавать работу, которой руководитель сам хорошо владеет.
9. Неумение консультировать подчиненных и управлять ими.
10. Недостаток времени для консультирования подчиненных и управления ими.
Почему подчиненные не готовы нести ответственность?
1. Недостаточная уверенность в себе.
2. Дефицит информации.
3. Страх перед возможной критикой.
4. Недостаточный положительный отклик на успешно выполненные поручения.
5. Недостаточная мотивированность сотрудника.
6. Отрицательная атмосфера рабочего места.
Как делегировать?
1. Тщательно выбрать задания, подлежащие делегированию.
2. Тщательно выбрать человека, кому делегировать.
3. Делегировать преимущественно «окончательные результаты» вместо точных методов выполнения задания.
4. Быть готовым к тому, что будут допущены ошибки и что их нужно простить.
5. Дать достаточно полномочий для выполнения задания до конца.
6. Информировать других, что делегировано и кому.
7. Делегировать постепенно и усложнять делегированные задания.
Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами. Десять основных ошибок в управлении персоналом па предприятии можно сформулировать следующим образом;
1. Стремление все делать самому.
2. Склонность давать возможность делам идти своим чередом.
3. Предубежденность против определенных работников.
4. Застывшие, схематичные или доктринерские установки.
5. Излишняя восприимчивость к иному, в том числе критическому, мнению.
6. Самоудовлетворенность или заносчивость.
7. Невосприимчивость к предложениям сотрудников.
8. Очевидное неуважение личности сотрудника, например допустимость критики при других.
9. Явное недоверие к сотрудникам.
10. Недостаточная последовательность в действиях.
И наоборот, опыт преуспевающих предприятий показал, что руководители этих предприятий в значительно большей степени:
1. ценят знание дела;
2. относятся к людям как к равным;
3. вознаграждают справедливо;
4. обнаруживают ошибки объективно;
5. надежны и лояльны;
6. выслушивают мнения, отличающиеся от своих;
7. ценят прогресс;
8. имеют авторитет знатоков дела;
9. лишены предвзятости;
10. переносят критику;
11. способны к изменению, чем начальники малоуспешных предприятий.
Стиль управления или руководства — важнейший фактор в менеджменте на предприятии. Правильно определенный и успешно применяемый стиль позволяет наиболее успешно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. Именно поэтому в последние годы многие фирмы уделяют этому вопросу столь существенное внимание.
Тема V. Стили
руководства
1. Классические
стили руководства и их характерные
черты.
2. Достоинства
и недостатки авторитарного и
демократического стилей руководства,
условия их применения и требования,
предъявляемые стилем руководства к
руководителям и подчиненным.
3. Одномерные и
многомерные стили руководства.
Литература
основная
Веснин В. Р.
Менеджмент. М., 2006. С. 165–175.
Виханский О. С.,
Наумов А. И. Менеджмент. М., 2006.
С. 412–479.
Пугачев В. П.
Руководство персоналом организации.
М., 1998. С. 71–82, 87–6.
Дополнительная
литература
Блейк Р. Р.,
Моутон Д. С. Научные методы управления.
Киев, 1990.
Веснин В. Р.
Практический менеджмент персонала. М.:
Юрист, 2003. С. 286–297.
Мескон М. Х.,
Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.
М., 1996. С. 492–500.
Филонович С. Р.
Лидерство и практические навыки
менеджера: 17-модульная программа для
менеджеров «Управление развитием
организации». Модуль 9. М., 1999. С. 9–21.
Контрольные
вопросы и задания
1. Дайте определение
стиля руководства.
2. Сформулируйте
основные характерные черты классических
стилей руководства.
3. В чем заключается
преимущество и организационная
эффективность классических стилей
руководства?
4. Охарактеризуйте
сильные и слабые стороны авторитарного
стиля руководства, условия его применения,
требования, предъявляемые авторитарным
стилем к руководителям и подчиненным.
5. Охарактеризуйте
сильные и слабые стороны демократического
стиля руководства, условия его применения
и требования, предъявляемые демократическим
стилем к руководителям и подчиненным.
6. Обоснуйте,
какой из перечисленных стилей руководства
в большей мере подходят для следующих
организаций:
– совет директоров
акционерного общества;
– конструкторское
бюро;
– транспортное
предприятие;
– банк;
– торговое
предприятие;
– рекламное
агентство.
7. Выскажите
свое мнение по вопросу о том, какие стили
руководства должны применяться в учебном
заведении:
– со стороны
ректората и деканата;
– со стороны
преподавателей.
8. Охарактеризуйте
понятия одномерного и многомерного
стилей руководства. Какие критерии
лежат в основе выделения одномерных и
многомерных стилей руководства?
9. Охарактеризуйте
управленческую решетку Р. Блейка и
Д. Моутон. Как используются полученные
выводы?
ТЕСТ «Определение
стиля руководства»
(тест разработан
В.П. Захаровым
на основе опросника
А.Л. Журавлева)
Методика направлена
на определение стиля руководства.
Опросник содержит 16 групп утверждений.
Каждая группа состоит из трех утверждений,
обозначенных буквами а, б, в. Вам следует
внимательно прочесть все три утверждения
в составе каждой группы и выбрать одно,
которое в наибольшей степени соответствует
стилю руководства руководителя. В
качестве руководителя на практических
занятиях могут выступать один из
студентов или преподавателей.
Разбившись на
малые группы, сделайте общие выводы.
1. а) Центральное
руководство требует, чтобы обо всех
делах докладывали именно ему.
б) Старается
всё решать вместе с подчинёнными,
единолично решает только самые оперативные
вопросы.
в) Некоторые
важные дела решаются фактически без
участия руководителя, его функции
выполняют другие.
2. а) Всегда
что-нибудь приказывает, распоряжается,
настаивает, но никогда не просит.
б) Приказывает
так, что хочется выполнить.
в) Приказывать
не умеет.
3. а) Старается,
чтобы его заместители были квалифицированными
специалистами.
б) Руководителю
безразлично, кто работает у него
заместителем, помощником.
в) Он добивается
безотказного исполнения и подчинения
от заместителей, помощников.
4. а) Его
интересует только выполнение плана, а
не отношения людей друг к другу.
б) В работе не
заинтересован, подходит к делу формально.
в) Решая
производственные задачи, старается
создать хорошие отношения между людьми
в коллективе.
5. а) Наверно,
он консервативен, так как боится нового.
б) Инициатива
подчиненных руководителем не принимается.
в) Способствует
тому, чтобы подчиненные работали
самостоятельно.
6. а) На критику
руководитель обычно не обижается,
прислушивается к ней.
б) Не любит,
когда его критикуют и не старается
скрыть это.
в) Критику
выслушивает, даже собирается принять
меры, но ничего не предпринимает.
7. а) Складывается
впечатление, что руководитель боится
отвечать за свои действия, желает
уменьшить свою ответственность.
б) Ответственность
распределяет между собой и подчиненными.
в) Руководитель
единолично принимает решения или
отменяет их.
8. а) Регулярно
советуется с подчиненными, особенно с
опытными работниками.
б) Подчиненные
не только советуют, но могут давать
указания своему руководителю.
в) Не допускает,
чтобы подчиненные ему советовали, а тем
более возражали.
9. а) Обычно
советуется с заместителями и нижестоящими
руководителями, но не с рядовыми
подчиненными.
б) Регулярно
общается с подчиненными, говорит о
положении дел в коллективе, о трудностях,
которые предстоит преодолеть.
в) Для выполнения
какой-либо работы ему нередко приходится
уговаривать своих подчиненных.
10. а) Всегда
обращается к подчиненным вежливо,
доброжелательно.
б) В обращении
с подчиненными часто проявляет равнодушие.
в) По отношению
к подчиненным бывает нетактичным и даже
грубым.
11. а) В
критических ситуациях руководитель
плохо справляется со своими обязанностями.
б) В критических
ситуациях руководитель, как правило,
переходит на более жесткие методы
руководства.
в) Критические
ситуации не изменяют способа его
руководства.
12. а) Сам
решает даже те вопросы, с которыми не
совсем хорошо знаком.
б) Если что-то
не знает, то не боится этого показать и
обращается за помощью к другим.
в) Он не может
действовать сам, а ждет «подталкивания»
со стороны.
13. а) Пожалуй,
он не очень требовательный человек.
б) Он требователен,
но одновременно и справедлив.
в) О нем можно
сказать, что он бывает слишком строгим
и даже придирчивым.
14. а) Контролируя
результаты, всегда замечает положительную
сторону, хвалит подчиненных.
б) Всегда очень
строго контролирует работу подчиненных
и коллектива в целом.
в) Контролирует
работу от случая к случаю.
15. а) Руководитель
умеет поддерживать дисциплину и порядок.
б) Часто делает
подчиненным замечания, выговоры.
в) Не может
влиять на дисциплину.
16. а) В
присутствии руководителя подчиненным
все время приходится работать в
напряжении.
б) С руководителем
работать интересно.
в) Подчиненные
предоставлены сами себе.
Ключ к тесту:
Подсчитайте %
ответов
– под кодом
А
– под кодом
Д
– под кодом
П
№ вопроса |
а |
б |
в |
1 |
А |
Д |
П |
2 |
А |
Д |
П |
3 |
Д |
П |
А |
4 |
Д |
П |
А |
5 |
П |
А |
Д |
6 |
Д |
А |
П |
7 |
П |
Д |
А |
8 |
Д |
П |
А |
9 |
А |
Д |
П |
10 |
Д |
П |
А |
11 |
П |
А |
Д |
12 |
А |
Д |
П |
13 |
П |
Д |
А |
14 |
Д |
А |
П |
15 |
Д |
А |
П |
16 |
А |
Д |
П |
ТЕСТ
Для того чтобы
определить присущий Вам стиль руководства,
можно воспользоваться предлагаемым
тестом, оценив содержащиеся в нем
утверждения по пятибалльной шкале.
1. Я всегда
указываю подчиненным, что нужно делать.
2. Я выслушиваю
мнения подчиненных.
3. Я даю возможность
подчиненным участвовать в принятии
решений.
4. Я даю возможность
подчиненным действовать самостоятельно.
5. Я постоянно
объясняю подчиненным, что и как надо
делать.
6. Я обучаю людей
умению работать.
7. Я не советуюсь
с подчиненными.
8. Я не мешаю
работать подчиненным.
9. Я указываю
подчиненным, когда нужно выполнять ту
или иную работу.
10. Я слежу за
успехами подчиненных.
11. Я поддерживаю
инициативы подчиненных.
12. Я не вмешиваюсь
в процесс определения подчиненными
целей работы.
13. Я постоянно
показываю подчиненным, как надо работать.
14. Я внимательно
выслушиваю мнения подчиненных.
15. Я даю возможность
подчиненным участвовать в обсуждении
проблемы.
16. Я вмешиваюсь
в дела подчиненных только при крайней
необходимости.
17. Я не интересуюсь
мнением подчиненных.
18. Я принимаю
решение сам, если подчиненные не могут
прийти к согласию.
19. Я не вмешиваюсь
в разногласия подчиненных.
20. Я считаю, что
каждый должен применить свои способности
как хочет.
21. Я постоянно
контролирую действия подчиненных.
Определите суммы
баллов по следующим группам утверждений.
I |
– |
1, |
5, |
7, |
9, |
13, |
17, |
21 |
II |
– |
2, |
3, |
10, |
11, |
14, |
15, |
18 |
III |
– |
4, |
6, |
8, |
12, |
16, |
19, |
20 |
Если по той или
иной группе баллов набрано более 28
баллов, степень выраженности стиля
высокая, при 21–28 баллов — средняя, менее
21 — низкая.
Общая сумма баллов
менее 40 характеризует пассивность
субъекта и его непригодность к руководящей
деятельности.
29
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
душ» или «Ревизора»).
12. Покажите, в чем различия методов руководства персоналом. Какие методы должны применяться при руководстве учащимися.
13. Обсудите приведенные принципы работы с подчиненными, дополните их своими.
14. Раскройте суть делегирования полномочий и ответственности. Возможно ли делегирование в учебном заведении?
15. Проведите обсуждение какой-либо проблемы методом мозговой атаки.
16. Опишите модели руководства Ф. Фидлера; Т. Митчелла и Р. Хауса; П. Херсли и К. Бланшара; В. Врума и Ф. Йеттона. Почему они называются многомерными?
17. Покажите принципиальное различие между авторитарным, демократическим и либеральным стилями руководства.
18. Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства в большей мере подходит для следующих организаций: ♦ совет директоров акционерного общества; ♦ конструкторское бюро; ♦ банк; ♦ транспортное предприятие; ♦ рекламное агентство.
19. Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие стили руководства должны применяться в учебном заведении: ♦ со стороны ректората и деканата; ♦ со стороны преподавателей.
20. Проследите на собственном примере механизм превращения потребностей в мотивы поведения.
21. Выберите наиболее подходящий способ стимулирования для следующих категорий работников: землекоп, страховой агент, капитан корабля, генеральный директор фирмы, ремонтник на предприятии, врач, преподаватель, сотрудник правоохранительных органов, деятель искусства, дворник.
22. Выскажите свое мнение по вопросу о том, можно ли с помощью доплат и компенсаций стимулировать повышение эффективности и качества труда.
23. Подумайте, на основе каких критериев можно премировать преподавателей.
24. Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие методы стимулирования можно эффективно использовать в учебном процессе. Проранжируйте их.
25. Сопоставьте экономические и неэкономические методы стимулирования и обсудите в группе вопрос, какие из них эффективнее.
26. Проанализируйте и обсудите в группе, с точки зрения изложенного материала, ход последнего собрания.
27. Проведите ролевую игру «Прием посетителей» (варианты обусловлены разным типом посетителей).
28. Объясните, чем диалог отличается от дискуссии.
29. Проиллюстрируйти изученный материал фрагментами из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
30. Попробуйте оценить известных людей на предмет свойственных им «Я-состояний» и обсудите эти выводы в группе.
«многомерное» руководство. сегодня так, завтра — сяк
В современных условиях успех дела предопределяется не только личной ориентацией менеджера, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и пр.
В связи с этим сегодня руководителям рекомендуется не придерживаться, по возможности, какого-то одного раз и навсегда принятого стиля, а применять в соответствующих условиях наиболее подходящие.
Так, по мнению Ф. Фидлера, поскольку руководитель изменить себя и свой стиль работы, как правило, не способен, его нужно исходя из ситуации и стоящей задачи, помещать в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить.
Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия менеджера значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних легко воздействовать, а также в противоположном случае, когда наоборот — все плохо, ему, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля,
Стиль руководства, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет. Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя и улучшает его отношения с подчиненными.
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагается четыре стиля управления, ,
Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то предпочтителен «стиль поддержки», аналогичный стилю, ориентированному на человеческие отношения. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать инструментальный стиль.
Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.
Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на «достижение». Руководитель ставит перед ними посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут по мере возможности их самостоятельно решать, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.
Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.
В неоднозначных ситуациях используется «инструментальный» стиль, поскольку руководитель лучше видит положение дел в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.
В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.
В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства, суть самого простого из которых заключается в указаниях незрелым, неспособным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.
Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они уже хотят брать на себя ответственность, но не могут делать это, руководитель должен одновременно и давать указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.
Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь.
При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность, работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления,
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях руководства:
A) Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
Б) Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
B) Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение,
Г) Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывается общее мнение.
Д) Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор,
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
— наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
— уровень требований, предъявляемых к решению;
— четкость и структурированность проблемы;
— степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
— вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
— заинтересованность исполнителей в достижении целей;
— степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
«Многомерные» стили руководства — ориентация руководителей не на какой-то один раз и навсегда принятый стиль, а применение в соответствующих условиях наиболее подходящего.
Авторы «многомерных» стилей — Ф. Фидлер, Т. Митчелл, Р. Хаус, В. Врум, Ф, Йеттон, П. Херсли, К. Бланшар и др.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Покажите принципиальное различие между авторитарным, демократическим: и. либеральным стилями руководства.
2. Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства в большей мере подходит для следующих организаций:
— совет директоров акционерного общества;
— конструкторское бюро;
— банк;
— транспортное предприятие;
— рекламное агентство.
3. Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие стили руководства должны применяться в учебном: заведении:
— со стороны администрации;
— со стороны преподавателей.
душ» или «Ревизора»).
12. Покажите, в чем различия методов руководства персоналом. Какие методы должны применяться при руководстве учащимися.
13. Обсудите приведенные принципы работы с подчиненными, дополните их своими.
14. Раскройте суть делегирования полномочий и ответственности. Возможно ли делегирование в учебном заведении?
15. Проведите обсуждение какой-либо проблемы методом мозговой атаки.
16. Опишите модели руководства Ф. Фидлера; Т. Митчелла и Р. Хауса; П. Херсли и К. Бланшара; В. Врума и Ф. Йеттона. Почему они называются многомерными?
17. Покажите принципиальное различие между авторитарным, демократическим и либеральным стилями руководства.
18. Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства в большей мере подходит для следующих организаций: ♦ совет директоров акционерного общества; ♦ конструкторское бюро; ♦ банк; ♦ транспортное предприятие; ♦ рекламное агентство.
19. Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие стили руководства должны применяться в учебном заведении: ♦ со стороны ректората и деканата; ♦ со стороны преподавателей.
20. Проследите на собственном примере механизм превращения потребностей в мотивы поведения.
21. Выберите наиболее подходящий способ стимулирования для следующих категорий работников: землекоп, страховой агент, капитан корабля, генеральный директор фирмы, ремонтник на предприятии, врач, преподаватель, сотрудник правоохранительных органов, деятель искусства, дворник.
22. Выскажите свое мнение по вопросу о том, можно ли с помощью доплат и компенсаций стимулировать повышение эффективности и качества труда.
23. Подумайте, на основе каких критериев можно премировать преподавателей.
24. Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие методы стимулирования можно эффективно использовать в учебном процессе. Проранжируйте их.
25. Сопоставьте экономические и неэкономические методы стимулирования и обсудите в группе вопрос, какие из них эффективнее.
26. Проанализируйте и обсудите в группе, с точки зрения изложенного материала, ход последнего собрания.
27. Проведите ролевую игру «Прием посетителей» (варианты обусловлены разным типом посетителей).
28. Объясните, чем диалог отличается от дискуссии.
29. Проиллюстрируйти изученный материал фрагментами из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
30. Попробуйте оценить известных людей на предмет свойственных им «Я-состояний» и обсудите эти выводы в группе.