Оао вертолеты россии руководство

Менеджмент

Богинский Андрей Иванович

Богинский Андрей Иванович

Генеральный директор

Андрей Иванович Богинский назначен на должность генерального директора холдинга «Вертолеты России» в январе 2017 года. До этого, с февраля 2015 года он занимал должность заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Фомин Сергей Валерьевич

Фомин Сергей Валерьевич

Первый заместитель генерального директора

Г-н Фомин назначен на должность исполнительного директора АО «Вертолеты России» в марте 2017 года, с мая 2017 года занимает должность первого заместителя генерального директора холдинга.

Корицкий Юрий Анатольевич

Корицкий Юрий Анатольевич

Заместитель генерального директора — руководитель аппарата

Г-н Корицкий назначен на должность руководителя аппарата генерального директора АО «Вертолеты России» в феврале 2017 года, с июля 2017 года занимает должность заместителя генерального директора — руководителя Аппарата.

Павленко Николай Серафимович

Павленко Николай Серафимович

Заместитель генерального директора – генеральный конструктор

Г-н Павленко назначен генеральным конструктором – заместителем генерального директора АО «Вертолеты России» 24 августа 2016 года.

Короткевич Михаил Захарович

Короткевич Михаил Захарович

Заместитель генерального директора по научно-технической политике и разработке вертолетной техники

Г-н Короткевич назначен на должность заместителя генерального директора по научно-технической политике и разработке вертолетной техники АО «Вертолеты России» 26 июня 2017 года.

Савельев Владислав Юрьевич

Савельев Владислав Юрьевич

Заместитель генерального директора по продажам военной вертолетной техники

Г-н Савельев назначен на должность Заместителя генерального директора по продажам холдинга «Вертолеты России» 2 ноября 2016 года. Ранее, со 2 декабря 2013 года, он занимал должность директора по государственным поставкам и военно-техническому сотрудничеству АО «Вертолеты России».

Чечиков Игорь Валерьевич

Чечиков Игорь Валерьевич

Заместитель генерального директора по послепродажному обслуживанию

Г-н Чечиков назначен на должность заместителя генерального директора по послепродажному обслуживанию холдинга «Вертолеты России» 20 октября 2015 года.

Илизиров Эрвин Равиноевич

Илизиров Эрвин Равиноевич

Заместитель генерального директора по финансам и инвестициям

Г-н Илизиров назначен на должность заместителя генерального директора по финансам и инвестициям Холдинга «Вертолеты России» в апреле 2019 года.

Пахоменко Алексей Владимирович

Пахоменко Алексей Владимирович

Заместитель генерального директора по программам и стратегии

Г-н Пахоменко назначен на должность заместителя генерального директора по программам и стратегии АО «Вертолеты России» 19 октября 2017 года.

ОАК предстоит начать поставки российским авиакомпаниям нового пассажирского лайнера МС-21. Сейчас компания форсирует создание соответствующей системы послепродажного обслуживания. Холдинг «Вертолеты России» завершает сертификацию вертолета Ка-62, начал летные испытания Ка-226Т и готовится к началу летных испытаний «офшорного» Ми-171А3.

«Все три руководителя давно работают в авиационном комплексе Ростеха и зарекомендовали себя как профессиональные топ-менеджеры. Они хорошо знают производство и понимают специфику отрасли. Принимая кадровые решения, мы опирались на их опыт, компетенции, наличие успешных управленческих кейсов. Отечественное авиастроение сегодня набирает обороты. Мы выводим на рынок новые линейки самолетов и вертолетов, хорошо оснащенных, конкурентоспособных по цене и характеристикам. Такие назначения – это большие надежды и большая ответственность», – прокомментировал генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.

Со стороны bmpd заметим, что наибольший резонанс среди этих перестановок вызвало назначение новым главой АО «Вертолеты России» Николая Колесова, до того с 2009 года возглавлявшего концерн КРЭТ и считающегося «сильным человеком» отечественного ОПК. По этому поводу татарстанский деловой ресурс «БИЗНЕС Online» опубликовал небезынтересный материал Тимура Латыпова «Наш человек в авиапроме: «Колесову сейчас нет дела до регалий. Он хочет великого дела!» 7 вопросов о смене власти в «Вертолетах России» и о том, что в связи с этим ожидает КВЗ».

Ожидаемый в последние дни переворот в российском вертолетостроении свершился: на собрании акционеров «Вертолетов России» гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов представил нового гендиректора холдинга. Кресло Андрея Богинского занял выходец из Татарстана Николай Колесов. О том, что это означает для КВЗ и почему новый гендиректор ВР, возможно, только первый шаг многоходовки, — в материале «БИЗНЕС Online».

Вопрос №1: почему ушел Богинский?

Дело не только в падении выручки и прибыли холдинга, продолжающихся с 2018 года (а Андрей Богинский возглавлял «Вертолеты России» с 2017-го), — это во многом отражение мировых процессов. К тому же спрос на главный продукт ВР — Ми-8/17 — идет циклами, и последний пришелся на середину прошлого десятилетия (в 2015 году холдинг намолотил 42,2 млрд рублей чистой прибыли, в 2020-м — лишь 8,7 млрд). Скорее можно говорить о том, что парировать угрозы не удалось.

Сегодня мы не видим в отрасли стратегии развития: вместо нее — набор разрозненных программ. Зато наблюдаем затягивание проектов, деградацию конструкторских и рабочих кадров, рост бюрократизации, а также всевозможные оптимизации и реорганизации типа так и не принятого вертолетостроительной общественностью слияния двух конструкторских бюро — Миля и Камова.

В профессиональной среде накопилась, так скажем, усталость от действующего руководства. «Так или иначе, но все говорят: ждем перемен в вертолетостроении, — рассказывает один из собеседников „БИЗНЕС Online“ в отрасли. — Несомненно, источник этого решения — Сердюков (Анатолий Сердюков — индустриальный директор авиационного кластера „Ростеха“ — прим. ред.), но утвердить его мог только Чемезов (Сергей Чемезов — гендиректор „Ростеха“ — прим. ред.), потому что Мантурова (Денис Мантуров — министр промышленности и торговли РФ; считается покровителем Богинского — прим. ред.) может перебить только он. Чемезову все время капали об определенных качествах Богинского типа слабой договороспособности (об этом знают все смежники, кто работал с холдингом); о полностью ручном управлении отраслью, поскольку считается, что директора ни на что не способны».

И на эту ситуацию наложился фактор Николая Колесова — генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) и владельца ряда казанских оборонных предприятий. История его притязаний на руководство КВЗ тянется с 2016 года, но до сего дня Мантурову удавалось отбивать атаки. Видимо, это только подогрело аппетиты Николая Александровича — он стал претендовать уже на ВР. «Сыграло много чего, а решающим стал напор Колесова, — говорит другой наш собеседник. — Назначение готовилось не один год. Сердюков, хотим мы это услышать или нет, — человек, разбирающийся в технике, поставках, кадрах и так далее. Однозначно сказать, что он лоббист Колесова (в ОПК всем известно об их тесном общении — прим. ред.), нельзя, и были моменты, когда он становился на сторону Богинского. Но Сердюков понимает, что Колесов — более хозяйственный и дееспособный».

Вопрос №2: почему смена «караула» происходит именно сейчас?

Один из наших собеседников объяснил, почему громкая отставка-назначение произошла под конец года, что вроде бы нелогично: «Предвидятся немалые проблемы с выполнением годового плана, а потому приняли соломоново решение о смене руководителя, ведь тогда и с Богинского не спросишь — ушел; Колесову вопрос не задашь — только пришел. К тому же в такой ситуации Богинского было бы трудно куда-либо назначить, а так — вполне». Бывший шеф ВР стал заместителем гендиректора по гражданской авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — гендиректором корпорации «Иркут».

По нашим данным, Богинский забирает с собой из руководства ВР пять человек. С большой долей уверенности можно сказать, что одного из них заменит Ронис Шарипов — ближайший сподвижник Колесова, экс-гендиректор казанской «Радиоэлектроники им. Шимко» и «Туполева», а ныне — замгендиректора КРЭТ. «Для Колесова эта фигура важна, — говорит наш источник. — Шарипов — реально рабочая лошадка, и у него со всеми нормальные отношения».

Вопрос №3: зачем это Колесову?

Одно дело — руководить производителем комплектующих, и совсем другое — финалистом, да еще в такой передовой и находящейся под пристальным вниманием руководства страны отрасли, как вертолетостроение. Кроме того, многие эксперты полагают, что в районе 2025 года ожидается возобновление роста спроса на вертолеты. Наконец, новое назначение открывает необозримые перспективы перед лелеемым Колесовым проектом национальной службы санитарной авиации. По задумке, НССА должна покрыть своей сетью всю Россию. Ее рабочая лошадка — «Ансат», причем в модификации, которую создала подконтрольная Колесову казанская компания «Рычаг». Потенциально это не одна сотня вертолетов, а также создание наземной инфраструктуры и вообще всей системы оказания воздушной медпомощи.

Но, как полагает один из наших собеседников, все эти соображения важные, но все же не главные: «Спрашивают: зачем это на старости лет вполне „упакованному“ человеку? Да, внешне это повышение, но на деле — куча проблем. Уверен, Колесову сейчас нет дела до регалий и повышений. Он реально хочет великого дела и считает, что знает, как его сделать».

Вопрос №4: идет ли речь о ликвидации детища Дениса Мантурова?

Главу минпромторга РФ называют автором идеи объединения всех вертолетостроительных заводов в единый холдинг. В 2002 году Мантуров создал и возглавил «Оборонпром» (в 2007-м из него выросли ВР), которому в 2004-м указом президента РФ передали акции федеральных отраслевых предприятий, а еще татарстанскую госсобственность — Казанский вертолетостроительный завод. Интерес Дениса Валентиновича к вертолетостроению объясняется тем, что его тесть — бизнесмен и экс-представитель «Аэрофлота» в Индии Евгений Кисель — сумел консолидировать пакет акций Улан-Удэнского авиазавода (УУАЗ) и в 1998 году устроил туда своего зятя заместителем гендиректора (до 2020-го им был Леонид Белых, его называют крестным отцом Мантурова в политике).

Тогда это предприятие вело ожесточенную конкурентную схватку с КВЗ, и создание фактически подконтрольного Улан-Удэ «Оборонпрома» было весомым успехом группы Мантурова. Казань «брали» по частям. В середине 2000-х КВЗ еще создал продвинутую версию самого массового советско-российского вертолета — Ми-8МТВ-5, которая стала основой благосостояния предприятия на последующие 10 лет, но узаконивавший изменения в конструкцию разработчик — Московский вертолетный завод — слил все эти наработки УУАЗу, а впоследствии КВЗ и вовсе запретили заниматься усовершенствованием «восьмерки». В итоге УУАЗ ушел вперед и получает заказы на Ми-8 в приоритетном порядке, нишей же КВЗ фактически остались далеко не столь востребованные «Ансат» и Ми-38. Какое-то время казанцы держались за счет экспортных контрактов, но потом кончились и они. Апофеозом этой некрасивой истории стало прошлогоднее назначение на пост управляющего директора КВЗ сына Белых — Алексея Белых.

По мнению исполнительного директора отраслевого информагентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, рано говорить о том, что теперь для УУАЗа наступят темные времена. «Здравый смысл должен победить, — отметил эксперт в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Все понимают, что между предприятиями должен быть разумный баланс. В целом для бизнеса холдинга отсутствие внутренней борьбы — все-таки плюс. Надо выстраивать единую продуктовую линейку, в которой вертолеты друг с другом за выгодные контракты не сражаются — это вообще нонсенс. Здесь показателен опыт Объединенной двигателестроительной корпорации, где подобные интриги казались еще более серьезными. Там самыми сильными были московский „Салют“ и уфимский УМПО. Можно сказать, что уфимцы победили, но при этом московская площадка стабильно загружена, развивается».

Вопрос №5: выгодна ли Татарстану смена власти в «Вертолетах России»?

Такое приниженное положение казанского производителя винтокрылых машин, конечно, не устраивало руководство Татарстана, и в последнее время, насколько можно понять, дело дошло до серьезных трений с «Вертолетами России». УУАЗ залез в традиционную вотчину КВЗ — поставки Ми-8 для МЧС. Был напряженный разговор с руководством МЧС и ВР в духе: «Это наша тема, отдавайте документацию на КВЗ, мы сделаем». Не отдали.

«Приход Колесова для Татарстана — конечно, большой плюс хотя бы в силу его значительной включенности в промышленную жизнь республики, — полагает наш источник. — При этом Рустам Минниханов данное решение никак не лоббировал».

Один из наших собеседников не сомневается, что КВЗ теперь будут заниматься «по полной программе». «Думаю даже, что в первую очередь Колесов наведет порядок в Казани, — говорит наш собеседник. — Зря он, что ли, сколько лет говорил: „Дайте мне поставить на КВЗ своего человека, и я конфетку из завода сделаю“? Да и КВЗ — главный завод, где начудил холдинг». По мнению источника, у КВЗ налицо системные сбои в управлении, выливающиеся в проблемы со снабжением и кадрами. «В Казани решили ввести новую систему регламентов финансово-закупочной деятельности, в итоге комплектация вертолетов увеличилась с 12 до 15–18 месяцев», — обрисовывает обстановку наш собеседник.

2020 год КВЗ закончил с выручкой в 16,6 млрд рублей (плюс 3,1% по сравнению с антирекордом 2019-го, когда завод заработал 16,1 млрд) и 39 сданными вертолетами (плюс 12). Для сравнения: максимум в новейшей истории КВЗ был в 2014-м — 107 машин. Планировалось, что в 2021 году завод построит порядка 70 вертолетов, но наш источник полагает, что будет не более 60 машин — ряд заказов сдвигается по срокам. Добавим, что у КВЗ большой долг — порядка 30 млрд рублей.

Однако эксперт российского совета по международным делам Андрей Фролов сомневается, что Колесов будет отдавать предпочтение КВЗ. «Регионализм уже так растворился во всех этих корпорациях, что говорить о том, будто с приходом кого-то к руководству федеральным холдингом усиливается его родной регион, не приходится, — заверил корреспондента „БИЗНЕС Online“ эксперт. — Мне кажется, это обычная смена руководства. Авиастроение у нас находится в состоянии постоянной реформы, а тут еще ОАК потеряла самостоятельность и вошла в „Ростех“, соответственно, вся конфигурация авиаотрасли с точки зрения менеджмента изменилась. Так что назначение Колесова — всего лишь запоздавшее эхо этих перемен».

Вопрос №6: каковы первоочередные задачи Колесова на КВЗ?

Добиться реструктуризации долга казанского завода — одна из главных задач Колесова. Принципиальное решение о погашении долга принято, но реальных движений пока не наблюдается.

Вторая задача — увеличить маржу КВЗ. Судя по отчетности 2020 года, заводу приходится жертвовать наценкой. И в этом, кстати, вина Колесова. Российским заказчикам «Ансаты» заставляют продавать почти по себестоимости (примерно 220 млн рублей за штуку). «У Сердюкова это был пунктик — загнать цену на „Ансат“ ниже нижнего, — говорит наш источник в отрасли. — И бесполезно было доказывать, что в цене вертолета 60 процентов импортных ПКИ, а зарплата всего 10 процентов. Как снижать? Без зарплаты вертолет делать?» По мнению нашего собеседника, это была такая месть Сердюкова – Колесова за то, что последнего не подпускают к руководству КВЗ.

Третья задача — довести до ума новую модификацию «Ансата». Как полагает источник, это будет гибрид из разработанного заводом «Ансата-М» и рычаговского «Ансата-РТ». Введение в оборот данного вертолета позволит естественным образом увеличить его отпускную цену.

Для успешного выполнения этой задачи надо решить другую, четвертую — усилить опытное конструкторское бюро КВЗ. «Проблема ОКБ так и не решается, — говорит наш источник. — Оно должно заниматься будущим, а завод в силу своей ментальности заставляет его заниматься внутренними проблемами, чуть ли не проектированием оснастки. Бюро все достается в последнюю очередь. Кстати, Богинский в последнее время это понял и всячески поддерживал Гарипова (Алексей Гарипов — начальник ОКБ КВЗ — прим. ред.). Кажется, Колесов эти вещи осознает — в конце концов свой „Ансат“ сделал. Да и вообще, почему он молодец? Потому что создал конкуренцию и задница у ВР начала гореть».

Пятая задача — обеспечить загрузку. Наши источники уверяют, что план на 2022 год для КВЗ Колесовым уже поставлен — 130–150 вертолетов (модели не уточняются). «Это кровь из носу должно быть, — говорит наш собеседник. — При этом о продажах завод волноваться не должен, главное — пусть выпустит. Впервые КВЗ освободят от маркетинговых забот».

6-я задача — естественно, кадры. «Раньше КВЗ можно было назвать семейной фирмой, куда люди приходили в юношестве и до пенсии пахали, женились, приводили детей», — дает ориентир для подражания один из наших собеседников.

Но, как полагает советник премьер-министра РТ Назир Киреев, серьезные улучшения в жизни КВЗ усилиями Минниханова уже произошли и теперь главное — их сохранить.

«В конце прошлого года президент республики настоял на проведении в Татарстане заседания совета директоров «Вертолетов России». Именно на нем положили конец разговорам о переносе производства лопастей в Улан-Удэ. Выполнили большой комплекс работ по закрытию «кредиторки». Получили самый большой заказ на «Ансаты». Принято решение о колоссальной технологической трансформации КВЗ. Рустам Нургалиевич  добился того, что здесь будет построен фантастический учебный центр. Подготовлены решения по развитию модельного ряда», — говорит Назир Киреев, советник премьер-министра РТ.

Киреев напоминает, что решения о модернизации и развитии КВЗ принимались в том числе и прежним главой ВР Богинским. «Хотя вначале у него было значительное непонимание наших идей, — признает советник премьер-министра Татарстана. — Но в любом случае КВЗ уже становится принципиально другим заводом, и наша задача сегодня — не дать угробить эти начинания, кто бы ни пришел в руководство холдинга».

Вопрос №7: сменится ли руководство КВЗ?

Наши источники уверены, что с приходом Колесова следует ожидать тотальную кадровую чистку как в вертолетном холдинге, так и на входящих в него предприятиях, во всяком случае на КВЗ и УУАЗе (его возглавляет зять Леонида Белых Алексей Козлов) — точно, причем относительно быстро. «Перезагрузка управленческого персонала потребуется почти стопроцентная, — уверен один из наших источников. — Замена пары человек в данном случае ничего не решит». Что интересно, по словам нашего собеседника, прощупывание настроений на КВЗ началось давно — у определенных сотрудников интересовались, как на предприятии воспримут кадровые перемены. «На КВЗ в ладоши хлопают, ждут не дождутся — имею в виду тот класс, который все эти годы реально работал, а не управленцев, — утверждает наш собеседник. — Поэтому у колесовской команды уже есть понимание, кого поднять, а с кем расстаться».

По словам источника, есть и конкретный перечень кандидатур на руководящие должности на КВЗ, в том числе из менеджмента других казанских оборонных предприятий. Особо горящих желанием не наблюдается, поскольку каждый понимает, что «первое время придется в кабинете раскладушку ставить».

Наконец один из наших собеседников не исключает того, что смена гендиректора ВР — только первая ступень многоходовки, а дальше последует присоединение «Вертолетов России» к Объединенной авиастроительной корпорации. Причем авиастроительный мегахолдинг тоже возглавит Колесов.

Наши собеседники считают такое продолжение вполне логичным. Ведь, как показывает опыт, по большому счету мы возвращаемся к конфигурации, похожей на советский авиапром.

АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ»

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ»



  Действующая компания

ОГРН 1077746003334  

ИНН 7731559044  

КПП 770501001  

ОКПО 98927243  

Дата регистрации

9 января 2007 года

Юридический адрес

115054, г. Москва, ул. Большая Пионерская, д. 1

Организационно-правовая форма

Непубличные акционерные общества

Уставный капитал

122 107 532 руб.

Специальный налоговый режим

Не применяется?

АО "ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ" - Колесов Николай Александрович

Учредители

Нет сведений об учредителях

Держатель реестра акционеров

Среднесписочная численность работников

Нет сведений?

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Не входит в реестр

Федресурс

Компания опубликовала 41 сообщение и упомянута в 4 сообщениях

ЕФРСБ (реестр банкротств)

  Нет сообщений о банкротстве

Санкции

Входит в санкционные списки следующих стран: США, Швейцария, Канада, Япония, Австралия, Украина


Оценка надежности

Очень высокая оценка надежности

Признаки фирмы-однодневки не обнаружены

  • Преимущества (11)
  • Недостатки (0)
  •   Долгое время работы

    Компания зарегистрирована 17 лет назад, что говорит о стабильной деятельности и поднадзорности государственным органам

  •   Большой уставный капитал

    Уставный капитал составляет 122,1 млн руб., это один из признаков повышенной надежности компании

  •   Имеются лицензии

    Компанией получены несколько лицензий, что является признаком высокой надежности контрагента

  •   Правообладатель

    По данным Роспатента, АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» обладает исключительными правами на несколько товарных знаков

  •   Участник системы госзакупок — поставщик

    Компания поставила товаров или оказала услуг на сумму более 78,1 млрд руб.

  •   Участник системы госзакупок — заказчик

    Компания заказала товаров или услуг на сумму более 56,6 млрд руб.

  •   Не входит в реестр недобросовестных поставщиков

    По данным ФАС, не входит в реестр недобросовестных поставщиков

  •   Нет связей с дисквалифицированными лицами

    По данным ФНС, в состав исполнительных органов компании не входят дисквалифицированные лица

  •   Нет массовых руководителей и учредителей

    Согласно текущим критериям ФНС, руководители и учредители АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» не являются «масоовыми»

  •   Нет сообщений о банкротстве

    В реестре ЕФРСБ не найдено ни одного сообщения о банкротстве компании

  •   Нет долгов по исполнительным производствам

    По данным ФССП, открытые исполнительные производства в отношении компании отсутствуют

Недостатков не обнаружено

Реквизиты

ОГРН? 1077746003334    от 9 января 2007 года
ИНН? 7731559044  
КПП? 770501001  
ОКПО? 98927243  

Сведения о регистрации

Регистрация в ФНС

Регистрационный номер 1077746003334 от 9 января 2007 года

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве

Регистрация в ПФР

Регистрационный номер 087105113636 от 19 июля 2017 года

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области

Регистрация в ФСС

Регистрационный номер 771903114077191 от 10 января 2007 года

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области

Коды статистики

Код ОКОГУ? 4210014  

Организации, учрежденные юридическими лицами или гражданами, или юридическими лицами и гражданами совместно

Код ОКОПФ? 12267  

Непубличные акционерные общества

Код ОКФС? 16  

Частная собственность

Код ОКАТО? 45286560000  

Замоскворечье

Код ОКТМО? 45376000000  

муниципальный округ Замоскворечье

Код КЛАДР? 770000000002282  

Контакты

Адрес

115054, г. Москва, ул. Большая Пионерская, д. 1

Показать на карте


Контакты неверны или неактуальны?

Если вы являетесь владельцем или руководителем АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ», вы можете добавить или отредактировать контактную информацию. Также, вы можете подключить сервис «Мой бизнес» для управления этой страницей.

Виды деятельности ОКВЭД-2

70.10.1 Деятельность по управлению финансово-промышленными группами?
30.30.5 Производство частей и принадлежностей летательных и космических аппаратов
66.29.9 Деятельность вспомогательная прочая в сфере страхования, кроме обязательного социального страхования
30.30.3 Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов
72.19 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие
84.22 Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности
70.22 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

Финансовая отчетность АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ»

Финансовая (бухгалтерская) отчетность АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» согласно данным ФНС и Росстата за 2011–2018 годы

Чистая прибыль?
2012–2018 гг.

Финансовые показатели
2018 г.

Выручка

Выручка

35,5 млрд руб.

-3%

Чистая прибыль

Чистая прибыль

20 млрд руб.

28%

Активы

Активы

154,9 млрд руб.

7%

Капитал и резервы

Капитал и резервы

90,5 млрд руб.

17%

Финансовые коэффициенты согласно результатам 2018 г.

Финансовая устойчивость
Коэффициент автономии (финансовой независимости)? 0.58
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами? 0.04
Коэффициент покрытия инвестиций? 0.74
Ликвидность
Коэффициент текущей ликвидности? 1.65
Коэффициент быстрой ликвидности? 1.58
Коэффициент абсолютной ликвидности? 1.16
Рентабельность
Рентабельность продаж? 56.20%
Рентабельность активов? 12.89%
Рентабельность собственного капитала? 22.06%

Руководитель

Генеральный директор Колесов Николай Александрович

  Нет записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ

  Нет записи о дисквалификации

  Не входит в реестр массовых руководителей

Учредители АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ»

Нет сведений об учредителях компании?

Связи

Руководитель АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» также является руководителем или учредителем 3 других организаций

1. ООО «ВЕЛЕС» 
142110, Московская область, г. Подольск, ул. Маштакова, д. 12, этаж 4, помещение 420
Торговля оптовая неспециализированная

Учредитель — Колесов Николай Александрович

2. ООО «ИНВЕСТ ПРОМ ГРУПП» 
420094, республика Татарстан, г. Казань, ул. Короленко, здание 58, корп. 6, пом. 506
Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

Учредитель — Колесов Николай Александрович

3. ООО «КАН АВТО КАПИТАЛ» 
420094, республика Татарстан, г. Казань, ул. Короленко, здание 58, корп. 20А, кабинет 1
Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом

Учредитель — Колесов Николай Александрович

Не найдено ни одной связи по учредителям

АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» является управляющей организацией для 11 организаций

1. ПАО «РОСТВЕРТОЛ»
344038, Ростовская область, г. Ростов-На-Дону, ул. Новаторов, д. 5
Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов
2. АО «ВСК»
119034, г. Москва, ул. Пречистенка, д. 40/2, стр. 3
Торговля оптовая транспортными средствами, кроме автомобилей, мотоциклов и велосипедов
3. ООО «ЦЗЛ ВИ»
115172, г. Москва, пер. 3-й Котельнический, д. 6, стр. 1
Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе
4. АО «У-УАЗ»
670009, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Хоринская, д. 1
Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов
5. АО «НЦВ МИЛЬ И КАМОВ»
140070, Московская область, г. Люберцы, рп. Томилино, ул. Гаршина, д. 26/1
Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие

АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» является учредителем 6 организаций

1. АО «ВСК»
119034, г. Москва, ул. Пречистенка, д. 40/2, стр. 3
Торговля оптовая транспортными средствами, кроме автомобилей, мотоциклов и велосипедов
2. ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЕРТОЛЕТНЫЕ ПРОГРАММЫ»
140070, Московская область, г. Люберцы, рп. Томилино, ул. Гаршина, д. 26/3
Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления
3. ООО «ВР-РЕСУРС»
141103, Московская область, г. Щёлково, ул. Ленина, д. 11
Деятельность по управлению финансово-промышленными группами
4. ООО «ЦЗЛ ВИ»
115172, г. Москва, пер. 3-й Котельнический, д. 6, стр. 1
Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе
5. ООО «ВР ЛОПАСТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО» 
453306, республика Башкортостан, г. Кумертау, ул. Новозаринская, д. 15А
Производство частей и принадлежностей летательных и космических аппаратов

Лицензии

Согласно данным ЕГРЮЛ от ФНС и федеральных органов, компанией АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» были получены 2 лицензии

Источники данных

  • ЕГРЮЛ (2)

Товарные знаки

Согласно данным Роспатента, компания обладает исключительными правами на 46 товарных знаков

Сообщения на Федресурсе

Компания АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» опубликовала 41 сообщение и является участником 4 сообщений на Федресурсе

Самые популярные типы сообщений

  • Стоимость чистых активов (17)
  • Предстоящее изменение юридического адреса (13)
  • Переоформление лицензии (7)
  • Намерение должника обратиться в суд с заявлением о банкротстве (1)
  • Заключение договора финансовой аренды (лизинга) (1)
  • Выпуск независимой гарантии (1)
  • Заявление об отказе от применения моратория в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (1)

Госзакупки

Согласно данным Федерального казначейства, АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» является участником системы государственных закупок

Заказчик

Контракты Общая сумма
94-ФЗ
44-ФЗ
223-ФЗ 779 56,6 млрд руб.

Поставщик

Контракты Общая сумма
94-ФЗ 16 10,3 млрд руб.
44-ФЗ 54 45,2 млрд руб.
223-ФЗ 43 22,6 млрд руб.

Проверки АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ»

Согласно данным ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры РФ, за период с 2015 года в отношении компании АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» инициировано 6 проверок

Без нарушений

С нарушениями

Нет сведений о результатах

  • Последняя проверка
  • Предстоящие проверки (0)

№ 77231373165506852827 от 13 июля 2023 года

Объявление предостережения

Орган контроля (надзора), проводящий проверку

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Правовое основание проведения проверки

(ФЗ 248) Наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований

Нет сведений о предстоящих проверках по 248-ФЗ, 294-ФЗ, 184-ФЗ или 131-ФЗ

Арбитражные дела

В арбитражных судах РФ были рассмотрены 33 судебных дела с участием АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ»

Общая сумма исковых требований околоСумма исков 4,9 млрд руб.

Общая сумма исковых требований околоСумма исков 464,8 млн руб.

Из них за последний год околоЗа последний год около 205,1 млн руб.

Последнее дело

Исполнительные производства

  Нет сведений об открытых в отношении АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» исполнительных производствах

Налоги и сборы

Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах


  Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам

Вакансии

Мы смогли найти информацию о 5 вакансиях от АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ»

Самые популярные вакансии

  • Руководитель направления внутреннего аудита (1)
  • Главный специалист управления послепродажного обслуживания в странах Южной Азии и Латинской Америки (1)
  • Руководитель проектов по развитию производственной системы (1)
  • Руководитель проектов по разработке инвестиционных программ (1)
  • Руководитель проектов по методологии финансового учета (1)

Последняя вакансия

Обязанности

  • Подготовка локальных нормативных документов, регламентов и схем бизнес-процессов по организации финансового учета и отчетности (РСБУ, МСФО, управленческий учет, бюджетирование) в составе корпоративной учетной политики Холдинга
  • Подготовка различных вариантов и финансово-экономических моделей бизнес-решений, различных сделок, презентация результатов работы
  • Участие в проекте по внедрению 1С:ERP: экспертиза проектных решений
  • Сопровождение аудиторских и ревизионных проверок предприятий Холдинга по спорным вопросам применения правил РСБУ, МСФО.

Дополнительная информация

  • Работа в крупной, стабильной и успешной компании;

  • Срочный трудовой договор (декретная ставка);

  • Заработная плата — оклад плюс система бонусов по итогам работы за год;

  • Офис м. Павелецкая;

  • ДМС по окончанию срока испытания, льготное санаторно-курортное лечение, льготный фитнес, жилищная программа, спортивные мероприятия, возможность обучения.

Общие требования

  • Высшее образование ( математика и механика; компьютерные и информационные науки; автоматизация технологических процессов и производств; управление в технических системах; бизнес-информатика)
  • Опыт участия в проектах по внедрению 1С:УПП или 1С:ERP: постановка задач, моделирование вариантов, описание процессов, подготовка контрольных примеров в процессе приемки проектных решений, подготовка методики переноса исторических данных, актуализация функциональных требований при изменении законодательства или по требованию менеджмента (акционеров);
  • Неоднократная самостоятельная подготовка локальных нормативных документов, регламентов и схем бизнес-процессов по организации финансового учета и отчетности (РСБУ, МСФО, управленческий учет, бюджетирование);
  • Участие в выработке бизнес-решений, сложно-структурированных сделок с подготовкой обоснований различных вариантов и финансово-экономических моделей, презентация результатов работы;
  • Сопровождение аудиторских и ревизионных проверок, работа по урегулированию разногласий в профессиональных суждениях применения норм РСБУ, МСФО.

Требования к образованию

Высшее

Зарплата от 268300 руб.

Опубликовано 11 августа 2023 года

История изменений

Согласно данным ЕГРЮЛ, компания АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» — или АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» — зарегистрирована 9 января 2007 года по адресу 115054, г. Москва, ул. Большая Пионерская, д. 1. Налоговый орган — межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве.

Реквизиты юридического лица — ОГРН 1077746003334, ИНН 7731559044, КПП 770501001. Регистрационный номер в ПФР — 087105113636, регистрационный номер в ФСС — 771903114077191. Организационно-правовой формой является «Непубличные акционерные общества», а формой собственности — «Частная собственность». Уставный капитал составляет 122,1 млн руб.

Основным видом деятельности компании АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» является «Деятельность по управлению финансово-промышленными группами». Компания также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД как «Производство частей и принадлежностей летательных и космических аппаратов», «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие», «Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов», «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления», «Деятельность вспомогательная прочая в сфере страхования, кроме обязательного социального страхования» и других.

Генеральный директор — Колесов Николай Александрович. Сведения об учредителях отсутствуют.

На 25 сентября 2023 года юридическое лицо является действующим.

Смотрите также

Прочие фирмы и организации

ООО «КОМЕТА»

Предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе

г. Новосибирск
ТСЖ «БЕРЁЗКА-2»

Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе

г. Торопец
ООО «КЕЙ СЕРВИС»

Торговля оптовая электронным и телекоммуникационным оборудованием и его запасными частями

г. Воронеж
ООО «ВИГЕРТ БЕТОН»

Производство товарного бетона

г. Ярославль
АНО «ВЗЛЁТ»

Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки

д. Шаталово

Бизнес ,

 

0 

Главы «Вертолетов России» и КРЭТ уйдут со своих постов


Богинский пойдет в ОАК, а его сменщиком станет бывший амурский губернатор

Вместо Андрея Богинского холдинг «Вертолеты России», выручка которого падала последние несколько лет, возглавит экс-губернатор Амурской области, глава концерна КРЭТ Николай Колесов. Богинский перейдет на работу в ОАК

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Куда уходит Богинский

Гендиректор холдинга «Вертолеты России» (входит в «Ростех») Андрей Богинский покинет свой пост в начале декабря, рассказали РБК три источника в авиаотрасли. По их словам, «Вертолеты России» возглавит Николай Колесов, который более десяти лет руководит другой «дочкой» «Ростеха» — концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).

Андрей Богинский перейдет на работу в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) на позицию заместителя генерального директора корпорации по гражданской авиации, рассказали два источника РБК, близких к ОАК, и подтвердил источник, близкий к «Ростеху». Согласно обновленной стратегии корпорации, доля выручки от гражданской продукции и продукции двойного назначения к 2035 году должна составлять не менее 50% в общей выручке ОАК.

«Богинский и Колесов многие годы работают в авиастроении, поэтому назначения выглядят логично. Богинский выводил на рынок новые образцы вертолетной техники — Ми-171А2, Ансат-М, Ми-38, еще ряд машин на подходе. «Ростех» в этой ситуации использует свои кадровые ресурсы: и Богинский, и Колесов для него свои, они давно работают в контуре корпорации», — пояснил близкий к «Ростеху» источник РБК.

Руководителем КРЭТ, в свою очередь, станет заместитель Колесова — Александр Пан, который курировал в холдинге гособоронзаказ, сообщил близкий к «Ростеху» собеседник. «Формально назначения еще не состоялись, но фактически кадровые решения уже приняты», — отметил он.

В «Ростехе» воздержались от комментариев. РБК направил запросы в «Вертолеты России», ОАК и КРЭТ.

8 ноября Владимир Путин встречался в Кремле с Андреем Богинским. Глава холдинга рассказал о работе «Вертолетов России» за последние пять лет, то есть за все время, что он возглавлял «дочку» «Ростеха». «За предыдущие пять лет мы поставили на внутренний и внешний рынок 865 вертолетов с газотурбинными двигателями. Это второй результат в мире для гражданских и военных. При этом нам удалось существенно увеличить долю гражданской продукции в 2017 году и сохранить достигнутые результаты в последующие годы», — сообщил Богинский. В ходе беседы Путин назвал «Вертолеты России» большим и дееспособным холдингом.

Кто такой Николай Колесов

Уроженцу Казани Николаю Колесову 64 года. Он окончил Казанский финансово-экономический институт им. В.В. Куйбышева, является доктором экономических наук. Начинал радиомонтажником на Казанском заводе электронных вычислительных машин. В 1977 году перешел на Казанский оптико-механический завод, где проработал до 1995 года на разных должностях: от регулировщика до начальника сборочного цеха. В середине 1990-х Колесов возглавлял ООО «Санди» и компанию «Доламит», затем стал руководителем завода «Элекон».

В 2007 году Колесов был назначен губернатором Амурской области. Однако проработал на этой должности недолго — в 2008 году Дмитрий Медведев уволил его с формулировкой «по собственному желанию». За полтора года работы губернатором Колесов успел прославиться «только количеством уголовных дел, заведенных на его ближайшее окружение», писал «Коммерсантъ», газета также обращала внимание на план реконструкции рабочей зоны губернатора размером 387 м и стоимостью 100–150 млн руб.

С 2009 года Колесов занял пост генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии».

Почему выручка «Вертолетов России» падала четыре года

Образованный в 2007 году холдинг «Вертолеты России» — единственный разработчик и производитель вертолетов в стране, один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли. В начале 2017 года госкорпорация продала 12% акций «Вертолетов России» консорциуму ближневосточных инвесторов во главе с Российским фондом прямых инвестиций за $300 млн.

Из годовых финансовых отчетов «Вертолетов России» по МСФО следует, что выручка холдинга последние четыре года стабильно падает. По итогам 2017 года она составила 228 млрд руб., в 2018-м — 188,5 млрд, в 2019-м — 161,5 млрд, в 2020 году — 146,2 млрд руб.

В 2018 году вице-премьер по ОПК Юрий Борисов предупреждал в разговоре с РБК, что пик гособоронзаказа в авиации пройден и в последующие годы объемы ГОЗ будут снижаться, так как «наступило насыщение». «Вертолетов мы закупали по 80–90 единиц, а теперь 30–40. Нет необходимости. Парк обновился. Предприятия будут их обслуживать, поддерживать жизненный цикл, но это не массовые закупки. Такая же ситуация наступит и по другим образцам вооружения», — пояснил вице-премьер.

На этом фоне в 2018 году в холдинге разработали программу обновления отечественного вертолетного парка. Предполагалось заменить все машины старше 25 лет, запустив программу trade-in или с задействованием лизинговой схемы. Эксперты оценивали стоимость такой реформы отрасли не менее чем в 350 млрд руб. До сих пор окончательное решение по этому вопросу не принято правительством.

В июне этого года «Вертолеты России» заинтересовались дронами. Дочернее предприятие холдинга — Кумертауское авиационное производственное предприятие разместило на портале госзакупок заявку на оказание информационно-консультационных услуг по теме «Создание технологической вертикали в области беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в России».

Из технического задания следует, что предприятие рассчитывает выйти на российский и мировой рынки сервисных услуг для беспилотников. «Несмотря на то что рынок БПЛА в России и мире на сегодняшний день находится на начальном этапе своего развития, мы предполагаем, что не менее привлекательным на сегодняшний день является рынок сервисных услуг БПЛА», — указано в документе.

Карьера Андрея Богинского

Родился в Брянске в 1974 году. В 1996 году окончил факультет финансового менеджмента Нового гуманитарного университета. В 1995–1999 годах работал в серпуховском филиале «СБС-Агро» на должностях консультанта по кредитам, эксперта, главного бухгалтера, управляющего отделением и директора. В 2000 году окончил Дипломатическую академию МИДа по специальности «мировая экономика».

В 2004–2006 годах — зампредседателя правления Русского банка развития. С 2006 по 2009 год — вице-президент АвтоВАЗа по финансам. С 2010 по 2012 год — заместитель гендиректора по экономике и финансам в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Н.Е. Жуковского. С мая 2012 года по февраль 2015-го был директором департамента авиационной промышленности Минпромторга, затем занимал должность заместителя министра промышленности и торговли. Назначен гендиректором «Вертолетов России» в январе 2017 года.

Новый гендиректор «Вертолетов России» о больших планах и рабочих, получающих до 100 тысяч

«Я принял предложение возглавить «Вертолеты России», потому как считаю, что мои знания и опыт помогут холдингу обеспечить растущий внутренний спрос на современную технику, а также упрочить позиции на глобальном рынке», — заявил Николай Колесов в кратком эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online». Также новый гендиректор ВР рассказал, каких специалистов не хватает отрасли и сколько он готов им платить, пояснил, будет ли лоббировать интересы родного для себя казанского авиапрома, объяснил, почему притормозил новое строительство на КВЗ, и возмутился медлительностью работы над «Ансатом».

Понятно, что заставило Колесова покинуть «тихую» должность гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Пост главы одного из федеральных оборонно-промышленных холдингов — это очень серьезная карьерная вершина

Колесов и вертолеты

До сего дня тесно связанный с Татарстаном бизнесмен от ВПК Николай Колесов публично не комментировал свое громкое назначение (состоялось 1 декабря 2021 года) генеральным директором «Вертолетов России» (ВР) и не делал заявлений о планах на высоком посту. Тем не менее отраслевая общественность осведомлена, что, приехав вскоре после назначения на Казанский вертолетный завод (КВЗ), он в узком кругу произнес своего рода программную речь. Главные тезисы: повышение зарплаты работникам; возвращение директорам полноты власти на предприятиях; профессиональный ориентир — команда Александра Лаврентьева, который руководил КВЗ в 1984–2007 годах.

Понятно, что заставило Колесова покинуть «тихую» должность гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Пост главы одного из ключевых оборонно-промышленных холдингов — это очень серьезная карьерная вершина. Здесь в одну точку сошлось несколько факторов вроде застоя в вертолетостроении, плановой ротации руководителей холдингов и т. д. При этом сам Колесов шел в вертолетостроение не один год, минимум с 2016-го, даже сумел создать для вертолетостроительного холдинга конкурента по одной из главных линий его деятельности — сделал на подконтрольной КРЭТ казанской компании «Рычаг» свой вариант вертолета «Ансат». И, что важно, Колесов сам сформировал для него рынок — продавил в правительстве РФ идею о создании национальной службы санитарной авиации (НССА) как едином федеральном операторе услуг санавиации. Потенциально это не одна сотня вертолетов, а также организация наземной инфраструктуры и вообще всей системы оказания воздушной медпомощи. В итоге «Ростех» обязал КВЗ делать эту машину наряду с вертолетом, разработанным заводским ОКБ.

Необходимо отметить и то, что, взяв власть в ВР, Колесов положил конец доминированию в вертолетостроении Улан-Удэнского авиазавода.

В последние годы у КВЗ очевидны системные сбои в управлении, выливающиеся в проблемы с заказами, снабжением, кадрами. В 2019 году казанский завод сдал всего 27 вертолетов — исторический минимум для предприятия
В последние годы у КВЗ очевидны системные сбои в управлении, выливающиеся в проблемы с заказами, снабжением, кадрами. В 2019-м казанский завод сдал всего 27 вертолетов — исторический минимум для предприятия
Фото: «БИЗНЕС Online»

Примерно в 2025 году, согласно прогнозам, ожидается возобновление роста спроса на вертолеты. Но до этого времени еще надо дожить. Сегодня в российском сегменте отрасли мы не видим стратегии развития, вместо нее — набор разрозненных программ. Налицо затягивание проектов, деградация конструкторских и рабочих кадров, рост бюрократизации. Все эти вопросы Колесов должен решить. Есть мнение, что в первую очередь он займется наведением порядка на КВЗ. Ну и, конечно, имеет место и земляческий аспект: Колесов — казанский, владеет здесь рядом предприятий, например «Элеконом», КОМЗом, Казанским электротехническим заводом (откуда глава ВР и пригласил нового гендиректора КВЗ Владимира Гинсбурга).

В последние годы у КВЗ очевидны системные сбои в управлении, выливающиеся в проблемы с заказами, снабжением, кадрами. В 2019-м казанский завод сдал всего 27 вертолетов — исторический минимум для предприятия (максимум в новейшей истории КВЗ был в 2014-м — 107 машин). В 2020-м — 39. В 2021-м планировал отчитаться о 72, но получилось не более 60. Среди главных задач Колесова на КВЗ — решить проблему гигантского долга предприятия — более 30 млрд рублей; увеличить маржу (например, судя по отчетности, заводу приходится жертвовать наценкой на «Ансат»); довести до ума новые модификации «Ансата», Ми-8, изживать детские болезни Ми-38; укомплектовать предприятие кадрами; обеспечить загрузку. Положительный момент пока видится только один: ни у одного из российских вертолетостроительных заводов нет такого разнообразного модельного ряда — одновременно легкого, среднего и тяжелого вертолетов.

Who is mr. Колесов?

Колесов Николай Александрович родился 17 декабря 1956 года в Казани. Окончил ГПТУ-55 по специальности «регулировщик радиоаппаратуры» (1975), Казанский финансово-экономический институт по специальности «планирование промышленности» (1987). Доктор экономических наук.

1975–1977 — регулировщик на Казанском заводе электронно-вычислительных машин.

1977–1982 — регулировщик аппаратуры на Казанском оптико-механическом заводе.

1982–1994 — заместитель начальника цеха, начальник механосборочного производства, начальник отдела снабжения КОМЗа.

1997–2007 — генеральный директор ОАО «Завод „Элекон“».

2007–2008 — губернатор Амурской области.

С 2009 года — генеральный директор ОАО «Концерн „Радиоэлектронные технологии“».

С 1 декабря 2021-го — гендиректор АО «Вертолеты России».

Наконец, есть мнение, что сейчас Колесову нет дела до регалий, повышений, даже корыстный интерес не имеет значения: он захотел действительно большого, неподъемного дела и уверен, что знает, как его сделать. Но что обо всем этом думает сам «вертолетный царь»? Колесов дал все ответы в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online».

Николай Колесов: «Считаю, что мои знания и опыт в производственных и коммерческих вопросах помогут холдингу обеспечить растущий внутренний спрос на современную технику, а также упрочить позиции на глобальном рынке»
Николай Колесов: «Считаю, что мои знания и опыт в производственных и коммерческих вопросах помогут холдингу обеспечить растущий внутренний спрос на современную технику, а также упрочить позиции на глобальном рынке»
Фото: Сергей Елагин

«Вот сейчас вы это напишете — и вокруг завода сразу засуетятся, как муравьи, посредники»

— Николай Александрович, почему вы рискнули сменить КРЭТ на «Вертолеты России», спрос с которых у руководства страны самый высокий?

— Кадровые решения такого рода принимаются руководством «Ростеха». Я согласился возглавить «Вертолеты России», потому как считаю, что мои знания и опыт в производственных и коммерческих вопросах помогут холдингу обеспечить растущий внутренний спрос на современную технику, а также упрочить позиции на глобальном рынке.

— Как оцените ситуацию на КВЗ? Что вызывает наибольшее беспокойство?

— Не беспокойство — много вопросов. Прежде всего по «Ансату». Процесс его модернизации сильно затянулся. 

Мнение

Вчера вижу в цехе окончательной сборки «Ансат-М». Но, если мы делаем унифицированную машину нового поколения, в ней должно быть заложено все — и стеклянная кабина, и кондиционирование, и дополнительные баки, и антиобледенение. Стеклянной кабины пока нет, поэтому дал поручение: в этом году работу над унифицированной машиной закончить — так, чтобы она соответствовала всем требованиям потребителей. Ну как можно без кондиционирования новый вертолет выпускать?!

Николай Колесов Генеральный директор «Вертолетов России»

Николай Колесов
генеральный директор «Вертолетов России»

В ближайшее время опытное конструкторское бюро КВЗ станет филиалом национального центра вертолетостроения и получит дополнительные компетенции по Ми-8/17 и Ми-38 — надо помогать в их модернизации, а не только бесконечно заниматься «Ансатом».

— Почему некогда сверхприбыльный КВЗ пришел в упадок?

— Завод гремел при Лаврентьеве и в 2014–2015 годах, во время очень большого экспортного заказа, а когда он сошел… Безусловно, сыграли какие-то внутренние факторы, но не стоит излишне драматизировать ситуацию. Посмотрите на мировой рынок вертолетной техники — за последние годы он упал на 30–40 процентов. Это абсолютно нормальная ситуация, связанная с циклом перевооружения в ряде стран, изменением цен на нефть и снижением спроса на вертолетные перевозки. В 2010–2011-х Airbus выпускал по 500 вертолетов в год, сегодня — 250, Leonardo тоже просел на 50 процентов, но никто не говорит об упадке, потому что все прекрасно понимают — рынок развивается по спирали: за периодом роста всегда приходит спад и наоборот. Сегодня потребность пошла вверх.

— Есть мнение, что экспорт Ми-17 упал и потому, что на вертолет задрали цену. Согласны с такой точкой зрения?

— Нет. Иногда продаем машины всего в 1,15 раза выше цены гособоронзаказа. Но вины с себя не снимаем. Например, не уделяли должного внимания послепродажному обслуживанию. За границей летает 6 883 наших вертолета, а обслуживания просто нет. Сейчас за месяц сделали то, что давно напрашивалось, — открыли региональный склад на Африку и Юго-Восточную Азию. Переходим к мировому стандарту: запчасти должны доставляться максимум за сутки. Если аппараты станут летать, в них будет потребность. Вот вы купили машину, она сломалась и стоит. Возьмете второй раз такую же? Нет.

— Перед вашим назначением в «Вертолеты России» заявлялось о строительстве на КВЗ нового цеха окончательной сборки. Есть мнение, что цех не нужен — достаточно нынешнего.

— Специально вчера прошел в этот цех. Надо принять правильное управленческое решение. На первом месте — выпуск продукции и обеспечение людей зарплатой. С остальным можно подождать 2–3 года. Да, я дал поручение готовить проект, но говорить сегодня, что мы побежим строить цех…

Мнение

Что лучше — цех или купить оборудования на 8 миллиардов? Конечно, оборудование. Деньги я нашел. Государственные. Вот сейчас вы это напишете — и вокруг завода сразу засуетятся, как муравьи, посредники. Заявляю: данный заказ мы никому не отдадим, его будет выполнять большая группа с участием специальных органов, чтобы мы видели прозрачность и своевременность.

Николай Колесов Генеральный директор «Вертолетов России»

Николай Колесов
генеральный директор «Вертолетов России»

Как бы то ни было, новый цех окончательной сборки нужен. Дело даже не в том, что нынешний — старый (возведен в 1953 году): строительство нового корпуса позволит реализовать современную систему выпуска «Ансата», Ми-8/17 и Ми-38. Это будет поточный метод производства на трех основных линиях. Изделие двигается по сборочным участкам, и на каждом из них выполняются соответствующие сборочные операции. Это производительность труда и качество. А сегодня у нас постовой метод сборки, когда вертолет собирается на одном участке со сменой сборочных бригад в зависимости от выполняемой операции. В новую производственную цепочку заложена возможность быстрого перестроения производства — к примеру, в случае поступления большого количества заказов на вертолет «Ансат» и снижения таковых на Ми-8/17. Специальный участок появится для сборки перспективных опытных образцов и выполнения опытно-конструкторских работ.

— Известно о больших долгах КВЗ — более 30 миллиардов. Говорилось о возможном частичном их списании. Решается ли этот вопрос?

— В 2019 году был утвержден план финансового оздоровления КВЗ, который предполагает рефинансирование кредитов за счет льготных займов, реализацию непрофильных активов, а также мероприятия по оптимизации дебиторской задолженности. Все эти меры позволили сократить объем проблемной задолженности до 13,5 миллиарда рублей. Тем не менее завод никогда не отдаст их сам. Это черная дыра. Моя задача — закрыть ее как можно быстрее.

«В ближайшее время опытное конструкторское бюро КВЗ станет филиалом Национального центра вертолетостроения и получит дополнительные компетенции по Ми-8/17 и Ми-38»
«В ближайшее время опытное конструкторское бюро КВЗ станет филиалом национального центра вертолетостроения и получит дополнительные компетенции по Ми-8/17 и Ми-38»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ну как можно без кондиционирования новый вертолет выпускать?!»

— В последнее время в сообщениях о КВЗ проскальзывают фразы об обновлении модельного ряда. О каких вертолетах идет речь?

— Это и развитие «Ансата». Например, следующий шаг — новые лопасти, которые позволят увеличить максимальную взлетную массу. Продолжаем работать над детскими болезнями Ми-38. В плане — установка на Ми-17 нового цифрового пилотажно-навигационного оборудования.

— Это все понятно, но интересуют именно новые машины…

— Пока не буду раскрывать секрет.

— Недавно КВЗ представил разработанный в инициативном порядке Ми-8МТВ-5М. Есть ли перспектива у данной темы?

— Конечно. Готовы и доводить до этого уровня строевые вертолеты ВКС, и поставлять новые — работаем над включением Ми-8МТВ-5М в программу оснащения Воздушно-космических сил. Предлагаем его и на экспорт.

— Будучи прошлым летом в Казани, министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что у КВЗ есть перспектива массовых заказов от военных. Для завода такие заказы желательны или нет? Известна низкая рентабельность контрактов с минобороны.

— Гособоронзаказ вообще не обсуждается. Для всех структур «Ростеха» это всегда была, есть и будет первоочередная задача. Да, ценообразование по ГОЗ регламентировано, но все равно обеспечивает безубыточность контрактов, поэтому мы заинтересованы в долгосрочных заказах от минобороны и других силовых структур — это равномерная загрузка завода. Сегодня прорабатывается госпрограмма вооружения – 2033, и потребность в казанских машинах там большая.

— У Ми-38 есть перспектива коммерческих, в том числе экспортных продаж?

— Безусловно. Очень перспективная машина. Сегодня у нас твердые контракты на 25 вертолетов до 2024 года, в том числе для зарубежных эксплуатантов.

«Ми-171А3 —  машина для севера, Арктики. Учитывая цель создания, прямым конкурентом Ми-38 ее назвать нельзя»
«Ми-171А3 — машина для севера, Арктики. Учитывая цель создания, прямым конкурентом Ми-38 ее назвать нельзя»
Фото: © Павел Бедняков, РИА «Новости»

— Ми-171А3 — конкурент Ми-38?

— Это совсем другая машина — для севера, Арктики. Учитывая цель создания, прямым конкурентом Ми-38 ее назвать нельзя.

— На какой стадии создание российского двигателя для «Ансата»? Вы уверены, что его сделают?

— «ОДК-Климов», который, как и мы, входит в «Ростех», разрабатывает двигатель ВК-650В для Ка-226. Чтобы установить его на «Ансат», потребуются незначительные изменения в компоновке, и мы с ОДК прорабатываем возможность создания такой модификации. Не сомневаюсь, это посильная задача.

«Я занимаюсь Казанью уже почти два месяца, по паре часов — каждый день. Ситуация, действительно, непростая, завод далек от своей пиковой формы»
«Я занимаюсь Казанью уже почти два месяца, по паре часов каждый день. Ситуация действительно непростая, завод далек от своей пиковой формы»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«Экономика КВЗ становится совсем хорошей»

— Сколько вертолетов КВЗ планирует передать заказчикам в 2022 году?

— Предполагается передать 111 вертолетов для 10 заказчиков: 58 Ми-8/17, 41 «Ансат» и 12 Ми-38. Бо́льшая часть пойдет на внутренний рынок. С выходом на такое число машин экономика КВЗ становится совсем хорошей — согласитесь, есть разница с 2021 годом: было всего 55 вертолетов!

— Вот и скажут, что раньше Белых все тащил в Улан-Удэ, а теперь Колесов — в Казань…

— План для всего холдинга — 311 вертолетов. Арсеньев — 20, Кумертау — 10, Ростов — 60. Они всегда работали в этих пределах. Для Казани и Улан-Удэ тоже исторически обычные цифры — 111 и 110. Поэтому никаких подобных размышлений быть не может. У меня все ровно.

— По «Ансатам» впервые такой большой годовой план. Не потянут ли они завод вниз, ведь говорят, что КВЗ продает эти вертолеты едва ли не по себестоимости?

— Для коммерческого рынка, в том числе на экспорт, «Ансаты» реализуются по ценам, обеспечивающим не только покрытие всех затрат на их производство, но и получение достаточной чистой прибыли. По госпрограммам развития санитарной авиации поставляем по минимальным ценам, но они все равно обеспечивают маржинальную рентабельность, позволяющую покрыть прямые затраты на производство и часть накладных расходов предприятия.

— А способен ли казанский завод выдать 111 вертолетов?

— Я занимаюсь Казанью уже почти два месяца, по паре часов каждый день. Ситуация действительно непростая, завод далек от своей пиковой формы.

Мнение

При Александре Лаврентьеве (возглавлял КВЗ в 1984–2007 годах — прим. ред.) был сетевой график производства, когда есть абсолютная четкость и понимание, кто и что обеспечивает: материалы, комплектующие, заказы. Но уже многие годы его нет. Надо возвращать. Не должно быть ситуаций, когда запускают изготовление фюзеляжей и вдруг встают по причине отсутствия тех или иных комплектующих. Сейчас все восстанавливаем.

Николай Колесов Генеральный директор «Вертолетов России»

Николай Колесов
генеральный директор «Вертолетов России»

Смотрим все переделы. Сегодня мне говорят: «Давайте литейку восстановим, которую ликвидировали», — и в итоге мы оказались в нехорошей ситуации, когда литье заказываем на стороне и получается в 3–4 раза дороже. Это же деньги рабочих!

«Для коммерческого рынка, в том числе на экспорт, «Ансаты» продаются по ценам, обеспечивающим не только покрытие всех затрат на их производство, но и получение достаточной чистой прибыли»
«Для коммерческого рынка, в том числе на экспорт, «Ансаты» продаются по ценам, обеспечивающим не только покрытие всех затрат на их производство, но и получение достаточной чистой прибыли»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«У меня всегда были ровные, хорошие отношения с Рустамом Нургалиевичем, сегодня я сказал: «Пока помощи не надо»

— А работников хватит? Говорят, вы начали возвращать ушедших с КВЗ специалистов. Многие ли соглашаются вернуться?

 Новый объем загрузки предприятия, конечно, потребует увеличения численности персонала.

Мнение

Нужны еще 303 основных производственных рабочих. С 10 января набраны 46 человек, на разных этапах трудоустройства еще 74, плюс 135 проходят обучение, в феврале – марте получат разряды и приступят к работе. Кстати, зарплата во время учебы — до 35 тысяч рублей.

Николай Колесов Генеральный директор «Вертолетов России»

Николай Колесов
генеральный директор «Вертолетов России»

Конечно, требуются квалифицированные кадры, и сегодня вернулись 15 таких работников. Мы попросили, чтобы они пришли на родной завод. Объяснили, что загрузка будет стабильной. Вертолеты проданы на три года вперед — 111, 120, 125 машин. Мы полностью обеспечены работой.

— То есть высокопоставленные толкачи вам больше не нужны? Например, президент Татарстана регулярно пристраивал по несколько вертолетов…

— У меня всегда были ровные, хорошие отношения с Рустамом Нургалиевичем, сегодня я сказал: «Пока помощи не надо». Он и так пошел навстречу — снизил для КВЗ земельный налог: со 105 миллионов до 25 миллионов рублей. Вот настоящие партнерские отношения.

Владимир Гинсбург
Владимир Гинсбург
Фото: «БИЗНЕС Online»

— Какая самая востребованная рабочая специальность в вертолетостроении?

— Клепальщик. В 2021 году 364 человека ушли на Казанский авиазавод. Но здесь мы пошли еще по одному пути — покупаем пять клепальных автоматов. Да, они стоят по 250 миллионов рублей и придут только в сентябре, но я это к тому, что мы обязательно решим данный вопрос.

— А из руководящих работников кого-то вернули?

— Например, Николая Гордеева. Когда-то он был начальником механообрабатывающего производства, сегодня — первый заместитель директора.

— На пост директора КВЗ были другие кандидатуры, помимо Гинсбурга?

— Сегодня руководителя завода найти очень тяжело. Рассматривали три кандидатуры и, уверен, сделали правильный выбор.

Мнение

Владимир Гинсбург — производственник до мозга костей, очень сильный руководитель. Главное, мы поставили лидера. Он должен мне помочь собрать сильную команду, чтобы завод заработал как нужно.

Николай Колесов Генеральный директор «Вертолетов России»

Николай Колесов
генеральный директор «Вертолетов России»

— Вы обещали повысить зарплату на КВЗ…

— Повысили стоимость нормо-часа: «вредникам» — на 30 процентов, остальным основным производственным рабочим и вспомогательным работникам производственного блока — на 20 процентов. Новую зарплату люди получат в феврале. Сейчас на КВЗ квалифицированные рабочие могут заработать до 100 тысяч рублей — хорошие деньги на уровне региона. Иногородним предоставляется компенсация за аренду жилья — 10 тысяч рублей в первые 6 месяцев… 25 декабря последняя машина должна улететь к потребителю, и под это всем выплатим дополнительную среднемесячную зарплату: люди должны понимать — мы сделаем все, чтобы они могли строить вертолеты. Хотя, конечно, будем заинтересовывать не только зарплатой, но и серьезными задачами, возможностью интеллектуального и карьерного развития.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стиральная машина candy smart cs34 1052d1 2 07 инструкция
  • Gigabyte ga x58a ud3r v2 инструкция
  • Cloud wifi camera ycc365 plus инструкция на русском языке
  • Часы первичные свр 02 1 инструкция по настройке
  • Bht 002 gblw инструкция на русском