Нужна ли инструкция по охране труда для водителя

Обязательно ли составлять инструкцию по охране труда для водителя?

Обязанность по разработке внутрикорпоративных инструкций по охране труда для всех сотрудников, независимо от их специализации, установлена для российских работодателей положениями ст. 214 ТК РФ.

В свою очередь, ст. 212 ТК РФ  требует от российских работодателей соблюдать государственные нормативные требования в сфере охраны труда. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 к нормативным актам, в которых содержатся государственные нормативные требования по охране труда, относятся и типовые инструкции по охране труда.

С 1 марта 2022 года Трудовой кодекс и многие другие нормативы, регулирующие охрану труда, действуют в обновленной редакции. О ключевых новшествах читайте здесь.

Соответствующие типовые инструкции должны использоваться фирмами в качестве основы для разработки внутрикорпоративных инструкций для работников, в том числе и для водителей (п. 3 Методрекомендаций, утвержденных Минтрудом России 13.05.2004).

Разработка инструкций — лишь часть необходимых действий работодателя в целях обеспечения функционирования системы охраны труда. Есть много других обязанностей — например, составление локального положения об охране труда на предприятии.

Особенности разработки инструкций по охране труда

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается с учетом специфики производственных процессов в фирме, особенностей трудовых функций работника и условий труда. Положения документа должны пересматриваться не реже чем один раз в пять лет. Внеплановый пересмотр инструкций возможен, если:

  • были изменены положения типовых инструкций, на основе которых разработан внутрикорпоративный документ;
  • изменились условия работы сотрудников;
  • изменились технологические процессы на производстве;
  • были получены предписания о пересмотре инструкций от государственных органов;
  • расследование аварии или инцидента на производстве показало, что необходим пересмотр инструкции.

Инструкции по охране труда могут выдаваться работникам фирмы на руки после прохождения первичного инструктажа, располагаться в непосредственном доступе на рабочих местах либо в иных местах, удобных для работников.

В установленном порядке работодатель проводит для работников первичные инструктажи на рабочем месте.

На предприятии ведутся журналы учета:

  • инструкций;
  • их выдачи.

Факт ознакомления с инструкцией работник удостоверяет подписью в журнале учета выдачи инструкций.

Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о ключевых особенностях составления инструкций по охране труда. Получите бесплатный пробный доступ к материалу на данную тему.

Существует типовая инструкция по охране труда для водителя автомобиля (ТОИ Р-200-01-95), утвержденная приказом департамента автотранспорта при Минтрансе РФ от 27.02.1996 № 16 (согласованная к моменту утверждения с компетентными профсоюзными организациями). В соответствии с приказом Минтранса России от 14.08.2020 № 308 она отменена. Но многим фирмам данная форма инструкции привычна, и целесообразно продолжение ее использования. На практике заниматься составлением инструкций для работников, как следует из положений рассматриваемой типовой инструкции, должны руководители подразделений.

При этом работодатель должен согласовать разработанную инструкцию по охране труда:

  • с профсоюзом или иной организацией, представляющей интересы сотрудников, если таковые учреждены и функционируют (ст. 214 ТК РФ, п. 4Методрекомендаций Минтруда);
  • инженером службы охраны труда предприятия (как следует из рекомендаций по применению типовых инструкций, содержащиеся в ТОИ Р-200-01-95).

Структура типовой инструкции для водителей

Типовая инструкция включает:

  • введение;
  • раздел, регламентирующий общие требования по безопасности;
  • разделы, регламентирующие требования по безопасности перед началом работ, в процессе их выполнения, по окончании работ, а также в аварийных ситуациях.

Изучим, какие формулировки должны содержаться в перечисленных разделах внутрикорпоративных инструкций по охране труда для водителя.

Пример инструкции по охране труда для водителя легкового автомобиля приведен в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и прочитайте актуальный материал.

Введение к инструкции

В данный раздел документа могут включаться положения, устанавливающие:

  • для кого предназначена инструкция;
  • какие еще инструкции по охране могут использоваться водителем наряду с основной (с указанием ссылок на соответствующие документы);
  • обязанность водителя участвовать в контроле за соблюдением норм безопасности труда другими работниками, оказывать первую помощь пострадавшим при инцидентах;
  • обязанность водителя исполнять распоряжения комиссии по охране труда фирмы или представителей профсоюза;
  • что водитель, прежде чем начинать какую-то непрофильную работу, должен пройти целевой инструктаж.

Работодатель компенсирует работнику расходы на эксплуатацию личного автомобиля в корпоративных целях. Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили, как именно это происходит. Получите пробный доступ к материалу на данную тему.

Общие требования по безопасности

В данном разделе следует привести формулировки:

  • регламентирующие допуск водителей предприятия к автомобилям;
  • регламентирующие допуск водителей к работе;
  • закрепляющие обязанность водителя следовать правилам трудового распорядка;
  • устанавливающие длительность рабочего времени водителя (в неделю, день, по специальным графикам);
  • устанавливающие перечень опасных факторов, которые могут воздействовать на водителя в процессе работы и о которых он должен знать;
  • разъясняющие, в связи с чем соответствующие факторы опасны и как они могут влиять на организм;
  • устанавливающие запрет на использование водителем оборудования, порядок эксплуатации которого не изучен им в ходе инструктажа;
  • устанавливающие порядок выдачи водителю спецодежды, обуви и средств защиты;
  • обязывающие водителя соблюдать правила пожарной безопасности;
  • устанавливающие порядок устранения неисправностей автомобиля, обнаруживаемых водителем в ходе работы;
  • устанавливающие порядок координации совместной работы водителя, получившего инструкцию, с другими водителями и специалистами фирмы;
  • регламентирующие особенности эксплуатации газобаллонных автомобилей;
  • устанавливающие базовые нормы личной гигиены водителя;
  • устанавливающие порядок ответственности водителя за несоблюдение положений инструкции и иных связанных с ней источников норм.

Работодатель обязан уделять пристальное внимание технике безопасности на рабочих местах, осуществлять документирование работы в данном направлении. Подробности — в специальном материале.

Безопасность перед началом работ

В данном разделе инструкции следует зафиксировать положения, устанавливающие:

  • необходимость прохождения водителем предрейсового медосмотра, получения путевого листа, а также сведений о работе на линии и перевозимом грузе;
  • необходимость проверки вместе с механиком КПП технической исправности автомобиля, а также регламентирующие основные критерии определения его исправности;
  • необходимость ежедневного осмотра газобаллонных автомобилей на предмет герметичности топливного оборудования, а также обязывающие устранять выявляемые неисправности на специализированных постах или в мастерских;
  • порядок действий водителя перед пуском двигателя;
  • порядок действий водителя в процессе пуска двигателя;
  • перечень запрещенных действий водителя, связанных с пуском двигателя, управлением различными агрегатами автомобиля и иными нюансами эксплуатации транспортного средства.

Существует ряд предписаний для водителей в ситуации, когда рабочий автомобиль оказывается неисправен. Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили их специфику, а также рассказали о последствиях использования неисправной машины. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.

Безопасность во время работ

В данном разделе инструкции рекомендуется выделить несколько тематических блоков, которые включали бы формулировки, регламентирующие:

  • осуществление водителем основных действий, связанных с эксплуатацией автомобиля в процессе работы на линии;
  • отдельные нюансы управления автомобилем на линии;
  • отдельные нюансы заправки автомобиля, диагностики неисправностей топливных, охлаждающих систем;
  • процедуру прохождения дополнительных инструктажей, необходимых в целях обеспечения безопасности труда в нетипичных для водителя условиях работы;
  • отдельные нюансы заправки газобаллонных автомобилей;
  • перевозку пассажиров;
  • перевозку грузов;
  • порядок остановки автомобиля в различных ситуациях;
  • отдельные нюансы диагностики и ремонта автомобиля;
  • порядок эксплуатации автокранов, подъемников и иных механизмов, которыми оснащен автомобиль;
  • перечень запрещенных действий водителя автомобиля в процессе работы на линии.

Безопасность по завершении работ

В данный раздел инструкции следует включить положения:

  • отражающие тот факт, что по завершении работы водитель должен осуществить необходимые процедуры в рамках следования требованиям безопасности, а также устанавливающие перечень данных процедур;
  • регламентирующие порядок завершения работы на газобаллонных автомобилях;
  • обязывающие водителя удостовериться в отсутствии утечки автомобильного топлива перед постановкой транспортного средства на стоянку с подогревом;
  • обязывающие водителя провести необходимые гигиенические процедуры по завершении работы;
  • обязывающие водителя информировать своего руководителя о неисправностях автомобиля, обнаруженных им в ходе работы.

Безопасность при аварийных ситуациях

В данном разделе следует отразить формулировки:

  • обязывающие водителя оперативно информировать работодателя об аварийных ситуациях и иных инцидентах, свидетелем которых он стал;
  • обязывающие водителя оказывать пострадавшим первую помощь в соответствии с установленными правилами, содействовать доставке пострадавшего в лечебное учреждение, вызывать человеку скорую помощь либо обращаться за помощью к медработникам организации;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение неисправностей в газовой системе;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение утечки газа из топливного баллона;
  • регламентирующие порядок управления газовыми вентилями, устанавливающие требования по безопасности управления вентилями;
  • устанавливающие запрет на осуществление определенных действий по управлению газовым оборудованием при работающем двигателе либо активированном зажигании, а также при расположении автомобиля около стоянки, источников огня либо мест нахождения граждан.

Инструкцию по охране труда водителя грузовика вы найдете в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к системе и скачайте образец инструкции.

Нюансы оформления инструкции

Приказ № 16 предусматривает составление инструкций по охране труда с учетом установленных требований к структуре обложки, первой и последней страниц соответствующих документов. Данные требования содержатся в приложениях 1, 2 и 3 к данному приказу.

В приложении 1 к приказу № 16 зафиксирована структура обложки инструкции по охране труда. Она предполагает несколько блоков:

  • наименование фирмы-работодателя;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция;
  • место и год составления инструкции.

В приложении 2 к приказу № 16 приведена структура первой страницы документа. Она предполагает наличие полей, в которых приводятся:

  • наименование предприятия;
  • отметки об утверждении инструкции руководителем фирмы и представителем профсоюза;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция.

В приложении 3 к приказу № 16 отражена структура последней страницы документа. Она предполагает наличие:

  • блока с Ф. И. О. руководителя подразделения, в котором разработана инструкция, а также его подписью;
  • блока с Ф. И. О. начальника службы охраны труда, с которым согласована инструкция, а также его подписью.

В целях более эффективного усвоения водителями норм безопасности труда, формирования у них последовательных установок на осуществление необходимых действий в нештатных ситуациях на производстве рекомендуется дополнять инструкции по охране труда документами, раскрывающими ее отдельные положения и демонстрирующими их более наглядно. Это могут быть, к примеру, памятки, схемы, плакаты. Нюансы инструкций можно также разъяснять посредством показа сотрудникам тематических фильмов, презентаций, иных мультимедийных продуктов и т. д.

Работодатель обязан хранить инструкции по охране труда в течение установленного срока. Подробнее читайте в специальном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.

Итоги

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля — документ, который работодатель обязан составлять в силу требований ТК РФ. Алгоритм составления и утверждения данной инструкции регламентируется положениями федеральных и ведомственных нормативных источников.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятиях вы можете в статьях:

  • «Как проводится вводный инструктаж по охране труда»;
  • «Как провести инструктаж по технике безопасности (нюансы)».

Содержание

  • Когда нужна инструкция по охране труда для водителей автомобиля
  • Разработка инструкции и внедрение
  • Пример инструкции
  • Общие требования

Автотранспортные происшествия в 2023 году по-прежнему находятся на вершине списка несчастных случаев. На 160 миллионов километров пройденного пути в ДТП гибнет 1,6 человека. Если вас эта цифра не шокирует, представьте общее количество автомобилей в мире, и как часто люди садятся за руль.

Каждый день в новостях можно услышать о дорожно-транспортном происшествии с летальным исходом, а сколько людей остаются калеками после ДТП? Статистика поистине ужасает…

Когда нужна инструкция по охране труда для водителей автомобиля

214 статья Трудового Кодекса РФ обязывает всех работодателей разрабатывать локальные нормативные акты по охране труда, которым, в свою очередь, и является инструкция по охране труда. Таким образом, инструкция по охране труда для водителя автомобиля должна быть у работодателей, имеющих в штатном расписании водителя или иные профессии, в чьи должностные обязанности входит управление автотранспортным средством.

Даже если у вашей фирмы есть служебный автомобиль, который использует лишь директор и его заместитель, то данная инструкция обязательная к разработке и внедрению. Имея на балансе служебный автотранспорт, бесполезно переименовывать должность водителя, инспектор все равно выпишет штраф за отсутствие инструкции. 

ВОПРОС. Нужна ли инструкция по охране труда для водителей автомобиля, если на предприятии грузчики работают на автопогрузчиках?

Для управления погрузчиком обычного водительского удостоверения недостаточно, такую технику относят к категории самоходных машин. Водителю погрузчика необходимо специальное удостоверение — так называемое удостоверение машиниста-тракториста. 

Самоходы сильно отличаются по массе, габаритам, типу колесной базы и т.д. У них есть различные особенности в управлении и обслуживании. Работающим на погрузчике сотрудникам будет недостаточно инструкции по охране труда для водителя автомобиля. Поэтому для таких работников необходимо разработать отдельную “Инструкцию по охране труда для водителя погрузчика”, в которой будут учтены все особенности эксплуатируемых самоходных машин.

Если у вас на предприятии есть как водитель автомобиля, так и водитель погрузчика, то лучше всего разработать 2 инструкции, а не пытаться уместить все в одну. 


Если до сих пор у вас не было инструкции по охране труда для водителя автомобиля, но вы поняли, что она должна была быть уже давно — не паникуйте. 

Спокойно разработайте инструкцию и утвердите её без всяких “задних чисел”. Закон не предусматривает сроков утверждения инструкции, поэтому наказать вас за позднее утверждение инструкции никто не сможет, даже если у вас не было инструкции в течении последних 5 лет.

Однако, стоит упомянуть один важный аспект. За все эти прошедшие 5 лет с водителями не должно было происходить несчастных случаев. Правда, если бы они были, проверяющие уже обратили бы внимание специалиста по охране труда на отсутствие данной инструкции и наказали за это. 

Если недавно на предприятии произошел несчастный случай с водителем, а данной инструкции нет, то остается лишь 2 варианта. Первый — принять на себя ответственность и разработать инструкцию как можно скорее. Второй- попытаться оформить инструкцию задним числом и раздобыть подпись пострадавшего. Будет сложно, если он потерял руки в аварии, но бывали случаи, когда работодателей это не останавливало.

Если выберете второй вариант, готовьтесь к судебным разбирательствам, уголовной ответственности и отстранению от должности на неопределенный срок. 

Разработка инструкции и внедрение

Хотелось бы начинать инструкции с главного правила опытных водителей, с правила трех “Д” — Дай Дорогу Дураку. Однако эта народная мудрость не всегда может выручить, а инструкция должна соответствовать определенным стандартам. Точнее должна была. Вплоть до 2020 года все инструкции разрабатывались на основе типовой — ТОИ Р-200-01-95. Вот только она утратила силу благодаря приказу Минтранса № 308 от 14.08.2020 года.

На смену ТОИ Р-200-01-95 нам так ничего и не разработали. Поэтому большинство действующих инструкций для водителей автомобиля до сих пор берут за основу именно эту типовую инструкцию.

Кто должен разрабатывать?

Перейдем к насущному вопросу, кто же должен разрабатывать инструкцию? Руководитель подразделения или специалист по охране труда?

Если в организационной структуре предприятия есть отдел, посвященный автотранспорту (автопарк, отдел логистики и перевозок, автотранспортный отдел), то разработку инструкции по охране труда для водителей целесообразно поручить руководителю данного отдела.

Руководитель отдела, как принято сейчас говорить: “лучше разбирается в теме”. Он знает особенности эксплуатируемых транспортных средств, проблемные моменты в организационной структуре, особенности труда водителей и т.д. Специалист по охране труда должен проверить разработанную руководителем отдела инструкцию и довести её до ума.

Если такого отдела нет, а на балансе предприятия всего 1 или 2 служебных авто, то разработку инструкции лучше всего доверить именно специалисту по охране труда. Потому что в данном случае у других сотрудников компании опыта в данном вопросе будет гораздо меньше, чем у специалиста по ОТ.

Если на предприятии есть профсоюз или любое другое объединение работников, не забудьте согласовать разработанную инструкцию еще и с ним.


При разработке инструкции не нужно стараться создать идеальную копию типовой. Постарайтесь предусмотреть в инструкции все нюансы работы автотранспорта на вашем предприятии: высоту ворот, используемые расходники, обязанности персонала, правила работы в ремонтных боксах и т.д. 

Не бывает одинаковых предприятий, даже инструменты у всех лежат в разных местах. Поэтому разработка инструкции — это тщательный и трудоемкий процесс требующий внимательности и концентрации, и конечно очень ответственная работа, которой следует гордиться.

Что делать после того, как инструкция разработана?

Утверждать. После того как вы собрали визы, создайте приказ об утверждении инструкции. В приказе укажите:

  1. Дату, с которой данная инструкция вступает в силу;
  2. Срок, в течении которого с водителями проводится инструктаж по новой инструкции;
  3. Ответственных за проведение инструктажа лиц;
  4. Можно указать дату пересмотра инструкции, общепринятый срок 5 лет.

После ознакомления с приказом всех ответственных лиц, занесите данные разработанной инструкции (дату утверждения инструкции; номер инструкции по охране труда; дату пересмотра инструкции; ФИО ответственного за ведение журнала и подпись) в журнал учета инструкций по охране труда.

Утвержденные инструкции необходимо скопировать и раздать руководителям подразделений, указанным в приказе, у которых водители имеются в непосредственном подчинении. О выдаче инструкций так же следует сделать запись в журнале учета/выдачи инструкций по охране труда. Собрав подпись руководителя в данном журнале вы снимаете с себя ответственность за невыдачу инструкции, если вдруг руководитель заявит, что никаких инструкций он не получал.

Последнее, что осталось сделать — провести инструктажи. Согласно требованиям п. 3.3. Приказа Роструда № 253 от 11.11.2022 года, в данной ситуации необходимо провести внеплановый инструктаж. О проведенном инструктаже работник должен расписаться в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

Теперь после проведения инструктажа и получения подписи работника, инструкцию можно считать внедренной в систему управления охраной труда.

Пример инструкции

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ — СКАЧАТЬ.

Общие требования

Требования к структуре такие же, как и для любой другой инструкции по охране труда. Большинство инструкций содержат 6 основных раздела

  1. Введение

Содержит общую информацию: определение термина автомобиль; требования к водителю автомобиля; список НПА, которые должен знать водитель и т.д. В этом разделе можно указать важную, но не относящуюся к профессии информацию:
— структуру подчиненности в организации, чтобы водитель знал своих руководителей;
— перечень используемых автотранспортных средств;
— номера телефонов ответственных лиц или сотрудничающих с предприятием профильных организаций (эвакуатор, автомастерские и др.)

  1. Общие требования по безопасности 

Информация об общих требованиях безопасности на предприятии: как правильно использовать СИЗ, обязанность соблюдать режим работы и отдыха, требование своевременно проходить обучение по охране труда и т.д. 

В данном разделе будет целесообразно указать воздействующие на водителей вредные и опасные производственные факторы, которые были выявлены по результатам специальной оценки условий труда. Можно указать полагающиеся за работу во вредных условиях льготы и надбавки, а также порядок получения средств индивидуальной защиты.

  1. Требования охраны труда перед началом работы

Здесь описываются конкретные действия, которые необходимо совершить водителю перед началом работы: проверить уровень топлива и показания датчиков, осмотреть автомобиль на наличие механических повреждений, получить путевой лист у руководителя и т.д.

Не забудьте подробно расписать обязанность о прохождении медосмотра. В каком медицинском учреждении водитель обязан проходить его и какими должны быть результаты проверки.

  1. Требования охраны труда во время работы 

Здесь указывается, что должен совершать работника для безопасного выполнения трудовой функции: соблюдать установленный скоростной режим; убедиться в том, что все пассажиры пристегнуты ремнями безопасности; не курить и не разговаривать по телефону во время управления автотранспортным средством и т.д.

Если в обязанности водителя входит заправка автотранспорта топливом, укажите марку использующегося бензина. Если заправка происходит на территории предприятия, следует разграничить разрешенные для этого места. Если водитель будет заправлять автотранспорт рядом с источником открытого огня, это может спровоцировать несчастный случай.

Хорошим решением будет сформировать перечень запрещенных действий во время работы на автотранспорте.

  1. Требования охраны труда после выполнения работ 

Действия, предпринимаемые в конце смены для обеспечения безопасности предприятия: заглушить двигатель; сдать ключи от автотранспорта руководителю; доложить о выявленных неисправностях транспортного средства и т.д.

Очень важно проверить топливные баки на наличие утечек, помимо экономических убытков, утечка топлива сильно повышает риск возникновения пожара.

Если работы водителя подразумевает определенный уровень загрязнений, следует закрепить в обязанности проведение определенных гигиенических процедур после окончания работы.

  1. Порядок действий в аварийных ситуациях 

Конкретный и четкий порядок действий во время аварийной ситуации. Данному разделу следует уделить особое внимание, а водителям выучить его наизусть.

Здесь прописывается: порядок действий при перевозке опасных грузов; порядок информирования работодателя и экстренных служб об аварийной ситуации; регламент оказания первой медицинской помощи пассажирам или иным пострадавшим.

ВАЖНО!
Иногда водители не могут определить степень аварийности ситуации. Поэтому в цепочке извещений рекомендуется поставить непосредственного руководителя на первое место. То есть, в случае ЧП водитель в первую очередь должен позвонить руководителю, а уже потом в экстренные службы. 

После звонка водитель может начать предпринимать необходимые действия — тушить пожар, оказывать помощь пострадавшим, отогнать автомобиль от места происшествия, а руководитель в это время свяжется с экстренными службами. Если водитель будет находиться в растерянности, то руководитель сможет подсказать порядок действий.

Приведем один пример. 

Зима. Водитель, во время доставки груза, сбил лося. Согласно инструкции он вызвал экстренные службы и сообщил руководителю отдела. Пока водитель ждал представителей ГИБДД, он периодически заводил автомобиль, чтобы погреться. В итоге сжег много топлива и не смог доехать до автозаправочной станции. В итоге задержал поставку, что принесло убытки компании и обязанность выплатить неустойку. Сбитый лось обошелся компании в кругленькую сумму, хотя водитель мог продолжить движение после ДТП. 

По сути, водитель все сделал правильно, но это привело к убыткам для компании. Поэтому лучше согласовывать действия с непосредственным руководителем, особенно после такой стрессовой ситуации как ДТП.

Труд работников транспортной сферы и его охрана находятся под пристальным вниманием законодателя и регламентируются рядом правовых актов, обязательных для исполнения. Прежде всего, следует говорить о ТК РФ и его главе 51, полностью посвященной регулированию трудовых отношений работников транспорта. Существующие нормативы по охране труда на автотранспорте закреплены ныне действующими Межотраслевыми правилами (ПОТ) Минтруда РФ от 12.05.2003 г., постановление №28.

Вопрос: Достаточно ли обучить членов комиссии по проверке знаний правил по охране труда на автомобильном транспорте по программе «Охрана труда», либо члены комиссии должны пройти обучение в специализированной организации отдельно по правилам охраны труда на автомобильном транспорте?
Посмотреть ответ

Приказом этого же Министерства от 06-02-18 г. №59н с 27.09.18 г. вводятся новые правила, регламентирующие указанную сферу. Важным документом является «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (утв. Приказом Минтранса №15 от 20-08-04 г), регламентирующее время труда и отдыха водителей.

Вопрос: Как организуются и проводятся мероприятия по охране труда при эксплуатации транспортных средств, находящихся на балансе организации или переданных работнику по договору аренды?
Посмотреть ответ

Трудовой кодекс

Глава 51 Трудового кодекса содержит статьи 328-330, которые регламентируют особенности труда работников транспорта:

  1. При приеме на работу. Если она связана непосредственно с движением транспорта, обязателен медосмотр и профессиональный отбор (обучение) сотрудников.
  2. Работа, связанная с управлением ТС или их движением, исключает совместительство и выполнение при этом аналогичных функций.
  3. Особенности рабочего времени, труда, отдыха работников транспорта устанавливает соответствующий федеральный исполнительный орган. Разработанные документы не должны противоречить ТК РФ, ухудшать положение работников, по сравнению с его нормами. Запрещается принятие таких документов без учета мнения профсоюза.

ВАЖНО! Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Законодатель подчеркивает необходимость соблюдения дисциплины гражданами, чьи обязанности связаны непосредственно с вождением ТС, имея в виду, что дисциплина труда является основой его безопасности.

Особенности режима труда и отдыха

Для описания общих положений ТК РФ Минтрансом разработан документ, утвержденный приказом №15 от 20-08-04 г. — «Положение об особенностях режима водителей», в котором говорится:

  • нормальная рабочая смена водителя не должна превышать 8 часов;
  • при ведении суммированного учета – не более 10 часов;
  • сверхурочно – не более 12 часов, при необходимости доехать до стоянки для отдыха;
  • если по условиям работы продолжительность смены выше 12 часов, необходимы 2 водителя в рейсе и спальное место в автомобиле для одного из них и т.д.

Межотраслевые правила

Межотраслевые правила (ПОТ РМ-027-2003) сейчас еще действуют. Они относятся к работе:

  • АТП;
  • транспортных цехов (ТЦ);
  • СТОА, станций шиномонтажа;
  • гаражей, стоянок;
  • ИП, осуществляющих перевозки людей и грузов.

Правила регламентируют:

  • проведение работ;
  • состояние единиц транспорта;
  • состояние помещений;
  • состояние оборудования;
  • режим безопасности работ, проведение инструктажей и т.д.

Новые правила

Работа автотранспорта и его техобслуживание – сфера действия новых Правил, которые с 27 сентября этого года придут на смену Межотраслевым. Юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою работу в автотранспортной отрасли, будут обязаны руководствоваться новым документом. При этом напольный колесный транспорт, работа которого осуществляется внутри территории, новыми правилами не затронут (погрузчики, кары, грузовые телеги). Документ состоит из 7 разделов, в которых подробно описаны новые требования. Даны ссылки на связанные нормативные акты. Пример: при упоминании работ с применением грузоподъемных машин и механизмов дается ссылка на «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».

В документе речь идет:

  • о вредных факторах труда: загазованности (запыленности), пониженной (повышенной) температуре воздуха и оборудования, шумах, вибрациях, влажности, плохой освещенности, вплоть до нервно-психических нагрузок работника;
  • о правилах и периодичности прохождения инструктажей;
  • об обязательных медосмотрах;
  • о запрещении женского труда и несовершеннолетних — на опасных участках;
  • о средствах индивидуальной защиты сотрудников;
  • о дополнительных оплачиваемых перерывах в холодное время года;
  • о внешнем освещении производственных площадей, и т.д.

Много внимания уделено ОТ на участках техобслуживания авто и сходных по назначению территориях. Так, кузнечный и сварочный участки должны иметь половое покрытие из несгораемых материалов. ОТ на стоянке или в гараже предполагает, что он расположен отдельно от других помещений, производственного характера и имеет водяной сток. Сварочные, кузнечные, покрасочные и подобные им работы на территории гаража или стоянки запрещены. Спецтранспорт для перевозки горючего хранится отдельно от других машин.

На заметку. Помимо указанных нормативных актов, существуют документы, регламентирующие некоторые специфические сферы оказания транспортных услуг, например, Правила по охране труда на городском электротранспорте (действуют с 20-04-17 г.), транспортных средств на пневмоходу (в действии с 01-10-02 г.), Правила РЖД относительно перевозки собственных сотрудников (в действии с 01-02-16 г.).

Нарушения и последствия

Гражданским кодексом предусмотрены крупные штрафы для нарушителей. Так, согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение нормативных требований ОТ в общем случае можно подвергнуть штрафу:

  • ответственных лиц организации (и ИП) – в размере 2-5 тыс. руб.;
  • организацию как юр. лицо – 50-80 тыс. руб.

Далее, в связи с особенностями нарушений, штрафы могут возрастать. Так, если трудовой инспектор при проверке обнаружит отсутствие инструкции по охране труда, то на организацию может быть наложен первичный штраф в размере от 50 тыс. руб. до 80 тыс. руб., а в дальнейшем при игнорировании требований контролирующего органа возможно наложение штрафа повторно: от 100 до 200 тыс. руб. на организацию и несколько ниже – на ИП. При неуплате штрафов дело может быть передано в суд. Кроме того, полномочиями контролирующего органа деятельность нарушителя может быть приостановлена.

Согласно ст. 11.32 КоАП РФ за нарушения при проведении медосмотров могут последовать штрафные санкции:

  • на физ. лиц — в размере до 1,5 тыс. руб;
  • на ответственных лиц — 2-3 тыс. руб.;
  • на юр. лиц — 30-50 тыс. руб.

При этом предприниматели приравниваются к организациям.

На заметку. На основании нормативных документов издаются типовые инструкции для работников автотранспорта (водителей и других специалистов), где обязанности и ответственность обозначены более подробно. В связи с изменениями действующего законодательства могут последовать и их изменения. Об этом необходимо помнить лицам, ответственным за безопасность труда в транспортной организации.

Главное

  1. Охрана труда в сфере автотранспорта регламентируется ТК РФ, Межотраслевыми правилами, Положением об особенностях режима водителей и другими нормативными актами.
  2. Нарушения правил ТБ на автомобильном транспорте влечет штрафы, от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. Кроме того, деятельность такой организации может быть приостановлена до устранения нарушений.
  3. С 27.09.2018 г. Межотраслевые правила теряют свою актуальность. Вместо них будут применяться новые Правила, утвержденные Приказом Минтруда №59н от 06.02.18 г.

Для снижения степени травматизма в работах, касающихся содержания и эксплуатации всех видов автотранспорта, нужен инструктаж по охране труда для водителей. Грамотно организовав все мероприятия в своей компании, можно поднять дисциплину всех сотрудников.

Инструктаж по охране труда для водителей – это обучающий процесс, в ходе которого сотрудники знакомятся с требованиями и рекомендациями по охране труда, безопасными методами и приемами работы, правилами оказания первой помощи.

Цель любого инструктажа по охране труда – проинформировать о том, как правильно обращаться с оборудованием, автотранспортом и спецтехникой, чтобы обеспечить безопасность себя и окружающих. За счет этого удается заметно снизить количество производственных травм.

В результате, водители должны научиться выполнять работу безопасно и с минимальным риском травм.

Не секрет, что в процессе работы с различными типами ТС, водители сталкиваются с массой опасных производственных факторов:

  • двигающиеся части механизмов, инструментов, оборудования, а также движение машин;
  • падающие предметы (элементы оборудования, детали, инструменты);
  • острые края, зазубрины на поверхности технологического оборудования, инструментов;
  • риск поражения электротоком;
  • превышение концентрации пыли, газов в воздухе;
  • превышение/снижение температуры воздуха, а также поверхностей материалов, оборудования;
  • превышение величины шума, вибрация на рабочем месте;
  • слишком высокая/слишком низкая влажность воздуха;
  • ионизирующие, ультразвуковые, инфракрасные, лазерные, электромагнитные излучения;
  • отсутствие/недостаточность освещения, как естественного, так искусственного, внутри рабочей зоны;
  • наличие статического электричества;
  • химические, биологические воздействия;
  • физическое, нервно-психическое воздействие.

Соответственно, работник должен знать, как избежать влияния таких факторов, а также уметь защититься от них, при помощи специальных приборов и СИЗ.

Можно смело утверждать, что основную опасность для водителей представляет именно автомобиль. А в отношении ТС самым важным повсеместно считается знание правил безопасного движения. По этой причине, в компаниях часто неосознанно подменяют инструктаж по охране труда правилами безопасности на дороге. На самом деле это разные темы, шофер должен знать и ту и другую.

Инструктаж по охране труда Инструктаж по безопасности дорожного движения

Для кого проводят инструктаж

Для всех сотрудников

Для водителей и сотрудников, работающих с автотранспортом и спецтехникой

Цель информирования сотрудников

Снижение травматизма на рабочем месте

Снижение вероятности стать участником аварии

Законодательная база

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №871н от 9 дек 2020 года. Носит название «Правила по охране труда на автомобильном транспорте».

Приказ Министерства транспорта РФ №145 от 30 апр 2021 года. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Основное содержание инструктажа

Общая информация по работе водителя и транспортных средств.

Особое внимание темам:

  • важность своевременного и качественного отдыха;
  • опасные узлы, агрегаты и зоны автомобиля;
  • как правильно подготовить ТС к работе;
  • правила безопасности при эксплуатации авто;
  • действия при поломке техники;
  • СИЗ и правила их использования;
  • порядок действий при ДТП, пожаре, угрозе взрыва.

Общие сведения о Правилах дорожного движения (ПДД) в России.

Особое внимание темам:

  • причины возникновения большинства ДТП, как избегать;
  • влияние погодных условий;
  • безопасность управления авто при резком ухудшении погоды;
  • отдых и перерывы на прием пищи в дороге;
  • места стоянки ТС.

Выделяют следующие виды инструктажей для водителей по охране труда согласно п. 3 Приказа №145, п. 8 постановления № 2464:

  • вводный;
  • первичный;
  • предрейсовый;
  • сезонный;
  • повторный;
  • специальный (целевой);
  • внеплановый (внеочередной).

Внимание!

К каждому из видов обучения работодателю нужно сделать и утвердить отдельную программу, оформить индивидуальный журнал регистрации.

Вводный инструктаж водителей проводится для:

  • новых сотрудников при приеме на работу, сразу после подписания трудового договора;
  • командированных сотрудников;
  • работников, переведенных на новую работу/должность;
  • лиц, проходящих стажировку или производственную практику.

Программа вводного инструктажа по ОТ обязательно включает следующие пункты, которые следует знать водителю:

  • информация об организации (парк авто, типы перевозок/грузов);
  • источники опасности на территории компании;
  • основы безопасной эксплуатации ТС, транспортировки пассажиров/ грузов, схема проверки технического состояния ТС;
  • расположение помещений, служб организации;
  • схема действия работников при аварийных ситуациях;
  • оказание первой доврачебной помощи.

Первичный инструктаж по охране труда водителя содержит:

  • информацию об уровне аварийности вдоль маршрута следования;
  • нормы загрузки ТС/его пассажировместимость, документы для перевозок;
  • порядок прохождения всех видов медосмотров;
  • схема действий в ДТП и при других чрезвычайных ситуациях.

Важно!

Повторный инструктаж по охране труда водителей проводится минимум 1 раза в квартал, а переэкзаменовка персонала на знание основ охраны труда – минимум 1 раз в 12 месяцев.

Периодичность инструктажа по охране труда для водителей выбирается, исходя из сроков, установленных законодательством страны и местными региональными актами.

Отдельно стоит отметить специализированное предрейсовое инструктирование для шоферов. Оно проводится непосредственно перед поездкой в таких случаях:

  • транспортировка групп детей;
  • движение в автоколонне;
  • перед выходом водителя на незнакомый путь следования;
  • транспортировка пожаро- и химически опасных/ крупноразмерных грузов;
  • выезд на место ЧС или стихийного бедствия.

Проведение инструктажей по охране труда водителей при выходе на последующие рейсы на одном и том же маршруте следования не требуется.

Частота проведения сезонного инструктажа – минимум два раза в 12 месяцев, перед началом двух климатических периодов (весенне-летнего, осенне-зимнего). Для регионов, где климат меняется сильнее, может вводиться дополнительное сезонное инструктирование – например, перед периодом затяжных ливней.

Кроме того, перед тем как сотрудники приступают к работам с повышенной степенью опасности (транспортировке опасных веществ/крупноразмерных грузов, устранению последствий ЧС), проводится целевой/специальный инструктаж.

Вводный, первичный, предрейсовый, сезонный инструктаж по охране водителей автомобилей считаются основой обучения сотрудников ОТ и проводятся согласно плану.



Советуем почитать, как правильно составлять график работы водителей в компании

По закону, среди обязанностей работодателя, провести срочные внеплановые инструктажи, когда:

  • выходят законы, имеющих отношение к работе шоферов;
  • изменяются условия поездки, путь следования и это воздействует на уровень БДД;
  • произошел теракт/есть угроза его совершения;
  • в регионе или городе введен режим ЧС.

Информацию обо всех пройденных инструктажах записывают в отдельный журнал инструктажа водителей по охране труда, куда вносят:

  • вид инструктажа;
  • дата мероприятия;
  • должность, Ф.И.О. сотрудника, проводившего инструктаж;
  • Ф.И.О., росписи тех, кто его прошел.

Типовых журналов не существует, каждая компания обязана утвердить его форму с порядком регистрации самостоятельно. Разрешается вести электронный журнал по охране труда водителей на программном обеспечении работодателя.

Существуют следующие нормативные документы, которые регламентируют порядок составления и проведения обучения ОТ:

  • Статьи 209, 212 ТК РФ, утвержденные Федеральным законом № 197-ФЗ от 30 дек 2001 года.
  • Постановление Правительства РФ № 2464 от 24 дек 2021 года «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты № 871н от 09 дек 2020 года «Об утверждении правил по охране труда на автомобильном транспорте».
  • Приказ № 145 Минтранса России от 30 апр 2021 года «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
  • ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда».

Существует типовая отраслевая инструкция, на ее основании можно разрабатывать свою документацию, адаптируя ее к условиям, а также к работе конкретной организации.

Этапы разработки:

  1. Издание приказа о разработке соответствующей инструкции.
  2. Составление инструкции.
  3. Согласование проекта документа с профсоюзной организацией (при ее наличии).
  4. Утверждение у руководителя.

Ответственный за разработку инструкции – инженер по ОТ или иной уполномоченный сотрудник, прошедший курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации по основам охраны труда и получивший документ государственного образца.

При создании инструкции необходимо учесть все вредные факторы, что могут действовать на работника, в том числе степень пожарной опасности оборудования, специфику работы – контакты с легковоспламеняемыми и химическими веществами, опасность поражения током, статичность позы при работе, воздействие ТС на здоровье водителя.

В инструкцию обязательно включают следующие параграфы:

  • общие правила охраны труда;
  • требования по соблюдению безопасности перед стартом работ;
  • требования по ОТ в рамках всех процессов на работе;
  • безопасное завершение работы;
  • обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях и при авариях.

Внимание!

В инструкцию необходимо включить правила проведения доврачебной медицинской помощи на рабочем месте.

За отсутствие инструктажей, несвоевременное проведение, их несоответствие последним изменениям в законодательстве за 2023 год предусмотрено административное наказание, прописанное в подпункте 5.27. КоАП РФ.

Неисполнение требований ОТ карается административными штрафами:

  • руководители и ИП – 15 000 – 25 000 руб;
  • юридические лица – 110 000 – 130 000 руб.

При повторной фиксации нарушения штраф за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда составит: 40 000 и 200 000 рублей соответственно. Как вариант, должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок 1-3 года, а для ИП и юрлица предусмотрена приостановка деятельности на срок до 90 суток.

Важно!

Когда водитель компании является виновником ДТП с пострадавшими и погибшими, проводится проверка в организации с выемкой документов. Если выяснится, что он не проходил своевременно инструктажи по охране труда, работодателю может грозить уголовная ответственность (наказание вплоть до тюремного заключения сроком до 5 лет).

Допуск на работу без медосмотра и психосвидетельствования:

  • руководители и ИП – 15 000-25 000 руб;
  • юридические лица – 110 000-130 000 руб.

Невыдача сотрудникам положенных средств индивидуальной защиты:

  • руководители и ИП – 20 000-30 000 руб;
  • юридические лица – 130 000-150 000 руб.

Вторично выявленное правонарушение наказывается не только денежными взысканиями:

  • руководители – 30 000-40 000 руб./дисквалификация на 1-3 года;
  • ИП — 30 000-40 000 руб./приостановка деятельности на период до 90 дней;
  • юридические лица – 100 000-200 000 руб./приостановка деятельности на период до 90 дней.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кристалон универсальный инструкция по применению дозировка корневая
  • Биовит 80 инструкция по применению для кур бройлеров
  • Руководство для работы диспетчера
  • Задачи руководства подвижными играми
  • Шезлонг из ротанга своими руками пошаговая инструкция