Новое политическое мышление
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 254.
Обновлено 22 Июля, 2022
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 254.
Обновлено 22 Июля, 2022
После смерти генерального секретаря Константина Черненко в марте 1985 года в СССР по инициативе нового руководителя страны, Михаила Горбачева, началась перестройка. Одним из её явлений стала не только гласность, но и новое политическое мышление. Сам термин появился в феврале 1986 года, а концепция была изложена в книге Горбачёва, вышедшей в октябре 1987 года.
Причины появления и особенности концепции
Концепция нового политического мышления была выдвинута в связи с трудной ситуацией во внутренней и внешней политике СССР.
Гонка вооружений негативно влияла на экономику, темпы роста последней были явно ниже желаемых, а при Брежневе, в 1970-е, в СССР наметились тенденции к застою и зависимости от цен на энергоносители.
В выступлении Горбачёва на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года и в МИДе в мае 1986 года были сформулированы положения его новой внешнеполитической программы. Сначала Михаил Сергеевич озвучил два принципа советской концепции внешней политики. Звучали они очень расплывчато:
- Отказ от устаревших философий и отживших доктрин.
- Повышение ответственности руководителя государства за принятые им решения.
К октябрю 1987 Михаил Горбачёв более чётко сформулировал свой взгляд на внешнеполитический курс СССР. Основные его идеи были следующие:
- Отказ от классовой борьбы и деидеологизация в сфере международных отношений. Признание высокого значения общечеловеческих ценностей.
- Решение конфликтов политическим, а не военным путём.
- Отказ от деления мира на социалистов и капиталистов, признание его единства.
- Соблюдение принципов равновесия невмешательства во внутренние дела.
- Признание права каждого народа выбирать свою судьбу.
- Идея о том, что безопасность может быть только взаимной.
Одновременно с этими принципами Горбачёв провозгласил в СССР политику гласности и плюрализма. Также следствием нового политического мышления стала политика разоружения на фоне всё еще продолжавшейся Холодной войны. Его взгляд на внешнюю политику отличался от идей Брежнева о разрядке международной напряженности и от обещаний Хрущева догнать и перегнать США.
Внешняя политика Горбачёва
В конце 1980-х годов руководство СССР стало постепенно сворачивать помощь странам, которые строили социализм. Это привело к изменениям политического курса и власти в 1990–1991 годах в Никарагуа, Афганистане, Камбодже, Мозамбике. В 1990 году произошло объединение Северного и Южного Йемена, а также двух германских государств — ГДР и ФРГ.
Удачными примерами реализации нового политического мышления можно считать вывод советских войск из Афганистана, снижение военных расходов и подписанный в декабре 1987 года договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. СССР установил дипломатические отношения с Южной Кореей, Израилем, Ватиканом, Южной Африкой, Албанией и ещё рядом государств.
В целом в мире из-за распада СССР развалилась биполярная система международных отношений и остался только один лидер — США. В Советском Союзе демократизация сопровождалась межнациональными конфликтами, первым из которых стал Карабахский в 1988 году.
Итогом политики Михаила Горбачёва стал быстрый распад социалистического блока в Европе, как военного союза ОВД, так и экономического СЭВ. В 1990 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира. Впоследствии критики обвиняли его в космополитизме.
Что мы узнали?
Достижения и проблемы позднего СССР, хронику событий и мероприятия перестройки кратко изучают в школьном курсе истории 11 класса. Её результатом стало кратковременное улучшение отношений с США и Западной Европой, но далее последовал распад СССР.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 254.
А какая ваша оценка?
Новое политическое мы́шление — философия внешней политики СССР периода Перестройки. Теоретическое обоснование получила в книге М. С. Горбачева «Новое политическое мышление для нашей страны и всего мира», вышедшей в октябре 1987 года.
Содержание
- 1 Истоки «Нового политического мышления»
- 2 Определение и сущность «нового политического мышления»
- 3 См. также
- 4 Ссылки
- 5 Примечания
Истоки «Нового политического мышления»[править | править вики-текст]
Сложившееся сложное экономическое положение в СССР к 1985 г. явилось стимулом для поиска новых, компромиссных решений. Необходимость внутренних перемен заставила руководство страны пойти на радикальные реформы. В Соединённых Штатах Америки представляли это именно так. В США считали, что «новое мышление» исходит как раз из стремления Советской стороны уменьшить возможные расходы на противостояние с Америкой. Объяснялось это успехом США в области работы над СОИ и экономическим потенциалом Соединенных Штатов. Этот вывод представлен в документе «Согласованная разведывательная оценка», в котором прогнозировалось, какую политику будет проводить М. Горбачев в отношении США в ближайшие два года (1986—1988). Был сделан вывод, что «режим Горбачева ставит цель воссоздать отношения с США по типу разрядки, чтобы уменьшить время соперничества в вооружениях и, соответственно, облегчить выполнение задачи экономического возрождения страны». Признавалось, что «у Горбачева достаточно сильные политические позиции, чтобы сформировать в Политбюро консенсус в поддержку инициатив и решений, к которым он склоняется в отношениях с Соединенными Штатами»[1].
В Советском Союзе, осознавая сложность экономической ситуации, основными путями выхода из неё видели миролюбивую внешнюю политику, приостановку гонки вооружений. Это было сформулировано, в частности, в беседе М. Горбачева с редактором газеты «Правда» 8 апреля 1985 г. В сообщении ТАСС, опубликованном на следующий день, подчеркивалась мирная политика СССР и его добрая воля: «Как убедительную демонстрацию доброй воли Советского Союза, его искреннего стремления к честному диалогу и поиску реалистических решений, которые ослабляли бы напряженность в мире, помогали бы перекрыть пути гонки вооружений, расценивают зарубежные средства массовой информации, видные политические и общественные деятели разных стран беседу М. С. Горбачева с редактором газеты „Правда“. В многочисленных комментариях отмечается, что нельзя упускать существенные возможности для улучшения советско-американских отношений и оздоровления общей международной обстановки»[2].
Как пишет К. Н. Брутенц, фактически, новую программу выдвинул М. С. Горбачев на выступлении в МИД в мае 1986 г. Здесь не прозвучало словосочетания «новое политическое мышление», но совокупность отдельных положений фактически представляло собой новую внешнеполитическую программу. М. С. Горбачев говорил: «не надо ставить нереальные задачи; невозможно соревноваться со всеми противниками; мир — высшая ценность…»[3] . Всё это впоследствии превратилось в «новое политическое мышление».
Практическая реализация новой международной политики началась с 1987 года. В том же году в отношениях СССР и США происходит серьезный сдвиг, Горбачев и его идеи получают популярность на Западе.
Определение и сущность «нового политического мышления»[править | править вики-текст]
Курс на Ускорение, Перестройка в СССР привели к качественно иной ситуации в международных делах. Вопрос сохранения человеческой цивилизации требовал нового подхода к существующей реальности. В Советском Союзе это нашло отражение в политике нового мышления. Сам М. С. Горбачев определяет новое политическое мышление так: «Новое мышление не попытка выдумать какую-то умозрительную схему…Это реакция на философском, а потом и на политическом уровне на те вызовы, с которыми встречаются и отдельные страны, и весь мир на данном переломном этапе»[4] .
Сложно дать определение новому мышлению, но можно выделить его особенности. В. И. Мальков определяет его как «точное, научно обоснованное определение главных, коренных вопросов современной эпохи, установление внутренней взаимосвязи между ними и нахождение оптимальных средств и методов их решения»[5]. Это определение не в полной мере отражает идею, заложенную в новое политическое мышление. Полнее его определил А. Н. Яковлев. Особенности нового мышления он видит в следующем:
Во-первых, необходимо обращение ко всему тому новому, перспективному, что отличает современный мир, определяет его неповторимость и наиболее вероятные тенденции его развития. Во-вторых, новое политическое мышление во главу угла ставит идею развития в самой прямой и непосредственной форме.
В-третьих, новое политическое мышление — это глубокое переосмысление всех традиций силовой политики, выход далеко за её пределы. Замену их формами политического, правового разрешения противоречий и конфликтов
— Яковлев А. Н. и др. Перестройка и современный мир/Отв. Ред. Т.Т.Тимофеев. -М.: Международные отношения,1989. С.20
Идея гуманизма перестройки является важным фактором во всех её проявлениях.
К. Н. Брутенц определяет принципиальные положения «нового политического мышления» следующим образом: «Это — взаимосвязь и взаимозависимость мира. Это — приоритет общечеловеческих интересов над классовыми. Это — решение конфликтов не военным, а политическим путем и обеспечение безопасности с помощью политических средств. Это — отказ от формулы мирного существования как формы классовой борьбы и деидеологизация внешней политики. Это — право за каждым народом выбирать свою судьбу. Это — построение международных отношений на основе баланса интересов и взаимной выгоды, а не соотношения сил. Это — констатация факта, что безопасность может быть только взаимной. Это — строгое соблюдение принципа равноправия во взаимоотношениях и невмешательство во внутренние дела…»[6]. Данное заключение о суте «нового политического мышления», очевидно, наиболее точно отражает идею этого явления. Нельзя не согласиться с исследователем в определении масштаба и значения перестройки.
В условиях, когда огромные ядерные потенциалы сосредоточены у двух сверхдержав, важность советско-американского урегулирования не вызывала ни у кого сомнений. Примат общечеловеческих ценностей явился сутью «нового мышления» в международных делах. Эта инициатива, и конкретные шаги СССР получили широкий международный резонанс и поддержку во многих странах мира.
Перестройка международных отношений в духе сотрудничества и взаимопонимания, предлагаемая СССР, должна была коренным образом обновить и оздоровить взаимоотношения государств. Перестройка и «новое мышление», изначально воспринимавшееся на Западе лишь как очередной ход и популистская акция, доказывали свою эффективность в деле снижения международной напряженности.
Из приведенных ниже документов можно сделать именно такой вывод. Джек Метлок свидетельствует следующее, подкрепляя своё мнение документами ЦРУ[7]
В 1985 году о перестройке ещё прямо не говорили; американцы следили за антиалкогольной кампанией и «ускорением»… Что касается ускорения, то … американские аналитики отмечали, что решения советского руководства не дали желаемого результата.…Проанализировав новую Программу КПСС, принятую XXVII съездом партии в марте 1986 года, ЦРУ отметило, что эта программа «открывает для Горбачева новые возможности» и «ясно говорит о необходимости новой политики по выводу страны из застоя, но не дает конкретного плана действий». В докладе ЦРУ также отмечалось, что «судя по программе, партийное руководство считает укрепление экономической базы страны важным фактором улучшения перспектив во внешней политике
— Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 155-157.
В течение 1986 года политика гласности привлекала к себе больше внимания, нежели Перестройка, да и само это слово использовалось лишь изредка. В августе ЦРУ подготовило доклад, в котором содержался вывод о том, что Горбачев явно полагает, что более откровенный разговор в СМИ о внутренних проблемах страны поможет мобилизовать общественность на поддержку таких его политических инициатив, как борьба с пьянством, коррупцией и преступностью, и придаст легитимность обсуждению экономической реформы. Горбачев также использует гласное обсуждение недостатков, присущих элите, чтобы заставить чиновников вести себя в соответствии с новыми стандартами, которые он задает[8].
США, поначалу недооценивавшие масштабы перестройки, впоследствии изменили свою позицию. Из аналитической записки Совета по национальной безопасности (14.03.1989)[9]:
Соединенные Штаты должны попытаться придать «необратимый характер реформам» в Советском Союзе, избегая в то же время «необратимых сдвигов» в собственной политике… «Перестройка в наших интересах»: новый подход Горбачева «дает нам в руки рычаг воздействия, которыми восемь лет назад мы не обладали». Политика США должна быть нацелена не на то, чтобы «помочь» Горбачеву, а скорее на то, чтобы умело «бросить вызов» Советам и, таким образом, «направить их развитие в нужное нам русло»… Политика США должна способствовать «институционализации» советской реформы, чтобы ни Горбачеву, ни его последователю не удалось бы приостановить её или повернуть вспять, к ледниковому периоду. Соединенным Штатам следует перехватить инициативу и установить те критерии, согласно которым Советский Союз может быть принят в сообщество цивилизованных наций
— Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век)[10]
См. также[править | править вики-текст]
- Новое мышление
Ссылки[править | править вики-текст]
Горбачёв М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира
Примечания[править | править вики-текст]
- ↑ Gorbachev’s Policy Toward the United States, 1986-88, выпущено ЦРУ 1 сентября 1986 г. Цит. по : Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 156.
- ↑ Правда. 1985, 9 апреля. № 99.
- ↑ К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке.- М.: Международные отношения, 2005. С.130-131.
- ↑ Цит. по: К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке.- М.: Международные отношения, 2005. С.131
- ↑ Мальков В. И.: Война и мир: новое мышление.- М.: Воениздат, 1989. С.10
- ↑ К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке.- М.: Международные отношения, 2005. С.132.
- ↑ Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 155—157.
- ↑ The Debate over ‘Openness’ in Soviet Propaganda and Culture, выпущено ЦРУ 1 августа 1986 г. (Цит. по.: Прорыв к свободе…)
- ↑ Цит. по.: Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век). В 2-х ч. Ч. 2 . Калининград, Издательство Калининградского Университета, 2000.
- ↑ Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век). В 2-х ч. Ч. 2 . Калининград, Издательство Калининградского Университета, 2000
марина николаевна калугина
Эксперт по предмету «История России»
Стать автором
Определение 1
«Новое политическое мышление» — это философско-политическая концепция внешней политики СССР периода перестройки.
Концепция «нового политического мышления»
В начале правления М. Горбачева его политический курс не отличался от традиций его предшественников, но в 1987-1988 гг. он предложил новую внешнеполитическую концепцию, которая существенно отличалась от прежних – «новое политическое мышление». Этому способствовало несколько причин:
- опасность возобновления «холодной войны», что привело бы к возрастанию напряженности в мире со всеми вытекающими из этого обстоятельства негативными последствиями;
- новая гонка вооружений полностью бы разрушила советскую экономику, которая тогда и так находилась в кризисе;
- СССР был больше не в состоянии оказывать безвозмездную помощь соцстранам, потому что это разоряло советскую экономику;
- идеологические запреты не давали стране адекватно развивать внешнеэкономическую сферу, мешая развитию экономики.
Замечание 1
Концепция «нового политического мышления» была разработана и описана Горбачевым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», которая была издана в 1987 г.
Суть новой политики
«Новое мышление» основывалось на нескольких принципах:
- необходимость решения международных проблем и разногласий, основываясь на компромиссе, консенсусе интересов всех сторон, что создало бы благоприятную среду для развития сотрудничества и добрососедских отношений, а не постоянных угроз и нарастания вооружений;
- отказ от противостояния идеологий, биполярности мира, двух враждующих политических система, признание мира единым и взаимозависимым;
*на первое место ставились человеческие ценности, которые признавались важнее национальных, классовых, идеологических и т.д.; это означало отказ СССР от идеи социалистического интернационала.
Сама идея такой политики, проводимой новым советским руководством, не была нова: о подобных принципах писали такие известные ученые и политические деятели как И. Кант, М, Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др.
««Новое мышление» во внешней политике» 👇
Согласно «новому политическому мышлению», внешняя политика СССР осцществлялась по трем основным направлениям:
- улучшение и нормализация отношений с Западом;
- скорейшее разрешение международных конфликтов;
- активное экономическое и политическое сотрудничество с разными странами без идеологических ограничений и препятствий.
Концепция «Нового политического мышления» оказала положительное воздействие на советско-американские отношения: начался процесс ядерного разоружения. В 1985 г. состоялась первая встреча М.С. Горбачева с Р. Рейганом, что стало началом потепления отношений между СССР и США. В 1987 г. был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Этот документ впервые в советско-американских отношениях устанавливал не сокращение, а сразу ликвидацию вооружений, что, несомненно, стало большим шагом вперед.
В 1990 г. было подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В одностороннем порядке СССР сократил свои военные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тыс. человек. Летом 1991 г. между Союзом и Штатами был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), по которому они сокращались на 40 %.
Экономическая политика Горбачева осуществлялась не слишком успешно, только усиливая уже существующий кризис, поэтому он надеялся, что успехи во внешней политике как-то компенсируют и сгладят впечатление от неудачной экономической деятельности. Это стремление вынуждало его идти на большие уступки американскому руководству, которое, пользуясь этим, выдвигало множество удобных для себя условий, с которыми Горбачеву приходилось соглашаться. Так, к примеру, СССР с большей готовностью, нежели Штаты, сокращал свои военные базы и опорные точки в европейских странах и уничтожал огромное количество обычных видов вооружений. Также, ухудшение экономического положения СССР все больше ставило его в зависимость от Запада, у которого советское правительство надеялось получить экономическую помощь.
В 1991 г. американский президент Д. Буш выдвинул советскому правительству «шесть условий», на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: развитие демократии, переход к рынку, создание федерации, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, а также в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Это был первый случай, когда США ставили условия не только во внешней, но и во внутренней политике СССР.
Изменился способ отношений и со странами соцлагеря. Под давлением Горбачева в некоторых из них произошла смена состава руководства, а также внедрялась политика демократизации. В 1989 г. СССР начал выводить свои войска из государств Организации Варшавского договора, что вызвало рост антисоветских настроений. Произошла смена правительства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В ГДР после отставки Э. Хоннекера пала Берлинская стена и стали активизироваться призывы к объединению Германии.
В 1991 г. ликвидировались организации СЭВ и ОВД, что на деле означало распад соцлагеря.
В 1989 г. СССР начал вывод войск из Афганистана, а на II съезде народных депутатов Афганская война была признана грубой политической ошибкой. Тогда же начали выводить советские войска из Монголии. Кроме того, СССР поспособствовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи), что способствовало улучшению советско-китайских отношений. СССР и Китай восстановили приграничную торговлю, подписали ряд важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.
Также СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и от поддержки режимов в Ливии и Ираке; во время кризиса в Персидском заливе в 1991 г. Советский Союз впервые встал на сторону США.
Результаты новой политики
Результатами политики «нового мышления» были:
снижение международной напряженности, разрушение «образа врага»;
уничтожение целых классов ядерного оружия;
* активная интеграция СССР и «дружественных ему стран» в мировые структуры.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
В
первые два года правления Горбачева
внешняя политика СССР основывалась на
традиционных идеологических приоритетах.
Но в 1987-1988 в них были внесены серьезные
коррективы. Горбачев предложил миру
«новое политическое мышление». Оно
серьезно изменило к лучшему международные
отношения, существенно снизило
напряженность в мире. Однако некоторые
серьезные просчеты советского руководства
и экономический кризис в СССР привели
к тому, что от нового политического
мышления больше всего выиграл Запад, а
авторитет СССР в мире заметно упал. Это
стало одной из причин крушения СССР.
Причины
перемен во внешней политике СССР.
В
середине 80-х годов внешняя политика
СССР по многим позициям зашла в тупик.
1)
Существовала реальная опасность нового
витка «холодной войны», что еще сильнее
накалило бы ситуацию в мире.
2)
«Холодная война» могла окончательно
разорить советскую экономику, которая
переживала тяжелый кризис.
3)
СССР не мог дальше оказывать безвозмездную
«интернациональную помощь» различным
антиимпериалистическим силам и
«дружественным» странам. Эта помощь
была разорительна для слабеющей экономики
СССР.
4)
идеологические «табу» ограничивали
внешнеэкономическую деятельность
самого СССР, мешая полноценному развитию
советской экономики.
Предложения,
выдвинутые Горбачевым в рамках нового
политического мышления, имели революционный
характер и в корне противоречили
традиционным основам внешней политики
СССР.
Основные
принципы «нового мышления»:
—
отказ от идеологического противостояния,
от деления мира на две враждующие
политические системы и признание мира
единым, неделимым и взаимозависимым;
—
стремление решать международные проблемы
не с позиции силы, а на основе баланса
интересов сторон. Это свело бы на нет
гонку вооружений, взаимную вражду и
создало атмосферу доверия и сотрудничества;
—
признание приоритета общечеловеческих
ценностей над классовыми, национальными,
идеологическими, религиозными и др. Тем
самым СССР отказывался от принципа
социалистического интернационала,
признавая высшие интересы всего
человечества.
В
соответствии с новым политическим
мышлением были определены три основных
направления внешней политики СССР:
—
нормализация отношений с Западом и
разоружение;
—
разрешение международных конфликтов;
—
широкое экономическое и политическое
сотрудничество с различными странами
без идеологических ограничений, не
выделяя особо соцстраны.
Результаты
политики «нового мышления». Напряженность
в мире существенно ослабла. Речь зашла
даже об окончании «холодной войны».
Образ врага, который формировался
десятки лет по обе стороны «железного
занавеса», был фактически разрушен.
Впервые
в истории произошло не просто ограничение
ядерных вооружений — началась ликвидация
целых классов ядерного оружия. Европа
освобождалась и от обычных вооружений.
Начался
процесс более тесной интеграции СССР
и соцстран Европы в мировое хозяйство
и в международные политические структуры.
Важным
следствием «нового политического
мышления» явились ежегодные встречи
М. С. Горбачева с президентами США Р.
Рейганом, а затем Дж. Бушем. Результатом
этих встреч стали важные решения и
договоры, которые заметно снизили
напряженность в мире.
В
1987 г. между СССР и США заключен договор
об уничтожении ракет средней и меньшей
дальности. Впервые две сверхдержавы
договорились не о сокращении этого
оружия, а о его полной ликвидации.
В
1990 г подписано соглашение о сокращении
обычных вооружений в Европе. В качестве
жеста доброй воли СССР в одностороннем
порядке снизил свои оборонные расходы
и уменьшил численность вооруженных сил
на 500 тысяч человек.
В
1991 г. подписано соглашение об ограничении
стратегических наступательных вооружений
(ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение
ядерного оружия в мире.
Параллельно
с политикой разоружения начали
формироваться новые экономические
отношения с США и другими западными
странами. Идеологические принципы
оказывали все меньше влияния на внешнюю
политику СССР и на характер его
взаимоотношений со странами Запада. Но
у дальнейшего сближения с Западом вскоре
появилась и весьма неблагоприятная
причина. Ухудшение экономического
положения Советского Союза делало его
все более зависимым от Запада, от которого
руководство СССР рассчитывало получить
экономическую помощь и политическую
поддержку. Это заставляло Горбачева и
его окружение идти на все более серьезные
и нередко односторонние уступки Западу.
В конечном итоге это вело к падению
авторитета СССР.
В
1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана.
На II съезде народных депутатов СССР
афганская война была признана грубой
политической ошибкой.
В
том же году начался вывод советских
войск из Монголии. Одновременно СССР
содействовал выводу вьетнамских войск
из Кампучии (Камбоджи). Все это привело
к улучшению отношений с Китаем. Между
двумя великими державами была восстановлена
приграничная торговля, подписана серия
важных соглашений о политическом,
экономическом и культурном сотрудничестве.
СССР
отказался от прямого вмешательства в
конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии,
Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбодже
и Никарагуа прекратилась гражданская
война, представители противоборствующих
сторон образовали коалиционные
правительства.
Советский
Союз значительно снизил безвозмездную
помощь союзным режимам и идейным
единомышленникам. Перестал поддерживать
режимы в Ливии и Ираке. А во время кризиса
в Персидском заливе в 1990 г. впервые
поддержал действия Запада.
В
1991 г. было заключено международное
соглашение, которое способствовало
улучшению отношений Израиля с соседними
арабскими странами. Большую роль в этом
событии сыграл СССР.
Все
эти шаги существенно снизили напряженность
в мире, способствовали оздоровлению
международного политического климата.
В
1989 г. СССР начал вывод своих войск из
социалистических стран Восточной и
Центральной Европы. Одновременно в этих
странах усилились антисоциалистические
настроения.
В
1989-1990 гг. здесь произошли «бархатные»
революции, в результате которых власть
перешла мирным путем от компартий к
национально-демократическим силам.
Только в Румынии во время смены власти
произошли кровопролитные столкновения.
Курс
на отход от СССР и сближение с Западом
взяли и практически все новые правительства
стран Центральной и Восточной Европы.
Они выразили полную готовность вступить
в НАТО и Общий рынок.
Весной
1991 г. прекратили свое существование
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)
и военный блок соцстран Организация
Варшавского договора (ОВД). Социалистический
лагерь окончательно распался.
Руководство
СССР заняло позицию невмешательства в
процессы, которые кардинально меняли
политическую карту Европы. В результате
Советский Союз оказался в большой
зависимости от западных стран.
Оставшись
без старых союзников и не приобретя
новых, оказавшись в тяжелой экономической
ситуации, СССР быстро терял инициативу
в международных делах. Вскоре страны
НАТО все чаще стали игнорировать мнение
СССР по важнейшим международным
проблемам.
Литература
-
Горбачев,
М.С. Перестройка и новое мышление для
нашей страны и для всего мира / М.С.
Горбачев. — М.: Политиздат, 1988.- С. 56-94. -
Отечественная
история России новейшего времени:
1985-2005 гг.: Учебник / отв. ред. А.Б. Безбородов.
— М.: РГГУ, 2007. — С. 167-205.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
«Новое политическое мышление» во внешней политике
СССР в 1985-1991 гг.
«Новое политическое мышление»
Приход Горбачева к власти вначале не предвещал ничего
нового в области советской внешней политики. Он по традиции заявлял о
необходимости борьбы с военной угрозой, укрепления социалистического
содружества, поддержки национально-освободительных движений. Спустя два месяца
после избрания руководителем страны, в мае 1985 г., на праздновании 30-летия
Организации Варшавского договора, Горбачев вновь обрушился с резкой критикой на
Запад.
Внешняя политика начала меняться после смены министра
иностранных дел СССР (вместо А. А. Громыко этот пост в июле 1985 г. занял
бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе): стало формироваться
так называемое «новое политическое мышление». Сам термин в 1985–1986 гг.
произносился еще редко, но в содержательном плане некоторые его элементы тогда
уже вполне обозначились. Речь в первую очередь идет об идее недопустимости
ядерной войны как средства решения международных споров.
В 1960–1970-е гг. многие лидеры мировых держав также
осознавали, чем может обернуться ядерная война для земной цивилизации.
Серьезные попытки сдерживания гонки вооружений предпринимались генеральным
секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым и президентом США Р. Никсоном, подписавшими в
Москве в мае 1972 г. первый в истории договор об ограничении стратегических
наступательных вооружений.
Эти актуальные идеи были позаимствованы Горбачевым,
которому в будущем припишут авторство «нового политического мышления».
Уже во время встречи с президентом США Р. Рейганом в
Женеве в ноябре 1985 г. Горбачев, анализируя обстановку в мире, сделал вывод о
том, что «за последнее время в мире произошли кардинальные перемены, которые
требуют нового подхода, свежего взгляда на многие вещи во внешней политике… В
нынешних условиях речь уже идет не только о противостоянии двух общественных
систем, но и выборе между выживанием и взаимным уничтожением».
Формирование нового политического мышления находилось
еще на начальном этапе. На заседании Политбюро 23 января 1986 г., на котором
обсуждался вопрос о проекте доклада Генерального секретаря ЦК КПСС ХХVII
cъезду, Горбачев говорил: «Что такое новое мышление? Надо ответить на этот
вопрос крупно. Мы не боги, знаем ответы не на все вопросы». Все это говорит о
том, что у советского руководства не было еще однозначного ответа на вопрос:
как далеко оно готово пойти в деле реформирования внешнеполитического курса
страны. А это в немалой степени зависело от того, какое содержание будет
вкладываться в новое политическое мышление. Таким образом, содержание нового
политического мышления определяло, в конечном счете, содержание внешней
политики СССР.
На ХХVII съезде его содержание было наполнено идеей о
недопустимости ядерной войны (что было уже не ново) и взаимосвязанности,
взаимозависимости и целостности мира. Касаясь этой проблемы, М.С. Горбачев
отмечал: «Принципиальное значение имел вывод доклада о взаимосвязанности,
взаимозависимости, целостности мира, оказавший огромное воздействие на нашу
собственную и мировую политику».
Советско-американские отношения
В ноябре 1985 г. состоялась первая встреча М. С.
Горбачева с президентом США Р. Рейганом. Она положила начало новому потеплению
в отношениях между Востоком и Западом. Переговоры руководителей двух стран с
тех пор стали ежегодными и приносили весомые результаты.
Уже в 1987 г. СССР и США подписали Договор о
ликвидации ракет средней и меньшей дальности, создававших особую опасность для
европейских союзников США. ( июню 1991 года Договор был выполнен: СССР уничтожил
1846 ракетных комплексов (из них около половины — произведённые ракеты, не
находившиеся на боевом дежурстве); США — 846 комплексов)
В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали
оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику Горбачева. Не имея реальных
успехов в экономике, он стремился добиться популярности внутри страны и в мире
за счет «прорывов» во внешней политике. А это вынуждало идти на
серьезные односторонние уступки Западу. По заявлениям самих американцев,
каждый спорный вопрос решался таким образом, что «русские уступали 80%, а
американцы — лишь 20%».
Это позволяло США выдвигать все новые и новые условия,
с которыми Горбачев вынужден был соглашаться. Вскоре СССР выразил готовность в
значительно большей мере, чем США, сократить военное присутствие в странах
Европы и уничтожить большее количество обычных видов вооружений. (Одностороннее
сокращеннее численности советских вооруженных сил на 500 тыс. человек, что
составляло около 15% их общей численности. К 1991 г. предполагалось также
вывести 10 тыс. танков (6 шесть танковых дивизий и расформировать их) из
Восточной Европы – ГДР, Чехословакии, Венгрии, а также 8,5 тыс. артиллерийских
систем, 800 боевых самолетов)
Летом 1991 г. СССР и США заключили Договор о
сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ),
предусматривавший сокращение на 40% самых мощных видов наступательного оружия.
(ограничивал число ядерных боеголовок до 6 тысяч для каждой из сторон и
запрещал разработку ракет воздушного старта)
Перелом в отношениях с Западом произошел во время
встречи Горбачева и нового президента США Дж. Буша (старшего) на Мальте в
конце 1989 г., где советский руководитель объявил, что «доктрина
Брежнева мертва». Это означало, что СССР не будет военной силой
препятствовать переменам в странах Восточной Европы и внутри страны по
отношению к союзным республикам. США сразу же усилили действия по развалу
социалистического содружества.
Летом 1991 г. Буш выдвинул Горбачеву «шесть
условий», на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР:
демократия, рынок, федерация, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, а
также в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Впервые
американцы ставили условия не только в сфере международной политики, но и
требовали перемен во внутренней политике Советского Союза. Параллельно для
подталкивания Горбачева в этом направлении они стали вести прямые переговоры с
руководителями союзных республик. Осенью 1991 г. контакты Запада с лидерами
союзных республик были настолько прочны и доверительны, что даже о денонсации
Союзного договора 1922 г. от «беловежской тройки» первым узнал
президент США Буш, а уже потом президент СССР Горбачев.
Распад социалистической системы.
Перемены в социалистических странах Восточной Европы
начались в 1987 году. Под давлением Горбачева произошло частичное обновление их
руководства, демократизации. В 1989 г. начался вывод советских войск из
государств Варшавского договора, что вызвало в них волну не только
антисоциалистических, но и антисоветских настроений. Вскоре в ходе выборов и
«бархатных революций» произошла смена руководства в Польше,
Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В конце 1989 г. вооруженным путем был
свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. Наиболее серьезные перемены произошли в
ГДР, где после отставки Э. Хонеккера (октябрь 1989 г.) пала Берлинская стена и
стали нарастать призывы к объединению Германии.
Руководство ФРГ было готово пойти на серьезные уступки
для обеспечения германского единства.
США и ФРГ были согласны обсуждать вопрос о
нейтралитете единой Германии (что предполагало и ее выход из НАТО). Но от них
этого никто не потребовал. Летом 1990 г. Горбачев согласился на объединение
Германии и ее пребывание в НАТО. Он полагал, что, идя навстречу по желаниям
Запада, укрепит и свое пошатнувшееся положение в СССР. Но «обвал»
Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи весной
1991 г. еще сильнее ударил по советским интересам и усилил критику политики
Горбачева внутри страны.
Кризис в Персидском заливе летом 1990 г.
Серьезным испытанием политики Горбачева на сближение с
США стал кризис в районе Персидского залива. В ночь с 1 на 2 августа 1990 г.
Ирак оккупировал Кувейт. США взяли курс на военное освобождение Кувейта.
Горбачев пытался решить этот вопрос дипломатическими средствами и стал играть
роль посредника между Ираком и США, что не устраивало Дж. Буша.
Для начала военных действий против Ирака США
необходима была политическая поддержка этой акции со стороны СССР. Для
обсуждения этого вопроса Буш встретился с Горбачевым в Хельсинки 9 сентября
1990 г. Обсуждение этого вопроса он тонко увязал с перспективой развития
двусторонних отношений, в особенности в области экономического сотрудничества.
«Чем ближе окажутся наши позиции к концу сегодняшнего дня, – подчеркнул Буш, –
тем более благоприятными будут перспективы развития советско-американских
отношений». Или: «мы могли бы поговорить об экономической ситуации в Советском
Союзе, еще раз посмотреть, чем мы может вам помочь» [27, c. 267–268]. Горбачев
и сам использовал встречу в этих целях. «Нам нужна помощь, мы нуждаемся в
дополнительных возможностях для маневра на этапе вхождения в рынок. Запад
должен помочь нам товарами и в финансовом отношении» [27, с. 268].
Встреча в Хельсинки для Буша прошла успешно: он
добился согласия советского лидера быть политическим союзником США в период
этого кризиса. 29 ноября 1990 г. СБ ООН принял резолюцию № 678 (за нее
проголосовал и СССР), позволявшую использовать «все необходимые средства» для
освобождения Кувейта. Горбачев и после принятия этой резолюции продолжал
добиваться мирного разрешения конфликта, но его позиция уже не влияла на
происходящие процессы.
24 февраля 1991г. началась сухопутная операция
многонациональных сил во главе с США против Ирака, армия которого была
разгромлена за три дня, и Кувейт был освобожден.
Победоносная война в Персидском заливе превратила США
в доминирующую державу на Ближнем Востоке, в то же время СССР утратил здесь
свои позиции.
К концу 1980-х гг. СССР уже не мог сотрудничать с США
на равноправной основе. В советско-американских отношениях он фактически играл
роль младшего партнера. Это понимали и в Кремле. В феврале 1991 г. А.С. Черняев
писал: «Обречены дружить с Америкой, что бы она ни делала: иначе опять изоляция
и все кувырком» [56, с. 921].