Нормативно-правовые основы деятельности классного руководителя
«Органы государственной власти и органы местного
самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить
каждому возможность ознакомления с документами и
материалами, непосредственно затрагивающими его
права и свободы, если иное не предусмотрено законом»
Конституция Российской Федерации, статья 15, пункт 3
Нормативно-правовые основы деятельности классного руководителя
Классное руководство — профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе, создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Деятельность классного руководителя регулируется нормативно-правовыми документами, принятыми органами законодательной и исполнительной власти разного уровня. К данным документам относятся не только законы, приказы, положения, правила, инструкции, регламентирующие организацию деятельности специалиста, но и концепции, целевые программы и планы их реализации, определяющие содержание деятельности классного руководителя и основные направления его реализации в работе с детским коллективом.
Документы, определяющие нормативно — правовые основы
деятельности классного руководителя
- Конвенция о правах ребенка (принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.),
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.),
- Закон РФ «Об образовании»,
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
- Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ,
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 21.01.2010.
- Федеральная программа развития образования,
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на период до 2015 года»,
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении,
- Послание Президента Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» от 03.02.2006 г. № 21,
- Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»,
- Письмо Минобразования РФ от 15.12.2002 г. №30-51-914/16 «Методические рекомендации о реализации Государственного стандарта о минимальном объеме социальных услуг по воспитанию детей в учреждениях общего образования»,
- Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 г. № 480/30-16 «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях»,
- Письмо Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования РФ от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16 «Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях»,
- Письмо Минобразования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»,
- Письмо Минобразования РФ от 11.02.2000 г. № 101/28-16 «О расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях»,
- Письмо Минобразования РФ от 22.07.2002 г. № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях»,
- Письмо Минобразования РФ от 15.10.2003 г. № 24-51-218/13-28-51-793/16 «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности»
- Тарифно-квалификационный справочник работников образования 2010г.
Согласно федеральным нормативам определение обязанностей классного руководителя отнесено непосредственно к компетенции образовательного учреждения, в котором приказами директора утверждаются Положение о классном руководстве и Функциональные обязанности классного руководителя.
Наряду с положениями, отражающими специфические, свойственные сложившейся в учреждении системе воспитания, данные документы раскрывают общие подходы к определению основных функций и обязанностей классного руководителя, которые могут быть отличными в зависимости от возраста воспитанников педагога.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная
школа № 20»
Методическое
мероприятие
«Нормативно-правовые
основы
организации деятельности
классного руководителя. Документальное
обеспечение воспитательной
деятельности в ОУ»
Выполнила:
учитель начальных
классов
Килина Екатерина
Сергеевна
«Органы
государственной власти и органы местного
самоуправления, их
должностные лица обязаны обеспечить
каждому
возможность ознакомления с документами и
материалами,
непосредственно затрагивающими его
права и свободы,
если иное не предусмотрено законом»
Конституция
Российской Федерации, статья 15, пункт 3
Нормативно-правовые основы
деятельности классного руководителя
Классное руководство — профессиональная
деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном
ученическом коллективе, создание условий для саморазвития и самореализации
личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Деятельность классного руководителя
регулируется нормативно-правовыми документами, принятыми органами
законодательной и исполнительной власти разного уровня. К данным документам
относятся не только законы, приказы, положения, правила, инструкции,
регламентирующие организацию деятельности специалиста, но и концепции, целевые
программы и планы их реализации, определяющие содержание деятельности классного
руководителя и основные направления его реализации в работе с детским
коллективом.
Государственная
политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на
следующих принципах:
1)
признание приоритетности образования;
2)
обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации
в сфере образования;
3)
гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав
и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения,
трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры,
бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального
природопользования;
4)
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской
Федерации в условиях многонационального государства;
5)
создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской
Федерации с системами образования других государств на равноправной и
взаимовыгодной основе;
6)
светский характер образования в государственных, муниципальных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность;
7)
свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям
человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное
развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения
образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную
деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой
образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе
форм обучения, методов обучения и воспитания;
обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с
потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки,
особенностям развития, способностям и интересам человека;
9)
автономия образовательных организаций, академические права и свободы
педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным
законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных
организаций;
10)
демократический характер управления образованием, обеспечение прав
педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными
организациями;
11)
недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12)
сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере
образования.
Для целей настоящего Федерального закона основные
понятия в статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном
законе». Рассмотрим некоторые из них:
Пункт 2:воспитание — деятельность, направленная
на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства;
Пункт15: обучающийся — физическое лицо,
осваивающее образовательную программу;
Пункт 17:образовательная деятельность —
деятельность по реализации образовательных программ;
Пункт 18: образовательная организация —
некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии
образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в
соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
Пункт 21:педагогический работник — физическое
лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по
обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной
деятельности;
Статья
28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной
организации
1.
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается
самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной,
финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных
нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной
организации.
3.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности
относятся:
1)
разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил
внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
6)
разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
7)
разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития
образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным
законом;
10)
осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
11)
индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ,
а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или)
электронных носителях;
12)
использование и совершенствование методов обучения и воспитания,
образовательных технологий, электронного обучения;
15)
создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации
питания обучающихся и работников образовательной организации;
16)
создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
18)
установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено
настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской
Федерации;
19)
содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в
образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
20)
организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение
научных и методических конференций, семинаров;
21)
обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в
сети «Интернет»;
22)
иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Образовательная
организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность,
деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям
создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять
организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с
круглосуточным или дневным пребыванием).
6.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в
соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1)
обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие
качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие
применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным,
психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и
потребностям обучающихся;
2)
создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и
ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами,
обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной
организации;
3)
соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
7. Образовательная
организация несет ответственность в установленном законодательством Российской
Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций,
отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных
программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих
выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников
образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на
образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной
деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут
административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Статья
37. Организация питания обучающихся
1.
Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие
образовательную деятельность.
2.
Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности
для питания обучающихся.
Статья
41. Охрана здоровья обучающихся
1.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1)
оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством
в сфере охраны здоровья;
2)
организацию питания обучающихся;
3)
определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и
продолжительности каникул;
4)
пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5)
организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления
обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6)
прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской
Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7)
профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных
напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и
аналогов и других одурманивающих веществ;
обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
9)
профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10)
проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
2.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной
медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и
диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
осуществляется этими организациями.
3.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся
осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими
условиями для работы медицинских работников.
4.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации
образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том
числе обеспечивают:
1)
текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2)
проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской
Федерации;
3)
соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4)
расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5.
Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и
нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том
числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и
оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а
также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать
образовательные организации, может быть также организовано образовательными
организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для
организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение
медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных
представителей).
6.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации
обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.
В статье
44 обозначены
права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся
Статья 47.
Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических
работников, гарантии их реализации
6. В рабочее время
педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается
учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с
обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и
(или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная,
диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами
воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных
мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные)
обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами
(служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной
(преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели
или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом
организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества
часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Статья
48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1.
Педагогические работники обязаны:
1)
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать
в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины
(модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2)
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
3)
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных
отношений;
4)
развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,
способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у
обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5)
применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество
образования формы, методы обучения и воспитания;
6)
учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их
здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при
необходимости с медицинскими организациями;
7)
систематически повышать свой профессиональный уровень;
проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке,
установленном законодательством об образовании;
9)
проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при
поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные
медицинские осмотры по направлению работодателя;
10)
проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке
обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11)
соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном
структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение,
правила внутреннего трудового распорядка.
Статья 66.
Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
1. Начальное общее
образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его
индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной
деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной
деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками
самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового
образа жизни).
2. Основное общее
образование направлено на становление и формирование личности обучающегося
(формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни,
высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами
наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и
физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному
самоопределению).
3. Среднее общее
образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности
обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей
обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на
основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего
общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе,
самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу
профессиональной деятельности.
4. Организация
образовательной деятельности по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования может быть основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов,
предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное
обучение).
5. Начальное общее
образование, основное общее образование, среднее общее образование являются
обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной
образовательной программы начального общего и (или) основного общего
образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Требование обязательности среднего общего образования применительно к
конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати
лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
6. По согласию
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления,
осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста
пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения
основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их
прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего,
оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего
образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере
образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению
освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего
образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.
Согласно федеральным нормативам определение
обязанностей классного руководителя отнесено непосредственно к компетенции
образовательного учреждения, в котором приказами директора утверждаются Положение
о классном руководстве и Функциональные обязанности классного
руководителя.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Классное руководство
Классное руководство
Подборка наиболее важных документов по запросу Классное руководство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 135 «Установление заработной платы» Трудового кодекса РФ«Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска в части взыскания с образовательного учреждения задолженности по заработной плате, образовавшейся по мнению истца, вследствие не исполнения работодателем обязанности по повышению Г., как педагогическому работнику, осуществляющему индивидуальное обучение на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья должностного оклада на 20%, суд первой инстанции, исходя из системного толкования положений ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что утвержденные Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 26.10.2004 N АФ-947/96 Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений не могут содержать императивных норм, регламентирующих условия оплаты труда работников образовательных учреждений, поскольку размеры доплат работникам и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг их основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом и другое), определяются образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения. Приведенные положения предоставляют образовательному учреждению право самостоятельно определять виды и размеры доплат за выполнение не входящих в круг основных обязанностей работников образовательных учреждений работ.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
-
656049, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Социалистический, 60 -
8 (3852) 555 887 — приемная -
8 (3852) 555 897 — многоканальный телефон сотрудников с добавочным номером (телефоны сотрудников предоставлены в справочнике на данном сайте) -
8 800 301 80 50 — горячая линия -
info@iro22.ru
Информационный портал Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-42352 от 15 октября 2010 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
© 1999 — 2023. КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени А.М. Топорова»