Несоблюдение руководством фирмы правил пожарной безопасности административное или гражданское

(в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20.4 КоАП РФ

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.05.2022 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.05.2022 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

(в ред. Федерального закона от 28.05.2022 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 09.03.2021 N 36-ФЗ)

3 — 5. Утратили силу. — Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от девяноста тысяч до ста десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц — от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

(в ред. Федерального закона от 28.05.2022 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 28.05.2022 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.12.2012 N 212-ФЗ)

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

(часть 9 введена Федеральным законом от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно статье 38 данного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Перечисленные лица, в том числе иные граждане могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности по частям 1 – 9 статьи 20.4 (части 1 — 6.1) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в зависимости от обстоятельств и тяжести совершенного проступка.

Кроме того, статья 219 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека либо смерть двух или более лиц. Максимальное наказание по данной норме закона установлено до 7 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно статье 38 данного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Перечисленные лица, в том числе иные граждане могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности по частям 1 – 9 статьи 20.4 (части 1 — 6.1) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в зависимости от обстоятельств и тяжести совершенного проступка.

Кроме того, статья 219 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека либо смерть двух или более лиц. Максимальное наказание по данной норме закона установлено до 7 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются проблемы определения некоторых признаков состава правонарушения в области нарушения требований пожарной безопасности в организации. Исследовано законодательство, регулирующее привлечение к ответственности виновного лица при распределении полномочий между руководителем организации и назначенным им лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности; исследован механизм такого назначения. На основании вышеизложенного, а также рассмотренной судебной практики сформулированы юридически значимые факты, влияющие на определение объективной и субъективной стороны правонарушения в исследуемой области и позволяющие определить виновность того или иного лица в связке: руководитель организации — лицо, назначенное ответственным за пожарную безопасность.

Определение состава правонарушения по делам, связанным с нарушением требований пожарной безопасности, может представлять определенные трудности, когда в организации налажена система распределения полномочий в области пожарной безопасности. Если причиной пожара явилось нарушение требований в рассматриваемой сфере, например, неосторожное обращение с огнем, ответственность, несомненно, возлагается на лицо, чьи действия послужили причиной возникновения пожара. Одновременно с этим, если вследствие этого был причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть людей, требуется установить, не имеется ли признаков состава преступления в деятельности лиц, непосредственно связанных с обеспечением пожарной безопасности в организации.

Рассматривая диспозицию ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации [1], нетрудно заметить, что наступление указанных последствий не связывается напрямую с причиной возникновения пожара. Поэтому в случаях привлечения к уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности необходимо установление причинной связи между фактом нарушения конкретных требований пожарной безопасности и наступлением указанных последствий [2].

Например, загромождение эвакуационных путей или их несоответствие требованиям может послужить причиной наступления тяжких последствий, которые могут явиться основанием для привлечения ответственных лиц к ответственности даже тогда, когда известен виновник, чьи непосредственные действия и стали причиной пожара.

Ярким примером привлечения к ответственности лиц, связанных обеспечением пожарной безопасности, можно считать пожар в торговом центре «Зимняя вишня», который находился в городе Кемерово. Случилось данное событие в марте 2018 года именно из-за несоблюдения правил пожарной безопасности. Число погибших составляет более шестидесяти человек. При этом разбирательство длилось более 2,5 лет. В итоге были осуждены 8 человек. Среди них директор компании и директор самого торгового центра, которых обвинили в нарушении требований пожарной безопасности [3].

Говоря об ответственности за нарушения требований пожарной безопасности (в контексте данной научной статьи), необходимо в первую очередь учитывать положения ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ (далее — Закон № 69-ФЗ) [4], а именно: ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

За нарушение требований пожарной безопасности может наступать как административная, так и уголовная ответственность совместно или раздельно с гражданско-правовой ответственностью.

Согласно ч. 3 ст. 37 Закона № 69-ФЗ [4] руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

К одному из полномочий руководителя также относится и возможность назначать ответственных за пожарную безопасность лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ отвечают за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты (п. 4 постановления Правительства Российской Федерации № 1479 [5]).

Следует отметить, что лицо, назначаемое ответственным за пожарную безопасность, должно обладать определенной квалификацией и соответствовать ряду требований, изложенных в приказе МЧС России № 806 [6].

В соответствии с ч. 3 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ [7] к освоению дополнительных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное или высшее образование.

В процессе назначения руководителем лица, ответственного за пожарную безопасность, у первого нередко возникает ложное чувство снятия с себя ответственности и делегирования ее на назначенное лицо. В свою очередь, Закон № 69-ФЗ не предусматривает ни делегирования, ни снятия описанной ответственности, что также подтверждается и на практике.

Верховный Суд Республики Татарстан в Апелляционном постановлении по делу № 22-3910/2019 [8] указал, что предусмотренная законом обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности не может быть произвольно переложена на иное лицо или делегирована этому лицу без законных оснований и не предусмотренным законом способом, равно как и уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Иными словами, назначение ответственного за пожарную безопасность не только не снимает ответственности с руководителя, но и требует соблюдения строгих процедур: оформления приказом, определения круга полномочий, прав и обязанностей. Формальный подход в данном случае не допускается, и ответственность, вопреки заблуждению руководителя, не делегируется.

Так, например, в приговоре по делу № 1-155/2014 Медвежьегорский районный суд [9] не посчитал необходимым привлекать к ответственности лицо, назначенное приказом руководителя организации ответственным за пожарную безопасность, поскольку не было доказательств того, что данный работник обладал соответствующими знаниями и навыками в области пожарной безопасности, а также имел необходимое образование или проходил необходимую учебу в области пожарной безопасности. Кроме того, не было предоставлено сведений и доказательств, что указанный работник в рамках возложенных на него обязанностей вел какую-либо работу, связанную с обеспечением пожарной безопасности.

Таким образом, суд посчитал формальным возложение на такого работника указанных выше обязанностей и дополнительно отметил, что факт назначения лица ответственным за пожарную безопасность ни в коей мере не может освобождать руководителя от ответственности, предусмотренной законом.

Одновременно с этим на основании вышеизложенного может также сложиться ложное представление, что назначение ответственным за пожарную безопасность не возлагает никакие обязанности на назначаемого работника, поскольку первоначально за пожарную безопасность отвечает руководитель. Это может сформировать неверное представление об обязанностях работника, что, в свою очередь, может подтолкнуть назначенное лицо к их формальному выполнению. Известны случаи, когда одно ответственное лицо назначается ответственным сразу на многих объектах и, хотя законом такое не запрещено, представляется сомнительной возможность одного лица добросовестно и качественно выполнять свои обязанности при таком подходе.

При соблюдении строгих процедур назначения, определения конкретного круга прав и обязанностей, необходимых для реализации предоставленных полномочий, а также наличия специального образования назначенное лицо будет нести предусмотренную законом ответственность.

Так, Кассационным определением № 22-4761/2011 Санкт-Петербургского городского суда [10] установлена вина лица, назначенного ответственным за пожарную безопасность. Судом указано, что данное лицо проходило обучение по правилам пожарной безопасности, что подтверждается наличием соответствующих документов, в надлежащем порядке было ознакомлено с приказом о назначении его ответственным за пожарную безопасность, а также с должностными инструкциями лиц, ответственных за пожарную безопасность.

Суд также отметил, что для ответственных за пожарную безопасность лиц не достаточно одного лишь контроля за выполнением правил противопожарной защиты, включающих в себя не только обеспечение предупреждения пожаров, но и обеспечение безопасности людей в случае возникновения пожара, в первую очередь путем своевременной и беспрепятственной их эвакуации.

Особенностью поведения правонарушителей из числа должностных лиц и иных работников является то, что оно чаще всего «обусловливается» их служебной или производственной деятельностью, поэтому не всегда бывает заметным в ряду других поведенческих актов. Механизм подобных преступлений, совершаемых лицами, ответственными по своему служебному положению и профессиональным функциям за обеспечение безопасности соответствующих работ, процессов, при обращении с техникой и различными веществами, включает в себя преступное поведение правонарушителей и действие разрушительных и каких-либо вредных факторов, вызванных этим поведением [11].

Объективная сторона нарушения требований пожарной безопасности выражается в действии (например, установление на окнах металлических решеток, ликвидация запасных выходов из помещения и т. д.) или бездействии, связанном с невыполнением или ненадлежащим выполнением требований пожарной безопасности (например, невыполнение предписания инспектора государственного пожарного надзора, отсутствие замены средств первичных средств пожаротушения и т. д.). При этом, очевидно, обязанность за недопущение нарушений требований пожарной безопасности может быть возложена на разные специальные субъекты в зависимости от конкретных обстоятельств. Таким образом, определяя субъект и рассматривая объективную сторону правонарушения, необходимо исследовать должностные или функциональные обязанности работников, наличие у них соответствующих знаний, а также правила оформления соответствующих документов и их содержание (например, приказ о назначении ответственным за пожарную безопасность).

Так, в первую очередь, необходимо установить следующие обстоятельства:

  • в чем конкретно выразилось бездействие виновного лица — какие конкретные действия лицо должно было выполнить;
  • обязано ли было лицо их выполнять, и в связи с чем возникла эта обязанность (профессиональная, трудовая и т. д.);
  • имело ли лицо реальную возможность выполнить необходимые действия.

Только при наличии названных условий лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в форме бездействия — невыполнения правил пожарной безопасности. Это может быть бездействие, опосредованно приведшее к наступлению предусмотренных в законе последствий: захламление пожарных проходов, недооборудование помещений средствами пожарной сигнализации и пожаротушения, отсутствие инструктажа для персонала о путях эвакуации при пожаре.

В каждом случае, независимо от того действие это или бездействие, необходимо установить, какие именно правила были нарушены, и был ли субъект ознакомлен с этими правилами или имел возможность с ними ознакомиться [12].

Помимо этого, важным аспектом является и определение субъективной стороны — психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию и наступившим последствиям, она характеризует правонарушение не только как противоправное, но прежде всего как виновное деяние [13].

Традиционно к признакам субъективной стороны состава преступления в доктрине уголовного права относят вину, мотив и цель преступления, которые характеризуют психическое отношение лица к совершенному им преступлению и раскрывают содержание субъективной стороны [14].

Предпосылками к халатному или легкомысленному выполнению обязанностей можно в данном случае отнести отсутствие мотивации, незнание требований пожарной безопасности, ложное понимание сути распределения ответственности.

В таких условиях можно предположить, что с психической точки зрения данная категория правонарушений чаще всего сталкивается с тем, что ответственные лица пытаются переложить вину друг на друга: руководитель на назначенное лицо, будучи уверенным, что он делегировал ответственность, а назначенное лицо на руководителя, полагая, что только руководитель вправе осуществлять руководство системой пожарной безопасности. Наиболее ярко это выражено в случаях, когда назначение лица ответственным за пожарную безопасность носит исключительно формальный характер: не определены его полномочия, права и обязанности.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что определение признаков состава правонарушения в области пожарной безопасности, безусловно, является сложной задачей в контексте распределения полномочий. Анализ судебной практики показывает, что за совершения правонарушений в вышеназванной сфере привлекают к ответственности не только лицо, ставшее виновником пожара, но и тех лиц, на которых лежала обязанность по организации и соблюдению требований пожарной безопасности при наступлении определенных последствий.

Вместе с тем в контексте данной категории правонарушений определение виновности лица наиболее тесно связано с установлением объективной стороны. Наряду с этим при рассмотрении субъективной стороны можно отметить характерный аспект: неверное понимание субъектами правонарушения правового смысла назначения работника ответственным за пожарную безопасность и ошибочное предположение, что ответственность можно «переложить». Это, наряду с формальным подходом к назначению лица, ответственного за пожарную безопасность, полагаем, и становится предпосылками к совершению правонарушения как с субъективной, так и с объективной стороны.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Польза

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Нарушение норм пожарной безопасности влечёт за собой имущественные и человеческие потери. Ответственность за это могут нести различные лица — должностные, из числа руководства компаний, ответственные за противопожарные меры в имущественных комплексах и т. д. Это прописано в ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-Ф3. По сути же понести наказание за халатность или невнимательность может любой гражданин, а сама ответственность может быть дисциплинарной, административной и даже уголовной — в зависимости от тяжести последствий и материального ущерба, который возник вследствие пожара. 

Виды наказаний

Штрафы за нарушение пожарной безопасности в лесах

Куда идут средства, которые взыскали в форме штрафов

Новые штрафы за нарушение правил пожарной безопасности (2021 год)

Таблица штрафов, действительных в 2022 году 

Подытожим

Виды наказаний

Комплекс мер по обеспечению пожарной безопасности позволяет минимизировать риск возникновения пожара в помещении или на открытой местности. Нарушение этих правил чаще всего провоцирует возгорание и/или задымление, в результате которого люди травмируются, получают ожоги или даже гибнут. Также страдает имущество, а если говорить глобально, то и вся экосистема.

Наказания за нарушения могут быть:

  1. Дисциплинарными. 

Такая ответственность распространяется исключительно на должностных лиц, а заключается она в различного рода замечаниях, выговорах, которые заносятся в личное дело работника или же бывают только лишь устными. Как правило, в случае с дисциплинарным наказанием решающим становится мнение руководителя предприятия (компании, фирмы). К такому виду ответственности чаще всего привлекаются сотрудники, не соблюдавшие правила пожарной безопасности или допустившие нарушение из-за халатности. Работник, который несёт ответственность за противопожарную безопасность, должен быть ознакомлен с соответствующими инструкциями.

2. Административными. 

В этом сегменте наказание следует не только за прямое нарушение правил безопасности, но также и за несоблюдение самых разных требований (к примеру, к эвакуационному плану или обустройству путей для эвакуации в случае пожара, к наличию технических элементов, защищающих от дыма и распространения огня и т. д.). В качестве административного наказания может применяться штраф за нарушение правил пожарной безопасности (например, штраф за отсутствие пожарной сигнализации), предупреждение (если нарушения не повлекли за собой серьёзных последствий), приостановление деятельности (эта мера наказания касается ИП или юрлиц как нарушителей). Штрафы могут составлять:

  • от 1000 до 5000 ₽ для граждан, которые не исполняют свои служебные обязанности;
  • от 6000 до 50 000 ₽ для должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 ₽ для предпринимателей (ИП, также их деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток, чтобы была возможность исправить все нарушения после инспекции);
  • от 90 000 до 500 000 ₽ и до 1 000 000 ₽ в случае нанесения вреда здоровью (тут чаще подразумевается нанесение тяжкого вреда или смерть людей), также в качестве наказания может применяться и приостановка деятельности юрлица на срок до 90 дней.
  1.     Уголовными. 

К такой ответственности привлекаются нарушители, чьи действия или бездействие привели к уничтожению чужого имущества (собственности), повлекли за собой ущерб в крупных размерах, нанесли вред здоровью граждан или даже привели к смерти людей. Уголовно наказуемо и хулиганство, приведшее к пожару, а также некоторые виды действий, которые принято относить к категории неумышленных. Уголовные наказания применяются относительно граждан, ИП (предпринимателей), должностных лиц, владельцев компаний и организаций. А вот в отношении юрлиц уголовные наказания не применяют. В качестве уголовных наказаний используются:

  • штрафы по пожарной безопасности — в размере 120 000 ₽;
  • отработку обязательных работ — до 360 часов суммарно;
  • исправительные и принудительные работы — три года и пять лет соответственно;
  • арест и ограничение свободы — шесть месяцев и три года соответственно.

Все виды административных мер и штрафов перечислены в ст. 11.16, 14.1, 17.7, 17.9, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7, 19.20, 19.26, 20.4 КоАП РФ. Что касается уголовных наказаний, то все они описаны в статьях 167, 168, 219 УК РФ.

Важно: инспектор при первом нарушении имеет право не наказывать, а выдать предупреждение и установить срок, в который все замечания должны быть исправлены. По истечении срока проводится повторная инспекция. Если все нормы противопожарной безопасности соблюдены, то меры не назначаются, если же нет, инспектор движется в сторону ужесточения наказания.

Личный кабинет Эвотора — ваш пульт управления бизнесом. Тут вы будете контролировать выручку и самые маржинальные товары, получать оповещения об уплате налогов и изменениях законодательства.

На правах рекламы

ООО “Эвотор”
2RanykgaupL

Штрафы за нарушение пожарной безопасности в лесах

Особняком стоят нарушения, которые приводят к лесным пожарам. В последние годы в жаркие периоды можно было наблюдать настоящие трагедии, настолько огромным был масштаб горения лесов. В статье 8.32 КоАП РФ прописаны все подробности, включая и штраф за нарушение требований пожарной безопасности. В частности, наказание последует за разжигание веток, поджог сухой травы, листьев или сухостоя не только непосредственно в лесу, но и на участках, которые примыкают к лесам и лесопосадкам — всё это нарушает противопожарный режим.

Штраф за нарушение пожарной безопасности назначается:

  • физлицу — от 3 до 5 тысяч рублей;
  • должностному лицу — от 20 до 50 тысяч рублей;
  • юрлицу — от 150 тысяч до одного миллиона рублей.

Важно: согласно статье 8.32 КоАП РФ, индивидуальный предприниматель (ИП) приравнен к юрлицу, что означает, что штраф они заплатят одинаковый.

Куда идут средства, которые взыскали в форме штрафов

Денежные взыскания или штрафы за нарушение норм пожарной безопасности в помещениях, зданиях, на производствах и предприятиях могут быть разными по суммам. Распределяются они так:

  • половина от уплаченного денежного взыскания идёт в бюджет федерального уровня;
  • вторая половина направляется в местные бюджеты (определяются по тому, где находится орган, наложивший штраф на нарушителя).

Сервис Эвотора сам заполнит КУДиР данными с ваших смарт-терминалов. Книга учёта доходов и расходов, заполненная без ошибок и пропусков, — гарантия отсутствия штрафов.

На правах рекламы

ООО “Эвотор”
2RanyknWrwi

Новые штрафы за нарушение правил пожарной безопасности (2021 год)

20.03.2021 вступили в силу поправки в КоАП РФ, которыми отрегулировали административный штраф за нарушение требований пожарной безопасности. Речь о Федеральном законе от 09.03.2021 № 36-ФЗ.

Среди обновлений и нововведений введён штраф за повторное нарушение на объекте защиты, который относится к категории одного из рисков — значительного, высокого или чрезвычайно высокого, а поводом для наказания будет считаться:

  • отсутствие обеспечения работоспособности источников водоснабжения, электроустановок и другого оборудования, которое задействовано в оповещении о пожарах и тушении огня, эвакуации людей и т. д.;
  • несоответствие требованиям к обустройству эвакуационных путей и выходов.

Штраф за вышеназванное составит:

  • для граждан — три–четыре тысячи рублей;
  • для должностных лиц — от 15 до 20 тысяч рублей;
  • для ИП (предпринимателей) — от 30 до 40 тысяч рублей;
  • для юрлиц — от 200 до 400 тысяч рублей.

К двум последним категориям нарушителей вместо штрафа разрешено применять наказание, влекущее за собой приостановку деятельности на период до 30 суток. Также изменилось наказание для ИП в случае, когда вследствие пожара пострадало чужое имущество или же был нанесён вред здоровью человека (людей) — вместо суммы от 40 до 50 тысяч рублей с 2021 года ИП будет платить в качестве штрафа от 50 до 60 тысяч рублей.

Таблица штрафов, действительных в 2022 году

Правонарушения Физическое лицо Должностное лицо Юридическое лицо
1. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (административный штраф) 1500–2000 3000–4000 70 000 – 80 000
2. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания 2000–3000 5000–6000 или дисквалификация на срок до трёх лет 90 000 – 100 000
3. Повторное совершение административного правонарушения, указанного в п.1 и п. 2 4000–5000 15 000 – 20 000 или дисквалификация на срок до трёх лет ИП — 40 000 – 50 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

ЮЛ — 150 000 – 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Подытожим

Меры противопожарной безопасности должны соблюдаться неукоснительно, ведь от них зависит безопасность имущества и жизни людей. Штрафы и другие наказания — это способы борьбы с нарушителями и профилактики в сфере соблюдения правил. На первый раз инспектор может ограничиться устным предупреждением, но вот повторные нарушения всегда приводят к денежным взысканиям. В РФ штрафные санкции ужесточаются год от года, и это позволяет находить новые рычаги воздействия на нарушителей. 


Эвотор 5i создан для того, чтобы удобно принимать безналичные платежи
А поподробнее?

Получайте раз в неделю подборку лучших статей Жизы

Рассказываем истории из жизни бизнесменов, следим за льготами для бизнеса и
даём знать, если что-то срочно пора сделать.

Нарушение пожарной безопасности: виды ответственности и наказания

Какая ответственность следует за нарушение пожарной безопасности

В случае выявления в ходе плановых или внеплановых проверок нарушений требований пожарной безопасности должностным лицом органа ГПН составляется протокол об административном правонарушении и оформляется предписание об устранении нарушений.

Органы Госпожнадзора принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок объектов в отношении:

  • лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;
  • лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностных лиц в пределах их компетенции;
  • собственников имущества.
  • граждан

Указанные лица в соответствии с действующим законодательством могут быть привлечены к трём видам ответственности за нарушения в области пожарной безопасности:

  • дисциплинарной;
  • административной;
  • уголовной.

Дисциплинарная ответственность за нарушение пожарной безопасности

Дисциплинарное взыскание за нарушение пожарной безопасности налагается на работника (должностное лицо) работодателем. При этом обязанности по соблюдению этих требований возлагаются на работника в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий за нарушение пожарной безопасности:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Административная ответственность за нарушение пожарной безопасности

Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.

Должностные лица органов ГПН имеют право возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности.

Причины для наступления административной ответственности в области пожарной безопасности можно условно разделить на две группы:

  1. ответственность за собственно нарушения требований пожарной безопасности и их последствия;
  2. ответственность за невыполнение предписания органов ГПН.

Первая группа, то есть нарушения требований пожарной безопасности, подпадает под статью 20.4 КоАП РФ. Рассмотрим ее подробнее.

Так, согласно этой статье, в общем случае нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

Более строгое наказание за нарушение пожарной безопасности предусмотрено за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, который устанавливается в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления. Особый противопожарный режим на соответствующих территориях может устанавливаться федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

Размеры штрафов за нарушения пожарной безопасности для различных категорий лиц и условий представлены ниже в таблице.

Величина административного штрафа за нарушение требований пожарной безопасности,

не повлекшее повреждение имущества, вред здоровью или смерть человека

(ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ) (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ)

Категории лиц

Отсутствие особого противопожарного режима

Особый противопожарный режим

Граждане

от 2 000 до 3 000 рублей

от 2 000 до 4 000 рублей

Должностные лица

от 6 000 до 15 000 рублей

от 15 000 до 30 000 рублей

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр. лица

от 20 000 до 30 000 рублей

от 30 000 до 40 000 рублей

Юр. лица

от 150 000 до 200 000 рублей

от 200 000 до 400 000 рублей

Более строгое наказание за нарушение требований пожарной безопасности, в виде увеличенных административных штрафов предусмотрено за нарушение, повлекшее повреждение имущества, вред здоровью или смерть человека. Кроме того, отдельно стоит отметить такой вид наказания как административное приостановление деятельности в отношении юридических лиц. Более подробно виды наказаний для таких нарушений представлены в таблице ниже.

Виды административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности,

повлекшее повреждение имущества, вред здоровью или смерть человека

Категории лиц

возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

(ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ)

возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человек

(ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ)

Граждане

от 4 000 до 5 000 рублей

(Уголовная ответственность)

Должностные лица

от 40 000 до 50 000 рублей

(Уголовная ответственность)

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр. лица

от 50 000 до 60 000 рублей

(Уголовная ответственность)

юр. лица

от 350 000 до 400 000 рублей

от 600 000 до 1 млн. рублей или

административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Вторая группа нарушений пожарной безопасности – невыполнение предписания органа ГПН, подпадает под части 12, 13, и 14 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно этой статье невыполнение в установленный срок законного предписания Госпожнадзора на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания для различных категорий лиц влечет наложение административного штрафа, дисквалификацию или административное приостановление деятельности. Полный перечень возможных наказаний по данной статье представлен ниже в таблице.

Виды административных наказаний за невыполнения предписания Госпожнадзора

Категории лиц

Однократное совершение административного правонарушения

(ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ)

Повторное совершение административного правонарушения

(ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ)

Граждане

от 2 000 до 3 000 рублей

от 4 000 до 5 000 рублей

Должностные лица

от 5 000 до 6 000 рублей или дисквалификация до 3-х лет

от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификация до 3-х лет

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр. лица

от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Юр. лица

от 90 000 до 100 000 рублей

от 150 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять управление юридическим лицом. Дисквалификация заключается в том числе и в лишении физического лица права осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

Дисквалификация за нарушение пожарной безопасности может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности назначается судьей и только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Востания под руководством разина
  • Вилладжио эстейт руководство
  • Швейная машинка first austria инструкция по применению
  • Руководства гувд по г москве
  • Зубная паста rocs активный кальций инструкция по применению