Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, а также участие в проведении работ по поиску, обезвреживанию и (или) уничтожению взрывоопасных предметов в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области обороны совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, и другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на организацию проведения указанных работ, оказании помощи в реализации международных программ, проектов и операций по гуманитарному разминированию, выполнение взрывных работ в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Перечень структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, участвующих в проведении работ по поиску, обезвреживанию и (или) уничтожению взрывоопасных предметов и выполняющих взрывные работы, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 234-ФЗ, от 14.07.2022 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При тушении пожаров с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

(в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 13.07.2015 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и телефонный номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 11.02.2013 N 9-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зонах воздействия опасных факторов пожаров, опасных проявлений аварий, если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан, находящихся на их территориях.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара определяет зону пожара, устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, порядок и особенности осуществления указанных действий, принимает решение о спасении людей и имущества, привлечении при необходимости к тушению пожара дополнительных сил и средств, в том числе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливает порядок управления действиями подразделений пожарной охраны на месте пожара и привлеченных к тушению пожара сил, производит расстановку прибывающих сил и средств на месте пожара, организовывает связь в зоне пожара с участниками тушения пожара и привлеченными к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ силами, принимает меры по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки на месте пожара для последующего установления причины пожара. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

(часть одиннадцатая в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, включая руководителя тушения пожара, привлекаемый к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть четырнадцатая в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 606-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

Личный состав пожарной охраны, включая руководителя тушения пожара, привлекаемый к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение вреда здоровью спасаемых людей, личного состава пожарной охраны, иных участников тушения пожара или их гибель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть шестнадцатая введена Федеральным законом от 29.12.2022 N 606-ФЗ)

Непосредственное
руководство тушения пожара осуществляет
руководителем тушения пожара — прибывшим
на пожар старшим оперативным должностным
лицом пожарной охраны (если не установлено
иное), которое управляет на принципах
единоначалия личным составом пожарной
охраны, участвующим в выполнении боевых
действий по тушению пожара, а та
привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель
тушения пожара отвечает за выполнение
боевой задачи, за безопасность личного
состава пожарной охраны, участвующего
в выполнении боевых действий по тушению
пожара и, привлеченных к тушению пожара
сил.

Руководитель
тушения пожара устанавливает границы
территории на которой осуществляются
боевые действия по тушению пожара,
порядок и особенности указанных действий,
а также принимает решения о спасении
людей, имущества на пожаре.

При необходимости
руководитель тушения пожара принимает
иные решения, в том числе ограничивающие
права должностных лиц и граждан на
указанной территории. Указания
руководителя тушения пожара обязательны
для исполнения всеми должностными
лицами и гражданами на территории, на
которой осуществляются боевые действия
по тушению пожара.

Никто не вправе
вмешиваться в действия руководителя
тушения пожара или отменять его
распоряжение при тушении пожара.

В соответствии с
требованием БУПО ст. ст. 50-52 руководителем
тушения пожара является:

• прибывшее
первым на пожар старшее должностное
лицо ГПС;

• прибывшее первым на пожар
старшее должностное лицо ведомственной
или добровольной пожарной охраны (при
отсутствии должных лиц ГПС) если иное
не предусмотрено нормативными правовыми
актами или действующими соглашениями.

В зависимости от
количества прибывших на пожар сил и
средств пожарной охраны руководство
тушения пожара осуществляют:

— при работе одного
караула (отделения) — старшее должностное
лицо, возглавляющее караул (отделение)
или оперативный дежурный гарнизона;


при работе двух и более подразделений
— старшее должностное лицо возглавляющее
подразделение (караул), в районе выезда
которого возник пожар, или должностное
лицо, допущенное к руководству тушения
пожара в соответствии с порядком,
установленном в гарнизоне, в том числе
начальник гарнизона.

Отдача первого
указания прибывшим на пожар старшим
должностным лицом органа управления,
подразделениям пожарной охраны считается
моментом принятия им на себя руководства
тушения пожара.

Начальник гарнизона
пожарной охраны и должностные лица
нештатной службы управления, являющиеся
РТП, при получении информации о
возникновении пожара с более высоким
номером (рангом), чрезвычайных
происшествиях, требующих неотложного
реагирования, и других обстоятельствах,
подающих невозможным исполнение или
обязанностей РТП, могут покинуть место
пожара, назначив РТП другое должностное
лицо из числа участников тушения пожара,
о чем обязательно сообщается диспетчеру
и делается запись в соответствующих
документах.

Ответственность
за последствия этого решения возлагается
на должностное лицо, его принявшее.

РТП ОБЯЗАН:

1.Обеспечивать
управление боевыми действиями на пожаре
непосредственно или через оперативный
штаб.

2.Устанавливать
границы территории, на которых
осуществляются боевые действия по
тушению пожара, порядок и особенности
указанных действий.

3.Проводить разведку
пожара, определять его номер (ранг),
вызвать силы и средства в количестве,
достаточном для ликвидации пожара.

4.Принимать решения
о спасении людей и имущества при пожаре
и иные решения, в т.ч. ограничивающие
права должностных лиц и граждан на
территории пожара.

5.Определять
решающие направления на основании
данных, полученных при разведке пожара.

6.Производить
расстановку прибывших сил и средств с
учетом выбранного решающего направления,
обеспечить бесперебойную подачу
огнетушащих веществ.

7.Принимать решения
об использовании на пожаре ГДЗС, в т.ч.
о составе и порядке работы звеньев ГДЗС,
а также других специальных служб
гарнизона пожарной охраны.

8.Организовывать
связь на пожаре.

9.Сообщать диспетчеру
гарнизона необходимую информацию об
обстановке на пожаре.

10.Докладывать
старшему должностному лицу, принявшего
на себя руководства тушением пожара,
об обстановке на пожаре и принятых
решениях.

11.Обеспечивать
выполнение правил охраны труда и техники
безопасности, доводить до участников
тушения пожара информацию о возникновении
угрозы для их жизни и здоровья.

12.Обеспечивать
взаимодействия со службами жизнеобеспечения
(энергетической, водопроводной, скорой
медицинской помощи и др.), привлекаемыми
в установленном порядке к тушению
пожара.

13.Принимать меры
к установлению причины пожара, составления
акта о пожаре, карточки боевых действий.

14.Выполнять
обязанности, возлагаемые в соответствии
со статьями 56,62-64 БУПО на оперативный
штаб, если указанный штаб на пожаре не
создается.

РТП ИМЕЕТ ПРАВО:

1.Отдавать
обязательные для исполнения указания
должностным лицам и гражданам в пределах
территории, на которой осуществляются
боевые действия по тушению пожаров.

2.Назначать и
освобождать от выполнения обязанностей
должностных лиц на пожаре.

3.Получать необходимую
для организации тушения пожара информацию
от администрации предприятий и служб
жизнеобеспечения.

4.Принимать решения
по созданию оперативного штаба, БУ и
секторов, привлечению дополнительных
сил и средств на тушение пожара, а также
изменению мест их расстановки.

5.Определять порядок
убытия с места пожара привлеченных
подразделений пожарной охраны.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Руководитель тушения пожара (РТП) – это старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, которое управляет на принципах единоначалия участниками боевых действий по тушению пожара.

Кто является РТП

Непосредственное руководство проведением боевых действий по тушению пожаров на месте пожара осуществляется РТП, которым является:

  • командир отделения – при работе на пожаре одного отделения;
  • начальник караула – при работе на пожаре караула в составе двух и более отделений одного подразделения пожарной охраны;
  • старшее должностное лицо местного (территориального) гарнизона – при работе на пожаре двух и более караулов (отделений) разных подразделений пожарной охраны;
  • иное старшее должностное лицо федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Подробнее о том, кто такие руководители ликвидации чрезвычайной ситуации читайте в материале по ссылке >>>

Обязанности РТП

РТП при передаче руководства тушением пожара старшему оперативному должностному лицу пожарной охраны должен доложить ему об оперативно-тактической обстановке, сложившейся на месте пожара, а также о проведенных боевых действиях по тушению пожаров.

Руководитель тушения пожара (РТП)

Руководитель тушения пожара (РТП)

РТП отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, являющееся РТП, при получении подтвержденной информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), а также при наступлении обстоятельств, связанных с невозможностью исполнения им обязанностей по руководству тушением пожара, должно покинуть место пожара, передав руководство тушением пожара другому оперативному должностному лицу из числа участников боевых действий по тушению пожаров, в обязательном порядке сообщить диспетчеру гарнизона и сделать запись в документах оперативного штаба на месте пожара.

При прибытии подразделения пожарной охраны к месту пожара, РТП проводятся следующие мероприятия:

  • сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информация о прибытии к месту пожара;
  • проводится оценка обстановки на месте пожара по внешним признакам (объект пожара, место и размеры пожара по информации на момент прибытия, возможные пути распространения пожара, наличие людей в горящем здании, противопожарные характеристики объекта пожара);
  • проводится оценка информации, полученной от руководителя и должностных лиц организаций, осуществляющих встречу подразделения пожарной охраны, очевидцев и других лиц на месте пожара;
  • уточняются сведения о завершении эвакуации людей из горящего здания, а также о возможных местах нахождения оставшихся в здании людей, в том числе об их состоянии;
  • сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информация о подтверждении (снижении, повышении) установленного при высылке подразделения пожарной охраны ранга (номера) пожара, достаточности сил и средств на месте пожара, о необходимости вызова на место пожара дополнительных подразделений и служб жизнеобеспечения;
  • проводится разведка источников наружного противопожарного водоснабжения.

РТП, исходя из основных условий определения решающего направления, отдает личному составу подразделения пожарной охраны следующие команды:

  • на проведение подготовки к боевому развертыванию и прокладку рукавной линии, состоящей из двух рукавов с условным проходом 50 мм, с присоединенным к ней перекрывным пожарным стволом (пеногенератором) (далее – ствол первой помощи) или с помощью рукавной катушки с рукавом высокого давления;
  • на установку пожарного автомобиля на водоисточники;
  • на проведение проверки средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее – СИЗОД) и выставление поста безопасности (при наличии СИЗОД на вооружении подразделения пожарной охраны);
  • на проведение разведки пожара.
  • После выполнения личным составом указанных команд, РТП должен сообщить диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информацию о начале проведения разведки пожара и составе группы разведки пожара.

Руководитель тушения пожара

Руководитель тушения пожара на пожаре

РТП в ходе проведения боевых действий по тушению пожаров:

  • определяется зона пожара;
  • устанавливаются границы территории, на которой проводятся боевые действия по тушению пожаров, порядок и особенности осуществления указанных действий;
  • проводится разведка пожара, определяется его номер (ранг);
  • определяется решающее направление на основе данных, полученных в ходе разведки пожара;
  • принимается решение о спасении людей и имущества;
  • принимается решение о привлечении при необходимости к проведению боевых действий по тушению пожаров дополнительных сил и средств, в том числе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС);
  • организуется связь на месте пожара с участниками боевых действий по тушению пожаров, сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) об обстановке на пожаре и принятых решениях;
  • принимаются решения о создании оперативного штаба на месте пожара, боевых участков (секторов проведения работ) (далее – БУ, СПР);
  • устанавливается порядок управления и обеспечивается управление боевыми действиями по тушению пожаров непосредственно или через оперативный штаб на месте пожара;
  • производится расстановка прибывающих сил и средств на месте пожара;
  • принимаются меры по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки на месте пожара для последующего установления причины пожара;
  • принимаются решения об использовании на пожаре газодымозащитной службы (далее – ГДЗС) (в том числе определяется состав и порядок работы звеньев ГДЗС), а также других нештатных служб гарнизона;
  • определяется сигнал отхода в случае возникновения опасности для участников боевых действий по тушению пожаров;
  • обеспечивается соблюдение правил охраны труда;
  • предусматривается при тушении затяжных пожаров резерв сил и средств для обеспечения успешного тушения возможного другого пожара.

При необходимости РТП принимаются иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан в пределах границ территории, на которой проводятся боевые действия по тушению пожаров.

Разведка пожара проводится РТП, а также должностными лицами, возглавляющими и осуществляющими проведение боевых действий по тушению пожаров на порученном им участке работы.

При организации разведки пожара РТП:

  • определяются направления проведения разведки пожара и лично проводится разведка пожара на наиболее сложном и ответственном участке;
  • определяется количество и состав групп разведки пожара, ставятся перед ними задачи, определяются применяемые средства и порядок связи, пожарный инструмент, оборудование и снаряжение, необходимые для проведения разведки пожара;
  • принимаются меры по обеспечению безопасного ведения разведки пожара участниками боевых действий по тушению пожаров, а в непригодной для дыхания среде – звеньями ГДЗС, имеющими на вооружении СИЗОД, с выставлением поста безопасности;
  • устанавливается порядок передачи полученной в ходе разведки пожара информации.

При получении сигнала бедствия РТП:

  • передается полученное сообщение диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны);
  • принимается решение о создании БУ, связанного со спасением звена ГДЗС (газодымозащитника), назначается начальник БУ, определяется состав и количество сил и средств на БУ;
  • корректируются, при необходимости, номера каналов связи с участниками боевых действий по тушению пожара и командиром звена ГДЗС (газодымозащитником), передавшим сигнал бедствия.

При заполнении горящего помещения пеной РТП определяются:

  • объем помещения, подлежащего заполнению пеной;
  • места установки перемычек, препятствующих растеканию пены;
  • требуемое количество пенообразователя, приборов подачи пены и места их установки;
  • места расположения пожарных дымососов, создающих условия для движения пены в заданном направлении.

Руководитель тушения пожара на месте пожара должен иметь нарукавную повязку, рекомендуемый образец которой приведен в приложении № 8 к приказу МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Нарукавная повязка изготавливается из красного материала, на который наносится соответствующая надпись РТП белого цвета.

Нарукавная повязка РТП

Нарукавная повязка руководителя тушения пожара (РТП)

Полномочия и права РТП

Оперативный штаб на месте пожара

Полномочия и права

По решению РТП при достаточности сил и средств на месте пожара разведка пожара, боевое развертывание сил и средств, ликвидация горения, проведение аварийно-спасательных работ и других специальных работ могут выполняться одновременно.

Указания РТП обязательны к исполнению всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожаров.

Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Работа оперативного штаба на месте пожара осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

Количество и состав групп разведки пожара может изменяться по решению РТП.

Спасение имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения основной боевой задачи.

Пути и способы спасения людей определяются РТП в зависимости от обстановки на пожаре и состояния спасаемых.

РТП имеет право приступить к тушению электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 0,4 кВ, а также электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 10 кВ, размещенного на объектах использования атомной энергии, в специальных фортификационных сооружениях, только после получения письменного допуска к тушению пожара, проведения инструктажа участников боевых действий по тушению пожаров представителями энергетического объекта, создания условий визуального контроля за электроустановками, заземления пожарных стволов и насоса пожарного автомобиля, с обязательным соблюдением правил охраны труда.

РТП имеет право:

  • отдавать в пределах компетенции указания, обязательные для исполнения всеми должностными лицами и гражданами в пределах границ территории, на которой проводятся боевые действия по тушению пожаров;
  • назначать оперативных должностных лиц при пожаре и освобождать их от выполнения обязанностей;
  • получать необходимую для организации боевых действий по тушению пожаров информацию от администрации организаций и служб жизнеобеспечения;
  • определять порядок убытия с места пожара подразделений пожарной охраны, а также привлеченных сил и средств;
  • приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зонах воздействия опасных факторов пожара (далее – ОФП), если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан;
  • временно прекращать проведение боевых действий по тушению пожаров на одном или нескольких БУ, СПР или во всей зоне пожара при отсутствии угрозы жизни и здоровью людей и при реальной угрозе жизни участникам боевых действий по тушению пожаров, отвести участников боевых действий по тушению пожаров на безопасное расстояние (за исключением тушения пожаров силами федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на критически важных производственных объектах, в особо важных и режимных организациях, в случае, если прекращение тушения пожара может повлечь крупные аварии, катастрофы и иные чрезвычайные ситуации, нарушение условий жизнедеятельности населения);
  • предусматривать использование естественных и искусственных укрытий для личного состава, находящегося на БУ (СПР);
  • назначать должностных лиц, осуществляющих контроль за изменением обстановки и поведением строительных конструкций в районе места проведения работ;
  • определять сигналы об опасности для личного состава;
  • предусматривать использование робототехнических средств для замены участников тушения пожара на опасных участках.

Аттестация (сдача) на РТП

Аттестация на право осуществления руководства тушением пожаров проходит в соответствии с установленным Порядком (приказ МЧС России № 450 от 20.10.2017).

Для проведения аттестации создаются следующие аттестационные комиссии:

  • аттестационная комиссия МЧС России, которую возглавляет Министр МЧС России или один из его заместителей;
  • аттестационная комиссия территориального пожарно-спасательного гарнизона, которую может возглавлять начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации или один из его заместителей;
  • аттестационная комиссия местного пожарно-спасательного гарнизона (далее – МПСГ), ее возглавляет начальник соответствующего МПСГ (должностное лицо федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы).

Аттестация проводится с периодичностью один раз в пять лет в отношении всех категорий аттестуемых лиц, указанных в пункте 7 (подробнее в Приказе МЧС России № 450 от 20.10.2017).

 Для подготовки к аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров или разработки билетов (тестов) 

скачивайте типовые вопросы и задачами с ответами на них по ссылке >>

Источник: ст. 22 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», приказ МЧС России № 444 от 16.10.2017 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Общие положения

Управление боевыми действиями на пожаре – целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении боевых действий на месте пожара.

Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает:

  • оценку обстановки и создания соответствующей структуры управления боевыми действиями на пожаре;
  • установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач;
  • планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений на боевые действия по тушению пожара;
  • постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожаре;
  • осуществление в установленном порядке учета изменение обстановки на пожаре использование сил и средств на тушение, а также регистрацию необходимой информации через диспетчера и службу управления гарнизона;
  • проведение других мероприятий, обеспечивающих эффективность боевых действий по тушению пожара.

Управление боевыми действиями на пожаре должно базироваться на общих принципах управления к которым относятся: единоначалие, оперативность, непрерывность и др. Единоначалие, как принцип управления боевыми действиями на пожаре состоит в единстве руководства РТП на основе предоставленных ему прав Федеральным Законом о пожарной безопасности и Боевым уставом пожарной охраны.

РТП, как единоначальник, принимает решения и добивается его выполнения, именно единоначалие в экстремальных условиях на пожаре обеспечивает централизацию и твердость управления, максимальную его оперативность.

Однако принцип единоначалия не означает, что РТП может игнорировать мнение подчиненных ему командиров, он должен сочетать высокую требовательность и принципиальность с доверием и уважением к подчиненным, постоянной заботой о них, опираться на опыт, инициативу и творчество личного состава подразделений. Принцип единоначалия находится в неразрывной связи с централизацией управления.

Для направления боевых действий пожарных подразделений старший начальник может ставить задачи перед РТП, например, по очередности выполнения задачи, т.е. спасение людей, защиту объектов и т.п.

Оперативность управления должна обеспечивать активность боевых действий в любой обстановке. Оперативность неоднозначна торопливости и подтверждается расчетом, умением быстро разобраться в сложной обстановке. Все виды боевых действий по времени скоротечны, т.е. в короткий промежуток времени надо провести разведку пожара, собрать и проанализировать данные об обстановке, принять решение и довести его до исполнителей.

Твердость управления заключается в смелом принятии решения, высокой требовательности и точности выполнения задач. Для этого необходимы мужество, решительность, большая сила воли и самообладание, способность пойти на риск, правильно и быстро реагировать на изменения обстановки, умение организовать и мобилизовать личный состав на выполнение боевых задач. Колебание и нерешительность РТП и командиров подразделений, поспешная отмена принятых решений оказывают отрицательные действия на исполнителей.

Непрерывность – это устойчивость управления со стороны РТП или штаба, постоянное их влияние на ход боевых действий. Устойчивость управления обеспечивается постоянной связью на пожаре, своевременной информацией об обстановке.

Управлению боевыми действиями на пожаре присущи некоторые общие принципы, определяющие наиболее целесообразные действия командиров, т.е. убежденность, принципиальность и дисциплинированность, чувство нового и творческий подход к делу, умение воздействовать на подчиненных и воспитывать их.

Условия научно-технического прогресса требуют от РТП научного подхода к управлению, использованию объективных закономерностей различных наук, так как пожар порождает вокруг себя множество разнообразных и сложных проблем. Знание РТП, умение применять теорию на практике, четко и творчески выполнять требования уставов и наставлений пожарной охраны позволяют ему предвидеть (прогнозировать) обстановку на пожаре.

Значительную помощь РТП или штабу в предвидении возможных изменений обстановки на пожаре оказывают планы и карточки пожаротушения, а также планы привлечения сил и средств. Далее рассмотрим роль руководителя тушения пожара при выполнении боевой задачи, обратив особое внимание на роль первого РТП.

Руководитель тушения пожара (РТП)

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара и, привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества на пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжение при тушении пожара.

В соответствии с требованием БУПО руководителем тушения пожара является:

  • прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ГПС;
  • прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии должных лиц ГПС) если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или действующими соглашениями.

В зависимости от количества прибывших на пожар сил и средств пожарной охраны руководство тушения пожара осуществляют:

  • при работе одного караула (отделения);
  • старшее должностное лицо, возглавляющее караул (отделение) или оперативный дежурный гарнизона;
  • при работе двух и более подразделений – старшее должностное лицо возглавляющее подразделение (караул), в районе выезда которого возник пожар, или должностное лицо, допущенное к руководству тушения пожара в соответствии с порядком, установленном в гарнизоне, в том числе начальник гарнизона.

Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим должностным лицом органа управления, подразделениям пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушения пожара.

Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица нештатной службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнение или обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем обязательно сообщается диспетчеру и делается запись в соответствующих документах.

Ответственность за последствия этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.

Функциональные обязанности и права РТП сформулированы в БУПО.

Главная обязанность РТП – это умелая организация боевых действий пожарных подразделений. Его деятельность состоит из конкретных действий в их определенной последовательности: разведка пожара, оценка обстановки, принятие решения и постановка задач перед подразделениями и контроль за их выполнением. Для успешного осуществления функций оперативного управления подразделениями на пожаре РТП должен обладать определенными знаниями, умением и меть необходимые качества.

Основное содержание деятельности РТП и предъявляемых к нему требований дает возможность построить принципиальную схему этой деятельности (рис. 1).

Большое место в деятельности РТП занимает проведение разведки, сбор данных об обстановке и принятие решения.

Процесс выработки решения на пожаре – это анализ информации о параметрах пожара, силах и средствах и переработка ее в командную информацию, т.е. выработка решения на тушение пожара на основе оценки обстановки.

Рис. 1. Структурная схема деятельности РТП.
Рис. 1. Структурная схема деятельности РТП.

Оценка обстановки на пожаре – это вывод, сформулированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализа полученных сведений.

Обстановка на пожаре – это совокупность условий, способствующих или препятствующих развитию и тушению пожара. Основными элементами являются размер и место пожара; наличие людей и степень угрожающей им опасности; наличие подразделений пожарной охраны, их боеготовности и возможность пополнения; наличие огнетушащих веществ; оперативно-тактическая характеристика объекта; метеорологические условия т.п.

Изучает и оценивает обстановку РТП начиная с выезда на пожар, в пути следования по данным плана пожаротушения, по сведениям, поступающим из пункта связи части или диспетчера ЦУС, а также по внешним признакам пожара и в момент прибытия к месту вызова.

На основе имеющихся исходных данных об обстановке, данных разведки пожара, РТП должен уметь прогнозировать параметры развития и тушения пожара, т.е. определить возможные значения линейной скорости распространения горения; возможные изменения площади пожара во времени, а также зону задымления и ее характеристику.

РТП должен прогнозировать возможность обрушения, взрыва, выброса, вскипания и др. В результате изучения, прогнозирования и оценки обстановки РТП должен определить решающее направление боевых действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.

Решающее направление дает возможность определить средства, способы и приемы тушения пожара, т.е. является основой для разработки тактического плана боевых действий на пожаре.

Разработка тактического плана включает в себя расчленение основной боевой задачи на ряд последовательных частных задач, которые необходимо выполнять с учетом изменения решающего направления или определенных его принципов.

Выбор огнетушащего вещества зависит от вида горючих материалов, т.е. от класса пожара. А вид огнетушащего вещества определяет необходимость использования конкретных видов пожарной техники.

Если к прибытию на пожар горение распространяется в одну или несколько сторон, то силы и средства должны сосредоточиваться и вводиться в первую очередь по фронту распространения пожара с последующим наступлением на всю площадь пожара.

Большое место в своих действиях РТП должен отводить реализации своего решения, контролю исполнения поставленной задачи личным составом подразделений.

Можно выработать правильное решение, однако если неправильно сформулировать его, то, и действия подразделений могут развертываться не по замыслу РТП. Формулировка задачи должна быть такой, чтобы содержание решений РТП было точно понято исполнителем.

Постановку задачи перед исполнителями РТП осуществляет путем отдачи кратких, четких и ясных приказаний и распоряжений в форме приказа на выполнение действий. Соблюдение тех или иных правил, порядка и положений. Приказ РТП является законом для его подчиненных и подлежит беспрекословному выполнению.

В случае внезапного изменения обстановки и невозможности своевременного получения распоряжения от РТП, командир, возглавляющий подразделение, должен действовать самостоятельно, проявляя творческую инициативу с последующим докладом РТП о своем решении.

Отсутствие приказания РТП не может служить оправданием бездействия того или иного командира на своем боевом участке.

В процессе управления боевыми действиями на пожаре РТП должен организовать взаимодействие между подразделениями (отделениями, караулами, частями), т.е. согласование боевых действий по их месту и времени.

На всем протяжении боевых действий пожарных подразделений по тушению пожара можно выделить два периода деятельности РТП: это действия РТП, прибывшего на пожар первым, т.е. начальник караула или другое лицо, возглавляющее подразделение; действия старшего оперативного начальника, прибывающего, как правило, по повышенному номеру пожара или вызову сил и средств дополнительно.

Особая роль принадлежит действиям первого РТП в начальной стадии пожара при недостатке сил и средств, недостоверности данных об обстановке и т.д. Организовать тушение пожара в начальный период – значит, суметь в очень короткое время оценить обстановку хотя бы в общих чертах, определить возможные пути распространения пожара, наметить план тушения и обеспечить управление подразделениями.

Только знание и опыт помогают РТП из большой суммы информации в этот период на пожаре отобрать главные элементы обстановки для принятия правильного решения. Опыт РТП позволяет объективно разобраться в обстановке по внешним признакам, например, нетронутые окна в горящем жилом здании говорят об отсутствии людей в этих помещениях или об их беспомощном состоянии, большой факел пламени из оконных проемов – о большой скорости горения на значительной площади или большой пожарной нагрузке. Резкое падение высоты пламени из проемов здания является признаком обрушения перекрытий или других ограждающих конструкций. РТП должен уметь предвидеть распространение пожара по пустотам перекрытий, покрытий и перегородок, шахт, т.е. по горизонтали и по вертикали. Так как это создает реальную угрозу людям, резко увеличивается масштаб пожара. Эти признаки пожара особенно опасны в зданиях повышенной этажности. Цвет дыма позволяет РТП судить о виде горящих материалов. Серовато-черный дым образуется при горении древесины, бумаги; буроватый, едкий, удушливый, неприятного запаха – при горении тканей; черный удушливый с едким запахом – при горении нефтепродуктов, смол, жиров; желтоватый со специфическим запахом, резким, насыщенным токсическими соединениями – при горении синтетических материалов. Это только незначительная часть признаков пожара, зная которые РТП может использовать для сокращение времени на принятие решения.

Начальная оценка обстановки первым РТП необходима для предварительных решений и отдачи первых распоряжений подразделению на боевые действия.

Прогноз развития пожара является также основанием для определения необходимого количества сил и средств и их вызова на пожар. Одновременно с разведкой РТП должен организовать встречу дополнительных сил и средств, расстановку их на водоисточники, указать направление боевого развертывания.

Делая вывод, можно сказать, что тактическое мышление и боевые действия первого РТП носят особый характер, заключающийся в исключительной оперативности, собранности, требовательности, умении проявлять решительность, отвагу и высокие волевые качества. Он должен уметь действовать в экстремальных условиях, влиять на личный состав подразделения подчинять людей своей воле в критические минуты. Заражать их уверенностью в своих действиях.

Таким образом, первый РТП в короткий срок решает сложную задачу и от того, насколько правильно и быстро он ее решит, зависит исход решения боевой задачи по тушению пожара. Поэтому действиям первого РТП и его подразделениям придается особое значение, т.к. исправление его ошибок приводит к затяжке процесса тушения и увеличению материального ущерба.

Действия последующего РТП, т.е. старшего оперативного начальника, отличается от действий первого, т.к. последующий должен разобраться не только в сложившейся обстановке на пожаре, но и в содержании принятого решения первого РТП.

Управление боевыми действиями на пожаре, по возможности, должно осуществляться одним лицом от начла до конца пожара, частая смена РТП приводит к затягиванию тушения пожара, к излишнему изменению решений и т.п.

Старший начальник принимает на себя руководство тушением пожара в случае, когда РТП не справляется с задачей или при тушении крупных и сложных пожаров (по размерам и материальному ущербу). Старший начальник, прибывший на пожар, несет ответственность независимо от того, принял он руководство на себя или нет.

Качество руководства тушением пожара оказывает большое влияние на количество крупных пожаров, т.е. когда пожар перерастает в крупный по вине РТП вследствие того, что он допускает ошибки в своих действиях.

Учитывая это, в настоящее время в гарнизонах пожарной охраны проводится ряд мероприятий и внедряются формы подготовки РТП: организуются школы оперативного мастерства, оборудуются специальные тренажеры, проводится стажировка при службе пожаротушения, широко используется такая форма, как определение классности РТП, куда входит проверка на тактическое мышление. На пожарах, где работают два или более подразделения, РТП должен организовать, тыл и назначить начальника тыла. Поэтому намечая общий тактический план тушения пожара, РТП должен выделить боевые участки и тыл, определив им задачи и место независимо от того, организовывается оперативный штаб на пожаре или нет.

Боевые участки и тыл на пожаре

Боевой участок на пожаре (БУ) – это участок, на котором сосредоточены силы и средства, объединенные конкретной задачей и единым руководством. Управление боевыми действиями на боевом участке осуществляет начальник боевого участка (НБУ) и выполняет часть общего решения, принятого РТП.

Обязанности начальника боевого участка на пожаре определены БУПО. НБУ подчиняется РТП и несет ответственность за выполнение боевой задачи и безопасность личного состава на боевом участке. Он ведет непрерывную разведку и докладывает РТП об обстановке, обеспечивает взаимодействие между подразделениями, принимает решение по перестановке сил и средств с последующим докладом РТП.

Количество боевых участков на пожаре и объем задач каждому из них, количество приданных сил и средств определяет РТП. Назначать начальников БУ и осуществлять контроль за выполнением решения РТП может начальник оперативного штаба с последующим докладом РТП о принятом решении.

Нумерация боевых участков начинается, как правило, от решающего направления на пожаре, а начальником боевого участка назначаются лица среднего и старшего начальствующего состава.

Обстановка на пожаре, а также оперативно-тактическая особенность объекта определяют принципы размещения боевых участков, они могут быть распределены по:

  • территории объекта пожара;
  • этажам здания;
  • лестничным клеткам;
  • противопожарным преградам или зонам;
  • видам работ на пожаре (тушение, защита, спасание, борьба с дымом и т.п.) (рис. 2).

РТП должен строго определить ориентиры для БУ, его границы, средства взаимодействия с соседними БУ по всей территории объекта.

Если пожар в многоэтажных зданиях, РТП организует боевые участки по этажам: на этаже пожара, выше и ниже расположенных этажах, границами БУ в этих случаях служат перекрытия задания (рис. 2, «а»).

При пожарах в здании боевые участки можно создавать и по секциям, ограниченным лестничными клетками (рис. 2, «б»).

В производственных зданиях наиболее целесообразно создавать боевые участки по противопожарным преградам или зонам (рис. 2, «в»).

На пожарах в резервуарных парках боевые участки создают по видам работ: охлаждение горящих и соседних резервуаров; проведение пенной атаки, создание обвалования, слив или перекачка ЛВЖ и ГЖ. На любом пожаре, где создается угроза людям, создаются боевые участки по спасанию и эвакуации людей.

Боевые участки организуются таким образом, чтобы начальник боевого участка мог попасть на боевые позиции ствольщиков.

Рис. 2. Принципы определения боевых участков на пожаре.
Рис. 2. Принципы определения боевых участков на пожаре.

Размеры боевого участка зависят от особенностей объекта, возможностей маневра сил и средств. Каждый БУ должен иметь несколько подступов к зоне горения через оконные и дверные проемы, вскрытые отверстия в перегородках, покрытиях, стенах и т.д.

РТП управляет боевыми участками через связных или с помощью средств связи (телефон или радиостанция).

На крупных пожарах могут создаваться секторы, объединяющие несколько боевых участков. Обязанности и права НБУ см. БУПО.

Тыл – это территория, прилегающая к пожару, на которой сосредоточены силы и средства, обеспечивающие боевые действия. Тыл на пожаре возглавляет начальник тыла (НТ), обязанности которого определены БУПО.

В задачи тыла входит:

  • организация разведки водоисточников;
  • встреча и расстановка на водоисточники пожарных автомобилей;
  • обеспечение бесперебойной подачи огнетушащих веществ и работы пожарной техники;
  • охрана магистральных рукавных линий;
  • обеспечение топливно-смазочными материалами и огнетушащими веществами, создание резерва сил и средств;
  • обеспечение личного состава средствами индивидуальной защиты.

В практике пожаротушения начальником тыла часто назначают руководителя подразделения, в районе выезда которого тушат пожар, так как он может выполнить эти обязанности, зная хорошо оперативно-тактическую характеристику района, объекта.

Бывают случаи, когда первый прибывший РТП, определив решающее направление на пожаре, назначает на этом направлении начальника боевого участка, а сам руководит работой тыла, встречает подразделения и направляет их на боевые участки. Это оправдано, когда обстановка на пожаре достаточно ясна, а скорость развития пожара требует в минимальные сроки ввести в действие мобильные средства тушения.

Когда на пожаре нет оперативного штаба, значительно возрастает роль начальника тыла: ему приходится организовывать связь и освещение на пожаре, а также взаимодействие с другими службами города или объекта.

Начальник тыла должен иметь планшет или справочник водоисточников и регистрировать время прибытия подразделений, а также содержание боевой задачи. Начальник тыла использует в своей работе план или карточку пожаротушения на объектах, где должны быть предусмотрены все возможности, обеспечивающие наиболее рациональное использование ближайших водоисточников, указаны основные направления прокладки рукавных линий, вид и диаметр водопроводной сети, водоотдача, наличие пожарных вводов и т.п., сообщены условия обеспечения эффективной работы насосно-рукавной системы в зависимости от подачи насоса и напора.

Если по условиям прокладки магистральной линии и количеству необходимых стволов требуется перекачка воды, то следует указать количество ступеней перекачки, расстояние между ними и место установки головного насоса. При наличии водоема необходимо указать его объем, на какое количество автомобилей рассчитан пирс или подъезд к водоисточнику, высота забора воды, способ пополнения водоема.

Разработка вопросов тыла в плане пожаротушения предполагает глубокое понимание и умение применить на практике основные положения и роль тыла на пожаре. Необходимо иметь в виду, что все заложенные в план позиции по расстановке автомобилей и прокладке магистральных рукавных линий должны быть рассчитаны во времени, т.е. первые автомобиль и магистральная линия от него должны бить использованы на решающем направлении, последующие автомобили и рукавные линии в направлении наиболее вероятной подачи дополнительных стволов и т.д.

Когда силы и средства прибывают с различных улиц и переулков и прокладывают линии с нескольких направлений, необходимо заранее рассчитать рациональные схемы и длину магистральных линий, время их прокладки и параметры работы, указав это на схеме графической части плана.

Вопросы работы тыла на пожаре должны быть четко отработаны на пожарно-тактических занятиях каждого караула в соответствии с планом пожаротушения, что дает возможность постоянно корректировать план и отрабатывать боевые действия караула или нескольких караулов при проведении пожарно-тактических учений.

Когда на пожаре работает оперативный штаб, начальник тыла входит в состав штаба и подчиняется начальнику штаба и РТП. Организованность в работе тыла зависит от четкости и ясности определения его боевой задачи, следовательно, высокий уровень организации работы тыла во многом зависит от умелого управления боевыми действиями со стороны РТП. Часто на пожарах создаются условия, которые вызывают необходимость в усилении тыла. Такими условиями могут быть:

  • возможность сосредоточения сил и средств на пожаре с различных направлений;
  • обеспечение водой от удаленных водоисточников;
  • использование различных видов огнетушащих веществ.

РТП в указанных случаях должен выделить в помощь начальнику тыла одного-трех человек начальствующего состава, а также необходимый транспорт и средства связи.

РТП управляет тылом через оперативный штаб и связных, выделенных из боевых расчетов, имеющих радиостанции или телефоны. В ходе тушения пожара начальник тыла составляет схему расстановки пожарных автомобилей на водоисточники, составляет необходимые сведения начальнику штаба для заполнения оперативной карточки тушения пожара (количество использованных рукавов, огнетушащих веществ и т.п.).

Рис. 3. Схема управления боевыми действиями на пожаре при отсутствии оперативного штаба.
Рис. 3. Схема управления боевыми действиями на пожаре при отсутствии оперативного штаба.

Одним из важнейших условий успешного тушения пожара является бесперебойная подача воды на боевые позиции подразделений.

Когда вблизи места пожара нет запаса воды, то тушение организуется подвозом воды пожарными и хозяйственными автоцистернами или подачей воды в перекачку. В этом случае успех в боевом развертывании, сосредоточении сил и средств для тушения пожара во многом зависит не только от четких оперативных действий пожарных подразделений, но и от организаторских, инженерных и тактических способностей командиров и в первую очередь НТ, который, оценив обстановку, должен организовать работу тыла. Обязанности и права начальника тыла см. БУПО.

Оперативный штаб на пожаре

Оперативный штаб – это временно сформированный нештатный орган управления на пожаре и создается при:

  • привлечении на тушение пожара сил н средств по повышенному номеру (рангу) пожара;
  • организации на месте пожара трех и более боевых участков;
  • необходимость детального согласования с администрацией предприятия действия по тушению пожара.

Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременной является заместителем РТП.

В состав оперативного штаба могут входить заместитель начальника штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению РТП.

Задачи оперативного штаба на пожаре и обязанности начальника оперативного штаба (НШ) определены в БУПО.

Основными задачами оперативного штаба являются:

  • встреча и расстановка на БУ прибывающих подразделений;
  • проведение разведки пожара и сбор сведений об изменении обстановки;
  • ведение учетных документов согласно БУПО;
  • создание на пожаре резерва сил и средств;
  • организация связи и взаимодействия;
  • организация работы ГДЗС и связи на пожаре;
  • организация питания личного состава при продолжительной работе;
  • материально-техническое обеспечение подразделений, работающих на пожаре;
  • обеспечение мер безопасности личного состава на пожаре.

Обязанности начальника оперативного штаба см. БУПО.

Оперативный штаб располагается в месте, определенном РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается: днем – красным флагом с надписью «ШТАБ», ночью – красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

Руководитель тушения пожара и лица, входящие в состав оперативного штаба, должны иметь нарукавные повязки, а на пожарных касках личного состава, участвующего в тушении пожара, должны быть нанесены знаки различия.

Оперативный штаб, в соответствии с рекомендациями плана пожаротушения и с учетом складывающейся обстановки, через средства связи или связных отдает распоряжения подразделениям о путях подъезда к объекту, месте установки автомобилей на водоисточник, направлениях прокладки магистральных рукавных линий, а также о том, в распоряжения какого боевого участка поступают подразделения. Во всех случаях штаб ведет учет прибывающих сил и средств, фиксирует время прибытия, тип пожарного автомобиля и количество боевого расчета, а также боевой участок, где должно находиться это подразделение.

Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализируют.

Если подразделения получили распоряжение от штаба по радио, командиры докладывают в штаб по радиостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются сразу на водоисточники, в этом случае командиры подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить.

Важной задачей оперативного штаба является создание резерва сил и средств. Командиры подразделений резерва должны находиться при штабе вместе со связными, боевые расчеты – в автомобилях или сосредоточены в местах, определенных штабом.

Оперативный штаб, начальник тыла и командиры подразделений всегда должны стремиться использовать пожарную технику на полную ее мощность и добиваться высокой эффективности огнетушащих веществ.

Начальник оперативного штаба должен непрерывно вести разведку, анализировать информацию с боевых участков, тыла и докладывать РТП. При тушении пожаров в гражданских и промышленных зданиях, полученные сведения сопоставляются со сведениями администрации объекта о возможном поведении в условиях пожара технологического оборудования и конструкций здания.

Обязанность начальника штаба – всесторонне взвесить возможные последствия взрывов и обрушений, определить масштабы пожара и соответственно, изменение обстановки на пожаре. В экстремальных случаях НШ может принимать самостоятельное решение на введение резерва сил и средств, отход с позиций с последующим докладом РТП.

Начальник штаба организует на пожаре работу ГДЗС. С помощью администрации объекта штаб определяет возможность применения тех или иных средств тушения, способы защиты личного состава от воздействия опасных факторов пожара. Для эффективной работы состава штаб по анализу обстановки, выдаче распоряжений, производству расчетов в штабном автомобиле желательно использовать электронные счетные машины, диктофоны, набор приспособлений для нанесения схем и другую оргтехнику.

Оперативный штаб систематически информирует ЦУС об обстановке на пожаре, при необходимости НШ докладывает об обстановке руководителям УВД, местной администрации и т.п.

В случае прибытия на пожар старших начальников об обстановке их информирует начальник штаба или РТП. Через начальника тыла, представителей служб города и объекта штаб решает вопросы, связанные с бесперебойной подачей воды, пены и других огнетушащих веществ на пожар. Штаб проводит расчеты по определению потребности огнетушащих веществ, горюче-смазочных материалов (ГСМ), определяет способы и порядок дозаправки машин.

С помощью ГИБДД штаб обеспечивает перекрытие участков улиц или переулков для обеспечения своевременной расстановки на водоисточники пожарных машин; прокладки магистральных рукавных линий и обеспечения их сохранности. Обязанностью штаба является также выяснение причины пожара, оказания помощи органам дознания и следствия, прибывших на пожар, своевременное включение в работу пожарной лаборатории, сбор сведений о работе подразделений и т.п.

При пожарах на газовых и нефтяных скважинах, пожарах леса и торфопредприятий, метрополитена создаются специальные штабы или комиссии, в состав которых входят РТП, через свой оперативный штаб руководящий пожарной службой.

Рис 4. Схема управления и взаимодействия на пожаре при работе оперативного штаба.
Рис 4. Схема управления и взаимодействия на пожаре при работе оперативного штаба.

В задачи РТП и оперативного штаба входит организация морально-психологической работы с личным составом, принимающим участие в тушении, через начальников пожарных частей и их заместителей по работе с личным составом. Штаб включает их в активную деятельность на боевых участках, ориентирует их в обстановке для мобилизации личного состава на успешное выполнение боевых задач по спасанию людей, сохранению общественного личного имущества граждан от огня, порчи и расхищения.

Как было уже отмечено выше, непрерывность и работоспособность управления обеспечиваются устойчивостью средств связи на пожаре, без нее штаб не может эффективно контролировать изменение обстановки и ход боевых действий.

Для организации связи используются радиостанции, имеющиеся на пожарных автомобилях, переносные радиостанции, переговорные устройства, громкоговорящие усилительные установки, электромегафоны и средства телефонной связи.

Штаб организует на пожаре:

  • связь управления между РТП и командирами подразделений, между РТП и штабом, начальником тыла, начальником боевого участка;
  • связь взаимодействие между начальниками боевых участков (подразделений), обеспечивающая взаимодействие между боевыми участками или подразделениями;
  • связь информации между РТП, оперативным штабом и ЦУС или пунктами связи части (ПСЧ).

В условиях усложнения процесса управления подразделениями перечисленные традиционные формы, оставаясь по-прежнему необходимыми, приобретают новое содержание и дополняются новыми формами.

Наряду с качественной оценкой возможных планов боевых действий, сейчас все большее значение приобретает количественная оценка для обоснования решения.

Это открыло новые возможности для проведения количественного анализа и сравнения вариантов решения для формирования условий задач, т.е. для внедрения ее содержания в виде чисел, таблиц, формул, функциональных и вероятностных зависимостей, которые и могут служить основой для создания формализованных моделей боевых действий. Объективная необходимость автоматизации управления боевыми действиями обусловлена, прежде всего, неуклонным возрастанием потока информации на пожаре. Этот процесс – закономерное явление в результате сложности обстановки на пожаре современных производств, зданий и сооружений и как следствие масштабов операций – повышении темпов и детализации боевых действий, разных неожиданных изменений в обстановке. Опыт тушения пожаров, а также проведения пожарно-тактических учений показывают, что в ходе тушения пожара или учения в штаб поступает большая информация. Вместе с этим, высокая скоротечность и маневренность боевых действий сокращает время, выделяемое на обработку информации и принятие решения, ведет к быстрому «старению» информации.

Все это требует сокращения сроков сбора информации, ее переработки и передачи. Успешное разрешение такого объективного противоречия находится в прямой зависимости от широкого и умелого применения вычислительной и информационной техники.

Орган управления (РТП, штаб) не может дать однозначного ответа о необходимом количестве сил и средств по первичной обстановке, поэтому управление процессом тушения сложных пожаров должно осуществляться на базе научных методов принятия решения с привлечением информационной техники и ЭВМ. Применение ЭВМ необходимо для того, чтобы «поручить» машинам функции хранения всей информации, которая в настоящее время делается вручную (расчет сил и средств, варианты обстановки, различные рекомендации и т.п.), можно ставить эксперименты по решению на ЭВМ целых комплексных задач управления процессом тушения пожара, главным из которых должен быть поиск оптимального варианта решения, способствующего сокращению срока между прибытием подразделения на пожар и началом активного тушения. Одним из путей такого сокращения может быть предварительное прогнозирование возможной обстановки на пожаре, чем обеспечивается уменьшение времени поиска решения. Процесс прогнозирования возможной обстановки базируется на анализе с помощью ЭВМ массива статистических данных о пожарах, аналогичных прогнозируемому. При этом прогнозирование не должно заканчиваться предварительным прогнозом возможной обстановки пожара, его необходимо продолжать и в ходе поиска оптимального решения РТП, штаба.

Быстродействие ЭВМ обеспечивает «выдачу» прогноза в кратчайший срок, такое сочетание прогноза с последующим прогнозированием обстановки на пожаре и действий подразделений даст возможность существенно приблизить срок активных действий по тушению. Внедрение современных ЭВМ в практику оперативного управления не должно ограничиваться использованием машины для разработки оперативных документов, анализа различных материалов, учета сил и средств.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 3д ручка 3d pen 2 инструкция по применению на русском
  • Руководство как дать взятки
  • Манта айо плюс инструкция по применению
  • Ашваганда инструкция по применению таблетки взрослым дозировка
  • Разумный инвестор полное руководство по стоимостному инвестированию читать онлайн