Непосредственное руководство образовательным учреждением осуществляет

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом соответствующей образовательной организации.

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. К компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, помимо вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», относятся рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также иные вопросы, отнесенные уставом образовательной организации высшего образования к компетенции наблюдательного совета.

5.2. В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, формируются попечительские советы. Попечительский совет осуществляет рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции попечительского совета.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее — представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Структура и органы управления образовательной организацией

Схема структуры управления

Структура управления образовательного учреждения

Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с 

законодательством РФ и Уставом школы

 и строится на принципах единоначалия и самоуправления. 

Школьный коллектив, объединяющий учащихся и работников школы, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) 

и широкой общественностью. Формами самоуправления школы являются:Педагогический совет школы (состоящий из работников образовательного учреждения

 ), Общее собрание трудового коллектива ,ученическое самоуправление. Администрация представлена руководителем школы — директором, осуществляющим 

непосредственное руководство учреждением. Данная структура управления школой в полной мере отвечает принципам самоуправления и единоначалия и соблюдения, основных прав всех участников 

образовательного процесса. Администрация  учреждения в лице директора и заместителей прошла соответствующую аттестациюпо должности руководителей учреждения образования, курсовую подготовку и 

имеет необходимые удостоверения по безопасности организации труда. Учебно-воспитательный процесс в школе, в части организации учебных занятий, рассматривался через экспертизу учебного плана школы, образовательных программ, 

реализуемых школой, расписания учебных занятий, классных журналов инормативной документации педагогических работников школы.

Коллегиальные органы управления

  • 1. Педагогический совет  — высший орган самоуправления школы, решает вопрос, касающиеся качества знаний, умений и навыков учащихся, повышение квалификации учителей, их научно – педагогического и методического уровня. Проводиться не реже 4-х раз в год. Рассматривает и принимает решения по предложениям методическогосовета, касающихся развития образования в школе.

    ФИО руководителя органа управления   Лукьянова Ирина Борисовна

    Должность                                                              директор

  •  Положение о педагогическом совете
  • 2Методический Совет – постоянно действующий орган,  задачами которого являются:обеспечение условий для планомерной, организованной методической работы,анализа, коррекции и регулирования ее в течение всего учебного года; cозданиеэффективной системы методической работы, призванной обеспечить постоянный профессиональный и интеллектуальный рост педагогов и повышение качества образования. В состав МС входят: заместители директора по  УВР ВР,  руководители МО 

    ФИО руководителя органа управления   Крохмалева Оксана Анатольевна

    Должность                                                            заместитель  директора по УВР

  • Положение о методическом  совете
  •  3 Общее собрание трудового коллектива – регулирует трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками.

    ФИО руководителя органа управления   Ларионова Татьяна Викторовна

    Должность                                                              председатель профсоюзной организации

  • Положение о обшем собрании трудового коллектива
    4 Совет старшеклассников –
    осуществляет деятельность по всем направлениям воспитательной работы в школе, помогает в проведении всех внеклассных и общественных мероприятий, осуществляет шефство над начальной школой, способствует организации учебно-воспитательного процесса.

    ФИО руководителя органа управления    Вискова Татьяна Николаевна

    Должность                                                   

      заместитель  директора по ВР

  • Положение о совете старшеклассников
    6.  Родительский Комитет – оказывает помощь школе в учебно-воспитательной работе, пропаганде педагогических знаний среди родителей, осуществляет связь и взаимодействие между учителями и родителями, школой и семьей

    ФИО руководителя органа управления  Варлашова Мария Леонидовна

    Должность                                                             председатель родительского комитета школы

  • Положение о родительском комитете.

 Администрация школы:

Лукьянова Ирина Борисовна— директор, «Заслуженный учитель РФ», высшая квалификационная категория; 692200, Приморский край, Спасский район, с. Чкаловское, ул. Терешкевича, 55

Телефон: 8(42352)7-52-24

e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

адрес сайта http://www.chkalschool.ru

Крохмалёва Оксана Анатольевна— заместитель директора по учебно-воспитательной работе, высшая квалификационная категория;

692200, Приморский край, Спасский район, с. Чкаловское, ул. Терешкевича, 55

Телефон: 8(42352)7-52-24

e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

адрес сайта http://www.chkalschool.ru

Вискова Татьяна Николаевна— заместитель директора по воспитательной работе, первая квалификационная категория.

692200, Приморский край, Спасский район, с. Чкаловское, ул. Терешкевича, 55

Телефон: 8(42352)7-52-24

e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

адрес сайта http://www.chkalschool.ru

О филиалах:

  • Александровский филиал: 692201, Спасский район, с. Александровка, ул. Уборевича, 63-а; тел. 8(42352)7-34-80; mailto: 
    Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    адрес сайта https://www.aleksmouspk7.com/  ; директор —Шкляренко Юлия Васильевна

Положение о филиале

Исправление к положению

    • Зеленодольский филиал: 692208, Спасский р-н, с. Зеленодольское, ул. Школьная, 11-а; тел. 8(42352)7-54-96;  mailto: 
      Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
       ;

      адрес сайтаhttp://school-2055.narod.ru/ ;директор — Андриенко Надежда Николаевна

Положение о филиале

Исправление к положению

    • Свиягинский филиал: 692202, Спасский р-н, с. Свиягино, ул. Партизанская, 22; тел. 8(42352)7-63-67;  mailto: 
      Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
      ,
    •  адрес сайта http://sviyagino.com/ ; директор — Аксенова Елена Леонидовна

Положение о филиале

Исправление к положению

Главная

Сведения об образовательной организации

Структура и органы управления образовательной организацией


Структура и органы управления образовательной организацией

Структура управления, включая контактную информацию ответственных лиц. Органы государственно-общественного управления и самоуправления

Структура управления образовательного учреждения
Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Школьный коллектив, объединяющий учащихся и работников школы, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) и широкой общественностью. Формами самоуправления школы являются: Педагогический совет школы (состоящий из работников образовательного учреждения) , Общее собрание трудового коллектива, ученическое самоуправление. Из числа родителей избирается Попечительский Совет школы. В Уставе школы, в положениях «Положение о Попечительском совете школы», «Положение о педагогическом совете школы» четко определены прерогативы, полномочия различных органов самоуправления школой, а также разграничены полномочия между различными формами самоуправления школой и администрацией школы. Администрация представлена руководителем школы — директором, осуществляющим непосредственное руководство учреждением. Данная структура управления школой в полной мере отвечает принципам самоуправления и единоначалия и соблюдения, основных прав всех участников образовательного процесса. Администрация учреждения в лице директора и заместителей прошла соответствующую аттестацию по должности руководителей учреждения образования, курсовую подготовку и имеет необходимые удостоверения по безопасности организации труда. Учебно-воспитательный процесс в школе, в части организации учебных занятий, рассматривался через экспертизу учебного плана школы, образовательных программ, реализуемых школой, расписания учебных занятий, классных журналов и нормативной документации педагогических работников школы.

Коллегиальные органы управления
1. Педагогический совет  — высший орган самоуправления школы, решает вопросы, касающиеся качества знаний, умений и навыков учащихся, повышение квалификации учителей, их научно – педагогического и методического уровня. Проводиться не реже 4-х раз в год. Рассматривает и принимает решения по предложениям методического совета, касающихся развития образования в школе.
2. Попечительский Совет школы — действует на основании Положения о нём и созывается не реже 2 раз в год. Совет призван содействовать Школе в организации образовательного процесса, социальной защите обучающихся, обеспечении единых требований к обучающимся и воспитанникам, организации досуга, летнего отдыха и труда обучающихся. Из числа Совета школы избирается председатель.
3. Методический Совет – постоянно действующий орган, задачами которого являются: обеспечение условий для планомерной, организованной методической работы, анализа, коррекции и регулирования ее в течение всего учебного года; cоздание эффективной системы методической работы, призванной обеспечить постоянный профессиональный и интеллектуальный рост педагогов и повышение качества образования. В состав МС входят: заместители директора по УВР ВР, руководители МО учителей начальных классов, естественно-математического цикла, гуманитарного цикла.
4. Общее собрание трудового коллектива – регулирует трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками.
5. Ученический Совет – осуществляет деятельность по всем направлениям воспитательной работы в школе, помогает в проведении всех внеклассных и общественных мероприятий, осуществляет шефство над начальной школой, способствует организации учебно-воспитательного процесса.
6. Родительский Комитет – оказывает помощь школе в учебно-воспитательной работе, пропаганде педагогических знаний среди родителей, осуществляет связь и взаимодействие между учителями и родителями, школой и семьей.

Управленческая система ОУ представлена следующим образом:
Распределение административных обязанностей в педагогическом коллективе.
Директор осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы в соответствии с ее Уставом и законодательством РФ. Определяет структуру управления школой, должностные обязанности работников. Координирует деятельность всех подчиненных структур и их руководителей: Зам. директоров, социальную защиту учащихся и охрану детства, преподаватель-организатор ОБЖ, зав. библиотекой. Директор школы обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество всех внутренних структур с органами местного самоуправления и вышестоящими органами.

Формы координации деятельности аппарата управления ОУ:
— Педагогический совет (анализ работы, диагностика, корректировка результатов, решение, выполнение решений)
— Совещание при директоре
— Планы работы (годовой, на четверть, на неделю всех подструктур, ВШК)
— Приказы и распоряжения ОУ.

Организационная структура управления
Организация управленческой деятельности в школе осуществляется на основе демократизации процессов управления, сочетания управления и самоуправления, исходя из задач, поставленных перед администрацией и коллективом школы. Организационная структура управляющей системы школы состоит из четырех уровней управления.

Первый уровень:
Директор как главное административное лицо, осуществляющее непосредственное руководство школой и несущее персональную ответственность за все, что делается в школе всеми субъектами управления. На этом же уровне находятся коллегиальные и общественные органы управления:

Попечительский Совет школы — коллегиальный орган управления. Занимается определением основных направлений развития общеобразовательного учреждения. Содействует в реализации и защите прав и законных интересов участников образовательного процесса. Совет способствует созданию оптимальных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса.

Педагогический совет – высший орган педагогического самоуправления, членами которого являются все учителя и воспитатели школы, а председателем – директор. На своих заседаниях педсовет рассматривает сложные педагогические и методические вопросы, проблемы организации учебно-воспитательного процесса, определяет порядок промежуточной и итоговой аттестации учащихся;

Общее собрание трудового коллектива – высший орган трудового коллектива, на котором обсуждается и принимается Устав школы, обсуждаются и принимаются «Правила внутреннего распорядка», принимается решение о необходимости заключения коллективного договора его последующее утверждение и т.п.

Второй уровень – заместители директора школы по УВР, воспитательной работе, АХЧ, педагоги-организаторы внеклассной работы, социальный педагог, организатор ОБЖ и органы, входящие в сферу влияния каждого из членов организации: методический совет, аттестационная комиссия, совет по профилактике правонарушений, комиссия по доплатам и надбавкам. Через этих членов школьной администрации директор осуществляет опосредованное руководство школьной системой.

Третий уровень – классные руководители, воспитатели педагоги дополнительного образования, руководители школьных методических объединений и творческих групп, которые, с одной стороны, выполняют организационно-управленческие функции, взаимодействие с органами общественного управления и самоуправления, а также с родителями, а с другой стороны, осуществляют контроль и самоконтроль изменений в учебно-воспитательном процессе и формируют, и развивают деловые качества учащихся. Руководство на этом уровне часто совпадает с лидерством, влияние которого шире по значению и богаче по содержанию, чем обычное управленческое влияние.

Четвертый уровень – учащиеся, органы ученического самоуправления в классах, члены кружков. Участие учащихся в управляющей системе школы и класса обеспечивает формирование и развитие организаторских способностей и деловых качеств личности.

Функциональные обязанности каждого члена администрации четко определены, что помогает им проявлять самостоятельность при принятии управленческих решений, повышает ответственность за свою деятельность.

Есть все основания утверждать, что в школе сложилась управленческая команда с довольно высоким уровнем профессионализма, владеющая вариативными технологиями управленческой деятельности, довольно эффективно сотрудничающая с учащимися, родителями, работниками школы и общественностью, которые привлекаются к управлению школой в рамках различных структур, обеспечивающих режим функционирования и развития школы.

С целью осуществления связей в структуре управляющей системы: педагогический совет (первый уровень) рассматривает наиболее актуальные проблемы, методический совет (второй уровень) рассматривает реализацию и выбор средств для решения выявленных проблем, а методические объединения (третий уровень) – конкретизируют решение этих проблем в преподавании учебных предметов.

В основе принятия управленческих решений лежат результаты внутришкольного контроля, в системе которого выделяются два направления:
1. Учебно-воспитательный процесс:
— контроль за выполнением программы всеобуча
— контроль за состояние преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и достижения государственного стандартаобразования;
— контроль за реализацией права учащихся на получение образования;
— контроль за состоянием трудового воспитания и профориентации учащихся;
— контроль за качество знаний, умений и навыков учащихся;
— контроль за внеклассной работой по предметам;
— контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе.

2. Педагогические кадры:
— контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов;
— контроль за работой методических объединений;
— контроль за выполнением решений педагогических и методических объединений;
— контроль за самообразованием учителей;
— контроль за состоянием методической работы;
— контроль за повышением квалификации учителей.

Основным субъектом отношений, возникающих
при организации и осуществлении
образовательного процесса, является
образовательное учреждение. Законодательство
закрепляет принцип самостоятельности
образовательного учреждения в решении
целого ряда вопросов, например, в
осуществлении образовательного процесса,
подборе и расстановке кадров, научной,
финансовой, хозяйственной и иных сферах
деятельности.

Полномочия образовательного учрежденияможно разделить на несколько групп, в
зависимости от того, в какой сфере они
осуществляются

1. Полномочия в области финансового и
материального обеспечения образовательного
процесса
. Образовательное учреждение
в пределах собственных финансовых
средств осуществляет материально-техническое
обеспечение и оснащение образовательного
процесса, оборудование помещений в
соответствии с государственными и
местными нормами и требованиями. Оно
может привлекать также дополнительные
источники финансовых и материальных
средств, в том числе банковские кредиты
и ежегодно должно отчитываться перед
учредителем и общественностью о
поступлении и расходовании финансовых
и материальных средств.

2. Полномочия в области кадрового
обеспечения образовательного процесса.
Образовательное учреждение устанавливает
структуру управления, утверждает штатное
расписание, распределяет должностные
обязанности, осуществляет подбор, прием
на работу и расстановку кадров, несет
ответственность за уровень их квалификации;
устанавливает ставки заработной платы
и должностных окладов работников в
пределах собственных финансовых средств,
а также надбавки и доплаты к должностным
окладам, порядок и размеры премирования.

3. Полномочия по организационно-методическому
обеспечению образовательного процесса.
Образовательное учреждение самостоятельно
осуществляет образовательный процесс
в соответствии с уставом, лицензией и
свидетельством о государственной
аккредитации. Для этого оно разрабатывает
и утверждает компонент образовательного
учреждения государственного
образовательного стандарта общего
образования, образовательные программы
и учебные планы, рабочие учебные программы
курсов и дисциплин, годовые календарные
учебные графики. Оно осуществляет выбор
учебников из утвержденных федеральных
перечней учебников, рекомендованных
или допущенных к использованию в
образовательном процессе, проводит
текущий контроль успеваемости и
промежуточную аттестацию обучающихся,
организует и совершенствует методическое
обеспечение учебного процесса, содействует
деятельности учительских (педагогических)
и методических объединений.

4. Нормотворческие полномочия
образовательного учреждения
реализуются
им при разработке и принятии локальных
нормативных актов, необходимых для
организации его деятельности, в первую
очередь – образовательного процесса.
К числу таких актов относятся устав
образовательного учреждения, правила
внутреннего распорядка и др.

5. Полномочия по формированию контингента
обучающихся и реализации их прав в
области образования
. Образовательное
учреждение, как правило, самостоятельно
формирует контингент обучающихся
(воспитанников) в пределах оговоренной
лицензией квоты, осуществляет контроль
за своевременным предоставлением
отдельным категориям обучающихся
дополнительного материального обеспечения
и льгот; обеспечивает надлежащие условия
содержания воспитанников (в образовательном
учреждении интернатного типа); создает
условия для работы подразделений
организаций общественного питания и
медицинских учреждений, обеспечивает
контроль за их работой в целях охраны
и укрепления здоровья обучающихся и
работников образовательного учреждения.

Для надлежащего осуществления указанных
полномочий необходимо формирование
структуры управления образовательным
учреждением, которая позволяла бы
добиваться намеченных целей и была бы
эффективна.

Основные принципы организации управления
образовательным учреждением закреплены
в Законе об образовании. Особенности
структуры управления, характерной для
образовательных учреждений того или
иного типа, устанавливаются в Типовых
положениях о них. И, наконец, управление
конкретным образовательным учреждением
осуществляется органами, которые
формируются в соответствии с его Уставом.

Закон разграничивает управление
государственными (муниципальными) и
негосударственными образовательными
учреждениями. Управление государственными
и муниципальными образовательными
учреждениями
строится на принципах
единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления являются совет
образовательного учреждения, попечительский
совет, педагогический совет, общее
собрание и др. Порядок формирования
совета образовательного учреждения
фиксируется в Уставе, а для учреждений
среднего профессионального и высшего
профессионального образования – в
Типовых положениях о них. Например, в
состав совета среднего специального
учебного заведения входят директор или
начальник (по должности), а также
представители всех категорий работников,
обучающихся, заинтересованных организаций,
избранные на общем собрании или
конференции учреждения. Срок полномочий
совета не может превышать 5 лет. По
требованию не менее половины членов
совета, как и в других случаях,
предусмотренных уставом, могут проводиться
досрочные выборы. Ученый совет вуза
является выборным представительным
органом. В его состав входят ректор,
проректоры, а также по решению ученого
совета – деканы факультетов. Остальные
члены совета избираются на общем собрании
(конференции) вуза путем тайного
голосования. Количественный состав
ученого совета определяется уставом
вуза. Нормы представительства в ученом
совете от структурных подразделений
и обучающихся определяются ученым
советом. Они считаются избранными, если
за них проголосовало не менее 50 %
присутствующих на собрании при наличии
не менее двух третей списочного состава
делегатов. Состав ученого совета вуза
объявляется приказом ректора. Срок
полномочий ученого совета вуза не может
превышать 5 лет.

В уставах вузов порядок избрания ученых
советов, а также их полномочия определяются
более четко. Так, например, в соответствии
с Уставом Омского государственного
университета (ОмГУ) общее руководство
университетом осуществляет ученый
совет в количестве 50 человек, в который
входят по должности ректор, являющийся
председателем ученого совета, и
проректоры, а остальные члены совета
избираются на конференции работников
и обучающихся путем тайного голосования.
Нормы представительства от структурных
подразделений и от обучающихся определяет
сам ученый совет. Срок полномочий ученого
совета составляет 5 лет. Возможны
досрочные выборы его членов (по требованию
не менее половины членов совета, в случае
выбытия из его состава более одной трети
членов и т. д.). Ученый совет рассматривает
наиболее важные вопросы деятельности
вуза. Он утверждает правила приема ,
предлагает для рассмотрения Минобразования
план и структуру приема обучающихся в
университет, принимает решение о
создании, реорганизации, ликвидации и
переименовании факультетов, кафедр и
других структурных подразделений, а
также об открытии новых направлений
или специальностей подготовки. В
полномочия совета входят также утверждение
тематических планов научно-исследовательских
работ, проведение конкурсного отбора
научно-педагогических работников
подразделений, не имеющих ученого
совета, лиц, впервые участвующих в
конкурсном отборе на замещение должности
профессора.

Работа ученого совета осуществляется
в соответствии с принимаемым им
Регламентом. Решения ученого совета
подписываются ректором. Решения
нормативного характера вступают в силу
после их официального опубликования в
газете «Омский университет» в
соответствующие сроки, иные решения –
после подписания ректором.

В образовательных учреждениях могут
создаваться и другие органы самоуправления.
Например, в учреждениях среднего или
высшего профессионального образования
это могут быть учебно-методические
советы
, которые в первую очередь
занимаются вопросами методического
обеспечения учебного процесса, принимают
решения об издании учебных пособий и
иных учебно-методических материалов,
обсуждают ученые планы и образовательные
программы. В вузах большая роль отводится
такженаучно-техническим советам,
которые координируют научно-исследовательскую
работу факультетов и кафедр, контролируют
деятельность по подготовке научных и
научно-педагогических кадров и т. д.

В последние годы в большинстве
образовательных учреждений были созданы
попечительские советы, деятельность
которых направлена на совершенствование
деятельности учреждения, привлечение
дополнительных финансовых ресурсов,
решение других насущных проблем.
Положение о попечительской совете
образовательное учреждение разрабатывает
и принимает самостоятельно. За основу
при этом можно брать примерные положения.
Так, Примерное положение о попечительском
совете общеобразовательного учреждения
было утверждено постановлением
Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. В
его состав могут входить как участники
образовательного процесса, так и иные
лица, заинтересованные в совершенствовании
деятельности и развитии образовательного
учреждения. Члены попечительского
совета осуществляют свои полномочия
на безвозмездной основе. Совет содействует
привлечению внебюджетных средств,
улучшению условий труда педагогических
и иных работников, организации конкурсов,
массовых мероприятий, совершенствованию
материально-технической базы и т. д.
Примерное положение о попечительском
совете общеобразовательной школы-интерната,
образовательного учреждения для
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, было рекомендовано
в качестве образца письмом Минобразования
от 27 марта 1996 г. Попечительским советам
этих учреждений предоставлены более
широкие полномочия по созданию условий
обучения и быта для воспитанников,
содействию их трудоустройству после
окончания учреждения и получения ими
дополнительного образования.

Отдельные формы самоуправления в
образовательных учреждениях общего и
профессионального образования могут
различаться между собой. Например, для
общеобразовательного учреждения
характерно так называемое «раздельное»
самоуправление педагогов, учащихся, а
также родителей или иных законных
представителей обучающихся. В частности,
органами педагогического самоуправленияявляются педагогический совет школы,
методический совет (объединение).
Структураученического самоуправления
в школе
может включать в себя школьное
ученическое собрание как высший орган
самоуправления. Оно собирается по мере
необходимости, но не реже одного раза
в год в составе учащихся 5-11 классов и
решает наиболее важные вопросы (формирует
органы самоуправления учащихся,
рассматривает и утверждает локальные
нормативные акты, регламентирующие
внутреннюю деятельность учащихся в
коллективе и др.). Решения школьного
собрания (или конференции) принимаются
большинством голосов. Заседания и
собрания правомочны, если в них участвует
не менее половины членов коллектива
или делегатов. Решения школьного собрания
должны быть обязательны для учащихся.
Отменить или изменить их может только
само собрание, в том же порядке, в котором
они были приняты. В период между собраниями
высшим органом ученического самоуправления
является школьный ученический совет,
который координирует деятельность всех
органов и объединений учащихся школы,
поддерживает дисциплину и порядок в
школе, организует соревнование между
классами и т. д. По аналогичной схеме
строится самоуправление в классах
(классное собрание, совет класса, староста
класса и др.). В нынешних условиях трудно
переоценить роль родительского
самоуправления в организации деятельности
школы, в учебно-воспитательном процессе.
Органамиродительского самоуправленияявляются школьное и классное родительские
собрания, школьный и классный родительские
комитеты. Органы родительского
самоуправления участвуют в обеспечении
благоприятных условий организации
учебного процесса, в организации питания,
внеклассной работы с детьми, тем самым
оказывая весомую поддержку педагогическому
коллективу67.

Если названные выше структуры представляют
собой органы самоуправления отдельных
участников образовательного процесса,
то общешкольное собрание, совет школы,
общеклассное собрание и классный совет
являются органами совместного
управления
, «соуправления». Они
призваны обеспечивать достижения
компромисса, выработку и принятие
согласованных решений, соответствующих
интересам всех участников
учебно-воспитательного процесса. К
сожалению, органы школьного самоуправления
создаются и действуют не во всех школах.
Поэтому представляется целесообразной
разработка Министерством образования
методических рекомендаций по организации
самоуправления в общеобразовательных
учреждениях, которые могли бы применяться
на практике.

Непосредственное управление государственным
или муниципальным образовательным
учреждением осуществляет директор
(заведующий, ректор)
или иной
руководитель. Он может быть избран
коллективом самостоятельно или после
согласования кандидатуры с учредителем,
либо с ее последующим утверждением
учредителем. Руководитель учреждения
также может быть назначен учредителем
с предоставлением совету образовательного
учреждения права вето либо без такового
или нанят учредителем. В гражданских
вузах назначение ректоров не допускается.
Руководителям запрещается совмещение
двух руководящих должностей внутри
образовательного учреждения или вне
его. Кроме того, должностные обязанности
руководителей образовательных учреждений
не могут исполняться по совместительству.

Так, согласно Уставу Омского государственного
университета, непосредственное управление
университетом осуществляет ректор,
избираемый на 5 лет тайным голосованием
на конференции работников и обучающихся
по результатам обсуждения программ
претендентов. Избранным считается лицо,
за которое проголосовали более половины
присутствующих на конференции делегатов.
Должность ректора может замещаться
лицом, не достигшим 65 лет. По представлению
ученого совета университета Министерство
образования вправе продлить срок
пребывания в должности ректора до
достижения им возраста 70 лет.

По аналогичной схеме осуществляется в
высших учебных заведениях управление
факультетом (совет факультета и декан)
и кафедрой (заседание кафедры и заведующий
кафедрой). Эти вопросы могут регулироваться
в Положениях о факультете и о кафедре,
которые разрабатываются и принимаются
вузом самостоятельно.

Руководство негосударственным
образовательным учреждением
осуществляет непосредственно сам
учредитель или, по его поручению,
попечительский совет, им формируемый.
Правомочия попечительского совета и
схема внутреннего управления, процедура
назначения или выборов руководителя
определяются по согласованию с коллективом
и фиксируется в уставе.

Вопросы для контроля

  1. Составьте схему, отражающую взаимодействие
    органов управления образованием.

  2. Как разграничиваются полномочия
    Российской Федерации и ее субъектов в
    области образования?

  3. Существуют ли различия в порядке
    лицензирования образовательной и
    других видов деятельности?

  4. В каком порядке осуществляется аттестация
    образовательных учреждений?

  5. Является ли государственная аккредитация
    обязательной процедурой для
    образовательного учреждения?

  6. Что такое общественная аккредитация
    и в чем ее значение?

  7. Чем отличается управление государственным
    (муниципальным) образовательным
    учреждением от управления негосударственным
    образовательным учреждением?

Тема 4

Экономика системы образования

План

  1. Финансирование образовательных
    учреждений

  2. Отношения собственности в системе
    образования.

  3. Платные образовательные услуги и
    предпринимательская деятельность
    образовательных учреждений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Главная

Сведения об образовательной организации

Структура и органы управления образовательной организацией


Структура и органы управления образовательной организацией

Структура управления образовательного учреждения
Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Школьный коллектив, объединяющий учащихся и работников школы, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) и широкой общественностью. Формами самоуправления школы являются: Педагогический совет школы (состоящий из работников образовательного учреждения), Общее собрание трудового коллектива, ученическое самоуправление. В Уставе школы, в положениях «Положение о педагогическом совете школы», «Положение об общем собрании трудового коллектива» четко определены прерогативы, полномочия различных органов самоуправления школой, а также разграничены полномочия между различными формами самоуправления школой и администрацией школы. Администрация представлена руководителем школы — директором, осуществляющим непосредственное руководство учреждением. Данная структура управления школой в полной мере отвечает принципам самоуправления и единоначалия и соблюдения, основных прав всех участников образовательного процесса. Администрация учреждения в лице директора и заместителей прошла соответствующую аттестацию по должности руководителей учреждения образования, курсовую подготовку и имеет необходимые удостоверения по безопасности организации труда. Учебно-воспитательный процесс в школе, в части организации учебных занятий, рассматривался через экспертизу учебного плана школы, образовательных программ, реализуемых школой, расписания учебных занятий, классных журналов и нормативной документации педагогических работников школы.

Коллегиальные органы управления
1. Общее собрание трудового коллектива – высший коллегиальный орган управления школы рассматривает и обсуждает вопросы стратегии развития школы, регулирует трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками. Проводиться не реже 1-ого раза в год
2. Совет Школы – осуществляет общее руководство деятельностью школы. Проводиться не реже 2-х раз в год.

3.  Педагогический совет  — осуществляет общее руководство образовательным процессом, решает вопросы, касающиеся качества знаний, умений и навыков учащихся, повышение квалификации учителей, их научно – педагогического и методического уровня. Рассматривает и принимает решения, касающихся развития образования в школе. Проводиться не реже 4-х раз в год.

Управленческая система ОУ представлена следующим образом:
Распределение административных обязанностей в педагогическом коллективе.
Директор осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы в соответствии с ее Уставом и законодательством РФ. Определяет структуру управления школой, должностные обязанности работников. Координирует деятельность всех подчиненных структур и их руководителей: Зам. директоров, социальную защиту учащихся и охрану детства, преподаватель-организатор ОБЖ, зав. библиотекой. Директор школы обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество всех внутренних структур с органами местного самоуправления и вышестоящими органами.
Формы координации деятельности аппарата управления ОУ:
 — Педагогический совет (анализ работы, диагностика, корректировка результатов, решение, выполнение решений)
-Совещание при директоре
 — Планы работы (годовой, на четверть, на неделю всех подструктур, ВШК)
-Приказы и распоряжения ОУ.

Организационная структура управления
Организация управленческой деятельности в школе осуществляется на основе демократизации процессов управления, сочетания управления и самоуправления, исходя из задач, поставленных перед администрацией и коллективом школы. Организационная структура управляющей системы школы состоит из четырех уровней управления.
Первый уровень:
Директор как главное административное лицо, осуществляющее непосредственное руководство школой и несущее персональную ответственность за все, что делается в школе всеми субъектами управления. На этом же уровне находятся коллегиальные и общественные органы управления:
Педагогический совет – высший орган педагогического самоуправления, членами которого являются все учителя и педагогические работники школы, а председателем – директор. На своих заседаниях педсовет рассматривает сложные педагогические и методические вопросы, проблемы организации учебно-воспитательного процесса, определяет порядок промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
Общее собрание трудового коллектива – высший орган трудового коллектива, на котором обсуждается и принимается Устав школы, обсуждаются и принимаются «Правила внутреннего распорядка», принимается решение о необходимости заключения коллективного договора его последующее утверждение и т.п.

Второй уровень – заместители директора школы по УВР, воспитательной работе, АХЧ, социальный педагог, организатор ОБЖ и органы, входящие в сферу влияния каждого из членов организации: аттестационная комиссия, совет по профилактике правонарушений. Через этих членов школьной администрации директор осуществляет опосредованное руководство школьной системой.

Третий уровень – классные руководители, руководители школьных методических объединений и творческих групп, которые, с одной стороны, выполняют организационно-управленческие функции, взаимодействие с органами общественного управления и самоуправления, а также с родителями, а с другой стороны, осуществляют контроль и самоконтроль изменений в учебно-воспитательном процессе и формируют, и развивают деловые качества учащихся. Руководство на этом уровне часто совпадает с лидерством, влияние которого шире по значению и богаче по содержанию, чем обычное управленческое влияние.

Четвертый уровень – учащиеся, органы ученического самоуправления в классах, члены кружков. Участие учащихся в управляющей системе школы и класса обеспечивает формирование и развитие организаторских способностей и деловых качеств личности.
Функциональные обязанности каждого члена администрации четко определены, что помогает им проявлять самостоятельность при принятии управленческих решений, повышает ответственность за свою деятельность.
Есть все основания утверждать, что в школе сложилась управленческая команда с довольно высоким уровнем профессионализма, владеющая вариативными технологиями управленческой деятельности, довольно эффективно сотрудничающая с учащимися, родителями, работниками школы и общественностью, которые привлекаются к управлению школой в рамках различных структур, обеспечивающих режим функционирования и развития школы.
С целью осуществления связей в структуре управляющей системы: педагогический совет (первый уровень) рассматривает наиболее актуальные проблемы, реализацию и выбор средств для решения выявленных проблем, а методические объединения (второй уровень)– конкретизируют решение этих проблем в преподавании учебных предметов.

В основе принятия управленческих решений лежат результаты внутришкольного контроля, в системе которого выделяются два направления:
1.Учебно-воспитательный процесс:
 — контроль за выполнением программы всеобуча
 — контроль за состояние преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и достижения государственного стандарта образования;
 — контроль за реализацией права учащихся на получение образования;
 — контроль за состоянием трудового воспитания и профориентации учащихся;
 — контроль за качество знаний, умений и навыков учащихся;
 — контроль за внеклассной работой по предметам;
 — контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе.
2.Педагогические кадры:
 — контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов;
 — контроль за работой методических объединений;
 — контроль за выполнением решений педагогических и методических объединений;
 — контроль за самообразованием учителей;
 — контроль за состоянием методической работы;
 — контроль за повышением квалификации учителей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал на русском honda cb600f
  • Иммуноглобулин человеческий свечи инструкция по применению
  • Корди кор инструкция по применению цена отзывы
  • Руководство по разборке сборке тракторов
  • Poy sian инструкция на русском языке