Некрасов руководство современником

Созданный Пушкиным в 1836 г. журнал в
течение 1837 г выходил раз в три месяца.
После смерти поэта по одному номеру
журнала выпустили Вяземский, Краевский,
В. Ф. Одоевский и. Плетнев. В 1838 г. его
постоянным редактором стал проф спбгу
П. А. Плетнев. Под его руководством журнал
не сумел выдержать ни направления, ни
периодичности. Тираж журнала не превышал
300-400 экземпляров, а к 1846 г. имел всего
233 подписчика. К этому времени ближайшие
соратники В.Г. Белинского по «Отечественным
запискам» Н. А. Некрасов и И. И. Панаев
твердо решили создать собственный
журнал. но с 1836 г. в России частным лицам
запрещалось издание новых научно-литературных
журналов. Поэтому Некрасов и Панаев
обратились к Плетневу отдать им
«Современник» в аренду на очень выгодных
для бывшего редактора условиях.

В октябре 1846 г. был составлен
арендный договор и «Современник»
фактически перешел в руки Некрасова и
Панаева. Решено было пригласить на
должность редактора А. В. Никитенко. Это
был тактический ход, так как Белинский,
для которого, собственно, и предпринималось
новое издание, ни при каких условиях не
мог быть редактором, из-за цензуры. А.
В. Никитенко был профессором СПбгу и
работал в Петербургском цензурном
комитете, отличаясь лояльным по отношению
к властям поведением, имел довольно
обширные связи как в среде чиновничества,
так и среди литераторов. Став официальным
редактором «Современника», Никитенко
надеялся повлиять на его направление,
однако издатели журнала Некрасов и
Панаев сделали все для того, чтобы его
фактическим руководителем стал В. Г.
Белинский. Начиная с 1847 г. содержание
каждой книжки журнала форми-ровалось
при его непосредственном участии.

В течение 1847–1848 гг., когда Никитенко
подписывал журнал, он почти не вмешивался
в дела редакции, и идейным руководителем
«Современника» был Белинский. Некрасов
и Панаев не предпринимали ни одного
шага в журнальных делах без ведома и
совета Белинского, а при обсуждении
литературных материалов голос его
всегда был решающим.

Самую серьезную помощь оказал
«Современнику» Герцен. Он передал
редакции роман «Кто виноват?», первая
часть которого печаталась в «Отечественных
записках», а его жена оказала Некрасову,
нуждавшемуся в средствах для приобретения
журнала, денежную помощь.

Боткин, Кавелин, Грановский и другие
согласились сотрудничать в «Современнике»,
но не хотели покидать «Отечественные
записки». Направление «Отечественных
записок» начало изменяться, а скоро
журнал совсем утратил традиции Белинского
и стал бесцветным изданием
умеренно-либерального характера.
«Современник» же, превращенный в орган
революционно-демократического
направления, сделался поистине лучшим
журналом сороковых годов.

Первый номер преобразованного
«Современника» вышел в свет 1 января
1847 г.

Новый «Современник» взял
лучшее из практики «Отечественных
записок». Прежде всего, до 25 листов был
увеличен объем издания. На титуле
«Современника» значилось: «Литературный
журнал», и теперь подписчики в качестве
приложения могли получать лучшие
отечественные и зарубежные литературные
произведения. Кроме того, дважды в год
выдавались полные библиографические
списки всех выходящих в России книг. За
счет этого удалось разгрузить отдел
«Библиография», который было решено
объединить с отделом «Критика». «Критика»
предполагала более или менее основательный
разбор произведений, а в библиографическом
разделе часто использовался жанр
рецензии-аннотации.

Основные отделы: «Словесность», «Науки
и художества», «Критика и библиография»,
«Смесь», «Моды». Лицо и направление
«Современника» в первую очередь
определялось отделом «Словесность»,
где тон задавали «русские повести с
гоголевским направлением» — Записки
охотника Тург, повесть А. Григоровича
«Антон-Горемыка», очерки А. И. Гончарова,
«Сорока-воровка» А. И. Герцена. +
«Обыкновенная история» Гончарова,
повесть Дружинина «Полинька Сакс»,
стихи Некрасова (среди них – «Тройка»,
«Псовая охота», «Еду ли ночью…»), Огарева,
Майкова, переводы из Шиллера, Гете, Жорж
Санд, Диккенса и др.

Основную задачу литературы
Белинский видел в «сближении с жизнью».
Обращаясь к произведениям писателей
«натуральной школы», он подчеркивал,
что они «воспроизводят жизнь и
действительность в их истине».

На очень высоком уровне стояли в
«Современнике» литературная критика
и библиография. Этим журнал был обязан
Белинскому, который поместил в нем
«Взгляд на русскую литературу 1846 года»,
«Взгляд на русскую литературу 1847 года»,
«Ответ «Москвитянину», «Выбранные места
из переписки с друзьями» Николая Гоголя»
и ряд других статей и рецензий. Они
определили не только художественные,
но и политические позиции «Современника»,
сыграли большую роль в развитии русской
литературы и общественной мысли.

Значительное место занимали в
«Современнике» статьи по вопросам
науки. Со статьями, рецензиями, заметками
на исторические темы выступали Кавелин,
С. Соловьев, Грановский и др. Статья
Кавелина «Взгляд на юридический быт
древней Руси» вызвала острую полемику
со славянофилами. Большой интерес
представляют политико-экономические
работы Милютина о книге Бутовского
«Опыт о народном богатстве, или началах
политической экономии» и о Мальтусе и
его противниках. Нередко в «Современнике»
появлялись статьи и рецензии по общим
проблемам естествознания. В журнале
были помещены работы о физиологии,
космосе, растениях, по географии,
астрономии, зоологии, химии

Обратили на себя внимание читателей
статьи Н. Сатина «Ирландия», «Парижские
письма» Анненкова, «Письма об Испании»
Боткина.

Отдел Смесь: включал статьи и заметки,
касающиеся социально-экономических и
политических вопросов внутренней и
международной жизни. Здесь можно найти
статьи, направленные против крепостничества
и капиталистического строя, заметки,
проводившие идеи социализма, полемические
выступления против реакционных журналов,
против славянофилов. Здесь постоянно
помещались «Современные заметки» и
фельетоны Нового поэта (Панаева), а
иногда и небольшие по объему художественные
произведения (например, первый рассказ
из «Записок охотника» – «Хорь и Калиныч»,
1847, №1). Кроме Некрасова и Панаева, в
отделе «Смесь» принимали активное
участие экономист А. Заблоцкий-Десятовский,
статистик и специалист по вопросам
торговли и промышленности Г. Небольсин,
химик П. Ильенков и др.

Отдел Моды. Панаев напечатал в нем «опыт
великосветского романа в двух частях»
под заглавием «Великая тайна одеваться
к лицу» – произведение, которое
одновременно знакомило с модами и
пародировало жанр салонной беллетристики.
Позднее журнал знакомил читателя с
модами посредством «Переписки между
петербуржцем и провинциалом» (1848, №8–10)
и «Писем столичного друга к провинциальному
жениху» (1848, №11–12). Автором последних
был И.А. Гончаров, скрывшийся под
псевдонимом «А. Чельский».

В практике «Современника»
реализовалось теоретическое положение
критика о необходимости единого
направления издания — интерес журнала
к общественным проблемам

В 1847 г. Герцен уехал за границу.
Он имел возможность лично познакомиться
с предреволюционной Францией, наблюдать
ее политическую жизнь. Свои впечатления
он и изложил в цикле очерков «Письма из
Avenue Marigny». Это произведление содержало
резкую критику буржуазии, буржуазной
республики. Герцен подчеркивал хищнический
характер этого класса, своекорыстие и
алчность, отсутствие идеалов.

Пережив глубокий духовный
кризис после революции 1848 г., Герцен
обратился к теории «русского социализма».
Но, тем не менее, уже в «Письмах из Avenue
Marigny» он фиксирует внимание читателя
на ключевой проблеме общественного
развития — историческом противостоянии
основных классов общества, капиталистов
и рабочих.

Общественная позиция «Современника»
— антикрепостничество. Эти идеи буквально
пронизывали все публикации журнала,
даже те, которые шли под рубрикой
«Современные заметки» в отделе «Смесь»
и, как правило, представляли собой
небольшие но объему материалы на разные
темы.

«Современник» выделялся
среди других изданий определенностью
своих оценок, разнообразием содержания,
четкостью структуры, талантливыми и
оригинальными формами подачи материала.
Даже такой отдел, как «Моды», выглядел
необычно по сравнению с таким же отделом
в других журналах. Кроме привычных
картинок с пояснениями здесь печатались
и беллетристические произведения. Порой
они пародировали стиль «великосветского
романа» (напрмер, «Великая тайна одеваться
к лицу» И. Панаева) или использовали
форму переписки (например, «Письма
столичного друга к провинциальному
жениху» А. Чельского — псевдоним И.
Гончарова). Продуманная редакционная
политика «Современника», направлявшаяся
Белинским, усилия Некрасова и Панаева,
приложенные ими для привлечения лучших
авторов, позволили журналу стать лидером
журнального мира России.

Вместе с ростом популярности
усиливалось давление со стороны цензуры.
Особое внимание привлекали обзоры
Белинского, статьи В. А. Милютина, да и
в целом направление журнала. В мае 1848
г. умер Белинский, в этом же году в связи
с событиями французской революции
ужесточились цензурные притеснения
журнала, и Некрасову как главному
руководителю пришлось приложить немало
сил и умения, чтобы провести свое издание
через все рифы изменившейся политической
обстановки «мрачного семилетия», как
современники называли периоде 1848 по
1855 г.

По своему направлению «Современник»
при Белинском был журналом
революционно-демократическим. Он идеи
революционной борьбы с крепостничеством,
самодержавием и религией. Письмо
Белинского к Гоголю было подлинной
программой «Современника».

В журнале были помещены статьи и заметки,
доказывающие невыгодность крепостного
труда, пагубное влияние крепостного
права на народное хозяйство России,
необходимость развития торговли и
промышленности, железных дорог и
пароходства в стране. Понимая
прогрессивность капитализма по сравнению
с крепостничеством, они видели и коренные
пороки буржуазного строя. В «Записках
доктора Крупова» и «Письмах из Avenue
Marigny» Герцен подверг беспощадной критике
не только крепостничество в России, но
и буржуазный строй Западной Европы.

«Современник» пропагандировал
социалистическое устройство общества.
Белинский во «Взгляде на русскую
литературу 1847 года» писал, что
благосостояние в обществе должно быть
равно простерто на всех его членов;
Милютин в статьях о Мальтусе и Бутовском
выражал уверенность, что будущее
принадлежит социализму.

В области философии «Современник»
боролся с идеализмом и религией. В
журнале печаталось большое количество
разного рода материалов по естествознанию.

Борьба за реалистическое, подлинно
народное искусство, искусство большого
идейного и общественного значения.
Принцип реализма и народности «Современник»
противопоставлял принципу «чистого
искусства», украшения действительности.
«Современник» энергично боролся за
развитие натуральной школы и сумел
правильно оценить и выдвинуть таких
писателей, как Герцен, Гончаров, Тургенев.

Жестоко преследовала «Современник»
цензура. Особенно страдали статьи
Белинского. Сильно изуродовала цензура
и некоторые произведения Герцена,
особенно «Сороку-воровку» и статью
«Новые вариации на старые темы».

В мрачное семилетие «Современник»
оказался в исключительно трудном
положении. «Меншиковский комитет»
нашел, что «Современник» проповедует
коммунизм и революцию. В результате
Никитенко, как и Краевский, был вызван
в Третье отделение, где дал подписку в
том, что всемерно будет стараться придать
«Современнику» направление, «совершенно
согласное с видами нашего правительства».
Никитенко счел за лучшее сразу же
отказаться от редактирования
«Современника».

Но Некрасов и Панаев решили продолжать
издание журнала. С большим трудом они
добились утверждения в качестве редактора
«Современника» – причем временно и
лишь «в виде опыта» – Панаева (с 16 апреля
1848 г.).

Цензура жестоко преследовала журнал.
Журнал перестал касаться вопроса о
крепостном праве и положении крестьянства,
ничего не мог сказать по поводу революции
1848 г. в Европе. Умер Белинский, Гоголь,
Тургенев, С-Щедрин в ссылке.

Вся тяжесть руководства «Современником»
в трудных условиях реакции пала на плечи
Некрасова и Панаева. Смерть Белинского
была невозместимой утратой для издания.
Никто не мог заменить в журнале и Герцена,
который стал эмигрантом. Некрасов и
Панаев были вынуждены привлечь к более
активному участию в «Современнике»
Боткина, Анненкова, Дружинина и других
либеральных литераторов, считавших
себя друзьями Белинского и Герцена.

Некрасов и Панаев не разделяли взглядов
Боткина, Дружинина и их единомышленников.
В годы «мрачного семилетия» «Современник»
потускнел, стал менее содержательным.
На его страницах нередко появлялись
произведения, противоречащие традициям
Белинского и тому направлению, которое
он придал журналу.

Снизился идейно-художественный уровень
отдела «Словесность». Большое место в
нем заняли роман Дружинина «Жюли»,
повести Е. Тур «Ошибка» и «Племянница»,
трилогия М. Авдеева о Тамарине –
произведения слабые, с несомненными
дворянско-светскими пристрастиями.
Серьезнее по замыслу, но немногим удачнее
по выполнению были рассказы Н. Станицкого
(Панаевой), роман Панаева «Львы в
провинции», роман Некрасова и Панаевой
«Мертвое озеро».

Наука – много научных слишком специальных
статей

Статьи и заметки на политические и
социально-экономические темы почти
исчезают со страниц «Смеси». Зато
чрезвычайное развитие получает фельетон,
котор имеет пустой, развлекательный
характер.

Критика. До прихода Чернышевского никто
не мог заменить в журнале умершего
Белинского. Не стало статей о важнейших
вопросах современной литературы. Они
уступили место историко-литературным
работам о писателях XVIII и начала XIX вв.:
Капнисте, Кострове, Макарове, Измайлове,
Дельвиге, принадлежавшим перу Гаевского,
Геннади, Галахова.

В «Современнике» тех лет из номера в
номер печатались его произведения
Дружинина повести, критические статьи,
фельетоны. Дружинин был умеренный
либерал, страшившийся революции и
социализма, сторонник теории «чистого
искусства», убежденный враг Белинского
и гоголевского направления в русской
литературе.

«Современник», потеряв Белинского и
Герцена, под гнетом цензуры утратил
свой прежний революционно-демократический
характер. Однако он и в то время продолжал
оставаться лучшим из тогдашних русских
журналов. Некрасов и Панаев не жалели
ни сил, ни времени, ни средств, чтобы
удержать «Современник» на высоком
уровне.

Руководители «Современника» Некрасов
и Панаев прилагали большие усилия к
тому, чтобы сохранить и прежнее
демократическое направление журнала.
Они были верны и преданы традициям и
заветам Белинского и вели «Современник»
хотя и с ошибками, с отклонениями, по
пути, намеченному их учителем и другом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Журнал «Современник»

185 лет назад в России был основан литературный и общественно-политический журнал «Современник». За 30 лет своего существования – с 1836 по 1866 годы – он стал одним из крупнейших явлений в русской журналистике и литературе, самым содержательным и интересным журналом своего времени, на его страницах выросло целое поколение русских писателей.

Журнал Современник

Журнал был основан Александром Сергеевичем Пушкиным, после гибели поэта издавался его друзьями во главе с Василием Андреевичем Жуковским, с 1838 года перешел к поэту, критику, профессору и ректору Императорского Санкт-Петербургского университета Петру Александровичу Плетнёву.

В журнале публиковались: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. В. Кольцов и другие известные писатели и поэты того времени.

Несмотря на громкие имена авторов, журнал изначально не был успешен финансово. К 1846 году у него осталось всего 233 подписчика. П. А. Плетнёв был вынужден передать право на издание поэту Николаю Александровичу Некрасову и издателю Ивану Ивановичу Панаеву.

Журнал Современник

Переход журнала летом 1846 года к поэту Н. А. Некрасову был не случаен. Несмотря на молодость (ему исполнилось всего 25 лет), у Некрасова уже был довольно успешный опыт издательской деятельности. Ещё в 1840-1845 годах он работал в «Литературной газете», где был фактически редактором, там же анонимно и под псевдонимом Н. А. Перепельский печатал стихи, рецензии, фельетоны, пародии. Первые, изданные им в сотрудничестве с В. Г. Белинским, сборники «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846), вызвали интерес у читающей публики.

Приобретая права на «Современник» Некрасов хотел создать независимый прогрессивный журнал, объединить в нём передовые силы литературы. Главная роль в идейном руководстве журнала должна была принадлежать Виссариону Григорьевичу Белинскому. Вместе с Белинским в журнал перешла большая часть талантливых молодых писателей, сотрудничавших с журналом «Отечественные записки», издаваемым Андреем Краевским.

Биография Н. А. Некрасова (1821-1878), 200-летие со дня рождения которого отмечается в 2021 году, с этого времени неотделима от истории его издательской и журналистской деятельности. Он смог возродить журнал, привлечь лучших авторов, сделать журнал популярным и продаваемым.

Талантливый и популярный писатель стал успешным издателем. Это уникальный случай в истории русской литературы.

Деятельность Некрасова, журналиста и редактора сначала «Современника», а затем «Отечественных записок», была тесным образом связана с освободительным движением, журналы Некрасова неизменно являлись оплотом передовой общественной мысли.

Уже при отборе произведений была продекларирована приверженность Н. А. Некрасова реалистичному направлению в русской литературе, так называемой «натуральной школе».

В поэме «В. Г. Белинский» Некрасова так охарактеризовал обстановку общественного и литературного безвременья, в условиях которой осуществлялось издание журнала.

Тогда всё глухо и мертво
В литературе нашей было:
Скончался Пушкин; без него
Любовь к ней в публике остыла…
В боренье пошлых мелочей
Она, погрязнув, поглупела…
До общества, до жизни ей
Как будто не было и дела.

«Современник» был призван освежить литературную и общественную жизнь. С самого начала Некрасов стремился создать журнал, соответствующий названию, который бы освещал современное состояние науки, искусства и литературы, как отечественной, так и вообще европейской.

Н.А. Некрасов

Согласно утвержденной правительством программе, каждый из ежемесячных номеров должен был включать разделы: «Словесность» (отечественные и переводные поэтические и прозаические произведения); «Наука и художества» (статьи об истории, о достижениях науки и явлениях искусства в России и за рубежом); «Критика и библиография» (критические статьи о новых книгах русских и европейских авторов, в том числе обзоры русской литературы за истекший год); «Смесь» (публикации о географических и научных открытиях, биографии известных ученых, бытовые очерки и юмористические рассказы, заметки о наиболее значимых музыкальных и театральных премьерах); «Моды» (последние новости парижских домов моды). Предполагалось, что к каждому номеру будет прилагаться гравированная на меди и раскрашенная в Париже картинка мод из лучшего французского модного журнала.

Первый номер нового «Современника» был опубликован 1 января 1847 года. Некрасову и Белинскому удалось собрать уникальный материал и сделать его событием в литературной и общественной жизни. В первый номер были включены статьи В. Г. Белинского, стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка», стихи Н. П. Огарева и И. С. Тургенева, юмористический рассказ «Роман в девяти письмах» Ф. М. Достоевского; статья историка К. Д. Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России». Был напечатан рассказ «Хорь и Калиныч», положивший начало знаменитому циклу «Записки охотника» И. С. Тургенева, повесть И. И. Панаева «Родственники».

Редакция Современника и Отечественных записок

Для Некрасова возможность руководить крупным журналом, находиться в центре литературной жизни, быть свидетелем и непосредственным участником рождения новой литературы значила очень много. С момента выхода первого сборника он не мыслил своей жизни без профессии редактора и издателя. Но принося несомненное удовлетворение, эта деятельность требовала невероятных усилий даже для привыкшего к интенсивной деятельности поэта: изнурительные согласования с цензурой, поиски средств, которых постоянно не хватало, поиск новых авторов и переговоры с ними отнимали практически всё время. В своих многочисленных письмах Некрасов сообщает последние журнальные новости, торгуется с авторами, просит немного подождать с гонораром или обещает прислать деньги вперед (для того, чтобы заполучить нового сотрудника или автора); просит приятелей прислать что-нибудь новое, напоминает о неисполненных обещаниях.

В письме Тургеневу 9 января 1850 года он пишет: «… невероятное, поистине обременительное и для крепкого человека количество работы … чтобы составить одну только 1-ю книжку, прочел до 800 писаных листов разных статей, прочел 60-т корректурных листов (из коих пошло в дело только 35-ть), два раза переделывал один роман (не мой), … переделывал еще несколько статей в корректурах, наконец написал полсотни писем, был каждый день, кроме лихорадки, болен еще злостью, разлитием желчи и проч.» (Полное собрание сочинений и писем, Т. 10, 1952)

Работа в журнале отнимает столько сил, что страдает творчество – с 1847 до 1854 года Некрасов напишет незначительное количество стихотворений.

Огромным испытанием для Некрасова и всех его соратников стал 1848 год. Революция во Франции и прокатившаяся волна революций практически по всей Европе вызвали неподдельный интерес и сочувствие у образованной части общества и жесткую реакцию правящих кругов. Император Николай I был готов сделать всё, чтобы не допустить проникновения революционных и либеральных идей в российское общество.

Особое внимание стало удаляться прессе. Был создан особый комитет для рассмотрения действий цензуры и соответствия журналов утвержденным программам. От издателей оппозиционных «Современника» и «Отечественных записок» стали требовать не только не публиковать предосудительные с точки зрения власти произведения, но всячески доказывать свою благонадежность, размещая верноподданнические материалы, содействующие охранительной политике правительства.

С целью сохранения журнала Некрасову приходилось лавировать, занимать выжидательную позицию: он просит авторов смягчить резкие высказывания, сам внимательно просматривает каждый материал, от некоторых статей отказывается. Но даже после этого многие произведения отвергаются официальной цензурой.

Это приводит к тому, что «Современник» утрачивает самобытность. Всё меньше публикуется произведения современной русской прозы, их место занимают романы зарубежных писателей Г. Филдинга, Ж. Санд и других, печатающихся с продолжением в течение года.

Необходимость наполнить «Современник» заставляет Н. А. Некрасова вместе с писательницей А. Я. Панаевой взяться за создание длинного приключенческого романа «Три страны света», который публикуется в течение 1848-1849 годов. Затем совместно написан новый сериальный роман «Мертвое озеро». Эти произведения были созданы по законам массовой литературы, пользовались популярностью.

В журнале всё чаще печатаются материалы, избегающие острых тем: описания путешествий, научные очерки о развитии естественных наук, статьи по истории, переводы произведений второстепенных зарубежных писателей. «Современник» постепенно теряет традиционных подписчиков.

К этому времени Некрасов приобретает статус солидного издателя и редактора, сложившаяся репутация «Современника» как ведущего журнала страны даёт возможность постепенно привлекать новых авторов. В 1849-1850 годах складывается круг авторов, соответствующий эпохе застоя. Среди них А. В. Дружинин, дебютировавший популярной повестью «Полинька Сакс», посвященной эмансипации женщин, Д. Григорович, Е. Тур, А. Ф. Писемский, опубликовавший роман «Богатый жених». Из прежних авторов остался верен журналу И. С. Тургенев. Кроме нескольких рассказов из «Записок охотника» в журнале были опубликованы его повести «Три встречи», «Два приятеля», «Затишье», «Муму».

Н.А. Некрасов

В июле 1852 года в журнал приходит рукопись повести «Детство», написанная начинающим автором, молодым офицером Л. Н. Толстым. Впоследствии в журнале было опубликовано ещё несколько произведений Толстого: «Набег» (1853), «Отрочество» (1854).

Характерным для периода реакции и застоя становится обращение к лирике и юмору, менее подверженным цензуре. В 1853-1854 годах в журнале появляется много новых авторов-поэтов: Я. П. Полонский, А. А. Фет, А. Н. Майков, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой, активнее печатается сам Н. А. Некрасов. В 1864 году в разделе «Ералаш» впервые появился на свет знаменитый Козьма Прутков (А. М. Жемчужников, В. М. Жемчужников, А. К. Толстой).

В 1855 году заканчивается «мрачное семилетие» — умирает Николай I, новый император Александр II проводит более либеральную политику. Для издателей заканчивается период выживания, наступает необходимость искать новые цели и смыслы в условиях относительной свободы печати и периода преобразований.

Большую роль в этот период сыграл один из недавно пришедших сотрудников – Н. Г. Чернышевский, выдвинувший идею служения литературы и искусства общественному благу. Это вызвало полемику среди постоянных авторов, многие из которых придерживались идеи чистого искусства, выдвигали на первый план художественную ценность произведения.

Для Некрасова как крупного издателя было важно, невзирая на собственные предпочтения, уловить общественный запрос, выбрать правильное направление развития журнала, определить круг будущих читателей. Необходимо было не только определить содержание журнала и круг его авторов, но решить коммерческие вопросы существования журнала (находящегося в сложном финансовом положении), которые зависели от числа подписчиков.

Некрасов выбирает сторону Чернышевского, что приводит к конфликтам с Тургеневым, Григоровичем, Толстым. Некрасову приходилось выступать посредником между противоборствующими сторонами.

Роль примирителя сторон первоначально удается. В 1855-1856 годах в «Современнике» публикуются «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого, фрагменты «Фрегата Паллада» И. А. Гончарова, пьеса А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», с журналом начинает сотрудничать драматург А. Н. Островский.

Писательский круг Современника

В 1856 году Н. Г. Чернышевский приводит в журнал Н. А. Добролюбова. Они на несколько лет определяют политику журнала. Журнал постепенно меняется в сторону общественно-политического издания, становится органом радикально настроенных демократов.

Н.Г. Чернышевский. Н.А. Добролюбов

Некрасов являлся не только издателем и редактором «Современника», но и одним из его постоянных авторов, помещая на страницах журнала свои стихи, рассказы, романы и критические статьи. Редакционная политика журнала совпадает с демократической и антикрепостнической направленностью творчества самого поэта. Некрасов стал выразителем настроений разночинной интеллигенции, возглавил «гражданское» направление в поэзии, его стихи особенно популярны в среде революционной молодёжи. Некрасовская поэзия смогла открыть читателю реальный духовный мир русского крестьянства и городских низов, выразила их чувства, стремления, идеалы. С его приходом в поэзии появляются непоэтические, на первый взгляд, картины жизни, рождаются новые герои, принося с собой интонации живой устной многоголосной речи.

Несмотря на уход из журнала таких писателей как И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович тираж «Современника» в 1861 году достиг рекордной цифры – свыше семи тысячи экземпляров. В журнал приходят такие авторы как М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Решетников, Г. И. Успенский, Г. Г. Помяловский.

За двадцать лет издания и редактирования журнала Некрасова выпустил свыше 200 томов, объём отдельных номеров достигал 400 страниц. Случались дни, когда из-за цензурных препон нечего было печатать, не было средств для оплаты бумаги, услуг типографии или гонораров. Всё это приходилось преодолевать ценой невероятных усилий и потери здоровья. В 1856 году Некрасов вынужден надолго оставить свое детище из-за отъезда за границу для лечения. В этот период выходит книга стихотворений поэта, ставшая крупным литературным и общественным событием.

Начало 60-х годов стало временем жестоких испытаний. В ноябре 1861 года умирает Добролюбов, в июле 1862 года был арестован Чернышевский. Многолетние цензурные преследования приводят к приостановке издания в июне 1862 года на 8 месяцев. Однако Некрасов мужественно отстаивает революционно-демократическую направленность журнала. В 1863 году в «Современнике» опубликован роман «государственного преступника» Чернышевского «Что делать?», написанный им в Петропавловской крепости. Общественно-политическая ситуация в стране обостряется, неудавшееся покушение в 1866 году на Александра II приводит к ужесточению цензуры. В июне 1866 года журнал был окончательно закрыт.

После закрытия «Современника» Некрасов не сдается. Не проходит и года, как он начинает переговоры с владельцем «Отечественных записок» А. Краевским о покупке, которые увенчались успехом, с 1868 года журнал занимает место закрытого «Современника». В состав редакции входит М. Е. Салтыков-Щедрин, публикуются авторы, придерживающиеся демократических взглядов: Н. Успенский, Ф. Решетников, В. Слепцов. Журнал становится одним из главных проводников идей народничества. Заботы о журнале по-прежнему поглощают много времени и сил: приходится заниматься будничной редакторской работой, чтением и правкой корректур, финансовыми вопросами. Это был настоящий общественный подвиг. Но особенно тяжелым и изнурительным было постоянное противоборство с цензурой.

Калининградская областная научная библиотека не имеет оригинала журнала периода 1836-1846 годов, но располагает его факсимильным изданием.

Журнал Современник Журнал Современник

Оригинальные издания «Современника» периода 1847-1866 года представлены 44 номерами разных лет, в том числе первым номером журнала за 1847 год.

Журнал «Современник» является ярким представителем так называемых «толстых журналов». Они возникли в России в середине XVIII века по образцу западноевропейских. Но вскоре обрели свое неповторимое лицо и сыграли важную роль в развитии русской литературы и общественной жизни. Лучшие отечественные «толстые журналы» обладали особыми качествами: сочетание литературной и общественно-политической тематики; наличие ярко выраженной художественной и идеологической направленности; неразрывная связь с читателем.

Среди представителей великой русской литературы середины и второй половины XIX века нет ни одного, кто не был связан с журналами «Современник» и «Отечественные записки».

Почти четырнадцать лет с «Современником» сотрудничал И. С. Тургенев, «литературным крестником» журнала стал Л. Н. Толстой, в журнале публиковались фрагменты знаменитой трилогии И. А. Гончарова, печатались А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен и многие другие.

«Современник» стал неотъемлемой и яркой страницей литературной и общественной жизни страны середины XIX века, вошел в историю русской журналистики и литературной критики.

Список использованной литературы:

  1. Современник : литературный журнал издаваемый Александром Пушкиным. В 4 томах. — Факс. изд. 1836 г. — Москва : Книга, 1987. – Т. 1-4.
  2. Современник : литературный и (с 1859 года) политический журнал / издаваемый с 1847 года И. Панаевым и Н. Некрасовым. — Санкт-Петербург : Типография Карла Вульфа, 1847 — 1866.
  3. Евгеньев-Максимов, В. Е. «Современник» в 40-50 гг. : от Белинского до Чернышевского. — Ленинград : Издательство писателей в Ленинграде, [1934]. — 454 с.
  4. Макеев, М. С. Николай Некрасов. — Москва : Молодая гвардия, 2017. — 461, [2] с. : [16] л., портр., факс. ; 21 см. — (Жизнь замечательных людей)
  5. Очерки по истории русской журналистики и критики. В 2 томах / Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова. — Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1950 – 1965. – Т. 1-2
  6. Сикорский, Н. М. Журнал «Современник» и крестьянская реформа 1861 г. Из истории русской революционно-демократической журналистики. — Москва : Издательство Московского государственного университета, 1991. — 206 с. : ил. — (Академия наук СССР. Научно-популярная серия)
  7. Степанов, Н. Л. Н. А. Некрасов : критико-биографический очерк. — Москва : Гослитиздат, 1962. — 264 с. : портр.

Скачать материал

Н.А. Некрасов – редактор «Современника»

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Н.А. Некрасов – редактор «Современника»

    1 слайд

    Н.А. Некрасов – редактор «Современника»

  • Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877(78)) – классик русской поэзии, писат...

    2 слайд

    Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877(78)) – классик русской поэзии, писатель и публицист. Он был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847-1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868). Одним из самых главных и известных произведений писателя является поэма «Кому на Руси жить хорошо».

    Место рождения: Немиров, Винницкий уезд,
    Подольская губерния,
    Российская империя
    Дата смерти: 27 декабря 1877 (8 января 1878) (56 лет)
    Место смерти:
    Санкт-Петербург, Российская империя

  • Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи...

    3 слайд

    Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в жизни Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработки, дает уроки и пишет стихи на заказ.

    В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник».

    Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе.
    Образование и начало творческого пути Некрасова

  • В 1842 году произошло сближение Некрасова с кружком Белинского, в 1843 — лич...

    4 слайд

    В 1842 году произошло сближение Некрасова с кружком Белинского, в 1843 — личное знакомство с Белинским, который высоко оценил достоинства его ума.

    Белинский остался невысокого мнения о Некрасове как прозаике, однако на его стихотворение «В дороге» написал восторженную рецензию. Именно Белинский оказал на Некрасова сильное идейное влияние.

    Вскоре Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. Некрасову пришла в голову коммерческая идея: собирать и издавать альманахи с участием знаменитых писателей, не платя им гонорары. Белинский откровенно просил известных литераторов подарить Некрасову повесть, рассказ или стихотворение, чтобы помочь выбраться из стеснённых финансовых обстоятельств.

    Сотрудничество с Белинским.
    Некрасовские альманахи

  • Таким образом он выпустил в свет ряд альманахов:
 «Статейки в стихах без карт...

    5 слайд

    Таким образом он выпустил в свет ряд альманахов:
    «Статейки в стихах без картинок» (1843),
    «Физиология Петербурга» (1845)
    «1 апреля» (1846)
    «Петербургский Сборник» (1846)

    Когда же Белинский решил составить собственный альманах «Левиафан» и не смог договориться с авторами, Некрасов перекупил за спиной Белинского все авторские права. Белинскому же он предложил учредить собственный журнал и поместить туда все материалы «Левиафана», на что Белинский согласился

  • «Современник»Издательское дело у Некрасова шло настолько успешно, что в конце...

    6 слайд

    «Современник»
    Издательское дело у Некрасова шло настолько успешно, что в конце 1846 года — январе 1847 года он, вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у
    П. А. Плетнёва журнал «Современник», основанный ещё Александром Пушкиным. Литературная молодёжь, создававшая основную силу «Отечественных записок», оставила Краевского и присоединилась к Некрасову. В «Современник» также перешёл и Белинский, он передал Некрасову часть того материала, который собирал для задуманного им сборника «Левиафан». Тем не менее, Белинский был в «Современнике» на уровне такого же обычного журналиста, каким был ранее у Краевского. Это впоследствии Некрасову ставили в упрёк, так как именно Белинский больше всех содействовал тому, что основные представители литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» перешли в «Современник»

  • Некрасов взял на себя основную тяжесть работы. Для составления очередного ном...

    8 слайд

    Некрасов взял на себя основную тяжесть работы. Для составления очередного номера он прочитывал по 12 тысяч страниц рукописей. Ему приходилось править до ста страниц корректуры, в том числе внося правки и даже переписывая тексты, не прошедшие цензуру. По этому поводу он говорил:

    «Случается писать без отдыха более суток, и как только паралич не хватил правую руку.»

    С первых лет руководства журналом Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатались его стихи, проза, критика.

  • Некрасов, как и Белинский, стал успешным открывателем новых талантов. На стра...

    9 слайд

    Некрасов, как и Белинский, стал успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современник» нашли свою славу и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Дмитрий Григорович. В журнале публиковались Александр Островский, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Николай Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Также в журнале печатались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, которые вскоре стали идейными руководителями «Современника».

  • Популярности журнала способствовал ряд коммерческих приёмов. Подписная цена б...

    10 слайд

    Популярности журнала способствовал ряд коммерческих приёмов. Подписная цена была ниже, чем у «Отечественных записок»; кроме того, у журнала были бесплатные приложения (так, к первому номеру прилагалась отдельной книжечкой повесть Герцена «Кто виноват?»).

  • Некрасов как редактор «Современника» в это нелёгкое для свободомыслия в литер...

    11 слайд

    Некрасов как редактор «Современника» в это нелёгкое для свободомыслия в литературе время сумел ценой огромных усилий, несмотря на постоянную борьбу с цензурой, сохранить репутацию журнала, хотя содержание журнала заметно потускнело

    В период «мрачного семилетия» 1848—1855 годов правительство Николая I, напуганное французской революцией, стало преследовать передовую журналистику и литературу.

  • Обострившиеся в 1850-ых классовые противоречия отразились и на журнале: редак...

    12 слайд

    Обострившиеся в 1850-ых классовые противоречия отразились и на журнале: редакция «Современника» оказалась расколотой на две группы, одна из которых, во главе с Иваном Тургеневым, Львом Толстым и Василием Боткиным представляла либеральное дворянство.

    Противовес им составили приверженцы сатирической «гоголевской» литературы.

    В начале 1860-х годов противостояние этих двух течений в журнале достигло предельной остроты. В произошедшем расколе Некрасов поддержал идеологов «крестьянской демократии».

  • В этот нелёгкий период наивысшего политического подъёма в стране поэт создаёт...

    13 слайд

    В этот нелёгкий период наивысшего политического подъёма в стране поэт создаёт такие произведения, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864)

  • В начале 1860-х годов умер Добролюбов, были сосланы в Сибирь Чернышевский и М...

    14 слайд

    В начале 1860-х годов умер Добролюбов, были сосланы в Сибирь Чернышевский и Михайлов. Всё это стало ударом для Некрасова.

    В 1861 году царь Александр II упразднил крепостное право. Некрасов резко отрицательно воспринял Манифест 19 февраля 1861 года, откликнувшись на реформу стихотворением «Свобода», в котором отразились его собственные наблюдения над переменами в деревне:

    «Родина мать!
    По равнинам твоим
    Я не езжал ещё с чувством таким!»

    Эти чувства были вызваны надеждами на улучшение жизни крестьянина.

  • В дальнейшем он неоднократно возвращался к этой теме. Самым известным его выс...

    15 слайд

    В дальнейшем он неоднократно возвращался к этой теме. Самым известным его высказыванием на эту тему были строчки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

    Распалась цепь великая!
    Распалась и ударила
    Одним концом по барину,
    Другим — по мужику!

  • Шестидесятые годы стали эпохой студенческих волнений, бунтов «освобождённых о...

    16 слайд

    Шестидесятые годы стали эпохой студенческих волнений, бунтов «освобождённых от земли» крестьян и польского восстания.
    В некрасовской лирике первой половины 1860-х гг. заметна напряжённая атмосфера, которая была в обществе того времени: это подъём освободительного движения в годы революционной ситуации, заметное нарастание, а затем и спад после реформенных крестьянских волнений. Сказались также правительственные репрессии и аресты революционеров.
    Все эти события придали некрасовским стихам в одних случаях мрачный колорит, а в других наполнили их мятежным пафосо.м
    В 1864 году поэт пишет небольшую поэму «Железная дорога», в которой отразилась жестокая реальность жизни и труда русского крестьянина.

  • «Современник» стал вызывать всё большее недовольство правящих кругов Российск...

    18 слайд

    «Современник» стал вызывать всё большее недовольство правящих кругов Российской Империи. Некрасову, за годы своего руководства журналом, удалось преобразовать его в главный литературный журнал России и прибыльное предприятие, несмотря на постоянное преследование цензорами.
    Однако революционная пропаганда (даже завуалированная) в эпоху потрясений перестала быть приемлемой.

    В июне 1862 года журнал был приостановлен на 8 месяцев «за вредное направление». В 1866 году, после выстрела Дмитрия Каракозова в российского императора Александра II, журнал закрылся навсегда
    Закрытие журнала Современник

  • После закрытия журнала Некрасов сблизился с издателем Андреем Краевским и чер...

    19 слайд

    После закрытия журнала Некрасов сблизился с издателем Андреем Краевским и через два года после закрытия «Современника», в 1868 году, арендовал у Краевского «Отечественные записки», сделав их боевым органом революционного народничества и превратив их вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным в орган передовой демократической мысли.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 365 031 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Сахаров В.И., Зинин С.А.

Другие материалы

  • 23.12.2020
  • 170
  • 3

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

  • 23.12.2020
  • 2658
  • 7

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 23.12.2020
  • 231
  • 2

«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

«Литература (в 2 частях)», Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. и др. / Под ред. Сухих И.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Беляева Елена Николаевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Беляева Елена Николаевна

    • На сайте: 3 года
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25140
    • Всего материалов:

      12

«Современник»

Издательское дело у Некрасова шло настолько успешно, что в конце 1846 года — январе 1847 года он, вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник», основанный ещё Александром Пушкиным. Литературная молодёжь, создававшая основную силу «Отечественных записок», оставила Краевского и присоединилась к Некрасову. В «Современник» также перешёл и Белинский, он передал Некрасову часть того материала, который собирал для задуманного им сборника «Левиафан». Тем не менее, Белинский был в «Современнике» на уровне такого же обычного журналиста, каким был ранее у Краевского. И это впоследствии Некрасову ставили в упрёк, так как именно Белинский больше всех содействовал тому, что основные представители литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» перешли в «Современник».

Некрасов, как и Белинский, стал успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современника» нашли свою славу и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Дмитрий Григорович. В журнале публиковались Александр Островский, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Николай Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Также в журнале печатались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, которые вскоре стали идейными руководителями «Современника».

С первых лет издания журнала под своим руководством Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатались его стихи, проза, критика. В период «мрачного семилетия» 1848—1855 годов правительство Николая I, напуганное французской революцией, стало преследовать передовую журналистику и литературу. Некрасов как редактор «Современника» в это нелёгкое для свободомыслия в литературе время сумел ценой огромных усилий, несмотря на постоянную борьбу с цензурой, сохранить репутацию журнала. Хотя нельзя было не отметить, что содержание журнала заметно потускнело.

Начинается печатание длинных приключенческих романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Николаем Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдоним Головачёвой-Панаевой). Главами этих долгих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за цензурных запретов.

Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии облегчило его состояние. Выздоровление Некрасова совпало с началом нового периода русской жизни. В его творчестве также наступила счастливая пора — его выдвигают в первые ряды русской литературы.

Но этот период нельзя было назвать лёгким. Обострившиеся в то время классовые противоречия отразились и на журнале: редакция «Современника» оказалась расколотой на две группы, одна из которых, во главе с Иваном Тургеневым, Львом Толстым и Василием Боткиным, которые ратовали за умеренный реализм и эстетическое «пушкинское» начало в литературе, представляла либеральное дворянство. Противовес им составили приверженцы сатирической «гоголевской» литературы, пропагандировавшейся демократической частью русской «натуральной школы» 1840-х годов. В начале 1860-х годов противостояние этих двух течений в журнале достигло предельной остроты. В произошедшем расколе Некрасов поддержал «революционных разночинцев», идеологов крестьянской демократии. В этот нелёгкий период наивысшего политического подъёма в стране поэт создаёт такие произведения, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864).

Журналистика Н. А. Некрасова: Поэт и редактор в одном лице (по учебникам Есина, Овсепяна и Беспаловой)

Николай Алексеевич Некрасов — одна из самых известных личностей русской литературы. На его счету множество знаменитых произведений, как, например, поэмы »Кому на Руси жить хорошо», »Мороз, Красный нос», стихотворения »Железная дорога», »Дедушка Мазай и зайцы» и многие другие. Своё творчество он посвятил простому русскому народу, его страданиям и трагедиям. Некрасов значительно расширил русский литературный язык за счет введения в него разговорной речи и народных оборотов.

Помимо богатых архивов произведений художественной литературы, писатель оставил после себя и значительное журналистское наследие. О публицистической деятельности Николая Алексеевича знают не многие, но его вклад в развитие русской журналистики от этого не становится меньше. Многие даже склонны полагать, что значение его журнально-издательской деятельности «даже превосходит цену его собственной поэзии».

Начало карьеры

Некрасов мемПервые шаги в этом направлении Н. А. Некрасов начал делать еще в 17 лет. Он лишился наследства и поддержки отца за свое решение связать жизнь с литературой, поэтому остро нуждался в деньгах и много работал. Летом 1838 года в журнале “Сын Отечества” молодой поэт опубликовал свои первые стихотворения. На тот момент редактором издания был Н. А. Полевой. Он же и стал первым учителем Некрасова, благодаря которому юный поэт набрался опыта и узнал все тонкости журналистского мастерства.

Уже через год Николай Алексеевич стал востребованным работником для всех редакций петербургских журналов. А в 1840 году он впервые приступил к работе в должности помощника редактора в журнале «Пантеон русского и всех европейских театров». С осени этого же года к нему примкнула и «Литературная газета». В обоих изданиях Н. А. Некрасов стал главным работником. На его плечи была возложена масса различных обязанностей: сбор материала, переговоры с типографией, чтение корректур и написание собственных текстов.

Работа над «Современником»

Николай Алексеевич принимал участие в выпуске многих других изданий, но важнейшую ступень в его карьерной лестнице, бесспорно, занимает «Современник», который перешел в его руки с 1847 года. Совместно с Н. И. Панаевым он сделал журнал центром пропаганды идей демократической революции в 50-е — 60-е годы 19 века. В «Современнике» того периода последовательно защищались и интересы крестьян, как основной общественной силы, способной бороться за уничтожение феодально-крепостнического строя.

Ленин мем

За годы редакторской деятельности Некрасову удалось привлечь к работе над журналом Н. Г. Чернышевского, который должен был возрождать традиции В. Г. Белинского, повышать остроту издания и выводить его с позиций «чистого искусства». К слову, уезжая за границу в 1856 году, Николай Алексеевич передал редакционные обязанности именно ему.

До отъезда Некрасов продолжал упорно работать над изданием. Он успешно открывал новые таланты в русской литературной среде: Иван Тургенев, Александр Герцен, Николай Огарев и многие другие. Выполняя функции редактора, он не забывал и о творческой деятельности. Собственные стихи, проза и критика редактора были далеко не редкостью в «Современнике».

Кстати, «Современник» был создан А.С. Пушкиным, и вот, как это было.

Отношения с цензорами

Огромная заслуга Н. А. Нерасова перед «Современнико» состоит в том, что в годы мрачного семилетия ( 1848 — 1855 гг. ), когда ни о какой свободе слова невозможно было вести и речи, поэт смог сохранить репутацию журнала. Напор правительства Николая 1 и постоянная борьба с цензурой не смогли помешать поэту отстоять содержание издания. В этот период напряженного противостояния в «Современнике» начали печататься длинные приключенческие романы «Три страны света» и «Мёртвое озеро», которые прикрывали некоторые пробелы и потускнения журнала, возникшие от цензурных запретов.

Некрасов мемБорясь за общее дело, Николай Алексеевич выбрал очень интересную тактику в отношении с властями. Хитрый и дальновидный поэт потакал желаниям цензоров, периодически шел на их условия и вносил некоторую корректуру в материалы. Н. А. Некрасов давал тем самым «моральную взятку». Помимо этого была и материальная взятка в виде обедов с дорогостоящими яствами. Тем самым он собрал вокруг себя весь цвет отечественной литературы. Многие осуждали его за такие меры, но, по мнению Н. А. Некрасова, цели оправдывали средства.

Известные статьи

Именно благодаря его дальновидности и способности в нужное время подстроиться под определенных людей он печатал такие вещи, как «Песня Еремушке», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо», издавал такие журналы оппозиционного направления, как «Современник» (1847 — 1866) и «Отечественные записки» (1868 — 1877).

Еще в «досовременниковский» период Н. А. Некрасов зарекомендовал себя как опытный фельетонист, талантливый и остроумный бытописатель. В его произведениях было много беззлобного юмора и ядовитой иронии («Хроника петербургского жителя», «Петербургские дачи и окрестности» и «Черты из характеристики петербургского народонаселения»).

Публицистическое наследие писателя практически не сохранилось, однако нам не сложно оценить талант Николая Алексеевича как профессионального журналиста, который всю жизнь был народным борцом, несущим правду жизни в своих произведениях.

Автор: Алёна Бурдина

Tags: журнал Современникжурналистика 19 векаистория журналистикиНиколай Некрасов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Энтерол в таблетках инструкция по применению цена
  • Руководство по ремонту ваз 2113i в фотографиях
  • Руководство по эксплуатации chevrolet aveo 2008
  • Dune hd base 3d инструкция на русском
  • Плита индезит электрическая стеклокерамика инструкция по применению