Назовите наиболее важные внешнеполитические инициативы российского руководства за последние годы

Разделение властей

Задача
разработать проект новой Конституций
России была поставлена еще 1 съезде
народных депутатов РСФСР(1990г.) Первый
проект Конституции Президент Ельцин
вынес на обсуждение 5 съезда народных
предстоит строить властные структуры
в новой России. Президентский проект
основался на концепции президентский
республики. Президент располагал по
этому проекту значительными властными
полномочиями, в то время как
парламент-меньшими. Съезд народных
депутатов исходил из противоположной
идеи: «Сильный парламент- сильный
Президент». В принципиальном плане речь
шла о выборе между либеральной и советской
системой организации властей. Первая
из них исходила из принципа разделения
властей и выбора одной из принятых в
мире форм государства президентской
республике(сильный Президент, формирующий
правительство и имеющий в отдельных
случаях право распускать парламент и
назначать новые выборы), парламентской
республики(сильный парламент, назначающий
подотчетное ему правительство; должность
президента при этом либо отсутствует,
либо наделена представительскими
полномочиями), смешанной
парламентско-президентской республики,
основанной на реальном разделении и
равенстве властей. Вторая – из идеи
всевластия Советов. Обе стороны конфликта
применяли самые различные меры для
своей власти за счет прав и полномочий
другой. По решению 7 съезда народных
депутатов (декабрь 1992г.) вопросы
конституционной реформы и доверия
Президенту были вынесены на Всероссийский
референдум (25апреля 1993г.). Большинство
его участников поддерживали курс
Президента. Созванное по инициативе
Ельцина представительное Конституционное
совещание летом 1993г также одобрило
Президентский проект Конституции,
исходивший из идеи смешанной
парламентско-президентской республики.
Руководство Верхнего Совета отказалось
от поддержки этого документа

Наиболее важные внешнеполитические инициативы руководства за последние годы.

После
распада Советского Союза и провозглашения
Содружества независимых Государств
сложилась принципиально новая
внешнеполитическая ситуация для России.
Она не только лишилась традиционных
союзников в Восточной Европе. Но и
получила по периметру своих «прозрачных»
границ целый ряд государств, руководство
которых было настроено к ней далеко не
дружественным образом ( в особенности
в Прибалтике).

Развивались
прежде единая система противоздушной
обороны. Обострилась проблема русскоязычных
беженцев из соседних государств в
Россию. Разрастались военные конфликты
у ее границ. Все это составило принципиально
новые вопросы перед российской внешней
политической.

РОССИЯ-ЗАПАД.
Предпочтение во внешней политике
продолжало сохранятся за западными
странами, в первую очередь США. В конце
1991-начале 1992г. Президент Ельцин заявил
о том, что ядерные ракеты России не
направлены на объекты в США. Позже с
аналогичным заявлением он выступил в
отношении других западных стран. В
1994г. ядерные ракеты России и США были
перенацелены с объектов на территории
друг друга- в ненаселенные районы Земли.
Штаты не рассматривают друг друга в
качестве потенциальных противников.
Их отношения характеризуется отныне
дружбой и партнерством, основными на
взаимном доверии, уважении и общей
приверженности демократии и экономической
свободе.

В
январе 1993г. в Москве между Россией и США
был заключен новой договор об ограничении
стратегических наступательных вооружений
(ОСНВ-2), согласно которому к 2003г. должно
быть достигнуто сокращение ядерного
потенциала двух стран на 2/3 по сравнению
с уровнем, определенным договором
ОСНВ-1. Россия присоединились к Конвенции
о запрещении химического оружия.
Руководство Североатлантического
союза, идя на компромисс, объявило о
«промежуточном» варианте сотрудничества
с этими странами: без предоставления
статуса полноправного члена НАТО они
могли подписать разработанную в его
недрах программу « Партнерство во имя
мира», предусматривавшую в том числе и
военное сотрудничество. К лету 1994г. ее
подписали более 20 стран Центральной и
Восточной Европы, включая и членов СНГ.
22 июня 1994г. к ней присоединилась Россия.

В
июне 1994г. на о. Корфу (Греция) было
подписано соглашение России с Европейским
сообществом, признавшем ее как страну
с переходной экономикой.

В
1994г. было принято решение о расширении
«семерки» ведущих западных стран за
счет Росси. Во многом благодаря его
ужесточению Россия сумела добиться
подписания 17 мая 1997г. в Париже равноправного
компромиссного соглашения с НАТО, в
котором Запад, в частности, взял
обязательство не размещать на территории
новых членов альянса ядерного оружия.

РОССИЯ-ВОСТОК.
Наряду с укреплением отношений с
Западом, Россия вела активный диалог и
со странами Востока.

В
тоже время несколько ослабли контакты
с прежде традиционными партнерами
России-КНДР, Монголией, Вьетнамом. По
существу, прервались контакты с Ираном.

В
целом же «восточное» направление
российской внешней политики, несмотря
на официальные заявления, оставались
по-прежнему второстепенными.

РОССИЯ-СНГ.
В 1992г. был подписан договор о коллективной
безопасности стран – членов СНГ (его
подписали 6 из 11 стран: Армения, Казахстан,
Россия, Узбекистан, Таджикистан,
Туркменистан). Содружество пережило в
1992г. первый серьезный кризис. Экспорт
российской нефти в эти государства
прекратился на первом году реформ вдвое
(в то время как в другие страны он вырос
на треть). Начался выход стран СНГ из
рублевой зоны.

В
попытках сохранить и укрепить Содружество
в начале 1993г. Был принят Устав (его
подписали лишь 7 стран). Главной проблемой
невыгодный характер (для ряда стран)
экономического сотрудничества в условиях
перехода на мировые цены
торговоэнергоносителями.

В
1992г. начался вывод российских войск из
Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана.
Полностью были выведены войска из
Армении.

Уже
в 1993-1994гг. правительства Грузии, Армении
и других стран обратились к российскому
руководству с предложением о создании
российских военных баз сил СНГ по
урегулированию вооруженных конфликтов.

Особо
драматично развивались российско-украинские
отношения.

Украинское
руководство долгое время настаивало
на «приватизация» расположенного на
территории Украины ракетноядерного
оружия (лишь в 1994г. был подписан договор
между Россией и Украиной с участием США
о полном выводе этих сил на российскую
территорию).

Ухудшение
экономической ситуации на Украине, в
Беларуси, других странах подталкивало
их руководство к более тесному
сотрудничеству с Россией.

Весной
1996 г. в рамках СНГ было подписано
соглашение о более тесной интеграции
четырех его участников – России и
Белоруси, Казахстана и Киргизии.
Одновременно Россия и Беларусь объявила
о создании Сообщества Суверенных(ССР).
В мае 1997г. был утвержден устав нового
межгосударственного объединения. Тем
не менее первые 7 лет существования СНГ
показали снижение роли России и усиление
позиций Запада в бывших республиках
СССР, а некоторые из них стали даже
всерьез говорить о вступлении НАТО и
проводить военные учения с участием
западных стран вблизи границ России.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Международные отношения»

преподавательский стаж — 10 лет

Предложить статью

Общая характеристика современной внешней политики

Определение 1

Внешняя политика России – это взаимоотношения Российской Федерации с другими странами мира и международными организациями.

Современная внешнеполитическая деятельность Российской Федерации, прежде всего, ориентирована, на раскрытие потенциала международного сотрудничества в определенных интересах. Основные из них представлены на рисунке 1.

Ключевые внешнеполитические интересы современной России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ключевые внешнеполитические интересы современной России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На протяжении последних лет Россия предлагает миру позитивную, объединительную повестку дня – во имя глобальной стабильности и предсказуемости, а также укрепления центральной роли ООН как главного координирующего органа международной политики. В рамках реализации своей внешней политики Россия призывает своих партнеров отказаться от двойных стандартов и «игр с нулевой суммой» в пользу честного и открытого диалога.

К числу важнейших составляющих внешней политики Российской Федерации на современном этапе ее развития относятся интеграционная составляющая, политика проводимая в отношении ООН, а также развития БРИКС и ШОС.

Последний год выдался чрезвычайно сложным для всех стран мира, включая Россию. В условиях пандемии COVID-19 одним из приоритетных направлений внешней политики стала организация возвращения на Родину более 300 тыс. российских граждан и оказание экстренной помощи гражданам России за рубежом.

Что касается взаимоотношений с другими странами мира, то общая картина за последние пару лет не претерпела каких бы то ни было серьезных изменений:

«Современная внешняя политика России» 👇

  • отношения России с Западом по некоторым направлениям несколько ухудшились;
  • продолжается планомерное развитие контактов Росси со странами Африки, Азии и Иберо-Америки;
  • развивается российско-китайское сотрудничество;
  • продолжаются переговоры со странами Латинской Америки относительно реализации крупных проектов таких, например, как создание морского сообщения между Крымом и Никарагуа и др.

В целом внешняя политика России становится все более результативной и целенаправленной, а российская дипломатия – более востребованной в мировых делах.

Внешняя политика России в отношении стран Европы и постсоветского пространства

Что касается внешней политики в отношении Европейских стран, то российско-европейские отношения в настоящее время характеризуются довольно высокой степенью неопределенности. Свой отпечаток накладывают и антироссийские санкции. Особое место во внешней политике России отводится построению отношений с Украиной и Белоруссией.

Особо приоритетными направлениями внешней политики РФ считается развитие экономических и политических связей России с такими странами, как Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. Ключевая цель взаимодействия с этими странами заключается в обеспечении суверенитета и безопасности.

Ситуация в отношении США была и до сих пор остается кране неоднозначной. В ближайшее время улучшения отношений по оценкам экспертов и представителей российской власти не ожидается, хотя потребность в этом испытывают многие страны.

Внешняя политика России в отношении Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона

В отношении Ближнего Востока внешняя политика России ориентирована на поддержание стабильности в регионе. В последние годы Россия принимает участие в конфликтах на территории Ближневосточного региона, в частности – в Сирии. Основной задачей считается поддержка легитимного правительства и борьба с террористами. Постепенно налаживают отношения между Россией и Ираном. Продолжается сотрудничество с Турцией. Высокая значимость придается российско-израильским отношениям.

В целом роль России на территории Ближневосточного региона довольно высока. Примечательно, что РФ проводит свою внешнюю политику таким образом, чтобы сохранять позиции одного из ключевых участников политического процесса на Ближнем Востоке. Не меньшее значение отводится развитию отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В целях расширения сотрудничества была создана Шанхайская организация сотрудничества. Особое внимание отводится необходимости сближения России с Китаем. Успешные связи в гуманитарной и политической областях налажены с Японией. Продолжается этап поиска возможностей внешнеэкономического сотрудничества с Южной Кореей. Развивается концепция БРИКС++.

Основные направления внешней политики России в 2021 году

Согласно официальным заявлениям МИД РФ в 2021 году Россия продолжит держать курс на проведение ответственной и прагматичной внешней политики, призванной способствовать построению более демократичного и справедливого многополярного мироустройства. Как и прежде Россия будет открыта к взаимовыгодному взаимодействию при безусловном уважении национальных интересов РФ.

Эксперты к числу ключевых ориентиров внешней политики России в 2021 году относят:

  • пролонгацию Договора СНВ-3;
  • введение моратория на размещение ракет средней и меньшей дальности в Европе;
  • проведение саммита Р5;
  • включение РФ в осуществление «зеленой сделки» Евросоюза;
  • восстановление военного измерения в работке СРН (Совета Россия-НАТО);
  • предотвращение новой вспышки вооруженных столкновений в Карабахе;
  • недопущение эскалации конфликта на Донбассе;
  • белорусский политический транзит;
  • предотвращение кризиса в российско-турецких отношениях;
  • начало политических и экономических реформ в Сирии;
  • диверсификация экономического сотрудничества с Китаем;
  • сохранение механизма OPEC+;
  • завершение работы над проектом «Северный поток-2»;
  • расширение повестки для Арктического совета.

Данный список весьма вероятно будет подвергнут изменениям под влиянием все новых факторов внешней среды. Однако, если хотя бы половину из представленных выше задач, все же удастся решить, 2021 год можно будет считать весьма успешным для российской внешней политики. Так страна не только обеспечит себе безопасность и стабильность, но и сможет укрепить свои позиции на мировой политической арене.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дмитрий Косырев, международный обозреватель РИА Новости

Плюсы

1. Восстановление статуса России как одного из ведущих государств мира. Экономическое восстановление и стабильный экономический рост России успешно конвертированы в рост ее влияния на мировой арене. Россию могут любить или не любить, помогать росту ее влияния или сопротивляться таковому, но если в 90-е годы в разрешении множества международных кризисов Москву не слушали, то сейчас все наоборот. Заметим, что достигнуто это без существенного наращивания ядерных и прочих арсеналов, или, скажем так, далеко не только благодаря военной мощи. Сыграло свою роль возросшее нефтегазовое могущество Москвы, ее попадание в «лидеры будущего» (наряду с Китаем, Индией и Бразилией), и просто сам неожиданный для многих факт того, что «больной Евразии» выздоровел.

кремль2. Восстановление самоуважения россиян. Самочувствие нации — ключевой компонент ее существования среди других наций мира, важнейшая цель внешней политики. Сегодня любой россиянин, от посла до туриста, ощущает себя за рубежом (и дома) гражданином большого, сильного, растущего, уважаемого государства. Если в 90-е годы шутили, что Россия управляется из «Спасо-хауса» (резиденции посла США в Москве), то сегодня любой россиянин (или иностранец) знает: Москва может не согласиться с Вашингтоном или иной мировой столицей по какому-либо вопросу международной или собственной внутренней политики, и остаться при своем мнении без каких-либо негативных последствий. Государств, которые могут себе позволить такую роскошь, на мировой арене сегодня немного.

3. Отражение волны «цветных революций» вдоль российских границ. Казалось, что привод к власти антироссийских режимов в странах СНГ с помощью манипуляций выборным механизмом кончится катастрофой: распадом СНГ, экономическим и политическим кризисом в самой России. Этого не произошло. Неудачная «цветная революция» в Киргизии, сопровождавшаяся хаосом и погромом магазинов в столице страны, привела, наоборот, к укреплению позиций России в Центральной Азии, напугав в этом регионе политические элиты и население. Обаяние «цветных революций» на Украине и в Грузии померкло в силу внутренних событий в этих государствах. Заслуга российской внешней политики здесь в том, что она предельно спокойно реагировала на происходившее. Иногда, оказывается, полезнее всего не делать ничего.

Неформальный саммит СНГ4. Сохранение старых интеграционных механизмов (СНГ, ОДКБ и др.) и создание новых (ШОС). То, что модель российской политики на постсоветском пространстве (образца 90-х годов) не будет действовать вечно, было очевидно еще в начале первого президентского срока Владимира Путина. Вопрос был в том, что придет ей на смену. За последние 8 лет стало ясно, что часть функций и механизмов СНГ необходимы большинству постсоветских государств, и реформы этих механизмов продолжаются. При этом удалось сохранить военный союз части стран СНГ (ОДКБ). Удался отход от постсоветской (или почти советской) модели, строившейся на поставках дешевых энергоносителей для политически близких Москве государств. Выстраивается новая интеграционная ось постсоветского пространства — Россия-Казахстан. Создается новая модель международного сотрудничества в Центральной Азии, в которую входят не только бывшие советские республики, но и Китай (Шанхайская организация сотрудничества). Внешняя политика на пространстве бывшего СССР все больше распадается на мало связанные направления — западное и центральноазиатское, что делает эту политику более реалистичной.

В Ханое в воскресенье стартовала Неделя русского языка во Вьетнаме5. Восстановление утерянных позиций России  в странах традиционного влияния СССР (Вьетнам, Ближний Восток, Индия, Китай и др.) и налаживание связей с новыми партнерами (страны Латинской Америки и др.) 90-е годы были периодом утраты глобальной роли внешней политики России, когда разрывались партнерские связи советского времени, а на их место не приходило ничего. Одновременно сворачивалась внешняя торговля, на фоне происходивших в России рыночных реформ, при которых эта торговля впервые за несколько десятилетий оказывалась частным бизнесом. У российского руководства начала 90-х годов не было отчетливого видения того, в каких регионах мира и чего должна добиваться Москва, как в экономике, так и в политике. При Владимире Путине ситуация изменилась. Появились деловые интересы российского государственного и частного бизнеса практически на всех континентах, появилась политика, направленная на продвижение этих интересов.

Минусы

1. Неспособность стать первым партнером для таких близких Москве стран, как Китай или Индия (и многие другие). Экономические возможности России не позволили ей занять первое место по влиянию даже в тех столицах, где приветствовали бы такой ход событий. Время союзов по политическим соображениям ушло, все большую роль играет способность бизнеса страны занимать ведущие места на рынках других стран. У российского бизнеса для такого лидерства нет ни опыта, ни ресурсов. Ни в одной крупной стране из числа важнейших для России (Германия, Китай) Россия не занимает первой строчки в списке экономических партнеров, в лучшем случае оказываясь в первой десятке. Это заметно даже на территориях СНГ (в Казахстане, к примеру). Результат — ослабление, в том числе и политических связей с этими государствами, по сравнению с советским временем.

2. Неспособность России стать мировым лидером в области стиля жизни, культуры, искусства. Вряд ли этот факт выглядит как неудача лишь внешней политики, однако все эти годы ощущалось, что современная Россия не умеет даже того, что с переменным успехом делал Советский Союз, завоевывавший за рубежом немало сердец не только благодаря своей военной и экономической мощи. Сужается сфера применения русского языка, уменьшается престиж современной российской культуры и искусства. В этих сферах российская внешняя политика (а, скорее, смежные с ней области) далеко отстает от множества стран мира, у которых работает множество технологий по продвижению своих культур за пределы национальных границ.

3. Неспособность выработать действенную политику работы с российской диаспорой за рубежом.  Появление новых идей в этой сфере можно отнести еще к 80-м годам. Однако до сего дня миллионы россиян за пределами России так и не играют роли мотора российского экономического и прочего развития, сравнимой с ролью китайской или индийской диаспоры в развитии этих стран.

4. Проигрыш влияния России в таких странах, как Грузия или Украина. Москва оказалась неспособна мобилизовать казавшиеся громадными ресурсы доброй воли в соседних странах, в том числе населенных этническими русскими. А то и ухудшила положение своих сторонников. Здесь речь о собственных просчетах России, а вовсе не только об удачных действиях ее противников. Подвела «американская болезнь» — упоение собственной правотой и вернувшейся силой. Самый чистый пример неудачной политики — это санкции России против Грузии, которые лишь оттолкнули от Москвы грузин, в том числе недовольных политикой собственного правительства.

самолет МиГ-295. Проигрыши в военно-техническом сотрудничестве. Эта сфера международного сотрудничества держала на плаву чуть ли не половину российской внешней политики в 90-е годы. На военном сотрудничестве держались отношения со странами, товарооборот с которыми далеко отставал от прочих держав (Китай и др.) Считалось, что именно здесь заложен потенциал для новой модели внешней торговли России, которая строилась бы на экспорте технологий, а не энергосырья. В начале 2000-х годов объемы российского военного экспорта выросли. Усилилась и конкуренция прочих поставщиков вооружений на мировые рынки. Но вряд ли конкуренция — единственная причина того, что именно в последние годы появились случаи отказа заказчиков российских вооружений от принятия товара, а также жалобы на срыв сроков его поставки. Перманентно идущие реформы этой отрасли российской экономики пока не приносят желаемого результата в виде улучшения репутации российских вооружений.

Обновлено: 22.09.2023

Политика России в современном мире

В конце 90 г. российская внешняя политика потерпела ряд неудач. Кризис в экономике и разложение государственной власти привели к падению международного престижа России. Это стало причиной разрастания блока НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.

В течение длительного периода СССР являлся мощнейшим государством. Российская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако она сохранит статус второй в мире ядерной державы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллектуальный потенциал. Традиционные связи, существенное влияние России в ряде стран и регионов послужат успеху становления экономики и политического влияния нашего государства.

-обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, завоевание авторитета в мировом обществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России как великой державы.

-воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности,

-создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения,

-Последовательность внешней политики создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.

Политика России в современном мире

В конце 90 г. российская внешняя политика потерпела ряд неудач. Кризис в экономике и разложение государственной власти привели к падению международного престижа России. Это стало причиной разрастания блока НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.

В течение длительного периода СССР являлся мощнейшим государством. Российская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако она сохранит статус второй в мире ядерной державы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллектуальный потенциал. Традиционные связи, существенное влияние России в ряде стран и регионов послужат успеху становления экономики и политического влияния нашего государства.

-обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, завоевание авторитета в мировом обществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России как великой державы.

-воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности,

-создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения,

-Последовательность внешней политики создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.

Внешняя политика России – это взаимоотношения Российской Федерации с другими странами мира и международными организациями.

Современная внешнеполитическая деятельность Российской Федерации, прежде всего, ориентирована, на раскрытие потенциала международного сотрудничества в определенных интересах. Основные из них представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Ключевые внешнеполитические интересы современной России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К числу важнейших составляющих внешней политики Российской Федерации на современном этапе ее развития относятся интеграционная составляющая, политика проводимая в отношении ООН, а также развития БРИКС и ШОС.

Последний год выдался чрезвычайно сложным для всех стран мира, включая Россию. В условиях пандемии COVID-19 одним из приоритетных направлений внешней политики стала организация возвращения на Родину более 300 тыс. российских граждан и оказание экстренной помощи гражданам России за рубежом.

Что касается взаимоотношений с другими странами мира, то общая картина за последние пару лет не претерпела каких бы то ни было серьезных изменений:

Готовые работы на аналогичную тему

В целом внешняя политика России становится все более результативной и целенаправленной, а российская дипломатия – более востребованной в мировых делах.

Внешняя политика России в отношении стран Европы и постсоветского пространства

Что касается внешней политики в отношении Европейских стран, то российско-европейские отношения в настоящее время характеризуются довольно высокой степенью неопределенности. Свой отпечаток накладывают и антироссийские санкции. Особое место во внешней политике России отводится построению отношений с Украиной и Белоруссией.

Особо приоритетными направлениями внешней политики РФ считается развитие экономических и политических связей России с такими странами, как Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. Ключевая цель взаимодействия с этими странами заключается в обеспечении суверенитета и безопасности.

Ситуация в отношении США была и до сих пор остается кране неоднозначной. В ближайшее время улучшения отношений по оценкам экспертов и представителей российской власти не ожидается, хотя потребность в этом испытывают многие страны.

Внешняя политика России в отношении Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона

В отношении Ближнего Востока внешняя политика России ориентирована на поддержание стабильности в регионе. В последние годы Россия принимает участие в конфликтах на территории Ближневосточного региона, в частности – в Сирии. Основной задачей считается поддержка легитимного правительства и борьба с террористами. Постепенно налаживают отношения между Россией и Ираном. Продолжается сотрудничество с Турцией. Высокая значимость придается российско-израильским отношениям.

В целом роль России на территории Ближневосточного региона довольно высока. Примечательно, что РФ проводит свою внешнюю политику таким образом, чтобы сохранять позиции одного из ключевых участников политического процесса на Ближнем Востоке. Не меньшее значение отводится развитию отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В целях расширения сотрудничества была создана Шанхайская организация сотрудничества. Особое внимание отводится необходимости сближения России с Китаем. Успешные связи в гуманитарной и политической областях налажены с Японией. Продолжается этап поиска возможностей внешнеэкономического сотрудничества с Южной Кореей. Развивается концепция БРИКС++.

Основные направления внешней политики России в 2021 году

Согласно официальным заявлениям МИД РФ в 2021 году Россия продолжит держать курс на проведение ответственной и прагматичной внешней политики, призванной способствовать построению более демократичного и справедливого многополярного мироустройства. Как и прежде Россия будет открыта к взаимовыгодному взаимодействию при безусловном уважении национальных интересов РФ.

Эксперты к числу ключевых ориентиров внешней политики России в 2021 году относят:

Данный список весьма вероятно будет подвергнут изменениям под влиянием все новых факторов внешней среды. Однако, если хотя бы половину из представленных выше задач, все же удастся решить, 2021 год можно будет считать весьма успешным для российской внешней политики. Так страна не только обеспечит себе безопасность и стабильность, но и сможет укрепить свои позиции на мировой политической арене.

В ночь на 27 февраля 2022 года лидеры стран Европы и Америки объявили о новых экономических

А в это время американские и тайваньские СМИ распространяют информацию о «многократном нарушении»

Проигрывая глобальную гонку за лидерство, англосаксы решили бросить в топку войны против России

Мне уже неоднократно приходилось писать, что Украина самостоятельно не способна

Последний отрезок долгого пути В двадцатом веке была Вторая мировая война. После неё была Ялтинская

Добавить новость в:

1. Российская внешняя политика последнего десятилетия была в целом удачной. Дипломатия по-настояшему мастерской. Слабым звеном остается внутреннее экономическое развитие. Пока внешняя политика с лихвой компенсировала эту слабость. Но эти возможности не безграничны. Один из важнейших показателей веса и влияния страны в международной системе — ее доля в мировом ВНП — снова понижается.

2. На новом качественном уровне и пока с терпимыми затратами воссоздана военная мощь. Она позволяет более эффективно отвечать на вызовы все более турбулентного и опасного мира, до известной степени восполнять дефицит других факторов силы — экономической, информационной. Явным успехом стало прямое использование вооруженных сил для предотвращения расползания сирийского конфликта. Принципиально важно и крайне отрадно, что Москва в Сирии умело сочетает военные и дипломатические инструменты, не допуская перекоса ни в одну сторону и сокращая возможные издержки.

3. Российское руководство подчеркивает, что оно не позволит втянуть страну в гонку вооружений. Но риск сохраняется, особенно после 2020 года, когда США начнут очередной цикл обновления своего стратегического потенциала. Заявленные российские планы — и модернизация стратегического ракетно-ядерного потенциала, и оперативно-тактических средств, и систем ПРО и, особенно, создание и развертывание высокоточных неядерных средств большой дальности — каждое по отдельности логично. Но в совокупности могут оказаться непосильными. Особую тревогу вызывает угроза втягивания в гонку неядерных, по сути стратегических, вооружений, которая выгоднее более богатой стороне, или даже является в значительной части блефом подобно Стратегической оборонной инициативе Рональда Рейгана, повергшей в панику советское руководство. Существуют гораздо более эффективные, преимущественно ядерные средства нейтрализации или даже предотвращения появления таких угроз. Мы не рекомендуем возвращение к переговорам по ограничению и сокращению вооружений, по мерам укрепления доверия в прежних формах. Но стоит рассмотреть целесообразность в среднесрочной перспективе многосторонних переговоров с участием всех ядерных держав, многие из которых активно развивают свои ядерные потенциалы, о предотвращении подрыва международной стратегической стабильности и возможном ограничении отдельных направлений гонки вооружений.

6. Удалось частично остановить и даже, возможно, повернуть вспять распад постсоветского и исторического российского имперского пространства, угрожавший усугублением конфликтности, борьбы внешних сил за влияние на нем. Столкновение на Украине — пример последствий дезинтеграции.

7. С запозданием, но начат и развивается экономический, и частично политический поворот к растущей Азии, в том числе через развитие Сибири и Дальнего Востока.

8. Установлены отношения дружбы и глубокого стратегического партнерства с Китаем. Они открывают дополнительные возможности для развития востока страны, снижают военно-политические вызовы на том направлении. Через соглашение о сопряжении Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и ЕАЭС удалось избежать соперничества в Центральной Азии, на которое рассчитывали внешние силы.

9. Активизировались связи с Индией — потенциально одной из великих держав будущего.

10. Наработаны возможности углубления сотрудничества с Японией, Южной Кореей. Япония и Республика Корея должны в перспективе играть большую роль в развитии Зауралья. Учитывая противоречия между многими странами в этой части мира, России стоит начать содействовать созданию в Северо-Восточной Азии структур безопасности и сотрудничества, которые стали бы в перспективе частью большого евразийского проекта. Придется работать над недопущением разрастания конфликтного потенциала в регионе.

11. Удачей российской внешней политики последнего десятилетия является активная работа по созданию и развитию БРИКС. Потенциал конкретного сотрудничества ограничен: координация в некоторых областях внешней политики; образование, человеческие связи. БРИКС способен сыграть важную роль в формировании технологических альянсов, способных укрепить технологический суверенитет входящих в него стран5 . Но как политический клуб, усиливающий позиции его членов, он уже стал фактором изменения баланса сил в мире, может и дальше играть балансирующую и стабилизирующую роль в мировой архитектуре.

14. Ситуация на юге осложнилась из-за долговременной дестабилизации Ближнего и Среднего Востока. Россия лучше многих подготовилась к такому развитию событий. И может выступать поставщиком относительной стабильности и безопасности для соседних регионов и международного сообщества в целом. Что она делает в Сирии, предотвращая дальнейшую дестабилизацию в случае попыток региональных держав добиться гегемонии, экспансию, завоевания ими новых плацдармов, наконец, экспансию экстремизма и терроризма, реально способствуя созданию предпосылок для мирного процесса.

15. Активная политика на Ближнем Востоке, вокруг Сирии вкупе с твердым курсом в европейском украинском кризисе укрепили позиции России как одной из ведущих держав.

17. Были и внешнеполитические неудачи. Остаются крупные нерешенные проблемы.

18. Не устанем повторять: главная из них — усугубляющаяся уже 8–9 лет экономическая стагнация, способная подорвать геополитические успехи, провоцирующая внешнее давление.

20. Не удалось предотвратить братоубийственный конфликт на Украине. В его основе — недееспособность украинских элит, приведшая к экономической и социальной деградации страны по сравнению практически со всеми постсоветскими государствами, политика Запада по экспансии зоны своего влияния и контроля, по недопущению сближения Украины и России, стремление значительной части украинского общества к максимальному отделению от России. Но и российская политика несет ответственность.

23. Существует опасность длительного втягивания России в безвыходный клубок ближневосточных проблем. Внешние силы будут толкать нашу страну в конфликты, в том числе к прямой конфронтации с Турцией. Велика вероятность провокаций. К счастью, судя по действиям на сирийском направлении, российское руководство хорошо понимает обстановку и связанные с ней риски, удачно маневрирует, чтобы их снизить.

24. Нерешенной проблемой остается увязка политической и экономической дипломатии. Ответственность за последнюю распылена. Руководство страны, увлеченное внешней и военной политикой, не уделяет достаточного внимания внешнеэкономической стратегии. Результат — множество не подкрепленных реальными экономическими мерами политических заявлений.

25. До сих пор Россия не выработала автоматическую привычку консультироваться с союзниками до принятия решений или выдвижения инициатив их касающихся. И это при том, что и в ЕАЭС, и в ОДКБ Россия приняла модель действительного равноправия. Осталось последовательно претворить ее в жизнь.

27. Надежды на серьезный приток инвестиций из Китая пока не оправдались, что укрепило в России позиции тех, кто противился повороту на Восток, априори не доверял Пекину, лично завязан на экономические связи с Западом. Но, может быть, не меньшая проблема — отсутствие долгосрочной цели со-развития.

28. Среди важнейших проблем современной России — ее нацеленность в прошлое. После, как теперь очевидно, обреченной постреволюционной попытки 1990-х годов стать частью Запада или даже просто встроиться в фарватер его политики, отринуть и советское, и русское имперское внешнеполитическое наследие, Россия вошла в фазу восстановления традиций, но и нового отрицания. На этот раз — неудачной политики первых постреволюционных лет.

29. Российская внешняя политика, как и общество, находятся в процессе самопознания — возвращения на новом уровне к традиционным ценностям, принципам своей внешней политики, да и политики вообще. Главная из этих установок — безусловное обеспечение суверенитета и безопасности.

В последние 300 лет к ним в результате петровских и екатерининских реформ и истории побед XVIII и XIX веков прибавилась еще одна — ценность великодержавия. Эти константы нужно принимать как данность. Даже если за их воплощение и обеспечение приходилось дорого платить. Попытка отказаться от них в конце 1980-х и в 1990-е годы была безуспешной и не привела ни к чему кроме потерь и отторжения большинством общества.

30. Зацикленность на прошлом связана и с тем, что после провала 1990-х годов, восстановления 2000-х годов российская элита так и не выработала нацеленной в будущее национальной стратегии развития и реформ. Неспособность советской элиты сформулировать и претворить в жизнь такую стратегию с конца 1960-х годов привела СССР к развалу. Без общей стратегии, формулирования долгосрочных национальных интересов внешняя политика бесплодна и обречена на неуспех, несмотря на любые волю, интеллект и мастерство.

В экономической и социальной сферах отечественный политический класс бездействует. Часть мечтает о возвращении в радостные для него 1990-е годы. Другая часть хочет навсегда задержаться в 2000-х с их благополучием и стабильностью для большинства и возможностью обогащения для верхушки. Но эти годы тоже не вернутся.

Без понимания, какой мы хотим видеть Россию, систематически претворяемой в жизнь стратегии реформ, во внешней политике возможны лишь тактические победы, чреватые стратегическими поражениями.

31. Главный вывод и рекомендация. Достигнутые успехи во внешней политике, укрепление стратегических позиций страны и ее безопасности, возвращение России статуса первоклассной великой державы, искомого большинством элиты и народа, позволяют, а новые и старые глобальные вызовы, в том числе долгое противостояние с Западом, — настоятельно требуют переноса внимания государства и общества на задачи внутреннего экономического развития, сохранения и подъема человеческого капитала. Нас беспокоит, что большинство элиты не готово к такому перезревшему повороту политики.

В последнее время внешняя политика России претерпела существенные изменения и характеризуется рядом особенностей.

Изменение внешней политики России обусловлено изменением как внутренних, так и внешних условий, в которых находится наша страна. Что касается внутренних условий, то к ним прежде всего следует отнести распад СССР и образование на его развалинах 15 независимых государств. В связи с этим и позиции России на международной арене значительно ослабли в сравнении с бывшим СССР. Вместе с тем в России открылся новый объект внешнеполитической деятельности и политики (страны бывших союзных республик).

Второе обстоятельство обусловлено тем, что в связи с перманентным процессом реформирования экономической и политической жизни страна переживает значительные трудности экономического порядка, что не позволяет ей уделять столь большое внимание внешней политике, как это было прежде.

Третье обстоятельство обусловлено тем, что в стране возникли межнациональные трения, конфликты и даже военные столкновения, о чем свидетельствуют, в частности, события в Чечне, что также требует переключения внимания в политике и политической деятельности.

Наконец, четвертое обстоятельство, в какой-то мере уравновешивающее прежнее, — это наличие в стране ядерного оружия, которое продолжает служить мощным фактором политики и воздействия на мировую обстановку.

Резко изменились за последнее время и внешние условия развития нашей страны. Это нашло свое проявление в распаде мировой системы социализма, прекращении холодной войны, возникновении на месте двухполюсного мира — однополюсного и многополюсного и т. д.

Изменение традиционной роли, которую играла наша страна в системе международных отношений, смена ряда парадигм прошлого в системе внутреннего и внешнего положения требуют переосмысления многих подходов прежней политической мысли при рассмотрении современных процессов мирового развития.

В чем конкретно состоят особенности социального, экономического и политического положения страны на рубеже столетий, которые могут определить ее внешнеполитическую деятельность на ближайший период?

Прежде всего Россия продолжает занимать громадные пространства, которые в связи с уменьшением населения слабо заселены, что делает особенно уязвимыми ее границы, особенно на востоке. К тому же Россия обладает огромными природными запасами, которые в 6 раз превосходят запасы США и в 16–17 раз — Западной Европы, что создает возможность для активной внешней экономической деятельности и в то же время таит в себе определенную опасность поползновения на эти запасы со стороны враждебных сил.

Большие трудности возникают и в связи с тем, что Россия фактически лишилась многих своих бывших территорий и выходов к морю, особенно на юге и в Прибалтике. Это затрудняет ее экономические связи с внешним миром и требует поиска новых коммуникаций для налаживания взаимовыгодного сотрудничества с другими странами.

Что касается международной обстановки, то, с одной стороны, следует иметь в виду, что США и НАТО не заинтересованы в окончательном низведении России до второразрядного государства, а с другой — отдавать себе ясный отчет в объективном усилении их внешнеполитических позиций.

Если сюда добавить резкое падение экономического уровня в нашей стране, внутренние межэтнические конфликты и противоречия, приближение НАТО к границам России, наличие непредсказуемого мусульманского мира на юге, то станут понятны сложности и трудности внешнеполитической деятельности в новых условиях.

Большие проблемы безопасности России вызваны также положением на востоке страны, где находятся огромные территории с малочисленным населением, а также на границе с Китаем, в котором количество населения приходит во все большее противоречие с его территориальной недостаточностью.

В последнее время усилился дисбаланс территории, природных богатств и населения России. Возникшее несоответствие может породить и уже порождает многочисленные претензии к России со стороны других стран.

Качественные изменения геополитической и военно-стратегической ситуации в мире требуют радикального и комплексного переосмысления всей внешнеполитической линии, основанной на биполярном балансе. Сложившееся несоответствие в геополитической и демографической области требует восстановления равновесия, в том числе и путем внешнеполитической деятельности.

Важнейшие проблемы внешней политики России в современных условиях должны решаться путем не только активизации внешнеполитической деятельности, но и успешного решения экономических и социальных проблем внутри страны. Сегодня даже мощная армия не может компенсировать внутреннюю слабость государства. Надежная безопасность обеспечивается все больше и больше не столько армией, сколько развитием эффективной экономики, прочностью социальных и политических структур. В связи с этим необходимо, как никогда, обратить внимание на упорядочение экономики и достижение высоких показателей в ее развитии, а это в свою очередь придаст новый импульс внешнеполитической деятельности, повышению авторитета России на международной арене. Вместе с тем необходимо добиваться преодоления в стране межнациональных конфликтов и укрепления внутренней прочности государства. Если эти задачи не будут решены, то Россию могут ждать новые, еще более тяжелые и даже трагические последствия.

Почти все XX столетие прошло под знаком противоборства двух общественных систем — капитализма и социализма. В результате драматических событий конца 80-х — начала 90-х годов двухполюсный мир распался. Он все больше стал превращаться в многополюсный.

1.Основные риски и угрозы внешнеполитическим интересам России на современном этапе.

Государственный переворот, а затем и война на востоке Украины спровоцировали крупнейшие со времен холодной войны геополитическое противостояние между современным Западом в лице США и ЕС и Россией. Сложность современного украинского кризиса обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, любой внутри государственное противостояние, основанное на этно-конфессиональной или цивилизационной составляющей в принципе крайне трудно поддается быстрому урегулированию. Во-вторых, конфликт на юго-востоке Украины происходит при беспрецедентном внешнем давлении, которое оказывается на Россию со стороны ЕС и США, с одной стороны, и при активной помощи данных игроков киевскому режиму, с другой.

Немаловажным аспектом данного кризиса применительно к внешнеполитическому курсу РФ является тот факт, что произошедший на Украине переворот провел красную черту под политику, провидимую Россией на протяжении всего постсоветского периода, связанную с попытками встроиться в западные экономико-политические структуры и структуры безопасности.[2]Украинский кризис наглядно продемонстрировал, что, несмотря на различные мнения внутри ЕС и симпатии отдельных политиков и первых лиц государств по отношению к РФ (таких, как М. Земан в Чехии, канцлер Австрии В. Файман и ряд других), в совокупности Европейский союз придерживается политики атлантической солидарности с США в вопросах Украины и Крыма.

На сегодняшний день, несмотря на относительное затишье на Донбассе, говорить о полноценном перемирии преждевременно: периодически происходят позиционные боестолкновения и обстрелы практически по всей линии соприкосновения сторон, кроме того, группировка украинских войск на Юго-Востоке имеет тенденцию лишь к наращиванию численности, производится ротация отдельных частей и подразделений, в целом украинской группировкой сформирован наступательный боевой порядок.[3] Эти данные говорят о том, что в целом украинский генералитет готов возобновить активные наступательные действия на территории ДНР и ЛНР – для этого требуется лишь политической решение в Киеве. Таким образом, на сегодняшний день ситуацию в непризнанных республиках Донбасса можно охарактеризовать скорее как балансирование на гране войны, чем продвижением к сколько-нибудь устойчивому миру.

Еще одним серьезным последствием украинского кризиса для России стало введение рядом западных стран экономических санкций против нашей страны. Санкционное давление Запада на РФ, прежде всего отрезание российской экономики от источников финансирования в Европе и США, прекращение сотрудничества с западными компаниями в таких вопросах, как геологоразведка и добыча нефти, в особенности на шельфе, создает серьезные трудности для российской экономики и вынуждает РФ, с одной стороны, искать эффективную замену Западу в экономическом плане, а с другой, продолжать активные попытки урегулирования Украинского кризиса и снятия санкций.[4]

Другим немаловажным регионом в контексте национальных интересов России является Центральная Азия (ЦА). Постсоветские режимы этих стран не могут не вызывать обеспокоенность внешнеполитического руководства России в связи с целым рядом проблем: тлеющий водный конфликт между Узбекистаном и Киргизией с Таджикистаном, проблема Ферганской долины. Серьезным вызовом безопасности в ЦА является общая нестабильность политико-экономических систем государств региона: в большинстве своем эти страны представляют собой жесткие авторитарные режимы, где в силовом формате подавляется любая оппозиция, но при этом институты центральной власти являются не в полной мере оформленными и устойчивыми. В таких странах, как Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, в принципе отсутствует механизм сменяемости правителей; в Киргизии подобные смены обернулись двумя революциями за 10 лет.

В таких условиях любая возможная дестабилизация чревата серьезными угрозами государственности стран ЦА. Угроза исламского радикализма также остается актуальной для региона в целом. Перманентным источником расползание религиозного экстремизма в Центральной Азии является Афганистан, где базируются основные террористические группировки, имеющие интересы в регионе такие, например, как Исламское движение Узбекистана. Негативным трендом в данном контексте может выступать проникновение Исламского Государства в Афганистан и в дальнейшем в страны ЦА, что уже вызвало серьезную озабоченность ряда стран региона.[6]

Данные риски особенно сильны для таких стран, как Таджикистан и Киргизия, которые представляют собой не только неустойчивые политические образования, но также весьма слабы экономически. Необходимо учитывать, что в случае эскалации ситуации основные издержки, связанные с обеспечением безопасности и поддержки государств региона, безусловно, лягут на плечи Российской Федерации.

Также РФ не может оставить без внимания усиливающееся проникновение (прежде всего экономическое) Китая в Центральную Азию, что в перспективе может поставить под вопрос влияние РФ на эти страны, это особенно актуально в контексте развития Евразийского экономического союза, к которому недавно присоединилась Киргизия. Попытка КНР оторвать страны региона от России и переформатировать систему взаимоотношений в ЦА с многостороннего формата в рамках СНГ и ЕАЭС, предлагаемого нашей страной, в формат двусторонних связей с Пекином может создать серьезную угрозу проектам Евразийского союза и ОДКБ, которые российская дипломатия выстраивала в центральноазиатских республиках на протяжении последнего времени.

Таким образом, на сегодняшний день Россия сталкивается со множеством вызовов и угроз безопасности как экономического, так и военного характера, по сути дела по всему периметру своих границ, поэтому современную внешнеполитическую обстановку вокруг нашей страны можно характеризовать как напряженную.

2.Современная внешняя политика России

Безусловно, одним из важнейших элементов внешнеполитического курса РФ является интеграционная составляющая. Постсоветское пространство является жизненно важным для России регионом – со временем СССР между РФ и бывшими союзными республиками имеются прочные экономические связи, кроме того, сохранение этих стран в зоне влияния РФ во многом решает проблемы обеспечения безопасности страны. Первые попытки реинтеграции республик бывшего СССР имели место еще в 90-е гг.: первоначально на роль такой интеграционной структуры претендовал СНГ, затем были попытки создания Таможенного союза, Союзного государства России и Белоруссии, которое де-юре действует до сих пор. Тем не менее решающая стадия формирования интеграционного блока имела место во второй половине нулевых, когда на базе ЕврАзЭС было принято решения сформировать Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана. В дальнейшем интеграция прошла этап Единого экономического пространства и в 2015г. начал действовать Евразийский Экономический Союз. На сегодняшний день к Союзу присоединились Армения и Киргизия.

Для РФ данный проект имеет исключительно важное значение так как это, по сути дела, последняя попытка реально удержать постсоветские страны в орбите российского влияния, если данный интеграционный проект провалится, то, без сомнения, постсоветские республики в ЦА войдут в зону исключительного влияния Китая, который, как уже говорилось выше, уже активно экономически проникает в данные государства. В Восточной Европе идет конкуренция интеграций между ЕЭС и ЕС, ряд постсоветских стран (Молдавия, Белоруссия, Украина) присоединились к проекту Восточное партнерство, а Молдавия и Украина уже вошли в ассоциацию с ЕС. В странах Закавказья растет влияние Турции и Ирана.

Другим важным направлением внешней политики РФ является активное участие в развитии таких организаций, как ШОС и БРИКС. Взаимодействие со странами БРИКС создает серьёзную альтернативу влиянию Запада на мировую политику и снижает влияние ведущих западных институтов (Всемирного Банка и МВФ) в контексте создания странами БРИКС Банка Развития. Координация в формате БРИКС позволяет ведущим незападным странам формулировать единую позицию и обмениваться мнениями по основным вопросам международной повестки дня без участия и давления со стороны США и других ведущих стран Запада.

Кооперация в рамках ШОС позволяет предпринять практические шаги по противодействию трем основным угрозам: терроризму, экстремизму и сепаратизму[8], а также наркоторговле, преимущественно в регионе Центральной Азии, укрепляет взаимоотношения между РФ и Китаем, кроме того, создает реальную альтернативу НАТО в регионе.

На сегодняшний день не теряет актуальности вектор внешний политики РФ, связанный с отношениями с США и ЕС. В свете продолжающегося Украинского кризиса, западных санкций, РФ заинтересована в выстраивании конструктивных отношений с западными партнёрами. Несмотря на существенное давление, оказываемое Западом на Россию, в данный момент не в интересах РФ идти на жесткую конфронтацию, так как Запад, прежде всего ЕС, продолжает являться основным экономическим партнером современной России. В связи с этим ключевыми являются усилия российской дипломатии по налаживанию и укреплению отношений с теми странами-членами ЕС, которые заинтересованы в партнерстве с Россией. Визит В. Путина в Венгрию, его встреча с греческим премьер-министром А. Ципрасом являются прекрасно иллюстрацией данной политики. Одним из важнейших пунктов выстраивания политики с Западом на сегодняшний день является дипломатические попытки РФ разрешить украинский кризис. Переговоры в Минске и консультации в Нормандском формате лишний раз подчеркивают высокую озабоченность РФ ситуацией на Востоке Украины.

Принципиально новым в российском внешнеполитическом курсе стала начавшаяся осенью 2015 года военно-воздушная операция российских ВКС на территории Сирии. Действия России на Ближнем востоке демонстрируют новую тенденцию по превращению нашей страны в более активного военно-политического игрока на мировой арене. Стоит отметить, что подобные акции в целом укладываются в общий смысл российской внешнеполитической доктрины, ключевыми направлениями которой в мировом масштабе являются идеи противодействия распаду института суверенного национального государства, противостояния анархии и революционным преобразованиям режимов различных стран, начиная от Ливии и заканчивая Украиной. В этом смысле Россия выступает в качестве лидера консервативного направления в мировой политике, нацеленного на постепенные осторожные преобразования и не рассматривающего, в отличие от атлантистов, демократизацию как гарант устойчивого развития.[10]

Таким образом, современный внешнеполитический курс РФ характеризуется многовекторностью и необходимостью отвечать на различные вызовы и угрозы безопасности и в то же время эффективно продвигать интересы России как в региональном, так и в мировом масштабе.

3.Прогноз: внешнеполитическая ситуация в среднесрочной перспективе

Говоря о политическом прогнозе, стоит отметить, что в условиях современного мира, где обстановка может измениться кардинально за считанные дни, весьма сложно говорить о прогнозах на отдаленную перспективу. Прекрасной иллюстрацией данного тезиса является Украинский кризис и воссоединение Крыма с Россией о возможности которого, еще за полгода до событий на Площади Независимости в Киеве, не могли подумать даже самые смелые политические аналитики. Рассуждая о развитии внешнеполитической ситуации вокруг РФ, имеет смысл говорить лишь о вероятностях развития того или иного из множества возможных сценариев.

В краткосрочной перспективе в отношениях России с ЕС и США детерминирующим фактором будет развитие событий на востоке Украины. Опыт предшествующих попыток мирного урегулирования показал, что между сторонами конфликта имеются кардинальные различия в видении будущего развития украинского государства и таким образом скорое прекращения вооруженного противостоянии маловероятно.

Тем не менее, вопрос о том, как будет развиваться украинский конфликт, остается открытым. В настоящее время среди возможных сценариев развития ситуации наиболее вероятными выглядят сценарий эскалации напряженности и сценарий замороженного конфликта.

Первый вариант исходит из того, что внутриполитическая обстановка на Украине остается крайне сложной. С учетом нарастающего экономического кризиса, роста безработицы, увеличения миграционных потоков как внутренних, так и внешних, вероятность усиления влияния радикалов на политику центральной власти существенно возрастает, кроме того, правительство в Киеве само осознанно может пойти на эскалацию конфликта в целях отвлечения внимания населения от экономических проблем. Кроме этого, любые вспышки насилия на Донбассе автоматически становятся аргументом Украины в переговорах с Западом по выделению новых кредитов по линии МВФ, оказанию иной помощи, в том числе направленной на перевооружения украинской армии. Подобная эскалация напряженности может привести как к военной победе Киева и установлению полного контроля над территорией республик, так и, наоборот, к полному поражению и дезорганизации украинской армии и как следствие всего украинского государства.

Тем не менее, такой вариант представляется нежелательным для России на данном этапе, так как, безусловно, повлечёт за собой новый виток напряженности в отношениях с Западом. Помимо этого, даже в случае победы ДНР и ЛНР на Россию ляжет груз по восстановлению инфраструктуры и экономики республик, приемы дополнительного потока беженцев и другие расходы, которые, учитывая современное положение дел в российской экономики, могут повлечь весьма негативные последствия.

Второй вариант – замораживание конфликта является одним из наиболее вероятных и в тоже время наиболее приемлемых для России. Возможность этого сценария обусловлена тем, что сегодня ни одна из сторон конфликта не может гарантировать себе безусловной победы в случае возобновления полномасштабных боевых действий, а издержки от неудачи, напротив, чрезмерно высоки. Также идущий с переменным успехом Минский переговорный процесс позволяет сторонам за счет различной трактовки достигнутых соглашений говорить о своем успехе, не переводя конфликт в горячую фазу. При реализации данного варианта развития ситуации не стоит ожидать каких-либо кардинальных изменений в отношениях РФ и Запада в ближайшее время: вопрос о Крыме и снятии санкций навряд ли будет урегулирован, до тех пор пока украинская тематика будет актуальна для западных стран, прежде всего США. Замораживание конфликта имеет долгосрочную перспективу, и в этом плане решающую роль будет играть социально-экономическое положение как на Украине, так и в ДНР и ЛНР.[11]

На южном направлении ситуация продолжит оставаться стабильно напряженной. Борьба против ИГ как и любая война на Ближнем Востоке не имеет быстрого окончания. Боевики ИГ имеют широкую поддержку среди суннитского населения Ирака, которое не стремится вернуться под контроль шиитского правительства в Багдаде. С учетом того, что борьба с ИГ неразрывно связана с гражданской войной в Сирии и курдским вопросом, в среднесрочной перспективе не будет найдено пути к полноценному урегулированию. Это значит, что нестабильность с Ближнего Востока будет распространяться на сопредельные регионы: в Закавказье, Северный Кавказ, Пакистан, Афганистан. Таким образом, перед РФ встает задача укрепления как безопасности границ страны, так и в области борьбы с терроризмом, торговлей наркотиками и организованной преступностью. В Закавказье данную политику эффективно можно реализовать через сотрудничество с Арменией в рамках ОДКБ.

В Центральной Азии в краткосрочной перспективе обстановка не претерпит значительных изменений. Однако в ближайшие 3-5 возможно ожидать смену режимов в Узбекистане, Таджикистане, где лидеры стран находятся у власти еще с 90-х годов. В связи с этим России надо быть готовой к резкому ухудшению ситуации в регионе, появлению новых очагов нестабильности, росту влияния исламизма. В перспективе будут также нарастать трения, связанные с вопросами о водных ресурсах, с учетом агрессивной риторики Узбекистана и приостановке членства страны в ОДКБ, возможно ожидать перехода конфликта в горячую фазу. Здесь РФ нужно приложить максимум усилий, выступая в роли посредника и миротворца, чтобы не допустить эскалации напряженности.

Роль БРИКС и ШОС в краткосрочной перспективе не окажет существенного влияния на внешнеполитическую обстановку вокруг России. Стоит отметить, что несмотря на вербальную поддержку, в реальности ни страны БРИКС и ШОС, ни основные союзники РФ в СНГ (Белоруссия, Казахстан) не признали воссоединение Крыма с Россией и по возможности стараются дистанцироваться от украинской повестки. В то же время в перспективе РФ может извлечь значительные преимущества из кооперации в рамках БРИКС, прежде всего за счет создания альтернативных мировых финансовых институтов (Банк Развития) и формирования единого мнения ведущих не западных стран, альтернативное к позициям США и ЕС. В то же время с учетом возможной дестабилизации в Центральной Азии взаимодействие с Китаем в рамках ШОС может оказать существенное положительное влияние на обстановку в регионе.

Используемая литература и источники

[2] Гущин А. Украинский вызов для России / Гущин А., Маркедонов С., Цибулина А.; рабочая тетр. No 24/2015 / [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2015. – 48 с.

[4] Иноземцев В.Л. Осторожно, двери закрываются. Следующая санкция…// Бизнес-журнал.2014. №12(225).

[11] Гущин А. Украинский вызов для России / Гущин А., Маркедонов С., Цибулина А.; рабочая тетр. No 24/2015 / [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2015. – 48 с.

Читайте также:

      

  • История олимпийских игр кратко для 2 класса презентация
  •   

  • Функции волгограда в прошлом и настоящем кратко
  •   

  • Низкая мотивация к обучению в школе связана с
  •   

  • Упражнения на развитие просодики для детей дошкольного возраста в доу
  •   

  • Понятие и источники ресурсов кратко

Министерство иностранных дел России опубликовало документ «Основные внешнеполитические итоги 2021 года». 

Особенное внимание ведомство уделило поддержанию стратегической стабильности. В этой сфере в 2021 году достигнут важный результат – продление на пять лет российско-американского Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Кроме того, после Женевского саммита в июне возобновлен диалог с США по данной проблеме.

Как добавили представители МИД, в декабре Соединенным Штатам и странам НАТО передали проект договора между РФ и США о гарантиях безопасности и проект соглашения о мерах обеспечения безопасности России и государств-членов Организации Североатлантического договора.

Напомним, в тексте проекта отмечается, что участники договора отказываются от расширения НАТО на восток.

«Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, принимают обязательства, исключающие дальнейшее расширение НАТО, в том числе присоединение Украины, а также других государств», – говорится в статье 6.

Другим значимым событием стала разработка резолюции ГА ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности и поощрение ответственного поведения государств в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)».

В Cовфеде оценили предложение НАТО провести консультации с РФФлаги НАТО и России

В сфере информационной безопасности расширялось и двустороннее сотрудничество: дан старт российско-американским консультациям, подписан ряд соглашений с Индонезией, Ираном, Киргизией, Никарагуа и Узбекистаном, запущен диалог Россия – АСЕАН.

Россия также вносила вклад в поддержание региональной и международной безопасности. Москва содействовала соблюдению Минских соглашений, нормализации отношений между Баку и Ереваном. Кроме того, после бегства сил США и НАТО из Афганистана и падения режима Гани Москва проводила консультации с Китаем, Пакистаном, Ираном, Индией и пятью центральноазиатскими государствами.

По инициативе России была принята резолюция Генеральной ассамблеи ООН, в которой говорилось о неразмещении первыми оружия в космосе. Это способствовало укреплению международной безопасности.

Отношения Прибалтики с НАТО в 2021 году: итоги неутешительныВоенные учения НАТО Operation Summer Shield на полигоне Адажи в Латвии

В год 75-летия Нюрнбергского трибунала и 80-летия начала Великой Отечественной войны Генассамблея ООН приняла российскую резолюцию «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

Уделялось внимание и взаимодействию с русскими и русскоязычными общинами за рубежом. В Москве прошел VII Всемирный конгресс российских соотечественников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Терминал верифон vx520 инструкция по эксплуатации на русском языке
  • Стиральная машина haier hw50 12866me инструкция по эксплуатации на русском
  • Необутин инструкция по применению цена в москве таблетки взрослым
  • Парогенератор тефаль про экспресс каре инструкция по применению на русском
  • Рометар для животных цена инструкция по применению