II. Федеральные министерства, руководство
деятельностью которых осуществляет Правительство
Российской Федерации, федеральные службы и федеральные
агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
(введено Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 207)
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральное агентство по недропользованию
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Федеральное агентство по рыболовству
Министерство спорта Российской Федерации
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Федеральная служба по труду и занятости
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Федеральная пробирная палата (федеральная служба)
Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками
(в ред. Указа Президента РФ от 08.08.2023 N 587)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральная таможенная служба
Федеральное казначейство (федеральная служба)
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
абзац исключен с 20 ноября 2020 года. — Указ Президента РФ от 20.11.2020 N 719
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац исключен с 20 ноября 2020 года. — Указ Президента РФ от 20.11.2020 N 719
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство экономического развития Российской Федерации
Федеральная служба по аккредитации
Федеральная служба государственной статистики
Федеральная служба по интеллектуальной собственности
абзац исключен с 5 июня 2020 года. — Указ Президента РФ от 05.06.2020 N 372
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство энергетики Российской Федерации
Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.
Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.
Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.
Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).
Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [1]:
1 блок – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
-
- Министерство внутренних дел Российской Федерации
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Министерство иностранных дел Российской Федерации
- Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
- Министерство обороны Российской Федерации
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
- Министерство юстиции Российской Федерации
- Федеральная служба исполнения наказаний
- Федеральная служба судебных приставов
- Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
- Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
- Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)
- Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
- Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
- Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)
- Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
- Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).
2 блок — федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
-
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Министерство культуры Российской Федерации
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
- Федеральное агентство водных ресурсов
- Федеральное агентство лесного хозяйства
- Федеральное агентство по недропользованию
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
- Министерство просвещения Российской Федерации
- Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
- Федеральное агентство по рыболовству
- Министерство спорта Российской Федерации
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
- Министерство транспорта Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Федеральное дорожное агентство
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Федеральное агентство морского и речного транспорта
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
- Федеральная служба по труду и занятости
- Министерство финансов Российской Федерации
- Федеральная налоговая служба
- Федеральная пробирная палата (федеральная служба)
- Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
- Федеральная таможенная служба
- Федеральное казначейство (федеральная служба)
- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
- Министерство экономического развития Российской Федерации
- Федеральная служба по аккредитации
- Федеральная служба государственной статистики
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности
- Федеральное агентство по туризму
- Министерство энергетики Российской Федерации.
3 блок — федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
-
- Федеральная антимонопольная служба
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
- Федеральное агентство по государственным резервам
- Федеральное медико-биологическое агентство
- Федеральное агентство по делам молодежи
- Федеральное агентство по делам национальностей.
Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и их заместителей по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452.
Такие органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство Российской Федерации или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством Российской Федерации, приказом федерального министерства.
Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и федеральных агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление.
Правовой отдел УМВД России по Ярославской области
[1] Перечень полных и сокращенных наименований дан в распоряжении Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства
Российской Федерации № 943/788 от 16.07.2008 «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».
Государственный комитет Российской
Федерации по делам молодежи;
Государственный комитет Российской
Федерации по рыболовству;
Федеральная антимонопольная служба;
Федеральная аэронавигационная служба;
Федеральная служба по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды;
Федеральная служба государственной
статистики;
Федеральная служба по надзору в сфере
массовых коммуникаций, связи и охраны
культурного наследия;
Федеральная таможенная служба;
Федеральная служба по тарифам;
Федеральная служба по финансовому
мониторингу;
Федеральная служба по финансовым рынкам;
Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору;
Федеральное агентство по атомной
энергии;
Федеральное космическое агентство;
Федеральное агентство по поставкам
вооружения, военной, специальной техники
и материальных средств;
Федеральное агентство по туризму;
Федеральное агентство по физической
культуре и спорту;
Федеральное агентство по обустройству
Государственной границы Российской
Федерации.
Федеральные органы исполнительной
власти, руководство деятельностью
которых осуществляет Президент РФ,
называются политическими органами.
Федеральные органы исполнительной
власти, руководство деятельностью
которых осуществляет Правительство
РФ, называются административными
органами. Порядок взаимоотношений
федеральных министерств и находящихся
в их ведении служб и агентств, полномочия
федеральных органов исполнительной
власти, а также порядок осуществления
ими своих функций определены в Положениях
об этих органах, утверждаемых соответственно
Президентом РФ или Правительством РФ.
Федеральные органы исполнительной
власти имеют право формировать
территориальные органы. Данные органы
образуются для осуществления полномочий
федерального органа исполнительной
власти на определенной территории.
Положения о территориальных органах
утверждаются руководителями соответствующих
федеральных служб и агентств.
3.4. Судебная система рф
Характерной чертой демократического
общества является защищенность прав и
свобод человека сильной и независимой
судебной властью. Судебная власть в
России принадлежит только судебным
органам, выполняющим правоохранительные
функции, рассматривающим споры юридических
и физических лиц, а также обращения по
поводу действий исполнительной власти.
Суды осуществляют данную им власть в
пределах той компетенции, которой они
наделены. Совокупность всех судов
образует судебную систему Российской
Федерации.
В настоящее время судебная система РФ
устанавливается в соответствии с
Федеральным конституционным законом
от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе
Российской Федерации». В Российской
Федерации действуют федеральные суды,
конституционные (уставные) суды и мировые
судьи субъектов Российской Федерации,
составляющие судебную систему Российской
Федерации.
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд РФ;
Верховный Суд РФ, верховные суды
республик, краевые и областные суды,
суды городов федерального значения,
суды автономной области и автономных
округов, районные суды, военные и
специализированные суды, составляющие
систему федеральных судов общей
юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные
арбитражные суды округов, арбитражные
суды субъектов РФ, составляющие систему
арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся:
конституционные (уставные) суды субъектов
РФ;
мировые судьи, являющиеся судьями общей
юрисдикции субъектов Российской
Федерации.
Единство судебной системы обеспечивается
соблюдением всеми судами установленных
законом правил судопроизводства,
обязательного исполнения на всей
территории России судебных постановлений,
вступивших в законную силу, финансированием
федеральных судов и мировых судей из
федерального бюджета, что должно
обеспечивать возможность полного и
независимого правосудия в соответствии
с федеральным законом.
Конституционный Суд РФ является органом
конституционного контроля, осуществляющим
судебную власть посредством конституционного
судопроизводства. Полномочия, а также
порядок образования и деятельности
Конституционного Суда устанавливаются
Федеральным конституционным законом
от 21 июля 1994 г. «О Конституционном
Суде Российской Федерации».
Конституционный Суд РФ:
1) разрешает дела о соответствии
Конституции Российской Федерации:
федеральных законов, нормативных актов
Президента Российской Федерации, Совета
Федерации, Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации;
конституций республик, уставов, а также
законов и иных нормативных актов
субъектов Российской Федерации, изданных
по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной власти Российской
Федерации и совместному ведению органов
государственной власти Российской
Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;
договоров между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, договоров между
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации;
не вступивших в силу международных
договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
между федеральными органами государственной
власти;
между органами государственной власти
Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации;
между высшими государственными органами
субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных
прав и свобод граждан и по запросам
судов проверяет конституционность
закона, примененного или подлежащего
применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции
Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении
установленного порядка выдвижения
обвинения Президента Российской
Федерации в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной
инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия,
предоставляемые ему Конституцией
Российской Федерации, Федеративным
договором и федеральными конституционными
законами.
С запросами в Конституционный Суд могут
обратиться Президент РФ, палаты парламента
РФ, члены Совета Федерации или депутаты
Государственной Думы, Правительство
РФ, Верховный Суд, Высший Арбитражный
Суд, органы государственной власти
субъектов РФ.
Президент РФ имеет полномочного
представителя в Конституционном Суде,
который обеспечивает деятельность
Президента РФ как гаранта Конституции
РФ, прав и свобод человека и представление
интересов Президента РФ в Конституционном
Суде.
Конституционный Суд рассматривает дело
и принимает решение коллегиально.
Решения Конституционного Суда являются
окончательными, не подлежат обжалованию,
вступают в силу немедленно после их
провозглашения и действуют непосредственно
на всей территории государства, будучи
обязательными для всех представительных,
законодательных, исполнительных и
судебных органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений и других
организаций, должностных лиц, граждан
и их объединений.
В состав Конституционного Суда входят
19 судей, каждый из которых утверждается
персонально Советом Федерации по
представлению Президента РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации
состоит из двух палат, включающих в себя
соответственно десять и девять судей
Конституционного Суда Российской
Федерации. Персональный состав палат
определяется путем жеребьевки, порядок
проведения которой устанавливается
Регламентом Конституционного Суда
Российской Федерации. Конституционный
Суд Российской Федерации вправе
осуществлять свою деятельность при
наличии в его составе не менее трех
четвертей от общего числа судей.
Полномочия судьи Конституционного Суда
Российской Федерации не ограничены
определенным сроком. Предельный возраст
пребывания в должности судьи
Конституционного Суда Российской
Федерации — семьдесят лет.
Верховный Суд РФ является высшим органом
по гражданским, уголовным, административным
и иным делам, подсудным судам общей
юрисдикции. Он осуществляет судебный
надзор за деятельностью судов, включая
военные и специализированные федеральные
суды, являясь непосредственно вышестоящей
судебной инстанцией по отношению к
верховным судам республик, краевым,
областным, судам городов федерального
значения, автономной области и автономных
округов. Судебный надзор проводится
Верховным Судом путем проверки законности
и обоснованности разрешения нижестоящими
судами конкретных дел и исправления
допущенных ими ошибок.
Каждый судья Верховного Суда назначается
Советом Федерации по представлению
Президента РФ. Полномочия судья
федерального уровня получает по указу
Президента РФ. В состав Верховного Суда
РФ входят 115 судей.
В составе Верховного Суда РФ действуют:
Пленум Верховного Суда; Судебная коллегия
по гражданским делам, Судебная коллегия
по уголовным делам, Военная коллегия,
Президиум Верховного Суда. При Верховном
Суде РФ функционирует Судебный
департамент. Он является федеральным
органом по организационному обеспечению
деятельности верховных судов республик,
судов краевых, областных, городов
федерального значения, судов автономной
области, автономных округов, судов
районных, органов судебного сообщества,
финансирования мировых судей.
Верховный суд республики, краевой,
областной суд, суд города федерального
значения, автономной области, автономного
округа рассматривают дела в качестве
суда первой и второй инстанций, в порядке
надзора и по вновь открывшимся
обстоятельствам, непосредственно
выступают судебной инстанцией по
отношению к районным судам.
Районный суд рассматривает дела в
качестве суда первой и второй инстанций
и является вышестоящей судебной
инстанцией по отношению к мировым
судьям.
Военные суды создаются по территориальному
принципу по месту дислокации войск и
флотов и осуществляют судебную власть
в войсках, органах и формированиях, где
законом предусмотрена военная служба.
Арбитражные суды разрешают споры между
юридическими лицами, гражданами-предпринимателями,
государственными органами в сфере
экономики и управления (по договорам
между предприятиями, между бизнесом и
государством, по налогам, о банкротстве).
На данный момент в системе арбитражных
судов насчитывается 92 суда в субъектах
РФ и 10 окружных арбитражных судов.
Полномочия, а также порядок образования
и деятельности арбитражных судов
устанавливается Федеральным конституционным
законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных
судах в Российской Федерации».
Основными задачами арбитражных судов
в Российской Федерации при рассмотрении
подведомственных им споров являются:
1) защита нарушенных или оспариваемых
прав и законных интересов предприятий,
учреждений, организаций и граждан в
сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности;
2) содействие укреплению законности
и предупреждению правонарушений в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации является высшим судебным
органом по разрешению экономических
споров и иных дел, рассматриваемых
арбитражными судами, осуществляет в
предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор
за их деятельностью и дает разъяснения
по вопросам судебной практики, а также
вышестоящей судебной инстанцией по
отношению к арбитражным судам округов
и арбитражным судам субъектов РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ стоит во главе
системы арбитражных судов, в которую
также входят федеральные арбитражные
суды округов, арбитражные суды республик,
краев, областей, городов федерального
значения, автономных образований.
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации действует в составе: Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации, судебной
коллегии по рассмотрению споров,
возникающих из гражданских и иных
правоотношений, судебной коллегии по
рассмотрению споров, возникающих из
административных правоотношений. В
составе Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации по решению Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации могут быть образованы иные
судебные коллегии по рассмотрению
отдельных категорий дел.
Федеральный арбитражный суд округа
рассматривает дела в качестве суда
кассационной инстанции, а также по вновь
открывшимся обстоятельствам, является
вышестоящей судебной инстанцией по
отношению к действующим на территории
судебного округа арбитражным судам
субъектов РФ.
Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает
дела в качестве суда первой и апелляционной
инстанций, а также по вновь открывшимся
обстоятельствам.
В субъектах Российской Федерации могут
создаваться свои конституционные
(уставные) суды для рассмотрения вопросов
соответствия законов субъекта Российской
Федерации, нормативных правовых актов
органов государственной власти субъекта
Российской Федерации, органов местного
самоуправления субъекта Российской
Федерации конституции (уставу) субъекта
Российской Федерации, а также для
толкования конституции (устава) субъекта
Российской Федерации.
Финансирование конституционного
(уставного) суда субъекта Российской
Федерации производится за счет средств
бюджета соответствующего субъекта
Российской Федерации.
Конституционный (уставный) суд субъекта
Российской Федерации рассматривает
отнесенные к его компетенции вопросы
в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации. Порядок формирования
и компетенция конституционных (уставных)
судов определяются самими субъектами
Федерации в их конституциях или уставах.
Конституционные (уставные) суды действуют
далеко не во всех субъектах Российской
Федерации. Их полномочия часто реализуют
суды общей юрисдикции. Конституционный
(уставный) суд субъекта РФ присутствует
в Республиках Татарстан, Башкортостан,
Саха (Якутия), в Свердловской области и
др.
Согласно Федеральному закону от 17
декабря 1998 г. «О мировых судьях в
Российской Федерации» мировые судьи в
Российской Федерации являются судьями
общей юрисдикции субъектов Российской
Федерации и входят в единую судебную
систему Российской Федерации.
Мировые судьи призваны облегчить доступ
гражданам к правосудию. Мировой судья
в пределах своей компетенции рассматривает
гражданские, административные и уголовные
дела в качестве суда первой инстанции.
Мировой судья рассматривает в первой
инстанции:
1) уголовные дела о преступлениях, за
совершение которых максимальное
наказание не превышает трех лет лишения
свободы;
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела о расторжении брака, если между
супругами отсутствует спор о детях;
4) дела о разделе между супругами
совместно нажитого имущества независимо
от цены иска;
5) иные возникающие из семейно-правовых
отношений дела, за исключением дел об
оспаривании отцовства (материнства),
об установлении отцовства, о лишении
родительских прав, об усыновлении
(удочерении) ребенка;
6) дела по имущественным спорам при
цене иска, не превышающей пятисот
минимальных размеров оплаты труда,
установленных федеральным законом на
день подачи заявления;
7) дела, возникающие из трудовых
отношений, за исключением дел о
восстановлении на работе и дел о
разрешении коллективных трудовых
споров;
дела об определении порядка
пользования имуществом;
9) дела об административных
правонарушениях, отнесенные к компетенции
мирового судьи Кодексом Российской
Федерации об административных
правонарушениях и законами субъектов
Российской Федерации.
Постановления мировых судей являются
обязательными для всех органов
государственной власти, местного
самоуправления, юридических, должностных
и физических лиц.
Мировые судьи назначаются законодательным
органом субъекта РФ или избираются
населением судебного участка на срок
не более пяти лет в порядке, установленном
законом субъекта Российской Федерации.
По истечении указанного срока лицо,
занимавшее должность мирового судьи,
вправе снова выдвинуть свою кандидатуру
для назначения (избрания) на данную
должность. Мировые судьи входят в единую
судебную систему РФ, и на них распространяются
гарантии независимости и неприкосновенности,
материального обеспечения. Мировой
судья единолично рассматривает дела,
отнесенные к его компетенции, в пределах
судебного участка.
Мировым судьей может быть гражданин
Российской Федерации, достигший возраста
25 лет, имеющий высшее юридическое
образование, стаж работы по юридической
профессии не менее пяти лет, не совершивший
порочащих его поступков, сдавший
квалификационный экзамен и получивший
рекомендацию квалификационной коллегии
судей соответствующего субъекта
Российской Федерации.
Все судьи в Российской Федерации обладают
единым статусом и различаются между
собой только полномочиями и компетенцией.
Особенности правового положения
отдельных категорий судей определяются
федеральными законами, а в случаях, ими
предусмотренных, — также и законами
субъектов Российской Федерации.
Полномочия судей федеральных судов не
ограничены определенным сроком, судья
несменяем, он не может быть назначен
(избран) на другую должность или в другой
суд без его согласия. Полномочия судьи
могут быть прекращены или приостановлены
только по решению соответствующей
квалификационной коллегии судей, если
он не был назначен (избран) на определенный
срок или до достижения определенного
возраста.
Государство защищает личность, жилище,
имущество судьи, судья не может
привлекаться к административной и
дисциплинарной ответственности.
Уголовное дело против него может
возбудить только Генеральный прокурор
с согласия квалификационной коллегии
судей.