В июне ГосДума планирует рассмотреть законопроект, который позволит врачам назначать детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями лекарственные препараты off-label.
Эта тема давно и широко обсуждается. Так, в декабре 2020 г. в Совете Федерации прошло заседание Экспертного совета по здравоохранению на тему применения ЛП «офф-лейбл». Тогда же несколько благотворительных организаций направили Министру здравоохранения открытое письмо о необходимости включения в стандарты медицинской помощи ЛП off-label.
Ответом на поднятую проблему и стал внесенный в ГосДуму законопроект.
Не по инструкции: что такое off-label?
В 1997 г. FDA дала следующее определение off-label — «это применение по показанию, в лекарственной форме, режиме дозирования, для популяции или по иным параметрам применения, не упомянутым в утвержденной инструкции». А в 2016 г. определение появилось и в пространстве Евразийского экономического союза. Правилами надлежащей практики фармаконадзора ЕАЭС, утвержденным Решением Совета ЕЭК от 03.11.2016 № 87, установлено, что «вне инструкции» (off-label) представляет собой намеренное применение лекарственного препарата с медицинской целью не в соответствии с общей характеристикой лекарственного препарата или инструкцией по медицинскому применению».
Отступления от инструкции могут быть разными [1]:
- несоответствие показаний к применению показаниям в инструкции;
- применение ЛП несмотря на противопоказания;
- применение к популяциям, в отношении которых инструкция исключает применение (например, возраст, беременность, период лактации и т.п.);
- применение способа введения, не предусмотренного инструкцией;
- использование ЛП без предварительного введения пробной дозы;
- использование доз в размерах, отличных от указанных в Инструкции;
- использование кратности, отличающейся от Инструкции;
- применение препарата за рамками длительности его применения;
- нарушение целостности твердой неделимой лекарственной формы;
- прием препарата в запрещённой комбинации;
- использование «аналогии», например, когда:
- используется ЛП, инструкция которого не включает лечение определённого заболевания,
- есть другой препарат (с другим торговым наименованием), но с тем же МНН, но в инструкции по которому это заболевание есть.
Дети off-label
Большинство off-label назначений приходится на сферу педиатрии. Причем такая ситуация характерна не только для России, но и для Европейского союза.
В докладе «Исследование применения ЛП off-label в Европейском союзе», отмечается, что в педиатрии в условиях стационара доля назначений off-label находится в диапазоне от 13 до 69%, а в амбулатории — от 2 до 100%. В статьях российских педиатров также встречаются подобные данные [2].
Заместитель министра здравоохранения Глаголев С.В. на заседании экспертного совета назвал такие цифры применения off-label: 20% в общем объеме назначений ЛП и более 70% в педиатрии.
Основная причина отсутствия у многих препаратов показаний к применению у детей – недостаток клинических исследований. Большинство клинических исследований проводится на взрослой популяции и переносить такие результаты на детей фармацевтические компании не могут.
Как сейчас назначается препарат off-label
В настоящее время дети могут получить препарат off-label. Но для этого требуется решение врачебной комиссии.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона «Об основах охраны здоровья в РФ» № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается «с учетом стандартов медицинской помощи». Частью 14 ст. 37 № 323-ФЗ предусмотрено, что «стандарт медицинской помощи… включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения … зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов… в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата».
Клинические же рекомендации могут включать off-label препараты. Так, в Требованиях к структуре КР, утв. приказом Минздрава РФ от 28 февраля 2019 г. № 103н указано, что: «… перед наименованием лекарственного препарата ставится знак «#», а также указываются сведения… с указанием ссылок на клинические исследования… либо ссылок на соответствующие источники литературы в случае, если тезис-рекомендация относится к лекарственному препарату…, используемому не в соответствии с показаниями к применению и противопоказаниями, способами применения и дозами, содержащимися в инструкции по применению лекарственного препарата».
Однако в настоящее время КР не могут быть основой для назначения ЛП, врач обязан руководствоваться стандартом.
Согласно части 15 ст. 37 № 323-ФЗ «назначение и применение лекарственных препаратов, …, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии». Это подтверждает и Порядок назначения ЛП, утв. Приказом Минздрава РФ от 14 января 2019 г. № 4н.
Таким образом, при назначении препарата off-label врач должен получить решение врачебной комиссии.
Непростые сложности
Если в законе уже есть механизм, позволяющий назначить ЛП off-label, зачем нужно дополнительное законодательное регулирование? На это есть несколько причин.
Неясное регулирование
У профессионального сообщества нет единства по вопросу назначения off-label. Например, высказывается мнение, что даже врачебная комиссия не уполномочена принимать решение о назначении ЛП не в соответствии с инструкцией. Это мнение основывается на том, что процитированные выше нормы прямо не предусматривают возможность назначить ЛП off-label.
При этом суды признают незаконными действия по отказу в предоставлении пациенту препаратов, не входящих в стандарт оказания медицинской помощи, или off-label, назначенных врачебной комиссией. Такая практика сложилась и на уровне судов общей юрисдикции [3], и на уровне Верховного суда РФ [4]. Но дискуссии продолжаются.
Проблемы врачебных комиссий
Назначение ЛП через врачебную комиссию – долгое и не всегда эффективное решение для пациента.
В докладе Росздравнадзора за 2020 год отмечается, что по результатам проверок выявлено более 80 случаев нерассмотрения врачебной комиссией вопросов назначения ЛП при наличии медицинских показаний.
Единственный путь доступа к ЛП для маленького пациента – врачебная комиссия – оборачивается потерей драгоценного времени.
Какие проблемы решает законопроект?
Законопроект предусматривает:
- возможность назначения off-label ЛП, предусмотренных в клинических рекомендациях. Сейчас у врача отсутствует возможность назначить ЛП off-label, даже если это прямо предусмотрено КР;
- право врачебной комиссии назначить ЛП off-label в интересах излечения пациента. Тем самым устраняется неясность регулирования о полномочиях врачебной комиссии, которая есть сейчас;
- установление страхового обеспечения исходя не только из стандартов медицинской помощи, но и на основе КР или решения врачебной комиссии;
- компетенцию специализированной медицинской организации по формированию перечня эффективно примененных off-label ЛП для последующего включения их в стандарты медицинской помощи и КР.
Предусмотрен механизм, который позволит дополнять стандарты медицинской помощи off-label препаратами. Надо отметить, что этот механизм противоречит текущей редакции части 14 ст. 37 № 323-ФЗ, где сказано о возможности включения в стандарты только ЛП в соответствии с инструкцией по применению. Для того, чтобы в стандартах МП появились препараты off-label необходимы дополнительные изменения. Решить эту проблему мог бы другой законопроект, который дополняет № 323-ФЗ нормой о том, что «в стандарт медицинской помощи детям… допускается включение… лекарственных препаратов, у которых в инструкции по применению отсутствуют показания к их применению у детей…».
Прежде всего безопасность
Достаточно ли проработаны такие предложения? Ведь назначение детям препаратов off-label сопряжено с риском возникновения серьезных нежелательных реакций. Так, в статье «Исследование безопасности применения ЛП у детей» сделан вывод, что более высокому риску развития осложнений лекарственной терапии подвержены именно дети.
Европейским агентством по лекарственным средствам (EMA) сформулирована Надлежащая практика использования лекарств не по прямому назначению (Good Off-Label Use Practices (GOLUP)).
В декларации установлены критерии использования лекарств off-label:
1) наличие медицинской необходимости, основанной на полученных данных при осмотре и обследовании пациента;
2) отсутствие лицензированных альтернатив терапии, приемлемых для пациента;
3) обзор и критическая оценка имеющихся научных данных по определенному ЛП, что необходимо для принятия решения о непрямом использовании препарата в конкретном случае;
4) пациентам (или их законным представителям) должна быть предоставлена полная информация о назначенной терапии;
5) фиксация результатов применения в определенных документах, что важно для прогноза неблагоприятных событий, которые возникают при применении лекарств не по назначению.
Законопроект в целом учитывает эти критерии.
Но законодателю также имело бы смысл не ограничиваться онкологическими и гематологическими заболеваниями и детьми, а действовать более системно – предусмотреть возможность назначения off-label пациентам и с другими жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, тогда, когда есть медицинская необходимость. С таким предложением недавно выступили 32 общественные и пациентские организации, направив президенту и правительству РФ открытое письмо.
[1] Классификация на основе выступления замминистра здравоохранения Глаголева С.В.
[2] Например, в статье «Исследование безопасности применения ЛП у детей», в обзоре «Проблема off label: опыт РДКБ».
[3] Напр., в решениях Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 23 января 2020 г. по делу № 2-1/2020, Приокского районного суда г. Нижний Новгород (Нижегородская область) от 18 февраля 2020 г. по делу № 2-2642/2019 прямо говорится о препаратах off-label
[4] Напр., Определение ВС РФ от 2 декабря 2019 г. № 11-КГ19-24, Определение от 29 мая 2018 г. № 11-КГ18-8.
1. Решение Совета ЕЭК от 03.11.2016 №87 . Таможенные документы [цитировано 08.01.2021]. Доступно: https://www.alta.ru/tamdoc/16sr0087/.
2. Возможные причины, виды и последствия. Правовое регулирование в РоссийскойФедерации. Рациональная Фармакотерапия в Кардиологии. 2017;13(5):667- 74]. DOI:10.20996/1819-6446-2017-13-5-667-674.
3. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ (последняя редакция) [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/.
4. Приказ Минздрава России от 28.03.2019 №167н [цитировано 08.01.2021]. Доступно: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minzdrava-Rossii-ot-28.03.2019-N-167n/.
5. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 101н «Об утверждении критериев формирования перечня заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым разрабатываются клинические рекомендации» (зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2019) [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325476/.
6. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 103н (ред. от 23.06.2020) «Об утверждении порядка и сроков разработки клинических рекомендаций, их пересмотра, типовой формы клинических рекомендаций и требований к их структуре, составу и научной обоснованности включаемой в клинические рекомендации ин-формации» (зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2019 N 54588) [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324276/.
7. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 №102н «Об утверждении Положения о научно-практическом совете Министерства здравоохранения Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2019 №54215) [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_321437/.
8. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 №104н «Об утверждении порядка и сроков одобрения и утверждения клинических рекомендаций, критериев принятия научно-практическим советом решения об одобрении, отклонении или направлении на доработку клинических рекомендаций либо решения об их пересмотре» (зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2019 №55837) [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333030/.
9. Приказ Минздрава России от 14.01.2019 №4н (ред. от 08.10.2020) «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321140/.
10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» [цитировано 08.01.2021]. Доступно: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71575880/.
11. Приказ Минздрава РФ №88 от 26 марта 2001 г. «О введении в действие отраслевого стандарта Госу-дарственный информационный стандарт лекарственного средства». Основные положения» [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://base.garant.ru/4177351/]. [Accessed: 08-Jan- 2021.
12. Федеральный закон ‘Об обращении лекарственных средств’ от 12.04.2010 N 61-ФЗ (последняя редакция) [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/.
13. Приказ Минздрава России от 21.09.2016 №724н «Об утверждении требований к инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов» (зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2016 N 43959) [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205739/.
14. Использование лекарственных средств офф-лейбл: ответственность медицинского работника и медицинской организации [цитировано 08.01.2021]. Доступно: https://kormed.ru/baza-znaniy/pravila-okazaniya-meduslug/rekomendacii-i-naznacheniya-pacientu/ispolzovanie-lekarstvennyh-sredstv-off-leybl-otvetstvennost-meditsinskogo-rabotnika-i-meditsinskoy-organizatsii/.
15. Габай П.Г., Багмет Н.А. Использование лекарственных средств офф-лейбл: ответственность медицинского работника и медицинской организации. Российский Следователь. 2017;17:19-24.
16. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н (ред. от 02.12.2013) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2012 №24516) [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131200/.
17. Правительство российской федерации. Постановление от 3 апреля 2020 г. №441 [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349474/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9c f4994ee5633b/.
18. Срок регистрации лекарств сокращен до 5-20 дней, разрешен ввоз незарегистрированных [цитировано 08.01.2021]. Доступно: https://kormed.ru/novosti/srok-registratsii-lekarstv-sokraschen-do-5- 20-dney-razreshen-vvoz-nezaregistrirovannyh/.
19. Габай П.Г., Орленко В.В. Соблюдение законности при назначении лекарственных препаратов с ограничениями к применению в период беременности и лактации. Вопросы Современной Педиатрии. 2019;18(4):294-301. DOI:10.15690/vsp.v18i4.2047.
20. Цыганкова О.В., Батлук Т.И., Латынцева Л.Д., и др. Юридические и медицинские аспектыназначения лекарственных средств вне инструкции. Точка зрения. Рациональная Фармакотерапия в Кардиологии. 2019;15(1):130-4. DOI:10.20996/1819-6446-2019-15-1-130-134.
21. Коаснова Н.М., Кравченко А.Ф., Валь Н.М. Взгляд с позиции клинической фармакологии и фармакотерапии на лечение туберкулеза. Часть 1. Туберкулез и Социально-значимые Заболевания. 2018;3:36-42.
22. Наркевич И.А., Медведева Д.М., Михайлова Ю.В., и др. Обзор клинических исследований в сегменте лекарственных препаратов для оказания паллиативной помощи детям. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновации в здоровье нации», Санкт-Петербург, 07-08 ноября, 2019. Санкт-Петербург: СПХФУ; 2019: 47-50..
23. Мишинова С.А., Журавков А.А., Журавко В.К. Назначение официально не разрешенных к применению лекарственных средств и использование лекарственных средств с нарушением инструкции по применению: фокус на COVID-19. Качественная Клиническая Практика. 2020;4:120-9. DOI: 10.37489/2588-0519-2020-S4-120-129.
24. Титова А.Р., Асецкая И.Л., Зырянов С.К., Поливанов В.А. Нерегламентированное (off-label) применение лекарственных препаратов в педиатрической практике: нерешенные проблемы. Педиатрическая Фармакология. 2015;12(3):304-8.
25. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2019 №2170-р [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334277/. [Accessed: 09-Jan- 2021.
26. Государственный реестр лекарственных средств. [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx.
27. О прядке проведения исследований у человека. Бюллетень ВАК, 2002. [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://bio.tsu.ru/sites/default/files/Ксведениюдиссертантов.pdf.
28. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ) от 30.12.2001 №195-ФЗ (последняя редакция) [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/]
29. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 №63-ФЗ (последняя редакция) [цитировано 08.01.2021]. Доступно: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
← Аналитика
С 1 июня 2022 года в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан» появятся формулировки, позволяющие применение лекарственных препаратов не по инструкции в отношении несовершеннолетних пациентов.
Статья 20 Федерального закона № 323-ФЗ дополнена частью 12, предусматривающей обязанность лечащего врача информировать несовершеннолетнего или его законных представителей о характеристиках лекарственного препарата, применяемого в соответствии с показателями, не указанными в инструкции.
Информация доводится до сведения самого пациента, если он старше 15 лет и не страдает наркоманией; если пациенту менее 15 лет, информация доводится до сведения его родителей или иных законных представителей.
Информация доводится до сведения пациента или его представителя в письменной форме, путем заполнения информированного добровольного согласия. В нем врач должен сообщить данные о безопасности, эффективности, степени риска, а также о действиях пациента в случае непредвиденных последствий приема лекарства.
Более того, изменения допускают включение в стандарты оказания медицинской помощи и клинические рекомендации способов (схем) применения лекарственных средств по параметрам, отличным от указанных в инструкции.
В стандарты медицинской помощи детям и клинические рекомендации применение (назначение) лекарства off-label может быть включено при одновременном соблюдении двух условий:
— лекарственный препарат зарегистрирован на территории Российской Федерации;
— заболевание, с целью лечения которого назначается лекарственный препарат, должно быть включено в Перечень, утверждаемый Постановлением Правительства РФ.
Еще одно важное изменение касается несовершеннолетних, страдающих тяжелыми заболеваниями (состояниями), включенными в перечень таких заболеваний (состояний). Согласно этому изменению, пациенты, при достижении ими совершеннолетнего возраста и до достижения 21 года, вправе наблюдаться и продолжать лечение в медицинской организации, которая оказывала им медицинскую помощь при таких заболеваниях до совершеннолетия.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий порядок регулирует вопросы назначения лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в ГБУЗ СК «КДКБ».
2. Назначение лекарственных препаратов осуществляется врачами ГБУЗ СК «КДКБ».
3. Назначение лекарственных препаратов осуществляется по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии — группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.
4. В случае индивидуальной непереносимости и (или) по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии ГБУЗ СК «КДКБ» назначение лекарственных препаратов, в том числе не входящих в стандарты медицинской помощи, осуществляется по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
5. Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, разовая доза, способ и кратность приема или введения, длительность курса, обоснование назначения лекарственного препарата) указываются в медицинской карте пациента.
6. Способ применения лекарственного препарата обозначается с указанием дозы, частоты, времени приема относительно сна (утром, на ночь) и его длительности, а для лекарственных препаратов, взаимодействующих с пищей, — времени их употребления относительно приема пищи (до еды, во время еды, после еды).
II. НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ
7. При оказании пациенту медицинской помощи в стационарных условиях назначение лекарственных препаратов производится медицинским работником единолично, за исключением случаев, указанных в подпунктах 1-2 пункта 8 настоящего Порядка.
8. Согласование назначения лекарственных препаратов с заведующим отделением или ответственным дежурным врачом, а также с врачом — клиническим фармакологом необходимо в случаях:
- одновременного назначения пяти и более лекарственных препаратов одному пациенту;
- назначения лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний, при назначении лекарственных препаратов, особенности взаимодействия и совместимости которых согласно инструкциям по их применению приводят к снижению эффективности и безопасности фармакотерапии и (или) создают потенциальную опасность для жизни и здоровья пациента.
В указанных случаях назначение лекарственных препаратов фиксируется в медицинских документах пациента и заверяется подписью медицинского работника и заведующего отделением (ответственного дежурного врача).
9. По решению врачебной комиссии пациентам при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях назначаются лекарственные препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Решение врачебной комиссии фиксируется в медицинских документах пациента заполнением протокола заседания врачебной комиссии и в журнале учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения (форма № 035/у-02).
10. В случаях обследования и лечения гражданина в стационарных условиях в рамках предоставления медицинских услуг на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договора, в том числе договора добровольного медицинского страхования, ему могут быть назначены лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если это оговорено условиями договора.
11. В выходные и праздничные дни назначение лекарственных препаратов, подлежащих назначению по решению врачебной комиссии, осуществляется дежурным врачом по согласованию с ответственным дежурным врачом. Назначение фиксируется в медицинской документации аргументированным обоснованием, подписывается дежурным врачом и ответственным дежурным врачом. В первый рабочий день врач, принявший пациента на курацию, назначение новых лекарственных препаратов и/или продолжение назначенной терапии лекарственными препаратами, подлежащими назначению по решению врачебной комиссии, оформляет в медицинской документации пациента заполнением протокола заседания врачебной комиссии. Решение врачебной комиссии вносится журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения (форма № 035/у-02).
III. НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПИСЫВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ПРИ ОКАЗАНИИ АМБУЛАТОРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ
11. При оказании амбулаторной медицинской помощи назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания.
12. Назначение лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии при оказании амбулаторной медицинской помощи производится в случаях:
- одновременного назначения одному пациенту пяти и более лекарственных препаратов в течение одних суток или свыше десяти наименований в течение одного месяца;
- назначения лекарственных препаратов при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний, при назначении лекарственных препаратов, особенности взаимодействия и совместимости которых согласно инструкциям по их применению приводят к снижению эффективности и безопасности фармакотерапии и (или) создают потенциальную опасность для жизни и здоровья пациента.
13. При оказании медицинской помощи во время медицинской эвакуации:
- лекарственные препараты назначаются врачом для оказания медицинской помощи гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;
- назначение лекарственных препаратов фиксируется в медицинской документации пациента;
- информация о назначенных во время медицинской эвакуации пациенту лекарственных препаратов доводится до сведения медицинских работников, принявших пациента для дальнейшего лечения.
IV . НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ВНЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПОКАЗАНИЙ
(«вне инструкции» или « off — label »).
14. Назначение и выписывание лекарственных препаратов вне зарегистрированных показаний («вне инструкции» или «off-label»):
- назначения лекарственного средства при наличии противопоказаний к нему, в том числе для другой возрастной группы;
- использования лекарственного препарата по показаниям, не утвержденным государственными регулирующими органами и/или не упомянутыми в инструкции по применению, и/или отличным от показаний, указанных в официальной инструкции к препарату;
- назначения лекарственного препарата в другом режиме дозирования (отлично от указанных в инструкциях по применению стандартных дозах);
- назначение лекарственного препарата с несоблюдением режима применения (в другом режиме дозирования);
- использования пути введения, не указанного в инструкции;
- по иным параметрам, не указанным в инструкции.
15. Показания для назначения терапии «вне инструкции»:
- наличие у пациента тяжелого заболевания, угрожающего жизни или серьезно на длительное время нарушающее качество жизни;
- отсутствие зарегистрированных по этим показаниям или в этой возрастной группе средств лечения данного состояния;
- на основании научных данных существуют основания предполагать, что у конкретного пациента может быть достигнут лечебный или паллиативный эффект при использовании данного препарата.
16. Случаи назначения при оказании медицинской помощи лекарственных препаратов «вне инструкции» производятся по решению врачебного консилиума и документально оформляются:
- аргументированным обоснованием в медицинской документации пациента;
- получением информированного добровольного согласия законного представителя пациента на применение терапии «вне инструкции»;
- оформлением протокола заседания врачебного консилиума, который заверяется подписями членов консилиума;
17. При получении информированного добровольного согласия медицинский работник должен разъяснить:
- в чем особенность терапии «вне инструкции», как будет использоваться лекарственный препарат (в иной дозировке, лекарственной форме и т.д.);
- какие побочные явления могут явиться последствием применения подобной терапии;
- есть ли альтернатива применения терапии «вне инструкции»;
- соизмерим ли ожидаемый риск от применения терапии «вне инструкции» с состоянием пациента и дальнейшим течением заболевания.