Научные
основы управления
– см. вопрос 12 (общие принципы социального
управления, отличительные черты
управления в системе ЗО).
Основные
методы управления:
1.
Организационно-распорядительные
– методы организационного воздействия
отражают статику управления, а
распорядительного – динамику.
Формы
организационного воздействия:
—
регламентирование и нормирование труда
—
типовые положения об учреждении
—
должностные инструкции сотрудников и
др.
Формы
распорядительного воздействия:
—
приказ – выражает самую срочную форму
императивного воздействия, является
прямым обязательным для выполнения
предписанием
—
распоряжение – менее жесткая форма
принуждения
—
рекомендация – наименее обязательная
форма распорядительного воздействия,
допускающая уточнение, конкретизацию
Эффективность
распорядительных методов определяется
эффективностью контроля.
2.
Социально-психологические (воспитательные)
– совокупность средств воздействия на
коллектив и социальные процессы в нем
(создание мотивации работника к труду,
формирование сознательной дисциплины,
благоприятного морально-психологического
климата в коллективе и др.); использование
данного метода может обеспечить повышение
эффективности руководства без каких-либо
существенных материальных затрат
3.
Экономико-математические
– включают собственно экономические
методы (экономический анализ, планирование
и прогнозирование) и статистические
методы.
14. Управленческий цикл. Стиль руководства. Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива.
Управленческий
цикл – процесс
управления, начинающийся и заканчивающийся
сбором информации об управляемом объекте
(но уже в новом состоянии системы после
управленческого воздействия), носящий
замкнутый циклический характер и имеющий
поступательное движение по спирали.
I
этап – получение информации об исходном
состоянии управляемой системы, ее
обработка и анализ,
что позволяет оценить настоящее состояние
системы, разработать перспективу,
спрогнозировать дальнейшее развитие
системы.
II этап – разработка и принятие управленческого решения, включает:
—
определение главной цели, которая должна
быть конкретизирована во всех аспектах
ее выполнения
—
выбор наиболее важных приоритетных
проблем, которые необходимо решить для
достижения основной цели
—
определение оптимальной последовательности
решения этих проблем
Основные
виды управленческих решений:
а)
социальные – подбор, расстановка кадров,
работа с резервом, повышение квалификации
врачей и среднего медицинского персонала
б)
медицинские – организация
лечебно-диагностического процесса,
перепрофилирование коек, повышение
качества медицинской помощи, внедрение
достижений медицинской науки, новых
методов диагностики и лечения
в)
организационные – регламентация работы
отдельных подразделений, служб, разработка
должностных инструкций, информационное
обеспечение, определение вопросов для
обсуждения на различных уровнях
г)
ресурсные – лекарственное обеспечение,
обновление материально-технической
базы и др.
д)
административно-хозяйственные –
организация ремонта, строительство
е)
решение по контролю за исполнением
III
этап – реализация управленческого
решения,
организация работы коллектива, обеспечение
согласованности действий исполнителей,
регламентация выполнения управленческого
решения.
Оптимальная
реализация управленческого решения во
многом определяется научной
организацией труда (НОТ)
– организацией труда, основанной на
систематическом внедрении достижений
передового опыта, что позволяет наиболее
эффективно организовать производственный
процесс, обеспечить повышение
производительности труда, сохраняя при
этом здоровье работающих.
Основные
принципы НОТ:
1-
экономичность (получение наибольшего
эффекта при наименьших затратах сил и
средств – именно на этом должна
базироваться правильная организация
труда каждого коллектива)
2-
кооперация и специализация труда
3-
научно обоснованная система подбора и
расстановки кадров
4-
нормирование трудовых операций
5-
внедрение в работу медицинских учреждений
современных технических средств
6-
организация рабочего места
Основа
НОТ – решение
кадровых вопросов
(правильный подбор и расстановка кадров
с учетом квалификации профессиональной
подготовки, личных качеств каждого
работника, регламентация деятельности
учреждений, их подразделений и каждого
работника).
Регламентация
деятельности учреждения определяется
соответствующим нормативным документом
– типовым положением об областном,
городском отделе ЗО, ЦРБ и др. На их
основе разрабатываются положения о
структурных подразделениях этих
учреждений. Деятельность сотрудников
определяется должностными инструкциями,
которые составляются с учетом конкретных
условий работы, квалификации, стажа и
опыта работы исполнителя.
IV
этап – контроль за реализацией
управленческого решения:
получение информации, анализ и оценка
результатов деятельности коллектива.
Для
анализа управления используют: данные
отчетности и текущего учета; директивную
документацию (приказы органов управления
ЗО, протоколы коллегий и медицинских
советов и др.); специальные исследования
с использованием методов хронометрии,
инвентаризации, экспертных оценок.
На
эффективность работы в коллективе
влияет ряд факторов:
1-
морально-психологический — создание в
исполнителях убежденности в важности
своей работы, ее значимости
2-
общественный — исполнительная дисциплина
3-
экономический – материальное поощрение,
оплата труда с учетом личного вклада и
качества труда
4-
контроль – система мер, направленных
на обеспечение выполнения управленческого
решения, должен быть постоянным, его
ведущая форма – учет
5-
профессиональная подготовка исполнителей
6-
взаимоотношения между руководителем
и подчиненными
Руководитель
оказывает значительное влияние на
эффективность работы коллектива, он
должен обладать следующими качествами:
способность к лидерству, настойчивость,
широкое образование, ум и талант,
организаторские способности, стремление
к власти, профессиональные знания,
решительность, твердый характер,
инициатитва, чувство нового, дальновидность,
оригинальность.
5
обязательных качества руководителя (в
ранговом порядке):
1. принципиальность; 2. справедливость;
3. компетентность; 4. требовательность;
5. организаторские способности
Данные
качества являются составляющими
авторитета (меры
общественного признания, выражающей
насколько коллектив считается с
руководителем, его мнением, советами).
Стили
руководства –
совокупность типичных и относительно
устойчивых приемов воздействия
руководителей на подчиненных:
а)
авторитарный (директивный)
– стремление централизовать власть,
единоличное решение вопросов; руководитель
не терпит возражений, резко реагирует
на критику; в контроле опускается до
мелочей; между сотрудниками и руководителем
возникает психологический барьер
б)
демократический (коллегиальный) –
забота о создании оптимального
психологического климата, к разработке
решений привлекаются все члены коллектива,
поощряется инициатива сотрудников,
контроль проводится по основным позициям,
в коллективе преобладает отношение
сотрудничества.
в)
либеральный (исполнительный) –
минимальное вмешательство руководителя
в деятельность коллектива, неумение
распределить функции, в работе отсутствует
системность, выполнение дел отстает.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Научные основы руководства формированием нового человека
Изд-во полит. лит-ры Украины, 1985 — Всего страниц: 276
Результаты поиска по книге
Содержание
Введение |
3 |
Социалистические общественные отношения и новый тип личности |
9 |
Основные этапы социализации индивида |
21 |
Авторские права |
|
Не показаны другие разделы: 15
Часто встречающиеся слова и выражения
Библиографические данные
Название | Научные основы руководства формированием нового человека |
Авторы | Vladimir Lukich Vasilenko, Vyshcha partiĭna shkola pry T͡SK KP Ukraïny |
Издатель | Изд-во полит. лит-ры Украины, 1985 |
Количество страниц | Всего страниц: 276 |
Экспорт цитаты | BiBTeX EndNote RefMan |
Научные основы руководства формированием нового человека
Карточка
Научные основы руководства формированием нового человека / [В. Л. Василенко, В. И. Волович, Г. И. Волынка и др.; Редкол.: В. Л. Василенко (отв. ред.) и др.]. — Киев : Политиздат Украины, 1985. — 278 с.; 20 см.; ISBN В пер. (В пер.) : 1 р. 60 к.
В надзаг.: Высш. парт. шк. при ЦК Компартии Украины
Авт. указаны на обороте тит. л.
Личность — Формирование
Личность в социалистическом обществе
Шифр хранения:
FB 1 85-57/191
FB 1 85-57/192
FB 1 85-57/193
Описание
Заглавие | Научные основы руководства формированием нового человека |
---|---|
Коллекции ЕЭК РГБ | Каталог документов с 1831 по настоящее время |
Дата поступления в ЭК | 27.02.2002 |
Каталоги | Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время) |
Сведения об ответственности | [В. Л. Василенко, В. И. Волович, Г. И. Волынка и др.; Редкол.: В. Л. Василенко (отв. ред.) и др.] |
Выходные данные | Киев : Политиздат Украины, 1985 |
Физическое описание | 278 с.; 20 см |
ISBN | ISBN В пер. (В пер.) : 1 р. 60 к. |
Примечание | В надзаг.: Высш. парт. шк. при ЦК Компартии Украины |
Авт. указаны на обороте тит. л. | |
Тема | Личность — Формирование |
Личность в социалистическом обществе | |
Язык | Русский |
Места хранения | FB 1 85-57/191 |
FB 1 85-57/192 | |
FB 1 85-57/193 |
Процесс
управления (управленческий цикл)
схематично может быть представлен в
виде трех составных частей: подготовительной;
исполнительной; контрольной.
Полноценность
управления обеспечивается четкостью
постановки цели, наличием необходимой
информации. Информация должна
соответствовать определенным требованиям.
Это, в частности, целенаправленность,
достоверность, адекватность,
своевременность. В целом же информация
в управлении имеет несколько назначений:
для разработки решений; для оценки
настоящего состояния и разработки
перспектив развития; для контроля.
Анализом
и оценкой информации, необходимой для
разработки управленческого решения, в
основном заканчивается подготовительная
часть процесса управления.
Вторая
часть — исполнительная. В здравоохранении
она может быть представлена в виде
следующих основных видов управленческих
решений:
медицинские
(организация, технология, качество,
совершенствование лечебно-профилактического
процесса);
социальные
(кадры, их использование, подготовка,
условия жизни, труда, отдыха и др.);
административные
(регламентация и документальное
оформление деятельности медицинского
персонала, положение 106 учреждении,
должностные инструкции);
ресурсные
(финансы, сеть, обеспечение лекарствами,
обесцвечение медицинской техникой);
хозяйственные
(развитие материальной базы, строительство,
ремонт, использование транспортных
средств, организация питания и др.);
Основные
методы управления:
1.
Организационно-распорядительные;
2.
Социально-психологические;
3.
Экономико-математические;
4.
Правовые.
В
зависимости от формы управляющего
воздействия решения бывают трех степеней:
1)
приказ — отражает самую строгую
императивную форму распорядительного
воздействия. Приказ фиксирует что,
где, когда, кем должно быть сделано.
Приказ — это прямое обязательное
предписание;
2)
распоряжение — ограничено менее жесткими
рамками принуждения;
3)
рекомендация — наименее обязательная
форма. Допускаются уточнение, конкретизация.
Требования
к управленческому решению:
целенаправленность;
эффективность; экономичность;
своевременность; надежность; гибкость;
жизнестойкость.
Третья,
заключительная, часть процесса управления
представляет собой контроль за реализацией
решений и оценку результатов.
Качества
руководителя:
компетентность, высокая ответственность
и достоинство, чувство нового и умение
рисковать, высокая работоспособность
и постоянное стремление быть лучшим,
делать все лучше других, всегда быть
готовым дернуть по «50».
12.
Обеспеченность
мед. кадрами:
число
врачей х 10000 =
В РБ
46 на 10 тыс.
число
пациентов
Обеспеч.
больничнами койками:
число
коек х 10000
= В РБ 111,6 на
10 тыс.
число
населения
Обеспечен.
стац. помощью:
число
госпитализир. за год х 1000
= В РБ 230-250
среднегод.
чис-ть насел.
Обеспеч.
амб-поликл. помощью:
число
посещеней врача
= В РБ 12
среднегод.
чис-ть насел.
Обеспеч.
средн. мед. персоналом = 120 на 10 тыс.
13.
Страховая медицина, ее организационные
принципы.
В
Германии, Франции, Японии, России с 1993.
Г. , Бельгии – страховая медицина.
Страховая
медицина является самой распространенной
в мире.
Основные
черты:
Создание
финансового страхового фонда, который
состоит из: а) взносы страхуемых; б)
взносы работодателей; в) государственные
отчисления. Степень участия каждого
из трех различна в разных странах.
Врачи-партнеры
органов страхования;Страх комп посредник
между врачем и больным.
Страховка
включает определенный набор медицинских
услуг; В страховке оговаривается вид
мед услуг , а сверх ее платишь сам.
Страховка
не дает полного возмещения; Пациент
обращ к врачу , получ мед пом и оплачивает
сам. Врач выписыв справку с перечнем
услуг и пациент получ деньги в страх
компании. Но получ не полную компенсацию
расходов.
Наличие
конкуренции между врачами;
Может
быть и частное медицинское страхование.
Принцип:
«Богатый платит за бедного» 3,5% от
зарплаты.
Программа
«Модернизация и усовершенствование
системы здравоохранения»
Франция
. Управление МЗ.
Особ:
многопрофильные центры. Менее дорогая
помощь.
2.
Стационары:
однодневного
пребывания;
краткосрочного
(до 11 дней);
среднесрочного
(2-3 мес.) 80% оплачивают страховые компании;
пожизненного
– лечение за счет страховой компании,
а питание за свой счет.
Встране
5 страх систем:
Общенациональная
(застрах большинство граждан).
Страх
система крестьян.
Страх
система по отдельн профессиям.
Страх
система лиц свободн профессий.
Страх
система крестьтян – хозяев.
Охрана
материнства и детства: перед браком
знаком с сост здар друг друга. Дородов
патронаж.
Работа
по проф неинф забол.
Есть
комитет по санитарному просвещению.
Принципы:
Мед
страхованию подлежит все население .
Оно должно быть всесторонним( профил ,
реаб, лечение.).
Использует
эффективные мед технологии. Лучше
оборудование – вышекачество – короче
срок — выше оборот койки – выше
эффективность . Уход на дому дешевле.
Система
обязательного страхования на безвозвратной
основе. Застрахованный со страховым
полисом получает помощь на любой
территории страны , право выбора врача
и леч учреждения. Право на добровольное
страхование ( на услуги выходящие за
пределы установленного минимума).
Нет
дефецита . Предоставляется высоко квалиф
мед пом.
Высокий
мед профессионализм. Лицензия на
определенный вид деят.
Заставляет
заботится о здоровье. Не заботиться —
платит больше.
Страх
комп принимают новые технол ,просчитывая
их эффективность .
Частно
– предпринимательская:
Здравоохранение
в США, ЮАР , Люксембург.
Принцип:
сохранение здоровья явл личным делом
каждого. Население несет полностью все
расходы за мед помощь. Х – но в стране
преввалируют расходы на прямые мед
услуги.
Характерные
черты: Широкий выбор услуг; Нет очередей;
Доступность специальной медицинской
помощи; Должное внимание к пациенту.
Но:
Высокая
стоимость медицинской помощи; Низкая
доступность для бедных; Не оказывается
помощь на дому; Нет профилактики;
Диспропорция между специалистами и
врачами общей практики.
Есть
частное медицинское страхование –
покупается страховой полис – тогда при
оказании помощи он заплатит только
часть. Есть учреждения, которые содержаться
на благотворительные средства – но там
будет оказано только симптоматическое
лечение. Работают частнопрактикующие
врачи – групповая практика – несколько
врачей снимают помещение.
14.
Здоровье- состоянее
полного физич, душевного и соц.
благополучия, а не только отсутствие
болезней и физич. дефектов. 20% — наслед-ть;
20% — соц. среда; 10% — здрх; 50% — образ жизни.
Показатели:
демографические; заб-ти; инвал-ти; физич.
развития.
15.
Профилактика
– это составная часть медицины, это
система государственных общественных,
медицинских участий и усилий самого
населения, которые направлены на
укрепление здоровья, предупреждение
факторов риска.
Виды,
уровни, особенности профилактики на
современном этапе:
По
состоянию здоровья различают (наличие
факторов риска, заболевания у населения):
Первичная
профилактика
– это система мер, направленных на
устранение условий и причин, вызывающих
заболевание. Она носит наступательный
характер. Основа – соц. П.
Ее
задачи:
а)
активизация защитных сил организма;
б)
предупредить отрицательное воздействие
факторов риска на здоровье человека.
Вторичная
профилактика
– это комплекс медицинских мероприятий.
Она носит оборонительный характер.
Третичная
профилактика
– элемент вторичной – реабилитация
больных инвалидов, которые утратили
возможность полноценной жизнедеятельности.
Уровни
профилактики
Государственный
– законодательные меры, повышение
материального положения людей, культурного
уровня.
Общественный
(трудового коллектива) – создание
оптимального микроклимата в коллективе,
условия труда.
Семейный
уровень – члены семьи, чтоб были здоровы.
Индивидуальный
– каждый в ответе за свое здоровье.
Особенности
профилактики:
-Она
направлена на укрепление здоровья, а
не только предупреждение болезни.
-Усиление
общественной направленности профилактики.
-Интегральность
(целостность) профилактики.
Национальная
комплексная программа профилактики
Ее
принял Совет Министров. Она основана
на мерах по преодолению факторов риска,
формированию здорового образа жизни.
Программы
делятся на:
Территориальные;
Отраслевые.
Требования
к программам:
а)
определение темы программы;
б)
конечная цель ее;
в)
задачи программы;
г)
контроль за программой.
Структура
программы:
Мероприятия
по охране окружающей среды – здоровье
и окружающая среда:
Производство,
условия труда и здоровье человека;
Образ
жизни и здоровье человека;
Повышение
качества и эффективности медицинской
помощи населению и совершенствование
управления.
16.
Профилактическая работа поликлиники
выражается в проведении осмотров в
целях раннего выявления заболеваний,
в диспансерном обслуживании больных,
выполнении противоэпидемической и
санитарно-просветительной работы. Ее
характеризуют следующие основные
показатели:
1)
полнота охвата соответствующих
контингентов диспансерным наблюдением;
2)
снижение заболеваемости, длительности
нетрудоспособности, инвалидности и
летальности среди диспансерных больных;
3)
охват населения иммунизацией против
острых инфекционных и эпидемических
заболеваний;
4)
выполнение плана санитарного просвещения
среди населения.
Учет и обследование
населения с целью оценки здоровья и
отбора контингента для постановки на
диспансерный учет.
Учет
населения идет по каждому участку
средним медработником. По данным о
населении участка проводят профосмотры
:
предварительные, периодические,
целевые.
Предварительные:
соответствие
работы (профессии) и состояния здоровья
(прямые показания к данной
профессии).
Периодические
– проводятся
в установленные сроки определенным
группам населения (рабочие с вредными
условиями труда, декретированные
контингенты, дети до 14лет, подростки,
юноши допризывники, учащиеся техникумов
и студенты ВУЗов, инвалиды, беременные,
воины-интернационалисты, пострадавшие
от аварии на ЧАС).
Целевые
– проводятся
для выявления определенных заболеваний
(туберкулез, сифилис и другие).
Осмотры:
массовые
(среди работающих, учащихся). Они сочетают
периодический и целевой осмотры.
индивидуальные
(в ЛПУ при обращении), при активном вызове
лиц на диспансерный осмотр, при посещении
на дому.
17.
Заболеваемость
характеризует распространенность
болезней, выявленных и зарегистрированных
в течение года среди населения в целом
или отдельных его групп (возрастных,
социальных).
Первичная
заболеваемость
– это частота новых, нигде ранее не
учтенных и впервые в данном календарном
году выявленных и зарегистрированных
среди населения заболеваемости.
Общая
заболеваемость
– это частота всех имеющихся среди
населения заболеваний, как впервые
выявленных в данном календарном году,
так и зарегистрированных в предыдущие
годы, по поводу которых больные вновь
обратились в данном году.
Патологическая
пораженность
– это частота случаев всех видов
патологических состояний, т. е. заболеваний
острых и хронических, преморбидных
состояний, выявленных при проведении
единовременных обследований и проф.
осмотров.
Социально-гигиеническая
значимость заболеваемости:
-
Заболеваемость
– это критерий здоровья населения; -
Данные
о заболеваемости необходимы для
правильной организации работы врача,
ЗО в целом (планы работы разрабатываются); -
На
основе заболеваемости определяются
потребности в различных видах медицинской
помощи и разрабатываются нормативы
оказания медицинской помощи, услуг; -
Слежение
за структурой заболеваемости позволяет
правильно вести политику подготовки
медицинских кадров; -
Показатели
заболеваемости используются в качестве
оценки качества и эффективности
лечебно-профилактических мероприятий
и служат для оценки работы врача и ЗО
в целом.
Система
государственного учета заболеваемости:
На
основе учета операторской документации,
которая предоставляется в
организационно-методических кабинетах
формируются годовые отчеты (форма №
12), по району, городу, республике
отдел статистики МЗ
министерство статистики и анализа.
Современные
тенденции заболеваемости населения РБ
и мира
-
Уровень
общей заболеваемости – 136 т. на 100000
населения и уровень первичной
заболеваемости 77 тыс. на 100000. -
Наличие
в заболеваемости городского и сельского
населения различий:
-
Пониженная
обращаемость к врачу; -
Далеко
врач; -
Не
полный учет; -
Уровень
врачей ниже в селе.
Заболеваемость в
селе ниже, чем в городе.
-
Заболеваемость
зависит от возраста (дети первых трех
лет жизни), после 16 лет – подъем уровня
заболеваемости. Высокий уровень к 60
годам и дальше повышается. -
Заболеваемость
зависит от пола (у женщин – эндокринные,
у мужчин – язвенная болезнь желудка,
инфаркт миокарда) -
Рост
заболеваемости в динамике.
Структура
первичной и общей заболеваемости
отличается. (взр)
Первичная
– 1 место – болезни органов дыхания
2
место – травмы и отравления
3
место –костно-мышечной системы и соед.
ткани
4
место –НС и органов чувств
Общая
заболеваемость: 1 место –органов дыхания
2
место = кровообращения
3
место – нервной системы и органов чувств
4;
5 места – костно-мышечной системы и
соед. ткани; ЖКТ.
|
Контрольный листок, 2014, № 11 Актуальная тема Научное руководство: теория, принципы, практика © Л.Б. Эрштейн Светлой памяти Ольги Эрштейн посвящается Предисловие Идея написать работу по теории и практике научного руководства появилась у меня, когда я работал над кандидатской диссертацией. Диссертация была посвящена специфике тьюторской деятельности, и тогда же родилась мысль о том, что одной из функций тьюторской деятельности является научное руководство. Однако, после консультации с научным руководителем, этот вопрос мы решили в диссертацию не включать. С одной стороны, потому что не хотелось перегружать текст исследования и без того достаточно громоздкий и полный. С другой стороны, потому что вопрос научного руководства явно требовал своего специального исследования, которое невозможно было провести в рамках разрабатываемой мной темы. Тем не менее, идея осталась. Эта идея была подкреплена тем уникальным фактом, что в процессе работы над кандидатской диссертацией мне пришлось взаимодействовать с тремя типами научных руководителей и столкнуться напрямую с мощным влиянием неформального научного руководства. Ко всем своим научным руководителям я до сих пор испытываю чувство благодарности. Каждый из них что-то мне дал, за что им и спасибо. Мой собственный педагогический опыт, опыт руководства различными видами работ и использования методических приемов тьюторской деятельности в образовательном процессе, давал возможность осмыслить и оценить значение научного руководителя и самого процесса научного руководства в образовательной деятельности. Эти обстоятельства подталкивали меня к написанию целостной работы по проблемам научного руководства. Изучение литературы по данному вопросу подкрепило это желание, ни одного общего исследования этой проблемы обнаружено не было, хотя я не могу, конечно, утверждать, что таких работ нет. Может быть, я их просто не нашел. Предлагаемая уважаемому читателю небольшая работа носит типично прикладной характер. Я старался не перегружать работу излишними теоретическими обоснованиями и построениями. Работая над этим исследованием, я в значительной степени основывался на своих прошлых работах по теории ценностей и построению общества как экологической системы. Особенно на первой из них. Фактически в своем понимании ценностей я исходил именно из принципов, изложенных там. Первая глава данной работы посвящена теоретическим основам научного руководства, в ней излагаются понимание и классификация научного руководства, стратегии и стили научного руководства и некоторые другие вопросы. Во второй главе описывается методика научного руководства, а также специфика руководства различными видами работ. Предлагаемые методические приемы могут быть использованы не только в процессе научного руководства, но и в других аспектах педагогической деятельности. Говоря о стиле данной работы, следует отметить, что я старался следовать традиции своих предыдущих работ, то есть использовал наименее наукообразный стиль, сохраняя при этом жанр научного исследования, и старался сделать работу как можно более понятной и полезной. Я намеренно отказался от принятого в российской науке написания от «мы» и данная работа написана используя местоимение «я», так как никакого «мы» в данном случае не существовало и все, что изложено, отражает исключительно мое личное мнение. Что хочется подчеркнуть? Данная книга посвящена именно процессу научного руководства, а не методике подготовки научного исследования. Несмотря на то, что эти темы в значительной степени пересекаются, между ними есть и существенная разница, обусловленная тем, что научное руководство есть процесс взаимодействия субъектов научного руководства в процессе подготовки научного исследования, а сама подготовка научного исследования, включает в себя не только научное руководство, но и целый ряд других процессов. В результате можно говорить, что научное руководство относится к подготовке научного исследования как частное к общему. Данная работа предназначена для всех, кто интересуется вопросами высшего и постдипломного образования, методики преподавания и вопросами обучения на всех уровнях. Главный интерес, на мой взгляд, она должна представлять для аспирантов, студентов и тех, кому приходится заниматься научным руководством. Я хочу поблагодарить за критические замечания кандидата технических наук Марию Чирухину, кандидата психологических наук Ирину Перелыгину, аспиранта эколога Елену Гайдученко, кандидата медицинских наук Николая Николаева, доктора медицинских наук, профессора Александра Герасимовича Шлейкина. И своих рецензентов доктора педагогических наук, профессора Александра Васильевича Долматова, доктора медицинских наук, профессора Александра Герасимовича Шлейкина. Особую благодарность я хочу высказать доктору педагогических наук, профессору Александру Васильевичу Долматову. Также я хочу поблагодарить кандидата технических наук Марию Чирухину за помощь в работе над текстом. Кроме того, я хочу выразить отдельную благодарность за помощь в публикации всех моих книг, в том числе и этой начальнику редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургского государственного университета низко-температурных и пищевых технологий Ольге Владимировне Жилкиной, без неё моих книг точно никогда бы не было. Спасибо Вам за то, что вы хотите прочитать эту книгу. Глава 1. Теоретические основы научного руководства Краткое содержание первой главы: В первой главе рассмотрено понятие научного руководства, стили, классификация и стратегии научного руководства. Показана взаимосвязь научного руководства с адаптивными процессами в обществе и ценностными процессами. 1. Определение и классификация научного руководства При рассмотрении проблемы научного руководства обращает на себя внимание отсутствие какой-либо общей теории данного вопроса. Мне не удалось найти даже определение этого социально-педагогического явления. Поэтому, исходя из традиции предыдущих исследований, сначала будет рассмотрено определение научного руководства. Анализируя понятие «научное руководство», несложно увидеть, что это понятие состоит из двух слов: первое слово говорит нам о том, что речь идет о научных исследованиях, второе слово означает, что над этими исследованиями осуществляется процесс руководства. В данном случае имеет место быть именно слово «руководство», которое нельзя заменить словом «управление» потому что «научное управление» это наука о том, как следует управлять. В данном случае речь идет явно о чем-то ином. Вместе с тем очевидно, что раз речь идет о руководстве, то, стало быть, проблема научного руководства лежит в плоскости науки управления как таковой, и очевидно, что случай научного руководства, является частным случаем управления как такового вообще. В данном исследовании я буду исходить из понимания управления, изложенного как в моих предыдущих работах [39, 40] (список литературы будет опубликован вместе с последней частью — Ред.), так и в работах по теории и практике управления [26]. В моем исследовании по теории ценностей я даю следующее определение управления: «Управление — это целенаправленная деятельность, осуществляемая субъектом над объектом, где субъектом и объектом могут выступать любые социальные единицы в любом сочетании, будь то личность, семья, государство или этнос» [40, 43]. То есть, коротко говоря, управление — это целенаправленное воздействие объекта на субъект. Исходя из этого, научное руководство — это воздействие объекта на субъект, реализующее научную деятельность. Вместе с тем, в литературе по управлению выделяют четыре основных функции управления, и само управление определяется как процесс реализации этих функций, а именно: организации, мотивации, управления и контроля [26]. Таким образом, в первом приближении можно определить научное руководство как целенаправленный процесс организации, мотивации, управления и контроля над проведением научных исследований, происходящий в результате воздействия объекта, которым является научный руководитель. на субъект, в качестве которого может выступать отдельная личность, группа лиц или организация. Однако, как будет показано далее, научный руководитель в случае научного руководства является не столько объектом, сколько субъектом, а сам процесс научного руководства является процессом взаимодействия двух субъектов. В результате можно определить научное руководство как целенаправленный процесс реализации основных функций управления научными исследованиями, происходящий при взаимодействии двух субъектов, одним из которых является научный руководитель, а другим — руководимый, которым может являться отдельная личность, группа лиц или организация. Разумеется, различные функции управления представлены в процессах научного руководства по разному, в разных ситуациях, этот вопрос будет рассмотрен несколько ниже. Необходимо отметить что, наряду с понятием «научного руководства» необходимо остановиться на таких понятиях как «ситуация научного руководства» и «субъекты научного руководства». Научное руководство существует не само по себе, и проявляется в ситуации научного руководства, то есть при конкретных обстоятельствах, характеризующихся потребностью в решении научной задачи и необходимостью в руководстве решением этой задачи. С другой стороны, в процесс научного руководства всегда вовлечены по крайней мере два субъекта научного руководства, а именно научный руководитель и руководимый, каждый из которых играет свою роль в данном процессе. Научное руководство представляет собой достаточно широко распространенный феномен, оно очень различно как с точки зрения участвующих в нем субъектов, так и с точки зрения особенностей процессов взаимодействия этих субъектов. Так, с позиции участвующих в нем субъектов научное руководство можно разделить на: 1. Научное руководство отдельной личностью — самый типичный случай научного руководства, в данной ситуации один научный руководитель руководит студентом или аспирантом в процессе подготовки ими курсовой работы, диплома, магистерской или кандидатской диссертации. 2. Научное руководство рабочей группой. В этой ситуации научный руководитель руководит группой лиц, в процессе реализации конкретного научного проекта, где каждый из субъектов реализует свою часть общей научной задачи. 3. Научное руководство организацией. В случае научного руководства организацией научный руководитель помогает решить научную задачу, которая стоит перед всей организацией в целом. В ряде случаев он сам формулирует и ставит научную задачу организации и показывает основные пути и направления ее решения, а также осуществляет целый ряд других функций. Также необходимо заметить, что бывают смешанные типы научного руководства, так, например, в процессе руководства организацией может потребоваться руководство отдельной научной группой или группами, а процесс научного руководства личностью может сочетаться с руководством целой организацией. С точки зрения особенностей взаимодействия субъектов научное руководство можно разделить на две большие группы: 1. Формальное научное руководство — в этой ситуации официально назначается научный руководитель, который осуществляет научное руководство личностью, группой и организацией, имея на это документально зафиксированные полномочия. Например, когда научный руководитель руководит аспирантом при подготовке кандидатской диссертации. 2. Неформальное научное руководство, в таком случае какое-либо лицо или группа лиц осуществляют научное руководство стихийно, не последовательно, не формально, без каких-либо официальных прав и полномочий. Например, когда студент или аспирант советуется с профессором, не являющимся его научным руководителем, последний реализует деятельность неформального научного руководителя. Как формальное, так и неформальное научное руководство может осуществляться над личностью, группой или организацией. В результате можно утверждать, что существует шесть типов научного руководства. А именно: Формальное научное руководство личностью, неформальное научное руководство личностью, формальное научное руководство группой, неформальное научное руководство группой, формальное научное руководство организацией, неформальное научное руководство организацией. С точки зрения взглядов, изложенных мной в предыдущей работе [39], научное руководство представляет собой типичный социальный симбиоз, предназначенный для оптимизации адаптации субъектов научного руководства к окружающей среде. Социальный симбиоз предполагает взаимовыгодное сотрудничество двух разных видов с целью увеличения количества энергии каждым из них. В случае формального научного руководства руководитель получает за свою деятельность заработную плату, кроме того руководство способствует росту его авторитета и социальной реализации его как ученого. Руководимый получает возможность повысить свой социальный статус, улучшить уровень образования, реализовать себя в научной деятельности, которая для него, вследствие выбранной им сферы деятельности, более или менее важна. В результате в процессе взаимодействия научный руководитель и руководимый оказывают друг другу помощь в достижении тех социальных и личных целей, ради реализации которых осуществлялось научное руководство и, тем самым, реализуется вариант симбиотических взаимоотношений между ними. Другим аспектом феномена научного руководства является ценностный аспект. Успешность или не успешность научного руководства в значительной степени определяется тем, ценностью какого порядка является научная деятельность для всех субъектов данного процесса. Подробно концепция ценностей разработана мной в иной работе [40], здесь же напомню, что ценностью высокого порядка я называю ценность, от реализации которой субъект не может отказаться даже под влиянием очень серьезных раздражителей, а ценностью низкого порядка называется та, от которой он отказывается даже под влиянием самых незначительных раздражителей. В результате порядок ценностей есть показатель возможности отказа от ценности под влиянием раздражителей разной силы. В том случае, если для руководителя факт его руководства является ценностью высокого порядка, то есть если он не готов отказаться от руководства даже под влиянием серьезных обстоятельств, и руководимый не готов отказаться от научной деятельности, предполагающей руководство тоже под влиянием раздражителей высокого порядка, научное руководство будет эффективным и успешным. Если же оба они готовы отказаться от своей деятельности под влиянием не очень серьезных препятствий, ситуация научного руководства будет разрушена, и источником разрушения может служить как научный руководитель, так и руководимый субъект или оба вместе. Конечно, наличие ценностей высокого порядка, где процесс научного руководства и проведение научных исследований являются такими ценностями у всех субъектов ситуации научного руководства, является условием необходимым, но не достаточным для успешной реализации процесса, остальные условия будут рассмотрены мной несколько ниже. Таким образом, научное руководство является процессом реализации основных функций управления в результате взаимодействия субъектов, одним из которых является научный руководитель, другим — руководимый. В качестве руководимого могут выступать отдельная личность, группа или организация, а взаимодействие может носить как формальный так и неформальный характер. 2. Задачи научного руководства, и роли научного руководителя Анализируя научное руководство убеждаешься в том, что в числе прочего недостаточно освещены задачи научного руководства как такового. Однако задачи научного руководителя в литературе описаны [1, 9, 17, 22]. Практически все авторы отмечают, что задачами научного руководителя, независимо от вида работ, являются: 1. Выбор темы исследования — научный руководитель совместно с руководимым субъектом выбирает тему исследования. 2. Контроль хода выполнения работы — научный руководитель контролирует процесс выполнения работы и корректирует его по мере необходимости. 3. Помощь при подготовке содержания работы — научный руководитель оказывает разнообразную помощь в подготовке содержания работы. 4. Помощь в определении основных характеристик исследования — научный руководитель совместно с руководимым разрабатывает общие характеристики исследования и помогает их сформулировать. Так, например, говоря о задачах руководителя дипломной работы, И. Н. Кузнецов указывает: «Руководитель дипломной работы обязан: • совместно со студентом составить и выдать задание на дипломную работу; оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на выполнение дипломной работы; • по возможности рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочно-нормативные и другие источники по теме дипломной работы; • проводить в соответствии с планом-графиком консультации; • контролировать ход выполнения работы и нести ответственность за ее своевременное и качественное выполнение до момента защиты (за приведенные в дипломной работе решения, правильность всех данных и за сделанные выводы отвечает студент-дипломник); • составить отзыв о дипломной работе, в котором дать мотивированное заключение о возможности допуска дипломной работы к защите; • присутствовать, как правило, на защите студентом результатов дипломного исследования»[22, 204]. Однако, задачи научного руководства включают в себя не только задачи, стоящие перед научным руководителем, но и задачи, стоящие перед руководимым субъектом, как перед второй стороной процесса научного руководства, видимо именно этот факт приводит к тому, что, как уже упоминалось, задачи научного руководства изложены в литературе явно не полностью. Такой подход лежит в русле понимания предмета педагогики, изложенного в работах А. М. Новикова, автор пишет, что предметом педагогики должна быть не только деятельность обучающего, но и деятельность обучающегося [28]. Исходя из понимания основных функций управления и теории ценностей, данные задачи, характерные для формального научного руководства, представляются следующими. 1. Определение целей и задач научного исследования. Научный руководитель и руководимый субъект совместно разрабатывают цели научного исследования и задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей. 2. Выбор темы научного исследования — научный руководитель и руководимый субъект совместно выбирают тему научного исследования, исходя из следующих параметров. a. Особенности работы, над которой осуществляется руководство. Например, в случае кандидатской диссертации учитывается паспорт специальности и ряд других параметров, которые будут рассмотрены мной в дальнейшем. b. Интересов субъектов научного руководства, как научного руководителя, так и руководимого. c. Ситуационных параметров, которые в каждом случае индивидуальны, например, научного направления, разрабатываемого кафедрой или организацией, над которой осуществляется научное руководство. 3. Планирование научного исследования. Научный руководитель и руководимый разрабатывают план научного исследования, этапы его проведения, предполагаемые сроки завершения работы. 4. Организация проведения научных исследований. Научный руководитель совместно с руководимым субъектом определяют необходимое для научных исследований оборудование, экспериментальную и теоретическую базу, необходимую для успешной реализации исследования. Также они определяют основные параметры эксперимента, выявляют возможные сложности при проведении исследования и пути преодоления этих сложностей, а также то, каким образом будет проведено данное исследование, что нужно делать для успешной реализации исследования. 5. Контроль проведения исследования. Научный руководитель совместно с руководимым субъектом контролируют процесс проведения исследования. И в случае необходимости проводят соответствующие корректирующие мероприятия. 6. Мотивация проведения научного исследования. Сущность мотивации в ситуации научного руководства представляется следующей. С одной стороны, научный руководитель способствует тому, чтобы достижение исследовательской цели было для руководимого ценностью как можно более высокого порядка, помогая и поддерживая руководимого в процессе проведения исследования, а также контролируя этот процесс, и оказывая необходимую психологическую поддержку. С другой стороны, руководимый, обращаясь к руководителю за разнообразной помощью, способствует тому, что процесс научного руководства становится для руководителя ценностью все более высокого порядка. Задачи неформального научного руководства могут по сути дела включать все задачи, характерные для формального руководства, но так как неформальное научное руководство осуществляется стихийно, то оно зависит от особенностей данной конкретной ситуации. Неформальный научный руководитель или руководители могут реализовывать как все из перечисленных задач, так и разное их количество в любом сочетании. Рассматривая цель научного руководства, необходимо отметить, что сама ситуация научного руководства возникает, когда есть необходимость в повышении эффективности научных исследований. То есть тогда, когда для эффективного проведения научных исследований требуется некоторая помощь извне, помощь человека или людей, которые являются экспертами в области проведения исследований, знают каким образом это надо делать, и какие сложности встречаются при проведении этих исследований, и как нужно преодолевать эти сложности. В результате можно утверждать, что основной целью научного руководства является повышение эффективности научных исследований. В процессе научного руководства все субъекты процесса играют соответствующие роли. В литературе рассмотрены некоторые из ролей научного руководителя. Так Т. И. Березина отмечает, что научный руководитель играет роль наставника, она пишет: «Наставничество не связано какими-либо жесткими формами и методами. Оно реализуется в различных ситуациях и самыми различными путями. Его необходимыми условиями являются время и наличие хотя бы двух человек, один из которых готов оказывать поддержку и осуществлять обучение, а другой — принимать помощь и учиться» [4]. Роль научного руководителя как учителя отмечают многие авторы [4, 6, 11, 15]. Вместе с тем, на мой взгляд, отмеченные роли далеко не полны, исходя из выявленных задач научного руководства, можно отметить следующие роли научного руководителя. 1. Помощник — научный руководитель помогает проведению научных исследований. 2. Учитель — обучает теории и практике реализации научных исследований. 3. Психолог — оказывает психологическую поддержку при проведении научных исследований. 4. Организатор — участвует в организации научных исследований. 5. Ученый — проводит научные исследования. 6. Консультант — консультирует по вопросам проведения научных исследований. 7. Тьютор — оказывает комплексную поддержку при проведении научных исследований, то есть реализует первую, вторую, третью и шестую роли. 8. Эксперт. Как эксперт научный руководитель проверяет результаты научного исследования, выбирает направления дальнейшего исследования, отсекает ненужные материалы и процедуры, дает заключение по качеству тех или иных элементов или всего научного исследования. Таким образом, научный руководитель играет совокупность совершенно разных ролей, способствуя тем самым достижению цели научного руководства. В свою очередь, руководимый (будь то личность, организация или рабочая группа) играет следующие роли. 1. Ученик — руководимый обучается практике и теории проведения научных исследований. 2. Организатор — руководимый организует научные исследования. 3. Писатель — руководимый учится написанию научных исследований, он пишет и публикует научные труды, тем самым играя роль научного писателя. 4. Ученый — руководимый проводит научные исследования. 5. Исполнитель — руководимый учится выполнять полученные от руководителя рекомендации как можно более точно и эффективно. В результате можно говорить о том, что руководимый также играет достаточно разнообразные роли, и это требует от руководимого определенных личностных качеств, а также специальной стратегии поведения. Таким образом, задачи научного руководства обусловлены понятием научного руководства, спецификой взаимодействия научного руководителя и руководимого, в процессе которого оба субъекта научного руководства играют соответствующие, необходимые для решения задач роли. (продолжение следует) |
|
Научные основы — управление
Cтраница 1
Научные основы управления представляют собой систему научных знаний об управлении производством, образуя теоретический и методологический фундамент руководства производством.
[2]
Научные основы управления производством предполагают изучение таких вопросов, как принципы управления производством, методы управления производством, техника и технология управления, научная организация управленческого труда.
[3]
Научные основы управления представляют собой систему научных знаний об управлении производством, образуя теоретический и методологический фундамент руководства производством.
[5]
Научные основы управления формируются на базе философии, экономики, математики, техники, социологии, психологии и целого ряда других дисциплин. Именно кибернетика стала теоретической базой создания и внедрения АСУ.
[6]
Научные основы управления качеством продукции базируются на научной терминологии [1-3], обеспечивающей единообразие понимания основных понятий в области управления качеством продукции.
[7]
Научные основы управления социалистической промышленностью основаны на учете и использовании в хозяйственной практике объективных экономических законов социализма.
[8]
Научные основы управления хозяйством при социализме всесторонне разработаны Владимиром Ильичей Лениным. Многолетний опыт нашей страны и других стран социализма убедительно показал великую жизненную силу ленинских принципов социалистического хозяйствования. Коммунистическая партия, последовательно проводя в жизнь ленинские принципы управления, творчески развивает их применительно к новым условиям.
[9]
Описаны научные основы управления объединением ( предприятием) и автоматизация управления производственными процессами. Приведены методология изучения систем организационного управления, исследования операций в решении задач управления, имитационный подход при создании систем управления. Изложены вопросы управления трудовым коллективом.
[10]
Изложены научные основы управления качеством продукции на базе стандартизации. Показано, что результатом работ по стандартизации в системе управления качеством продукции является установление оптимальных требований к уровню качества, а также установление оптимальных требований к деятельности по обеспечению и поддержанию этого уровня. Подробно рассмотрены критерия оптимизации, являющиеся основой научного управления качеством продукции, на основании которых производится сравнительная оценка возможных решений и выбор наилучшего из них.
[11]
Различают два понятия: научные основы управления и просто управление. Под научными основами управления принято понимать систему научных знаний об управлении, а управление — это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Управлять — это значит, что законы управления усвоены и общественные отношения позволяют их реализовать на практике. Однако творческий характер управления не всегда укладывается в рамки научных законов. Поэтому в теории управления введено понятие — искусство управления, представляющее собой изучение и обобщение конкретных образцов ( передового опыта) управления. В системе научных основ выделяют такие элементы, как принципы, функции, методы и техника управления.
[12]
Технология процессов управления более подробно рассматривается в учебнике Научные основы управления социалистическим производством, гл.
[13]
Вопросы рационализации технологии процессов управления рассмотрены в учебнике Научные основы управления социалистическим производством, гл.
[14]
Некоторые аспекты этой темы более подробно изучаются в курсе Основы управления ( Научные основы управления социалистическим производством, гл.
[15]
Страницы:
1
2
Научные
основы управления — это система научных знаний,
составляющих теоретическую базу практики управления. Научное управление
системой образования можно определить как систематическое, планомерное
сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного
уровня на все ее звенья (от министерств до школ, дошкольных и внешкольных
учреждений) в целях обеспечения воспитания подрастающих поколений. Процесс
управления — это функционирование органов и
работников управления. Его можно характеризовать с разных точек зрения —
содержания, организации, технологии. Содержание процесса управления
определяется сущностью управления, его целями, принципами, методами, функциями,
спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления. Методы
— это пути, способы реализации принципов управления, достижения намеченных
целей. Принципы социального управления не выбирают по своему усмотрению — ими
руководствуются на любом уровне управленческой иерархии, в любом учреждении;
они являются обязательными, всеобщими. Основы
управления в школе — это создание условий для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Директор
школы обязан обеспечить высокий уровень планирования, организации, контроля. Но
не только это. Прежде всего директор — соучастник педагогического процесса,
соответчик, он непосредственно участвует в работе школьного коллектива по
обучению и воспитанию детей, он постоянно работает с людьми: учителями,
учащимися, родителями детей. Управлять можно процессами, людьми можно только
руководить. Руководители
школы осуществляв управление, но при этом они участвуют в осуществлении
управленческих решений, не только планируют, но лично шаг за шагом выполняют
эти планы: прежде всего создают должный психологический микроклимат, творческую
обстановку в коллективе, проявляют не только максимум требований, но и
подлинную заботу о настроении учителя, его здоровье, условиях работы, они
подготавливают мероприятия, работают с активом ребят, они в самой гуще событий.
Методы
управления — это способы воздействия того или иного звена системы
управления на другие, нижестоящие звенья или управляемые объекты для достижения
намеченных целей управления. Методы же руководства-способы воздействия на
людей, реализующих, претворяющих в жизнь эти цели. Искусство
руководства, умение быстро принимать наиболее правильные решения в условиях
неопределенности, недостатка нужной информации играют большую роль в управлении
любым объектом, но особенно велик их удельный вес в работе руководителей школ,
отделов народного образования. В процессе обучения и воспитания учащихся
ежедневно и ежечасно возникают разнообразные, часто непредвиденные ситуации,
для решения которых нет готовых рецептов. Заранее предвидеть, учесть все
факторы, все переменные, которые воздействуют на формирование личности
школьников, практически не всегда возможно. Управление учебно-воспитательным
процессом во всем его многообразии нельзя втиснуть в рамки даже самых искусно
придуманных планов, графиков, схем, поэтому часто приходится принимать решения,
опираясь не только на знание основных положений теории управления, но и на
практический опыт работы, на педагогический такт. Обобщение,
научный анализ большого и ценного опыта, накопленного руководителями отделов
народного образования, директорами школ, приобретают в этой связи особую
значимость и актуальность, создают предпосылки для дальнейшего
совершенствования стиля и методов управления учреждениями просвещения. Стиль
руководства зависит как от объективных факторов (условия работы, специфика
решаемых задач, уровень развития коллектива), так и от факторов субъективных
(особенности личности руководителя, степень его подготовленности и т.д.). Специалисты
в области теории управления и социальной психологии выделяют три основных
стиля руководства -авторитарный, либеральный и демократический. Конечно, любой
из этих стилей редко встречается в чистом виде, на практике существует
множество оттенков, переходных форм, однако каждый руководитель «тяготеет»
к тому или иному стилю. Авторитарный
стиль основан на широком использовании в первую очередь административных
методов. Руководитель-автократ часто принимает решения единолично, без учета
мнения общественных организаций и подчиненных. Он уверен в своей
непогрешимости, возлагает особые надежды на силу приказа, стремится
сконцентрировать в своих руках всю полноту власти, считая нецелесообразным
передачу части своих полномочий работникам аппарата управления. Либеральный
стиль характеризуется отсутствием целенаправленной и эффективной системы
руководства. Руководитель либерального стиля обычно боится ответственности за
последствия принимаемых решений, стремится укрыться за ширмой безбрежной
коллегиальности, бесконечных обсуждений, увязок, согласований. Он не умеет
проявлять должную принципиальность и требовательность, зачастую отказывается от
ранее принятых решений, не имеет собственного мнения. В лучшем случае
руководитель либерального стиля бесполезен (вопросы решаются без его активного
участия), в худшем — он может причинить делу серьезный ущерб, развалить работу
аппарата. В
наибольшей степени принципам управления соответствует демократический стиль
руководства, который основан на правильном сочетании коллегиальности и
единоначалия, предполагает активное участие общественных организаций, всех
учителей в принятии управленческих решений в школе. Решение
вопросов управления зависит от умения руководителей школ и преподавателей
творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от
способности создать необходимые условия для внедрения НОТ в школе, от
взаимоотношений, сложившихся в коллективе, от активности преподавателей и
учащихся в учебной и воспитательной работе. Успех
управления при системном подходе зависит от:
планирования работы школы, правильной постановки, ранжирования по степени
важности целей учебно- воспитательного процесса и подготовки специалистов;
расстановки кадров и установления связей мез подстистемами и
«дирижирования» этими связями;
налаживания системы оперативной информации внутри школы и эффективности
обратной связи;
глубины и всесторонности педагогического анализа и своевременной помощи с
целью предупреждения или скорейшей ликвидации недостатков;
создания условий для внедрения НОТ в практику работы всех сотрудников и
учащихся;
— наличия необходимого психологического микро климата в коллективе;
— квалификации и опыта руководителей школы и си стемы повышения педагогического
мастерства и профессиональной подготовки преподавателей. Управляющая
система в школе представляет собой сочетание административно-хозяйственных
звеньев и различных органов функционального проявления педагогического и
ученического коллективов. Каждый, входящий в управляющую систему элемент,
является в то же время его структурообразующей частью. Управляемая
система представляет единство входящих в нее систем (или подсистем) учебной,
воспитательной, методической, внешкольной работы, финансово-хозяйственного
обслуживания и др., которые в свою очередь представляют совокупность элементов,
каждый из которых можно рассматривать в качестве самостоятельной системы. В
управляемой и управляющей системах существует сложная зависимость части от
целого и целого от его части. В процессе целенаправленного воздействия на учебно-воспитательный
процесс возникают отношения не только между управляющей и управляемой
системами, но и внутри каждой из них. К
основным функциям управления относятся анализ и планирование, организация и
контроль, координация и стимулирование. Анализ есть тот фундамент,
на котором держится вся система планирования и организации
учебно-воспитательного процесса. Планирование, как одна из важнейших
функций управления, включает в себя определение наиболее приемлемых путей
достижения поставленных целей. Оно призвано порождать планы, проекты,
программы, стандарты, эталоны, критерии и т.д. Организация
есть формирование и установление относительно устойчивых отношений в
управляемой и управляющей системах, действующих и развивающихся как одно целое.
Она призвана порождать структуру школы как организации, порядок, режим,
содержание работ и заданий. Контроль
— это активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые
результаты с тем, что было запланировано. Основой всей системы контрольных
измерений (количественных и качественных) является обратная связь.
Можно даже утверждать, что контроль призван порождать знания о положении
дел, их корректировку по отношениям от желаемого направления и уровня. Стимулирование
— это система мер, направленных на создание творчески работающего
педагогического коллектива и активную целенаправленную деятельность учащихся. В
современной теории управления особое место занимает так называемый системный
подход. Он предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются
связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем в соответствии
с ней формируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются
пути и сроки их решения, распределяются силы, выделяются средства, организуется
работа, осуществляется контроль и коррекция. Схематически системный подход
можно представить в виде следующей цепочки: цель — ресурсы — план — решение —
реализация — контроль и коррекция. Принятие
решения. В системе управления важное место занимает так называемое
управленческое решение. От решений руководителя школы зависит вся деятельность
школьного коллектива. Решения необходимо тщательно продумывать, взвешивать все
возможные последствия, четко ставить цели и продумывать пути их исполнения. Это
могут быть организационно-административные решения, рассчитанные на длительный
период, стратегически важные и определяющие деятельность практически всего
коллектива школы. К таким решениям относятся: планирование работы школы,
распорядок; инструкции, правила, Уставы, методические рекомендации, длительные
поручения. Это могут быть решения кратковременного
воздействия: приказы, указания, советы, предложения.
Второй вид решений: экономические, связанные с
материальным обеспечением школы. Это договор об аренде, правила создания
платных дополнительных услуг, организация трудовых лагерей, цехов,
кооперативов. Составление смет, работа со спонсорами и т.д. Третий
вид решений: социально-психологические, связанные с моральным воздействием.
Это благодарности, выговора, а также материалы и рекомендации по изучению,
описанию и внедрению передового опыта.