Научное руководство при подготовке

Выбор темы и научного руководителя. Научное руководство подготовкой курсовой работы

Выбор темы курсовой
работы и научного руководителя
осуществляется студентом на I курсе
самостоятельно на основании
рекомендательного списка научных тем
и исследовательских направлений,
предложенных кафедрами факультета
международных отношений. Студент имеет
право самостоятельно предложить тему
курсовой работы. Выбранная
тема должна быть обязательно согласована
с научным руководителем
.

При выборе темы
студент обязан учитывать:

  • свою специальность
    и специализацию.
    Рекомендуется уже на I курсе выбирать
    тему курсовой работы в рамках своей
    специальности и специализации (а также
    изучаемого иностранного языка). Для II
    курса данное условие является
    обязательным. К
    III курсу необходимо тематически
    сориентировать курсовую работу на
    подготовку выпускной квалификационной
    (бакалаврской ) работы. Выполнение
    работы по теме, не соответствующей
    специальности и специализации студента,
    не допускается.

  • наличие и
    доступность источников и литературы
    по теме.
    Курсовая
    работа выполняется на основе источников
    (опубликованных или неопубликованных)
    и научной литературы. При отсутствии
    или недостаточности источниковой базы
    работа не может быть выполнена с
    необходимой полнотой.

  • научную новизну
    работы.

    Курсовая работа должна выполняться на
    тему, являющуюся перспективной темой
    для научного исследования. Выполнение
    работ реферативного характера по темам,
    с достаточной полнотой изученным
    другими исследователями, допустимо
    только на
    I курсе
    .

Курсовая работа
выполняется под руководством преподавателя
– научного руководителя студента.
Научным руководителем студента может
быть профессор, доцент, ассистент или
старший преподаватель университета.
Допускается выполнение курсовой работы
под руководством преподавателя,
работающего на факультете по
совместительству. В исключительных
случаях по специальному разрешению
декана факультета научным руководителем
может быть назначен профессор или
преподаватель из другого высшего
учебного заведения или научного
института. Научный руководитель
утверждается решением кафедры.

Переход студента
от одного научного руководителя к
другому возможен на любом курсе обучения
при предварительном согласовании
перехода с обоими научными руководителями.
Необходимыми условиями для смены
научного руководителя являются:

– заявление от
студента на имя заведующего кафедрой
с подписями прежнего и будущего научных
руководителей и с указанием темы новой
курсовой работы.

Научный руководитель
имеет право передать научное руководство
другому профессору или преподавателю
по согласованию с ним, проинформировав
студента об изменении научного
руководства. Об изменении научного
руководства студент обязан проинформировать
учебный отдел деканата.

При отсутствии
научного руководителя вследствие его
ухода с кафедры, длительной командировки
и т.п. новый научный руководитель
назначается решением соответствующей
кафедры. Выполнение
студентом курсовой работы без научного
руководителя не допускается
.

Научный руководитель
консультирует студента по теме курсовой
работы, помогает в формулировке темы,
контролирует ход подготовки курсовой
работы, но не предлагает готовых решений
и выводов: курсовая работа есть
самостоятельная
квалификационная работа

студента, которая должна показать
степень готовности студента к аналитической
и исследовательской деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Одним из важнейших факторов, определяющих успешное написание и дальнейшую защиту кандидатской диссертации, является выбор научного руководителя и дальнейшее налаживание благоприятных взаимоотношений с ним. Поэтому вопрос о том, кто может быть руководителем кандидатской диссертации актуален среди будущих аспирантов и соискателей. В статье мы привели основные требования, которым должен отвечать руководитель и его основные обязанности.

Требования к научному руководителю по написанию кандидатской диссертации

Руководство процессом написания научной работы – ответственное дело, которое под силу только эксперту. Поэтому, к руководителю по диссертации на соискание ученой степени кандидата наук предъявляются определенные требования.

Одним из главных требований, предъявляемых к руководителю, назначенному курировать аспиранта или соискателя при подготовке кандидатской диссертации – это наличие у него ученой степени доктора наук по соответствующей специальности. Научный руководитель должен осуществлять научно-исследовательскую деятельность и быть компетентным специалистом в той области наук, по которой пишется диссертация.

В некоторых случаях руководителем кандидатской диссертации может быть и кандидат наук. При этом обязательным условием является наличие у преподавателя звания доцента или старшего научного сотрудника и стаж педагогической деятельности. Кроме того, чтобы быть допущенным к руководству аспирантами, кандидат наук должен осуществлять исследовательскую деятельность и иметь уже утвержденную тему диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

Доктор наук может руководить одновременно пятью аспирантами или соискателями, а кандидат наук может осуществлять руководство только тремя диссертантами.

За соискателем может быть закреплено два научных руководителя кандидатской диссертации, если выполняемое исследование соответствует двум специальностям. В таком случае у одного из руководителей допускается наличие степени кандидата наук.

Руководитель должен регулярно повышать уровень компетентности в сфере руководства, постоянно публиковаться в рецензируемых изданиях.

Нужна помощь в написании диссертации?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Порядок назначения научного руководителя

Существуют определенные правила, по которым обычно происходит назначение руководителя по написанию диссертации.

Обсуждение кандидатуры научного руководителя происходит на Ученом Совете, вынесение решения о его назначении осуществляется на основании приказа ректора ВУЗа в течение трех месяцев после зачисления соискателя в аспирантуру.

Руководитель кандидатской диссертации назначается с его письменного согласия и с учетом его педагогической нагрузки. В дальнейшем научный руководитель регулярно отчитывается перед Ученым Советом и проректорами о результатах работы с аспирантом.

Обязанности научного руководителя

Ознакомьтесь с функциональными обязанностями руководителя по написанию научной работы и его ролью при подготовке к диссертации к защите.

Совместная работа научного руководителя и диссертанта начинается с выбора актуальной темы для диссертации. После этого руководитель ориентирует соискателя в правильной постановке целей и задач исследования, рекомендует для изучения необходимый для проведения исследования список литературы.

В дальнейшем научный руководитель курирует процесс написания диссертационной работы, оказывает помощь при разрешении проблемных ситуаций при проведении исследования. К основным функциям научного руководителя можно отнести:

  • консультирование аспиранта или соискателя по вопросам, возникающим в процессе исследования;
  • осуществление контроля процесса написания научных статей и текста диссертационной работы;
  • контроль составления и выполнения индивидуального плана работы аспиранта;
  • оказание помощи соискателю при подготовке к кандидатским экзаменам;
  • участие в аттестации аспиранта, составление заключение о его работе;
  • содействие и дальнейший контроль прохождения аспирантом педагогической практики;
  • принятие решения о представлении готовой научной работы в диссертационный совет;
  • составление отзыва на диссертацию для диссертационного совета.

Научный руководитель несет ответственность за качество исследования, а также за представление соискателем диссертации и автореферата на диссертацию в том виде, который соответствует требованиям ВАК.

Количество соискателей, защищенных в срок или досрочно, определяют эффективность работы научного руководителя. Этот показатель учитывается при мониторинге деятельности учебной организации и её работников.

Соискатель ежемесячно встречается с руководителем кандидатской диссертации для обсуждения проделанной работы, а также определения направлений дальнейшего исследования.

На тему роли научного руководителя в написании диссертации есть очень интересный анекдот, в котором говорится «не важно какая тема диссертации, важно кто твой руководитель». Чаще всего именно так оно и есть. Не каждый руководитель имеет время и желание помогать своему аспиранту. Наибольший вклад он вносит в самом начале, когда помогает выбрать актуальную тему для проведения исследования, и в конце – на его защите. И хорошо, если руководитель имеет авторитет в глазах диссертационного совета.

Чем отличается научный руководитель от научного консультанта

В каких случаях может понадобиться научный консультант, и чем он отличается от научного руководителя

При выполнении исследования на стыке двух специальностей помимо научного руководителя может быть назначен научный консультант кандидатской диссертации.

Обычно при выполнении кандидатской диссертации назначается научный руководитель, а при выполнении докторской диссертации – научный консультант. Документально это разделение нигде не зафиксировано, но так сложилось традиционно.

Когда выполняется кандидатская диссертация, консультант может потребоваться для разъяснения некоторых вопросов, находящихся вне компетенции научного руководителя. При этом статус консультанта формально не закреплен, поэтому консультирование не учитывается в его педагогической нагрузке. К помощи консультанта прибегают также в случае, если руководитель не выполняет свои обязанности по руководству и не оказывает помощь соискателю.

Таким образом, каждый соискатель имеет научного руководителя, который помогает ему сориентироваться в большом количестве информации, выбрать диссертабельную тему исследования, разобраться и правильно применить необходимые методы исследования, помогает при возникновении трудностей на пути подготовки диссертации к защите.

Не следует забывать, что руководитель призван лишь сориентировать соискателя в нужном направлении, но не выполняет за него работу. Весь груз ответственности за написание диссертации и подготовку её к защите лежит на плечах самого диссертанта.

Требования к научному руководителю диссертации на соискание ученой степени

Требования к научному руководителю кандидатской

Начиная с 1-го курса обучения в ВУЗе, вы, вероятно, уже успели заметить, что даже для написания курсовой работы вам необходим научный руководитель. Эта же практика продолжается, когда вы пишете научную статью, будучи студентом или аспирантом (без визы или отзыва научного руководителя ее просто не примет сколько-нибудь серьезное издание), а также при подготовке ВКР (не важно, бакалавриат это, специалитет или магистратура). И ровно то же самое происходит, если вы задумали написать кандидатскую или даже докторскую диссертацию, что указывает на ключевую роль помощи в этом процессе со стороны тех, кто уже прошел соответствующие этапы профессионального роста.

содержание

Научный руководитель и научный консультант: в чем разница?

В принципе их роль не отличается ничем, только наставник при подготовке аспирантом или соискателем кандидатской диссертации традиционно называется научным руководителем, а при подготовке докторской – научным консультантом. Кроме того, если диссертационное исследование для кандидатской находится на стыке двух областей исследования, и, соответственно, на титульном листе диссертации и автореферата будут указаны две специальности, то может быть назначен и второй, как бы дополнительный научный руководитель (по одному на каждую область исследования), который тоже будет называться научным консультантом.

При этом, если при подготовке кандидатской диссертации научный руководитель обязателен, то в случае с докторской научный консультант назначается по желанию докторанта. Но, как показывает практика, почти все работающие над докторской диссертацией стремятся сначала найти себе научного консультанта, а уж только после этого начинают всерьез ею заниматься.

И вот здесь закономерно возникает вопрос: а в чем же состоит настолько ключевая роль научных руководителей (консультантов), если даже кандидат наук, работающий над докторской (уж, казалось бы, человек опытный в науке), тоже предпочитает иметь надежного наставника, у которого можно проконсультироваться?

Ответ достаточно простой: с ростом опыта проведения научных исследований и подготовки научных публикаций (от курсовой работы и тезисов на вузовскую конференцию до докторской диссертации и максимально серьезных статей ВАК, Scopus или Web of Science) растет и сложность возникающих при этом задач. И на каждом этапе такого роста почти неизбежно требуется кто-то, кто может подсказать, как эти задачи наиболее эффективно решать. Этот «кто-то» должен обязательно находиться на более высокой ступени профессионального развития и лучше всего, чтобы он не только сам прошел все эти этапы, но и подготовил хотя бы нескольких учеников (аспирантов или докторантов).

Требования к научному руководителю кандидатской диссертации

Исходя из сказанного выше, научным консультантом при подготовке докторской диссертации может быть только доктор наук, да еще и имеющий звание профессора (наличие этого звания означает, что он успешно подготовил и «защитил» как минимум трех кандидатов наук). Именно таковы и формальные критерии.

А вот требования к научному руководителю по кандидатской диссертации формально гораздо менее жесткие. При подготовке кандидатской ВАК допускает назначать научным руководителем кандидата наук, оставляя этот вопрос на усмотрение ВУЗов и диссертационных советов. ВУЗы же крайне неохотно предоставляют кандидатам наук такое право и если внимательно изучить вузовские положения об аспирантуре, то часто можно заметить такие фразы, как «в исключительных случаях руководство аспирантом может осуществлять кандидат наук».

Что же это за исключительные случаи такие? Как правило, если кандидату наук и дают руководство аспирантами, то это либо в случае острой нехватки научных кадров именно по данной специальности в конкретном ВУЗе или диссертационном совете, либо когда кандидат наук имеет все научные показатели, как у опытного доктора наук, кроме собственно докторской степени. Например, просто не успел ещё написать докторскую, потому что проводит слишком много текущих научных исследований, но явно рано или поздно напишет. Все остальные же показатели, как то: количество и качество научных публикаций, выигранные гранты на исследования или хоздоговора и все прочее, у него находятся на очень высоком уровне.

В общем, требования к научному руководителю кандидатской диссертации, если он кандидат наук, фактически даже выше, чем когда он доктор. Большинство ВУЗов и научных организаций специально делают оговорку в своих внутренних положениях о том, что кандидат наук имеет право руководить одновременно только одним аспирантом/соискателем. У докторов же наук, особенно с серьезными научными показателями, одновременно может находиться «в производстве» и до 10-ти аспирантов и докторантов (всех вместе).

На что обращать внимание при выборе научного руководителя кандидатской диссертации?

Здесь важно отметить, что у аспиранта/соискателя не так уж много возможностей подобного выбора. Нельзя просто так взять и выбрать себе научного руководителя. Аспирантура или соискательство – это совсем не то же самое, что написание курсовой или дипломной работы. Вот там, действительно, можно выбирать, к кому записаться. В случае же с кандидатской диссертацией чаще бывает совсем наоборот: именно научный руководитель подбирает себе учеников.

Рассмотрим то, как вообще человек приходит к тому, что у него появляется желание или планы написать кандидатскую диссертацию.

Во-первых, это наиболее отличившиеся в учебе студенты, которые либо сами решили продолжить обучение в аспирантуре, либо их туда пригласили (нередко такое приглашение озвучивается прямо на защите выпускной квалификационной работы). Что значит «отличившиеся в учебе»? Здесь мало одного только «красного» диплома, хотя он, безусловно, приветствуется. Но очень важно, прежде всего, продемонстрировать стремление заниматься научными исследованиями, писать статьи, участвовать в конференциях и т.п. Такая активность несомненно будет замечена потенциальным научным руководителем, который еще на младших курсах может поинтересоваться у такого студента, нет ли у того желания стать ученым.

Во-вторых, это может быть преподаватель ВУЗа, который уже какое-то время работает в нем, ведет научные исследования, но до сих пор не было времени написать и защитить кандидатскую. Научным руководителем у него, скорее всего, будет кто-то из своих же коллег, даже не обязательно более старший по возрасту. Здесь вполне может быть возможность выбора научного руководителя, но такому соискателю советы здесь, как правило, и вовсе не нужны – он и сам прекрасно знает своих коллег. Другое дело, если в своем ВУЗе или даже городе нет специалистов, способных выступить научным руководителем по выбранной специальности. Вот тогда придется изучать формальные показатели потенциальных руководителей из других ВУЗов/городов, а также неформальные отзывы о них.

В-третьих, изъявить желание стать кандидатом наук вполне может человек и не из сферы науки и образования, а, скажем, занятый в производственной организации или в органах власти. В этом случае он тоже может выбирать, к кому обратиться за помощью.

Как выбирать? В первую очередь смотреть, сколько всего у этого руководителя успешно защитившихся аспирантов и докторантов. Также выяснить, сколько не защитившихся и есть ли лишенные впоследствии ученых степеней. Немаловажный вопрос – сколько сейчас у него аспирантов и докторантов. Если их 10 человек, то вряд ли он найдет много времени для 11-го. Наконец, практика показывает, что при прочих равных условиях наибольший процент защитившихся наблюдается у председателей советов, заведующих кафедрами, деканов факультетов и ректоров/проректоров ВУЗов. С начальством в нашей стране предпочитают не спорить и могут пропустить даже слабую диссертацию.

Порядок назначения научного руководителя (научного консультанта) по диссертации

Пункт 31 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 №1259, регламентирует самые общие положения, касающиеся назначения научных руководителей для аспирантов и соискателей. Например, согласно ему, назначение научного руководителя (равно, как и выбор темы диссертации) должно состояться не позднее 3-х месяцев после зачисления в аспирантуру.

Но на практике устная договоренность аспиранта или соискателя с научным руководителем достигается гораздо раньше – еще до того, как желающий написать диссертацию поступит в аспирантуру или прикрепится соискателем. Неформально поступают в аспирантуру или становятся соискателями не просто так, а уже идут к конкретному научному руководителю. Конечно, бывает, что это происходит и без четкого понимания того, кто будет научным руководителем. Но опять же, как показывает опыт, среди таких аспирантов и соискателей наиболее высок процент тех, кто так и не защитился.

Большинство же процедурных моментов, связанных с назначением научных руководителей и консультантов, указанный Порядок оставляет на усмотрение ВУЗов или научных организаций. Поэтому чаще всего научные руководители по кандидатским назначаются сразу же, как только будущий кандидат наук поступил в аспирантуру или официально стал соискателем. Так удобнее работать всем, включая руководство ВУЗа. Собственно же назначение научного руководителя или консультанта оформляется приказом руководителя организации по представлению кафедры (иного структурного подразделения), где работает научный руководитель, либо диссертационного совета.

Если ученый или преподаватель ВУЗа впервые претендует на то, чтобы стать научным руководителем аспиранта/соискателя, то процедура, скорее всего, будет несколько сложнее. Решать, можно ли ему это доверить, могут и кафедра, и факультет, и диссертационный совет, и проректор по научной работе, и даже иногда ректор.

Кто может быть научным руководителем по кандидатской диссертации, мы уже рассмотрели выше. Но в любом случае это внутреннее дело организации, кому и в каком количестве давать аспирантов и докторантов.

С научными консультантами по докторской диссертации все обстоит еще проще: их не обязательно назначать сразу же или в течение 3-х месяцев, а можно даже непосредственно перед выходом на защиту. Но хотя бы неформально практически всегда должен быть специалист, который в случае необходимости проконсультирует по тем или иным вопросам написания докторской. То есть если даже вы вполне состоявшийся ученый, кандидат наук и пишете докторскую диссертацию, научный руководитель у вас все равно в большинстве случаев должен быть.

В общем, нужно усвоить главный вывод: научный руководитель или консультант вам нужен, какой бы вы ни были талантливый ученый. Это примерно как любому сколько угодно талантливому спортсмену, даже состоявшемуся чемпиону мира, все равно нужен тренер.

Еще один крайне важный момент: слишком много в отношениях диссертанта и научного руководителя (консультанта) строится на личной, неформальной основе. И слишком мало здесь регулируют формальные документы. Почти всегда научный руководитель, особенно для аспирантов, – это как родственник на ближайшие несколько лет. В любом случае от него очень много зависит в вашей дальнейшей судьбе, и подходить к выстраиванию отношений с ним нужно максимально ответственно и серьезно.

Подпишитесь на нас в ВК.

Публикуем полезные лайфхаки для учёбы

Научным руководителем аспиранта, осуществляющего обучение по программе подготовки научных или научно-педагогических кадров, может и должен быть тот наставник, кто не просто курирует своего подопечного, но и готов довести выпускника аспирантуры до успешной защиты кандидатской диссертации. Такое требование навеяно изменениями в нормативно-правых актах образовательной сферы, регулируемыми ФЗ № 517 от 30.12.2020 года. Условием успешного окончания аспирантуры становится предоставление диссера к защите на заседании госкомиссии.  

Кто может быть научным руководителем кандидатской диссертации

Поиск научного руководителя происходит из преподавательского состава вуза (сотрудников НИИ). Наставнику необходимо иметь учёную степень. Помимо этого, научная область в которой учёный осуществляет свою деятельность, должна соответствовать направлению подготовки, выбранному аспирантом. Научный куратор оказывает разностороннюю поддержку аспиранту:

  • научную;
  • методическую;
  • организационную.

Помощь направлена на выполнение обучающимся индивидуального плана, а также подготовки диссертационной работы. Научный руководитель контролирует выполнение требований, предъявляемые высшей аттестационной комиссией (ВАК) к научному кандидатскому труду. Это не просто педагог-наставник, но и учёный, являющийся экспертом в своей области, ведущий самостоятельную научно-исследовательскую деятельность. Поэтому принято назначать научных руководителей для аспирантов из числа докторов наук и/или с учёным званием профессор. Из этого негласного правила бывают исключения, поэтому учёный с кандидатской степенью и званием доцент также может быть назначен на руководство аспирантами.

В связи с нововведениями, вступающими в силу с 1 сентября 2021 года, возрастает ответственность учебного заведения (научно-исследовательского института) на базе которого проходит подготовка аспиранта, а также научного руководителя, курирующего молодого исследователя, поскольку стоит задача, чтобы выпускник не просто прошёл курс обучения, но и получил учёную степень кандидата наук.

Порядок назначения руководителя

Научного руководителя для аспиранта утверждают на заседании кафедры вуза или учёном совете НИИ, с учётом научной и/или педагогической нагрузки, имеющейся у претендента. Делается это с его согласия, подтверждённого письменно. Согласно пункту 31 приказа Минобрнауки РФ от 19.11.2013 года № 1259, на утверждение темы научно-исследовательского труда и назначение научного руководителя отводится 3 месяца с момента зачисления аспиранта. Эти решения закрепляются распорядительным актом учреждения, на базе которого состоит аспирантура (к примеру, приказом ректора вуза).

Организацией, на базе которой основана аспирантура, разрабатывается и утверждается положение о руководстве аспирантами, в котором определяют не только требования, предъявляемые к наставнику, но и количество аспирантов или соискателей, которых он будет курировать. Количество обучающихся, закреплённых за одним руководителем также устанавливается с его согласия. Решающим фактором становятся показатели научно-исследовательской деятельности учёного и эффективность предыдущих учеников (т.е. сколько из них защитили диссертацию). Если аспирант проводит исследования по смежным направлениям, ему дополнительно могут назначить научного консультанта, компетентного в изучаемой области. Отдельными вузами для одного куратора рекомендовано поручать руководство аспирантами не более 8 человек для доктора наук и 3-х – для кандидата.

Основные требования

К квалификационному уровню претендента на руководство студентами аспирантуры или прикреплёнными соискателями предъявляют определённые требования. Они прописаны отдельно для каждого направления подготовки и закреплены Федеральным госстандартом высшего образования (ФГОС ВО), но в части условий, предъявляемых непосредственно к научному руководителю, имеют сходство. Научный куратор должен:

  1. Быть кандидатом или доктором наук (к кураторству допускают учёных, получивших свой титул за рубежом, при условии, что он признан в РФ). 
  2. Осуществлять самостоятельно или быть участником научно-исследовательской деятельности, которая соответствует профилю подготовки студента аспирантуры.
  3. Иметь научные статьи в рецензируемых ВАК изданиях и журналах (отечественных и/или зарубежных), соответствующие выбранному аспирантом направлению.
  4. Принимать участие в национальных и международных научных конференциях, проверяя и сравнивая результаты своих исследований с подобными работами коллег из научного сообщества (направление исследований также должно соответствовать профилю аспиранта).

От выбора научного руководителя зависит тема научной работы и то как будет проходить процесс её написания и защиты. Стоит потратить время, чтобы изучить отзывы на предполагаемого наставника. Но всё же основная ответственность за процесс обучения в аспирантуре, за итоговую аттестацию, за успешную защиту своей работы на диссертационном совете и получение учёной степени лежит на самом аспиранте. Для начинающего учёного обучение в аспирантуре должно стать стартовой площадкой для будущих научных достижений.

The Choice is Yours

Содержание

  • Выбор научного руководителя
  • Требования нормативно-правового законодательства к научным руководителям аспирантов
  • Должен ли НР быть штатным сотрудником организации
  • Может ли кандидат наук быть научным руководителем аспиранта
  • Типа научный руководитель

Про выбор аспирантом и соискателем научного руководителя

выбираем научрукаМногие абитуриенты в аспирантуру выбирают своего научного руководителя по принципу «на кого Б-г пошлёт». Или им назначают научрука по «остаточному принципу». Однако лучше не доводить ситуацию до такого исхода и самостоятельно выбрать научного руководителя. Для начала можно погуглить Ф.И.О. предполагаемых НР-ов в интернетах, чтобы узнать о них побольше сведений и об их защитившихся аспирантах. Также можно зайти на студенческие форумы и группы в социальных сетях, где студенты выкладывают мнения о преподавателях. Кроме того, рекомендуется поспрашивать кафедральных аспирантов, не «гнобит» ли НР своих подопечных, не вымогает ли деньги на нужды науки и кафедры и прочее…

Перед собеседованием запаситесь несколькими вариантами предполагаемой темы Вашей диссертации, а также резюме, в котором необходимо указать дату окончания вуза и его название, знание языков, область «научных» интересов, конференции и олимпиады, в которых Вы участвовали, Ваши публикации в сборниках, гранты и именные стипендии, которые Вы получали и Ваши контактные данные.

При собеседовании с предполагаемым научным руководителем рекомендуется заявить, что «очень хочете, чтобы такой корифей наук, крупногабаритный учёный, как он, стал Вашим НР». Но не переборщите с лестью. Если во время собеседования Ваш будущий НР попытается нагрузить на Вас всякую кафедральную, лабораторную или педагогическую «ерунду» — постарайтесь деликатно увильнуть, сославшись на работу или обусловьте эту барщину помощью НР в ускоренной защите Вашей диссертации.

Если вуз не присуждает ученые степени самостоятельно, и Вы планируете защищаться в ваковских диссертационных советах, то проверьте нет ли Вашего предполагаемого научного руководителя в так называемом «чёрном списке», т.е. среди тех лиц, аспирантов или докторантов которых ВАК уже лишил учёной степени.

Кто может стать научным руководителем аспиранта?

Согласно п. 31 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (с изменениями и дополнениями от 17 августа 2020 г.):

31. Не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе аспирантуры (адъюнктуры) обучающемуся назначается научный руководитель, а также утверждается тема научно-исследовательской работы.

Требования к уровню квалификации научных руководителей определяются образовательным стандартом.

Число обучающихся, научное руководство которыми одновременно осуществляет научный руководитель, определяется руководителем (заместителем руководителя) организации.

Обучающемуся предоставляется возможность выбора темы научно-исследовательской работы в рамках направленности программы аспирантуры (адъюнктуры) и основных направлений научно-исследовательской деятельности организации.

Назначение научных руководителей и утверждение тем научно-исследовательской работы обучающимся осуществляется распорядительным актом организации.

Обратите внимание, что согласно п. 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»:

Не позднее 30 календарных дней с даты начала освоения программы аспирантуры (адъюнктуры), установленной в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения, аспиранту (адъюнкту) назначается научный руководитель, утверждается индивидуальный план работы, включающий индивидуальный план научной деятельности и индивидуальный учебный план (далее — индивидуальный план работы), а также тема диссертации в рамках программы аспирантуры (адъюнктуры) и основных направлений научной (научно-исследовательской) деятельности организации.

Действие абзаца первого настоящего пункта не распространяется на федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее соответственно — организации государственных органов, государственные органы).

Назначение научного руководителя, утверждение индивидуального плана работы и темы диссертации аспиранту (адъюнкту) организациями государственных органов осуществляются в сроки, установленные соответствующими государственными органами.

Порядок назначения научного руководителя, порядок утверждения индивидуального плана работы и темы диссертации аспиранта (адъюнкта) определяются локальными нормативными актами организации.

Назначение научного руководителя осуществляется на основании письменного согласия кандидата на должность научного руководителя.

Если программой аспирантуры (адъюнктуры) предусмотрено проведение аспирантом (адъюнктом) междисциплинарных научных исследований или при реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) используется сетевая форма, аспиранту (адъюнкту) разрешается иметь 2 научных руководителей или научного руководителя и научного консультанта, в том числе одного из числа работников другой организации. Научный консультант должен иметь ученую степень кандидата наук, или ученую степень доктора наук, или ученую степень, полученную в иностранном государстве, признаваемую в Российской Федерации.

Число аспирантов (адъюнктов), научное руководство которыми одновременно осуществляет один научный руководитель, определяется локальным нормативным актом организации.

Каковы требования современного российского законодательства к научным руководителям аспирантов? Квалификационные требования к научным руководителям аспирантов установлены в п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»:

8. Научный руководитель аспиранта (адъюнкта) должен:

  • иметь ученую степень доктора наук, или в отдельных случаях по решению организации ученую степень кандидата наук, или ученую степень, полученную в иностранном государстве, признаваемую в Российской Федерации;
  • осуществлять научную (научно-исследовательскую) деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по соответствующему направлению исследований в рамках научной специальности за последние 3 года;
  • иметь публикации по результатам осуществления указанной научной (научно-исследовательской) деятельности в рецензируемых отечественных и (или) зарубежных научных журналах и изданиях;
  • осуществлять апробацию результатов указанной научной (научно-исследовательской) деятельности, в том числе участвовать с докладами по тематике научной (научно-исследовательской) деятельности на российских и (или) международных конференциях, за последние 3 года.

Порядок привлечения лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, к научному руководству аспирантами (адъюнктами), а также требования к публикациям, указанным в абзаце четвертом настоящего пункта, определяются в соответствии с порядком назначения научного руководителя, утверждаемым локальным нормативным актом организации.

Обратите внимание на то, что если Ваш научный руководитель скончается или уволится из организации, при которой осуществляется программа подготовки в аспирантуре, то кафедра или директор не всегда смогут найти другого научного руководителя, который будет соответствовать вышеуказанным критериям. В частности, у него может не быть публикаций по «по соответствующему направлению исследований в рамках научной специальности». Поэтому рекомендуется выбирать молодых и здоровых научруков, без суицидальных наклонностей и довольных работой в этом заведении, а также такую «популярную» тему диссертации и научную специальность, чтобы Вашими потенциальным научным руководителем смогли стать как можно большее число докторов наук и профессоров на случай непредвиденной замены.

Научный руководитель аспиранта должен, согласно п. 7.2.3. ФГОС ВО, быть обладателем российской или зарубежной учёной степени, которая признаётся в Российской Федерации. У НР должен быть документ, подтверждающий научное направление его деятельности по направлению или профилю подготовки в аспирантуре (хотя бы выписка из протокола заседания кафедры) или опубликованные результаты научно-исследовательских работ. Кроме того, у научрука должны быть публикации в сборниках международных и российских конференций, а также в научных рецензируемых отечественных и зарубежных журналах.

7.2.3. Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую, творческую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности (профилю) подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской, творческой деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской, творческой деятельности на национальных и международных конференциях

Научный руководитель аспиранта, согласно п. 9 и п. 42-43 «Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», выполняет следующие функции:

а) оказывает аспиранту (адъюнкту) содействие в выборе темы диссертации и составлении индивидуального плана научной деятельности;

б) осуществляет руководство научной (научно-исследовательской) деятельностью аспиранта (адъюнкта) (в том числе при необходимости при выполнении экспериментов, технических разработок, при проведении наблюдений и измерений, изучении научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по исследуемой тематике), направленной на подготовку диссертации;

в) консультирует аспиранта (адъюнкта) по вопросам подготовки диссертации к защите;

г) осуществляет первичное рецензирование подготовленного аспирантом (адъюнктом) текста диссертации, а также текстов научных статей и (или) докладов, подготовленных аспирантом (адъюнктом) в рамках выполнения индивидуального плана научной деятельности, для представления на конференциях, симпозиумах и других коллективных обсуждениях;

д) осуществляет контроль за выполнением аспирантом (адъюнктом) индивидуального плана научной деятельности.

Научный руководитель обеспечивает контроль за своевременным выполнением аспирантом (адъюнктом) индивидуального плана научной деятельности.

Научный руководитель представляет в период проведения промежуточной аттестации отзыв о качестве, своевременности и успешности проведения аспирантом (адъюнктом) этапов научной (научно-исследовательской) деятельности.

Итак, научный руководитель аспиранта должен иметь степень доктора наук (в отдельных случаях хватит кандидатской), осуществлять научную деятельность и участвовать в конференциях по специальности аспиранта последние 3 года, публиковаться в рецензируемых журналах.

Может ли НР быть внештатным сотрудником?

Научный руководитель аспиранта может быть штатным сотрудником организации, в которой осуществляется обучение по программе последипломного образования (аспирантура, ассистентура-стажировка, адьюнктура) или сотрудничать с этим заведением на услових гражданско-правового договора. Согласно п. 7.2.1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям аспирантуры (уровень подготовки кадров высшей квалификации) http://fgosvo.ru/fgosvo/95/91/7

7.2.1. Реализация программы аспирантуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы аспирантуры на условиях гражданско-правового договора.

Однако, в связи с тем, что привлечение «стороннего» работника в качестве научного руководителя аспиранта сопряжено с организационными и бюрократическими трудностями, как правило, НР — это штатный сотрудник или внештатный совместитель в образовательной организации, в которой осуществляется программа аспирантура, оформленный по трудовому договору или, в крайнем случае, уже долгое время сотрудничающий с вузом или НИИ по гражданско-правовому договору (ГПД).

Основная же опасность для аспиранта и соискателя в привлечении стороннего научного руководителя состоит в том, что такой НР может в любое время «свалить в туман» и, если вуз не найдёт нового эксперта в данной области, то тему диссертации придётся менять, а сам диссер «накроется медным тазом».

Может ли кандидат наук и доцент быть научным руководителем аспиранта?

Обычно научный руководитель утверждается на заседании ученого совета факультета или университета / научно-исследовательского института и назначается приказом по высшему учебному заведению или научно-исследовательскому институту из числа докторов наук одновременно с зачислением аспиранта. В отдельных случаях научруком аспиранта по решению учёного совета вуза или НИИ может быть назначен известный исследователь — кандидат наук с учёным званием профессор.

На некоторых факультетах, где недостаточно докторов наук для научного руководства всеми аспирантами, как например на факультете менеджмента СПбГУ: https://gsom.spbu.ru/programmes/doctoral/faculty/ аспирантам пытаются навязать научными руководителями доцентов с учёной степенью кандидат наук, которые обучаются в докторантуре.

Допуск кандидатов наук-доцентов к научному руководству аспирантами осуществляется приказом ректора вуза /директора института на основании решения Учёного совета. Кандидат наук, претендующий на научное руководство аспирантами, представляет на рассмотрение Учёного совета следующий комплект документов:
• личное заявления на имя ректора с указанием тематики диссертационных исследований, по которым будет осуществляться научное руководство;
• иметь утвержденную Учёным советом тему собственной докторской диссертации — тема предполагаемой к научному руководству кандидатской диссертации конкретного аспиранта должна соответствовать научному профилю докторской диссертации научного руководителя;
• выписку из протокола заседания кафедры о возможности допустить его к научному руководству аспирантами;
• список опубликованных научных трудов (как правило, в различных издательствах), изобретений по теме, предполагаемой к научному руководству.

Обратите внимание: аспирантам ни в коем случае нельзя соглашаться на предлагаемый вариант научного руководителя в связке «учёная степень — кандидат наук и учёное звание — доцент или без учёного звания вообще», так как в случае такого научного руководства возрастает (см. 3-й пункт факторов репутации аспиранта у Резника) риск вызова соискателя учёной степени на заседание экспертного совета ВАК. Однако научное руководство кандидата наук аспирантом не запрещено законодательством — см. выше п. 8 «Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».

Административный как бы научный руководитель

деканаткаНа фотографии — Марта Роджерс, автор книг по менеджменту, PhD, профессор Duke University, которая не имеет никакого отношения к тетеньке из деканата.
Автор: EJSoltesz. Фото с портала en.wikipedia.org

Как-то раз одна работница деканата, которая кстати была доцентом и кандидатом наук, взялась за научное руководство аспирантом. Аспирант был таким, тык сказать, туповатым парнишкой из глубокой провинции. Впрочем, и научная руководительница от него ничем не отличалась… И вот через два года после пребывания в аспирантуре этот парнишка склепал свой диссер из студенческих рефератов. Причём оказалась, что тема «кирпича» существенно отличается от той специальности, по которой он был зачислен в аспирантуру. Впрочем, диссертацией эту компиляцию на 110 страниц текста было назвать трудно… Однако всё это не помешало кафедре составить «рекомендательное письмо» в один из диссертационных советов с просьбой принять сей «научный труд» к защите. В диссовете соискателя приняли, на диссер и на соискателя посмотрели и назвали «прайс»: 150 штук рублей. У нищеброда-соискателя таких денег не нашлось. Или просто пожалел. Вот так и стало меньше в этой стране на одного кандидата наук… История эта печальная, однако символизирует на то, что готовясь к защите, предусмотрите также и некоторые возможные непредвиденные расходы. И важно, чтобы эти затраты не пробили дыру в Вашем бюджете. Или выбирайте такого научного руководителя, который силой авторитета пропихнёт Вашу защиту задаром, то есть за Христа Б-га ради.

Дата последнего изменения: 23 февраля, 2023 в 17:17

просмотрели просмотров: 6338  

Для некоторых студентов поступление в аспирантуру с возможностью получения ученой степени — это социальный статус и карьерный рост. Будущие ученые мечтают внести свой значимый вклад в науку и для того, чтобы не растерять амбиции и успешно пройти это долгий путь, необходимо ответственно подойти к поиску и выбору научного руководителя для научной квалификационной работы.

Как найти научного руководителя

Достаточно важный и значимый вопрос, с которым сталкивается каждый диссертант: как найти научного руководителя для диссертационной работы. От куратора зависит качество диссертации, эффективность процесса обучения соискателя, уровень значимости результатов исследования, время на подготовку рукописи и успех непосредственной защиты.

Обычно научное руководство над диссертантом осуществляет профессор, кандидат или доктор наук. Ему разрешается вести одновременно до 5 диссертантов. Зачастую соискатель ученой степени самостоятельно выбирает себе куратора еще в начале обучения.

Для того, чтобы наиболее удачно выбрать научного руководителя, соискателю стоит обратить внимание на следующее:

  1. Компетентность потенциального куратора в выбранной для изучения отрасли.
  2. Написанные потенциальным руководителем научные труды.
  3. Его авторитетность в научном сообществе.
  4. Плодотворность его научной деятельности.
  5. Взаимоотношения с преподавательским составом кафедры и представителями диссертационной комиссии. Конфликт обязательно отразится на соискателе.
  6. Коммуникабельность и желание помогать диссертанту на различных этапах написания рукописи, публикации статей, организации защиты и т.д.
  7. Соотношение количества диссертантов и успешных защит их работ под руководством данного куратора.
  8. Личные качества, заинтересованность, лояльность.

Научный интерес в изучаемой отрасли у куратора и диссертанта должен быть единым. Иначе, в процессе работы их будут ожидать нескончаемые конфликты, дискуссии и споры, которые неизбежно приведут к замедлению процессов согласования и написания рукописи. Иногда со стороны куратора происходит навязывание интересующей его темы, что негативно сказывается не только на работе диссертанта, но и на его отношении к науке в будущем. Регулярное отстаивание своей точки зрения и конфликты с куратором приведут к затягиванию сроков написания диссертации, непониманию и, вероятно, к неуспешной защите научного труда. Написание диссертационной работы – это долгий монотонный труд, который должен происходить в абсолютно гармоничных отношениях с научным руководителем. Кроме того, не стоит забывать, что процедура присвоения ученой степени полна бюрократических вопросов, решениями которых зачастую занимается именно куратор диссертанта. Если он окажется равнодушным или непорядочным, то успех защиты диссертации становится вопросом, а не гарантией.

Индивидуальный план диссертанта

Индивидуальный план аспиранта представляет собой путевую карту по присвоению ученой степени. В ней отражаются все аспекты, этапы, нюансы обучения, процесс написания работы и ее защиты. Этот документ является обязательным для каждого диссертанта. Он разрабатывается на несколько лет обучения и утверждается в научном совете высшего учебного заведения, за которым закреплен диссертант. Кроме того, 1-2 раза в год он прослушивается и корректируется.

В случае, когда какие-либо пункты планы не выполнены или выполнены некорректно, диссертанта могут рекомендовать к отчислению из ВУЗа. Причиной может стать безответственность, неграмотное руководство со стороны куратора и т.д.

Первичная версия индивидуального плана составляется в сокращённой форме диссертантом самостоятельно в первые месяцы обучения. Если данная версия плана утверждается, то на ее основе составляется развернутый вариант. Подробный индивидуальный план заверяется куратором и утверждается. Этот документ должен находиться в ВУЗе. Диссертант регулярно заполняет документ, согласуя значимые нюансы со своим научным руководителем. В индивидуальный план диссертанта должно входить следующее:

  1. Сдача экзаменационного минимума.
  2. Публикация статей в рецензируемых ВАК изданиях.
  3. Регулярное участие в конференциях и семинарах.
  4. Написание глав диссертационной работы согласно указанным срокам.
  5. Научно-педагогическая работа.
  6. Практика в учреждении или на производстве.

Планирование диссертант осуществляет вместе со своим научным руководителем, который подсказывает ему наиболее возможные перспективы проводимого исследования, лучшие варианты для выступлений на семинарах и т.д.

Помимо прочего в индивидуальном плане диссертанта должен быть пункт о написании автореферата рукописи.

Одним из важнейших факторов, определяющих успешное написание и дальнейшую защиту кандидатской диссертации, является выбор научного руководителя и дальнейшее налаживание благоприятных взаимоотношений с ним. Поэтому вопрос о том, кто может быть руководителем кандидатской диссертации актуален среди будущих аспирантов и соискателей. В статье мы привели основные требования, которым должен отвечать руководитель и его основные обязанности.

О чем статья

Требования к научному руководителю по написанию кандидатской диссертации

Руководство процессом написания научной работы – ответственное дело, которое под силу только эксперту. Поэтому, к руководителю по диссертации на соискание ученой степени кандидата наук предъявляются определенные требования.

Одним из главных требований, предъявляемых к руководителю, назначенному курировать аспиранта или соискателя при подготовке кандидатской диссертации – это наличие у него ученой степени доктора наук по соответствующей специальности. Научный руководитель должен осуществлять научно-исследовательскую деятельность и быть компетентным специалистом в той области наук, по которой пишется диссертация.

В некоторых случаях руководителем кандидатской диссертации может быть и кандидат наук. При этом обязательным условием является наличие у преподавателя звания доцента или старшего научного сотрудника и стаж педагогической деятельности. Кроме того, чтобы быть допущенным к руководству аспирантами, кандидат наук должен осуществлять исследовательскую деятельность и иметь уже утвержденную тему диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

Доктор наук может руководить одновременно пятью аспирантами или соискателями, а кандидат наук может осуществлять руководство только тремя диссертантами.

За соискателем может быть закреплено два научных руководителя кандидатской диссертации, если выполняемое исследование соответствует двум специальностям. В таком случае у одного из руководителей допускается наличие степени кандидата наук.

Руководитель должен регулярно повышать уровень компетентности в сфере руководства, постоянно публиковаться в рецензируемых изданиях.

Нужна помощь в написании диссертации?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Порядок назначения научного руководителя

Существуют определенные правила, по которым обычно происходит назначение руководителя по написанию диссертации.

Обсуждение кандидатуры научного руководителя происходит на Ученом Совете, вынесение решения о его назначении осуществляется на основании приказа ректора ВУЗа в течение трех месяцев после зачисления соискателя в аспирантуру.

Руководитель кандидатской диссертации назначается с его письменного согласия и с учетом его педагогической нагрузки. В дальнейшем научный руководитель регулярно отчитывается перед Ученым Советом и проректорами о результатах работы с аспирантом.

Обязанности научного руководителя

Ознакомьтесь с функциональными обязанностями руководителя по написанию научной работы и его ролью при подготовке к диссертации к защите.

Совместная работа научного руководителя и диссертанта начинается с выбора актуальной темы для диссертации. После этого руководитель ориентирует соискателя в правильной постановке целей и задач исследования, рекомендует для изучения необходимый для проведения исследования список литературы.

В дальнейшем научный руководитель курирует процесс написания диссертационной работы, оказывает помощь при разрешении проблемных ситуаций при проведении исследования. К основным функциям научного руководителя можно отнести:

  • консультирование аспиранта или соискателя по вопросам, возникающим в процессе исследования;
  • осуществление контроля процесса написания научных статей и текста диссертационной работы;
  • контроль составления и выполнения индивидуального плана работы аспиранта;
  • оказание помощи соискателю при подготовке к кандидатским экзаменам;
  • участие в аттестации аспиранта, составление заключение о его работе;
  • содействие и дальнейший контроль прохождения аспирантом педагогической практики;
  • принятие решения о представлении готовой научной работы в диссертационный совет;
  • составление отзыва на диссертацию для диссертационного совета.

Научный руководитель несет ответственность за качество исследования, а также за представление соискателем диссертации и автореферата на диссертацию в том виде, который соответствует требованиям ВАК.

Количество соискателей, защищенных в срок или досрочно, определяют эффективность работы научного руководителя. Этот показатель учитывается при мониторинге деятельности учебной организации и её работников.

Соискатель ежемесячно встречается с руководителем кандидатской диссертации для обсуждения проделанной работы, а также определения направлений дальнейшего исследования.

На тему роли научного руководителя в написании диссертации есть очень интересный анекдот, в котором говорится «не важно какая тема диссертации, важно кто твой руководитель». Чаще всего именно так оно и есть. Не каждый руководитель имеет время и желание помогать своему аспиранту. Наибольший вклад он вносит в самом начале, когда помогает выбрать актуальную тему для проведения исследования, и в конце – на его защите. И хорошо, если руководитель имеет авторитет в глазах диссертационного совета.

Чем отличается научный руководитель от научного консультанта

В каких случаях может понадобиться научный консультант, и чем он отличается от научного руководителя

При выполнении исследования на стыке двух специальностей помимо научного руководителя может быть назначен научный консультант кандидатской диссертации.

Обычно при выполнении кандидатской диссертации назначается научный руководитель, а при выполнении докторской диссертации – научный консультант. Документально это разделение нигде не зафиксировано, но так сложилось традиционно.

Когда выполняется кандидатская диссертация, консультант может потребоваться для разъяснения некоторых вопросов, находящихся вне компетенции научного руководителя. При этом статус консультанта формально не закреплен, поэтому консультирование не учитывается в его педагогической нагрузке. К помощи консультанта прибегают также в случае, если руководитель не выполняет свои обязанности по руководству и не оказывает помощь соискателю.

Таким образом, каждый соискатель имеет научного руководителя, который помогает ему сориентироваться в большом количестве информации, выбрать диссертабельную тему исследования, разобраться и правильно применить необходимые методы исследования, помогает при возникновении трудностей на пути подготовки диссертации к защите.

Не следует забывать, что руководитель призван лишь сориентировать соискателя в нужном направлении, но не выполняет за него работу. Весь груз ответственности за написание диссертации и подготовку её к защите лежит на плечах самого диссертанта.

В практическом пособии рассмотрены технологии научного руководства аспирантами в высших учебных заведениях.
Значительное внимание уделено качествам и компетенциям научных руководителей и их аспирантов, подготовке аспирантов к научной и педагогической деятельности, организации руководства группой аспирантов, координации и контролю их деятельности, а также организации и планированию личной деятельности научных руководителей.
Специальная глава посвящена гендерным особенностям научного руководства: научным руководителям — женщинам.
Для научных руководителей аспирантов, а также для всех, кто интересуется вопросами диссертационного менеджмента.

Только для владельцев печатной версии книги: чтобы получить доступ к дополнительным
материалам, пожалуйста, введите последнее слово на странице
№245 Вашего печатного экземпляра.

  • Приложение 1.pdf

  • Приложение 2.pdf

  • Приложение 3.pdf

  • Приложение 4.pdf

  • Приложение 5.pdf

  • Приложение 6.pdf

  • Приложение 7.pdf

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

Москва 
ИНФРА-М 

2023

C.Д. РЕЗНИК

Практическое пособие

Серия основана в 2009 году

НАУЧНОЕ
РУКОВОДСТВО
АСПИРАНТАМИ

МЕНЕджмент в науке

3-е издание, переработанное и дополненное

Допущено 

Советом Учебно-методического объединения 

по образованию в области менеджмента 

в качестве практического пособия для системы 

дополнительного образования — повышения квалификации 

руководящих и научных кадров высших учебных заведений

УДК 378.048.2
ББК 72.641
 
Р34

Резник С.Д.

Р34  
Научное руководство аспирантами : практическое пособие  /

 
С.Д. Резник. —  3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 
2023. — 510 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Менеджмент 
в науке). — DOI 10.12737/1896455.

ISBN 978-5-16-017908-7 (print)
ISBN 978-5-16-110918-2 (online)
В практическом пособии рассмотрены технологии научного руководства 
аспирантами в высших учебных заведениях.

Значительное внимание уделено качествам и компетенциям научных 

руководителей и их аспирантов, подготовке аспирантов к научной и педагогической 
деятельности, организации руководства группой аспирантов, 
координации и контролю их деятельности, а также организации и планированию 
личной деятельности научных руководителей.

Специальная глава посвящена гендерным особенностям научного руководства: 
научным руководителям — женщинам.

Для научных руководителей аспирантов, а также для всех, кто интересуется 
вопросами диссертационного менеджмента.

УДК 378.048.2

ББК 72.641

Р е ц е н з е н т ы:

Гуськова Н.Д., доктор экономических наук, про фессор кафедры 

«Менеджмент» Национального исследовательского Мор довского 
государственного университета имени Н.П. Огарева, заслуженный 
деятель науки Российской Федерации;

Мельник М.В., доктор экономических наук, про фессор кафедры 

«Аудит и контроль» Финансового университета при Правительстве 
Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской 
Федерации

ISBN 978-5-16-017908-7 (print)
ISBN 978-5-16-110918-2 (online)

© Резник С.Д., 2012
© Резник С.Д., 2023, с изменениями


Материалы, отмеченные знаком 
, 

доступны в электронно-библиотечной системе Znanium

Предисловие

За последнее десятилетие среднегодовой коэффициент эффективности 
деятельности российской аспирантуры снизился с 28,5% 
в 2010 г. до 10,5% в 2021 г., т.е. на защиту своевременно выходит 
один из девяти поступивших в аспирантуру молодых людей1.

Особую роль в решении этой проблемы призваны играть люди, 

которым поручено руководить деятельностью аспирантов, — их научные 
руководители.

Справедливо отмечаемые Высшей аттестационной комиссией 

(ВАК) Минобрнауки России многочисленные недостатки, встречающиеся 
в диссертационных работах, авторефератах, аттестационных 
документах и в поведении самих соискателей, имеют свои 
причины. Ответ по существу замечаний приходится держать соискателям 
ученых степеней и руководителям диссертационных 
советов. Однако ответственность за перечисленные упущения лежит 
не только на аспирантах и кафедрах, где выполнялись диссертационные 
работы. Серьезные претензии можно предъявить и научным 
руководителям аспирантов, которые, как правило, остаются 
за рамками дискуссий и справедливой критики научной общественности.


Конечно, научный руководитель не должен писать за аспиранта 

диссертацию, но помогать ему и направлять его действия в нужное 
русло обязан.

Менеджер науки, а это и есть научный руководитель, должен 

уметь правильно планировать свою совместную работу с аспирантами, 
начиная с помощи в поиске и выборе актуальной темы 
исследования и заканчивая оценкой проделанной работы и заклю-
чением о ее соответствии установленным требованиям. Помимо 
этого, он должен уметь координировать действия своих аспирантов, 
организовывать их эффективную научную и педагогическую дея-
тельность, повышать интерес аспиранта к научной деятельности, 
мотивировать и стимулировать его работу. Наконец, менеджмент 
в науке немыслим без постоянного контроля со стороны руково-
дителя. Добавим сюда и опыт подготовки кандидатов наук, суще-
ственно повышающий компетенции научного руководителя.

1 
Подсчитано на основании данных: Индикаторы науки: 2022: статисти-
ческий сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, М.Н. Коцемир [и др.]; 
Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. С. 61.

Научный руководитель не обязан знать во всех тонкостях иссле-

дуемую аспирантом научную проблему, но предполагаемые пути 
научного поиска должен представлять и предвидеть.

Деятельность научных руководителей как института подго-

товки и аттестации научных кадров нуждается в серьезном ана-
лизе, обоб щении, системных рекомендациях, научной и методи-
ческой поддержке. Отмечу в этом направлении нашу монографию 
«Эффективное научное руководство аспирантами»1, обобщившую 
результаты мониторинга деятельности научных руководителей ас-
пирантов в высших учебных заведениях.

Представляемое научной общественности новое издание прак-

тического пособия «Научное руководство аспирантами» выполняет 
роль своеобразного методического моста между книгами для дис-
сертационных советов и книгами для аспирантов.

Это позволит, с одной стороны, дать научному руководителю 

аспиранта методическое подспорье, а с другой стороны, создать 
единое информационное поле для всех участников диссертацион-
ного процесса.

Книгой «Научное руководство аспирантами», учитывающей 

новое нормативное обеспечение процесса подготовки кадров 
высшей квалификации, продолжается наша многолетняя коллек-
тивная работа по разработке научно-методического комплекса мо-
нографий, учебников и практических пособий по проблемам подго-
товки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.

С.Д. Резник, 

заслуженный деятель науки Российской Федерации,  

доктор экономических наук, профессор, 

руководитель Аналитического, методического  

и консультационного центра подготовки и аттестации  

научных и научно-педагогических кадров,  

заведующий кафедрой «Менеджмент» Пензенского  

государственного университета архитектуры и строительства

1 
Резник С.Д., Макарова С.Н. Эффективное научное руководство аспиран-
тами: монография / под общ. ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2014. 152 с.

Введение1

В соответствии с Положением «О подготовке научных и научно-

педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»2 руководить 
аспирантами должны доктора наук, осуществляющие научно-ис-
следовательскую деятельность по соответствующему направлению 
исследований, а также имеющие соответствующие публикации 
в рецензируемых отечественных и (или) зарубежных научных жур-
налах и апробацию результатов указанной научно-исследователь-
ской деятельности за последние 3 года.

В порядке исключения ученые советы вузов и научно-исследо-

вательских организаций могут допускать к научному руководству 
и кандидатов наук. К сожалению, в Положении не оговариваются 
основания для этих исключений. В результате при наличии в вузах 
и НИИ большого количества докторов наук научное руководство 
аспирантами нередко передоверяется кандидатам наук, профессио-
нальный уровень которых на порядок ниже, чем у докторов наук, 
а следовательно, и уровень их научного руководства аспирантами 
ниже. К сожалению, встречаются кандидатские диссертации по эко-
номике, где научными руководителями были кандидаты вовсе 
не экономических, а технических, педагогических и даже историче-
ских наук. Естественно, что такие характеристики научных руково-
дителей не повышают доверие экспертов ВАКа к аттестационным 
делам руководимых ими соискателей ученых степеней, а последние 
испытывают затруднения при работе над диссертацией.

Конечно, категорическим запретом допуска кандидатов наук 

к научному руководству аспирантами проблему не решить. 
Но важно четко определить, в каких случаях можно или даже 
нужно разрешать кандидату наук руководить аспирантами и кто 
должен такие разрешения давать.

Многие авторы, исследующие феномен научного руководства, 

справедливо предлагают разработать Положение о научном руко-
водителе, содержащее четкое обоснование требований к нему. 

Для ученого далеко не безразлично, какой аспирант ему доста-

нется. Речь идет о том, что аспирант, зачисленный в очную или за-

1 
Подготовлено совместно с канд. экон. наук, доц. С.Н. Макаровой.

2 
Положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспи-
рантуре (адъюнктуре). Утверждено постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации 30 ноября 2021 г. № 2122. URL: https://www.garant.ru/ 
(дата обращения: 14.04.2022).

очную аспирантуру, далеко не всегда представляет интерес для по-
тенциального научного руководителя.

Можно вспомнить, как 30–40 лет назад в аспирантуру стре-

мились лучшие, самые сильные студенты. Аспиранты занимались 
наукой, а не поиском дополнительных заработков, часто бывали 
в научных командировках, участвовали в исследованиях, прово-
димых НИИ и вузами, днями просиживали в библиотеках, радо-
вались каждой своей (и не только своей) статье, обменивались 
опытом.

Диссертационных советов было тогда очень мало, каждый член 

такого совета — выдающаяся в науке личность, научных журналов 
было немного, и публикация статьи воспринималась как подвиг; 
денег за публикацию журналы, конечно, не просили, — наоборот, 
опубликованная статья нередко вознаграждалась гонораром.

Сегодня другие условия жизни: аспирант сталкивается с боль-

шим количеством проблем, поэтому потенциальному научному ру-
ководителю лучше всего подбирать себе будущего аспиранта на са-
мых ранних стадиях обучения студентов в вузе, из тех, кто тянется 
к будущей педагогической и научной работе. Такого аспиранта, 
имеющего к моменту поступления в аспирантуру реальные науч-
ные результаты, бытовыми и материальными трудностями с науч-
ной дороги сбить будет значительно сложнее.

Трудно вспомнить случаи, чтобы преподавателю вуза не утвер-

дили отчет о выполнении индивидуального плана работы за год 
из-за того, что его аспирант не выполнил свой годовой план работы 
над диссертацией или своевременно не вышел на защиту диссер-
тации. Это свидетельствует о том, что жесткой связи оценки дея-
тельности профессора или доцента с результативностью его аспи-
рантов нет: всю вину за срывы обычно списывают на аспирантов. 
Такой подход, когда ответственность несет только аспирант, во-
обще говоря, — не настоящий менеджмент. Руководитель прежде 
всего должен нести ответственность за своих подопечных, за свой 
коллектив. Недаром мудрая английская пословица утверждает: 
«Нет плохих учеников, есть плохие учителя».

Разумеется, руководитель не обязан выполнять работу за аспи-

рантов, но помогать им, руководить ими, нести за них ответствен-
ность, обеспечить конечный результат должен. В конце концов 
кто же принимал молодого человека в аспирантуру, кто давал со-
гласие на научное руководство?

Перечислим хотя бы минимум позиций, за которые логично 

спрашивать с научного руководителя: обеспечение планирования 
работы подопечного аспиранта; организация его деятельности, 

т.е. создание ему условий для научной работы; мотивация и сти-
мулирование его работы; координация работы аспиранта; конт-
роль за работой над диссертацией. Важно понять, что руководство 
аспирантом — это не просто личная научная деятельность ученого, 
а совсем другая — управленческая деятельность, менеджмент. Заве-
дующему кафедрой, декану, любому руководителю эту истину ме-
неджмента понять, конечно, легче. Они знают, что такое менедж-
мент, насколько он специфичен, сложен и ответственен. Искусству 
и науке менеджмента научных руководителей аспирантов нужно 
обучать, но, к сожалению, это пока не принято. Получается, что 
каждый ученый якобы владеет менеджментом. Но на самом деле, 
во-первых, это далеко не так, а во-вторых, не каждый ученый, даже 
выдающийся, может стать менеджером: нужно иметь способности 
к такой деятельности и плюс к этому — пройти соответствующее 
обучение.

Научная квалификация, наличие докторской степени, конечно, 

очень важны, но требуются еще знания и умения, профессионализм 
в области руководства научной деятельностью других людей.

Подготовку аспирантов в России в основном осуществляют 

НИИ и вузы. Если в 2000 г. было 1362 организаций, подготавлива-
ющих аспирантов, то в 2020 г. — 1189, или 87,3% к 2000 г. (табл. 1).

Таблица 1

Количество вузов и НИИ, ведущих подготовку  

аспирантов в России1

Годы

Всего
В том числе

организаций
%
НИИ
Вузы

Кол-во
%
Кол-во
%

2000
1362
100,0
797
100,0
565
100,0

2005
1473
108,2
833
104,5
640
113,3

2010
1568
115,1
809
101,5
748
132,4

2015
1446
106,2
771
96,7
661
117,0

2017
1284
94,3
670
84,1
599
106,0

2018
1223
89,8
618
77,5
585
103,5

2019
1187
87,2
599
75,2
567
100,4

2020
1189
87,3
588
73,8
566
100,2

1 
Индикаторы науки: 2022: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дит-
ковский, М.Н. Коцемир [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа эконо-
мики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. С. 61–63.

Однако, если число вузов, готовящих аспирантов, практически 

не изменилось (только в 2010 г. отмечался рост численности вузов 
на 17% по отношению к 2000 г.), количество таких НИИ уменьши-
лось с 797 до 588 (на 26,2%). Если в 2000 г. соотношение таких 
НИИ и вузов составляло 58,5 и 41,5%, то в 2020 г. это соотношение 
почти сравнялось: 49,5 и 47,6%.

Эффективность аспирантуры обычно оценивают процентом 

защитившихся в срок аспирантов. В 2000 г. этот показатель со-
ставил 30,2%, а в 2020 г. — 8,9% (табл. 2). 

Таблица 2

Показатели деятельности аспирантуры  

 в Российской Федерации12

Годы

Число орга-

низаций, 
ведущих 

подготовку 
аспирантов

Численность 
аспирантов 
(на конец 
года), чел.

Прием  

в аспиран-
туру, чел.

Выпуск из аспиран-

туры, чел.

Всего

В том числе 
с защитой 

диссертации2

Чел.
%

2000
1362
117 714
43 100
24 828
7503
30,2

2005
1473
142 899
46 896
33 561
10 650
31,7

2010
1568
157 437
54 558
33 763
9611
28,5

2015
1446
109 936
31 647
25 826
4651
18,0

2017
1284
93 523
26 081
18 069
2320
12,8

2018
1223
90 823
27 008
17 729
2198
12,4

2019
1187
84 265
24 912
15 453
1629
10,5

2020
1189
87 751
27 710
13 957
1245
8,9

Данные таблицы 2 свидетельствуют о ярко выраженной тен-

денции снижения числа ежегодно присуждаемых ученых сте-
пеней в Российской Федерации и о низкой эффективности нашей 
аспирантуры. Более того, многие исследователи говорят о кри-

1 
Индикаторы науки: 2022: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дит-
ковский, М.Н. Коцемир [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа эконо-
мики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. С. 61.

2 
Численность лиц, защитивших диссертации в период аспирантской под-
готовки (т.е. в пределах срока аспирантуры, указанного в приказе о зачис-
лении).

зисном состоянии национальной системы подготовки научных 
кадров1,2,3,4. 

Проблема снижения результативности российской аспирантуры 

является комплексной и зависит от очень многих факторов. Один 
из них — уровень научного руководства аспирантами, который кон-
тролируется слабо, пущен нередко на самотек.

О масштабах привлечения ученых к научному руководству ас-

пирантами свидетельствуют следующие данные (табл. 3): если 
в 2000 г. у 117 714 аспирантов было 47,5 тыс. научных руководите-
лей, то в 2018 г. у 90 823 аспирантов — 41,5 тыс. руководителей. 
Численность аспирантов в 2018 г. снизилась на 22,8% (по сравне-
нию с 2000 г.), численность научных руководителей за этот же пе-
риод уменьшилась на 12,6%.

56Таблица 3

Численность аспирантов и численность научных руководителей, 

осуществляющих подготовку аспирантов

Годы
Численность аспирантов5
Численность  

научных руководителей6

Чел.
%
Тыс. чел.
%

2000
117 714
100,0
47,5
100,0

2005
142 899
121,4
58,3
122,7

2010
157 437
133,8
65,2
137,3

2015
109 936
93,4
51,5
108,4

1 
Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспиран-
туры: источники проблем и возможности их преодоления // Универси-
тетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 54–66.

2 
Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура вы-
полняет свою главную миссию: наукометрические оценки // Высшее обра-
зование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 9–24.

3 
Сенашенко В.С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры 
как предмет дискуссии // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. 
С. 58–73.

4 
Наука без молодежи? Кризис аспирантуры и возможности его преодо-
ления / Е.А. Терентьев, Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин; Национальный ис-
следовательский университет «Высшая школа экономики», Институт обра-
зования. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 48 с.

5 
Индикаторы науки: 2022: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дит-
ковский, М.Н. Коцемир [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа эконо-
мики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. С. 61.

6 
Женщины и мужчины России. 2020: стат. сб. /  Росстат. М., 2020. С. 83.

Годы
Численность аспирантов
Численность  

научных руководителей

Чел.
%
Тыс. чел.
%

2016
98 352
83,6
46,8
98,5

2017
93 523
79,5
43,8
92,2

2018
90 823
77,2
41,5
87,4

В 2000 г. на долю кандидатов наук приходилось 36,8% науч-

ных руководителей, в 2010 г. этот показатель снизился незначи-
тельно — до 33,9%, но в абсолютных цифрах даже вырос с 17,5 тыс. 
до 21,1 тыс. человек. В 2018 г. абсолютный показатель численности 
научных руководителей, имеющих степень кандидатов наук, сни-
зился до 13,4 тыс. человек, что составило 32,3% от общей числен-
ности научных руководителей аспирантов1.

Рассмотрим структуру научных руководителей аспирантов 

с гендерной позиции. Если в 2000 г. среди научных руководителей 
было 10,2 тыс. женщин (21,5%) и 37,3 тыс. мужчин (78,5%), то 
в 2010 г. численность руководителей-женщин выросла до 20,2 тыс. 
человек, или почти в два раза, а количество руководителей-мужчин 
выросло только на 20,6%. 

В 2018 г., на фоне уменьшения общей численности научных ру-

ководителей аспирантов, происходит снижение численности руко-
водителей-женщин до 14,5 тыс. чел.; руководителей-мужчин — 
до 27,0 тыс. чел. Но, проводя сравнение с 2000 г., делаем вывод 
об увеличении, в целом, численности научных руководителей-
женщин на 42,1% и уменьшении на 27,6% численности научных 
руководителей-мужчин2.

Данные таблицы 3 позволяют говорить о том, что количество 

аспирантов, приходящихся на одного научного руководителя, 
в среднем составляет менее трех человек, т.е. ежегодно среднестати-
стическому научному руководителю нужно выпускать в самостоя-
тельное научное «плавание» одного человека. Но это в среднем. 
Реальные цифры у различных руководителей разные: у кого-то за-
щиты диссертаций поставлены на поток, вызывающий сомнения 
в качестве защищаемых работ, а у кого-то выпуска аспирантов 
и вовсе нет.

1 
Подсчитано на основании данных: Женщины и мужчины России. 2020: 
стат. сб. / Росстат. М., 2020. С. 83.

2 
Там же.

Окончание табл. 3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Таблетки от холестерина аторвастатин цена инструкция по применению таблетки взрослым
  • Xiaomi mi selfie stick tripod инструкция на русском языке
  • Белимо трехходовой кран с электроприводом инструкция
  • Гевискон двойное действие инструкция по применению в таблетках взрослым
  • Что значит мануал на насосе