Наставничество в классном руководстве это

Сообщение

Тема :
«Наставничество-одна из форм работы классного руководителя».

Опыт своей наставнической деятельности,
как классного руководителя с 2019 по 2023 учебный год.

Во многих образовательных учреждениях
традиционно сложились методы наставничества следующих форм «Учитель-учитель»,
«Учитель-ученик», «Ученик-ученик».

 Я остановлюсь на базовой основе «Учитель
-ученик». Наставничество в данной форме взаимодействия – это поддержка
учащегося, способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов,
самоопределению и разностороннему развитию, формированию гражданской позиции
ребенка.

Наставническую деятельность определяют
следующие типы: прямой, опосредованный, коллективный.

Если  учитель является  классным
руководителем, то непосредственная его наставническая деятельность
определяется  воздействием на весь классный коллектив.

Классный руководитель – непосредственный
воспитатель и наставник коллектива учеников. Он организует и направляет
воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя,
родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём
классе.

Главное в наставнической деятельности –
это характер взаимодействия классного руководителя и детского коллектива. Эти
отношения должны быть основаны на партнерском, равноправном творческом союзе,
на деятельности, которая направлена на заботу друг о друге и окружающих, на
создание условий для комфортного личностного развития.

Целью наставничества
классного руководителя является: 
— создание условий для обучения, воспитания и развития свободной, талантливой,
здоровой личности ребенка; готовой к трудовой деятельности и нравственному
поведению, постоянному самосовершенствованию.

Область применения
формы наставничества «Учитель-ученик».

В рамках образовательной
программы взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной
деятельности: консультации по предметам, отработка умений и навыков, устранение
пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной  литературой,
с ресурсами Интернета по определенным темам, подготовка к конкурсам и
олимпиадам различного уровня, участие в  проектной деятельности, классных
часах, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие
развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество.

Ожидаемые  результаты наставнической
деятельности.

При правильной организации наставнической
работы классного руководителя с детьми,  высоким результатом будет являться
включенность наставляемых во все социальные, культурные  и образовательные
процессы ,что окажет несомненное положительное влияние на активность,
самооценку, уверенность ребят в своих силах, а так же на эмоциональный фон в
коллективе, на повышение общего статуса школы.

Практические результаты:

Практика моего наставничества с 2019 по
2023 учебные годы, как классного руководителя, показывает, что активность
участия детей в различных мероприятиях возросла в среднем на 35%,  улучшились
качественные показания в учебной деятельности, благодаря непосредственному
участию в олимпиадах по разным учебным дисциплинам, так же увеличились проценты
роста вовлечения родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Классный коллектив сплочен, дружен,
творчески развит,

Дети с удовольствием принимают участие в 
акциях, онлайн-викторинах, конкурсах различного уровня, становятся призерами,
победителями, получают благодарственные письма.

Вывод:
наставничество в целом способствует эффективному профессиональному
самообразованию педагога, формированию характерных, положительных качеств  личности
учащихся и их дальнейшей успешной адаптации в социуме. Каждый наставник мечтает
о том, чтобы его подопечный превзошел его и стал для него учителем.

Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя

Наставничество в воспитательном процессе классного руководителя играет важную роль в развитии личности учеников. Классный руководитель, как профессионал в области образования, имеет возможность дать не только академические знания, но и помочь ученикам в их личностном и профессиональном развитии.

Одной из задач классного руководителя является создание благоприятной атмосферы в классе, где ученики могут чувствовать себя комфортно и безопасно. Классный руководитель может помочь ученикам преодолеть трудности в общении со сверстниками, развить навыки коммуникации, уважения и толерантности к другим.

Также классный руководитель может помочь ученикам развить лидерские качества и убежденности в своих силах. Он может предоставить возможности для развития талантов и интересов учеников, помочь им выбрать свой профессиональный путь, и помогать в подготовке к экзаменам, защите выпускных работ и т.д.

Кроме того, классный руководитель может играть роль наставника и ментора для учеников, помогая им развивать личностные качества, такие как целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе и т.д. Он может помочь ученикам принимать решения, находить решения для проблем, а также поддерживать их в трудных жизненных ситуациях.

В целом, классный руководитель в роли наставника может играть важную роль в воспитательном процессе, помогая ученикам стать успешными и счастливыми людьми в будущем.

Важно отметить, что наставничество требует индивидуального подхода к каждому ученику. Это значит, что классный руководитель должен учитывать интересы, потребности и особенности каждого ученика. Например, если ученик интересуется искусством, классный руководитель может помочь ему найти кружок по рисованию или организовать поход в музей.

Наставник должен быть доступен для учеников, готовым выслушать их проблемы и помочь найти решение. Для этого необходимо установить доверительные отношения с учениками, которые будут способствовать развитию эмоциональной и социальной компетенции.

Кроме того, наставничество помогает ученикам развивать свои социальные навыки. Наставник может помочь ученикам установить контакты с одноклассниками, научиться работать в команде, учиться конструктивно решать конфликты и т.д. Эти навыки будут полезны не только в учебе, но и в будущей жизни и карьере.

Наставничество также помогает ученикам развивать свои лидерские качества. Наставник может помочь ученику стать лидером в классе, организовать различные мероприятия и проекты, где ученик сможет проявить свои лидерские способности. Это поможет ученику увереннее чувствовать себя в коллективе и даст возможность проявить свой потенциал.

Классный руководитель может использовать универсальные учебные действия в процессе наставничества в воспитательном процессе. Универсальные учебные действия — это набор универсальных навыков, которые могут быть применены в разных областях знаний и помогают ученикам развивать свои когнитивные, коммуникативные и социальные навыки. Вот несколько примеров, как классный руководитель может использовать универсальные учебные действия в процессе наставничества:

— Планирование: классный руководитель может помочь ученикам развить навыки планирования, установления целей и приоритетов. Он может научить их использовать планировщики, составлять планы действий, расставлять приоритеты и планировать свое время.

— Анализ: классный руководитель может научить учеников анализировать информацию, находить связи и отношения между фактами, выделять основные идеи и формулировать выводы. Он может использовать аналитические задания, обучать учеников работе с текстами и информационными ресурсами, и научить их выявлять ложные утверждения.

— Критическое мышление: классный руководитель может научить учеников критическому мышлению, помочь им оценивать информацию, делать выводы и рассуждения, а также научить их аргументировать свои мысли и позиции. Он может использовать дискуссии, дебаты, обучать учеников анализу и оценке аргументации, и научить их формулировать свои мысли и аргументы.

— Саморегуляция: классный руководитель может помочь ученикам развить навыки саморегуляции, научить их управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение и принимать ответственность за свои действия. Он может использовать методы медитации и релаксации, проводить тренинги по управлению стрессом, и научить учеников принимать решения и отвечать за свои поступки.

— Коммуникация: классный руководитель может научить учеников эффективной коммуникации, помочь им развить навыки слушания, формулирования мыслей и выступления перед аудиторией. Он может использовать ролевые игры, драматические постановки, обучать учеников публичным выступлениям и научить их слушать и понимать других людей.

Используя универсальные учебные действия в наставничестве, классный руководитель может помочь ученикам развить навыки, которые будут полезны им в будущем, независимо от того, какую профессию они выберут.

Наконец, наставничество помогает ученикам развивать свою самооценку и уверенность в себе. Когда ученик видит, что наставник верит в него, помогает ему решать проблемы и развиваться, это повышает уровень самооценки и уверенности в себе. Это, в свою очередь, помогает ученику достигать больших успехов в учебе и жизни в целом.

Таким образом, наставничество является неотъемлемой частью воспитательного процесса классного руководителя. Это процесс, который помогает ученикам развивать навыки, необходимые для успешной жизни и карьеры. Роль наставника заключается не только в помощи в учебе, но и в формировании личности ученика, его интересов и ценностей.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/536501-nastavnichestvo-kak-vazhnaja-chast-vospitatel

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30

СОГЛАСОВАНО

Председатель КИК

________________ФИО

«___»____________2022

РАССМОТРЕНО

на заседании

Педагогического совета

Протокол №___________

от «___»__________2022

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ № 30

__________________ФИО

«___»_____________2022

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

«учитель – учитель (работа классного руководителя совместно с Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское Движение Детей и Молодёжи»)

на 2022-2023 учебный год

Основной инструмент (техника) наставничества: консультирование

Наставник:

 Качан Анастасия Васильевна

учитель английского языка

высшей категории,

куратор МБОУ СОШ № 30 по РДДМ

Наставляемый:

Сорокин Всеволод Владимирович

учитель математики

Куратор:

Шахрай Анна Александровна

заместитель директора по УВР

2022г.

Раздел 1. Пояснительная записка

В связи с социально-экономическими и культурными преобразованиями, происходящими в России на рубеже ХХ и ХХI столетий, резко изменились условия социализации и самореализации молодёжи. От состояния молодёжной политики зависит будущее страны, способность общества к преодолению системного кризиса и перспектива развития России. Особое место в социально-демографической группе молодёжи занимает молодой педагог. В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции.

Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

 новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;

 различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;

 необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с классом.

Становление молодого учителя, его активной позиции — это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Программа «Наставничество» направлена на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.

Цель программы: успешная адаптация молодого специалиста на рабочем месте, создание комфортной профессиональной среды, позволяющей продуктивно реализовать работу с детьми и родителями в классе.

 Задачи программы: 

  1. сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника с наставляемым;
  2. ускорить процесс профессионального становления учителя;
  3. способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
  4. развивать интерес к методике построения и организации результативного воспитательного процесса в классе;
  5. ориентировать начинающего учителя на использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
  6. обучать системной работе с родителями учеников и планированию родительских собраний;
  7. формировать круг социальных партнёров для организации всесторонней воспитательной работы в классном коллективе;
  8. организовать деятельность молодого классного руководителя и его учеников в Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское Движение Детей и Молодёжи»;
  9. систематизировать деятельность наставляемого, направленную на воспитание обучающихся и работу с их родителями;
  10. повышать профессиональный уровень педагога с учётом их потребностей и затруднений.

Этапы прохождения программы:

  • Изучение нормативных документов, определяющих взаимодействие классного руководителя и родителей;
  • Выявление дефицитов у наставляемого в умениях и навыках организации и проведении родительских собраний;
  • Поэтапное выстраивание модулей «Работа с родителями», «Детские общественные объединения» в воспитательной системе класса;
  • Деятельность по обучению и применению полученных знаний в разработке первого родительского собрания и поэтапной регистрации учеников в Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское Движение Детей и Молодёжи»;
  • Родительское собрание, регистрация учеников в РДШ;
  • Анализ проведенных мероприятий;
  • Определение тем для следующих родительских собраний; планирование участия в Акциях в формате «Дни единых действий».

Раздел 2. Права и обязанности участников программы наставничества.

К зоне ответственности наставника относится:

  1. согласование действий наставника по корректировке программы с куратором;
  2. использование только утверждённых нормативных документов, регламентирующих сотрудничество семьи и школы;
  3. добросовестное ведение документации, установленной программой наставничества;
  4. решение всех выдвинутых программой задача;
  5. соблюдение норм этики взаимоотношений.

Обязанности наставника:

  1. выполнять мероприятия программы наставничества;
  2. разрабатывать совместно с наставляемым план его индивидуальной работы;
  3. контролировать работу наставляемого;
  4. безотлагательно оказывать необходимую помощь наставляемому в рамках, поставленных программой наставничества задач;
  5. сопровождать молодого специалиста на родительское собрание;
  6. предоставить куратору аналитический отчёт о работе наставника;
  7. подготовить информацию о реализации программы и результатах для размещения на сайте общеобразовательной организации.

Права наставника:

  1. знакомиться с персональными данными наставляемого с соблюдением требований и условий, предусмотренных законодательством в целях защиты персональных данных;
  2. разрабатывать совместно с наставляемым индивидуальный план работы с учётом его образовательных потребностей;
  3. корректировать сроки выполнения пунктов индивидуального плана индивидуальной работы наставляемого;
  4. мотивировать наставляемого на улучшение образовательных результатов.

К зоне ответственности наставляемого относится:

  1. использование только утвержденных, действующих нормативных документов, определяющих и регулирующих участие наставляемого в программе;
  2. добросовестное ведение документации, установленной программой наставничества;
  3. решение выдвинутых программой задач относительно наставляемого;
  4. соблюдение норм этики взаимоотношений.

Обязанности наставляемого:

  1. разрабатывать совместно с наставником план своей индивидуальной работы;
  2. выполнять пункты индивидуального плана работы в установленные сроки;
  3. предоставлять промежуточный отчёт наставнику и куратору (по запросу);
  4. подготовить и разместить на сайте школы информацию о проведении родительского собрания;
  5. подготовить отчёт по результатам прохождения программы наставничества.

Права наставляемого:

  1. знакомиться с опытом работы в роли классного руководителя у других педагогов;
  2. обращаться за помощью к наставнику помимо плана взаимодействия по мере необходимости;
  3. вносить предложения по изменению плана индивидуальной работы;
  4. участвовать в обсуждении результатов наставничества.

К зоне ответственности Куратора относится:

  1. контроль реализации программы наставничества;
  2. решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации программы;
  3. использование только утверждённых нормативных документов, определяющих и регламентирующих отношения семьи, школы и наставляемого;
  4. своевременное информирование администрации образовательной организации о процессе подготовки, состоянии дел и результатах (промежуточных и итоговых) реализации программы наставничества;
  5. мотивирование наставника и наставляемого на взаимодействие;
  6. контроль составления и размещения информации о реализации программы наст авничества на сайте образовательной организации;
  7. соблюдение норм этики взаимоотношений.

Раздел 3. Предполагаемые результаты реализации программы наставничества.

Работа классного руководителя регламентируется Положением о классном руководстве МБОУ СОШ № 30 № 682 от 12 сентября 2020 года. Согласно данному документу, пункт № 2.7.1.3 классному руководителю следует:

  • привлекать родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания благоприятных условий для развития личности ребёнка;
  • регулярно информировать родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;
  • координировать взаимодействие родителей (законных представителей), обучающихся и других участников образовательного процесса;
  • содействовать повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.

Объём содержания знаний наставляемого включает в себя:

  1. Учебный план определенного класса на текущий год;
  2. Положение о правилах поведения в ОУ;
  3. Положение о форме, системе оценивания учеников;
  4. Положение о решении конфликтных ситуаций между обучающимися и другими участниками образовательного процесса;
  5. Особенности развития обучающихся в определенном возрасте;
  6. Правила этики поведения.

Результатами реализации программы наставничества будет считаться:

Для наставляемого:

  • высокий уровень вовлеченности молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь ОО;
  • повышения уровня удовлетворенности своей работой и улучшение психоэмоционального состояния;
  • успешное проведение трёх и более родительских собраний за год;
  • вступление учеников наставляемого класса в Общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское Движение Детей и Молодёжи»;
  • активное участие детей в Акциях формата «Дни единых действий»;
  • желание наставляемого продолжить продуктивное взаимодействие с родителями и членами РДДМ;
  • дальнейшее совершенствование педагогических и организаторских навыков в организации целевых встреч с родителями
  • наличие портфолио классного руководителя.

Для наставника:

  • повышение профессиональной квалификации;
  • повышение профессионального статуса;
  • принять участие в конкурсе программ по наставничеству;
  • формирование круга единомышленников в образовательном учреждении в вопросе сотрудничества с Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское Движение Детей и Молодёжи».

Для организации:

  • создание доброжелательной обстановки в коллективе для молодых специалистов;
  • сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
  • снижение уровня оборачиваемости кадров (или снижение индекса крутящихся дверей);
  • рост уровня подготовки классных руководителей;
  • повышение рейтинга образовательной организации по результатам мониторинга достижения целевых показателей внедрения региональной целевой модели наставничества.

Раздел 4. План взаимодействия пары, наставник-наставляемый раскрывает

Дорожная карта взаимодействия пары «наставник-наставляемый»

№пп

Мероприятие

Месяц

Цель

Планируемый результат

Форма отчётности

Срок отчётности

1.

Знакомство со школой, её традициями, правилами внутреннего распорядка

сентябрь

Познакомить молодого классного руководителя с особенностями школьной жизни для дальнейшей конструктивной работы

Определить рациональное проектирование цели родительского собрания и работы с классом

оформить Портфолио классного руководителя,

обеспечить наличие в нём Инструкций по ТБ и Правил внутреннего распорядка обучающихся

01-10.09

2.

Изучение нормативно-правовой документации учреждения по работе с родителями

сентябрь

Ознакомить наставляемого с Положением о классном руководстве и Воспитательной программой МБОУ СОШ № 30

Определить рациональное проектирование цели родительского собрания и работы с классом

оформить Портфолио классного руководителя,

обеспечить наличие в нём Положения о классном руководстве, предоставить проект План воспитательной работы классного руководителя согласно разделам, указанным в Воспитательной программе школы

01-10.09

3.

Изучение личных дел учеников класса

сентябрь

Определить численный состав класса, социальные группы детей, их успеваемость

Определить сильные и слабые стороны учеников класса в учебном процессе и выяснить социальное положение каждого ученика

Составить социальную карту класса, внести ее в Портфолио классного руководителя

10-20.09

4.

Беседы с учителями-предметниками класса

сентябрь — октябрь

Определить актуальную картину успеваемости класса, оценить потенциальные возможности детей

Составить группу риска, наметить пути устранения затруднений в обучении, настроить диалог предметника и ученика

Составить анализ успеваемости учеников класса за предыдущий год обучения

01-30.09 по 01-15.10

5.

Выбор тем родительских собраний на год

октябрь

Определить актуальные проблемы класса для поиска путей их решения с помощью родительской общественности

Составить тематическое планирование родительских собраний на год в примерный план по воспитательной работе класса

Подготовить проект конспекта первого родительского собрания по выбранной теме

01-15.10

6.

Методика проведения родительских собраний. Посещение родительского собрания наставника

октябрь

Ознакомиться с примером проведения родительского собрания, теория и практика, провести анализ

Проанализировать родительское собрания наставника

Составить итоговый вариант конспекта первого родительского собрания по выбранной теме

01-15.10

7.

Подготовка к родительскому собранию

октябрь

Проинформировать администрацию школы и родителей класса о проведении родительского собрания

Организовать первое родительское собрание

Подготовить бланк для регистрации родителей, протокол собрания, презентацию, анкету «Актуальные вопросы воспитания детей», согласие родителей для вступления в РДДМ

17.10

8.

Анализ проведенного родительского собрания, обработка анкетирования

октябрь

Выявить плюсы и минусы в методике проведения собрания молодым специалистом

Составить список ключевых правил проведения родительских собраний, перечень актуальных тем по запросам родителей

Оформить протокол родительского собрания № 1 и внести его в Портфолио классного руководителя

17-22.10

9.

Организация работы с классом и родителями по регистрации в РДДМ

октябрь-ноябрь

Зарегистрировать учеников класса на официальном сайте РДДМ и составить план участия в Акциях формата «Дни единых действий» РДДМ

Организовать встречу с наставляемым и его классом, оповестить родителей класса о необходимости регистрации детей в РДДМ, объяснить ученикам и родителям алгоритм регистрации на сайте РДДМ

Составить список зарегистрированных учеников класса, выявить затруднения в регистрации

С

23-30.10 по

01-15.11

10.

Обучение наставляемого алгоритму работы с Акциями по формату «Дни единых действий» РДДМ

ноябрь

Сформировать навыки работы с Проектами на сайте РДДМ алгоритму

Зарегистрировать наставляемого на сайте РДДМ, выбрать первую Акцию по формату «Дни единых действий» РДДМ и наметить план подготовки к Акции с наставляемым классом

Составить ежемесячный список Акций по формату «Дни единых действий» РДДМ

16-30.11

11.

Встреча Совета РДДМ с учениками наставляемого класса

Ноябрь- декабрь

Проинформировать учеников наставляемого класса об Акции по формату «Дни единых действий» «День неизвестного солдата»

Организовать сотрудничество между школьным Советом РДДМ, возглавляемым наставником, и учениками наставляемого класса для дальнейшего сотрудничества

Составить список желающих принять участие в Квесте, посвященному «Дню Неизвестного солдата»

с 16-30.11 по 01-03.12

12.

Планирование работы классного руководителя и участия в Акциях в формате «Дни единых действий» на 2-ое полугодие

Декабрь — апрель

Структурировать работу наставляемого с классом, родителями и взаимодействие с РДДМ

Составить план и организовать родительские собрания, участие в Акциях в формате «Дни единых действий»

Представить ежемесячный отчёт о проделанной работе

09.01-29.04

13.

Выступление на МО классных руководителей с результатами проведения работы

май

Распространить свой опыт работы молодого классного руководителя и сотрудничества с РДДМ

Проанализировать плюсы и минусы в работе наставника и наставляемого, рекомендовать коллегам вступление в РДДМ

Составить план выступления

01-20.05

14.

Подготовка информации о реализации программы и результатах для размещения на сайте общеобразовательной организации

май

Опубликовать полученный опыт

Проанализировать годовую работу пары наставник-наставляемый, выбрать проведенные Акции для публикации

Подготовить отзыв о совместной работе с наставником и фотоотчёт для размещения на сайте школы

22-31.05

Раздел 5. Перечень мероприятий, регламентирующих реализацию программы наставничества

Размещение программы наставничества в базе программ на портале Навигатор наставничества, на сайте образовательной организации.

Размещение результатов ее реализации на сайте образовательной организации.

Представление опыта реализации настоящей программы наставничества на МО классных руководителей МБОУ СОШ № 30.

Участие наставника в конкурсе «Лучший наставник».

Разработка методических рекомендаций по подготовке молодого специалиста к родительским собраниям и обеспечению вовлеченности наставляемого и его класса в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское Движение Школьников».

Подготовка публикации с материалами подготовки/отзыва-впечатлений/результатов мероприятия в печатных изданиях психолого-педагогического/образовательного/методического формата.

Формой поощрения наставника является…(см. предусмотренной с Положением о наставничестве образовательной организации).

Раздел 6. Перечень документов, регламентирующих реализацию программы наставничества.

  • приказ директора школы о назначении наставника;
  • журнал наставника, индивидуальный план работы Наставника с Наставляемым лицом;
  • отчёт о деятельности наставника;
  • отчёт о деятельности наставника, наставляемого и куратора Программы;
  • аналитическая справка о результатах реализации программы;
  • согласия на обработку персональных данных от участников наставнической программы;
  • Программа воспитания на 2021-2026 уч. год МБОУ СОШ № 30;
  • Положение о Наставничестве МБОУ СОШ № 30 № 354 от 02.10.2021г.;
  • Извлечение из Положения о наставничестве в образовательной организации о мотивировании наставника.

Приложение.

Чек-лист по устранению профессиональных дефицитов классного руководителя по модулям «Работа с родителями», «Детские общественные организации»

Данный чек-лист предназначен для изучения затруднений с целью оказания практической помощи наставляемому в организации непрерывной работы.

Вид деятельности

Нет. Могу поделиться опытом

Скорее нет, чем да

Скорее да, чем нет

Да. Хотелось бы получить помощь

Умение поставить цель и задачи в воспитательной работе, знание современных воспитательных технологий.

Планирование воспитательной работы класса, определение тем родительских собраний

Знание эффективных форм работы с детьми и родителями

Рациональное использование традиционных методов, использование современных воспитательных технологий

Формирование и развитие интереса учеников к сотрудничеству с представителями общественных организаций

Организация индивидуальной работы с учащимися

Проведение организационной работы по подготовки воспитательных мероприятий с детьми

Использование технических средств обучения, Знание и применение компьютерной техники

Знание детской возрастной психологии, работа с «трудными» учащимися

Работа с родителями учащихся, сотрудничество с родительским комитетом

Организация детей и родителей для участия в общественной жизни школы. Привлечение родителей к организации воспитательного процесса.

Обеспечение разумной дисциплины на уроке.

Составление авторской воспитательной программы.

Организация самообразования.

Другие затруднения (назовите):

Спасибо! Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения проблемных зон.

Анкета наставляемого. Форма «учитель — учитель»

для первого организационного этапа программы наставничества

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где? __________________________________

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 — самый низший балл, а 10 — самый высокий.

3. Ожидаемая эффективность программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Ожидаемый уровень комфорта при участии в программе наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Ожидаемая полезность программы профессиональной и должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых теоретических знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых практических навыков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Ожидаемое качество программы профессиональной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Насколько Вам важно ощущение поддержки наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Насколько Вам важно, чтобы Вы остались довольны совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

______________________________________________________

14. Что особенно ценно для Вас в программе?

______________________________________________________

15. Как часто Вы ожидаете проведение мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)?

Очень часто

Часто

Редко

1 — 2 раза

Никогда

16. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]

Опросный лист
для второго этапа мониторинга программы наставничества
(по завершении работы)

Анкета наставляемого

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где?

Инструкция: оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий.

3. Эффективность программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Насколько комфортно было работать в программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Полезность программы профессиональной и должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Качество организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Качество передачи Вам необходимых теоретических знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Качество передачи Вам необходимых практических навыков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Качество программы профессиональной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Ощущение поддержки наставника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Насколько Вы довольны Вашей совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Что Вы ожидали от программы и своей роли?

14. Насколько оправдались Ваши ожидания?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15. Что особенно ценно для Вас в программе?

16. Чего Вам не хватило в программе и (или) что хотелось бы изменить?  

17. Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)?

Очень часто

Часто

Редко

1–2
раза

Никогда

Да

Нет

18. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе?

19. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества?

20. Видите ли Вы свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих пяти лет?

21. Появилось ли у Вас желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации?

22. После общения с наставником почувствовали ли Вы прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала?

23. Заметили ли Вы рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных Вам классах?

24. Заметили ли Вы сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря программе наставничества?

25. Появилось ли у Вас желание и (или) силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования?

26. Планируете ли Вы стать наставником в будущем и присоединиться к сообществу?

Уровень удовлетворенности наставляемого определяется по вопросам 3–12, 14 с учетом следующей шкалы:

  • 90–110 баллов – высокий уровень;
  • 60–89 баллов – средний уровень;
  • 30–59 баллов – низкий уровень;
  • 0–29 баллов – недопустимый уровень.

Анкета наставника

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где?

Инструкция: оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий.

3. Эффективность программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Насколько комфортно было работать в программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Насколько эффективно удалось организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями)?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Эффективность программы профессиональной и должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Насколько наставляемый овладел необходимыми теоретическими знаниями?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Насколько наставляемый овладел необходимыми практическими навыками?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Качество программы профессиональной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Включенность наставляемого в процесс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Насколько Вы довольны вашей совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Что Вы ожидали от программы и своей роли?

13. Насколько оправдались Ваши ожидания?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

14. Чего Вам не хватило в программе и (или) что хотелось бы изменить?

15. Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)?

Очень часто

Часто

Редко

1–2
раза

Никогда

Да

Нет

16. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе?

17. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества?

18. Видите ли Вы свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих пяти лет?

19. Появилось ли у Вас желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации?

20. Заметили ли Вы сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря программе наставничества?

21. Появилось ли у Вас желание и (или) силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования?

Уровень удовлетворенности наставника определяется по вопросам 3–11, 13 с учетом следующей шкалы:

  • 85–100 баллов – высокий уровень;
  • 60–84 балла – средний уровень;
  • 30–59 баллов – низкий уровень;
  • 0–29 баллов – недопустимый уровень.

Программа наставничества

Коршуновой Натальи Викторовны с молодым специалистом, начинающим профессиональную деятельность, П. О. Б.

на период с 1 сентября 2021 до 31 мая 2022

Позиции Программы

Содержательное наполнение Программы

1.

Обоснование разработки

программы

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, готовый к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику, поэтому им необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя.

Решению этих задач будет способствовать создание системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого специалиста, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставника — Коршуновой Н.В. с молодым специалистом, П.О.Б., на уровне образовательной организации.

2.

Цель

программы

Оказать поддержку и практическую помощь П.О.Б. в профессиональном становлении, успешной и быстрой адаптации к условиям и требованиям Учреждения и системы образования в целом.

3.

Задачи программы

— оказать помощь П.О.Б. в преодолении профессиональных затруднений, развивать способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на неё обязанности по должности классного руководителя;

— ускорить процесс адаптации П.О.Б. в педагогическом коллективе;

— содействовать профессиональному становлению П.О.Б., формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности как классного руководителя.

4.

Ожидаемые результаты от

реализации программы

— Высокий уровень включенности П.О.Б. в педагогическую работу и жизнь образовательной организации;

— усиление уверенности педагога в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;

— создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для профессионального роста П.О.Б.;

— учитель-наставляемый получит необходимые профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.

5.

Этапы реализаци и программы

1 этап — адаптационный

2 этап — основной

3 этап – аналитический

6.

Содержание контроля реализации программы на этапах ее реализации

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы разработать программу наставничества.

2-й этап – основной. Коршунова Н.В. разрабатывает и реализует программу наставничества, осуществляет корректировку профессиональных умений П.О.Б., помогает выстроить ей собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – аналитический. Коршунова Н.В. проверяет уровень профессиональной компетентности П.О.Б., определяет степень её готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

7.

Программа мероприятий

Организационные вопросы. Оказание консультативной помощи.

Изучение нормативно – правовой базы школы (должностная инструкция классного руководителя).

Практические занятия «Ведение школьной документации» (классный журнал, личные дела учащихся, журналы инструктажей, ученические дневники, электронный дневник, воспитательная программа класса, протоколы родительских собраний).

Консультирование по работе с родителями/ законными представителями (по запросу молодого специалиста).

Взаимопосещение. Контроль качества составления бесед, классных часов, внеклассных мероприятий.

Оказание помощи в правильном составлении аналитической документации.

Заключение о результатах работы по наставничеству

Педагогический работник (наставляемый)

(фамилия, имя, отчество)

Образование

Вывод:

Рекомендации: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Наставник:

(должность, инициалы, фамилия наставника, подпись)

«_ »_ 20 г.

Согласовано:

(должность, инициалы, фамилия руководителя ШМО, подпись)

«_ » 20 г.

Ознакомлен:

(должность, инициалы, фамилия молодого специалиста)

«_ »_ 20 г.

Обновлено: 22.09.2023

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.
Классное руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших вопросов воспитания школьника. И поэтому её рассмотрение вдвойне интересно: оно позволяет раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и выверить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически точного и ясного практического воплощения научно-педагогических идей.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающими и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Формы работы классного руководителя.

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
  • определить содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
  • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критерием: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя: организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся.

Характеристика направлений в системе работы классного руководителя

Цель: освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Цель: создание условий для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.
  • Сотрудничество с медицинским персоналом школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
  • Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
  • Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
  • Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
  • Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
  • психическое и физическое здоровье,
  • традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
  • культура сохранения собственного здоровья,
  • ответственность за здоровье других людей,
  • гармония души и тела, режим дня и здоровье,
  • воля и её значение в сохранении здоровья,
  • самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
  • спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
  • встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
  • походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
  • спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
  • беседы и дискуссии на различные темы;
  • обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

Цель: помочь детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные знания законов и правовых норм государства;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • первоначальные навыки коллективной работы;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
  • Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
  • Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
  • Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
  • право,
  • закон,
  • права и обязанности,
  • правонарушения,
  • преступления,
  • ответственность,
  • долг,
  • честь,
  • достоинство,
  • личность,
  • правовые нормы,
  • совесть,
  • справедливость.
  • Формы работы классного руководителя в направлении.
  • Тематические классные часы.
  • Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
  • Конкурсы, викторины по правовой тематике.
  • Праздники, читательские конференции по праву.

Цель: освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.

  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
  • Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
  • Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
  • Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
  • умственное развитие,
  • способности,
  • уровни интеллектуального развития,
  • умственные способности,
  • фантазии в жизни человека,
  • способности к творчеству,
  • культура умственного труда.
  • внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
  • интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ района, республики;
  • интеллектуальные бои;
  • спецкурсы для интеллектуального развития.

Цель: ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Итак, Педагогическая деятельность предполагает организацию преподавания и воспитательной работы. Организатором воспитательной работы в классе является классный руководитель.

На сегодняшний день известны разные варианты классного руководства: традиционный, когда учитель-предметник попутно осуществляет и функции классного руководителя; должность освобожденного классного руководителя; куратор параллели классов и др.

Можно выделить три основные группы функций классного руководителя:

— функции воздействия на ребенка: изучение индивидуальных особенностей развития, окружения, интересов; программирование воспитательных воздействий; реализация комплекса методов и средств; анализ эффективности воспитательных воздействий;

— функции создания воспитывающей среды: сплочение коллектива; формирование благоприятной психологической атмосферы; включение в разнообразные виды социальной деятельности; развитие детского самоуправления;

— функции коррекции влияния различных субъектов социальных отношений ребенка: педагогическая помощь семье; взаимодействие с педагогическим коллективом; коррекция воздействия средств массовой коммуникации; нейтрализация негативного воздействия социума; взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

В своей работе классный руководитель использует богатый арсенал различных форм деятельности как в работе с учащимися, так и в работе с коллегами-учителями и с родителями учеников.
Список использованной литературы
1. Воронов В. Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие / В. Воронов. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 192 c.

2. Еремина Р.А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя / Р.А. Еремина. – М.: Владос, 2008. — 183 с.

3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. — М.: ЦГЛ, 2003. — 220 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующие задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1923 г. классное наставничества было официально ликвидировано и сделано ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того ученические организации в середине 20- х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно- воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни работа, с родителями В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В отечественной в школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно- урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

По- другому развивалась ситуация в школах в тылу: реализовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором обществнно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот пе-риод обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции связанные с родительской поддержки и защитой учащихся. В настоящее время в школах институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе. Наиболее известны следующие:

· освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

· организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

· руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

· традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.

Классный руководитель остается главным организатором воспитатель-ной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя. Целью образование, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование ОБРАЗА человека сознательного, человека совершенного характера. Эта цель достижима при участии настоящих учителей и воспитателей, классных руководителей.

Только любящий своих детей, и преданный своему делу учитель ( в широком понимание этого слово) способен оказать неоценимую помощь в гармоничном становлении Человека.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) — основоположник русской педагогики, переводчик, публицист, детский писатель За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти ответы на многие вопросы, касающиеся современной системы образования и воспитания. В настоящей статье анализируются модели воспитательной деятельности классного наставника отечественной гимназии, нашедшие отражение в трудах ученого.

Ключевые слова: К. Д. Ушинский, классный наставник, отечественная гимназия, воспитание, модели воспитательной деятельности.

В исследовании феномена классного наставничества в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине ХIХ — начале ХХ в. нами выделены три модели воспитательной деятельности классного наставника. На наш взгляд, все они находят свое отражение во взглядах К. Д. Ушинского. Представим характеристику каждой из них.

Согласно первой — практико-ориентированной — модели, основной целью воспитательной деятельности классного наставника являлось воспитание дисциплинированных, активных, мыслящих людей, служащих на благо Отечества. Наряду с этим, воспитатели призваны осуществлять практическое наставление гимназистов в вопросах дисциплины, учебной деятельности, культуры и норм поведения, соблюдения гигиенических норм, выполнению трудовых обязательств. Для достижения данной цели классным наставником реализовывались следующие направления воспитания:

 трудовое воспитание — нацелено на формирование у воспитанников положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности;

 воспитание навыков учебной деятельности происходит через развитие познавательного интереса и применение полученных знаний на практике, выработку самостоятельности и самоконтроля.

Реализация направлений воспитания обеспечивалась с помощью методов: приучение к труду, дисциплинарное требование, личный пример, наставления, предостережения, напоминания, увещание, совет, самостоятельная работа. Результатом воспитательной деятельности классного наставника с этой точки зрения должно стать уважение старших, дисциплинированность, овладение воспитанниками навыками учебной и трудовой деятельности.

Вторая модель воспитательной деятельности педагога названа нами нравственно-ориентированной, в рамках которой педагог-воспитатель дореволюционных гимназий — это наставник нравственности и патриотических чувств, стремящийся раскрыть индивидуальность и уникальность каждого воспитанника. В основе воспитательной деятельности классных наставников в гимназии лежали такие прогрессивные педагогические принципы как учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, стремление к достижению высокого уровня нравственно-религиозной, эстетической воспитанности. С этой точки зрения, классный наставник должен осуществлять следующие направления воспитания:

 эстетическое воспитание — процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и пониманию прекрасного, предполагающий выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, стремление и умение вносить элементы прекрасного в разные сферы жизни.

Средствами эстетического воспитания, по К. Д. Ушинскому, становятся окружающая природа и эстетика труда, уклад школьной жизни, нравственность отношений между учителем и учащимися (в игре, учении), родной язык (устное народное творчество и художественная литература), различные виды искусства (пение, музыка, живопись). К. Д. Ушинский настаивает на том, что большая роль в эстетическом воспитании детей принадлежит педагогу. Интересно, что автор вносил предложение о необходимости художественного образования учителей и воспитателей.

В рамках нравственно-ориентированной модели К. Д. Ушинским названы такие методы и формы воспитательной работы как нравственная беседа, нравственное чувствование, личный пример, организация культурного досуга. Результатом деятельности наставников являлось формирование нравственно-здоровой личности.

Успешная реализация функций классного руководителя в современных условиях предполагает осмысление и обобщение исторического опыта в решении проблем классного руководства в теории и практике отечественной педагогики. Анализ исторического опыта позволяет выявить теоретические представления о деятельности классного наставника в воспитательной системе дореволюционной гимназии, выделить целевые ориентиры, основные функции и направления его деятельности, сформулировать конструктивные идеи.

1. Ушинский К. Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии. — М.: Директ-Медиа, 2012.

2. Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Собр. пед. соч. в 6 т. — Т.1. — М.: Педагогика, 1988.

3. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Журнал для воспитания. — 1857. № 5. — С.67.

Основные термины (генерируются автоматически): классный наставник, воспитательная деятельность, отечественная гимназия, воспитательная работа, воспитательная система, исторический опыт, классное наставничество, Новгород-Северская гимназия, родной язык, учебная деятельность.

banner

§ 1. Когда педагог начал руководить классом?

Официальное утверждение института классного наставничества в России произошло только в 70-х гг. XIX в. Однако следует заметить, что люди, профессионально занимающиеся воспитанием, существовали и до этого. В дворянских семьях и семьях состоятельных кругов детей воспитывали «дядьки» и «няньки», затем появляются гувернеры и гувернантки, в учебных заведениях обязанности по воспитанию учащихся возлагались на самих учителей.
В начале XIX в. , согласно «Уставу учебных заведений, под-ведомых университетам» 1804 г. , учителя помимо образования учащихся должны были заниматься и их воспитанием — на основе изучения «свойств и нравов» детей, гуманистического подхода к ребенку. «Учителя занимают у своих учеников место родителей и поэтому должны принять их ласково, терпеливо, внимательно и не должны почитать себя за самовластных судей над детьми». Вместе с тем не осталась без внимания и проблема взаимодействия учителей с родителями: «Учитель совокупным трудом и советом с родителями должен стараться о наилучшем детей воспитании». Из других функций учителя как воспитателя можно выделить еще приучение к учтивости, правдивости, чести. Основным средством воспитательной работы служил личный пример педагога.
В период правления Николая I воспитанию уделяется особое внимание, поскольку «одно обучение не есть воспитание и даже вредно для возделывания нравственности». Причиной подобного положения вещей явилось восстание декабристов и последующие изменения в общественной жизни. Ориентация русской школы на школу прусскую, распространение педагогической системы Гербарта определили основную цель воспитания того времени: формирование преданного, верноподданного гражданина.
Отсюда и требование к учителям в Уставе гимназий и училищ 1828 г. : воздействовать «на юные души воспитанников, служа для них примером благонравия, трудолюбия, ревностного исполнения долга и строгого соблюдения правил чести». В то же время в Уставе говорилось о необходимости изучения каждого учащегося с целью подбора к нему «приличнейших» средств воспитания, чтобы оно было «истинно действительным и полезным «.
Однако некоторые положения остались только на бумаге. Например, учитель должен был быть снисходительным, «особливо к слабостям, недостатку способностей и к неумышленным поступкам: не всякая неисправность, даже не всякая вина заслуживает строгого взыскания». Однако воспитанием в средних учебных заведениях в этот период кроме учителей занимались и надзиратели, хотя и не имели официального статуса. Их основной задачей было наблюдение за дисциплиной и порядком, а также бдительный надзор за воспитанниками; ведение журнала, где отмечались успехи, проступки, склонности, черты характера учащихся; они должны были занимать детей в свободное время чтением и так далее.
Официально институт классных наставников был утвержден в 1871 г. В Уставе 1871 г. используется понятие «классный наставник в гимназиях и прогимназиях». Назначались они из числа преподавателей, которые вместе с тем проводили и учебные занятия.
Круг обязанностей классных наставников был очень широк: поддержание порядка на уроках; контроль за посещением, наличием учебных пособий; ведение школьной документации; наблюдение за развитием учащихся и его изучение; знание их способностей, прилежания, успехов; проведение ежемесячных совещаний с учителями, работающими в классе; составление письменного отчета. Классный наставник должен был также воспитывать у учащихся чувство уважения к закону и его исполнителям, преданность государю и Отечеству. Особое внимание уделялось укреплению и развитию религиозного чувства.
Однако на практике деятельность классных наставников ограничивалась только наблюдением за порядком и дисциплиной.
Следует отметить и тот факт, что эта должность была непрестижной. Несмотря на то что директором гимназии мог стать только человек, работавший классным наставником, за исполнение данных функций он получал всего 160 рублей в год, тогда как зарплата старшего учителя достигала 2,5 тысячи рублей в год. Кроме того, поскольку акцент в гимназиях был сделан на обучение, у классных наставников, учебная нагрузка которым не снижалась, почти не было времени на организацию и осуществление воспитательной работы.
В конце ХIХ-начале XX в. , в связи с изменениями в обществе, усиливается интерес к личности ребенка, его интересам и потребностям. Однако функции классных наставников остались, по сути дела, теми же, что и по Уставу 1871 г. Важнейшей задачей по-прежнему считалась организация учебного процесса (дисциплина на уроке, посещаемость, организация дополнительных занятий, заданий и др. ).
Серьезное внимание должно было уделяться нравственному и патриотическому воспитанию учащихся в духе христианской морали (православия) и верности царю и Отечеству.
В начале XX в. начинается целенаправленная организация внеклассной работы, досуга учащихся, проводятся дополнительные занятия по различным предметам, литературные вечера, гимнастические кружки и др.
В 1913-1914 гг. появляются новые формы организации внеклассной работы: кружки по языкам, нумизматике, рисованию, лепке, музыке; постановка спектаклей; литературно-музыкальные, танцевальные вечера, выставки, экскурсии.
Контролируя проведение досуга учениками, классный руководитель при этом не являлся его организатором и участником.

Читайте также:

      

  • Монархи 18 века сообщение
  •   

  • Военное дело сарматов сообщение
  •   

  • Губернаторский культурный центр юные дарования кузбасса сообщение
  •   

  • Сообщение о животных нашего края
  •   

  • Корея в 19 веке сообщение

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проктогливенол свечи инструкция по применению при геморрое кровотечение
  • Монклавит спрей для кошек инструкция по применению
  • Вариатор руководство по ремонту
  • Sailor sc4000 iridium инструкция на русском
  • Soundcraft ui12 инструкция на русском pdf