Наставничество стиль руководства

Наставнический стиль руководства: как эффективно «вырастить» сотрудника

В одних компаниях от сотрудников ждут только стабильного выполнения своей работы, в других — развития. Но глупо считать, что человек станет лучше как специалист, если ему просто давать задачи. Развитие сотрудников — это большой труд, который зачастую ложится на плечи руководителя. Для этого управленец выбирает наставнический стиль руководства. В статье разберемся, что это такое и в каких случаях использовать. 

Что такое наставнический стиль

Наставничество и наставнический стиль: в чем разница

Но наставнический стиль — это не то же самое, что наставничество. Разграничим два этих понятия. 

Суть наставничества заключается в том, что руководитель составляет и распределяет задачи, назначает ответственного за них. Помогать ему ставят более опытного коллегу — наставника. Чаще всего метод используется при адаптации новых сотрудников. Более опытные работники передают знания молодому члену команды. Наставничество подразумевает, что наставник помогает развиваться стажеру, но ответственность за результат и возможные ошибки все еще несет руководитель. Хоть он и не участвует в процессе выполнения задачи, а только дает указания и проверяет ее на ключевых этапах.

Наставничество

Только руководитель может использовать наставнический стиль управления. При таком процессе управленец ставит задачи и помогает разобраться в тонкостях: управляет и наставляет. Зачастую компаниям выгодно, чтобы команда  постоянно развивалась. Ведь если сотрудник становится компетентнее, он может брать более сложные задачи и даже взять на себя часть работы руководителя. 

Наставнический стиль управления

Сценарии применения наставнического стиля

  1. Сотрудники мотивированы и проявляют инициативу. Чтобы у подчиненных не пропала уверенность в своих силах, наделите их большей ответственностью и научите выполнять новые задачи. 

  2. Коллектив неопытных сотрудников. Если команда состоит из новичков, руководителю нужно взять их обучение на себя. При условии, что в команде нет опытного сотрудника, который мог бы стать наставником.

Cтили руководства и сценарии их применения

Не знаете, как управлять командой в разных ситуациях? Собрали для вас памятку по использованию стилей руководства.

Приемы в наставническом стиле

  1. Мотивация. Сотрудник должен понимать, что будет, если он повысит уровень навыков. Например, повышение заработной платы, продвижение по карьерной лестнице.

  2. Определение степени профессионализма. Чтобы сотрудник начал расти, руководитель должен понимать, от чего отталкиваться. Нужно выявить сильные и слабые стороны. Например, подчиненный хорошо ведет документацию, но плохо ведет переговоры. И руководитель либо обучает его общаться с заказчиками и получает универсального сотрудника, либо наоборот сужает пул задач, и оставляет только те, что человек делает успешно. Так член команды прокачивается в каком-то одном направлении.

  3. Обратная связь. Руководителю нужно давать фидбек по выполненным задач и объяснять сотруднику, что он сделал хорошо, а что плохо.

Преимущества и недостатки

Наставнический стиль — метод, который поможет сотрудникам стать профессионалами и приносить пользу компании. У такого управления есть 4 преимущества: 

  • сотрудник научится не только выполнять более сложные задачи, но и вырастет в личном плане — сможет составить свое мнение и повысит навыки коммуникации;

  • руководитель будет уверен в том, что подчиненный развивается в правильном направлении; 

  • в перспективе управленец сможет делегировать свои обязанности и снизить нагрузку; 

  • сотрудник приносит больше пользы за меньшие деньги. 

Может показаться, что наставнический стиль всегда эффективен. Но это не так. У этого метода есть несколько недостатков: 

  • не даст результатов, если у сотрудников недостаточно мотивации; 

  • руководитель тратит время на развитие подчиненных и не успевает заниматься стратегией; 

  • при расширении штата новичкам не будет хватать внимания, адаптация будет проходить дольше; 

  • члены команды могут воспринять такой подход как попытку контролировать каждый шаг и потерять уверенность в своих силах;

  • сотрудники могут вырасти из своей должности и уйти в другую компанию;

  • наставнический стиль неэффективен, если в компании сейчас экономический или идейный кризис.

Когда нужно сменить наставнический стиль 

Когда руководитель видит, что сотрудник не нуждается в контроле и готов взять на себя часть сложных задач, стоит отказаться от наставничества. Тогда управленец будет только управлять подчиненным. При этом он продолжит применять наставнический стиль по отношению к другим работникам. 

Если управленец хочет развить в сотруднике лидерские качества, он может назначить подчиненного наставником для менее опытных сотрудников. Такая ситуация будет выглядеть так:

Совмещение управления, наставничества и наставнического стиля

Наставнический стиль управления — это в любом случае временная мера. Руководитель просто не может все свое время тратить на обучение сотрудников. К тому же рано или поздно они дорастут до уровня руководителя, и наставник им будет уже не нужен. Тогда руководитель «отпускает» их, и сотрудники становятся полноценными профессионалами, которые смогут стать наставниками сами и вырасти в руководителей.

Вывод

При грамотном использовании наставнического стиля лидерства сотрудники не перестанут развиваться, когда научатся выполнять свои задачи. Со временем они смогут брать на себя больше ответственности, помогать руководителю и даже обучать новичков. Их работа будет сопровождаться постоянным повышением навыков и знаний. 

Подписаться на рассылку

Подпишитесь, чтобы раз в неделю получать статьи о финансах, продажах и управлении проектами.

Нельзя сказать, что в работе абсолютно всё зависит только от сотрудника или только от руководителя. Это активная встречная работа:

  • сотруднику нужно расти профессионально, психологически и мотивационно,
  • лидеру – применять нужный стиль руководства: вовремя давать указания, наставления и поддержку, а также в нужный момент предоставлять свободу действий.

Сегодня говорим о модели ситуационного лидерства, которая была разработана двумя учёными Полом Херси (Paul Hersey) и Кеном Бланшардом (Ken Blanchard).

~

Ситуационное лидерство

Ситуационное лидерство, – это подход к управлению людьми, основанный на использовании 4 стилей управления в зависимости от ситуации и уровня развития сотрудников по отношению к задаче.

Теорию ситуационного лидерства разработали и описали в книге 1960 года «Менеджмент организационного поведения» («Management of Organizational Behavior») американские исследователи поведения Пол Херси и Кен Бланшар.

 Пол Херси


Американский специалист по управлению. Профессор нескольких университетов. Соавтор концепции ситуационного лидерства. Основатель консалтинговой компании и Центра исследования лидерства.

Кен Бланшар

Американский исследователь поведения. Эксперт в области менеджмента. Соавтор концепции ситуационного лидерства. Автор 50 книг, переведенных на 37 языков («Одноминутный менеджер» и др.).

Согласно теории Херси-Бланшара выбор стиля лидерства зависит от готовности сотрудника выполнять задачи.

Работник готов выполнять задания, если:

  1. способен его выполнить
  2. хочет его выполнить
  3. уверен в своих силах

Согласно данной модели существуют 4 стиля лидерства и 4 степени развития подчиненного.

~

Уровни сотрудников

Два основных критерия, на основании которых сотрудника можно отнести к тому или иному уровню развития по отношению к задаче, – профессионализм и мотивация.

  • Р 1 — «Неспособен, но настроен».

Профессионализм: только базовые знания.

Мотивация: высокая, много энтузиазма.

Например, выпускник ВУЗа. Образно говоря, это «новичок-энтузиаст».

  • Р 2 — «Неспособен и не настроен».

Профессионализм: есть знания и навыки

Мотивация: низко мотивирован/демотивирован

Например, не оправдались ожидания от работы, идеи не встретили отклика со стороны лидера, перестал верить в компанию.

  • Р 3 — «Способен, но не настроен».

Профессионализм: есть знания и хорошо развитые навыки для выполнения задачи

Мотивация: уверенность в себе и своих силах неустойчива, что может влиять на мотивацию

Например, сотруднику нужно дать понять, что ему доверяют — сотрудник должен осознать, что ему позволяют быть самостоятельным.

  • Р 4 — «Способен и настроен».

Профессионализм:  мастерское владение навыками

Мотивация: мотивирован и уверен в себе.


Речь идет именно о развитии сотрудников по отношению к задаче. Один и тот же человек может быть на разных ступенях развития по отношению к разным задачам. Одни уже даются ему легко, а другие – еще сложно. Соответственно, и стиль управления ситуативен.

~

Стили лидерства

  • S 1 — Директивный стиль, или Лидерство путём приказа.

Лидер дает конкретные указания и следит за выполнением заданий. Основной способ лидерства — жесткая постановка целей и приказы.

  • S 2 — Наставнический стиль, или Лидерство путём продажи идей — совмещение высокой ориентированности на задачу и на людей.

Руководитель дает указания и следит за выполнением заданий, но при этом объясняет принятые решения подчинённому, предлагает высказывать свои идеи и предложения.

  • S 3 — Поддерживающий стиль, или Лидерство путём участия в организации процесса работы — высокая ориентация на людей и низкая — на задачу.

Лидер поддерживает и помогает своим подчиненным в их работе. Лидер участвует в процессе принятия решений, но решения принимаются в большей степени подчиненными.

  • S 4 — Делегирующий стиль, или Лидерство путём делегирования.

Лидер передает полномочия, права и ответственность другим членам команды.

~

Выбор стиля руководства

Каждому уровню развития сотрудника по отношению к задаче соответствует свой стиль управления:

  • P1 –S 1 : мотивирован, но непрофессионален  – нужны директивы

Для сотрудника уровня Р1 («Не способен, но настроен») четко ставим задачу и даем инструкции. Сотрудник нуждается в контроле.

  • Р2 – С2: не мотивирован и непрофессионален – нужно натаскивание

Сотруднику уровня Р2 («Не способен и не настроен») нужны и директивы, и поддержка лидера, поэтому оптимальным будет наставнический стиль (С2). Вы натаскиваете сотрудника, повышая его профессионализм.

  • Р3 – С3: профессионален, но не мотивирован – нужна поддержка

Сотрудник уровня Р3 способен к решению задачи, но не настроен. У него все в порядке и со знаниями, и с навыками, проблема только с мотивацией и уверенностью в себе. Соответственно, лидер выбирает поддерживающий стиль (С3), чтобы сотрудник осознал, что ему позволяют быть самостоятельным – его идеи находят отклик и конвертируются в рабочие успехи.

  • Р4 – С4: мотивирован и профессионален – нужно делегирование

Мотивированный, опытный и способный на решение задач сотрудник уровня Р4 («Способен и настроен») может руководить и применять развивающие стили лидерства к менее опытным сотрудникам.

~

Профессиональный трек

Заинтересованному, но неопытному новичку нужны инструкции и сильное руководство.

Постепенно осваивается с работой, но первый энтузиазм начинает гаснуть – и здесь лидер стимулирует его к самостоятельности, поиску решений в конкретных ситуациях.

Профессионализм растет, но мотивация может уменьшаться из-за усталости или сложностей с самореализацией. Главное в этот момент – развить задатки, а не «погасить» сотрудника, то есть ему нужна поддержка. Если он почувствует, что справляется, его идеи интересны, ему удается находить правильные решения и самореализовываться, к возросшему профессионализму добавится и мотивация. Если этого не происходит, часто на этом этапе сотрудник с низкой мотивацией увольняется.

Сотрудник развился до высокого профессионализма и мотивированности. На четвертом этапе он получает свой проект, начинает руководить командой отдела или проекта.

Всем привет! На связи команда IT-компании Лабмедиа. Мы занимаемся разработкой электронных курсов и учебного видео для корпоративного сектора. В статье рассказываем про систему наставничества, с помощью которой можно быстро и эффективно адаптировать новых сотрудников.

797
показов

1.4K
открытий

Авторская иллюстрация Лабмедиа

Что такое наставничество в организации

Наставничество — это система обучения новичков знаниям и навыкам более опытными коллегами в рамках рабочего процесса.

Наставничество позволяет сократить период адаптации, снизить текучесть кадров, усилить корпоративный дух, а также повысить мотивированность к работе и эффективность новых сотрудников. При этом оно не требует больших вложений, поскольку в роли наставников выступают действующие сотрудники компании.

Какие задачи стоят перед наставником в процессе адаптации новичка

  • Погружение человека в корпоративную культуру (внутренние стандарты, традиции, формат общения между коллегами);

  • Поиск проблемных точек в профессиональной подготовке новичка и создание условий для их устранения или минимизации;
  • Составление индивидуального плана работы на период профессиональной адаптации (как правило, в рамках испытательного срока, с предоставлением последующей характеристики новичка);
  • Контроль усвоения теоретических знаний и применения их на практике;
  • Выдача обратной связи и ответы на возникающие в процессе работы вопросы (не обязательно наставник должен сам отвечать на все вопросы, но ему необходимо выстроить процесс так, чтобы стажер смог оперативно заполнить все пробелы).

Основные стили наставничества

Всего есть 4 основные техники, которые можно по-разному комбинировать, учитывая ситуацию, личность наставляемого и собственные интересы.

  • Расскажи, покажи, сделай

Данная обучающая модель чаще всего применяется в современной практике. Алгоритм действий здесь довольно простой. Наставник объясняет новичку цели и задачи. Затем показывает, как необходимо выполнить то или иное задание, после чего сотрудник выполняет задание самостоятельно и получает обратную связь.

  • Гуру и последователь

Суть этого стиля наставничества заключается в том, что сотрудник оказывается в подчинении у авторитетного гуру и становится последователем, чтобы перенять знания наставника. Подопечный наблюдает, подражает и запоминает. Если он поймет принципы работы гуру, то сможет стать высококлассным специалистом, в этом большой плюс. Из недостатков техники можно отметить низкую вовлеченность сотрудника в обучение, отсутствие обратной связи, а также тот факт, что результат может появиться через значительный период времени.

  • Мастер и подмастерье

В рамках данного стиля мастер разделяет свои рабочие задачи с подмастерьем. Новичок благодаря может полностью погрузиться в процесс работы, проявить высокую вовлеченность и быстро адаптироваться. Из минусов — подопечные могут ориентироваться на наставника, не развивая собственные качества.

  • Творческий тандем

Суть заключается в том, что наставник воспринимает своего подопечного как равного. Они работают совместно и разделяют ответственность за результат. Здесь опять же можно отметить высокую вовлеченность новичков в работу.

Недостатки (или скорее нюансы) системы наставничества

Порой бывает так, что блестящий специалист в своей области не обладает талантом передачи знаний другим людям. Чтобы быть хорошим наставником, у человека должны быть развиты педагогические, коммуникативные навыки, харизма и влиятельность. Новичок должен с горящими глазами смотреть на наставника и стремиться перенять его опыт.

Имеет место и банальный человеческий фактор — наставник и наставляемый могут просто-напросто не сойтись характерами. Или наставник может не соблюсти баланс, погрузившись в работу со стажером, в результате пострадают его личные задачи. Также новичку может вовсе не подойти такой формат работы, поскольку не все готовы к постоянному контролю и оценке со стороны.

В заключение отметим, что ключевым пунктом успешного наставничества является обстановка доверия, уважения и одновременно требовательности. Помните про важность постоянного обмена обратной связью, ведь только так можно сохранить системность процесса адаптации.

Друзья, приглашаем вас присоединиться к нашему развивающемуся комьюнити в Telegram, чтобы:

  • быть в курсе последних трендов в корпоративном обучении;
  • узнать, как повысить вовлеченность сотрудников;
  • постоянно пополнять запас знаний об e-learning и геймификации;
  • познакомиться с кейсами Лабмедиа;
  • получать бесплатный доступ к записям вебинаров с экспертами компании;
  • узнать больше об инструментах автоматизации HR-процессов.

Переходите по ссылке, подписывайтесь:

Суть наставничества — передача опыта от более компетентного человека менее компетентному в процессе обучения на рабочем месте. В отличие от менторинга, наставничество реализуется в рамках прямого подчинения и единой системы организационного обучения и преемственности. Требует неподдельной заинтересованности руководителя в развитии сотрудника.


МОДЕЛЬ СИТУАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА П.Херси и К.Бланшара показывает как лидер становится наставником, адаптируя свой стиль руководства к уровню готовности сотрудника. Цель — вывести сотрудника на такой уровень развития, при котором тот может действовать самостоятельно.

Когда речь заходит о наставничестве, у многих возникают вопросы: чем оно отличается от коучинга?, как себя правильно вести с тем, кого наставляешь, чтобы результат был эффективен? ⠀

Для ответов на эти вопросы и понимания сути существует 5 простых этапов наставничества: ⠀

1) «я рассказываю, ты слушаешь»: цель – передать модель проведения работы. Активность сотрудника минимальна. ⠀

2) «я показываю, ты смотришь»: цель – демонстрация выполнения работы. Наставник и наставляемый выполняют работу вместе. ⠀

3) «сделаем вместе»: цель – закрепить технологию выполнения работы и оценить эффективность выполнения наставляемым. Здесь важно заранее договориться, когда наставник может подключаться и в каком формате будет представлена оперативная обратная связь. ⠀

4) «сделай сам, я подскажу»: цель – дать наставляемому возможность самому выполнить все действия (с вероятностью скорректировать их с помощью обратной связи. ⠀

5) «ты делаешь, ты объясняешь»: цель – самостоятельный анализ наставляемым своих действий (вопросы наставника могут выполнять направляющую функцию).

Доверяй, но проверяй?


Если верить в то, что миновали времена, когда роль лидера заключалась в том, чтобы быть армейским командиром, значит, мы исходим из концепции, что современное лидерство – это когда один неглупый человек управляет другим неглупым человеком и принимает за него решения в силу того, что находится на другой ступени иерархии. Является ли лидер наставником? Почему вообще наставничество важно?

Наставничество, доверие и командование шашкой


Вопрос про то, почему наставничество является важной темой, – это вопрос про доверие. Темой современного лидера является умение создавать доверие, а оно, как правило, формируется к людям, которые тебе понятны, разделяют твои взгляды, ценности и точку зрения. Тебе трудно будет доверять гению, если ты не понимаешь, как он мыслит или как он устроен.

Поэтому наставничество решает этот вопрос, причём в обе стороны: я доверяю своему наставнику, он доверяет мне и тому, что он в меня вложил. И, если это доверие есть, то в момент ситуации неопределённости, когда не совсем понятно, какие решения будут правильными или неправильными, я свободен как сотрудник предпринять определённые шаги, потому что я знаю, что мой наставник сделал всё, чтобы доверять моим решениям.


И он будет доверять тому, что я сделал всё, что мог. Если нет, то мы попадём в очень сложную ситуацию, когда при неопределённости мы будем пытаться в стиле Чапаева решать проблемы, размахивая шашкой, которая давно уже заржавела. То есть мы исходим из того, что новым поколением невозможно командовать шашкой. Остаётся только одно – мягко и аккуратно воспитать этих людей «под себя». И стать лидерами, которым эти люди доверяют. Вот для этого и нужно наставничество.

Как развивать?

В этом поможет модель Бланшара «Ситуационное лидерство». До появления этой модели людям хотелось, глядя на лидеров, иметь некий «шаблон» лидерской личности: например, все лидеры высокие/громкоголосые/яркие личности/экстраверты. Но исследования показали, что никакие личностные характеристики не дают гарантии того, что человек – лидер.


Суть и польза «Ситуационного лидерства» в том, что мы уходим от вопроса «как определить лидера?» в сторону вопроса «что надо делать в той или иной ситуации человеку, который находится в лидерской позиции?». Лидерской позицией мы считаем любую организационную должность, при которой от тебя зависит другой человек.



«Ситуационное лидерство» рассматривает действия руководителя в зависимости от уровня готовности его сотрудника. Если ты делегируешь задачу человеку, который не знает, что с ней делать, то ему свобода не нужна, потому что единственное, что он испытывает в моменте – это неопределённость и стресс.



«Ситуационное лидерство» – это жизненный цикл поведения руководителя, который говорит, что ты должен провести своего сотрудника по четырём уровням зрелости, цель которых – сделать его готовым к самостоятельной деятельности.

Уровни и их состав

В «Ситуационном лидерстве» различают четыре уровня:

  1. новичок, полный энтузиазма
  2. разочаровавшийся ученик
  3. осознанный, но осторожный исполнитель
  4. независимый профессионал.


На каждом уровне готовность сотрудника можно оценить, исходя из двух параметров: его мотивации и компетенции:

  1. мотивирован ли сотрудник, хочет ли он это делать?
  2. может ли он делать?


Когда человек ничего не умеет, то главный стиль, по которому ты идёшь, – директивный, инструктирующий: ты ему говоришь, что делать, как делать, следишь за тем, чтобы он выполнял инструкции, ты не особо готов его слушать, ибо на данном этапе в этом нет особого смысла. Далее твоя задача – через свои действия добиться того, чтобы у него появилась высокая мотивация к достижению хорошего результата, и это ты уже делаешь как коуч: всячески поддерживая человека в том, что он должен верить в себя, что у него всё получится, что через время он будет вполне самостоятельным.



Потом мы переходим на уровень, когда уже есть мотивация и компетенция, но компетенция растёт, а мотивация – падает. Возникает вопрос «почему?». Это происходит потому, что, условно, никто нам никогда не пришлёт справку о том, что в этом месяце надо освободить от себя сотрудника. Мы продолжаем его мотивировать и учить. И он начинает думать, что он никогда не получит свободы, что мы играем в игру про свободу, а на самом деле хотим им командовать. Как только мы видим, что мотивация падает, это для нас сигнал, что нашего руководства уже больше, чем надо. Потому что наша конечная цель – делегирующий стиль: когда мы имеем дело с сотрудником, у которого есть компетенция (он может выполнять) и мотивация (он хочет выполнять).



Эта история с «хочет и может» довольно легко заходит в мозг любого руководителя, потому что мы всегда имеем дело с ситуациями, когда порой не понимаем, почему умные толковые люди не хотят что-то делать. Или, наоборот, мы человека осчастливили, дав ему невероятные полномочия, а он в трансе.



Модель «Ситуационного лидерства» Бланшара говорит о том, что, в принципе, любой нормальный руководитель должен иметь дело с самостоятельными подготовленными людьми. Но откуда они возьмутся?

Нанять или воспитать?


Вся задача руководителя – идти по управленческому циклу (иногда он называется «жизненный цикл лидерства»), цель которого – дать свободу себе и дать своему сотруднику возможность реализовывать себя.


Рассуждения в терминах «хочет» и «может» позволяют понять, где я как руководитель могу совершить ошибку: например, раньше времени выйти из процесса (и человек чувствует себя брошенным), или, наоборот, уже пора выйти, а я всё учу, объясняю, и подчинённый начинает думать, то ли я редкая зануда, то ли я не обращаю внимания на его достижения? И то, и другое плохо для результата.



Модель «Ситуационного лидерства» объясняет, как быть хорошим наставником, потому что цель наставничества – не поучать, не советовать, а сделать так, чтобы человек мог быть максимально от тебя независим. Если ты хороший наставник, то он должен тебя перерасти, чтобы в какой-то момент ты мог у него поучиться.



Самая сильная сторона подхода Бланшара к наставничеству, во-первых, в том, что это чёткая схема, при которой ты понимаешь, почему может быть демотивирован сотрудник: он чего-то не умеет или чего-то не хочет? Дальше появляется возможность действовать. Во-вторых, у тебя есть чёткое понимание того, что это управляемый процесс. Мы говорим о сочетании стиля руководства с уровнем готовности сотрудника. Когда люди жалуются, что их сотрудники не готовы, то, с точки зрения наставничества, возникает вопрос «а почему вы считаете, что их готовность в их руках, а не в вашей компетенции?», «почему вы не понимаете, что неготовый сотрудник – это ваша плохая управленческая работа?».



Некоторым людям дан талант, чтобы руководить другими, а некоторым он не дан, поэтому они всегда ищут причины в чём-то\ком-то, но не в себе. Модель «Ситуационного лидерства» абсолютно логична: ты не можешь заставлять человека делать то, что он в принципе не может делать.

Потанцуем танго?

Руководители – тоже люди, и мы хотим понимать, как сотрудник что-либо делает. Мы хотим делегировать задачи человеку, который мыслит похожими схемами, так, что мы можем доверять ему. Ведь сотрудник может мыслить правильно, но непонятно для руководителя, тогда ему не будут доверять, а без доверия не будет делегирования. Поэтому весь цикл наставничества по Бланшару – это взаимное обучение, когда руководитель, с одной стороны, учит сотрудника, как понять образ мыслей руководителя; сотрудник учится делать так, как это видит руководитель; сотрудник может добавлять в свои действия ровно столько, сколько может «переварить» руководитель – и возникает история сродни танго: мы оба ведём по очереди и получаем конечный результат.

Без взаимного обучения ничего не происходит, потому что очень часто умные люди не могут договориться друг с другом из-за несовпадения логики, системы принятия решений, способа мышления и анализа. В идее «Ситуационного лидерства» заложена мудрая история про то, что ты можешь доверить задачи человеку, которого ты воспитал под эти задачи, иначе ты будешь всё время сомневаться и перепроверять.

Доверие – то, что мы испытываем по отношению к людям, которые нам понятны, и не испытываем по отношению к людям, которые нам не понятны. Всё очень просто.

Существует масса моделей руководства персоналом. Каждая страна, опираясь на менталитет граждан, создает индивидуальный «ключ» к сотруднику, который мотивирует его работать исправно, отлажено. Наставнический стиль управления считается отменной моделью для работы с молодым персоналом, а также для развития способностей сотрудников. Менеджер, который работает по этой модели, помогает подчиненным узнать свои сильные и слабые стороны и устранить профессиональные пробелы или дополнить навыки.

Что собой представляет наставнический стиль руководства, когда эти приемы наиболее эффективны, расскажем далее.

Особенности наставнического руководства

Эту модель руководства применяют для молодых сотрудников, когда в них нужно «вложить» немало знаний о тонкостях работы. У молодого специалиста уровень мотивации достаточно высокий, а это немаловажный аспект для его развития как профессионала и достижения поставленных задач. Наставническое руководство включает в себя несколько важных критериев:

  • Детальное объяснение сути задач компании.
  • Целенаправленное курирование процесса работы молодого сотрудника.
  • Постоянные подсказки и непосредственная помощь в начале работы.

Руководитель-наставник для специалиста – это личный «гуру», который помогает ему подняться как в личном плане, так и в профессиональном. Личный рост – это умение держаться в коллективе, отстаивание своего мнения, навыки коммуникации с партнерами. Профессиональный – это нарабатывание навыков в своей области, получение опыта. Нередко при такой модели менеджмента руководители заключают с подчиненными контракт, который позволяет компании не сомневаться в дальнейшем сотрудничестве с подчиненным.

Руководитель-наставник для специалиста – это личный «гуру», который помогает ему подняться как в личном плане, так и в профессиональном.

Какие приемы используют руководители-наставники?

Наставнический стиль неэффективен, если в компании имеется экономический или идейный кризис. В этом случае лучше подбирать профессиональный персонал, который поможет фирме выйти из затруднительного положения. Чтобы «создать» для компании успешного и сильного специалиста, используют представленный метод.

Менеджер-наставник – это человек, который занимается «воспитанием» будущих специалистов. Именно поэтому руководитель должен быть компетентен и опытен, дабы вложить в подчиненных необходимые для компании знания.

Базис для работы с персоналом:

  1. Профессиональный рост. Менеджер должен объяснить возможные перспективы развития сотрудника в компании. Это основная мотивация молодого специалиста.
  2. Сильные, слабые стороны. Руководитель в процессе работы обязан указать на лучшие и неуспешные стороны сотрудника, чтобы скорректировать его навыки, умения.
  3. Повышение трудового потенциала. Молодой специалист – не значит глупый специалист. Позволяйте ему внедряться в непосредственную работу компании, сначала как созерцателю со стороны, а после вовлекайте в индивидуальные проекты.
  4. Расширение возможностей сотрудника. Немаловажным аспектом в наставническом руководстве является реклама молодого сотрудника. Нагружайте его начальной работой, представляйте его персоналу и партнерам как хорошего специалиста.

Если руководитель может конструктивно и адекватно оценить достоинства и пробелы подчиненного, а главное, понятно и грамотно ему это разъяснить, есть высокая вероятность того, что вы «воспитаете» потенциально высокопрофессионального сотрудника-специалиста, который сможет принести пользу в первую очередь компании и себе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Серная мазь от перхоти инструкция по применению
  • Аркоксиа инструкция по применению 90мг цена отзывы
  • Стили руководства авторитарный демократичный либеральный
  • Блок управления clack duplex vtt1ci dme инструкция
  • Мать жизни япония инструкция по применению