Наиболее полное определение руководства организацией

96

Глава 6.

РУКОВОДСТВО И РУКОВОДИТЕЛЬ

1. Понятие руководства

Руководство — это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

Согласно положению социальной психологии, руководство — это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если ктото думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии,

97

практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону — она сломается.

Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

Всфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

Современное производство — это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением

кэтому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

Вобобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

1)выдача директив относительно того, что нужно сделать;

2)налаживание сотрудничества между людьми;

98

3)обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных

целей.

Формирование целей и эффективное их достижение — основное назначение руководства.

Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.

Главное — понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:

1)требования (разумные, реальные);

2)контроль (обязательно личный);

3)поощрения, наказания (быть справедливым);

4)организация общественного мнения.

Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.

2. Руководитель и его социальная роль

2.1. Должностной статус руководителя

Руководитель — это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную фирмой.

Статус определяет поведение и действия руководителя в рамках должностных структур и полномочий. Он характеризует функциональную и социальную роль (модель) поведения руководителя, то есть ожидаемые

99

действия руководителя в различных управленческих ситуациях.

Руководитель в системе управления занимает ключевое положение. Чем сложнее и совершеннее система управления, тем выше и жестче требования к руководителю.

Это верно хотя бы потому, что здесь при возможной ошибке руководителя издержки системы оказываются более существенными. Справедливо считается: как порядок, так и беспорядок в фирме начинается с руководителя. Известен афоризм: «Фирма не может быть лучше, чем ее руководители».

Определяющая роль руководителя исходит из того, что руководитель — лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения. Это тот, кто решает, что делать, как делать и несет за это ответственность.

Роль руководителя безлична. Она возлагает на человека определенные обязанности, нормы поведения и предоставляет ему права. Но каждый человек, приняв роль, относится к ней по-своему. Поэтому качество выполнения роли — дело сугубо индивидуальное.

Важно, чтобы каждый работник знал свои обязанности и хотел бы их выполнять полностью и вовремя. Привести деятельность каждого работника фирмы в соответствие с ее целями и интересами — такова главная задача руководителя-организатора трудового коллектива.

Поведение руководителя должно оцениваться в зависимости от предвосхищения ожидаемых последствий и определенных действий в каждой конкретной обстановке. При этом целесообразно учитывать те факторы, которые регламентируют и регулируют поведение человека.

Умение подчинить отношения интересам дела зависят от ролевых особенностей личности. Роль и сознание человека являются регуляторами его поведения.

Существуют линейные и функциональные руководители. Линейные руководители возглавляют относительно обособленные

производственные и хозяйственные подразделения (фирму, цех, отдел, бюро). Каждый из них посредством приданного ему аппарата управления координирует деятельность своих подчиненных, принимает решения, касающиеся вопросов, определяющих работу его подразделения.

Функциональные руководители — это начальники

100

специализированных функциональных служб всех уровней управления (главный инженер, начальники планово-экономического отдела, отдела труда и зарплаты и т.д.). В их обязанности входит подготовка рекомендаций линейным руководителям для принятия управленческих решений. Такие руководители являются одновременно и линейными по отношению к возглавляемым ими службам.

2.2. Общие функции руководителя

Функция — это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта). Это система мер воздействия руководителя на подчиненных.

Управленческие функции определяются характером деятельности руководителей, обусловленных особенностями стоящих перед коллективами задач и сложившимися условиями (обстановкой). А поскольку вариантность задач практически безгранична и условия весьма разнообразны, то перечень управленческих функций (действий), в сущности, не имеет предела.

Однако есть функции, содержание которых является общим и непременным в деятельности любого руководителя.

К общим функциям, которые связаны с деятельностью любого руководителя, можно отнести функции администратора, организатора, технического специалиста, общественного деятеля, воспитателя. В деятельности руководителя эти функции реализуются в столь плотной взаимосвязи, что не всегда различима их самостоятельность.

В роли администратора руководитель использует свои полномочия для обеспечения работы коллектива в соответствии с действующими нормативными актами и предпринимает меры к тому, чтобы не допускать обезличивания в выполнении работы.

Все это выполняется с таким расчетом, чтобы исключить безответственное поведение исполнителей и возможные нежелательные конфликты, чтобы ориентировать людей и заинтересовывать их в выполнении работы.

Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, для целенаправленной работы

101

подчиненных, занятых в процессах управления и производства.

Вэтой работе руководитель должен четко понимать цель своей деятельности, должен уметь выделять наиболее важные на данный период времени задачи, определять методы и ресурсы, требуемые для решения этих задач. Среди функций организатора следует выделить такие функции как планирование, прогнозирование, координация и взаимодействие, контроль, организация труда, принятие решений и другие функции управления.

Исполняя функции специалиста — человека, профессионально хорошо подготовленного, обладающего знаниями и опытом в заданной конкретной сфере деятельности.

Руководитель призван грамотно ставить задачи, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации, проводить квалифицированный инструктаж подчиненных.

Руководитель в силу занимаемого положения является общественным деятелем, выполняющим различные представительские функции. Он присутствует на различных совещаниях, участвует в общественных организациях, решает различные социальные вопросы.

Врезультате получает многообразную информацию, умелое применение которой позволяет заметно влиять на производственную деятельность и моральный климат коллектива.

Воспитательная функция руководителя — это его повседневная трудовая деятельность, которая способствует раскрытию и умножению потенциала коллектива.

Воспитывать — это значит убеждать, активно воздействовать на сознание и чувства человека. Ведь управление — это всегда руководство людьми, и для успешного его осуществления важно, чтобы руководитель мог воздействовать на подчиненных по возможности не силой приказа, а силой убеждения.

Таким образом, труд руководителя многофункционален и носит комплексный характер.

Руководителю далеко не достаточно знаний в области техники, технологии и экономики. Руководитель обязан в совершенстве овладеть еще искусством управления людьми, уметь воспитывать подчиненных, решать социальные и экономические задачи, стоящие перед коллективом.

102

2.3. Каким быть руководителю?

Руководителю необходимо осознать свое место в коллективе. Его задача — решать проблемы, делать дело, добиваться результата. Его работа

выращивать здоровый и продуктивный коллектив.

В«джентльменский» набор руководителя обязательно входит умение писать сценарий наиболее вероятного развития событий, умение предвидеть действия оппонентов, находить слабые места в защите противника, точно определять место и время контратаки. Это требует от руководителя большего, чем просто быть способным ловко решать проблемы.

Для руководителя требуется определенный организаторский талант, а способность руководить предполагает самые разнообразные качества, которые зачастую не поддаются определению.

Вуправленческой деятельности руководителя-профессионала должны сочетаться научный подход и спонтанное во многих проявлениях искусство общения.

Наука вооружает руководителя знаниями закономерностей управленческой деятельности и систематизированным опытом. Она помогает ему уверенно и быстро находить рациональные приемы воздействия на подчиненных, избежать многих ошибок.

Владеющий искусством управления руководитель широко использует эмоционально-психологические приемы и импровизацию, наделяя живыми красками в основном формальную по своей сути деятельность.

Наука и искусство управления взаимообогащают и дополняют друг друга. Если наука предлагает методы управления, образует объективную составляющую работы руководителя, то искусство управления в решающей мере определяет своеобразие этой работы, ее стиль.

Минимально необходимыми предпосылками пригодности человека

для

профессиональной

деятельности

руководителя

является мотивированный интерес

к этой деятельности и

достаточные

умственные способности.

Мотивация — это обоснование желаний, стремлений человека. Если у человека есть побудительный мотив к цели или действию, то его энергия и

103

усилия проявляются в гораздо большей степени, чем при его отсутствии.

Мотивы руководящей деятельности могут быть самыми различными.

Это желание человека принять активное участие в достижении целей фирмы, в улучшении ее деятельности.

Это стремление к получению сравнительно большей массы материальных благ, которые предоставляются лицам, занимающим ответственные должности.

Это честолюбие и соперничество, стремление к достижению успеха и самоутверждения.

Это потребность самовыражения через организаторскую деятельность, удовлетворенность результатами своего труда.

Наличие умственных способностей у человека дает, при прочих равных условиях, больше оснований полагать, что он будет соответствовать своей должности.

Это диктуется также и тем, что люди умные обычно отличаются миролюбием и снисходительностью, а глупые и невежественные воинственны, утверждают себя, не разбираясь в средствах. Кто-то сказал, что таланты надо поддерживать, а серость сама найдет себе дорогу. Но категория умственных способностей настолько сложна, что при ее оценке нетрудно впасть в заблуждение, совершенно не подозревая об этом.

Характер взаимоотношений в сфере управления зачастую складывается так, что препятствует реальной оценке умственных способностей руководителя, мешает ему самому осознавать границы своих способностей. Человек, как правило, бывает склонен наделять себя умом не скупясь. Руководитель, изображающий из себя умного без скольконибудь весомых на то оснований, способен принести много бед. Он не может понять другого, окружает себя слабыми людьми, осторожен, бюрократ и т.д. В этом случае избыток власти становится как бы компенсатором недостающего ума. Такие люди склонны переоценивать свои способности, думая, что если они находятся в должности, то они и достаточно способны.

Трудности выявления умственных способностей усугубляются вследствие того, что свойства ума по-настоящему проявляются только в деятельности. Применительно к руководителю — в процессе осуществления функций управления. Поэтому на стадии отбора кандидатов на должность

Кто такой руководитель?

Кто такой руководитель?

Руководителем, директором или генеральным директором организации считается физическое лицо, осуществляющее руководство в соответствии с трудовым кодексом РФ, нормативно-правовыми актами и другими федеральными законами. Директор является работником организации и действует от имени юридического лица, без оформления доверенности.

Задачи руководителя компании:

  • обеспечение трудовой деятельности работников;
  • представление организации во внутренних и внешних отношениях;
  • распределение ресурсов;
  • разработка стратегий;
  • принятие управленческих решений.

На РБК Компании можно найти информацию о зарегистрированных в России юридических лицах по названию, ОГРН или ИНН.

кто такой руководитель организации

Требования к руководителю организации

Руководство является ответственным за все действия предприятия. Назначение на должность происходит по общему решению совета участников общества. Срок определяется уставом. Все сведения об изменениях, связанных с руководством вносятся в ЕГРЮЛ.

В должностной инструкции руководства обязательно есть следующие пункты:

  • лицензирование направлений деятельности;
  • контроль и мотивация всех участников предприятия;
  • общее руководство;
  • разработка и реализация планов, связанных с развитием компании;
  • контроль соответствия работы нормативно-правовым актам и государственным законам;
  • ведение учета;
  • представление организации в суде;
  • внедрение инновационных технологий и разработок;
  • аттестация работников;
  • выполнение решений совета директоров.

Учредители организации вправе выбрать любое название для руководства: Управляющий, Администратор, Генеральный директор, Президент, Заведующий, Главный врач и т.п. 

Руководитель является лицом принимающим решения. При оформлении документации должность указывается в зависимости от конкретного случая.

На РБК Компании публикуются официальные сведения о юридических лицах и руководителях. Для поиска введите название, ОГРН или ИНН в поисковую строку.

Читайте также:

Понятие торговой марки

Кто такой учредитель компании?

Лекция: Руководство в организации

Центральной фигурой в менеджменте любой
организации есть менеджер-руководитель, который руководит ею или отдельным ее
подразделением. Процесс руководства является непременным условием
функционирования организации.

Руководство
— это целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией
руководителей, на коллективы, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей.
Руководство — не только непременный, но и основной элемент процесса руководства,
содержание которого раскрывается через его функции: планирование, организацию,
контроль, мотивацию и воспитание. Первые четыре раскрывают содержание процесса
руководства в системе «руководитель — производство», а последняя —
одна из важнейших аспектов руководства — формирование личности в сфере трудовой
деятельности.

Интересно распределение затрат рабочего
времени линейными руководителями различных уровней управления на основные
функции руководства. Затраты времени на разработку планов уменьшаются со
снижением уровня управления. Функция организации требует сравнительно
одинакового внимания со стороны руководителей всех уровней. Основная нагрузка
по реализации функции контроля приходится на высшее и среднее звено. Реализация
функции стимулирования.

Процесс руководства коллективом
можно разделить на три стадии:

— определение
целей, которые должны быть достигнуты за определенный отрезок времени;

— информирование
коллектива о задачах, методы их выполнения, ресурсы и т.д.;

— проведение
аналитической работы с целью изучения резервов повышения эффективности трудовой
деятельности коллектива.

Таким образом, учитывая содержание
основных стадий руководства, можно сделать вывод, что руководство — это процесс
непрерывного обмена информацией между его субъектом и объектом с целью влияния
друг на друга.

Важное значение в менеджменте имеет
соотношение руководства и лидерства. Лидерство имеет место во всех сферах
профессиональной деятельности руководителя любого ранга. Менеджер, занимая
определенную должность на соответствующем  уровне управления, становится
формальным лидером коллектива, поскольку получает полномочия управлять им.
Однако он может и не быть действительным лидером, если не обладать
соответствующими качествами. В таком случае функция лидерства может перейти к  неформальным
лидерам, наиболее авторитетным членам коллектива. В такой ситуации лидерство
становится процессом стихийного, спонтанного руководства коллективом и может
иметь отрицательное влияние на него, если формальный руководитель не будет
обращать на это внимание, то  неформальными лидерами становятся наиболее
инициативные, энергичные, проинформированные работники.

Безлидерные коллективы менее эффективны.
Наибольшей эффективности в своей деятельности достигают те коллективы, где
руководитель является одновременно лидером. Он должен уметь воздействовать на
коллектив и на  его неформальных лидеров, а не противопоставлять себя им и
бороться с ними.

Одним из методов диагностики, которая
позволяет выявить настоящего лидера, является метод социометрии, который
заключается в том, что члены коллектива выражают свое отношение друг к другу,
заполняя специально созданную  таблицу-шахматку (социоматрицы). Делают они это
инкогнито. Количество строк и столбцов в социоматрицы равно числу членов группы
по горизонтали, отмечается отношение определенного количества коллектива к
коллективу в целом, а по вертикали — отношение других его членов к данному
члена коллектива. При этом положительные оценки таких отношений обозначаются
знаком»+», отрицательные -«-«, отсутствие оценок-«0».

Для упрощения обработки данных социоматрицы
фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае — кодируются номером
согласно списку группы, или им соответствует определенная буква.

По результатам
обработки данных социоматрицы можно установить такие характеристики членов
исследуемого коллектива
:

— лидер
-«звезда»- член группы, который получил максимальное количество
положительных оценок (наиболее популярный);

— «желаемый» —
член группы, который получил не менее половины положительных оценок «лидера-звезды»;

-«обособленное»-
член группы, который получил всего одну-две положительные оценки;

-«изолированный»-
член группы, который не получил ни положительных, ни отрицательных оценок и
одновременно остался равнодушным к остальным членам группы;

-«игнорируемый»-
член группы, который получил лишь негативные оценки

Чтобы руководителя считали лидером
коллектива, он должен обладать определенными качествами:

— деловыми (компетентность, экономическое
мышление, знание основ науки управления);

— организаторскими (контактность,
психологический такт, эмоционально-волевая сдержанность);

— личными (энергичность, инициативность,
требовательность, решительность, оптимизм);

— морально-политическими (преданность
интересам государства, трудового коллектива, интеллигентность, широкий круг
увлечений)

Важными характеристиками
руководителя-лидера является его высокая интеллектуальная и
эмоционально-волевая стрессоустойчивость. Интеллектуальная стрессоустойчивость означает
желание приобретать новые знания, стремиться к ним. Эмоционально-волевая стрессоустойчивость
характеризует способность принимать компетентные решения в условиях недостатка
информации, дефицита времени, деловых противоречий и собственных конфликтов.

Перечисленные свойства создают авторитет
руководителя
, его модель, пример которой может быть таким:

— умение
организовывать деятельность коллектива с соблюдением требований хозяйственного,
административного и трудового права;

— нацеливать коллектив
на все новое, прогрессивное;

— пользоваться
властью в руководстве коллективом так, чтобы интересы предприятия и личности
интересы трудящихся обеспечивались равной степени;

— контролировать
свои поступки и владеть своими эмоциями;

— стараться быть справедливым
и доброжелательным;

— четко выполнять
обещания, данные коллектива или отдельным работникам

Итак, в основе
руководства лежат такие категории менеджмента, как лидерство, влияние и власть.

Лидерство — это
способность влиять на отдельных работников и группы с целью сосредоточения
усилий на достижении целей организации.

 Влияние — это
любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого.

 Власть — это
возможность влиять на поведение других людей согласно с определенными
полномочиям.

Руководящий состав организации – что это такое, кто в него входит

Руководящий состав организации

О том, что представляет собой руководящий состав организации, следует знать каждому работодателю и простым кадровым работникам. Ведь только при наличии эффективной кадровой структуры с соответствующим разделением обязанностей между руководством предприятия и другими участниками трудового процесса можно рассчитывать на экономическую успешность и действенную оптимизацию расходов. При этом руководство предприятия и его квалификация очень часто оказывают не меньше влияния на показатели эффективности трудовой деятельности, чем непосредственный основной производственный состав штата.

Руководящий состав организации – что это такое

Прежде чем рассматривать непосредственно вопрос того, что же это такое – руководящий состав организации, необходимо ознакомиться с основными принципами формирования структуры кадров предприятия. В общем случае, персонал предприятия подразделяется на:

  • Административно-управленческий персонал (АУП). К данным сотрудникам относятся работники, не связанные напрямую с производственным процессом и оказанием услуг клиентам. При этом именно к данной категории относятся руководители отдельных структурных подразделений и предприятия в целом. Однако помимо руководящего состава организации, понятие административно-управленческого персонала является более широким, ведь он включает в себя и сотрудников, занятых обслуживанием деятельности самого предприятия. Например – бухгалтеров, работников кадрового отдела и других специалистов.
  • Производственный персонал. К производственному персоналу в целом относятся работники, обеспечивающие непосредственную экономическую выгоду организации своим трудом. Однако фактического требования участия именно в производстве, как в создании материальных ценностей, для отнесения сотрудников к категории производственного персонала нет. К нему относятся и работники, оказывающие услуги клиентам организации. Кроме этого, к производственному персоналу относятся и вспомогательный персонал – работники, не участвующие напрямую в экономической деятельности, но и не имеющие никакой прямой административной функции предприятия. Например – охранники, уборщицы и иные сотрудники, чья деятельность заключается в первую очередь в обслуживании самой организации.

С точки зрения законодательства, вопросы разделения труда и создания должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка во многом возлагаются на работодателя. Тем не менее, большое количество руководящих профессий упоминаются в единых квалификационных справочниках или даже имеют общепринятые профстандарты, в соответствии с которыми может регламентироваться их деятельность. Также особое правовое регулирование может иметь руководящий состав бюджетных учреждений – в таком случае его деятельность может рассматриваться положениями отдельных нормативных актов, касающихся непосредственно данной сферы труда.

Читайте интересную руководство по открытию интернет-магазина от Аллы Сокол.

Основные задачи руководства организации

К основным задачам руководящего состава в организации можно отнести следующие функции:

  • Управленческая. Основная задача руководителей – это непосредственное управление вверенными в их подчинение работниками. Осуществляется данная функция при помощи выдачи приказов и распоряжений, а основанием для её фактического существования служат правила внутреннего трудового распорядка и субординации на предприятии.
  • Связующая. Еще одна функция руководства организации – это обеспечение связи между собственником или вышестоящим руководством и непосредственными подчиненными. То есть – получение приказов и перераспределение задач, исходящих от высших руководителей к подчиненным с соответствующим их переформатированием.
  • Инновационная или творческая. Руководитель должен обеспечивать не только передачу приказов и управление сотрудниками, но и иметь возможность влиять на развитие как вверенного ему отдела или спектра задач, улучшение их эффективности, так и на повышение общего качества и отдачи от экономической деятельности всей организации.
  • Социальная. Руководитель также обязан регулировать не только рабочие процессы при помощи административных методов воздействия, обеспечивая фактическое управление. Также, обязанности руководителя должны включать в себя и обеспечение качественного психологического микроклимата и комфорта на предприятии. При этом он может также использовать и дополнительные методы воздействия в виде стимулирующих выплат или дисциплинарных взысканий.
  • Контролирующая. Руководитель должен нести определенную ответственность за действия его непосредственных подчиненных, что обеспечивает должную мотивацию его труда и повышает общее качество работы сотрудников в целом.

Виды руководящего состава предприятия

Руководящий состав предприятия не является однородным и не подразумевает абсолютного равенства и отсутствия отдельной структуры для входящих в него сотрудников. Напротив – эффективная организация труда достигается только в случае тщательного разделения сфер ответственности руководителей и создания структуры подчинения. Для этого может формироваться разделение руководителей по различным критериям, в первую очередь – горизонтального и вертикального характера.

  • Вертикальное разделение труда и иерархии работников предусматривает установление главенства одних руководителей над другими. Так, генеральный директор организации занимается в первую очередь управлением всем субъектом хозяйствования и выдачей указаний главным директорам по отдельным сферам деятельности. В свою очередь, данные директора имеют своих подчиненных руководителей в виде начальников определенных отделов или фактических исполнителей. Структура субординации подчинения является основой вертикального разделения труда.
  • Горизонтальное разделение. Многие руководители, находящиеся по сути на одной ступени вертикальной иерархии, или даже на разных ступенях, могут иметь различные обязанности и быть заняты в абсолютно различных сферах труда. Именно разделение по сферам ответственности и является основной горизонтальной иерархии, которая также должна быть рассмотрена при формировании руководящего состава организации.

В общем случае, вертикальное разделение труда может выглядеть следующим образом:

  • Собственник предприятия. Данный руководитель является олицетворением самого работодателя в целом и всегда имеет неограниченные полномочия в вопросах управления предприятием. При этом собственниками могут быть несколько лиц, тогда их решения могут приниматься только соответствующим образом на собрании учредителей. Или же, собственность может распределяться иным способом, например – собственниками могут фактически являться акционеры предприятия.
  • Высшее руководство. К высшему руководству организации в первую очередь относится главный управляющий орган. Высшим руководством может выступать как учредитель или предприниматель, так и отдельный генеральный директор. Кроме этого, высшим руководящим органом также может быть и коллектив руководителей, например – совет директоров. В целом, высшее руководство подчиняется только собственнику предприятия и может отдавать распоряжения всем иным руководителям организации. При этом обычно высшее руководство занимается общей организацией деятельности предприятия, без какой-либо специализации на определенной сфере деятельности.
  • Руководство первого звена. Под руководством первого звена подразумеваются основные руководители в определенных сферах деятельности. Например – главный бухгалтер, финансовый директор, коммерческий директор и подобные им должности. Именно они являются главным управляющим звеном в определенной общей сфере деятельности. При этом влиять на не находящиеся в сфере ответственности таковых руководителей процессы, в том числе и находящихся ниже по правилам субординации работников, обычно, подобные руководители не вправе.
  • Руководство второго звена. К руководителям второго звена обычно относят руководителей, не являющихся главенствующими в своей сфере ответственности и обеспечивающих реализацию практических решений вышестоящего руководства. При этом руководители второго звена как могут иметь в своем подчинении уже непосредственных исполнителей, так и могут являться составляющей частью системы руководства на предприятии, обеспечивая дальнейшее каскадирование и перераспределение решений вышестоящего начальства.

Необходимо понимать, что при организации руководящего состава в обязательном порядке следует учитывать именно правила прямого подчинения. Так, руководитель общей сферы деятельности, например, коммерческий директор не должен отдавать распоряжения напрямую работникам-исполнителям, а должен в первую очередь передавать их бригадиру, а уже он впоследствии будет решать, как именно распределять нагрузку и задачи между подчиненными. Однако, есть и ситуации, в которых вышеприведенная вертикальная иерархия может нарушаться. Так, секретарь относится формально к работникам низшего звена с точки зрения вертикальной иерархии, однако подчиняется он в первую очередь лишь своему непосредственному руководителю.

Требования к руководящему составу организации

Учитывая большой спектр задач и повышенный уровень ответственности руководящего состава организации, к сотрудникам, занимающим подобные должности или претендующим на них должны предъявляться особые требования. Так, любой представитель руководства предприятии должен обладать следующими качествами:

  • Наличие базовых навыков в своей сфере ответственности. Эффективный руководитель должен хотя бы в общих чертах понимать, чем занимаются его непосредственные подчиненные, осознавать их потенциал, сложность работы и её перспективы. При отсутствии соответствующих навыков, качество управления будет ниже. Однако быть профессионалом в своей сфере ответственности руководитель не обязан – эффективный исполнитель и квалифицированный специалист могут иметь куда более широкое понимание своих рабочих обязанностей, но не быть эффективными менеджерами и наоборот.
  • Наличие навыков управления. Это – главное требование к каждому руководителю. Руководитель должен четко понимать, как именно осуществляются его должностные обязанности, как он может воздействовать на своих подчиненных.
  • Авторитет. Любой руководитель должен обладать определенным авторитетом – как у своих подчиненных, так и у вышестоящего руководства. При отсутствии авторитета обеспечить эффективный менеджмент предприятия и управление персоналом он будет неспособен.
  • Мотивация. Каждый руководитель должен быть прямо мотивирован на эффективное исполнение своих обязанностей. При отсутствии мотивации, руководство в первую очередь сводится лишь к исполнению формальных требований и стремлению избежать повышенной ответственности, что может привести к общему ухудшению экономической деятельности субъекта хозяйствования.

При выборе руководства есть несколько подходов. Методов того, как выбрать руководителя в организации или отдельном её структурном подразделении существует множество. Однако, наиболее распространенными являются три основных подхода:

  • Поиск опытного специалиста. В данном случае работодатель публикует вакансию о поиске руководителя с определенными навыками работы и стажем. Плюсом подобного подхода являются минимальные затраты на заполнение вакантного рабочего места и подготовку сотрудника. Однако, данный специалист не обязательно в итоге будет обладать должным авторитетом и ему в любом случае необходимо будет пройти через процесс адаптации сотрудника на новом рабочем месте.
  • Повышение по должности имеющегося сотрудника. В данном случае работодатель имеет возможность самостоятельно подготовить руководителя из перспективных сотрудников. При этом такой работник однозначно будет лучше понимать специфику предприятия и будет иметь устоявшиеся взаимоотношения с коллективом. Однако далеко не всегда есть возможность найти подходящую кандидатуру на должность руководителя среди работников предприятия, и подобный подход также может повлечь за собой дополнительные затраты на обучение будущего руководителя.
  • Привлечение стороннего специалиста по принципуаутсорсинга. В некоторых случаях часть административных и управленческих функций может быть передана иной компании или отдельному специалисту. Такой подход позволяет в минимальные сроки заполнить имеющийся пробел в штатном расписании и снизить общую нагрузку на административный аппарат предприятия. Однако он характеризуется достаточно большими расходами и ограниченным количеством механизмов влияния на привлеченного сотрудника, равно как и низким уровнем мотивации и вовлечения руководителя в деятельность организации.

Оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)

Загрузка…

1 Сущность и содержание менеджмента

1.1 Основные понятия менеджмента.

1.2 Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции менеджмента, виды, методы, принципы).

1.3 Необходимость управления.

1.4 Природа управления. Цели и задачи менеджмента.

1.5 Виды менеджмента.

1.1 Основные понятия менеджмента

В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.

Менеджмент — это:

1) способ, манера общения с людьми;

2) власть и искусство управления;

3) особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;

4) орган управления — административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Главная задача людей в аппарате управления — это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей [21].

Кроме того, менеджмент:

— это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;

— это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;

— это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.

По мнению Короткова Э.М. [18] менеджмент — это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление, по его мнению, — это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы (организации) в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание). Целеполагание — исходный момент в менеджменте.

Если управление — это воздействие, значит существуют:

— среда (система управления);

— средства (механизм управления);

— действия (процесс управления).

Наиболее распространенные подходы к определению сущности менеджмента определены [21] на схеме (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 — Основные подходы менеджмента

Менеджмент — область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Следует различать понятия: управление, менеджмент, руководство [22].

Управление > Менеджмент > Руководство.

Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности(например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и объединениях).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социальноэкономическим процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций [13].

1.2 Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, виды, методы, принципы менеджмента)

Категории менеджмента — это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации [22].

Основные категории менеджмента — это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

Объектом менеджмента, его основополагающей категорией является организация, как сознательно координированное для достижения установленных целей сообщество людей.

Субъекты менеджмента — руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности.

Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта; функциональных областей и уровней объекта [22].

При этом различают следующие виды объекта управления:

— операция;

— проект;

— система.

Функциональные области деятельности объекта:

— маркетинг;

— производство;

— финансы;

— кадры;

— НИОКР.

Уровни объекта управления:

— рабочее место;

— участок;

— цех;

— производство;

— предприятие;

— объединение.

По признаку содержания различают менеджмент:

1) Нормативный — предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

2) Стратегический — предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

3) Оперативный менеджмент — предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Различают общие функции менеджмента (формирование целей, нормирование, прогнозирование, планирование, организация, координация, учет контроль, анализ).

Технологические функции (решения, коммуникации, регулирующие воздействия).

Социально-психологические функции (делегирование, мотивация).

Исходя из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.

Методы управления: административные, экономические, социальнопсихологические.

Концепция менеджмента по Э.М. Короткову [18] основывается на следующих принципах.

1) Принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления.

2) Принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы «почему?» и «что же дальше?».

3) Принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы — и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа.

4) Принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов.

5) Принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать «принципом матрешки». В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг — это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, функциям, целям. Видеть их различие и связь — очень важная проблема в методологии практического управления.

6) Принцип разделения системообразующих и системоразрушающих фкторов, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов.

7) Принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.

8) Принцип коммуникативности заключается в том, что объект управления социально-экономическая система существует благодаря связям социальноинформационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяют функционирование и развитие системы.

Принципы системного подхода должны занимать центральное место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления.

1.3 Необходимость управления

Реформирование российской экономики, связанное с переходом к рыночным принципам хозяйствования, во главу угла ставит проблему конкурентоспособности деятельности хозяйствующего субъекта.

Важнейшим условием конкурентоспособности является низкий уровень цен при должном уровне качества продукции.

Отечественная практика ценообразования, базирующаяся на затратном подходе, привела к тому, что предприятия не способны своевременно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Опыт зарубежных предприятий свидетельствует о том, что практика хозяйствования должна строиться на повседневной работе с издержками, направленной на их снижение, что обеспечивает стабильность позиции предприятия (организации) на рынке.

В условиях жесткой конкуренции возникает необходимость создания механизма управления затратами. Решение этой задачи настоятельно требует поиска научных подходов к выбору методов и способов целенаправленного воздействия на процесс формирования затрат в ходе производства.

Вместе с тем, для решения этой проблемы, важное значение имеют процессы управления, эффективность и своевременность их проведения. Для реальной оценки регулируемой ситуации, выбора и осуществления корректирующего воздействия необходима гибкая и логичная организация управления. Это достижимо при четком разграничении полномочий и обязанностей аппарата управления, исполнительского состава, увязки всех действий в единую программу действий. Обеспечение конкурентоспособности прямым образом связано с разработкой и проведением мероприятий по достижению высокой рентабельности, следовательно, с необходимостью регулярного анализа затрат на каждом из участков. Поэтому выбор корректирующего воздействия требует повседневного отслеживания и сопоставления затрат по отдельным операциям и задачам, что связано с очень высокой трудоемкостью выполнения подобных работ часто при отсутствии необходимого инструментария, адаптированного к специфике деятельности предприятия.

Подход, основанный на отслеживании затрат и управлении ими на каждом без исключения участков и по всем видам работ реально позволит активизировать резервы повышения эффективности и качества выполняемых работ.

1.4 Природа управления. Цели и задачи менеджмента

Современный менеджмент имеет сложную природу. С одной стороны, управление — это производительный труд, возникающий в процессе комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство производственного цикла. С другой стороны, управление — это деятельность по наблюдению, отслеживанию и контролю, в основе которой лежит противоположность между трудом непосредственно (трудом производителя) и собственником средств производства. Труд в сфере управления предполагает выполнение общественно необходимых задач по формированию, организации, регулированию, контролю и координации социально-экономических процессов. При этом мероприятия по контролю, отслеживанию и контролю охватывают как «капитал-собственность», так и «капитал-функцию», активизирующую рабочую силу. «Капитал-функция» выполняет роль управляющей силы над трудом. Собственность, как материальная основа благосостояния общества, реально обеспечивает собственникам право управления факторами производства (трудом, средствами и предметами труда, капиталом). Люди всегда определенным образом упорядочивали свою деятельность. Производство, его стремительное развитие постепенно убедило в невозможности успешного функционирования без упорядочения работы в организациях.

К.Маркс, анализируя капиталистический способ производства, показал, что с накоплением собственности, с усложнением как органического, так и технического строения капитала собственники средств производства передают часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным служащим — менеджерам. Менеджеры как профессионалы в сфере организации и координации процессов управления людьми, средствами и предметами труда в определенной степени являются исполнителями воли собственника. С расширением производства, усложнением используемых техники и технологий, появляется необходимость в обособлении отдельных видов работ (функций). На этом процессе делал в свое время акцент Макс Вебер, утверждая, что по мере развития капиталистического общества управленческая деятельность приобретает атрибуты первичности по отношению к системе собственности. Аналогичную позицию занимал американский социолог Д. Белл:»Реальное размежевание в современном обществе проходит не между теми, кому принадлежат средства производства, и так называемым «пролетариатом». Оно коренится в системе бюрократических и властных отношений между теми, кому принадлежит право принятия решений, и теми, кто таковым правом не располагает»…Следует вывод о том, что совершенствование управленческих отношений постепенно провоцирует толчок к реализации некой «рациональной модели общества», сформированной на прочных научных началах.

Открывая свое дело, предприниматель должен как бы создать свое коммерческое пространство, ориентируясь на те товары, работы и услуги, которые пользуются спросом потенциальных потребителей. Современный рынок вынуждает фирмы участвовать в конкурентной борьбе. Это значит — постоянно заботиться о наращивании объемов производства, обновлении ассортимента, снижении издержек, повышении качества, освоении новых рынков, активизации покупок и т.д. С этой точки зрения следует говорить о результативности и эффективности деятельности. В первом случае — отслеживать и оценивать полученные результаты в сравнении с запланированными показателями. Во втором случае речь идет о сравнении полученных результатов с затратами. Постоянная работа по обеспечению результативности и эффективности является основной целью менеджмента. Другой важной целью менеджмента является обеспечение нужд клиентов, создание новых рынков. Данную цель можно дифференцировать на две составляющие.С одной стороны — управление качеством продукции, работ, услуг. С другой — управление ассортиментом, создание и поиск новых рынков. Основная цель как фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по наиболее важным функциональным направлениям деятельности: маркетинг, производство, финансы, кадры, инновации, менеджмент [22].

Таблица 1.1 — Примеры ключевых целей организации (промышленного предприятия)

Деятельность менеджеров носит многоцелевой характер. Приходится решать стратегические, текущие и оперативные цели и задачи. При этом характер целей и задач разный: социальный, экономический, организационный, научный и технический. Отдельного внимания требуют непредвиденные ситуации, разработки стабильного алгоритма решения — традиционные проблемы. Классификация целей с учетом специфики организации позволяет конкретизировать механизмы и методы, используемые инструменты и, тем самым, повышать качество управления и эффективность деятельности [22] (таблица 1.2).

Таблица 1.2 — Классификация целей менеджмента

Разнообразие целей и задач менеджмента настолько велико, что без комплексного, системного подходов к определению их состава невозможно обойтись ни одной организации, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве проверенного средства дифференциации целей на практике используют т.н. «дерево целей».

Задачи менеджмента:

1) обеспечение автоматизации производства и переход к использованию высококвалифицированных работников;

2) стимулирование работы сотрудников фирмы, путем создания для них лучших условий труда и установление справедливого уровня заработной платы;

3) постоянный контроль эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

4) постоянный поиск и освоение новых рынков;

5) выявление конкретных целей развития фирмы;

6) выявление приоритетных целей развития фирмы, их очередности и своевременности решения;

7) разработка стратегии развития фирмы, т.е. хозяйственных задач и путей их решения;

8) выработка формы мероприятий для решения проблем в разные периоды деятельности;

9) определение необходимости ресурсов и источников их обеспечения;

10) установление контроля выполнения поставленной задачи.

При успешном решении всех перечисленных задач, реализуется конечная цель менеджмента, которая состоит в обеспечении прибыльности, доходности фирмы, в деятельности фирмы путем рациональной организации процесса производства, развития технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

1.5 Виды менеджмента

Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Оно широко используется применительно к разным социальноэкономическим процессам, осуществляемым в рыночных условиях хозяйствования.

Виды менеджмента — специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Общий или генеральный менеджмент — заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом…)

В любой организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их отношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

Виды менеджмента определяются объектами управления в компании:

Рисунок 1.2 — Объекты и виды менеджмента

Административный менеджмент — это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.

Рыночный менеджмент (маркетинг) — изучение и формирование (с помощью рекламы, стимулирование сбыта), потребительского спроса, выдача соответствующих ориентиров, научно-техническим и сбытовым службам).

Инновационный (научно-технический) менеджмент — это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, научно-техническим потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.

Производственный менеджмент — это организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.

Менеджмент персонала (морально — этический) — это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.

Экологический менеджмент — организация предупреждения, недопущения и устранения последствий вредных воздействий производства на окружающую среду.

Маркетинг стратегический — это маркетинг взаимоотношений и рыночных сетей.

Инвестиционный менеджмент — это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и других выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов.

Творческий (креативный) менеджмент — это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации процессов в сферах НИОКР, производства, маркетинга, финансов, кадровой политики и т.д.

Стратегический менеджмент — это обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Антикризисное управление — деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства и развития на основе: а) внедрения новых технологий; б) анализа деятельности всех структурных подразделений; в) обновления основного капитала предприятия [2].

1.6 Контрольные практические задания

Вопросы по теме

1) Что понимается под термином “менеджмент”?

2) Почему менеджмент понимается, в частности, как интеграционный процесс?

3) В чем заключается главная задача аппарата управления?

4) Менеджмент — это целенаправленное воздействие?

5) Объясните следующее соотношение: Управление Менеджмент Руководство.

6) Что следует понимать под категориями менеджмента? Перечислите их.

7) Что называется объектом управления?

8) Что понимают под субъектом управления?

9) Перечислите виды объекта управления.

10) Перечислите уровни объекта управления.

11) Какие функциональные области выделяют при характеристике объекта управления?

12) Что понимается под функцией менеджмента?

13) На каких принципах строится концепция менеджмента по Э.М. Короткову?

14) Обоснуйте необходимость управления, его особенности в условиях рынка.

15) В чем заключаются цели и задачи менеджмента?

16) Какие виды менеджмента формируют функциональный менеджмент в организации?

Тесты

1. Менеджмент — как интеграционный процесс предусматривает:

а) выполнение функции, обеспечивающей формирование структуры организации;

б) последовательное выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации;

в) активизация инновационной деятельности.

2. Наиболее часто используемыми подходами к определению сущности и содержания менеджмента считают:

а) менеджмент — это функция (вид деятельности);

б) менеджмент — процесс (последовательность функций);

в) менеджмент — это административная единица (орган управления);

г) менеджмент — наука и искусство;

д) менеджмент — категория людей;

е) менеджмент — коммуникации (взаимодействия) людей в процессе деятельности;

ж) а, б, в;

з) а, б, в, г;

и) а, б, в, г, д;

к) нет правильных ответов.

3. К категориям менеджмента относятся:

а) методы;

б) функции;

в) виды;

г) объекты;

д) субъекты;

е) принципы;

ж) г, д, е;

з) а, б, в, г, д, е;

и) а, б, в, е.

4. Субъектами менеджмента считают:

а) руководителей предприятия;

б) руководителей структурных звеньев;

в) организаторов определенных видов работ (администраторов);

г) организации;

д) конкурентов;

е) а, б, в;

ж) г, д;

з) нет правильных ответов.

5. Объектами менеджмента считают:

а) операцию;

б) проект;

в) систему;

г) а, б;

д) а, б, в.

6. Какое из неравенств верно?

а) Управление > Менеджмент > Руководство.

б) Менеджмент > Управление > Руководство.

в) Менеджмент > Руководство > Управление.

7. Менеджмент, предусматривающий разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации, называется:

а) оперативным;

б) стратегическим;

в) нормативным.

8. Деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйствующего субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства на основе внедрения новых технологий; анализа деятельности всех структурных подразделений; обновления основного капитала предприятия является:

а) антикризисным управлением;

б) стратегическим управлением;

в) административным управлением.

9. Организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, научно-техническим потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований — это:

а) инновационный менеджмент;

б) инвестиционный менеджмент;

в) стратегический менеджмент.

10. Приведите в соответствие:

1) субъект управления;

2) объект управления.

а) активная часть, вырабатывающая управленческие воздействия;

б) часть, подвергающаяся воздействию управляющих сигналов (воздействий).

11. Менеджер — это:

а) специалист по организации и управлению трудом других людей;

б) член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи;

в) человек, способный понять структуру потребностей потребителей, сочетать свое понимание со знаниями в области управления (производством) в целях создания благ, способный творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагающий капиталом, энергией и несущий расходы по организации дела (бизнеса);

г) а, б;

д) а, б, в.

12. Административный менеджмент предполагает:

а) разработку и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль за их выполнением;

б) организацию и управление поставками материальных ресурсов, производством и сбытом товаров с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции;

в) обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

13. Производственный менеджмент предполагает:

а) разработку и принятие управленческих решений. Распределение заданий между исполнителями и контроль за их выполнением;

б) организацию и управление поставками материальных ресурсов, производством и сбытом товаров с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции;

в) обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Кто такой руководитель?

Кто такой руководитель?

Руководителем, директором или генеральным директором организации считается физическое лицо, осуществляющее руководство в соответствии с трудовым кодексом РФ, нормативно-правовыми актами и другими федеральными законами. Директор является работником организации и действует от имени юридического лица, без оформления доверенности.

Задачи руководителя компании:

  • обеспечение трудовой деятельности работников;
  • представление организации во внутренних и внешних отношениях;
  • распределение ресурсов;
  • разработка стратегий;
  • принятие управленческих решений.

На РБК Компании можно найти информацию о зарегистрированных в России юридических лицах по названию, ОГРН или ИНН.

кто такой руководитель организации

Требования к руководителю организации

Руководство является ответственным за все действия предприятия. Назначение на должность происходит по общему решению совета участников общества. Срок определяется уставом. Все сведения об изменениях, связанных с руководством вносятся в ЕГРЮЛ.

В должностной инструкции руководства обязательно есть следующие пункты:

  • лицензирование направлений деятельности;
  • контроль и мотивация всех участников предприятия;
  • общее руководство;
  • разработка и реализация планов, связанных с развитием компании;
  • контроль соответствия работы нормативно-правовым актам и государственным законам;
  • ведение учета;
  • представление организации в суде;
  • внедрение инновационных технологий и разработок;
  • аттестация работников;
  • выполнение решений совета директоров.

Учредители организации вправе выбрать любое название для руководства: Управляющий, Администратор, Генеральный директор, Президент, Заведующий, Главный врач и т.п. 

Руководитель является лицом принимающим решения. При оформлении документации должность указывается в зависимости от конкретного случая.

На РБК Компании публикуются официальные сведения о юридических лицах и руководителях. Для поиска введите название, ОГРН или ИНН в поисковую строку.

Читайте также:

Понятие торговой марки

Кто такой учредитель компании?

3.4.1 Понятие и характеристика руководства

Руководитель
фирмы или руководители ее подразделений
являются центральными фигурами в
менеджменте фирмы или подразделения,
т. к. руководят фирмой, подразделением,
службой, группой людей и т. д.

Руководитель
представляет собой, прежде всего, систему
обработки информации. Он принимает
информацию от внешних и внутренних
источников; является своеобразным
нервным центром, перерабатывающим эту
информацию; затем передает ее подчиненным
или во внешнюю среду фирмы (рисунок
3.5).

Рисунок
3.5 – Руководитель как система обработки
информации

Американские
ученые Роберт Блейк и Джейн Моутон
доказали, что для обеспечения эффективного
руководства фирмой руководитель должен
объединить в своей деятельности
следующее:

— инициативность;

— информированность;

— умение защищать
свое мнение;

— принятие решений;

— умение решать
конфликтные ситуации;

— критический
анализ.

Украинский
экономист В. Терещенко видел основную
задачу руководителя в том, что он должен
дирижировать работой руководимой им
организации или коллектива, подобрать
хороший персонал, разработать
организационную структуру фирмы, выбрать
основное направление ее деятельности,
координировать всю работу, бороться с
непроизводительными затратами, учиться
интенсивно работать и улучшать качество
работы.

В
основе руководства фирмой лежат три
категории менеджмента: лидерство,
влияние и власть.

Комплекс обязанностей
руководителя:


руководитель обязан следить за тем,
чтобы во всех подчиненных ему отделах
работали люди, которые соответствуют
по деловым качествам, характеру работы
и кругу своих обязанностей;


руководитель должен предоставлять
своим сотрудникам возможность работать
и принимать решения самостоятельно, он
может вмешиваться в работу своих
подчиненных только в экстремальных
случаях;


руководитель должен давать своим
подчиненным только четко определенные
задания с указанием сроков выполнения;

— руководитель
обязан координировать и контролировать
деятельность своих подчиненных, при
необходимости поправлять и критиковать
их;


руководитель должен советоваться со
своими сотрудниками во всех тех случаях,
когда им надлежит принимать решения,
выходящие за рамки их компетенции. Он
принимает решения только после совещания
со своими сотрудниками;

— если подчиненные
не выполняют своих задач, а решение
вопроса носит безотлагательный характер,
руководитель должен сам принимать
решение.

3.4.2 Лидерство, влияние, власть. Формы власти и влияния

Несмотря
на то, что руководство – существенный
компонент эффективного управления,
эффективные лидеры не всегда являются
одновременно и эффективными управляющими.
Об эффективности лидера можно судить
по тому, в какой степени он влияет на
других. Здесь следует видеть различие
между управлением и лидерством.

Управление
– это умственный и физический процесс,
результатом которого является выполнение
подчиненными определенных поручений
(функций) и решение определенных задач.

Лидерство
– наоборот, процесс, с помощью которого
одно лицо оказывает влияние на членов
группы, направляя их усилия на достижение
целей организации.

Хорошим
руководителем организации считается
человек, который одновременно является
лидером и эффективно управляет своими
подчиненными. Его основная цель – влиять
на подчиненных так, чтобы они выполняли
работу, порученную фирме, и способствовали
достижению поставленных целей.

Влияние
– это поведение одного человека, которое
вносит изменения в поведение, отношения,
чувства другого человека.

Руководитель
любого уровня управления должен и влияет
на подчиненного. Модель такого влияния
представлена на рисунке 3.6.

Рисунок 3.6 –
Модель влияния руководителя на
подчиненного

Для
того чтобы сделать свое лидерство и
влияние эффективными, руководитель
должен развивать и применять власть.
Власть – это возможность влиять на
поведение других.

Руководитель
(менеджер) должен понимать, что объем
власти определяется не уровнем его
формальных полномочий, а степенью
зависимости подчиненных от него.
Руководитель имеет власть над подчиненными
потому, что они зависят от руководителя
в вопросах зарплаты, получения заданий,
продвижения по служебной лестнице,
удовлетворения социальных потребностей,
получения материальной помощи и т. п.

Руководство
производством и персоналом осуществляется
с помощью функций и методов менеджмента,
коммуникаций и др. путем принятия
управленческих решений.

Следовательно,
чтобы руководить, необходимо влиять, а
чтобы влиять – необходимо обладать
властью.

В менеджменте
различают 5 основных форм власти:

1 Власть, основанная
на принуждении.

2 Власть, основанная
на вознаграждении.

3
Экспертная власть (исполнитель верит,
что влияющий обладает специальными
знаниями, которые позволяют удовлетворить
потребности).

4 Эталонная власть
(власть примера).

5
Законная или традиционная власть
(исполнитель верит, что руководитель
имеет право отдавать приказания и что
его долг – подчиняться им. Все руководители
пользуются законной властью, т. к. им
делегированы (предоставлены) полномочия
управлять другими людьми).

Функционирование
организации полностью зависит от
способности подчиненных по традиции
признавать авторитет законной власти.
Законная власть базируется на традициях,
которые способны удовлетворить
потребность исполнителя в защищенности
и принадлежности к делу.

Влияние
руководителя на подчиненного может
осуществляться различными методами.
Они делятся на:

— методы, используемые
при личном общении;

— косвенные методы;

Методы
личного общения предполагают использование:

— власти, основанной
на обязанности;

— власти, основанной
на предполагаемой компетенции;


власти, основанной на отождествлении
с руководителем;

— власти основанной
на представлении о зависимости;


власти, основанной на принуждении и на
представлении о зависимости;

— убеждения.

К косвенным методам
относятся:


манипулирование окружением другого
человека, используя один или все прямые
методы;


изменение сил, которые воздействуют на
индивидуума, – правил формальной
организации, технологии, ресурсов, целей
фирмы.

Сравнение
различных методов, их преимущества и
недостатки приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 –
Сравнение различных методов влияния

Метод

На
что влияет

Плюсы

Минусы

1

2

3

4

Методы,
используемые при личном общении

Использование
власти, основанной на обязанности

Использование
власти, основанной на предполагаемой
компетенции

Поведение
в пределах зоны, которую другой считает
законной в свете своих обязанностей

Отношения в
пределах зоны предполагаемой компетенции

Быстрота,
не требует затрат ресурсов

Быстрота,
не требует затрат ресурсов

Если
просьба за пределами зоны, то не
действует; если она заходит слишком
далеко, ее могут посчитать незаконной

Если
просьба за пределами зоны, то не
действует; если она заходит слишком
далеко, ее могут посчитать незаконной

Продолжение
таблицы 3.1

1

2

3

4

Использование
власти, основанной на отождествлении
с руководителем

Отношения
и поведение, не противоречащие идеалам,
лежащим в основе отождествления

Быстрота,
не требует затрат ограниченных
ресурсов

Ограничен
влиянием, не противоречащим идеалам,
которые лежат в основе отождествления

Использование
власти, основанной на представлении
о зависимости

Использование
власти, основанной на принуждении и
на представлении о зависимости

Использование
убеждения

Сочетание
различных методов

Широкое
разнообразие видов поведения, которое
может быть управляемым

Широкое
разнообразие видов поведения, которое
может быть управляемым

Широкий
диапазон отношений и видов поведения

Зависит
от точности сочетания

Быстрота;
может быть действенным в тех случаях,
когда другие методы не действуют

Быстрота;
может быть действенным в тех случаях,
когда другие методы не действуют

Может
производить внутреннюю мотивацию,
которая не требует управления; власти
или расходования ресурсов

Может
быть более действенным и менее
рискованным, чем использование
какого-то одного метода

Повторяющееся
влияние другого человека на приобретение
власти над влияющим

Предполагает
к ответному удару; очень рискованно

Может
требовать много времени; нужен
слушатель

Более
дорогостоящий подход, чем какой-то
один метод

Косвенные методы

Манипулирование
окружением другого человека, используя
один или все прямые методы

Широкий
диапазон отношений и видов поведения

Может
дать результат, когда не срабатывают
прямые методы

Может
потребовать много времени, сложен
для использования; рискованный, если
часто используется

Продолжение
таблицы 3.1

1

2

3

4

Изменение
сил, которые воздействуют на индивидуума
– правил формальной и неформальной
организации, технологии, имеющихся
ресурсов, объявленных целей организации

Широкий
спектр отношений и видов поведения
на непрерывной основе

Имеет
непрекращающееся влияние, а не
одноразовый эффект; может иметь
сильное воздействие

Соседние файлы в папке Менеджмент

  • #
  • #

Руководство предприятия

Предмет
Инновационный менеджмент

Разместил

🤓 Svetlana.giving

👍 Проверено Автор24

определяет цели и основные требования проекта, а также порядок их корректировки.

Научные статьи на тему «Руководство предприятия»

Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности

Определение 1

Руководство предприятия — это лицо или группа работников, которые осуществляют управление…
Работа руководства предприятия по управлению качеством
Результаты многочисленных исследований говорят…
о том, что большая часть успешного решения проблемы на предприятии зависит от высшего звена его руководства
Руководство предприятия представлено одним или несколькими лицами, которые принимают управленческие решения…
Высшему руководству предприятия нужно обеспечить установление целей в области качества (включая цели,

Автор24

Статья от экспертов

Руководство производственной практикой студентов на предприятиях туризма

Общая характеристика современных стилей руководства предприятием

Сущность понятия «стиль руководства»
Стиль руководства (стиль управления) может быть предопределен особенностями…
Стиль руководства предприятием рассматривает индивидуально-типические характеристики устойчивых методов…
руководителей в отношении подчиненных лиц для оказания на них влияния и побуждения их к достижению целей предприятия
Виды стилей руководства
Стиль руководства представляет собой способ управления подчиненными,….
между руководством и работниками.

Автор24

Статья от экспертов

Роль руководства предприятия во всеобщем управлении качеством

В данной статье рассматриваются важность участия руководства в управлении качеством, формирование политики качества, создание и функционирование систем качества.

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
    карточек

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИфизическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ).

В соответствии со ст. 53 ГК РФ Р. о. являются лицами, которые по договору исполняют функции органа юридического лица, реализуют от его имени гражданские права и обязанности.

ТК РФ закрепил 2 критерия, характеризующих правовое положение Р. о.:

является работником, выполняющим особую трудовую функцию согласно заключенному с ним трудовому договору;

реализует компетенции юридического лица в гражданском обороте, т. е. осуществляет деятельность, которая регулируется нормами не только трудового, но и гражданского права.

Положения гл. 43 ТК РФ распространяются на руководителей всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:

Р. о. является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;

управление организацией осуществляется по договору с др. организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Права и обязанности Р. о. в области трудовых отношений определяются ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации, трудовым договором (ст. 274 ТК РФ).

Трудовой договор с Р. о. заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. Как правило, в трудовых договорах с Р. о. закрепляется принцип единоначалия.

Р. о. имеет право:

самостоятельно решать вопросы, касающиеся деятельности организации, за исключением вопросов, отнесенных законодательством к ведению иных органов;

организовывать работу;

действовать без доверенности от имени организации;

представлять интересы организации на территории РФ и за ее пределами;

распоряжаться имуществом организации;

заключать договоры, в т. ч. трудовые;

выдавать доверенности;

совершать иные юридические действия;

открывать в банках расчетные и др. счета;

утверждать штатное расписание и иные локальные акты.

Р. о. делегирует часть своих прав заместителям, издает приказы, выносит дисциплинарные взыскания, утверждает положения о представительствах и филиалах и т. д. В трудовой договор с Р. о. могут быть включены и др. полномочия и обязанности, основанные на учредительных документах и соответствующие трудовому законодательству. Р. о. может занимать оплачиваемые должности в др. организациях (работать по совместительству) только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Р. о. не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации (ст. 276 ТК РФ).

Трудовой договор с Р. о. может быть расторгнут по следующим основаниям:

в связи с отстранением от должности Р. о. в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо лицом (органом), уполномоченным собственником, решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством РФ;

по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором (ст. 279 ТК РФ).

Р. о. имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за 1 месяц (ст. 280 ТК РФ).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал для субару аутбек 2011
  • Ноотропил инструкция по применению цена в барнауле
  • Ork mek gun инструкция по сборке
  • За рулем руководство по эксплуатации тойота
  • Вывести деньги с яндекс про на карту сбербанка пошаговая инструкция