НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СССР ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ИДЕЙНУЮ МАТРИЦУ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ВСЕГДА БРАТЬСЯ ЗА ОСНОВУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
российский историк и блогер Иван Правдолюбов
Национальная политика Советского Союза (по-другому – советская национальная политика) в Российской Федерации (а до её образования в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике — РСФСР) интенсивно критикуется с горбачёвской перестройки (то есть с 1987 года) по настоящее время.
В горбачёвскую перестройку национальная политика СССР (Союза Советских Социалистических Республик) критиковалась так называемыми демократами (то есть сторонниками реставрации капитализма в Советском Союзе). Данная критика входила в комплекс их доводов, которыми они обосновывали необходимость разрушения Советского Союза.
После того как в 1991 году Советский Союз распался, демократы, оказавшись в России у власти, взяли советскую национальную политику на вооружение и, фактически продолжив её в неизменном виде, критиковать её прекратили (бывает, конечно, что и сейчас кто-то из них возьмет да и вякнет о ней что-нибудь плохое, но в целом данная тема демократами стала замалчиваться).
Однако в постсоветской России советская национальная политика стала очень активно критиковаться доморощенными русскими националистами.
Можно ли указанную выше критику признать обоснованной? Действительно ли национальная политика в СССР была плохой? Ни в коем разе! Почему? На эти и некоторые другие связанные с ними вопросы я и попытаюсь мотивированно ответить в своей статье.
В связи с тем, что демократами советская национальная политика как-бы уже оставлена в покое, я ограничусь анализом и оценкой критических доводов по отношению к ней нынешних русских националистов (хотя, по сути, они почти полностью совпадают с ранее часто звучавшими доводами демократов). Наиболее известными из них, пожалуй, являются Владимир Александрович Кучеренко (псевдоним Максим Калашников), Игорь Всеволодович Гиркин (псевдоним Игорь Стрелков). Они регулярно появляются на телевизионных интернет-каналах, где подробно излагают собственные взгляды, в том числе касающиеся национальной политики в СССР. Поэтому, рассуждая, я буду мысленно представлять данных лиц в качестве своих главных оппонентов, а их критику советской национальной политики эталонной для всех русских националистов.
Итак, приступаю… Максим Калашников и Игорь Стрелков совершенно обоснованно полагают, что национальная политика СССР – это ленинская и сталинская национальная политика, так как её принципы были заложены ещё В.И. Лениным и развиты затем И.В. Сталиным (по сути, советская национальная политика, ленинская национальная политика, сталинская национальная политика – синонимичные понятия).
Что это за принципы? Если говорить кратко и простым языком, они сводятся к следующему: 1) все национальности Советского Союза обладают абсолютно равными правами; 2) никакая из национальностей Советского Союза не подвергается каким-либо притеснениям; 3) всем национальностям Советского Союза создаются условия для нормального существования и развития; 4) все национальности Советского Союза обязаны жить в мире и согласии, поддерживать добрососедские и, более того, братские отношения; нарушающие данные отношения проявления национализма недопустимы и должны жёстко пресекаться; 5) все национальности Советского Союза обязаны оберегать, укреплять и защищать свою родину – Советский Союз; 6) русская национальность как самая многочисленная в Советском Союзе несёт дополнительную обязанность по сплачиванию всех остальных национальностей Советского Союза; 7) все национальности Советского Союза должны изучать и знать язык, культуру, историю русской национальности как самой многочисленной и фактически государствообразующей; русская, украинская, белорусские национальности являются близкородственными.
В общем, советская национальная политика – это политика, основанная на идеологии интернационализма, то есть идеологии, проповедующей дружбу и сотрудничество между нациями. По замыслу Ленина, такая национальная политика должна обеспечить устойчивость и прочность многонационального государства каковым и был Советский Союз (и, кстати, является сейчас его правопреемник – Российская Федерация).
Разве советская национальная политика, базировавшаяся на указанных выше принципах, была чем-то плоха? Нет! Она, по своей сути, являлась идеальной, так как была справедлива по отношению ко всем без исключения национальностям Советского Союза и ориентировала их не на вражду, а на мир, согласие и совместный созидательный труд!
РИА Новости, Иосиф Будневич, https://ru.sputnik.kz/photo/20180128/3851537/kentau-goroda-v-arhivnyh-kadrah.html
Но русские националисты так не считают. Скажем, тот же Максим Калашников часто повторяет, что советская национальная политика (лично он любит называть её именно ленинской национальной политикой) должна быть помещена в саркофаг, в глубокую шахту, ибо, по его мнению, история Советского Союза доказала полную несостоятельность идеологии интернационализма.
Какие же доводы приводят русские националисты в обоснование своей позиции? Сейчас я их изложу попунктно и сразу также попунктно, проанализировав их, дам свою оценку.
Дмитрий Донской, https://pastvu.com/p/800332
Русские националисты, приступая к критике советской национальной политики, как правило, начинают с цитат её родоначальника В.И. Ленина, в которых последний, как они полагают, отрицательно отзывается о русской нации (мол, советская национальная политика не могла быть хорошей, поскольку В.И. Ленин ненавидел русских). Однако данные цитаты они истолковывают превратно, искажая их смысл.
Например, русские националисты любят вспоминать слова Ленина из его заключительного доклада на VIII съезде Российской коммунистической партии (большевиков), состоявшегося в марте 1919 года в Москве… «Это такие возражения, по поводу которых я говорил: поскрести иного коммуниста — и найдешь великорусского шовиниста… В этом деле мы должны быть очень осторожны. Осторожность особенно нужна со стороны такой нации, как великорусская, которая вызвала к себе во всех других нациях бешеную ненависть, и только теперь мы научились это исправлять, да и то плохо».
Но, уважаемые читатели, в данном докладе Ленин вовсе не говорил, что русская нация гадкая. В докладе он лишь призывает русских (и прежде всего членов правящей партии — русских коммунистов) для нормализации межнациональных отношений в Советской России (Советский Союз тогда ещё не был образован) хорошо и с пониманием относиться к нерусским народам, у которых ещё в дореволюционные времена сформировалась убеждённость в том, что русские их угнетают. Что неправильного или дурного в этом призыве? Ничего!
А вот отрывок из статьи В.И. Ленина 1914 года «О национальной гордости великороссов», из которого отчетливо видно, что он хоть и относился к числу революционеров, но никаким ненавистником русских не был… «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т.е. 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнёту и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика… Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и социализм… И мы, великорусские рабочие, полные чувства национальной гордости, хотим во что бы то ни стало свободной и независимой, самостоятельной, демократической, республиканской, гордой Великороссии, строящей свои отношения к соседям на человеческом принципе равенства, а не на унижающем великую нацию крепостническом принципе привилегий…».
Русские националисты считают, что советская национальная политика, не предоставляя русской нации преимуществ перед другими нациями Советского Союза, поступала по отношению к русским несправедливо, поскольку русские заслужили такие преимущества тем, что внесли наибольший вклад в разгром гитлеровской Германии.
Но, извините, то, что большая часть воюющих с гитлеровцами советских граждан были по национальности русскими объясняется тем, что русские являлись самой многочисленной в Советском Союзе нацией. Казахи, грузины, татары и другие советские народы в силу своей сравнительной с русскими малочисленности были просто не в состоянии отправить на фронт столько же воинов, сколько отправили туда русские. Но тем не менее и казахи, и грузины, и татары, и другие нерусские народы Советского Союза тоже воевали! (В СССР в годы Великой Отечественной войны обязательному призыву на военную службу не подлежали только малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока: саамы, ненцы, ханты, манси, эвенки, селькупы, долганы, чукчи, коряки, юкагиры, нанайцы, орочи и т.д., но представители всех этих народов шли на войну добровольцами). Они погибали на фронте также, как и русские! Это, в частности, подтверждают сведения из приведенной ниже таблицы…
Русские националисты в своих речах иногда берутся утверждать, что в Великую Отечественную войну призыву на военную службу не подлежали представители коренных национальностей всех союзных республик Закавказья, Средней Азии, а также всех автономных республик и автономных областей Северного Кавказа. Однако это неправда! Представителей этих национальностей призывали, хотя один раз им действительно дали поблажку.
Так, 13 октября 1943 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) постановил освободить от начинавшегося 15 ноября 1943 года призыва мужчин коренных национальностей перечисленных выше республик и автономных областей 1926 года рождения (то есть 17-летних). А на следующий день (то есть 14 октября 1943 года) ГКО постановил начать их призыв с ноября 1944 года (то есть по достижении ими 18-летнего возраста), причём в войсковые части, находившиеся в резерве. Но это поблажка была, как я уже сказал, единственным исключением и какого-либо принципиального значения не имела, причём она не распространялась на более старшие возрасты.
Конечно, невозможно не согласиться с тем, что русские действительно внесли наибольший вклад в победу над Гитлером. Но говорить, что нерусские народы Советского Союза внесли наименьший вклад в эту победу — совершенно некорректно и несправедливо! Тем более нельзя было на основании указанного выше вклада ограничивать права нерусских народов Советского Союза и повышать права русских.
Русские националисты в качестве аргумента того, что советская национальная политика была плохой, приводят тот факт, что в годы Великой Отечественной войны некоторые из нерусских народов Советского Союза встали на путь сотрудничества с немецкими оккупантами. Но данные доводы русских националистов опять же несостоятельны.
Да, в Советском Союзе действительно были нерусские народы, многие представители которых, испытывая антирусские настроения, перешли на сторону гитлеровцев. Но перечень таких народов, учитывая, что в Советском Союзе проживало более 100 этносов, был весьма невелик. Сталин к их числу отнёс только карачаевцев, калмыков, ингушей, чеченцев, балкарцев, крымских татар (эти народы за многочисленные факты сотрудничества с гитлеровцами, дезертирства из Красной Армии были депортированы из мест своего постоянного проживания в другие районы Советского Союза и лишены своих национальных автономий). То есть в случае с перечисленными выше народами советская национальная политика и в самом деле дала сбой, но это было исключением из общего правила, а исключение, как известно, правило лишь подтверждает. Правило же состояло в том, что советская национальная политика сплотила огромное количество национальностей Советского Союза в единую общность – советский народ (поэтому представители абсолютно всех национальностей Советского Союза считали себя советскими людьми).
Великая Отечественная война полностью доказала, что советская национальная политика обладала необычайно высокой эффективностью. Нашествие полчищ Адольфа Гитлера на Советских Союз, можно сравнить с мощнейшим ударом тяжеленной кувалды. Гитлер очень рассчитывал на то, что многонациональный Советский Союз под этим ударом рассыплется, словно карточный домик. Однако Советский Союз выстоял!!! Уже после окончания войны прошедшие её советские ветераны вспоминали, что на фронте каких-либо трений между воинами разных национальностей не было вообще.
Кстати, предателей и среди русских хватало. Вспомним тех же казаков. Их полным полно переметнулось к Гитлеру.
Но ещё больше было казаков, которые не на жизнь, а на смерть бились за свою Родину с немецкими оккупантами!
Также далеко не все представители подвергшихся депортации народов Советского Союза проявили себя как его предатели. Среди них было немало тех, кто служил Советскому Союзу верой и правдой. Лично меня, например, всегда восхищала храбрость и преданность советской державе прославленного лётчика-аса дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана, который по национальности считал себя крымским татарином (хотя таковым он был только по матери, по отцу он лакец). Амет-Хан Султан показал себя настоящим героем и после войны: стал заслуженным лётчиком-испытателем СССР и 1 февраля 1971 года погиб при испытании самолёта.
При этом Амет-Хан Султан являлся настоящим патриотом Советского Союза. Так, по словам дагестанского поэта Расула Гамзатов, в беседе с ним на его соответствующий вопрос Амет-Хан Султан ответил: «Я герой не татарский и не лакский. Я – Герой Советского Союза». Следовательно, можно утверждать, что советская национальная политика, пусть не в той мере в какой хотелось бы, но всё же оказывала положительное влияние даже на те народы, которые Сталин в годы Великой Отечественной подверг депортации. Если бы такого положительного влияния не было, то среди их представителей не было и бы таких героев, как Амет-Хан Султан.
Русские националисты, доказывая, что советская национальная политика была ущербна, вспоминают об имевшихся в Советском Союзе вооружённых националистических движениях басмачей (среднеазиатских националистов), бандеровцев (украинских националистов), лесных братьев (прибалтийских националистов).
Но все эти националистические движения возникли лишь на недавно вошедших в состав советского государства территориях. То есть эти движения породила вовсе не советская национальная политика, а её недостаток.
На данных территориях советская национальная политика просто не успела дать свои положительные результаты. Но по мере её реализации (для этого потребовалось несколько лет) положительные результаты появились и все националистические движения, потерявшие поддержку коренного местного населения, были ликвидированы.
Русские националисты, пытаясь доказать, что советская национальная политика была никудышной, вспоминают, что практически все союзные республики СССР дотировались из союзного бюджета. При этом русские националисты утверждают, что жители РСФСР, несмотря на то, что именно она вносила в союзный бюджет больше всего денежных средств, сама ничего из союзного бюджета не получала, в результате чего жила бедней всех остальных союзных республик СССР. Но все эти доводы русских националистов тоже дутые.
Так, убыточных союзных республик в СССР не было!!! (Русские националисты утверждают обратное, но они либо лгут, либо просто не в курсе темы вопроса). Это, в частности, подтверждается тем, что внутренние расходы союзных республик никогда не превышали их внутренних доходов и даже были немного меньше их (см. приведённые ниже таблицы по некоторым из республик).
Однако был ещё, как я уже сказал, и союзный бюджет.
Союзный бюджет превышал все вместе взятые бюджеты союзных республик (в следующей таблице на примере нескольких лет приведено сравнение размеров союзного бюджета и бюджетов союзных республик, обозначенных как местные бюджеты) .
Союзный бюджет пополнялся всеми (!!!) союзными республиками без исключения. Естественно, взносы РСФСР как самой крупной союзной республики СССР были в союзный бюджет тоже самыми крупными.
Средства союзного бюджета (за исключением той его части, которая шла на общесоюзные цели: армию, флот и т.д.) были для всех союзных республик общими и распределялись между ними согласно законодательно утвержденным пятилетним планам по согласованию с самими республиками (получали больше этих денег те республики, которые признавались более в них нуждающимися). Часто союзные республики получали из союзного бюджета денег больше, чем вносили в него сами. И так, исходя из здравого смысла, и должно было быть, иначе в большом союзном бюджете (а он превышал совокупный бюджет всех союзных республик вместе взятых) просто терялся бы смысл (а вот внести в него меньшую, а получить из него назад большую сумму – союзным республики действительно было выгодно).
Причём деньги эти в виде дотаций из союзного бюджета шли в союзные республики не на увеличение зарплат и премий их жителям, а на развитие производства (промышленного и сельскохозяйственного) и связанной с ним инфраструктуры, на социальные проекты: школы, университеты и т.д. То есть дотации из союзного бюджета создавали в союзных республиках дополнительные и порой достойно оплачиваемые рабочие места, но сами по себе доходы их жителей не преумножали.
В Советском Союзе не было плохих и хороших национальностей, более достойных финансовой помощи из союзного бюджета и менее её достойных. Советская национальная политика рассматривала весь советский многонациональный народ как одну (!!!) большую семью, в которой не должно было быть бедных родственников вне зависимости от их национальностей (совершенно здравый для любой нормальной семьи подход). Исторически сложилось, что в Советском Союзе с самого начала его существования наиболее развитым в экономическом, социальном и культурном отношении была РСФСР. Поэтому действительно львиная доля средств союзного бюджета шла на экономическое, социальное и культурное развитие иных союзных республик, чтобы вытащить их из нищеты, культурного невежества и подтянуть до уровня РСФСР.
Русские националисты, как я уже написал выше, утверждают, что РСФСР вообще ничего не получала из союзного бюджета. Но это снова неправда! РСФСР получала деньги из союзного бюджета (см. таблицу ниже, денежные суммы в ней, как и во всех остальных таблицах, указаны в миллиардах).
А на какие средства строились в РСФСР промышленные гиганты (Уралмаш, Газ, Автоваз и др.), атомные и гидроэлекстростанции, прокладывались судоходные каналы? Как раз из средств союзного бюджета!!!
Деньги из союзного бюджета плюс собственные доходы позволяли РСФСР для своего экономического развития вводить в действие основных фондов (то есть производственных объектов сроком службы не менее одного года) многократно больше, чем все остальные союзные республики (см. таблицу ниже), что является объективным доказательством того, что обиженной республикой она в Советском Союзе не была!
В итоге по темпам роста общего объема промышленной продукции в ряду других союзных республик РСФСР стабильно находилась в числе лидеров, уступая по данному показателю (увы, значительно) только Литовской ССС, Латвийской ССР и Эстонской ССР (см. таблицу ниже).
Легальные доходы, получаемые жителями РСФСР, были тоже одни из самых высоких в СССР (см. таблицу ниже). Это также опровергает доводы русских националистов о том, что РСФСР по факту числилась в Советском Союзе бедной родственницей. Уровень доходов жителей РСФСР уступал лишь жителям Литовской УССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР. Но в том дискриминации РСФСР не усматривается, поскольку у прибалтийских республик и темпы роста промышленного производства были куда более высокими, нежели в РСФСР! В данном случае всё было по справедливости: кто лучше поработал, тот больше и заработал!
Русские националисты (в том числе и Максим Калашников) в обоснование того, что РСФСР была в Советском Союзе самой притесняемой республикой любят приводить гуляющую по интернету и размещаемую мною ниже таблицу, из которой следует, что РСФСР, имея самый высокий ВВП (валовой внутренний продукт) на душу населения, потребляла продуктов и товаров на эту же душу меньше всех остальных республик (за исключением Киргизской ССР). Но сия таблица – просто туфта (подлог), поскольку в ней вся статистика приведена в долларах! Советская экономика никогда не оценивалась в долларах! (Все приведённые выше таблицы взяты из официальной советской статистики, исходящей именно из рублёвых показателей). Для чего составитель данной таблицы (или тот у кого он позаимствовал её цифры) решил, всё усложнив, прибегнуть именно к долларовым исчислениям? Видимо, с целью всех запутать и ввести в заблуждение! Поэтому веры к этой таблице нет и анализировать содержащиеся в ней сведения бессмысленно!
Кстати, советская национальная политика вовсе не исходила из того, что в окраинные союзные республики СССР необходимо вечно вкладывать денежные средства из союзного бюджета в гораздо больших объёмах, нежели в РСФСР. Советская национальная политика исходила из того, что когда окраинные союзные республики по уровню своего экономического, социального, культурного развития наконец-то сравняются с РСФСР, то тогда более существенную часть союзного бюджета необходимо будет неопределенно долгое время вкладывать именно в развитие РСФСР. И уровень развития окраинных союзных республик к концу жизни Советского Союза был близок к уровню РСФСР, а кое-где (например, в Прибалтийских республиках) даже превысил его. Если бы Советский Союз продолжил свою историю, то наверняка распределение денежных средств союзного бюджета было бы изменено и РСФСР их стало бы доставаться многократно больше, чем ранее. Но этого не случилось, так как Советский Союз подло убили.
Сейчас русские националисты часто сетуют на то, что, мол, в Украинской СССР колбасы в магазинах было больше, чем в РСФСР, в Литовской ССР в магазинах продавали йогурт, о котором не слыхивали в РСФСР, в Грузинской ССР очень много грузин разъезжало на дорогих «Волгах», а в РСФСР считалось за счастье купить даже более дешёвые «Жигули» и т.д. Однако это объясняется вовсе не тем, что жителей РСФСР в Советском Союзе обирали, как липку.
Всеволод Тарасевич, https://de.rbth.com/geschichte/83692-baltische-staaten-sowjetunion-fotos
Это было связано с тем, что в Украинской ССР имелось хорошо развитое животноводство и часть произведённой колбасы она просто оставляла на своей территории (а, собственно говоря, почему бы им этого было не делать?). Литовская ССР, в отличие от РСФСР, смогла наладить у себя производство йогуртов (честь и хвала литовцам). Ну, а богатство грузин тоже не было связано с «доением» союзного бюджета. Оно было обусловлено активной и суперприбыльной торговлей на рынках и базарах всего Советского Союза мандаринами, виноградом и прочей произрастающей в солнечной Грузии растительностью (кстати, жители РСФСР в такой продукции в самом деле очень нуждались). Но во всём этом советская национальная политика была совершенно не виновата! (Замечу, что магазины в союзных республиках, если и имели между собой отличия, то совсем не кардинальные; в целом они были очень похожи друг на друга).
В последнее время советская национальная политика на полном серьёзе постоянно поносится русскими националистами за то, что она якобы искусственно разъединила триединый русский народ, состоящий из великороссов (то есть собственно русских), малороссов (то есть украинцев), белорусов на три разных народа (русских, украинцев, белорусов), официально признав самостоятельный статус каждого из них, в дальнейшем идею триединого русского народа никогда не брала на вооружение и не пропагандировала её, что, по мнению русских националистов, привело к тому, что в наши дни украинцы и белорусы смотрят на русских как на инородцев и не отождествляют себя с ними со всеми вытекающим из этого негативными последствиями. Однако и эти упрёки русских националистов – полная чушь!!!
Вообще о том, что украинцы это отдельный этнос стали говорить ещё в середине ХIХ века, а о том, что белорусы отдельный этнос – в конце ХIХ века (разговоры эти родились не в народной среде, а в среде украинствующей и белоруствующей интеллигенции). Данные идеи витали в воздухе, постепенно накапливалась их критическая масса, но сильного практического применения они не имели, поскольку в Российской империи понятие «национальность» была не в ходу (в российских паспортах записывалась не национальность, а принадлежность человека к какому-либо религиозному вероисповеданию: православный, мусульманин и т.д.).
Всё резко изменилась, когда в феврале (по старому стилю) 1917 года в России царизм рухнул и власть оказалось в руках буржуазного Временного правительства. Оно провозгласило буржуазные свободы (свободу слову, печати, вероисповедания и т.д.) и джин национализма оказался выпущен из бутылки: украинские и белорусские националисты (и не только они) стали во всю раскручивать националистические настроения и идеи украинской и белорусской государственности, апеллировали к жителям территорий, ставших в недалёком будущем территориями Украинской ССР и Белоруской ССР, именно как к украинцам и белорусам. (Об этом я рассказал в другой своей статье, которую можно прочитать на сайте «Эрудит» ). Надо признать (нравится это кому-то или нет), что жителям данных территорий громогласное причисление их к украинцам и белорусам очень пришлось по душе, они буквально мгновенно прониклись идеей украинской и белоруской самоидентичности, загорелись страстным желанием создать собственную национальную государственность.
Когда в октябре (по старому стилю) 1917 года большевики во главе с Лениным в Петрограде свергли Временное правительство они уже не могли не учитывать тот факт, что на указанных выше территориях названные выше идеи овладели массами. Осознав, что выветрить эти идеи уже не удастся, они мудро решили нивелировать их идеей интернационализма. В результате и были созданы Украинская ССР и Белорусская ССР, в которых советская национальная политика добилась того, что украинское и белорусское не противопоставлялась русскому и, наоборот, русское не противопоставлялось украинскому и белорусскому, а находилось (также как это было, кстати, и в РСФСР) в гармоничном равновесии, взаимно обогощая в культурном отношении и русских, и украинцев, и белорусов. (Правда, иногда затесавшиеся в ряды коммунистов украинские националисты пытались нарушить это равновесие, но советская национальная политика быстро купировала эти попытки, лишая националистов всех их государственных и партийных постов, устраняя возможность их какого-либо влияния на массы).
Максим Калашников в своих публичных выступлениях в интернете, отстаивая триединство русского народа, регулярно говорит (другие русские националисты ему вторят), что в советское время (особенно в годы сталинских репрессий) украинских и белорусских националистов, нужно было подвергнуть самым жёстким репрессиям, а остальным украинцам и белорусам надо было неустанно прививать идею о том, что они русские. Но плохие, по мнению Максима Калашникова, советские коммунисты этого делать не пожелали и в итоге дух украинского и белорусского национализма остался неизведённым. Вынужден констатировать, что Максим Калашников опять ошибается…
В Советском Союзе (особенно в период правления И.В. Сталина!!!) украинских и белорусских националистов, выступавших против советской власти, наказывали очень строго: растреливали, сажали в тюрьму; тем националистам кто на советскую власть не покушался, как я уже сказал выше, пресекали политическую карьеру. С остальными украинцами и белорусами в Советском Союзе проводили воспитательную работу, но не в духе русского национализма, а в духе интернационализма, что фактически сводило на нет украинский и белорусский национализм. А как бы стал воспитывать украинцев и белорусов на месте советских коммунистов Максим Калашников? Наверное, он запретил бы на Украине и в Белоруссии преподавать и изучать украинский и белорусский языки в учебных заведениях. Но в ответ на такую национальную политику украинцы и белорусы возненавидили бы русских и украинский и белорусский национализм вовсе не извёлся бы, а стал бы расти, как на дрожах! Хорошо, допустим, Максим Калашников пошёл бы другим путём… Украинский и белорусский языки на Украине и в Белоруссии продолжили бы преподавать и изучать, но одновременно украинцам и белорусам энергично бы внушали, что они русские. Однако тогда все эти внушения были бы бесполезны, ибо украинцы и белорусы, имеющие свой язык, никогда не поверили бы в то, что они русские, так как у русских язык-то другой! А поскольку они из-за этого всё равно считали бы себя украинцами и белорусами, то у них сразу бы возник вопрос, порождающий в их головах плохие мысли: если мы украинцы и белоруссы, зачем Москва так настойчиво заставляет нас считать себя русскими? То есть Максим Калашников, если б он оказался на месте советских коммунистов, как бы не старался, а выветрить дух украинского и белорусского национализма не смог бы, а, наоборот, попытками претворить в жизнь свои идеологемы добился бы его усиления!
Концепцию триединого русского народа советская национальная политика никогда не отрицала. Согласно данной концепции русские, украинцы, белорусы ветви одного народа (русского). Об этом в СССР писалось во всех школьных учебниках по истории (это ли была не пропаганда триединости русского народа?!): в бытность Киевской Руси был древнерусский народ, из которого и вышли его ветви в виде русского, украинского, белорусского народов.
Однако русские националисты (особенно в этом усердствуют Максим Калашников и Игорь Стрелков) извращают данную концепцию, утверждая, что русские, украинцы (малоросы), белорусы – это и сейчас единый русский народ. Но извините, на каком основании русские, украинцы, белорусы должны так считать? У них, что одинаковый язык, одинаковая культура, одинаковый менталитет, одинаковая история? Нет! Да, и язык, и культура, и менталитет, и история у них близкие, очень схожие друг с другом, но не одинаковые! И вот за то, что советская национальная политика не пропагандировала извращённый вариант концепции триединого русского народа нынешние русские националисты считают эту политику никуда негодной?! Абсурд!!! (Кстати, в годы Советского Союза указанного выше извращённого варианта данной концепции ещё не успели придумать, это уже постсоветское изобретение; так что ввиду его отсутствия советская национальная политика просто физически не могла его пропагандировать!!!).
Если что и надо было в Советском Союзе больше пропагандировать, то это идеологию интернационализма. В некоторых союзных республиках (а если конкретно: в Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР) на бытовом уровне коренное население недолюбливала русских, порой в глаза называла их оккупантами. О чём это говорит? О недостатке пропаганды интернационализма. Надо было круглогодично в школах, ПТУ, техникумах, институтах, университетах, через все средства массовой информации объяснять литовцам, латышам, эстонцам каких небывало высоких достижений добились их республики благодаря вхождению в состав Советского Союза.
Я думаю, было бы даже целесообразно ввести подлежащий обязательной сдаче во всех учебных заведениях прибалтийских республик экзамен, в ходе которого все их жители должны были показать свою полную осведомлённость об указанных выше достижениях. Уверен, что тогда отношение к русским у представителей титульных национальностей этих республик улучшилось бы. Однако такой активной пропаганды среди литовцев, латышей и эстонцев, к сожалению, не проводилось (была лишь стандартная пропаганда, как и в других союзных республиках, но в Прибалтике её оказалось недостаточно).
Обанкротилась ли основанная на идеологии интернационализма советская национальная политика? Русский националист Максим Калашников, пытаясь всех убедить, что она обанкротилась, в качестве аргумента приводит тот факт, что, нерусские союзные республики, несмотря на огромные средства, вложенные в их развитие из союзного бюджета, предали Советский Союз и отреклись от него во времена правления М.С. Горбачёва. Но, как всегда, Максим Калашников наводит тень на плетень.
Во-первых, Советский Союз предали не только нерусские республики Советского Союза, но и русская (большей частью) РСФСР.
Во-вторых, сепаратизм в союзных республиках СССР (в том числе и в РСФСР) разбушевался не из-за интернационализма советской национальной политики, а из-за того, что интернационализма в этой политике вдруг стало мало. Советская национальная политика всегда подразумевала, что если в какой-либо союзной республике начинали поднимать головы националисты, их быстренько подвергали политической кастрации. Однако последний советский правитель М.С. Горбачёв, показав себя трусом и предателем, впервые за всю историю красной державы не стал этого делать, то есть отошёл от идеологии интернационализма и в итоге погубил Советский Союз. (О предательстве М.С. Горбачёва у меня есть другая статья, которая размещена на сайте «Эрудит» ).
журнал «Огонек», http://deduhova.ru/statesman/mihail-sergeevich-gorbachev/
То, что советская национальная политика до М.С. Горбачёва была сильной, разумной и справедливой подтверждается тем, что пришедшие в России к власти в 1991 году демократы, будучи злобными антисоветчиками, тем не менее, как я уже отмечал выше, пусть втихую, но один в один переняли её у канувшего в лету Советского Союза. Чем нынешняя национальная политика Российской Федерации отличается от прежней советской национальной политики? Ничем! Также пестуется идея дружбы и сотрудничества между всеми национальностями России, нейтрализуются националисты всех мастей, из федерального бюджета активно дотируются национальные республики в составе России, прежнее наднациональное понятие «советские люди» заменено на не менее наднациональное «россияне». К демократам есть много претензий, но по части национальной политики они пока молодцы!!! У них хватило ума при всей нелюбви к советскому прошлому, взяв в руки горнило власти в России, не отбросить в сторону, как ненужный мусор, тот бесценный опыт, который наработала советская национальная политика.
Строго следуя классическим канонам советской национальной политики, оказавшись у власти и вовремя одумавшись, они смогли пресечь амбиции нерусских националистов внутри Российской Федерации. Безусловно, это заслуга демократов, кто бы как к ним критически не относился!
А что могут предложить современной России пребывающие сейчас в оппозиции к нынешней власти русские националисты?
Признать русских главной нацией в России? А как же проживающие в ней десятки других национальностей? Отнести их к категории второстепенных национальностей? Перестать дотировать национальные республики в составе России? Если такое, не дай Бог, произойдёт, нерусские народы (на что в своё время указывал Ленин) воспылают ярой ненавистью к русским и будут считать их своими угнетателями, в местах компактного проживания нерусских народов (а таких мест в России очень много!!!) русскому человеку будет опасно даже просто пройтись по улице. Весёлая перспектива?
Идея-фикс русских националистов опереться на украинцев и белорусов, считая их русскими, пожалуй, одна из самых глупых и опасных. Украинцы и белорусы прямым текстом (в сети «Интернет», средствах массовой информации) постоянно говорят русским националистам: вы — дураки, отстаньте от нас и не считайте нас русскими. Но русские националисты почему-то упорно не желают слышать этих слов и продолжают твердить, что украинцы и белорусы это русские. Этим они злят украинцев и белорусов, настраивая их против русских, то есть сами разжигают антирусские настроения, которые могут полыхнуть пожаром, чреватым большими жертвами!!! (Русским националистам не мешало бы поучиться у Ленина, который совершенно правильно не стал переделывать украинцев и белорусов в русских, а ограничился тем, что объявил их народами, братскими русскому народу. Однако русские националисты учиться у Ленина не желают, считая его, как ни странно, предателем русского народа. Тем самым русские националисты сами загоняют себя в идейный и политический тупик).
Yevgeny Volokin, Reuters, https://russian.rt.com/ussr/article/726336-kiev-zapad-podderzhka
Кроме того, какое вообще юридическое или моральное право имеют русские националисты указывать украинцам и белорусам к какой национальности тем себя относить?! Никакого! (Посмотрел бы я на того же Максима Калашникова, если бы вдруг украинцы в категоричной форме заявили ему, что он отныне никакой не русский, а исключительно украинец!!!). Указанные выше поползновения русских националистов можно сравнить с идиотскими потугами какой-нибудь теоретически возможной группы мужчин, которая с пеной у рта будет отстаивать право, позволяющее исключительно мужчинам определять с кем из них можно, а с кем нельзя вступать женщине в половые сношения. Право национальной самоидентификации — естественное право народа, которого такого рода идентификация непосредственно касается. То есть, если украинцы и белорусы, хотят себя считать иключительно украинцами и белорусами, то, значит, никто (!!!) не вправе оказывать на них давление и убеждать их, что они на самом деле явлются кем-то иным!
Таким образом, подытоживая свою долгую статью, хочу сказать, что советская национальная политика, хотя уже и является прошлым, но сохраняет свою историческую значимость и актуальность. Её принципов национальная политика Российской Федерации должна непременно придерживаться и дальше. Только при этом условии возможно сохранение российской государственности!!!
Иван Правдолюбов
7 мая 2021 года
P.S. Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов Интернета, не содержащих указаний на авторов (кроме упомянутых выше) этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.
ПОДЕЛИТЕСЬ СТАТЬЁЙ С ДРУЗЬЯМИ
Валентин Жаронкин.
Советская национальная политика:
как мы побывали в будущем.
Нет в русской истории «трудных вопросов», часть 11Андрей Смирнов
Как советская власть решала национальный вопроси что об этом нужно знать
Напомним, трудный вопрос № 11 сформулирован в ИКС так: «Характер национальной политики большевиков и её оценка; советская федерация как форма решения национального вопроса с правом свободного выхода союзных республик из состава СССР».
В прошлый раз мы рассмотрели, что по этому вопросу говорит современная историческая наука. Сегодня – инспектируем совместимость имеющихся линеек школьных учебников как с научными толкованиями, так и с задачами гражданского воспитания.
Вопрос этот не просто трудный – его рассмотрение в современной науке активно продолжается, и многие важные вещи ещё не приобрели сертифицированный вид. Но в школьном курсе истории от этих проблем отвернуться нельзя. Что же разъясняют учебные книги тем, кто изучает отечественную историю ХХ века в первый раз – девятиклассникам?
***
В идеологическую основу советских взглядов на национальный вопрос учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта «История России. ХХ – начала ХХI века. 9 класс» не углубляется. Он просто упоминает о провозглашении ленинским правительством права наций на самоопределение и перечисляет те национальные окраины Российской империи, где это право в 1917 – 1918 гг. сумели реализовать. Зачем большевики провозглашали право наций на самоопределение, как они сами же широко трактовали его в годы Гражданской войны – не показывается. При первом ознакомлении ученика со сложнейшим четырёхлетием 1917 – 1921 гг. это, может быть, и оправданно.
Зато при описании создания СССР в 1922 г. авторы начинают с «идейных основ» – отмечая, что большевики исходили здесь из «интересов построения социализма». Подробно рассказывается о ленинском и сталинском планах объединения советских республик – но реально унитарный характер нового, формально федеративного государства не раскрывается.
Очень подробно и всесторонне в этом учебнике показана национальная политика, проводившаяся в СССР в 1920-е – 1930-е гг. Рассказано и о «коренизации», и о поощрении развития национальных культур, и об ущемлении прав русского населения в национальных республиках, и о свёртывании в 1930-е гг. курса на полную культурную автономию национальных образований в составе СССР и расширение сферы действия местных языков. Но всё это – также без показа причин проведения такой политики.
***
То, чего не пояснили девятикласснику, поясняют выпускнику (правда, не всё). В учебнике для второго концентра изучения истории (Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Россия и мир в ХХ – начале ХХI века. 11 класс) А.А. Данилов и Л.Г. Косулина (резонно не став ещё раз описывать процесс создания СССР) чётко указывают, что и право наций на самоопределение, и развитие национальных культур для большевиков – всегда подчинявших национальное классовому – были не самоцелью, а всего лишь средством достижения своих целей. Провозглашение права наций на самоопределение должно было привлечь на сторону боровшейся за власть партии большевиков население национальных окраин империи. А развитие национальных культур в 1920-е гг. призвано было способствовать распространению советской идеологии в среде нерусского населения СССР, создать положительный образ Союза за границей и в конечном счёте сделать нерусское население абсолютно лояльным новой власти.
Очень важно напоминание авторов о нарушении большевиками права наций на самоопределение в 1917 –1918 гг., точнее, о «подчинении национального самоопределения принципу классовой борьбы». (Жаль, что не приводятся примеры такого подчинения – в частности, попыток РСФСР подчинить те национальные окраины, которые не хотели устанавливать власть Советов). Не менее важно напоминание о том, что подобное попрание права наций на самоопределение провоцировало отсоединение национальных окраин от Москвы.
К сожалению, унитарный характер советской федерации А.А. Данилов и Л.Г. Косулина не показывают и школьникам выпускного класса.
***
Зато об этом пишут авторы другого учебника для 11-го класса (Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарёв М.В., Рогожкин В.А. История. Россия и мир. Базовый уровень. 11 класс). Они совершенно справедливо замечают, что, по существу, сталинский проект создания СССР был честнее ленинского – ведь он открыто провозглашал то, что ленинский пытался замаскировать: в реальности все союзные республики СССР должны управляться из Москвы.
Весьма уместным представляется замечание этого учебника о том, что образование СССР было явлением закономерным: все советские республики к декабрю 1922 г. управлялись на деле членами одной партии.
В этой учебной книге столь же подробно и доходчиво, что и А.А. Даниловым и Л.Г. Косулиной, разбираются взгляды большевиков на национальный вопрос, столь же обоснованно подчеркивается, что внимание этому вопросу ленинская партия уделяла лишь постольку, поскольку это помогало ей добиться своих главных целей – мировой революции и замены капитализма социализмом.
Очень ценно и указание (правда, размытое на нескольких страницах) на одну из важнейших причин отхода в 1930-е гг. от курса 1920-х на «коренизацию» и полную культурную автономию национальных образований внутри СССР – на необходимость того, чтобы граждане СССР беспрепятственно понимали друг друга (и в том числе в рядах Красной армии). Для этого требовалось всеобщее владение языком межнационального общения – русским, – а значит, и всемерное поднятие его статуса.
***
Итак, нельзя не отметить, что в условиях продолжающейся научной разработки этой многофакторной проблематики вопросы национальной политики большевиков, создания и особенностей СССР как государства существующие школьные учебники освещают не так уж и плохо.
Эксперт по предмету «История России»
Стать автором
Определение 1
Национальная политика СССР – это политика советской власти в отношении национальностей, проживающих на территории СССР.
Создание республик
В 1924 г. был создан Союз Советских Социалистических республик, в который изначально вошли РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Позже к ним присоединились другие республики.
В 1924 на территории Бухарской и Хорезмской республик были созданы Узбекская и Туркменская республики, Каракиргизская и Каракалпакская (в составе Казахской АССР) автономные области. В 1925 г. на III Съезде Советов в состав СССР были включены Туркменистан и Узбекистан на правах союзных республик. В 1929 г. союзной республикой стала Таджикская АССР.
В составе Азербайджана и Украины появились национальные области – Нагорно-Карабахская АО в 1923 г. и Молдавская АССР в 1924 г. В 1924 г. Нахичеванская автономия была преобразована в Нахичеванскую АССР. В 1931 г. Абхазская ССР вошла в состав Грузии на правах АССР.
В состав Белоруссии в 1924 и 1916 г. вошли территории РСФСР, где численно преобладало белорусское население.
В 1926 г. и 1928 г. были созданы Карачаевская и Черкесская АО соответственно.
В 1920-е гг. старое административное деление (губерния, уезд, волость) было заменено новым:
- район, округ, область в РСФСР;
- район, округ в остальных республиках.
Таким образом, получалось в СССР 176 округов вместо 766 уездов. Автономные области входили в состав областей и краев; за автономными республиками полностью сохранялись их конституционные права; местные власти автономий могли решать многие вопросы, не согласовывая с центром.
Также были созданы национальные округа, уезды и районы, чтобы обеспечить и защитить интересы национальных меньшинств (там могли создаваться школы и суды на их языке).
Изменения в национальной политике
Во второй половине 1920-х гг. советская национальная политика в целом была весьмакорректной. В республиках Средней Азии оставались земли мусульманского духовенства, мусульманский суд, медресе. В аппарате управления участвовали именитые люди. Создавались организации середняков и бедняков («Жарлы» и «Кошчи»), чтобы вовлечь в общественную жизнь патриархальных восточных крестьян. Против ислама никакой антирелигиозной пропаганды не велось, в отличие от православия.
«Изменения в составе СССР, эволюция национальной политики» 👇
Однако вместе с усилением курса на вытеснение капитализма идет процесс уменьшения прав национальных республик и автономий. Декларированные свобода национального развития, «расцвет» наций, самостоятельность все больше проявлялись только в культурно-национальные сфере. На Украине в этот период заявили о себе националистические настроения. Нарком просвещения А. Шумский предлагал ускорить темпы украинизации партийного и государственного аппарата, считая, что борьба с великодержавным шовинизмом ведется недостаточно активно. Экономист М. Волобуев выступал за экономическую самостоятельность Украины. Писатель Н. Хвылев обращался в своих работах к Западу и выдвинул призыв «Прочь от Москвы!».
У Сталина разгорелась дискуссия с Зиновьевым по этому вопросу: последний считал, что политика Сталина «помогает петлюровщине». Сталин в августе 1927 г. говорил, что Ленин призывал к развитию национальной культуры в областях, а Зиновьев собирается «все перевернуть».
Замечание 1
Еще в 1921 г. было сформулировано одно из главных положений национальной политики: «суть национального вопроса РСФСР — уничтожить отсталость некоторых наций, чтобы дать им возможность догнать центральную Россию…».
По решениям X съезда РКП (б) партия обязывалась помочь народам: развить и укрепить организацию, администрацию, хозяйственные учреждения, культурную и образовательную сферу. Однако в конце 1922 г. наметилась перспектива «записывания в ряды» националистов представителей окраин, которые не хотели перестраиваться в социалистический строй.
Союзный же центр опасался, что если в РСФСР появятся полноправные органы власти, то он не сможет удержать полноту власти у себя и использовать Россию как поле для социальных и национальных экспериментов. Возможно, что как раз для подавления недовольства неравным положением РСФСР в СССР выдвинули лозунг борьбы с «великодержавным русским шовинизмом».
Официальная идеология вообще до конца 1920-х гг. осуждала все прошлое России. Русским пропагандировалась мысль, что до 1917 г. у них не было своего отечества. Дореволюционная Россия называлась «тюрьмой народов», а русские – эксплуататорами и угнетателями других народов. Любой патриотизм мог стать национализмом при определенном уклоне; главную опасность представлял русский национализм, а вот национальный мог оправдываться.
Окончательное утверждение Сталина у власти утвердило определение нации и представление о новых, советских нациях. Он изображал общечеловеческую культуру, в которой стремиться социализм, как национальную по форме и пролетарскую по содержанию. Переход к ней задумывался через одновременное развитие культуры (национальной и общечеловеческой) у всех советских национальностей. Сталин развенчал тезисы о том, что в период строительства социализма исчезнут все нации. Появилась установка, согласно которой, время победы социализма в одной стране станет этапом:
- расцвета других наций и их культуры и языка;
- равноправия наций;
- укрепления интернациональных связей;
- ликвидации взаимного недоверия между нациями.
Эти положения были закреплены в политической ответе ЦК XVI съезду партии в 1930 г. – получалось, что в ближайшем времени культурами наций ничего, кроме «расцвета» не угрожало. Комплекс теоретических новшеств Сталина и национальную политику второй половины XIX в. можно оценить как уступку «националам».
Народы, которые ранее входили в состав Российской империи, получили свои автономии и государственность, что способствовало росту национального самосознания и национальной общности. Вовлечение местного населения в руководящий аппарат приводило не только в позитивным последствиям, но и к формированию национальных элит, что зачастую уклонялось в сторону национализма и сепаратизма.
Государство не только помогало отсталым ранее народам, но и пыталось ограничить национал-сепаратизм, что влекло за собой репрессивные меры. Однако это не было возвращением к политике дореволюционной России: русские не господствовали над другими народами и не было насильственной русификации. Русские наоборот больше отдавали, чем получали от других народов, но при этом оставались государствообразующей нацией и главной опорой страны.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Знаменитое выражение «безродный космополит» в январе 1948 года впервые
употребил член Политбюро Андрей Александрович Жданов:
«Интернационализм рождается там, где расцветает национальное
искусство. Забыть эту истину означает… потерять своё лицо, стать безродным
космополитом».
Другой партийный деятель, доктор философских наук Георгий
Фёдорович Александров в марте 1948 года опубликовал статью «Космополитизм –
идеология империалистической буржуазии». В ней он объявил космополитами
Милюкова, Бухарина, Троцкого, левых эсеров, власовцев и всех
коллаборационистов.
После этой статьи термин «безродный космополит» стал синонимом
понятий «изменник Родины», «контрреволюционер» и «враг народа».
Далее вы подробнее узнаете об отношении советской власти к
национальной интеллигенции в послевоенное время.
Вопросы занятия. Многонациональное
государство и национальная политика. Социально-экономическое и культурное
развитие советских республик. Религиозные конфессии в СССР. Политические
кампании против «буржуазного национализма» и «космополитизма». Положение
выселенных народов.
В основе СССР лежало право нации на самоопределение и территорию
со своими государственными учреждениями.
Формы правления в национальных регионах устанавливались в
зависимости от размеров нации и расположения её территории.
Наиболее крупными государственными образованиями в СССР были
республики (союзные и автономные). Автономные республики входили в состав той
или иной союзной республики и имели меньше прав. Менее крупные национально-территориальные
образования имели статус автономных округов и областей.
К 1950 году в СССР входили 16 союзных республик, самой крупной из
которых была РСФСР. В её состав входили все 16 автономных республик. Кроме
этого, в СССР было 10 национальных округов, 9 автономных областей.
Основой Советского Союза была РСФСР. В ней проживало около 60 %
населения. Русский народ выступал «старшим братом» в огромной семье народов
СССР. Он признавался первым среди равных. Следующую ступень занимали титульные
народы союзных республик.
Изучению русской культуры и русского языка в послевоенное время
уделялось большое внимание. Они представлялись важными политическими факторами,
которые должны были обеспечить единство Советского Союза.
Значительная роль русских в СССР не означала, что все они имели
какие-то особые привилегии. Однако партийная и государственная номенклатура
хоть и формировалась из представителей разных народов, ведущие позиции здесь
всё же занимали русские.
Для национальной политики советского руководства послевоенного
времени характерны две противоречивые тенденции: одновременно с продолжением
курса на развитие и укрепление национальных республик высшее партийное
руководство применяло силовые методы и репрессии.
Особенно жёсткие меры предпринимались по отношению к жителям Прибалтики,
западных областей Украины и Беларуси, где после войны действовали вооружённые
отряды националистов.
После войны с этих территорий депортировались «ненадёжные» слои
населения, которые были недовольны советской властью и могли поддержать
антиправительственные выступления (например, бывшие кулаки).
В то же время Великая Отечественная война способствовала
этнической консолидации советского общества.
РСФСР обладала большим экономическим потенциалом, чем другие
республики. Это позволяло ей оказывать помощь остальным народам СССР в
восстановлении народного хозяйства.
В послевоенные годы во всех советских республиках продолжало
наращиваться промышленное производство. В основном это было связано с двумя
факторами: эвакуация промышленных предприятий на восток страны в годы войны, проведение
целенаправленной индустриализации в ранее аграрных республиках.
Были созданы или значительно расширены
металлургические центры на Урале, в Сибири, Казахстане, Узбекистане, Грузии. В
1949 году впервые в мире азербайджанские нефтяники начали морскую добычу нефти
в Каспийском море. Продолжилась прерванная войной индустриализация республик
Прибалтики, западных областей Украины и Беларуси, Молдавии.
В результате роста промышленного производства укрепились
экономические связи между советскими республиками, на ранее отсталые регионы
СССР распространился научно-технический прогресс, выросла численность
городского населения, начал разрушаться традиционный образ жизни.
Благодаря появлению новых промышленных предприятий в разных
уголках СССР более активной стала внутренняя миграция населения, что привело к
более разнообразному этническому составу населения республик.
В послевоенное время во многих республиках активно развивалось
высшее образование. Так, в Узбекистане, Киргизии, Туркмении, Казахстане,
Таджикистане и Молдавии количество студентов высших учебник заведений
увеличилось в несколько раз по сравнению с 1940 годом.
Кроме вузов на местах, представители всех народов СССР могли
получить высшее образование в любом из городов Советского Союза.
Советское руководство большое внимание уделяло развитию
национальных культур, науки и выдвижению на различные должности национальных
кадров. Это ещё больше укрепляло межэтнические связи внутри страны.
Так, в советских республиках открывались Национальные академии
наук. К 1951 году они были организованы в Казахстане, Азербайджане, Латвии,
Эстонии, Туркмении, Таджикистане. В Киргизии, Молдавии, Якутии, Дагестане и
некоторых автономных республиках действовали филиалы Академии наук СССР.
Однако процесс выравнивания социально-политического положения
населения Советского Союза и преодоление «пережитков прошлого» шёл очень
медленно.
Например, несмотря на то что в республиках Средней Азии уже
выросло новое поколение, воспитанное в духе коммунистической идеологии, здесь
всё ещё был очень популярен традиционный образ жизни, основанный на религиозных
нормах поведения, нарушались права женщин, было распространено многожёнство.
Отличались и модели демографического поведения представителей
разных народов СССР. Например, в Казахстане, а также в среднеазиатских и
закавказских республиках ввиду национальных традиций были достаточно
распространены многодетные семьи, а в послевоенное время в этих республиках наблюдался
рост рождаемости. Это способствовало постепенному изменению пропорций
национального состава СССР в сторону представителей из юго-восточных республик.
В послевоенное время религиозная жизнь в советских республиках
развивалась в новых условиях. В годы Великой Отечественной произошло изменение
курса советского руководства по отношению к религии в целом и к Русской
православной церкви в частности.
Религия сыграла большую роль в консолидации советского общества в условиях
нацистской пропаганды. Более того, руководство страны рассматривало возможность
использовать авторитет РПЦ для укрепления международных позиций СССР.
Поэтому ещё в ходе войны государство пошло на некоторые уступки
верующим.
Так, были созданы такие государственные органы, как Совет по делам
Русской православной церкви при СНК и Совет по делам религиозных культов. Они
стали связующим звеном между правительством СССР и руководителями религиозных
объединений.
В первые послевоенные годы выросло число верующих. Советские
граждане, в том числе коммунисты и партийные работники, всё чаще стали
совершать религиозные обряды венчания, крещения и похорон. Стала прослеживаться
тенденция приобщения к религии всё большего количества молодёжи.
К концу 1940-х годов в Советском Союзе увеличилось количество
православных церквей, молитвенных домов, мечетей.
В 1944 году после долгих лет запрета советским мусульманам, хоть и
в ограниченном количестве, было разрешено совершать паломничество в Мекку.
В то же время религиозная жизнь в Советском Союзе, положение всех
конфессий находились под постоянным и тотальным контролем партийных и
государственных органов.
Широкое распространение религии не устраивало руководство СССР.
Поэтому уже со второй половины 1948 года в государственной церковной политике
происходит перемена курса и отказ от лояльного отношения к РПЦ.
С этого времени наблюдается тенденция снижения численности храмов
– новые не открывались, а уже действующие либо закрывались, либо передавались
клубам, детским домам, школам и учреждениям.
Однако в послевоенное время религиозные культы и обряды всё ещё
играли более значимую в советском обществе роль, чем коммунистическая
идеология.
Великая Отечественная война способствовала в том
числе и росту национального самосознания, а выдвижение на руководящие должности
представителей разных народов привело к укреплению национальной интеллигенции.
Казахские, татарские, башкирские, дагестанские,
азербайджанские писатели и историки в своих произведениях обращались к
самобытной истории народов, их героическому прошлому.
Однако советская власть подвергала критике
подобного рода произведения. Они расценивались как популяризация феодального
прошлого и противопоставление народов. Многим научным вопросам и проблемам
властью придавалось политическое звучание, а авторы, которые исследовали эти
вопросы, обвинялись в антисоветской деятельности.
Для усиления контроля над творческой и
национальной интеллигенцией применялись такие формы воздействия, как
коллективные собрания (для проработки «антипатриотических элементов»);
публикации в периодической печати, которые оказывали давление на массовое
сознание; «чистка» кадров, в том числе и по национальному признаку; репрессии.
Еврейская интеллигенция подвергалась преследованию другого
характера.
14 мая 1948 года на Ближнем Востоке было провозглашено государство
Израиль. СССР рассматривал еврейское государство в качестве своего возможного
союзника. Однако установление Израилем дипломатических отношений с США ухудшило
его отношения с Советским Союзом.
В условиях обострения противостояния с Западом активизация
советских евреев, вызванная созданием еврейского государства и его победой в
войне с арабами, вызывала недовольство власти.
Поэтому рост еврейского патриотизма в СССР трактовался советскими
властями как прозападная ориентация и неблагонадёжность. Члены Еврейского
антифашистского комитета, созданного ещё во время войны, обвинялись в работе на
американскую разведку.
Уже в конце 1948 года начались антиеврейские репрессии, а с 1949
года – кампания по борьбе с космополитизмом. Советских евреев снимали с
занимаемых ими должностей, подвергали преследованиям и арестам. В итоге борьба
с «буржуазным космополитизмом» привела к тотальной идеологической «чистке» и
нанесла ощутимый удар по советской науке и искусству.
Неблагоприятное влияние на развитие Советского Союза оказала
политика переселения народов.
В отдалённые районы страны было выселено множество народов – немцы,
чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки, украинцы,
латыши, эстонцы, литовцы, молдаване, греки, а также представители других
национальностей.
Спецпоселенцы проживали в тяжёлых
условиях, а постановление Совета Министров СССР от 24 ноября 1948 года ещё
более ухудшило их положение.
В постановлении говорилось, что «переселение в отдалённые районы
Советского Союза чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев,
крымских татар и др. произведено навечно, без права возврата их к прежним
местам жительства».
В соответствии с этим постановлением в местах спецпоселений
вводился жёсткий режим спецкомендатур. Под уголовную ответственность попадали
все, кто самовольно отлучился от лагеря на расстояние более трёх километров.
Такая политика вела к усилению антиправительственных настроений
среди выселенных народов.
Таким образом. Население СССР
отличалось этническим и религиозным многообразием. У советских народов был разный
хозяйственный уклад, культура и религиозные традиции. Великая Отечественная
война способствовала этнической консолидации советского общества и сближению
коренных малочисленных народов с другими народами СССР. Одновременно с продолжением курса на развитие и укрепление национальных
республик высшее партийное руководство применяло силовые методы и репрессии. С
конца 1948 года в государственной церковной политике происходит постепенный
отказ от лояльного отношения к религиозным культам. Необоснованные репрессии и
дискриминация по национальному признаку усиливали межнациональные противоречия.
Основные принципы советской (этно)национальной политики. Национальная политика первых лет Советской власти была отрицанием национальной политики Российской империи. Одним из первых документов Советской власти была «Декларация прав народов России» от 2 (15) ноября 1917 г., провозглашавшая право всех народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Правительство В. Ленина признало независимость Финляндии, других этнических окраин, что впоследствии помогло большевикам в борьбе с белыми, жестко выступавшими за единую и неделимую Россию. Вместе с тем большевики придерживались принципа «самоопределения трудящихся», что означало, что рабочие и крестьяне, провозгласив советскую власть в каком-либо из районов бывшей империи, должны заключить союз с Советской Россией.
К исходу гражданской войны большая часть бывшей Российской империи оказалась под властью большевиков. В 1922 г., накануне образования СССР, существовали четыре советских республики: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (провозглашена в июле 1918 г.), Украинская Советска Социалистическая Республика (провозглашена в 1919 г.), Белорусская Советская Социалистическая Республика (провозглашена в 1919 г.) и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (провозглашена в 1922 г.). В руководстве большевистской партии высказывались разные точки зрения на дальнейшее территориальное устройство советского государства. Сталин – народный комиссар по делам национальностей – предложил план «автономизации», согласно которому Советская Россия должна включить в свой состав остальные советские республики. В. Ленин, напротив, предложил, чтобы Россия (РСФСР) не была всеохватывающим государством, а вошла бы в новое государство как одна из его составных частей, наряду с другими советскими республиками[1].
В декабре 1922 г. формально был принят ленинский вариант организации Союза ССР: РСФСР, наряду с тремя другими советскими республиками, стала одной из учредительниц нового государства. Однако фактические отношения между республиками в составе СССР больше соответствовали сталинской модели: чем дальше, тем больше самостоятельность республик ограничивалась центром.
Другой важной чертой национально-государственного строительства в СССР (присущее как ленинской, так и сталинской моделям) был этнотерриториальный принцип: предполагалось, что для каждой этнической группы нужно создать в рамках СССР или одной из союзных республик «свое» государственное образование. Поскольку численность этносов была различной, и выделить для каждого «свою» союзную республику было невозможно, возникает иерархия этнотерриториальных образований: одни народы получили право на союзные республики (в 1922 г. их было 4, в 1936 – 11), другие – на автономные республики в составе союзных, третьи – на автономные области, округа или края. В местах проживания этнических меньшинств создавались национальные районы, национальные сельсоветы и национальные колхозы[2].
Динамика советской (этно)национальной политики. Основные периоды, их характеристика. 1920-е гг. характеризуются проведением политики коренизации («национализации»): партийные и советские кадры в этнотерриториальных образованиях должны быть представителями «титульных» этносов или знать язык «титульного» этноса. Рука об руку с политикой коренизации шло осуждение «имперского» прошлого России и «русского господства».
Принципиальный поворот в этнокультурной политике происходит в середине 1930-х гг. Прошлое России постепенно реабилитировалось, а после окончания Великой Отечественной войны Сталин заявил, что роль, сыгранная русскими в войне, дала им право возглавить остальные народы СССР.
Неотъемлемым элементом этнополитики второго периода были этнические репрессии. Граждане СССР, а также иностранцы, принадлежащие к национальностям, чей основной ареал проживания находится за пределами СССР, стали рассматриваться как потенциальные шпионы. В 1937 – 1938 гг. НКВД провело серию «национальных операций» (называвшихся «операциями по разгрому шпионско-диверсионных контингентов») – против поляков, немцев, румын, латышей, эстонцев, финнов, китайцев, болгар, македонцев и др[3]. В рамках всех «национальных операций» было осуждено свыше 335 тысяч человек, из них приговорено к расстрелу свыше 247 тысяч человек, то есть почти 75 % от общего числа осуждённых. Особенно масштабными были репрессии против польского населения: из 636 тысяч поляков, проживавших в то время в СССР, было осуждено около 140 тысяч, из которых расстреляно было около 111 тысяч[4].
Одновременно с массовыми репрессиями проводились и депортации населения, самой крупной из которых была депортация более чем 170 тыс. корейцев с Дальнего Востока в Казахстан и Узбекистан (вероятно, Сталин и Ежов рассматривали корейцев как потенциальных японских шпионов). Практика этнических депортаций получила широкое распространение в годы Великой Отечественной войны: в 1941 г. в Сибирь и Казахстан были депортированы этнические немцы, а в 1944 г. были обвинены в коллективной измене и высланы в Сибирь и Среднюю Азию ряд народов Северного Кавказа и Крыма: крымские татары, чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки и др. Их национальные республики были ликвидированы (все северокавказские этносы были реабилитированы, а их республики восстановлены в 1957 г.). Крымские татары и немцы Поволжья были реабилитированы намного позже.
Этнонациональная политика 1950-х – начала 1980-х гг. характеризуется отказом от крайностей и резких поворотов. Главный лозунг провозглашал сочетание национального и интернационального («культура национальная по форма, интернациональная по содержанию»). Начиная с 1950-х и особенно с 1960-х гг. происходит укрепление этнических элит в союзных и автономных республиках: становится правилом, что возглавлять республику должен человек «титульной» национальности. Нарушение этого правила могло приводить к массовым беспорядкам. Начиная с 1970-х гг., наблюдается отток славянского населения из Казахстана и республик Средней Азии.
Вопросы и задания
1. Каковы были принципы советской (этно)национальной политики?
2. Какие периоды можно выделить в советской (этно)национальной политике?
3. Что такое коренизация?
4. Охарактеризуйте второй период советской этнополитики.
5. Какие народы СССР были репрессированы?
6. Назовите основные черты советской этнополитики послесталинского периода.
[1] Хоскинг Дж. Правители и жертвы. Русские в Советском Союзе. – М.: НЛО, 2012. – С. 91.
[2] Там же, С. 95.
[3] Хлевнюк О. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. – М.: РОССПЭН, 2010, С.316-320.
[4] Петров Н.В. «Польская операция» НКВД 1937-1938 гг. / Н.В. Петров, А.Б. Рогинский [Электронный документ] URL: http://www.memo.ru/history/POLAcy/00485ART. htm. О. Хлевнюк приводит несколько иные цифры репрессированных в ходе «национальных операций»: 328 тысяч осужденных и 237 тыс. расстрелянных (Хлевнюк О. Указ. соч., С. 320).