На ком лежит общее руководство метрологическим обеспечением страны

1. Деятельность по обеспечению единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому контролю (надзору);

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии;

3) Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;

4) метрологическими службами, а также аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому контролю (надзору), являются:

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;

2) организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;

3) реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;

4) координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;

5) осуществление федерального государственного метрологического контроля (надзора) и координация деятельности по его осуществлению;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) межведомственная координация деятельности по разработке и производству измерительной техники в Российской Федерации;

(п. 6 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 496-ФЗ)

7) организация мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества.

(п. 7 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 496-ФЗ)

3. Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому контролю (надзору), осуществляет Правительство Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются:

1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;

2) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;

3) передача единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин;

4) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;

5) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;

6) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;

7) участие в международном сотрудничестве в области метрологии.

5. Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

5.1. Государственные региональные центры метрологии создаются в форме федеральных бюджетных учреждений или федеральных автономных учреждений для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на территории Российской Федерации.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

6. Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:

1) совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости;

2) участие в оказании государственных услуг по обеспечению единства измерений в соответствии с областью аккредитации;

3) проведение поверки средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, а также других средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации;

4) передача единиц величин от государственных эталонов единиц величин.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

8. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности государства в эталонных сигналах времени и частоты, в информации о параметрах вращения Земли и точном значении московского времени и календарной дате.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 338-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

10. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных справочных данных, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

11. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Ответ:

Государственная
метрологическая служба.
Общее
руководство
метрологическим обеспечением народного
хозяйства
страны осуществляет Федеральное
агентство по
техническому регулированию и метрологии
(право­преемник
Госстандарта России).

В
области метрологии к компетенции
Госстандарта относились:

  • установление
    правил создания, утверждения, приме­нения
    и хранения эталонов единиц величин;

  • определение
    общих метрологических требований к
    средствам,
    методам и результатам измерений;

  • государственный
    метрологический контроль и надзор;

  • руководство
    деятельностью Государственной
    метро­логической
    службы и прочих государственных
    служб
    обеспечения единства измерений;

  • контроль
    над соблюдением условий международных
    договоров
    России о признании результатов испыта­ний
    и проверки средств измерений;

• участие
в деятельности международных организа­ций
по вопросам метрологического обеспечения.

Государственная
система обеспечения единства изме­рений
(ГСИ) имеет собственную нормативную
базу (комплекс
документов, определяющих порядок
передачи раз­мера
единиц величин на всю территорию России
и порядок проведения
испытаний, поверки и калибровки средств
из­мерений).
Технической основой ГСИ является
государ­ственная
эталонная база России, состоящая из
1176 госу­дарственных
первичных и специальных эталонов.

Организационно
единство измерений обеспечивает­ся
Государственной метрологической службой
России (ГМС),
являющейся одним из звеньев государственного
управления
(рис. 33).

В
структуру Государственной метрологической
служ­бы
входят следующие организации:

  • Всероссийский
    научно-исследовательский институт
    метрологической
    службы (ВНИИМС);

  • государственные
    научные метрологические центры (НПО
    «ВНИИ метрологии имени Д.И. Менделеева?

(ВНИИМ,
Санкт-Петербург), НПО «ВНИИ фи­зико-технических
и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ,
Московская область), Сибирский
го­сударственный
научно-исследовательский институт
метрологии
(СНИИМ, Новосибирск) и др.);

• центры
стандартизации, метрологии и сертифика­ции
(более 100).

Среди
перечисленных выше организаций имеются
центры
государственных эталонов, специализирующи­еся
на определенных единицах физических
величин. Главные
центры государственных эталонов служат
го­ловными организациями по закрепленным
за ними ви­дам
измерений, отвечают за уровень и развитие
метро­логического обеспечения, за
создание и совершенство­вание
комплексов государственных и рабочих
эталонов и
исходных образцов средств измерений.
В качестве примера
можно привести НПО «ВНИИФТРИ»,
специ­ализирующееся
на эталонах радиотехнических,
акусти­ческих,
гидроакустических и магнитных величин,
а так­же
времени, частоты, низких температур и
др. Центры государственных эталонов
выполняют те же функции, что
главные центры, но относительно
национальных эталонов.
Так, например, одной из сфер интересов
ир­кутского
НПО «Эталон» являются региональные
этало­ны
времени и частоты.

Государственная
метрологическая служба осуществ­ляет
контроль и надзор за:

  • выпуском,
    состоянием и применением средств
    изме­рений,
    аттестованными методиками выполнения
    измерений, эталонами, соблюдением
    метрологических правил
    и норм;

  • количеством
    товаров, отчуждаемых при совершении
    торговых
    операций;

  • количеством
    фасованных товаров в упаковках лю­бого
    вида при их расфасовке и продаже.
    Государственная
    служба обеспечения единства изме­рений,
    не входящая в структуру ГМС, включает
    в свой состав
    следующие организации:

  • Государственную
    службу времени, частоты и опре­деления
    параметров вращения Земли (ГСВЧ). Эта
    служба
    занимается хранением, воспроизведением
    и передачей
    размеров единиц времени и частоты, шкал
    атомного,
    всемирного времени, координат полюсов
    Земли;

  • Государственную
    службу стандартных образцов со­става
    и свойств веществ и материалов (ГССО).
    Эта служба
    занимается созданием и применением
    сис­темы
    эталонных образцов состава и свойств
    веществ и материалов (медицинских
    препаратов, почв, спла­вов
    и др.);

  • Государственную
    службу стандартных справочных данных
    о физических константах и свойствах
    ве­ществ
    и материалов (ГСССД). Эта служба
    занима­ется
    созданием достоверных характеристик
    свойств веществ и материалов, физических
    констант. После утверждения
    разработанных характеристик ИСО или
    международными метрологическими
    организа­циями
    ГСССД публикует их в форме справочной
    информации.

Кроме
перечисленных выше организаций, в
Россий­ской
Федерации функционируют метрологические
служ­бы
государственных органов управления и
юридических лиц, действующие на основе
Типового положения о мет­рологической
службе. Сферы деятельности, в которых
создание
метрологических служб обязательно,
перечис­лены
в Законе «Об обеспечении единства
измерений» [Приложение
2, статья 13].

Метрологическая
служба государственного органа
управления
это
организационная система, создаваемая,
но приказу руководителя государственного
органа управления,
в состав которой могут входить:

  • служба
    главного метролога в центральном
    аппарате государственного
    органа управления;

  • головные
    и базовые отраслевые организации
    метро­логической
    службы, назначаемые государственным
    органом
    управления. Эти организации
    подлежат
    аккредитации,
    осуществляемой государственными
    органами
    управления при участии специалистов
    ГМС
    под руководством ВНИИМС, ведущим
    регис­трацию
    метрологических служб;

  • метрологические
    службы предприятий и организа­ций.

Метрологические
службы юридических лиц, созда­ваемые
по распоряжению их руководителей, могут
включать:

  • калибровочные
    лаборатории;

  • ремонтную службу
    средств измерений.

Эти
службы могут быть аккредитованы на
право ка­либровки
средств измерений на основе договоров
с органами
ГМС или на техническую компетентность
в области
точности измерений.

Перед
метрологическими службами стоят три
основ­ные
задачи:

  • обеспечение
    единства и заданной точности измере­ний;

  • осуществление
    метрологического контроля и надзора;

  • повышение
    уровня метрологического обеспечения
    производства.

Особое
внимание метрологические службы
юри­дических
лиц должны уделять соблюдению
метрологи­ческих
норм и правил при испытаниях и контроле
ка­чества
выпускаемой продукции.

Государственный
метрологический контроль и над­
зор.
Метрологический
контроль и надзор осуществля­ются
посредством:

  • калибровки средств
    измерений;

  • выдачи
    предписаний, направленных на устранение
    или
    предотвращение нарушений метрологических
    требований;

  • проверки
    своевременности проведения поверки,
    ка­либровки
    и испытаний средств измерений;

  • надзора
    за состоянием и использованием средств
    из­мерений,
    соблюдением метрологических требова­ний,
    аттестованными методиками измерений,
    этало­нами
    единиц физических величин, применяемыми
    для калибровки средств измерений.

В
соответствии с Законом «Об обеспечении
един­ства
измерений» государственный метрологический
контроль
и надзор распространяются на строго
опреде­ленные сферы деятельности
[Приложение 2, статья 13], поэтому
все средства измерений в России условно
де­лятся
на две группы.

  1. Используемые
    в
    сфере действия государственного
    метрологического
    контроля или планируемые
    к
    использованию в этой сфере.

  2. Не
    используемые
    в
    сфере действия государственно­го
    метрологического контроля или не
    планируемые
    к
    использованию в этой сфере.

Над
средствами измерений, принадлежащими
ко второй
группе, надзор со стороны государства
в лице Госстандарта
не ведется. Их пригодность к применению
определяется
калибровкой, заменившей существовав­шие
ранее метрологическую аттестацию и
ведомствен­ную
поверку средств измерений. На сегодняшний
день в
стране сложилась Российская система
калибровки (РСК),
структура которой приведена на рис. 34.

Законодательно в
российской федерации установлены три
вида государственного метрологического
контроля:

  1. утверждение типа
    средств измерений;

  2. поверка средств
    измерений, в том числе эталонов;

  3. лицензирование
    деятельности на право изготовле­ния,
    ремонта, продажи и проката средств
    измерений.
    Международное
    сотрудничество РФ по вопросам метрологии
    осуществляется в рамках:

  • Международной
    организации законодательной мет­рологии
    (МОЗМ);

  • Международного
    бюро мер и весов (МБВБ); Организации
    государственных метрологических
    уч­реждений
    стран Центральной и Восточной Европы
    (КООМЕТ);

  • Азиатско-Тихоокеанского
    форума по законодатель­ной
    метрологии (АТФЗМ);

  • Межгосударственного
    совета СНГ по стандартиза­ции,
    метрологии и сертификации; Международной
    организации по стандартизации (ИСО);

  • Международной
    электротехнической комиссии (МЭК);

  • Европейского
    сотрудничества по эталонам (Евро-мет);

  • Европейской
    экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН).

Общее руководство метрологическим обеспечением народного хозяйства страны осуществляет Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии. В области метрологии к его компетенции относятся:

• установление правил создания, утверждения, применения и хранения эталонов единиц величин;

• определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

• государственный метрологический контроль и надзор;

• руководство деятельностью Государственной метрологической службы и прочих государственных служб обеспечения единства измерений;

• контроль над соблюдением условий международных договоров России о признании результатов испытаний и проверки средств измерений;

• участие в деятельности международных организаций по вопросам метрологического обеспечения.

Правила и нормы метрологического обеспечения установлены стандартами Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ).

Организационное единство измерений обеспечивается Государственной метрологической службой России (ГМС), являющейся одним из звеньев государственного управления.

В структуру государственной метрологической службы входят следующие организации:

• Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС);

• семь государственных научных метрологических центров (НПО «ВНИИ метрологии имени Д. И. Менделеева» (ВНИИМ, Санкт-Петербург), НПО «ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИИФТРИ, Московская область) и др.)

• Центры стандартизации, метрологии и сертификации (около 100)

Среди перечисленных организаций имеются центры государственных эталонов, специализирующиеся на определенных единицах физических величин. Главные центры государственных эталонов служат головными организациями по закрепленным за ними видам измерений, отвечают за уровень и развитие метрологического обеспечения, за создание и совершенствование комплексов государственных и рабочих эталонов и исходных образцов средств измерений

Государственная метрологическая служба осуществляет контроль и надзор за:

• выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм;

• количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

• количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственная служба обеспечения единства измерений, не входящая в структуру ГМС, включает в свой состав следующие организации:

• Государственную службу времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ). Эта служба занимается хранением, воспроизведением и передачей размеров единиц времени и частоты, шкал атомного, всемирного времени, координат полюсов Земли;

• Государственную службу стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО). Эта служба занимается созданием и применением системы эталонных образцов состава и свойств веществ и материалов (медицинских препаратов, почв, сплавов и др.);

• Государственную службу стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Эта служба занимается созданием достоверных характеристик свойств веществ и материалов, физических констант. После утверждения разработанных характеристик ИСО или международными метрологическими организациями ГСССД публикует их в форме справочной информации.

Конечно, для полного рассмотрения вопроса ‘Государственная метрологическая служба. Общее руководство метрологическим обеспечением народного хозяйства страны осуществляет Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии. В’, приведенной информации не достаточно, однако чтобы понять основы, её должно хватить. Если вы изучаете эту тему, с целью выполнения задания заданного преподавателем, вы можете обратится за консультацией в нашу компанию. В нашей команде работает большой состав специалистов, которые разбираются в изучаемом вами вопросе на экспертном уровне.

В соответствии с законом «Об обеспечении единства измерений» государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в РФ осуществляет Госстандарт России.

Государственная метрологическая служба (ГМС) находится в введении Госстандарта и включает:

1) подразделения центрального аппарата Госстандарта России, осуществляющие функции планирования, управления и контроля деятельностью по обеспечению
единства измерений на межотраслевом уровне;
2) государственные научные метрологические центры (ГНМЦ), метрологические научно-исследовательские институты, несущие в соответствии с законодательством ответственность за создание, хранение и применение государственных эталонов и разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений в закрепленном виде измерений;
3) органы ГМС на территориях республик и других субъектов в составе РФ. Органы Государственной метрологической службы, образованные по территориальному признаку, осуществляют государственный метрологический контроль и надзор на местах.

Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) несут ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений. 

В состав Государственной метрологической службы (ГМС) входят такие ГНМЦ, как:

− Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС);
− Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева (НПО ВНИИМ им. Д.И. Менделеева);
− Всероссийский научно-исследовательский инсти-тут физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ);
− Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений (ВНИИОФИ);
− Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии (СНИИМ), г. Новосибирск;
− Уральский научно-исследовательский институт метрологии (УНИИМ), г. Екатеринбург/

Главным центром Государственной метрологической службы ГМС является ВНИИМС. Важнейшими направлениями деятельности ВНИИМС как главного центра Государственной метрологической службы ГМС являются общее научно- методическое руководство и координация деятельности метрологических служб, а также разработка научно-методических, организационных, технико-экономических и правовых основ метрологического обеспечения народного хозяйства.

Главными центрами эталонов являются:

ВНИИМ (специализация величины длины и массы, механические величины, теплофизические величины, ионизирующие излучения, давление, физико-химический состав и свойства веществ). Во ВНИИМ созданы и находятся государственные первичные эталоны всех основных единиц Международной системы, кроме единиц времени и частоты. Эталон единицы был первоначально представлен платиново-иридиевым штриховым метром № 28 – копией международного эталона. В 1895 г. после работ А. Майкельсона была признана возможность замены вещественного эталона естественным – длиной световой волны определенной спектральной линии какого-либо атома. Новое определение метра на основе оранжевой линии криптона 86 было принято позднее – только в 1960 г. на 11-й Генеральной конференции по мерам и весам. Начиная примерно с 1930 г. во ВНИИМС была начата работа по переходу на новое определение метра. Работы завершились в 1968 г. созданием нового государственного первичного эталона длины.
Эталон единицы массы представлен платиново иридиевым килограммом № 12, полученным в 1889 г. от Международного бюро мер и весов в качестве копии международного эталона. В послевоенные годы во ВНИИМ были созданы первичный эталон единицы силы тока и эталон единицы силы света – канделы. Для воспроизведения единицы температуры – кельвина – был создан прецизионный гелиевый газовый термометр и определены температуры реперных точек: кипения кислорода, затвердевания кадмия, цинка, олова и золота.
Кроме перечисленных основных эталонов Международной системы единиц во ВНИИМ созданы эталоны и эталонные установки для многих единиц различных физических величин. Из общего числа государственных эталонов нашей страны около 50 % сосредоточены во ВНИИМ.
ВНИИФТРИ (радиотехнические и магнитные величины, время и частота, акустические и гидроакустические величины, низкие температуры, ионизирующие излучения, давление, твердость, характеристики аэрозолей и т. д.), в котором хранится эталон времени.
ВНИИОФИ (оптические и оптико-физические величины, акустооптическая спектрометрия, измерения в медицине, измерения параметров лазеров).
СНИИМ (радиотехнические, электрические и магнитные величины и др.).

Ряд эталонов хранятся в центрах государственных эталонов: ВНИИМС, ВНИИ расходометрии, г. Казань, НПО «Дальстандарт», г. Хабаровск).

Государственная метрологическая служба (ГМС) несет ответственность за метрологическое обеспечение измерений в стране на межотраслевом уровне и осуществляет государственный метрологический контроль и надзор метрологических служб юридических лиц.

Основная деятельность органов государственной метрологической службы 

направлена на обеспечение единства измерений в стране. Она включает создание государственных и вторичных эталонов, разработку систем передачи размеров единиц ФВ рабочим СИ, государственный надзор за производством, состоянием, применением, ремонтом СИ, метрологическую экспертизу документации и важнейших видов продукции, методическое руководство метрологическими службами юридических лиц. Руководство государственной метрологической службой осуществляет Госстандарт.

Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) образуются из числа находящихся в ведении Госстандарта предприятий и организаций или их структурных подразделений, выполняющих работы по созданию, совершенствованию, хранению и применению государственных эталонов единиц величин, а также ведущих разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений и имеющих высококвалифицированные научные кадры.

Присвоение конкретному предприятию, организации статуса ГНМЦ не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы, а означает отнесение их к категории объектов, предполагающей особые формы государственной поддержки.

Основные функции ГНМЦ:

• создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин;
• выполнение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области метрологии, в том числе по созданию уникальных опытно-экспериментальных установок, шкал и исходных мер для обеспечения единства измерений;
• передача размеров единиц величин от государственных эталонов исходным;
• проведение государственных испытаний средств измерений;
• разработка оборудования, необходимого для оснащения органов государственной метрологической службы;
• разработка и совершенствование научных, нормативных, организационных и экономических основ деятельности по обеспечению единства измерений в соответствии со специализацией;
• метрологическая служба федеральных органов исполнительной власти, метрологическая служба предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами взаимодействует с ГНМЦ;
• информационное обеспечение предприятий и организаций по вопросам единства измерений;
проведение работ, связанных с деятельностью ГСВЧ, ГСССД и ГССО;
• проведение экспертизы разделов метрологического обеспечения федеральных и иных программ;
• проведение метрологической экспертизы и измерений по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда и федеральных органов исполнительной власти;
• подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров для метрологических служб;
• участие в сличении государственных эталонов с национальными эталонами других стран, разработке международных норм и правил.


Главная

»

Общенаучные дисциплины

»

Метрология

»

Метрологическое обеспечение (МО)

Метрологическое обеспечение (МО)

Под метрологическим обеспечением измерений понимается установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.

       Словарь-справочник- М., Изд-во стандартов. 1989 Основные термины в области метрологии дает такое определение метрологического обеспечения (МО) измерений — «деятельность метрологических и других служб, направленная на: создание в стране необходимых эталонов, образцовых и рабочих средств измерений; правильный их выбор и применение;, разработку и применение метрологических правил и норм; выполнение других метрологических работ, необходимых для обеспечения требуемого качества измерений на рабочем месте, предприятии (организации), в министерстве (ведомстве), народном хозяйстве».

         Определение «метрологическое обеспечение» очень обширное — от осуществления технических измерений до обеспечения единства измерений и законодательной метрологии  и  используются, в основном, по отношению к измерениям, испытанию и контролю в целом. Параллельно разрешено применять понятие метрологическое обеспечение (МО) технологического производства.

Составляющие метрологического обеспечения:

1. Основы метрологического обеспечения.

2. Нормативно-правовые основы метрологии.

3. Метрологические службы и организации.

         Для промышленных предприятий, разработчиков и пользователей средств измерений прикладной интерес представляет часть метрологического обеспечения, связанная с деятельностью метрологической службы (МС) предприятия. И поэтому большое распространение получили термины «метрологическое обеспечение предприятия», «метрологическое обеспечение производства» (МОП).

Метрологическое обеспечение производства, в основном, включает:

 — анализ состояния измерений;

— установление рациональной номенклатуры измеряемых величин и использование средств измерений (рабочих и эталонных) соответствующей точности;

— проведение поверки и калибровки средств измерений;

— разработку методик выполнения измерений для обеспечения установленных норм точности;

— проведение метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации;

— внедрение необходимых нормативных документов (государственных, отраслевых, фирменных);

— аккредитацию на техническую компетентность;

 проведение метрологического надзора.

       В условиях рыночных отношений, когда основной целью предприятия является прибыль, используемые средства измерений, как часть основных фондов, должны работать на получение максимальной прибыли.

      Метрологическое обеспечение производства должно в определенной степени обеспечивать оптимизацию управления технологическими процессами и предприятием в целом, стабилизировать процессы, поддерживать качество изготовления продукции. При этом затраты на метрологическое обеспечение производства должны соответствовать масштабам производства, сложности технологических циклов и в конечном счете не только окупаться, но и приносить доход. В оценке адекватности и экономической эффективности МОП могут оказать серьезную организационную и методическую помощь разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) рекомендации МИ 2240-92 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении».

      Этот документ используется при разработке и сертификации систем качества, при аккредитации на техническую компетентность, для разработки программ совершенствования метрологического обеспечения и т.д. В нем определена «методика оценивания экономической эффективности мероприятий по совершенствованию состояния измерений, контроля, испытаний, метрологического обеспечения производства на предприятии». Очень актуально и необходимо приложение 2 «Информационное обеспечение. Сценарий диалога и алгоритмы для автоматизированной обработки информации по анализу состояния измерений, контроля, испытании на предприятии». Дополнение этого материала соответствующим программным продуктом и техническими средствами разрешает автоматизировать работу метрологической службы предприятия и снизит объем рутинных операций, упростит расчет экономической эффективности метрологического обеспечения производства и увеличит его эффективность.

    Перспективным является моделирование вариантов метрологического обеспечения производства с различными параметрами и дальнейшим расчетом их экономической эффективности; сканирование по вариантам может обеспечить автоматический поиск (выбор) оптимального метрологического обеспечения производства.

     Названные МИ и их применение на предприятии в ряде случаев необходимы, при определенных обстоятельствах — полезны, а профессиональное освоение методики анализа при современном техническом оснащении может стать для МС дополнительным видом деятельности, приносящим немалый доход.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 1с розница инструкция самоучитель для начинающих
  • Аэртал крем инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Вессел дуэ ф 250ле инструкция по применению отзывы цена
  • М416 измеритель сопротивления заземления инструкция по эксплуатации
  • Parkcity cmb 850 инструкция по эксплуатации