На кого возложено общее руководство гражданской обороной в стране ответ

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданская оборона

— система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а
также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • подготовка населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 
  • предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
    характера;
  • первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
  • Требования в области гражданской обороны

     – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты,
    другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Мероприятия по гражданской обороне

     — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая
    к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности
    возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

      Руководство гражданской обороной

  • Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
  • Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
  • Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
    руководители органов местного самоуправления.
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и
    проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
  • Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации






    Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

    Целью 

    государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных
    ситуациях.

    Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
    возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;


    в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий
    по гражданской обороне;

    г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;


    д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

    е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

    ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;


    з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных
    отечественными производителями;

    и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;


    к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных
    территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

    Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации
    системы стратегического планирования;

    б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

    д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

    е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

    Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

    Федеральные конституционные законы


    1.

    Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».


    2.

    Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

    Федеральные законы


    1.

    Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».


    2.

    Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».


    3.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    .


    4.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».


    5.

    Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».


    6.

    Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».


    7.

    Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».


    8.

    Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».


    9.

    Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».


    10.

    Федеральный закон от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».


    11.

    Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».


    12.


    Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в части касающейся
    полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.


    13.

    Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».


    14.

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании в Российской Федерации».


    15.

    Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».


    16.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


    17.

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».


    18.

    Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».


    19.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».


    20.

    Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ Об использовании атомной энергии


    21.

    Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

    Указы Президента Российской Федерации


    1.

    Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».


    2.

    Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».


    3.

    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».


    6.

    Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 г. № ПР-2613).


    7.


    Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и
    террористических актов на период до 2020 года утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года №Пр-3400.


    8.

    Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года № Пр-539.

    Постановления Правительства Российской Федерации


    1.


    Постановление Совета Министров Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования
    населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».


    2.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».


    4.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».


    10.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».


    12.


    Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов
    исполнительной власти».


    15.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».


    16.


    Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».


    17.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
    характера».

    Совместные приказы, приказы других министерств и ведомств


    2.


    Совместный приказ МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
    (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный номер 7443).


    5.

    Приказ Минздрава России от 08.02.2013 № 61н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки санитарной сумки для оказания первой помощи подразделениями сил гражданской обороны».


    6.


    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2013 г № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для
    оказания первичной медико- санитарной помощи и первой помощи».

    Приказы МЧС России


    1.

    Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».


    2.

    Приказ МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».


    3.


    Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно- методических центрах по гражданской обороне
    и чрезвычайным ситуациям субъектов российской федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    4.

    Приказ МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».


    5.

    Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (взамен приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993).


    6.

    Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».


    7.


    Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в
    образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
    Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    8.

    Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».


    9.


    Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».

    .


    10.

    Приказ МЧС России от 22.04.2013 № 276 «Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России».


    11.

    Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС».


    12.


    Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
    водных объектах.

    Прочие регламентирующие документы

    СП 88.13330.2014 «Защитные мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНИП II-11-77*».

    Ведомственные нормативные акты, планирующие документы и мероприятия в области гражданской обороны проводимые в Минобрнауки России

    Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 сентября 2019 г. № 774 «Об утверждении Положения о структурном подразделении (работниках) в Министерстве науки и высшего образования Российской
    Федерации и его территориальных органах, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны».

    Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
    .

    Положение об Отделе мобилизационной подготовки и гражданской обороны – уполномоченном структурном подразделении Минобрнауки России на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    План мероприятий Минобрнауки России по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря
    2016 года № 696.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России в 2019 году.

    Об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

                             Гражданская оборона, ее предназначение и задачи
    Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
    Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО). МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.
    Для решения задач МПВО имело соответствующие силы и средства: воинские части, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования (в городских районах – участковые команды, на предприятиях – объектовые команды, при домоуправлениях – группы самозащиты). Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100–300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях или от 200–500 жителей – при домоуправлениях. В группы самозащиты, как правило, входило 5 подразделений: медицинское, противопожарной защиты, охраны порядка, наблюдения, обслуживания убежищ. Подготовка кадров осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения – в общественных оборонных организациях.
    Великая Отечественная война показала, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. Силы местной МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.
    В 50-е гг. XX в. в арсенале ряда государств появилось новое оружие – ядерное, а также новые средства его доставки – ракеты. Это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от воздействия такого оружия. Поэтому в 50-60-е гг. XX в. в большинстве крупных государств (США, Германии, Канаде, Италии, Швеции) были системы гражданской защиты. Особое значение при этом придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.
    В июле 1961 г. на базе МПВО была создана Гражданская оборона и в Советском Союзе (ГО СССР). Защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений, созданием запасов средств индивидуальной защиты, проведением эвакуации из крупных городов, обучением населения

    способам защиты от ОМП, оповещением об опасности нападения противника. Гражданская оборона в СССР была организована по территориально-производственному принципу. Общее руководство ГО осуществлялось Советом Министров СССР, повседневное – начальником ГО СССР, который являлся заместителем министра обороны СССР. На местах ответственность за гражданскую оборону возлагалась на руководителей Советов Министров республик, исполкомов Советов народных депутатов, министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий, которые являлись начальниками ГО. В настоящее время основные задачи гражданской обороны Российской Федерации определены Федеральным законом «О гражданской обороне», в котором отражены основы государственной политики в этой области.
    Гражданская оборона на современном этапе продолжает оставаться важной общегосударственной функцией, составной частью системы национальной безопасности страны, призванной обеспечить защиту населения, материальных и культурных ценностей в экстремальных условиях военного времени. Она выступает как форма участия всего населения, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства. Эта оборона преследует гуманитарную цель – оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий. Главным содержанием политики, проводимой государством в области гражданской обороны, является создание в стране условий, необходимых для предотвращения или максимального снижения потерь и ущерба при опасностях, возникающих при ведении военных действий и их последствий.
    Гражданская оборона является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Она является обязанностью и почетным долгом каждого гражданина РФ.
    Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.
    Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов и применения всех современных средств вооруженной борьбы, включая оружие массового поражения. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или отдельных ее местностей начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения. В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуют в мероприятиях по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
    Основными функциями гражданской обороны являются:
    • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
    • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
    • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
    • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

    • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или их последствий;
    • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий, в том числе медицинское обслуживание, включая предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
    • борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
    • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
    • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
    • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
    • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
    • срочное захоронение трупов в военное время;
    • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
    • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
    Руководство гражданской обороной в стране осуществляет Правительство Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях – их руководители, на территории субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления.

    Руководство гражданской обороной.

    Руководство
    гражданской обороной в Российской
    Федерации осуществляет Правительство
    Российской Федерации.

    Руководство
    гражданской обороной в федеральных
    органах исполнительной власти и
    организациях осуществляют их руководители,
    являющиеся по должности начальниками
    гражданской обороны указанных органов
    и организаций.

    Руководство
    гражданской обороной на территориях
    субъектов Российской Федераций и
    муниципальных образований осуществляют
    соответственно главы органов исполнительной
    власти субъектов Российской Федерации
    и руководители органов местного
    самоуправления, являющиеся по должности
    начальниками гражданской обороны.

    Начальники
    гражданской обороны несут персональную
    ответственность за организацию и
    проведение мероприятий по гражданской
    обороне в федеральных органах
    исполнительной власти, на соответствующих
    территориях и в организациях.

    Начальники
    гражданской обороны в пределах своих
    полномочий и в установленном порядке
    имеют право:

    • вводить
      в действие соответствующие планы
      гражданской обороны;

    • принимать
      решения об эвакуации населения,
      материальных и культурных ценностей
      в безопасные районы;

    • издавать
      приказы по вопросам гражданской обороны.

    Органами,
    осуществляющими управление гражданской
    обороной, являются:

    • федеральный
      орган исполнительной власти, специально
      уполномоченный на решение задач в
      области гражданской обороны, и его
      территориальные органы, созданные в
      установленном порядке;

    • структурные
      подразделения федеральных органов
      исполнительной власти, специально
      уполномоченные на решение задач в
      области гражданской обороны;

    • структурные
      подразделения (работники) организаций,
      специально уполномоченные на решение
      задач в области гражданской обороны,
      создаваемые (назначаемые) в порядке,
      установленном Правительством Российской
      Федерации.

    Постановление
    Правительства Российской Федерации от
    10 июля 1999 г. № 782 утверждает «Положение
    о создании (назначении) в организациях
    структурных подразделений (работников),
    специально уполномоченных на решении
    задач в области гражданской обороны»

    Согласно
    «Положению …» структурные подразделения
    (работники) по гражданской обороне
    создаются (назначаются) в организациях
    независимо’ от их организационно-правовой
    формы с целью управления гражданской
    обороной в этих организациях.

    Создание
    (назначение) в организациях структурных
    подразделений (работников) по гражданской
    обороне осуществляется для обеспечения:

    • планирования
      и проведения мероприятий по гражданской
      обороне;

    • создания
      и поддержания в состоянии постоянной
      готовности к ис пользованию локальных
      систем оповещения;

    • обучения
      работников организаций способам защиты
      от опасностей, возникающих при ведении
      военных действий или вследствие этих
      действий;

    • создания
      и содержания в целях гражданской обороны
      запасов материально-технических,
      продовольственных, медицинских и иных
      средств;

    • проведения
      мероприятий по поддержанию устойчивого
      функционирования организаций в военное
      время;

    • создания
      и поддержания в состоянии постоянной
      готовности гражданских организаций
      гражданской обороны.

    Количество
    работников в структурном подразделении
    по гражданской обороне или отдельных
    работников по гражданской обороне в
    составе других подразделений организации
    определяется исходя из следующих
    примерных норм:

    • в
      организациях, отнесенных к категориям
      по гражданской обороне в соответствии
      с Постановлением Правительства
      Российской Федерации от 19 сентября
      1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций
      к категориям по гражданской обороне»:
      с количеством работников до 500 человек
      — 1 освобожденный работник; от 500 до 2000
      человек — 2-3 освобожденных работника;
      от 2000 до 5000 человек — 3-4 освобожденных
      работника, свыше 5000 человек — 5-6
      освобожденных работников;

    • в
      организациях, не отнесенных к категориям
      по гражданской обороне, с количеством
      работников свыше 200 человек — 1 освобожденный
      работник;

    • в
      организациях, не отнесенных к категориям
      по гражданской обороне, с количеством
      работников до 200 человек — работа по
      гражданской обороне может выполняться
      в установленном порядке по совместительству
      одним из работников организации.

    Количество
    работников в структурном подразделении
    по гражданской обороне или отдельных
    работников по гражданской обороне в
    составе других подразделений
    исполнительного органа (органа управления)
    организации, имеющей дочерние и зависимые
    хозяйственные общества, определяется
    в соответствии с рекомендациями,
    предусмотренными в примерном положении
    о специально уполномоченных на решение
    задач в области гражданской обороны
    структурных подразделениях (работниках)
    организаций.

    На
    должности работников структурных
    подразделений (работников) по гражданской
    обороне назначаются лица, имеющие
    соответствующую подготовку.

    Организации
    осуществляют укомплектование структурных
    подразделений (назначение работников)
    по гражданской обороне, разрабатывают
    и утверждают их функциональные обязанности
    и штатное расписание.

    По
    согласованию между федеральным органом
    исполнительной власти, специально
    уполномоченным на решение задач в
    области гражданской обороны, и субъектом
    Российской Федерации в порядке,
    установленном Правительством Российской
    Федерации, могут создаваться органы,
    осуществляющие управление гражданской
    обороной на территориях субъектов
    Российской Федерации, отнесенных к
    группам по гражданской обороне.

    Указанные
    органы комплектуются военнослужащими
    войск гражданской обороны, средства,
    на содержание которых выделяются из
    федерального бюджета, и гражданским
    персоналом, средства на содержание
    которого выделяются из бюджетов субъектов
    Российской Федерации.

    Руководители
    указанных органов назначаются
    руководителем федерального органа
    исполнительной власти, специально
    уполномоченного на решение задач в
    области гражданской обороны, из числа
    военнослужащих войск гражданской
    обороны по согласованию с начальниками
    гражданской обороны территории субъектов
    Российской Федерации, территорий,
    отнесенных к группам по гражданской
    обороне, в соответствии с законодательством
    Российской Федерации.

    В
    целях осуществления государственной
    политики в области гражданской обороны
    Президент Российской Федерации или по
    его поручению Правительство Российской
    Федерации определяет федеральный орган
    исполнительной власти, специально
    уполномоченный на решение задач в
    области гражданской обороны.

    Указом
    Президента Российской Федерации от 2
    августа 1999 года № 953 «Вопросы министерства
    Российской Федерации по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и
    ликвидации последствий стихийных
    бедствий» Министерство Российской
    Федерации по делам гражданской обороны,
    чрезвычайным ситуациям и ликвидации
    последствий стихийных бедствий (МЧС
    России) определено федеральным органом
    исполнительной власти, специально
    уполномоченным на решение задач в
    области гражданской

    обороны,
    проводящим единую государственную
    политику и осуществляющим государственное
    управление в области гражданской
    обороны.

    На
    МЧС России возложено осуществление
    соответствующего нормативного
    регулирования, а также специальные,
    разрешительные, надзорные и контрольные
    функции в области гражданской обороны.

    Федеральный
    орган исполнительной власти, специально
    уполномоченный на решение задач в
    области гражданской обороны (МЧС России),
    имеет свои территориальные органы,
    создаваемые в установленном порядке.

    Для
    выполнения мероприятий по гражданской
    обороне создаются федеральные,
    республиканские, краевые, областные,
    автономной области и автономных округов,
    районные и городские службы гражданской
    обороны, а также службы гражданской
    обороны организаций.

    Решения
    о создании служб гражданской обороны
    принимаются Правительством Российской
    Федерации, органами исполнительной
    власти субъектов Российской Федерации,
    органами местного самоуправления и
    руководителями организаций в соответствии
    с их полномочиями.

    Положения
    о службах гражданской обороны утверждаются
    соответствующими начальниками гражданской
    обороны.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Респинид для ингаляций для детей инструкция по применению
  • Аквадетрим беби инструкция по применению цена
  • Свечи индометацин инструкция по применению в гинекологии для женщин
  • Магний в6 инструкция по применению способ применения
  • Гербион от сухого кашля инструкция по применению беременным