На кого возложено общее руководство государственными органами обеспечения безопасности

ЗАКОН РФ

«О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1

от 5 марта 1992 года

(в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)

Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты

Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Статья 3. Угроза безопасности

Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Статья 4. Обеспечение безопасности

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Статья 5. Принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

законность;

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Раздел II. Система безопасности Российской Федерации

Статья 8. Основные элементы системы безопасности

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Статья 9. Основные функции системы безопасности

Основными функциями системы безопасности являются:

выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Статья 10. Разграничение полномочий органов власти в системе безопасности

Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.

Часть 2. — Не действует. — Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2288

Органы исполнительной власти:

обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы:

обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;

осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Статья 11. Руководство государственными органами обеспечения безопасности

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;

абзац 3 — не действует. — Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2288;

контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;

в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;

абзац 6 — не действует. — Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2288.

Совет Министров Российской Федерации (Правительство Российской Федерации):

в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации;

организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.

Министерства и государственные комитеты Российской Федерации:

в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;

на основании настоящего Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Статья 12. Силы и средства обеспечения безопасности

Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Службы Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности. Раздел III. Совет безопасности Российской Федерации

Статья 13. Статус Совета безопасности Российской Федерации

Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен перед Верховным Советом Российской Федерации за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования

Совет безопасности Российской Федерации формируется на основании Конституции РСФСР, Закона РСФСР «О Президенте РСФСР» и настоящего Закона.

В состав Совета безопасности Российской Федерации входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности.

Председателем Совета безопасности является по должности Президент Российской Федерации.

Части 4 — 6. — Не действуют. — Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2288

В заседаниях Совета безопасности принимает участие Председатель Верховного Совета Российской Федерации или по его поручению заместитель Председателя. (в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1)

В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет безопасности Российской Федерации может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц.

При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов для участия в работе Совета безопасности привлекаются их полномочные представители, а также председатель государственного комитета Российской Федерации по национальной политике.

Статья 15. Основные задачи Совета безопасности Российской Федерации

Основными задачами Совета безопасности Российской Федерации являются:

определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;

подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;

подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Статья 16. Порядок принятия решений Советом безопасности Российской Федерации

Заседания Совета безопасности Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.

Постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса.

Решения Совета безопасности Российской Федерации принимаются на его заседании постоянными членами Совета безопасности простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совета безопасности.

Решения Совета безопасности по вопросам обеспечения безопасности оформляются указами Президента Российской Федерации.

Статья 17. Межведомственные комиссии Совета безопасности Российской Федерации

Совет безопасности Российской Федерации в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе.

В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации Советом безопасности Российской Федерации могут создаваться временные межведомственные комиссии.

Порядок формирования постоянных и временных межведомственных комиссий регламентируется Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

По решению Совета безопасности Российской Федерации постоянные и временные межведомственные комиссии могут возглавляться членами Совета безопасности, а также руководителями соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, их заместителями либо лицами, уполномоченными на то Президентом Российской Федерации.

Статья 18. Аппарат Совета безопасности Российской Федерации

Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета безопасности Российской Федерации осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета безопасности Российской Федерации.

Структура и штатное расписание аппарата Совета безопасности Российской Федерации, а также положения о его подразделениях утверждаются председателем Совета безопасности.

Статья 19. Основные задачи межведомственных комиссий и аппарата Совета безопасности Российской Федерации

На межведомственные комиссии и аппарат Совета безопасности Российской Федерации возлагаются:

оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, выявление источников опасности;

подготовка научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности Российской Федерации;

разработка и координация федеральных программ по обеспечению безопасности Российской Федерации и оценка их эффективности;

накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;

информирование Совета безопасности Российской Федерации о ходе исполнения его решений;

организация научных исследований в области обеспечения безопасности;

подготовка проектов решений Совета безопасности Российской Федерации, а также проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности;

подготовка материалов для доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации.

Раздел IV. Финансирование деятельности по обеспечению безопасности

Статья 20. Финансирование деятельности по обеспечению безопасности

Финансирование деятельности по обеспечению безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также внебюджетных средств.

Раздел V. Контроль и надзор за деятельностью по обеспечению безопасности

Статья 21. Контроль за деятельностью по обеспечению безопасности

Часть 1. — Не действует. — Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2288.

Органы государственной власти и управления Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности.

Общественные и иные объединения и организации, граждане Российской Федерации имеют право на получение ими в соответствии с действующим законодательством информации о деятельности органов обеспечения безопасности.

Статья 22. Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности

Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Президент Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России.

5 марта 1992 года.

№ 2446-1

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;

абзац третий не действует. — Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288;

контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;

в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;

абзац шестой не действует. — Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288.

Совет Министров Российской Федерации (Правительство Российской Федерации):

в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации;

организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.

Министерства и государственные комитеты Российской Федерации:

в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;

на основании настоящего Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Закон
РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»
закрепил правовую основу обеспечения
безопасности личности, общества и
государства, определил систему
безопасности и ее функции, установил
порядок организации, контроля и надзора
за их деятельностью.

В
соответствии с Законом РФ *О безопасности»
под безопасностью понимается состояние
защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз. Жизненно
важные интересы — совокупность
потребностей, удовлетворение которых
надежно обеспечивает существование и
возможности прогрессивного развития
личности, общества и государства.

К
основным объектам безопасности относятся:
личность — ее права и свободы; общество
— его материальные и духовные ценности;
государство — его конституционный строй,
суверенитет и территориальная целостность.

Основной
субъект обеспечения безопасности —
государство, осуществляющее функции в
этой области через органы законодательной,
исполнительной и судебной власти.

Государство
в соответствии с действующим
законодательством обеспечивает
безопасность каждого гражданина на
территории Российской Федерации.
Гражданам Российской Федерации,
находящимся за ее пределами, государством
гарантируется защита и покровительство.

Граждане,
общественные и иные организации и
объединения считаются субъектами
безопасности, обладают правами и
обязанностями по участию в обеспечении
безопасности в соответствии с
законодательством РФ, законодательством
республик всоставе РФ, нормативными
актами органов государственной власти
и управле-‘ ния краев, областей, городов
федерального значения, автономной
области и автономных округов, принятыми
в пределах их компетенции в данной
сфере. Государство обеспечивает правовую
и социальную защиту гражданам, общественным
и иным организациям и объединениям,
оказывающим содействие в обеспечении
безопасности в соответствии с Законом
РФ «О безопасности» (ст. 2).

Безопасность
достигается проведением единой
государственной политики в области
обеспечения безопасности, системой мер
экоч комического, политического и
организационного характера. Для создания
и поддержания необходимого уровня
защищенности объектов безопасности
разрабатывается система правовых норм,
регулирующих отношения в сфере
безопасности.

Систему
безопасности образуют органы
законодательной, исполнительной и
судебной власти, государственные,
общественные и иные организации и
объединения, граждане, принимающие
участие в обеспечении безопасности в
соответствии с законом, а также
законодательство, регламентирующее
отношения в сфере безопасности.

Создание
органов обеспечения безопасности, не
установленных Законом РФ «О безопасности»,
не допускается (ст. 8).

Основные
функции системы органов обеспечения
безопасности:

• выявление
и прогнозирование внутренних и внешних
угрозжизненно важным интересам объектов
безопасности;

• осуществление
комплекса оперативных и долговременныхмер
по их предупреждению и нейтрализации;

• создание
и поддержание в готовности сил и средств
обеспечения безопасности;

• управление
силами и средствами безопасности в
повседневных условиях и при чрезвычайных
ситуациях;

• осуществление
системы мер по восстановлению нормального
функционирования объектов безопасности
в регионах, пострадавших в результате
возникновения чрезвычайной ситуации;

• участие
в мероприятиях по обеспечению безопасности
за пределами Российской Федерации в
соответствии с международными договорами
и соглашениями, заключенными или
признанными Россией.

Общее
руководство государственными органами
обеспечения безопасности осуществляет
Президент РФ, который возглавляет Совет
Безопасности РФ; контролирует и
координирует деятельность государственных
органов обеспечения безопасности и
принимает необходимые оперативные
решения.

Правительство
РФ в пределах своей компетенции
обеспечивает руководство федеральными
органами исполнительной власти,
организует и контролирует реализацию
федеральных программ защиты жизненно
важных интересов объектов безопасности.

Для
непосредственного выполнения функций
по обеспечению безопасности личности,
общества и государства в системе
исполнительной власти в соответствии
с законом образуются государственные
органы обеспечения безопасности. 1 Совет
Безопасности РФ — конституционный орган,
осуществляющим подготовку решений
Президента РФ по вопросам обеспечения
защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз, проведения
единой государственной политики в
области обеспечения безопасности. Совет
Безопасности РФ формируется Президентом
РФ в соответствии с Конституцией РФ и
Законом РФ «О безопасности»:

Основными
задачами Совета безопасности РФ
считаются:

• определение
жизненно важных интересов общества и
государства, выявление внутреннихивнешних
угроз объектам безопасности;

• разработка
основных направлений стратегии
обеспечениябезопасности Российской
Федерации и организация подготовки
федеральных целевых программ ее
обеспечения;

• подготовка
предложений Президенту РФ о введении,
продлении или отмене чрезвычайного
положения и оперативных решений по
предотвращению чрезвычайных ситуаций
и организации их ликвидации;

В
Совет Безопасности РФ входят председатель,
секретарь, постоянные члены и члены
Совета Безопасности. Председателем
Совета Безопасности РФ является по
должности Президент РФ.
Организационно-техническое и информационное
обеспечение деятельности Совета
Безопасности -РФ осуществляет его
аппарат, возглавляемый секретарем
Совета Безопасности РФ.

•В
целях более углубленной подготовки
вопросов, выносимых на заседания Совета
Безопасности РФ, созданы межведомственные
комиссии по отдельным направлениям его
деятельности. В их числе межведомственные
комиссии по общественной безопасности,
экологической безопасности; конституционной
безопасности; безопасности в сфере
экономики; военной безопасности и ряд
других.

Персональный
состав каждой комиссии утверждается
секретарем Совета Безопасности РФ по
представлению руководителей фе1-деральных
органов государственной власти,
должностные лица ко^-торых включены в
ее состав. В зависимости от содержания
рассматриваемого вопроса Совет
Безопасности РФ может привлекать к
участию в заседании на правах консультантов
и других лиц.

Современная
ситуация в этой области и ее прогноз
актуализируют проблему завершения
формирования единой государственной
системы противодействия терроризму в
нашей стране. Целый ряд важных элементов
общегосударственной системы борьбы с
терроризмом в России начал складываться
уже в 1990-е гг. Этот процесс включал в
себя создание механизмов руководства
антите’ррористи-ческоЙ деятельностью
на федеральном уровне, формирование
органов координации субъектов
антитеррористической деятельности,
выработку основных форм участия органов
исполнительной власти в борьбе с
терроризмом и др. Однако в современных
условиях принятых ранее мер для
противодействия терроризму недостаточно:
они носили в ряде случаев непоследовательный
характер, не в достаточной степени
отражали необходимость учета изменений
в самой системе терроризма.

Приведенное
ранее содержание ст. 2 и 8 Закона РФ «О
безопасности» позволяет относить к
системе безопасности все государственные
органы законодательной, исполнительной
и судебной власти. Следует иметь в виду,
что в рамках курса рассматриваются не
все органы власти, причастные к обеспечению
безопасности, а только те из них, для
которых это направление деятельности
является приоритетным . К ним относятся:

• органы
Федеральной службы безопасности РФ;

• органы
внешней разведки;

• федеральные
органы государственной охраны.

12.2.
федеральная служба безопасности РФ

Органы
Федеральной службы безопасности РФ
(далее — ФСБ России) считаются составной
частью сил обеспечения безопасности
РФ и в пределах предоставленных им
полномочий обеспечивают безопасность
личности, общества и государства.
Руководство деятельностью органов
федеральной службы безопасности
осуществляют Президент РФ и Правительство
РФ.

Правовую
основу деятельности органов ФСБ России
составляют Конституция РФ, Федеральный
закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной
службе безопасности», другие федеральные
законы и иные нормативно-правовые акты
федеральных органов государственной
власти. Деятельность органов ФСБ России
осуществляется также в соответствии с
международными договорами РФ.

В
соответствии с Федеральным законом «О
Федеральной службе безопасности»
деятельность органов безопасности
осуществляется на основе принципов:

• законности;

• уважения
и соблюдения прав и свобод человека и
гражданина;

• гуманизма;

* единства
системы органов федеральной службы
безопасности и централизации управления
ими;

• конспирации,
сочетания гласных и’ негласных методов
исредств деятельности.

Органы
ФСБ России представляют собой единую
централизованную систему, в которую
входят:

1) ФСБ
РОССИИ;

2) управления
(отделы) ФСБ России по отдельным регионам
исубъектам РФ (территориальные органы
безопасности);

3) управления
(отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах
РФ,других войсках и воинских формированиях,
а также их органах управления (органы
безопасности в войсках);

4) управления
(отделы, отряды) ФСБ России по пограничной-
службе (пограничные органы). В подчинении
пограничных органов

находятся
пограничные войска;

5) другие
управления (отделы), выполняющие отдельные
пол^номочия органов ФСБ России и
пограничных войск (другие opra-iны
безопасности); }

6) авиационные
подразделения, центры специальной
подготов-‘ки, предприятия, образовательные,
научно-исследовательские, медицинские,
экспертные и иные учреждения и
подразделения, обеспечивающие деятельность
ФСБ России (рис. 12.1)!

Территориальные
органы безопасности, органы безопасности
в войсках, пограничные органы, другие
органы безопасности находятся в прямом
подчинении подразделения непосредственно
реализующие основные направления
деятельности органов ФСБ России,
управленческие и обеспечивающие функции.

Согласно
Указу Президента РФ от 11 августа 2003 Е №
960 «Вопросы Федеральной службы безопасности
Российской Федерации» руководство ФСБ
России и подразделения, непосредственно
входящие в ее структуру, составляют
центральный аппарат ФСБ России.

ФСБ
России возглавляет директор на правах
федерального министра, назначаемый на
должность Президентом РФ. Должность
директора ФСБ России соответствует
воинскому званию «генерал армии».

Директор
ФСБ России: руководит органами ФСБ
России; информирует Президента РФ и
Правительство РФ и по их поручению
органы власти субъектов РФ об угрозах
безопасности России; принимает решения
о создании территориальных органов
безопасности и органов безопасности в
войсках; зачисляет в установленном
порядке граждан на военную службу в
органах ФСБ России и осуществляет другие
полномочия в соответствии с федеральными
законами.В ФСБ России установлены
должности двух первых заместителей
директора — руководителей служб.

Структура
ФСБ РОССИИ включает восемь служб:
пограничную; контрразведки; по защите
конституционного строя и борьбе с
терроризмом; экономической безопасности;
анализа, прогнозов и стратегического
планирования; организационно-кадровой
работы и де-партаментпо обеспечению
деятельности ФСБ России; контрольную.
В состав служб входят департаменты,
управления и отделы по соответствующим
направлениям деятельности служб.

В
ФСБ России образуется коллегия,
численность и состав которой утверждает
директор ФСБ России. Коллегия на своих
заседа-ниях рассматривает важнейшие
вопросы деятельности органов ФСБ России.
Решения коллегии оформляются приказом
директора ФСБ, России. В случае разногласий
между директором и коллегией перг вый
реализует свое решение и докладывает
о возникших разногласиях Президенту
РФ. Члены коллегии также могут сообщить
свое мнение Президенту РФ.

Органы
внешней разведки в соотвфдвии с Законом
РФ «О безопасности» включены в систему
орга^ор безопасности.

Органы
внешней разведки согласно Федеральному
закону от 10 января 1996г. № 5-ФЗ «О
внешнвй-разведке» осуществляют
разведывательную деятельность посредством
добывания и обработки информации о
затрагивающих жизцфно важные интересы
Российской Федерации реальныхи
потенциальных возможностях, действиях,
планах и намерениях иностранных
государств, организаций и лиц; оказания
содействия в реализации мер, осуществляемых
в интересах безопасности РФ.

Разведывательная
деятельнос^ьЬсуществляется Службой
внешней разведки и подразделениямйУвходящими
в структуры других федеральных органов
исполнительной власти. Осуществление
разведывательной деятельности в пределах
их полномочий возложено на подразделения
и органы внешней разведки:

• Службы
внешней разведки РФ — в политической,
экономической, военно-стратегической,
научно-технической и экологической
сферах, сфере шифровальной, засекреченной
и иных видах специальной связи с
использованием радиоэлек-‘ тронных
средств связи за пределами Российской
Федерации, а также в части обеспечения
безопасности учреждений и граждан
Российской Федерации за рубежом и
имеющих по роду своей деятельности
допуск к сведениям, составляющим
государственную тайну;

• Министерства
обороны РФ — в военной, военно-политической,
военно-технической, военно-экономической
и экологической сферах;

• пограничных
органов ФСБ России — в сфере охраны
Государственной границы РФ, ее
исключительной экономическойзоны и
континентального шельфа.

Разведывательная
деятельность органов ФСБ России
осуществляется во взаимодействии с
органами внешней разведки, которым в
настоящее время передана часть функций
упраздненного Федерального агентства
связд и информации при Президенте РФ
по использованию радиоэлектронных
средств для получения разведывательной
информации. 1,,

Общее
руководство органами внешней разведки
осуществляет Президент РФ. Особое мёсгго
в системе разведывательных органов
занимает возглавляемая директором
Служба внешней разведки’ РФ (далее — СВР
Росии), явлЬЙщаяся своего рода высшим
звеном системы внешней разведки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. В системе бизнеса образуются свои структуры, в образовательном пространстве, в жилищном кооперативе или дачном поселке свои. Но есть общие цели и правила, которые в документах чаще называют принципами. Их очень много: общие, частные, специальные, для каждой сферы жизнедеятельности свои. Однако есть и общие идеи и правила.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1. законность, т.е. все мероприятия по обеспечению безопасности осуществляются на основании нормативно-правовых актов, принцип законности обеспечивает верховенство и единство закона, равенство всех перед законом;
2. соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, т.е. при обеспечении безопасности не должны ущемляться интересы всех объектов безопасности, обеспечивающие их существование и возможность прогрессивного развития;
3. взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
4. интеграция с международными системами безопасности.

В разных источниках рассматривают и другие принципы БЖ: гуманность, демократичность, плановость, оперативность, приоритетность, научность, эффективность, дублирование защиты, системность, комплексность, экономичность, рациональность, надежность, непрерывность и иные.

При обеспечении безопасности допускается ограничение прав и свобод граждан, в случаях, предусмотренных законом (в соответствии со ст.55 Конституции РФ, ч. 3).

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Закон дал четкое определение системы органов безопасности РФ.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом, не допускается.

Таким образом, вся вертикаль власти, а также все организации и граждане, имеющие отношение к обеспечению безопасности, а также нормативные акты образуют общую систему безопасности нашего государства и общества. (Подробнее органы, входящие в систему безопасности рассмотрены в 5 и 6 главах настоящего учебного пособия).

Но все органы власти, организации и граждане имеют множество иных задач и функций помимо сферы безопасности, например экономические, производственные, технические, культурные и иные. Их реализация регулируется иными соответствующими актами. А в Законе «О безопасности» раскрываются направления деятельности всех подсистем государства и общества именно в интересах и в сфере обеспечения безопасности. Каковы же эти направления (функции).

Основными функциями системы безопасности (практически любого уровня и любого ведомства, организации, предприятия) являются:
1. выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
2. создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
3. управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
4. осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
5. участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который:

  1. возглавляет Совет безопасности РФ;
  2. контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
  3. принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Президент руководит работой Совета безопасности и его членов, принимает Указы по созданию и регулированию деятельности силовых структур, назначает и увольняет их руководителей.

Правительство РФ:

  1. обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности РФ;
  2. организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и другими подведомственными ему органами РФ, и субъектов РФ.

Министерства РФ:

  1. обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;
  2. разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в РФ в соответствии с решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента РФ, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Службы РФ, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, такие как Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерства внутренних дел (МВД), иных органов исполнительной власти,действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством. Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Способ применения ротокан для полоскания рта взрослым инструкция
  • Lecithin 1200 инструкция по применению взрослым для чего нужен организму
  • Дыхательный аппарат самоздрав инструкция по применению отзывы пациентов
  • Руководство по составлению бюджета
  • Инструкция по использованию средств индивидуальной защиты в защитном сооружении го