Моменты затяжек двигателя мануал

МОМЕНТЫ ЗАТЯГИВАНИЯ
Болты крышек коренных подшипников
88 – 102 Нм
Болты шатунов
26 – 33 Нм
Болт шкива коленчатого вала
110 – 130 Нм
Болт шкива распредвала
45 – 50 Нм
Болты маховика
67 – 70 Нм
Болты крепления масляного насоса
14 – 17 Нм
Болты крышки масляного насоса
9 – 13 Нм
Болты масляного поддона:
– 1-й этап
1 – 2 Нм
– 2-й этап
6 – 8 Нм
– 3-й этап (после 20 минут работы двигателя)
8 – 10 Нм
Пробка слива масла в масляном поддоне
21 – 28 Нм
Датчик давления масла
12 – 15 Нм
Болты регулировки зазора клапанов около рычагов
клапанов

50 – 55 Нм
Болты головки блока цилиндров:
– 1-й этап
35 – 40 Нм
– 2-й этап
70 – 75 Нм
– 3-й этап (спустя 10 – 20 мин)
довернуть на угол 90°
– 4-й этап (после 15 минут работы двигателя при
числе оборотов 1000 об/мин, при горячем
двигателе)
95 – 115 Нм
Кожух системы газораспределения
13 – 17 Нм
Впускной коллектор
17 – 21 Нм
Выпускной коллектор
21 – 25 Нм
Свечи зажигания
20 – 28 Нм
Корпус термостата
17 – 21 Нм
Болты крышки головки блока цилиндров:
– болты 1 – 6
5 – 7 Нм
– болты 9 и 10
2 – 2,5 Нм
– болты 7 и 8
5 – 7 Нм
– болты 9 и 10
5 – 7 Нм

Авторство — Ремонт и эксплуатация

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Каталог руководств по обслуживанию и ремонту автомобилей самых популярных марок

Acura Audi BMW Chevrolet Daewoo Ford ГАЗ Honda Hyundai Infiniti Камаз Kia Land Rover Mazda Mercedes-Benz Mitsubishi Nissan Opel Peugeot Renault Skoda Ssangyong Subaru Suzuki Toyota ВАЗ Volkswagen Volvo

© 2022 manuals4car.ru Все права защищены.
При упоминании использовании материалов активная ссылка на manuals4car.ru обязательна.

Сборка двигателя после ремонта – очень ответственный процесс. Неочевидными ошибками можно перечеркнуть все время и средства, потраченные на эту одну из самых затратных операций. Между тем многое сводится лишь к правильной последовательности и нормированным моментам затяжки резьбовых соединений.

Содержание статьи:

  • 1 Роль подшипников скольжения во время работы двигателя
    • 1.1 Схема крепления маховика
    • 1.2 Зазор между вкладышем и коленвалом
  • 2 Моменты затяжки при ремонте ДВС
    • 2.1 Моменты затяжки резьбовых соединений
    • 2.2 Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей
    • 2.3 Моменты затяжки болтов ГБЦ
  • 3 Признаки износа вкладышей коленчатого вала
  • 4 Распространенные ошибки при затяжке ГБЦ

Следует изучить технологию крепежа и не нарушать её, особенно на самых важных деталях мотора.

Роль подшипников скольжения во время работы двигателя

Наиболее важной и массивной движущейся деталью автомобильного двигателя является коленчатый вал. Он связан с шатунами поршневой группы с одной стороны, получая от них энергию для вращения, и с маховиком с другой.

Коленвал располагается в подшипниках скольжения. Они имеют вид выполненных заодно с блоком цилиндров разъемных постелей.

Для демонтажа применена бугельная конструкция, когда полуокружность каждой постели крепится на двух болтах. Изнутри между материалами шеек коленвала и блоком (бугелем) располагаются износостойкие вкладыши, изготовленные из металла с низким коэффициентом трения по стали или чугуну шейки вала.

С точки зрения крепежных деталей и технологий важными здесь будут болты крепления маховика, их расположение, фиксация и порядок затяжки, а также вворачиваемые в плиту блока бугельные болты.

Схема крепления маховика

Самая распространенная схема крепления маховика к торцу коленчатого вала – это шесть болтов близко к геометрическому центру деталей. Ответная резьба выполнена в теле вала.

Расположение крепежных отверстий искусственно сделано асимметричным. Дело в том, что сочетание коленвала с маховиком должно обладать близким к идеалу балансом.

Иначе на таких больших скоростях вращения, которым соответствуют обороты максимальной мощности современного бензинового двигателя, вибрации выйдут за все допустимые пределы.

Соответственно, если отделить маховик от двигателя, а затем установить его обратно, то ошибка проворота относительно кривошипов коленвала должна быть исключена.

По теме: Что такое двухмассовый маховик: проверка и ремонт DMF

Дополнительной страховкой будут наносимые на маховик метки, как сделанные на заводе, так и мастером, производящим ремонт. Это скорее полезная привычка, чем острая необходимость.

В большинстве случаев поставить маховик неправильно просто не получится, расположение отверстий на нем и на валу не позволит. Но в любом случае проще и быстрее воспользоваться метками, чем проверять все возможные сочетания ради единственно верного.

Второе, что надо обязательно обеспечить, это надежная фиксация крепежных болтов. Момент их затяжки рассчитывается таким образом, чтобы любое страгивание крепежа в процессе эксплуатации было исключено. Рассчитываются все силы, действующие на каждый болт, берутся в расчет коэффициент трения и параметры резьбы.

Но опасность, возникающая при обрыве маховика, слишком велика, поэтому конструкторы позаботились о запасе. Сейчас специальные одноразовые болты крепления маховиков продаются с нанесенным слоем резьбового фиксатора, а затяжка производится на предел текучести болта, то есть после предельного момента совершаются один или два доворота на определенный угол.

Материал в таком состоянии перестает реагировать на возможные малые отвороты при эксплуатации снижением натяга, то есть болты держат с гарантией.

Зазор между вкладышем и коленвалом

Несмотря на особый антифрикционный материал шатунных и коренных вкладышей, работа их невозможна без постоянной подачи масла под давлением. Вал «всплывает» на масляной пленке.

Если бы шейки терлись с такими нагрузками по вкладышам, то мгновенно выделилось бы огромное количество тепла, металл задрало и провернуло. После чего все закончится стуком и заклиниванием мотора.

Чтобы обеспечить стабильное поступление масла, одновременно не потеряв давление в системе смазки, между валом и вкладышами поддерживается стабильный и очень малый зазор.

Величина его рассчитывается по многим параметрам — геометрическим, свойствам масла, давлению и производительности насоса, нагрузке и многому другому.

Порядок ее – несколько сотых долей миллиметра, зависит от конкретного мотора. Выставляется проточкой шеек коленвала и калиброванным размером вкладышей.

Моменты затяжки при ремонте ДВС

Для каждого двигателя существует таблица, куда сведены все моменты затяжки резьбовых соединений. Указывается номинальная величина и допустимые отклонения в виде минимума и максимума.

Моменты затяжки резьбовых соединений

Типовых значений для всех машин и болтов не существует. Момент зависит от:

  • класса прочности крепежных изделий;
  • материала крепежа и сопрягаемых деталей;
  • геометрических параметров резьбы, диаметра и шага;
  • типа резьбы, они могут отличаться по профилю в зависимости от используемого стандарта;
  • наличия дополнительных веществ на резьбе, например, смазки или фиксирующих составов;
  • дополнительных фиксаторов, например, это могут быть шайбы Гровера, различные виды более надежных стопоров.

Без подобной таблицы и надежного поверенного динамометрического ключа за ремонт двигателя лучше не браться.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей

На величину масляного зазора натяг со стороны крепежа в бугельном соединении не влияет. Всё усилие передается через плоскость бугеля, вкладыши не прижмутся к шейке вала.

Более того, для точного поддержания геометрии постелей часто используется отделение крышки методом разрыва с ломаной формой стыка, поэтому болты тянутся по таблице указанным в ней моментом.

Обычно это несколько десятков ньютон-метров. Может быть уточнение по порядку затяжки, нескольким этапам или доворотам.

Моменты затяжки болтов ГБЦ

Болты головки блока – это самое ответственное резьбовое соединение в автомобиле. Они отвечают за правильную деформацию прокладки и надежное уплотнение камер сгорания.

Здесь же проходят многочисленные каналы масла под давлением, а также системы охлаждения. Малейшая неплотность приводит к быстрому выходу из строя мотора в целом.

Это надо знать: Что означает степень сжатия, на что влияет и как её увеличить

Болты головки тянутся в несколько приемов, постепенно обжимая прокладку. Используется тот же прием, что описан выше – затяжка идет на предел текучести.

Например, достаточно типичный случай, хотя каждый мотор строго индивидуален и надо смотреть руководство:

  • предварительная подтяжка до 40 Нм;
  • второй этап подтяжки моментом до 80 Нм;
  • первый доворот на 90 градусов;
  • второй доворот на 90 градусов.

Порядок протяжки – по схеме из инструкции, они у всех двигателей разные, но примерно от центра к краям. Болты приобретаются новые, поскольку они уже были подвержены необратимой пластичной деформации.

Признаки износа вкладышей коленчатого вала

Несмотря на обилие масла, вкладыши со временем изнашиваются. Проявляется это достаточно однозначно:

  • падает общее давление масла в системе смазки;
  • появляются глухие стуки в нижней части двигателя;
  • из-за износа упорных полуколец, часто выполненных заодно с вкладышами, коленвал приобретает нештатный осевой люфт.

Такое мотор эксплуатировать крайне нежелательно, поскольку все прочие узлы подвергаются ускоренному износу из-за масляного голодания и продуктов разрушения подшипников коленвала.

Распространенные ошибки при затяжке ГБЦ

Все варианты непредсказуемы, но есть типичные:

  • чаще всего используют некондиционную или бывшую в употреблении прокладку, хотя она тут строго одноразовая;
  • не соблюдается последовательность затяжки, а также чередование моментов;
  • игнорируется необходимость доворотов, или они производятся с отклонениями по углу;
  • из резьбовых колодцев не удаляется грязь и масло, что ведет к повреждениям резьбы и плохой затяжке.

Грубая ошибка – использование инструмента недостаточного качества. Конструкция рассчитана на высокосортную легированную инструментальную сталь, размеры головок невелики, а моменты большие.

Срезанные грани причинят крупные неприятности. То же произойдет и при излишних усилиях. Сорванная резьба или порванный болт влекут за собой очень сложные слесарные работы.


16 544 просмотров 1 отзыв »

Не нашел, что нужно...Нашел нужное, спасибо! (рейтинг 0, голосов 2)

Загрузка…

Таблица 4

Двигатель

1,3
л

1,6 л, дизель

Болты головки

— первый проход

40

40

— второй проход

60

60

— третий проход

1/2 оборота

75

— четвертый проход

1/2 оборота1

Болты коренных подшипников

65

65

Болты шатунных подшипников

— болты обычные

45

— болты деформируемые

30+1/4 оборота2

30+1/4 оборота

Болты сцепления

25

75

Болты маховика

— болты гладкие

75

25

— болты ступенчатые

1003

Зубчатый шкив распределительного вала

45

Зубчатый шкив коленчатого вала

— старое исполнение (с клином)

80

— новое исполнение

90+1/2 оборота

— болт М12х1,5

150

— болт M14x1,5

180

Шкив зубчатого ремня коленчатого вала

20

Кожух зубчатого ремня

10

10

Крышка натяжного устройства ремня

45

Кронштейн насоса системы впрыска

25

Насос системы впрыска к кронштейну

25

Зубчатый шкив насоса впрыска f

45

Клапанная крышка

10

10

Датчик-распределитель зажигания

10

Крепление компрессора к выпускному коллектору (на герметике G000500)

45

Сливная магистраль масла к компрессору

30

Патрубок подвода отработавших газов к компрессору

25

Выпускной коллектор к головке блока

25

Пластина крепления вакуумного насоса

25

Масляный фильтр к двигателю

20

Крышка маслоохладителя

10

20

у жидкостный насос к двигателю

см. в тексте

см. в тексте

Подвеска двигателя

см. в тексте

см. в тексте

Защита картера

25

Приемная труба к:

— кронштейну коробки передач

25

— коллектору

25

Двигатель с коробкой передач:

— болты М10

45

— болты M12

55

55

Поддон картера

20

20

Задняя крышка сальника

10

10

Крышка промежуточного вала

25

Стартер

20

Топливный насос

20

Масляный насос к картеру

20

20(10)4

Пробка слива масла

30

30

Датчик давления масла

25

15

Крышка подшипника распределительного вала

20

Шестерня распределительного вала

80

45

Крышка термостата

10

10

Впускной коллектор к двигателю

25

Свеча зажигания

30

30

Электромагнитный клапан в карбюраторе

5

Крышка карбюратора

5

Шкив жидкостного насоса

20

Соединение сопла впрыскивателя

70

Патрубок впрыска

25

Инжектор

70

1.  Снова затянуть после пробега 1000 км.

2.  Прилегающая поверхность гаек смазана маслом.

3.  С герметикам «D6».

4.  Короткие болты крепления.

Метки: автомобиль, блок, болт, вакуум, вес, впрыск, впуск, выпуск, газ, герметик, датчик, двигатель, дизель, картер, клапан, клин, кожух, компрессор, крепление, крышка, магистраль, маховик, момент, мост, насос, патрубок, поверхность, подвеска, поддон, подшипник, пуск, распределитель, сальник, свеча, соединение, стартер, таблица, термостат, фильтр, шатун, шестерня, шкив, электро

Задать вопрос, обсудить статью

Содержание

  • 1 Моменты затяжки резьбовых соединений
  • 2 ДВИГАТЕЛЬ
  • 3 СЦЕПЛЕНИЕ
  • 4 КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
  • 5 ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА
  • 6 ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА
  • 7 РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  • 8 ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
  • 9 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
  • 10 Назад

Моменты затяжки резьбовых соединений

ДВИГАТЕЛЬ

Деталь Резьба Момент затяжки, Н.м (кгс.м)
Болт крепления головки цилиндров М12х1,25, См. раздел Двигатель
Гайка шпильки крепления впускного и выпускного коллекторов М8 20,87–25,77 (2,13–2,63)
Гайка крепления натяжного ролика М10х1,25 33,23–41,16 (3,4–4,2)
Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала М8 18,38–22,64 (1,87–2,31)
Болт крепления шкива распределительного вала М10х1,25 67,42–83,3 (6,88–8,5)
Винт крепления корпуса вспомогательных агрегатов М6 6,66–8,23 (0,68–0,84)
Гайки шпилек крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения М8 15,97–22,64 (1,63–2,31)
Болт крепления крышек коренных подшипников М10х1,25 68,31–84,38 (6,97–8,61)
Болт крепления масляного картера М6 5,15–8,23 (0,52–0,84)
Гайки болта крышки шатуна М9х1 43,32–53,51 (4,42–5,46)
Болт крепления маховика М10х1,25 60,96–87,42 (6,22–8,92)
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости М6 7,64–8,01 (0,78–0,82)
Болт крепления шкива коленчатого вала М12х1,25 97,9–108,78 (9,9–11,1)
Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости М6 4,17–5,15 (0,425–0,525)
Гайка крепления приемной трубы глушителя М8 20,87–25,77 (2,13–2,63)
Гайка крепления фланца дополнительного глушителя М8 15,97–22,64 (1,63–2,31)
Гайка крепления троса сцепления к кронштейну М12х1 14,7–19,6 (1,5–2,0)
Гайка болта крепления передней опоры силового агрегата М10х1,25 41,65–51,45 (4,25–5,25)
Гайка болта крепления левой опоры силового агрегата М10х1,25 41,65–51,45 (4,25–5,25)
Гайка крепления кронштейна левой опоры к силовому агрегату М10х1,25 31,85–51,45 (3,25–5,25)
Гайка крепления задней опоры силового агрегата М10х1,25 27,44–34 (2,8–3,47)
Гайка болта крепления кронштейна задней опоры к силовому агрегату М12х1,25 60,7–98 (6,2–10)
Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника М6 8,33–10,29 (0,85–1,05)
Болт крепления маслоприемника к насосу М6 6,86–8,23 (0,7–0,84)
Болт крепления масляного насоса М6 8,33–10,29 (0,85–1,05)
Болт крепления корпуса масляного насоса М6 7,2–9,2 (0,735–0,94)
Пробка редукционного клапана масляного насоса М16х1,5 45,5–73,5 (4,64–7,5)
Датчик контрольной лампы давления масла М14×1,5 24–27 (2,45–2,75)
Гайки крепления карбюратора М8 12,8–15,9 (1,3–1,6)
Гайка крепления крышки головки цилиндров М6 1,96–4,6 (0,2–0,47)

СЦЕПЛЕНИЕ

Деталь Резьба Момент затяжки, Н.м (кгс.м)
Гайка крепления картера сцепления к блоку двигателя М12х1,25 54,2–87,6 (5,53–8,93)
Болт крепления картера сцепления к блоку двигателя М12х1,25 54,2–87,6 (5,53–8,93)
Болт крепления фланца направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления М6 3,8–6,2 (0,39–0,63)
Болт крепления кожуха сцепления к маховику М8 19,13–30,9 (1,95–3,15)
Гайка крепления картера сцепления к коробке передач М8 1,57–25,5 (1,6–2,6)
Болт крепления нижней крышки к картеру сцепления М6 3,8–6,2 (0,4–0,6)

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Деталь Резьба Момент затяжки, Н.м (кгс.м)
Винт конический крепления шарнира тяги привода М8 16,3–20,1 (1,66–2,05)
Болт крепления механизма выбора передач М6 6,4–10,3 (0,65–1,05)
Болт крепления корпуса рычага переключения передач М8 15,7–25,5 (1,6–2,6)
Гайка крепления хомута тяги привода М8 15,7–25,5 (1,6–2,6)
Гайка заднего конца первичного и вторичного вала М20х1,5 120,8–149,2 (12,3–15,2)
Выключатель света заднего хода М14х1,5 28,4–45,3 (2,9–4,6)
Болт крепления крышки фиксаторов М8 15,7–25,5 (1,6–2,6)
Винт крепления вилок к штоку М6 11,7–18,6 (1,2–1,9)
Болт крепления ведомой шестерни дифференциала М10х1,25 63,5–82,5 (6,5–8,4)
Гайка крепления корпуса привода спидометра М6 4,5–7,2 (0,45–0,73)
Гайка крепления оси рычага выбора передач М8 11,7–18,6 (1,2–1,9)
Гайка крепления задней крышки к картеру коробки передач М8 15,7–25,5 (1,6–2,6)
Пробка фиксатора вилки заднего хода М16х1,5 28,4–45,3 (2,89–4,6)
Винт конический крепления рычага штока выбора передач М8 28,4–35 (2,89–3,57)
Болт крепления картера сцепления и коробки передач М8 15,7–25,5 (1,6–2,6)

ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА

Деталь Резьба Момент затяжки, Н.м (кгс.м)
Гайка крепления верхней опоры к кузову М8 19,6–24,2 (2–2,47)
Гайка крепления шарового пальца к рычагу М12х1,25 66,6–82,3 (6,8–8,4)
Гайка эксцентрикового болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку М12х1,25 77,5–96,1 (7,9–9,8)
Болт крепления телескопической стойки к поворотному кулаку М12х1,25 77,5–96,1 (7,9–9,8)
Болт и гайка крепления рычага подвески к кузову М12х1,25 77,5–96,1 (7,9–9,8)
Гайка крепления растяжки М16х1,25 160–176,4 (16,3–18)
Болт и гайка крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к рычагу М10х1,25 42,1–52,0 (4,29–5,3)
Гайка крепления штанги стабилизатора к кузову М8 12,9–16,0 (1,32–1,63)
Болт крепления кронштейна растяжки к кузову М10х1,25 42,14–51,94 (4,3–5,3)
Гайка крепления штока телескопической стойки к верхней опоре М14х1,5 65,86–81,2 (6,72–8,29)
Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку М10х1,25 49–61,74 (5,0–6,3)
Гайка подшипников ступиц передних колес М20х1,5 225,6–247,2 (23–25,2)
Болт крепления колеса М12х1,25 65,2–92,6 (6,65–9,45)

ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА

Деталь Резьба Момент затяжки, Н.м (кгс.м)
Гайка крепления нижнего конца амортизатора М12х1,25 66,6–82,3 (6,8–8,4)
Гайка подшипников ступиц задних колес М20х1,5 186,3–225,6 (19–23)
Гайка крепления рычага задней подвески М12х1,25 66,6–82,3 (6,8–8,4)
Гайка крепления кронштейнов рычагов подвески М10х1,25 27,4–34 (2,8–3,46)
Гайка крепления верхнего конца амортизатора М10х1,25 50–61,7 (5,1–6,3)

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Деталь Резьба Момент затяжки, Н.м (кгс.м)
Гайка крепления картера рулевого механизма М8 15–18,6 (1,53–1,9)
Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления М8 15–18,6 (1,53–1,9)
Болт крепления кронштейна вала рулевого управления М6 Завернуть до отрыва головки
Болт крепления вала рулевого управления к шестерне М8 22,5–27,4 (2,3–2,8)
Гайка крепления рулевого колеса М16х1,5 31,4–51 (3,2–5,2)
Контргайка тяги рулевого привода М18х1,5 121–149,4 (12,3–15,2)
Гайка крепления шарового пальца тяги М12х1,25 27,05–33,42 (2,76–3,41)
Болт крепления тяги рулевого привода к рейке М10х1,25 70–86 (7,13–8,6)
Гайка подшипника шестерни рулевого механизма М38х1,5 45–55 (4,6–5,6)

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Деталь Резьба Момент затяжки, Н.м (кгс.м)
Винт крепления цилиндра тормоза к суппорту М12х1,25 115–150 (11,72–15,3)
Болт крепления направляющего пальца к цилиндру М8 31–38 (3,16–3,88)
Болт крепления тормоза к поворотному кулаку М10х1,25 29,1–36 (2,97–3,67)
Болт крепления заднего тормоза к оси М10х1,25 34,3–42,63 (3,5–4,35)
Гайка крепления кронштейна вакуумного усилителя к кузову М8 9,8–15,7 (1,0–1,6)
Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю М10х1,25 26,5–32,3 (2,7–3,3)
Гайка крепления вакуумного усилителя к кронштейну М10х1,25 26,5–32,3 (2,7–3,3)
Штуцер тормозного трубопровода М10х1,25 14,7–18,16 (1,5–1,9)
Наконечник гибкого шланга переднего тормоза М10х1,25 29,4–33,4 (3,0–3,4)

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Деталь Резьба Момент затяжки, Н.м (кгс.м)
Свеча зажигания М14х1,25 30,67–39 (3,13–3,99)
Гайка болта крепления генератора 37.3701 М12х1,25 58,3–72 (5,95–7,35)
Гайка шпильки крепления генератора 37.3701 М10х1,25 28,08–45,3 (2,86–4,62)
Гайка болта крепления генератора 9402.3701 М8х1,25 22,5–27,4 (2,3–2,8)
Гайка натяжной планки генератора 9402.3701 М8х1,25 22,5–27,4 (2,3–2,8) 22,5–27,4

Назад

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководств по эксплуат
  • Ренагель 800 мг инструкция по применению
  • Метипред ампулы цена инструкция по применению
  • Риномарис интенсив спрей инструкция по применению цена
  • Теопек это от чего инструкция по применению взрослым таблетки