Мое первое классное руководство

Первый опыт работы в качестве классного руководителя

Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я бы хотела поделиться моим первым опытом в роли классного руководителя. А именно рассказать про первые месяцы моего классного руководства.

Свою педагогическую карьеру я начала после окончания Тюменского Государственного университета в 2014 году. Придя на работу в августе и уже почти закончив работу над классным кабинетом, я была поставлена перед фактом, что в этом году я становлюсь «мамой», да не простой мамой, а классной и сразу 16 детям!
Словами едва ли можно передать весь тот спектр эмоций, который я испытала: страх, шок, отрицание, безысходность и, конечно же, радость! Вот он! Тот самый шанс проявить себя не только в преподавании иностранных языков, но и воспитании подрастающего поколения.
Но с чего начать? Как работать с детьми и родителями? Что говорить? Как управлять 16 незнакомыми, абсолютно разными людьми и нужно ли ими управлять? Все эти вопросы и миллион других крутились у меня в голове. Я нуждалась в ответах и первым делом решила поискать их в Интернете.
Советов и рекомендаций нашлось много, но главным из них был совет — НЕ БОЯТЬСЯ! Ни в коем случае не бояться ни родителей, ни, тем более, детей.
И вот он, тот заветный день, 1 сентября 2014 года. Тщательно подготовившись к классному часу, я смело пошла встречать детей, которых я до этого ни разу не видела. Для уверенности нацепила бейдж «Классный руководитель 5а класса», дабы если уж не найду учащихся, так они сами меня найдут. И действительно нашли. Смутно помню линейку, потому что стояла и рассматривала своих «подопечных», а приходили абсолютно разные дети.
Классный час прошел на одном дыхании, но, стыдно признаться, я настолько переволновалась, что даже не запомнила лица детей. Затем мне были вручены огромные букеты цветов и родители задали свои вопросы. И все! Первый день прошел, а детей я так и не запомнила.
На следующий день начались типичные буди классного руководителя: расписание, столовая, классный час, дневники.
Потихоньку-помаленьку я запомнила детей, их имена, установила график дежурства по столовой и вошла в курс дела.
Первые два месяца было очень сложно. Несмотря на беседы с прошлым классным руководителем, изучение личных дел, прояснялось все не с той скоростью, на которую я рассчитывала.
Забывала то одно, то другое. НО! Очень важно, что детки были очень дружелюбными, охотно шли на контакт и проявляли активность, хоть им и самим было сложно, ведь они только-только вышли из начальной школы и вступили в сложный мир среднего звена.
Сейчас уже апрель, в классе все более-менее успокоилось. Дети узнали меня, я узнала их и мы ДРУЖИМ!
Самое главное -это, действительно, НЕ БОЯТЬСЯ! И оставаться самим собой (в рамках приличия, конечно) =)
Спасибо за внимание!

Здравствуйте коллеги, ученики и всем, кто вдруг случайно оказался у меня в гостях!

Мой первый класс и сразу 11-й!

Время идёт быстро и многие моменты нашей жизни забываются. Остаются общие впечатления, эмоции, но в деталях уже трудно вспомнить. Кто-то ведёт дневник, чтобы запечатлеть свои мысли, а кто-то блог.

Например, в большей степени и я веду свой блог, чтобы вспомнить в деталях потом, что хотелось бы. Даже сейчас по прошествии уже 8 месяцев я с удовольствием перечитываю свои статьи и думаю, как хорошо, что я всё это записываю и так приятно понастольгировать…

К чему я всё это? В этом году я выпускаю свой первый настоящий выпуск. Для меня это важное событие, которое я почему то ещё не могу толком осознать.

Видимо это придёт чуть позже…на последнем звонке или выпускном. Почему я назвала его настоящим, потому как именно с этими детьми я провела 5 лет!!! О них я ещё  обязательно расскажу в своих статьях.

Но сегодня речь не о них, а о моём первом опыте классного руководства! Я хотела бы рассказать, как меня назначили классным руководителем в первый раз, какие трудности я испытывала и что это мне дало в будущем. Если вам это интересно,  читайте далее…

Это было в далёком 2006 году. В этот год я пришла устраиваться на работу учителем английского языка в физико-математический лицей №145 г. Казани. Мне было 22 года.

Теперь уже мой родной лицей!

Мне дали 30 часов. Через месяц начала учебного года, в октябре 2006 г. мне дают 11 В класс (их учитель уволился). Я в шоке!!! Я только что пришла с университета, загружают по часовой нагрузке и дают ещё к тому же 11!!! выпускной класс.

Я была как в тумане: то ли радоваться, что у  меня будет класс, то ли опечалиться, что не справлюсь. Надеюсь, опытные учителя меня поймут, что брать класс не с нуля очень проблематично. В первую очередь, тяжело для самого класса, который привык к своему учителю и, в принципе, не хочет признавать никого больше. Они её любили и продолжают многие вспоминать до сих пор.

Вот какие были мои первые детишки!

Но мне нужно было начинать свою работу. Что делать? Я ведь была новичком в этом во всём. Я только что пришла в новое место для меня, новый коллектив, никого не знаю. И помочь тоже никто не спешил.

С девочками 11 В класса

Но школьная жизнь идёт своим чередом и останавливаться не собирается. Я постепенно начала узнавать класс, знакомиться с ними.

Вернее с одной половиной класса я уже месяц была знакома, так как вела у них уроки английского.

А вот с другой половины было туго. Их я практически не видела. Они были как-то сами по себе.

Меня они видели только на классных часах, в столовой или когда же приходила сообщать какие-то новости.

Тогда, кстати, социальная сеть Вконтакте не была развита и посмотреть профиль нельзя было, чтобы лучше узнать об ученике, его интересах и так далее, как сейчас это можно сделать.

Совсем уже взрослые…

А вот с первой половиной, как мне кажется, я нашла общий язык. Всё-таки вела у них уроки и виделись чаще. Сейчас многие ученики этого класса закончили ВУЗы и уже работают. Кто-то женился, у кого-то возможно появились дети. Время незаметно пролетело.

С 11 В классом я было ровно 8 меясцев, с октября 2006 по июнь 2007. Возможно это совсем короткий период, чтобы притереться к друг другу. Были и ужасные проблемы с успеваемостью, и с дисциплиной. Мне хорошо доставалось за них. Они видели и мои слёзы, и мой смех.

Как хорошо, что с некоторыми я не потеряла связь!

Честно, это был самый сложный период в моей учительской практике. Но именно этот период сделал меня сильнее и увереннее в моих силах.

Именно тогда я за короткий промежуток времени познала всю кухню работы учителя и классного руководителя: как заполнять журналы, как вести какую-либо отчётность, как проводить классные собрания (это отдельный разговор), как проводить классные часы и так далее.

И самое главное я тогда поняла, что не хочу больше иметь класс! Я хочу отдаваться полностью своему предмету. На тот момент очень тяжело было качественно проводить уроки, к ним нужно было тщательно готовиться, а времени катастрофически не хватало.

То родителям звонишь, то выясняешь постоянно какие-то отношения, пытаясь наладить контакт, то заставляешь учеников идти куда-то, куда они не хотят, а надо (иначе начальство по башке!).

Сейчас им почти всем по 23 года…

В итоге, я признавалась себе, что просто устала от всего этого. Было желание уйти с работы! Но поддержка родителей и мужа мне помогала. Помогали и учителя, которые говорили: «Потерпи, скоро выпустишь класс и станет легче».

Мне было морально тяжело. Ну как могут воспринять ученики молодую учительницу, которая только что закончила ВУЗ и пока не знает как управлять классом?

Даже не сами дети меня расстраивали (хотя я и это не могу отрицать), а больше атмосфера, которая вокруг меня образовалась!

Сейчас вот пишу и понимаю, что дети они и есть дети! Они все такие разные и к каждому нужен свой подход. Ну не подходят для всех один метод! Кого-то надо поругать, кого-то похвалить даже за самое малое, кому-то подходить с юмором и так далее.

Класс был очень дружный! Встреча выпускников-5 лет спустя…

P.S. Кстати, если вы устали от своей работы, возможно вам полезно будет прочитать эту статью. К сожалению, я ещё не знала тогда об этих способах.

Какие я сделала выводы? Действительно для меня самым простым способом успокоения стало-перетерпеть! Всё это рано или поздно закончится! К тому же я столько всего узнала о работе учителя в короткий срок! Трудности есть в любой работе. Как говорят психологи, они делают нас более устойчивыми к жизни, делают сильнее духом и помогают понять себя.

Какая же была радость, когда на следующий 2007—2008 учебный год мне не дали класс, а дали годик отдохнуть!!! Вы просто не представляете, какая красота была у меня: нагрузка в 24 часа и не нужно было думать о каких-то проблемах, связанных с классом!

Однако, к концу года я заскучала! У всех моих коллег были классы, все решали какие-то насущные вопросы, в кабинетах классных руководителей был детский смех. Мне не хватало этого! Вот!, подумала я, как должно быть. Настоящий учитель проявляет себя именно с классом.

Во время перемены разгадываем ребус

Я тоже хочу так. Чтобы у меня толпились мои ученики в кабинете, чтобы постоянно решали со мной какие-то вопросы, смешили меня своим непосредственным юмором и были рады видеть меня.

Видимо, морально я уже тогда была готова принять новых учеников. Я забыла все свои неудачи и горести, я было вновь воодушевлена. Мне хотелось начать всё сначала, с нового листа.

Всё лето я готовилась к новому классу, хотя я ещё не знала, будет он у меня или нет. Я искала в интернете разные наработки других классных руководителей, я читала много разных советов и мыслей по поводу психологии седьмых классов (у нас в лицее семиклашки самые маленькие).

Обложилась вся книгами, готовлю занятия

Я готовилась! И в августе, когда вышла на работу, мне сообщили, что у меня будет ребёнок 27 учеников — 7 Г класс!!! Это действительно была радостная новость, я надеялась мысленно на то, что мне дадут классное руководство.

И началась совсем другая жизнь, но уже с новым классом. Это совершенно другой опыт, более положительный, более удачливей что ли. Но об этом я расскажу в следующий раз.

Свои статьи, бывает,  я пишу несколько дней и мне всегда очень важно ваше мнение.

Коллеги, а какой опыт был у вас с классным руководством? Сразу ли вы нашли общий язык с детьми? Какие трудности были?

Подпишитесь обязательно на обновления блога и вы будете всегда  в курсе новых статей от меня.

С уважением, Лия Осетрова

Пришла учительница в класс,
Сама чуть-чуть постарше нас,
И провела такой урок,
Что мы забыли про звонок.
Нам хотелось больше знать,
И взрослыми быстрее стать,
И выбрать в жизни верный путь,
И в будущее заглянуть.
Быть может, кто-нибудь из нас
Войдет вот так же в школьный класс
И проведет такой урок,
Что все забудут про звонок.
В. Малков

Начало.

Хочу рассказать об этом фото, ведь именно в этот момент я поняла, что классное руководство – это огромный стимул в работе учителя.

Первый год работы оказался для меня действительно интересным, насыщенным, непривычно-сложным, напряжённым; ведь я только-только начала преподавать, а мне дали 5 класс. Страшно было. У меня появилось ещё 12 детей, да все такие разные! Среди ребят оказались ласковые и доброжелательные, и я сразу же потянулась к ним как к родным. Привыкла. Не имея опыта работы с детьми, сталкивалась с трудностями в воспитании, в общении с некоторыми учениками, с родителями. Конфликты. Слёзы. Стресс. Большая нагрузка в школе помимо классного руководства давалась мне с трудом. Незаметно весь накопившийся негатив стал медленно растворяться по мере того, как при помощи завуча стала я выполнять  план по сплочению коллектива в моём классе.

 Прошёл год. 1 сентября. Наконец-то я иду в школу с удовольствием. Понимаю, что соскучилась. Странное, сильное волнение, немного похожее на минуты перед свиданием. Захожу  в класс, в глаза вспышка! Удивлена. Приятно. Нет, скорее счастлива, ведь фотоаппарат бросают в сторону и со всех сторон как цыплята бегут и обнимают… Летом почти не виделись, скучали! Мои. Родные.

Ритм жизни.

Итак, время полетело ещё быстрее. Ведь нужно принять участие во всех мероприятиях, исследовать неизведанное, отдохнуть, научиться жить, общаться и радоваться жизни. Классный руководитель играет важную роль в становлении личности, он может повлиять на выбор профессии, на будущее, на жизненные принципы и ценности. Если ученик не увидит в своём классном классного… взаимодействия не произойдёт, ребёнок поплывёт по течению, не требуя помощи, отталкивая поддержку, надеясь только на себя. Мне повезло с классом, их всего 12 человек.  Так как сама недавно сидела за партой, могу прочувствовать всё происходящее в классе. Стараясь войти в их коллектив как можно миролюбивее, искреннее, осторожнее, поняла, что меня приняли с радостью. Ко мне бегут за советом, поделиться радостью, впечатлениями, пожаловаться на кого-нибудь, высказать обиды и разочарования. Забываясь, девочки перейдут на «ты» в откровенном разговоре. Смутившись, продолжат уже не так бестактно. Взглядом напомню кто я, а в душе тепло: доверяют.

С нетерпением ждём выходных в любое время года. Зимой – чтобы съездить на лыжах всем классом в лес. Весной – сходить на родник. Летом – на рыбалку. Осенью – за грибами. Среди учеников появился любитель спортивных танцев, значит «классному» нужно попробовать это, прочувствовать увлечённость своего ребёнка вместе с ним. Кто-то заинтересовался коньками, поехать на каток с классом и непременно встать на коньки! Послушать музыку в плей-листе своего ученика, попробовать её понять. Доказать каждому из них, что все разные, каждый имеет свои плюсы и минусы, увлечения, интересы. Радоваться, когда радуются дети, искренне! Смеяться с ними, плакать с ними, сопереживать, наслаждаться жизнью.

Когда рядом с нашей деревней сделали каток, ребята стали меня просить о поездке. Признаться было стыдно, ведь я ни разу не стояла на коньках. Научили! Девочки брали меня за руки и катали, а мальчишки обучали технике фигурного катания. Теперь я обожаю коньки.

Благодарна им, ведь я бы так и не рискнула, ссылаясь на нехватку времени, неумение, страх и лень.

Что касается  моих ребятишек: они не любили лыжи. После первой же поездки папа одного мальчика купил ему лыжи. После второй поездки они все решили, что нам можно устроить гонки. Масса идей, связанных с катанием на лыжах. Экскурсии на горы, в лес, в другие деревни… Наслаждались зимним пейзажем, дышали свежим морозным воздухом, радовались тому, как здорово с горы на огромной скорости правильно плюхнуться в сугроб))

Учитель физкультуры уже привык к нашим поездкам, поэтому каждые выходные наш класс получает в школе спортивный инвентарь, и … вперёд покорять вершины!

Научили меня дети многому. И многое ещё предстоит. Это мой первый класс. Они уже научили меня по-другому смотреть на некоторые вещи, они смогли убедить меня в том, что я – хороший учитель, они помогли мне войти в работу, окунуться с головой в школьную жизнь, которая не казалась раньше мне такой интересной.

                                                               

                                                               Быть классным руководителем –  

                                                               это приятная ответственность,

                                                               это взаимоподдержка,

                                                                взаимоуважение, искренность,

                                                                взаимопонимание.  

                                                                Чтобы быть с детьми, надо быть

                                                                самому чуточку ребёнком, но не

                                                                забывать о величайшей ответствен-

                                                                ности.

                                                                Желаю успехов всем начинающим

                                                                классным руководителям!    

Винникова Екатерина Петровна

МБОУ СОШ д. Воскресенское

Кугарчинского района Башкортостан

Первое классное руководство

Я учусь на 2 курсе пед. университета и уже год работаю старшей вожатой в школе. Мне сообщили, что собираются дать классное руководство в 5 классе и я не знаю что делать. С одной стороны, я хочу работать с детьми и быть Кл. Руководителем, с другой, я даже не представляю с чего начать, да и очень боюсь родителей, т. к. я молодой специалист и мне всего 20.

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы

Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)

Инна Дмитриевна, во-первых, не волнуйтесь, ведь у Вас впереди всё лето для принятия окончательного решения. Считаю, что стоит принять предложение, а в вопросах планирования деятельности Вам, несомненно, помогут учитель начальных классов и администрация.
Желаю удачи, успехов и позитива! Не нужно бояться, ведь если не Вы, то кто?::smile32::::smile28::

Каракай Лариса Павловна

«Если не Вы, то кто?»? Думаете, Инна Дмитриевна — коммунистка, комсомолка?
Зачем приносить себя в жертву из-за того, что
— другие, опытные учителя не хотят быть классными руководителями?
— не хватает учителей?
— оплата — мизерная?

Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)

В любом случае решение примет сам автор дискуссии, а я высказала лишь свое мнение и пожелания молодому коллеге. Или мне нужно было у кого-то разрешение спросить об участии в дискуссии?

Горбачёва Марина Юрьевна(эксперт сообщества)

Соглашусь с Любовь Ивановной! Все мы когда-то начинали! И мне после 11 брать 5 тяжело,но делаю это с радостью! Обращайтесь,если смогу,то всегда помогу!

Каракай Лариса Павловна

С чего начать? Начните с изучения ТК РФ. Классное руководство — это дополнительная (слегка оплачиваемая) работа, которая может быть предоставлена с письменного согласия работника. Не хотите, сомневаетесь, боитесь (и не без основания) — не соглашайтесь быть классным руководителем.

Отредактировано 03-06-2020 10:38

Фролова Елена Николаевна(эксперт сообщества)

Добрый день, Инна Дмитриевна! Выбор в любом случае за вами. Хочу поделиться своим опытом классного руководства…Когда я пришла работать в школу(я педагог-психолог), мне сразу вручили классное руководство, тогда я еще не знала, что можно отказаться! Так вот, администрация вряд ли вам расскажет о сложностях и подводных камнях. Классное руководство мало кто любит, потому что ответственность-большая, а оплата-ну очень не большая!Если вы думаете, как сказала Лариса Павловна «Если не я, то кто?», похвалы вы вряд ли дождетесь. С пятиклассниками работать интересно, они еще с интересом и открыв рот слушают учителя, чем старше, тем сложнее…Мои сейчас дети в девятом классе, вместе прошли длинный путь, ребята не плохие…но отдачи душевной я не чувствую…Были времена, что меня как кл.руководителя буквально заставляли сидеть и делать с ними домашние задания (из-за неуспеваемости по отдельным предметам), хотя продленки нет! Стараешься, вкладываешься душевно, концерты, праздники, подготовка,репетиции по выходным в ущерб семье. Сейчас, оглядываясь назад, многое бы изменила и от руководства отказалась бы.

Светлана

Инна Дмитриевна!Пробуйте, дерзайте!
Желаю удачи, Творческих успехов!

Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)

Если хотите быть классным руководителем, беритесь за это дело. Постепенно научитесь у своих опытных коллег. Главное — это желание.

Галина Владимировна

Инна Дмитриевна, может стоит сначала окончить учебу?! У вас есть нагрузка — старшая вожатая. А за это время можно узнать больше о работе классного руководителя. Всегда лучше рассчитывать только на свои силы.

Казанцева Людмила Александровна

Классное руководство занимает много времени, а Вы ещё учитесь. Советую закончить учёбу без этой нагрузки.

Отредактировано 04-06-2020 07:43

Марьясова Ирина Евгеньевна(эксперт сообщества)

Возраст это ещё не самое страшное в принятии решения. Вы колеблетесь, это нормально, и скорее всего, уже приняли решение, просто вы хотите услышать мнение коллег и либо утвердиться в своём принятом решении, либо принять другое, несколько отличное от первого принятого. Я не знаю какой у вас зам.директора по воспитательной работе, но скажу по себе, это очень неблагодарное и весьма ответственная нагрузка «за спасибо» от государства в рублях. Нужно быть либо помешанным человеком на своей работе и отдаваться целиком и полностью ей, либо быть прагматиком и понимать, что за каждое слово, действие или бездействие, поступок твоего подопечного или коллеги работающего у тебя в классе вы будите получать по полной. Вам нужно будет стать для детей и матерью и психологом и социальным педагогом и доктором и спонсором и наставником и другом, а иногда и «врагом» и много ещё кем….О родителях я вообще промолчу…. Я не запугиваю, я просто показываю реалии… Я трудоголик и соответственно настраиваю и всех руководителей групп на такой ритм и качество работы, чтобы хотя бы на 70 % я могла спать спокойно. Поэтому решение принимать Вам и только вам, и наши советы не помогут. Примите + решение и что то пойдёт не так вы скажете виноваты они, примите — решение, опять же будут виноваты они ::smile0::

Серова Александра Вадимовна

Здравствуйте! Возраст — не помеха. Главное — энтузиазм и любовь к детям. Да, дети сейчас сложные. И на вас ляжет задача адаптировать пятиклассников к новым условиям обучения. Родители в большинстве своем тоже сложные, не всегда желающие идти на контакт. Прежде чем решиться на классное руководство, изучите нормативные документы, оцените свои способности и уровень ответственности, который на вас ляжет. Если вы поймете, что готовы, то вперед! К слову, я 2й год работаю в школе, мне 25 лет, 2019-2020 первый год было классное руководство, тоже 5й класс. Поверьте в себя и все получится!

Юлия Воробьева(эксперт сообщества)

Я бы еще добавила, что классы бывают разные. В одних и родители готовы сотрудничать, и у детей мотивация высокая, глаза горят. В других-родители конфликтуют по любому поводу. Пообщайтесь с учителем, который работал в классе в течение 4 лет. Много полезного можно узнать. Скорее всего, класс трудный, если его предлагают. ::smile7:: Хорошие классы быстро подбирают::smile4::Я 20 лет работаю в школе, ни одного года не была без классного руководства. Плюсы в этом свои тоже есть

​Вот и подошел к концу учебный год. Мой 9-й класс окончил школу. Пять лет назад я безропотно взяла свое первое классное руководство в 5-м классе. Вспоминаю их: маленькие, улыбчивые, с тягой к знаниям и страхом в глазах.

Много воды утекло с тех пор: бесконечные соревнования, общешкольные мероприятия, субботники, городские состязания, борьба за успеваемость, работы МЦКО, беседы с родителями, экскурсии. Сейчас они выше меня на голову, харизматичные, у каждого своя собственная концепция, все знают, чего хотят получить от жизни.С кем-то было легко и просто находить общий язык, к кому-то нужно было подбирать свои лазейки. Сколько испытаний мы прошли, сколько радости испытали, уже и не припомнить. Но в итоге все дошли до завершения 9-го класса: добрые, отзывчивые, немного ленивые, веселые, дружные, но уже самостоятельные.Последний звонок, подготовка праздника ложится на плечи класса и классного руководителя. Хочется сделать такой праздник, чтобы всем запомнился. Сценарий написан, а репетировать совсем нет времени – экзамены на носу. После уроков до позднего вечера репетируем, шьем костюмы, ведь ребятам тоже хочется, чтобы праздник был самым лучшим, потому что придут родители, которых радовали не так уж и часто. Пушкин, Лермонтов, Онегин, Ромео и Джульетта, д’Артаньян и три мушкетера – всех собрала постановка.В журнале уже выставлены триместровые и годовые оценки, итоговые по предметам. На празднике не скрыть всеобщего волнения: как все пройдет, не растеряются ли, будет ли все, как задумывалось? Ну все, понеслось… Так, вроде гладко: родители улыбаются, учителя аплодируют, выступления дружно сменяют друг друга. Все – справились.Впереди было еще много испытаний: ОГЭ, получение аттестатов, выбор профессии и своего личного маршрута. У кого-то впереди еще 10-й класс, а кто-то уже выбрал свой профессиональный путь в жизни. Я еще пока не знаю, кем точно они станут, но уверена, что у них все сложится и получится. Главное – пусть остаются хорошими людьми.Как говорится, все первое запоминается на долгие годы, так и мальчишки и девчонки 9-го «Б» школы №2097 останутся в моей памяти озорными, добрыми и творческими. Я благодарна бывшему директору (ныне завучу) Татьяне Макаренковой за то, что предоставила мне возможность попробовать свои силы, сделать первые шаги и воспитать в итоге хороших людей, которые никогда не предадут того, кто вложил в них частичку своей души. Спасибо родителям, которые поддерживали меня и своих детей, всегда готовы были прийти на помощь.Молодые учителя, не бойтесь экспериментировать! Да, это сложно и порой неподъемно, но не чудо ли знать, что ребята всю жизнь с благодарностью и почтением будут помнить своего классного руководителя? Не за этим ли все мы приходим в школу?Татьяна ЛАПШИНА, классный руководитель 9-го «Б» класса школы №2097

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Алиев бондаренко руководство
  • Дозор 78 инструкция как включить фонарик
  • Ревмакокс таблетки инструкция по применению цена
  • Sedacur forte инструкция на русском языке
  • Инструкция по охране труда при дистанционной удаленной работе