Мое отношение к классному руководству

Анкета для начальных классов «Мое отношение к классному руководителю»

1. Нравится ли тебе учиться гимназии? ________________________

2. Нравится ли тебе твой класс? _____________________

3.Твой любимый предмет в школе. ___________________________________

4. У тебя в классе много друзей? МАЛО, МНОГО, НЕТ ДРУЗЕЙ.

5. Представь, что ты идешь в поход. Какого учителя ты взял бы с собой? ____________________________________________________________________

6. Что бы тебе хотелось перенять от своего классного руководителя?

ДОБРОТУ, ПОНИМАНИЕ, МАНЕРУ ПОВЕДЕНИЯ, УМЕНИЕ ХОРОШО ВЫГЛЯДЕТЬ, УМ, РАЗНОСТОРОННИЕ ЗНАНИЯ, НИЧЕГО НЕ ХОЧУ ПЕРЕНИМАТЬ.

Напиши свой вариант ____________________________________________

7.Помогает ли тебе учитель, если ты что-нибудь не понял? ________________________________________________________________

8.Обращаешься ли ты к учителю, если тебе что-нибудь не понятно? __________________________________________________________________

9. Стараешься ли ты вести себя так, чтобы получить одобрение (похвалу) учителя? _______________________________________________________

10. Водит ли вас учитель в театр, на экскурсии? ___________________

11.Разъясняет ли учитель, как готовить домашнее задание? __________________________________________________________________

12. Помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками? _________________________________________________________________

13.Хотел (а) бы ты другого учителя? _______________________

14. Подчеркни слова, которые по твоему мнению подходят к твоему учителю:

ДОБРАЯ, РАВНОДУШНАЯ, ЗАБОТЛИВАЯ, НЕВНИМАТЕЛЬНАЯ, СТРОГАЯ, МЯГКАЯ, ДОБРАЯ, ЗЛАЯ, СПРАВЕДЛИВАЯ, НЕЧЕСТНАЯ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ.

15. Бывают ли у тебя в школе неприятности?

ЧАСТО РЕДКО НИКОГДА

16. Если бывают, то кто их доставляет?

ДРУГИЕ УЧИТЕЛЯ, ОДНОКЛАССНИКИ, УЧЕНИКИ ДРУГИХ КЛАССОВ, МОЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.

17. С каким настроением ты идешь в школу?

С РАДОСТЬЮ, МНЕ ВСЕ РАВНО, ДУМАЮ О БУДУЩИХ НЕПРИЯТНОСТЯХ, СКОРЕЕ БЫ ВСЕ ЭТО ЗАКОНЧИЛОСЬ.

18. На твой взгляд, какую роль выполняет классный руководитель в классе?

ВТОРАЯ МАМА, СЛЕДИТ ЗА УСПЕВАЕМОСТЬЮ, ПОМОГАЕТ В ТРУДНЫХ ДЕЛАХ, СТАРШИЙ ТОВАРИЩ, ПРОСТО РАБОТЕТ, ОНА САМА ПО СЕБЕ.

19. Как относится к тебе твой классный руководитель?

ХВАЛИТ, ПОДБАДРИВАЕТ, РУГАЕТ, ДЕЛАЕТ ЗАМЕЧАНИЯ, ЗАБОТИТСЯ, ЗАЩИЩАЕТ, ДАЕТ ДОБРЫЕ СОВЕТЫ, НЕ ЗАМЕЧАЕТ.

20. Какое чувство ты испытываешь к классному руководителю?

УВАЖАЮ УЧИТЕЛЯ, ЛЮБЛЮ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ, СКУЧАЮ НА ВЫХОДНЫХ И КАНИКУЛАХ, НЕ ЛЮБЛЮ УЧИТЕЛЯ, БОЮСЬ УЧИТЕЛЯ.

21. Что бы ты посоветовал классному руководителю? _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе «Я — классный руководитель»

Два человеческих изобретения

можно считать самыми трудными:

искусство управлять и

 искусство воспитывать.

И. Кант

        Вспоминая школу, любой из нас говорит о взрослых, которые помогали нам стать собой, найти себя, об учителях. Если спросить взрослого, о любимом школьном учителе, в основном он назовет классного руководителя. Почему? В.И. Даль в своём «Толковом словаре» даёт такое толкование слову «руководительствовать» — управлять, советовать, указывать, наблюдать, наставлять в чём-либо, в деле, в работе, в труде. Это пожалуй готовый план воспитательной работы с классом, где указаны основные виды деятельности классного руководителя. И всё же ни один словарь, на мой взгляд, не способен исчерпывающе осветить все грани работы педагога с классом.

        С самого первого вступления на порог школы учитель становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания. Я рада, что моя путеводная нить привела меня в мир, полный детских голосов, как бурлящий поток, накатывающий с порога.

        Это мир, где трудно провести грань между работой и личной жизнью. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Двадцать семь лет назад я сделала свой выбор, считаю его верным и сейчас. Я учитель и классный руководитель.

        Быть классным руководителем – не самое простое дело. Обладать умением из таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный руководитель.

        Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к результату образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди.

        Я считаю, что основное назначение классного руководителя – это создание условий для раскрытия таланта ребенка, умственного, духовного и физического его совершенствования, сохранение его уникальности.        

        Сегодняшний классный руководитель должен учитывать современные требования к результату образования, находить новые эффективные формы, способы и приемы работы с детьми. Любовь, семья, здоровье, нравственность, интеллект — вот те ценности, развитию которых я уделяю в своей работе большое внимание.

        Я прекрасно понимаю, что воспитание — это особое искусство. А начинается оно с семьи, откуда ребенок попадает в мир школы.  Именно в семье закладываются основы личностных качеств ребенка, дети получают первые уроки жизни.

        С самого начала пребывания детей в школе стараюсь узнать каждого ученика, принять и полюбить его таким, какой он есть, создать в классе атмосферу, позволяющую ребенку чувствовать себя комфортно. Поэтому связь с семьей учеников — это важное звено в моей работе классного руководителя. Стараюсь донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени. Как результат: все четыре года обучения ребенка в начальной школе мы проживаем одной дружной семьей: дети,  родители и классный руководитель.

        В начальной школе очень сложно разделить труд учителя и классного руководителя, найти границу между обучением и воспитанием. Здесь все взаимосвязано. Родители — активные участники образовательного процесса, они всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной жизни своего ребенка. Этому способствует организация совместных праздников, поездок, экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, когда все: и дети, и взрослые — имеют возможность проявить индивидуальные и творческие способности. Чем больше времени дети проводят с родителями, тем больше они понимают и ценят друг друга, тем быстрее коллективом становится класс. Эта работа дает свои положительные результаты: в классе начинают дружить семьями.

        Главной ценностью человека было и остается здоровье. Понимая важность сохранения и укрепления здоровья детей, привития навыков культуры здорового образа жизни, я стараюсь вовлекать детей в различные спортивные мероприятия. Родители являются примером для учащихся, поскольку вместе с ними мы участвуем в Лыжне России, «Веселых стартах», соревнованиях «Мама, папа, я — спортивная семья».

        «Воспитание — есть любовь и пример, и ничего более», — говорил Песталоцци. Подтверждением этих слов является несомненный пример родителей моих учеников в том, что они вместе с детьми становятся активными участниками благотворительных акций по сбору макулатуры, вещей и игрушек для Дома ребенка, в уборке пришкольной территории, поздравлении ветеранов микрорайона с Днем пожилого человека, с Днем Победы и другими знаменательными событиями. Очень важно для детей проявление человечности, доброты, заботы об окружающих.

        При активном участии и помощи родителей мои ученики становятся участниками и победителями конкурсов, экологических конференций, предметных олимпиад, по итогам участия в которых много грамот, благодарностей, дипломов находится в портфолио каждого ученика. Награды становятся семейными ценностями, что и немаловажно в воспитании ребенка.

        Обо всех достижениях своих учеников родителям рассказываю на родительских собраниях, на дне открытых дверей. Это им приятно.

        Мое общение с учениками и их родителями не заканчивается окончанием начальной школы. Обучаясь в старших классах, дети часто приходят ко мне и потом, рассказывают о своих успехах и неудачах.

        «Учитель — профессия дальнего действия», — эти слова я по праву могу отнести к результатам своей работы, когда слышу о достижениях своих учеников в учебе, спорте, творчестве, поскольку зернышки этих успехов были посеяны мною еще в начальной школе. Я рада, что меня ценят мои ученики и их родители, это высшая оценка моего труда.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кружилинская
средняя общеобразовательная школа»

Эссе

На
тему:

«Классный
руководитель – личность и профессионал»

Автор:
Маргарита Андреевна Сингина

Классный
руководитель 10 класса

х.
Кружилинский 2018 г.

Классный руководитель –
личность и профессионал.

Классный руководитель! Классный
значит самый лучший, прекрасный, уникальный, надежный, вдохновляющий.
Руководитель – человек, который зовет за собой, вдохновляет на интересные дела,
добрые поступки, который способен притягивать внимание и уважение детей.

Классный руководитель является
главным организатором жизни своих детей и несет ответственность за их жизнь и
успехи в ней. Каким образом? Воспитание, полученное в детстве, сопровождает
ребенка в течение всей жизни.

Каким же должен быть классный
руководитель как личность? Непременно обладать такими чертами как мудрость,
коммуникабельность, духовная нравственность, понимание, справедливость и
одновременно строгость.

Я в практике для своих детей и
артист, и добрый психолог, близкий друг, строгий прокурор и контролер, надежный
охранник. Какая-то роль достается сложно, но что-то и получается! Дети ожидают
от меня многого, так как я их учитель, я знакомлю их с жизнью. Работа классного
руководителя очень сложная и многогранная.
Важно,
признание классным руководителем права выбора ученика, возможности высказать
свое мнение и мысли. Обязательность идти в ногу со временем: использовать непосредственно
инновационные методики в отношении обучения и воспитательной деятельности.

Что касается профессионализма. Как я
думаю, классный руководитель – это даже не профессия, а больше образ жизни.
Классное руководство – это ответственность перед обществом и государством,
родителями, и в первую очередь перед учеником. Классному руководителю
необходимо обладать талантом человеколюбия и безграничной любви к своей работе.
На вопрос зачем, отвечу, чтобы сохранить бодрость духа, ясность ума,
восприимчивость чувств, свежесть впечатлений на долгие-долгие годы. С другой
стороны, это профессионал-педагог, который способен эффективно организовать
систему отношений через различные направления воспитательной деятельности, тем
самым создавая условия для индивидуального развития детей как личности.

Сегодняшняя ситуация классного
руководства переакцентировала внимание с обучения на воспитание, что позволяет
расширять воспитательный процесс учеников.

Я считаю, что классный руководитель
должен уважать достоинства учеников и доверять им. Только тогда он сможет заслужить
уважение детей, ведь только искренние чувства в отношении детей способны
создать атмосферу взаимопонимания с детским коллективом.

Мой класс – как весной цветник! В
этих детях столько положительной энергии, добра и задора. Я смогла открыть в
каждом из них имеющиеся таланты. И я надеюсь, что они сохранят их на протяжении
всей жизни.

Мой принцип в работе с детьми, как
классного руководителя, это принимать детей такими, какие они есть, и общаться
с ними как с уникальными (идеальными), что поднимает их на высоту, на которой я
хочу их видеть.

Я счастливый человек, потому что я
учитель. Я счастлива, потому что у меня имеется возможность этот необыкновенно
интересный мир вместе со своими учениками. Не бояться меняться, учиться жизни.

Классное руководство – это особое
искусство, очень сложный труд! Но, когда видишь результат работы, заметный не
многим, он кажется тебе огромным, и хочется вложить в свой класс еще больше
труда и любви. И я с уверенностью могу сказать, что любой человек, если у него
будет хороший наставник – сможет сделать все!

Классное руководство, этот поистине
уникальный феномен педагогической российской культуры, держится на
самоотверженности российского педагога, его бескорыстии и высокой духовности,
позволяющей ему сохранять, поддерживать и развивать культуру человечества,
вопреки обстоятельствам и условиям жизни, в которые ввергает ребенка наше
общество.

Издавна ведутся споры, дискуссии о том,
что важнее для растущего человека, что в большей
степени определяет его развитие, формирование
наиболее значимых качеств личности – семейное
воспитание или воздействие общественных
факторов: детского сада, школы, внешкольных
учреждений, средств массовых коммуникаций,
специфически сложившейся для каждого человека
микросреды, пресловутой “улицы”…

Разрешить их однозначно просто
невозможно, ибо приоритет отдельных факторов
воспитания неодинаков в разные периоды жизни
ребенка и зависит от индивидуальных
особенностей детей. К примеру, экстраверты и
интроверты по-разному реагируют на условия
домашнего и общественного воспитания.

В зависимости от сложившейся у ребенка
социальной и психолого-педагогической ситуации,
возможен различный выбор им наиболее
авторитетного, значимого в жизни человека (мамы,
папы, воспитателя, учителя, руководителя кружка
или секции…). Разумеется, есть дети, жизнь
которых протекает под активным воздействием
многих значимых для них факторов.

В современной школе меняется многое:
структура и ее содержание, позиция педагогов и
учащихся, микроклимат их взаимоотношений,
методика и техника урока, подходы к изучению
многих учебных предметов и внешкольной
воспитательной работе… Управление школой
становится демократичным, а значит – более
демократичны отношения в “педагогическом
треугольнике”: учитель-ученик-родители. Ушли в
прошлое командно-административные способы
регулирования этих взаимоотношений. Перестали
быть эффективными некоторые формы работы школы с
детьми и родителями: родительские собрания,
педагогические лектории и университеты,
сообщения по месту работы родителей о хорошем
(либо плохом) их воздействии на воспитание сына
или дочери… А что же комсомольская, пионерская
организация, октябрьское движение осталось?

Остались дети и родители – с их
радостями, горестями, разрешимыми и порой
неразрешимыми проблемами, потребность в
современном совете мудрого, знающего детскую
психологию педагога… Остался учитель,
нуждающийся в сотрудничестве с родителями:
опытный учитель с его проблемами пересмотра
логики и содержания этого сотрудничества и
молодой – нередко растерявшийся, еще не умеющий
найти контакты с более опытными людьми в лице
родителей своих воспитанников.

Видимо, прежде чем вести разговор об
отношении учителя к классному руководству, как
фактору повышения его авторитета, надо четко
представить себе, что мы имеем ввиду под словами
“классный руководитель”.

В современной школе в настоящее время
нет полного единства в понимании функций, целей и
задач, в определении и содержании и методики
воспитательной работы классного руководителя.

Ясно одно: работать по-старому в
изменившихся условиях нельзя. Многие
педагогические коллективы ведут поиск, пробуют
разные варианты: освобожденный классный
руководитель и традиционный (в новых условиях),
куратор одной возрастной параллели классов и
воспитатель разновозрастного коллектива
(преимущественно в сельских школах), классная
дама (в женских гимназиях) и мастер
производственного обучения, наставник и
воспитатель (в учреждениях типа детских домов и
школ-интернатов), приемные родители (в детских
домах семейного типа)… и т.д. Очевидно, что во
всех этих случаях функции, содержание, мера
участия педагога в жизни ребенка различны.

Однако, естественно полагать, что во
всех, столь разнообразных ситуациях, общее и
главное едино: назначение его – классный
руководитель.

В школе это – центральная фигура
учебно-воспитательного процесса, цель его
воспитательной работы — создание наилучших
условий развития и воспитания школьников. Не
задаваясь целью раскрывать подробно содержание
этой воспитательной работы, назовем здесь
основные направления ее с тем, чтобы обосновать и
мотивировать характер и содержание
(взаимоотношений школы с родителями).

Во-первых, предметом заботы классного
руководителя является создание воспитывающей
среды:

  • создание и развитие ученического коллектива;
  • организация взаимодействия с малым
    педагогическим коллективом – группой учителей,
    работающих с классом;
  • связь с детскими учебно-воспитательными
    внешкольными учреждениями, где на досуге
    занимаются школьники;
  • работа с семьями учащихся;
  • создание воспитывающей предметной среды,
    окружающей учащихся в школе и вне нее.

Во-вторых, классный руководитель
организует процесс воспитания учащихся, включая
их в разнообразные виды внеурочной деятельности:
познавательной, ценностно-ориентировочной,
трудовой, общественно-полезной, художественной,
физкультурной, деятельности свободного общения,
причем, предпочтительно эта деятельность должна
быть коллективной и творческой, должна
максимально иметь игровую инструментовку.

И, наконец, в-четвертых, в обязанности
классного руководителя входят чисто
функциональные действия: планирование и учет
учебно-воспитательной работы, проверка
ученических дневников, ведение классного
журнала, оформление личных дел учащихся, при
необходимости – написание характеристик,
осуществление взаимосвязи с семьями учащихся…

Совершенно очевидно, что прямо или
косвенно каждое из четырех направлений
воспитательной работы классного руководителя
оказывает влияние на учительский авторитет в
глазах детей, родителей, учителей-коллег,
администрации.

“Никогда не следует исчерпывать
предмет до того, что уже ничего не остается на
долю слушателя, дело в том, чтобы заставить его
читать, а в том, чтобы заставить его думать”. Ш.
Монтескье

Главная мысль сегодняшнего семинара
выражена в словах Ш.Монтескье: дать мыслящему,
творчески работающему современному учителю –
воспитателю некоторые методические материалы,
которые станут подспорьем к организуемой им
работе его как классного руководителя, с
учащимися и родителями, которые смогут возбудить
собственную его мысль и педагогическое
творчество, которые обогатят его практику и
сложившийся опыт…

Как известно, процесс воспитания –
многофакторный. Как бы мы того не хотели,
результат его определяется не только, а подчас и
не столько целенаправленным педагогическим
воздействием воспитателей – педагогов детских
учебно – воспитательных учреждений, родителей,
специальных институтов (средств массовых
коммуникаций, специальных акций в помощь
детству, педагогизацией общественной среды и
т.д.), но и факторами стихийными,
непредсказуемыми: географической и социальной
средой, микросредой каждой личности.

“Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди! Из них на
первом месте – родители и педагоги”. А.С.Макаренко

Классный руководитель “получает” для
организации учебно-воспитательного процесса
человека 7 – 17 лет отроду, имеющего уже
собственную историю жизни и воспитания, а также
определенную среду обитания, где в определенной
логике осуществляется уже на протяжении ряда лет
воспитательный процесс определенного
содержания. Уже сформировались определенные
ценностные ориентации, которые способствуют
либо принятию, либо отвержению, либо
нейтрализации ценностей, предлагаемых в
качестве приоритетных всем ходом
учебно-воспитательного процесса школы,
воспитательными воздействиями классного
руководителя-человека с определенными,
свойственными ему, качествами личности,
ценностными ориентациями, критериями оценки
жизненных явлений, своеобразной жизненной и
педагогической позицией…

“Воспитатель сам должен быть, чем он
хочет сделать воспитанника”. В.И.Даль

Воспитательные воздействия,
сформированные на личности школьника, должны
быть гармонично и диалектически сочетаемы,
взаимообусловлены и взаимодополняемы. В
противном случае диссонанс их порождает
различного рода отклонения в развитии личности
школьника: трудное протекание естественных
процессов анатомо-физиологического,
психического и социального развития, уход
подростков от благотворного влияния родителей и
педагогов в лоно “улицы”, асоциальных и
антисоциальных влияний различных неформальных
объединений молодежи, появление обусловленных
этим диссонансом нервно-психических
заболеваний, уход из дома и бродяжничество,
безнадзорность и беспризорность и как следствие
— алкоголизм, наркомания, токсикомания, половая
распущенность, правонарушения подростков.

Вот почему основной целью работы школы
и, в частности, классного руководителя, является
обеспечение гармонии взаимоотношений школы и
семьи для создания максимально благоприятных
условий развития ребенка, реализации им
индивидуального потенциала в условиях школьной
жизни и дома.

“Чтобы судить о ребенке справедливо и
верно, надо не переносить его из его сферы в нашу,
а самим переселяться в его духовный мир”. Н.И.Пирогов

Известно, что воспитание начинается с
рождения ребенка: когда пеленают, кормят, купают,
поют колыбельную песенку, учат читать и считать,
вводят в сообщество других людей, формируют
понятия истинного и ложного, добра и зла,
прекрасного и безобразного… — это значит
воспитывают. Недаром издревле слово
“воспитание” обозначало “вскармливание”. Но
люди очень рано, еще на заре человеческого
общества, поняли, что дитя человеческое
нуждается не только в пище физической,
материальной, но и в пище духовной. Поэтому и
стало воспитание иметь смысл более духовный, а не
материальный.

Закономерно, что к развитию ребенка
причастны люди и с высоким культурным и
образовательным уровнем, и малокультурные, порой
даже невежественные.

К.Д.Ушинский заметил, что дело
воспитания всем кажется делом знакомым и легким,
и чем меньше человек с ним знаком, тем более
легким и знакомым оно ему кажется.

“Воспитывающий должен сам обладать
умом, большим самообладанием, добротой, высокими
нравственными воззрениями”. М.И.Драгоманов

“Воспитатель должен стремиться
узнать человека, каков он есть в
действительности, со всеми его слабостями и во
всем его величии, со всеми его будничными,
мелкими нуждами и со всеми его великими
духовными требованиями”.

В бурно меняющихся условиях
современной действительности у школьных
педагогов в последние годы заметно возрос
интерес к научно-педагогическим и
психологическим методикам изучения личности. Не
случайно: педагоги, проработавшие в школе 10-20 лет
единодушно утверждают – воспитывать детей
становиться все труднее и труднее. Причин тому
много: изменились дети и родители, стремительно
меняется обстановка в мире, и нашей стране,
усложняются науки о ребенке, меняются взгляды на
воспитание и развитие детей.

Неизменным становиться одно – желание
воспитать в ребенке Человека. Вот почему
возрастает интерес к изучению ребенка.

“Воспитание представляется сложным и
трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не
воспитывая себя, воспитывать своих детей или
кого бы то ни было”. Л.Н.Толстой

Повышение педагогической культуры,
самообразования – важный элемент в работе
классного руководителя и в значительной степени
определяет успешность воспитания.

Воспитательная сила изливается только
из живого источника человеческой личности…
Только личность может действовать на развитие и
определение личности, только характером можно
образовать характер.

Практика некоторых творческих
классных руководителей по вовлечению родителей
в совместную с детьми деятельность показала, что
делая это, можно решить множество воспитательных
задач:

  • в совместной деятельности педагогов, детей и
    родителей устанавливаются дружественные
    отношения сотрудничества, передается опыт
    творческой деятельности;
  • от старших младшим передаются навыки и умения в
    разнообразных видах деятельности:
    интеллектуальной, общественно-полезной,
    художественно-творческой, физкультурной,
    игровой, свободного общения;
  • формируется отношение к материальным и
    духовным ценностям;
  • родители лучше узнают своих детей (именно вы
    сфере общей деятельности), а классный
    руководитель родителей;
  • нормализуются семейные отношения детей и
    родителей (на виду у других) за счет совместного
    позитивного переживания;
  • достигается большой охват учащихся различными
    формами воспитательной работы, влиянием
    различных личностей.

“Главным основанием учительского
авторитета только и может быть жизнь и работа
учителя, их гражданское лицо, их поведение”. А.С.Макаренко

“Ваше собственное поведение – самая
решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете
ребенка только тогда, когда с ним разговариваете,
или поучаете его, или приказываете ему. Вы
воспитываете его в каждый момент вашей жизни, как
вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими
людьми или о других людях, как вы радуетесь или
печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с
врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все
это имеет для ребенка большое значение.

Малейшее изменение в тоне ребенок
видит или чувствует все повороты вашей мысли до
него невидимыми путями, вы их не замечаете.

А если вы грубы или хвастливы, или вы
пьянствуете, вам уже не нужно думать о
воспитании, вы уже воспитываете ваших детей, и
воспитываете плохо, и никакие самые лучшие
советы и методы вам не помогут. Требование и
уважение к себе и своей семье, контроль над
каждым своим шагом – вот первый и самый главный
метод воспитания!”

Жизнь наша дурная. Отчего? Оттого, что
люди дурно живут. А дурно люди живут оттого, что
сами люди плохи. Стало быть, для того, чтобы жизнь
перестала быть дурною, надо переделать людей из
плохих в хороших. Как же это сделать? Всех никто
переделать не может, себя же переделать всякий
может.

Стало быть, от нас и дурная жизнь, от
нас и то, чтобы она стала хорошей.

Любую работу можно делать по-разному.
Можно просто добросовестно (или не очень)
выполнять возложенные на тебя функции. И честно
получать положенную тебе зарплату. И при этом
иметь массу преимуществ: спокойную нервную
систему, уйму свободного времени для себя и своей
семьи, возможность полноценного собственного
духовного развития.

А можно работу свою делать
по-максимуму. Как-то В.В.Маяковского на встрече с
читателями спросили, кем бы он был, если бы не был
хорошим поэтом. Он ответил: “Я не знаю, кем бы я
был, но точно знаю, что был бы кем-нибудь
хорошим”.

Вот и этот семинар был задуман для
классного руководителя: работающего
по-максимуму, творческого, думающего, имеющего
собственную жизненную позицию и свое
“педагогическое кредо”.

Хороший педагог – всегда уникален.
Любую проблему он решает по-своему. Мы будем рады,
если данный семинар сыграет в этом хотя бы
незначительную роль. И с благодарностью примем
пожелания, замечания, рекомендации и
предложения.

Эссе на тему: «Признание быть классным руководителем!»

Фалилеева Марина Васильевна

Каким должен быть современный учитель?

Может, строгий, серьезный, холодный и злой?

Или должен быть мягким он, словно родитель,

Точно также делиться своей душой?

Педагог – это будто вторая мама,

Воспитатель, учитель и просто друг.

Надо в детских глазах быть совсем без изъяна,

Ведь изъянов полно и без нас вокруг.

(Александр Александрович Жигайлов)

Каждый человек ищет свое место в бурном потоке времен. Выбирая профессию, испытываем желание чего-то добиться, работать так, чтобы это приносило удовлетворение. Я рада, что моя судьба привела меня в мир, полный детских голосов, как бурлящий поток, накатывающий с порога. Это мир, где трудно провести грань между работой и личной жизнью.    

Стать учителем я решила, еще учась в школе. Сегодня за моими плечами более двадцати лет работы в школе, практически все из них являюсь классным руководителем.

Быть классным руководителем – не самое простое дело. Обладать умением из таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это талант. Я считаю, что сегодняшний классный руководитель должен учитывать современные требования к результату образования, находить новые эффективные формы, способы и приемы работы с детьми, определять в качестве приоритетных целевые ориентиры. Любовь, семья, здоровье, нравственность, интеллект — вот те ценности, которые для меня как педагога являются основополагающими.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.   Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства.

Чем дольше я работаю в школе, тем чаще начинаю задумываться над вопросами: «Быть учителем и классным руководителем — это моя работа, выполнение должностных обязанностей или призвание? Каким должен быть современный классный руководитель? Соответствую ли я, как классный руководитель, течению времени?

Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к результату образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые в ситуации выбора могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом.

  Но все-таки быть классным руководителем для меня – это значит жить, ведь классный руководитель — это состояние души. Важно, чтобы классный руководитель признавал за учеником право выбора, право быть самим собой, свободно высказывать свои мысли, делиться переживаниями.

Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать об окружающем мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. А знаете, что меня еще радует? Дети видят, что я отношусь к ним с любовью, и отвечают мне тем же. А еще с уважением и сотрудничеством.

Конечно, я их иногда ругаю, но когда ребята понимают, что справедливо, то не обижаются. Успокоился – значит, сдался, а равнодушному педагогу не место в классе.

О чем ты можешь сказать детям, если у тебя самого не горят глаза? Нет… в школе по-другому нельзя. Не случайно классного руководителя называют второй мамой. Иногда бывает так, что родители не могут или не   хотят помочь своим детям, и помогает именно она, вторая мама. Да они же верят мне! Ждут   помощи от меня и приходят на помощь мне в трудную минуту. Вот тут понимаешь, что мне, действительно, в жизни невероятно повезло. Я не просто учитель, не просто классный руководитель, я их друг! А друзей никогда не бросают! Вот оно то, к чему я стремлюсь, что пытаюсь воспитать в своих учениках! Мне нравится каждый день их встречать и провожать. Мне нравится каждый день с ними думать, учиться, изобретать, ценить дружбу, любить, ходить в походы.  Я сама получаю от этого удовольствие, и с чувством внутреннего удовлетворения трачу свободное время, иногда в ущерб собственной семье. И пусть меня многие не понимают и даже осуждают.  Если бы сейчас мне предложили вернуться в прошлое и начать все заново, я бы выбрала ту же стезю, мою школьную жизнь, которую я не представляю без классного руководства.

Врачи, прежде чем получить право лечить людей, дают клятву Гиппократа. А нам, классным руководителям, выпускающим в жизнь людей, какую клятву давать? Ведь ответственность не меньшая. Вспоминаю заповеди Монтессори: «Если ребенка подбадривают, он учиться верить в себя. Если ребенка хвалят, он учиться быть благодарным… Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть…». Врач отвечает за физическое здоровье  человека, а мы- педагоги за нравственное. Какая огромная ноша – быть в ответе за духовное здоровье нации! «Не навреди!» — вот главная заповедь не только врача, но, как мне кажется, и классного руководителя. Слово воспитателя… Скольким ученикам помогло оно многое понять, передумать, взглянуть пристальнее на самого себя, сколько человек заставило поверить в себя, обрести душевное спокойствие, найти свое призвание. И надо помнить, к кому обращено наше слово, наше оружие – застенчивому ребенку со слабым здоровьем, истощенной нервной системой, ждущему от нас помощи или, напротив, отвергающему ее.

 Классный руководитель, как я думаю, — это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником. Считаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувства собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.

Мы, работающие в школе, черпаем живую энергию детства и, как никто, должны всегда помнить собственное детство и не «взрослеть», то есть не черстветь душой. Помните слова Руссо, обращенные, как я теперь понимаю, именно к нам: «Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир»? Без этой любви к детству в школе нечего делать.

А еще нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», — утверждал И.Кант. Так будем же ею наслаждаться, овладевая великой силой каждого воспитателя – владеть сердцами своих учеников. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Остерепар инструкция по применению цена таблетки взрослым
  • Инструкция по применению средства дезинфицирующего крышталин эколюкс
  • Как установить приложение сбербанк онлайн на андроид пошаговая инструкция бесплатно
  • Инструкция по эксплуатации додж рам 1500
  • Оксинорм инструкция по применению для поросят