Модуль классное руководство профориентация

План
профориентационной работы школы

на__________________
учебный год

Цель

·          
 оказание
профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы
будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • сформировать
    положительное отношение к труду;

·       
научить разбираться в
содержании профессиональной деятельности;

·       
научить соотносить требования,
предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

·       
научить анализировать
свои  возможности  и  способности, (сформировать 
потребность в осознании и оценке качеств и
возможностей своей личности)

·       
выработать систему взаимодействия старшей ступени
школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с
местными предприятиями.

Реализация плана
предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся
общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости
населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных
мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе
профессиональных кадров.

Профессиональная
ориентация в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленной на
усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и
психофизических характеристиках профессий.
Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый
выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам,
склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в
системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую
пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

В школе профориентационная
работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями,
учителями-предметниками.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей
учащихся, преемственности  в содержании, формах и методах работы в начальной,
основной, средней  школе.

Основными направлениями профориентационной работе в
школе являются:

·        
Профессиональная
информация:
включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и
профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о
системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества
в кадрах.

·        
Профессиональное
воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных
интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному
воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в
разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и
производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал
себя в самых различных видах деятельности.

·        
Профессиональная
консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный
руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за
деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и
внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических
характеристик учащихся.

Формы работы:

  • профориентационные уроки;
  • экскурсии;
  • классный час по
    профориентации;
  • встречи со специалистами;
  • профессиографические
    исследования;
  • родительские собрания по
    профориентационной тематике и т.д.

Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:

  • участие в предметных олимпиадах;
  • участие в конкурсах, проектах, мероприятиях,
    соревнованиях различной направленности;
  • анкетирование и тестирование
    старшеклассников;
  • профориентационные
    опросники;
  • профориентационные
    игры.

Мероприятия,
ориентированные на профориентацию школьников:

              
экскурсии на предприятия и в организации с целью
ознакомления;

              
посещение выставок-ярмарок учебных мест,
организованных учебными заведениями  (совместно с Центром занятости);

              
посещение учреждений профессионального
образования   в Дни открытых дверей;

              
содействие временному трудоустройству обучающихся
во время каникул; 

              
расположение информационных материалов по
профориентации на  школьном  сайте. 

№ п/п

Мероприятия

Участники

Сроки проведения

Ответственный

1.
Организационно-информационная деятельность

1.       

Оформление стендов, наглядных пособий,
плакатов, методических материалов

сентябрь

Ответственный за
профориентацию

2.       

Координирование работы
педагогического коллектива

в течение года

Ответственный за
профориентацию

3.       

Проведение анализа результатов
профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в
учреждения среднего профессионального и высшего образования выпускников 9,11
классов.

август-сентябрь

Ответственный за
профориентацию, заместитель директора по УВР

4.       

Разработка рекомендаций классным
руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися
различных возрастных групп.

август-сентябрь

Ответственный за
профориентацию

5.       

Осуществление взаимодействия с ЦЗН,
учреждениями профессионального образования  г.Тейково, предприятиями

в течение года

Администрация,
ответственный за профориентацию

2. Информационно-консультационная  деятельность с
педагогическими работниками

1.            
 

Оказание помощи в разработке, организации и
проведении воспитательных мероприятий

Классные руководители

в течение года

Ответственный за
профориентацию

2.            
 

Организация семинаров 
по проблемам личности обучающихся:

— «Изучение
профессиональных намерений и планов обучающихся»,

— «Исследование готовности обучающихся к
выбору профессии»,

— «Изучение личностных особенностей и
способностей обучающихся»

Классные руководители, учителя -предметники

в течение года

Ответственный за
профориентацию,  заместители директора по УВР и ВР

3. Профориентационные мероприятия с обучающимися

1.             
 

Выявление выбора
предпочтений обучающихся предметных курсов

Обучающиеся 9-11 классов

сентябрь

Зам. директора по УВР

2.             
 

Выявление выбора
предпочтений обучающихся занятий в творческих группах

Обучающиеся 1-11 классов

сентябрь

Зам. директора по ВР

3.             
 

Знакомство с профессиями при классно-урочной
системе. Расширение знаний обучающихся о профессиях   

Обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Ответственный за
профориентацию, учителя-предметники

4.             
 

Организация уроков по курсу «Мир профессий»

Обучающиеся 9 классов

в течение года

Ответственный за
профориентацию, учитель МП

5.             
 

Организация и проведение
классных часов по профориентации

Обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Ответственный за
профориентацию, классные руководители

6.             
 

Вовлечение обучающихся в
общественно-полезную деятельность в соответствии с  познавательными и
профессиональными интересами: обеспечение участия в
проектно-исследовательской деятельности (конкурсах, выставках, фестивалях)

Обучающиеся 1-11 классов

«Безопасное колесо» — сентябрь;

«Будем жить» — ноябрь;

краеведческие чтения – декабрь;

и др. в течение года

Ответственный за
профориентацию, учителя-предметники, зам. директора по ВР

7.             
 

Организация и проведение занимательных
викторин и бесед с использование медиатеки

Обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Ответственный за
профориентацию, библиотекарь

8.             
 

Организация экскурсий на
предприятия

Обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Ответственный за
профориентацию, классные руководители

9.             
 

Организация и проведение встреч с
представителями
различных профессий.

Обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Ответственный за
профориентацию, классные руководители

10.         
 

Обеспечение участия обучающихся  в днях
открытых дверей учреждений среднего профессионального и высшего образования

Обучающиеся 8-11 классов

в течение года

Ответственный за
профориентацию, классные руководители

11.         
 

Обеспечение участия обучающихся  в работе
ярмарки  вакансий  ЦЗН с целью знакомства с учреждениями среднего
профессионального и высшего образования и рынком труда.

Обучающиеся 8-11 классов

Март-апрель

Ответственный за
профориентацию, классные руководители

12.         
 

Организация деятельности  по созданию
портфолио выпускников школы 

Обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Классные руководители

4.
Профориентационная деятельность с родителями

1.        
 

Проведение индивидуальных консультаций с
родителями по проблемам выбора элективных курсов по учебным предметам

Родителя обучающихся 9-11 классов

сентябрь

Администрация,
ответственный за профориентацию, классные руководители

2.        
 

Привлечение родителей к участию в проведении
экскурсий на предприятия и учреждения среднего профессионального и высшего
образования.

Родителя обучающихся 1-11 классов

в течение года

Администрация,
ответственный за профориентацию, классные руководители

3.        
 

Привлечение родителей к участию в проведении
мероприятий классно-урочной системы и системы дополнительного образования

Родителя обучающихся 1-11 классов

в течение года

Администрация,
ответственный за профориентацию, классные руководители, учителя-предметники

Примерная
тематика классных часов.

1-4
классы.

1

Мир моих
интересов

2

Профессии наших
родителей.

3

Путь в профессию
начинается в школе.

4

Моя мечта о
будущей профессии.

5

Труд на радость
себе и людям.

5-8
классы.

1

Мир профессий. Человек и техника. Встреча с
начальником ж/д

2

Мир профессий. Человек на производстве.
Экскурсия на ЛПП

3

Мир профессий. Почтовая связь в нашей
стране. Экскурсия в отделение связи.

4

Мир профессий. Чтобы люди были красивыми.
Парикмахер. Визажист. Конкурс.

5

Мир профессий. На страже закона. Встреча.

6

Мир профессий. Библиотекарь. Экскурсия в
библиотеку

7

Мир профессий. Зеленое богатство. Экскурсия
в лесничество, ЛТШ

8

Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт.
Встреча.

9-11
классы.

1

Познай самого
себя. Беседа, тестирование.

2

Какие факторы
оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование.

3

Профориентация и
медицинская профконсультация.

4

Мотивы выбора
профессии.

5

Психологические
характеристики профессий.

6

Они учились в
нашей школе.

7

Выпускники
школы-учителя

8

Профессии с
большой перспективой.

9

Как стать гением.
Жизненная стратегия творческая человека.

10

Сотвори свое  будущее.
Проект

11

Что? Где? Когда?
Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.

Блоки

Виды деятельности

Формы работы (мероприятия)

Цифровой образовательный контент

Работа с классным коллективом

 Общение Цель: сформировать умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; воспитывать уважение к окружающим.

Учение

Цель: дать основные понятия, рассмотреть условия формирования способностей и виды способностей; развивать у уч-ся навыки анализа ситуаций и фактов.

Труд, творчество

Цель: сформировать навыки расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

 Классный час «Способности человека, как их развивать»

Цель: сформировать представление учащихся о том, что такое способности человека.

Коммуникативные технологии

Цель: сформировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Классный час «Твой выбор»

Цель: дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения; активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Информационно-педагогические технологии

Цель: сформировать умения находить нужный материал, формировании информационной культуры.

Классный час «Законы природы»

Цель: формирование у обучающихся представлений о глобальных экологических проблемах, в том числе и проблемах своего родного края, а также на создание способов их устранения с учётом возрастной категории .

Коммуникативные технологии

Цель: сформировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Информационно-педагогические технологии

Цель: сформировать умения находить нужный материал в Интернете, информационной культуры.

 Платформа: АО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ»

Учитель.club онлайн-урок обществознание 9 класс

https://uchitel.club/events/sposobnosti-cheloveka

https://proektoria.online/

https://oik.mkuimc.ru/grafikotkrytykhonlaynurokovproektoriya/

http://шоупрофессий.рф/episodes

Платформа ФГБОУ ДО ФЦДО Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы»

https://urok.fedcdo.ru/

Индивидуальная работа с обучающимися

 Общение Цель: лучше понять ребенка и своевременно найти пути решения проблем. 

Творчество. Цель: выявлять и развивать индивидуальные способности, развивать умения и навыки творческой деятельности

 Технология критического мышления

Тестирование, квест, вебинары по выбору профессионального пути

Цель: умение понять новые требования общества к подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых,

  Платформа «Просвещение» раздел Всероссийский проект «Профориентация: уверенное будущее ребенка» https://uchitel.club/profskills

раздел: «Родительский университет» для детей и семьи; работа с детьми: 5-9 класс

Главная страница

Платформа: yaklass.ru, раздел Воспитательная работа 7-11 классс https://www.yaklass.ru/p/vospitatelnayarabota/sentyabr/materialydliapodgotovkiiprovedeniiazaniatii-6942241/13-sentiabriadenprogrammista-6936676/TeacherInfo

Работа с учителями-предметниками в классе

Общение Цель: собрать информацию для планирования индивидуальной работы с учащимися, планирования воспитательной работы в классе, при необходимости – корректировка плана воспитательных мероприятий, извещать родителей о полученной от учителей информации, организация встречи родителей с учителями-предметниками.  

 Консультация в формате вебинаров, конференций

— Информационно-коммуникационные технологии

Методическая и психологическая поддержка преподавателей и родителей

— Информационно-коммуникационные технологии

 На платформах: Zoom, Skype,

платформа: ООО «Мобильное Электронное Образование» раздел: «страница методической поддержки» для родителей и педагогов

https://mob-edu.com/metodicheskaya-podderzhka

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями

 Общение учение Цель:  консультировать, вовлекать родителей в совместную с детьми деятельность.

 Консультация «Давай поговорим»

(Разбираем сложные темы с экспертами и учимся взаимодействовать с ребёнком)

— Техника проблемного диалога

— Информационно-коммуникационные технологии

Консультация в формате вебинаров и телеконсультаций

(Методическая и психологическая поддержка преподавателей и родителей)

— Техника проблемного диалога

Очные и онлайн-встречи для родителей с психологом, педагогом.

— Техника проблемного диалога

Платформа «Просвещение» раздел Всероссийский проект «Профориентация: уверенное будущее ребенка» https://uchitel.club/profskills

раздел: «Родительский университет» для детей и семьи; работа с детьми: 5-9 класс

Главная страница

платформа ООО «Фоксфорд»

https://events.skillbox.ru/for_parents

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Воспитательная программа

«Мое будущее в моем городе»

Возраст обучающихся 12-16 лет

Срок реализации 4 года

Автор – составитель:

Попова Зоя  Сергеевна

Новокузнецк

Структура программы:

1. Нормативно – правовое обеспечение

2. Пояснительная записка

3. Учебно-тематическое планирование

4. Содержание разделов

5. Список литературы для учащихся

6. Список литературы для учителя

7. Приложение

1. Нормативно — правовое обеспечение лежит в основе модели воспитательной программы класса.

Международный уровень:

1. Конвенция ООН о правах ребенка

Федеральный уровень:

1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности граждан России

3. Гражданский кодекс РФ (принят Государственной Думой 21.10.94 г.)

4. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи от 06.03.98 г.

5. Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях) России» от 13.03.95 г. №32-ФЗ

6. Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2001 – 2016 гг.»» от 11.07.2005 № 422

7. Рекомендации об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации (приказ ГУО от 29.05.2002 г. № 27/03, приказ МО РФ от 01.02.2002 г. № 271)

Областной уровень:

1. Закон Кемеровской области «Об образовании» от 5 июля 2013 года №86-ОЗ

Локальные акты:

1. Устав МБОУ «СОШ № 9»

2 . Положение о дежурстве

4. Положение об организации рационального питания

5. Положение о службе примирения

Пояснительная записка

«Где родился, там и пригодился»

Русская пословица

В настоящее время в  воспитательном процессе увеличилась степень свободы, возросла роль самостоятельного выбора. Современная экономическая и политическая обстановка  предъявляет все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. В обществе востребована личность, умеющая ориентироваться в мире профессий, готовая к самоопределению, имеющая гражданскую позицию и способная трудиться на благо родного края. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Новокузнецк, сегодня  стремительно развивающийся  город, в котором есть возможности, как для получения востребованных профессий, так и для реализации профессиональных навыков, полученнных в учебных заведениях других городов. Поэтому учащихся, начиная с 6-х  классов необходимо знакомить с существующими направлениями деятельности, чтобы они могли правильно сориентироваться в мире профессий, адекватно оценили свои возможности и способности, кроме того выпускникам крайне необходима корректировка жизненных целей, а зачастую и их формирование.

Направленность  своей воспитательной работы  я  основывала на  необходимости помочь ребенку в самоопределении себя как личности в обществе, успешном проживании социальных ролей, подготовке к профессиональной реализации в родном городе.

Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей, условия для реализации имеются  на базе образовательного учреждения.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации подросток становится главным участником процесса формирования своей личности, является активным  компонентом воспитания.

Реализация задач деятельности происходит через индивидуальную и коллективную работу. Данная программа «Мое будущее в моем городе»  органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования и самореализации навыков в процессе работы и закрепления опыта решения сложных задач. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с  современными методиками для формирования навыков является педагогически целесообразным. Профессиональная ориентация школьника — это система мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через воспитательно-образовательный  процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

 Теоретическим основанием данной программы является технология Николая Михайловича Таланчука «Системно-ролевая теория формирования личности ребенка». Профессор Н.М. Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности — по его мнению, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.» «Личность, — по утверждению Н.М. Таланчука, — это социальное качество конкретного человека, которое выражается мерой освоения и выполнения системы социальных ролей». А, следовательно, воспитание рассматривается как процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Цель заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей, обладающей чувством патриотизма и любви к малой родине.

Согласно этому подходу ученик, включается в различные виды деятельности. На данном возрастном этапе необходимо  уделить особое внимание регулированию своих потребностей, самообразованию, самовоспитанию, формированию потребностей  стать профессионалом, способным на высоком уровне мастерства выполнять работу.

Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, человек развивает и формирует своё сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью.

Целью моей воспитательной работы является  способствовать формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.

Для  реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

  • формирование умения ставить жизненные цели и достигать их.
  • развитие навыков самовоспитания, самоуправления.
  • развитие потребности к самообразованию в областях интересующих его знаний,
  • расширение представления о профессиях и их востребованности  в городе,
  • воспитание чувства любви к родному городу
  • развитие познавательной активности учащихся;
  • обеспечение участия родителей в подготовке и проведении
    воспитательных дел в классе.

Возраст детей,  участвующих в реализации данной программы 12-16 лет.

Работа по данной программе рассчитана на 4 года на 6-9 класс.

К концу первого года реализации программы ребенок будет осознавать свою жизненную позицию, будет стремиться к самовоспитанию, расширит представления о профессиях. К концу второго года реализации программы у ребенка будет развито устойчивое стремление к самообразованию, будет осознание необходимости  реализации себя в жизни как гражданина в жизни и профессионалав профессии в родном городе.  По окончанию реализации программы у школьников выработается сознательное отношение к труду, он смогут самостоятельно определиться с профессией в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы работы и контроля  викторины, игры, комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, защита проектов, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.

Учебно-тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Разделы и темы занятий

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Что такое профессия?

1

1

2

Викторина «Мир профессии»

1

1

3

Профессии, которые нас окружают

2

2

4

Профессии народного хозяйства, их классификации

6

3

3

5

Анкетирование «Моя будущая профессия»

1

1

6

Экскурсия в столовую. Знакомство с профессией повара

1

1

7

Экскурсия на почту. Знакомство с профессией почтальона

1

1

8

Знакомство с профессией библиотекаря

2

2

9

Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца

2

2

10

Знакомство с профессией столяра, плотника

2

2

11

Экскурсия в ФАП. Знакомство с профессиями: фельдшер, медсестра, терапевт

2

2

12

Как правильно сделать выбор? Беседа психолога

2

2

13

Человек и профессия

10

5

5

14

Анкетирование «Мой выбор»

1

1

15

Итоговое занятие

1

1

Итого

35

17

18

Учебно-тематическое планирование

7 класс

№ п/п

Разделы и темы занятий

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Диагностическое. Вводное. Правила работы в группе.

1

1

2

Классификация профессий Климова

1

1

3

Эмоциональное отношение к выбору профессии

1

1

4

Темперамент и выбор профессии

1

1

5

Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии

1

1

6

Склонность и профессиональная направленность

1

1

7

Профессиональный тип личности

1

1

8

Деловая игра «Кадровый вопрос»

1

1

9

Как достичь успеха в профессии

1

1

10

Поддержка друзей

1

1

11

Профессии моей семьи

1

1

12

Что я знаю о себе?

1

1

13

На пороге взрослой жизни

1

1

14

Развитие умений по принятию решений

1

1

15

Профессиональная зрелость

1

1

16

Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.

1

1

17

Темперамент и профессии

1

1

18

Что такое характер?

1

1

19

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

1

1

20

Склонность и интересы в выборе профессии

1

1

21

Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова

1

1

22

Что я знаю о мире профессий

1

1

23

Ошибки в выборе профессий

1

1

24

Составление личного профессионального плана

1

1

25

Навыки самопрезентации.

1

1

26

Игровые пробы

1

1

27

Что? Где? Когда?

1

1

28

Знакомство с профессиограммой

1

1

29

Я учусь принимать решение

1

1

30

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

1

Итого

30

23

7

Учебно-тематическое планирование

8  класс

№ п/п

Разделы и темы занятий

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Внутренний мир человека и возможности его познания

2

1

1

3

Многообразие мира профессий

1

1

4

Представление о себе и проблема выбора профессии

2

1

1

5

Секреты выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»)

2

1

1

6

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

1

1

7

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

2

1

1

8

Социальные проблемы труда («надо»)

2

1

1

8.1.

Разделение труда

1

1

8.2.

Содержание и характер труда

1

1

8.3.

Процесс и условия труда

1

1

9

Социально-психологический портрет современного профессионала

2

1

1

10

Анализ профессий в Новокузнецке

2

1

1

10.1.

Основные признаки профессиональной деятельности

1

1

10.2.

Классификация профессий

1

1

11.

Здоровье и выбор профессии

2

1

1

12

Лекторий для родителей по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении школьника».

2

1

1

13

Круглый стол «Мои родители и их профессии»

2

2

14

Ведущие отношения личности и типы профессий

2

1

1

15

Экскурсии на предприятия города

2

1

1

16

Беседа «Профессиональный рынок Новокузнецка»

2

2

17

Итоговое занятие

1

1

Итого

36

21

15

Учебно-тематическое планирование

9 класс

№ п/п

Разделы и темы программы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

18

Человек в новых социально-экономических условиях

2

1

1

19.

Неисчерпаемость человеческих ресурсов

2

1

1

20

Человек среди людей

2

1

1

21

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

3

2

1

22

Пути получения профессии

1

1

23

Моя профессиональная карьера

4

2

2

24

Оценка способности школьников к выбору профессии

4

2

2

25

Встреча со школьным психологом

3

1

2

26

Встреча с представителями СПУ и СУЗов

2

2

27

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города

3

3

28

Резюме, собеседование, работа.

2

1

1

29

Проект «Мое будущее в моем городе, или кем я буду через 5 лет»

2

2

30

Итоговое занятие.

2

2

Итого

32

17

15

Содержание программы

В разделе «Мир профессий» воспитанники подробно знакомятся с деятельностью доступных для них профессий через работу со СМИ, беседы, экскурсии на предприятия. Выявляют свои склонности и увлечения в трудовом плане.

Узнают, как избежать безработицы, как трудоустроиться, не имея образования; узнают об условиях поступления на работу.

В разделе «Беседа с психологом» учащиеся в тактичной форме узнают о своих возможностях в выборе профессии, о значении характера и склонностей в выборе профессии.

Виды контроля:

Определение уровня

Индивидуальная анкета, беседа с классом

В течении всего времени реализации программы

Определение степени эффективности воспитательной программы. Подбор наиболее эффективных методов и средств воспитания.

Педагогическое наблюдение, беседы инди-видуальные, с классом.

Промежуточный контроль (после 8 кл.)

Определение реализованности ожидаемых результатов после 1 этапа программы. Получение сведений для совершенствования программы и методов обучения в следующем этапе.

Беседа с классом (коллективная рефлексия)

Итоговый контроль (в конце 9 кл.)

Определение реализованности ожидаемых результатов. Определение изменения уровня развития детей. Определение последующих целей и задач воспитания класса.

Индивидуальная анкета, беседа с классом (коллективная рефлексия)

Методами выявления результатов стали:

  • изучение исходного уровня профориентационных знаний путем анкетирования и индивидуальных бесед;
  • анкетирование по вопросам выявления интереса к профориентационной работе и его мотивации, определения личностной самооценки школьников, чтению специальной литературы;
  • результаты участия школьников в научно-практических ученических конференциях ,исследовательских проектах, играх, праздниках;
  • написание сочинений «Если бы я был мэром», «Если бы я был президентом», «Моя будущая профессия» и др.;
  • контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.

Анкетирование является одним из основных методов выявления результатов. При отборе материалов для предлагаемого респонденту диагностического опросника следует руководствоваться следующими принципами:

  • тезисы опросника прежде всего направлены на выявление динамики развития личности респондента;
  • формулировки вопросов должны быть понятными для респондентов и требующими  однозначного ответа;
  • постановка вопроса должна побуждать респондента демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе;
  • респондент должен иметь право анонимного заполнения анкеты;
  • формулировка тезисов не должна провоцировать респондента на заведомо общественно одобряемый ответ;
  • опросник должен включать вопросы, играющие роль своеобразного балласта.

Литература для учащихся

  1. Газарян, С. Ты выбираешь профессию / С. Газарян. – М.: «Просвещение», 1985. – 259с.
  2. Климов, Е.А. Как выбирать профессию? / Е.А.Климов. – М.: «Просвещение», 1990. – 176с.
  3. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М.Орлов. – М.: «Просвещение», 1991. – 272с.
  4. Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии / Е.Н. Прощицкая. – М.: «Просвещение», 1995. – 328с.
  5. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / С.Н. Чистякова, М.А. Холодная, Т.И.Шалавина.  – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2006. – 160с.: ил.
  6. Твоя профессиональная карьера: Дидактические материалы 8 – 9 классы / С.Н. Чистякова, М.А. Холодная, Т.И.Шалавина.  – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2008. – 111с.: ил.

Литература для учителя

  1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
  2. Арефьева И.П., кн. «Технология. Профориентация. Тесты»
  3. Журнал «Воспитание школьников» №1, №10, 2007, №9, 2006.
  4.  Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.М.:Вита-пресс.2006.
  5. «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.
  6. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
  7. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007
  10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). — Москва: Вако. 2005.

1. Введение

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий. А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя– свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным и удачным.

Профессия человека — это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь — важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье. Цель моей работы как классного руководителя видение выпускника не только как ученика общеобразовательного учреждения, но и как человека, который выбрал себе профессию по душе.

Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия.

Во-первых, чтобы профессия была интересной.
Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.
В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного индивида.

Основная идея программы заключается в том, чтоб помощь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовить школьников к сознательному выбору профессии

Задачи:

  • сформировать у учащихся активной позиции по отношению к выбору будущей профессии;
  • сформировать у учащихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;
  • подготовить к профессиональному самоопределению.

Ожидаемые результаты:

  • сформируются мотивы осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;
  • выявится уровень готовности к обучению, уверенности в выборе профессии;
  • будут выявлены соотношение интересов, склонностей и способностей учащихся;
  • будут привиты навыки нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;
  • будет изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме;
  • ученики ознакомятся с различными видами профессий;
  • учащимися будут вести «профессиональное портфолио», «карточки профессий»;
  • с родителями будет расширена работа по профессиональному самоопределению детей

2. Основная часть

В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии. В 9-м классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами. В 10-11-х классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика, формировать устойчивую позицию выбора.

 Цель работы в 8-9-х классах — формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий.

 Цель работы в 10-11-х классах — формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.

Темы профориентационной работы:

8-й класс- «Мир профессий».
9 -10-й классы — «Я и самопознание».
11-й класс — «Твой выбор».

 «Мир профессий» для учащихся 8-х классов рассматриваются мир труда и мир профессий, психологическая классификация профессий, принципы выбора профессии, пути получения профессионального образования.

 «Я и самопознание» помогает учащимся 9-х классов узнать об особенностях своего темперамента, познавательных процессах, определить свои интересы и склонности, соотнести их с конкретными профессиями. Основное внимание в процессе изучения блока «Я и самопознание» уделяется пониманию десятиклассниками профессионального самоопределения как процесса активного поиска и построения личностью своего жизненного пути в целом. Профориентационные уроки призваны помочь юношам и девушкам 10-х классов в определении жизненных профессиональных планов, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.

 Система занятий «Твой выбор», рассчитанная на учащихся 11-го класса, включает в себя ознакомление учащихся с ситуацией на рынке труда республики, где они проживают, информирование о возможности получения профессионального образования, обучение основам поиска работы.

Методы и форма проведения занятий:

  • активизирующие профориентационные опросники и тесты;
  • читательские конференции по профориентационной тематике;
  • классные часы-экскурсии на предприятия, где работают родители;
  • приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают подростки;
  • работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
  • индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;
  • вовлечение учащихся в работу кружков по интересам;
  • профориентационные игры с классом.

Работа с родителями:

  • тематические родительские собрания;
  • классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
  • организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога
  • индивидуальные беседы
  • совместные детско-родительские профориентационные игры.

Профориентационные диагностика и консультации:

  • исследование мотивации выбора профессии;
  • исследование профессиональных интересов;
  • исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;
  • индивидуальные консультации психолога для учащихся, родителей.

Проект рассчитан на 4 года с 01.09.2008 по 31.08. 2012 . В 8,10,11 классах занятия проводятся один раз в месяц на классном часе, в 9 классе раз в неделю, за счет школьного компонента учебного плана.

1 этап – 8-й класс

Сроки

Мероприятия

Сентябрь «Дело твоей жизни». Анкета. Методика Л. Н. Кабардовой
Октябрь «Что такое профессия»
Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»
Ноябрь «Классификация профессий по предмету, целям, орудиям и условиям труда»
Декабрь «Понятие о профессиограмме»
Январь «Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка
Февраль Пресс-конференция с участием родителей
Март «Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка
Апрель «Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка
Май Защита проекта «Моя будущая профессия»

2 этап – 9-й класс

Сроки

Мероприятия

Сентябрь Ориентировочное
Профориентационная игра «Пришельцы»
Что такое тренинг. Самопрезентация.
Октябрь «Знакомство с профессиями и их классификация»
Написание схемы анализа профессий
«Интересы и выбор профессий»
«Правила тренинговых занятий
Ноябрь «Темперамент и выбор профессии
Понятие о личности
Посещение-знакомство с центром занятости района
Родительское собрание «Профессиональное самоопределение подростков»
Декабрь «Трудовое право»- статьи Конституции
«Производство и дисциплина труда» — обсуждение статей Конституции.
Экскурсия в строительный колледж п.Параньга
Профессиональный успех. Анкета «Выбор»
Январь «Склонности и профессиональная направленность»
Ценностные ориентации личности.
«Поддержка друзей»
Февраль «Профессиональный тип личности»
«Профориентация и медицинская профконсультация»
Деловая игра «Кадровый вопрос»
Март «Поддержка друзей»
«Анализ рынка труда в регионе: наиболее востребованные профессии»
Профессьянс
Характеристика человека
Апрель Игра «Профконсультация»
Читательская конференция
«Профессии с большой перспективой»
«Анатомия профессии». Профессиограмма
Май Профессиональные ценности- методика ранжирования профессиональных ценностей
«Выбор профессии». Защита проекта

3 этап – 10-й класс

Сроки

Мероприятия

Сентябрь « Я и мир профессий» урок-игра
Октябрь «Мифы профессионального самоопределения»
Ноябрь «Личные и профессиональные цели»
Декабрь Методы психологии
Январь Характер
Февраль Потребности человека
Март Интеллект
Родительское собрание-диспут «Профессии, о которых мечтаем и которые выбираем»
Апрель Навыки распознавания эмоций и чувств
Май Умение понимать других

4 этап – 11-й класс

Сроки

Мероприятия

Сентябрь Работа с периодикой. Поиск профессии.
Октябрь Новые профессии.
  Родительское собрание «Призвание-это маленький росточек таланта».
Ноябрь Ситуация на рынке труда. Встреча с представителями центра занятости.
Декабрь Методика «Ранговая позиция», «Отождествление»
Январь «Секреты успешной карьеры». Встреча с выпускниками.
Февраль «Сотвори свое будущее».
Март Опросник Айзенка
Апрель «Основы поиска работы».
Май «Защита выбранной профессии»

3. Заключение

 Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Список использованной литературы

  1. Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2007. — 368с. — (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2006. -320с.- (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. М.:ВАКО, 2006. -208 с.- (Педагогика. Психология. Управление).
  4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г.
  5. Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-человек. Человек — знаковая система. Составитель Р.Д. Каверина- М. Молодая гвардия, 1998 г
  6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2006. -288с.- (Педагогика. Психология. Управление).
  7. Савченко М. Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. — М.:ВАКО, 2006,240с. — (Педагогика. Психология. Управление).
  8. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 1990.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Миньяра

Ашинского муниципального района Челябинской области

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Медведевой Н. Н.

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

г. Миньяр

2019 – 2020г.

Пояснительная записка

Когда-нибудь каждый из учеников встанет перед важным вопросом в жизни: «Куда после школы идти учиться, какую профессию выбрать?» От выбора зависит будущее ученика. Ведь правильный выбор профессии повлияет на все сферы его жизни. Это и материальное положение и то, насколько интересна и содержательна будет его будущая работа. Конечно, когда человек знает много профессий, интересуется, читает о них, то у него выбор более осознанный и точный,

меньше вероятность, что в дальнейшем он разочаруется в своей профессии. Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься над этой проблемой и помочь в будущем в выборе профессии.

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Предпрофильная работа классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному самоопределению.

Цель: создание условий для формирования обоснованных профориентационных планов обучающихся школы и помощь с определением себя в будущей профессией.

Задачи:

1.Обогащение представлений детей о мире профессий, стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.

2.Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выбранной сфере деятельности.

3.Развитие социального партнерства, как особого типа взаимодействия образовательного учреждения с субъектами рынка труда, государственными и местными органами власти, предприятиями и организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

4.Формирование знаний о законодательстве трудовых отношений в обществе.

Принципы реализации программы:

  • Связь профориентации с жизнью, трудовой подготовкой и практикой

  • Систематичность и преемственность в профориентации

  • Взаимосвязь школы, семьи, предприятий, профессиональных учебных заведений

  • Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы

  • Принцип личностной направленности (предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей учеников, определение оптимального пути личностного развития

  • для каждого из них)

  • Принцип толерантности ( терпимость к мнению людей, учет их интересов)

  • Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Ожидаемые результаты:

У обучающихся должны быть сформированы следующие знания:

  • о видах профессий;

  • о медицинских и профессиональных требованиях;

  • об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;

  • о повышении квалификации и профессионального роста;

  • о состоянии рынка труда.

Эффективность определяется на основе системы целевых показателей, которые позволяют оперативно осуществлять мониторинг хода и результативности решения поставленных задач по ключевым направлениям. Данные показатели должны соответствовать целям и задачам профориентационного и трудового воспитания.

Результатами данного воспитания являются:
— повышение статуса рабочих профессий;
— открытая информационная среда профориентационной работы;
— обеспечение информированности 100 % учащихся и молодежи об областном и региональном рынке труда и перспективах экономического развития области;
— увеличение доли выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях;
— увеличение доли учащихся, определившихся с выбором профессии (специальности) к окончанию школы до 100 %;
— увеличение доли учащихся, выбравших рекомендованные им профессии до 100 %;
— обеспечение сбалансированности (совпадений) потребностей в кадрах и реального выбора до 80 %;
— увеличение доли школьников, добившихся реализации своих планов, при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации до 90 %;
— увеличение показателей трудовых достижений выпускников школ или других учебных заведений, связанных с профориентацией;
— увеличение доли школьников, удовлетворенных сделанным выбором.
Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу или на учебу в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профессиям и специальностям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе) — это решение, затрагивающее ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения. Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как “чередующиеся выборы”). В России существует своя традиция употребления слова “карьера” — это успех в какой-либо деятельности.

Понятие “самоопределение” вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И.С.Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение… П.Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.

Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и о расширение своих изначальных возможностей.

При творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем профконсультанта (педагога) является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося ученика. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может.

Никто не может отрицать, что на современном этапе развития общества, становиться очевидной роль педагогов в становлении личности. Особенно велика роль классного руководителя в подготовке и выборе будущего учащихся, их самоопределении в профессиональном выборе, ориентация классного руководителя на развитие личности школьника, ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность. Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов, как показывает практика различных типов учреждений образования, дает именно классный руководитель.

Классный руководитель — это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

— духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;

— защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

— организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

— организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;

— помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

— координатором усилий педагогов, семьи, социума — словом, всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;

— создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития). Оказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении может классный руководитель, который выступает координатором целостного педагогического процесса.

Классный руководитель, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, может создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Учитель может не только влиять на профессиональное самоопределение подростка, вызывать интерес (мотивацию) к рассмотрению своих проблем, но и помочь ему вооружиться доступными и понятными средствами, для реализации своих профессиональных перспектив.

Содержание программы

Образовательное пространство профессионального и трудового воспитания обучающихся:

    • направлено на создание условий для приобретения опыта выбора подростками содержания образования, образовательных ресурсов и способа учебной деятельности;

    • обеспечивает опережающую работу по подготовке учащегося к освоению видов деятельности, которые будут для него ведущими, когда он выберет, то или иное направление своей образовательной деятельности по окончании основной школы;

    • организуется педагогами, в образовательном пространстве профессиональной ориентации и обеспечивается сопровождением;

    • выбирается школьниками с помощью классного руководителя, на основании возможностей как психических, так и физических;

    • обуславливает формирование индивидуального образовательного опыта относительно того или иного в дальнейшем профиля обучения.

Программа предусматривает проведение классных, общешкольных, совместных с родителями, психологом, представителями различных организаций мероприятий по профессиональной ориентации мероприятий.

Профориентационная работа в школе организована на трех уровнях:

  • Ученики

  • Педагоги

  • Родители

Работа с родителями

Работа классного руководителя многогранна и трудна. Остановлюсь лишь на взаимодействии классного руководителя, родителей и учащихся в профессиональном становлении.

Государственная политика в сфере образования определяет, что успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных служб. Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Но, к сожалению, уровень психолого-педагогических знаний многих родителей не создает у их детей ощущения уверенности и надежности.

Всю работу с родителями и учащимися, помогающую достичь высокой результативности можно условно разделить на два основных направления:

— воспитательно-образовательная работа;

— профориентационная подготовка.

Внутри каждого направления ведется многоплановая, разноуровневая, кропотливая работа. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, когда возможно выстраивание индивидуальной образовательной траектории учеником.

Данную работу с родителями я провожу в следующих формах:

  1. Проведение родительских собраний, на которых обсуждаются темы: «Что значит правильно выбрать профессию», «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии», «Как мы можем помочь нашим детям найти свое профессиональное призвание». На родительских собраниях классный руководитель информирую о кружковых и внеурочных занятиях, способствующих развитию интересов и склонностей детей, о наиболее востребованных профессиях и путях их получения, днях открытых дверей учреждений профессионального образования, где можно пройти профдиагностику и получить консультацию специалиста по профориентации.

  2. Организация родительских лекториев по вопросам профориентации. Проводить занятия с родителями мне помогают не только педагоги школы, но и приглашенные специалисты из Центра занятости населения, представители ВУЗов и другие специалисты которые профессионально занимаются данными вопросами.

  3. Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения учащихся с приглашением родителей, преподавателей вузов и колледжей, представителей предприятий и организаций.

  4. Индивидуальная беседа, в которой педагог может помочь родителям разобраться с проблемой их ребенка по осознанному выбору и принятию решения.

Профориентационная деятельность классного руководителя в условиях предпрофильного и профильного обучения также одно из главных и приоритетных направлений его работы. При переходе в 9-й класс перед учащимися стоит вопрос о выборе последующей формы обучения (не секрет, что многие лицеи колледжи производят набор учащихся уже с 8-го класса). В большинстве случаев в данной ситуации учащийся выбирает один из нескольких вариантов последующих действий:

1. Следование “выбору толпы”, т.е. срабатывает принцип воздействия на подростка группового мнения “куда все — туда и я”. В таком случае выбор совершенно не осмыслен и роль классного руководителя в данном случае — оградить подростка от такого влияния, дав возможность ему самому решать свою судьбу.

2. Выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую финансовую прибыль. В данном варианте классный руководитель должен проанализировать осознанный ли данный выбор учащимся? Проанализировал ли учащийся свои физические, умственные, социальные, коммуникативные возможности в выборе профессии?

3. “Вынужденный вариант”, т.е. выбор учащегося ограничен финансовыми возможностями, или же отсутствует возможность перехода с одного предпрофиля в другой.

4. “Предрешённый вариант” или “навязанная роль” для которого характерна ситуация следования родительскому выбору. В данном варианте основная работа классного руководителя должна проводиться с семьёй ученика.

5. Неопределённый вариант – учащимся совершенно безразлично где и с кем учиться. Какому профилю отдать предпочтение. Профориентация учащихся начинается в семье, где родители являются “педагогами”. Например, многие ученики выбирают профессию своих родителей еще в детстве. Другие ученики определяются в выборе будущей профессии позже, когда проводится профориентационная работа в школе. Некоторые делают свой выбор при помощи рекламы или узнают о профессии от знакомых и друзей. Непосредственное участие в профориентационном становлении своих детей многие родители стали принимать активное участие, помогая им готовиться к самоопределению. Это и подготовка наглядных пособий, и покупка необходимой литературы, поиск нужной информации в ней и оформление на компьютере творческих и исследовательских работ, экскурсии на предприятия. Оказывая детям подобную помощь, многие родители расширили собственные представления о сложности и значимости будущей профессии своих детей.

Приоритетные направления совместной деятельности классного руководителя и педагога-психолога:

1.Знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации.

  1. Развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей.

  2. Оказание содействия социальному становлению старшеклассников;

  3. Коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников и сохранения системности я выделяю следующие этапы и особенности содержания профориентационного и трудового воспитания школьников.

5 — 7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к общеобразовательным предметам, внеучебной, профессиональной деятельности; формирование представления о собственных способностях и возможностях (образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре и других (во внеурочной деятельности, по программам дополнительного образования).

8 — 9 классы: расширение знаний о профессиях и предъявляемых ими требований к человеческих качествам; формирование и уточнение образовательного запроса соответствующего интересам и способностям (в т.ч. в ходе предпрофильной подготовки); информирование о системе профессионального образования области; групповое и индивидуальное консультирование с целью адекватного принятия решения о выборе профиля обучения в старшей школе или профессии / специальности в системе среднего профессионального образования; приобретение первоначального опыта социально-профессиональной практики — этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои интересы, индивидуальные способности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

План мероприятий по профориентации на 2016 – 2017 уч.год

5 класс

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Кл.час «Учеба – твой главный труд»

Беседа «Какую профессию я бы выбрал?»

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»

Неделя профориентации:

Викторина «Ярмарка профессий»,

Звездный час «В мире профессий»

Информационное оформление буклетов:

— «Сферы труда».

— «Календарь профессий».

— «Типы профессий»

Дежурство по школе.

Беседа «Пять минут на доброе дело»

Генеральная уборка в классе

(Приложение 1)

1 четверть (Сентябрь).

1 четверть (Октябрь).

В течение года

3 четверть (Февраль)

3 четверть (Март)

В течение года

В течение года

4 четверть (Апрель)

Классный руководитель

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель, Библиотекарь

Классный руководитель Библиотекарь

Классный руководитель,

Классный руководитель,

Родительские собрания

  1. «Профессии в моей семье»

  2. «Кто он – мой ребенок»

  3. «Помоги ребенку определиться… »

(Приложение 2)

Октябрь

Январь

Апрель

Классный руководитель

Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

Педагог-психолог

План мероприятий по профориентации на 2017 – 2018 уч.год

6 класс

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Классный час «Мир профессий нашего города и района».

Коррекц. занятие с элементами тренинга «Выбор жизненного пути».

Беседа «Что влияет на выбор профессии?»

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия».

Неделя профориентации: «Ярмарка профессий».

Беседа «Путь в профессию начинается в школе».

Информационное оформление буклетов:

  • «Сферы труда».

  • «Календарь профессий».

  • «Типы профессий».

Генеральная уборка в классе

Субботник. Дежурство по школе

(Приложение 1)

1 четверть (Сентябрь)

1 четверть (Октябрь)

2 четверть (Ноябрь)

В течении года

3 четверть (Февраль)

3 четверть (Март)

В течении года

4 четверть (Апрель)

В течении года

Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Библиотекарь

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Родительские собрания

  1. «Как выбрать дополнительные занятия для ребенка»

  2. «Какой он – мой ребенок»

  3. «Что значит правильная профессия… »

(Приложение 2)

Октябрь

Январь

Апрель

Классный руководитель

Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

План мероприятий по профориентации на 2018 – 2019 уч.год

7 класс.

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Кл.час «Я в мире профессий»

Кл.час «Труд в нашей жизни»

Кл.час «Профессии людей, работающих в школе».

Игра «В кругу друзей и профессий».

Неделя профориентации: Викторина «Ярмарка профессий»

Беседа «Дороги, которые мы выбираем».

Информационное оформление буклетов:

— «Сферы труда»

— «Календарь профессий»

— «Типы профессий»

Кл.часы с использованием портала «Проектория» (в течение года)

Организация дежурства по школе. Генеральная уборка класса.

(Приложение 1)

1 четверть (Сентябрь)

2 четверть (Ноябрь)

3 четверть (Февраль)

3 четверть (Март)

3 четверть (Март)

4 четверть (Апрель)

В течении года

В течении года

В течении года

4 четверть (май)

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

Классный руководитель Педагог-психолог

Классный руководитель

Библиотекарь

Классный руководитель

Библиотекарь

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Родительские собрания

  1. «Как «заставить» ребенка посещать дополнительные занятия»

  2. «Что значит правильно выбрать профессию »

  3. «Что значит нужная профессия»

(Приложение 2)

Октябрь

Январь

Апрель

Классный руководитель

Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

План мероприятий по профориентации на 2019 – 2020 уч.год

8 класс.

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Психологический час «Формула темперамента».

Кл.час «Мир профессий и твоё место в нём»

Устный журнал «Рабочие профессии».

Кл.час «Разделение труда. Классификация профессий»

Беседа «Планирование профессионального пути».

Кл.час «Сто дорог — одна твоя»

Неделя профориентации:

Викторина «Ярмарка профессий».

Информационное оформление буклетов:

— «Сферы труда».

— «Календарь профессий».

— «Типы профессий».

Кл.часы с использованием портала «Проектория» (в течение года)

Организация дежурства по школе. Генеральная уборка класса.

(Приложение 1)

1 четверть (Сентябрь)

1 четверть (Октябрь)

2 четверть (Ноябрь)

3 четверть (Февраль)

3 четверть (Март)

4 четверть (Апрель)

В течение года

В течение года

В течение года

4 четверть (Май)

Классный руководитель

Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Библиотекарь

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Родительские собрания

  1. «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии»

  2. «Что значит нужная профессия »

  3. «Рейтинг профессий»

Лектории и встречи с представителями ВУЗов и специалистами из разных сфер деятельности

(Приложение 2)

Октябрь

Январь

Апрель

В течение года

Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

План мероприятий по профориентации на 2020 – 2021 уч.год

9 класс

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Беседа «Суть жизненного и профессионального самоопределения».

Кл.час «Влияние темперамента на выбор профессии»

Проведение профориентационной диагностики.

Беседа «Мое будущее!»

Беседа «Планирование профессионального пути!»

Кл.час «Новое время — новые профессии»

Приглашение представителей ВУЗОВ для проведения агитационной работы.

Итоговое проведение профориентационной диагностики. Индивидуальные консультации для выпускников и их родителей.

Кл.часы с использованием портала «Проектория» (в течение года)

Организация дежурства по школе.

(Приложение 1)

1 четверть (Сентябрь)

1 четверть (Октябрь)

2 четверть (Ноябрь)

3 четверть (Январь)

3 четверть (Февраль)

4 четверть (Март — Апрель)

4 четверть (Апрель)

В течение года

В течение года

В течение года

Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Библиотекарь

Классный руководитель

Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Родительские собрания

  1. «Моя помощь в выборе профессии»

  2. «Рейтинг современных профессий »

  3. «Как мы можем помочь нашим детям найти свое профессиональное призвание»

Лектории и встречи с представителями ВУЗов и специалистами из разных сфер деятельности

(Приложение 2)

Октябрь

Январь

Апрель

В течение года

Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

Характеристика класса

В классе 23 человека, из них 13 девочек и 10 мальчиков. Основной состав этого класса учится вместе с самого начала.

По уровню интеллектуального развития и познавательной деятельности детей можно поделить на три группы: первая группа –

(ребята с хорошим интеллектуальным уровнем) – 10 человек, вторая группа – (средний интеллектуальный уровень) – 8 человека и третья группа – (низкий интеллектуальный уровень) – 5 человек.

По уровню воспитанности класс однородным назвать так же нельзя. Не во всех семьях придают должное внимание эстетическому и этическому воспитанию. Есть дети, которые позволяют себе некоторые вольности: выражать не совсем достойно, обижают одноклассников, непозволительно разговаривают со старшими. Таких ребят не много, но они есть.

Несмотря на проблемы, дети класса добрые, внимательные, отзывчивые. Учащиеся активные, средние на подъем для мероприятий. Большинство из них с удовольствие участвуют во всех классных и школьных мероприятиях.

В классе видны усилия по сплоченности классного коллектива, но не все еще получилось. Еще есть замкнутые ребята, которые часто сорятся. Одним словом ребята интересные, живые они такие, какие есть, и я их уже всех по своему люблю.

Проблема? Да. Решить можно!

Все это послужило основанием для создания программы воспитания, которую я назвала «Лестница успеха».

Исходя из выше сказанного, я определила для себя основные направления воспитательной деятельности класса именно для этой группы детей. Продумала этапы реализации этой программы, которые положила в основу составления ежегодного плана работы. Конечно, жизнь вносила свои коррективы, программа дорабатывалась и совершенствовалась по мере развития коллектива класса.

В ходе практической реализации профориентационной деятельности систематически провожу анкетирование родителей, учащихся, педагогов. В 1 полугодии этого 2019-2020 учебном году проведя анкетирование 8 «А» класса и родителей, были получены следующие результаты:

В пятом классе была проведена диагностика выявления уровня воображения и творческих способностей школьников. ( Айзенк Г. Проверьте свои способности. — СПб.: 1996.)

Тестирование показало высокий творческий потенциал учащихся.

Уровень воображения. Уровень творческого потенциала.

Поэтому, начиная с 5-го класса, я старалась привлекать ребят к проведению общешкольных мероприятий, например:

  • Конкурсы рисунков

  • Неделя профориентации

  • Информационное оформление буклетов: — «Сферы труда». — «Календарь профессий». — «Типы профессий»

В 5 и 8 классах было проведено тестирование учащихся по ДДО Е.А Климову, который показал следующие результаты:

Диагностика в 5 классе

Диагностика в 8 классе

Большинство учащихся к 8 классу определили свои склонности к типу профессии «человек–человек», связанному с обслуживанием людей, с общением. Хотя в 5 классе разброс предпочтений детей был разнообразным.

Анкетирования о смысле выборе профессий:

1. 47 % участников анкетирования считают, что осознанный выбор профессии является острой проблемой современного общества;

56 % предлагают начинать профориентацию с 13–14 лет;

66 % обучение основам социально-значимых профессий предлагают начинать с 12–13 лет;

2. Наиболее важными аспектами при выборе профессии названы:

— возможность самореализации – 46 %;

— высокая зарплата – 43 %;

— востребованность на рынке труда – 37 %.

3. Наибольшее влияние на выбор профессии оказывают:

— семья – 72 %;

— успешность по отдельным предметам – 38 %;

— педагоги – 24 %;

4. 44 % родителей считают необходимым влиять на выбор ребенка, а 28% предоставляют право им самим принимать решения. Только 30 % родителей предполагают обратиться за консультацией к психологу.

5. 90 % родителей стараются влиять на выбор детей:

— через помощь в учебе – 40 %;

— ознакомление с профессиями – 44 %,

— 37 % поощряют занятия в кружках и внеурочной деятельности.

6. Основными источниками получения информации о профессиях являются:

— сеть Интернет – 61%,

— школа – 71 % ,

— друзья, знакомые – 37 %;

— СМИ – 34 %.

В ходе занятий по данному направление воспитательной работы учащиеся приобретают знания о рынке труда, о его потребностях и перспективах развития, знакомятся с предприятиями города, района и области. Получают информацию о правилах поступления в учебные заведения, о медицинских противопоказаниях при выборе профессии и учебного заведения.

Все диагностики используемые мной в работе приведены в приложении 3.

Вот некоторые из мнений учащихся о профориентационных занятиях:

«Мне нравятся эти встречи. Благодаря им можно побольше узнать о разных профессиях, об учебных заведениях, в которые можно поступить, и что необходимо для поступления. Сужается круг выбора профессии, так как на уроке мы больше узнаем о своих интересах, склонностях, способностях к той или иной профессии» (Дарья Б.).

«Мне очень нравится, что в школе проводятся эти замечательные занятия. С их помощью я узнала много полезного. Теперь я знаю, что хорошо, что плохо. Мне очень понравилось, когда к нам приходили врачи, из лекций я узнала, что алкоголь и курение вредят организму, что резко сужает спектр профессий, которые я бы могла приобрести в будущем, а также много других полезных советов» (Софья К.).

«Мне этот курс помог выбрать профессию, а также узнать, в какой колледж или лицей надо поступать, с какими проблемами мы можем встретиться. Выбирая профессию, надо думать о том, куда ты можешь и куда ты хочешь поступить, а также в каких сферах лучше мне работать. Узнал я новые для себя профессии» (Владимир Г.).

«Я думаю, что профориентация не столько помогает выбрать профессию, сколько развивает умственные способности и увеличивает количество извилин в голове. А разные ребусы, кроссворды, пирамиды о профессиях! Я узнала многие профессии, о которых раньше не знала. Благодаря этому теперь я могу ответить на вопрос, который вы мне когда-то задали, кем я хочу стать» (Виктория К.)

Таким образом, от систематической работы по приобретению подростком необходимых знаний, умений и навыков, от исходного уровня развития способностей во многом зависит дальнейшая карьера человека. На успешность овладения профессией в значительной степени влияют и особенности характера человека, которые определяют индивидуальное психологическое своеобразие личности, проявляющееся в отношениях с людьми, обществом, самим собой. Но еще очень важно личное принятие педагогом профориентационного и трудового воспитания. От нас должна исходить уверенность, что, занимаясь профориентацией, мы делаем важное и нужное дело.

Заключение

Классный руководитель не может стоять в стороне от важнейшей работы по формированию профессионального самоопределения школьников. Но и один он не в состоянии решить данную педагогическую задачу, поэтому подчеркнем ещё раз, что профориентационная деятельность классного руководителя должна быть частью системы воспитания и социализации обучающихся. Важно, чтобы деятельность всех субъектов профориентационного и трудового воспитания была скоординирована, дополняла друг друга и включала самого обучающегося в процесс подготовки к выбору своего жизненного пути. А задача классного руководителя на современном этапе — использовать разнообразные, активные, деятельностные формы работы. Главное – не стоять на месте и не довольствоваться наработанным методическим «багажом».

В приложениях я предложила сборники классных часов, родительских собраний и диагностик, которые можно использовать при выявлении различных способностей обучающихся, которые использовала в ходе реализации данного направления воспитательной работы. Я далека от мысли, что мои предложения есть «истина в последней инстанции» и прошу относиться к ним как к рекомендациям.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что взаимодействие классного руководителя, учащихся и их родителей является важным условием профессиональной подготовки учащихся.

Список литературы

  1. Аркадьев А.А. Тесты по профориентации для учащихся / А.А. Аркадьев. – М.: Современная школа, 2008.

  2. Афанасьева Н.В. Психолого-педагогическая работа по профориентации учащихся 8 – 9 классов. / Н.В. Афанасьева, Н.В. Малухина, Т.В. Загоскина. – М.: Аркти, 2010

  3. Бобровская Л. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / Л. Бобровская, Е. Сапрыкина, О. Просихина. – М.: Планета, 2011.

  4. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2007

  5. Ильина Л. Сопровождение самоопределения старшеклассника в профильном обучении. Психолого-педагогическая характеристика / Л. Ильина. – М.: Книга по требованию, 2011.

  6. Пряжников Н.С., Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва,2006

  7. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Москва, 2000 г.

  8. Казакевич, Н.Н. Что надо знать школьникам, выбирающим профессию/Н.Н. Казакевич – МН., 2001.

  9. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А. Климов – Ростов-на Дону, 1996.

  10. Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся/ А.М.Кухарчук – МН., 2000

  11. Прощицкая, Е.М. Моё профессиональное будущее/ Е.М.Прощицкая – МН., 2007.

  12. Тарасевич, С.В. Профориентация в школе/С.В.Тарасевич –2007.

  13. Фадеева, Е.И., Ясюкевич, М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни/ Е.И.Фадеева, М.В.Ясюкевич – М., 2004.

  14. Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся/О.А.Хаткевич – МН., 2004.

  15. http://kopilkaurokov.ru https://infourok.ru http://festival.1september.ru

http://vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school http://pedportal.net/

9

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Vsdc free video converter инструкция по применению на русском
  • Yzf r6 1999 мануал
  • Seitron rgy000mbp4 руководство по эксплуатации
  • Проспан сироп от кашля для детей инструкция цена отзывы
  • Пиносол капли инструкция для детей инструкция по применению цена