Моцарт начало занятий музыкой под руководством

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

Лев ЗАЛЕССКИЙ

Вольфганг Амадей Моцарт

Исследовать гениальность не легче,
чем электричество.
Она либо есть, либо нет ее…
Жан Кокто

НЕМНОГО АРИФМЕТИКИ, СТАТИСТИКИ И
МЕТАФИЗИКИ

1756–1791

Общеизвестно, что под руководством
своего строгого и целеустремленного отца,
скрипача и композитора Леопольда Моцарта,
Моцарт-сын начал заниматься музыкой в три года, а
концертировать и сочинять в пять-шесть. И уже не
останавливался буквально до самой смерти.

Более всего впечатляет полный список
сочинений композитора. Не каждый сможет пройти
его до конца без передышки. Классифицировать
творчество Моцарта столь же сложно, ибо мы имеем
дело с творческой вселенной, обозреть которую,
тщательно рассортировав по реестрам
разнообразные музыкальные миры, по силам лишь
профессионалу, владеющему навыками научной
систематизации — многоуровневой группировки,
сортировки, составления описаний, охватывающих
целый перечень свойств. По счастью, первый
составитель каталога сочинений Моцарта
австрийский аристократ Людвиг фон Кёхель
обладал всеми этими навыками. Ведь он
профессионально занимался ботаникой, а история
научной систематизации растений к тому моменту
насчитывала около двух тысячелетий. Несмотря на
это, Кёхель, проживший до 87 лет, так и не закончил
свою работу.

Известный немецкий искусствовед
Альфред Эйнштейн (двоюродный брат великого
физика), что пришел ему на смену, также не смог
поставить точку в каталоге сочинений Моцарта,
весьма серьезно им исправленном и дополненном.
Эйнштейн покинул этот мир в 1952 г. в возрасте 72 лет,
прожив вдвое больше, чем его любимый композитор.

А феноменальные открытия в
бесконечном творчестве Моцарта продолжаются и
по сей день. Метафизика какая-то! Поневоле
задумаешься: такое употребительное понятие, как
бессмертие, похоже, не просто фигура речи. Не
только метафора. Во всяком случае — совсем не
гипербола. И не стоит так уж безоговорочно
доверять датам и числам — у великих свои
отношения с временем.

Неизвестный художник.
Леопольд Моцарт.
Ок. 1750. Моцартеум, Зальцбург

Девятилетний Моцарт
во время пребывания в Лондоне.
1764–1765

И тем не менее по исчислению
каталога Кёхеля и Эйнштейна, в который вошли все
известные (!) произведения Моцарта, за неполных 30
лет работы композитор написал в общей сложности
626 произведений, то есть каждое из них менее чем
за две недели! Учитывая, что большая часть
инструментальной музыки была им самостоятельно
и блестяще исполнена, становится ясно, почему
Моцарта считали и считают гением. И метафизика
здесь совершенно ни при чем. Это же просто
арифметика!

ОТЕЦ

Из семи детей, родившихся в семье
композитора и придворного музыканта Леопольда
Моцарта (1719–1787) и его жены Анны Марии (урожденной
Пертль), пятеро умерли. Уцелели двое — девочка,
названная, как и мать, Марией Анной (1751–1829),
впоследствии прозванная Наннерль, и ее младший
брат, получивший при крещении имя Иоганн Хризостом
Вольфганг Теофил.

П.А. Лоренцони.
Мария Анна (Наннерль) Моцарт.
1763. Моцартеум, Зальцбург

П.А. Лоренцони.
Моцарт в парадном платье.
1763. Моцартеум, Зальцбург

Леопольд служил в поместье
зальцбургского архиепископа, но все свободное
время занимался с детьми музыкой. Быть может, с
некоторым неистовством…

Потому-то, свидетельствуют
многочисленные исследователи, в раннем детстве и
проявились незаурядные музыкальные способности
дочери и поистине феноменальные — сына. Эта
часть биографии Моцарта — наиболее общее место,
которое, право, совестно и повторять. В самом
деле, если с детьми заниматься музыкой, они рано
или поздно научатся играть, сочинять,
импровизировать. А вот если не заниматься —
почти наверняка не научатся.

К.Г. Хаммер. Вид Зальцбурга с горы
Мёнхсберг.
Ок. 1811. Моцартеум, Зальцбург

 

Интерьер комнаты дома, в котором жили
Моцарты в 1747–1773 гг.

Л. Моцарт. Опыт основательной игры на
скрипке.
1756. Аугсбург

Есть, как известно, и другие методы
воспитания. У Никколо Паганини папенька был
торговец. Но тоже выучил сына музыке. Утверждают,
что бил своего мальчишку за малейшее проявление
лени. И забил бы до смерти — ведь не австриец
какой-нибудь был, а итальянец, генуэзец самый
настоящий, с соответствующим темпераментом.
Волей-неволей пришлось маленькому Никколо стать
непревзойденным виртуозом.

Попробовал бы он не стать!

И еще о Леопольде. Он-де, «стремясь
создать наилучшие условия для профессионального
и общего развития своих детей, а также извлечь из
их талантов материальную выгоду», непрестанно
таскал их за собою по королевским дворам Европы.
Но если Леопольд и извлекал материальную выгоду
из бесконечных турне в сопровождении своих
«чудо-детей», то с единственной целью —
обеспечить их образование и будущее.

Кармонтель. Леопольд Моцарт с
Вольфгангом и Наннерль в ноябре 1763.
Музей Конде, Шантийи

Неизвестный художник. Домашний
концерт (Моцарт с отцом и сестрой).
1770. Музей Моцарта, Аугсбург

Так или иначе, авторитет отца в семье
был непререкаем. Его мастерство, совместные
занятия музыкой немало способствовали созданию
атмосферы непосредственного общения, взаимного
доверия, как это часто бывает в музыкальных
семьях, да и вообще в семьях, где у детей и
взрослых есть какое-то общее дело. Кроме того,
Моцарты действительно беспрецедентно много
странствовали. Что также необыкновенно сближает,
сплачивает семейный круг до состояния некоего
вневозрастного братства. Ведь одно дело, скажем,
отец, или брат, или сестра, и совсем другое —
товарищи, с которыми делишь как все тяготы, так и
все приятные впечатления от путешествия;
совместно переживаешь как все недоразумения и
неудачи, так и приобретения и успех. А Леопольд не
щадил ни сил ни времени в стремлении добиться
успеха, дать почувствовать своим «чудо-детям»
вкус настоящей творческой победы.

Карта Европы, на которой показаны
маршруты поездок Моцарта.
1763 – конец 1770-х

Подобно Иоганну Себастьяну Баху, о
котором он, быть может, и не слыхивал, Леопольд
сочинял развивающие пьесы и упражнения для
дочери и сына. Некоторые из них сохранились и
занимают достойное место в педагогическом
репертуаре, переиздаются в наши дни.

Г. Лоссов. Маленький Моцарт,
играющий на органе в церкви францисканцев в Вене
в 1762 г.
Ок. 1864. Городской музей, Линц

М. ван Мейтенс.
Праздничный обед в честь бракосочетания Иосифа II
и Изабеллы Пармской.
Фрагмент. 1760. Дворец Шёнбрунн, Вена

Итак, в 1761-м, шести лет от роду, юный
Моцарт (его сестре к тому времени исполнилось
десять) выступает перед курфюрстом Баварии и
австрийской императрицей. Окрыленный успехом, в
1763 г. Леопольд предпринимает трехлетнее
путешествие по странам Европы. С искусством
«чудо-детей» познакомились аристократические
дома Парижа и Лондона.

В этой поездке происходит встреча
будущего композитора с «лондонским» Бахом.
Иоганн Кристиан, сын великого Иоганна
Себастьяна, по слухам, дал юному Моцарту
несколько уроков композиции. Отметим, лондонский
Бах не пропагандировал творчество своего
выдающегося отца; с его наследием Моцарт
познакомился много позже. Предметом же обучения
являлся так называемый галантный стиль
инструментальной музыки, столь популярный в
европейских столицах того времени.

Вольфганг и его сестра Наннерль
выступают в Вене перед императором Иосифом I и
императрицей Марией Терезией.
1762

О.М. Бартелеми. Церемония английского
чаепития
в Салоне четырех зеркал в Париже в 1764 г.

Замок Версаль и Трианон, Версаль, Париж

1766 год. В дневнике путешествия, который
скрупулезно ведет Леопольд, значатся Мюнхен,
Людвигсбург, Аугсбург, Шветцинген, Цюрих, Гаага,
Франкфурт. К этому времени 10-летний Моцарт уже
вовсю сочиняет, осваивает скрипку, а на клавесине
играет просто-таки с феноменальным блеском. 18
августа 1766 года во Франкфурте он исполняет свой
скрипичный концерт. Этот день отмечен
легендарной встречей юного музыканта со столь же
юным 14-летним Гёте. Ни тот ни другой не забыли о
встрече, бережно сохранили ее в памяти.

Т. Гейнсборо. Иоганн Кристиан Бах. 1776.
Музыкальный лицей, Болонья

К этому времени написаны уже десятки
сочинений: пьес для клавесина, сонат для скрипки
и клавесина, флейты и клавесина, трио-сонат,
вариаций, мотетов, хоров, арий и пять так
называемых симфоний Моцарта.

Почему же «так называемых»?

Да потому, что это еще не были симфонии
в известном нам классическом духе, скорее
дивертисменты для сравнительно большого состава
исполнителей. Использование самого этого
термина (симфония — латинское слово, которое
переводится как «созвучие») в то время не
накладывало на автора никаких требований
относительно организации музыкального
материала. Галантный стиль предполагал оптимизм,
разнообразие, умеренную аффектацию, даже
изобретательность, но, по возможности, без
умствований и полифонических завихрений.

Легко представить себе Леопольда,
расхаживающего вместе с детьми по парковым
дорожкам летней резиденции какого-нибудь
высокопоставленного вельможи в ожидании
аудиенции и примеряющего репертуар вечернего
представления к особенностям ансамбля усадьбы,
быть может, характеру ландшафтной картины. Что
они обсуждали? О чем говорили? Давайте
пофантазируем.

Леопольд. Какой богатый парк. И
какой большой! Что скажете, дети?

Дети. О да!

Леопольд. Вы обратили внимание, что
в нише оркестра оставили довольно приличные
литавры. К чему бы это?

Вольфганг Амадей. Наверное, будить
гостей, что разбрелись по парку и дремлют себе в
тенечке. Не так ли, отец?

Мария Анна. Как вот тот — смотрите,
отец, вон там — с виду такой важный пожилой
господин…

Леопольд. Только не надо
показывать пальцем. В обществе это не принято… А
я, пожалуй, соглашусь с тобой, сынок. Публика
разбредется, и кое-кто может и вовсе не услышать
твою симфонию.

Вольфганг Амадей. Тогда разрешите,
отец, я буду бить в литавры. И все подумают, что
началась война или пожар, и соберутся у эстрады,
вот тогда-то мы и начнем…

Мария Анна. Ну это, право, как-то
совсем по-детски…

Леопольд. Да, это не совсем
прилично. Но, пожалуй, можно дописать несколько
тактов вступления, слегка усилить первую часть
партией литавр…

Вольфганг Амадей. И верно! Пусть
поработают королевские музыканты, а я, как
взрослый, буду руководить ими, сидя за
клавесином, словно я тут и ни при чем…

Леопольд. Вот и славно! Теперь
твоего выступления никто не пропустит. Наннерль,
где же наши ноты?

И действительно, в каждой из первых
двух дюжин моцартовских симфоний —
дивертисментов нас непременно подстерегает
внушительное вступление с расширенной партией
литавр. Если же оркестр располагал еще и хорошими
трубачами, то медные для него прописывались
настолько убедительно, что пропустить
вступление, не заметить его или не придать ему
значения не было ни малейшей возможности. Как
только вступал оркестр, все головы одновременно
поворачивались в одну и ту же сторону. И
Леопольду это, несомненно, очень нравилось.

Короткая передышка в провинциальном
Зальцбурге, премьера первого театрального
произведения 10-летнего композитора, —
интермеццо «Аполлон и Гиацинт» в Зальцбургском
университете, и… Моцарты вновь собираются в
дорогу.

В 1767 г. в Вене Моцарт пишет свою первую
оперу «Мнимая простушка», но уже в 1768-м ощущает
горький вкус интриги. Особенно горький в
двенадцать лет. Постановка срывается, оперный
триумф откладывается, и Леопольд решает, что
место для триумфа было выбрано не вполне
подходящее.

В 1770–1772 гг. Моцарты трижды выезжают в
Италию. 14-летний Вольфганг Амадей избирается
членом болонской Филармонической академии,
перещеголяв самого Арканджело Корелли (тот стал
академиком в 17 лет)!

Моцарт. Митридат, царь Понта. Автограф
страницы партитуры.
1770

В Болонье юный Моцарт берет уроки
оперного мастерства у знаменитого падре Мартини,
сочиняет для Милана оперу-сериа «Митридат, царь
Понта», позднее серенату «Асканио в Альбе» и
оперу «Луций Сулла». Теперь даже
сверхтребовательный Леопольд полагает, что
образование сына завершено и для решающего
венского триумфа наконец всё готово.

Увы, Леопольд раздражал многих из
артистического и великосветского окружения:
больно уж «носился» со своими «чудо-детьми», до
небес превозносил талант сына! О нем зачастую
говорили как о человеке навязчивом, отчасти
бестактном и, повторимся, меркантильном. Но,
получив за короткое выступление в Лондоне 100
гиней (!), Леопольд по-настоящему испугался этой
несусветной суммы.

Мы можем, пожалуй, предположить, что
Леопольд был все-таки выдающимся отцом. А
следовательно, самим своим существованием
олицетворял живой упрек в адрес всех окружающих
его отцов, не столь заботливых, — от придворного
трубача до курфюрста. Вот и считали они его
занудой из ревности к его отцовским талантам и
всечасному самопожертвованию. Увы, так бывает…

Так какого же триумфа жаждал Леопольд?

Мечтал ли он о том, что сын его
станет гением?..

Да нет! И мысли такой не допускал.
«Гений! Что такое гений? — размышлял Леопольд, —
Гений прежде всего — это выдающийся… неудачник,
преследуемый алчными, завистливыми
посредственностями; преследуемый и властью, и
теми, кто этой властью призван им руководить, его
направлять. Ибо как им руководить? Куда его
направлять — избранника божьего? И вельможа
невольно вдруг почувствует себя идиотом! А они,
вельможи, — ах, как они этого не любят! Да и кому
понравится?..»

Если о чем и мечтал Леопольд, если на
что и рассчитывал, то на солидную должность для
сына при императорском дворе. Но этим мечтам не
суждено было исполниться. Вольфганг Амадей
оказался-таки гением.

Так миссия Леопольда завершилась
полным провалом.

Отец, как об этом свидетельствуют
документы, перестал сопровождать сына в
гастролях, впал в депрессию, прибился вновь ко
двору зальцбургского архиепископа, а Вольфганг
Амадей на некоторое время был предоставлен
самому себе.

ЖАНРОВЫЕ ПЕРЕКЛИЧКИ,
ИЛИ НАВЕДЕНИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИХ МОСТОВ

Как же отреагировал сам новоявленный
17-летний гений на «неудачную» поездку в Вену? Для
начала решил подбодрить отца. Все скрипичные
концерты Моцарта написаны (почти разом) в его
честь.

Но еще до этого, в Вене, — шесть
квартетов!

Йозеф Гайдн, создатель струнного
квартета, изначально определил жанр как «беседу
четырех старых добрых друзей, умудренных опытом,
пониманием жизни».
С тех самых пор квартет и
наиболее интеллектуальный, и исповедальный жанр.
И так уж сложилось, что первым восприемником
Гайдна в работе с жанром струнного квартета стал
Вольфганг Амадей. В продуктивности камерного
творчества Гайдн являлся бесспорным лидером. Ему
принадлежит 83 струнных квартета. Но жанр
оказался поистине неисчерпаемым. 24 строго
классических квартета Моцарта да еще 6 его
квинтетов для двух скрипок, двух альтов и
виолончели, квартеты с гобоем и флейтой — всего
около сорока сочинений для камерного ансамбля, и
каждое из них — своеобразная и удачная попытка
развития жанра. В этих сочинениях Моцарт
уверенно следует за Гайдном по пути
«симфонизации» звучания и содержания
ансамблевой музыки. Но вместе с этим не
отказывается от жанровых эпизодов,
изобразительного начала.

Л.Г. Бланше. Моцарт в четырнадцать лет.
Ок. 1770. Частное собрание

Трудно переоценить глубину
выразительности, которой композитор достигает в
пределах мажорных тональностей. Самая глубокая
печаль в сочинениях Моцарта так светла, что он
неизменно представляется нам человеком,
наделенным необъяснимым, но заразительным
оптимизмом. Так было и в юные годы — в его раннем
камерном творчестве. Но и в конце его безумно
короткой жизни музыку переполняет предощущение
гармонии и счастья, будто бы совершенно
безотносительно чудовищно неблагополучной
судьбы, слабого здоровья, всех материальных
трудностей. У этого парадокса может быть лишь
одно объяснение — талант, ощущаемый как
бесценный дар, божественное прикосновение, знак
избранности, которую надо еще и оправдать.

Очень важно и другое прикосновение.
Прикосновение маэстро Гайдна к судьбе Моцарта.
Пожалуй, такой восторг при встрече с гением мог
испытывать только гений. А Гайдн испытывал
восторг: трубить был готов о таланте молодого
собрата, словно архангел, возвещающий второе
пришествие.

Именно Гайдн вручил Моцарту, как
впоследствии и Бетховену, чудом уцелевшие копии
рукописей И.С. Баха. К слову, Моцарт величайшими
мастерами своего дела считал Баха и Гайдна, а
Гайдн, в свою очередь, Баха и Моцарта. Очевидная
причина, чтобы выказать взаимное почтение и
признание, для чего некоторое время спустя два
венских классика, как мы их теперь называем,
вновь обратились к самому доверительному жанру
— жанру струнного квартета. В 1782–1783 гг. Моцарт
пишет три квартета — K 387 соль мажор, K 421/417b ре
минор, K 428/421b ми-бемоль мажор и называет их
«Гайдновскими». Шесть квартетов Гайдна, op.50 (1787),
определенно написаны под их влиянием.

К. Шнеевайс. Собор Святого Руперта в
Зальцбурге.
1790. Музей Каролино Аугустеум, Зальцбург

Вернемся все же в знаменательный 1773
год. Итак, Моцарт сочиняет шесть квартетов и…
возвращается в родной Зальцбург. Опостылевший
провинциальный Зальцбург! Где ему — мировой
знаменитости — тесно и неинтересно, но где он тем
не менее еще долго будет находить приют и службу,
несмотря на всю ту брань, которую (сквозь зубы,
естественно) обрушивали на голову
зальцбургского архиепископа оба Моцарта —
старший и младший.

М. Грейтер. Граф Иероним Коллоредо,
князь-архиепископ Зальцбургский.

1775. Музей Каролино Аугустеум, Зальцбург

Здесь, в Зальцбурге, появляются на свет
две симфонии — соль-минорная (№ 25) и ля-мажорная
(№ 29), ознаменовавшие отказ композитора от
галантного стиля и облегченной
(«дивертисментной») трактовки жанра симфонии.

По впечатлениям от музыки «25-й», Моцарт
на удивление объективен, если не сказать — мудр.
Его ранняя симфоническая музыка это не гимн
победе над судьбой, но философия жизни —
многотрудной, непредсказуемой, сулящей немало
испытаний, но и не лишенной некоторых радостей.

Итак, если бы от автора потребовали,
например, очертить условный программный круг
применительно к проблематике первой части
симфонии, то в этот круг вошли бы четыре
отчетливых музыкальных характера:

1. Неумолимый рок.

2. Терпение, отмеченное страданием,
печалью перед неизбежной несправедливостью.

3. Мужественное сопротивление.

4. Терпеливое преодоление, воля. Это еще
не взлет, но верное, хотя и не быстрое,
восхождение.

Если в первой части эти четыре
характера отчетливо экспонируются, то в финале
они проявляются в обобщающем, расширенном
звучании. Философия жизни устоялась, нашла
подтверждение в жизненном и интеллектуальном
опыте… 17-летнего композитора.

Поразительно, как искусствоведы любят
выстраивать разного рода «арки», наводить мосты.
Мы уже незаметно выстроили одну, благодаря
краткому обзору жанровой переклички в раннем и
позднем квартетном творчестве композитора.

Но речь идет о создании по меньшей мере
целой анфилады! Ведь раннее и позднее
оркестровое творчество Моцарта также
представляет собой своеобразную арку, где, с
одной стороны, драматичная 25-я и парадоксальная
29-я, а с другой — по-настоящему, по-гайдновски
классические 39-я, 40-я и 41-я (Юпитер) —
величественный симфонический триптих Моцарта,
начатый и завершенный в 1788 году.

Одна из самых популярных моцартовских
симфоний, «Сороковая», — образец классической
симфонии на все времена. Образец лаконичный и
абстрактный, как формула, но при этом глубоко
содержательный, каковой и должна быть симфония.

Первая часть Molto allegro (очень
подвижно) с необыкновенной ясностью и
мастерством иллюстрирует принцип сонатного
аллегро.

Экспозиция открывается широкой
темой (главной партией), которая звучит
взволнованно и романтично. Связующая тема
заряжает музыку деятельной энергией. Побочная
партия дышит покоем. По этому кругу аффектов идет
развитие первой части. В разработке «волнение»
главной партии приобретает интонации, в которых
проступают нотки отчаяния. Ему противостоит
группа контрастных по отношению к главной партии
мотивов в характере мужественной силы.
Драматические противопоставления
осуществляются за счет использования всех
известных композитору средств: тональная
разработка искусно сменяется глубоким
полифоническим развитием, а вслед за ним
наступает черед мелодического варьирования —
вплоть до разделения музыки на «молекулы», из
которых сотканы все три разнообразные темы.

Реприза — синтез мотивов поиска,
преодоления и постижения, взаимно обогащенных контрапунктами
друг друга.

Кто-то из великих тонко подметил, что
классика — это, в сущности, искусство повторений.
Можно было бы добавить — да, повторений, но без
навязчивости, без дидактики, повторений,
необходимых и неизбежных на пути от факта к
Истине. Вторая часть (Andante), как и полагается,
исполнена так называемой «просветленной лирики»
с некоторой долей моцартовского юмора,
выраженного то ли изящным покачиванием, то ли
кокетством покачивающих мелодию форшлагов,
каждый раз будто нарочно падающих на слабую долю.
Этот излюбленный моцартовский прием нашел столь
же остроумное применение в первой (Классической)
симфонии Сергея Прокофьева, написанной спустя 130
лет.

Третья часть — Менуэт (Allegretto) в
трехчастной форме — умеренно быстрый, с
преобладающими драматическими интонациями,
уравновешенными мягкой лирикой среднего раздела
— трио. Примечательно, что термин «трио»
сохранился в классике по аналогии с контрастным
эпизодом из барочных трехчастных танцев. Еще Жан
Батист Люлли завел традицию записывать этот
эпизод для трех деревянных духовых инструментов
— двух гобоев и фагота.

Энергичный финал — рондо-соната
выдержан композитором в подлинно моцартовском
духе: на поверхности беззаботность, сменяемая
глубокими размышлениями, а в технике — богатство
формы и полифоническая насыщенность разработки.

Такова эта музыка, рождение которой
пришлось на рубеж двух эпох: Фридриха Великого —
воплощения абсолютизма и Великой французской
революции — вестницы кровавых перемен. Но, с
другой стороны, это было время, освещенное
блеском научных изысканий Луиджи Гальвани,
творчества Фридриха Шиллера и философских
прозрений Иммануила Канта.

САЛЬЕРИ

Сделаем небольшую передышку в
«мостостроительстве» и уделим внимание этому
человеку. Начнем, пожалуй, с того, что Сальери был
человеком замечательным. Но в плане исторической
памяти ему не повезло.

Неизвестный художник. Антонио
Сальери.
Ок. 1800. Общество друзей музыки, Вена

Что вам припоминается при
произнесении этих двух имен: Моцарт и Сальери?
Разумеется, «гений и злодейство — две вещи
несовместные».

Давайте теперь представим их себе.
Итак, юный, подвижный и непосредственный Моцарт и
Сальери — немолодой, угрюмый и подозрительный,
словом, осторожный царедворец и, вне всякого
сомнения, интриган.

Сцены из фильма М. Формана «Амадеус»

Такова сила печатного слова! Благодаря
гению Пушкина Сальери оказался интриганом,
злодеем и отравителем. В новейшее время эту его
репутацию подтвердил окончательно еще один
гений — режиссер Милош Форман в своем фильме
«Амадей».

И лишь в конце прошедшего тысячелетия,
в майские дни 1997 г. в Милане, в главном зале Дворца
юстиции состоялся необычный судебный процесс.
Рассматривалось преступление двухвековой
давности. Слушалось дело Сальери об отравлении
им великого Моцарта. Антонио Сальери был
оправдан. Через двести лет!

Здание Миланской оперы

Вот теперь-то мы вспомним, что Сальери
был всего на шесть лет старше Моцарта. Это
во-первых. Во-вторых, хорошо бы еще припомнить и
то, что Сальери был блестящим педагогом. Среди
его благодарных воспитанников Бетховен, Шуберт,
Лист, Черни, Мейербер. Именно благодарных!
Молодой Бетховен, например, посетив Вену, решил
навестить старого учителя, но не застал того дома
и оставил записку: «Заходил к Вам, но, увы, не
застал. Бетховен»
. А затем, видимо, подумал и
приписал снизу: «Ваш ученик», дабы Сальери не
спутал его с каким-нибудь другим Бетховеном —
молочником или бакалейщиком например.

Площадь перед Миланским собором.
Панорама конца XVIII в. Библиотека музея
декоративных искусств, Париж

Сальери был свидетелем и
вдохновителем симфонического дебюта 16-летнего
Франца Шуберта. Он многое мог бы сказать своему
воспитаннику о его первом симфоническом опыте.
Но Сальери предпочел терпеливым одобрением
поддерживать развивающийся талант и рвение
юноши на избранном и желанном поприще.

Однако Моцарт фактически претендовал
на место Сальери. Не Вольфганг Амадей, нет. Этого
места страстно желал для своего сына Леопольд! И
пусть Сальери прекрасно понимал, кто есть Моцарт,
но отойти в сторону, уступив должность, не хотел и
не мог. Более того, нам придется согласиться и с
тем, что у него, будь он даже страстным
поклонником таланта Моцарта, были на это причины.
И первая из них — гению при дворе не место!

Но почему? Да потому, что у гения
какие-то свои отношения с временем и
пространством, и… с Истиной, если хотите. И эти
отношения совершенно невозможно вписать в рамки
дворцового этикета.

Хотите пример? Пожалуйста!

В начале 1782 г. в Вене, в присутствии
императора Иосифа II и будущего русского
императора Павла I с супругой Марией Федоровной,
состоялось состязание между знаменитым
виртуозом Муцио Клементи и Моцартом. Играя на
клавесине то вместе, то порознь, композиторы
долго демонстрировали свое мастерство и
способность к импровизации.

Клементи был в восторге от Моцарта: «До
сего времени я еще никого не встречал, кто играл
бы так душевно и красиво. Особенно меня поразило
одно адажио и несколько сымпровизированных
вариаций, темы для которых были выбраны
императором и которые мы должны были, чередуясь и
аккомпанируя друг другу, варьировать».

Добавим, пожалуй, что Муцио Клементи
сыграл весьма заметную роль в популяризации
музыки Моцарта. В частности, в Англии.

И.Н. Делла Кроче. Семья Моцартов:
Наннерль, Вольфганг, Леопольд.
Ок 1780–1781.
Моцартеум, Зальцбург

А Моцарт: «Клементи играет хорошо; что
касается его игры правой рукой, его сила в
терцетных пассажах, — а вообще, у него ни на грош
ни чувства, ни вкуса. Одним словом, настоящий
механизм… Клементи шарлатан, как и все
итальяшки. Он пишет на сонате престо и даже
престиссимо и alla breve, а играет ее в allegro, в
размере четыре четверти. Я это знаю, так как
слышал его игру».

Ну кто его, спрашивается, за язык
тянул?!

И как, по вашему, должен был отнестись к
подобным высказываниям Моцарта Антонио Сальери
— один из влиятельнейших музыкантов
австрийского двора, к тому же итальянец и
поборник итальянского стиля в музыке?

Только так: «Ужасный характер! Весь в
отца!»

ЕЩЕ ОДИН МОСТ… ИЗ ФОРТЕПЬЯННЫХ КЛАВИШ

Время ставит все на свои места. С
позиций сегодняшнего дня Клементи,
применительно к его времени, — новатор
фортепианного искусства, Моцарт —
традиционалист.

В документальном фильме, посвященном
Святославу Рихтеру, там, где речь идет о Гайдне,
Рихтер, будто бы продолжая давние свои мысли,
задумчиво произносит: «Я его даже больше люблю…»

Собеседник Рихтера. Чем?..

Рихтер. Чем Моцарта. Он такой
какой-то весь светлый…

И далее: «…фортепьянный Моцарт для
меня — это какая-то сплошная загадка и мистика.
Нот вроде мало, а сыграть трудно! В одной
интересной книжечке был такой афоризм, который
обо всем говорит: «Ах, как сложно постичь
легкость Моцарта!»

Фортепианный Моцарт — это главным
образом 18 сонат и две фантазии.

Шесть сонат написаны в Зальцбурге и
Мюнхене в 1774–1775 гг., семь — в Мангейме и в Париже
в 1777–1778-м. Это так называемые «ранние». Остальные
сонаты и обе фантазии принадлежат к позднему
периоду и написаны в Вене в 1784–1789 гг.

Соната со времен Гайдна —
своеобразный «полигон», на котором происходило
становление и утверждение стилистики
музыкального классицизма, самой его сердцевины
— сонатного аллегро. И ранние, и поздние сонаты
Гайдна и впрямь необыкновенно светлы. Даже там,
где патриарх вольно или невольно впадает в
иронию, в сарказм, в пародийную «народность». Эта
музыка может восприниматься как чудесный фон,
освежающий, вдохновляющий и просветляющий.

С фортепианным наследием Моцарта —
совсем не то! Эта музыка, начиная с первой сонаты
(вам, несомненно, раз и навсегда запомнится ее
искрометный финал с невесть откуда взявшейся
русской темой — совершенно фольклорной, почти
частушечной) и кончая последней до-минорной
фантазией, где полифоническое развитие
сопряжено с позднеромантической, буквально из
середины XIX века экспрессией, ни на секунду не
отпускает вашего внимания.

Существует запись всего фортепианного
наследия композитора, столь же парадоксальная,
сколь и само наследие. Ее осуществил канадский
пианист Гленн Гульд в середине 60-х годов XX века.

Разговор об искусстве Гульда
неизменно вызывает споры о мере свободы,
допустимой в интерпретации классической и даже
современной музыки. Споры, предмет которых,
скажем так, для Моцарта, Бетховена, Гайдна, Баха —
излюбленных авторов Гульда — был бы не до конца
ясен. Все перечисленные композиторы
существовали в лоне импровизационной культуры,
предполагавшей соотнесение каждого исполнения
со средой интерпретации, настроением дня,
портретом эпохи.

Восприятие музыки как раз и навсегда
застывшей, окончательно формализованной, словно
погруженной в формалин совершенно недопустимо и
для музыкантов с открытым художественным
сознанием, в том числе и для Гульда.

Пианист порою трепетно, а порою
чрезвычайно экспрессивно воссоздает атмосферу
зарождения музыкальной идеи, прорастания мотива,
замысла и завязки драмы, так, как если бы автором
был он сам.

Кое-кто из критиков (а их всегда было
немало) посчитал, что «гульдовские записи
полного собрания клавиров Моцарта — яркий
пример волюнтаризма и самонадеянности
исполнителя». Но кое-кому из поклонников (а их у
Гульда было существенно больше, чем критиков) до
сих пор не удается отделаться от ощущения, что
для выполнения записи двух фантазий и всех сонат
Моцарта музыканту удалось на какое-то время
самому стать Моцартом — не более и не менее!

Эти более чем четыре часа музыки —
идеальная звуковая среда для развития фантазии,
распространения энергии творчества,
раскрепощения сознания для музыкантов,
любителей музыки и просто слушателей, для детей и
взрослых, без всяких ограничений.

МОЦАРТ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА

Согласно Кёхелю, заслуги Моцарта в
области музыкальной драмы следующие: 21 опера, три
сочинения для театра и один балет. Впечатляет, не
правда ли?

Бетховен, между прочим, также написал
один балет: «Творения Прометея». Этого почти
никто не помнит. Посему Геннадий Николаевич
Рождественский обожает спрашивать у поступающих
на дирижерское отделение музыкантов: «Что вы
можете сказать о Бетховене как о балетном
композиторе?» Похоже, что до сих пор никто так и
не смог ответить. Если среди читателей найдется
человек целеустремленный, мечтающий пройти этот
тест, советуем попробовать. Ах, как же он
обрадуется! Впрочем, может поинтересоваться
сюжетом…

Лоренцо да Понте

Л. да Понте. Либретто оперы «Свадьба
Фигаро».
Авантитул к III акту

Вид Праги в XVIII в. Музей Моцарта,
Прага

Кстати, некоторые сведения для
поступающих на кафедру дирижирования:
единственный балет-пантомима Моцарта,
написанный им в 1778 г., называется «Безделки» или
«Безделушки» (Les petits riens).

Мы же поговорим о трех операх Моцарта,
которые не сходят с театральной сцены и не
сойдут, будем надеяться, уже никогда.

Г. Хузер. Фигарохауз (дом в Праге по
Домгассе, 5,
в котором была написана опера «Свадьба Фигаро»).
XVIII
в.

«Свадьбе Фигаро» (1786) предшествовали
десять опер и зингшпилей, три сочинения для
театра и единственный балет. Несмотря на
неудачную премьеру, именно «Фигаро» (это была
первая опера на немецком языке, либретто Лоренцо
да Понте) подарил Моцарту оперный триумф. Причину
неудачи венской постановки композитор относил
на счет итальянских певцов. Но главной причиной
можно считать страх венской знати перед острым
пером Бомарше. Его насмешки над аристократами,
многократно усиленные искрометным моцартовским
юмором, явленные не где-нибудь, а в Вене — одном
из оплотов абсолютизма… Хорошенькое
развлечение для венских «патрициев» и двора!

И.Г. Рамберг. Керубино в опере
«Свадьба Фигаро».
II акт

Необходимо отметить, что «Севильскому
цирюльнику» Джоакино Россини более 30 лет спустя
был оказан столь же малорадушный прием. Причем в
Риме. Певцов-итальянцев, исполнявших оперу на
родном языке, трудно подозревать в саботаже. А
вот автора легко можно было бы заподозрить в
бонапартизме. Тем более что по Европе
только-только прокатились наполеоновские войны,
которые сменил «девятый вал» реставрации
монарших домов.

М. Гаучи. Де Беньи в роли Фигаро.
Королевский театр. 1823. Центральный архив.
Вестминстер, Лондон

Да что там говорить, когда спектакль
«Фигаро» в Театре Сатиры в Москве
семидесятых–восьмидесятых годов XX века также не
обошелся без купюр!

Один лишь австрийский император
Леопольд не побоялся насмешек и санкционировал
постановку «Фигаро» в Праге, где опера прошла с
успехом, на который Моцарт уже и не рассчитывал.
Пражский импресарио Бондини тут же сделал
композитору следующий заказ. Совместно с да
Понте Моцарт принялся за своего «Дон Жуана».

Неизвестный художник. Граф Альмавива
просит прощения у своей жены.
Сцена из IV акта оперы «Свадьба Фигаро».XVIII
в. Частное собрание

Успех этой оперы был мгновенным и
безусловным. Вероятно, пражская публика была
побеждена уже первыми тактами увертюры, которые
без единого слова ярко живописуют роковое
столкновение Страсти и Судьбы. Если верить
легенде, то Моцарт, по своему обыкновению,
сочинил увертюру в ночь перед премьерой, что чуть
не довело бедных переписчиков нот до
умопомешательства.

Мануэль Гарсиа,
брат Полины Виардо,
в роли дон Жуана.
1824

Лепорелло, изображен
с длинным списком
любовных побед Дон Жуана

«Дон Жуан» (1787) — одно из самых
значительных событий в истории оперы со времен
оперной реформы Глюка и, пожалуй, самая
захватывающая по своему сюжету музыкальная
драма. В основе сюжета средневековая испанская
легенда о Дон Жуане, смелом и ловком
соблазнителе, дерзком авантюристе. Но это
«исчадие ада» не лишено привлекательности. Не
случайно к этому сюжету прикасались и в конце
концов увековечили его испанский драматург
Тирсо де Молина (1571–1648), французский комедиограф
Жан Батист Мольер (1622–1673), венецианский
драматург и либреттист Карло Гольдони (1707–1793). В
XIX столетии к образу Дон Жуана обращаются Байрон,
Гофман, Пушкин, Мериме. Не остыл интерес к этому
сюжету и в искусстве XX века.

Афиша к премьере оперы «Дон Жуан»
в венском городском театре (Бургтеатр) 7 мая 1788 г.

Неизвестный художник. Сцена из оперы
«Дон Жуан».
Конец XVIII в. Частное собрание

Лоренцо да Понте был не склонен
изображать Дон Жуана отъявленным
клятвопреступником и негодяем. Да и Моцарт не
принял бы такого решения. Обрекая своего героя на
гибель, композитор и либреттист тайно (но не
слишком) симпатизируют Дон Жуану. Все участники
драмы: неразлучный спутник и слуга Жуана
Лепорелло, простоватые Оттавио и Мазетто, гордая
донна Анна, страстная донна Эльвира, кокетливая,
но осторожная Церлина — были бы вовсе незаметны
в обыденном круге своей жизни, не случись им
встретить Дон Жуана. Ему не отказать в обаянии,
энергии, отваге, чувстве юмора.

Неизвестный художник. Сцена из оперы
«Дон Жуан».
Конец XVIII в.

Э.А. Фрагонар. Дон
Жуан
и статуя Командора.

1830. Музей изящных искусств,
Страсбург

Э.А. Фрагонар.
Сцена из оперы Моцарта «Дон Жуан».
XIX в. Музей Баргуэн, Клермон-Ферран

С первых тактов увертюры в музыке
оперы борются две тенденции, знаменующие
наследие opera-seria и opera-buffa. Творческий
результат этой борьбы достоин Моцарта. «Дон
Жуан» — чуть ли не первое и, пожалуй, самое яркое
явление трагикомедии на оперной сцене.

К.Ф. Шинкель. Царица ночи. Эскиз
сценографии оперы «Волшебная флейта».

1815. Государственные музеи, Берлин

Сцена из I акта оперы «Волшебная
флейта»
в Вене, в театре «Фрайхаус» 30 сентября 1791 г.

Моцартеум, Зальцбург

Либретто «Волшебной флейты» (1791)
Моцарту предложил его друг Эмануэль Шиканедер,
уникальная личность — драматург, актер,
танцовщик, певец, композитор. Избороздив всю
империю в составе странствующей труппы, в 1780 г. он
попал в Зальцбург, где и познакомился с Моцартом.
К 1790 г. Шиканедер осел в Вене и возглавил
Фрайхауз-театр, для которого и сочинялась
«Волшебная флейта». Сюжет он почерпнул в сказке
Виланда «Лулу» из сборника фантастических поэм
«Джиннистан, или Избранные сказки про фей и
духов» (1786–1789).

Афиша первого представления оперы
«Волшебная флейта» в Мюнхене.

1791. Государственная библиотека, Берлин

К.Ф. Тиле. Эскизы костюмов для
представления оперы
«Волшебная флейта» в Берлине 18 января 1816 г.

Можно представить, как Моцарт был
увлечен сюжетом этой, без преувеличения, самой
загадочной, чудесной и глубокой музыкальной
сказки!…

В судьбе человеческой, как и в судьбе
гения, не так уж много места для чудес. Но во все
времена человеку было свойственно надеяться на
чудо. Порою, если обстоятельства складываются
крайне неблагополучно, мы бываем разочарованы,
что чуда не произошло и, видимо, уже не
произойдет. Но все-таки склонны ожидать чудес
даже там, где они принципиально «не водятся».

Э. Шиканедер

Главный герой «Волшебной флейты»
принц Тамино чудесным образом избегает гибели в
объятиях страшного змея. Он, как никто, вправе
считать, что «попал в сказку». Правда, диковинное
существо в наряде из разноцветных птичьих
перьев, птицелов Папагено, объявивший себя
спасителем Тамино, на деле оказывается трусливым
хвастунишкой. Зато принц попадает под
покровительство могущественной Царицы Ночи и ее
придворных. Царица дарит Тамино волшебную
золотую флейту. Мало того, она готова отдать ему в
жены свою прекрасную дочь — принцессу Памину. Но
вот незадача (!), принцесса похищена по приказу
мрачного и злобного волшебника Зарастро и
томится, бедняжка, в его неприступном замке.
Принц, вооруженный волшебной флейтой, в
сопровождении недовольного Папагено, которого
Царица Ночи также вооружает (волшебными
колокольчиками), отправляется совершать великие
подвиги.

Д.Б. Лампи. Игнац фон Борн.
Глава ложи «К нововенчанной надежде» был
прообразом волшебника Зарастро в опере
«Волшебная флейта».
1785. Дом-музей Моцарта, Вена

В конце концов принцессу освобождает
не кто иной, как Папагено. Его волшебные
колокольчики могущественнее золотой флейты, ибо
он не жаждет подвигов даже под покровительством
Царицы Ночи. И оказывается прав! Ибо Царица и есть
главная злодейка. А Зарастро — мудрый и добрый
правитель. Но, к сожалению, не все его слуги верны
ему до конца. Так, Моностатос, коварный мавр,
приближенный Зарастро, похитивший принцессу по
его приказу и велению богов, чинит препятствия
встрече Памины и Тамино. Но и Моностатос будет
изобличен и наказан.

По решению Зарастро, принцу надлежит
выдержать три серьезных испытания, чтобы войти в
круг посвященных. Он должен суметь противостоять
коварству женщин, исполнить обет молчания и,
наконец, пройти сквозь пламя и сохранить в своем
сердце любовь к Памине.

Памине также предстоят испытания. Ей
надлежит выказать не только терпение и дождаться
Тамино, но и явить стремление к Истине,
превосходящее силу ее дочерних чувств. В финале
золотая флейта в руках Тамино вновь обретет свои
волшебные свойства. А все участники событий
решением Зарастро, направляемого волей богов,
будут вознаграждены по заслугам.

«Это масонская опера!» — так часто
говорили о «Волшебной флейте» недоброжелатели.
Моцарт (кстати, и Шиканедер) принадлежали к
тайному ордену «Вольных каменщиков» — масонской
ложе, обществу, объединявшему многих передовых
людей Австрии в стремлении распространять
просвещение, бороться с пережитками
Средневековья, диктатом католицизма. Для
композитора и автора либретто, чья жизнь была
исполнена всевозможных тайн, сюжет «Волшебной
флейты» был единственной возможностью
приподнять завесу тайны над своими собственными
чаяниями.

В трактовке Моцарта и Шиканедера эта
наивная утопия пронизана юмором, меткими
жизненными наблюдениями, сочными бытовыми
деталями. Фантастические персонажи приобрели
черты действующих в реальной
социально-политической среде лиц. Выдающиеся
современники встретили оперу с восторгом.
Бетховен среди всех моцартовских опер особенно
выделял «Волшебную флейту». Гёте сравнивал ее со
второй частью своего «Фауста» и сделал попытку
написать литературное продолжение оперного
либретто. А знаменитый Гегель в своей «Эстетике»
писал: «Царство Света и Королева Ночи, мистерии,
посвящения, мудрость, любовь, испытания и притом
некие общие места морали, которые великолепны в
своей обыкновенности, — все это при глубине,
чарующей сердечности и душевности музыки
расширяет и наполняет фантазию и согревает
сердце».

А мы, в свою очередь, отметим, что
Моцарт использовал в «Волшебной флейте»
довольно известный мотив, принадлежащий — кому
бы вы думали? — Муцио Клементи!

И будем считать, что досадный инцидент
между Моцартом и Клементи был тем самым
совершенно исчерпан.

ЕЩЕ РАЗ О ЧЕРНОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Единственное, что смогло отвлечь
Моцарта от увлекательной работы над «Волшебной
флейтой», был таинственный анонимный заказ на
создание «Реквиема». Не только большая
загруженность оперой, но отчасти и какое-то
дурное предчувствие мешали композитору взяться
за работу.

Й. Ланге. Моцарт за фортепиано.
(Портрет не окончен). 1789. Моцартеум,
Зальцбург

И это предчувствие оправдалось. В
начале зимы 1791 г. Моцарт скоропостижно скончался,
не дописав последней, седьмой части своего
Реквиема — самого впечатляющего и
проникновенного хорального произведения эпохи
классицизма.

И здесь на сцене нашего повествования
появляется некий Черный Человек.

Злые языки утверждают, что Черный
Человек — вымысел вдовы Моцарта в романтическом
духе того времени. Иными словами, Черный Человек
— не что иное, как маркетинговый фактор, который
должен был повлиять на возбуждение интереса к
творческому наследию гения.

Моцарт. Последние страницы личного
реестра собственных произведений.

Автограф. Июль–ноябрь 1791. Библиотека
Британского музея, Лондон

Так и случилось. Причем трижды! После
публикации болдинского детища великого русского
поэта подскочили продажи моцартовских нот. А
после «Амадея» Милоша Формана CD-диски с записью
«Реквиема» — в любом исполнении — стали чуть ли
не хитом продаж.

А ведь еще летом 1792 г. выяснилось, что
заказ этот сделал овдовевший аристократ, граф
Вальзет-Штуппах. Но память о Черном Человеке
оказалась долговечнее, чем о графе и его потере.

Как и память о Моцарте…

Одним из самых безутешных
современников оказался… Антонио Сальери. Он
часто вслух и при множестве свидетелей винил в
смерти Моцарта себя.

Моцарт. Реквием. Автограф.
1791. Австрийская национальная библиотека, Вена

Ведь он был одним из немногих в Вене,
кто в полной мере мог оценить дарование младшего
своего современника. И что он сделал? Ничего! А
под каким предлогом? Он, видите ли, оберегал
Моцарта от конфликтов со знатью! Или оберегал
знать от насмешек Моцарта?А гения нет! И больше
уже не будет никогда! В чем же тогда смысл
существования его, Сальери, — учителя, музыканта,
если он не уберег, не взлелеял, не сохранил?

Вот это-то и не давало ему покоя до
самой смерти.

Хотя кого он уберег и взлелеял? Может
быть, Бетховена!

Увы, и бессемейный Бетховен, и
окруженный почти безразличными к нему
домочадцами Моцарт в полной мере оплатили печать
«божественного прикосновения».

Величайшей в мире радостью творчества.

Величайшей в мире печалью
одиночества…

КОММЕНТАРИИ

Кёхель (Kochel) Людвиг (Алоис
Фердинанд) фон (1800–1877). Австрийский ботаник,
минералог, музыкант-любитель и музыкальный
библиограф. Составил каталог произведений
Моцарта. Впоследствии в каталог Кёхеля были
внесены уточнения (в частности, была изменена
нумерация некоторых произведений, созданных до
1784 г.).

Эйнштейн (Einstein) Альфред (1880–1952).
Немецкий и американский музыковед, двоюродный
брат физика Альберта Эйнштейна. Учился в
Мюнхенском университете. Приобрел известность
как исследователь и музыкальный критик. В 1933 г.
уехал из Германии, с 1939-го жил в США, где
преподавал, в частности в Смит-колледже. Автор
ценных монографий о Моцарте, Шютце, Глюке,
Шуберте, краткого очерка всеобщей истории музыки
(1936), фундаментального исследования о музыке
эпохи романтизма (1947) и др. Осуществил
исправленное издание каталога Кёхеля (1937).

Экспозиция (от латинского expositio
— изложение, описание) — в данном случае выбор и
представление музыкальных тем по определенному
принципу в соответствии с замыслом автора в
интересах решения основных художественных
задач, стоящих перед произведением.

Реприза (франц. reprise — повторение)
— точное или измененное повторение начального
раздела музыкальной формы в качестве
завершающего ее раздела. Типична для различных
трехчастных форм, сонатной формы.

Контрапункт (нем. Kontrapunkt, от лат.
punctus contra punctum, буквально — точка против точки)
— в полифонической (многоголосной) музыке
одновременное сочетание двух и более
мелодических линий в разных голосах — простой
контрапункт
. Повторение этого сочетания, при
котором соотношение мелодий изменяется, — сложный
контрапункт.

Сонатная форма (сонатное аллегро)
— музыкальная форма одночастного или части
циклического произведения. Наиболее сложная
среди гомофонных форм (или форм
многоголосной музыки; гомофония — вид
многоголосия). Типична для первых частей сонат,
концертов, симфоний, квартетов. Основана на
противопоставлении тем в экспозиции,
дальнейшей их разработке, тональном объединении
в репризе.

Рондо (итал. rondo, французское rondeau,
от rond — круг) — музыкальное произведение,
основанное на чередовании рефрена (раздела с
основной темой) и эпизодов. Одна из древнейших
европейских музыкальных форм
песенно-танцевального происхождения.
Встречается в составе сюит, в виде
самостоятельных пьес, финалов сонат, концертов.
Родственная форма — рондо-соната, объединяющая
признаки обеих форм.

Гальвани (Galvani) Луиджи (1737–1798), итальянский
анатом и физиолог, один из основателей учения об
электричестве, основоположник
экспериментальной электрофизиологии.

Шиллер (Schiller) Фридрих (1759–1805),
немецкий поэт, драматург и философ. Друг Иоганна
Вольфганга Гёте.

Для разных периодов творчества
Шиллера характерны мятежные порывы к равенству и
свободе (в драмах «Разбойники», «Коварство и
любовь»); столкновение просветительских идеалов
с низменной реальностью и деспотической властью
(в исторических масштабных, но не свободных от
декларативности трагедиях и драмах — «Дон
Карлос», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева»,
«Вильгельм Телль», «Лагерь Валленштейна»).

Лирика, сочетающая романтический
пафос и классическую стройность (ода «К радости»,
1785) включена Л. Бетховеном в финал 9-й симфонии.

В художественной прозе, публицистике,
исторических и эстетических трудах («Письма об
эстетическом воспитании человека», «О наивной и
сентиментальной поэзии» и др.) Шиллер утверждает
веру в прогресс, спасительную роль прекрасного в
гармоническом.

Кант (Kant) Иммануил (1724–1804),
родоначальник немецкой классической философии.
В 1755–1796 гг. преподавал в Кёнигсбергском
университете. Разработал космогоническую
гипотезу происхождения Солнечной системы из
первоначальной туманности («Всеобщая
естественная история и теория неба», 1755). В
«критической философии» («Критика чистого
разума», «Критика практического разума»,
«Критика способности суждения») выступил против
догматизма умозрительной метафизики и
скептицизма с дуалистическим учением о
непознаваемых «вещах в себе» (объективном
источнике ощущений) и познаваемых явлениях,
образующих сферу бесконечного возможного опыта.
Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые
теоретически, являются, по Канту, постулатами
«практического разума», необходимой
предпосылкой нравственности. Учение Канта
сыграло большую роль в развитии диалектики.

Глюк Кристоф Виллибальд (1714–1787).
Немецкий композитор. Работал в городах Германии,
в Милане, Вене, Париже. Одна из величайших заслуг
Глюка — реформа оперы сериа в духе эстетики
классицизма, подчеркивающая благородную
простоту, героику, — отразила тенденции эпохи
Просвещения, ее основная идея — подчинение
музыки законам поэзии и драмы — оказала влияние
на музыкальный театр XIX–XX вв. Оперы: «Орфей и
Эвридика» (1762), «Альцеста» (1767), «Ифигения в
Авлиде» (1774), «Ифигения в Тавриде» (1779).

Гегель (Hegel) Георг Вильгельм
Фридрих (1770–1831).
Немецкий философ, создавший
систематическую теорию диалектики. Основные
сочинения: «Феноменология духа» (1807), «Наука
логики» (1812–1815), «Энциклопедия философских наук»
(1817, 1830), «Основы философии права» (1821); лекции по
философии истории, эстетике, философии религии,
истории философии.


Биография


Музыка В. А. Моцарта не подлежит классификации. В его музыке есть всё: сила, страсть, трагизм и в то же время нежность и глубина. Композитор начал занятия музыкой под руководством отца — Леопольда Моцарта. Именно при его поддержке Моцарт сочинил свой первый менуэт в 6 лет, а первую оперу в 11 лет. Многочисленные путешествия позволили композитору познакомиться со всеми музыкальными средствами выражения Европы. В 1787 Моцарт получил назначение на должность «императорского и королевского камерного музыканта» при дворе Иосифа II.

С 1782 года Моцарт, охваченный творческой лихорадкой, составляет свои лучшие шедевры. «Дон Жуан», «Месса до минор», симфония «Юпитер», «Реквием» и «Волшебная флейта» были написаны в последние годы его жизни, во время гастролей по Франции, Италии и Германии.

Моцарт оставил после себя ряд значительных произведений. Врожденное чувство гармонии и мелодии, бесконечная изобретательность, совершенство мелодий, композитор смог достичь равновесия между эмоциональностью и интеллектом. «Моцарт — величайший из композиторов… Музыка Моцарта так чиста и прекрасна, что возникает ощущение, будто он ее просто «находил», в то время как она существовала вечно, как часть врожденной красоты Вселенной, ждущей, чтобы ее выявили и показали миру», — говорил о композиторе Альфред Эйнштейн.

Wolfgang Amadeus Mozart. B

Вольфганг Амадей Моцарт

Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт
(27 января 1756, Зальцбург, Австрия – 5 декабря 1791, Вена, Австрия) (35 лет)
Гражданство: Австрия
Категория: Деятели искусства
Род деятельности:  Композиторы

Спецификация: Классическая музыка, Камерная музыка
Уникальное отличие: Один из самых великих популярных классических композиторов. Его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени
Пол: Мужской

Моцарт Цитаты:
1. Работа — мое первое наслаждение.
2. Думай обо мне, люби меня вечно, как я люблю тебя, и будешь моей навеки, как и я твой. Прощай. Поймай их — поймай — эти три нежнейших поцелуя, которые только что выпорхнули отсюда.
3. Говорить красноречиво — очень большое искусство, но надо знать момент, когда следует остановиться.
4. Я не уделяю внимания к чьей-то похвале или вине. Я просто следую за своими собственными чувствами.
5. Ни высокая степень интеллекта, ни воображение, ни оба вместе не создают гения. Любовь, любовь, любовь — это душа гения.
6. Сразу после Бога идет отец.
7. Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть всякий возница, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравилось, что ни один нормальный человек этого не понимает.
8. Когда я путешествую в карете, или прогуливаюсь после хорошей еды, или ночью, когда я не могу заснуть, именно в таких случаях идеи текут лучше всего и наиболее в изобилии.
9. Не надо вести себя недостойно здесь, это кардинальный вопрос, остальное будет сделано само. Кто самый дерзкий имеет лучший шанс.
10. Я благодарю своего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность изучения, что смерть — ключ, который отпирает дверь в наше истинное счастье.
11. Я не слышу в своём воображении части музыки последовательно, я слышу её всю сразу. И это наслаждение!

Достижения и вклады:


Профессиональная, социальная позиция: Австрийский композитор и музыкант-виртуоз.
Основной вклад (чем известен): Вольфганг Амадей Моцарт является одним из самых знаменитых классических композиторов в истории. Он считается музыкальным гением, чье творчество оказало огромное влияние на мировую музыкальную культуру.

Вклад в музыкальную культуру:

Вольфганг Амадей Моцарт был разносторонним композитором и творил почти во всех основных жанрах, включающих камерную и симфоническую музыку, оперу и мессу.
При этом в основном он писал оперы, а также церковную, хоровую, оркестровую, камерную, фортепианную и органную музыку, концертные арии и произведения для театра.
По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.
Творческий стиль: Моцарт владел уникальным и, одновременно, универсальным творческим стилем, который сформировался на основе его способности свободно сочетать различные музыкальные формы, абсорбировать и адаптировать ценные особенности других стилей и жанров, в том числе и барокко.
Моцарт обладал уникальной музыкальной памятью, блестящей способностью к импровизации, целостным восприятием и игровым отношением к миру.
Основные труды: Моцарт был необыкновенно плодовитым композитором и на протяжении своей музыкальной карьеры написал более 600 произведений, среди которых: 21 работа – (произведения для театра и оперы), 15 месс, более 50 симфоний, 30 произведений для клавесина, 25 концертов для фортепиано, 12 скрипичных концертов, а также небольшие танцы.
Наиболее известными работами являются оперы Le Nozze di Figaro (Свадьба Фигаро, 1786), Don Giovanni (Дон Жуан, 1787) и Die Zauberflöte ( Волшебная флейта, 1791 ); комический шедевр для оркестра: Eine Kleine Nachtmusik (Маленькая ночная серенада, 1787 ) и его последние три духовные произведения: Ave Verum Corpus, 1791, а также Месса до минор и Реквием (которые остались незавершенными).

Карьера и личная жизнь:


Происхождение: Его  мать – Анна-Мария Пертль, отец Леопольд Моцарт, композитор, концертмейстер и опытный преподаватель музыки.
Образование: Моцарт вместе со своей старшей сестрой Анной Марией, которую называли “Наннерль”, получил превосходное музыкальное образование под руководством своего отца.
Оказали влияние: Иоганн Себастьян Бах, Йозеф Гайдн, Георг Фридрих Гендель

Основные этапы творчества:  

Являясь ребенком-вундеркиндом, Моцарт уже в возрасте трех лет, изучая с отцом композиции, начал играть на клавесине, в четыре года он уже совершенствовал баллады, в возрасте пяти лет он сочинил свои первые менуэты, в восемь было издано его первое музыкальное произведение, а в двенадцать лет он написал свою первую оперу.
Моцарт жил в основном в Зальцбурге и Вене. За свою короткую жизнь он совершил несколько длительных концертных туров по Европе, во время которых он посетил Париж, Лондон, Милан, Рим и Прагу.
Так, уже в начале своей музыкальной карьеры, он играл со своим отцом и сестрой при дворе Людовика XV в Версале и Георга III в Лондоне. Во время своих поездок он познакомился с такими великими композиторами как И.С. Бах, Г.Ф. Гендель и Йозеф Гайдн.
На протяжении своей жизни он часто испытывал нужду и, чтобы как-то свести концы с концами, ему приходилось давать уроки игры на фортепиано. Он любил танцы, шутки и с удовольствием играл на бильярде.

Основные этапы личной жизни:  4 августа 1782 года Моцарт, против воли своего отца, женился на Констанции Вебер. У них было 6 детей, но только двое из них (сыновья) выжили.
Моцарт умер 5 декабря 1791 году в возрасте 35 лет. Некоторые полагают, что он был отравлен своим соперником композитором Антонио Сальери, однако никаких фактических подтверждений этому не существует. Вероятно, Моцарт умер от ревматизма.

Ссылки:


Чтобы лучше понять, что влияло на личность Вольфганга Амадея, надо узнать, как проходило его детство. Ведь именно нежный возраст определяет, каким станет человек, а это, в свою очередь, отражается в творчестве.

Детство Моцарта

Леопольд – злой гений или ангел-хранитель

Трудно преувеличить роль, которую оказала на формирование маленького гения личность отца, Леопольда Моцарта.

Время заставляет ученых пересматривать взгляды на исторические фигуры. Так, Леопольд поначалу рассматривался чуть ли не как святой, полностью отказавшийся от собственной жизни в пользу сына. Затем его стали видеть в сугубо негативном свете: взять хотя бы образ в фильме Милоша Формана. Это нависающая черная тень, занесшая свое крыло над молодой жизнью…

Но скорей всего, Леопольд Моцарт не был воплощением ни одной из этих крайностей. Конечно, он имел свои недостатки – например, вспыльчивый характер. Но обладал и достоинствами. У Леопольда была очень широкая сфера интересов, от философии до политики. Это позволило воспитать сына именно как личность, а не простого ремесленника. Его работоспособность, организованность также перешли к сыну.

Леопольд сам был довольно неплохим композитором, и незаурядным педагогом. Так, он написал руководство по обучению игре на скрипке – «Опыт основательной скрипичной школы» (1756), по которому сегодняшние специалисты узнают о том, как раньше детей обучали музыке.

Отдавая много сил своим детям, также «выкладывался» во всем, чем занимался. К этому его обязывала совесть.

Именно отец внушил и показал на собственном примере, что труд – единственный путь к успеху и даже обязанность, которая дается вместе с талантом. Большая ошибка считать, что врожденная гениальность, засвидетельствованная многими уважаемыми современниками, не требовала от Моцарта никаких усилий.

Моцарт и его сестра в детстве

Детство

Что же позволило Вольфгангу свободно возрастать в своем даре? Это, прежде всего, морально здоровая обстановка в семье, созданная усилиями обоих родителей. Леопольд и Анна питали друг к другу истинное уважение. Мать, зная недостатки супруга, покрывала их своей любовью.

Вольфганг обожал отца, ставя его на второе место после Бога. Маленький сынишка обещал хранить отца у себя в коробочке, когда тот состарится.

Любил он и свою сестру, часами наблюдая за ее занятиями на клавире. Сохранилось его стихотворение, написанное для Марианны ко дню рождения.
Из семерых детей у четы Моцартов выжили только двое, поэтому семья была небольшой. Возможно, именно это позволило Леопольду, перегруженному служебными обязанностями, полноценно заниматься развитием талантов своих отпрысков.

Старшая сестра

Наннерль, которую, на самом деле, звали Мария Анна, хотя часто отходит на второй план рядом с братом, тоже была личностью незаурядной. Не уступала лучшим исполнителям своего времени, будучи еще девочкой. Именно ее многочасовые занятия музыкой под руководством отца, пробудили в маленьком Вольфганге интерес к музыке.

Сначала считалось, что дети одарены одинаково. Но время шло, Марианна не написала ни одного сочинения, а Вольфганг начал уже издаваться. Тогда отец решил, что музыкальная карьера не для дочери, выдал ее замуж. После замужества ее путь разошелся с Вольфгангом.

Моцарт очень любил и уважал сестру, проча ей карьеру учителя музыки, хорошие заработки. После смерти супруга, она этим и занялась, вернувшись в Зальцбург. В целом жизнь Наннерль сложилась неплохо, хотя не была безоблачной. Именно благодаря ее письмам исследователи получили многочисленный материал о жизни великого брата.

Моцарт путешествия

Путешествия

Моцарт – младший стал известен как гений благодаря концертам, которые проходили в знатных домах, даже при дворах различных королевских династий. Но не стоит забывать, что значило в то время путешествие. Трястись сутками в холодной карете, чтобы заработать на хлеб – тяжелое испытание. Современный человек, изнеженный цивилизацией, вряд ли выдержал бы даже месяц подобной жизни, а маленький Вольфганг прожил так почти целое десятилетие. Такой образ жизни часто провоцировал болезни детей, но путешествия продолжались.

Подобное отношение сегодня может показаться даже жестоким, но отец семейства преследовал благую цель: сын должен обрести богатого покровителя, который обеспечит его работой до конца жизни. Ведь тогда музыканты не были свободными творцами, они писали то, что им заказывали, причем каждое произведение должно было соответствовать жестким рамкам музыкальных форм.

Трудный путь

Даже очень одаренные люди должны стараться, чтобы сохранить, развить данные им способности. Это относилось и к Вольфгангу Моцарту. Именно его семья, особенно отец, воспитали в нем трепетное отношение к своему делу. А то, что слушатель не замечает труда, вложенного композитором, делает его наследие еще более ценным.

Рекомендуем: Какие оперы написал Моцарт.

Моцарт — Фильм 2008

Великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт явился одним из основоположников современной классической музыки. Наряду с Бетховеном и Гайдном он разработал систему классических музыкальных жанров и норм музыкального языка, оказав влияние на всю мировую культуру.

Вольфганг Амадей Моцарт — чудо-ребёнок

Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791). Портрет кисти Б. Крафт

Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791). Портрет кисти Б. Крафт

Вольфганг Амадей Моцарт — музыкальный гений, представитель Венской классической школы композиции, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр. По свидетельству современников, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Родился композитор в австрийском городе Зальцбурге в 1756 г. Его отец Леопольд Моцарт был музыкантом и занимал должность скрипача и композитора в капелле правителя города — князя-архиепископа.

Вольфганг и его старшая сестра Мария-Анна, которую в семье все звали Наннерль, очень рано начали учиться музыке. Уже в пятилетнем возрасте Моцарт стал сочинять собственные музыкальные произведения, а в шесть лет поразил взыскательную европейскую публику, представителей аристократии концертами, на которых их исполнял. Аккомпанировала ему сестра, впоследствии тоже получившая известность как талантливая пианистка.

Чудо-ребёнок виртуозно играл на скрипке, органе и клавесине. Несмотря на поистине европейскую известность, Вольфганг оставался простым и естественным, поведением ничем не отличался от сверстников.

Однажды после концерта во Франкфурте-на-Майне к семилетнему Вольфгангу подошёл четырнадцатилетний мальчик со словами: «Как ты хорошо играешь, я так никогда не научусь!» «А ты попробуй играть или писать ноты!» — ответил Вольфганг. «Я пишу стихи». «Это же гораздо труднее, чем писать ноты!» «А ты попробуй!» — сказал его новый знакомый. Это был Иоганн Вольфганг Гёте — будущий великий поэт и писатель.

Моцарт — путешествующий гений

Леопольд Моцарт и его дети — Вольфганг и Наннерлъ. Акварель Кармонтеля

Леопольд Моцарт и его дети — Вольфганг и Наннерлъ. Акварель Кармонтеля

Семья Моцартов много путешествовала по Европе, где дети восхищали своим мастерством и монархов, и музыкантов, и обычную публику. Первое турне состоялось в 1762—1763 гг., а второе, так называемое большое путешествие, в 1763—1766 гг.

По возвращении в родной Зальцбург десятилетний Вольфганг уже был автором серьёзных музыкальных произведений. В 1770—1774 гг. юный композитор жил в Италии.

Уже в 14 лет Вольфганг стал самым молодым за всю историю членом Болонской филармонической академии — одного из самых авторитетных в Европе музыкальных учреждений. Тогда же он был удостоен ордена Золотой шпоры.

К семнадцати годам Моцарт стал автором четырёх опер, двадцати четырёх сонат, тринадцати симфоний, нескольких духовных сочинений и множества небольших пьес.

В 1775—1780 гг. композитор продолжал плодотворно трудиться, ездил в Мюнхен, Мангейм и Париж. В 1779 г. он получил должность придворного органиста при Зальцбургском дворе, но уже в 1781 г. поссорился со своим работодателем, архиепископом, и потребовал отставку.

Вена: продолжение карьеры и женитьба

Констанция Вебер. Портрет кисти её свояка Йозефа Ланге, 1782 год

Констанция Вебер. Портрет кисти её свояка Йозефа Ланге, 1782 год

В том же году композитор перебрался в Вену. Начало жизни там было нелёгким: хотя его новая опера «Похищение из сераля» имела огромный успех, другие произведения венская публика сначала не знала, а сам император считал Моцарта главным образом талантливым пианистом.

В начале своего пребывания в Вене Моцарт снимал квартиру в доме своих давних знакомых — Веберов. Он влюбился в младшую дочь хозяйки — Констанцию. В письме отцу Моцарт написал, что Констанция некрасива, ко обладает золотым сердцем и является великолепной хозяйкой.

Мать девушки использовала все средства, чтобы принудить Моцарта женитьбе. Она сама распространила слухи о том, что Моцарт был лишком близок с Констанцией, а затем сообщила ему, что об их интимней связи говорят уже все вокруг, дескать, она уверена в том, что репутация её дочери безнадёжно испорчена.

Хитрая женщина выдвинула ультиматум: Моцарт должен был либо оставить Констанцию навсегда, либо подписать брачный контракт, в котором говорилось, что в случае нарушения обещания жениться он будет ежегодно выплачивать пострадавшей 300 гульденов.

Вольфганг и не собирался оставлять Констанцию, а фрау Вебер, пытаясь доказать, что полностью доверяет Моцарту, порвала брачный контракт сразу же после того, как музыкант его подписал. Свадьба состоялась. Вольфганг и Констанция жили в согласии, но из шестерых детей, родившихся в семье, выжили только двое.

Зенит славы и ранняя смерть Моцарта

Возможно, самый последний прижизненный портрет Моцарта, написанный в 1790 году в Мюнхене. Художник Иоганн Георг Эдлингер

Возможно, самый последний прижизненный портрет Моцарта, написанный в 1790 году в Мюнхене. Художник Иоганн Георг Эдлингер

К 1784 г. Моцарт находился в зените славы. За свои произведения он стал получать огромные гонорары. Правда, деньги быстро таяли: здоровье Констанции было слабым от частых родов.

В то же время супруги жили не по средствам, тратили большие суммы на приёмы гостей и вообще любили получать удовольствие от жизни. Так что материальное положение семьи было весьма нестабильным. К 1787 г. оно совсем ухудшилось, накапливались долги.

Это не могло не сказаться на настроении и состоянии здоровья композитора. Однако он продолжал трудиться, искал для себя оплачиваемую должность, а в 1791 г. начал работу над своим последним, как оказалось, произведением — «Реквиемом».

Дни Моцарта были сочтены. Здоровье было ослаблено многолетним перенапряжением, недоеданием, многочисленными болезнями, перенесёнными в детстве и юности. Осенью 1791 г. он слег и 5 декабря скончался в возрасте тридцати пяти лет.

Великого композитора похоронили по третьему разряду — в общей могиле, потому что таковы были правила, введённые императором для небогатых горожан. Констанция не шла за гробом — она сама болела, а в городе был сильный ливень. Только семнадцать лет спустя она узнала, где похоронен Моцарт.

Смерть Моцарта: версии и споры

Кенотаф (надгробие без останков) Моцарта — кладбище Святого Марка, Вена

Кенотаф (надгробие без останков) Моцарта — кладбище Святого Марка, Вена

Ранняя смерть Моцарта не могла не вызвать многочисленных споров. Говорили и об отравлении. Впоследствии Пушкин изложил эту версию в своём произведении «Моцарт и Сальери».

Но сегодня считается, что причиной смерти молодого композитора послужила ревматическая лихорадка, осложнённая острой сердечной и, вероятно, почечной недостаточностью. Называют также острый инфекционный эндокардит.

Но, скорее всего, Моцарта все же погубило обострение хронического ревматизма, которым он страдал с детства. Кроме того, осенью 1791 г. в Вене была эпидемия инфекционной болезни, судя по описаниям — гриппа. От осложнений гриппа умирают и сейчас, тем более это было возможно в конце XVIII в., когда фатальными могли стать вполне излечимые сегодня заболевания, например пневмония.

Так что смерть гениального композитора, скорее всего, была естественной. 

Наследие Вольфганга Амадея Моцарта

Моцарт написал 626 произведений, в том числе 22 оперы, 22 сонаты для клавесина, около 50 симфоний, 32 струнных квартета. Самые известные оперы Моцарта — «Похищение из сераля», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан».

Сегодня считается, что музыка Моцарта обладает целительными свойствами. Даже доктора — приверженцы традиционной медицины — нередко назначают её прослушивание в дополнение к основному лечению самых разных недугов.

Французский врач А. Томатис в своей книге «Почему именно Моцарт?» писал: «Сила Моцарта недоступна другим. Его музыка освобождает душу. Лечебные свойства её настолько сильны, что это делает Моцарта величайшим из композиторов».

Случайные тесты. Ну а вдруг заинтересуют :)

Проверь себя: удивительная география

Проверяем познания в психологии

Loading

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Риски травмирования разделы инструкций по охране труда
  • Руководство по эксплуатации полуприцепа тонар
  • Димексид инструкция по применению отзывы от чего помогает
  • Gold white tiger balm инструкция на русском
  • Непафенак глазные капли инструкция цена аналоги дешевые