Мхат имени горького руководство

Ганс Христиан Андерсен

Писатель


Алексей Арбузов

Драматург


Михаил Булгаков

Писатель, драматург, фельетонист


Вильгельм Гауф

Писатель


Нодар Думбадзе

Писатель, драматург


Ермолай-Еразм

Писатель, публицист


Захар Прилепин

Писатель, публицист, политический и общественный деятель


Александр Звягинцев

Юрист, историк, писатель, драматург


Елена Исаева

Поэт, драматург


Карло Коллоди

Писатель, журналист


Дмитрий Лихачев

Филолог, культуролог, искусствовед


Морис Метерлинк

Писатель, драматург, поэт, философ


Наталия Мошина

Драматург


Александр Островский

Драматург


Валентин Распутин

Писатель, публицист, общественный деятель


Теренс Реттиген

Драматург


Виктор Розов

Драматург


Святослав Рыбас

Писатель, общественный деятель


Алексей Толстой

Писатель, поэт, драматург, журналист, общественный деятель


Иван Тургенев

Писатель, поэт, драматург


Антон Чехов

Писатель, драматург


Евгений Шварц

Писатель, драматург, поэт, журналист


Уильям Шекспир

Поэт, драматург, актер


Ричард Шеридан

Поэт, драматург, политик, общественный деятель


Бернард Шоу

Писатель, драматург, критик, общественный деятель


Галина Ореханова

Журналист, писатель

Кандидатуру нового художественного руководителя МХАТ имени Горького Минкультуры утвердит после консультаций с профессиональным сообществом, сообщили «Известиям» в ведомстве. 1 ноября о своей отставке объявил худрук театра Эдуард Бояков. Недавно назначенный гендиректор МХАТа Владимир Кехман уже заявил, что спектаклей с приглашенными актерами на Тверском бульваре больше не будет, и признался в любви к Татьяне Дорониной. Представители театральной Москвы по-разному оценили деятельность бывшего худрука. «Известия» выяснили, как изменился МХАТ имени Горького в период руководства Боякова и кто из деятелей культуры может занять его место.

Артисты вдохновлены

Меньше недели назад — 27 октября — генеральным директором МХАТ имени Горького был назначен Владимир Кехман, а 1 ноября художественный руководитель театра Эдуард Бояков на своей странице в Facebook объявил, что покидает театр. По его словам, директор предложил ему написать заявление об уходе. «Я это сделал, несмотря на то что у меня пятилетний контракт. Устраивать оппозицию или фронду в ситуации, когда руководство не хочет со мной работать, не в моих правилах. Озвученная Кехманом причина — мое отношение к Дорониной», — написал он.

Другие аспекты разговора худрук комментировать отказался, добавив, что благодарен всем, кто с ним сотрудничал все эти три года. Он также пожелал МХАТ имени Горького «успехов и развития», обещал сообщить о своих дальнейших профессиональных планах и резюмировал, что «тема закрыта».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Представление нового гендиректора труппе состоялось уже после увольнения худрука. Владимир Кехман, комментируя для «Известий» итоги собрания, отметил, что все артисты вдохновлены и никакого конфликта больше нет.

Мы сегодня встречались с режиссером театра, непосредственно ведущим основные спектакли, — поделился он. — Очень надеюсь, что мы до конца года сможем спокойным образом доработать репертуар именно для труппы, без приглашенных артистов. Я также спросил его об одном уникальном спектакле театра, в котором была задействована вся труппа — 120 человек. Если у нас получится возобновить его, это будет сенсация.

Владимир Кехман отметил, что очень ждет встречи с Татьяной Дорониной и надеется услышать от нее пожелания по руководству театром.

— Она всегда была лицом МХАТа, она — единственная из здравствующих великих мхатовцев, — подчеркнул гендиректор. Поэтому я очень надеюсь, что до конца года мы сможем увидеться с ней и сформулировать наше видение по поводу того, как дальше будет развиваться театр.

В Минкультуры, учредителе МХАТа, на вопрос «Известий» ответили, что о решении худрука уволиться узнали из СМИ и оно стало для них абсолютной неожиданностью.

Разумеется, согласно уставу директор театра должен согласовать с учредителем кандидатуру нового художественного руководителя. А мы, в свою очередь, обсудим эту кандидатуру с профессиональным сообществом, — отметили в ведомстве.

Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

Опрошенные «Известиями» деятели культуры по-разному оценили деятельность Эдуарда Боякова в должности худрука. Заслуженный артист России, художественный руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев заметил, что МХАТ имени Горького и его театр расположены напротив друг друга через дорогу и их традиционно называют театр-Пушкин и театр-Дантес.

Раньше наш визави напоминал склеп, а с приходом Эдуарда Боякова мы немножко заволновались, — признался Евгений Писарев. — Там появились яркие витрины, боксы горящие, публика стала толпиться у входа. По внешними вещам могу судить, что там кипела жизнь, это точно. И туда пришли работать приличные артисты.

Народный артист России, худрук Театра «Школа Современной пьесы» Иосиф Райхельгауз считает, что до прихода Эдуарда Боякова МХАТ имени Горького напоминал стоячее много десятилетий «болото», а худрук там создал жизнь, туда потянулись зрители, они стали покупать билеты, о МХАТе принялись спорить, в этот театр отдал свой роман Водолазкин.

Для писателя Евгения Водолазкина увольнение Эдуарда Боякова тоже стало неожиданностью. Он отметил, что во МХАТе идет успешная постановка по его роману «Лавр» и в любом его комментарии, вероятно, могут усмотреть личную заинтересованность, но как простой зритель он уверен, что Бояков совершил, казалось бы, невозможное: за три года сделал театр популярным. По словам писателя, не все решения худрука были ему близки, но не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает.

Спектакль «Лавр»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Среди главных ошибок Боякова эксперты называют разрыв отношений с президентом МХАТа Татьяной Дорониной и конфронтацию с преданной ей частью труппы. Народная артистка не была в театре с января 2018 года, а в Сети периодически появлялись якобы подписанные ею письма, адресованные руководству страны, с просьбой уволить худрука.

Отрицательно сказалось на репутации худрука и сотрудничество с популярной телеведущей Ольгой Бузовой, приглашенной в спектакль «Чудесный грузин». Противники Боякова сочли, что персонажам такого рода не место на академической сцене. Кроме того, теперь уже бывший худрук наряду с приглашением действительно крупных режиссеров доверял постановки и тем, чей профессиональный уровень не соответствовал статусу МХАТа.

Эдуарду Боякову есть за что сказать спасибо, даже большое спасибо, — заметил в беседе с «Известиями» ректор ГИТИСа Григорий Заславский. — Прежде всего, за само здание: он поменял кресла в зале, обновил фойе, сделал с помощью мониторов так, что это здание стало обращать на себя внимание. Кроме того, он привлек новую аудиторию. На спектакль Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни» билеты в партер раскупали полностью, от первого до последнего ряда. И в то же время он сделал многое, чтобы это решение об увольнении было принято. В первую очередь это расхождение слов с делами. Когда его приглашали во МХАТ, была идея о совместном управлении с Татьяной Дорониной. Но этого не сложилось. Было бы логично, чтобы он приглашал многих крупных режиссеров, но зачастую он давал карт-бланш тем фигурам, которые этого не заслуживали. При этом он начал активно ставить сам, не имея профессионального режиссерского образования, что для такого театра, как МХАТ, — нонсенс.

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

22 спектакля

За период руководства Боякова во МХАТе имени Горького было поставлено 22 спектакля, притом что театр закрывался в связи с локдауном.

Эдуард Бояков работал системно: у него и его команды была программа — то, можно назвать репертуарной идеей, — считает театральный обозреватель «Известий», доктор искусствоведения Светлана Наборщикова. — В приоритете были современная и классическая русская драматургия и литература, поданная в разных жанрах и форматах, а вишенкой на торте — реконструкция мхатовских спектаклей.

По словам эксперта, была у МХАТа Боякова и потребность в том, что достаточно редко встречается в наших театрах и что психологи называют контекстным мышлением. Например, с реконструкциями «Трех сестер» и «Вишневого сада» корреспондировала постановка «Мифический муж и его собака», рассказывающая об эпохе создания этих спектаклей и взаимоотношениях Чехова с Московским Художественным театром. К «Трем сестрам» отсылает и «Розовое платье» — о судьбе одной из героинь чеховской пьесы.

Кроме того, отмечает Светлана Наборщикова, в заслугу худруку можно поставить творческое освоение мхатовских пространств: сценой в огромном здании становились не только специальные площадки, но и другие помещения.

Согласно уставу театра, нового худрука должен принять на работу директор, предварительно согласовав кандидатуру с Минкультуры. В здании на Тверском бульваре может быть и один руководитель — директор, поскольку по уставу МХАТ имени Горького — театр директорский.

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

По мнению Иосифа Райхельгауза, директорский театр — это всегда плохо, поскольку спектакли создают режиссеры, а театры — главные режиссеры и художественные руководители. Евгений Писарев на вопрос, кто бы мог возглавить МХАТ имени Горького, ответил, что есть замечательные режиссеры, которые не имеют своего театра: Дмитрий Крымов, Юрий Бутусов. Но это люди авторского театра, а в такой, как МХАТ, должен приходить человек со своей общественной позицией, культурной значимостью, даже узнаваемостью. Идеально, чтобы это был художник с широкими взглядами, который не будет строить монотеатр, окажется открытым к разному, новому.

— У меня один кумир в плане художественного руководства — Олег Павлович Табаков, но где такого взять? — задался риторическим вопросом режиссер.

На закрытом собрании труппы, где гендиректор был представлен коллективу, он, по словам очевидцев, обозначил один из своих приоритетов — музыкально-драматические спектакли, поскольку большая сцена изначально проектировалась в том числе как оперная, концертная. И пообещал устроить во МХАТ имени Горького «новый Зальцбург». Кроме того, в Сети разошлось видео, опубликованное главным редактором RT Маргаритой Симоньян. На нем Владимир Кехман снимает со стены портрет Эдуарда Боякова и обращается к Татьяне Дорониной: «Татьяна Васильевна! Смотрите, смотрите! Оп! И нет его. Люблю вас очень. Спасибо за всё».

Полищук назначена главным режиссером МХАТ имени Горького

Программу художественного развития она озвучит позже

В канун 8 Марта МХАТ им. Горького наконец обзавелся главным режиссером. Гендиректор Владимир Кехман объявил о своем решении — главным режиссером будет Галина Полищук. Это назначение, судя по реакции труппы, можно считать подарком. С подробностями из МХАТа на Тверском бульваре обозреватель «МК».

По этому случаю генеральный директор доронинского МХАТа Владимир Кехман в большом зале собрал артистов. Представление Галины Полищук начал весьма неожиданно.

— Служить в театре — значит добровольно приносить себя в жертву, скрывать себя, делать невозможное, принять постриг, подчинить себя военной дисциплине, отдать весь талант и знание.

Это отрывок письма Константина Станиславского, личностью которого сейчас весьма очарован Владимир Кехман, он штудирует его труды.

— Вообще это похоже на клятву, — сказал он и пояснил, что с этой цитаты свою программную статью когда-то начинала Татьяна Доронина. На протяжении часа он несколько раз процитировал ее.

Итак, главным режиссером МХАТа им. Горького стала Галина Полищук. Фигура, прямо скажем, пока широко известная в узких кругах, и это тем более возбуждает к ней интерес. Кто же она такая, какой ее творческий бэкграунд?

Галина Полищук родилась, выросла и училась в Риге, у нее нет родственников в России. Послужной список более чем любопытный — стюардесса, филолог, преподаватель в старших классах общеобразовательной школы, общественный деятель и режиссер. Последнюю профессию она получила в Москве, в ГИТИСе, куда приехала поступать в возрасте 27 лет.

— А поскольку выяснилось, что на актерский факультет принимают до 25 лет, я пошла на режиссерский. Училась у Бориса Юхананова и Клима.

Эти мастера в 90-е развивали современное направление в российском театре, причем радикальное. К слову сказать, Клим очень высоко ценил актерские способности Полищук, она у него играла, но все-таки предпочла профессию режиссера. В России ставила только в далекой провинции, и вот в Москве, во МХАТе на Тверском бульваре два года назад выпустила спектакль «Женщины Есенина», который теперь бьет рекорды по посещаемости. Второй ее работой также во МХАТе стала постановка «Жди меня» по рассказу Валентина Распутина. Теперь она открывает новую страницу своей биографии в Художественном театре, став его главным режиссером. А значит, в какой-то степени должна определять художественную политику Академического театра.

— Галина, у вас уже есть программа художественного развития театра?

— Да есть, я озвучу ее позже. Мы уже многое обсудили с Владимиром Абрамовичем (Владимир Кехман — генеральный директор МХАТ им. Горького. — М.Р.). Но на сегодняшний день свою главную задачу я вижу в одном — как можно больше занять артистов в текущем репертуаре. Труппа-то большая, актеры разных поколений, и все должны работать.

Судя по всему, гендиректор МХАТа дает полный карт-бланш Галине Полищук. В следующем сезоне, по его словам, она должна сделать коллекцию своих спектаклей. «Коллекцию, потому что у нее есть свой стиль, а также я хочу, чтобы она помогла мне организовать работу режиссерского управления на европейском уровне», — пояснил Владимир Кехман.

Остается сказать, что к обязанностям главного режиссера Галина Полищук приступит 13 марта.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28985 от 8 марта 2023

Заголовок в газете:
Полищук вернулась в театр

Минкульт назначил новое руководство МХАТа имени Горького. Коллектив возглавил продюсер и режиссер Эдуард Бояков, его заместителем по литературной части стал писатель Захар Прилепин, по творческой — режиссер Сергей Пускепалис. Их объединяют связи с самопровозглашенной ДНР: Прилепин возглавлял батальон, а Боякова и Пускепалиса он называет «боевыми товарищами из мира культуры». Какой будет новая жизнь МХАТа, выяснял корреспондент RTVI Илья Андреев.

МХАТ имени Горького театральные критики давно прозвали «театром для пенсионеров»: советский репертуар, полное отсутствие авангарда и экспериментов в драматургии, и в результате модные театральные премии обходят театр стороной. Со времен распада советского МХАТа ничего не изменилось, а бессменный руководитель Татьяна Доронина казалась вечной. Удачно, что в день назначения на основной сцене выходной — такой поворот сюжета требует антракта.

Критики шутят: «МХАТ наконец получил „Золотую маску“». Для этой награды театр считался неформатным, а эту престижную премию, по сути, когда-то создал сам его новый худрук. Боякова всегда считали ярким режиссером. Среди его работ — «Дети Розенталя» в Большом, «Кислород» в театре «Практика», театральные проекты «Политеатр» и «Человек.doc», фестиваль «Текстура».

После 2014 года режиссер перенес эксперименты со сцены в жизнь, начал резко высказываться о своих коллегах и лояльно — о российской власти, а также поддерживать вооруженные отряды в самопровозглашенных республиках Донбасса. Той же позиции придерживаются Захар Прилепин и Сергей Пускепалис — втроем они входят в Русский художественный союз, который сами создатели часто называют реакционным.

Ксения Ларина, журналистка «Эхо Москвы»: «Важно понимать, что это не просто три разных человека — это основатели и идеологи Русского художественного союза. Такая организация чуть больше года назад образовалась и объединила все патриотические мракобесные силы. Там сейчас свои интриги будут развиваться. И я знаю, что группа артистов и сотрудников театра уже готовит письмо или отпор. Так что интриг будет много».

Но ни бывший руководитель, ни театральная труппа против назначения пока не выступили. Все понимали, что Дорониной скоро уходить, но на ее место прочили то Николая Бурляева, то Юрия Полякова. А МХАТ все это время оставался заповедником советского театра в новой Москве.

Григорий Заславский: «Невозможно мириться с тем, что в центре Москвы стоит театр, который равнодушен к современной публике»

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа: «Этот театр был, действительно, равнодушен ко времени, к публике, потому что элементарно сидеть в этих креслах давно было невозможно».

До кресел очередь еще не дошла. Новое руководство обещает поддерживать академичность и преемственность театра, хотя понимает это по-своему.

Эдуард Бояков, новый худрук МХАТ: «Я вижу даже по афише этого театра, что это не современное пространство. При том, что Татьяна Васильевна [Доронина] — человек, готовый присягнуть русской культуре, традиционным ценностям и противостоять этому страшному либерально-западническому цунами, которое на нас обрушивается. Но ее театр не владеет современными технологиями, не владеет современным языком. И получается, что молодое поколение, естественно, выбирает эстетику „Гоголь-центра“ или других пошлейших спектаклей».

Возможно, это назначение не было бы настолько скандальным в другом контексте, но оно случилось на фоне суда над Кириллом Серебрянниковым, о котором Бояков уже не раз крайне негативно высказывался. Труппа с новыми руководителями пока не познакомилась — это произойдет в ближайшее время.

Минкультуры назначило новых руководителей сразу в двух московских театрах — МХТ имени Чехова и МХАТе имени Горького. Новым худруком первого стал актер Константин Хабенский. На этом посту он сменит Сергея Женовача, который решил уйти по собственному желанию. При этом он продолжит руководить основанной им в 2005 году Студией театрального искусства.

В Минкультуры рассчитывают, что Хабенский будет развивать традиции МХТ и предложит зрителям новые творческие проекты. Насколько ожидаемым было это назначение? И каким станет театр при новом руководителе? На эти вопросы ответил театральный критик, ректор ГИТИСа Григорий Заславский:

В чем причина ухода Александра Ширвиндта с поста художественного руководителя Театра сатиры

«Я надеялся, что Женовачу все-таки дадут возможность доработать до конца контракта, то есть до апреля 2023 года. Московский художественный театр имени Чехова после Табакова находился, с одной стороны, в состоянии очень хорошо работающей фабрики по производству спектаклей, но был абсолютно лишен художественной идеи. И, конечно же, никакой художественной стратегии при всем огромном уважении, любви, преклонении перед Олегом Павловичем Табаковым, не было.

Конечно, Женовачу нужно было начинать здесь не с нуля, а с какой-то отрицательной величины. Начались конфликты с директором. Нежелание самому принимать управленческие решения, избыточное доверие своему постоянному творческому партнеру, соратнику Александру Боровскому, который для многих стал раздражающей фигурой , и нежелание считаться с этим. То есть это тот случай, когда нужно было чуть-чуть отвести Боровского в тень, чтобы сохранить вокруг себя труппу и сплотить театр. К тому же не было такого давления, как сейчас, со стороны Telegram-каналов, которые работали на уничтожение Женовача.

Для меня назначение Хабенского — совершенно очевидный знак жесточайшей борьбы, которая шла, с одной стороны, против его предшественника, с другой стороны, за это место.

В данном случае это выбор компромиссной фигуры с учетом того, что когда-то имя актера фигурировало среди тех, кто мог возглавить МХТ после Табакова. Я искренне желаю ему успеха. Но я никогда не слышал о какой-то стратегической идее Хабенского. Он выдающийся актер, один из лучших сегодня в России, но актер, режиссер, строитель театра — это три разных образа жизни, образа мышления».

Новым гендиректором МХАТа имени Горького стал Владимир Кехман. Последние несколько лет в театре было несколько громких скандалов. Часть труппы выступила против худрука Эдуарда Боякова и попросила вернуть на пост Татьяну Доронину. В июле она написала письмо президенту Владимиру Путину с просьбой «изгнать торгашей из нашего театра», то есть уволить действующего худрука. Кроме того, театральное сообщество негативно восприняло появление на сцене МХАТа телеведущей Ольги Бузовой, которая исполнила роль в спектакле «Чудесный грузин».

Как представители культуры отреагировали на усиление проверок в отношении спектаклей

Сможет ли Владимир Кехман стать кризисным менеджером для театра? В части финансового управления ему, судя по всему, доверяют, говорит театральный критик Павел Руднев. Однако привнести что-то новое в репертуар, по его мнению, он вряд ли сможет:

«Кажется, что скандалов только прибавится. Это не тот случай, когда перестановки должны кого-то примирить, породить какую-то гармонию и уж тем более решить проблему смены направления, репертуарной политики. Кехман в значительной степени одиозен. Он, скорее всего, поставлен властью как финансовый супервайзер, который может сдержать денежные потоки и упорядочить их.

Его фигура очень сомнительна в художественном плане.

Новосибирский период ничем хорошим не закончился. Именно Кехман снял спектакль «Тангейзер» Тимофея Кулябина, который поддержала вся творческая театральная элита. И именно он не дал играть его дальше, принял очень волюнтаристское и несправедливое решение по поводу ликвидации постановки на пятом показе его существования. Это единственное, чем он запомнился на этом посту».

Владимир Кехман также продолжит работать в качестве художественного руководителя Михайловского театра. На аналогичной должности в Новосибирском государственном театре оперы и балета его сменит Дмитрий Юровский, который был музыкальным руководителем и главным дирижером.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дизпаркол для поросят инструкция по применению в ветеринарии
  • Celebrate tws w11 инструкция на русском
  • Должностная инструкция главный механик на производстве
  • Биадезин дезинфицирующее средство инструкция по применению
  • Духовка хотпоинт аристон инструкция режимы приготовления