Методы содержание средства руководства игрой

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка — детский сад №17

Рекомендация для педагогов

Примеры образно-ролевых и сюжетно-ролевых игр на развитие  коммуникативных навыков

C:\Users\EvgeshaC\Desktop\i_2.jpg

                              Составил: Воспитатель средней группы

                                                     Шешко Оксана Александровна

Образно-ролевая игра

Методические рекомендации  для педагогов

«Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты:

— планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

— совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; — своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

— активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Роль педагога при участии в образно — ролевой игре в средней группе

— включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

— вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

Приемы косвенного руководства.

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

— внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

— экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми

— создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

— чтение художественных произведений, драматизация сказок

— наблюдение за играми других детей

-напоминания об интересных фактах из жизни.

Организация предметно-игровой среды

— сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

— внесение в среду новой игрушки

— изготовление детьми атрибутов для игры

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

— ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

— создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

Организация воспитателем игр обучающего характера:

— театрализованные игры

— игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »

— дидактические игры «Кому что нужно для работы»…

Создание игровой проблемной ситуации:

— с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) — с помощью активизирующего общения педагога с детьми.

— поощрение

— привлечение в игру малоактивных детей.

Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 4 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

Пример:

Роль взрослого в игре. Воспитатель участвует в игре в качестве зрителя, наблюдателя, который по ходу игры задает вопросы.

— Диана ползает по игровой комнате на четвереньках.

Воспитатель. Диана, не протирай коленки на колготках, встань на ноги.

Диана. Мяу!

Воспитатель. Ты во что-то играешь?

Диана. Нет. Я просто кошка. Мне нужны  мыши.

Показывает привязанный пояс от халата, который болтается сзади, изображая хвост.

Воспитатель. Ну хорошо, если ты кошка, давай ты будешь сидеть на мягком диванчике или лежать клубочком.

Диана. Я так ночью лежу, а сейчас день. Я  ночью выспалась!

Потягивается,  прогибая спинку,  как кошка.

Воспитатель. А ты взрослая кошка или котенок?

Диана. Котенок еще.

Воспитатель. Я буду твоей мамой — кошкой. Ты должна слушаться маму.

Подползает к воспитателю, трется спинкой и мурчит как кошка.

Воспитатель. Я поглажу тебя по головке, а  ты мне песенку споешь?

Диана. Не спою, а помурчу. Только вы будете не моей мамой, а хозяйкой. Потому что мама — кошка меня  бы не гладила, а лизала.

Воспитатель. Хозяйка хочет, чтобы ты лапки помыла, т.к. скоро полдник будет.

Диана издает шипящий звук. Убегает на четвереньках

Диана. Вы что! Я же воды боюсь! Ш…

Воспитатель. Тогда придется тебе превратиться в человека, чтобы сходить в столовую для детей, а не для кошек. Я волшебник, я тебя превращу.

Диана. А потом превратите меня обратно в кошку?

Воспитатель. Превращу.

Перечень методов и приемов руководства сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д.,

Основной линией развития ребенка является постепенное освобождение от конкретной ситуации, переход от ситуативного общения к внеситуативному. Такой переход дается малышу непросто, и взрослому нужно приложить определенные усилия для того, чтобы ребенок смог преодолеть давление воспринимаемой ситуации. А вот в игре такой переход происходит легко и естественно.

Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных действий к свободе от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом освобождении и состоит значение игры для психического развития детей.

Методические рекомендации для воспитателей по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр

1) Наблюдайте за играми детей, выявляйте их игровые умения и интересы.

2) Не ограничивайте пространство детей. Сюжетно-ролевая игра должна развиваться не только в пределах специально оснащённых игровых зонах.

3) Игра – процесс длительный. То, что подчас взрослым кажется беспорядком, для детей является живым и настоящим миром игры. Для того чтобы содержание игры развивалось, позволяйте оставлять на несколько дней детские постройки и организованные самими детьми игровые зоны.

4) Педагогу необходимо косвенно воздействовать на развитие игры. Оно должно обеспечить положительное, эмоционально-окрашенное отношение детей к явлениям окружающей действительности, без прямого педагогического воздействия.

5) Важно, чтобы в игре дети пользовались предметами-заместителями, не всегда использовали игрушки, игровые атрибуты и групповые предметы по их непосредственному назначению, это стимулирует их фантазию.

6) Не бойтесь быть наравне с детьми, быть их другом и партнером. Узнавайте интересы и увлечения детей, больше рассказывайте о себе и о своем детстве. Это позволит сформировать доброжелательные и доверительные отношения с детьми и поможет Вам стать участником игры, а не «контролером».

7) Читайте детям и обсуждайте с ними интересные книги, сказки и рассказы с увлекательным, приключенческим сюжетом.

8) Делитесь с детьми своим опытом не только на словах, но и на деле. Дети склонны к подражанию. Показывайте им, как можно использовать те или иные игрушки и предметы в игровых целях.

9) Интересуйтесь развитием современной детской субкультуры. Воспитатель – это тот человек, который должен знать всё. Что дети любят смотреть, в какие игрушки играть, о чем говорят.

10) Игры детей должны быть разнообразны и усложняемы в течение года. Помимо бытовых и социальных сюжетов, разрабатывайте игры на героико-патриотические темы, темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач, а также игры-фантазии, где дети вместе с Вами придумают свой собственный сюжет игры.

11) Создавайте больше проблемно-игровых ситуаций для детей.

12) Самая лучшая игрушка та, которая сделана своими руками. Даже если в группе нет необходимых игровых атрибутов, их всегда можно сделать своими руками. Делайте с детьми или приобщайте родителей к совместному с детьми труду по созданию необходимых игровых атрибутов и игрушек.

13) Сюжетно-ролевую игру старших дошкольников можно интегрировать с другими видами детской деятельности. Для этого можно использовать метод проектной деятельности.

14) И помните, что ребенок в игре не просто отдыхает от учебной деятельности, но также развивается и приобщается к социальному миру. От того, сколько ребенок играет в дошкольном детстве, будет зависеть его успешность в школе.

Методы
и приемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми

Подготовила: Топольникова Н.В.,
воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.

В настоящее время большое внимание
уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека
в детстве и продолжается всю жизнь. Малыш стремится к активной деятельности, и
важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему
развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она
значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Поэтому
 наиболее близки и естественны для ребенка дошкольного возраста игры и активное
общение с окружающими – как со взрослыми, так и со сверстниками.

Сюжетно–ролевая игра – первый опыт социальных
сил и первое их испытание.

Сюжетно-ролевая игра — это деятельность, в
которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в
специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или
моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Самостоятельная сюжетная игра – любимый
вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально раскрываютя их
способности.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми
перед воспитателями стоят такие задачи:

• развитие игры как деятельности
(расширение тематики игр, углубление их сюжета);

• использование игры в целях воспитания
детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует
большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять
игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой
деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного
вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала
игры).

Прямые приемы – непосредственное включение
педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение,
помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель
оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям
распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход
представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые
выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет
собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию
самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и
потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие
компоненты: — планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта
детей;

— совместные (обучающие) игры педагога с
детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;
— своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося
жизненного и игрового опыта;

— активизирующее общение взрослого с
детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре
новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы
сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира
игры.

Ребенок развивается в процессе общения со
взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и
ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится
необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не
только взрослый стремится передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его
усвоить.

Поэтому, работая в группах с детьми, нужно
стараться установить эмоциональный контакт с ребенком. Для этого можно
применить ряд дидактических игр, целью которых является формирование
эмоционального контакта с взрослым, а также использовать дидактические игры по
формированию представлений о себе и о других.

Детей младшего дошкольного возраста надо
учить обыгрывать игрушки. Это способствует развитию у детей функции общения,
оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Обыгрывая
игрушки, нужно учить детей проявлять заботу, сопереживать. Особое внимание
уделяется кукле. Можно учить ребенка воспринимать куклу, как заместителя
человека, а затем учить детей игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и
одеванию, укладыванию спать и т. д. Эту работу лучше всего делать в процессе
режимных моментов.

Формирование игровой деятельности у детей
должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях
социальной жизни.

Вначале предлагаются детям роли, которые
наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в
повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей можно
использовать различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за
взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной
литературы, беседы.

Большое внимание уделяется умению детей
действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с
действиями своих сверстников. С этой целью в детском саду широко используются
игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей
подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций
подбираются сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами.
(«Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Репка» и т.
д.)

Одним из важных моментов в руководстве
игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в
игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.

Нужно давать ребенку различные роли, а для
того, чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, использовать
костюмы и различные атрибуты.

Большое место отводится играм, отражающим
труд взрослых («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.).

Для проведения каждой из этих игр
требуется подготовка детей. Для этого формируются у детей представления об этих
профессиях, используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения
за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной
литературы, беседы. Вместе с родителями подготавливаются соответствующие
атрибуты к игре.

Игра в детском саду организовывается, как
совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она
способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной
информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия
для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Для того чтобы дети могли проявлять
творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и
привлекательны, мы создаем следующие условия:

— содержание игр соответствует интересам и
возможностям детей;

— педагогическое сопровождение игр
строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;

— создаются необходимые атрибуты к игре;

— предметно-игровая среда дошкольного
учреждения постоянно изменяется.

Таким образом, педагогические мероприятия
в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:

Организовать место для игры,
соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

Продумать подбор игрушек, материалов,
пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам
развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

Руководя наблюдениями детей, содействовать
отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

Следовать тому, чтобы группировка детей в
игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию
языка более слабых и отстающих детей.

Проявлять интерес к играм детей беседами,
обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства
упражнять язык детей.

Игра – это средство, с помощью которого
дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в
процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов — стать направляющим и
связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство
обогащать игровой опыт малышей.

«Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте».

В дошкольном детстве все занятия с детьми и большинство мероприятий строятся на игровых методах. Такой подход, как известно, основывается на сензитивном виде деятельности ребёнка – игре. Значимость игры трудно переоценить. Игра учит, развлекает, позволяет легче пережить трудности, «отыграть» травмирующие ситуации, осознать многие моменты и события, позволяет почувствовать что-то, увидеть ситуацию со стороны. Если ребёнок не играет – это один из самых тревожных сигналов, указывающих на то, что с ним что-то не так: заболел, сильно переживает или подавлен, развивается дисгармонично. Наблюдая детскую игру, можно многое узнать. Об интересах и потребностях, о стилях общения и воспитания ребёнка, отношении к нему близких взрослых, об ожиданиях от окружающего, специфики времени, культуре и традициях общества в целом и т.д. Не напрасно одним из диагностических критериев среди специалистов является игра. А в современном мире игру используют при работе и со взрослыми.

Установка контакта между детьми – дошкольниками тоже, как правило, сразу после знакомства переходит в игру. Так дети, знающие много игр и умеющие их организовать, вовлечь, способные придумать и поддержать игру и игровые действия, почти всегда пользуются большой популярностью не только среди сверстников, но и среди старших и тем более, младших.

Споры взрослых, особенно педагогов , о том, нужно ли учить детей играть, то затихают, то вспыхивают с новой силой. Дело в том, что за последние десятилетия намечена тенденция особенностей развития и физических состояний детей и подростков, выраженная в увеличении и разно плановости психологических и психических трудностей, поведенческих и эмоционально-деструктивных расстройств, заставляющих специалистов снова и снова искать причины и связывать их со следствиями. Переход к цифровизации и роста повсеместного использования технических средств сыграл в этом не последнюю роль. Между тем, практика показывает, что непосредственное общение межу детьми, детьми и взрослыми, в том числе в игре, требует особой внимательности со стороны взрослого, осторожности в выборе темы, подборе методов и направлений.

Самостоятельная игра детей важна, но участие взрослого не только значительно обогащает сам процесс, иногда являясь непременным условием сохранности игры как процесса, но и может способствовать развитию социально – коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер ребёнка, а так же психических функций в целом.

Ориентируясь на возрастные особенности детей, включение в игру детей взрослого различается. В таблице приведены основные приёмы и методы руководства детской игрой, приведённые в ознакомительных целях, что бы помочь педагогу в выборе и использовании для конкретной возрастной категории.

Таблица 1. Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте.

Методы возраст

2-3года

3-4 года

4-5 лет

5-6лет

6-7 лет

Прямые

Внесение игрушки, поручение Совместная игра, показ, диалог, вопросы, эмоциональность

Распределение участия, включение

Распределение участия, включение

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации, изменение сюжета, задачи, привнесения

,

косвенные

Обстановка, атрибуты, совместное наблюдение, рассматривание, подключение, проблемная ситуация, игровая обстановка

Внесение игрушки, поручение, экскурсия, наблюдение, включение педагога, обучение, поощрение, вопросы

Внесение игрушки, поручение Похвала, поддержка, наблюдения, рассказы, факты из жизни, проблемные ситуации

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки,

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки

комплексные

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Таблица 2. Циклограмма организации разных видов игр детей в режиме дня.

Режим.моменты

Виды игр

1

1.пол.дня

Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, словесные

2

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, проблемно-поисковые

3

2 пол.дня

Театрализованные, коммуникативные

4

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, развлекательные

Литература:

1.Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном

учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. — М.: Просвещение,

2006. — 112 с

2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного

возраста / А.Г. Гогоберидзе. — М.: Издательский центр «Академия»,

2005. — 320 с.

3. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации

жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. — М.: Юрайт, 2010. — 288 с.

4. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика

наблюдения ребенка / И.И. Мамайчук. — СПб., 2008. — 126 с.

5. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. — М.:

Просвещение, 2001. — 136 с

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/491981-metody-i-priemy-rukovodstva-igroj-doshkolniko

Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста

Кашина Е.В.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно — ролевой игре?

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит как всестороннее воспитание детей, так и творческое развитие каждого ребёнка .

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.

Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы

Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Старший дошкольный возраст

Приемы прямого руководства

— включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно-игровой среды;

— использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

— спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

> Комплексный метод руководства игрой.  С. Новоселова.

1. Обогащение 2. Обучающие игры социального опыта (обогащение детей в игрового опыта) повседневной жизни 4. Активизирующее общение 3. Организация воспитателя с предметно-игровой детьми в игре среды

Комплексный метод руководства игрой. Компоненты игры Младший Средний Старший возраст Связь психического развития и игры, задачи развития игры Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни Обучающие игры (обогащение игрового опыта). Организация предметно- игровой среды Активизирующее общение воспитателя с детьми

Связь психического развития и игры, задачи развития игры Младший возраст Игра младших дошкольников имеет социальное содержание, из которого вытекает необходимость выделить и распределить роли людей в соотношении с сюжетом игры, принять роль на себя и действовать согласно ей. Поэтому основными задачами руководства играми детей младшего дошкольного возраста являются: — развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий, — развитие и обогащение сюжетов игр, — формирование умения детей играть рядом, а затем и вместе. Дети четвертого года жизни должны уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником, использовать предметы-заместители и заменять некоторые игровые действия словами.

Средний возраст 5 -й год – период интенсивного развития самостоятельности детей и проявление ее в разных видах деятельности. Происходят значительные изменения в познавательной сфере (совершенствуется восприятие, умение обследовать предметы), развивается мышление и речь. Дети могут выполнять определенные правила, их начинает привлекать коллектив. Формируются эмоционально-нравственные оценки, дети активно овладевают средствами эмоциональной выразительности (меняют интонации в зависимости от содержания). На пятом году жизни совместная сюжетно-ролевая игра становится ведущей формой игровой деятельности. В начале года воспитатель обращается к игровому опыту, приобретенному детьми в предыдущей группе. В этот период важно поддерживать воплощение замыслов путем реализации в игре нескольких игровых задач и комбинирования разных эпизодов из сказок и реальной жизни. Поощрять стремление играть не только с игрушками, но и с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, обозначать действия словом. Педагог подсказывает новые роли, способы поведения, характер высказываний, содержание диалогов, учит договариваться со сверстниками, вступать в деловое взаимодействие с остальными.

Старший возраст К 6 -и годам при правильном педагогическом влиянии дети уже умеют самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры: выбрать тему, создавать предметно-игровую среду, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения, т. е. сюжетно-ролевые игры приобретают самостоятельный характер, открывают простор для индивидуальных замыслов детей. В старшей группе совершенно недопустимо как прямое навязывание детям готовых, идущих от воспитателя игр для тем, так и разучивание определенных сюжетов или строго тематический подбор игровой атрибутики, сковывающий детскую инициативу в игре. У старших детей к концу года насчитывается 7 -10 ролей в играх, из них 2 — 3 любимые. В играх приходит опыт понимания общественной жизни. Дети приучаются сдерживаться, не вступать в конфликты, становятся внимательнее к требованиям взрослых и сверстников, начинает складываться нравственная основа в игре, на которую ребенок начинает опираться и в повседневной жизни.

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни. Младший возраст. Формы расширения практического опыта могут быть разными: — наблюдения в группе, на участке, в спальне, раздевалке — наблюдения за действиями взрослых и другими детьми — посильное участие детей в трудовых действиях взрослых — разные виды занятий, на которых закрепляются, расширяются знания о животных, людях, предметах, действиях с ними, Рекомендуется: побуждать детей наблюдать в быту за подготовкой взрослого к осуществлению какой-либо задачи (посмотреть как и что делает няня, прежде чем накормить ребят). Обращать внимание на поведение взрослых, взаимодействие взрослых животных и их детей, людей и животных. Наблюдать совместный труд 2 -3 людей, общение (продавец – покупатель, врач – больной, хозяйка – гость). Наблюдать на улице, на участке за подготовкой взрослых к осуществлению какой-либо задачи (шофер протирает стекло, заводит машину, уезжает). Наблюдать за более сложными явлениями окружающего мира (как и для кого строят дома, прокладывают дорогу и т. д. ). Наблюдения в ходе экскурсий следует сопровождать беседой, чтобы вызвать умственную активность и подвести детей к конкретным выводам. Нужно включать детей в активную деятельность – в ходе наблюдений за шофером – посидеть в кабине, за поваром – подсказать, в какой воде лучше мыть посуду, как найти нужные продукты. Можно наладить связь игры с обучением (например, изо – лепить угощение куклам).

Средний возраст. Педагог предлагает ознакомление с трудом почтальона, продавца. Наряду с сообщением новых знаний о профессиях, углубляются представления об уже известной деятельности (шофера, врача, работников д/ c ), дети получают новые сведения о домашних животных, людях, которые ухаживают за ними, о жизни диких животных. Дети знакомятся с новыми предприятиями (аптеки, киоски, школа). При ознакомлении с трудом взрослых особое предпочтение отдается экскурсиям. В отличие от младших групп детям могут быть показаны не только действия, которые люди выполняют, но и объясняют значимость их труда для окружающих, обращается их внимание на личностные качества человека (продавец вежливый, внимательный, советует). Воспитатель стремится вызвать симпатию к человеку, с профессией которого знакомят, стремление помочь (прачка). Также, как и в младшей группе, надо показывать, что люди могут действовать с орудиями труда, но и постепенно вступают в контакт. Для углублений знаний надо продумать ситуации, предполагающие совместный труд со взрослыми (дети стирают кукольное белье). Воспитатель должен учить детей общаться и убеждать в необходимости общаться (попросить сходить в мед кабинет и выяснить что-то у мед. сестры). Так дети приобретают социальный опыт, который поможет им в налаживании отношений со сверстниками в игре (плюс наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, картины).

Старший возраст. Старшие дошкольники уже имеют достаточно широкий круг знаний о социальной и природной сфере, которые могут отразить в играх. Когда представлений о каких-нибудь явлениях недостаточно или они имеют не всегда отчетливый характер, дети проявляют любознательность. Возникающий интерес удовлетворяется на занятиях, в беседах, при ответах на вопросы, чтении произведений (возраст почемучек) и также способствуют обогащению детских игр. Используются также для формирования более четких представлений дидактические игры о трудовых действиях и взаимоотношениях взрослых людей, встречи с родителями. В старшей и подготовительной группе изменяется содержание экскурсий – они носят обобщающий характер, дети получают более широкий спектр знаний и конкретизируют, уточняют, углубляют уже имеющиеся представления. В беседах, которые проводятся после непосредственных наблюдений важно подчеркивать нравственную сущность человеческой деятельности.

Обучающие игры (обогащение игрового опыта). Младший возраст. Педагог должен понимать, что его цель не игра в рамке «заданного» сюжета» , а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Чтобы выделить ролевой диалог, нужно пользоваться минимальным количеством игрушек (смещать акцент на разговор персонажей). На первых этапах можно показывать образцы диалога. Затем — игры-драматизации. Для введения в игру предметов-заместителей можно использовать проблемные ситуации, вопросы (сломался мотор, надо поднять машину, чтобы отремонтировать, дальше использовать кубики, как домкрат, палочку вместо отвертки).

Средний возраст. Роль обучающих игр несколько снижается (есть некоторый опыт), они помогают овладевать ролевыми способами поведения: — театрализованные игры , где разыгрываются несложные произведения, литературные сюжеты и дети используют выразительные средства, следовательно, расширяют сюжетные линии самостоятельных игр, дают образцы взаимодействий, отношений героев; — игры-загадки типа «угадайте, кто пришел» , (способствуют развитию выразительных средств); — подвижные игры с сюжетным содержанием ( «у медведя во бору» ), помогают войти в игровую роль; Старший возраст. Все виды игр, в которых развиваются игровые умения (выразительно передавать особенности персонажей, правильно строить ролевой диалог и др. ) способствуют развитию ср игры. Например, дидактические игры ( « Кому что нужно для работы» ) для уточнения знаний о людях разных профессий, для обогащения сюжетных линий «Как принимать гостей» .

Организация предметно-игровой среды Младший возраст. Дети хорошо осваивают принцип замещения, поэтому в группу можно внести разнообразные предметы (бросовый и природный материал, например, кусочки поролона, меха, шнурки…). Нужно подводить детей к тому, что некоторые предметы-заместители можно легко преобразовать (бумагу разорвать, смять, свернуть, нарисовать на ней…). Нужно поощрять свободное использование предметов-заместителей. — можно использовать элементы оформления игровых эпизодов, изображенных на съемных панно. — для того, чтобы ребенок осознал роль и взялся ее выполнить помогают предметы, детали одежды, характерные для изображаемых людей (бусы, фартук, юбка – для мамы, галстук – для папы). — изменение игровой среды способствует преодолению стандартных и стереотипных детских игр. Этому и помогает внесение новых игрушек или уменьшение их количества, заставляющее прибегать детей к использованию заместителей. — можно привлечь детей к изготовлению простых предметов для игры (например, воспитатель вырезает силуэт банки, дети рисуют овощи).

Средний возраст. В средней группе, как и в младшей, игрушки вносятся постепенно по мере ознакомления с окружающим. Дети широко используют предметы- заместители, включают в игры воображаемые предметы. На 5 -м году дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, педагог помогает выбрать наиболее удачный наводящими вопросами. Продолжает использовать съемные панно-картины, содержание которых более разнообразное (например, подводный мир). Для выражения исполнения роли помогают предметы одежды, но не точная копия костюма, а элемент одежды. На пятом году жизни нужны крупные игрушки. В средней группе дети привлекаются к изготовлению различных построек (например, из строительного материала) следовательно, воспитатель не дает готовое решение, а побуждает к самостоятельному поиску вариантов. Можно использовать игрушки-самоделки, вместе с детьми в детском саду или дома с родителями. Игровая среда должна быть подвижной для развития творчества в игре. Воспитатель, изменяя среду, может поддерживать интерес и усложнять способы отображения одного и того же события.

Старший возраст. Среда предполагает учет особенностей психологического и умственного развития старших дошкольников (наглядно-образное мышление, способность к моделированию действительности в игровой форме, развитие воображения, склонность к фантазии, обоснованное комбинирование и преобразование ранее полученных знаний), а также выполнение воспитателем задачи развития детского творчества в игре. Это означает, что предметно-игровая среда не должна сковывать инициативу детей, тематические уголки, которые помогали в младших группах развить игру теперь могут стать тормозом игровой инициативы, т. к в них заранее задается игровая задача. Нужно предусмотреть умение детей самостоятельно подбирать игрушку или предмет-заместитель, самостоятельно создать игровую обстановку с помощью подсобного материала, сооружать нужные поделки и т. д.

Активизирующее общение воспитателя с детьми Младший возраст. Задача воспитателя – построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало ролевое поведение. Надо угадать, что делает ребенок, подключиться к его игре, найти подходящую по смыслу дополнительную роль и развернуть ролевое взаимодействие. Тематика должна быть интересной для детей, сюжеты игр, который развертывает воспитатель однотемны и построены в основном на парных ролях, тесно связаны по смыслу. Нужно направить внимание детей на осознание принятых ролей и общение со сверстниками. При этом можно использовать следующие приемы: — обращение к ребенку в предполагаемой роли, — напоминание о литературном герое, — показ образца игры другим ребенком, — проблемная ситуация (как врач должен обратиться к больному) — нужно стремиться к более выразительной передачи роли, можно делать подсказки о поведении людей разных профессий. Главное условие – дети должны побуждаться к самостоятельному решению игровых задач. Взрослый лишь активизирует опыт и знания наводящими вопросами, советами. Таким образом, необходимо опосредованно учить детей самостоятельно ставить взаимосвязанные игровые задачи и побуждать детей к активному проявлению себя в ролевых и реальных действиях с партнерами по игре. С этой целью используются как косвенные, так и простые приемы руководства.

Средний возраст. Подвести к самостоятельному и творческому применению игрового и жизненного опыта помогают игровые проблемные ситуации, ставящие детей перед выбором замысла и роли, необходимости решать игровые задачи. Эффективным методическим приемом является поощрение – многих детей нужно своевременно поддержать в той или иной роли, похвалить за согласованность игровых действий, за подчинение общим командам. Педагог должен оберегать детскую самостоятельность и лишь в случае необходимости направлять их, не вовлекать детей в игу против их желания. К концу пятого года жизни дети приобретают следующий игровой опыт: Игровые сюжеты развернуты и реализуют интересные замыслы. Большинство детей предпочитают играть вместе. Как правило, дети уже обо всем могут договориться сами. Хорошо осваивают способы предметно-игровой деятельности, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Вступают в ролевые взаимодействия на достаточно длительное время, часто завязывают содержательную ролевую беседу.

Старший возраст. Воспитатель в основном использует косвенные приемы руководства детьми, охраняя самостоятельность детских игр. Создавая проблемные ситуации, воспитатель должен гибко влиять на замысел игры, на развитие сюжета, на усложнение способов отображения действительности. Воспитатель может подавать реплики-советы по содержанию игры, незаметно видоизменять игровую среду, иногда включаться в игру как равный партнер. Если дети не могут свободно применять средства игрового замещения, не владеет ролевым диалогом нужно усилить индивидуальную работу. Кроме приемов, использующихся в младшей и старшей группах можно использовать: — рассказывание сказок или случаев (реальных и фантастических) в кругу небольшой группы детей; — разыгрывание знакомых и интересных сказок и рассказов, творчески развивая сюжет, импровизируя; — предварительное обсуждение темы и хода игры, выбор игрового материала (но не нужно придерживаться жестко установленного плана).

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Магний цитрат инструкция по применению взрослым женщинам таблетки
  • Easylyte plus na k cl анализатор электролитов инструкция
  • Ручка для удаления бородавок инструкция по применению
  • Инструкция к микрофону handheld ktv ws 858
  • Колпотрофин цена инструкция по применению цена отзывы