Методы руководства трудом детей в разных группах

Виды детского труда и формы его организации в дошкольном возрасте

        Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом.

        Призывы к долгу, обязанности — пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.

        Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида физического труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный (или труд в природе) и ручной. Эти виды труда не только доступны, но и привлекательны, значимы для дошкольников, не требуют создания особых условий, могут иметь место в любой семье, каждом детском саду.         Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием, но и своим назначением.

  • Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.
  • Хозяйственно-бытовой труд имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.
  • Труд в природе (или сельскохозяйственный труд) направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными.

        К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы, которая отнесена нами к хозяйственно-бытовому труду, так как направлена на удовлетворение потребностей больше людей, чем объектов природы. назначению он приближается к производительному труду, так как имеет овеществленный результат.

  • Ручной труд связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т. д.

        К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда — во всех возрастных группах.

        В практической деятельности некоторые виды труда совмещаются. Так, уборка на участке листьев, снега, расчистка дорожек осуществляется одновременно с трудом по уходу за растениями — укрыванием деревьев и кустов снегом, перекапыванием почвы вокруг них, побелкой стволов. Уборка группы совмещается с созданием благоприятных условий жизни растениям и животным. Ремонт книг, игрушек может быть связан с убор-кой в книжном и игровом уголках.

        Чтобы удовлетворить желание и интерес детей, используются разные не только виды, но и формы организации труда. Они во многом определяют поведение ребенка, так как он часто включается в работу только потому, что будет трудиться вместе с воспитателем или детьми.

        Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей:

  • Во-первых, по количеству участвующих выделяются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (групповые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы.
  • Во-вторых, по степени самостоятельности — формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).

        Однако существует еще один признак, по которому можно классифицировать формы организации детского труда, — его обязательность. Именно это отличает труд от других видов деятельности. С данной точки зрения выделяются формы организации свободного (необязательного) труда (совместный с воспитателем труд, эпизодические поручения) и формы организации обязательного труда (дежурства, постоянные поручения и коллективный труд со сверстниками).

        Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При небольшом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обязанности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом — коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необязательному) труду, который фактически не отличается от продуктивной деятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших группах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизодически используются поручения, которые тоже не носят обязательного характера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя.

        Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства — по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруппой детей. В старших группах используются все формы, вводится дежурство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, постоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, в которых дети могут проявить самостоятельность.

 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ

        Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом взрослых; художественных средств.

        Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

        Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

        К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

        Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

        Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

        Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

        Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и внедрены в практику разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения; дежурства; общий, совместный, коллективный труд.

        Поручения — это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Трудовые поручения могут различаться по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие); по продолжительности (кратковременные или длительные, постоянные или одноразовые); по содержанию (соответствуют видам труда).

        Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

        В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в «Уголке природы», по подготовке к занятиям. Дежурство способствует систематичности включения детей в трудовой процесс. Продолжительность дежурств бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

        Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

        Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

        Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде — единая.

        Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд — общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей. Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный — в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.

        Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно при определенных условиях, к которым относятся: эмоционально-положительная атмосфера; материальная среда и трудовое оборудование; дозированная нагрузка; учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.

        Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материальной.

        Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию и к организации труда дошкольников. Следовать этим требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и их жизни.

         Вывод:  Труд для дошкольника — полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

Коллективный труд
дошкольников в разных возрастных группах ДОУ

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………….…3

          2.Воспитательные
возможности коллективной деятельности детей …..5

          3. Формы и виды
коллективного труда…………………………………..9

          4. Методика
руководства коллективным трудом……………………….12

          5. Требования к
отбору содержания коллективного труда…………….15

          6. Заключение
……………………………………………………………..18

3.Список
использованной литературы…………………………………..19

Введение 

Трудолюбие 
и способность к труду не дается от природы, но
воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть
творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

     Труд 
развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость
доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление
людей друг о друге.

     Трудовое 
воспитание —  это совместная деятельность
воспитателя и воспитанников, направленная на развитие
у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности
к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на
сознательный выбор профессии.

     Великий
педагог В.А. Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитателем,
когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и
товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую
радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в
окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя
материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

     Радость
труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен
глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только
жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование,
но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства
личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать
любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.
В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения,
самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная
воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости
каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

     Труд
— важнейшее средство воспитания, начиная  с дошкольного
возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные
взаимоотношения.

     Труд
детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь
процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так,
чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для
коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое
условие для проявления творчества личности, ее талантов.

     Труд
— всегда был основой для человеческой
жизни и культуры.

Воспитательные
возможности коллективной деятельности детей 

      Трудовое 
воспитание является одной из важнейших  сторон воспитания
подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание
заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к
доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых
воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное
отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки,
воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость,
бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной
работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

      Основные
виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе,
ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд
детей.

      Поручения
широко используются во всех возрастных группах детского сада, но
в младших  группах они являются ведущей формой организации
детского труда. Воспитатели должны знать, почему работу с малышами по трудовому
воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет
вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу
психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны
в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои
действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они
часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало
интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют
необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во
второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый
трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

      Основной 
формой объединения в труде детей  этого возраста
является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно
и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется
в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

      В
конце года во второй младшей группе вводятся дежурства — систематический 
труд, требующий определенного уровня самостоятельности. (Наиболее
широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной
группах.)

      Наиболее 
сложной формой организации труда  детей является коллективный
труд. Он широко используется в старшей  и подготовительной
группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а
результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют
достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных
поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи
трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе,
работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок.

      В
старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей,
как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце
работы подводится общий итог.

      В
подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда 
дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы.
Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы
общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой,
договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

      Правильно
организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию
взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать
трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления
хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый
посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей
работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В
процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за
растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом,
молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к
труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет
радость. На этой основе в впоследствии будет формироваться понятие об
обязанности каждого трудиться на пользу народа.

      Изучая 
работу воспитателей по трудовому воспитанию детей, нужно использовать разные
методы: наблюдение педагогического процесса, анализ планирования, беседы с
детьми и взрослыми.

      При
наблюдении труда детей в каждой возрастной группе
важно установить: созданы ли условия для трудовой
деятельности; есть ли орудия и материалы для всех видов труда, соответствующие
возрасту детей; рационально ли хранится инвентарь и материалы, могут ли дети
самостоятельно им пользоваться, а также обратить внимание на содержание труда
детей, на систему включения их в труд, его продолжительность и объем, формы
объединения детей в труде, на методы и приемы воспитания детей, на постепенное
усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей.

      В
течение учебного года контроль за выполнением программы должен
осуществляться во всех группах. Наблюдения должны охватить все виды детского
труда и все формы организации детей. Так, наблюдая воспитательный процесс при
самообслуживании, в младшей группе следует уточнить, какие первоначальные
трудовые обязанности введены для детей, как они усваиваются малышами; в средней
группе нужно обратить внимание на закрепление этих навыков, на ускорение темпа
самообслуживания; в старших группах — проверить самостоятельность детей в
процессе самообслуживания. Наблюдая, как организован хозяйственно-бытовой труд
в старших группах, следует посмотреть, внесены ли усложнения в содержание
труда, умеют ли дети распределять обязанности, какова результативность детского
труда; а в младших группах — обратить внимание на доступность труда, на методы
и приемы, побуждающие детей к труду, на поведение детей в последующее время, их
интерес к трудовой деятельности. Наблюдая труд детей в природе, важно
установить соответствие его возрасту детей, местным условиям, времени года.

      Организация
ручного труда также требует серьезного внимания. Наблюдения помогут выяснить,
все ли разновидности этого труда используются воспитателями; какие виды труда
прочно вошли в жизнь детей, какие только вводятся; какими навыками дети
овладевают или овладели.

      Наблюдая
работу дежурных во второй младшей группе, следует обратить внимание на умение
детей действовать при помощи взрослых, на желание включаться в труд
самостоятельно, без помощи окружающих; в средней группе — на умение детей
начинать дежурить без напоминаний, работать в определенной последовательности,
не отвлекаться, доводить начатое дело до конца; в старшей и подготовительной
группах — на умение самостоятельно распределять обязанности, последовательно
выполнять все необходимые действия, соблюдать в работе все правила гигиены
(мыть руки перед дежурством, чашку брать только за ручку и т. д.).

      При
контроле за работой по трудовому  воспитанию следует обратить
внимание  на установление преемственности между  группами,
а также единство требований у воспитателей и другого персонала.
В ходе наблюдений и в процессе анализа заведующий напоминает о необходимости
уделять постоянное внимание формированию трудовых навыков детей, воспитанию
отношения детей к выполнению своих обязанностей; обсуждать результаты
повседневного детского труда, оценивать его, иначе дети утрачивают интерес к
труду.

      Интерес
к труду пропадает и в том  случае, если за все,
что дети делают, их только хвалят: «Молодцы!» Незамеченная
воспитателем небрежность, отсутствие старания, незаслуженная похвала 
снижают педагогическое воздействие труда. При анализе работы воспитателя на эти
моменты также следует обратить внимание.

      Изучая 
работу воспитателей по трудовому воспитанию детей, важно использовать
разные методы: наблюдение педагогического процесса, анализ планирования,
беседы с детьми и взрослым.

Формы и виды
коллективного труда

Одна из основных
задач воспитания детей –это формирование интереса и любви к труду.

Последнее время трудовому
воспитанию уделяется недостаточно внимания. Труд остается эпизодическим и
второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ.

В ФГОС ДО выделяется один
из видов детской деятельности — самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице). А один из целевых ориентиров на этапе завершения
дошкольного образования звучит так: ребенок должен обладать положительной
установкой к разным видам труда.

Выделяют следующие виды
труда в детском саду:

*самообслуживание

*хозяйственно бытовой

*ручной труд 

*труд в природе

Самообслуживание –
направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели,
подготовка рабочего места), В силу ежедневной повторяемости действий навыки
самообслуживания прочно усваиваются детьми, самостоятельно начинают
осознаваться как обязанность.

В младшем возрасте —
каждый из этих процессов привлекателен, так как дает возможность удовлетворить
его потребность в деятельности и выступает как задача, которую нужно решить
самому (надеть ботинки, застегнуть пуговицу).

В старших группах — дети
чувствуют себя уверенно, действия быстры, осознанны, навыки прочны.

Что должны делать дети —
записано в программе по возрастам.

Хозяйственно-бытовой труд

Этот труд направлен на
поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при
организации режимных процессов.

Дети замечают нарушения
порядка и по собственной инициативе устраняют его.

Труд в природе. В младших
группах — приучают к выполнению простейших поручений взрослых (сажать лук,
полив растений).

В старших группах —
выполнение самостоятельно. Трудности в организации этого вида труда связаны с
требованиями САНПИН, запрещающих наличие растений и животных в группе

Ручной труд- это труд по
изготовлению детьми игрушек и предметов из разных материалов.

Формы организации труда:

*поручения

*дежурства

*коллективный труд

Что же представляют собой
формы организации труда детей.

Поручения-наиболее
простая форма организации труда детей.

Поручения — это
возложение на детей конкретного задания, которое он должен выполнить один или с
кем- то из сверстников.

Поручения широко
используются во всех возрастных группах, но в младших группах они являются
ведущей формой организации труда.

Поручения бывают :

1- по характеру
выполнения-индивидуальные и коллективные

2-по трудности- простые и
сложные

3-по времени
исполнения-кратковременные ,эпизодические ,длительные.

Дежурства-более сложная
форма организации труда.

Дежурства: по столовой и
по занятиям.

В младшей группе со 2
половины года – одно условие помочь няне накрыть на стол (раздать ложки,
салфетницы ).

В средней группе — за
каждым столом свой дежурный. Они убирают со стола хлебницы, сметают крошки.
Вводится дежурство по занятиям — действует один, отвечая за результат своей
работы перед воспитателем.

В старшей,
подготовительной группе-дежурства усложняются , как по содержанию ,так и по форме(полная
сервировка стола ,уборка после еды).

Сложной формой
организации труда детей – является коллективный труд, он широко используется в
старших группах.

Коллективный труд – это
выполнение заданий одновременно всеми детьми.

Коллективный труд-это труд
, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат.

2 вида коллективного
труда:

-общий (когда каждый
выполняет свое задание, не зависящее от других участников труда, но результат
труда общий).

-совместный труд (труд
каждого ребенка зависит от труда другого, приучает ребенка работать
коллективом, вместе отвечать за результат работы).

Коллективный труд
разнообразен по содержанию (предлагаю картотеку коллективного труда по
возрастам).

Коллективный труд
проводиться не реже 1 раза месяц.

Способы
объединения детей:

1) труд рядом
(младшая группа – каждый независим, действует в индивидуальном темпе).

2) общий труд (со
средней группы – дети обьединяются общим заданием и обобщением результатов
работы всех участников).

3) совместный труд
(каждый ребенок выполняет часть задания и передает результат своего труда
следующему участнику, при этом дети оказываются в зависимости друг от друга).

Методика руководства
коллективным трудом.

Выделяют 4
последовательных этапа:

1.оборудование рабочего
места

2. распределение работы
между участниками;

3. процесс выполнения
задания;

4. обсуждение
результатов труда

1Оборудование рабочего
места.

Чтобы начать работу. надо
приготовить свое рабочее место. Для труда детей в распоряжении должно быть
следующее (фартуки, щетки, совки и т.д) Дети принимают посильное участие в
подборе разного инвентаря, учатся самостоятельно готовить рабочее место,
убирать предметы работы после труда. Рекомендуется активно использовать
алгоритмы, которые помогают детям самостоятельно сделать выбор.

2 Распределение работы
между участниками:

-необходимо распределить
работу между участниками (объединёнными в звенья).

-распределить объём
работы таким образом, чтобы все дети закончили её одновременно;

-каждый ребёнок должен
упражняться во всех видах труда, выполняемых группой.

-продумать
расстановку детей (рядом с нерешительным ребёнком поставить
уверенного ).

-учесть индивидуальные
особенности детей, их желание выполнять работу .

3 Процесс выполнения
задания:

-выполняя коллективные
задания, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно.

— если педагог предлагает
помочь ребёнку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость
этой помощи«Нельзя оставлять друга в беде», Товарищи
всегда должны помогать».

-наша задача-представить
дело, которое выполняет ребенок, как часть общего задания, что они вместе
отвечают за конечный результат.

4 Обсуждение результатов
труда

-по окончанию работы
воспитатель обсуждает итоги , обращаясь к детям, задает вопросы (Что мы успели
сделать? Как изменилась группа после уборки? ).

-обсуждение положительных
примеров (приводят в пример настойчивых, старательных детей, Выражает
уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо. Отмечает такие
поступки , как стремление помочь товарищу. Указывать на недостатки в работе в
доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что поняли свои ошибки.
Обсуждение работы имеет большое воспитательное значение – зная, что работы
каждого будут обсуждаться сверстниками, дети начинают активно трудиться.

Методические приемы:

1.показ выполнения
каждого элементарного действия и их последовательности.

2.подробное словесное
объяснение, как выполнять трудовые задания.

3.оценка (в виде
поощрения в младшей группе, В старшей группе- подчеркивание достижений ребенка
и того, что еще плохо получается).

4. специальные наблюдения
за трудом взрослых.

5. сообщение образца
поведения в случае плохого качества выполненной товарищем работы и способа
воздействия на него.

6. сообщение моральных
правил, обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных
взаимоотношений между детьми.

Предметно-развивающая
среда для труда в группе.

Это создание центров (
н-р: Остров труда).

1-доска дежурства по
столовой (в подготовительной группе это эксперты, агенты по чистоте).

Фартуки, щетка- сметка,
совок, таз d 30 см, тряпки.

2-На участке — деревянные
лопаты, ведра, лейки, метелки, носилки, грабли.

3-Наличие пособий,
стимулирующих детскую трудовую активность.

Модели обучения,
алгоритмы труда, технологические и операционные карты, памятки по технике
безопасности.

Итак, правильно
проведённая работа воспитателя даёт положительные результаты.

* повышается общий
уровень развития детей.

*они
приобретают трудовые умения и навыки

*осознают жизненную
необходимость и пользу своего труда для окружающих

*повышается интерес
к труду.

*дети учатся работать
сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.

Требования к отбору
содержания коллективного труда

В процессе данного
труда каждый ребенок выполняет свое задание, не зависящее от других участников
труда, но результат труда — общий.

В общем труде детей
объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников.
Выполнение части общего дела дает возможность ребенку почувствовать себя членом
коллектива, осознать полезность своего труда.

Например, детям
поручено убрать стеллаж с игрушками. Воспитатель разъясняет детям, что каждый
из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то
всегда стараются помочь друг другу. Педагог распределяет равномерно работу
между детьми, чтобы каждый из них смог закончить работу приблизительно в одно и
то же время. Дети не только слушают разъяснения педагога, но и сами убеждаются,
что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый
часть общего дела.

Такая организация
способствует формированию положительных взаимоотношений, умений подчинять свои
желания требованиям группы.

Впервые общий труд
может быть организован в средней группе во второй половине года. Он имеет место
во всех видах труда. Объединения детей для общей работы становятся регулярными
в старших группах детского сада. Такие объединения обычно включают от 3 до 6
участников.

Чередуя задания,
привлекая к труду последовательно всех детей группы, воспитатель достигает того,
что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ,
приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают договариваться о
распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, совместно приходят к
общему решению.

Следует подчеркнуть
особенность общего труда: значимость каждого отдельного результата и связь его
с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Очень
важно, когда воспитатель в конце работы сделает общий итог: «Как хорошо
потрудились! Никто не отставал, все дружно работали!». Умение воспитателя
подчеркнуть пафос коллективного труда имеет большое значение для формирования у
детей стремления к коллективной работе.

В подготовительной
группе помимо общего труда используют более сложную форму организации детей —
совместный труд, который характерен тем, что труд другого ребенка зависит от
труда другого. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать
положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к
другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Совместный труд
предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества
работы других. Цель как и в общем труде —

Учитывая сложности
организации, следует распределять весь процесс труда на 3-4 этапа, каждый из
которых заканчивается получением некоторого результата, к которому могут быть
предъявлены требования по его качеству.

Следует особо
подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объединение детей в
совместном труде представляет большие возможности для формирования
положительных взаимоотношений между участниками. Здесь, естественно, в самом
процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые требуют совместных
действий. В процессе работы дети регулируют свои взаимоотношения, учатся
оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в
корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сообща,
коллективом, вместе отвечать за результат работы.

Каждый из способов
объединения в труде создает условия для решения различных воспитательных задан.
Руководя коллективным трудом детей, воспитатель решает две основные задачи:

Направляет усилия
каждого ребенка на достижение поставленной цели; уделяет особое внимание тем
детям, которые затрудняются выполнить задание: следит за тем, чтобы все
добивались хороших результатов.

В организации
коллективного труда детей выделяются четыре последовательных этапа:

· оборудование рабочего
места;

· распределение работы
между участниками;

· выполнение детьми
разных заданий;

· обсуждение
результатов трудовой деятельности.

В средней группе (труд
общий) с помощью коллективного труда может быть организована посадка лука,
овса, уход за растениями в уголке природы, стирка кукольного белья, мытье
игрушек. Вначале воспитатель сам работает вместе с детьми, показывает,
поясняет, сам распределяет обязанности. Чтобы все дети закончили свою работу
одновременно, воспитатель подключает детей к оказанию взаимопомощи.

В старших группах
коллективный труд проводится не реже одного раза в неделю. Воспитатель
распределяет трудовой процесс на 3-4 этапа, учитывая (если труд совместный):

· трудоемкость работы
каждого звена;

· неодновременное
включение детей в процесс деятельности;

· организует труд,
разделив детей на звенья, где дети сами распределяют между собой обязанности. В
каждом звене обязательно должен быть избран лидер (звеньевой). Воспитатель
напоминает, что прежде чем передать свою работу товарищу (звену), нужно
проверить качество. «Сделаешь плохо — подведешь товарища»;

· к обсуждению результатов
трудовой деятельности воспитатель привлекает детей. Обсуждение не должно
длиться дольше 3-4 минут.

Заключение

Труд становится
средством воспитания тогда, когда он носит систематический 
характер и в нём участвуют  все дети. Каждый ребёнок должен
достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным,
принимать  участие в коллективном труде. Поэтому 
необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять
воспитательные задачи в течении года и от возраста к возрасту, учитывать,
анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

В детском саду
должны быть созданы  максимальные условия для поддержания 
интереса детей к ручному труду, что способствует воспитанию
настойчивости, аккуратности, бережливости, начал  коллективизма.

Если детей включают
в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим
желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это
тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему
раскрываются трудовые взаимоотношения. Вот почему важно учитывать этот фактор,
использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду,
формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений в процессе
труда. Включение детей в труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во
время наблюдений, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего
окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми.
Одновременно необходимо вызывать у детей желание трудиться, работать так же
старательно и ответственно, как это делают взрослые. Если дети могут
удовлетворить свою потребность в деятельности, принять хотя бы небольшое
участие в труде взрослых, эмоциональность наблюдения повышается, так как в процессе
труда они лучше познают суть тех или иных явлений.

Список использованной литературы

1.Андреева
В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе /
В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -2001 — № 11. — С. 34.

2.
Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов / Д.Е. Аксенов. — М.: Просвещение, 2002.-336с.

3.
Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности /
О. Артамонова // Дошкольное воспитание. -2005. — № 4 — с. 16.

4.
Арнаутова Е. О воспитании трудолюбия// Дошкольное воспитание -2003-№ 12-68-69с.

5.
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204
с.

6.
Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского :
Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2001 — 134 c.

7.
Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. — М.: Академия, 1998.

8.
«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. З.А.Михайлова и др. — СПб.: ООО
«Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2011.

9.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой.. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика — Синтез,
2005. — 208 с.

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 25.12.2018 12:02

Андрианова Анастасия Сергеевна

студентка камышловского педагогического колледжа

рейтинг1 460
место30 259

Методы и приёмы руководства трудовой деятельностью дошкольников

17.12.2018 22:01

Нажмите, чтобы узнать подробности

методы и приёмы помогут педагогу в процессе трудового воспитания дошкольников

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Организация труда в разных возрастных группах

Содержание труда и методика руководства им в младших группах.

Малыши помогают воспитателю ухаживать за животными и растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. «Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.Дети сажают, луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу.Вместе с воспитателем малыши кормят рыбок и птиц в уголке природы. Корм и его дозировку определяет воспитатель.Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1—2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение приготовленной водой и т. д.). Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необходимо сформировать элементарные, трудовые навыки.

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая. Труд этот будет организован как труд рядом.Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

Содержание труда и методика руководства им в средней группе.

Воспитанники средней группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, вместе с воспитателем поддерживать чистоту растений с опушенными листьями, с листьями, имеющими зазубрины, с мелкими листьями (обливать, опрыскивать, чистить кисточкой), рыхлить землю в цветочных горшках. Дети овладевают первоначальными умениями выращивать растения: помогают взрослым готовить землю для посадок на участке (разравнивают граблями перекопанную землю), сажают крупные семена и луковицы, а затем их поливают, рыхлят землю между рядами, пропалывают грядки с растениями, ярко отличающимися от сорняков (салат, лук).Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.Они приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установленной мерке, помогают убирать клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки). В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение 2—3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2—3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, «засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда, Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить и т. д.

Содержание труда и методика руководства им в старшей группе.

Воспитанники старшей группы под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают рыхлят землю, обрезают сухое листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения, В уголке природы, а огороде и, цветнике они выращивают растения; участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.Дети продолжают ухаживать за животными — обитателями уголка природы, за мелкими домашними животными, живущими на участке детского сада: подготавливают корм и кормят рыбок, птиц, зверьков, моют поилки и кормушки, чистят клетки для птиц. Воспитанники подготовительной к школе группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости того или иного способа ухода, умение устанавливать, связь между теми условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе.Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.Овладение трудовой деятельностью в старшей группе происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте, необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2—4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств—до двух дней, возможно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, деловитости, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначения детей на дежурство фиксируются на доске дежурных.Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование у них необходимых навыков и умений по уходу за животными и растениями, организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том, кто, что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т. д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и поведении животных. При оценке дежурств следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы.

При организации общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий. Например, коллективная уборка в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т. д.Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда — Труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.В связи с общим развитием детей становится возможным показывать трудовой процесс, который надлежит выполнить. Дети повторяют наиболее сложные операции.В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя.Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Особенностью руководства трудом в старшей группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Этапы руководства

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.Постановка задачи

Цель не имеет для маленького ребенка смысла. Формируется умение принять трудовую задачу. Цель должна быть посильна детям данного возраста.

Формировать умение принять трудовую задачу и самостоятельно ставить цель.

Необходимо формировать умение поставить трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операции.

Самостоятельно формируют цель своей деятельности и удерживают цель на протяжении всего процесса до получения результата.

2.Показ и объяснение способов выполнения трудовых действий

Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Воспитатель показывает, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним.  Используется поэтапный (ступенчатый) инструктаж.

Обучая новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задание, а затем делит его на последовательные этапы. Следит за выполнением каждого этапа. В ходе работы напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, объяснение.

Ведущий прием обучения – объяснение. Обучение трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. Показ способов применяется в основном при ознакомлении детей с новой трудовой операцией.

Обучение более сложным трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. Показ сразу всего трудового процесса, всего задания, которое надо выполнить.

3.Технология руководства самостоятельной работой ребят

Воспитатель дает трудовые поручения (индивидуальные), которые дети выполняют под руководством взрослого или вместе с ним. Учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

Используются поручения, которые носят длительный характер. Дети приучаются к разнообразной самостоятельной работе. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе. Во второй половине года может быть организован общий труд.

Вводится новая форма работы – дежурства. Усложняется организация коллективного труда. Формируются отдельные трудовые умения, которые дети свободно, без помощи (или при небольшой помощи) взрослых могут выполнить. Ведение календаря природы.

Используется совместный труд.
Могут выполнять более сложные трудовые умения под наблюдением взрослых. Самостоятельно дежурят в уголке природы.

4.Анализ и оценка детского труда

Всегда положительная оценка труда несет воспитательную нагрузку. Результат своего труда ребенок видит уже по завершении трудового процесса, когда воспитатель предлагает сравнить полученный им результат с результатами труда других детей, владеющих аналогичными навыками. Это сравнение нередко вызывает у него желание переделать работу, выполнить ее лучше.

Оценивается качество выполнения работы. Воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учит ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества выполненной работы. К оценке привлекаются дети.

Овладевают оценкой результата, самооценкой, позже учатся предвидеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия. Результат деятельности начинает интересовать детей с практической стороны.

5.Планирование продолжения трудовой деятельности

На основе элементарно простых подходов к планированию действий маленького ребенка постепенно подготавливается возможность перехода к более сложным формам планирования.

Осуществляется с помощью взрослого.

Обсуждение с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу.

Приучать детей не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

6.Использование (закрепление) сформированных на занятии знаний, умений и навыков в повседневной жизни

Интересен сам процесс выполнения трудовых действий

Привлекать к выполнению поручений с целью закрепить имеющиеся трудовые навыки. Полученные на занятиях знания и умения закрепляют в уголке природы (уход за растениями, животными).

В повседневной жизни закрепляют полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Систематизация, обобщение и использование в уголке природы и на участке сформированных
знаний, умений и навыков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дети магазин руководство
  • Диоксидин ампулы инструкция по применению в горло детям
  • Форд фиеста 2016 седан руководство по эксплуатации
  • Должностная инструкция заведующего операционным блоком больницы
  • Вега 200 мини миг инструкция по применению