Министерство общего и
профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский
педагогический колледж»
Тест
по МДК 02.01 Теоретические и
методические основы организации
игровой деятельности детей
раннего и дошкольного возраста
ПМ.02 Организация различных
видов деятельности и общения детей
специальность 44.02.01 «Дошкольное
образование»
Преподаватель:
Темерева Л.П.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы
отводится 60 минут. Работа состоит из 3 частей включающих 15 заданий.
Часть А включает 14 заданий. К
каждому заданию приводятся варианты ответов. За каждое верно выполненное
задание выставляется один балл. Максимальное число баллов этой части – 14.
Часть В содержит 13 задания более
сложного уровня. За верно выполненное задание выставляется 2 балла. Если в
ответе содержится 1 ошибка, то выставляется один балл, за неверный ответ или
ответ, содержащий 2 или более ошибок, выставляется 0 баллов.
Максимальное число баллов этой части – 13.
Часть С содержат 3 задания со
свободным ответом. За верное выполнение заданий выставляется по 4 балла.
Максимальное количество баллов за эту часть — 12.
Максимальное
количество баллов за всю работу –52 балла
Перевод баллов в оценку:
80 % правильных ответов — «отлично» (52—42 баллов)
70
% правильных ответов — «хорошо» (41-36 баллов)
50
% правильных ответов – «удовлетворительно» (35-26
баллов)
менее 50 % правильных ответов –
«неудовлетворительно».
Часть А
Инструкция для студентов: Из предложенных вариантов
ответов выберите правильный ответ.
1. Назовите педагога, впервые разработавшего дидактические игры.
А. Фребель Ф.
В. Бондаренко А. К.
Г. Макаренко А.С.
Д. Эльконин Д.Б.
2. Назовите автора
классификации дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные и
словесные игры.
А. Фребель Ф.
Б. Бондаренко А. К.
В. Макаренко А.С.
Г. Эльконин Д.Б.
3.
Назовите автора классификации дидактических
игр: игры-путешествия,
игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).
А. Бондаренко А. К.
Б. Подъяков Н. Н.
В. Аванесова В. Н.
Г. Сорокина А.И.
Инструкция для студентов: Из предложенных вариантов ответов выберите
правильные ответы.
4. Методы руководства сюжетно-ролевыми играми,
связанные с обогащением детей знаниями.
А. Наблюдения
Б. Экскурсии
В. Рассматривание
образца воспитателя, показ приемов конструирования;
Г. Встречи с
людьми разных профессий
Д.
Непосредственное участие воспитателя в творческой игре;
Ж. Использование
фотографий детских построек, схем, таблиц;
З. Поручения
И. Чтение
художественной литературы
К. Беседа
Л. Беседа-рассказ
с использованием иллюстративного материала
М. Индивидуальная
беседа с детьми
5. Методы руководства сюжетно-ролевыми играми, способствующие
становлению и развитию игровой деятельности.
А. Наблюдения
Б. Экскурсии
В.
Непосредственное участие воспитателя в творческой игре
Г. Поручения
Д. Задания
Ж. Чтение
художественной литературы
З. Разъяснения
И. Вопросы
К. Использование
фотографий детских построек, схем, таблиц
Л. Использование
тематических заданий
М. Привлечение
иллюстративного материала
Н. Изготовление
вместе с ребенком элементов костюма для его роли
6.
Методы руководства сюжетно-ролевыми играми, связанные с обучением детей
конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек.
А.
Экскурсии
Б.
Непосредственное участие воспитателя в творческой игре
В. Совместное
выполнение воспитателем и детьми построек;
Г. Рассматривание
образца воспитателя, показ приемов конструирования;
Д. Задания
Ж.Чтение
художественной литературы
З. Беседа
И. Поручения
К. Использование
фотографий детских построек, схем, таблиц
Л. Использование
тематических заданий.
Инструкция для студентов: Найди
неправильный ответ.
7. Структурные компоненты дидактической
игры.
А. Дидактическая задача
Б. Игровая задача
В. Роль
Г. Игровые действия
Д. Игровые правила
8. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
А. Сюжет игры
Б. Дидактическая
задача
В. Содержание игры
Г. Роль
Инструкция для студентов: Найди
неправильные ответы.
9.
Виды игр-драматизаций.
А.
Игры-имитации
Б.
Ролевые диалоги на основе текста
В.
Настольный театр
Г.
Инсценировки произведений
Д.
Плоскостной театр
Е.
Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям
Ж.
Театр игрушки
З.
Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без
предварительной подготовки
И.
Пальчиковый театр
10.
Виды режиссерских игр
А.
Игры-имитации
Б.
Ролевые диалоги на основе текста
В.
Настольный театр
Г.
Инсценировки произведений
Д.
Плоскостной театр
Е.
Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям
Ж.
Театр игрушки
З.
Пальчиковый театр
Инструкция
для студентов:
Найди правильные ответы
11. Приемы косвенного руководства
сюжетно-ролевой игрой.
А. Обогащения знаний детей об окружающей
общественной жизни
Б. Ролевое участие в игре, участие в сговоре
детей
В. Разъяснение
Г. Внесение игрушек и создание игровой
обстановки еще до начала игры
Д. Обновления игровых материалов
Ж. Помощь
З. Совет по ходу игры
И. Предложение новой темы игры
12. Приемы прямого руководства сюжетно-ролевой
игрой.
А. Обогащения знаний детей об окружающей
общественной жизни
Б. Ролевое участие в игре, участие в сговоре
детей
В. Разъяснение
Г. Внесение игрушек и создание игровой
обстановки еще до начала игры
Д. Обновления игровых материалов
Ж. Помощь
З. Совет по ходу игры
И. Предложение новой темы игры
13. Виды игрушек для
сюжетной игры
А. Атрибуты,
обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи)
Б. Предметы
оперирования (обозначающие события-действия персонажа)
В. Маркеры пространства
(обозначающие игровое пространство)
Г. Спортивный инвентарь
Д. Плоскостные
конструкторы
14. В
конструкторских играх используются типы игрового оборудования
А. Строительный
материал
Б. Конструкторы
В. Детали конструктора
Г. Атрибуты,
обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи),
Д. Плоскостные
конструкторы
Ж. Предметы
оперирования (обозначающие события-действия персонажа)
З. Бумага, природные и бросовые матери
Часть В
Инструкция для студентов: установите
соответствие.
15. Установите соответствие между названием
структурного компонента дидактической игры и его характеристикой.
А. Дидактическая задача
Б. Игровая задача
В. Игровые действия
Г. Игровые правила
1.Содержат нравственные требования к взаимоотношениям
детей, к выполнению ими норм поведения, имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий
характер.
2. Определяется целью
обучающего и воспитательного воздействия.
3. Реализуется
детьми в игровой деятельности, определяет игровые действия, становится
задачей самого ребёнка, активизирует игровые действия.
4.Это сложные умственные действия, выраженные
в процессах
целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминание раннее усвоенного, —
умственные действия, выраженные в процессах
мышления.
16. Установите соответствие между видом
дидактической игры и ее характеристикой.
А. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной»
Б. Игры с загадыванием и отгадыванием
В. Сюжетно-ролевые дидактические игры
Г. Игры с прятаньем и поиском
Д.
Игры-поручения
Ж. Игры-соревнования
1. Игры,
основанные на интересе детей к действиям с
игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать,
вставлять, нанизывать.
2. Игры, основанные на интересе детей к неожиданному
появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
3. Игры, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай»,
«Отгадай». «Что здесь?», «Что изменилось?».
4. Игры, игровое действие которых заключается в изображении различных
жизненных ситуаций, в выполнении
ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона — или животных: волка, гусей и т.д.
5. Игры, основанные на стремлении быстрее достичь игрового
результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.
6. Игры, связанные с интересными игровыми моментами —
избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе
штрафной предмет или картинку.
17.Установите
соответствие между структурным компонентом
сюжетно-ролевой игры и его характеристикой.
А. Сюжет игры
Б. Содержание игры
В. Роль
1. Это игровая
позиция ребенка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем и действует в
соответствии с представлениями о данном персонаже.
2. Это та сфера
деятельности, которая воспроизводится детьми. Отражение ребенком определенных
действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
3. Это то, что
воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента
деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной
деятельности.
18. Установите
соответствие между этапом развития
сюжетно-ролевой игры и его характеристикой.
А. Первый этап
развития сюжетно-ролевой игры
Б. Второй этап развития сюжетно-ролевой игры
В. Третий этап развития сюжетно-ролевой игры
Г. Четвертый этап развития сюжетно-ролевой игры
1. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий
взрослых друг с другом. Игры носят совместный, коллективный характер.
2. Основным содержанием игры являются действия
с предметами. Цепочка действий носит сюжетный характер. Возникает первое
взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки.
3. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей
однообразны и часто повторяются. По форме это игра рядом или одиночная игра.
4. Основное содержание игры — также действия с
предметами, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами
по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Дети отражают
в игре быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
19. Установите соответствие между видом
театрализованной игры и ее характеристикой.
А.
Игра-драматизация
Б.
Режиссерская игра
1.
Артистами являются игрушки или их заместители. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, ребенок
использует разные средства вербальной выразительности.
2.
Ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с
помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
20.
Установите
соответствие между требованием к организации предметно-игровой среды и его
характеристикой.
А.
Вариативность среды
Б.
Полифункциональность материалов
В.
Насыщенность среды
Г.
Доступность среды
Д.
Безопасность предметно-пространственной среды
Ж.
Трансформируемость пространства
1.
Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей
детей
2.
Соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Наличие в
группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а
также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
3.
Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
4.
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
5.
Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные
виды детской активности;
6.
Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
21. Установите
соответствие между названиями видов игрушек для сюжетно-ролевой игры и
названиями игрового оборудования для сюжетно-ролевой игры.
А.
Атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи)
Б. Предметы
оперирования (обозначающие события-действия персонажа)
В. Маркеры пространства
(обозначающие игровое пространство)
1. Куклы
2. Кукольный стол,
крупный
3. Животные, звери и
птицы объемные и плоскостные
4. Набор наручных кукол
би-ба-бо: сказочные персонажи
5. Набор мебели для
кукол
6. Набор плоскостных
фигурок на подставках: сказочные персонажи
7. Набор кухонной
посуды (крупной и средней)
8. Ведерки
9. Руль на подставке
10. Молоток
(пластмассовый)
11. Набор овощей и
фруктов (объемные — муляжи)
12. Гладильная доска
13. Универсальная
складная рама
14. Комплект кукольных
постельных принадлежностей
22.
Установите
соответствие между типом оборудования для строительной игры и названиями
игрового оборудования для строительных игр.
А. Строительный материал
Б. Бумага, природные и
бросовые материалы
В. Детали конструктора
Г. Конструкторы
Д. Плоскостные
конструкторы
1. Конструкторы из
серии «LEGO- DACTA» («Город», Железная дорога»)
2. Набор мелкого
строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы,
короткие и длинные пластины)
3. Крупногабаритные
деревянные напольные конструкторы
4. Комплект больших
мягких модулей
5. Конструкторы для игр
с песком и водой
6. Наборы из мягкого пластика для плоскостного
конструирования
7. Коврики — трансформеры (мягкий пластик)
«Животные» и другие
8. Наборы цветных бумаг
и тонкого картона с разной фактурой поверхности
9. Шишки, мох, желуди,
морские камешки, пенька, мочало, кусочки меха, ткани,
пробки,
сухоцветы, орехи
10. Наборы цветных
бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности.
Инструкция
для студентов:
Вставить пропущенное слово.
23. ___________ — вид
непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится
непосредственно в процессе самой деятельности.
24. Основной особенностью _______________игры
является наличие в ней воображаемой ситуации.
25. _________________________-
это игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
26.________________- предмет,
используемый или специально изготовленный для игры.
27.________________
__________________ ________________ — система материальных объектов
и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития
его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Часть С
28.
Назовите виды сюжетов в сюжетно-ролевых играх.
29.
Назовите группы методов воспитания, используемые при руководстве дидактическими
играми.
30. Сформулируйте
дидактическую и игровую задачу в игре «Путешествие в Цветочный город».
Игра
«Путешествие в Цветочный город»
Ход игры: дети вместе
с воспитателем идут по кругу и произносят заклинание, закрывают глаза,
открывают глаза и оказываются в Цветочном городе. Можно использовать игрушки
или цветные изображения жителей Цветочного города. В цветочном городе детей
встречает Незнайка. Дети вместе с воспитателем вспоминают (или знакомятся с жителями
Цветочного города) как зовут жителей Цветочного города. Незнайка просит ребят
помочь ему найти клад. Дети рассматривают нарисованную Незнайкой схему,
(сначала идём налево, затем идём вперёд, потом сворачиваем направо, потом идём
вперёд, затем налево). Дети, воспитатель и Незнайка находят клад.
Дидактическая задача: ________________________________________________
Игровая задача: _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Ответы на тестовые задания
Тест по МДК
02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности
детей раннего и дошкольного возраста
(ПМ.02 Организация различных видов деятельности и
общения детей)
по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Преподаватель: Темерева
Л.П.
Часть А
1. А
2. В
3. Г
4. А, Б, Г,
И, К, Л, М
5. В, Г, Д,
И. М
6. В, Г, Д,
К, Л
7. В
8. Б
9. В, Д, Ж, И
10. А, Б, Г, Д
11.
А, Г, Д
12.
Б, В, Ж, З, И.
13. Г
14. Г,
Ж
Часть В
15.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ж |
6 |
3 |
4 |
2 |
1 |
5 |
16.
17.
18.
19.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ж |
3 |
4 |
2 |
5 |
6 |
1 |
20.
А |
Б |
В |
1, 3, 4 ,6 |
7, 8, 10, 11, 14 |
2, 5, 9, 12, 13 |
21.
22.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
3, 4 |
8, 9 ,10 |
2 |
1, 5 |
6, 7 |
23. Игровая деятельность — вид непродуктивной
деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе
самой деятельности.
24. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры
является наличие в ней воображаемой ситуации.
25. Дидактические игры — это
игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
26. Игрушка — предмет, используемый или
специально изготовленный для игры.
27. Предметно-развивающая среда — система
материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в
соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
Часть С
28.
Бытовые, социальные, производственные.
29.
Методы формирования социального опыта, методы осмысления социального опыта,
методы стимулирования.
30.
Дидактическая задача: продолжить учить детей
определять направления
от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд-назад, направо — налево), обозначать словами положение предмета по
отношению к себе (впереди меня стол).
Игровая задача: Помочь Незнайке найти клад.
Бланк ответа
МДК 02.01 Теоретические и методические
основы организации
игровой деятельности детей раннего и
дошкольного возраста
(ПМ.02 Организация различных видов
деятельности и общения детей)
по специальности 44.02.01
«Дошкольное образование»
Преподаватель:
Темерева Л.П.
Ф.
И. студента_________________
Дата
________
Группа________
Часть А
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. |
Часть В
15.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ж |
16.
17.
18.
19.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ж |
20.
21.
22.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ж |
23. ___________ ______________ —
вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится
непосредственно в процессе самой деятельности.
24. Основной особенностью
________________________игры является наличие в ней воображаемой ситуации.
25.
______________________________- это игры, специально создаваемые или приспособленные
для целей обучения.
26.________________- предмет,
используемый или специально изготовленный для игры.
27.________________
__________________ ________________ — система материальных объектов
и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития
его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Часть С
28.
29.
30.
Дидактическая задача: ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Игровая задача: _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методы и приемы руководства детским конструированием
на занятиях и в свободной деятельности
Дакыр-оол Т.В.,
старший воспитатель
МАДОО детский сад №4 «Челээш»
Конструирование – это особая форма детской деятельности. Интерес к нему у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.
Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы:
- наблюдение и обследование натурального объекта;
- показ и анализ образца;
- объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки;
- постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера;
- анализ и оценка процесса работы; анализ и оценка детских работ, качества готовой продукции.
В применении методов и приемов обучения конструированию нельзя установить прямую последовательность: сначала, например, пользоваться образцом, затем показывать лишь некоторые приемы конструирования, после чего переходить к предложению условий или темы.
- Наблюдение натурального объекта
В процессе наблюдения и обследования предмета до занятия дети получают представление о его назначении в жизни, а также о закономерной связи между формой предмета, его размерами (или размерами его частей) и назначением в жизни. Так, мост через судоходную реку, предназначенный для железнодорожного транспорта, должен быть высоким и широким, чтобы под ним могло пройти судно. Если же мост переброшен через узкую речку для пешеходов, ему достаточно быть узким и низким. Такое целенаправленное знакомство старших дошкольников с объектом делает их практическую деятельность более осмысленной.
При наблюдении педагог подчеркивает связь между назначением предмета и его оформлением. Украшает предмет, прежде всего, его гармоничная форма. Архитектор старается придать такую форму сооружениям или их частям, чтобы они гармонировали с ландшафтом, привлекали к себе внимание, доставляли людям радость.
В целенаправленных и организованных наблюдениях нуждаются дети всех возрастных групп, разница лишь в глубине процесса и в отборе объектов для наблюдения.
- Показ и анализ образца
Показ и анализ образца, выполнение педагогом всех действий изготовления конструкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования или, когда они впервые сооружают постройку или поделку из бумаги, и способы действий им незнакомы.
Пояснения, вопросы педагога используются наряду с наглядными методами. Детей учат наблюдать предметы по определенному плану. Воспитатель продумывает вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности его в определенной последовательности. Так, малышам воспитатель помогает сначала выделить один-два существенных признака (у домика стены и крыша).
Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обследования предметов, научить их выделять части предмета, определять основные, от которых зависит расположение других частей, устанавливать их функциональное назначение. Поэтому обследование предметов должно проводиться в следующей последовательности:
1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т. д.).
2. Определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины.
3. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, выше, ниже, слева, справа).
4. Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т. п.).
5. В заключение повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики («вот такой высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т. д.).
Обследование предмета, его анализ проводятся в том порядке, который затем определяет порядок действий для выполнения конструкции, что значительно облегчает детям усвоение этого порядка.
- Объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки
При организации занятий конструированием из бумаги и других материалов, учитывая сложность этой деятельности, педагог использует в основном показ образцов, подробное объяснение. Но и на этих занятиях необходимо активизировать мышление детей, внося в обучение элементы проблемности. Дети могут сами на основе анализа готовой игрушки обнаружить знакомый способ изготовления и использовать его в работе, могут догадаться, как приклеить детали к основной части поделки, как расположить аппликацию на игрушке и т. п.
С целью закрепления у детей знаний и формирования умений самостоятельно и творчески их использовать педагог организует занятия по замыслу, по теме. При этом важно научить детей создавать замыслы поделок, планировать свою деятельность. Для этого педагог предлагает детям вначале рассказать, что, как и из какого материала они будут делать, и тем самым помогает наметить план предстоящей работы.
У детей старшего дошкольного возраста имеется достаточно большой круг представлений и сведений о предметах и явлениях, приобретенных стихийно или на занятиях. Важно их систематизировать, дать детям обобщенный способ анализа конструируемых объектов.
- Постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера
После накопления детьми определенных конструктивных умений педагог может использовать такие методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельности детей, их творчества. К ним относится постановка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктивных решений. С этой целью педагог организует конструирование по условиям. Например, перед старшими дошкольниками ставит задачу построить мост через речку для пешеходов, автомашин и предоставляет детям возможность найти самостоятельно способы стройки, определить, из каких деталей ее создавать.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предлагать конструктивные задачи по условиям, требующим усложнения знакомой конструкции, например, построить тот же домик, но с дверями или построить кроватку известным способом, но выполнить ее так, чтобы она была соразмерна определенной игрушке.
- Анализ и оценка процесса работы, качества готовой продукции.
К методам обучения детей конструированию следует отнести также анализ и оценку процесса работы и качества готовой продукции. Во время анализа целесообразно сначала обращать внимание на то, какими способами пользовались дети при создании игрушки, постройки, понимали ли, чему учились на занятии и научились ли новому, удачно ли применили способы работы. При оценке результатов коллективной работы следует учитывать не только качество коллективной продукции, но главным образом насколько дети придерживались правил совместного труда, все ли выполнили то, о чем договаривались, и выполнили ли именно ту часть работы, которая была определена каждому; поощрять при этом проявление уважения к работе товарищей, стремление помочь, научить тому, что умеет сам, а также удачное проявление инициативы в придумывании оригинальной конструкции.
При анализе образцов и оценке детских работ необходимо учить детей замечать эстетические качества поделки, давать им оценку. Для этого педагог не только анализирует предмет, но и использует различные приемы, например, вопросы для привлечения детей к активному участию в этом. Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работа удовлетворяет поставленным в начале занятия задачам. Детей нужно научить осознавать свои действия и действия товарищей, подмечать достоинства и недочеты в собственной работе и работе товарищей. Ошибки, допущенные при выполнении задания, не следует оставлять без внимания: нужно вскрыть причину неудачи, помочь ребенку осознать ее и тут же посоветовать, как исправить. Но лучше, если ошибки будут предупреждать и исправлять в процессе выполнения работы сами дети.
Применение того или иного метода или приема зависит от опыта детей, от сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства.
Основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и других материалов игрушки и используют их в своих играх и т. д.).
Педагог может напомнить детям, что они строили на занятиях, как интересно играли со своими постройками и игрушками, либо повторить ту или другую постройку и посоветовать детям сделать такую же. Очень важно, чтобы педагог принимал непосредственное участие в играх малышей. Если дети играют, то предложение построить что-либо не должно отвлекать их от игры, поэтому лучше посоветовать построить именно то, что необходимо для их игры.
Руководя играми детей, педагог ставит новые несложные задачи: построить домик матрешке или кроватку кукле, с которыми они играют. Чтобы сделать игры более содержательными и интересными, иногда можно предлагать отдельным детям новую тему стройки в пределах тех умений, которыми они владеют.
Систематическое руководство педагога игрой необходимо и в старшей, и в подготовительной к школе группах.
Иногда педагог может принимать активное участие в строительных играх детей этого возраста. Включаться в игру нужно так, чтобы не изменить ее содержания, не навязывать свою тему, а вместе с детьми сооружать постройки, которые они задумали. Советом, наводящим вопросом педагог напоминает, как определить размер постройки, наметить интересные объекты, более точно воспроизвести увиденное, правильно распределить обязанности.
Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей застенчивых, нерешительных, так как дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Индивидуальные игры привлекают к себе внимание других ребят, которые наблюдают за работой. Они отгадывают, что строится, что будет строящий делать дальше, высказывают свое мнение о том, как лучше строить, какие детали следует взять.
Задача педагога заключается в том, чтобы организовать взаимоотношения детей на основе активного участия каждого ребенка в создании и осуществлении строительного замысла; не допускать такой совместной работы, когда одни строят, а другие лишь помогают.
Сочетание обучения конструированию на занятиях и целенаправленная организация конструктивной деятельности в игре являются важнейшим условием эффективности обучения конструированию.
Список литературы:
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
2. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М., 1976.
3. Давидчук А. Н. Формирование конструктивного замысла//Дошкольное воспитание – 1969. — №4.
4. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М. : Просвещение, 1990.
5. Лиштван З. В. Конструирование / Спец. ред. Л. А. Парамонова. – М. : Просвещение, 1981.
6. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Запорожца. – М., 1948.
7. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М., 2002.
8. Парамонова, Л., Урадовенных, Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей // Дошкольное воспитание. -1985. — № 7.
Руководство строительными играми
Воспитательное
и развивающее воздействие строительных
игр достигается лишь тогда, когда
целенаправленное обучающее и направляющее
руководство воспитателя правильно
сочетается с самодеятельностью и
активностью детей. При этом воспитатель
осуществляет следующие задачи:
а)
расширение
представлений детей и
направление их внимания на труд
строителей, используемую ими технику;
б)
обучение
способам строительства, воспитание и
развитие самостоятельности и активности
мышления, конструктивно- творческих
способностей;
в)
формирование
трудолюбия, развитие правильных
взаимоотношений детей, объединение их
в дружный коллектив.
Руководство
воспитателя заключается в создании
игровой среды — отборе строительного
материала. Детям даются кубики, кирпичики,
призмы, позднее — соединяющие доски,
пластины. По размерам кубики и кирпичи
должны быть такими, чтобы малыши могли
охватить их рукой. Когда разовьётся
координация движений рук, можно давать
и более крупные кубы и кирпичи для
построек на полу, на участке. Предпочтение
стоит отдавать устойчивому строительному
материалу из дерева. Пластмассовый
строительный материал очень лёгок,
скользит в руках, малоустойчив в
постройках, а поэтому они быстрее
разрушаются, что вызывает огорчение
детей.
Материала
должно быть достаточно для того, чтобы
могли играть все желающие. В играх детей
2-3 лет нет замысла или сюжета. Малышей
привлекает сам материал. Они разбирают
кубики и кирпичики, переносят, перекладывают
их, громоздят один на другой, разрушают
стихийно возникшие постройки. Дети как
бы осваивают материал. Воспитатель
должен уметь выждать сравнительно
короткий период такого первичного
освоения, но не задерживать его. Нужно
предупреждать неорганизованное, не
соответствующее его назначению
пользование строительным материалом,
когда некоторые дети бросают кубики,
кирпичики, колотят ими и т.п.
Игре
со строительным материалом необходимо
придать содержательный характер.
Окружающий детей мир ещё сложен для
них. Поэтому малышам 2-3 лет воспитатель
предлагает доступный им мир игрушек.
Обстраивание игрушек и составляет
содержание строительных игр у младших
детей. Детей побуждают строить для кукол
стульчики, кроватки, для петушка и
лошадки — дворики, заборчики и организуют
на этой основе игры.
У
маленьких детей ещё нет опыта строительства,
они не могут сами строить. Воспитатель
подсказывает им замысел работы. Например,
показывает знакомую игрушку — маленькую
куколку, говорит, что она устала и
спрашивает, что нужно построить из
кубиков для куколки, чтобы она могла
отдохнуть (стульчик, кроватку). Из трёх
кубиков он тут же делает стульчик.
Ребёнку воспитатель даёт коробку-
ящичек, в котором находятся игрушки —
кукла, маленький медвежонок и строительный
материал — кубики, кирпичики в достаточном
количестве, чтобы построить два-три
стульчика, кроватку. Дети рассматривают
игрушки и материал. После этого воспитатель
предлагает строить вместе с ним, показывая
последовательность приёмов и действий,
учит детей не спешить, ставить кубики
аккуратно, поощряет старание детей и
выражает радость при их успехах.
Педагог
обращает внимание на окружающие предметы
и постройки: скамеечки в саду, заборчики,
игровые домики на участке, лесенки,
побуждает отражать виденное в строительных
играх.
Для
детей 3-4 лет предусматривается дальнейшие
развитие интереса к строительным играм,
использование созданных построек в
сюжетно
ролевых
играх, воспитание умения строить не
только по предложенному образцу, но и
по намеченной самими теме, обучение
более сложным приёмам работы.
Под
руководством воспитателя ребёнок 4-5
лет способен отражать в строительной
игре впечатления об окружающем. У них
есть уже и необходимый опыт в его наиболее
простых формах, умение играть небольшими
коллективами, умение распределять между
собой строительный материал, позволяющий
производить более сложные постройки.
Дети
4-5 лет ещё не могут самостоятельно
отразить в строительной игре то, что
они видели. Воспитатель, используя
образец постройки объясняет, что каждое
здание имеет основание — фундамент, на
котором возводятся стены. Вместе с
детьми отбирает нужный материал, и они
под руководством педагога должны
укладывать фундамент. Далее возводятся
стены, делаются окна и т.д. Сооружая
постройку совместно с воспитателем,
дошкольники осваивают общие основы
строительства не только зданий, но и
мостов, машин, пароходов и т.д. По мере
овладения основами строительства он
учит их выбирать тему, определять
последовательность возведения постройки:
с чего начинать, как продолжать, чем
закончить её.
Детей
побуждают оценивать сделанное, намечать
варианты его использования в сюжетно-ролевой
игре, предлагать необходимые изменения
и дополнения.
Таким
образом, в процессе руководства
строительными играми детей этого
возраста расширяются их представления
об окружающем, которые
они используют в игре. Целесообразно
обучать детей строительным приемам
путем использования образца и совместной
с воспитателем постройки, упражнений
в повторных знакомых строительных
играх. Педагог должен тактично помогать
детям в самостоятельном выборе сюжетов
строительных игр.
Для
детей 5-6 лет программа предусматривает
обучение предварительному планированию
строительных игр, постановке цели игры,
применение конструктивно-строительных
умений не только по наглядному образцу,
но и по рисункам, фотографиям различных
сооружений.
Руководство
играми старших детей в большей мере
направленно на
сочетание
интеллектуальной и практической
деятельности. Воспитатель учит их
обдумывать предстоящие игровые действия,
сравнивать одно с другим, развивает
сообразительность, поощряет догадку,
побуждает претворять в жизнь принятое
решение.
Для
старших дошкольников рекомендуются
разнообразные строительные материалы.
Следует показать им, как пользоваться
тем или иным из них, как соединять
отдельные части, блоки, как делать
постройки подвижными, прочными, красивыми.
Развитие
содержания игры определяется богатством,
ясностью, отчётливостью впечатлений
детей от окружающей жизни. Показывая
им сложные постройки (жилые дома, вокзалы,
театры, пристани и т.д.), воспитатель
обращает внимание детей на общий вид
зданий, раскрывает соответствен
архитектурных особенностей их назначению,
учит выделять отдельные части, указывает
на симметрию, контрасты. Дошкольников
обучают также «читать» изображения
(фотографии, рисунки), т.е. выделять в
них общее, основное, части и т.д.
Зрительный
анализ помогает детям глубже запечатлеть
особенности рассматриваемого сооружения,
составить о нём представления, затем
использовать его как основу в строительной
игре.
Для
старших детей большое значение приобретает
слово. Так, источником замысла и содержания
строительной игры иногда является
рассказ воспитателя. Он сообщает ребёнку
о цели игры, последовательности игровых
действий, поддерживает интересные
предложения, критические замечания,
это развивает у ребёнка самостоятельность
мысли и поиска.
Со
старшими детьми возможно обсуждение
хода строительной игры, качества действий
её участников, так как они стремятся
хорошо выполнять необходимые действия
, получают удовольствие от заслуженной
похвалы и способны учесть критические
замечания.
Многие
строительные игры направлены
на удовлетворение
познавательных интересов дошкольников.
Стремление к точности приводит к
некоторому снижению игровой условности.
Ребёнок хочет, чтобы игровая постройка
была похожа на настоящую. Сходство с
изображаемым реальным сооружением,
относительная масштабность, декоративность,
художественная выразительность являются
для него критериями правильности
конструирования.
Интересы
ребёнка 5-6 лет, его возможности предъявляют
к руководству строите льнами играми
большие требования. Воспитатель должен
иметь необходимые знания, проявлять
интерес к технике, изобретательству.
Из большого разнообразия зданий,
сооружений, видов строительства он
отбирает немногое, то, что доступно
детям и оказывает обучающее и воспитательное
воздействие.
В
обучении конструированию большое
значение имеет перевод плоскостного
изображения (фотографии, рисунка) в
объёмную постройку, что предъявляет к
ребёнку значительные требования и
содействует развитию аналитической
деятельности. Педагог приучает ребёнка
анализировать итоги игры, в том числе
и строительства, входящего в её состав.
Это дисциплинирует ум, учит детей
соотносить цель и процесс строительства
с результатом.
Таким
образом, важным условием обучающего и
воспитывающего воздействия строительных
игр является руководство ими при
сохранении творческой самодеятельности
детей, развитие их интереса к технике,
использование наглядных пособий
(иллюстраций, фотографий, простых
технических рисунков), обучение способам
перевода плоского изображения в объёмную
постройку.
Хранение
строительного материала и пользование
им.
Воспитатель
уделяет большое внимание хранению
строительного материала, использованию
его ребёнком, участию его в уборке
материала после игры. Крупный строительный
материал хранится в определённом,
постоянном месте комнаты. Детали
складываются аккуратно, устойчиво,
иначе, рассыпавшись при случайном
толчке, они могут ушибить ребёнка.
Ребёнок 3-4 лет должен брать материал и
укладывать его после игры только с
помощью воспитателя и под его контролем.
Старшие дошкольники должны хорошо знать
порядок хранения крупного строительного
материала и укладывать его самостоятельно.
Материал
среднего размера хранится на открытых
полках и стелажах так, чтобы ребёнок
мог взять его для игры сам. Мелкий
строительный материал для малыша лучше
всего хранить в неглубоких ящичках,
чтобы можно было видеть все детали и
легко доставать их. У детей 5-6-лет мелкий
материал хранится в более глубоких
деревянных ящиках, куда его аккуратно
складывают несколькими рядами.
Воспитетель
знакомит ребёнка с порядком хранения
строительного материала , учит аккуратно
обращатся с ним, самостоятельно
использовать его в играх.
Дошкольник
не сразу усваивает все требования.
Педагог приучает его соблюдать необходимый
порядок, поощряет при правильном
выполнении его требований, проверяет,
как он сложил материал после игры
помогает ему. Старшие дети усваивают
его указания быстро, но не всегда
выполняют их. Воспитатель разъясняет
недопустимость нарушения правил хранения
и использования, нстойчиво требует
наведения должного порядка.
Строительные
игры с природным материалом и руководство
ими.
Для
строительных игр в детском саду широко
используются не только строительные,
но и природные материалы: снег, вода,
песок, камешки, ветки, шишки, тростник
и т.п.
Песок
насыпается в специальный ящик с бортиками,
на которые дети ставят игрушки. Малышам
для игр даются обычно маленькие формочки
и маленькие салочки, игрушки с подставкой,
которую можно воткнуть в песок.
Место
на участке, где хранится песок,
огораживается, чтобы он не рассыпался;
ящики-песочницы на ночь и на то время,
когда дети не играют закрываются сетками,
чтобы песок не загрязнялся и вместе с
тем проветривался.
Старшие
дети сооружают из песка горки, туннели,
русла рек, строят плотины, водопады,
крепости. Такими играми дети более
охотно занимаются в естественных
условиях: на пляже, на берегу реки, озера.
Здесь есть возможность использовать
большое пространство.
И
грая со снегом, младшие дети разгребают
его лопатками, насыпают горки. Старшие
дошкольники строят из снега дома,
крепости, пароходы, лодки, мосты, украшают
участок скульптурами из льда и снега.
Воспитатель учит их строить постройки
из снега разными способами (из накатанных
снежных
комов,
из снежных кирпичей), побуждает к
проявлению инициативы, выдумки. Поощряя
игры со снегом, он следит, чтобы дети
достаточно двигались, не мёрзли, и вместе
с тем предупреждает чрезмерную
двигательную активность, чтобы они не
перегревались.
Воспитатель
учит детей выкладывать узоры из камешков
на дорожке, площадке. Для узоров может
быть дан образец, предложен сюжет,
условие расположения камешков. Такие
игры полезны для развития и уточнения
пространственных ориентировок. Старшие
дети под руководством воспитателей
делают из шишек человечков, зверюшек,
сооружают для них постройки из веток,
тростника.
Таким
образом строительные игры при правильном
руководстве ими являются важным средством
воспитания и обучения. Они развивают у
детей способность творческого отображения
явлений окружающей жизни, интерес к
технике, конструктивное мышление,
художественный вкус, формирует дружеские
взаимоотношения.
-
Дидактичні
ігри. Види дидактичних ігор
Дидактическая
игра представляет собой многоплановое
сложное педагогическое явление: это
и игровой метод обучения дошкольников,
и форма обучения, и самостоятельная
игровая деятельность, и средство
всестороннего воспитания личности
ребенка.
Значение
дидактических игр:
— являются средством
воспитания, с их помощью воспитатель
воздействует на все стороны личности
ребенка: на сознание, чувства, вол»,
отношения, поступки и поведение вообще;
— выполняют обучающую
функцию, являются средством первоначального
обучения дошкольников, умственного
воспитания; в них дети отражают
окружающую жизнь и познают те или другие
доступные для их восприятия и понимания
факты, явления. Их содержание формирует
у детей правильное отношение к предметам
и явлениям окружающего мира,
систематизирует и углубляет знания о
родном крае, о людях разных профессий,
представления о трудовой деятельности
взрослых;
— развивают сенсорные
способности детей с помощью игр по
ознакомлению детей с цветом, формой,
величиной предметов;
— развивают речь
детей: расширяется и активизируется
словарь, формируется правильное
эвукопроиэношение, развивается связная
речь, умение правильно высказывать свои
мысли;
— формируют
нравственные представления о бережном
отношении к окружающим предметам,
игрушкам как результатам труда взрослых,
о нормах поведения, о положительных и
отрицательных качествах личности;
— воспитывают
уважение к человеку труда, вызывают
интерес к трудовой деятельности,
желание самим трудиться;
— свода красочным
оформлением, художественным исполнением
развивают эстетический вкус;
— способствуют
физическому развитию: вызывают
положительный эмоциональный подъем
хорошее самочувствие, развивается и
укрепляется мелкая мускулатура рук.
-
Види
дидактичних ігор.
По
содержанию дидактические
игры делятся на игры по ознакомлению с
окружающим, развитию речи, формированию
математических представлений, музыкальные
игры и др.
По степени
активности детей
и воспитателя дидактические игры делятся
на игры-занятия и автодидактические
игры.
По наличию
игрового материала игры
делятся на: игры с предметами и игрушками,
настольно-печатные, словесные.
В играх с предметами
и игрушками дети учатся сравнивать,
устанавливать сходство и различие
предметов. С их помощью дети знкомятся
со свойствами предметов и их признаками:
цветом, величиной, формой и др. В них
решаются задачи на сравнение, классификацию.
Настольно-печатные
игры разнообразны по видам: парные
картинки, лото, домино. Основаны на
принципе наглядности, но детям дается
не сам предмет, а его изображение.
В словесных играх
дети оперируют представлениями, имеются
большие возможности для развития
мышления, так как в них дети учатся
высказывать самостоятельные суждения,
делать выводы и умозаключения, развивают
умение внимательно слушать, быстро
находить нужный ответ на поставленный
вопрос, точно формулировать свои мысли,
А. И.Сорокина
предлагает свою классификацию
дидактических игр: игра-путешествие,
игра-поручение, игра-предположение,
игра-загадка-, игра-беседа.
-
Структура
дидактической игры
I. Дидактическая
задача — подчеркивает обучающий характер
игры, направленность содержания на
процесс познавательной деятельности,
вытекает из программы воспитания и
обучения в детском саду,
2. Игровая задача
— определяет игровые действия, становится
задачей самого ребенка, вызывает желание
и потребность решить её.
3. Игровые действия
— основа игры, её сюжет, проявление
активности детьми в игровых целях.
4. Игровые правила
— определяют, что и как нужно делать в
игре каждому ребенку, указывают путь
достижения цели, воспитывают умение
сдерживаться, управлять своим поведением.
-
Методика
організації і проведення дидактичних
ігор.
Руководство
дидактической игрой обусловлено
требованиями программы, особенностями
самой игры, возрастными возможностями
детей; требует большого педагогического
мастерства.
Организация
дидактической игры педагогом
осуществляется. В трех основных
направлениях: подготовка к проведению
дидактической игры, её проведение и
анализ,
У детей младшего
возраста наглядность
действует сильнее, чем слово, поэтому
целесообразнее объяснение правил
объединять с показом игрового действия,
Если в игре есть
несколько правил, то не следует сообщать
их сразу.
Игры необходимо
проводить так, чтобы они создавали
бодрое, радостное настроение у детей,
учили бы детей играть, не мешая друг
другу, постепенно подводили к умению
играть небольшими группами. В этом
возрасте дидактические игры помогают
детям лучше узнать окружающие предметы
и возможные действия с ними, способствуют
координации движений, развитию глазомера,
овладению пространственными ориентировками.
С детьми этого
возраста воспитателю целесообразно
самому включаться в игру и вызывать у
детей интерес к дидактическому материалу,
учить играть с ним.
У детей среднего
дошкольного возраста есть
некоторый опыт совместных игр, но и
здесь воспитатель принимает участие в
дидактических играх. Воспитатель учит
детей и играет с ними, стремится вовлечь
в игру всех детей, постепенно подводит
их к умению следить за действиями и
словами товарищей.
Правила игры
объясняются до ее начала.
Подбираются такие
игры, в процессе которых дети должны
вспомнить и закрепить бытовой словарь.
Могут использоваться игры с куклой и
комплектами всех предметов обихода.
Широко используются музыкально-дидактические
игры, вводятся словесные игры.
Дети старшего
дошкольного возраста обладают
значительным игровым опытом и достаточно
развитым мышлением, поэтому они легко
воспринимают чисто словесные объяснения
игры. Лишь в отдельных случаях требуется
наглядный показ.
С детьми этого
возраста проводятся игры со всей группой
и с небольшими подгруппами. В процессе
совместных игр у детей складываются
коллективные взаимоотношения. Поэтому
можно вводить в игру элементы соревнования.
В играх отражаются
более сложные по своему содержанию
жизненные явления (быт и труд людей,
техника). Дети классифицируют предметы
по материалу, назначению.
Широко используются
словесные игры, требующие большого
умственного напряжения.
У детей проявляется
произвольное внимание, самостоятельность
в решении поставленной задачи, в
выполнении правил. Руководство должно
быть таким, чтобы игра способствовала
умственному и нравственному воспитанию
и в то же время оставалась игрой.
Необходимо сохранить
эмоциональное настроение детей,
переживание радости от хода игры и
удовлетворение от ее результатов.
Воспитатель знакомит детей с игрой,
вместе с ними участвует в игре, чтобы
выяснить, насколько её правила усвоены
детьми. Затем предлагает детям играть
самостоятельно, при этом сначала следит
за ходом игры, выступает в качестве
арбитра в конфликтных ситуациях.
-
Рухливі ігри у
житті дитини, іх значення для фізичного
розвитку дошкільників, розвинення
їхньої уваги, виховання колективізму
Рухливі ігри досить
важливі для всебічного розвитку дитини.
Цінність їх не лише в тому, що вони
розвивають рухи дітей, а й у тому, що
спонукають малят бути активними,
діяльними, міркувати, досягати успіху.
Завдяки цим іграм увесь організм дитини
втягується в роботу, в неї поліпшується
травлення, стає глибшим дихання,
зміцнюється нервова система, виховуються
такі риси характеру як дисциплінованість,
стриманість тощо.
Значення рухливої
гри для гармонійного розвитку дітей,
проблеми впровадження її в практику
роботи ДНЗ вивчають психологи та
педагоги. Основоположник теорії фізичного
виховання П.Ф. Лесгафт — надавав важливого
значення рухливим іграм з правилами —
як засобу розвитку само організованості,
дисциплінованості дітей. Е.С. Вільчковський
працював над проблемою використання
рухливих ігор в різних вікових групах,
організація та керівництво рухливими
іграми з дітьми дошкільного віку.
Психологи та педагоги Хухлаєва, Денисенко,
Шишкіна, Вавилова, Колесникова, Лейкіна,
Тимофєєва, Потєхіна обґрунтували,
розкрили, експериментально перевірили
значення рухливих ігор для повноцінного
розвитку та довели вплив рухливих ігор
на розвиток у дітей основних рухів та
рухових якостей. Таким чином, рухливі
ігри є важливим засобом фізичного
виховання дітей дошкільного віку.
Актуальні проблеми,
а саме проблеми рухової активізації
дітей в сучасних
Строительно-конструктивные игры — разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде.
Посредством строительных игр у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности.
Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности, воспитывают трудолюбие и целенаправленность.
Особенностью игр со строительным материалом является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций. В их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.
Очень часто строительно-конструктивная игра переплетается с ролевой игрой. Дети принимают на себя роли строителей, которые возводят постройку, строительный материал им привозят шофёры на грузовиках, рабочие обедают в столовой, идут домой.
Строительно-конструктивная игра, являясь деятельностью продуктивной, позволяет формировать у детей умение сравнивать, сопоставлять данную постройку с реальными вещами и предметами и с тем образом, на основе которого данная постройка возводилась, следовательно, на данном этапе игра способствует развитию наблюдательности у детей. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит всестороннее, многогранное развитие умственной деятельности.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем побуждения детей к играм, обогащения знаний об окружающей общественной жизни, предоставление и обновление игрового материала для строительства и конструирования, поощрение инициативы и самостоятельности — вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность строительно-конструктивных игр.
Педагоги З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, раскрыли особенности и значение строительных игр — «строительно-конструктивные игры требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его пространственном выражении».
В теории и практике сложилось несколько видов конструирования.
1. Конструирование по образцу — самый распространенный вид конструирования. При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительного материала.
2. Конструирование по заданной теме. Подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой.
3. Конструирование по собственному замыслу. Ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел.
4. Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет.
5. «Стройка по моделям». Ребенку предлагается модель постройки, в которой очертания составляющих элементов скрыты. Ребенок сначала анализирует модель: выделяет составные части, подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели.
У каждого из видов конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе.
Вид материала определяет вид конструирования:
— Конструирование из строительных материалов
— Конструирование из бумаги и дополнительных материалов
— Конструирование из природного материала
Каждый из перечисленных видов имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой конструкции ребенок отражает в основном предметы реальной действительности, имеющие практическое применение (для игры, для украшения елки, для подарка мамы и т. д.)
Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:
1. Расширять представления детей и направлять их внимание на труд строителей, используемую ими технику;
2. Обучать способам строительства, воспитывать и развивать самостоятельность и активность мышления, конструктивно — творческие способности;
3. Формировать трудолюбие, развивать правильные взаимоотношения детей, способствовать объединению их в дружный коллектив.
Эффективность обучения конструктивным умениям зависит от того, насколько оно интересно ребенку. Для того чтобы формировать у детей интерес к играм со строительным материалом, педагог использует различные приемы.
— Строит сам в присутствии детей младшего возраста.
— Использует прием сотворчества: предлагает детям (в разных возрастных группах) достроить, перестроить, преобразовывать постройку, которую он соорудил.
— Воспитатель использует различные методические приемы: демонстрация образца, показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи, сообщение постройки с указанием условий.
Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды — отборе строительного материала.
Различают различные виды строительного материала:
— специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», конструкторы.)
— природный (песок, снег, глина, камни)
— подсобный (ящики, коробки, доски, …)
Материала должно быть достаточно для того, чтобы могли играть все желающие.
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.
Игры со строительным материалом связаны с другими видами игр. Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес к процессу деятельности — все это определяет творческий характер игр со строительным материалом.
З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова доказали, что развитие конструктивных способностей детей находится в прямой зависимости от руководства воспитателя детской деятельностью. Если воспитатель систематически обучает детей сооружению различных построек, знакомит их с конструктивными особенностями материалов, то практически все дети овладевают определенным объемом умений и навыков. Строительные игры становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше технически выполнены. Если же воспитатель ограничивается только наблюдением за развитием строительной игры, то конструктивные способности у детей развиваются не одинаково и разница в умениях будет значительной. Так же дети не смогут самостоятельно, без помощи воспитателя договорится о характере постройки, о том, кто какую работу будет выполнять. Таким образом, в играх со строительным материалом при отсутствии должного руководства со стороны воспитателя взаимоотношения детей могут принимать совершенно неправильное направление.
Систематическое обучение конструированию и руководство воспитателя детской игрой приводят к существенному изменению характера строительной деятельности детей.
Для возникновения и укрепления интереса к играм со строительным материалом много дает ознакомление со строительством в действительной жизни. На прогулках, экскурсиях целесообразно обращать внимание дошкольников на особенности разных сооружений: как построен мост, чем отличается жилой дом от здания художественного назначения (музей, театр), чем похожи и чем различаются виды городских транспортных средств. Интересным для детей может стать ознакомление с характером труда строителя, со строительной техникой. Внимание старших дошкольников следует привлекать к архитектурным особенностям сооружений, развивая при этом их умения сравнивать постройки по назначению, конструкции, способам украшения.
Показ и анализ образца, выполнение воспитателем всех действий изготовления конструкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования или когда они впервые сооружают постройку или поделку из бумаги и способы действий им незнакомы.
Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обследования предметов, научить выделять части предмета, определять основные, от которых зависит расположение других частей, устанавливать их функциональное назначение. Поэтому обследование предметов проводится в следующей последовательности:
— Целостное восприятие предмета с общей характеристикой
— Определение общей формы предмета, выделение основных его частей, определение его формы и величины.
— Выявление пространственного размещения частей относительно друг друга.
— Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным, определение материала, из которого выполнена каждая часть.
— В заключении повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики.
В процессе наблюдения и обследования предмета дети получают представление о его назначении в жизни. В целенаправленных и организованных наблюдениях нуждаются дети всех возрастных групп, разница лишь в глубине процесса и в отборе объектов для наблюдения.
В играх детей 2–3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал. Воспитатель должен уметь выждать сравнительно короткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужно предупреждать неорганизованное, не соответствующее его назначению пользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики, кирпичики, колотят ими и т. п. Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер. Малышам 2–3 лет воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Обстраивание игрушек и составляет содержание строительных игр у младших детей. Детей побуждают строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки — дворики, заборчики и организуют на этой основе игры.
Педагог обращает внимание на окружающие предметы и постройки: скамеечки в саду, заборчики, игровые домики на участке, лесенки, побуждает отражать виденное в строительных играх.
Для детей 3-4 лет предусматривается дальнейшее развитие интереса к строительным играм, использование созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитание умения строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими теме, обучение более сложным приёмам работы. Под руководством воспитателя ребёнок 4–5 лет способен отражать в строительной игре впечатления об окружающем. У них есть уже и необходимый опыт в его наиболее простых формах, умение играть небольшими коллективами, умение распределять между собой строительный материал, позволяющий производить более сложные постройки. Детей побуждают оценивать сделанное, намечать варианты его использования в сюжетно-ролевой игре, предлагать необходимые изменения и дополнения. В процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре. Целесообразно обучать детей строительным приемам путем использования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных знакомых строительных играх. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительных игр.
Для детей 5-6 лет программа предусматривает обучение предварительному планированию строительных игр, постановке цели игры, применение конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. Руководство играми старших детей в большей мере направленно на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение.
Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми. Развитие содержания игры определяется богатством, ясностью, отчётливостью впечатлений детей от окружающей жизни. Показывая им сложные постройки (жилые дома, вокзалы, театры, пристани и т. д.), воспитатель обращает внимание детей на общий вид зданий, раскрывает соответствие архитектурных особенностей их назначению, учит выделять отдельные части, указывает на симметрию, контрасты. Дошкольников обучают также «читать» изображения (фотографии, рисунки), т. е. выделять в них общее, основное, части и т. д. Зрительный анализ помогает детям глубже запечатлеть особенности рассматриваемого сооружения, составить о нём представления, затем использовать его как основу в строительной игре. Для старших детей большое значение приобретает слово. Так, источником замысла и содержания строительной игры иногда является рассказ воспитателя. Он сообщает ребёнку о цели игры, последовательности игровых действий, поддерживает интересные предложения, критические замечания, это развивает у ребёнка самостоятельность мысли и поиска. Со старшими детьми возможно обсуждение хода строительной игры, качества действий её участников, так как они стремятся хорошо выполнять необходимые действия, получают удовольствие от заслуженной похвалы и способны учесть критические замечания. Многие строительные игры направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Ребёнок хочет, чтобы игровая постройка была похожа на настоящую. Сходство с изображаемым реальным сооружением, относительная масштабность, декоративность, художественная выразительность являются для него критериями правильности конструирования. Интересы ребёнка 5–6 лет, его возможности предъявляют к руководству строите льнами играми большие требования. Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства он отбирает немногое, то, что доступно детям и оказывает обучающее и воспитательное воздействие. В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного изображения (фотографии, рисунка) в объёмную постройку, что предъявляет к ребёнку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает ребёнка анализировать итоги игры, в том числе и строительства, входящего в её состав. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить процесс и цель строительства с результатом.
Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительных игр является руководство ими при сохранении творческой самодеятельности детей, развитие их интереса к технике, использование наглядных пособий (иллюстраций, фотографий, простых технических рисунков), обучение способам перевода плоского изображения в объёмную постройку.
Для развития игровой деятельности детей необходимо создать такие условия:
— организовать игровую среду: подобрать необходимы строительный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей.
— обеспечить время и место для игр со строительным материалом. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания. Поэтому стеллажи для игр с настольным строительным материалом, конструкторами следует ставить так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их.
— бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми. Ребенок любит возвращаться к своим постройкам, вносить в них изменения.
— создавать условия для обыгрывания построек. Следует подбирать мелкие игрушки.
— объединять детей для совместных построек, когда ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других детей.
— учить детей бережно обращаться с конструкторами и строительными материалами, аккуратно разбирать постройки, поделки из конструктора, раскладывать детали, формы по ячейкам стеллажа.
Дошкольное детство — небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Дошкольный возраст это возраст игры, дети много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму.
Строительно-конструктивная игра — своеобразная форма участия детей в жизни взрослых. Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, усваивает законы общества, в котором он живет. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которой живут дети, производственных условий, их окружающих. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении — доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.
Литература:
1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: уч. пос. для студ. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998, 2002.– С. 320–330.
2. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова.– М.: Сфера, 2006.
3. Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду / З. В. Лиштван.– М.: Просвещение, 1971.
4. Дошкольная педагогика: учеб. пос. для студ. педвузов / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М.: Просвещение, 1988.– Ч. 2.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, строительный материал, игра, постройка, вид конструирования, конструирование, руководство воспитателя, строительная игра, строительно-конструктивная игра, умение.
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Предложить статью
Основные пути реализации руководства строительными играми дошкольников
Строительные игры и их оптимальная организация имеют важное значение для развития детей дошкольного возраста. Они ориентированы на обучающее развитие детей, формирование у них конструктивных навыков. Эффект их воспитательного воздействия напрямую связан с рациональной организацией руководства, применением оптимальных приемов и методов воспитательного воздействия.
Рисунок 1. Строительные игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чтобы обучить детей конкретным строительным умениям и навыкам, развить в их сознании определенную концепцию конструкторской работы, необходимо регулярно знакомить детей со способами возведения различных построек, особенностями материалов, их функциональным назначением. Это приводит к постепенному расширению объема знаний ребенка, что в свою очередь делает строительные игры более содержательными, формирует способности к построению более сложных построек, совершенствует технику конструирования.
Рисунок 2. Особенности строительных игр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Руководство строительными играми ориентировано на разрешение таких воспитательных задач:
- Формирование и развитие представлений детей о значимости труда, необходимости развития трудовых навыков, в частности в конструктивной области, ориентация внимания детей на организацию трудовой деятельности строителей, привитие уважения к этому направлению деятельности, стремления сохранения первозданного вида построек, необходимости ухода за ними и бережного отношения к ним;
- Ознакомления с различными способами строительства. Это позволяет развить творческие и конструктивные способности ребенка, активизирует его интеллектуальную деятельность, развивает мыслительные процессы;
- Формирование трудолюбия, уважения к труду, развитие навыков коллективной работы и способов коллективного взаимодействия.
«Руководство строительными играми дошкольников» 👇
Замечание 1
Осуществляя руководство строительными играми, педагог формирует оптимальное игровое пространство, которое позволяет организовать строительные работы, подобрать необходимый материал в количестве, достаточном для принятия участия в игре всех детей.
Важное значение для грамотной организации руководства процессом строительный игры имеет предоставление возможностей реального наблюдения за строительством каких-либо объектов. Для этого, воспитатель может принести иллюстрации различных этапов строительных работ, провести показ фильмов строительной тематики, подготовить презентацию, или же организовать экскурсию на строительный объект. Это позволит обогатить представления детей о строительстве, что благотворно скажется на развитии сюжетной линии игры.
Кроме того, немаловажное значение имеет знакомство со строительством на основе применения специальных конструкторов. Дети знакомятся с конструкторскими деталями разных форм и модификаций: кубиками, кирпичами, пластинами, цилиндрами. Педагог же, в свою очередь, показывает приемы их соединения, варианты конструкций. Усвоив возможности работы с конструктором, ребенок начинает фантазировать и разрабатывать новые варианты модификаций.
Руководство строительными играми осуществляется двумя основными путями:
- Ознакомление с конструктивной деятельностью на специально организованных занятиях.
- Демонстрация приемов конструирования и формирование основных навыков, необходимых для успешного строительства, осуществляемые в процессе самостоятельной детской игры.
На специальных занятиях по конструированию, дети осваивают способы построения различных конструкций и расширяют тематику строительства. Строительство начинается с отдельных небольших деталей, объектов, и постепенно доходит до постройки более крупных конструкций, сооружений. В процессе обучения конструированию, у детей складываются навыки построения планов своей работы, прогнозирования результатов, исходя их материалов, применяемых для конструирования и методов их модификации. Это благотворно сказывается на развитие мыслительных процессов ребенка, формировании его интеллектуальных способностей, развитие креативных возможностей и творческих талантов.
Приемы и методы руководства строительными играми дошкольников
При организации строительных игр, педагог ориентируется на организацию процессов целенаправленного наблюдения за строительством конкретного вида объектов, зданий и сооружений.
При руководстве строительными играми младших дошкольников, педагог использует приемы демонстрации собственной строительной деятельности т.е. он конструирует что-либо самостоятельно, показывая тем самым, как осуществляется этот процесс. При этом, демонстрацию следует сопровождать пояснениями и комментариями о том, какой материал используется при строительстве, какие лучше элементы использовать для сооружения определенных объектов.
Педагогу необходимо привлечь детей в конструирование, что требует развития их заинтересованности и желания строить.
Также, педагог может использовать прием сотворчества – предложить детям достроить что-то, частично или полностью изменить, созданный им объект. По ходу детского строительства, педагог знакомит детей с тем, как осуществляются строительные работы сходного объекта в реальной жизни.
Кроме того, в процессе организации игровой строительной деятельности, педагог может использовать методические приемы: демонстрировать образцы и способы конструирования, знакомство со способами постройки и пояснения к ним, постановка проблемных задач и помощь в их разрешении, озвучивание темы и условий прохождения конструкторских работ.
Руководство детскими строительными играми осуществляется, посредством применения следующих методов:
- Воздействие педагога на содержательный аспект игры, выбор ее темы и сюжетной линии, распределение ролей между участниками игры, помощь в реализации игровых образов.
- Методика построения игры, как особого вида деятельности. Здесь, педагог организует игру вместе с детьми, обучает и направляет их. При этом, он выступает не в качестве наставника, а в качестве равноправного партнера ребенка. Организация игры строится на основе постепенного перехода от простых действий к сложным. Педагогу необходимо объяснить детям смысл игры и научить их действовать самостоятельно.
- Метод комплексного руководства игровым процессом. Здесь требуется организовать игру так, чтобы условия ее прохождения, используемые материалы, роли и действия соответствовали ее смысловому назначению.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме