Министерство общего и
профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский
педагогический колледж»
Тест
по МДК 02.01 Теоретические и
методические основы организации
игровой деятельности детей
раннего и дошкольного возраста
ПМ.02 Организация различных
видов деятельности и общения детей
специальность 44.02.01 «Дошкольное
образование»
Преподаватель:
Темерева Л.П.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы
отводится 60 минут. Работа состоит из 3 частей включающих 15 заданий.
Часть А включает 14 заданий. К
каждому заданию приводятся варианты ответов. За каждое верно выполненное
задание выставляется один балл. Максимальное число баллов этой части – 14.
Часть В содержит 13 задания более
сложного уровня. За верно выполненное задание выставляется 2 балла. Если в
ответе содержится 1 ошибка, то выставляется один балл, за неверный ответ или
ответ, содержащий 2 или более ошибок, выставляется 0 баллов.
Максимальное число баллов этой части – 13.
Часть С содержат 3 задания со
свободным ответом. За верное выполнение заданий выставляется по 4 балла.
Максимальное количество баллов за эту часть — 12.
Максимальное
количество баллов за всю работу –52 балла
Перевод баллов в оценку:
80 % правильных ответов — «отлично» (52—42 баллов)
70
% правильных ответов — «хорошо» (41-36 баллов)
50
% правильных ответов – «удовлетворительно» (35-26
баллов)
менее 50 % правильных ответов –
«неудовлетворительно».
Часть А
Инструкция для студентов: Из предложенных вариантов
ответов выберите правильный ответ.
1. Назовите педагога, впервые разработавшего дидактические игры.
А. Фребель Ф.
В. Бондаренко А. К.
Г. Макаренко А.С.
Д. Эльконин Д.Б.
2. Назовите автора
классификации дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные и
словесные игры.
А. Фребель Ф.
Б. Бондаренко А. К.
В. Макаренко А.С.
Г. Эльконин Д.Б.
3.
Назовите автора классификации дидактических
игр: игры-путешествия,
игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).
А. Бондаренко А. К.
Б. Подъяков Н. Н.
В. Аванесова В. Н.
Г. Сорокина А.И.
Инструкция для студентов: Из предложенных вариантов ответов выберите
правильные ответы.
4. Методы руководства сюжетно-ролевыми играми,
связанные с обогащением детей знаниями.
А. Наблюдения
Б. Экскурсии
В. Рассматривание
образца воспитателя, показ приемов конструирования;
Г. Встречи с
людьми разных профессий
Д.
Непосредственное участие воспитателя в творческой игре;
Ж. Использование
фотографий детских построек, схем, таблиц;
З. Поручения
И. Чтение
художественной литературы
К. Беседа
Л. Беседа-рассказ
с использованием иллюстративного материала
М. Индивидуальная
беседа с детьми
5. Методы руководства сюжетно-ролевыми играми, способствующие
становлению и развитию игровой деятельности.
А. Наблюдения
Б. Экскурсии
В.
Непосредственное участие воспитателя в творческой игре
Г. Поручения
Д. Задания
Ж. Чтение
художественной литературы
З. Разъяснения
И. Вопросы
К. Использование
фотографий детских построек, схем, таблиц
Л. Использование
тематических заданий
М. Привлечение
иллюстративного материала
Н. Изготовление
вместе с ребенком элементов костюма для его роли
6.
Методы руководства сюжетно-ролевыми играми, связанные с обучением детей
конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек.
А.
Экскурсии
Б.
Непосредственное участие воспитателя в творческой игре
В. Совместное
выполнение воспитателем и детьми построек;
Г. Рассматривание
образца воспитателя, показ приемов конструирования;
Д. Задания
Ж.Чтение
художественной литературы
З. Беседа
И. Поручения
К. Использование
фотографий детских построек, схем, таблиц
Л. Использование
тематических заданий.
Инструкция для студентов: Найди
неправильный ответ.
7. Структурные компоненты дидактической
игры.
А. Дидактическая задача
Б. Игровая задача
В. Роль
Г. Игровые действия
Д. Игровые правила
8. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
А. Сюжет игры
Б. Дидактическая
задача
В. Содержание игры
Г. Роль
Инструкция для студентов: Найди
неправильные ответы.
9.
Виды игр-драматизаций.
А.
Игры-имитации
Б.
Ролевые диалоги на основе текста
В.
Настольный театр
Г.
Инсценировки произведений
Д.
Плоскостной театр
Е.
Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям
Ж.
Театр игрушки
З.
Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без
предварительной подготовки
И.
Пальчиковый театр
10.
Виды режиссерских игр
А.
Игры-имитации
Б.
Ролевые диалоги на основе текста
В.
Настольный театр
Г.
Инсценировки произведений
Д.
Плоскостной театр
Е.
Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям
Ж.
Театр игрушки
З.
Пальчиковый театр
Инструкция
для студентов:
Найди правильные ответы
11. Приемы косвенного руководства
сюжетно-ролевой игрой.
А. Обогащения знаний детей об окружающей
общественной жизни
Б. Ролевое участие в игре, участие в сговоре
детей
В. Разъяснение
Г. Внесение игрушек и создание игровой
обстановки еще до начала игры
Д. Обновления игровых материалов
Ж. Помощь
З. Совет по ходу игры
И. Предложение новой темы игры
12. Приемы прямого руководства сюжетно-ролевой
игрой.
А. Обогащения знаний детей об окружающей
общественной жизни
Б. Ролевое участие в игре, участие в сговоре
детей
В. Разъяснение
Г. Внесение игрушек и создание игровой
обстановки еще до начала игры
Д. Обновления игровых материалов
Ж. Помощь
З. Совет по ходу игры
И. Предложение новой темы игры
13. Виды игрушек для
сюжетной игры
А. Атрибуты,
обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи)
Б. Предметы
оперирования (обозначающие события-действия персонажа)
В. Маркеры пространства
(обозначающие игровое пространство)
Г. Спортивный инвентарь
Д. Плоскостные
конструкторы
14. В
конструкторских играх используются типы игрового оборудования
А. Строительный
материал
Б. Конструкторы
В. Детали конструктора
Г. Атрибуты,
обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи),
Д. Плоскостные
конструкторы
Ж. Предметы
оперирования (обозначающие события-действия персонажа)
З. Бумага, природные и бросовые матери
Часть В
Инструкция для студентов: установите
соответствие.
15. Установите соответствие между названием
структурного компонента дидактической игры и его характеристикой.
А. Дидактическая задача
Б. Игровая задача
В. Игровые действия
Г. Игровые правила
1.Содержат нравственные требования к взаимоотношениям
детей, к выполнению ими норм поведения, имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий
характер.
2. Определяется целью
обучающего и воспитательного воздействия.
3. Реализуется
детьми в игровой деятельности, определяет игровые действия, становится
задачей самого ребёнка, активизирует игровые действия.
4.Это сложные умственные действия, выраженные
в процессах
целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминание раннее усвоенного, —
умственные действия, выраженные в процессах
мышления.
16. Установите соответствие между видом
дидактической игры и ее характеристикой.
А. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной»
Б. Игры с загадыванием и отгадыванием
В. Сюжетно-ролевые дидактические игры
Г. Игры с прятаньем и поиском
Д.
Игры-поручения
Ж. Игры-соревнования
1. Игры,
основанные на интересе детей к действиям с
игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать,
вставлять, нанизывать.
2. Игры, основанные на интересе детей к неожиданному
появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
3. Игры, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай»,
«Отгадай». «Что здесь?», «Что изменилось?».
4. Игры, игровое действие которых заключается в изображении различных
жизненных ситуаций, в выполнении
ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона — или животных: волка, гусей и т.д.
5. Игры, основанные на стремлении быстрее достичь игрового
результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.
6. Игры, связанные с интересными игровыми моментами —
избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе
штрафной предмет или картинку.
17.Установите
соответствие между структурным компонентом
сюжетно-ролевой игры и его характеристикой.
А. Сюжет игры
Б. Содержание игры
В. Роль
1. Это игровая
позиция ребенка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем и действует в
соответствии с представлениями о данном персонаже.
2. Это та сфера
деятельности, которая воспроизводится детьми. Отражение ребенком определенных
действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
3. Это то, что
воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента
деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной
деятельности.
18. Установите
соответствие между этапом развития
сюжетно-ролевой игры и его характеристикой.
А. Первый этап
развития сюжетно-ролевой игры
Б. Второй этап развития сюжетно-ролевой игры
В. Третий этап развития сюжетно-ролевой игры
Г. Четвертый этап развития сюжетно-ролевой игры
1. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий
взрослых друг с другом. Игры носят совместный, коллективный характер.
2. Основным содержанием игры являются действия
с предметами. Цепочка действий носит сюжетный характер. Возникает первое
взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки.
3. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей
однообразны и часто повторяются. По форме это игра рядом или одиночная игра.
4. Основное содержание игры — также действия с
предметами, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами
по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Дети отражают
в игре быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
19. Установите соответствие между видом
театрализованной игры и ее характеристикой.
А.
Игра-драматизация
Б.
Режиссерская игра
1.
Артистами являются игрушки или их заместители. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, ребенок
использует разные средства вербальной выразительности.
2.
Ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с
помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
20.
Установите
соответствие между требованием к организации предметно-игровой среды и его
характеристикой.
А.
Вариативность среды
Б.
Полифункциональность материалов
В.
Насыщенность среды
Г.
Доступность среды
Д.
Безопасность предметно-пространственной среды
Ж.
Трансформируемость пространства
1.
Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей
детей
2.
Соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Наличие в
группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а
также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
3.
Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
4.
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
5.
Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные
виды детской активности;
6.
Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
21. Установите
соответствие между названиями видов игрушек для сюжетно-ролевой игры и
названиями игрового оборудования для сюжетно-ролевой игры.
А.
Атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи)
Б. Предметы
оперирования (обозначающие события-действия персонажа)
В. Маркеры пространства
(обозначающие игровое пространство)
1. Куклы
2. Кукольный стол,
крупный
3. Животные, звери и
птицы объемные и плоскостные
4. Набор наручных кукол
би-ба-бо: сказочные персонажи
5. Набор мебели для
кукол
6. Набор плоскостных
фигурок на подставках: сказочные персонажи
7. Набор кухонной
посуды (крупной и средней)
8. Ведерки
9. Руль на подставке
10. Молоток
(пластмассовый)
11. Набор овощей и
фруктов (объемные — муляжи)
12. Гладильная доска
13. Универсальная
складная рама
14. Комплект кукольных
постельных принадлежностей
22.
Установите
соответствие между типом оборудования для строительной игры и названиями
игрового оборудования для строительных игр.
А. Строительный материал
Б. Бумага, природные и
бросовые материалы
В. Детали конструктора
Г. Конструкторы
Д. Плоскостные
конструкторы
1. Конструкторы из
серии «LEGO- DACTA» («Город», Железная дорога»)
2. Набор мелкого
строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы,
короткие и длинные пластины)
3. Крупногабаритные
деревянные напольные конструкторы
4. Комплект больших
мягких модулей
5. Конструкторы для игр
с песком и водой
6. Наборы из мягкого пластика для плоскостного
конструирования
7. Коврики — трансформеры (мягкий пластик)
«Животные» и другие
8. Наборы цветных бумаг
и тонкого картона с разной фактурой поверхности
9. Шишки, мох, желуди,
морские камешки, пенька, мочало, кусочки меха, ткани,
пробки,
сухоцветы, орехи
10. Наборы цветных
бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности.
Инструкция
для студентов:
Вставить пропущенное слово.
23. ___________ — вид
непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится
непосредственно в процессе самой деятельности.
24. Основной особенностью _______________игры
является наличие в ней воображаемой ситуации.
25. _________________________-
это игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
26.________________- предмет,
используемый или специально изготовленный для игры.
27.________________
__________________ ________________ — система материальных объектов
и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития
его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Часть С
28.
Назовите виды сюжетов в сюжетно-ролевых играх.
29.
Назовите группы методов воспитания, используемые при руководстве дидактическими
играми.
30. Сформулируйте
дидактическую и игровую задачу в игре «Путешествие в Цветочный город».
Игра
«Путешествие в Цветочный город»
Ход игры: дети вместе
с воспитателем идут по кругу и произносят заклинание, закрывают глаза,
открывают глаза и оказываются в Цветочном городе. Можно использовать игрушки
или цветные изображения жителей Цветочного города. В цветочном городе детей
встречает Незнайка. Дети вместе с воспитателем вспоминают (или знакомятся с жителями
Цветочного города) как зовут жителей Цветочного города. Незнайка просит ребят
помочь ему найти клад. Дети рассматривают нарисованную Незнайкой схему,
(сначала идём налево, затем идём вперёд, потом сворачиваем направо, потом идём
вперёд, затем налево). Дети, воспитатель и Незнайка находят клад.
Дидактическая задача: ________________________________________________
Игровая задача: _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Ответы на тестовые задания
Тест по МДК
02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности
детей раннего и дошкольного возраста
(ПМ.02 Организация различных видов деятельности и
общения детей)
по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Преподаватель: Темерева
Л.П.
Часть А
1. А
2. В
3. Г
4. А, Б, Г,
И, К, Л, М
5. В, Г, Д,
И. М
6. В, Г, Д,
К, Л
7. В
8. Б
9. В, Д, Ж, И
10. А, Б, Г, Д
11.
А, Г, Д
12.
Б, В, Ж, З, И.
13. Г
14. Г,
Ж
Часть В
15.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ж |
6 |
3 |
4 |
2 |
1 |
5 |
16.
17.
18.
19.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ж |
3 |
4 |
2 |
5 |
6 |
1 |
20.
А |
Б |
В |
1, 3, 4 ,6 |
7, 8, 10, 11, 14 |
2, 5, 9, 12, 13 |
21.
22.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
3, 4 |
8, 9 ,10 |
2 |
1, 5 |
6, 7 |
23. Игровая деятельность — вид непродуктивной
деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе
самой деятельности.
24. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры
является наличие в ней воображаемой ситуации.
25. Дидактические игры — это
игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
26. Игрушка — предмет, используемый или
специально изготовленный для игры.
27. Предметно-развивающая среда — система
материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в
соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
Часть С
28.
Бытовые, социальные, производственные.
29.
Методы формирования социального опыта, методы осмысления социального опыта,
методы стимулирования.
30.
Дидактическая задача: продолжить учить детей
определять направления
от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд-назад, направо — налево), обозначать словами положение предмета по
отношению к себе (впереди меня стол).
Игровая задача: Помочь Незнайке найти клад.
Бланк ответа
МДК 02.01 Теоретические и методические
основы организации
игровой деятельности детей раннего и
дошкольного возраста
(ПМ.02 Организация различных видов
деятельности и общения детей)
по специальности 44.02.01
«Дошкольное образование»
Преподаватель:
Темерева Л.П.
Ф.
И. студента_________________
Дата
________
Группа________
Часть А
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. |
Часть В
15.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ж |
16.
17.
18.
19.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ж |
20.
21.
22.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ж |
23. ___________ ______________ —
вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится
непосредственно в процессе самой деятельности.
24. Основной особенностью
________________________игры является наличие в ней воображаемой ситуации.
25.
______________________________- это игры, специально создаваемые или приспособленные
для целей обучения.
26.________________- предмет,
используемый или специально изготовленный для игры.
27.________________
__________________ ________________ — система материальных объектов
и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития
его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Часть С
28.
29.
30.
Дидактическая задача: ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Игровая задача: _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста
Кашина Е.В.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.
Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.
В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно — ролевой игре?
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит как всестороннее воспитание детей, так и творческое развитие каждого ребёнка .
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.
Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.
Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы
Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.
Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.
Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.
Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.
Старший дошкольный возраст
Приемы прямого руководства
— включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).
Приемы косвенного руководства
— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
— создание предметно-игровой среды;
— использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);
— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;
— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого
— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;
— спланировать ход игры, последовательность действий;
— распределить роли, согласовать замысел;
— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;
— наблюдение за игрой детей;
— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);
— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;
— создать игровую ситуацию;
— индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).
Все помнят мультсериал «Маша и медведь», где главная героиня бегает за Медведем и кричит: «Поиграй со мною! Поиграй со мною!» По замыслу авторов, видимо, медведь являет собой образ воспитателя, не желающего играть с ребенком.
А между тем с введением ФГОС детский сад возрождает свои добрые традиции, прежде всего, возвращается игра как ведущий вид деятельности. « Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают… построение вариативного развивающего образования… через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства» (п.3.2.5.)
Психолого-педагогические исследования детской игры показывают: стоит ребенку появиться на свет, как его учат. Чему угодно: считать, читать, различать те или иные геометрические фигуры… Результат очевиден – дети лишаются детства и естественного развития. Конечно, без обучения не обойтись, но его место – второе, на первом должна стоять игра.
По мнению В.М. Григорьева, современные дети «стали играть не меньше, а хуже». В настоящее время, при отсутствии дворов, старших сестер и братьев, кто, как не воспитатель, должен познакомить детей с интересными играми?! Общепринятым стало утверждение “Необходимо учить детей играть” И педагог учит: задает тему, строит игру, распределяет роли, развивает сюжет, оценивает действия детей. Таким образом, самостоятельность, инициатива и творчество детей вытесняются слишком прямым воздействием взрослого. В группе появляется четко подобранный для каждой игры комплект атрибутов, обыгранный с педагогом сценарий, дети воспроизводят его, внося лишь небольшие коррективы. Такие игры перестают вызывать интерес у детей.
Как же сделать так, чтобы дети играли с удовольствием и, при этом, игра выполняла свои обучающие и развивающие функции?
Успешность сюжетно – ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога.
Ведь все знают: чтобы учить детей читать, считать, лепить, рисовать, воспитатель сам должен уметь все это делать. Неграмотному человеку даже не придет в голову учить грамоте другого. Не может и воспитатель научить детей играть, если сам не владеет игровой «грамотой», игровой культурой.
Воспитатель должен уметь вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие, свободно оперировать элементами игровых сюжетов — событиями, персонажами (ролями), их действиями, уметь с детьми каждого возраста развертывать сюжеты, само строение которых облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.
Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен быть построен так, чтобы формирование игровых умений и навыков органически сочеталось с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого, можно выделить три группы методов:
I группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий; чтение произведений художественной литературы; беседу – рассказ с использованием иллюстраций, фотографий, картин, репродукций; инсценировки литературных произведений; этические беседы, презентации, участие детей в проектах.
II группа методов. Методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре, исполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того педагог помогает детям в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы – разговора по поводу замысла игры, распределение ролей, подведения итогов.
III группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала, обыгрыванию построек и изготовлению игрушек. Это совместное с детьми конструирование построек, рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования, использование фотографий детских построек, схем и рисунков построек.
Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетно – ролевой игры в ДОУ.
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.
Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».
Рассмотрим некоторые приемы на примере игры «КОСМОС» в старшей группе.
Но сначала я предлагаю вам рассмотреть ситуацию, описанную Д. Б. Элькониным.
Анализ ситуации (Экспериментальная ситуация, описанная Д. Б. Элькониным)
«Воспитатель подготовительной группы организовала для детей экскурсию в зоопарк, в ходе которой знакомила ребят с разными животными – с их внешним видом, повадками, образом жизни т.д. По окончании экскурсии она побеседовала с детьми о тех животных, которых они наблюдали в зоопарке, ввела в группу игрушки этих животных, ожидая, что они начнут играть в «Зоопарк». Однако дети ни в первый, ни в последующие дни в запланированную воспитателем игру не играли.
Тогда воспитатель повторила экскурсию в тот же зоопарк. Но в ходе второй экскурсии она знакомила детей не только с животными, но и с деятельностью сотрудников зоопарка: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, сотрудники, которые осуществляют кормление и уход за животными, ветеринар лечит заболевших животных, ставит им прививки, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. В этот же день дети организовали игру в «Зоопарк» в группе Постепенно в игру вводились новые персонажи, усложнялся сюжет»
— Как вы думаете, почему игры не получилось после первой экскурсии?
Первая — это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая—сфера деятельности людей и их отношений.
На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Однако не всякое ознакомление с окружающим побуждает ребенка к игре. Например, наблюдение за растениями, явлениями природы, животными, транспортом, машинами развивают у детей представления об окружающем, но существенно не влияют на развитие игры. Ролевая игра возникает и развивается, прежде всего, в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения (человек ухаживает за животными, кормит их, лечит; заботится о других людях, управляет транспортом и т.п.)
Поэтому на подготовительном этапе мы старались больше беседовать об игровых действиях каждой роли:
— капитан корабля — набирает команду, отдаёт приказы на борту, держит связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;
— космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;
— инструктор по полёту – руководит полётом с космодрома;
— инопланетяне – наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;
— репортёры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;
— мед. персонал – проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян;
— родственники – провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.
— бортинженер – внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.
-диспетчер – принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.
Немаловажную роль играет обогащение речи детей ролевыми диалогами.
Например:
Руководитель полета Капитан корабля
— Космонавты, занять свои места! — Есть занять свои места!
— Пристегнуть ремни! — Есть пристегнуть ремни!
— Экипаж к полету в космос готов? — Экипаж готов к полету в космос!
— Внимание! До пуска осталось 5 минут. 5-4-3-2-1 Пуск! — Есть «пуск»! 2 минуты — полет нормальный! 5 минут – полет нормальный!
— Внимание! Внимание! Доложите, что вы видите.
У воспитателя всегда должны быть наготове несколько вариантов развития игры: поломка корабля, заболел космонавт, выход в открытый космос, встреча с инопланетянами.
На каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетно – ролевой игры, как условное действие с игрушками, ролевое поведение. Что же нужно для дальнейшего развития детской игры? Одна из линий развития сюжетной игры старшего дошкольника – игра-фантазирование.
По мнению экспертов, слово, чаще всего встречающееся в ФГОС – инициативность.
И что лучше, чем игра – фантазирование сможет развить воображение, творчество, инициативность? Как писал Л. С. Выготский, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
В игре на тему «Космос» пространство для фантазии безгранично. Выйдя прогуляться по планете, с нами могут произойти встречи с неземными существами, удивительные приключения. Но чтобы сюжет оказался завершенным, надо правильно построить работу с детьми. В этом мне помогает программа ТРИЗ.
Раздел пособия № 4 «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания» содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки различных типов. Предлагаются различные модели составления сказок:
• модель составления сказки с помощью метода «Каталога»,
• модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»,
• модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»,
• модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника»
• модель составления сказки с помощью ТПФ (типовых приемов фантазирования)
Я пользуюсь такой моделью сочинения сюжета:
Жил — был Кто?
Он был Какой?
Герой пошел Куда?
Встретил там Кого?
Сделали вместе Что?
Узнали О чем?
Вместе пошли Куда?
Все закончилось Хорошо
Игра продолжается 10-15 минут. Воспитатель должен вести игру эмоционально. В таких играх присутствуют и наблюдатели, которые частично усваивают умения. От сказочных сюжетов можно перейти к реальным событиям из жизни. Полученные умения ребенок использует в самостоятельных играх, делая их согласованными и разнообразными.
Очень важно правильно закончить игру. Ряд исследователей проблем детской игры придерживаются мнения, что педагогическая ценность игры в значительной мере зависит от обеспечения возможности «доиграть», то есть не прерывать игру до тех пор, пока задача не будет разрешена (корабль «приплыл» в порт, космонавты «приземлились» и т. д.). В противном случае у детей остается чувство неудовлетворенности, неразрешимого напряжения, которое может препятствовать формированию ценных нравственных мотивов и свести на нет все положительные воздействия игры на личность.
Нельзя забывать про последний этап – оценка игры. Узнать мнение детей: что понравилось, что нет. Как будем играть в следующий раз.
Так, возвращаясь из космического путешествия, нас встречают журналисты. Расспрашивают нас о том, что интересного мы видели, как наше самочувствие и т.п.
Если ребенок организовал игру на определенный сюжет, значит, полученные представления оказались яркими, вызвали эмоциональный отклик. Значит, вы все сделали правильно!
Успехов вам!!!
Особенности организации и руководства сюжетно-ролевыми играми.
«Необходимыми
элементами, обеспечивающими интересную
игровую деятельность, развитие
познавательных интересов и моральных
качеств ребенка, являются знание —
действие — общение. Особая роль при этом
принадлежит воспитателю. Именно от
личности педагога, его знаний, умений,
профессионального мастерства и
способности творчески организовать
руководство игровой деятельностью
детей зависит использование ее в целях
всестороннего развития личности ребенка»
— Русскова Л.В.
Процесс
руководства сюжетно-ролевой творческой
игрой должен быть построен так, чтобы
воспитание игровых умений и навыков
органически сочеталось в нем с обучением
и воспитанием, в том числе и трудовым.
Исходя из этого принципа можно выделить
3 группы методов.
Первая
группа методов
связана с обогащением детей знаниями,
впечатлениями, представлениями об
окружающей жизни. К ним можно отнести
наблюдения; экскурсии (первичная,
повторная, завершающая); встречи с людьми
разных профессий; эмоционально-выразительное
чтение художественной литературы;
беседу; беседу-рассказ с использованием
иллюстративного материала о труде
взрослых и их взаимоотношениях в процессе
его; рассказ воспитателя, сопровождаемый
демонстрацией специально подобранных
фотографий, картин, репродукций о
событиях, происходящих в стране;
составление детьми рассказов на
определенные темы, связанные с наблюдениями
окружающей жизни; индивидуальные беседы
с детьми, уточняющие знания, представления
дошкольников о явлениях общественной
жизни, о моральных категориях; инсценировки
литературных произведений с использованием
игрушек, персонажей кукольного театра;
этические беседы.
Вторая
группа — это
методы, способствующие становлению и
развитию игровой деятельности. Среди
них важное место занимает непосредственное
участие воспитателя в творческой игре:
игра с одним ребенком, выполнение ведущей
или второстепенной роли. Кроме того,
педагог широко использует оказание
детям помощи в реализации знаний,
полученных на занятиях, путем предложений,
напоминаний, советов, подбора игрового
материала, беседы-разговора по поводу
замысла игры, развития ее содержания,
подведения итогов.
Педагог
учитывает индивидуальные особенности
ребёнка если он уверен в себе важно
научить его критически оценивать свои
ответы. Если застенчив и нерешителен
нужно поддержать любую инициативу.
В
целях воспитания у детей навыков и
умений самостоятельной организации
игры используются также поручения;
задания (по подбору игрового материала,
по изготовлению игрушек-самоделок и
др.); беседы; поощрения, разъяснения,
вопросы, направленные на подсказ детям
возможной реализации замысла, определения
игровых действий.
Такие
необходимые ребенку умения, как
определение для себя роли и доведение
ее до конца игры, формируют путем советов,
индивидуальных заданий, поручений;
привлечения иллюстративного материала,
чтение отрывков из литературных
произведений, характеризующих то или
иное действующее лицо; индивидуальных
бесед по поводу роли; изготовления
вместе с ребенком элементов костюма
для его роли.
Важной
задачей является воспитание у детей
умения самостоятельно распределять
роли с учетом возможностей, интересов
и желаний каждого. Поэтому педагог
должен хорошо изучить характеры,
склонности и привычки своих воспитанников
и постоянно помогать детям лучше узнать
друг друга, обращая их внимание на
положительные стороны личности каждого
ребенка. Для решения этой задачи можно
использовать такой прием, как проведение
конкурсов на лучшее придумывание
элементов костюма, на интересные
предложения относительно ролевых
действий, на выразительность речи,
мимики, жестов.
Третья
группа методов связана с обучением
детей конструированию из строительного
материала и обыгрыванию построек,
изготовлению игрушек. В эту группу
входят такие методы и приемы, как
совместное выполнение воспитателем и
детьми построек; рассматривание образца
воспитателя, показ приемов конструирования;
использование фотографий детских
построек, схем, таблиц; использование
тематических заданий типа «Построим
улицу нашего города», «Построим метро»
и др.; подбор материала для обыгрывания
построек.
Большую
роль играют обучение детей умению делать
игрушки из бумаги путем складывания
(лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты,
скамеечки, стаканы и др.), из тонкого
картона по выкройкам; изготовлению
игрушек из природного и дополнительного
материала (катушек, картонных коробок
разной формы и величины и др.); использование
тематических заданий: сделать красивую
мебель для новоселов, карусели и другое
оборудование для детской площадки (игра
«Строительство города») и т. п.
Немаловажную
роль для развития игры имеет умение
детей использовать предметы — заместители
(кирпичик вместо мыла и т.д.), чем больше
предметов заместителей дети внесут,
тем интереснее и содержательнее игра.
Использование
описанных выше методов и приемов зависит
от возрастных особенностей детей от
уровня развития их игровых умений и
навыков.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
© 2023 Моя Югра
Организация проведения дистанционных конкурсов
для дошкольников, школьников, воспитателей и педагогов
Пишите нам: info@moyaugra.ru
Сетевое издание «Моя Югра » Всероссийское СМИ «Моя Югра».
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 68928 от 07.03.2017., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПЕДАГОГИКА. 21 ВЕК»
Главный редактор Щербинин С.В., адрес редакции: г. Тюмень, ул. Республики дом. 49-8.
E-mail: info@moyaugra.ru Телефон: 8 (938) 444-53-33.
Возрастная категория 0+