Методы руководства педагогическим процессом

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования Крапивинский дом детского творчества

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Реферат по дисциплине:

«Педагогика»

 По теме:

«Методы, приемы, средства организации и
управления педагогическим процессом»

 Исполнитель:

Ларионова Ксения Владимировна,

педагог дополнительного образования

2020год

Оглавление

Введение

1.      Понятие педагогического управления и его
структурные компоненты

2.      Методы и
приемы управления педагогическим процессом

3.      Средства
организации и управления педагогическим процессом

Заключение

Список литературы

Введение

В работе кратко раскрыты общие понятия
педагогического управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и
средств.

Даны определения организации педагогического
процесса, его взаимодействия и практического применения.

Раскрываются общие определения и понятия
педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько
компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.

В своей работе я стараюсь сформировать
субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся,
практического применения методов, приемов и средств для передачи и усвоения
знаний и информации.

Понятие педагогического управления и его структурные компоненты

Под управлением принято понимать процесс организации любых
воздействий, направленных на реализацию поставленных задач. Применительно к
учебному процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое
воздействие педагога на процесс обучения обучающихся для достижения заданных
результатов обучения.[1]

Управлять — это не подавлять, не навязывать процессу ход,
противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса,
согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой. Педагог выступает в
роли руководителя в процессе решения педагогической задачи.[1]

Основными структурными компонентами педагогического
управления являются планирование (целеполагание), организация, мотивация и
контроль. Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении
определенных требований:

1)формулирование целей и задач обучения;

2)установление исходного уровня (состояния) управляемого
процесса (установление на настоящий момент, насколько уровень образования
обучающихся соответствует требованиям образовательного стандарта, учебной
программы и т.д.);

3)проектирование и планирование содержания учебного
материала, форм, методов, средств его преподавания;

4)мотивация обучающихся на реализацию образовательных
программ;

5)реализация запланированной педагогической деятельности;

6)получение по определенным параметрам информации о состоянии
процесса обучения (получение обратной связи) – контроль за ходом образовательного
процесса (возникающие ошибки, которые свидетельствуют об отставании обучающихся
по тем или иным разделам, темам или дисциплине в целом, например, могут быть
такие: ребенок не может воспроизвести и пояснить материал, затрудняется
объяснить те или иные понятия, выделить те или иные факты, оценить закономерности
и т.д.);

7)переработка информации, полученной по каналу обратной
связи, выработка и внесение при необходимости в учебный процесс корректиру­ющих
воздействий.

Процесс управления выступает одновременно как цикличный и
непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих
циклов управления. Управленческий цикл начинается с постановки целей и
определения задач, а завершается их решением, достижением поставленной цели. По
достижении какой-то цели ставится новая, и управленческий цикл повторяется. Цель
— действие — результат — новая цель — такова схематичная картина непрерывного
управлен­ческого процесса. Она применима и к научному, и учебно-воспитательному
процессам.

Методы и приемы управления педагогическим процессом

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд,
раскрывающий многообразие методов обучения.

Их насчитывается более пятидесяти. Педагог сталкивается со
значительными затруднениями при их отборе. В этой связи возникает потребность в
их классификации. Она помогает выявить в методах обучения общее и особенное,
существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует
целесообразному и более эффективному их использованию. Становится более
понятным и очевидным назначение и характерные признаки, присущие отдельным
методам и их сочетаниям. Они являются условием педагогического творчества.

Метод
– это способ достижения цели.

Значение
метода в общественной жизни чрезвычайно высоко.

Человек и
человечество в целом развиваются, наследуя методы познания, работы, одним
словом — деятельности с целью приспособления к действительности либо
преобразования действительности в своих целях. Конечно, совершенствуются и
методы, появляются новые, но некоторые существуют тысячелетиями.

Цель и метод (или методы) ее достижения составляют основу
любой осмысленной человеческой деятельности. И чем более осознана, осмыслена
эта деятельность, тем большее значение для нее имеют методы.[2]

Метод деятельности — это способ ее осуществления, который
ведет к достижению поставленной цели.

Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем
желаемый результат.

Метод характеризует деятельность с позиции процесса, поэтому
метод — процессуальная характеристика деятельности. Но не любой процесс есть
метод. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя,
как нужно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе
решения соответствующих задач.

Цель отвечает на вопрос «что?», метод отвечает на вопрос «как?».

Применительно к педагогике, метод обучения – это
упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение
заданной цели обучения.

Под методами обучения (дидактическими методами) часто
понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Классификация методов способствует целесообразному и более эффективному
их использованию. Широкое распространение получила классификация методов,
описанная коллективом авторов: В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.
Шиянов. Они выделяют следующую систему методов:

1) методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
(рассказ, лекция, беседа, работа с учебником, метод примера);

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения (упражнения, приучение, педагогическое требование, инструктаж,
наблюдения, демонстрации, лабораторные работы, практические работы, которые
проводятся в мастерских, на пришкольном участке, тренажерах; репродуктивные и
проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

3) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и
поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное
воздействие, поощрение, наказание, анализ жизненных ситуаций, разъяснение
личной и общественной значимости учения и др.);

4) методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная
диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы,
машинный контроль, самопроверка и др.).[3]

Таким образом, методы обучения – это одновременно и способы передачи
знаний учащимся в готовом виде, и способы совместной деятельности педагога и
обучающихся при познании сути отдельных явлений, а также способы организации
самостоятельной практической и познавательной деятельности обучающихся и
стимулирования, контроля и коррекции этой деятельности.

Приемами обучения можно охарактеризовать, как вспомогательную
часть методов обучения и педагогического процесса, выраженную в эффективности
применений методов, такие как составление конспектов, тезисов, анализ работы,
цитирование, рецензирование и так далее.

Средства организации и управления
педагогическим процессом

Средства организации и управления педагогическим процессом. Непосредственно
на учебных занятиях управление педагогическим процессом осуществляется
педагогом. Приемы организации:

— проверка посещаемости обучающихся;

— организация индивидуальных или групповых форм учебной деятельности;

— проверка качества выполняемой учебной деятельности;

— применение приемов активизации учебной деятельности и мотивации
обучающихся.

Для организации педагогического процесса необходимы следующие средства.

1. Для методического обеспечения образовательного процесса – учебные
программы, пособия, демонстрационный и дидактический материал, материалы для
контроля качества образования (тесты, ситуационные задачи, контрольные вопросы
к темам).

2. Для библиотечного обеспечения образовательного процесса – словари,
справочники, научные издания, периодические научные издания (журналы).

3. Для технического обеспечения образовательного процесса – использование
на занятиях компьютерного, мультимедийного оборудования, макетов, муляжей,
лабораторного оборудования и т.п.

4. Для организационного обеспечения образовательного процесса, учета
результатов успеваемости и посещаемости студентов – заполнение журналов,
табелей, ведомостей и др.[1]

Заключение

Педагогический процесс — это сложная система
взаимодействия межу обучающимся и преподавателем.

Стоит выделить, то процесс состоит из структуры,
позволяющая конкретизировать этапы:

«Цель – Принципы –
Содержание – Методы – Средства – Формы». Где, цель выражается в конечном
результате взаимодействия, принцип в определении главных направлений,
содержание в интеграции опыта и информации, методов в взаимодействии преподавателя
и обучающегося, средства, как конкретизированный способ работы, формы, анализе
и завершении своей работы между обучающимся и преподавателем.

Педагогический процесс — это система со всеми ее
функциями, методами и способами, результатом которого является плодотворное и
качественная передача информации, усвоение знаний, повышающих уровень
образования в каждом конкретном случае и в системе образования, в целом.

Список литературы

1.      Студопедия.
–Режим доступа:
https://studopedia.org/10-94234.html (дата доступа:
12.11.2020);

2.      Педагогика.
–режим доступа:
https://www.referat911.ru/Pedagogika/pedagogicheskij-process-metody-prijomy-sredstva/541596-3277578-place1.html (дата доступа:
12.11.2020);

3.     Информационный
ресурс «
CyberPedia». – Режим
доступа:
https://cyberpedia.su/16x51fa.html  (дата доступа:
12.11.2020).

  1. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Под управлением
принято
понимать процесс организации любых
воздействий, направленных на реализацию
поставленных задач. Применительно к
учебному процессу управление представ­ляет
собой целенаправленное, систематическое
воздействие преподавателя на процесс
обучения коллектива студентов и
отдельного студента для достижения
заданных результатов обучения.

Управлять
— это не подавлять, не навязывать
процессу ход, противоречащий
его природе, а наоборот, максимально
учиты­вать природу процесса,
согласовывать каждое воздействие на
процесс с его логикой. Педагог выступает
в роли руководителя в процессе решения
педагогической задачи.

Основными
структурными компонентами
педагогического
управления являются планирование
(целеполагание), организация, мотивация
и контроль. Эффективное
управление процессом обучения возможно
при выполнении
определенных требований:

  1. формулирование
    целей и задач обучения;

  1. установление
    исходного уровня (состояния) управляемого
    процесса (установление на настоящий
    момент, насколько уровень образования
    студентов соответствует требованиям
    образовательного стандарта, учебной
    программы и т.д.);

  2. проектирование
    и планирование содержания учебного
    материала, форм, методов, средств его
    преподавания;

  3. мотивация
    студентов на реализацию образовательных
    программ;

  4. реализация
    запланированной педагогической
    деятельности;

  5. получение по
    определенным параметрам информации о
    со­стоянии процесса обучения (получение
    обратной связи) – контроль за ходом
    образовательного процесса (возника­ющие
    ошибки, которые свидетельствуют об
    отставании студен­тов по тем или иным
    разделам, темам или дисциплине в це­лом,
    например, могут быть такие: студент не
    может воспроиз­вести и пояснить
    материал, затрудняется объяснить те
    или иные понятия, выделить те или иные
    факты, оценить закономерно­сти и
    т.д.);

  6. переработка
    информации, полученной по каналу
    обратной связи,
    выработка и внесение при необходимости
    в учебный процесс корректиру­ющих
    воздействий.

Процесс управления
выступает одновременно как циклич­ный
и непрерывный, что создается одновременным
и последо­вательным выполнением
многих циклов управления. Управлен­ческий
цикл начинается с постановки целей и
определения за­дач, а завершается их
решением, достижением поставленной
цели.
По достижении какой-то цели ставится
новая, и управлен­ческий
цикл повторяется. Цель — действие —
результат — но­вая
цель — такова схематичная картина
непрерывного управлен­ческого
процесса. Она применима и к научному, и
учебно-воспита­тельному
процессам.

Н.
Ф. Талызина отмечает, что своеобразие
обучения как сис­темы
управления состоит, прежде всего, в том,
что управляемый процесс
учения, усвоения — осуществляется
всегда конкретной личностью.
Сложность и многообразие личностных
факторов так велики,
что при составлении основной программы
обучения они не всегда могут быть учтены.
При массовом обучении основная программа
в лучшем случае может быть адаптирована
лишь к некоторой
системе типовых особенностей для
определенной груп­пы
студентов. В процессе же обучения
конкретной группы сту­дентов могут
быть обнаружены какие-то дополнительные
особенности, учет которых позволит им
быстрее достичь постав­ленной цели
при индивидуализации обучения.

Методы
управления педагогическим процессом
разделяют
на 3 группы.

  1. Методы
    передачи и усвоения знаний.
    К
    ним относятся выбираемые преподавателем
    в зависимости от поставленных целей и
    задач педагогической деятельности
    формы занятий и способы передачи и
    усвоения информации. Формы занятий –
    урок, лекция, конференция, консультация,
    факультативное занятие, самостоятельная
    работа студентов. Способы передачи и
    усвоения информации – беседа, рассказ,
    дискуссия, конспектирование, работа с
    текстами первоисточников (аннотирование
    и реферирование текстов, составление
    библиографических списков по теме
    исследования) и т.д.

  2. Методы
    практического обучения.
    Они
    применяются при организации как
    аудиторных занятий, так и внеаудиторной
    деятельности студентов. Это упражнения
    (по физкультуре, по иностранному языку,
    по математике, физике и т.д.), аудиторные
    практические занятия, лабораторные
    эксперименты, производственная практика
    на предприятиях, в учреждениях и
    организациях, участие в
    научно-исследовательской, проектной
    и инновационной деятельности и проч.

  3. Методы
    контроля и оценки результатов обучения.

    Систему
    контроля образуют экзамены, зачеты,
    устный оп­рос (собеседование),
    письменные контрольные, рефераты,
    кол­локвиумы, семинары, курсовые,
    лабораторные контрольные ра­боты,
    проектные работы, дневниковые записи,
    журналы наблю­дений. Каждая из форм
    имеет свои особенности.

Во время устного
опроса контролируются не только знания,
но тренируется устная речь, развивается
педагогическое обще­ние. Письменные
работы позволяют документально установить
уровень знания материала, но требуют
от преподавателя боль­ших
затрат времени. Экзамены позволяют
провести контроль системы знаний по
большому объему материала, но создают
дополнительную нагруз­ку
на психику студента. Курсовые и дипломные
работы способ­ствуют формированию
творческой личности будущего специа­листа.
Умелое сочетание разных видов контроля
— показатель уровня
постановки учебного процесса в вузе и
один из важных показателей
педагогической квалификации преподавателя.

По времени
педагогический контроль делится на
текущий, тематический, рубежный, итоговый,
заключительный. Текущий
контроль

помогает
дифференцировать студентов на успевающих
и неуспевающих, мотивирует обучение
(опрос, контрольные, задания, проверка
выполнения заданий для самостоятельной
работы, данных самоконтроля знаний).
Тематический
контроль

— это оценка
результатов опре­деленной темы или
раздела программы.

Рубежный
контроль


проверка учебных достижений каж­дого
студента перед тем, как преподаватель
переходит к
следу­ющей
части учебного материала, усвоение
которого невозможно без
усвоения предыдущей части (к рубежному
относится контроль знаний при выставлении
аттестаций в течение семестра). Итоговый
контроль


экзамен по курсу учебной дисциплины.
Это итог изучения пройденной
дисциплины, на котором выявляется
способность студента к дальнейшей
учебе. Итоговым контролем может быть и
оценка
результатов научно-исследовательской
практики. Заключительный
контроль


госэкзамены, защита диплом­ной
работы или дипломного проекта, присвоение
квалификации Государственной
экзаменационной комиссией.

Средства
организации и управления педагогическим
процессом.
Непосредственно
на учебных занятиях управление
педагогическим процессом осуществляется
преподавателем. Приемы организации:

  • проверка
    посещаемости студентов;

  • организация
    индивидуальных или групповых форм
    учебной деятельности;

  • проверка
    качества выполняемой учебной деятельности;

  • применение
    приемов активизации учебной деятельности
    и мотивации студентов.

Для
организации педагогического процесса
необходимы следующие средства.

  1. Для
    методического обеспечения образовательного
    процесса – учебные программы, пособия,
    демонстрационный и дидактический
    материал, материалы для контроля
    качества образования (тесты, ситуационные
    задачи, контрольные вопросы к темам).

  2. Для
    библиотечного обеспечения образовательного
    процесса – словари, справочники, научные
    издания, периодические научные издания
    (журналы).

  3. Для
    технического обеспечения образовательного
    процесса – использование на занятиях
    компьютерного, мультимедийного
    оборудования, макетов, муляжей,
    лабораторного оборудования и т.п.

  4. Для
    организационного обеспечения
    образовательного процесса, учета
    результатов успеваемости и посещаемости
    студентов – заполнение журналов,
    табелей, ведомостей и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Статья по дисциплине:

«Педагогика»

 По теме:

«Методы, приемы, средства организации и

управления педагогическим процессом»

Иванова Марина Егоровна

Санкт-Петербург 2019

Содержание                                                                                                стр.

  1. Введение                                                                                                3
  2. Общие понятия организации педагогического процесса

Педагогический процесс, элементы и его закономерности              4

  1. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом                                                                                               6
  2. Средства организации и управления педагогическим процессом   7
  3. Заключение                                                                                            8
  4. Список литературы                                                                               9

Введение 

В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.

Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.

Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.

В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.

1. Общие понятия организации педагогического процесса.    

Педагогический процесс, элементы и его закономерности.

Согласно научным источникам раскрыты три основных подходов в  системе организации педагогического процесса, которые включают различные методы, приемы и средства:

«1) индивидуальное обучение и воспитание;

  2) классно-урочная система;

  3) лекционно-семинарская система»[1].

        Педагогический процесс, можно дать понятие как непрерывный процесс взаимодействия между педагогическим составом и обучающимися, где цели и задачи        направлены  на достижение, улучшение и , анализу и совершенствование системы образования и обучения.

        Стоит упомянуть и про основные задачи и структуру осуществления педагогического процесса. Задачами которого являются: «умственного, эстетического, трудового, нравственного воспитания» [2] и внедрения в педагогический процесс.

        Структуру педагогического процесса можно охарактеризовать как деятельность педагога и обучающегося, где в первом случае, осуществляется обучение, во втором, непосредственное обучение и учебная деятельность .

        Согласно научным источникам стоит выделить и закономерности педагогического процесса:

«1. Закономерность динамики педагогического процесса ;

  2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе;

  3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом;

  4. Закономерность стимулирования;

  5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе;

  6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;

  7. Закономерность обусловленности педагогического процесса » [2].

         Некоторые известные научные труды выделяют и элементы, как звено в цепочке управления педагогического процесса.

        Выделяются, такие как:

«1) цель обучения;

  2) содержание учебной программы;

  3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;

  4) система взаимодействия между преподавателем и обучающимся» [2].

2. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом.

Методы — это целенаправленный процесс взаимодействия и передачи информации между преподавателем и обучающимся, его содержание, анализ и усвоение.

Стоит выделить основные 3 направленности методов:

Во-первых, это передача и усвоение знаний у обучающегося. Сюда можно отнести и форму преподавания, способ передачи информации.

Во-вторых, метод применимым на практике, т.е. аудиторные практические занятия, в виде лабораторных, производственных практик, НИР, проектную и инновационную деятельность.

В-третьих, методы контроля и оценки результатов обучения и усвоения информации. Формы контроля бывают: экзамен, зачет, дифференцированный зачет, устный опрос, тестирование, анкетирование.

Также стоит отметить, текущий и промежуточный контроль и итоговая аттестация, что помогает определить достигнутый уровень передаваемой информации, провести анализ, совершенствовать передачу информации от преподавателя к обучающемуся, также формирует у обучающегося стремление проверить свои знания, дать оценку и совершенствовать уровень знаний [3].

Приемами обучения можно охарактеризовать, как вспомогательную часть методов обучения и педагогического процесса, выраженную в эффективности применений методов, такие как составление конспектов, тезисов, анализ работы, цитирование, рецензирование и так далее [1].

3. Средства организации и управления педагогическим процессом 

     Средствами же организации и приема педагогическим процессом является: посещаемость обучающихся, индивидуальные и групповые занятия, проверка качества учебной деятельности [3].

      Для обеспечения учебного процесса необходимо:

—  методическая часть: программы, включающие в себя необходимые функции по контролю и оценки качества преподавания и оценивания знаний обучающихся, учебные пособия, презентации;

—      библиотечная часть: научные издания, справочники, научные журналы;

— техническая часть: компьютерное, мультимедийное, лабораторное оборудование;

 — организационная часть: учет результатов, учет посещаемости и фиксирование в журналах, заполнение табелей, ведомостей [3].

Заключение

Педагогический процесс — это сложная система взаимодействия межу обучающимся и преподавателем.

Стоит выделить, то процесс состоит из структуры, позволяющая конкретизировать этапы:

   «Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы» [4]. Где, цель выражается в конечном результате взаимодействия, принцип в определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методов в взаимодействии преподавателя и обучающегося, средства, как конкретизированный способ работы, формы, анализе и завершении своей работы между обучающимся и преподавателем [4].

Педагогический процесс это система со всеми ее функциями, методами и способами, результатом которого является плодотворное и качественная передача информации, усвоение знаний, повышающих уровень образования в каждом конкретном случае и в системе образования, в целом.

Список литературы

  1. lib.ssga.ru/fulltext/UMK/УМК/Лекция208;
  2. Методический материал по курсу профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых»;
  3. studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2017 год. (0.105 с) ;
  4. Филатов О.К.. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие. – М., МГТА,– 111 с.. 2002;
  5. Кравченко А.И. Психология и педагогика.  М.: Инфра-М, 2008. — 400 с.;
  6. Кроль В.М .Психология и педагогика.  М.: Высшая школа, 2001. — 319 Часть 2 раздел 1;
  7. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях.  СПб.: Питер, 2006. — 320 с;
  8. Луковцева А.К.  Психология и педагогика. Курс лекций.  М.: КДУ, 2008. — 192 с;
  9. Радугина А.А Психология и педагогика. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Центр,2002. — 256 с. Раздел 2.
Автор статьи

Нина Петровна Добренко

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 8 лет

Стать автором

Педагогический процесс, его элементы и закономерности

Определение 1

Педагогический процесс – это целенаправленно организуемый процесс взаимодействия старшего и младшего поколений для передачи опыта старшими и освоения его младшими, что необходимо для жизни и труда в обществе.

В соответствии с данными научных источников, существуют три основных подхода к системе организации педагогического процесса, включающих разнообразные методы, приемы и средства:

  • индивидуальное обучение и воспитание;
  • классно-урочная система;
  • лекционно-семинарская система.

Педагогический процесс можно рассматривать в качестве непрерывного процесса взаимодействия педагогического состава и обучающихся, в котором цели и задачи направлены на достижение, улучшение и анализ, а также совершенствование образовательной системы.

Необходимо сказать и об основных задачах и структуре осуществления педагогического процесса. К его основным задачам относят умственное, эстетическое, трудовое и нравственное воспитание, а также внедрение этих элементов в педагогический процесс.

Структура педагогического процесса может быть охарактеризована в качестве деятельности педагога и обучающегося, в ходе которой в первом случае осуществляется процесс обучения, а во втором – непосредственное обучение и учебная деятельность. В соответствии с научными источниками выделяют несколько закономерностей педагогического процесса:

  • динамика педагогического процесса;
  • развитие личности в педагогическом процессе;
  • управление учебно-воспитательным процессом;
  • закономерности стимулирования;
  • единство чувственного, логического и практического в педагогической деятельности;
  • единство педагогической и познавательной деятельности;
  • обусловленность педагогического процесса.

Выделяют несколько элементов в цепочке управления педагогическим процессом:

  • цель обучения;
  • содержание учебной программы;
  • методы и приемы обучения, средства педагогической коммуникации;
  • взаимодействие преподавателя и обучающихся.

«Методы организации педагогического процесса» 👇

Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом

Определение 2

Метод – это целенаправленный процесс взаимодействия и передачи информации от преподавателей к учащимся, понимания ее содержания, анализа и усвоения обучающимися.

Выделяют три основных группы методов:

  • во-первых, методы передачи и усвоения знаний обучающимися. К этой категории относят форму преподавания, способы передачи информации;
  • во-вторых, методы, которые могут быть применены в практической деятельности, то есть практические занятия, проводимые в аудитории, в виде лабораторных и производственных практик, научно-исследовательских работ, проектной и инновационной деятельности;
  • в-третьих, методы контроля и оценки результатов обучения и усвоения информации. Формы контроля могут быть представлены экзаменом, зачетом, дифференцированным зачетом, устным опросом, тестированием, анкетированием.

Необходимо отметить, что текущий и промежуточный контроль, а также итоговая аттестация, помогают определить степень усвоения учащимися передаваемой им информации, провести анализ, используемых при передаче информации приемов и методов, а значит, и усовершенствовать процесс передачи информации от учителя к ученику, а также помогает сформировать у учащихся стремление проверять свои знания и совершенствовать их уровень.

Приемы обучения могут быть охарактеризованы в качестве вспомогательной части методов обучения и педагогической деятельности, выраженной эффективным применением таких методов, как составление конспектов, тезисов, анализа работы, цитирования, рецензирования и пр.

Средства организации и управления педагогическим процессом

К показателям степени успешности организации и применения педагогического процесса относят: уровень посещаемости обучающихся, индивидуальные и групповые формы занятий, проверка качества учебной деятельности.

Чтобы обеспечить эффективный учебный процесс, необходимо включить в него следующие составные части:

  • методическая часть состоит из программ, включающих в себя ряд необходимых функций, направленных на контроль и оценку качества преподавания и оценивание знаний обучающихся, учебных пособий и презентаций;
  • библиотечная часть состоит из научных изданий, справочников, научных журналов;
  • техническая часть состоит из компьютерного, мультимедийного, лабораторного оборудования;
  • организационная часть предполагает учет результатов, посещаемости и фиксирования в журналах, а также заполнение табелей и ведомостей.

Педагогический процесс, таким образом, представляет собой сложную систему взаимодействия обучающихся и преподавателей.

Необходимо выделить, что педагогический процесс представлен структурой, позволяющей конкретизировать обозначенные этапы: цель – принципы – содержание – методы – средства – формы.

Цель в данном случае выражена конечным результатом взаимодействия, принцип при определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методы взаимодействия преподавателя с обучающимися, средства, в качестве конкретизированного способа работы, форм, анализа и завершения своей работы между учениками и преподавателями.

Педагогический процесс является полноценной системой со всеми ее полноценными функциями, методами и способами, результат которого – плодотворная и качественная передача информации, усвоение знаний, которыми повышается уровень образования в каждом конкретно рассматриваемом случае, а также в целостной системе образования.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В педагогике накоплен уже не один десяток методов обучения – от традиционных бесед и лекций до инновационных кейс-технологий и деловых игр. Давайте разберемся, какие из них помогут современному педагогу сделать свою работу комфортной и продуктивной, и где пройти обучение, чтобы правильно выбирать и применять методы.

Что такое педагогический метод? Чем он отличается от приема?

► В педагогике методом обучения называют комплекс способов и путей достижения образовательных целей, задач. Педагогический прием – это отдельная сторона или составная часть метода. При этом один и тот же прием может входить в состав разных методов. Например, прием записи правил и определений используется и при объяснении материала учителем, и при самостоятельной работе учеников с литературой. Некоторые способы деятельности в педагогике, например, беседа, объяснение, могут выступать в разных ситуациях и как метод, и как прием.

По каким признакам классифицируют педагогические методы?

Какие методы обучения использовать современному учителюМетоды обучения классифицируют по разным критериям, например:

  • По типу восприятия информации учащимися: активные, интерактивные и пассивные.
  • По способу передачи информации: словесные (работа с литературой, лекции, беседы с учителем, практические (эксперименты, наблюдения).
  • По дидактической цели: направленные на приобретение, применение, закрепление, проверку знаний, навыков и умений, на творческую деятельность.
  • По типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские.
  • По типу сотрудничества преподавателя и учеников: монологические, диалогические, индивидуальные, групповые.

Какие активные методы обучения стоит использовать учителю?

Активные методы предполагают вовлеченность детей в учебную деятельность на протяжении всего урока. Их плюсы — высокий уровень самостоятельности и мотивации учеников, активизация мышления, памяти. Чаще всего на уроках в современной школе используются:

  • презентации – дети представляют слайды по заданной теме;
  • кейс-технологии – ученики ищут решение реальной или смоделированной ситуации;
  • проблемные лекции, в которых выводы и правила формируют ученики, а не учитель;
  • дидактические игры: викторины, КВН, игры-путешествия и т. д.;
  • баскет-ситуации (имитации ситуаций): например, ученик проводит экскурсию по музею в качестве гида.

Какие интерактивные методы обучения использовать учителю?

Интерактивные методы обучения вытесняют устаревшие пассивные, при которых учитель играл главную роль, а ученики лишь воспринимали информацию. Интерактивная модель предполагает постоянное взаимодействие педагога и учащихся, общение детей друг с другом. Учитель здесь — не руководитель, а помощник. Он не указывает, что делать, а создает условия, в которых дети могут проявлять инициативу.

Интерактивные методы учат самостоятельности, толерантности, способности формировать и отстаивать свою точку зрения. Чтобы решить эти задачи, используйте в обучении мозговые штурмы, деловые игры, круглые столы, интерактивные уроки с использованием ИКТ, видео- и аудиоматериалов. Предлагайте детям индивидуально и в группах работать над краткосрочными и долгосрочными проектами.

Методы проблемного обучения

► Одна из главных задач современного образования – научить детей самих находить информацию, получать ответы на вопросы, а не заучивать готовый материал. Для этого как нельзя лучше подходят методы проблемного обучения, то есть подача материала через создание проблемных ситуаций. Решая их, дети получают знания, навыки, опыт.

В современной школе чаще всего используются следующие методы проблемного обучения:

  • Сообщающее изложение с элементами проблемности – постановка опытов для достижения определенных целей (например, демонстрации физического явления или химической реакции).
  • Познавательное проблемное изложение – лекции с постановкой риторических вопросов.
  • Диалогическое проблемное изложение – совместная работа учителя и детей над решением проблемы. Этот метод предусматривает подачу уже известного ученикам материала в новой форме, например, решение задачи другим способом.
  • Эвристический или частично-поисковый метод – постановка проблемной ситуации с поэтапным решением. На каждом этапе могут ставиться дополнительные вопросы и задачи.
  • Исследовательский метод – решение проблемных ситуаций детьми под руководством педагога.

Как усилить педагогические методы инновациями?

Одной из таких инноваций может стать разработка RP-уровней педагогического взаимодействия (цель — развитие культуры самостоятельной работы):

  • R – репродуктивный уровень: педагог рассказывает детям о том, что знает сам, объясняет материал, показывает, как решать задачи и пр.
  • Р – продуктивный уровень: ученики применяют полученные знания для поиска новых решений и для работы с нестандартными задачами, рассматривают изученный материал с разных точек зрения.

В реальном процессе обучения это выглядит так. Сначала ведется работа на репродуктивном уровне: изучение, закрепление, систематизация, обобщение нового материала и его применение на практике. А затем обучение переходит на продуктивный уровень – каждый ученик создает продукт мыслетворчества (например, эссе, проект), в котором осмысливает и применяет полученные знания, навыки и умения с учетом своего жизненного опыта, взглядов и т. д.

Что нужно учитывать при выборе методов обучения?

Методы педагогики подбираются под каждую новую работу, цель, задачу с учетом:

  • Содержания и степени сложности материала.
  • Типа, целей и задач занятия.
  • Особенностей класса: возраста детей, сплоченности, уровня подготовки и т. д.
  • Индивидуальных  особенностей каждого ребенка.
  • Способности метода помочь детям в накоплении социального опыта. Например, взаимная проверка работ способствует быстрой организации взаимодействия между учениками. Метод работы над проектами в малых группах учит детей прислушиваться к мнению друг друга, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую.

В большинстве случаев оптимально сочетание нескольких методов: традиционных и инновационных, активных и интерактивных. Это позволяет сделать уроки разнообразными и интересными, дать детям возможность проявлять самостоятельность и творческие способности, не отступая от стандартов образования.

Где научиться выбору и использованию современных методов обучения?

Вне зависимости от того, получили вы уже педагогические образование или нет, работаете в школе или только планируете в нее устроиться, вам будут полезны профессиональная переподготовка и повышение квалификации для учителей. Уходить в длительный отпуск нет необходимости — можно поступить на дистанционные* курсы в АНО «НИИДПО» и учиться в удобное для вас время.

► У программ нашего института максимальная практическая направленность. Вы узнаете назначение, плюсы и минусы, варианты использования разных методов, способов и приемов обучения, научитесь применять методы на практике, а не просто получите теоретическую базу в области педагогики. Знания вы сможете сразу использовать в работе с классом, а если возникнут вопросы и сложности — обсудить их с коллегами, которые проходят обучение вместе с вами, и с экспертами-практиками.

Ни на одном этапе вам не придется ехать в институт — и поступление, и обучение можно пройти удаленно. Приходите учиться к нам!


Главное, о чем стоит помнить учителю при выборе педагогических методов, это главная цель современного образования – научить ребенка учиться. И если эта цель достигается, значит педагог хорошо справляется со своими обязанностями.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Где можно скачать мануалы бесплатно
  • Руководство для сузуки вагон р
  • Скачать обучающее руководство
  • Как получить налоговый вычет по иис тинькофф пошаговая инструкция
  • Артропептин для суставов цена таблетки инструкция отзывы аналоги