Методы руководства игровой деятельностью детей раннего возраста

Особенности руководства игровой деятельностью детей раннего возраста

        Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Игра обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей раннего возраста. Сами дети играя, ставят одну цель- играть, а педагог должен учитывать обучающую и развивающую цель игры. Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют чёткого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений.

        Формирование игровой деятельности ребёнка проходит через предметную деятельность. Носителями предметных действий являются взрослые. На предметах не указаны общественные способы их использования, и они не могут быть открыты ребёнком самостоятельно, в ходе простого манипулирования, без помощи и руководства со стороны взрослых. Сначала педагог и ребёнок совместно рассматривают игрушки, затем педагог формулирует игровую задачу. Необходимо, чтобы взрослый показывал и называл свои действия, предложил ребёнку воспроизвести их. В этот период детям важно предлагать разные варианты одной и той же игровой задачи. Этот приём позволяет показать условность игры, побуждает к перенесению игрового действия с одного предмета на другие, не ограничивает инициативу ребёнка заданным образцом действия взрослого. По мере усвоения ребёнком простых игровых действий игровые задачи усложняются.

        Освоение детьми раннего возраста игрового опыта предполагает комплексную систему действий педагога: планомерное обогащение жизненного опыта детей, обучающие игры, своевременное изменение игровой среды, активизирующее общение педагога с детьми в игре, побуждающее к применению осваиваемых способов решения игровых задач, новых знаний об окружающем.

         При руководстве игрой детей раннего возраста педагог может использовать прямые и косвенные приемы, а так же метод комплексного руководства игрой.

        Прямые приемы подразумевают непосредственное участие педагога в игре. В раннем возрасте это эмоциональное общение взрослого с ребёнком в совместной игре, показ способов действий с предметами, обучение использованию в игре предметов -заместителей. Педагог оказывает влияние на выбор темы, на развитие сюжета, помогает детям распределить роли, устанавливает правила, принимает ролевое участие в игре.

        При использовании косвенных приёмов руководства, игра проходит без непосредственного участия педагога. Игровая обстановка создаётся им заранее, до начала игры. Это подбор игрушек, беседа о предметах ближайшего окружения и их назначении, наблюдение за действиями взрослых, рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций.

        Комплексный метод руководства игрой предполагает воздействие педагога на игру с учётом возрастных возможностей детей. Сначала идёт планомерное обогащение жизненного опыта детей, затем реальный опыт с помощью обучающей игры переводится в игровой. Для закрепления умений необходимо своевременно изменять, усложнять игру.

Педагог должен учитывать, что игра детей раннего возраста состоит из нескольких этапов. Начальным этапом является предметная игра по мотиву заданному взрослым, при совершенствовании которой позволяет перейти на следующий этап развития игры к способности к замещению. Иногда, замещение оказывается несформированным даже к концу раннего детства. Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны педагога. Затем игра переходит в сюжетно-отобразительную, в ходе которой дети воспроизводят свои наблюдения из повседневной жизни. К концу третьего года жизни появляются предпосылки ролевой игры.

Таким образом, основной задачей педагога является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Сюжетная игра начинает формироваться как самостоятельная деятельность детей. Но своё развитие получает при постоянном, целенаправленном влиянии взрослых.

    Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение

     детский сад №41 г. Армавира                                      

                  Консультация для
воспитателей.

        «Особенности организации игровой     

         деятельности детей раннего

         возраста».

                                                                         
 Подготовила:

 Воспитатель Игнатьева И.В.

                                                  
Армавир 2021г.

…Дайте же детям
играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную
пользу!
                                               Е. А. Покровский. 

 В раннем возрасте (1
год — 3 года) особое внимание мы уделяем формированию самостоятельности.
Сюжетная игра становится более развернутой, используется более разнообразное
количество игрушек. Проводится специальная работа по развитию первых
сюжетно-ролевых игр.

Игровая деятельность требует особенно
вдумчивого и тактичного руководства со стороны воспитателя.

Сюжетно – отобразительные игры,
предшествующие сюжетно-ролевой игре более кратковременны.

 «Предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми
предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки,
сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть
содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти
образовательных областях
и направлено на раскрытие потенциальных возможностей
ребенка через формирование ключевых компетенций

Данное содержание может быть реализовано
при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и
т.д.),
которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего
возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо
самостоятельной деятельности малышей.

Ранний возраст — это
период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических
процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей
раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Педагогический процесс
в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных
периодов,
с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными
умениями.

Умственное развитие
ребенка формируется в процессе его деятельности.

Игра и действия с предметами — основные
виды деятельности детей второго и третьего года жизни.

От занятий эта деятельность ребенка
отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша.

Игра занимает большое место в жизни
ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями, малыш играет. Это
его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается
положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации,
достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками.

Игра — путь детей к познанию окружающего
мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами
предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество.
Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются
такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых
задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со
сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру,
первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами
сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у
детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи
со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро
перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами
начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко
прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой
самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов
работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка,
умело направлять его игру
, с другой — научить малыша играть
самостоятельно
. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность
воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только
особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает,
но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы педагогический процесс в детском
саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии
с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо
сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Необходимо стремиться к тому, чтобы
игровые образы были понятны и интересны детям. Это знакомые образы: кот,
птичка, кукла…

С незнакомыми персонажами, легко
познакомить используя картинки, игрушки, книжки (медведь, заяц…). Важно, чтобы
движения персонажей игр были разнообразными, но доступными для использования
маленькими детьми. Персонаж должен быть хорошо знаком для подражания.

В работе с малышами рекомендуется
использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает
детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «Поезд», «По
ровненькой дорожке» …).

Для совершенствования развития детей
раннего возраста в игре должно быть несколько решений:

Во-первых, способствовать развитию всех
компонентов детской игры (обогащение арсенала игровых действий, сюжетов,
тематики игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог,
создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их
заместители, действовать в реальной и игровой ситуации);

Во-вторых, создавать содержательную основу
для развития игровой деятельности, а именно: обогащать представления детей о
мире, расширяя их круг интереса с помощью, детской литературы, просмотра
кукольных спектаклей, развивать воображение и творчество;

В-третьих, воспитывать доброжелательные
отношения между детьми.

  Требуется решение целого ряда
организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы
организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения;
закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания
игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос
об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года,
интересами детей и их возрастом.

Согласно ФГОС ДО,
предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована
следующим образом:

1. уголок театрализованной
деятельности – уголок ряженья

Красивая ширма для показа представлений,
игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь),
настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки,
маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

2. уголок сенсорного развития

Материал для освоения малышами
представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов
(пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор
«маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические
игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре
общения

3. уголок конструирования

Различный строительный материал: мягкие
модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного
материала.

4. спортивный уголок

Яркие разноцветные мячи разного размера,
кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети
переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких
массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.

5. уголок изобразительной
деятельности

Здесь ребенок может самостоятельно лепить,
рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей,
посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки,
фломастеры и «волшебный экран»

6. музыкальный уголок

Погремушки, маракасы (так же сделанные из
«киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка,
пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

7. художественно-речевой уголок

Яркие картинки, книжки.

8. экологический уголок

Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с
песком, с мелкими игрушками, камушками.

Содержание указанных в стандарте 5
образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр,
которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:

  •  дидактические
    игры;
  • сюжетно-ролевые
    игры;
  • подвижные
    игры;
  • пальчиковые
    игры;
  • сюжетное
    конструирование и др.

Тогда комплексный метод
руководства игрой в группах раннего возраста 
будет включать в себя
такие компоненты как:

  • планомерное
    обогащение жизненного опыта детей;
  • совместные
    обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового
    опыта игровых умений;
  • своевременное
    изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового
    опыта;
  • активизирующее
    общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение
    и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач,
    на отражение в игре новых сторон жизни.

 
Игра – средство самовыражения малыша, его потребность, она должна умело
направляться взрослым.
Опираясь на возможности ребенка, не подавляя его
инициативу. А наоборот всячески ее поддерживая, развивая творческие
познавательные потребности.

При
правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года начинают
переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к
отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию
доступных пониманию ребенка сюжетов из жизни.

К
трем годам основным развивающим видом деятельности становится игра.

Список литературы:

1.    
Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет.  Методическое
пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение»,
2007.

2.    
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред.
С.Л. Новоселовой. М, 2008.

3.    
Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург,
2005.

4.    
Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.

5.    
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.

6.    
Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление//
Дошкольное воспитание. – 2009. — №4. – с.22.

7.    
Михайленко Н., Короткова Н. Роль игры в организации поведения
ребенка.// Дошкольное воспитание. 2011. № 9.

8.    
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

9.    
Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в
социально-личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В.
Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). —
С. 629-632. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16332/ (дата обращения:
14.03.2021).

10.
Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в
социально-личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В.
Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). —
С. 629-632. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16332/ (дата обращения:
14.03.2021).

Игры-занятия
с дидактическими играми на первом году
жизни проводятся с целью развития
зрительного и слухового восприятия,
движения руки и основных подготовительных
этапов развития речи. Они направлены
на формирование умений, с которыми в
процессе самостоятельных упражнений
дети еще овладеть не могут. Совершенствуются
каждое умение уже в процессе самостоятельной
деятельности ребенка. Игры – занятия
с дидактическими – играми планируются
с учетом ведущих линий развития, которые
были определенны при рассмотрении
каждого возрастного периода. В конце
календарного месяца ребенку назначается
индивидуальное занятие. В дальнейшем
в играх с предметами обихода, или с
дидактическими игрушками выделяется
отдельные признаки предмета, цвет,
форма, величина. Затем у детей формируют
разнообразные пространственные
ориентировки: высоко, низко, далеко,
ближе, ниже, вперед, назад. В дидактических
играх, как и на занятиях используются
приемы наглядно – действенного обучения
в частности показ, объяснение способов
использования материалов и игрушек,
включение речевых и двигательных
поручений. Дети достают и называют
игрушки «Чудесного мешочка», разыскивают
их в комнате, отгадывают предметы на
ощупь. Велика активность детей в
разнообразных играх с куклами (выкупаем
куклу, уложим куклу спать, угостим
куклу). Эти игры не только развивают
речь детей. Активность детей поддерживается
с помощью разнообразных вопросов детей
и поручений. Вместе с тем между занятиями
и дидактическими играми имеется
существенное различия. Во-первых, они
различаются по структуре в игре кроме
дидактических есть еще и игровые задачи,
игровые действия, правила игры.
Познавательные задачи дидактической
игры решается не прямо. Они связываются
с занимательным началом, игровыми
действиями. В младших группах в
дидактических играх используют интерес
детей к неожиданному появлению и
исчезновения предметов к смене действий
к поиску предметов, отгадыванию.
Развернутого действия во многих играх
еще нет, и они проводятся по форе
поручения, часто вводятся передвижения
детей в комнате на участке, например
игра «паровозик», или «поезд».

Дидактические
игры развивают:

Зрительное
восприятие

Слуховое
восприятие

Движения
руки

Речь

14.Обусловленность воспитания и обучения детей раннего возраста особенностями их развития.

В
раннем возрасте у ребенка начинается
формирование сложных функций мозга,
быстрое развитие речи. Совершенствуется
высшая нервная деятельность, увеличивается
предел ее работоспособности (к началу
второго года ребенок может бодрствовать
подряд 5 часов), легко и быстро формируются
условные связи, происходит становление
второй сигнальной системы, развивается
речь, совершенствуется сенсорика.На
третьем году жизни у ребенка замедляется
интенсивность физического развития,
так характерная для первых двух лет.
Повышается работоспособность нервной
системы (длительность бодрствования
увеличивается до 6-6,5 часов). Происходит
дальнейшее развитие речи, сенсорики,
ориентировочно-познавательной
деятельности, совершенствуются движения.
Для развития и воспитания детей раннего
возраста необходимо комплексное
сопровождение индивидуального развития
ребенка, способствующего благоприятной
адаптации и формированию первоначального
социального опыта на основе удовлетворения
жизненных потребностей.К основным
задачам развития детей раннего возраста
относятся:

охрана
и укрепление психофизического здоровья,
формирование компетенций, необходимых
для жизни;

создание
благоприятных условий для протекания
сенситивного периода сенсомоторного
и речевого развития ребенка;

воспитание
положительного отношения и базового
чувства доверия к людям (первичные
основы морали), культивирование
положительных нравственных чувств
детей;

эмоциональное
развитие;

активизация
работы с семьей с целью психолого-педагогического
просвещения родителей по уходу за детьми
раннего возраста, их воспитанию и
развитию.

В
раннем детстве

Формируются
сложные функции мозга

Развитие
речи

Развитие
сенсорики

Совершенствуются
движения

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Библиографическое описание:

Синяпкина, Е. И. Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО / Е. И. Синяпкина, О. Н. Звягина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2584/ (дата обращения: 23.09.2023).



В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.

В качестве основного принципа ДО стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного), обогащение (аплификация) детского развития. Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должны осуществляться в формах, специфических для детей данного возраста группы, прежде всего, в форме игры.».

В раннем возрасте (1–3 года) таким содержанием является «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, тесто, вода), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с предметами-орудиями (совок, лопатка, ложка), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность».

Ряд исследователей (Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиям — малыш играет. Это его естественное состояние. Ира доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативы, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для нас как воспитателей организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложным разделом работы, так ка, с одной стороны, мы должна, не подавляя инициативу ребенка, направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Для правильной организации самостоятельной игровой деятельности мы глубже изучили особенности психического развития ребенка данного возраста.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», мы стараемся сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

При правильной организации игра создает условия для развития интеллектуальных, личностных, физических качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-ИГРУ, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, а также сферой приложения своей фантазии.

Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, развитие игры в этот период проходит путь от предметной игры к ролевой, окружающей отношения между людьми. Игровая деятельность, как отмечено А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. А. Коротковой, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко и др., не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая их, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие, игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер. При таком развитии она максимально выполняет свои функции (воспитательную, развивающую, дидактическую, коррекционную, коммуникативную, социальную, психотерапевтическую и др.).

Игра детей раннего возраста в основном не устойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют четкого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений. Таким образом, изобразительный (первый год жизни) и сюжетно-отобразительный этап (второй и третий год жизни), первые сюжетные игры детей (третий год жизни) создают предпосылки развития творческих игр в дошкольный период. Мы как воспитатели ставлю перед сой цель сформировать игровые умения у детей раннего возраста.

Для этого ставлю такие задачи:

‒ Активизировать игровую деятельность.

‒ Заинтересовать игровым материалом.

‒ Увлечь ребят.

‒ Овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками.

‒ Осуществление игровых действий с воображаемыми предметами.

‒ Развивать самостоятельную игру с различными предметами.

‒ Стимулировать овладение орудийными действиями в игре.

‒ Воспитывать познавательный интерес с помощью игр с элементами экспериментирования.

‒ Формировать интерес к подвижным и досуговым играм.

‒ Способствовать возникновению и развитию сюжетно-отобразительных игр.

Мы стараемся сделать так, чтобы развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

‒ Насыщенность среды в группе соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Также мы не забываем о таком простом приеме в оснащении игровой среды, когда некоторые игрушки на время убирают, а потом снова возвращают. Вновь появившаяся знакомая игрушка вызывает желание с ней поиграть.

‒ Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. (например, построили из модулей свой «Теремок» и обыграли сюжет сказки).

‒ Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; так на ряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего, предметы-заменители. Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.

‒ Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

‒ Доступность среды предполагает: доступность для всех без исключения воспитанников. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, а кубы или пластины — лодки или льдины.

‒ Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т. п.

Отдельно необходимо остановиться на мотивировании детей к игровой деятельности. Ученые выделяют три типа мотивации:

‒ Игровая.

‒ Мотивация в условиях помощи взрослому.

‒ Мотивация личной заинтересованности.

Первый тип— игровая мотивация— «Помоги игрушке».

Ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации мы строим по такой схеме:

‒ Рассказываем, что игрушке нужна помощь, и помочь могу им только дети.

‒ Спрашиваем детей, согласны ли они помочь игрушке.

‒ Предлагаем научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда наше объяснение и показ заинтересовывает детей.

‒ Игрушка оценивает работу ребенка, обязательно хвалит его.

‒ По окончании работы дети играют с игрушкой некоторое время.

При данной мотивации ребенок выступает как помощник и защитник, и ее мы используем для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации— помощь взрослому— «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: мы сообщаем детям, что собираемся мастерить что-либо и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. При этом каждому ребенку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был достигнут путем совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребенка.

Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких (так мы делали открытки для мам и бабушек, пап и дедушек). Дети искренне гордятся своими поделками! Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

 Показываем открытку, раскрываем преимущества и спрашиваем, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

 Далее показываем, как изготовить ее.

 Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребенка. Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду.

 Мотивируя детей, мы соблюдаем следующие принципы:

‒ не навязывать ребенку свое видение;

‒ обязательно спрашивать у ребенка разрешения заняться с ним общим делом;

‒ обязательно хвалить действия ребенка за полученный результат.

Литература:

  1. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
  2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М, 2008.
  3. Носова Е. А. Дидактические игры — занятия в ДОУ. — М.: Детство — Пресс, 2001.
  4. Обучение через игру. Р. Р. Фьюэлл, П. Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург,2005.
  5. Первые шаги. / Сост. к. Белова. — М.: Линка-Пресс,2009.
  6. Самоукина Н. В. Игры, в которые играю. — Дубна,2000.
  7. Смирнова Е. Ранний возраст: игры. Развивающие мышление // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — с.22.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, детский сад, игровая деятельность, тип мотивации, детская мебель, игровой материал.

Похожие статьи

Игра как средство развития личности ребенка младшего…

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал. Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного…

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном…

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как…

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии…

Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал. Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале…

Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность, развитие ребенка, ролевая игра, игровая среда, игра детей

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале…

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Индивидуализация образовательной деятельности как…

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип

Организация игровой деятельности детей раннего возрастаребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция медсестры инфекционного кабинета поликлиники
  • Любисан эко инструкция по применению в ветеринарии для крс
  • Руководство ремонтными работами
  • Хондролон сульфат уколы инструкция по применению цена отзывы
  • Moulinex masterchef 370 инструкция на русском кухонный комбайн