Методы осуществления функций государства руководство

Методы реализации функций государства представляют собой приемы и способы, при помощи которых государственные органы осуществляют свои функции.

К основным методам реализации функций государства относят: методы убеждения и принуждения, а также методы рекомендации и поощрения.

Метод убеждения предполагает поощрение субъектов к определенной деятельности, которая исключает давление, соответствует их воле и обеспечивает свободу выбора.

Убеждение реализуется посредством следующих позитивных юридических средств: субъективные права, законные интересы, льготы и т.д.

Прежде всего, государство должно максимально задействовать методы убеждения и поощрения как главные инструменты реализации своих функций.

Убеждение подразумевает формирование заинтересованности, доказательство законности и целесообразности сознательного поведения в определенном направлении в пределах правового поля.

Метод принуждения предполагает понуждение человека к определенному поведению при помощи давления, вопреки его воле и с ограничением свободы выбора.

Принуждение реализуется при помощи следующих юридических средств: меры пресечения, наказания, приостановления и т.д.

Метод рекомендации предполагает ориентацию на конкретные направления деятельности, которые желательны для государства и общества.

Метод поощрения предполагает побуждение при помощи разработанной системы вознаграждений к совершению определенных действий, в реализации которых заинтересовано государство и общество.

Результативность и успешность достижения целей и задач государства предполагает использование всего комплекса форм реализации функций и инструментов.

Таким образом, формы реализации функций государства отличаются разнообразием и спецификой, однако эффективная работа государственных органов обычно подразумевает необходимость применения всего их набора.

Методы
осуществления функций государства

— это способы воздействия государства
на субъектов обществен­ной жизни в
процессе осуществления его деятельности.
Чаще
всего говорят о двух основных методах:
убеждения и принуждения.

1.
Метод убеждения

состоит в создании у населения, отде­льных
социальных групп уверенности в том, что
деятельность государства имеет
общезначимый характер, совпадает с
интере­сами и целями субъектов
общественной жизни. Метод
убеждения
 —
такие специфические средства, посредством
которых властвующий субъект воздействует
на общественное или индивидуальное
сознание, способствует его формированию
(обоснование, объяснение, обсуждение,
демонстрация определенного примера и
др.).

Этот
метод используется для убеждения граждан
в справедливости требований государства,
выраженных в законах, и добровольного
их выполнения. Для достижения этой цели
государство должно вести открытый
диалог с обществом, разъясняя какие
задачи и проблемы стоят перед ним, и
какими путями предполагается их решить;
разъясняя необходимость принятия тех
или иных законов, и обеспечивая возможность
участия граждан в обсуждении и реальном
влиянии на их принятие.

Формы
убеждения

могут быть различными: · реклама,
агитация, пропаганда; личный пример; ·
награды; · экономические и налоговые
льготы;

материальное
поощрение; · смягчение наказания и
освобождение от юридической ответственности
и др. Этот
перечень не является исчерпывающим,
государство вправе использовать любые
меры убеждения как закрепленные, так и
не закрепленные нормативно.

2.
Метод принуждения

состоит в воздействии на управ­ляемых
с помощью силового давления, например,
в процессе применения мер юридической
ответственности к лицам, совер­шившим
правонарушения. Метод
принуждения
 —
использование в пределах правовых
предписаний средств государственного
воздействия в отношении физических лиц
и организаций, допустивших нарушения
требований законности.

Метод заключается
в привлечении к юридической ответственности
при нарушении норм права. Здесь необходимо
отметить, что юридическая ответственность,
как метод принуждения, наступает только
в рамках, предусмотренных законом. Это
значит, что государство, принуждая
исполнять законодательно закрепленные
нормы, само должно руководствоваться
законом — именно этот принцип лежит в
основе идеи правового государства;

К
методам принуждения можно от­нести
методы насилия и подавления.

Насилие
характеризуется непосредственным
психическим или физическим воздействием
на управляемых с целью принудить их к
определённому вари­анту поведения.

Подавление
состоит в лишении управляемых возможности
противодействовать субъектам управления
(на­пример, лишение определённых групп
населения права изби­рать и быть
избранными).

Принципы
государственного принуждения заключаются
в следующем:


Принуждение должно осуществлялся в
условиях государственной монополии на
принуждение. Запрещены месть, самосуд,
самоуправная реализация и защита
частными лицами своих прав, свобод,
интересов. Исключение составляет
правовой институт необходимой обороны,
когда государство делегирует гражданам
властные полномочия по защите своей
жизни, здоровья, имущества, нематериальных
благ.


При осуществлении принуждения должен
соблюдаться принцип равенства всех и
каждого перед законом и судом. Государство
гарантирует равный правовой статус
субъектов права и запрет дискриминации.
Меры принуждения применяются к человеку
независимо от его гражданства, места
жительства, социального, имущественного
и должностного положения, расовой и
национальной принадлежности, пола,
возраста, образования, языка, отношения
к религии, политических и иных убеждений.


При осуществлении принуждения должен
соблюдаться принцип презумпции
невиновности. Лицо считается невиновным
в совершении правонарушения, пока его
виновность не будет доказана в
установленном законом порядке. Никто
не обязан доказывать свою невиновность,
свидетельствовать против себя и своих
близких. Бремя доказывания обстоятельств,
свидетельствующих о факте правонарушения
и виновности лица, возлагается на
государство.


При применении мер принуждения должны
соблюдаться принципы гуманизма, запрета
жестокого обращения, пыток, телесных
наказаний, минимизации вреда, причиняемого
лицу принудительными мерами.
Правоохранительные органы не должны
обращаться с человеком, унижая его
достоинство как личности. Запрещается
принимать на вооружение огнестрельное
оружие и боеприпасы к нему, которые
наносят чрезмерно тяжелые ранения или
служат источником неоправданного риска.
Наказание должно преследовать не только
карательные, но и воспитательные цели.


При применении мер принуждения должны
соблюдаться принципы индивидуализации,
соразмерности и однократности наказаний.
Меры принуждения должны применяться с
учетом личности виновного, его семейного
положения, формы вины, смягчающих и
отягчающих обстоятельств, причин и
условий, способствовавших совершению
правонарушения. Размер санкции должен
соответствовать причиненному вреду,
то есть наказание должно быть соразмерно
содеянному и налагаться с учетом
причиненного вреда. Таким образом, мера
ответственности должна быть адекватна
правонарушению. Никто не может быть
привлечен повторно к ответственности
за совершение одного и того же
правонарушения.

3.
Наряду
с этими методами выделяют
метод
стимулиро­вания

— это побуждение участников общественных
отношений к поведению в определённом
государством направлении путём
материального и морального поощрения.
К материальным (эко­номическим) методам
стимулирования относятся: дотации,
ин­вестиции, беспроцентные и иные
льготные кредиты, налоговые льготы и
т.п. К методам морального стимулирования
относятся: государственные награды,
почётные звания и т.п.

Поощрение
как метод государственного управления
— это такой способ воздействия, который
не подчиняет, а направляет волю лица на
совершение определенных действий,
полезных с точки зрения субъекта
управления. Воздействие с помощью
поощрения направлено на возбуждение у
гражданина интереса в совершении
каких-либо конкретных поступков и
получении материального или морального
одобрения, в то время как убеждение —
это способ формирования у соответствующих
лиц определенного сознания, привычки
добровольного выполнения управленческой
команды.

4.
Всё
более широко используется
договорной
метод
,
со­стоящий в использовании государством
на договорных возмез­дных началах
различных субъектов общественной жизни
для решения государственных задач.

5.
Метод рекомендательный
 —
разъяснительные и иные средства,
ориентирующие лиц (индивидов, организаций)
на конкретный вариант поведения или
действий, желательных с точки зрения
государства;

6.
 метод информационного влияния на
общество
 —
оповещение населения о принятых
нормативных правовых актах, государственных
решениях и т.д.

7.
 метод нормативно-правового
регулирования
.
Используя этот метод, государство
закрепляет конкретные права и обязанности
участников общественных отношений в
законодательных актах.

8.
 метод надзора и контроля за
соблюдением правовых норм
,
установленных стандартов и принятых в
данном государстве. Осуществляют такой
контроль специальные государственные
структуры, такие как прокуратура,
налоговая инспекция, Счетная палата, а
также охотнадзор, гостехинспекция и
пр. И снова следует отметить, что
деятельность этих структур также строго
регламентирована Законом, что должно
способствовать исключению произвола
в их действиях.

Существуют
и иная классификация методов деятельности
государства, методов осуществления
функций государства. Можно выделить
:


централизованный
метод

(означает, что государство устанавливает
единые правила для всей своей территории,
не допускает самостоятельности субъектов
государства; этот метод обычно связан
с жестко централизованным правовым
регулированием, когда все сферы
охватываются регулированием сверху;
это метод единого, единообразного
осуществления власти, жесткой властной
деятельности);


децентрализованный
метод

(осуществление власти происходит на
основе признания идей самоуправления,
определенной самостоятельности субъектов
государства; государство не вмешивается
во все сферы общественной жизни, не все
сферы регулируются сверху, централизованно;
остается большой простор для деятельности
субъектов государства, которые могут
принимать решения с учетом специфики
того или иного региона, в зависимости
от чего методы осуществления функций
государства могут разниться в зависимости
географических, социальных, национальных,
экономических факторов, составляющих
специфику регионов);


рекомендательный
метод

(в его основе лежит идея о том, что любую
деятельность лучше выполняют профессионалы,
а не дилетанты; государство — организация,
специально созданная для управления,
она осуществляет его профессионально,
из чего делается вывод, что государство
лучше справится с функцией управления,
чем структуры, работающие не на
профессиональной основе; поэтому
государство вправе разрабатывать
рекомендации, выполнение которых
позволит добиться каких-либо социально
значимых целей.

Так,
государство может разрабатывать
примерные планы развития той или иной
области государства или отрасли
экономики, типовые уставы, положения,
правила, использование которых позволит
эффективнее выполнять государственно
значимую деятельность. Особенность
рекомендаций государства — они не
обязательны для исполнения, но обязательны
для ознакомления субъектами, которым
они адресованы);


поощрительный
метод

(государство создает условия, при которых
субъекты заинтересованы в осуществлении
деятельности, которая выгодна государству,
составляет его функции. Например, в
целях выполнения социальной функции
государство устанавливает налоговые
льготы для предприятий, берущих на
работу инвалидов).

Соседние файлы в папке тгп

  • #
  • #
  • #

Формы осуществления функций государства

Функции государства — это носящие объективный, системный и взаимообсловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение.

Формы функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование права в этом процессе.

Формы осуществления функций государства:

1) правовые:

    • правотворческая;
    • правоисполнительная;
    • правоохранительная.

2) организационные (некоторые ученые):

    • статистика,
    • бухгалтерский учет,
    • деятельность счетных комиссий,
    • организация заседания органов государства (парламента, правительства и др.).

Правотворческая (правоустановительная) форма — властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства).

Правоисполнительная форма — организация исполнения законов, принятие конкретных решений.

Правоохранительная форма — привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила.

Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осущесвления функций.


Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

Методы осуществления функций государства

Методы осуществления функций государства (способы воздействия на поведение людей) достаточно многообразны.

В соответствии с одной из классификаций методов осуществления функций государства выделяют:

    1. централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);
    2. децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);
    3. рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство — организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей; особенность рекомендаций государства — они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);
    4. поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Понятие безопасности является достаточно актуальным в современном мире, поскольку это социально-правовое явление призвано обеспечивать устойчивость социальных отношений, их нормальное функционирование, а также защищённость от постоянно возникающих в жизни человека угроз (такие как биологические-заболевания, природные катаклизмы и катастрофы техногенного характера, информационные – хакерские атаки и правовые и тд.). Там, где личность находится в безопасности, там в безопасности общество и государство. Только на ее основе можно успешно проектировать и осуществлять меры по обеспечению безопасности общества и государства.[1]Так как большинство стран, в том числе и Россия, являются социальными, демократическими и правовыми государствами, то основной их задачей является защита и гарантия прав, свобод и законных интересов граждан. Данный принцип находит своё отражение в большинстве Конституций государств и различных международных нормативно-правовых актах. Поэтому юридическая безопасность как один из видов безопасности является неотчуждаемым элементом социального, правого и демократического государства. Поскольку она противостоит тем угрозам, которые возникают в ключевых областях жизнедеятельности общества, то есть предотвращает и отражает опасности, которые вызываются юридическими воздействиями[2].

       В контексте юридической безопасности основными и превалирующими формами осуществления функций государства являются правовые. Такие как: правотворческая, которая выражается в подготовке и непосредственном издании нормативно-правовых актов в государстве[3]; правоприменительная, которая связана с реализацией законным путём издания актов применения права; правоохранительная – направленная на защиту прав и свобод граждан, предупреждение правонарушений и привлечение к ответственности виновных[4]. В каждой из этих форм наблюдается неразрывная связь с юридической безопасностью, а именно: любая правовая форма деятельности органов государства, посредством которого реализуются его функции, и собственно сама юридическая безопасность нацелена на минимизацию негативной составляющей правовой сферы[5], модернизацию федерального и регионального законодательства, а также укрепление единства и целостности правового пространства. В качестве аргумента к вышеприведенному тезису, можно привести пример, в котором рассматривается экологическая функция государства. Изначально, законодательному государственному органу необходимо принять соответствующую нормативно-правовую базу. В данном случае это будет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды». После этого необходимо создать соответствующие органы государства и обеспечить их стабильную работу и нормальное функционирование. Например, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Все эти меры направлены на обеспечение экологической безопасности страны, укрепление единства правового пространства в сфере экологии, что является общей целью как правовых форм осуществления функций государства, так и юридической безопасности в целом.

В современном обществе правовые формы осуществления функций государства как деятельность по обеспечению юридической безопасности выступают в качестве объективной необходимости, имеющей как общесоциальную ценность, так и непосредственно юридическую значимость. Помимо правовых форм теории государства и права известны организационные формы осуществления функций государства[6] (организационно-регламентационные, направленные на обеспечение функционирования органов государства (например, подготовка проектов документов, организация выборов, планирование, координация действий, контролем и т.п.); организационно-хозяйственные, целью которых является материальное обеспечение выполнения государственных функций (например, бухучет, статистика, снабжение, кредитование, дотации и т.д.); организационно-идеологические, которые соответственно направлены на идеологическое обеспечение выполнений функций государства, например, разъяснение законодательства). С одной стороны, организационные формы представляют деятельность государства, не влекущую за собой юридический последствий, то есть менее тесно взаимосвязаны с юридической безопасностью, чем правовые формы осуществления функций государства. С другой стороны, в целях деятельности организационных форм прослеживается связь с сущностью юридической безопасности, в том числе, несмотря на именно организационный характер этих форм, деятельность каждой из них связана с правом, поскольку право — это не только инструмент, с помощью которого реализуется и поддерживается юридическая безопасность, но право еще и выступает в качестве её объекта.

Теперь рассмотрим взаимосвязь и согласованность методов осуществления функций государства и юридической безопасности. Известно, что под первым понятием подразумеваются способы воздействия государства на субъекты в процессе решения стоящих перед ним задач[7]. Каждое государство в той или иной степени использует оба метода осуществления его функций: убеждение и принуждение. Первый метод базируется на диспозитивных началах, потому что он основывается на добровольном исполнении предписаний субъектами права. Именно они, их юридическая безопасность должны составлять главный смысл правого развития государства и занимать центральную позицию в правовой организации общества. Но не всегда метод убеждения позволяет в полной мере обеспечивать юридическую безопасность. Для аргументирования данного тезиса будет уместным вспомнить Чеченские войны в 1990-е годы. Российская армия начала боевые действия против сепаратистов 11 декабря 1994 года. Нельзя говорить о введении войск на территорию республики, поскольку ее самопровозглашение никем не было признано, и официально она оставалась территорией Российской федерации. 31 августа 1996 года первая чеченская война закончилась подписанием Хасавюртовского соглашения. Но окончание конфликта не принесло мира и спокойствия. На территории России происходили теракты, убийства, что привело ко второму этапу военного противостояния. Буквально через пару лет начинает Вторая Чеченская Война, которая длилась вплоть до апреля 1999 года. Фактически она велась активно вооруженными силами России до 2000 года.  Потом, по мере установления контроля над республикой, дальнейшим уничтожением банд — формирований стали заниматься местные власти. То есть, можно сделать вывод о том, что использование государством только метода убеждения в данной ситуации совсем неуместно, это может привести к необратимым ужасным последствиям, можно сказать, что в случае с Чеченскими войнами государство было вынуждено для минимизации опасных последствий использовать другой метод, известный юридической науке – принуждение. Его сущностью является императив, когда решение провозглашается вопреки воле управляемых, в случае неисполнения ими добровольно предписаний государства. В таких ситуациях государством устанавливаются различные санкции, проводится профилактика и пресечение правонарушений. С помощью этого также возможно достижение состояния правовой защищённости, жизненно важных сфер общественных отношений, то есть реализация и поддержание юридической безопасности, что наблюдается и при использовании метода убеждения в осуществлении функций государства. При этом необходимо отметить, что используя любой из этих методов государство не может и недолжно применять единственный, поскольку основываясь лишь на убеждении, государство в определённый момент и конкретных сложившихся ситуациях (как в выше рассмотренном примером с Чечнёй) может прийти к тому, что оно не сможет реализовывать в полной мере функции, обусловленные его сущностью, а значит и достижение юридической безопасности станет невозможным; и наоборот, используя только принуждение как способ воздействия при решении задач, может произойти ситуация нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, а это противоречит Конституции РФ, так как в ст.2 гарантируется признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а значит, создаёт препятствие поддержанию юридической безопасностью, которая, в том числе, направлена и на защиту конституционного строя. Такое государство может стать «полицейским», где грубо нарушаются права и свободы человека и гражданина, что не соответствует любому понятию о юридической безопасности.

Проанализировав формы и методы осуществления функций государства в контексте юридической безопасности, можно сделать вывод о том, что это очень тесно взаимосвязанные, взаимозависимые понятия, поскольку и то, и другое связано общими целями (минимизация негативных правовых явлений в обществе, обеспечение целостности правового пространства на всей территории страны и т.д.). В результате, «трещина» в одном означает «крах» другого. Реализация и поддержание юридической безопасности немыслимы без использования правовых и организационных форм осуществления функций государства (в их целях деятельности  прослеживается связь с сущностью юридической безопасности, в том числе, деятельность каждой из них связана с правом, поскольку, как было указано выше, право — это не только инструмент, с помощью которого реализуется и поддерживается юридическая безопасность, но еще и её объект), а также в равной степени использования методов убеждения и принуждения любое государство в современных условиях обязано использовать эти методы в совокупности, в противном случае оно либо не сможет выполнять свои функции в полном объеме и поддерживать юридическую безопасность в целом, либо перейдет в ранг «полицейского государства»). Таким образом, формы и методы осуществления функций государства и юридическая безопасность в равной мере важны для понимания их сущности. Это корреляционные, смежные понятия, оказывающие непосредственное влияние друг на друга.

Научный руководитель – Шеяфетдинова Н.А.

Библиографический список:

Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. – Тамбов. – 2009. – 304 с.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. – М.: Юристъ. – 2005. – 512 с.

Новикова А.С. О формах реализации функций государства. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. — № 113. – С. 70-79.

Пономарев Н.Н. Безопасность как социально-юридический феномен. // Общество и право. – 2011. — № 4 (36) . – с. 77-82.

Пушкарев Е.А. Нравственные основы юридической безопасности человека в России. // Теория и практика общественного развития. – 2006. — № 5. – Т.2. – С.25-26.

Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е издание. – М.: РИОР; ИНФРА-М. – 2010. – 559 с.

Фомин А.А. Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь. // Журнал российского права. – 2005. — № 11 (107). – С. 101-108.

Шеяфетдинова Н.А. Идеологическая функция государства в современных условиях. // Право и образование. — № 11. – 2014 г. – с. 74-77.

[1]См.: Пушкарев Е.А. Нравственные основы юридической безопасности человека в России. // Теория и практика общественного развития. – 2006. — № 5. – Т.2. – С.25.

[2] См.: Фомин А.А. Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь. // Журнал российского права. – 2005. — № 11 (107). – С.102.

[3]См.: Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е издание. – М.: РИОР; ИНФРА-М. – 2010. – С.85.

[4]См.: Новикова А.С. О формах реализации функций государства. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. — № 113. – С. 6.

[5]См.: Фомин А.А. Указ. Соч. – С. 101.

[6]См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. – М.: Юристъ. – 2005. – С.63-63.

[7]См.: Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. – Тамбов. – 2009. —  С. 20. 

6.6

Формы и методы реализации функций государства

Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.

Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.

В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства (проф. В. М. Сырых). Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную), иные виды государственной деятельности. Данная классификация не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами права.

Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы (проф. М. И. Байтин). Среди правовых обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные — чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров — специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.

Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

1) метод нормативного правового регулирования, т. е. издание законов, других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность и общественные отношения;

2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний, и метод убеждения;

3) метод рекомендаций, т. е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;

4) метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т. д. Так, в части 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;

5) методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.

В юридической литературе разграничиваются контроль и надзор. Основные различия между ними состоят в следующем:

а) контролю подлежат главным образом подчиненные (подведомственные) органы, в то время как надзор осуществляется при отсутствии такой подчиненности. Например, санэпиднадзор осуществляется за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил всеми организациями, учреждениями, предприятиями и их должностными лицами;

б) контролирующие органы вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную или управленческую деятельность контролируемых объектов. При осуществлении надзора такое вмешательство исключается;

в) контроль призван оценивать деятельность контролирующего объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности. При надзоре проверяется деятельность объекта исключительно с позиций законности;

г) органы контроля вправе привлекать к юридической ответственности правонарушителей, а органы надзора лишены полномочий непосредственно применять санкции за допущенные нарушения законности, но они могут возбудить производство по поводу административного правонарушения. В обеспечении законности и правопорядка, соблюдении прав и свобод личности большую роль играет прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих законов гражданами, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права. Прокуратура ведет надзор от имени государства и подчинена только закону;

6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т. д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния можно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.

Возможно выделение и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, определяющим образом воздействуют на функционирование государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Вопрос 2 Виды, формы и методы контроля

Вопрос 2 Виды, формы и методы контроля
Важным условием создания эффективно функционирующей системы бюджетного контроля является разработка ее методологической составляющей, включающей в себя определение видов, форм и методов проведения контрольных мероприятий.Виды

§ 5.1. Понятие функций государства

§ 5.1. Понятие функций государства
Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция[166] в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности,

§ 5.2. Эволюция функций государства

§ 5.2. Эволюция функций государства
Функции государства подвергаются не только влиянию как собственно государственных изменений, так и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой живет и действует

§ 5.3. Метод классификации функций государства

§ 5.3. Метод классификации функций государства
Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики
Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления
Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

Тема 13. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти

Тема 13.
Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти

1.
Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления
Метод управления — это подход, способ решения управленческих вопросов,

§ 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства

§ 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства
Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной главе государство и рассматривается с его

§ 2. Классификация и эволюция функций государства

§ 2. Классификация и эволюция функций государства
Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам.Как уже

§ 3. Формы и методы осуществления функций государства

§ 3. Формы и методы осуществления функций государства
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются

6.1 Понятие функций государства. Факторы воздействия на них

6.1
Понятие функций государства. Факторы воздействия на них
Функции государства — это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное

6.2 Классификация функций государства

6.2
Классификация функций государства
Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности, территориальный ее масштаб; способы государственного

6.6 Формы и методы реализации функций государства

6.6
Формы и методы реализации функций государства
Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства

7.4
Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства
Как уже отмечалось, отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными

Методы реализации функций государства представляют собой приемы и способы, при помощи которых государственные органы осуществляют свои функции.

К основным методам реализации функций государства относят: методы убеждения и принуждения, а также методы рекомендации и поощрения.

Метод убеждения предполагает поощрение субъектов к определенной деятельности, которая исключает давление, соответствует их воле и обеспечивает свободу выбора.

Убеждение реализуется посредством следующих позитивных юридических средств: субъективные права, законные интересы, льготы и т.д.

Прежде всего, государство должно максимально задействовать методы убеждения и поощрения как главные инструменты реализации своих функций.

Убеждение подразумевает формирование заинтересованности, доказательство законности и целесообразности сознательного поведения в определенном направлении в пределах правового поля.

Метод принуждения предполагает понуждение человека к определенному поведению при помощи давления, вопреки его воле и с ограничением свободы выбора.

Принуждение реализуется при помощи следующих юридических средств: меры пресечения, наказания, приостановления и т.д.

Метод рекомендации предполагает ориентацию на конкретные направления деятельности, которые желательны для государства и общества.

Метод поощрения предполагает побуждение при помощи разработанной системы вознаграждений к совершению определенных действий, в реализации которых заинтересовано государство и общество.

Результативность и успешность достижения целей и задач государства предполагает использование всего комплекса форм реализации функций и инструментов.

Таким образом, формы реализации функций государства отличаются разнообразием и спецификой, однако эффективная работа государственных органов обычно подразумевает необходимость применения всего их набора.

§ 5.4. Формы и методы реализации функций государства

Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами. Формы осуществления представляют собой деятельность конкретных государственных органов по реализации функций государства. Они бывают правовые и неправовые (организационные).

К правовым формам относят правотворческую, правоприменительную, правоохранительную деятельность.

Правотворческой деятельностью является государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

Под правоприменительной деятельностью подразумевается государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, утверждение плана строительства конкретного объекта компетентными на то органами, назначение гражданина на должность.)

Правоохранительной деятельностью является государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции разрешаются админимстративные, гражданско-правовые, уголовные и др. дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

Среди неправовых форм выделяют организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную (сюда может входить и оперативно-техническая деятельность), организационно-идеологическую (воспитательную) деятельность.

Под организационно-регламентирующей деятельностью понимается деятельность соответствующих органов, связанная с организацией функционирования органов государства (кадровая работа, подготовка документов).

Организационно-хозяйственная работа раскрывается через хозяйственную и оперативно-техническую деятельность. Это может быть работа, связанная с составлением отчетов, статистикой, контролем.

Организационно-идеологическая форма представляет собой воспитательную деятельность, связанную с формированием общественного мнения, обучением, разъяснением существующих норм и правил.

В настоящее время особое внимание уделяется договорной форме осуществления функций государства (договоры в государственной, хозяйственной, социальной сфере).

Среди методов осуществления функций государства выделяют методы убеждения, принуждения и стимулирования.

Убеждение представляет такой метод осуществления функций, когда субъект воздействует на общественное, индивидуальное сознание, способствует его формированию в форме обоснования, объяснения, обсуждения, внушения, демонстрации определенного примера. Среди экономических методов убеждения выделяют прогнозирование, планирование, инвестирование.

Принуждение всегда призвано обеспечить исполнение правил поведения посредством определенных мер (пресечения, предупреждения, ответственности). Принуждение — это такой метод, при котором желаемое поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения. Экономические методы принуждения — это методы косвенного воздействия на объект (например, высокие налоговые ставки).

Стимулирование — это побуждение к действию, побудительная причина поведения. Стимулы могут быть материальными и моральными.

Контрольные вопросы

1. Что такое функции государства?

2. Какие общие черты характеризуют государственные функции?

3. Что такое ”эволюция функций государства”?

4. Какие процессы (периоды) можно выделить в эволюции функций государства?

5. Какие проблемы в области антропогенного глобального загрязнения окружающей природной среды Вы знаете?

6. Назовите критерии классификации функций государства.

7. Перечислите функции государства и раскройте их основные черты.

8. Какие формы реализации функций государства Вы знаете? Охарактеризуйте их.

9. Какие методы осуществления функций государства Вы знаете? Охарактеризуйте их.

Читайте также

Вопрос 2 Виды, формы и методы контроля

Вопрос 2 Виды, формы и методы контроля
Важным условием создания эффективно функционирующей системы бюджетного контроля является разработка ее методологической составляющей, включающей в себя определение видов, форм и методов проведения контрольных мероприятий.Виды

§ 5.1. Понятие функций государства

§ 5.1. Понятие функций государства
Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция[166] в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности,

§ 5.2. Эволюция функций государства

§ 5.2. Эволюция функций государства
Функции государства подвергаются не только влиянию как собственно государственных изменений, так и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой живет и действует

§ 5.3. Метод классификации функций государства

§ 5.3. Метод классификации функций государства
Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики
Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления
Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

Тема 13. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти

Тема 13.
Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти

1.
Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления
Метод управления — это подход, способ решения управленческих вопросов,

§ 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства

§ 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства
Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной главе государство и рассматривается с его

§ 2. Классификация и эволюция функций государства

§ 2. Классификация и эволюция функций государства
Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам.Как уже

§ 3. Формы и методы осуществления функций государства

§ 3. Формы и методы осуществления функций государства
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются

6.1 Понятие функций государства. Факторы воздействия на них

6.1
Понятие функций государства. Факторы воздействия на них
Функции государства — это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное

6.2 Классификация функций государства

6.2
Классификация функций государства
Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности, территориальный ее масштаб; способы государственного

6.6 Формы и методы реализации функций государства

6.6
Формы и методы реализации функций государства
Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства

7.4
Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства
Как уже отмечалось, отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными

Основные формы осуществления функций государства Различение, с одной стороны, форм и, с другой, — методов деятельности государства не имеет в литературе четких критериев, некоторые способы деятельности государства одни авторы называют формами, другие — методами. Обычно принято различать правовые и неправовые формы деятельности государства, которые реализуются его органами, должностными лицами, государственным аппаратом. К правовым формам деятельности государства относят те, которые определены конституцией, законами, иными правовыми актами и совершаются на основе правовых актов, в их пределах и по процедуре, установленной ими. Основные из них — это законодательствование, управление, правосудие и контроль.

Законодательствование — это установление общеобязательных правил наиболее общего характера, норм поведения и деятельности физических и юридических лиц, организаций, объединений, учреждений, предприятий и т.д. Этим правилам должны соответствовать все другие правовые акты, деятельность всех органов, должностных лиц, поведение граждан и находящихся на территории данного государства неграждан. Законы, как правило, принимаются парламентом (в редких случаях — другими органами), но могут быть приняты и путем референдума. Основным законом является конституция. Другие законы должны соответствовать ей, иначе они недействительны.

Государственное управление — это исполнительно-распорядительная, административная деятельность государства, его органов, должностных лиц. Для его осуществления также издаются нормативные и ненормативные правовые акты (указы президента, постановления правительства, инструкции министров, на местах — акты губернаторов и т.д.). Эти акты должны соответствовать законам, иначе они недействительны.

Правосудие осуществляется судом. Суд призван в особой процедурной форме разрешать конфликты в обществе, используя государственную власть (приговоры и решения судов выносятся от имени государства). Суд не устанавливает общих правил поведения (за исключением судебных прецедентов в некоторых странах), он не занимается управленческой деятельностью. Суд рассматривает различные конкретные дела и споры (уголовные, гражданские, трудовые, семейные и др.), если эти споры имеют правовой характер и подведомственны суду. Решения суда (если они не допускают обжалования или после принятия окончательного решения) имеют непререкаемую силу и должны исполняться органами государства, должностными лицами, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями, гражданами и негражданами, если такие решения к ним относятся.

Контрольная деятельность государства выражается в форме инспектирования, проверки соответствия деятельности органов государства, должностных лиц, принимаемых ими решений, правовых актов конституции, законам, актам других вышестоящих органов. Такова, например, деятельность конституционных судов, конституционных советов по проверке конституционности законов. Контрольной деятельностью в ряде стран занимаются прокуратура, специальные ведомства (например контрольные палаты или управления в Польше, Чехии) или особые должностные лица с подчиненным им аппаратом (генеральные контролеры, омбудсманы; в России контроль за соблюдением прав человека осуществляет Уполномоченный по правам человека, избираемый Государственной Думой — одной из палат парламента). Контрольные органы, как правило, не могут давать каких-то указаний, распоряжений. Они устанавливают факты и по результатам своей деятельности обращаются в парламент, к правительству, могут возбудить дело в суде. Подробнее эти формы деятельности рассматриваются в последующих главах, посвященных законодательным, исполнительным и другим органам государства.

Наряду с правовыми формами государство, добиваясь своих целей, действует и путем применения неправовых форм. С одной стороны, бывает правонарушающая деятельность органов государства, его должностных лиц. Такая деятельность незаконна и предполагает ответственность самого государства, его органов и должностных лиц (уголовную, гражданскую, дисциплинарную и др.). Формой ответственности может быть импичмент президенту, другим должностным лицам, отставка правительства, осуждение по решению суда, например, за злоупотребление служебным положением.

Государство несет также международно-правовую ответственность за агрессию, нарушение международного мира, преступления против человечества. Против него могут быть обращены определенные санкции (прекращение торговых отношений и другие меры вплоть до применения международных вооруженных сил), международному суду могут быть преданы в этом случае руководители государства. Типичным примером является судебный процесс над руководителями фашистской Германии после развязанной ими Второй мировой войны.

С другой стороны, неправовые формы деятельности не всегда являются правонарушениями, они лишь не урегулированы правом. К этой сфере относится огромная организационная деятельность государства, его органов, текущая оперативная работа, разработка и осуществление программ по развитию экономики и культуры, различные экстренные меры во время ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и т.д.

Основные методы осуществления функций государства. Методы осуществления функций — это приемы, способы государственной деятельности. Установившейся классификации методов осуществления функций государства пока что не существует. Иногда их объединяют с формами деятельности государства, в некоторых случаях методы различаются в зависимости от деятельности государства на международной арене и внутри страны, иногда — в зависимости от особенностей государственного управления, понимаемого в широком смысле этих слов, например, методы административной деятельности коренным образом отличаются от правосудия. Различают методы экономические, административные и идеологические. К первым относят использование экономических рычагов в государственном управлении, например, снижение налогов на производство определенных товаров для его увеличения, инвестиции денежных средств государства в те или иные отрасли экономики, соответствующее распределение расходов государственного бюджета, на международной арене — договоры о преференциальной торговле (Для товаров разных стран взаимно устанавливаются более благоприятные условия импорта и экспорта). Административные методы связаны с подчиненностью, обязанностью выполнения законных указаний государственных органов, должностных лиц, принуждением, администрированием, организационной работой. Степень принуждения может быть неодинаковой. Среди методов принуждения могут быть и выговоры по службе, и штрафы за нарушение правил дорожного движения, и конфискация имущества (например возможна конфискация в государственный бюджет всей суммы доходов, с которой не выплачены налоги), и уголовные наказания за преступления в отношении общества, государства, личности. Идеологические методы связаны с пропагандистской, воспитательной деятельностью государства. Так же, как и при классификации форм осуществления функций, выделяют правовые и неправовые методы, различают демократические и авторитарные методы осуществления функций государства (последние связаны с насилием).

С точки зрения особенностей волеизъявления государства различают методы стимулирования (поощрения), дозволения, охраны, требования, запрета, репрессии.

Стимулирование широко применяется государственной властью в любой стране для ориентации поведения участников общественных отношений (граждан, юридических лиц и др.), их деятельности в таком направлении, которое государство считает необходимым и которое определяют его органы. Так, стимулируя объединение крестьян в кооперативы любого рода (с ними государству удобнее иметь дело, чем с распыленными мелкими хозяйствами), государство нередко предусматривает для них кредиты с льготными процентами или даже беспроцентные ссуды. Освобождение от налогов той доли прибыли, которая идет на благотворительность, развитие культуры, сокращает затраты государства на эти цели и вместе с тем способствует поддержке малообеспеченных слоев населения, общедоступности культурных достижений. Для стимулирования иностранных капиталовложений государство обычно на несколько лет освобождает предприятия с иностранным капиталом от уплаты налогов; государство стимулирует развитие иностранного туризма, пополняя этим государственную казну; устанавливая высокие пошлины на некоторые виды ввозимых в страну зарубежных товаров, оно поощряет этим развитие соответствующих отраслей промышленности своей страны.

Формой стимулирования являются почетные государственные звания, награды (ордена, медали), премии за успехи в труде, науке, культуре, за геройское поведение в экстремальных ситуациях, бескорыстную помощь другим людям, находящимся в опасности, спасение государственной собственности и т.д. Словом, стимулирующая деятельность государственной власти возможна в самых различных областях общественной жизни, внутри страны и на международной арене.

В отличие от стимулирования, которое выражает прямую заинтересованность государства, метод дозволения характеризует, в определенной мере нейтральную позицию государственной власти по отношению к тем или иным общественным явлениям, процессам, видам деятельности. В этом случае государство не стимулирует определенное развитие событий, не поощряет те или иные виды деятельности, но и не запрещает их. Многие конституции демократических государств устанавливают, что партии и общественные организации создаются свободно, никакого разрешения государственных органов, других учреждений, каких-либо лиц не требуется. Свобода слова, проведение собраний в закрытом помещении осуществляются также явочным порядком, митинги в публичных местах (на улицах, площадях) проводятся обычно на основе заявительного порядка (предварительное уведомление), но разрешения просить не нужно. Демократическое государство допускает плюрализм идеологии, различные виды массовой культуры, свободу предпринимательской деятельности, существование различных форм собственности и т.д. Одной из важнейших форм дозволения в международном сообществе государств является применение метода консенсуса при принятии решений в ходе многосторонних переговоров, на международных конференциях: государство (его представитель) не голосует за то или иное предложение, но и не возражает против его принятия, позволяя таким образом прийти к общему решению. Воздержание от голосования также иногда отражает использование метода дозволения, ибо в определенной ситуации любое решение безразлично для данного государства.

Метод охраны используется государственной властью прежде всего для обеспечения стабильности сложившихся общественных отношений, существующего правопорядка (в том числе на международной арене). Охранительная деятельность государства представлена огромным и разветвленным аппаратом (полиция, суды, прокуратура и др.), для защиты государства от агрессии создается армия, границы во многих странах охраняют специальные пограничные войска. Охраной международного мира занимаются международные организации государств, прежде всего ООН, в региональных масштабах — региональные международные организации — СНГ, Организация африканского единства, Организация американских государств и т.д. Они иногда направляют в районы международных, межнациональных конфликтов миротворческие вооруженные силы (обычно без права применять оружие).

Требование должного поведения выражает активную заинтересованность государства в определенном состоянии общественных отношений, в действиях по их укреплению, в их развитии в таком направлении, которое государство считает необходимым. В отличие от дозволения и даже стимулирования от государства в данном случае проявляется более отчетливо, в более жестких формах/Данный метод возлагает на участников отношений определенные обязанности от имени государства. Он широко используется в конституционном, административном, финансовом праве, некоторых других отраслях. В конституциях многих стран имеются специальные разделы или статьи об основных обязанностях граждан — это требование государства к гражданам. Многие требования относятся к объединениям: для того, чтобы партия получила права юридического лица, требуется ее регистрация в государственном органе {обычно в министерстве юстиции, во Франции — в министерстве внутренних дел, в Болгарии — в городском суде столицы государства), объединению с ограниченной ответственностью необходимо получить лицензию для предпринимательской деятельности. Нормы административного права требуют при проведении публичной демонстрации соблюдать установленный маршрут, в гражданском праве сторона при несоблюдении договора другой стороной может потребовать уплаты неустойки, в уголовном процессе требуется, чтобы обвинитель представлял доказательства виновности подсудимого (а не обвиняемый доказывал свою невиновность) и т.д. Требования должностных лиц, государственных органов, обращенные к гражданам, общественным объединениям, предприятиям и т.д., широко используются в самых различных сферах (требование милиционера предъявить удостоверение личности, требование государственного органа, зарегистрировавшего в соответствии с законом политическую партию, представлять ежегодные данные о финансовом положении и т.д.). Требование как метод деятельности государств, их объединений широко применяется в международных отношениях. Имеется огромное число резолюций Совета Безопасности ООН, требовавших от участников международных конфликтов прекратить вооруженные действия, отвести войска враждующих сторон за разделительную линию, прекратить агрессию (например Ирака против Кувейта).

Невыполнение требований международного сообщества (резолюций Совета безопасности ООН), обращенных к Ираку, о ликвидации опаснейшего оружия массового уничтожения повлекло в 1998 г. бомбардировки городов Ирака английской и американской авиацией (от имени НАТО, но без соответствующего решения Совета безопасности ООН). Это привело к жертвам среди гражданского населения и многочисленным разрушениям. Требование НАТО к Югославии прекратить дискриминацию албанцев в Косово (это требование было поддержано ООН) привело к многонедельным бомбардировкам югославских городов в 1999 г., массовым разрушениям, жертвам и элементам экологической катастрофы (бомбардировки не. были санкционированы ООН).

Запреты — это действенная форма отрицательного отношения государства к тем или иным явлениям, процессам, поступкам, поведению. В форме запретов государство исключает нежелательную, вредную для него деятельность. Запрещаются определенные виды предпринимательской деятельности (например производство оружия, сбыт наркотиков), несанкционированные демонстрации, препятствующие движению транспорта, запрещается пропаганда расизма, нарушение правил санитарии и гигиены в публичных местах. Уголовное право по существу целиком состоит из запретов, за нарушение которых предусмотрены суровые наказания (вплоть до смертной казни). Запреты широко применяются в международных отношениях. Имеется целый ряд международных конвенций, которые запрещают государствам (а также лицам, их объединениям и т.п.) определенные виды деятельности (агрессивную войну, работорговлю, апартеид), Женевские конвенции 1949 г. запрещают разрушать во время военных действий памятники культуры, привлекать военнопленных к работам, направленным против другой воюющей стороны.

Наконец, любое государство применяет репрессии, наказания. Репрессии, в том числе массовые, — типичный метод деятельности тоталитарного, антидемократического государства (концентрационные лагеря для евреев в фашистской Германии, раскулачивание, массовая высылка и ссылка кулаков и их семей в СССР в 30-х гг. во время коллективизации крестьян, лишение избирательных прав «цветного населения» (5/6 населения страны) в ЮАР до 90-х гг. и т.д.). Репрессии в правовой форме наказаний применяются и в демократическом государстве. Демонстрация, нарушающая правопорядок, разгоняется полицией с помощью водометов и слезоточивого газа; партии, признанные антиконституционными, запрещаются; лица, нарушающие правопорядок, наказываются.

В международных отношениях к государствам — нарушителям международного правопорядка также могут приниматься принудительные меры. Это — коллективные меры, применяемые сообществом государств на основе Устава ООН в целях устранения угрозы миру, нарушения мира или ликвидации акта агрессии. Устав ООН предусматривает два вида коллективных принудительных мер: не связанных с использованием вооруженных сил (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских и воздушных средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений) и с использованием вооруженных сил. Возможен арест государственного имущества за долги государства (это угрожало России во время дефолта в конце 90-х гг.), бойкот товаров государства-правонарушителя, различные формы принуждения со стороны международных организаций.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Иллюстрированное издание руководство по ремонту
  • Дулоксента инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Парафарм инструкция по применению в ветеринарии
  • Инструкция kuwfi 4g lte роутер на русском скачать
  • Руководство шатурского района