Методологическое руководство бухгалтерским учетом это

1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

(в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

(пп. «г» введен Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Руководство бухгалтерским учетом и профессиональная этика бухгалтера

10.1. Руководство бухгалтерским учетом

В российской федерации

Важнейшей
предпосылкой правильной организации
бухгалтер­ского учета в современных
условиях является государственное
ру­ководство
бухгалтерским учетом. Государственное
руководство бухгалтерским
учетом обеспечивает единообразие
подхода к од­нородным хозяйственным
процессам, единство их оценки и отра­жения
в учете, унификацию учетных документов,
регистров бух­галтерского
учета и форм отчетности, что способствует
наиболее рациональной
организации и экономному расходованию
средств на ведение бухгалтерского
учета.

Отдельные
вопросы методического руководства
бухгалтерским учетом
целесообразно делегировать общественным
организациям бухгалтеров,
например, Институту профессиональных
бухгалте­ров,
Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ
и др. К этим вопро­сам
методического руководства можно отнести:
разработка мето­дологии
бухгалтерского учета; внедрение в
практику новых норм и
методов организации учета и т.п.

В
соответствии с Федеральным законом «О
бухгалтерском уче­те» общее
методологическое руководство бухгалтерским
учетом в Российской
Федерации осуществляется Правительством
Россий­ской
Федерации. Методологическим же центром
по бухгалтер­скому
учету является Министерство финансов
РФ, который разрабатывает
и изучает нормативные акты по бухгалтерскому
учету
и отчетности, обязательные к исполнению
всеми орга­низациями.

Органы,
которым федеральными законами
представленно право регулирования
бухгалтерского учета (Центральный банк
РФ, Федеральная
служба по надзору за страховой
деятельностью и раз­личные
ведомства), руководствуясь законодательством
РФ, раз­рабатывают и утверждают в
пределах своей компетенции обяза­тельные
для исполнения всеми организациями на
территории Рос­сийской
Федерации:

а) планы
счетов бухгалтерского учета и инструкции
по их при­менению;

б) положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету,
устанав­ливающие
общие принципы, правила и способы
ведения
организациями
учета хозяйственных операций, составления
и
представления бухгалтерской отчетности;

в) другие
нормативные акты и методические указания
по воп­росам
бухгалтерского учета.

Нормативные
акты и методические указания по
бухгалтерско­му учету, издаваемые
органами, которым федеральными закона­ми
предоставлено право регулирования
бухгалтерского учета, не должны
противоречить нормативным актам и
методическим ука­заниям
Министерства финансов Российской
Федерации.

При
разработке нормативных актов Минфин
РФ тесно взаи­модействует
с заинтересованными ведомствами через
Методоло­гический совет по бухгалтерскому
учету и отчетности. Методоло­гический
совет разрабатывает концепции
бухгалтерского учета и отчетности,
проекты положений (стандартов) и других
докумен­тов нормативного регулирования
бухгалтерского учета.

В
регулировании бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчет­ности
в России важная роль отводится
Государственной Думе, разрабатывающей
и принимающей законодательные акты по
бух­галтерскому
учету. В составе Государственной Думы
действует Эк­спертный
совет, который разрабатывает проекты
законов по ауди­ту,
бухгалтерскому учету, статистике и
проводит экспертизы за­конопроектов,
содействие их реализации и др.

В
работе вышеназванных Экспертного и
Методологического советов
большую помощь призваны оказать
общественные орга­низации, и прежде
всего ассоциации бухгалтеров и аудиторов
РФ и стран Содружества, Институт
профессиональных бухгалтеров России
и Международный консультативный комитет
по бухгал­терскому
учету и аудиту в РФ. Эти организации
оказывают боль­шое
содействие в разработке программ и
мероприятий по подго­товке и
переподготовке аудиторских и бухгалтерских
кадров, а также в разработке нормативных
документов по бухгалтерскому Учету
и аудиту и норм профессиональной этики
и др.

Бухгалтерский учет (англ. accountancy, accounting) — по законодательству РФ упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Как экономико-правовая категория бухгалтерского учета в литературе обычно рассматривается в качестве сплошного, непрерывного и взаимосвязанного отражения хозяйственной деятельности организации на основании документов в различных измерителях в целях накопления и обобщения соответствующей объективной информации и осуществления контроля за хозяйственной деятельностью.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Содержание

  • 1 Основные задачи бухгалтерского учета
  • 2 Методологическое руководство бухгалтерского учета
  • 3 Основные требования к ведению бухгалтерского учета в РФ
  • 4 Законы, положения и приказы регулирующие бухгалтерский учет в РФ
  • 5 Сайты для бухгалтеров

Основные задачи бухгалтерского учета

Основными задачами бухгалтерского учета в РФ являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и др. пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости (ст. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете»**).

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения Б.у. в РФ, др. федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Согласно ст. 4 ФЗ «О бухгалтерском учете» этот федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Система законодательства РФ о бухгалтерском учете призвана обеспечивать единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых всеми организациями, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Методологическое руководство бухгалтерского учета

Общее методологическое руководство бухгалтерского учета в РФ осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования Б.у., разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

  • планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  • положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • др. нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета, которые не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Минфин РФ с учетом возложенных на него задач рассматривает и анализирует сводную бухгалтерскую отчетность федеральных органов исполнительной власти, осуществляет методическое руководство Б.у. и отчетностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, принимает меры по совершенствованию Б.у., утверждает план счетов, типовые формы учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности, осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей; устанавливает порядок ведения Б.у. и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций; устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Для рассмотрения предложений о совершенствовании методологии Б.у. и отчетности Минфином РФ могут создаваться методологические советы из специалистов, работников научных учреждений, представителей др. организаций. Акты Минфина РФ имеют, как правило, межведомственное значение и служат методической основой ведомственного нормотворчества, регулирующего бухгалтерский учет.

В случае противоречий между нормами законодательства о Б.у. и ведомственными правовыми актами, регулирующими данную сферу, органы судебной власти и др. правоприменительные органы обязаны руководствоваться нормами, содержащимися в федеральных законах и др. актах законодательства, а не нормами инструкций, положений, стандартов и т. п. Кроме того, каждый ведомственный акт должен быть принят в пределах компетенции издающего его органа, установленной законодательством.

Организации в РФ самостоятельно формируют свою учетную политику.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета в РФ

Основные требования к ведению бухгалтерского учета в РФ определяются по правилам ст. 8 ФЗ «О бухгалтерском учете», которые конкретизируются в других, главным образом подзаконных, правовых актах.

Эти требования заключаются в следующем:

  • бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ — в рублях;
  • имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества др. юридических лиц, находящегося у данной организации;
  • бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ;
  • организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов;
  • при этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах Б.у. без каких-либо пропусков или изъятий;
  • в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Законы, положения и приказы регулирующие бухгалтерский учет в РФ

  • 1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  • 2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н)
  • 3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 167)
  • 4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94 (утв. приказом Минфина РФ от 20.12.1994 № 167)
  • 5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 (утв. приказом Минфина РФ от 27.12.2006 № 154н)
  • 6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н)
  • 7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н)
  • 8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н)
  • 9. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98 (утв. приказом Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н)
  • 10. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01 (утв. приказом Минфина РФ от 28.11.2001 № 96н)
  • 11. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н)
  • 12. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н)
  • 13. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2008 (утв. приказом Минфина РФ от 13.01.2000 № 5н)
  • 14. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 27.01.2000 № 11н)
  • 15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н)
  • 16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 (утв. приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н)
  • 17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 (утв. приказом Минфина РФ от 02.08.2001 № 60н)
  • 18. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2002 № 66н)
  • 19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно — исследовательские, опытно — конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02 (утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н)
  • 20. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н)
  • 21. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 (утв. приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н)
  • 22. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03 (утв. приказом Минфина РФ от 14.11.2003 № 105н)
  • 23. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н)
  • 24. О формах бухгалтерской отчетности (приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н)

Сайты для бухгалтеров

  • Клерк.Ру — весь для бухгалтеров
  • http://www.buhgalteria.ru
  • http://mvf.klerk.ru/
  • http://www.audit-it.ru/

Бухгалтерская энциклопедия.
2013.

Элементы метода бухгалтерского учета

В каждой компании или предприятии должен быть организован достоверный и полный бухучет активов и пассивов экономического субъекта. Однако сделать это, не зная методов ведения БУ, невозможно. В статье разберемся с ключевыми элементами метода бухгалтерского учета.

В первую очередь напомним определение бухучета. БУ — это систематизированный способ формирования достоверной информации об объектах БУ, отражения данной информации в специальной первичной документации и учетных регистрах и составление бухгалтерской отчетности на основе этих данных, в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.

Метод бухучета и его элементы

Ссылаясь на нормы действующих нормативно-правовых актов, под методом бухгалтерского учета понимают особую совокупность способов, правил и инструментов, при помощи которых экономический субъект формирует информацию об объектах БУ, а также составляет достоверную отчетность. В большинстве случаев метод бухгалтерского учета определяется как совокупность элементов.

К элементам метода бухгалтерского учета относятся такие понятия, как:

  1. Документирование — отражение фактов хозяйственной жизни субъекта в специфических документах (первичных, учетных, отчетных).
  2. Инвентаризация — контроль над соответствием фактических показателей и бухданных.
  3. Оценка — определение конкретного вида стоимости (первоначальной, фактической, планируемой и прочей) для определенного объекта БУ или групп объектов.
  4. Калькуляция — расчет совокупных затрат на создание или производство единицы продукции (работы, услуги).
  5. Счета, или план счетов — специальная система бухучета объектов, используемая для отражения хозяйственных операций.
  6. Двойная запись — особый метод бухучета, при котором отражение операции осуществляется с использованием двух счетов. То есть сумма операции отражается одновременно по дебету одного счета и по кредиту другого. Подробнее по теме мы уже писали в статье «Двойная запись в бухучете 2020».
  7. Баланс и отчетность — заключительный этап работы, который позволяет сформировать данные об имущественном и финансовом положении организации.

Рассмотрим ключевые элементы метода бухучета подробнее.

Документирование

Основополагающим элементом бухгалтерского учета является документация или документирование, которое используется для организации на предприятии непрерывного и сплошного бухучета оборотов имущества предприятия, финансовых средства и источников их формирования, а также отражения операций с ними.

Всю бухдокументацию можно разделить на две ключевые группы:

  1. Первичная — это документы, которые являются основным подтверждением свершенного факта хозяйственной жизни организации.
  2. Учетные регистры — это специальные журналы, в которых регистрируются первичные документы в хронологическом порядке.

Такая документация не имеет унифицированных форм и может быть разработана компанией самостоятельно. Однако, существуют определенные требования к формам и реквизитам таких бланков (ст. 9 и 10 закона № 402-ФЗ).

На основании данных бухдокументации проводится инвентаризация расчетов, обязательств и активов предприятия.

Методология бухгалтерского учета

Момент регистрации хозяйственных операций определяется методом ведения бухгалтерского учета. Выделяют два:

  1. Кассовый метод в бухгалтерском учете, при котором факт хозяйственной деятельности отражается в момент движения денежных средств. Например, списания денег со счета или в момент поступления оплаты.
  2. Способ начисления, при котором операция отражается в момент ее непосредственного совершения, независимо от движения денег на счетах предприятия. Например, в день начисления дохода, а не в день его получения.

Калькуляция и оценка

Данные элементы бухучета взаимозависимы и практически всегда рассматриваются вместе. Оценка служит для присвоения стоимости объекта, выраженной в денежном эквиваленте. Когда калькуляция определяется как отношение суммарных затрат, осуществленных в процессе производства продукции, к количеству произведенных единиц готовой продукции.

Взаимосвязь данных показателей определяется тем, что оба понятия дают стоимостное выражение объекта БУ. Только в первом случае объект получен в собственность в результате производства.

Отчетность и баланс

К части отчетности ключевым элементом метода бухгалтерского учета является бухгалтерский баланс. Данная форма бухотчетности представляет собой отражение данных БУ в разрезе основных объектов БУ: активов и пассивов. Активы и пассивы баланса, в свою очередь, сгруппированы по строкам, в которых отражаются обороты за отчетный период по однотипным операциям и объектам бухучета.

Помимо бухбаланса, экономический субъект формирует дополнительные формы бухотчетности, регламентированные Приказом Минфина № 66н. Формирование бухотчетности осуществляется с целью получения единой систематизированной информации о финансовом состоянии компании, ее имущественном положении. На основании данных бухотчетности производятся расчеты ликвидности, платежеспособности, рентабельности и эффективности использования ресурсов компании.

Евдокимова Наталья

Евдокимова Наталья
Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Все статьи автора

Вам может быть интересно:

Методологическое обеспечение бухгалтерского учета  [c.405]

На уровне организации методологическое обеспечение бухгалтерским учетом определяется применением  [c.422]

Отмеченные подходы в методологическом обеспечении бухгалтерского учета следовало бы дополнить еще одним, действующим в странах с рыночной экономикой, но не декларируемом в отечественном учете. Он гласит первоначальная запись признается достоверной, если она оформлена документально и иное не оговорено участниками сторон, или не доказано в судебном порядке. Данный принцип определяет главенство Закона, что исключает основу для осуществления органами исполнительной власти действий, противоречащих законодательным и нормативным актам.  [c.425]

В чем сущность методологического обеспечения бухгалтерского учета  [c.432]

Методологическое обеспечение бухгалтерского учета………. 4  [c.433]

Содержание этих условий определяет решение вопросов переориентации нормативного регулирования бухгалтерского учета с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Предстоит переориентировать методологическое обеспечение бухгалтерского учета на организацию финансового учета, предоставив самой организации в пределах действующего законодательства и рекомендаций профессиональных структур определить модель управленческого учета, учитывая стратегию своего развития.  [c.447]

Главный бухгалтер назначается или освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно последнему. Он несет ответственность за соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета, обеспечение контроля и отражение на счетах бухгалтерского учета всех фактов хозяйственной жизни, представление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение совместно с другими службами экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления внутрихозяйственных резервов.  [c.560]

Техническое обеспечение бухгалтерского учета представляет собой комплекс процедур, реализация которых позволяет обеспечить методологический и организационный аспекты учетной политики на уровне современных требований к постановке бухгалтерского учета.  [c.431]

Методологическое, техническое и организационное обеспечение бухгалтерского учета……………………………………….. 5  [c.433]

С целью обеспечения единых методологических основ организации бухгалтерского учета и отчетности в России в условиях многообразия форм собственности и развития рыночных отношений Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Госкомстатом утвердило 0.03.92 г. приказом № 10 Положение р бухгалтерском учете и отчетности. Оно введено в действие с 1.01.92 г. для всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории РФ, независимо от форм их собственности и подчиненности. Этим положением регламентированы единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для юридических лиц, а также организаций и учреждений, основная деятельность которых не финансируется за счет средств бюджета.  [c.32]

Важной стороной деятельности в данной области Министерства финансов РФ является выполнение функций по обеспечению организации финансового контроля осуществление методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, утверждение типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, осуществление лицензирования и т.п.  [c.138]

В соответствии со статьей 8 Закона Украины О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV, а также в целях обеспечения единых методологических принципов бухгалтерского учета ПРИКАЗЫВАЮ  [c.346]

Налогообложение основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат производится вне зависимости от их отражения по счетам бухгалтерского учета. Однако для обеспечения единого методологического подхода к определению имущества, подлежащего налогообложению, Инструкция Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий предусматривает перечень бухгалтерских счетов, на которых отражается имущество организации, подлежащее налогообложению.  [c.235]

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ О бухгалтерском учете , принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 20 марта того же года, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить — в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.  [c.19]

Данный вопрос, по мнению аналитиков, можно решать двумя различными способами. Одни обосновывают необходимость унификации бухгалтерского учета (единый план счетов и одинаковый регламент их ведения) и налогообложения. Другие полагают, что организации, полностью финансируемые из бюджета, — особая категория налогоплательщиков и для них необходимо создавать особые методики учета, исчисления и порядок уплаты налогов. Возникает вопрос — каким образом специфику взаимоотношений этих организаций отразят разрабатываемые Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике в России и проект Налогового кодекса, провозглашающие принцип унификации и стандартизации информации Очевидно, станет необ холимым отражать в них и все нюансы отраслевой деятельности, региональную специфику, зависимость финансово-хозяйственных показателей от местоположения субъекта (затраты на севере страны на порядок выше таких показателей на юге страны и т. д.). Эти вопросы остались в 1997 г. открытыми. Производственная и непроизводственная сферы, хотя и отличаются спецификой деятельности, должны находиться в одинаковом положении, особенно по налоговым обязательствам. Вот почему так важно сосредоточение законодательства по бухгалтерскому учету и налогообложению на решении методологических проблем. Законопроект Налогового кодекса, напротив, разъединяет бухгалтерский и налоговый учет, сосредоточиваясь на технической стороне исчисления налогов [2]. На практике фискальный интерес прослеживается во всем, и наиболее четко он выявляется при корректировках показателей первичной бухгалтерской отчетности. Это закрепляет в проекте Налогового кодекса статья 183 Методы ведения налогового учета (глава 14). В соответствии с ней за налогоплательщиками закреплено право выбирать и использовать метод начислений либо кассовый метод ведения налогового учета [1, с. 184]. К сожалению, из данной записи нельзя понять, что скрыто за термином налоговый учет , поскольку в законопроекте не определены методы организации налогового учета, порядок его информационного обеспечения и ведения, а также его место во всей системе бухгалтерского учета.  [c.202]

Обеспечение таких методологических подходов к применению единого плана счетов создает правовую базу четкой регламентации в организации руководством бухгалтерского учета. Упрощается его ведение, прежде всего за счет типизации отраже-  [c.226]

Подготовка специалистов по бухгалтерскому учету должна осуществляться параллельно с разработкой его методологического обеспечения.  [c.462]

Приоритет методологических аспектов в работе большинства структурных подразделений МНС России подчеркивается уже этими названиями некоторых департаментов Департамент методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения Департамент методологии косвенных налогов, налогов с оборота и налога с продаж. Однако эти системы являются одним из важнейших направлений работы и большинства других департаментов и управлений. Деятельность всех указанных подразделений направлена на организационное и методологическое обеспечение выполнения главной и основной задачи налоговых органов, определенной Законом РФ О налоговых органах Российской Федерации контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления и полнотой и своевременностью поступления сумм налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.  [c.50]

В целом, в сферу бухгалтерского учета осуществлены настолько крупные денежные и интеллектуальные вложения, что участвующие в этом процессе стороны опасаются утратить свои позиции, даже если будущие методологические новшества и будут направлены ко всеобщему прогрессу и процветанию. Изменение учетных правил означает для бухгалтеров — необходимость переучиваться, на что ни один специалист добровольно без особой нужды не согласится для предпринимателей — необходимость заново осуществлять подбор персонала или его переобучение, вкладываться в новое программное обеспечение и т.п. для законодателей — заменять всю нормативную базу.  [c.103]

Наиболее остро и безотлагательно стоят сейчас вопросы методологического обеспечения системы бухгалтерского учета в условиях арендных отношений. Методология учета, безусловно, должна быть единой в рамках народнохозяйственного комплекса и учитывать специфику той или иной формы хозяйствования. Изменения в действующей методике учета на арендных предприятиях вызываются двумя группами взаимосвязанных факторов в рамках одного предприятия действуют в течение срока аренды две формы собственности — государственная и групповая (коллективная) полная хозяйственная самостоятельность арендного предприятия приводит к появлению целого ряда хозяйственных операций, ранее отсутствовавших в жизни предприятий, а следовательно, и не имевших отражения в бухгалтерском учете.  [c.107]

Функционирование подсистемы Бухгалтерский учет включает соблюдение общих для системы принципов, а также организационное, методологическое, информационное и технологическое обеспечение подсистемы.  [c.6]

Правительство Российской Федерации постановлением от 16 февраля 1992 г. № 89 О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в целях обеспечения единых методологических основ организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации в условиях многообразия форм собственности и развития рыночных отношений поручило  [c.273]

Ряд положений Программы в области совершенствования методологического обеспечения системы бухгалтерского учета, обеспечения достоверного и полного раскрытия бухгалтерской отчетности и развития бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета конкретизировано письмом Правительства РФ Меры по реализации в 2001—2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета от 13.04.01 г. № КА-П13-06573. Данным письмом, например, предусмотрена разработка шести новых и переработка ряда уже имеющихся положений по бухгалтерскому учету.  [c.28]

Перед рассмотрением этих расходов особое внимание читателей обращаем на то, что НК РФ ссылается на учетную политику для целей налогообложения . Однако учетная политика и учетная политика для целей налогообложения — два совершенно разных понятия и, как следствие, документа. В связи с этим глава 25 НК РФ открывает новый этап в методике расчета налогооблагаемой прибыли, который допускает построение налогового учета с применением иных способов ведения, нежели те, которые используются в бухгалтерском учете. Данный подход предоставляет возможность организовать налоговую политику таким образом, чтобы минимизировать налогооблагаемую прибыль, в то время как бухгалтерский учет позволяет использовать совершенно иные методические и методологические приемы. Однако следует иметь в виду, что такая организация бухгалтерского и налогового учета приводит к значительному увеличению объема учетных работ. В связи с этим наличие соответствующего дорогого программного обеспечения является практически обязательным условием реализации данного подхода. При этом затраты на этот программный продукт должны окупаться за счет минимизации налоговых обязательств. Очевидно, что совместить эти условия можно только в крупных организациях. Что касается небольших хозяйствующих субъектов, то им лучше постараться максимально сблизить бухгалтерские и налоговые способы ведения учета.  [c.65]

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ — состоит из Закона о бухгалтерском учете, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном  [c.221]

Следующие два подхода, предполагают прямое использование данных системного бухгалтерского учета при решении задач управления ресурсами. Именно этот путь, при условии методологического и организационного обеспечения взаимосвязи двух учетных подсистем, наиболее адекватно отвечает задачам технической организации этой взаимосвязи.  [c.416]

Цель семинара — изучить Положение по бухгалтерскому учету Учетная политика организации ПБУ 1/98 от 30.12.99 г. № 107н выяснить права, обязанности и ответственность бухгалтера ознакомиться с кодексом профессиональной этики бухгалтера уяснить правовое и методологическое обеспечение бухгалтерского учета в РФ понять значение международных стандартов учета.  [c.79]

Таким образом, понятие грубое нарушение правил учета обьем-лет как нарушение порядка организации бухгалтерского учета (т.е. отсутствие системы отражения на счетах бухгалтерского учета осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций в соответствии с общими методологическими принципами бухгалтерского учета), так и нарушение порядка ведения учета (т.е. нарушение правил отражения хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах), нарушение порядка обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета (т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по документирова-  [c.446]

Оперативность расчетов в бухгалтерском учете в рамках МИАС достигается как разработкой методологических основ эффективной организации комплексной обработки информации, так и применением технических средств ее обработки на всех стадиях учетного процесса. При этом программное обеспечение бухгалтерского учета должно легко адаптироваться к возможным изменениям в методологии бухгалтерского учета.  [c.18]

В настоящее время отсутствуют необходимые методические разработки и документы по нормированию запасов и оборотных средств, учитывающие имеющуюся специфику и определенные достижения в области автоматизации бухгалтерского учета на предприятиях, которые позволили бы более эффективно использовать формируемую базу данных. В действующих методиках по нормированию запасов и оборотных средств, а также в экономической литературе, посвященной этому вопросу, применяются различные методологические подходы к расчету норм на предприятии для разных категорий запасов и даже разных материальных ресурсов например, в ряде случаев расчеты ориентированы на использование совершенно иной информации, нежели обрабатываемая при бухгалтерском учете. При этом рассчитанные нормы запасов не увязываются с нормами оборотных средств, влрженных в эти запасы. Кроме того, используемые методологические подходы не позволяют провести многовариантные расчеты и оценить/надежность обеспечения запасами и оборотными средствами.  [c.21]

Общее руководство работой информационно-вычислительных центров и станций государственной статистики осуществляют Всесоюзное объединение Союзмашинформ ЦСУ СССР и соответствующие объединения ЦСУ союзных республик. Методологические вопросы проектирования АСГС разрабатывают не только вычислительные центры, но и НИИ ЦСУ СССР. Проекты комплексной механизации бухгалтерского учета и механизированной и автоматизированной обработки данных предприятий и организаций, обслуживаемых вычислительной системой ЦСУ СССР, а также системы математического обеспечения для вычислительных центров ЦСУ СССР создает Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-технологический институт по механизации и автоматизации учета и отчетности в народном хозяйстве (ВНИПИучет) ЦСУ СССР.  [c.19]

Формирование системы учетной информации в рамках таблично-автоматизированной формы требует соблюдения следующих организационно-методологических принципов применение и развитие традиционной методологии бухгалтерского учета информационное единство бухгалтерского, оперативного и статистического учета создание развитой базы НСИ логическая структура учетной информации, независимая от физического представления система регистров-машинограмм (видеограмм) научная организация труда и рациональная организация документооборота обеспечение информационной взаимосвязи задач бухгалтерского учета со смежными подсистемами обеспечение согласованности между автоматизированной системой обработки и организационной структурой предприятия оптимальная очередность внедрения задач.  [c.53]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как применять энтеросгель паста взрослым инструкция по применению
  • Лекарство ко амлесса инструкция по применению
  • Brother xl 4030 инструкция на русском языке
  • Хендай соната тагаз руководство по эксплуатации
  • Траумель таблетки инструкция по применению взрослым от чего назначают взрослым