Методика социометрия для младших школьников инструкция

МЕТОДИКА СОЦИОМЕТРИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ

Социометрия – это методика для школьников, которой пользуются психологи, изучая межличностные отношения в классе. Как инструмент психодиагностики социометрия была предложена Дж. Морено, который рекомендовал методику для младших школьников.

Суть тестирования сводится к анализу социально-психологического статуса индивида в группе, который положительно коррелирует со взаимными выборами членов сообщества и общим числом выборов, сделанных самим испытуемым. На основе полученных результатов психолог составляет рекомендации для оптимизации социально-психологической структуры коллектива.

Для школьников социометрия (как одна из основных методик диагностики коллектива) позволяет выявить:

  • лидера в классе;

  • изгоев и отвергаемых в классе;

  • наличие асоциальных группировок в классе;

  • степень сплоченности классного коллектива;

  • степень доверия участников коллектива друг к другу.

ОСОБЕННОСТИ

Дж. Морено писал о том, что при проведении методики социометрии для младших школьников должны соблюдаться следующие особенности диагностической процедуры:

  • Методика должна применяться только для учеников одного класса. Лица, не являющиеся членами данного классного коллектива, к участию в тестировании не допускаются.

  • Перед проведением методики следует провести беседу с классом, в ходе которой разъяснить важность искренности при ответах, значимость мнения каждого ученика для формулирования правильных выводов. Чтобы школьники не боялись написать свои секреты, педагог сообщает им о строгой конфиденциальности при обработке результатов теста.

  • При организации тестирования нужно создать такие условия, которые исключали бы возможность списывания ответов у соседа по парте.

  • При проведении тестирования следует убедиться, что каждый вопрос анкеты будет понят однозначно. Если испытуемый неправильно понял вопрос, велика вероятность, что вместо перечисления симпатий он напишет в бланке свои антипатии.

  • При анализе результатов тестирования следует учитывать длительность существования детского коллектива. Бессмысленно проводить методику в первом полугодии с первоклассниками, так как межличностные отношения за столь короткий период еще не успели сложиться.

СТАДИИ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Социометрическое исследование имеет строго регламентированную схему проведения.

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель подготовительного этапа – создать у членов коллектива мотивацию на искренние ответы на вопросы теста. Для того, чтобы достичь этой цели, педагог должен четко сформулировать для испытуемых цель предстоящей диагностики.

Кроме того, на подготовительном этапе педагог объясняет правила заполнения анкеты, ограничивает количество положительных и отрицательных выборов.

2.АНКЕТИРОВАНИЕ

Следующим этапом социометрии является непосредственно само анкетирование. Для его проведения педагогу нужно подготовить бланк ответов для каждого испытуемого. Обязательными принципами этой стадии являются:

  • однозначность формулировок вопросов;

  • ограниченность количества вопросов;

  • возможность свободной формы ответов испытуемых;

  • конфиденциальность.

Примерный перечень вопросов анкеты для школьников может выглядеть так:

  1. С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?

  2. С кем из одноклассников ты не хотел бы сидеть за одной партой?

  3. Перечисли тех одноклассников, кого ты пригласишь на свой день рождения?

  4. Кого из одноклассников ты ни за что не пригласишь на свой день рождения?

  5. С кем из одноклассников ты станешь готовиться к контрольной работе?

  6. С кем из одноклассников ты ни за что не стал бы готовиться к контрольной работе?

  7. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

  8. С кем из класса ты никогда не пошел бы в многодневный туристический поход?

  9. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

  10. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты ни за что не хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

  11. и т.п.

Педагог сам определяет список вопросов (обычно не более 5) в зависимости от особенностей класса.

Для того, чтобы была возможность правильно обработать анкеты, нужно напомнить респондентам, что листок необходимо подписать.

3.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

При обработке результатов социометрии составляют таблицу (см. Приложение). В ней в столбцах и строках в алфавитном порядке пишут список испытуемых. В столбцах таблицы фиксируется суммарное количество выборов, полученное каждым испытуемым. В строках таблицы указывается, кто именно из членов группы сделал тот или иной выбор. Взаимные положительные и взаимные отрицательные выборы участников группы обводятся в кружок.

В последних строках таблицы подсчитывается общее количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым участником социометрической процедуры.

Чтобы определить социально-психологический статус каждого участника группы, нужно разделить количество положительных выборов у того или иного испытуемого на общее количество участников диагностики без учета самого индивида, для которого в данный момент рассчитывается социально-психологический коэффициент.

Бланк социометрического опроса (образец)

Ф. И. О. _

Класс _

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем из одноклассников ты станешь готовиться к контрольной работе?

а)

б)

в)

Обработка данных и интерпретация результатов

На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Матрица социометрических положительных выборов

Фамилия, имя, отчество

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Ученик 1

1

2

3

2

1

2

3

3

2

3

1

4

2

1

3

5

1

3

2

6

3

2

1

7

1

2

3

8

1

3

2

9

2

1

3

10

Ученик 10

2

1

3

Кол-во выборов (М)

0

4

3

2

3

6

5

2

4

1

Кол-во взаимных выборов

0

3

2

2

3

3

3

1

3

0

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Ученик1 отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Ученику2, то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Ученик1 отдал Ученику3, поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов выделяются другим цветом. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:

C= M/n-1

где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

Например, социометрический статус Ученика2 будет равен 4 : 9 = 0,44

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»

В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Принятые»

«Непринятые»

В полтора меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

K = _ Общее число сделанных выборов .

Общее количество испытуемых

Для нашего примера К = 30 : 10 = 3.

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

  • «Звезды» – ученик6.;

  • «Предпочитаемые» – ученик7.;

  • «Принятые» – ученики 2,3,4,5,8,9;

  • «Непринятые» – нет;

  • «Отвергнутые» –ученики 1,10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная методика позволяет специалисту не только узнать особенности психологического комфорта отдельно взятой личности, но и рассчитать индекс благоприятности климата в коллективе в целом.

Социометрический
метод как инструмент исследования межличностных отношений в детском коллективе.

Слово
«социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия

получила
распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 году книги американского
психолога Дж. Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж. Морено экспериментальные,
социометрические методы и его социологические установки приобрели большую
популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений буржуазной
социологии — микросоциологии.

При
социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам

предлагается
выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии,
хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном
классе и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем
тремя или пятью, или неограниченным.

Социометрический
опрос учащихся позволяет определить пары антагонистов, явных

и скрытых лидеров и
аутсайдеров в классе; выявить подгруппы и их лидеров, а также

понять причины,
формирующие эти подгруппы. Цель – обоснованное проведение

необходимых
мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе, и, в

конечном счете,
повышении качества обучения и успеваемости.

Для лучшего
понимания таких причин и для повышения качества мониторинга,

предусмотрена
возможность учитывать данные по поведению и успеваемости на каждого ученика, а
также социальные и иные характеристики, определяющие его положение в классе.
Такие данные психологу предоставляет классный руководитель и соцпедагог.

Условия при
проведении, обработке и применению результатов опроса должны обеспечивать
конфиденциальность данных опроса участников. Отчетная таблица под названием
«Матрица» предназначена только для работы психолога. Показывать эту таблицу
кому-либо не рекомендуется. Ответственность за последствия утечки данных несут
лица, проводящие тест.

Особый интерес
представляет выявление и использование позитивных связей аутсайдеров с
остальными детьми для вовлечения их в общественную жизнь класса.Также надо
обратить внимание на пары антагонистов. Такие пары встречаются как между группами,
так и внутри групп.

Нужно отметить,
что выводы, представленные психологом, должны иметь только

информативный (не
рекомендательный) характер. Все решения по мероприятиям

принимает классный
руководитель.

Опрос
целесообразно проводить в ноябре — декабре, когда в классах уже

определились
устойчивые отношения между учениками, чтобы во втором полугодии

можно было на
основании результатов провести работу по улучшению психологического климата в
классе.

Социометрические
методики

1.    Социометрическая
методика «Капитан корабля».

Во время
индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или

игрушечный
кораблик) и задают следующие вопросы:

1.     Если бы ты
был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники,

2.     когда
отправился бы в дальнее путешествие?

3.     Кого
пригласил бы на корабль в качестве гостей?

4.     Кого ни за
что не взял бы с собой в плавание?

5.     Кто еще
остался на берегу?

Дети, получившие
наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и

2-й вопросы),
могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие

отрицательные
выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или

игнорируемых).

2.     Социометрический
метод вербальных выборов

Дошкольники (5–7
лет). В индивидуальной беседе задаются ребенку следующие

вопросы:

1.     С кем ты
хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2.     Кого ты
позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3.     С кем ты
хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Сумма
отрицательных и положительных выборов позволяет выявить его

социометрический
статус. Статусы:

• популярные
(«звезды») – более четырех положительных выборов,

• предпочитаемые –
один-два положительных выбора,

• игнорируемые –
дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных

• отвергаемые –
дети, получившие в основном отрицательные выборы.

3. Социометрическая методика «Два
домика» (по Т.Д. Марцинковской)

Цель: определить
круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений

в группе,
выявление симпатий к членам.

Оборудование: Лист
бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них –

большой красивый,
красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри
на эти домики. Представь себе, что красный домик

принадлежит тебе,
в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого
захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей
группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход
исследования:
В процессе исследования педагог-психолог индивидуально
беседует с каждым из
детей, а воспитатель решает вопросы
дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили
задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый
записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок

поменять
кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если
воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают

сделать до 3
положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5
выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит
настаивать на принятии им решения.

Обработка
и интерпретация результатов:

Ответы детей
заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят

расположены по
алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается

порядковый номер,
который должен быть одним и тем же при проведении других

вариантов
социометрического исследования

Условные
обозначения для социоматрицы:

+ – положительный
выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный
выбор (ответ на второй вопрос)

Определение
социометрического статуса.

Сумма
отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком,

позволяет выявить
его положение в группе (социометрический статус).

 Чтобы определить
статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить

среднюю сумму
положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным

ориентиром
распределения мест в иерархии коллектива:

 

Выделяют
следующие типы социометрического статуса:

·       
 «Популярные»
(«звезды») – дети, получившие в 2 раза больше

·       
положительных
выборов от средней суммы положительных выборов.

·       
 «Предпочитаемые»
– дети, получившие среднее и выше среднего значения

·       
положительного
выбора (до уровня показателя «звезды»).

·       
 «Пренебрегаемые»
или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего

·       
значения
положительного выбора.

·       
 «Изолированные»
– дети, не получившие ни положительных, ни

·       
отрицательных
выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками)

·       
 «Отвергаемые»
– дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа
имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой

ярко выражены как
“звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно

равное количество
положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и
формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие
социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Это

неверно, так как
здесь не учитывается, что «звездность» – показатель эмоциональной

притягательности
человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать
социометрической «звездой», потому что красивый или дает конфеты, а не в силу
личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это
процесс реального главенствования одного над другим,

показатель
действительного влияния того или иного члена группы на сверстников.

Поэтому
неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные дети: ведь для

завоевания
положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Например,
лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать
у «звезды».

Для получения
наглядной информации о соотношении в группе различных

социометрических
статусов, можно составить таблицу.

Опираясь
на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений
группы:

·       
Высокий
уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе
больше детей с первой и второй статусной категорией.

·       
Средний
уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число
лиц примерно одинаково.

·       
Низкий
уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом
(«пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»).

При анализе данных
социометрии важным результатом является взаимность

выборов детей, на
основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Показатель хорошей
групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7

Высокий
коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в

воспитательной
группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими

хорошо осознаются.

Но эта величина
ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность.

Коэффициент
сплоченности, следовательно, может выражать различный характер

отношений,
существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного

единства
коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение

общественно
полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю
в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может
свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы,
об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и
т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться
противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет
структура группы, из каких «союзов» она состоит.

На основе
социоматрицы возможно построение социограммы
, которая делает

возможным
наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным
дополнением к табличному подходу.

Каждая
окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг
— это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры,

набравшие
максимальное количество выборов.

II) Второй
круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в

количестве ниже
среднего показателя.

III) Третий круг —
зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов

в количестве ниже
среднего показателя.

IV)Четвертый круг
— зона изолированных — это те, которые не получили ни одного

очка.

Социограмма
наглядно представляет наличие группировок в коллективе и

взаимоотношения
между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из

взаимосвязанных
лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в

социометрических
измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов,

реже из 4 и более
членов.

4.    Социометрическая
методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено

Методика диагностики
коммуникативных навыков Дж.Морено

Методика
«Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики

межличностных и
межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.

Данная методика
позволяет косвенно определить уровень сформированности

коммуникативных
навыков у учащихся.

Задачи
диагностического исследования:

1.     измерение
степени сплоченности-разобщенности в группе;

2.     выявление
соотносительного авторитета членов групп по признакам

симпатии-антипатии (лидеры, звезды,
отвергнутые);

3.     обнаружение
внутригрупповых сплоченных образований во главе с

неформальными
лидерами.

Методика позволяет
сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы
впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп,
повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Обследованию может
подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая
некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые
призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных)
изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.

Критерий — это вид
деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть
одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного
вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными
и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной
деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для

измерения
эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной
деятельностью (например, выбор товарищей для досуга). В зависимости от
ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели учиться?») и
негативные («С кем бы вы не хотели учиться?»).

Подготовка
исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого
возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и
общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, от особенностей
(возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии
социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения
которой

индивиду нужно
выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в
виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии
могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения
по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа.
Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не
связанных с совместной деятельностью (например, выбор «товарищи для досуга»).

Материалы
для проведения диагностики.

Бланк
социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения
см. в табл.).

Порядок
исследования.

Перед началом
опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая

разминка). И ходе
него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть

важность его
результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания,

гарантировать
сохранение тайны ответов.

Инструкция
для учащихся:

«Отвечая на
вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал.

Постарайтесь быть
искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну

индивидуальных
ответов».

Необходимо
постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.

Отсутствие доверия
к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть
использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо
к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к
опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов
группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою
фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые
не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности
ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами.
В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать
визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три
основных способа выбора:

1.     Количество
выборов ограничивается 3—5;

2.     разрешается
полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько
пожелает);

3.     испытуемый
ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения
простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее

первый способ.

С точки зрения
надежности и достоверности полученных результатов — третий.

Обработка
данных и интерпретация результатов

1. Составление
социоматрицы.

Социоматрица
— это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

2. На основе
социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным
наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».

Каждая окружность
в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг
— это так называемая «зона звезд», и которую попадают

лидеры, набравшие
максимальное количество выборов.

II. Второй круг —
зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие

выборов в
количестве выше среднего показателя.

III. Третий круг —
зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие

выборов в
количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг
— зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма
наглядно представляет наличие группировок в коллективе и

взаимоотношения
между ними (симпатии, контакты).

Выборы членов
группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими.

Возможны варианты
взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются

двухсторонними
стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне,

целесообразно
использовать более толстые линии.

Далее можно
вычислить социометрический статус каждого учащегося, который

определяется по
формуле: C = M:(n – 1), где С – социометрический статус учащегося; М – общее
число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать

отрицательные
выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число

испытуемых.

Одним из
показателей благополучия складывающихся отношений является

коэффициент
взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в

общности.
Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: KB = Количество

взаимных
выборов/Общее число выборов.

Интерпретация
результатов:

Высокий уровень
сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3
балла.

Средний уровень
сформированности коммуникативных навыков (2 — 4 выбора, «предпочитаемые») – 2
балла.

Низкий уровень
сформированности коммуникативных навыков (0 — 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1
балл.

5. Социометрическая
методика «Наши отношения», анкета «Взаимоприемлимость» для учащихся 1 – 5
классов.

1. Наш класс очень
дружный и сплоченный

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

2. Наш класс
дружный

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

3. В нашем классе
нет ссор, но каждый существует сам по себе

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

4. В нашем классе
иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

5. Наш класс
недружный, часто возникают ссоры

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

6. Наш класс очень
недружный. Трудно учиться в таком классе.

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

7. У нас в классе
принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за

искоренение
недостатков

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен

8. В нашем классе
недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учащихся

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

9. В нашем классе
виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только

самыми активными
учащимися

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен

10. В нашем классе
не обращают внимания на нарушителей дисциплины и лодырей.

За свои поступки
они отвечают только перед классным руководителем и учителями

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

11. Мы стараемся
«не выносить сор из избы», т.е. делаем так, чтобы о наших

поступках как
можно меньше знали классный руководитель, учителя

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

12 В нашем классе
кто как хочет, так себя и ведет. Мы особенно не обращаем

внимания ни друг
на друга, ни на требования учителей.

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

13. В нашем классе
принято помогать друг другу без напоминаний

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

14. В нашем классе
помощь оказывается только своим друзьям

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

15. В нашем классе
помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

16. В нашем классе
помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

17. В нашем классе
не принято помогать друг другу

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

18. В нашем классе
отказываются помогать друг другу

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

Коэффициенты:

6 – абсолютная
удовлетворенность жизнью классного коллектива

5
–удовлетворенность жизнью классного коллектива

4 – частична
удовлетворенность, острое желание улучшить взаимоотношения в

классном
коллективе

3 –
неудовлетворенность жизнью классного коллектива

2 — абсолютная
неудовлетворенность жизнью классного коллектива

1 – полное
равнодушие, нежелание менять жизнь классного коллектива

6.
Социометрическая методика (болгарский вариант)

Обучающихся просят
вписать фамилии своих одноклассников, выбранных в 1),2),3)

очередь, в
предложенный лист с семью вопросами:

1.Кто в вашем
классе добросовестнее всех относится к учёбе?

1)

2)

3)

2.Кто в классе
обладает огромными знаниями вне рамок учебного процесса?

1)

2)

3)

3.Кто активнее
всех проявляет себя в жизни класса?

1)

2)

3)

4.Кто хорошо умеет
сделать что-либо своими руками?

1)

2)

3)

5.Кого бы ты
пригласил на свой день рождения?

1)

2)

3)

6.С кем тебе
интереснее всего проводить свободное время, общаться?

1)

2)

3)

7.У кого в классе
наибольшее число отрицательных черт характера? (Каких?)

1)

2)

3)

Результаты опроса
заносят в социометрическую матрицу, где по вертикали

расположены номера
по порядку и фамилии учащихся, а по горизонтали только их номера.

Пометки о
выборе учащихся делаются напротив их фамилий на пересечении с номерами ими
выбранных. Для пометок используются условные обозначения:

1 вопрос-красный
кружок

2 вопрос-красный
треугольник

3 вопрос-зелёный
кружок

4 вопрос- зелёный
треугольник

5 вопрос- синий
кружок

6 вопрос- синий
треугольник

7 вопрос-чёрный
квадрат.

7.
Социометрическая методика «Цветовая социометрия»

Цель:
Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений

ребенка с
окружающими.

Подготовка.
Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядовквадратов),
состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных:

– 1-й ряд: черный,
белый, синий, белый, черный квадраты;

– 2-й: белый,
зеленый, белый, зеленый, белый;

– 3-й: синий,
белый, красный, белый, синий;

– 4-й – как
второй;

– 5-й – как
первый.

Подготовить
цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного,

коричневого,
розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого
– по 3.

Инструкция
дается по ходу выполнения задания:

1. «Выбери цвет,
который больше всего нравится, и размести фишку на красном

квадрате.

2. Выбери цвета
для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми

близкими (ты их
любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.

3. Выбери цвета
для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи

соответствующие
фишки на зеленые квадраты.

4. Выбери цвета
людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе

боль; ты их
боишься ), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».

Примечания:

1. Не все квадраты
могут быть заполнены.

2. Выбор цвета
может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут

быть обозначены
несколько человек.

3. Если ребенок
захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это

фиксируется в
протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.

Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?_________________________________________________________________

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?________________________________________________________________

3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?_________________________________________________________________

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Например:

Пример социометрической таблицы

Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом.

Интерпретация полученных результатов

Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);

рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж);

одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З);

отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это школьник И).

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.

Социометрия для младших школьников и подростков
методы социометрического исследования

  • Социометрия: суть метода
  • Правила и особенности процедуры тестирования
  • Какие существуют виды социометрического исследования для школьников?
  • Этапы проведения социометрии
  • Лидер или изгой?

Любое общество ставит перед собой цель создать максимально благоприятные условия для раскрытия возможностей и способностей самых юных его членов – детей и подростков.

Существует психологический метод, который предназначен для определения отношений в коллективе, выявления симпатий и антипатий его участников. В этой статье мы раскроем принципы, особенности и методы проведения социометрии для младших школьников и подростков.

Социометрия: суть метода

Социометрия для младших школьников и подростков
методы социометрического исследования

Социометрия – это инструмент тестирования школьников, который выявляет межличностные отношения в классе. Родоначальником этого метода психодиагностики является румынский психиатр, социолог Дж. Морено, который положил в его основу гипотезу о том, что чувство комфорта в коллективе напрямую связано с особенностями общения.

Сутью теста является проведение анализа для определения социально-психологического статуса конкретной личности в коллективе. Методика позволяет количественно выразить структуру взаимодействия в группе, а полученные результаты дают психологу возможность составить рекомендации школьникам и педагогам по оптимизации общения.

Социометрия, которую проводят психологи в школе, позволяет понять:

  • кто является лидером класса;
  • есть ли в коллективе изгои и отвергнутые;
  • существуют ли асоциальные группы;
  • какой уровень сплоченности учеников в классе;
  • какова степень доверия одноклассников друг другу.

Правила и особенности процедуры тестирования

Социометрия для младших школьников и подростков
методы социометрического исследования

Основатель метода Морено создал рекомендации по проведению социометрии. Такие правила помогают выполнить процедуру корректно и получить максимально точные результаты исследования.

Психологу, проводящему социометрию, необходимо знать особенности метода и действовать в соответствии с ними:

  1. Проводить тестирование следует только среди учеников одного класса/группы.

  2. Перед тестом нужно заранее организовать подготовительную беседу с группой учеников, объяснить важность искренности их ответов, пообещать строгую конфиденциальность предоставленной личной информации.

  3. Нужно постараться исключить возможность списывания ответов друг у друга.

  4. Убедиться, что вопросы составлены понятно и предполагают однозначный ответ.

  5. При анализе полученной информации следует учесть время существования коллектива. Проводить тестирование после полугода знакомства – бессмысленно, за такой короткий срок отношения в группе еще не успели сформироваться.

Освоить все методы психологического консультирования детей и подростков поможет наш дистанционный курс. В процессе обучения вы узнаете особенности развития детской психики на разных этапах взросления и познакомитесь со всеми актуальными техниками диагностики и коррекции психоэмоциональных нарушений.

Какие существуют виды социометрического исследования для школьников? 

Социометрия для младших школьников и подростков
методы социометрического исследования

На сегодняшний день метод социометрии для младших школьников и подростков претерпел некоторые изменения. Педагоги-психологи используют разные виды социометрии в соответствии с возрастом испытуемых.

Анкетирование – самый распространенный групповой метод, в процессе которого практикующий психолог раздает всем участником специальные бланки, где каждый школьник указывает свои симпатии и антипатии к конкретным одноклассникам.

Устная социометрия предназначена для самых маленьких участников тестирования, которые еще не освоили чтение и письмо. Симпатии и антипатии указываются по фотографиям и поэтому проводятся с каждым ребенком индивидуально.

Цветовая социометрия – тоже индивидуальная методика, в которой используются разноцветные образцы. Школьнику предлагается озвучить свои цветовые ассоциации к каждому однокласснику, а сразу после этого проводится тестирования цветовых предпочтений испытуемого, которое выявляет его отношение и симпатию к тому или иному цвету.

Этапы проведения социометрии

Социометрия для младших школьников и подростков
методы социометрического исследования

Исследование проводится в три этапа:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, целью которого является создание у участников тестирования мотивации к правдивым ответам на предлагаемые вопросы. На этом этапе психолог рассказывает школьникам о целях исследования, разрабатывает анкету и объясняет правила ее заполнения.

2. АНКЕТИРОВАНИЕ – это этап, на котором дети и подростки вносят свои ответы в анкету. Формулировка вопросов должна быть четкой, количество вопросов ограниченным, а также должна быть дана возможность испытуемым ответить в свободной форме.

Примерный вариант вопросов выглядит так:

  • «С кем бы ты хотел вместе сидеть на уроках?»
  • «С кем из класса ты не хотел бы сидеть за одной партой?»
  • «Перечисли фамилии одноклассников, которых ты пригласишь на свой день рождения?»
  • «А кого ты никогда не пригласишь?»
  • «С кем из одноклассников ты хочешь вместе готовиться к экзамену?»
  • «А с кем ты никогда не станешь готовиться к экзамену?»

3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ – этап, в процессе которого психолог изучает ответы школьников и заносит информацию в таблицу. В ней указывается пофамильный список испытуемых учеников, а в столбцах фиксируется количество выбранных ответов. Взаимность симпатий и антипатий обводится в кружок. В финальных строчках таблицы резюмируется общее количество положительных и отрицательных выборов.

Для определения коэффициента социально-психологического статуса каждого ученика, психолог делит количество положительных выборов, набранных конкретным участником, на общую цифру количества учеников в классе.

Лидер или изгой?

Социометрия для младших школьников и подростков
методы социометрического исследования

Статусы, которые выявляет социометрия:

  • Звезды/лидеры. Дети, набравшие самое высокое количество положительных оценок и выборов. Обычно имеют ярко выраженные качества лидера, пользуются популярностью среди одноклассников, их слушают и стараются подражать поведению.
  • Предпочитаемые личности. Школьники, которые получили симпатии от «звезд», а количество отвержений от одноклассников – незначительное или и вовсе отсутствует. Такие личности являются востребованными, чувствуют себя комфортно в коллективе и могут побороться за звание «звезды».
  • Принятые. Дети, набравшие больше положительных оценок, чем отрицательных. При проявлении определенной активности могут претендовать на переход в группу предпочитаемых. Одноклассники их не обижают.
  • Непринятые. Непопулярные дети, набравшие больше отрицательных выборов. Часто объединяются в асоциальные группировки, стараясь завоевать авторитет одноклассников нестандартным поведением.
  • Изолированные. Дети, у которых отсутствуют как положительные, так и отрицательные выборы. Это обособленные личности, избегающие общения с одноклассниками.
  • Изгои. Испытуемые, которые получают только негативные отклики. Такие дети замкнуты и тревожны, имеют слабые коммуникативные навыки. Могут подвергаться травле в коллективе.

В финале социометрического исследования психолог пишет итоговое заключение для руководителя класса, в котором сообщает свои рекомендации по проведению воспитательной работы, дает обратную связь самим школьникам и их родителям, проводит коррекционные консультации с детьми из последних трех статусных групп.

Социометрическая методика помогает не только выявить уровень комфорта отдельной личности в группе, но и рассчитать индекс благоприятности в коллективе в целом.

Социометрия - определение терминаПервые годы школьной жизни – важный период в становлении личности ребенка: он не просто получает начальные знания, постигает тонкости чтения, письма, делает свои первые математические операции, но и начинает знакомство с жизнью как таковой. Младший школьник определяется со своими интересами, находит друзей и, конечно, учится общению со взрослыми и ровесниками. Очень важно помочь ему в этом непростом деле, поэтому многие школы активно используют основы социометрии.

  • Что это такое
  • Разновидности
  • Этапы исследования
    • Подготовительный
    • Анкетирование
    • Обработка результатов
  • Важно учесть

Что это такое

Социометрия для школьников представляет собой тесты социальной психологии, направленные на установление специфики взаимоотношений членов коллектива (класса). Основу методики положил Дж. Морено, которому принадлежит идея о зависимости благополучия конкретной личности от неформальных отношений в ее ближайшем окружении. Сейчас методика, применяемая как в отношении взрослых, так и в отношении детей, сводится к тому, чтобы путем анализа места конкретного человека в группе помочь ему в решении проблем. Благодаря социометрии становится возможным следующее:

  • Подсчет симпатий и антипатий людейПровести количественное измерение уровня психологической и эмоциональной близости между отдельными членами группы.
  • Выявить наличие мини-групп (референтных).
  • Рассчитать уровень сплоченности в коллективе.
  • Выявить лидеров.

Методика социометрии нашла широкое распространение в образовательном процессе на всех его этапах. Перед школьниками ставится непростая задача сделать осознанный выбор в пользу того или иного члена группы или коллектива в целом. Особенно непростым задание окажется для детей младших классов: они вместе только находятся на уроках, какая-либо иная совместная деятельность у них отсутствует. Общение чаще всего обусловлено конкретными обстоятельствами, а выбор лидера весьма затруднителен.

Однако по нескольким параметрам ученики младших классов могут определиться с выбором. Наиболее часто в лидеры они записывают тех, кто получает лучшие оценки, показывает большую способность к усвоению материала, получает больше похвалы от учителя. В этом возрасте нередко можно услышать такие фразы: «Он больше нравится нашему учителю», «Учитель хвалит его / ее часто», «Он всегда хорошо делает уроки». Таким образом, дети высказывают не собственные симпатии и антипатии, а копирую позицию учителя. Вот почему методика полезна прежде всего педагогу – поможет скорректировать собственное отношение к школьникам, не выделять «любимчиков».

Разновидности

Социометрия может проводиться несколькими способами:

  1. Анкета. Самый простой и доступный для младших школьников метод.
  2. Устный опрос. Для большей наглядности рекомендуется использовать фотокарточки учеников, ведь младшие школьники могут забыть фамилии одноклассников. Методика позволяет получить подробную информацию, но проведение требует длительного времени.
  3. Цветовая проективная. Вариант для индивидуального проведения исследования, представляет собой выбор того или иного цвета на специальной цветовой доске и разноцветных фишек. Для младших классов используют упрощенный вариант исследования.
  4. Какими средствами пользуется социометрияУпрощенная цветовая проективная методика. Ученикам предлагается соотнести определенные цвета с каждым из своих одноклассников. Значение потом толкуются исходя из психологической интерпретации цвета.
  5. Цветовая непроективная социометрия. Ученику даются таблицы с двумя графами: фамилия и имя одноклассников и пустая графа. Чистую ячейку ребенок должен раскрасить цветным карандашом, потом полученные результаты интерпретируются.

Если принято решение использовать цветовая социометрию для младших классов, то следует учесть значения цветов:

  • Желтый – стремление походить на этого ученика, признание его явного лидерства.
  • Синий – удаленный интерес, стремление к мирному взаимодействию. Уважение, но отсутствие явного стремления к общению.
  • Зеленый – этот ученик кажется идеальным собеседником, рядом с ним легко и спокойно.
  • Черный – нередко черным окрашивают тех, кого считают своей противоположностью. Ученик привлекает своей таинственностью, загадочностью, непонятностью.
  • Серый – спорный цвет. Заслуги ученика признаются, но и его недостатки налицо: занудливость, навязчивость.
  • Коричневый – полное равнодушие.
  • Фиолетовый – абсолютное отсутствие интереса к человеку, игнорирование.
  • Розовый – интерес, стремление к общению.

Оранжевый – сложное неоднозначное отношение, ученик привлекает, но кажется несколько непонятным.

Этапы исследования

Подготовительный

Прежде всего, следует дать ученикам задачу, мотивацию. Они должны четко понимать, что от них требуется и зачем. Цель исследования может быть сформулирована так:

Выявить лидера в классе и составить «рейтинг» учащихся. В этом случае задаются вопросы типа «Кого ты выберешь» («Кого ты выберешь главным в классе», «Кого ты выберешь в качестве соседа по парте», «С кем бы ты хотел выполнять сложное задание»). Критерий ответа в этом случае одинарен. Такая формулировка вопросов будет полезна при назначении старосты.

Какие методы применяются в социометрииОпределение партнерских взаимоотношений и психологического благополучия класса в целом. Используется двойной критерий оценки, вопросы выглядят так: «С кем бы ты хотел пойти погулять после уроков? А с кем бы не хотел?». Такое исследование поможет выявить детей, которые по каким-либо причинам становятся «изгоями» в коллективе и скорректировать проблему, пока не стало поздно.

Также на данном этапе следует определиться с количеством выборов: это может быть один вариант или же неограниченное количество (вплоть до всего класса).

Следующий шаг подготовительного этапа – разработка анкеты. Исследование может быть проведено в двух основных формах:

  • Устная (проще для ребенка, но не каждому школьнику удается пойти на контакт со взрослым, доверять ему свои секреты).
  • Письменная (более сложна для ребенка, но позволяет быть максимально честным, не боясь, что кто-то услышит. Удобна для школы, поскольку позволяет сразу опросить весь класс, существенно сэкономив время).

Если выбирается устная работа, то задача школьного психолога (а именно он будет проводить исследование) не только четко фиксировать ответы школьников, но войти к ним в доверие, установить эмоциональный контакт. Только в этом случае можно надеяться на объективные результаты и честные ответы.

При использовании письменной формы важно понять, что дети разобрались с тем, чего от них требуется, вопросы обязательно должны быть сформулированы в доступной для ребят форме, а бланки ответов детям следует обязательно подписать.

Анкетирование

Наиболее часто социометрическое исследование проводится методом анкетирования. Так можно в кратчайшие сроки узнать время всего класса и сделать определенные выводы.

Требования к анкете таковы:

  • Простота.
  • Доступность.
  • Однозначность вопросов.
  • Полная свобода выбора.
  • Небольшое число вопросов, чтобы не затруднять восприятие ребенка.
  • Гарантия анонимности (психолог должен дать детям обещание, что данные, ими указанные, не станут известны более никому).

Предваряет анкетирование вступительное слово психолога, оно должно мотивировать детей давать честные ответы. Образец вступительного слова таков:

«Ребята, сегодня важный день в нашей жизни. Ваш класс – это большой корабль, совершающий увлекательное плавание в волшебный мир открытий и знаний. Но чтобы корабль этот плавно плыл по волнам, не попадал в бури, необходимо, чтобы на нем царила дисциплина, правили мир и порядок. И сегодняшний тест поможет нам наладить отношения в команде. Но очень важна честность, ведь неправильные ответы совершенно бесполезны. Поэтому смело отвечайте честно, ведь ваше мнение навсегда останется между мной и вами. Удачи!»

Психология и социометрия - простым языкомОбразец анкеты:

  • С кем бы ты хотел отмечать свой день рождения? А с кем бы не хотел?
  • С кем бы ты пошел в кафе? А с кем бы не пошел?
  • С кем бы ты хотел сидеть за одной партой целый год? А с кем бы не хотел?
  • Кто, по твоему мнению, был бы самым лучшим капитаном класса? А самым худшим?

Для удобства школьников вопросы следует разместить в таблицу из двух граф: первая графа – сам вопрос, а вторая – свободная, в ней следует вписать ответ.

Бланки подписываются и сдаются после заполнения.

Возможен и иной образец анкеты. Пример приведен ниже:

  1. Представь, что ты переезжаешь в другой город и можешь взять с собой пять одноклассников? Кто это будет? (ниже размещаются пять строчек, чтобы ребенок вписал фамилии и имена)
  2. А кого из своих одноклассников ты не стал бы брать в свою новую школу? (также пять вариантов)
  3. Как ты думаешь, кто из твоих одноклассников позвал бы тебя в свой новый класс?
  4. А кто не позвал бы?
  5. Кого из одноклассников ты пригласил бы на футбольный матч или на театральное выступление?
  6. А кого не пригласил бы?

Обработка результатов

Для удобства обработки составляется матрица – таблица следующего содержания:

  • Список детей – отвечающих на вопросы – по горизонтали.
  • Список детей, указанных в ответах других – по вертикали.
  • Результаты – в центральной части, на пересечении данных горизонтали и вертикали.

Ответы школьников могут быть односторонними (как положительными, так и отрицательными) или взаимными (также положительными и отрицательными). В нижней части таблицы подводится цифровой итог: количество выборов всего и число взаимных выборов. Исследование позволяет вычислить и социометрический статус отдельного ученика, для этого следует разделить общее число полученных учеником положительных выборов на общее число школьников, уменьшенное на единицу.

Далее для анализа формируется социограмма типа «мишень» со следующими областями:

  1. Как считают высказанные симпатииВнутренний круг – наиболее популярные в коллективе дети, лидеры, «звезды».
  2. Следующий круг – предпочитаемые, принятые (особой популярности у них нет, но с ними хотят общаться, это «нормальные» дети).
  3. Следующий круг – игнорируемые, общение с ними не распространено.
  4. Внешний круг – одиночки.

Лидеров 1–3, предпочитаемые или принятые составляют большую половину класса. Одиночки довольно немногочисленны.

Проведенный анализ позволит разделить школьников по группам, выявить, кто из детей является изгоем и скорректировать поведение класса. Для наиболее точных результатов исследование следует проводить не реже 2–3 раз в год.

Чтобы понять, насколько класс благополучен в целом, следует провести расчет коэффициента взаимного выбора, для этого число взаимных выборов следует разделить на общую численность выборов.

Важно учесть

Как получают данные социометрииЧтобы результаты исследования носили объективный характер, необходимо, чтобы члены коллектива находились во взаимодействии не менее полугода. При этом никто другой (кроме самих учеников класса) в анкетировании принимать участие не должен.

Важно, чтобы дети доверяли психологу, поэтому перед проведением социометрического исследования необходимо познакомиться с каждым ребенком, побеседовать с ним, вызвать симпатию, желание поделиться своими переживаниям. Крайне неохотно ученики младшего класса пойдут на контакт с незнакомым, а уж тем более не станут доверять ему свои секреты.

При вступительной речи психолог должен подчеркнуть, что важно мнение каждого ученика, которое не станет известно ни родителям, ни учителям, ни тем более одноклассникам. Следует акцентировать внимание на честности ответов, на недопустимости списывания.

При проведении исследования могут возникнуть и некоторые трудности:

  • Не все дети готовы отвечать честно, из стеснения или страха могут писать не те имена, которые хотели бы назвать.
  • Некоторые могут не понять вопроса и написать противоположный ответ.
  • Если психолог не смог завоевать доверие, то и ответы вряд ли будут честными.

Несмотря на подобные сложности, исследование по методики социометрии помогает выявить рейтинги учеников в классе, обнаружить изгоев и своевременно включить их в работу коллектива. Вот почему подобные анкетирования полезно проводить в младших классах, пока еще не стало слишком поздно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Викалин инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают
  • Копексил пальметто крем инструкция по применению
  • Фрутослабин инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • 6000 in 1 a c universal инструкция коды
  • Sony wh 1000xm4 инструкция на русском