Методика руководства трудовой деятельностью дошкольников

Методика организации детского труда в младшей и средней группе

Особого внимание требует методика руководства трудом в природе. Знания и навыки детей не позволяют им быть самостоятельными в трудовой деятельности. Трудятся дети совместно с воспитателем. Малыши помогают воспитателю ухаживать за животными и растениями в уголке природы и на участке.

Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции. Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необходимо сформировать элементарные трудовые навыки.

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая и т.д. Труд этот будет организован как труд рядом.

Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

Содержание труда и методика руководства им в младшей и средней группе.

Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его. Дети рассматривают растения («Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т. п.). Педагог разъясняет необходимость ухода за растениями и животными.

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.

Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.

Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях

Дети младших групп собирают при уборке участка камешки, щепки и складывают их в кучу, с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена, наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют в сборе выращенного урожая

На земельном участке дети работают преимущественно после дневного сна. Так же как и в уголке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия. Организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпизодические или длительные) дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе .

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Например, посадка крупных цветочных семян, лука, уборка урожая на огороде проводятся совместно. Работу организуют как «труд рядом» — каждый из детей не испытывает никакой зависимости от других. Это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. Ив то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможна организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.

Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением работы всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции.

Труд детей младшего, возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой. Всегда положительная оценка труда несёт воспитательную нагрузку.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них.

 Дети овладевают первоначальными умениями выращивать растения: помогают взрослым готовить землю для посадок на участке (разравнивают граблями перекопанную землю), сажают крупные семена и луковицы, а затем их поливают, рыхлят землю между рядами, пропалывают грядки с растениями, ярко отличающимися от сорняков (салат, лук).

Формы организации детей пятого года жизни в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2—3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более 2). Например, одна группа детей поливает растения на огороде, другая рыхлит междурядья. Навыки детей средней группы еще несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы ребят, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способами посадки семян.

Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задание, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следит за выполнением каждого этапа. В ходе работы напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, объяснение.

Меняется характер оценки: оценивается качество выполнения работы. Воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учит ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо полить (подчеркивает — земля серая, сухая); в клетке у животного грязный песок, надо его сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить.

Таким образом, в средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства трудом в природе.

Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.

Они приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установленной мерке, помогают убирать клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки).

В средней группе большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение-2—3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух).

Например, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Воспитатель в своей работе использует коллективные формы труда. Их в основном воспитатель применяет, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.

Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.

Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель позднее уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда.

Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить и т. д. Воспитателю нужно понять, что овладение ребенком навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Сформированные трудовые умения и навыки будут позже служить основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желание трудиться, включать в труд по собственному побуждению .

Параллельно с формированием трудовых навыков, воспитатель ведет работу по ознакомлению с трудом взрослых (помощника воспитателя, дворника, медицинской сестры и т.д.). Воспитатель в процессе этой работы развивает интерес детей к трудовой деятельности взрослых; дает конкретные представления об их труде, об общественной значимости труда; закрепляет представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах их труда; о названии оборудования, инструментах и материалах необходимых для работы. Вся эта работа направлена на воспитание уважения к труду взрослых, к результатам их труда и стремления подражать взрослым.

Основные формы ознакомления с трудом взрослых: наблюдения, чтение художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры; организация посильной помощи взрослым.

Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, «засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда, Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить.

Этапы руководства

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.Постановка задачи

Цель не имеет для маленького ребенка смысла. Формируется умение принять трудовую задачу. Цель должна быть посильна детям данного возраста.

Формировать умение принять трудовую задачу и самостоятельно ставить цель.

Необходимо формировать умение поставить трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операции.

Самостоятельно формируют цель своей деятельности и удерживают цель на протяжении всего процесса до получения результата.

2.Показ и объяснение способов выполнения трудовых действий

Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Воспитатель показывает, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним.  Используется поэтапный (ступенчатый) инструктаж.

Обучая новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задание, а затем делит его на последовательные этапы. Следит за выполнением каждого этапа. В ходе работы напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, объяснение.

Ведущий прием обучения – объяснение. Обучение трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. Показ способов применяется в основном при ознакомлении детей с новой трудовой операцией.

Обучение более сложным трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. Показ сразу всего трудового процесса, всего задания, которое надо выполнить.

3.Технология руководства самостоятельной работой ребят

Воспитатель дает трудовые поручения (индивидуальные), которые дети выполняют под руководством взрослого или вместе с ним. Учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

Используются поручения, которые носят длительный характер. Дети приучаются к разнообразной самостоятельной работе. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе. Во второй половине года может быть организован общий труд.

Вводится новая форма работы – дежурства. Усложняется организация коллективного труда. Формируются отдельные трудовые умения, которые дети свободно, без помощи (или при небольшой помощи) взрослых могут выполнить. Ведение календаря природы.

Используется совместный труд.
Могут выполнять более сложные трудовые умения под наблюдением взрослых. Самостоятельно дежурят в уголке природы.

4.Анализ и оценка детского труда

Всегда положительная оценка труда несет воспитательную нагрузку. Результат своего труда ребенок видит уже по завершении трудового процесса, когда воспитатель предлагает сравнить полученный им результат с результатами труда других детей, владеющих аналогичными навыками. Это сравнение нередко вызывает у него желание переделать работу, выполнить ее лучше.

Оценивается качество выполнения работы. Воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учит ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества выполненной работы. К оценке привлекаются дети.

Овладевают оценкой результата, самооценкой, позже учатся предвидеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия. Результат деятельности начинает интересовать детей с практической стороны.

5.Планирование продолжения трудовой деятельности

На основе элементарно простых подходов к планированию действий маленького ребенка постепенно подготавливается возможность перехода к более сложным формам планирования.

Осуществляется с помощью взрослого.

Обсуждение с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу.

Приучать детей не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

6.Использование (закрепление) сформированных на занятии знаний, умений и навыков в повседневной жизни

Интересен сам процесс выполнения трудовых действий

Привлекать к выполнению поручений с целью закрепить имеющиеся трудовые навыки. Полученные на занятиях знания и умения закрепляют в уголке природы (уход за растениями, животными).

В повседневной жизни закрепляют полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Систематизация, обобщение и использование в уголке природы и на участке сформированных
знаний, умений и навыков.

Тема: Цели, задачи, методы и средства
руководства трудовой деятельностью в группах детей дошкольного возраста.

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс
формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности
к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к
труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового
воспитания дошкольников — формирование у детей представлений о трудовой
деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание
трудолюбия как качества личности.

Различные исследователи предлагают свои формулировки
задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Так, В.И. Логинова
выделяет следующие задачи: формирование отношения к труду; воспитание
потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных
видах труда. В.Г. Нечаева в задачи трудового воспитания включает: формирование
трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, стремление оказывать
помощь взрослому; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение
навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых.
Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включаться в трудовую
деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
включает три группы задач. Первая группа определяет педагогическое влияние на
формирование самой трудовой деятельности и включает:

1. Последовательное формирование у детей умений
осуществлять трудовые процессы. Генетически ребенок сначала осваивает
результативные трудовые действия, а затем в младшем и среднем дошкольном
возрасте учится самостоятельно осуществлять трудовые процессы: ставить цель,
отбирать в соответствии с ней материалы и инструменты, располагать их
рационально на рабочем месте, выполнять последовательно ряд трудовых действий,
достигать результат, соответствующий цели, убирать на место трудовое
оборудование, приводить в порядок рабочее место.

2. Своевременное формирование у детей умения
осуществлять доступные им виды труда, включающие наборы трудовых процессов.
Решение этой задачи предполагает освоение детьми умения ставить более широкие
комплексные цели, с учетом обстановки планировать их реализацию:
предусматривать определенные трудовые процессы, определять последовательность
их выполнения и осуществлять их, распределять трудовые процессы между
участниками труда, достигать результат в соответствии с целью.

3. Формирование первоначальных общественных мотивов
трудовой деятельности. Вначале ребенка побуждает к трудовой деятельности
интерес к предметам и действиям с ними. Однако нестойкий интерес к предметам,
многообразие действий часто приводят к подмене трудовой деятельности игрой и
затуханию интереса к труду. Интерес же к достижению результата труда, который
возникает в младшем и укрепляется в среднем возрасте, делает процесс труда
привлекательным для детей, вызывает устойчивое и осознанное стремление к
участию в нем.

К старшему дошкольному возрасту на основе понимания
общественной значимости результатов труда складываются первоначальные
общественные мотивы деятельности: сделать что-то для другого, помочь сверстнику
добиться нужного результата. Такие первоначальные общественные мотивы побуждают
детей к длительным трудовым усилиям, к достижению результата труда хорошего
качества, обеспечивают стойкий интерес к самой трудовой деятельности.

От решения этой группы задач зависит включение ребенка
в труд, уровень развития трудовой деятельности, а следовательно, и ее
использование как средство воспитания.

Вторая группа задач направлена на воспитание
положительного отношения к труду взрослых и предусматривает:

1. Вычленение для ребенка труда взрослых как особой
деятельности, направленной на достижение значимых для других результатов. Дети
дошкольного возраста еще не умеют четко отличать труд взрослых от других форм
деятельности. Существенным признаком труда выступает достигнутый результат,
удовлетворяющий потребности людей. Поэтому необходимо формировать
направленность восприятия ребенка на вычленение результата труда взрослого,
расширять знания о назначении результатов труда, их общественной значимости,
знания о том, как достигаются результаты труда.

2. Воспитание уважения к трудящемуся человеку,
стремления оказывать ему посильную помощь. Существенное значение при этом также
имеют знания о результатах труда человека, их общественной значимости, знания
об отношении человека к труду.

3. Воспитание бережного отношения к результатам труда
взрослого — к вещам, окружающим детей. Важно показать и рассказать детям о том,
что каждая вещь создана для того, чтобы она служила не одному человеку, а
многим людям. Эта группа задач решается главным образом в процессе формирования
знаний о труде взрослых.

Третья группа задач направлена на воспитание личности
ребенка в процессе трудовой деятельности. Она включает:

1. Воспитание правильного отношения детей к
собственному труду: трудолюбие, готовность участвовать в любом труде, не
избегая неприятной работы, стремление доводить каждое дело до конца и привычка
к трудовому усилию и т. п. Решение этой задачи опирается на формирование умений
осуществлять трудовые процессы, на общественные мотивы труда.

2. Воспитание личностных черт: ответственности,
самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, инициативности, решительности,
выдержки и терпения и т. п. Реализация этой задачи тесно связана с воспитанием
у ребенка отношения к своему труду.

3. Воспитание поведения и положительных
взаимоотношений между детьми: умение работать дружно и согласованно, доводить
коллективный труд общими усилиями до нужного результата, доброжелательно
оценивать труд товарищей, проявлять заботу о товарище, оказывать ему помощь и
т. д.

Решение этой задачи предполагает освоение трудовых
процессов и видов труда детьми. Все перечисленные задачи решаются в единстве в
каждой возрастной группе.

Содержание труда детей дошкольного возраста
определяется задачами трудового воспитания и возможностями детей. Задачи и
содержание трудового воспитания в дошкольных учреждениях изложены в «Программе
воспитания в детском саду» применительно к каждой возрастной группе. Там же
раскрыто постепенное усложнение требований к трудовой деятельности и личностным
качествам ребенка, формирующимся в процессе труда, указаны требования к знаниям
о труде.

Усложнение программных требований предусматривает:

1. Нарастание объема трудовой деятельности. Оно
проявляется в том, что в первой младшей группе дети овладевают отдельными
результативными действиями в том или ином трудовом процессе. Например, сначала
приемами смывания, затем намыливания рук, вытирания, приемами застегивания и
расстегивания пуговиц, надевания отдельных предметов одежды и т. п. Затем во
второй младшей группе, а также в средней и старшей программа включает
требования овладения целостными процессами труда (одевание, умывание,
сервировка стола, приготовление корма и кормление отдельных животных, создание
некоторых поделок и т. д.).

Предусматривается также увеличение количества трудовых
процессов в каждом виде труда. Например, в самообслуживании к умыванию и
одеванию добавляется уход за одеждой и обувью; в хозяйственно-бытовом труде,
кроме сервировки стола, приготовления столов к занятиям — поддержание чистоты и
порядка в групповой комнате, на участке, дома и т. п.

В подготовительной к школе группе ребенок должен уметь
осуществлять тот или иной вид труда в целом: обслужить себя (умыться, одеться,
вычистить одежду, пришить пуговицу, выстирать мелкие вещи), поддерживать
порядок в своих вещах и в комнате, ухаживать за обитателями живого уголка и т.
п. Это постепенное нарастание объема деятельности и постепенное введение разных
видов труда определяется доступностью для ребенка как техники каждого трудового
действия, процесса, так и знания о труде, его результативности, осознания его
необходимости для других.

2. Совершенствование трудовых навыков и умений,
которое проявляется в овладении техникой выполнения трудовых действий,
процессов труда (быстрота, точность, экономность движений и т. п.), а также в
постепенном повышении требований к самостоятельности, осознанности и гибкости
умений — их применении в постоянно меняющихся условиях, например: сервировка
стола зависит от меню; уход за растениями — от сезона и т. п.

3. Совершенствование планирования и организации
трудовой деятельности, которое предполагает постепенное усложнение требований к
самостоятельности выполнения сначала отдельных трудовых процессов, затем целого
вида труда и, наконец, общей, коллективной трудовой деятельности
(подготовительная группа): умения принимать, а затем самостоятельно определять
цель трудовой деятельности, представлять ее результат, устанавливать
последовательность трудовых действий или трудовых процессов, предварительно
отбирать необходимые материалы, инструменты, удобно располагать их, убирать
после труда и хранить в порядке, целесообразно распределять обязанности между
участниками коллективного труда, достигать намеченного результата.

4. Становление мотивов трудовой деятельности.
Программа предусматривает динамику мотивов — от интереса к внешней стороне
трудовой деятельности (к действиям, орудиям) в младшем дошкольном возрасте к
заинтересованности результатами труда и их использованию для себя и для других
и, наконец, к формированию общественно значимых мотивов.

5. Формирование усложняющихся знаний о труде взрослых
важно как для успешного овладения самой трудовой деятельностью, так и для
формирования общественно значимых мотивов труда, правильного отношения к труду.
Формирование знаний о труде взрослых осуществляется на специальных занятиях.

Задачи трудового воспитания (В. Г. Нечаева, Р. С.
Буре):

1) воспитание положительного отношения к труду
взрослых, стремления оказывать им посильную помощь;

2) формирование трудовых навыков и их дальнейшее
совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности,
овладение умения работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе;

3) воспитание у детей личностных качеств (привычки к
трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности
принять участие в труде);

4) воспитание навыков организации своей и общей
работы: умение готовить

заранее все необходимое, убирать на место
использованные инструменты после окончания труда, приводить в порядок место
работы;

5) формирование положительных взаимоотношений между
детьми в процессе труда: умения работать дружно и согласованно, доводить
коллективный труд общими усилиями до нужного результата, доброжелательно
оценивать труд товарищей, проявлять заботу о товарище, оказывать ему помощь. 

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с
помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом
взрослых; художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является
необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным
трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою
потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства
решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить
представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной
значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено
на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

К художественным средствам трудового воспитания
дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное
искусство.

Роль художественных средств в трудовом воспитании
дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку,
рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с
помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание
быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость
труда.

Все названные художественные средства эффективны в
педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг
с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

Основными методами трудового воспитания дошкольников
являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов;
оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

Публикация

«Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста и методика руководства»

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей методы и приемы. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей являетсяколлективный труд. Он широко используется в старшем дошкольном возрасте, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок.

В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Методика руководства трудовой деятельностью.

Метод создания эмоционально-положительной атмосферы.Приемы:показ взрослых, обсуждение результатов использование музыки, участие.

Метод наглядности.Прием: демонстрация наиболее сложных моментов в работе.

Метод словесности. Приемы: объяснение предстоящей деятельности, — оценка деятельности.

Метод практический.Приемы: многократныйпоказ, детальный показ действий.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. Хотелось бы отметить, что в работе воспитателя необходимо использовать более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа, чтение литературных произведений) ведь своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Подготовил:старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 3 «Колобок» г.Медногорска»

Е.А.Курсакова

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Масло cbd инструкция по применению для взрослых
  • Витамины комбилипен таблетки цена инструкция по применению взрослым от чего
  • Sars cov 2 тест инструкция по применению видео
  • Музей обороны москвы руководство
  • Руководство гиф стим