Методика руководства хозяйственно бытовым трудом в средней группе

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематически.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание, включая хозяйственно-бытовой труд, систематически начинает осуществляться со второй младшей группы.

В средней группе хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и прежде, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4—5 лет еще слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения дают одному ребенку или небольшой группе (2-3 ребенка).  

 Наряду с этим  имеет место и коллективные поручения, объединение нескольких ребят в общем труде. Осуществляя руководство хозяйственно-бытовым трудом детей пятого года жизни, важно учить их понимать, что главным в достижении результата являются не столько личные интересы, личные потребности, сколько потребности детского коллектива, а также окружающих взрослых.

 Например, говорю Аязу и Роме, что решила доверить им важное дело, которое нужно выполнить  аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со строительными материалами;  «Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг такой беспорядок! У нас много дел, давайте договоримся, кто что будет делать». Пока дети занимаются уборкой,  обращаю внимание всех присутствующих на то, как они трудятся («Как приятно смотреть на ребят, когда они работают дружно »). Выполняя подобное поручение, дети начинают понимать общественную необходимость своей работы, учатся ответственно подходить к делу.

Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, дворником, воспитателем. Например, сгребаю сухие листья, а дети переносят их в кучу, или на прогулке  обращаю внимание детей на то, как много выпало снега, как замело все дорожки, и предлагаю очистить от снега веранду, скамейки, чтобы помочь дворнику. («Вот удивится дядя Хамза, когда увидит, как мы ему помогли!»). Ребята с удовольствием очищают вместе   снег, подметают веранду, испытывая радость и гордость, когда он хвалит их за работу.

Методы и приемы обучения детей дежурству несколько меняются по сравнению с предыдущей группой. В работе можно использовать следующие методы: показ, объяснение, указания, напоминание. Можно провести беседы по типу «Для чего нужны дежурные», игру «Кто правильно накроет на стол», важно обращать внимание на правильную сервировку стола в ходе сюжетно-ролевых игр «Семья», «Дочки-матери » . Дежурства начинают носить более самостоятельный характер. Ддовожу до сознания детей, что дежурство — это обязанность каждого перед всеми.  Даю объективную оценку труда детей: застенчивого малыша подбадривает, выражая надежду, что в следующий раз он постарается и сделает еще лучше.

Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного и игрового материала к занятиям. Сначала детей знакомят с порядком хранения пособий. В первые дни пособия расставляю вместе с дежурным, затем детей приучаю делать это самостоятельно.

Так же организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. Совместно с детьми занимаемся уборкой в игровых зонах по пятницам, ремонтом книг в книжном уголке по необходимости. Важно учить детей в процессе труда спокойно и вежливо общаться, уметь контролировать свое поведение, оценивать свои действия, тактично делать замечания и правильно реагировать на них, оказывать помощь друг другу.

Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру. При этом важно как учитывать желание ребенка, так и привлечь пассивных детей. Дети следят за порядком в игровых зонах, в книжном уголке. Когда необходимо навести порядок в группе, можно давать индивидуальные поручения для каждой игровой зоны. Например, Милана наведи порядок в кукольном уголке, Артем расставь машины в гараже и т. д.

 С целью повышения активности и интереса к трудовой деятельности использую метод поощрения. Известно, что похвала стимулирует к выполнению очередного задания с еще большим старанием. Удачи ребенка в трудовой деятельности  отмечаю в присутствии всех детей. Ребенку полезно и приятно ощущать себя значимым, умелым. Например, («Посмотрите, как Тимофей хорошо убрал игрушки!»).

Эффективны и игровые приемы работы с детьми. Например, к ребятам приходит кукла Аня и просит помочь ей сложить на место игрушки, постирать кукольное белье, протереть мебель и т. д.

В процессе совместной деятельности взрослые должны показывать детям пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. Естественно, что в такой совместной деятельности основная роль отводится труду взрослого, а дети выступают в качестве помощников. Важно то, что ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше понимает общественную значимость труда. Так постепенно в результате целенаправленной воспитательной работы дети учатся ценить труд взрослых и свой труд, познают культуру труда, овладевают умением планировать свою работу, рационально ее организовывать.

В процессе детского труда необходимо решать вопросы нравственного воспитания, формировать навыки положительных взаимоотношений, умение справедливо оценивать собственные поступки и поступки сверстников  («Нам с Ирой  нравится, как Ильназ и Денис расставили машины в гараже . Правда, девочки?»). Необходимо постоянно обращать внимание детей на их сверстников ( «Залина справедливая и добрая девочка, она заметила, что Лере одной трудно убирать игрушки, и стала помогать ей. Вот так поступают настоящие друзья» ).

Также нужно помнить, что дети не должны перенапрягаться. Это приводит к утомлению и вызывает отрицательное отношение к труду. Непрерывная трудовая деятельность ребенка не должна длиться более 10 минут. Например, видя, что похвала взрослых чрезмерно стимулирует деятельность ребенка, он возбужден, раскраснелся, у него участилось дыхание, нужно незаметно переключить ребенка на игру либо дать ему какое-либо индивидуальное поручение, не требующее физического напряжения, например, попросить позвать кого-нибудь из сверстников.

Работу по организации трудового воспитания важно осуществлять в тесном сотрудничестве с семьей. Родителям сообщать об успешном выполнении ребенком трудовых поручений, дежурства. Можно поинтересоваться, какую помощь оказывает ребенок маме и папе.

Таким образом, в ходе трудовой деятельности дети овладевают конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, у них формируется способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, соблюдать определенные правила поведения. Дети овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу, образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Конспект руководства хозяйственно-бытовым трудом

детей средней группы

«Умелые руки не знают скуки»

Цель: нравственно — психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду, формирование начал трудолюбия.

Задачи:

1. Учить трудиться в коллективе.

2. Формировать аккуратность и бережное отношение к окружающим предметам.

3. Воспитывать чувство ответственности за совместное дело.

Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», «Заколдованная девочка»; просмотр мультипликационного фильма по мотивам сказки К. Чуковского «Мойдодыр»; заучивание стихотворения А. Барто «Девочка – Чумазая»; разучивание пословиц и поговорок о труде; систематическое проведение хозяйственно — бытового труда.

Оборудование: фартуки по количеству детей; тряпочки для мытья игрушек; тазики с водой (для мытья игрушек, кукольной посуды); разбросанные игрушки; Дидактическая игра на мультимедийном носителе «Угадай пословицу».

Ход трудовой деятельности

Вводная часть: художественное слово.

(Дети с воспитателем входят в группу)

Воспитатель: Наша группа так чиста, так красива, хороша.

Ой, дети, а это кто? Что произошло с нашей группой чистой и аккуратной?

(Посередине группы стоит Девочка-Чумазая)

Девочка-Чумазая: Здравствуйте, а это я!

Вы меня узнали?

Я Девочка-Чумазая,

Посмотрите, как ручки измазала!

Шла я мимо далеко,

Заглянула к вам в окно,

Не понравилось мне то,

Что у вас здесь хорошо.

К вам пришла сегодня я,

Беспорядок навела.

Воспитатель: Девочка-Чумазая, разве можно так вести себя в гостях?

(Девочка надулась, молчит)

Воспитатель: Дети, а вы как думаете? Правильно ли поступила девочка, что навела беспорядок, когда пришла в гости?

(ответы детей)

Девочка-Чумазая: Да, что вы понимаете? Посмотрите, как должна выглядеть комната (обводит комнату рукой).

Я порядок не люблю,

Беспорядку научу.

Если чисто по углам:

Стыд и срам!

Воспитатель: Дети, вы согласны с Девочкой? Почему в комнате должно быть чисто и аккуратно?

(ответы детей)

Давайте нашу группу приведем в порядок и научим Девочку, как это надо делать. Но, прежде чем, приступим к работе, сначала вспомним, что мы сначала должны сделать. (Закатать рукава, одеть фартуки).

Девочка-Чумазая: Нет, порядка не хочу,

Я еще вам насорю.

(Достает из кармана фантики и разбрасывает их по полу)

Воспитатель: Дети, мы не будем слушать Девочку-Чумазую, а приступим к уборке. Посмотри Девочка, как это делают дети и помоги им.

Дети выполняют действия с фартуками и рукавами и под веселую музыку начинают убирать в группе. Воспитатель помогает распределить обязанности, Девочка-Чумазая помогает детям, но больше мешает.

Девочка-Чумазая: Надоело мне трудиться,

Я хочу повеселиться.

(Танец — разминка «Солнышко лучистое любит скакать»,

потом продолжают трудиться)

Дети до конца наводят порядок.

Воспитатель: Ребята, в нашей группе стало чисто и красиво, как раньше. А теперь поиграем в игру «Назови пословицу о труде».

(Дидактическая игра «Угадай пословицу»)

Воспитатель: Девочка-Чумазая, убедили мы тебя, что в комнате должно быть чисто и аккуратно? А чтобы и ты была всегда опрятной и помнил о чистоте, дети хотят подарить тебе мыло душистое. Приходи к нам еще в гости, но только помни: ребята не любят грязи и беспорядка.

Хозяйственно-бытовой труд: его значение для формирования личности ребенка

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, Л. И. Захаревич и др.)

Хозяйственно-бытовой труд. Это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность.

Хозяйственно-бытовой труд – это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать все «как мама»: мыть посуду, подметать, стирать. Никогда не стоит отказывать ребенку. И, хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата.

Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. От ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда не заметны. Он наглядно ощутим лишь непродолжительное время (накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали) и ничто не напоминает детям о затраченных усилиях. Повторение из дня в день одних и тех же дел снижает к ним интерес. Дети нередко отказываются дежурить, выполнять поручения или работают без особой тщательности.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к однообразной, но необходимой работе, важно создать оптимальные условия. Надо продумать расположение всего инвентаря, которому нужно отвести определенное место. Это приучает детей к определенному порядку в работе и ее организации.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы.

Содержание хозяйственно-бытового труда

и методы руководства им.

Хозяйственно-бытовой труд, в д/с разнообразен по содержанию. Это труд в помещении включает в себя такие работы, как наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах.

1 младшая группа.

У ребенка на третьем году жизни формируются предпосылки, обеспечивающие возникновение трудовой деятельности. У малышей развивается интерес к труду взрослых, их вовлекают в совместную посильную работу, дают поручения, которые они могут выполнить.

Дети должны уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых (няня моет посуду, мама варит суп). Детей привлекают в качестве помощников: по просьбе воспитателя они выносят на площадку игрушки, ставят стулья к столам. Все это готовит их к более сложной трудовой деятельности в дальнейшем.

Формируя элементарные трудовые навыки на данном этапе, задача воспитателя – поддерживать и поощрять настойчивое «я сам!», научить детей целенаправленному действию. Особое внимание воспитатель уделяет показу и объяснению, как надо выполнять то или иное действие.

Приобщая малыша к труду, важно, чтобы он видел цель действия и результат работы. Мало только показать и объяснить, малышу нужно непосредственная помощь. Воспитатель может вместе с ребенком нести на участок мишку, машину.

Постепенно дети овладевают навыками, и взрослый может уже ограничиться оказанием помощи лишь в случае выполнения ребенком трудного действия, не торопить ребенка с выполнением задания, не делать за него того, что он может сделать сам.

В формировании действий, необходимых для элементарного участия в хозяйственно-бытовом труде, воспитатель использует игры-занятия, игры-упражнения. Например, игра-занятие «Как игрушки убежали от Коли».

Успех детей нужно отмечать. Поощрение создает у ребенка стремление к повторному действию, к достижению желаемого результата.

Детям можно прочитать худ. произведение, например «Маша-растеряша» Л. Воронковой, вызвать у них желание все убирать на свои места.

Для формирования у детей представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых воспитатель организует специальные наблюдения, обращает внимание малышей на то, что делает няня (чисто моет посуду, дворник (собирает опавшие листья, чтобы)

Таким образом, выполнение элементарных трудовых поручений вполне доступно для малышей 2-3 лет.

Вторая младшая группа.

Систематическое приобщение детей к хозяйственно-бытовому труду, начинается во второй младшей группе. Детей продолжают знакомить с трудом няни, повара, трудом родителей дома. Воспитатель учит детей называть трудовое действие взрослого. Они усваивают, что взрослые в д/с и дома заботятся о детях, взрослым надо помогать.

Основное внимание педагог направляет на более широкое вовлечение детей в хозяйственно-бытовой труд. Малыши убирают игрушки, строительный материал, ставят стулья на место, собирают с пола бумагу и другой мусор. Воспитатель более систематично приобщает ребят к подготовке материалов к занятиям (разложить, а затем собрать кисти, карандаши). Дети помогают няне накрыть столы: разложить ложки, салфетки.

Важной задачей является обучение детей трудовым действиям, совершенствование навыков. Детальный показ, точное объяснение каждого приема, действия – все это в совокупности обеспечивает освоение навыка работы. Контроль педагога за правильностью действия позволяет установить, в чем и какая помощь требуется малышу, а что следует только напомнить.

Очень важно создавать все условия, чтобы труд ребенка завершался наглядным результатом. Так взрослый пробуждает у детей желание трудиться для других.

Воспитатель организует наблюдение за трудом взрослых, раскрывая его содержание, ведет с детьми беседу так, чтобы пробудить интерес к работе взрослого, уважение к ней. Воспитатель старается привлечь детей к совместной работе. Например, помочь дворнику собрать опавшие листья, помочь няне навести порядок в группе.

Средняя группа.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда усложняется за счет увеличения количества процессов труда. В начале года под наблюдением воспитателя, а к концу года дети самостоятельно поддерживают порядок в группе. В течение года детям поручают раскладывать чистые салфетки, вешать полотенца, осенью сгребать опавшие листья, зимой расчищать дорожки от снега.

Систематическое включение детей в хозяйственно-бытовой труд позволяет воспитывать привычку к трудовому усилию и такие качества личности, как самостоятельность, проявление заботы друг о друге, оказание услуги взрослым.

Осуществляя руководство хозяйственно-бытовым трудом детей пятого года жизни, важно учить их понимать, что главным в достижении результата являются потребности коллектива.

Наиболее доступной формой организации такого труда для детей пятого года жизни являются дежурства. Включение детей в общую работу, постепенно переключать с деятельности, вызванной личными мотивами на деятельность, мотивом которой оказывается помощь товарищу или взрослому.

При организации хозяйственно-бытового труда в средней группе также нужно использовать игру. Воспитатель говорит, что хочет познакомить детей с новой игрой «Строительство корабля», но для этого нужно, чтобы кубики были чистыми.

Для осмысления детьми общественной значимости хозяйственно-бытового труда используют художественную литературу («Полюбуйтесь-ка игрушки» Е. Благининой, иллюстрации к книгам, картинки (например, «Дежурство», «Подготовка в семье к празднику», беседы по этим материалам.

Ознакомление с трудом взрослых по-прежнему занимает особое место, важно показать общественный характер бытового труда.

Старшая группа.

В работе с детьми старшего возраста уделяют большое внимание расширению процессов хозяйственно-бытового труда; во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки и стаканы.

На шестом году жизни дети осваивают последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками планирования и организации бытового труда.

Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становится коллективным. Большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так, организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить простыни.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно-бытовому труду важную роль играют общие поручения. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую часть общего дела будет выполнять. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цели, планировать работу, доводить ее до конца.

Основная форма организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания.

Подготовительная к школе группа.

В подготовительной к школе группе хозяйственно-бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объема хозяйственно-бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляются раздача второго и третьего блюда. Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.

Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий: работать быстро, ловко, аккуратно. Детей учат навыкам планирования своей и общей работы, распределять обязанности, подбирать оборудование.

Активное участие детей седьмого года жизни в хозяйственно-бытовом труде осуществляется одновременно через коллективную трудовую деятельность, полезной окружающим и через выполнение поручений, обязанностей дежурных. Можно предложить детям помочь взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со шкафов и пр. При постановке перед детьми подобных целей важно добиться понимания ими полезности дел, за которые они берутся, обращать внимание на то, какое значение имеет их трудовая деятельность для окружающих.

Участвуя в хозяйственно-бытовом труде, старшие дошкольники ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят большого терпения, повседневного самоконтроля.

Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно-эмоциональное отношение к хозяйственно-бытовому труду, создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование нетерпимости к грязи, неряшливости.

Включаясь в выполнение хозяйственно-бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни.

Забота о том, чтобы быстро, чисто и красиво было в группе, старательность при выполнении поручений, посильных обязанностей – вот те черты, которые следует формировать, руководя этим видом труда.

Организуя выполнение детьми какого-либо дела хозяйственно-бытового назначения, воспитатель должен стремиться использовать любую возможность, не оставив без внимания ни одно действие детей.

К пониманию общественно-полезной цели деятельности воспитатель подводит детей по-разному. Первоначально цель деятельности указывает взрослый: разбери шкаф с игрушками, помоги няне надеть чистые наволочки; позднее он предлагает детям подумать, в чем и когда они могут помочь воспитателю или няне. Четко поставленная общественно значимая цель активизирует детей, определяет их отношение к труду.

Знакомство детей с трудом дворника, завхоза проходит и через специальные экскурсии, и в повседневной жизни. С этой целью используют художественную литературу: «Аленушка» Е. Благининой, «Наш каток» Н. Носова и др.

Очень важно уметь вовремя перейти от обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучение навыкам необходимо, когда ребенку дается новое задание. При повторном выполнении такой работы нужно постепенно предоставлять возможность самому вспомнить, как ее следует выполнить, создавать такие условия, которые ставили бы его перед необходимостью трудиться повседневно и самостоятельно.

Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует на первых порах давать им конкретные трудовые задания, поручения (вылить воду из мыльниц, вымыть комнатные растения). Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научатся выполнять их самостоятельно. В дальнейшем взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения и опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность.

Важным фактором воспитания интереса к хозяйственно-бытовому труду является общение детей с воспитателем, няней, дворником. Своевременно заметив, что интерес и старания ребенка ослабевают, нужно стимулировать их восстановление, помогая довести дело до конца, добиться успеха. В процессе хозяйственно-бытового труда нужно чаще использовать игровые формы его организации. Детям нравится, когда обыгрывается действительно нужное дело, когда к этому серьезно относятся взрослые.

Методы руководства трудом должны быть направлены на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь. Поощрение приносит ребенку удовольствие. При таких приемах педагогического руководства к моменту перехода ребенка в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

МАДОУ
«Родниковский детский сад»

Конспект
по организации хозяйственно-бытового труда в средней группе «Спасение игрушек»

Выполнила
: воспитатель

Рудачева
З.В.

2018
г.

Цель: приучать
детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате;

Задачи:

1.
Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам:

-вытирать
пыль;


мыть игрушки;

-аккуратно
расставлять их на полки.

2.
Воспитывать интерес к труду.

3.
Воспитывать привычку к трудовому усилию и такие качества личности, как самостоятельность,
аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за
общее дело. Формировать у детей положительное отношения к работе, ее
результатам, желание трудиться для другого.

4.
Учить тщательно прополаскивать, отжимать, тряпочки и губки. После работы
расправлять и развешивать тряпочки.

5.
Учить доводить начатое дело до конца.

Оборудование: клеенки,
тазики, тряпочки, губки, мыло, клеенчатые фартуки.

Игровой
момент:

Грязная игрушка.

Ход
деятельности:

1
этап организационный:

Воспитатель: Ребята,
пока вы спали, с нашими игрушками произошла беда. Злой колдун Вредилиус наслал
на них вирусы- вредилусы, пыль и грязь. Хорошо, что Вредилиус не успел заразить
все игрушки, он заразил только машины, полки и мебель. Мы заметили его и
прогнали. Теперь играть машинками нельзя, а игрушки, если ими не играют,
погибают. И если мы не спасем машины, то заразятся все игрушки в группе, а
потом и во всем саду. Слышите, как игрушки умоляют вас спасти их?

Минутка
тишины.

Воспитатель: Слышите?

Ответы
детей.

Воспитатель: Как вы
думаете, хорошо ли игрушкам сейчас? Покажите, какие они?

Пластический
этюд «Грустные, печальные игрушки».

Воспитатель: Что же
делать подскажите?

Высказывания
детей, советы и предложения по спасению игрушек.

Совместно
решаем помыть игрушки, протереть пыль на полках, мебели и стульчиках.

Воспитатель: Кто, что
хочет делать?

Распределяем
обязанности.

Воспитатель: Прежде
чем начать работу, давайте вспомним, что делаем сначала?

Вспоминаем
последовательность действий и сразу же объясняем, для чего мы это делаем:

1.    
надеваем
фартуки, чтобы во время работы не замочить одежду.

2.    
ставим
три стола, на два стола поставим тазики, на третий будем складывать мокрые
игрушки.

3.    
два
стола накрываем клеенками, чтобы не замочить столы, если вода нечаянно
прольется на стол.

4.    
третий
– простыней, на третий стол будем складывать вымытые игрушки.

5.    
наливаем
в два таза воду, в одном будем игрушки мыть с мылом, в другом ополаскивать их.

6.    
берем
мыльницу с мылом, чтобы мыть игрушки, а мыльница, чтобы не запачкать стол
мылом.

7.    
тряпочки
и губки, тряпочками будем протирать пыль на полках, мебели, подоконниках,
губками – мыть игрушки.

2
этап – основной (практическая деятельность детей)

Затем
приступаем к работе.

Воспитатель: Ребята,
перед работой давайте разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо трудились. В
какую игру поиграем?

Пальчиковая игра «Смешные человечки»

(дети встают парами – мальчик и девочка друг напротив друга)

1. Бежали мимо речки смешные
человечки («человечки» —
пальчики бегут по пальчикам на против стоящего партнера)

2. Прыгали – скакали
(пальчики «попрыгать» по
плечам друг друга).

3. Солнышко встречали (ласково положить руки на щеки
друга)
.

4. Забрались на мостик (сложить мостик из рук).

5. И забили гвоздик (постучать кулачками).

6. Потом – бултых в речку (наклониться и свободно
покачать руками)
.

7. Где же человечки? (Спрятать пальчики под мышки
друг друга)
.

Воспитатель: Наши пальчики какие стали?

Ответы детей: Гибкие, легкие,

Воспитатель: А теперь за
работу.

Дети
надевают фартуки, воспитатель приносит воду, мыло. Дети берут орудия труда и
работают. По мере необходимости воспитатель направляет работу. По окончании
работы дети убирают все на места, моют руки и садятся на стульчики.

3
этап – завершение работы, подведение итогов.

Воспитатель: «Сделал
дело – гуляй смело». Можем мы смело гулять?

Ответы
детей.

Воспитатель: Как вы
думаете, теперь наши игрушки здоровы?

Ответы
детей.

Воспитатель: А как вы
им помогли выздороветь?

Ответы
детей.

Воспитатель:
Посмотрите внимательно, как красиво и уютно в нашей группе! Это вы, молодцы!
Замечательные хозяева! Игрушки ждут, не дождутся, когда вы будете с ними
играть. Но сначала послушайте, что они вам говорят?

Минутка
тишины.

Воспитатель: Что вы
услышали?

Ответы
детей.

Воспитатель: Покажите,
пожалуйста, какие игрушки сейчас?

Пластический
этюд «Радость игрушек».

Воспитатель: Спешите к
своим друзьям, ребята!

Правильное
участие детей в хозяйственно-бытовом
труде начинается рано, примерно на
втором году жизни. Даже ограниченный
физически и духовно маленький ребёнок
имеет возможность проявить самостоятельность,
активность в жизни при выполнении
трудовых поручений, во время дежурств,
связанных с наведением порядка в
помещении, на участке, с уборкой посуды,
стиркой вещей для куклы .

Хозяйственно-бытовой
труд имеет известную цикличность. В
процессе его не только повторяются
трудовые операции, но и возникают типично
жизненные ситуации. При этом от ребят
при выполнении трудовых заданий требуется
слаженность действий, умение устанавливать
правильные деловые отношения,
организованность, желание работать для
всех. Постоянное выполнение подобных
дел, особый эмоциональный настрой
(готовность принять участие в
хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение
от оказания помощи товарищу, воспитателю,
няне, маме) способствуют формированию
таких нравственных качеств, как
трудолюбие, настойчивость, упорство,
доброжелательное отношение к окружающим,
общественно значимых мотивов трудовой
деятельности, а вместе с тем
коллективистических начал личности
дошкольника.

Но
не только в этом влияние хозяйственно-бытового
труда. Он создаёт большие возможности
для воспитания у детей элементарных
навыков культуры труда: рациональной
организации индивидуальной и коллективной
работы (например, участие в наведении
порядка в групповой комнате),
предварительного его планирования,
умения отобрать необходимые материалы
для выполнения задания, бережного
отношения к ним, стремления сделать
свою работу хорошо и своевременно. Это,
в свою очередь, создаёт благоприятные
условия для воспитания положительного
отношения к данному виду труда. В процессе
хозяйственно-бытового труда создаются
возможности для формирования у детей
бережного отношения к вещам, умения
замечать малейший беспорядок и по
собственной инициативе устранять его.

Необходимость
в данном труде в детском саду и дома
возникает постоянно, он сопровождает
любую деятельность детей. Например, в
течение нескольких дней дети обыгрывают
постройку, сделанную из крупного
строительного материала. Появляется
потребность в том, чтобы стереть с неё
пыль. Или ребёнок хочет рисовать; он,
выбирая карандаш, обнаруживает поломанные,
начинает их подтачивать. После этого
ребёнок должен собрать сор, отнести его
в определённое место. В быту постоянно
возникает необходимость потрудиться:
кто-то случайно испачкал игрушку,
рассыпал землю, разлил воду. Нужно
вымыть, подобрать или вытереть. Таким
образом, создается возможность для
воспитания у детей готовности к труду,
привычки к трудовому усилию.

Особенности
хозяйственно-бытового труда обусловлены
тем, что результаты его иногда незаметны,
как в других видах труда. Он наглядно
ощутим лишь непродолжительное время:
протёрли пыль, завтра она вновь появилась;
накрыли стол к обеду, пообедали, всё
убрали. И ничто не напоминает детям о
затраченных усилиях, о доведении начатого
дела до конца. Вместе с тем повторение
изо дня в день одних и тех же дел снижает
к ним интерес. Дети нередко отказываются
дежурить, выполнять поручения или
работать без особой тщательности

В
быту постоянно возникает необходимость
потрудиться: кто-то случайно испачкал
игрушку, рассыпал землю, разлил воду.
Нужно вымыть, вытереть или подобрать.
Таким образом, создается возможность
для воспитания у детей к готовности к
труду, привычки к трудовому усилию.

По
мере усвоения трудовых навыков дети
приобретают самостоятельность в
выполнении действий, учатся работать
быстро, правильно, аккуратно. Овладения
навыками, умениями в сфере
хозяйственно-бытового труда обеспечивает
большую активность, инициативу действий
в быту, включения различных трудовых
процессов.

Дети
старшего дошкольного возраста могут
выполнять следующие виды работ,
объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой
труд»:

1.
Содержать в порядке свои игрушки,
настольные игры, пособия для занятий;
протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые
игрушки (целлулоидные, резиновые).

2.
Протирать мебель (вместе с кем-то из
взрослых).

3.
Стирать одежду для кукол, мелкие личные
вещи (носовые платки, носки, ленточки),
салфетки для хлебницы и т.п.

4.
Накрывать на стол, убирать посуду после
еды; мыть ложки, чашки и другую посуду
после завтрака.

5.
Подметать сырым веником пол в комнате,
небольшой метлой дорожку во дворе.

6.
Помогать взрослым в приготовлении пищи:
чистить варёный картофель, резать
варёные овощи для винегрета, мыть овощи,
делать пирожки, печенье; собирать и
чистить ягоды.

7.
Оказывать посильную помощь в разных
хозяйственных делах: повесить или снять
с верёвки небольшое по размеру бельё,
помочь нести сумку с покупками, покупать
хлеб, принести, отнести вещь, поднять
упавшую.

8.
Приносить воду в небольших ведёрках,
колотые дрова.

9.
Проявлять заботу о младших брате, сестре
(помогать одеваться, гулять, играть,
спеть песенку, прочитать наизусть
стихотворение).

10.
Оказывать внимание и помощь бабушке,
дедушке, маме и папе, пожилым людям .

Таким
образом, можно сделать вывод, что основная
форма организации хозяйственно-бытового
труда детей старшей группы – это
включение их в коллективную трудовую
деятельность общественно значимого
содержания. Установка, даваемая детям
перед коллективной работой, создает
предпосылки для постепенного перехода
от труда для себя и близких людей (мамы,
воспитателя, няни) к хозяйственно-бытовому
труду для окружающих – более младших
воспитанников детского сада, сотрудников
других групп. Это становится одной из
главных задач трудового воспитания
детей в следующей, подготовительной к
школе группе.

Задача
педагога – воспитывать и поддерживать
у детей положительно – эмоциональное
отношение к хозяйственно – бытовому
труду. Для этого тогда надо создавать
такие условия, которые обеспечивали бы
формирование терпение к грязи,
неряшливости, эмоционально – эстетическую
чуткость к окружающей обстановке. Задача
эта успешно решается, если, включая
детей в хозяйственно – бытовой труд,
им дают почувствовать, что их труд нужен
всем. Включаясь в выполнение хозяйственно
– бытовых дел, старшие дошкольники
приобретают ряд полезных практических
навыков, которые пригодятся им в жизни
при обучении в школе.

Трудовое
воспитание — это совместная деятельность
воспитателя и воспитанников, направленная
на развитие у дошкольников общетрудовых
умений и способностей, психологической
готовности к труду, а также формирование
ответственного отношения к труду и его
продуктам.

Труд
людей в обществе всегда направлен на
создание материальных и духовных
ценностей. Труд детей не имеет и не может
иметь такого значения. Результаты труда
детей удовлетворяют потребности самого
ребенка или окружающих его людей.

Хозяйственно-бытовой
труд дошкольников необходим в повседневной
жизни детского сада, хотя его результаты
по сравнению с другими видами их трудовой
деятельности и не столь заметны. Этот
труд направлен на поддержание чистоты
и порядка в помещении и на участке,
помощь взрослым при организации режимных
процессов. Дети учатся замечать любое
нарушение порядка в групповой комнате
или на участке и по собственной инициативе
устранять его. Хозяйственно-бытовой
труд направлен на обслуживание коллектива
и поэтому заключает в себе большие
возможности для воспитания заботливого
отношения к сверстникам.

Виды
трудового труда в среднем дошкольном
возрасте.

Труд
детей в детском саду многообразен. Это
позволяет поддерживать у них интерес
к деятельности, осуществлять их
всестороннее образование и воспитание.

Различают
четыре основных вида детского труда:
самообслуживание, хозяйственно-бытовой
труд, труд в природе и ручной труд.
Удельный вес отдельных видов труда на
разных возрастных этапах не одинаков.
Каждый из них обладает определенными
возможностями для решения воспитательных
задач.

Самообслуживание
направлено на уход за собой (умывание,
раздевание, одевание, уборка постели,
подготовка рабочего места и т. п.).
Воспитательное значение этого вида
трудовой деятельности заключено прежде
всего в ее жизненной необходимости. В
силу ежедневной повторяемости действий
навыки самообслуживания прочно
усваиваются детьми; самообслуживание
начинает осознаваться как обязанность.

В
младшем дошкольном возрасте самообслуживание
связано с определенными трудностями
(недостаточное развитие мускулатуры
пальцев, сложность усвоения
последовательности действий, неумение
их планировать, легкая отвлекаемость),
что тормозит процесс формирования
навыков, порой вызывает у ребенка
нежелание выполнять необходимые
действия. Однако уже у этих детей
воспитатель начинает развивать умения
обслуживать себя, добиваясь аккуратности
и тщательности выполнения необходимых
действий, самостоятельности, формирует
привычку к чистоте и опрятности. Все
это требует от него терпения, настойчивости
и доброжелательности, поддержки малышей
в их порой тщетных усилиях. Руководя
самообслуживанием детей, воспитатель
индивидуально общается с каждым ребенком,
устанавливает с ним разнообразные
контакты, поддерживает его положительное
эмоциональное состояние. Называя
предметы одежды и ее частей, необходимые
действия, он расширяет словарь детей.
Они ощущают заботу о себе, проникаются
чувством любви и доверия к взрослым, их
обслуживающим.

В
среднем дошкольном возрасте дети
достаточно самостоятельны в
самообслуживании, и этот вид труда
становится их постоянной обязанностью.
Усложнение воспитательных задач
выражается в повышении требований к
качеству действий, к организованному
поведению в процессе ухода за собой, к
времени, затрачиваемому на это. Воспитатель
формирует у детей приемы взаимопомощи,
учит их, как обратиться за помощью к
товарищу, как ее оказывать, поблагодарить
за услугу.

В
старшем дошкольном возрасте приобретаются
новые навыки самообслуживания: уборка
постели, уход за волосами, обувью.
Процессы, связанные с ним, используются
для решения более сложных воспитательных
задач: формирования у детей привычки к
опрятности и чистоте, навыков поведения
в окружении сверстников. Ребенок
обслуживает себя, находясь рядом с
другими, в связи с чем он должен понимать
нужды и затруднения окружающих.
Воспитатель на конкретных примерах
разъясняет, как надо поступать, учитывая
нужды других: посторониться в раздевальной,
чтобы дать пройти тому, кто уже разделся;
при умывании пропустить вперед дежурных
(им важнее умыться поскорее, чтобы
приступить к своим обязанностям), не
задерживаться у крана, чтобы все умылись
вовремя, попросить разрешения пройти,
чтобы не причинить неудобства кому-либо,
и т. п. Все это формирует у детей
элементарную предупредительность,
уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой
труд

дошкольников необходим в повседневной
жизни детского сада, хотя его результаты
по сравнению с другими видами их трудовой
деятельности и не столь заметны. Этот
труд направлен ни поддержание чистоты
и порядка в помещении и на участке,
помощь взрослым при организации режимных
процессов. Дети научаются замечать
любое нарушение порядка в групповой
комнате или на участке и по собственной
инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой
труд направлен на обслуживание коллектива
и поэтому заключает в себе большие
возможности для воспитания заботливого
отношения к сверстникам. В младшем
дошкольном возрасте воспитатель
формирует у детей элементарные
хозяйственно-бытовые навыки: помогать
накрывать на стол, приводить в порядок
игрушки после игры и мыть их, собирать
листья на участке, сметать снег со
скамеек и т. д. Он обязательно оценивает
нравственную сторону трудового участия
детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли
нашей няне, какие молодцы!», «Ирочка
— заботливая девочка, аккуратная, как
старательно она убирала игрушки!»
Такие оценки вызывают у детей желание
подражать сверстникам, способствуют
формированию представлений о том, как
следует поступать в подобных случаях.

В
средней группе содержание
хозяйственно-бытового труда значительно
расширяется: дети полностью сервируют
стол, готовят все необходимое для
занятий, стирают кукольное белье,
протирают стеллажи от пыли, подметают
дорожки на участке и т. д.

Используя
их возросшие возможности и учитывая
сформированные навыки, педагог приучает
детей к тому, что в труде необходимо
приложить усилие, развивает
самостоятельность, активностей инициативу
в выполнении порученных дел.

В
старших группах детского сада
хозяйственно-бытовой труд еще более
обогащается по содержанию, становится
систематическим, во многом переходя в
постоянные обязанности дежурных. Дети
поддерживают чистоту в комнате и на
участке, ремонтируют игрушки, книги,
оказывают помощь малышам. Особенность
хозяйственно-бытового труда старших
дошкольников состоит в умении
самостоятельно организовать его:
подобрать необходимый инвентарь, удобно
его разместить, привести всё в порядок
после работы. В процессе труда дети
проявляют старательность, стремление
к хорошему результату, доброжелательно
относятся к сверстникам.

Труд
в природе

предусматривает участие детей в уходе
за растениями и животными, выращивание
растений в уголке природы, на огороде,
в цветнике. Особое значение этот вид
труда имеет для развития наблюдательности,
воспитания бережного отношения ко всему
живому, любви к родной природе. Он
помогает педагогу решать задачи
физического развития детей, совершенствования
движений, повышения выносливости,
развития способности к физическому
усилию.

В
младших группах дети с помощью взрослых
кормят рыбок, поливают и моют комнатные
растения, сажают луковицы, сеют крупные
семена, принимают участие в сборе урожая
со своего огорода, подкармливают зимующих
птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель
называет растения, их части, производимые
в труде действия; это расширяет детский
словарь, активизирует его.

В
средней группе труд усложняется. Дети
сами поливают растения, учатся определять
потребность во влаге, выращивают овощи
(сеют семена, поливают грядки, собирают
урожай), с помощью воспитателя готовят
корм для животных (белки, хомяка, кроликов,
кур). Педагог разъясняет, какой корм
нужен тому или иному животному, как он
называется и как его хранить. Процесс
ухода за животными тесно связывается
с наблюдениями за ними. Дети начинают
осознавать зависимость роста и развития
растений, поведения животных от качества
ухода, свою ответственность за них.
Растет заботливость, внимание к обитателям
живого уголка, которые становятся
любимцами детей.

Для
старшей группы в уголке природы помещаются
растения и животные, требующие более
сложных приемов ухода, в огороде
высаживаются различные виды овощей с
разным сроком вегетации, что позволяет
сделать труд более систематическим.

Увеличивается
и объем детского труда. Дошкольники
опрыскивают растения из пульверизатора,
сметают щеточкой пыль с ворсистых
листьев, рыхлят землю. С помощью
воспитателя дети подкармливают растения,
перезаряжают аквариум, вскапывают землю
на огороде и в цветнике, высаживают
рассаду, собирают семена дикорастущих
растений (для подкормки зимующих птиц).
В процессе труда педагог учит детей
наблюдать за ростом и развитием растений,
отмечать происходящие изменения,
различать растения по характерным
признакам, листьям, семенам. Это расширяет
их представления о жизни растений и
животных, вызывает живой интерес к ним.

В
подготовительной группе в процессе
труда в природе дети учатся устанавливать
связи между отдельными явлениями,
обнаруживать закономерности. Формируются
начала материалистического понимания
природных явлений. Расширяются сведения
о растениях и животных, о приемах ухода
за обитателями живого уголка. Повышается
самостоятельность детей в трудовых
делах: они без напоминания определяют
необходимость полива и рыхления почвы,
пересадки растений, посева семян на
огороде, в цветнике, а зимой — в уголке
природы, где постоянно выращиваются
лук и другая зелень. Дети узнают приемы
размножения растений путем черенкования,
выращивания рассады с последующей
пересадкой в грунт. Продолжается уход
за животными в уголке природы (птицами,
белкой, кроликами, голубями, лягушкой,
ящерицей и т. д.).

У
детей повышается ответственность за
состояние живого уголка, огорода и
цветника. Сбор урожая, цветов доставляет
им большую радость. Они дарят цветы
родителям, угощают малышей выращенными
овощами, готовят овощи для винегрета
(моют их, чистят, относят на кухню),
украшают цветами групповую комнату.

Ручной
труд

изготовление предметов из разнообразных
материалов: картона, бумаги, дерева,
природного материала (шишек, желудей,
соломы, коры, кукурузных початков,
косточек персика), бросового материала
(катушек, коробок) с использованием
меха, перьев, обрезков ткани и т, п. —
осуществляется в старших группах
детского сада. Дети изготавливают
необходимые им игрушки, атрибуты для
игр: лодочки, машины, корзинки, домики,
мебель, животных. Такие поделки могут
стать приятным подарком родным и друзьям.
Это имеет немаловажное значение в
нравственном воспитании, приучая детей
оказывать внимание окружающим, потрудиться
ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Ручной
труд развивает конструктивные способности
детей, творчество, фантазию, выдумку.
Так, чтобы смастерить забавного сказочного
человечка из природного материала,
ребенок подбирает крупный желудь для
туловища, чашечку от него для юбочки
или шапочки, раскалывает желудь пополам,
чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники
с интересом приглядываются к природному
материалу, чтобы выбрать форму,
соответствующую задуманному предмету:
из семян клена делают крылышки стрекозы,
из шишки — лесовика и пр. В процессе
работы они знакомятся со свойствами
различных материалов, способами их
обработки и соединения, учатся пользоваться
различными инструментами. Изготовление
задуманных предметов всегда сопряжено
с приложением сил. Ребенку необходимо
проявить настойчивость, терпение,
аккуратность, чтобы предмет получился
прочным, имел опрятный, нарядный вид.

Все
это оказывает большое воспитательное
влияние на детей, формирует их эстетические
чувства и нравственно-волевые качества.

Труд
детей дошкольного возраста в детском
саду организуется в трех основных
формах: в форме поручений, дежурств,
коллективной трудовой деятельности.

Поручения
— это задания, которые воспитатель
эпизодически дает одному или нескольким
детям, учитывая их возрастные и
индивидуальные особенности, наличие
опыта, а также воспитательные задачи.
Поручения могут быть кратковременными
или длительными, индивидуальными или
общими, простыми (содержащими в себе
одно несложное конкретное действие)
или более сложными, включающими в себя
целую цепь последовательных действий.

Выполнение
трудовых поручений способствует
формированию у детей интереса к труду,
чувства ответственности за порученное
дело. Ребенок должен сосредоточить
внимание, проявить волевое усилие, чтобы
довести дело до конца и сообщить
воспитателю о выполнении поручения.

Содержание
поручений определяется в соответствии
с видами труда, рекомендованными
«Программой воспитания в детском
саду»; во многом зависит от возраста
детей, от условий, в которых находится
группа (наличие живого уголка, огорода,
расположение мебели в комнате и т. п.).

В
младших группах поручения индивидуальны,
конкретны и просты, содержат в себе
одно-два действия (разложить ложки на
столе, принести лейку, снять с куклы
платье для стирки и, т. д.). Такие
элементарные задания включают детей в
деятельность, направленную на пользу
коллектива, в условиях, когда они еще
не могут организовать труд по собственному
побуждению.

Поручение
дает воспитателю возможность
индивидуализировать приемы руководства
детьми: одному помочь, другого научить,
третьему оказать поддержку, одобрить.
По мере накопления дошкольниками опыта
участия в выполнении поручений воспитатель
усложняет их содержание. Так, в средней
группе он поручает детям самостоятельно
постирать кукольное белье, вымыть
игрушки, подмести дорожки, сгрести песок
в кучу. Эти задания более сложны, ибо
содержат в себе не только несколько
действий, но и элементы самоорганизации
(подготовить место для работы, определить
последовательность ее и т. п.).

Число
поручений в средней группе значительно
возрастает, так как постепенно обогащается
опыт участия детей в труде, их умения
становятся более прочными. Педагог
имеет теперь возможность давать поручения
сразу нескольким дошкольникам, хотя
каждому из них определяется конкретное

дело.
Таким образом, в труде все чаще начинают
принимать участие одновременно несколько
детей, что дает возможность чаще и более
систематично включать их в полезную
работу.

Поручения
становятся средством формирования у
детей привычки к трудовому усилию,
готовят их к дежурствам.

В
старшей группе индивидуальные поручения
организуются в тех видах труда, в которых
у детей недостаточно развиты умения,
или тогда, когда их обучают новым умениям.
Индивидуальные поручения даются также
детям, нуждающимся в дополнительном
обучении или особо тщательном контроле,
т. е. при необходимости индивидуализировать
методы воздействия.

Большинство
поручений, уже имевших место в средней
группе, становятся групповыми,
объединяющими от 2 до 5—6 участников, т.
е. принимают коллективный характер.
Воспитатель поручает детям вместе
убрать полки с игрушками, подклеить
коробки для дидактических игр, вымыть
строительный материал и др. Дети выполняют
общее для всех задание, что ставит их
перед необходимостью самостоятельно
распределить работу между участниками,
совместно ее выполнить, убрать после
работы. Это способствует формированию
начал коллективизма, учит проявлять в
процессе труда внимание друг к другу,
оказывать помощь при затруднениях.

Учитывая,
что навыки самоорганизации у детей
старшей группы развиты еще недостаточно,
воспитателю следует уделять большое
внимание разъяснению способов расстановки
оборудования, размещения инвентаря,
распределения работы между ее участниками.
В подготовительной к школе группе при
выполнении общих поручений дети должны
проявлять необходимые навыки
самоорганизации, и поэтому воспитатель
более требователен к ним, переходит от
разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства
— форма организации труда детей,
предполагающая обязательное выполнение
ребенком работы, направленной на
обслуживание коллектива. Дети поочередно
включаются в разные виды дежурств, что
обеспечивает систематичность их участия
в труде. Назначение и смена дежурных
происходят ежедневно. Дежурства имеют
большое воспитательное значение. Они
ставят ребенка в условия обязательного
выполнения определенных дел, нужны для
коллектива. Это позволяет воспитывать
у детей ответственность перед коллективом,
заботливость, а также понимание
необходимости своей работы для всех.

Дежурства
вводятся постепенно. В младшей группе
в процессе выполнения поручений дети
приобрели навыки, необходимые для
накрывания на стол, стали более
самостоятельны при выполнении работы.
Это позволяет в средней группе в начале
года ввести дежурства по столовой.
Ежедневно за каждым столом работает
один дежурный. Воспитатель учит ребенка
соблюдать последовательность в работе,
контролирует его, приходит на помощь,
учитывая его индивидуальные особенности.

Оценивая
работу дежурных, он подчеркивает их
старательность, тщательность выполнения
обязанностей, заботу о товарищах, помощь,
оказанную взрослому.

Во
второй половине года вводятся дежурства
по подготовке к занятиям. Воспитатель
назначает 2—3 дежурных (в зависимости
от объема работы) и сам распределяет
между ними работу, приходит им на помощь,
учит детей доводить дело до конца,
убирать использованное оборудование.

В
старших группах вводится дежурство по
уголку природы. Дежурные ежедневно
сменяются, каждый из детей систематически
участвует во всех видах дежурств. Как
правило, дети дежурят вдвоем. При подборе
дежурных учитываются растущие дружеские
связи между детьми, удовлетворяется их
желание работать с кем-либо из сверстников.
Если умения одного из дежурных более
совершенны, ему советуют быть внимательным
к товарищу, оказывать ему помощь, но не
лишать самостоятельности, не выражать
свое недовольство его медлительностью
или неумением. Воспитатель учит детей
согласовывать свои действия, определять,
что надо делать с учетом действий
товарища, договариваться о том, кто и
какую часть работы будет выполнять,
приучает к самоконтролю, экономным по
времени и силам приемам труда.

Таким
образом, необходимо отметить разнообразие
видов детского труда в ДОУ: самообслуживание,
хозяйственно-бытовой труд, труд в природе
и ручной труд. Удельный вес отдельных
видов труда на разных возрастных этапах
не одинаков. Каждый из них обладает
определенными возможностями для решения
воспитательных задач. Это позволяет
поддерживать у детей интерес к трудовой
деятельности и осуществляет их
всестороннее развитие. Основные формы
трудовой деятельности детей дошкольного
возраста в детском саду: поручения,
дежурства и коллективная трудовая
деятельность. Руководство детской
трудовой деятельностью требует от
педагога знания специфики развития и
воспитания ребёнка, а также умения
активно способствовать приобретению
необходимых навыков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Все в одном руководство бесконечное лето
  • Мануал основы access consciousness
  • Инструкция по приготовлению пива в домашних условиях
  • Руководство на китайский телефон
  • Скачать бесплатно мануал дэу нексия