Методика руководства хозяйственно бытовым трудом детей дошкольного возраста

Содержание хозяйственно-бытового труда и методы руководства им в подготовительной группе

Цель: Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Содействовать:

  • овладению системными знаниями о труде людей в обществе на уровне обобщенных преставлений на основе ознакомления с разными видами труда;
  • овладению новыми видами труда, совершенствованию качества выполнения освоенных ранее видов трудовой деятельности;
  • овладению новыми формами организации труда (индивидуальные длительные поручения, совместный тру в дежурстве, бригадный совместный труд — коллективный), новыми ролями (бригадир, участник бригады);
  • превращению освоенных видов трудовой деятельности, выполняемых на уровне самостоятельности, в форму самовоспитания и саморазвития ребенка как одаренной, неповторимой индивидуальности, отличающейся креативным творчеством, потребностью в гармонии и красоте, проявляющей инициативу как в индивидуальных формах организации, так и в коллективной; в форму самовоспитания ответственности, воли, адекватной самооценки полученных результатов, направленных на проявление любви, заботы, уважения к себе и другим, других нравственных характеристик личности;
  • углублению эмоционального отклика на эстетические качества предметов, на результаты труда, чувства удовлетворения от самостоятельного трудового усилия;
  • использованию трудовой деятельности как источника познания ребенком других людей и самого себя для формирования самооценки.

      Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного  возраста;

в  процессе  формируется   личность   ребенка,   складываются   коллективные взаимоотношения.

      Труд  детей  дошкольного   возраста   является   важнейшим   средством

воспитания. Весь процесс воспитания детей в  детском  саду  может  и  должен быть организован так, чтобы они научились понимать  пользу  и  необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе  с  любовью,  видеть  в ней радость – необходимое условие для  проявления  творчества  личности,  ее талантов.

      Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому  и  в  воспитательной  работе  труд должен быть одним из самых основных элементов.

                                                                                                  А. С. Макаренко.                         

Труд основа человеческой жизни.

            Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания. Основой является именно труд. Но что такое  труд —  это  совсем не то, чем заняты руки  ребенка,  подростка.  Труд  это  то,  что  развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему  самоутвердиться.

            Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть  творческим,  потому  что  именно творческий труд, делает человека богато духовно.

            Труд развевает человека физически. И, наконец,  труд  должен  приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать,  что  труд  это проявление людей друг о друге.

Содержание хозяйственно бытового труда и методы руководства им.

          В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка  в  групповой комнате, и на участке.

              Этот труд как, не какой другой, дает  возможность  воспитать  у  детей

аккуратность,  желание  поддерживать  чистоту  и  порядок.  У дошкольников, постоянно  участвующих  в   хозяйственно   бытовом   труде,   как   правило, сформировано  бережное  отношение  к  вещам,   стремление   по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок,  помощь  товарищу.  Дети активно  включаются  в   различные   виды   хозяйственно   бытового   труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют  наметить  последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

              Содержание этого вида труда в подготовительной группе  значительно

разнообразнее,  чем  в  младшем.  Если  взрослые  не  разделяют  труд  пяти-

шестилетних детей на женский и мужской, то и дети не будут этого  делать.  У мальчиков в частности, начнет  формироваться  привычка,  принимать  активное участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.

              Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году  жизни.  Даже  ограниченные  физические  и  духовные возможности   маленького   ребенка,   дают    ему    возможность    проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений,  во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении,  на  участке,  с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.

      Хозяйственно — бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе  его  не только повторяются трудовые  операции,  но  и  возникают  типично  жизненные ситуации. При этом  от  ребят  при  выполнении  трудовых  заданий  требуется слаженность действий, умение  устанавливать  правильные  деловые  отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение  подобных дел;  особый  эмоциональный  настрой  ( готовность   принять   участие   в хозяйственно-бытовом труде,  удовлетворение  от  оказания  помощи  товарищу, воспитателю,  младшему воспитателю,  маме.)  способствует  формированию  таких  качеств,  как трудолюбие,   настойчивость,   упорство,   доброжелательное   отношение    к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте  с тем  коллективистических  начал  личности  дошкольника.  Он  создает  больше возможности для воспитания у  детей  элементарных  навыков  культуры  труда:

              В процессе хозяйственно – бытового  труда  создаются  возможности  для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения  замечать  малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

              Необходимость  в  данном  труде  в  детском  саду  и  дома   возникает

постоянно, он сопровождает любую деятельность  детей.  Например:  в  течении нескольких  дней  дети   обыгрывают   постройку,   сделанную   из   крупного строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть  с  нее пыль.  Или  ребенок  хочет  рисовать;  он,  выбирая  карандаш,  обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать.  После  этого  ребенок  должен  собрать сор, отнести его в определенное место.

              В быту постоянно возникает необходимость потрудится:  кто-то  случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно  вымыть,  вытереть  или подобрать. Таким образом, создается возможность для  воспитания  у  детей  к готовности к труду, привычки к трудовому усилию

              Особенности   хозяйственно-бытового   труда   обусловлены   тем,   что

результаты его иногда незаметны, как и в других  видах  труда.  Он  наглядно

ощутим лишь не  продолжительное  время:  протерли  пыль комнатных растений,  завтра  она  вновь появилась;  накрыли  стол  к  обеду,  пообедали,  все  убрали.  И  ничто  не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до  конца.

В месте с тем повторений изо дня в день одних и тех же  дел  снижает  к  ним интерес. Дети  не  редко  отказываются  дежурить,  выполнять  поручения  или работают без особой тщательности.

              Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение  к  повседневной однообразной, но жизненно необходимой  работе  важно  создавать  оптимальные условия. Надо продумать расположения всего инвентаря. Не  обязательно  чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было  отведено  определенное место. Так если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков  для стирки  кукольного  белья,  рядом  клеенка,  которую  стелют  на  пол  перед стиркой, неподалеку мыло  в  мыльницах,  маленькие  ведерки  или  миски  для раскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и  прочие,  детям будет легче приготовиться к работе.

              Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети  вытирает тазики после стирки белья, и тряпочки,  чтобы  ими  можно  было  стереть  со стола, вытереть фартуки.

              Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и ее организации.

              Формируя  элементарные  навыки  хозяйственно-бытового  труда,  следует продумывать его организацию и  приемы,  которые  используются  при  обучении детей  тем  или  иным  умениям.  Давая  детям  представления  о   содержании хозяйственно-бытового  труда  взрослых,  его  общественной   направленности, вырабатывая  трудовые  умения  и  навыки,  пробуждая   интерес   и   желание заниматься данным трудом, мы используем в нашей  группе различные формы  организации  трудовой  деятельности детей, все средства воспитательное -образовательного процесса.

              Хозяйственно бытовой  труд  включает  в  себя  умение  поддерживать  и наводить порядок в групповой комнате,  помещениях,  примыкающих  к  ней,  на участке и дома, а также участие организации бытовых процессов, подготовке  к занятиям, прогулкам.

              Дети нашей группы убирают игрушки,  книги,  помогают  нам вынести игрушки  на участок, протирают листья растений,  раскладывают на столы материал для занятия, убирают их после занятий.  При  подготовке  к еде дежурные дети  раскладывают салфетки, ложки,  расставляют  тарелки для хлеба,   тарелки для первого,   бокалы. Стирают  и  развешивают кукольное белье, поливают цветы.

          По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении  действий,  учатся   работать   быстро,   правильно,   аккуратно.

Овладения   навыками,   умениями   в   сфере   хозяйственно-бытового   труда обеспечивает большую активность, инициативу действий  в  быту,  в включения различных трудовых процессов.

                             Хозяйственно бытовой труд.

              Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки, мыть их, стирать кукольное белье; помогают  подклеивать книги, коробки. В весенний и осенний период вместе с нами убирают на участке мусор, в зимний – расчищать снег.

                   Виды работ в подготовительной группе.

              В  подготовительной  к  школе  группе  хозяйственно  –  бытовой   труд

осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит  дальнейшее  нарастание объема хозяйственно бытовых дел. К процессам  сервировки  стола  добавляются такие, как дежурства парами, у них будет общий поднос, все раскладывают одновременно.

             Дети седьмого года жизни умеют наводить порядок в шкафах с игрушками и материалами.

              Активное участие детей седьмого жизни в хозяйственно –  бытовом  труде осуществляется  одновременно  в  двух   направлениях:   через   коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания  и  через  выполнения поручений,  обязанностей  дежурных,  дел,  связанных  с   реализацией   цели деятельности, полезной окружающим. Можно  предложить  детям  помочь взрослым навести порядок в  групповой  комнате,  спальне.

              Участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие  дошкольники  ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд  требует  от  ребят большого терпения, постоянных трудовых усилий,  повседневного  самоконтроля.

Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются  в  работу,  носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых  обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском  саду. Убирая за собой  игрушки, стирая тряпочки после рисования красками,  промывая  комнатные  растения,  и дети убеждаются в необходимости этого труда.

            Наша  задача – воспитывать и поддерживать у  детей  положительно  –

эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому  труду.  Для  этого  тогда надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование  терпение к грязи, неряшливости, эмоционально –  эстетическую  чуткость  к  окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в  хозяйственно– бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем.  Включаясь  в выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие дошкольники  приобретают  ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении  в школе.

              В  работе  с  детьми  подготовительной  группы  следует   практиковать

включение их в такую работу; результаты, которой важны  для  детского  сада. Например, для  лучшего  осознания  необходимости оказывать  помощь  другим  нужно  формировать  у   детей   представление   о содержании хозяйственно – бытового труда, об общественной  значимости  труда взрослых. Знакомство детей с трудом кастелянши, завхоза  осуществляется  через специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а  также  в  повседневной жизни.

              Руководство хозяйственно —  бытовым трудом детей  6-7  лет  не  должно

быть не навязчивым, ни  подчеркнутым.  Старшие  дошкольники  к  этому  очень чувствительны. Только тогда дети в процессе совместного труда ведут себя  не принужденно свободно.

              Приучая  детей  старшего  дошкольного  возраста   к   систематическому

хозяйственно – бытовому труду, надо  чаще  использовать  игровые  формы  его организации. Включаясь в любое серьезное  дело,  ребенок  в  известной  мере обыгрывает его,  подражая  старшим.  Однако  ему  нравится;  когда  к  этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие  в труде, игре как исполнители или заказчики. (Третья неделя сентября) В спальне, например: Куклы уже испачкали свою одежду (в глазах огоньки юмора). Вода у нас есть? И мыло есть? Ну, если замочите белье, думаю, что оно не замерзнет?! (Лукаво). А вот Как стирать вы будете?! Может получиться так, что перестирывать придется?!

Дети: Нет, мы будем отдельно: темное отдельно от светлого…

В: А как вы считаете, можно выстирать и быстро, и хорошо?

Дети: Можно, одни могут стирать темное, а другие – светлое. И дети решают  или сделают бригады равными по числу участников. После сна, дети открыли фабрику –прачечную. Бригада «стиральщиков», «полоскальщиков», «сушильщиков». Перед ними собранное в широком тазу или в коробке грязное белье, цветное и белое вперемешку. Выбираем главного бригадира цеха. После этого играем игру «Стираем». Требуем качества исполнения каждого движения – очень низкий наклон, когда «полощут», энергичные действия, обозначающие «стираем». На слова «мы вешаем» нужно на первую фазу – развешивается на веревке. Показываем все действие.

Наш «театр» должен быть так убедителен, чтобы и  дети представили то белье, которое в нашем воображении. Это игра должна подготовить ожидание ими прелести то предстоящей деятельности. Наше отношение придаст азарт их эмоциям. Те неудачи, которые были как ошибки игры, мы должны показать, как огорчение от невозможности получить белье нужного качества, то есть игра! Они поймут, какую радость должны испытать: «Ах какое чистое белье получили из прачечной!» Без единой морщинки, без единого пятнышка…. душистое, очень приятное!!

Опыт эмоционального переживания, испытанного в игре, — условие для возникновения у ребенка потребности достичь такого же эффекта и в своем труде. Образ воспитателя – это манок для подражания!

Все сами  для себя организуют, А мы с няней быстро наливаем обеим подгруппам. Но первым – стиральщикам.

Бывает так, что действительно кукольное белье грязное. Тогда в тихий час надо его замочить в порошке, крепко отжать и вяленым, чуть подсушенным передать детям. Тогда они сумеют довести до чистоты.

Те же требования относятся и к другим видам деятельности. Прежде чем кисти мыть или баночки из – под клея, их после занятия сразу заливают холодной водой, краска сливается сливается в унитаз нами, а потом дети уже домывают их теплой водой до чистоты.

Объем трудового действия – два предмета на каждого ребенка. Но дети должны сами выбрать – либо два из белого белья, либо два цветного. А в цветном нельзя вместе стирать синее и красное… Лучше темно- синее и голубое, два темных тона или два цветных тона…

Стирка – это только предлог для раскрытия детям смысла коллективной организации труда, для развития их взаимоотношений на нравственных началах.

              Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть  направлены  на то, чтобы  предупредить  ошибку  в  работе,  вовремя  посоветовать,  как  ее исправить, оказать не обходимую помощь. При  таких  приемах  педагогического руководства в  старшем  дошкольном  возрасте  к  моменту  перехода  в  школу удается сформировать  довольно  стойкие  мотивы,  определяющие  нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

     Вывод

Таким образом, трудовая  деятельность  является  одним  из  важных  факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным  образом меняет все представление о себе и об окружающем  мире.  Радикальным  образом меняется  самооценка.  Она  изменяется  под  влиянием  успехов  в   трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка  в  детском  саду.

Главная  развивающая  функция  труда  –  это   переход   от   самооценки   к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются  способности,  умение и  навыки.  В  трудовой  деятельности  формируются  новые   виды   мышления.

Вследствие коллективного труда  ребенок  получает  навыки  работы,  общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка  в  обществе.  Труд  является равнозначным предметом программы обучения.

Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в
старшем дошкольном возрасте
  
Хозяйственно   ­     бытовой   труд   в   детском   саду   разнообразен   по
содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке. 
В   работе   с   детьми   шестого   года   жизни   уделяет   большое   внимание
дальнейшему   расширению   процессов   хозяйственно   –   бытового   труда:   во
время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няни убирать со
стола   посуду.   Повышаются   требования   к   правильному   пользованию
предметами домашнего обихода, оборудованием труда.
Хозяйственно   –  бытовой   труд   детей   старшего   дошкольного   возраста
значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире
использовать   его   как   средство   нравственного   воспитания   детей:
формирование   целеустремленности,
  понимание
необходимости   и   важности   бытового   труда   людей,   уважения   к   нему,
воспитание положительности, организованности, понимания необходимости и
важности   бытового   труда   людей,   уважение   к   нему,   воспитание
положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности. 
  организованности,
В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение
детей к помощи взрослым. Так организуя смену чистого белья, няня поручает
ребятам   надеть   наволочки,   застелить   простыни.   Дети,   выполняя   это
поручение, чувствуют себя настоящими помощниками взрослого.
В  процессе   труда   взрослый   сам   является   образцом   для   подражания:
показывает   не   только   приемы   работы,   но   и   пример   отношения   к
повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети
были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели
в няне организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам
группы и более младшем детям. 
В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно – бытовому труду
важную   роль   играют   общие   поручения,   когда   воспитатель   предлагает
нескольким   детям,   выполнить   какую   –   то   работу.   Поскольку   навыки
самоорганизации   у   детей   еще   сформулированы   недостаточно,   воспитатель
обсуждает с ними выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что
для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим,
не на сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться,
кто   какую   общую   часть   дела,   будет   выполнять.   Если   приемы   детям   не
знакомы, воспитатель включается в работу сам, показывает как выполнять
трудное   или   не   знакомое   действие,   как   организовать   дело,   учит     умению
договариваться с друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает,
как   может   быть   достигнута   согласованность   действий,   договоренность. Воспитатель   постепенно   приучает   детей   самим   ставить   цель,   планировать
работу, доводить до конца. 
Основная   форма   организации   хозяйственно   –   бытового   труда   детей
старшей   группы   –   включение   их   в   коллективную   трудовую   деятельность
общественного значимого содержания.
В   подготовительной   к   школе   группе   хозяйственно   –   бытовой   труд
осваивается   детьми   как   вид   труда   в   целом.   Происходит   дальнейшее
нарастание объема хозяйственно бытовых дел. К процессам сервировки стола
добавляются   такие,   как   украшение   столов   цветами,   раздача   второго   и
третьего блюда.
Дети   седьмого   года   жизни   умеют   протирать   стулья,   подоконники,
наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.
Активное   участие   детей   седьмого   жизни   в   хозяйственно   –   бытовом
труде   осуществляется   одновременно   в   двух   направлениях:   через
коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и
через   выполнения   поручений,   обязанностей   дежурных,   дел,   связанных   с
реализацией   цели   деятельности,   полезной   окружающим.   Скажем,   навести
порядок на веранде у малышей, подмести на их участке площадку, Можно
предложить детям помочь взрослым навести порядок в групповой комнате,
спальне, стереть пыль со шкафов.
Участвуя   в   хозяйственно   –   бытовом   труде,   старшие   дошкольники
ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует
от  ребят  большого   терпения,  постоянных   трудовых   усилий,  повседневного
самоконтроля. Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в
работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных
трудовых обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском саду.
Убирая   за   собой   игрушки;   стирая   тряпочки   после   рисования   красками,
промывая комнатные растения, и дети убеждаются в необходимости этого
труда. 
Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно –
эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому труду. Для этого тогда
надо   создавать   такие   условия,   которые   обеспечивали   бы   формирование
терпение к грязи, неряшливости, эмоционально – эстетическую  чуткость к
окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в
хозяйственно –  бытовой  труд,  им  дают  почувствовать,  что  их  труд  нужен
всем.   Включаясь   в   выполнение   хозяйственно   –   бытовых   дел,   старшие
дошкольники   приобретают   ряд   полезных   практических   навыков,   которые
пригодятся им в жизни при обучении в школе. 
Организуя   выполнение   детьми,   какого   –   либо   дело   хозяйственно   –
бытового   назначения,   направленного   на   помощь   окружающим,   воспитатель
стремится использовать любую возможность, не оставив без внимания не одно
действие детей. Например, педагог говорит:  <<  Сегодня Игорь помог няне
младшей группе стереть пыль со столов и скамеек на участке. И мне это было особенно приятно его внимание к взрослому, потому что он, строя из песка
сооружения, оставил свое занятие, чтобы сделать это доброе дело. Спасибо
тебе Игорь, ты не подвел нашу группу.>> 
В   работе   с   детьми   подготовительной   группы   следует   практиковать
включение их в такую работу; результаты, которой важны для детского сада.
Например, помочь завхозу принести некоторые продукты, принять участие в
заготовке овощей, фруктов на зиму. Для лучшего осознания необходимости
оказывать   помощь   другим   нужно   формировать   у   детей   представление   о
содержании   хозяйственно   –   бытового   труда,   об   общественной   значимости
труда   взрослых.   Знакомство   детей   с   трудом   дворника,   завхоза
осуществляется через специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а
также в повседневной жизни. С этой же целью используются произведения
художественной литературы:<< Аленушка >>. Е. Благинина, << У бабки была
внучка >>. Л.Н. Толстой, << Мишкина каша >>. И << Наш котенок >>. Н.
Носова,   а   также   картины   и   иллюстрации   к   книгам.   Поскольку   в
подготовительной группе дети овладевают основными трудовыми навыками,
очень   важно   уметь   вовремя   перейти   обучения   этим   навыкам   к   их
использованию в повседневной жизни. Обучением навыкам необходимо тогда,
когда ребенку дается новое задание, которое он ранее некогда не выполнял,
или когда он трудовыми действиями не овладел. При повторном выполнении
такой работы ребенку нужно постепенно предоставлять возможность самому
вспомнить;   как   ее   следует   выполнить,   также   создавать   такие   условия,
которые   ставили   бы   его   перед   необходимостью   трудиться   повседневно   и
самостоятельно.
Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной
инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения
хозяйственно   –   бытовому   труду   на   первых   порах   давать   им   конкретные
трудовые задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить
просушить,   стереть   пыль   со   шкафов   для   полотенец,   вымыть   комнатные
растения.   Такие   задания   нужно   давать   детям   до   тех   пор,   пока   они   не
научились   выполнять   их   самостоятельно.   В   дальнейшем   руководство
хозяйственно – бытовым трудом ребят должно состоять в том, что взрослый,
не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их
самих   подумать,   что   и   как   нужно   сделать.   Так   у   детей   формируется
наблюдательность, сообразительность, внимательность. 
Как и в предыдущих группах, важным фактором воспитания у детей
интереса   к   хозяйственно   –   бытового   труда   является   общение   ребят   с
воспитателями, няней, дворником во время уборки групповой комнаты или
участка детского сада.
Руководство хозяйственно ­  бытовым трудом детей 6­7 лет не должно
быть не навязчивым, ни подчеркнутым. Старшие дошкольники к этому очень
чувствительны. Только тогда дети в процессе совместного труда ведут себя
не принужденно свободно. Приучая   детей   старшего   дошкольного   возраста   к   систематическому
хозяйственно – бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его
организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере
обыгрывает   его,   подражая   старшим.   Однако   ему   нравится;   когда   к   этому
серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в
труде, игре как исполнители или заказчики. 
Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть направлены
на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее
исправить,   оказать   не   обходимую   помощь.   При   таких   приемах
педагогического   руководства   в   старшем   дошкольном   возрасте   к   моменту
перехода   в   школу   удается   сформировать   довольно   стойкие   мотивы,
определяющие   нравственную   основу   личности   ребенка,   его   трудовой
деятельности.

 Организация, проведение  и
самоанализ руководства посильным трудом детей  дошкольного возраста
(хозяйственно-бытовой труд)

Оглавление

Задание 1

Задание 2
………………………………………………………………………….9

Задание 3
…………………………………………………………………………16

 

1. Организация, проведение  и самоанализ
руководства посильным трудом детей младшего дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой
труд):

         1) Насколько формы организации детей отвечают уровню развития их
трудовой деятельности и опыту;

Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. Это обращенная
к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.

В младших группах труд
детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что
младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с
воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий,
кормить рыб, птиц, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт
на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В
процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками,
справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Во второй младшей группе
в поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут
принимать участие три-четыре ребёнка одновременно. Каждый из них выполняет своё
задание, действует в темпе, соответствующем своим индивидуальным особенностям и
уровню умений, и по окончанию работы получают оценку педагога. Такая
организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и
работает одновременно с другими участниками, но не испытывает никакой
зависимости от них. В младшей группе особенно важно замечать детскую инициативу
(увидел, что валяется игрушка — подними, положи на место и т.д.).

Дежурства — более сложная по сравнению с поручениями форма организации
труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей
достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное
выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Во втором
полугодии (в конце) второй младшей группы или вначале средней группы, вводится
дежурство по столовой, т.к. оно наиболее доступно и понятно детям [4].

Общий труд. В процессе данного труда каждый ребенок выполняет свое задание,
не зависящее от других участников труда, но результат труда — общий.

Впервые общий труд может
быть организован в средней группе во второй половине года. При такой
организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного
задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил.
Так, стереть с полки пыль быстрее, чем переодеть кукол, вымыть растение сложнее
и дольше, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время
работы каждого ребенка, следует наиболее сложное дело поручить 2-3 детям.
Поэтому использование данной формы организации труда в младшем дошкольном
возрасте принято считать нецелесообразным [5].

2) насколько приемы
педагога учат самостоятельно определять необходимость работы.

Дети младшего дошкольного
возраста не могут ставить цель в труде, они не могут сказать себе: «Я сделаю
это», «Я хочу сделать это», потом удержать эту цель и следовать ей в процессе
выполнения задуманного. Поэтому привлечение детей к участию в деятельности
является важной задачей, которая решается в младшем дошкольном возрасте. Но
развитие этого вида совместной деятельности происходит тогда, когда развиваются
активные отношения ребенка со сверстниками. Главная задача педагога: создать
атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения и планирования, увлечь детей
перспективой получения совместного продукта [1].

3) оцените, насколько
педагогически оправдано участие воспитателя в работе детей;

Особенность данного
компонента трудовой деятельности дошкольников — участие взрослого.
Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны. Ребенок
постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под
непосредственным руководством взрослого, при его показе. Таким образом,
говорить о трудовой деятельности у младших дошкольников преждевременно, речь
может идти лишь о формировании отдельных трудовых умений, действий. Поэтому под
влиянием воспитателя у детей постепенно развивается способность ставить цель,
заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что
понадобится, определить последовательность действий), доводить дело до
получения результата [2].

5) какие нравственно-волевые
качества проявляются у дошкольников, и как педагог способствует закреплению
положительных проявлений:

—        оцените трудовые
навыки детей с точки зрения целесообразности, последовательности действий, как
педагог совершенствует трудовые навыки детей.

Хозяйственно-бытовой труд
составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии
целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей
становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.
Хозяйственно-бытовой труд менее интересен для ребенка младшего дошкольного
возраста, так как в нем ребенок не видит ощутимых результатов момента
созидания. Он не может использовать результаты такого труда в дальнейшей
деятельности. Но этот труд подготавливает ребенка к жизни в социуме. Получение
результата труда становится для ребенка важным критерием, по которому он может
судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается
в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую,
более сложную работу. В то же время постоянные неудачи не только огорчают его,
но и постепенно формируют негативное отношение к данной деятельности,
разочарование в собственных силах. Начинается с раннего возраста путем
индивидуального обучения. Происходит в течение всего дня. Особенности
возрастного взаимодействия взрослого и ребенка при обучении этим навыкам: в
младшем дошкольном возрасте – это терпеливое разъяснение [3].

5) отношение детей к
результату деятельности, степень адекватности полученных результатов:

—        к каким дружеским
проявлениям побуждает педагог при оценке работы товарищей, какими приемами;

Хозяйственно – бытовой
выступает как общественно значимый, направленный на формирование осознания
труда для общей пользы. При оценке работы товарищей педагог содействует формированию
начал коллективных взаимоотношений, умению работать вместе, дружно,
преодолевать препятствия, планировать и предвидеть этапы последовательного
выполнения [1].

— насколько
самостоятельны дети в оценке совей деятельности и работы товарищей;

В младшем дошкольном
возрасте у ребёнка повышаются активность и целенаправленность действий,
разнообразнее и координированнее становятся движения. Дети начинают овладевать
умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро
отвлекаются и переходят от одного дела к другому. Так в младших группах
основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного
отношения к труду.

Положительная оценка
взрослого даже не больших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение,
рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с
детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребёнку избалованному, имеющему
склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно [3].

—        какими приемами
формируется у детей умение оценивать, побуждает ли педагог к нахождению причины
неудач, ошибок.

В воспитании детей
большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его
видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию. Педагогу необходимо
поддерживать интерес к этому виду труда, используя игровые приёмы,
систематически напоминая и контролируя действия детей. Например: перед мытьём
рук говорить, «Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто
насухо вытер руки». Во время раздевания периодически вспоминать, в каком
порядке снимается одежда.

Хорошим стимулом к
выполнению трудовых действий является оценка деятельности ребёнка, поощрение
его успехов. К концу младшего дошкольного возраста уже начинает проявляться
стремления научить товарища тому, что умеют сами. Это желательно отмечать;
говоря: «Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь выглядит опрятно», или
«Как хорошо поступил Миша, он помог Андрюше убрать строитель» и т.д. Но
некоторые дети злоупотребляют добротой товарищей и постоянно ждут, когда им
помогут, в таком случае надо говорить: «Сейчас Егор уберёт машины на полку и мы
поиграем в интересную игру» [5].

—        Действующий
приём в этом возрасте, это привлечение детей к анализу результатов труда.
Например: «Сейчас мы с Алиной и Галей посмотрим, как дети оделись. Посмотрите,
как быстро и аккуратно оделась Марина» и т.д. Ко всему к этому надо стараться
дать детям больше самостоятельности. Но в то же время помнить, что приём
объяснения и показа способа действий в этом возрасте занимает большое место.
Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные
связи, т.е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье
– будешь ходить в мятом [2].

 

2.
Организация, проведение и самоанализ руководства посильным трудом детей старшего
дошкольного возраста (труд в природе)

 Аналитическая справка

 «Организация, проведение и самоанализ руководства посильным трудом
детей старшего дошкольного возраста (труд в природе)»

Дата изучения 20.07.2016г.                  Группа
с
таршая

Ф.И.О. воспитателя:
Куценко Л. П
.            Количество детей 20

Тема
занятия:
«Организация, проведение и самоанализ руководства посильным трудом
детей старшего дошкольного возраста (труд в природе)»

Задачи:

1. Познавательное
развитие:

      
Уточнять и закрепить знания
детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы.

      
Воспитывать у детей интерес к
растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.

2.
Социально-коммуникативное развитие:

      
Закреплять умение планировать
свою деятельность и распределять обязанности между участниками.

      
Закреплять знания о действиях
с инвентарем.

      
Упражнять детей в умении
определять растения, нуждающиеся в уходе, делать выводы о нехватке тех или иных
условий.

      
Развивать культуру трудовой
деятельности, любознательность.

3. Речевое развитие:

      
Развивать диалогическую речь.

Критерии анализа

Комментарии

1

дети
принимают цель труда, охотно принимают предложение воспитателя или им
необходима дополнительная мотивация («Помогите мне»);

Занятие
прошло интересно, дети в ходе занятия выполняли различные задания – опыты, на
занятиях дети были задействованы на 100%. Предложенные эксперименты связывают
творческие проявления детей и их эстетическое развитие. Воспитатель выбрала
на данном занятии наиболее эффективный способ – познание нового путем опытов.

2

дети
самостоятельны при определении предмета труда, вычленяют его особенности или
предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью
воспитателя.

На
занятие дети делали умозаключения, они осознали важность воды в жизни
растений, выражали мысли словами. Воспитатель группы побуждает детей к
использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у
детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление,
однако, речь воспитателя подавляет инициативу детей.

3

дети
предвидят результат труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

дети
практически воплощают интересные замыслы, предвидят конечный результат,
который найдет свое применение в качестве украшения помещения, станет легче
дышать.

4

справляются
с заданием при помощи взрослого или самостоятельно;

Учебный
материал был преподнесен так, что они сам
остоятельно искали
ответы на поставленные вопросы, не только на словах, но и де
йствиях. Путем проб и ошибок.
Дети были активными, заинтересованными

5

все
трудовые действия выполняют достаточно качественно и самостоятельно.

Дети
сначала с помощью педагога, а затем и самостоятельно выходят за пределы
знаний и умений, делают выводы, выдвигают гипотезы.

Вывод: высокий уровень подготовленности воспитателя к занятию обеспечил
качественное выполнение его программного содержания.
Дети проявили познавательную активность по
экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в
познании, в трудовой деятельности в природе.

Рекомендации воспитателю

Сроки выполнения

В
совместной работе с детьми больше стимулировать желания детей самостоятельно
делать выводы, умозаключения

Постоянно

Зав. МБДОУ                                    
Колчанова Л. А.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Поможем
растениям в уголке природы»

Цель: развивать интерес у детей к растениям, вызвать желание наблюдать и
ухаживать за ними.

Задачи:

1. Познавательное
развитие:

      
Уточнять и закрепить знания
детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы.

      
Воспитывать у детей интерес к
растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.

2.
Социально-коммуникативное развитие:

      
Закреплять умение планировать
свою деятельность и распределять обязанности между участниками.

      
Закреплять знания о действиях
с инвентарем.

      
Упражнять детей в умении
определять растения, нуждающиеся в уходе, делать выводы о нехватке тех или иных
условий.

      
Развивать культуру трудовой
деятельности, любознательность.

3. Речевое развитие:

      
Развивать диалогическую речь.

Оборудование и материалы:

      
растения уголка природы;

      
конверт;

      
письмо;

      
инвентарь для работы;

      
схемы, обозначающие вид
инвентаря;

      
схемы — карточки с уловными
обозначениями необходимых условий для роста растений;

      
лейки, распылитель, ванночки,
фартуки, клеенка, тряпочки, кисточки, палочки.

Предварительная работа:

    1)           
наблюдение за растением уголка
природы (особенности внешнего вида, строение);

    2)           
наблюдение в благоприятном и
неблагоприятном состояниях (экспериментирование);

    3)           
наблюдение за трудом
воспитателя, знакомство с моделью трудового процесса);

    4)           
беседы, рассматривание
иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок, трудовая
деятельность, чтение.

Подготовка воспитателя к
НОД:

1. Помощник
воспитателя сделала влажную уборку в групповой комнате, было проведено угловое
проветривание в групповой комнате (дети находились в музыкальном зале).

2. Педагог
подготовил методическую разработку НОД на тему «Поможем растениям в уголке
природе».

3. Педагог
подготовил – конверт с письмом; растения уголка природы; инвентарь для работы;
схемы обозначающие вид инвентаря; схемы — карточки с уловными обозначениями
необходимых условий для роста растений; лейки, распылитель, ванночки, фартуки,
клеенка, тряпочки, кисточки, палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент

— Ребята, сегодня прейдя
в группу, я увидела письмо от Феи Цветов. (открывает конверт и читает)

«Здравствуйте ребята! Я
прилетала в вашу группу пообщаться моими друзьями цветами. Ваша группа мне
понравилась. Но я чуть-чуть огорчена из- за внешнего вида моих друзей
цветочков. Все они пыльные, не политые и не ухоженные. Сейчас я полетела
навестить других своих друзей. Но я знаю, что вы умные и сообразительные ребята
и предлагаю вам игру «Знатоки растений», если справитесь с заданиями и наведете
порядок в уголке природы, я обязательно вас навещу еще раз». Фея Цветов.

— Ну что, ребята, докажем
фее Цветов, что мы «Знатоки растений»

2. Основная часть.

— Скажите, ребята, какие
растения есть в нашей группе?

(Ответы детей)

— Вспомните и
расскажите, какие растения надо поливать не в край горшка, а в поддонник.

 (Ответы детей)

— Назовите растения,
которые нельзя опрыскивать.

(Ответы детей)

— Ребята, кончик
молодого листа у какого растения завернут как улитка? (ответы детей)

— Назовите растения,
которые любят воду.

(Ответы детей)

— Скажите какое растение
цветет в декабре.

(Ответы детей)

— Правильно, ребята,
вы сказали, это мы с вами так называем этот цветок, а по-научному он называется
— зигокактус.

— Ребята, а у какого
комнатного цветка пахнут не только цветы, но и листья?

(Ответы детей)

— Молодцы, ребята, я
думаю, что с первым заданием Феи мы справились. Вы готовы к следующему заданию?
В нашей группе много комнатных растений. Подумайте и скажите, для чего они нам
нужны? (Ответы детей)

— Ребята, они нам нужны
нам для того, чтобы очищать воздух, так как они забирают углекислый газ, а
взамен нам дают кислород.

— Расскажите, что вы
знаете о правильном уходе за комнатными растениями?

(Ответы детей)

— Ребята скажите, какие
условия необходимы для хорошего роста и развития комнатных растений?

(Ответы детей)

— Правильно, молодцы. Знаете
как ухаживать за цветами, и что нужно для роста.

(Ответы детей)

— Ребята, я предлагаю вам
потрудиться. Но перед этим давайте распределим обязанности: кто и чем будет
заниматься.

— Рассмотрите и выберите
те растения, с которыми вы будете работать, определите, какой именно уход нужен
для каждого растения. Подберите нужный материал для своего вида работы, а
помогут вам в этом модели труда.

(Подходит к
первой подгруппе детей)

— Расскажите, что вы
будете выполнять?

(Ответы детей)

— Перечислите правила
поливки комнатных растений?

(Ответы детей)

— Почему вы решили, что
эти растение нужно поливать?

(Ответы детей)

— Продолжайте работу.
Молодцы!

(Подходит ко
второй подгруппе детей)

— Ребята, что вы делаете,
расскажите мне?

(Ответы детей)

— Ребята, с чего вы
начали работу?

(Ответы детей)

— Все правильно,
ребята. Так как растения дышат и листьями, и стеблями, и корнями. Пыль на их
листочках мешает дышать, поэтому крупные листья необходимо очищать от пыли
влажной тряпочкой.

(Подходит к
третьей подгруппе детей)

— Чем вы занимаетесь,
тут, ребята?

(Ответы детей)

— Молодцы! Для того чтобы
растения лучше росли их нужно не только поливать, но и опрыскивать водой
комнатной температуры.

— Ребята, с чего вы
начали работу?

(Ответы детей)

— Молодцы, вы хорошо
знаете свою работу.

(Подходит к
четвертой подгруппе детей)

— Чем вы занимаетесь,
расскажите мне?

(Ответы детей)

Как надо рыхлить?

3. Заключительная часть

Анализ деятельности.

— Ребята вы сегодня
хорошо потрудились, подумайте и скажите, как вы оцениваете свою работу и работу
своих товарищей? Что вы можете сказать о результатах вашего труда?

— Сегодня мы с вами,
ребята, вспомнили о том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные
растения. Кроме природных условий: тепла, света, воды и воздуха, растениям
нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку
растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит
бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких
людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые
руки, даже ласковые слова. Растений надо сажать больше и разных. Нам легче
будет дышать, будет красиво. Я думаю, что фее Цветов очень понравится
результаты вашего труда.

 

1. Наблюдение и анализ
совместной деятельности с использованием детской литературы:

Конспект развлечения для детей
старшего дошкольного возраста

 «Как мы Федору трудиться
учили»

Цель: формирование положительного отношения к труду и его результатам.

Задачи:

1. Учить детей
участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою
деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой
трудишься, является частью общего дела коллектива.

2. Совершенствовать
трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать
свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду
своей группы и коллектива в целом.

3. Закреплять умения
правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику
безопасности.

4. Формировать
убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.

5. Воспитывать
доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь,
положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.

Интеграция
образовательных областей:

«Познание» – расширение
кругозора в части представлений о труде взрослых.

«Социализация» – развитие
добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, освоение правил взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о
труде взрослых.

«Художественное
творчество» – развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем
мире.

«Музыка» – развивать
умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.

«Коммуникация» –
развивать умение делового общения со сверстниками, желание участвовать в
совместной коллективной деятельности. Развивать умение участвовать в
коллективных разговорах.

«Безопасность» –
закрепить правила безопасности в процессе трудовой деятельности.

«Физическая культура» –
развитие физических качеств в процессе освоения разных видов труда.

Методы и приемы: беседа,
объяснение, вопросы проблемного характера, разъяснение, художественное слово,
опора на знания детей, практическая работа, сюрпризный момент.

Место проведения: группа.

Материалы и оборудование:
губки, фартуки, мыльная и чистая вода, подносы, клеенки, веревка, прищепки,
тазы, столы, швабра с тряпкой для мытья пола.

Предварительная работа:
беседа о труде, заучивание пословиц и поговорок о труде, чтение стихотворений,
рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых,
закрепление представлений о труде через дидактические игры.

Прогнозируемый результат:
в результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей сформировано
ценностное отношение к собственному труду и труду своих сверстников; дети
должны понять, что после их работы в группе стало чисто, светло и красиво.

Ход занятия

Воспитатель с детьми
заходят в группу, приветствуют приглашённых гостей (садятся на стульчики).
Слышится шорох, шум за дверями.

Воспитатель: Ой, ребята,
кто – то к нам в гости идёт.

Входит Федора и поёт
песню « про лень».

Песня «Федоры»

1. До чего же хорошо
ничего не делать,

Суп в кастрюльке бы
сварить,

Только кто бы сделал?

Вот кастрюлечка моя

Да вся черным – черна.

Кто помыл бы мне её?

А я совсем больна.

2. Я чайку бы попила –

Самовар пустой.

Может кто – то принесёт

Мне воды простой?

Только чашечка моя

Да вся черным – черна,

Кто помыл бы мне её?

А я совсем больна.

Воспитатель: Кто это
ребята?

Дети: Федора.

Федора: Здравствуйте,
ребята (слова Федоры о том, как хорошо быть лентяйкой).

Воспитатель: Ребята, а
разве хорошо быть ленивым?

Дети: Нет.

Воспитатель: Послушай,
Федора, какие поговорки и пословицы знают ребята про лень.

Пословицы и поговорки:

Лентяй усталости не
знает; У ленивого — всегда завтра и послезавтра; Для лентяев каждый день —
выходной; Лентяй и летом не загорает; Если не будешь лениться, будет хлеб и
соль; От безделья человек портится; Нет болезни страшнее, чем лень; Легко
только тому, кто ничего не делает.

Воспитатель: — Наши
ребята Федора любят и умеют трудиться. Хочешь, мы и тебя научим?

Федора: — Ну, не знаю, а
вы согласны мне помочь?

Дети: — Да

Воспитатель: — Но перед
тем как помочь Федоре, мы поиграем в игру

«Отгадай, какой центр»

Воспитатель показывает
детям по одной карточки, на которых изображены: детские стулья, строительный
материал, кукольный уголок, кукольное бельё. ( всего 4 карточки).

Воспитатель: — Ребята, о
чём говорит вам эта карточка?

Ответы детей:

1 ребёнок — «Центр» для
мытья стульчиков

2 ребёнок — «Центр» для
стирки белья

3 ребёнок — «Центр»
уборки кукольного уголка

4 ребёнок — «Центр» для
мытья строительного материала

Воспитатель: — Молодцы!
Ребята, чтобы произвести уборку, что нам для этого необходимо?

Дети: — Тазики с чистой и
мыльной водой, губки, мыло, фартуки.

Воспитатель: — А теперь,
ребята, слушайте внимательно задание. Сначала девочки подходят, берут карточки
(с изображениями разных центров) и расходятся по своим «центрам» и ждут
мальчиков. Потом мальчики подходят за карточками и расходятся по «центрам».

Практическая работа. Дети
расходятся по центрам и по считалке выбирают бригадиров.

Воспитатель: – Подумайте,
в каком порядке будете выполнять работу. Как должен действовать каждый из вас?
Надо договориться, кто какую часть работы будет выполнять. Когда трудятся
вместе, нужно обязательно распределять работу и вместе решить вопрос, кто и чем
будет заниматься.

Затем, бригадиры с
помощниками приносят карточки воспитателю и разбирают оборудование. Воспитатель
разливает воду по тазикам. Но прежде, чем начать трудиться, дети вместе с
воспитателем вспоминают и закрепляют правила безопасного обращения с предметами
труда.

Правила:

– все, что можешь, делай
сам;

– не забывай убирать за
собой;

– уважай труд других
людей;

– прежде, чем начать
трудиться, приготовь все необходимое;

– делай все аккуратно, не
торопясь;

– не отвлекайся, когда
трудишься;

– правильно пользуйся
орудиями труда;

– не оставляй работу
незаконченной;

– если трудишься не один,
работай дружно;

– если окончил дело
раньше, помоги другим.

Воспитатель: Ну, а теперь
оденем фартуки, и за дело! Наш девиз: «К труду готов, больше дела, меньше
слов». (Звучит фонограмма детских песен про дружбу.).

В процессе труда
воспитатель дает советы, помогает в организации, напоминает порядок работы;
спрашивает, как дети распределили обязанности по труду, оказывает
индивидуальную помощь

В ходе трудовой деятельности
Федора ходит по группе и восхищается.

Федора: — Как у вас
красиво в группе, как уютно, не то что у меня в избушке. А сами то вы, какие
красивые, аккуратные, чистенькие.

Воспитатель обращает
внимание Федоры на детей, подводит к разным «центрам». Федора удивляется тому,
как ребята дружно и аккуратно умеют трудиться. Старается помочь ребятам, но
делает это неправильно. Дети делают замечания и показывают, как надо правильно
работать.

Воспитатель: Молодцы, а
теперь не забудем навести порядок на своем рабочем столе, все уберем на место.

Воспитатель следит, чтобы
после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и
оборудование убрали на место. Предлагает детям присесть на стульчики. Затем
предлагает полюбоваться на результаты труда.

Бригадиры по очереди
рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей
бригады.

Федора: — Ай, да молодцы!
Каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали. Ребята, а вы знаете
поговорки о труде?

Дети: — Да (отвечают несколько
детей).

Поговорки: Труд человека
кормит, а лень портит; Кто любит трудиться, тому на месте не сидится; Скучен
день до вечера, коли делать нечего; Про лениться – и хлеба лишиться; Терпение и
труд всё перетрут; Умелые руки не знают скуки; Судят не по словам, а по делам;
Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что делано наспех, то и сделано на смех;
Дело мастера боится; Было бы терпенье — будет и уменье.

Воспитатель: — Федора, а
наши дети ещё знают поговорки о труде. Ответы детей.

Поговорки и пословицы: От
любимой работы не устанешь; Без труда и щепки не перевернёшь; Плохую работу
никуда не спрячешь; На усердную работу и смотреть приятно; Хорошая работа
далеко прославит; Были бы руки, а работа найдётся.

Воспитатель: Каждый из
вас делал свое маленькое дело, но все вместе вы сделали большое дело. Вот какая
чистота и красота теперь в помещении ведь чистота…

Дети: — залог здоровья.

Воспитатель: — Как вы
думаете, после того, как мы все дружно поработали, при помощи каких пословиц
можно подвести итог нашей работе?

Ответы детей: Сделал дело
— гуляй смело; Делу время — потехе час.

Воспитатель: — Ну, вот
давайте и повеселимся! И споём песню.

Дети поют песню
«Настоящий друг» стоя возле стульчиков.

Федора благодарит детей,
прощается и уходит. Приглашает к себе на чай в гости, так как она научилась
быть трудолюбивой и аккуратной.

Воспитатель: — Ребята,
интересно мы с вами сегодня провели время, и доброе дело сделали: прибрались,
навели чистоту и научили Федору трудиться.

Рефлексия: Ребята,
перечислите, какими видами деятельности мы сегодня занимались? Чему мы сегодня
научились и научили Федору? С чем вам было тяжело справиться? А какой труд и
деятельность не вызвало затруднений? Понравилось ли вам трудиться сообща и
почему?

Критерии
анализа

Комментарии

1

педагогическая
ценность развлечения (цель, задачи);

Программное
содержание развлечения соответствует возрасту и развитию детей.
Воспитательная ценность развлечения – формирование положительного отношения к
труду и его результатам. Задачи соответствуют теме развлечения, уровню
подготовленности детей.

Отражены
образовательные, развивающие, воспитательные задачи.

2

структура
(использование различных видов художественной деятельности, активизация всех
детей)

В
развлечении было использовано художественная литература, фольклор,
музыкальное сопровождение. Мероприятие насыщенное, носит интегрированный
характер, рационально выбрана структура. На протяжении всего развлечения
происходила смена одного вида деятельности другим. Педагог использовал в развлечении
разнообразные методы организации: подгрупповой метод — на протяжении всего
развлечения; словесный — объяснение выполнения заданий, показ взрослого. На
протяжении всего развлечения поддерживался интерес детей. Дети были активны.

3

художественное
оформление праздника (костюмы, декорации, атрибуты к конкурсам, выставки,
призы, оформление сценария);

Идея
праздника отражена в красочном оформлении группы, полностью соответствует
теме праздника.

4

сценическое
мастерство и культура проведения праздника.

Общение
детей с персонажем Федорой прошло оживленно, красочно, эмоционально. Детей
привлекло проведенное по завершению мероприятия чаепитие с Федорой.

Список
литературы

1.     Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. — М.: Сфера,
2007. — 204 с.

2.     Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников:
Учеб. пособие / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред.
С.А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.

  1. Козлова, С.А.
    Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова. — М.:
    Просвещение, 2002. — 271 с.

4.     Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей
в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. — М.:
Детство-Пресс, 2008. — 224 с.

5.     Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего
дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Н.С. Пышьева // Преподаватель
XXI век. — 2008. — №4. — С. 36-40.

Хозяйственно-бытовой труд: его значение для формирования личности ребенка

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, Л. И. Захаревич и др.)

Хозяйственно-бытовой труд. Это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность.

Хозяйственно-бытовой труд – это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать все «как мама»: мыть посуду, подметать, стирать. Никогда не стоит отказывать ребенку. И, хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата.

Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. От ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда не заметны. Он наглядно ощутим лишь непродолжительное время (накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали) и ничто не напоминает детям о затраченных усилиях. Повторение из дня в день одних и тех же дел снижает к ним интерес. Дети нередко отказываются дежурить, выполнять поручения или работают без особой тщательности.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к однообразной, но необходимой работе, важно создать оптимальные условия. Надо продумать расположение всего инвентаря, которому нужно отвести определенное место. Это приучает детей к определенному порядку в работе и ее организации.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы.

Содержание хозяйственно-бытового труда

и методы руководства им.

Хозяйственно-бытовой труд, в д/с разнообразен по содержанию. Это труд в помещении включает в себя такие работы, как наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах.

1 младшая группа.

У ребенка на третьем году жизни формируются предпосылки, обеспечивающие возникновение трудовой деятельности. У малышей развивается интерес к труду взрослых, их вовлекают в совместную посильную работу, дают поручения, которые они могут выполнить.

Дети должны уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых (няня моет посуду, мама варит суп). Детей привлекают в качестве помощников: по просьбе воспитателя они выносят на площадку игрушки, ставят стулья к столам. Все это готовит их к более сложной трудовой деятельности в дальнейшем.

Формируя элементарные трудовые навыки на данном этапе, задача воспитателя – поддерживать и поощрять настойчивое «я сам!», научить детей целенаправленному действию. Особое внимание воспитатель уделяет показу и объяснению, как надо выполнять то или иное действие.

Приобщая малыша к труду, важно, чтобы он видел цель действия и результат работы. Мало только показать и объяснить, малышу нужно непосредственная помощь. Воспитатель может вместе с ребенком нести на участок мишку, машину.

Постепенно дети овладевают навыками, и взрослый может уже ограничиться оказанием помощи лишь в случае выполнения ребенком трудного действия, не торопить ребенка с выполнением задания, не делать за него того, что он может сделать сам.

В формировании действий, необходимых для элементарного участия в хозяйственно-бытовом труде, воспитатель использует игры-занятия, игры-упражнения. Например, игра-занятие «Как игрушки убежали от Коли».

Успех детей нужно отмечать. Поощрение создает у ребенка стремление к повторному действию, к достижению желаемого результата.

Детям можно прочитать худ. произведение, например «Маша-растеряша» Л. Воронковой, вызвать у них желание все убирать на свои места.

Для формирования у детей представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых воспитатель организует специальные наблюдения, обращает внимание малышей на то, что делает няня (чисто моет посуду, дворник (собирает опавшие листья, чтобы)

Таким образом, выполнение элементарных трудовых поручений вполне доступно для малышей 2-3 лет.

Вторая младшая группа.

Систематическое приобщение детей к хозяйственно-бытовому труду, начинается во второй младшей группе. Детей продолжают знакомить с трудом няни, повара, трудом родителей дома. Воспитатель учит детей называть трудовое действие взрослого. Они усваивают, что взрослые в д/с и дома заботятся о детях, взрослым надо помогать.

Основное внимание педагог направляет на более широкое вовлечение детей в хозяйственно-бытовой труд. Малыши убирают игрушки, строительный материал, ставят стулья на место, собирают с пола бумагу и другой мусор. Воспитатель более систематично приобщает ребят к подготовке материалов к занятиям (разложить, а затем собрать кисти, карандаши). Дети помогают няне накрыть столы: разложить ложки, салфетки.

Важной задачей является обучение детей трудовым действиям, совершенствование навыков. Детальный показ, точное объяснение каждого приема, действия – все это в совокупности обеспечивает освоение навыка работы. Контроль педагога за правильностью действия позволяет установить, в чем и какая помощь требуется малышу, а что следует только напомнить.

Очень важно создавать все условия, чтобы труд ребенка завершался наглядным результатом. Так взрослый пробуждает у детей желание трудиться для других.

Воспитатель организует наблюдение за трудом взрослых, раскрывая его содержание, ведет с детьми беседу так, чтобы пробудить интерес к работе взрослого, уважение к ней. Воспитатель старается привлечь детей к совместной работе. Например, помочь дворнику собрать опавшие листья, помочь няне навести порядок в группе.

Средняя группа.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда усложняется за счет увеличения количества процессов труда. В начале года под наблюдением воспитателя, а к концу года дети самостоятельно поддерживают порядок в группе. В течение года детям поручают раскладывать чистые салфетки, вешать полотенца, осенью сгребать опавшие листья, зимой расчищать дорожки от снега.

Систематическое включение детей в хозяйственно-бытовой труд позволяет воспитывать привычку к трудовому усилию и такие качества личности, как самостоятельность, проявление заботы друг о друге, оказание услуги взрослым.

Осуществляя руководство хозяйственно-бытовым трудом детей пятого года жизни, важно учить их понимать, что главным в достижении результата являются потребности коллектива.

Наиболее доступной формой организации такого труда для детей пятого года жизни являются дежурства. Включение детей в общую работу, постепенно переключать с деятельности, вызванной личными мотивами на деятельность, мотивом которой оказывается помощь товарищу или взрослому.

При организации хозяйственно-бытового труда в средней группе также нужно использовать игру. Воспитатель говорит, что хочет познакомить детей с новой игрой «Строительство корабля», но для этого нужно, чтобы кубики были чистыми.

Для осмысления детьми общественной значимости хозяйственно-бытового труда используют художественную литературу («Полюбуйтесь-ка игрушки» Е. Благининой, иллюстрации к книгам, картинки (например, «Дежурство», «Подготовка в семье к празднику», беседы по этим материалам.

Ознакомление с трудом взрослых по-прежнему занимает особое место, важно показать общественный характер бытового труда.

Старшая группа.

В работе с детьми старшего возраста уделяют большое внимание расширению процессов хозяйственно-бытового труда; во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки и стаканы.

На шестом году жизни дети осваивают последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками планирования и организации бытового труда.

Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становится коллективным. Большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так, организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить простыни.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно-бытовому труду важную роль играют общие поручения. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую часть общего дела будет выполнять. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цели, планировать работу, доводить ее до конца.

Основная форма организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания.

Подготовительная к школе группа.

В подготовительной к школе группе хозяйственно-бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объема хозяйственно-бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляются раздача второго и третьего блюда. Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.

Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий: работать быстро, ловко, аккуратно. Детей учат навыкам планирования своей и общей работы, распределять обязанности, подбирать оборудование.

Активное участие детей седьмого года жизни в хозяйственно-бытовом труде осуществляется одновременно через коллективную трудовую деятельность, полезной окружающим и через выполнение поручений, обязанностей дежурных. Можно предложить детям помочь взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со шкафов и пр. При постановке перед детьми подобных целей важно добиться понимания ими полезности дел, за которые они берутся, обращать внимание на то, какое значение имеет их трудовая деятельность для окружающих.

Участвуя в хозяйственно-бытовом труде, старшие дошкольники ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят большого терпения, повседневного самоконтроля.

Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно-эмоциональное отношение к хозяйственно-бытовому труду, создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование нетерпимости к грязи, неряшливости.

Включаясь в выполнение хозяйственно-бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни.

Забота о том, чтобы быстро, чисто и красиво было в группе, старательность при выполнении поручений, посильных обязанностей – вот те черты, которые следует формировать, руководя этим видом труда.

Организуя выполнение детьми какого-либо дела хозяйственно-бытового назначения, воспитатель должен стремиться использовать любую возможность, не оставив без внимания ни одно действие детей.

К пониманию общественно-полезной цели деятельности воспитатель подводит детей по-разному. Первоначально цель деятельности указывает взрослый: разбери шкаф с игрушками, помоги няне надеть чистые наволочки; позднее он предлагает детям подумать, в чем и когда они могут помочь воспитателю или няне. Четко поставленная общественно значимая цель активизирует детей, определяет их отношение к труду.

Знакомство детей с трудом дворника, завхоза проходит и через специальные экскурсии, и в повседневной жизни. С этой целью используют художественную литературу: «Аленушка» Е. Благининой, «Наш каток» Н. Носова и др.

Очень важно уметь вовремя перейти от обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучение навыкам необходимо, когда ребенку дается новое задание. При повторном выполнении такой работы нужно постепенно предоставлять возможность самому вспомнить, как ее следует выполнить, создавать такие условия, которые ставили бы его перед необходимостью трудиться повседневно и самостоятельно.

Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует на первых порах давать им конкретные трудовые задания, поручения (вылить воду из мыльниц, вымыть комнатные растения). Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научатся выполнять их самостоятельно. В дальнейшем взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения и опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность.

Важным фактором воспитания интереса к хозяйственно-бытовому труду является общение детей с воспитателем, няней, дворником. Своевременно заметив, что интерес и старания ребенка ослабевают, нужно стимулировать их восстановление, помогая довести дело до конца, добиться успеха. В процессе хозяйственно-бытового труда нужно чаще использовать игровые формы его организации. Детям нравится, когда обыгрывается действительно нужное дело, когда к этому серьезно относятся взрослые.

Методы руководства трудом должны быть направлены на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь. Поощрение приносит ребенку удовольствие. При таких приемах педагогического руководства к моменту перехода ребенка в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа

«План-конспект по организации и руководству хозяйственно-бытовым трудом для детей старшего дошкольного возраста»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №2»

План-конспект по

организации и руководству

хозяйственно-бытовым трудом для детей

старшего дошкольного возраста

Выполнила: Суворина Дарья, группа 2/4

Проверила: Федотенкова

Вера Сергеевна

Челябинск, 2022

Вид трудовой деятельности: хозяйственно-бытовой труд

Виды деятельности: игровая, трудовая

Название: «Стирка кукольного белья»

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Цель: воспитание у детей ценностного отношения к труду взрослых и его результатам в процессе трудовой деятельности.

Задачи: Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к труду взрослых и к стремлению всегда им помогать

  • воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле

  • воспитывать желание трудиться вместе, доводить начатое дело до конца

  • воспитывать желание оказывать помощь друг другу

Развивающие задачи:

  • развивать любознательность, интерес, внимание

  • развивать речь детей

  • обогащать словарный запас

  • уточнить знание детьми названий инструментов, необходимых для стирки

Обучающие задачи:

  • закреплять умение помогать взрослым, поддерживать порядок в группе

учить работать дружно и активно, помогая друг другу

Оборудование: мыло детское, тазик, фартук, одежда кукол

Планируемый результат:

  • Дети оказывают помощь друг другу,

  • Дети демонстрируют положительные эмоции от своего труда,

  • Дети закрепляют навыки работать аккуратно, закатывать рукава, не мочить свою одежду.

  • У детей продолжает развиваться речь; обогащается словарный запас

  • Дети проявляют желание трудиться вместе

  • В результате хозяйственно-бытового труда у детей формируется ценностное отношение к собственному трудуи труду других людей

Методы и приемы:

Наглядный: демонстрация, показ

Словесный: указания, поощрения, объяснение, художественное слово

Практический метод: совместная стирка белья

Игровой метод: игровые приемы, игровая ситуация

Оборудование и материалы: тазик, платья кукол, фартуки, клеенка

Предварительная работа: чтение сказки «Три медведя», К.И. Чуковский «Мойдодыр», сюжетно-ролевая игра «Идем в гости», просмотр презентации для детей «Чистота-залог здоровья», мультфильма «Ах ты, девочка чумазая!», беседа « Всегда будь чистым и опрятным!»

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационный

Мотивация на совместную деятельность.

Дети играют, в группу заходит воспитатель с куклами в руках:

-Ребята, посмотрите, к нам в гости сегодня пришли две куклы Кукла Анютка и Кукла Маша. Давайте с ними поздороваемся, мы ведь очень вежливые с вами.

— Здравствуйте, дети!

— Пока мы шли к вам, куколки рассказали мне немного печальную свою историю. Дело в том, что их пригласили на День рождения Куклы Кати в игровую комнату, целый день они ждали этот праздник! Приготовили стихотворение для именинницы. Да вот беда… Одежда то их совсем не подходит для праздника… Мятая, грязная…

— Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь нашим куколкам?

(Ответы детей)

— Замечательно! Давайте присядем на стульчики и обсудим как мы будем помогать, что мы будем делать

Дети подходят к воспитателю,

здороваются с куклами

Слушают, высказывают предположения, отвечают на вопросы воспитателя

Дети присаживаются на стульчики

2.Оппозиционный

Воспитатель предлагает детям познакомиться с последовательностью стирки белья и организовывает обсуждение действий.

Дети, как мы можем помочь нашим гостям? (ответы детей)

-Дети, что надо сделать, чтобы куклы были чисто одеты?

— Что нам понадобится для стирки?

-Правильно, нам необходима вода, таз, мыло и клеёнка

-Как вы думаете, зачем нам клеёнка?

-Правильно, чтобы не намочить столы.

-Молодцы, ребята! Давайте рассмотрим какие у кукол платья, какого они цвета.

— Молодцы!

-Ребята, чтобы вспомнить, как это стирать, давайте посмотрим на схемы, которые я приготовила

— Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать сначала?

(снять всю грязную одежду с кукол)

— Молодцы! Берём все по одной кукле и начинаем снимать одежду. 

-Ребята, одежду сняли, что делаем дальше? (платье нужно замочить в воде).

Посмотрите, пожалуйста, как я стираю

— Замачиваем платье в тазике

Воспитатель начинает стирать, спрашивая:

— Что я сейчас делаю?

(Ответы детей)

— Я взяла мыло и намыливаю платье.

-Намыливаю так, чтобы образовалась пена и начинаю стирать.

— И носочки, и кофточку, и шапочку тоже постираем – всё будет чистое

Мыло пениться в водице,

Не привыкли мы лениться!

Посмотри-ка, детвора,

Чистого белья – гора!

-Одежду мы постирали, а что теперь надо сделать?

(прополоскать в чистой воде)

Воспитатель перекладывает платья в другой тазик и начинает полоскать бельё.

-Ребята, давайте повторим технику безопасности во время стирки белья: друг другу не мешать, водой не баловаться, белье отжимать и встряхивать аккуратно, кому нужна будет помощь, можете позвать, я подойду

Дети слушают воспитателя, сосредотачивают внимание, участвуют в диалоге, отвечая на вопросы воспитателя, дают советы из собственного опыта

Дети рассматривают схемы и обсуждают с воспитателем порядок выполнения

Дети наблюдают за воспитателем, отвечают на вопросы, комментируют действия воспитателя

Отвечают на вопросы воспитателя, повторяют технику безопасности во время стирки кукольного белья

Стирка кукольного белья

-Ребята, а теперь предлагаю вам самим постирать одежду наших гостей, вы готовы?

(Ответы детей)

Воспитатель дает указания, как удобнее встать, чтобы не мешать друг другу

Наблюдает за деятельностью детей, комментирует, помогает детям.

Ребята, у всех очень хорошо получается, молодцы!

-Вот мы с вами и постирали кукольное белье, теперь наши куклы буду чистыми и опрятными.

-Ребята, а теперь давайте наведём порядок на своих рабочих местах.

-Молодцы, ребята!

Дети совместно с воспитателем выполняют трудовые действия.

Дети наводят порядок на рабочих местах.

3. Заключительный,

— Дети, что мы сейчас с вами делали? 

(Стирали одежду кукол)

А какие предметами мы пользовались?

-Что для вас было сложным? А что легким?

— Вот теперь вся одежда чистая!

— Можно надевать одежду на куклу?

(Ответы детей)

— Почему?

(одежда мокрая)

— Что мы должны сделать, чтобы она стала сухой? 

(высушить)

-Ребята, как мы будем с вами сушить одежду?

Правильно! Для этого мы повесим одежду на верёвку, чтобы одежда высохла.

-Ребята, мы сегодня дружно и весело постирали кукольное белье, молодцы!

Дети слушают, подводят итог, выражают свои эмоции, чувства, отвечают на вопросы

Подведение итогов

-Дети, теперь наши куколки готовы вечером сходить на День Рождения?.У вас дома есть куклы?

(Ответы детей)

— Тогда вы можете проверить их одежду и если она грязная, то постирать её вместе с мамой.

Куколки говорят вам спасибо!

Слушают высказывания о своей работе, делятся впечатлениями

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Витамин мильгамма в ампулах для чего применяют инструкция по применению
  • Сухожар мини high ch 360 t инструкция
  • Duspol master ip 64 инструкция на русском языке
  • Самокат руководство компании
  • От чего сенаде в таблетках инструкция по применению взрослым