Методическое руководство пример

Методические указания по курсовой работе (методичка) — это руководство по написанию исследования для студента. Они дают рекомендации по содержанию и оформлению работы. В статье рассказываем, какие бывают методические указания и чем они отличаются от ГОСТов.

О чем статья

Что такое методические указания

Методические указания по курсовой работе (методичка) — инструкции, как писать и оформлять исследования. В методических указаниях подробно и пошагово описывается структура работы, как раскрывать тему работы, как оформлять каждый из разделов.

Методички пишутся преподавателями кафедры, имеющими ученую степень, с учетом правил и требований, прописанных в ГОСТах (ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.82-2001, ГОСТ Р 7.0.12-2011).

Однако это не значит, что преподаватели просто переписывают правила из ГОСТов. Требования методичек могут сильно отличаться от требований ГОСТов. Поэтому, выбирая между методичкой и ГОСТом, сначала изучите творчество преподавателей вашей кафедры.

Пример

В некоторых вузах есть строгие требования к названиям разделов курсовой работы — только “Библиографический список”, а не “Список литературы” или “Список использованной литературы”. Для сравнения, в ГОСТах строгого правила на этот счет нет.

Получить методичку можно на кафедре или в библиотеке ВУЗа. Также преподаватели часто выкладывают методички в электронном виде.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Что включают методические указания по курсовой работе

Стандартная методичка включает информацию об основных разделах курсовой и как с ними работать:

  • порядок выбора темы работы;
  • порядок работы над курсовой;
  • как правильно сформулировать цель и задачи;
  • подбор учебной и специальной научной литературы;
  • рекомендации по структуре курсовой работы;
  • отдельные рекомендации по подготовке каждого раздела;
  • правила оформления каждого раздела с примерами;
  • список документов, сопровождающих работу на защиту;
  • порядок защиты курсовой работы;
  • требования к курсовой и критерии ее оценки.

В некоторых вузах в методичках указан примерный список тем для курсовой, а также порядок руководства над курсовой.

Зачем пользоваться методическими указаниями

Задача методических указаний — помочь студенту выполнить курсовую работу правильно. Они помогают соблюдать стандарты оформления, объясняют неочевидные моменты, содержат примеры всех элементов, из которых состоит курсовая работа.

Несмотря на существования общих ГОСТов, у разных преподавателей свое понимание правил, поэтому зачастую у разных кафедр одного вуза требования в методичках к оформлению работы может быть разным. Следование написанному в методичке — одна из гарантий высокой оценки.

Пример

Некоторые вузы строго запрещают использовать внутритекстовые ссылки в курсовых работах, требуя, чтобы студенты использовали только затекстовые. Делается это потому, что внутритекстовые ссылки добавляют объем к тексту и их легко пропустить. В то время, как затекстовые видно сразу.

Примеры методических указаний

Выводы

Методические указания по курсовой работе (методичка) — авторский сборник правил по написанию самостоятельного исследования. Методичка составляется на основе ГОСТов, но на деле ее требования могут отличаться от общепринятый.

Методичка отвечает на многие неочевидные вопросы по написанию и оформлению курсовой работы. Если ваша кафедра или научный руководитель предлагает воспользоваться методичкой, не стоит пренебрегать советом. Оценивать работу будут по требованиям, указанным в методичке, а не в ГОСТе.

1

Область
применения……………………………………………………………………………

3

2

Нормативные
ссылки……………………………………………………………………………

4

3

Обозначения
и сокращения…………………………………………………………………….

6

4

Термины
и определения………………………………………………………………………..

7

5

Требования
к выпускной квалификационной
работе…………………………………………

9

5.1

Общие
требования………………………………………………………………………

9

5.2

Требования
к выпускной квалификационной работе
бакалавра……………………

9

5.3

Требования
к выпускной квалификационной работе
специалиста…………………

10

5.4

Требования
к выпускной квалификационной работе
магистра……………………..

10

6

Структура
выпускной квалификационной работы
и требования к содержанию структурных
элементов…………………………………………………………………………

12

6.1

Титульный
лист…………………………………………………………………………

12

6.2

Задание
на выпускную квалификационную
работу………………………………….

13

6.3

Реферат………………………………………………………………………………….

13

6.4

Содержание……………………………………………………………………………..

14

6.5

Определения,
обозначения и сокращения…………………………………………….

14

6.6

Введение…………………………………………………………………………………

15

6.7

Основная
часть………………………………………………………………………….

16

6.8

Заключение………………………………………………………………………………

16

6.9

Список
использованных источников………………………………………………….

17

6.10

Приложения…………………………………………………………………………….

18

7

Правила
оформления пояснительной записки
выпускной квалификационной работы……

19

7.1

Общие
требования………………………………………………………………………

19

7.2

Изложение
текста пояснительной записки выпускной
квалификационной работы

21

7.3

Нумерация
разделов, подразделов,
пунктов………………………………………….

24

7.4

Нумерация
страниц…………………………………………………………………….

26

7.5

Ссылки
и цитаты……………………………………………………………………….

27

7.6

Примечания……………………………………………………………………………..

29

7.7

Примеры…………………………………………………………………………………

30

7.8

Формулы…………………………………………………………………………………

30

7.9

Иллюстрации……………………………………………………………………………

32

7.10

Таблицы…………………………………………………………………………………

33

7.11

Даты……………………………………………………………………………………..

35

7.12

Приложения…………………………………………………………………………….

36

7.13

Оформление
графической части иллюстративного
материала (при наличии)…….

37

7.14

Шифр
выпускной квалификационной
работы……………………………………….

38

7.15

Определения,
обозначения и сокращения…………………………………………….

39

7.16

Оформление
содержания……………………………………………………………….

39

Приложение
А……………………………………………………………………………………….

41

Приложение
Б………………………………………………………………………………………..

44

Приложение
В………………………………………………………………………………………..

45

Приложение
Г………………………………………………………………………………………..

46

Приложение
Д………………………………………………………………………………………..

53

Приложение
Е ……………………………………………………………………………………….

55

Любовь
Владимировна Гребенникова,

преподаватель
русского языка и литературы,

методист

Бахчисарайского
колледжа

строительства,
архитектуры и дизайна

(филиал)
ФГАОУ ВО

«Крымский
федеральный университет

имени В.И.
Вернадского»,

г. Бахчисарай,
Республика Крым

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ
И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Главной
задачей среднего профессионального образования
является подготовка компетентных специалистов. В процессе формирования
профессиональных и общих компетенций лабораторные и практические занятия
занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и служат одним из важнейших средств
осуществления связи теории и практики. В седьмом разделе ФГОС «Требования к
условиям реализации основной профессиональной образовательной программы»
указывается, что, образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу, должно
обеспечивать
обязательное
выполнение обучающимся
лабораторных и практических
работ. В соответствии с новыми ФГОС лабораторные и практические
занятия должны планироваться и проводиться как самостоятельный вид занятий
.

Эффективность лабораторных работ и практических занятий
зависит в значительной степени от четкой постановки познавательной задачи, а
также инструктажа, в процессе которого
обучающиеся
осмысливают сущность задания, последовательность выполнения
его отдельных элементов. Поэтому возрастает роль методических указаний
данного вида работ для обучающихся, которые должны быть составлены так, чтобы избавить
преподавателя от мелочной опеки и высвободить время на руководство наиболее
сложными исполнительскими действиями обуча
ющихся.

При разработке методических указаний должен соблюдаться принцип самостоятельности и управляемости самостоятельной
работой.
Следует
заметить, что принцип самостоятельности содержит в себе в качестве исходного
принцип сознательности и активности обучения.

Основные задачи методических указаний для обучающихся
определение содержания, формы и порядка проведения лабораторных и практических
работ  по
конкретной учебной дисциплине/профессиональному модулю, а также требований к результатам работы
обучающихся.

Функции методических
указаний для
обучающихся по выполнению лабораторных работ и практических занятий:

стимулирование познавательного интереса к учебной
дисциплине;

закрепление знаний, умений и навыков;

обеспечение работы по
индивидуальным заданиям;

развитие творческого подхода к решению задач
профессиональной деятельности;

контроль и самоконтроль.

Содержание лабораторных и практических работ
фиксируется в рабочих программах дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины», в рабочих программах
профессиональных
модулей в разделе «Содержание обучения по профессиональному модулю».

Формы и методы организации работы студентов

Формы организации работы обучающихся на лабораторных и
практических занятиях могут быть разнообразные:

Фронтальная форма —
одна и та же работа выполняется всеми
обучающимися.

Групповая форма —
одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек (парная, микрогруппа).

Индивидуальная форма — каждый обучающийся
выполняет индивидуальное задание.

При данных формах организации работы можно использовать:

упражнения

тренинги

решение типовых задач

занятия с решением ситуационных задач

занятия по моделированию реальных задач

деловые игры

ролевые игры

занятия-конкурсы.

Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию требований к знаниям и
умениям, практическому опыту, определенных ФГОС. Выполнение практических работ
позволяет сформировать общие и профессиональные компетенции при освоении основной профессиональной обра­зовательной
программы. На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными
профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и
совершенствуются в процессе учебной и производственной практики. При разработке содержания практических занятий следует
учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине и междисциплинарному
курсу они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым
ориентирована данная дисциплина и междисциплинарный
курс, а| в совокупности по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям
охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

Руководство
практической работой преподаватель осуществляет в форме инструктирования:
вводного, текущего и заключительного.

Ведущей
дидактической
целью
практических занятий
является формирование практических умений —
профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые
в профессиональной деятельности) или учебных
(умений решать задачи по математике, физике, химии, информатике и
др.
), необходимых в последующей учебной деятельности. По таким
дисциплинам, как физическая культура, иностранный язык, инженерная графика,
другим общетехническим дисциплинам
  с применением персональных
компьютеров, все учебные занятия или большинство из них проводятся как
практические, поскольку содержание дисциплин направлено в основном на
формирование практических умений и их совершенствование.

Практические
занятия отражают освоение умений и должны это
указывать при
формулировках цели занятия (например: выполнение, ремонт, диагностика и т. д.).

При отборе содержания практических занятий руководствуются
перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у
специалиста в процессе изучения данной дисциплины,
профессионального модуля.

Таким образом,
содержание практических занятий составляют:

       
изучение нормативных документов и
справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий
с их использованием;

    
анализ производственных
ситуаций, решение конкретных производственных, экономических и других заданий,
принятие управленческих решений;

    
решение задач разного рода,
расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений,
реакций; обработка результатов многократных
измерений;

    
изучение устройств машин,
приборов, инструментов, аппаратов, измерительных механизмов, функциональных
схем;

    
ознакомление с технологическим
процессом, разработка технической документации;

    
работа на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с измерительными
инструментами; подготовка к работе, обслуживание техники;

       
конструирование по заданной
схеме; сборка и демонтаж механизмов, изготовление моделей заготовок;

  диагностика качества различных веществ, изделий.

Если
содержание лабораторных и практических
работ
является принципиально различным, то методика их проведения в основном сводится
к следующему:

  сообщение темы и цели работы;

    
актуализация теоретических
знаний, которые необходимы для рациональной работы с
оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности;

    
разработка алгоритма проведения
эксперимента или другой практической деятельности;

  инструктаж по технике безопасности (по необходимости);

  ознакомление со способами
фиксации полученных результатов;

  непосредственное проведение экспериментов или практических
работ;

  обобщение и систематизация полученных результатов (в виде
таблиц, графиков;

  подведение итогов занятия.

Но если
лабораторная работа носит поисковый,
исследовательский характер, ее структура может быть иной, например:

      постановка проблемы и поиск путей ее решения (в ходе
обсуждения и самостоятельной работы с книгой);

  подготовка и отбор необходимого оборудования и материалов.

  выполнение лабораторного
эксперимента;

  обсуждение этапов эксперимента.

Лабораторные и практические занятия могут носить
репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы,
носящие
репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:
цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование,
аппаратура, материалы и их характеристика, порядок выполнения работы, таблицы,
выводы (без формулировок), контрольные вопросы и
специальная литература.

Работы,
носящие
частично-поисковый
характер, отличаются тем, что при
их проведении
обучающиеся  не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок
выполнения необходимых действий, от
них
требуется самостоятельный подбор оборудования, выбор
способов выполнения работы с помощью инструктивной и справочной литературы.

Работы, носящие поисковый характер,
отличаются тем, что
обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на
имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании лабораторных и
практических занятий преподавателю необходимо находить оптимальное соотношение
репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий
уровень интеллектуальной деятельности
обучающихся.

Структура методических указаний
по выполнению лабораторной работы по одной и той же теме может отличаться в
зависимости от ее характера (репродуктивного, частично-поискового и
поискового), т.е. от степени самостоятельности при ее выполнении, уровня
сложности и проблемности задания.

Педагогическое руководство и контроль
качества выполнения заданий

Важную
роль в процессе проведения лабораторных и практических занятий играет
педагогическое руководство, которое позволяет наблюдать за работой,
регулировать ее темп, дает возможность развивать
самостоятельность и творческую активность
обучающихся.

Контроль
усвоения знаний, умений обуча
ющихся  проводится с целью установления соответствия достигнутых
результатов требованиям ФГОС СПО, которые в
рабочей программе
приводятся в формулировках:
обучающийся должен
знать, уметь, иметь практический опыт.

К формулировкам вопросов предъявляются следующие
требования:

  вопросы должны быть четкими, ясными по смыслу, краткими по
форме;

—   вопросы должны предполагать
строго определенный ответ, т.е. должны пониматься
обуча
ющимися однозначно и не допускать «двусмысленности»;

   не должно быть вопросов, предполагающих односложные ответы;

   не следует формулировать вопросы с подсказкой ответа;

   не следует формулировать вопросы так, как они изложены в рабочей
программе или учебнике. Вопросы должны способствовать развитию мышления и
носить проблемный характер.

Контрольные вопросы призваны обеспечить самопроверку
надежности знаний и умений, приобретенных в ходе выполнения лабораторной
(практической) работы. В их состав должны включаться
контрольные вопросы как репродуктивного, так и творческого характера.

Оценки за лабораторную работу или практическое занятие
выставляются с учетом текущих наблюдений и качества представленного
обучающимися отчета.
Основные модели вопросов приведены ниже.

Примерный перечень оборотов речи,
используемых при формулировке вопросов

Тип вопроса

Стандартный оборот речи
(маркер)

1. Вопросы нейтрального характера

Дайте определение
понятия «…»…

Перечислите виды (типы,
приемы…)

     Опишите метод (назначение, состояние…)

Дайте характеристику.

Как называется…

Каково назначение…

2. Вопросы активизирующего характера:

2.1 Предполагающие аргументацию

Обоснуйте необходимость (актуальность, роль, место,
значение…)

В чем заключается сущность.

Чем вызвана необходимость…

От чего зависит… Оцените надежность
(вероятность, способность, перспективы…)

2.2. Характеризующие состав, структуру, отличительные
особенности

Укажите состав… Выделите
составные элементы. Объясните, в чем разница
между… Укажите принципиальные различия. Каковы существенные особенности…

3. Вопросы практического характера

Приведите пример. Составьте перечень. Сравните…

Пользуясь   таблицей    (схемой, рисунком), определите…

Содержание и оформление

Если обучающемуся трудно
понять цель практической работы или ему не интересна сама практическая работа,
то в этом не всегда только его вина. Сборник методических указаний для
обучающихся по
выполнению лабораторных и практических занятий должен быть
составлен умело, т.е. быть не слишком сложным и не слишком простым, а
интересным, доступным по содержанию. Путь от понимания цели работы до
выполнения самого задания не должен быть долгим и сложным.

В ходе
выполнения
обучающимися  лабораторной работы (практического
занятия) исследовательским методом преподавателю необходимо:

—  проверить знания обучающимися  теоретических
основ для постановки опыта, наблюдения, эксперимента;

  четко сформулировать задачу исследования;

  сформулировать гипотезу, разработать
план и программу опыта;

  определить методы исследования (наблюдение, эксперимент);

определить результаты выводов и
проверить запись выводов (таблица, схема, ответ на контрольные вопросы,
рисунок).

При проведении лабораторных работ (практических занятий) не должны повторяться вопросы, которые уже изучались
на теоретических занятиях, так как это резко снижает интерес
обучающихся.
Целесообразно включать те вопросы, которые с точки зрения подготовки
специалиста имеют практическое значение в развитии его
умений и навыков.

Текст методических указаний должен быть кратким и
лаконичным. Удобные формы: алгоритм, обучающие программы. Терминология и
обозначения должны соответствовать установленным стандартам, а при отсутствии
стандартов —
общепринятым в научно-технической
литературе нормам.

К содержанию методических указаний для обучающихся по
выполнению лабораторных и практических
работ
предъявляются следующие требования:

  четкость, ясность и краткость изложения;

  доступность изложения информации;

  структурированность описания
работы;

отсутствие
готовых решений (схем, указаний и т.д.), допускающих механическое выполнение
учебных заданий;

  минимизация затрат времени обучающегося  на
выполнение рутинных операций;

оптимальность объема заданий
лабораторной работы или практического занятия.

Содержание  
должно   быть   технически   грамотным
,   включать необходимы      иллюстративный материал, поясняющий текст, и предоставлять
обучающемуся возможности для обдумывания, анализа и выполнения
самостоятельных действий.

Для проведений лабораторных и практических занятий
преподаватели разрабатывают и утверждают в установленном порядке
учебно-методическую документацию (методические указания для обучающихся,
инструкции, задания и указания по их выполнению, практикумы,
тестовые задания, сборники упражнений и заданий для лабораторных и практических
работ). Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по
дисциплине, профессиональному модулю в приложении.

Основные структурные элементы

Методические указания для обучающихся по
выполнению лабораторных
и практических работ разрабатываются по схеме в виде сборника для конкретной
дисциплины:

1. Титульный лист.

2. Оборотная сторона титульного листа.

3. Содержание.

4. Предисловие — 1-2 страницы.

5.   Методические рекомендации по подготовке и правила выполнения
лабораторных работ (практических) — 1-2 страницы.

6.  Описание установки или рабочего места обучающегося для
выполнения лабораторных работ (практических) — 3-5 страниц.

7.    
Основная часть для каждой лабораторной работы
(каждого практическ
ого занятия) — 3-7 страниц.

8.  Вопросы
для подготовки к зачету.

9.  Приложения
(если они есть).

Пояснения к содержанию
и оформлению основных структурных
  элементов.

Титульный лист методических указаний по выполнению
лабораторных и практических
работ должен
содержать следующие элементы:

  полное наименование учебного заведения;

  наименование учебной дисциплины, профессионального модуля;

  наименование вида издания;

     сведения о специальности (код и наименование) и специализации обучения обучающихся;

  место и год издания сборника;

    дата утверждения директором учебного заведения.

Оборотная сторона титульного листа включает следующие элементы:

  сведения о составителе(лях): инициалы, фамилия, должность;

  сведения о рассмотрении методических указаний по выполнению
лабораторных работ и практических занятий цикловой
методической комиссией
за подписью председателя с указанием даты и номера протокола;

       
дата и номер  протокола
рассмотрения методическим советом;

       
дата и номер приказа по
утверждению;

       
аннотация к
методическим указаниям по выполнению лабораторных и практических
работ.

Содержание включает
упорядоченный перечень наименований всех структурных элементов сборника
методических указаний по выполнению лабораторных
 и
практических
работ с
указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в сборнике.
Содержание размещается после титульного листа, с этого раздела начинается
нумерация страниц в сборнике.

Предисловие к
сборнику методических указаний по выполнению
лабораторных и практических
работ должно
содержать сведения, характеризующие:

  назначение методических указаний;

  роль и место лабораторных и практических работ в
изучении курса в подготовке кадров по данной специальности (специализации);

  роль и место в структуре учебного плана;

  общую цель и задачи выполнения лабораторных работ и
практических занятий;

  формы организации учебного процесса;

  роль самостоятельной работы обучающихся в
изучении курса;

  укрупненные требования к знаниям
и умениям, приобретаемым при выполнении лабораторных и практических
работ в
соответствии с квалификационной характеристикой выпускника конкретной
специальности (специализации);

  объем и сроки изучения;

  структуру и реферативное содержание
сборника;

  условия и особенности выполнения лабораторных
(практических) работ;

  виды контроля знаний обучающихся и форму
их отчетности.

Требования
ФГОС к результатам освоения учебной дисциплины/ профессионального модуля
из рабочей программы дисциплины,
ПМ специальности
.

Тематический план учебной дисциплины в соответствии с рабочей программой учебной
дисциплины/профессионального модуля
.

Перечень лабораторных и практических работ с указанием номера и темы работы.

В разделе «Общие методические указания по организации и выполнению лабораторных и
практических
работ» следует
включить:

  общую установку на активную самостоятельную работу обучающихся в ходе
выполнения лабораторных
и практических занятий;

  общую характеристику требований к теоретическим знаниям, необходимым для выполнения комплекса лабораторных и
практических занятий;

  рекомендации по подготовке технических средств и
оборудования к работе;

  указания по технике безопасности (общие по всему курсу, но
можно включать их в пояснения к каждой работе внутри
основной части методических указаний);

      знать, что после выполнения работы должен быть представлен отчет о
проделанной работе с обсуждением полученных результатов и выводов.

В
разделе указываются также требования и процедура выставления окончательной оценки
обучающемуся по
работе и порядок выполнения пропущенных работ по уважительным и неуважительным
причинам.

Описание установки или рабочего места обучающегося вводится в сборник указаний в том случае, если лабораторная
установка или
рабочее место носит комплексный характер
и используется для проведения всех или нескольких работ по данной дисциплине.

В описании следует указать конструктивные особенности
установки; наименования работ, которые могут быть на ней выполнены; порядок
изменения видов работ, настройки, регулировки.

В основной части методических указаний описание каждой лабораторной и практической работы  определяет содержание, объем и порядок ее выполненияОно
включает заголовочную и основную части.

Заголовочная
часть
состоит из следующих элементов:

      указание на организационную форму обучения (лабораторная
работа или практическое занятие);
 

      порядковый номер;

  формулировку темы;

      
цель и задачи (приобретаемые
умения, навыки и практический опыт) лабораторной работы или практического занятия;

перечень обеспечивающих средств, используемых при
выполнении работы.

количество часов, отводимых на выполнение;

указания по технике безопасности на рабочем месте (если они
не даны ранее в разделе методических рекомендациях по подготовке и правилах выполнения работ).

Порядковый номер лабораторной работы (практического
занятия) и количество часов, отведенных на ее выполнение, должны
соответствовать рабочей программе и КТП.

Тема лабораторной работы (практического занятия) должна отражать ее преимущественную познавательно-практическую
направленность.

Определение цели работы является наиболее трудным и
ответственным этапом в разработке методических указаний.
 В
конечном итоге, цель работы определяет в известной степени требования к умениям
обучающимся применять полученные знания на практике, которые должны
соответствовать требованиям федерального государственного образовательного
стандарта на уровне выпускника.

При
невозможности сформулировать единую цель работы допускается формулировка нескольких целей, объединенных логической направленностью.

Формулировка
цели работы не должна повторять ее название.

Задачи лабораторной работы (практического занятия) должны
указывать на умения, навыки и практический опыт, которые должны быть освоены
студентом при ее выполнении.

Обеспечивающие средства должны характеризовать используемые
в ходе выполнения работы учебные материалы, технические средства, оборудование.

Основная часть методических указаний по выполнению лабораторной работы
(практического занятия) включает:

пояснения к работе (общие теоретические сведения);

контрольные вопросы (при допуске к работе);

содержание работы, порядок выполнения лабораторной работы
(практического занятия);

методические указания по выполнению;

требования к отчету;

вопросы для самоконтроля, контрольные вопросы (после
выполнения работы);

домашнее задание;

список рекомендуемой литературы.

В
пояснениях к работе
следует
отразить краткие теоретические сведения по предлагаемой
обучающемуся
лабораторной работе (практическому занятию) на основе
минимума содержания по заданному разделу дисциплины и с учетом требований к
итогам
его усвоения, определяемых ФГОС СПО. Теоретические сведения
формируют представление о содержании лабораторной работы (практического занятия); устанавливают требования к уровню знаний и
умений, практического опыта необходим
ого для
выполнения заданий лабораторной работы (практического занятия); раскрывают ее
особенности, логику мыслительных и практических операций; могут содержать
основы теоретической части при отсутствии учебников и
учебных пособий.

Краткие теоретические сведения должны обязательно
сопровождаться поясняющими схемами, чертежами, формулами, рисунками и т.п.
;
необходимы
ми  закономерностями (без вывода), а также конкретным числовым
примером.

При необходимости можно ввести описание конкретной
индивидуальной установки и ее технических параметров, а также измерительных
приборов.

Контрольные
вопросы
при допуске к
работе призваны проверить усвоение
обучающимися
необходимого теоретического материала, контрольные
вопросы после окончания работы призваны обеспечить самопроверку надежности
знаний и умений, приобретенных в ходе выполнения лабораторной
и практической работы.  Формируются
вопросы, позволяющие оценить выполнение требований
федерального государственного образовательного стандарта к уровню знаний
обучающихся  по
заданному разделу дисциплины. Количество и содержание вопросов определяется
составителем и должно быть достаточным для проверки знаний, в том числе и на
этапе допуска к работе.

Порядок
выполнения
лабораторной и практического
работы должен быть представлен перечнем видов работы (операций),
которые необходимо выполнить в ходе занятия для реализации его цели и задач.

Методические
указания по выполнению

раскрывают последовательность приемов и методов,
обеспечивающих выполнение заданий по получению, обработке и представлению
заданного эмпирического материала в форме, пригодной для проведения его
анализа. Можно сформулировать конкретные задания для
обучающегося,
которые он обязан выполнять при домашней подготовке к
лабораторной работе. В этом случае в задание в обязательном порядке вводятся
следующие вопросы предварительной подготовки:

—   самостоятельное изучение
методических рекомендаций по выполнению конкретной лабораторной работы;

  выполнение соответствующих расчетов. Задания для расчетов
формируются на основе параметров элементов и комплектующих изделий исследуемого
устройства;

  подготовка формы отчета;

  подготовка ответов на контрольные вопросы.

В
зависимости от целей работы приводятся конкретные
инструкции по проведению исследований устройства с указанием уровней или
параметров входных или возмущающих воздействий различной физической природы.

В
заключении
обучающемуся  предлагается заполнить предварительно подготовленные  таблицы, произвести дополнительные расчеты, построить
графики и т.п. по результатам исследований.

Требования к отчету должны содержать сведения о форме представления
результатов работы
 (рекомендации по их оценке и выработке самостоятельно
аргументированных выводов, указывается состав и форма
отчета о проделанной работе
).

Список рекомендуемой литературы  должен содержать сведения о документах, из которых обучающийся может
получить информацию, необходимую для самостоятельной подготовки к выполнению
работы.

моск

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Техникум сервиса и туризма № 29»

(ГБПОУ ТСиТ № 29)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЯ  МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ

Москва

2015

Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего,  на профессиональное совершенствование работы педагогов и повышение качества образовательной подготовки обучающихся.

Данные методические рекомендации помогут преподавателям техникума разобраться в видах методической продукции и выбрать для себя нужный алгоритм создания своей методической работы.

Автор: Королева Л.В., преподаватель,  методист ГБПОУ ТСиТ №29

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………….4

Алгоритм написания методической записки……………………………………………………………………5

Алгоритм написания памятки……………………………………………………………………………………..5

Алгоритм написания методической рекомендации………………………………………………6

Алгоритм написания методической разработки………………………………………………….7 

Алгоритм написания методического пособия……………………………………………………………8 

Алгоритм написания методического проекта……………………………………………………………………..9

Глоссарий…………………………………………………………………………………………………..11

Список рекомендованной литературы………………………………………………………………………..13

Список  информационно-электронных ресурсов………………….…………………………………….14

Образец оформления памятки…………………………………………………………………………..15

Образец оформления титульного листа методической рекомендации…………………………16

Образец оформления титульного листа методической разработки…………………………………….17

Образец оформления титульного листа методического пособия………………………………………18

Образец оформления титульного листа методического проекта………………………………19

Основные требования к оформлению текстовых документов…………………………………………20

Правила оформления приложений……………………………………………………………….22

Правила оформления списка литературы………………………………………………………..23

Список сайтов, на которых можно опубликовать свою работу…………………………………24

Пояснительная записка

Профессиональное  образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства в современном российском обществе. В наше время современному педагогу уже невозможно обойтись без использования в своей педагогической практике различных методик, а также создания собственных методических материалов. Педагогам необходима активизация методической деятельности для более рациональной организации образовательного процесса, передачи своего положительного опыта коллегам, для развития и повышения профессионализма. 

В данной работе представлены рекомендации написания и оформления лишь некоторых видов методической продукции, наиболее востребованных преподавателями профессионального образования.

Изучив предложенный материал,  преподаватели получат представление о формах изложения методик, в соответствии с современными требованиями[1], им проще будет структурировать содержание методической работы, а значит, они смогут более эффективно делиться своими методиками с другими педагогами. 

Цель: помощь преподавателям техникума в структуризации собственного методического материала для  последующей публикации.

Целевая аудитория: преподаватели общеобразовательного и профессионального  образования.

С дополнительным материалом, таким как: образцы оформления титульных листов, нормативные стандарты[2] шрифтов и программ, которые принято использовать в процессе подготовки документов к публикации можно познакомиться в приложениях. Там же приводится список сайтов[3], на которых можно разместить свою методическую работу, а также пообщаться с коллегами.

Основная часть

Методическое обеспечение педагогической системы обучения направлено на раскрытие, систематизацию и  распространение профессионального опыта. Как правило, педагоги со стажем с удовольствием передают свой опыт коллегам.

Процесс распространения методик происходит на открытых занятиях, мастер-классах, конкурсах и школах педагогического мастерства, конференциях, семинарах и круглых столах, а также в интернет-сообществах педагогов.

Методические находки педагогов в печатном виде можно найти в тематических сборниках методических работ и на страницах различных периодических изданий, а также на сайтах Интернета. 

Наличие методических работ повышает профессиональный статус преподавателя и статус учреждения, в котором он преподает.

Всю создаваемую преподавателями методическую продукцию можно условно разделить на два блока:

Учебно-методический блок состоит из нормативной и тематической литературы, используемой при составлении рабочей программы, а также материалов, используемых в образовательном процессе: журналов, тематических подборок дидактического и наглядного материалов (карточки, тестовые задания,  графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, модели, иллюстрации и т.п.), видео и аудиоматериалов, тематической информации на электронных носителях, презентаций и т.д.

Научно-методический блок включает в себя методические записки, методические рекомендации, методические пособия и методические проекты, основанные на педагогической практике в образовательном процессе.  Материалы из научно методического блока, в зависимости от содержания, могут иметь различную адресность: обучающимся, обучающимся и коллегам-педагогам, и  только педагогам.  И соответственно этому регламентируется терминология, стиль и  объем методических работ.

 Как правило, педагоги не испытывают затруднений в составлении лаконичной информации о своей деятельности в рамках программы для информационного блока и блока учебно-методического комплекса. Трудности чаще всего возникают при написании научно-методических работ.

Поэтому остановимся подробнее на алгоритмах написания методических работ, относящихся к указанному блоку. 

1. Методическая записка 

Методические записки используются для разъяснения применяемых педагогом методик в процессе осуществления образовательной деятельности по определенной программе, а именно, в них разъясняется адресность аудитории, цель, задачи, ожидаемые результаты проведения различных мероприятий. Методическая записка в сжатом виде может пояснять эффективность применения инновационных технологий на занятиях или мероприятиях, также, кратко пояснить систему изложения методического материала, разъяснить обоснованность документов и фактов, составляющих методическую работу. Методическая записка иногда используется для пояснения содержания таблиц, схем, диаграмм и т.п.

Методические записки оформляются в произвольном виде и могут быть частью методического пособия.

2. Методическая рекомендация 

Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.

В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.

Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).

Памятки составляются[4] без титульного листа по следующей схеме:

Памятка

«Название»

Основной текст (Основной текст начинается с краткого описания сути вопроса,  затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием).

Автор(ы) (ФИО полностью), должность, место работы.

Дата создания.

Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи преподавателю в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.

Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости об количества информации. Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:

1. Титульный лист[5]:

Полное название учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методические рекомендации)

Автор(ы) ( ФИО полностью)

Должность  

Место написания

Год написания

2. Второй лист:

Аннотация (Краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории).

Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон).

3. Третий лист:

Пояснительная записка

(Вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций,  обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта;  целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.).

 Содержание (Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов;   дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с обучающимися  могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя).

Заключение (выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием). 

Список использованной литературы (при необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме; список  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления[6] литературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы).

 Приложение[7]  (приложения включаются, если содержат материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.).

3. Методическая разработка 

Методическая разработка — это комплексная форма, включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению мероприятий; методические советы по составлению сценариев, планов выступления, выставок; методики проведения одного или нескольких занятий,   мастер-классов; методического описания творческого задания, схемы и т.п.

Методические разработки помогают лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала, раскрывают формы, средства, методы и технологии обучения, дают возможность другим педагогам  использовать предлагаемые материалы в своей практике. Методические разработки используются педагогами-авторами для подробного описания проведения мероприятий, представляющих интерес для других педагогов.

Методические разработки можно условно разделить на два варианта, в зависимости от целеполагания.  

Методическая  разработка, претендующая на авторскую (авторские исследования или применение авторских инновационных методик) оформляется в виде брошюры по следующей схеме:

1. Титульный лист[8]:

Полное название учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методическая разработка)

Автор(ы) (ФИО полностью), должность

Место написания

Дата написания

2. Описание методики:

Название разработки, сведения об авторе.

Введение (Во введении указывается цель методической разработки (цель должна быть одна); актуальность предлагаемой работы; обосновывается, при необходимости, особенности и новизна предлагаемой разработки; указывается целевая аудитория, если разработка предназначена для проведения занятия или другого мероприятия с обучающимися, то уточняется их возраст; целесообразно указать условия осуществления мероприятия и перечень используемого оборудования и материалов).

Основная часть (Основная часть содержит методические советы по подготовке мероприятий, занятий, мастер-классов, выставок, составлению сценариев, выступления. Методическое описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность  действий, с указанием средств достижения обозначенной цели. Методические советы по подведению итогов и закреплению полученного результата).

Заключение (Подведение итогов, выводы; в заключительной части важно проследить соответствие выводов тезисам  водной части методической разработки.  При необходимости, можно обратить внимание коллег на особо важные моменты, и предостеречь от возможных ошибок).

Список использованной литературы (список  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления[9] литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов).            

 Приложение (при необходимости к работе прилагаются: схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

Второй вариант методической разработки предполагает описание мероприятия с использованием знакомых методик, но со своей «изюминкой», которая может заключаться в новой форме, или в использовании нового оборудования, или в интеграции с другим мероприятием и т.п.

Обязательными в этом случае являются три раздела:  введение, основная часть и заключение.

Титульный лист оформляется, как и в предыдущем варианте.

Рекомендуется перед написанием составить план, чтобы самое главное  — описание  методики оказалось в разделе «Основная часть». Необходимо проследить, чтобы в основной части была раскрыта цель, а заключительная часть подтверждала основные тезисы введения.

4. Методическое пособие 

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги, способные систематизировать практический материал собственной практики и деятельности коллег по профессии, а также учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Методическое пособие, помимо теоретического,  содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, также, здесь могут быть представлены образцы документов, разработанные в соответствии с заявленной тематикой.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера. 

Методические пособия, в зависимости от целеполагания, могут рассматривать содержание, формы работы и методики и возможности их применения на практике по  отдельной направленности, или по отдельной предметной области (именно к этому типу методической продукции наиболее часто обращаются педагоги).       

Методическое пособие оформляется по следующей схеме:

1. Титульный лист[10]

Полное наименование учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методическое пособие)

Автор(ы) (ФИО полностью)

Должность (педагог дополнительного образования)

Дата написания

Место написания (Москва)

2. Основной раздел

Введение (формулируются цель (одна) и задачи (несколько задач, помогающих достижению цели) данного пособия, указывается адресность, и какие конкретные результаты может дать преподавателям использование данного пособия).

Теоретическая часть (здесь в краткой форме излагается (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе профессионального образования).

Практическая часть (систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся примеры форм и методик работы).

Дидактическая часть (здесь размещаются  дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал).

 Список литературы (оформляется[11] по тематическим рубрикам, в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии и, по возможности, с краткими аннотациями;  кроме того, сюда могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями; в список включаются электронные ресурсы).

5. Методический проект

Методический проект — это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение четко определенных, оригинальных целей в течение заданного периода времени. Преподаватель может поделиться со своими коллегами удачно реализованным проектом, или проектом, прошедшим первые этапы пути к достижению цели.

Работа над проектом подразумевает   деятельность, направленную на выполнение мероприятий, составляющих проект, с максимально возможной эффективностью. Цель проекта должна быть реально достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Задачи проекта формулируются с учетом будущих мероприятий и действий, необходимых для достижения цели. В проекте обязательно продумывается схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом.

Методический проект оформляется по следующей схеме:

1. Титульный лист[12]

Полное наименование учреждения

Проект

«Название»

Автор(ы) (ФИО полностью)

Должность (педагог дополнительного образования)

Дата написания

Место написания (Москва)

2. Основной раздел

Введение (Обосновывается тема проекта,  формулируются цель и задачи, указывается адресность, перечисляется оборудование, необходимое для реализации проекта и кадровые ресурсы, задействованные в реализации проекта).

Основная часть  (В основной части обозначается календарный план реализации этапов проекта, схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом).

Заключение (Выводы о правильной поставки цели проекта, об удачных моментах прохождения этапов проекта и о трудностях, с которыми, возможно, столкнулись при реализации проекта).

 Список литературы (список[13]  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов, рекомендованных или используемых при реализации проекта).            

Заключение

Результативность передачи профессионального педагогического опыта в значительной степени зависит от  умения создавать собственную методическую продукцию.

Предложенные здесь алгоритмы написания методических работ должны помочь преподавателям в выработке этого умения. Понимание преподавателями правил структуризации материала, поможет им более рационально оформить свою работу в полноценный методический продукт и опубликовать его в сборнике или на страницах журнала.

Важно, также, не забывать о возможности обмена опытом в педагогических интернет-сообществах и о публикациях на сайтах. В наш век развития информационных технологий преподаватели часто обращаются к интернету, за поисками новых методик, и, поэтому, опубликованные работы на интернет-сайтах намного быстрее находят своих читателей.

Глоссарий

Адресность – понятие, в контексте данной работы,  означает рациональное ограничение круга предполагаемых читателей.

Алгоритм — набор рекомендаций, описывающих порядок действий для достижения результата за конечное число действий, от которых они зависят.

Аннотация — краткое изложение сути, содержания и главных особенностей книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга.

Аннотированный каталог – систематизированный перечень предметов, услуг, продукции и др., содержащий краткие пояснения.

Буклет — вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, сложной конструкции и проработанного дизайна.  

Бюллетень — регулярно публикуемые краткие официальные материалы о новостях в деятельности учреждения, преподносимых в качестве должностной информации.

Задачи – это измеряемые возможные изменения ситуации, это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить.

Информационно-методический справочник — сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной работы и ее организации.

Инструктивно-методическое письмо — указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа; например, инструктивно-методическое письмо к положению о конкурсе, мероприятии.

Инструкция — пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр. 

Картотека — систематизированное в алфавитном порядке (как правило — по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе.

Листовка — вид  информационной литературы, лист бумаги с текстом и иногда с иллюстрациями.

Методика  — наука о методах преподавания, совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.

Методический — строго последовательный, систематичный, точно следующий плану.

Методическая тема — это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом.

Методическая записка — пояснения к последующим методическим материалам.

Методические рекомендации — структурированная информация, определяющая порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Памятка —  книжка или листок с краткими наставлениями на какой-либо  случай, с краткими сведениями о ком-либо, чем-либо.

План — это фиксация системы целей, задач и средств, предусматривающих изменение ситуации.

Программа — это запланированный комплекс образовательных мероприятий, направленных на достижение цели или реализацию определенного направления развития.

Проект — замысел, идея, воплощённые в форму описания, обоснования, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Сценарий — самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий — это конспективная, подробная запись праздника, любого мероприятия. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен.

Тематическая подборка материала — подбор текстового и наглядно иллюстративного материала по определенной теме (подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.) для написания рекомендаций, сценариев.

Целевая аудитория — это совокупность людей, однородная по каким-либо параметрам.

Цель — это то, к чему стремятся, это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого хотят достичь.

Рекомендуемая литература

Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. — М.: Ось, 2002.

Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

Виды   методической продукции. Справочник. — Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»·

Драхлер А.Б.  Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Гайнуллина И.В. Правила и требования оформления методической разработки. —  Югорск: МБУ. Городской методический центр, 2014.

Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д. Е. Яковлев, — М: АРКТИ, 2002.

Дополнительное образование и воспитание. № 1, 2008 с.26-30.

Корлякова С.В. , Деникаева  О.В. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. — Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2001.

Кленова Н.В. Основные понятия сферы методической деятельности УДОД. – М.: ГПМЦ, ГЦДЮ, 2014. 

Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. –Мн.: ООО «Сэр –Вит», 2000.

Кульневич С. В. Иванченко В. Н. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования. – М.: Учитель, 2005г.

Методическая деятельность. Словарь-справочник. — Л., 1991.

Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие /Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова и др. —  М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.

Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины: сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005.

Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. — 2001 — №2.

Словарь-справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л.Н. Буйлова, И. А. Дрогов и др. — М: ЦРСДОД, 2002.

Уваров А.А. Методика написания и защиты дипломных и курсовых работ: Практическое пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Издательство «ИКФ «ЭКМОС», 2003.  

Информационно-электронные ресурсы.

Википедия 

ru.wikipedia.org/wiki/Википедия

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001 

http://dic.academic.ru

Мой словарь

http://my-dictionary.ru/word/

TOLKSLOVAR.RU

http://tolkslovar.ru

Словарь — Аудитория целевая 

glossostav.ru/word/

Русский язык. Справочно-информационный портал. грамота.ру.

Гин А.А. Традиции урока //Интернет-журнал «Эйдос». — 2000. — 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm.

Тематические сайты сети Internet.

Приложение № 1  

Образец оформления памятки

ПАМЯТКА

«Правила пользования ножницами для дошкольников»

Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими пользуются родители. Сам процесс пользования ими вызывает у детей явный интерес, однако у родителей возникает масса вопросов, касающихся того, как научить ребенка пользоваться ножницами и уберечь от травм.              

1.     Брать ножницы только с закругленными концами.

Рис. №1

2.     Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями.

Рис. №2

3.     Передавать и переносить ножницы только колечками вперед и сомкнутыми лезвиями.

Рис. № 3

4.     Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, та как их можно уронить и поранить себя или рядом работающего человека.

Рис. №4

5.     Во время работы не подходить к работающему ножницами, так как он может не заметить подошедшего и поранить себя или другого человека.

Рис. №5

6.     По окончании работы привести рабочее место в порядок.

Рис. №6

                 Смирнова Марина Сергеевна,

педагог дополнительного образования, ЦДЮТТ «Охта». 01.09.14.

Приложение № 2

Образец оформления титульного листа методических рекомендаций

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

методические рекомендации для обучающихся

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 3

Образец оформления титульного листа методической  разработки

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

«ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ»

методическая разработка

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 4

Образец оформления титульного листа методического  пособия

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

«ИСОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ КЕРАМИКОЙ»

методическое пособие

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 5

Образец оформления титульного листа методического проекта

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

ПРОЕКТ

«НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение №  6

Основные требования к оформлению текстовых документов:

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

1.Текст работы выполняется на ПК.

2.Все страницы текста должны соответствовать формату единому формату А4 или (А5).

3.Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей для формата А4: левое -30 мм, правое -10 мм, верхнее-15мм, нижнее -20мм-

4. Нумерация страниц:

 — Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту;

— Титульный лист, так же, как и оглавление, включаются в общую нумерацию страниц текста. Однако номер страницы не проставляется ни на титульном листе, ни на оглавлении, ни на аннотации; нумерацию страниц проставляют, начиная с «Введения», которое располагается на третьей (четвертой) странице;

— Иллюстрации и таблицы, включенные в содержание,  учитываются как и страницы текста начиная с 1.

5. Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т.д.

6. Введение, главы основной части, заключение, список литературы,

вспомогательные указатели и приложения должны иметь заголовок, напечатанный прописными буквами.

7. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

8. Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

9. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов.

10.  Шрифты заголовков структурных элементов различного уровня (главы, подглавы, …) должны быть однотипными.

11. После надписи «Таблица…», как и после названия таблицы, точка не ставится;

 таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;

 слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;

 если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют, слово «Таблица» не пишут.

Таблицы в зависимости от их размера размещают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице; при необходимости — в приложении.

12. Оформление библиографических ссылок

Поскольку для написания текста методической разработки мы используем различные источники литературы, как правило, часто приходится прибегать к цитированию работ других авторов.

Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать случайные фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо заключать в кавычки и т.п.), следует обратить внимание на точное указание источников цитат, а также на способ их оформления в тексте.

Существуют различные способы указания цитат (подстрочные, внутри-текстовые и др.).

Для цитирования в чаще используются затекстовые ссылки. Под затекстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце того листа, на котором приводилась цитата.

Например:

Основной идеей в воспитании того времени, была идея создания ведущей роли общественного воспитания в формировании личности ребенка. В этой идее А.С Макаренко подчеркивал «единство цели общества и семьи, зависимость семейного воспитания от «заказа общества»1.

1. Идеи А.С. Макаренко повторяются и в работах В.А. Сухомлинского, М.И. Калинина, в которых многогранно рассматривается сочетание общественного и семейного воспитания.

13. В документах рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, кегль -12,     междустрочный интервал – 1,5.

 Допускается использование 14 кегля с одинарным междустрочным интервалом.

14. Для оформления текста и несложных таблиц используется программа – Microsoft Word;

  для таблиц и графиков — Microsoft Excel;

  для оформления текста в буклет, брошюру — Microsoft Publisher; 

  для презентации и демонстрации — Power Point, Movie Maker.

Приложение № 7

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

Правила оформления приложений

В случаях, когда графики, таблицы и другой материал слишком объёмны, а также неуместны в тексте, но несут дополнительную смысловую информацию, их необходимо разместить в приложениях.

Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания работы и могут включать: материалы, дополняющие текст; иллюстрации вспомогательного характера; характеристики материалов и инструментов применяемых при выполнении работы; анкеты и методики (в том числе инструкции; стимульный материал, бланки ответов, ключи и интерпретационные материалы); протоколы испытаний, заполненные испытуемыми ответные листы и бланки, заключения анализа, экспертизы, и т.д.; таблицы вспомогательных данных;  промежуточные формулы и расчеты.

Правила представления приложений:

приложения помещают в конце методической разработки;  каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией;

номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» после этой надписи точка не ставится;

приложения должны иметь общую с остальной частью методической разработки сквозную нумерацию страниц;

 на все приложения в основной части методической разработки должны быть однотипные ссылки;

в приложениях, представляющих собой стимульный материал, разрешается использование цветной печати и применение различных шрифтов.

Приложение № 8

Правила оформления списка литературы

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

1.Фамилия и инициалы автора.

2.Основное заглавие.

3.Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.).

4. Сведения об ответственности (содержат информацию о составителях, редакторах, художниках и т.д., об организациях, от имени которых опубликован документ).

5.Место издания.

6.Издательство или издающая организация.

7. Дата издания.

Каждому элементу областей библиографического описания предшествует условный разделительный знак, который указан в примере ниже.

Например:

1. Дошкольная педагогика в 2х ч., ч. 2 / Под ред. В.И. Логиновой — М.:-1988. – С. 208-210.

2. Дронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА–ПРЕСС, 2001. – 224 с.

3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч. – М.: — 1984. – С.62.

Количество страниц обязательно указывается в научных исследованиях, в методической литературе объем страниц  указывать необязательно.

Приложение №  9  

 Список сайтов, на которых можно разместить свою методическую работу, обменятся опытом с коллегами и узнать их мнение на форуме педагогического интернет-сообщества.

1. Портал Министерства образования   http://www.minobr.org/

2. Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру»   http://metodisty.ru/

3. Социальная сеть работников образования.

http://sportal.ru/npo-spo/obrazovanie

4.Образование.   http://www.kakprosto.ru

5. Умная Школа: Национальный образовательный проект  http://умная-школа.рф 

6. Педсовет http://pedsovet.org/

7. Сетевое образовательное сообщество  http://rusedu.net/

8. Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/

9. Профессиональное сообщество учителей и педагогов России. http://www.zavuch.info/ 

10. Сетевое социально-педагогическое сообщество. http://wiki.iot.ru/index.php/

11. Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество.   http://www.schoolexpert.ru/main

12. Учебно-методический кабинет. http://ped-kopilka.ru/

13. Издательская группа «Основа»   http://www.e-osnova.ru


[1] ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

[2] ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

[3] Список сайтов см. в приложении № 9

[4] См. образец  в приложении № 1

[5] См. образец в приложении № 2

[6] ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». См. образец  в приложении № 8

[7] См. приложение № 7

[8] См. образец в приложении № 3

[9] См. образец в приложении № 8

[10] См. образец в приложении № 4

[11] См. приложение № 8

[12] См. образец в приложении № 5

[13] См. приложение № 8

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Выкройка платья для начинающих пошаговая инструкция фото
  • Галазолин инструкция по применению взрослым спрей для носа
  • Магги цыпленок табака с пакетом для запекания инструкция
  • Yamaha dgx 205 инструкция на русском
  • Руководство по эксплуатации дизельной тойоты