Методическое руководство издание это

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (УМП) — издание, содержащее методические указания, руководства, материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела или части. УМП служит для оптимизации процесса освоения учебной дисциплины. УМП создаются на базе утверждённых учебных изданий.

УМП различаются по читательскому адресу, пособие может быть рассчитано как на обучающих, так и на учащихся. Читательский адрес – это важная характеристика учебной литературы, определяющая особенности информации, объём включаемых знаний, язык, структуру и оформление.

Содержание УМП должно соответствовать образовательным стандартам, учебной программе. УПМ содержит систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в доступной и удобной форме для самостоятельного изучения и освоения дисциплины. Таким образом УМП организует работу обучаемого и обучающего в процессе изучения дисциплины.
К содержанию УПМ также предъявляются требования: научность, полнота и актуальность информации, логичность и последовательность изложения, чёткая структура материала, доступность информации для обучающихся, использование современных методов образовательного процесса.

Основными разновидностями учебно-методических пособий являются методические указания и методические рекомендации. В методических указаниях дается общая характеристика дисциплины, цели и задачи её изучения, а также формы, методы, виды самостоятельной работы обучающихся. Методические указания – это «инструкция» по выполнению определенной учебной задачи, которой надо неукоснительно следовать. Методические рекомендации содержат материалы по методике самостоятельного изучения или практического освоения учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний, а также требования по оформлению, содержанию и структуре курсовых, дипломных работ. Методические рекомендации – это «советы» по выполнению задания, которыми можно воспользоваться для достижения оптимальных результатов.

Структура учебного издания

Титульный лист;
Оборот титула с аннотацией;
Оглавление;
Предисловие;
Список условных обозначений и сокращений;
Введение;
Основная часть — произведение;
Заключение;
Приложения;
Список литературы;
Вспомогательные указатели.

Элементы учебного издания

Аннотация. Краткая характеристика произведения с точки зрения содержания (о чем говорится в рукописи) и читательского назначения (для кого предназначена). Аннотация должна быть информативной (не содержать общих слов) и структурированной. Также хорошо указать особенности, достоинства и отличия данного произведения от других аналогичных изданий. Обязателен полный читательский адрес (для студентов каких направлений и специальностей предназначено издание). Текст аннотации составляет 500-600 знаков (включая пробелы).

Оглавление, содержание – понятия не идентичные. Оглавление составляется для моноиздания, а содержание используется в сборниках. Оглавление помимо поисковой функции обеспечивает возможность обзора всего издания, а также знакомство со структурой. В учебной литературе, т.е. для последовательно-поурочного изучения, оглавление лучше размещать в начале издания. При оформлении оглавления для удобства восприятия лучше воспользоваться отступами и шрифтовым выделением – п/ж.

Предисловие. Аннотация и предисловие не должны дублировать друг друга. Предисловие предназначено для подготовки читателя к рациональному использованию информации и более глубокому, осознанному ее освоению. В предисловии прописывают на основе какой программы составлено учебное издание. Предисловие – это текст по поводу данного издания, где определяется его вид, цель и назначение, а также подчеркивается важность и актуальность данного издания. Объясняется методика построения и изложения материала в УМП. Приводятся рекомендации, разъяснения по методике работы над учебным материалом. Указываются особенности и правила использования аппарата издания.

Списки условных обозначений и сокращений. В тексте учебного издания допускаются сокращения и аббревиатуры в соответствии с установленными правилами русской орфографии, а также требованиями ГОСТ 7.12 и ГОСТ 7.4. Сокращения вводятся только на те термины, наименования и т. п., которые часто приводятся в тексте; при первом упоминании должно приводиться полное название, а в скобках – сокращенное или аббревиатура; в дальнейшем следует употреблять сокращенный вариант. Сведения о принятых сокращениях должны приводиться в структурном элементе издания «Список сокращений», если их более трех. В других случаях его приведение нецелесообразно.

Предисловие и введение – это разные элементы издания, и они имеют разные функции. Введение – это часть самого произведения, предисловие – это часть издания. Введение может написать только автор. Предисловие – это то же введение, но не в само произведение, а в издание в целом. Введение должно включать в себя указание на проблематику учебной дисциплины, основные направления, методы и формы её освоения.

Внутритекстовые ссылки. Ссылки на структурные элементы и фрагменты издания (рисунки, таблицы, уравнения, формулы, приложения и т. п.). Оформление должно быть единообразным.

Библиографические ссылки на источники (документы, литературу). Ссылки различаются по месту расположения и форме: внутритекстовые, подстрочные, ссылки на затекстовой поиск. Библиографические ссылки в учебном издании нужны по минимуму. Все объяснения желательно давать в тексте. Лучше использовать подстрочные ссылки (помещенные в конце страницы, связанные со сноской, сделанной на данной странице в необходимом месте текста в виде надстрочной порядковой арабской цифры). Так как они более удобны для повторного поиска и дальнейшей работы над материалом.

Заключение завершает изложение в учебном издании, его назначение помочь обучающемуся суммировать полученные знания, подвести черту под пройденным материалом. Содержание заключения не должно дублировать предисловие, введение.

Приложения. За текстом возможно разместить приложения. Отдельные тексты, таблицы, иллюстрации, т.е. материал, который дополняет основной или служит для справок при работе над ним. Это могут быть также задачи, упражнения, справочный материал и др. Приложения должны иметь общую сквозную нумерацию с остальной частью учебного издания. На все приложения должны быть даны ссылки в тексте.

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников. Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о произведении печати или другом документе (его части или группе документов), дающих возможность идентифицировать документ, а также получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме, справочном аппарате и т. д. Список приводится в конце издания и оформляется в соответствии с требованиями (см. Оформление списка литературы, ПРИМЕРЫ).

Вспомогательные указатели рекомендуются для облегчения и ускорения поиска в учебном издании сведений об интересующем читателя конкретном материале. Они представляют собой поисковый аппарат, путеводитель по изданию. Вспомогательные указатели могут быть различными: единый или комплексный; именной; предметный (алфавитно-предметный); хронологический; нумерационный; указатель формул, символов и др. обозначений; тематический или систематический и пр. В зависимости от темы, специальности, дисциплины в издание включается тот или иной вспомогательный указатель или их совокупность.

Текстовые выделения.
Для повышения эффективности подачи, усвоения материала используют текстовые выделения. Это могут быть фрагменты текста, которые автор считает особо важными, для облегчения запоминания, для ориентировки в издании. Также могут быть определения, формулировки отдельных положений, термины, правила, формулы и др. Текстовые выделения бывают шрифтовые (полужирный шрифт, курсив и др.) и нешрифтовые (звездочки, жирные точки, изменения формата и др.). Увлекаться выделением текста не стоит, иначе текстовые выделения перестанут выполнять свою роль. При шрифтовом выделении текста необходима четко продуманная система. Однородные элементы текста по всей книге следует оформлять одним способом, а для элементов с различным эквивалентом значимости подбирают разные по силе способы выделения.

Обновлено: 24.09.2023

Изучение предмета, курса, или большой темы по любой дисциплине осуществляется, как правило, по программам и учебникам, утвержденным Министерством образования. Ученики школ и студенты вузов, имея книжки по определенным предметам, учат теорию и выполняют практические задания, постепенно погружаясь в тему и усваивая ее в полной мере. Конечно, часто учащиеся используют дополнительные учебные материалы в виде хрестоматий, словарей, и других пособий.

А что использует педагог? Неужели он подает учащимся только ту информацию, которая есть в учебнике и предусмотрена программой? Над этим вопросом мало кто задумывается до тех пор, пока сам не попробует себя в роли учителя. Для того, чтобы подача учебного материала была правильной, последовательной, информативной и результативной, педагоги используют методическое пособие. Что представляет собой данной пособие? Каких оно бывает видов и из чего состоит? Попробуем разобраться в данной статье.

Методическое пособие. Что это?

Под методическим пособием понимают издание, которое создается специально для учителей и облегчает им процесс преподавания. Оно содержит материалы, направленные на практическое применение знаний на практике, с подробным описанием методик преподавания. Построено на примерах и рекомендациях, и состоит их теоретических положений, посвященных популярным мнениям в педагогике на излагаемую тему или вопрос.

Методическое пособие – это учебно-методическое издание, в котором собран и структурирован материал, описывающий задачи и методику обучения и содержание курса, предмета, раздела, или же посвященный учебно-воспитательной работе. Часто авторы таких научных изданий включают в содержание дополнительные материалы в виде планов, конспектов, разнообразного дидактического материала.

Что характерно для пособий?

Любое пособие для учителя или преподавателя вуза должно быть понятным и доступным, и строиться на основе учебников, по которым проводится обучение. Как правило, в методичках указывается автор и год выхода учебной литературы. Если говорить о том, что является характерным для таких пособий, то можно отметить следующее:

  1. Четкая практическая направленность.
  2. Доступная форма изложения.
  3. Оказывает существенную помощь в повседневной работе педагогов.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Какие требования выдвигаются к методическим пособиям?

Для того, чтобы материалы, созданные в помощь учителю, были понятными и доступными, и использовались без региональной привязки при организации образования, они создаются с учетом строгих требований, проходят контроль и утверждаются в Министерстве, и только потом отдаются в печать.

Итак, методическое пособие должно быть:

  • Информативным, с максимальной насыщенностью информацией.
  • Информация должна быть изложена ясно и четко, быть популярной.
  • Структурированным.
  • Иметь оригинальные способы организации деятельности учителя или воспитателя (если касается детских дошкольных учреждений).
  • Издание должно содержать новые методические приемы форм деятельности или их новое сочетание, для развития системы преподавательского процесса.
  • С подтвержденной эффективностью. В качестве доказательных материалов в методических пособиях могут использоваться иллюстрации, или материалы экспериментальной апробации.

Стоит учитывать, что кроме методических пособий, педагоги применяют в своей работе и методические рекомендации. Они отличаются от пособий тем, что теория по конкретному предмету или теме в нем раскрывается минимально, то есть, содержание рекомендаций основано преимущественно на практике педагога, на тонкостях процесса подачи материала и способах организации учебного процесса.

Какую структуру имеет методическое пособие?

При разработке изданий для помощи педагогам в их повседневной деятельности авторы придерживаются строгой структуры в своих пособиях. Поэтому, если взять методички по разным учебным дисциплинам, например, математике и химии, то структурно они будут идентичными. Отличия будут только в поданном материале и в рекомендованных Минобразованием практичных заданиях для усвоения и контроля знаний у учеников.

Структура методического пособия выглядит следующим образом:

  • Начинается вступлением или в виде пояснительной записки.
  • Далее следует основная часть, которая составляет примерно 75% всего текста. Здесь идет описание особенностей изучаемой теории, технических методик, технологий, перечисляются практичные работы и даются к ним рекомендации, а также контрольные задания.
  • Заключение, с описанием кратких и четких выводов и результатов, которые будут достигнуты при использовании данного методического пособия.
  • Литература.
  • Приложения. Часто состоит из нормативных документов, и других материалов, с помощью которых педагог сможет качественно и рационально организовать свою работу, и при этом, не нарушив требований.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Методические пособия и их виды

Существуют различные виды методических пособий, при использовании которых в комплексе, педагоги получают возможность шире, глубже, информативней передать материал учащимся, донести до них важную информацию максимально интересно и доступно. Для этого в работе педагогов применяются следующие виды методического пособия:

  • Продукция информационно-ознакомительного характера, к которой относят листовки, буклеты, информационно-методические справочные материалы, и т.д.
  • Материалы и издания организационно-методического направления. Сюда входят методические записки, разработки, рекомендации.
  • Прикладная продукция в виде карточек, тестовых заданий, технических схем, иллюстраций, и т.д.

В общем, используя методическое пособие, педагог может четко, грамотно, последовательно изложить учебный материал для качественного его усвоения учащимися.

Методические пособия – это книги, брошюры, альбомы, в которых излагаются задачи, содержание, организационные формы и методические приемы работы педагогов и обучающихся в процессе приобретения последними знаний, умений и навыков.

Методическое пособие — разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.

Методическое пособие – это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Как разработать методическое пособие

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе образования и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.

Типовая структура методического пособия включает:

— введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу педагогов оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;

— теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора;

— практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы;

— дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам рекомендуемых работ.

Что такое методичка (учебно-методическое пособие) и для чего она нужна

При написании научных работ студенту часто приходится иметь дело с методичкой. Однако формат и суть этой книжки до сих пор непонятна учащимся многих вузов и курсов. Что это за маленькая книжица и почему нужно приложить так много усилий, чтобы раздобыть ее? И зачем вообще за ней охотиться?

На нашем телеграм-канале мы уже частично затрагивали тему, чем отличается учебник от учебного пособия. Сегодня же давайте поговорим более конкретно о том, что такое методичка вузов (учебно-методическое пособие) и чем она отличается от основных книг для учебы.

Что такое методическое пособие

Учебно/научно-методическое пособие – официальный печатный информационный источник, содержание которого полностью соответствует учебной программе по определенной специальности в университете.

Методичка – издание, посвященное чаще всего одной тематике, которую исследует вдоль и поперек, в мельчайших подробностях. С ней выполняют любые научные работы (лабораторные, контрольные, курсовые, практические и т.д.), а также оформляют их с учетом перечисленных в ней требований Министерства образования.

Виды учебно-методических пособий

Методическим пособием можно назвать все, что помогает студенту учиться. Сюда же относятся:

  1. Методическая разработка – то же, что и пособие, но чуть меньшего объема. Цель этого вида методического пособия – разобрать определенную тему или подтему.
  2. Методические рекомендации – пособие с советами для студентов о том, как организовать процесс самостоятельного изучения или практической работы по предмету. Здесь чаще всего приводят стандарты и требования по оформлению работ, прописана цель изучения определенного предмета, его задачи и теории, на которых он базируется. Студенты могут найти здесь даже рекомендации по ведению конспектов и список литературы для самостоятельной работы.
  3. Комплекс учебно-методических материалов – программно-методическое издание с теорией и практическими заданиями, списком литературы для прочтения; планы для подготовки к семинарам и выполнения лабораторных работ; комплекс из учебника, сборника практических задач и хрестоматии.

В зависимости от задачи учебно-методического пособия будут различаться и источники информации, которые помогут студенту ее решить.

Получить такое подспорье можно в библиотеке учебного заведения. Если же экземпляров на всех не хватает, сходите в читальный зал. Там обязательно должен быть один дежурный образец методического пособия.

Учащиеся могут успешно использовать этот тип вспомогательной учебной литературы и в вузе, и дома. Он подходит для работы на лекциях и семинарах, в теории и на практике. А благодаря компактному формату и легкости его удобно везде брать с собой.

А вы знали, что учебно-методические пособия – это труды преподавателей, создаваемые на кафедре? Будьте готовы, что формат подачи информации может отличаться от манеры повествования в учебнике или на лекции.

Но что отличает методическую литературу от учебной? Почему нужно использовать именно ее, а не любой другой источник, доступный в читальных залах и библиотеках?

Как пишут учебно-методическое пособие

Несмотря на сжатый вид и четко структурированную информацию, работа по созданию методички долгая и нелегкая.

Для начала автор определяется с темой, которую он хочет осветить данным изданием. Как правило, информация подается от легкой к более сложной.

При освещении информации автор использует данные не из интернета, а из уважаемых научных источников и печатных изданий, первоисточников, респектабельных авторов. Так практически отсутствует риск нарваться на недостоверный источник. Поэтому составление методички – это по большей части многие часы работы в библиотеке.

Задача преподавателя – не только предоставить студенту теорию, но и сделать все, чтобы она закрепилась в голове учащегося. А для этого нужна практика. Вот почему любая методичка содержит практические упражнения по повторению и закреплению информации.

Любая работа начинается с тщательного планирования. План – это короткие предложения в виде емких тезисов, которые последовательно освещают всю тему.

Методичка почти всегда является шпаргалкой при подготовке к экзаменам. Поэтому здесь должны находиться все вопросы по теме без исключения.

Так как этот материал призван помочь студенту, то информация, представленная в нем, должна быть доступной и легкой для восприятия. Иначе студент потеряет всякий интерес.

Как только пособие будет написано, его содержание нужно засвидетельствовать на соответствие правилам оформления и другим нормам. И если все будет в порядке, автор может приступать к окончательному написанию методички.

Последний этап – сдать труд на проверку, а далее – в публикацию.

Хорошая методичка – это труд, в котором:

  1. Полное соответствие дисциплине и теме, актуальная и полезная информация.
  2. Четкая и логичная структура, короткие фразы, маленькие абзацы, маркированные и нумерованные списки, графический материал (рисунки, графики, таблицы), тезисы.
  3. Подробный и емкий список литературы.
  4. Отсутствие сложной терминологии или четкое ее пояснение.

Методички в вузе

Плюсы и минусы использования учебно-методического пособия

Этот вид учебного пособия имеет определенные преимущества:

  1. Сжатая и структурированная информация по теме.
  2. Полноценная инструкция/шпаргалка для самостоятельного выполнения заданий.
  3. Помощь в правильном оформлении научных работ и их презентации.
  4. Компактность и легкость.
  5. Возможность использовать методичку как помощь-подсказку во время экзамена.

Но есть у методичек и некоторые недостатки:

  1. Ограниченное количество. Как правило, методичек катастрофически не хватает в библиотеках из-за огромного спроса на них. Впрочем, за счет их небольшого объема не составит труда одолжить их у однокурсника и отксерить.
  2. Небольшой размер. Да-да, именно за с чет их незаметности литература легко теряется среди огромного объема других учебных материалов.
  3. Субъективизм. Написанная одним автором, методичка имеет обыкновение представлять его личную точку зрения относительно проблемы.

Что делать, если потерял методичку

Мы уже упоминали, что чаще всего количество этих носителей информации в вузе катастрофически не хватает для всех желающих. Поэтому каждый экземпляр на вес золота.

И если вдруг студент потеряет или испортит его, не избежать неприятностей. Поэтому сделайте все, чтобы добыть достойную замену: купите новое издание или отксерьте у однокурсника. Но будьте готовы, что библиотекарь запомнит вас надолго.

Методички и интернет

С появлением интернета в нашей жизни методическая литература все больше теряет свою актуальность.

Цель учебно-методического пособия заключалась в краткой форме и сжатом объеме большого количества данных. Сегодня же преподаватель может выложить всю необходимую информацию на специальной страничке на своем сайте или сайте университета.

Бумажный вид методичек сегодня часто напоминает бюрократическую систему, которая способна сильно затормозить процесс обучения. Подумайте сами: преподавателю нужно потратить собственное время не только на их составление, но и на дополнительыне проверки и согласования. А в итоге на целый курс выйдет хорошо если 10 экземпляров, которых в любом случае не хватит на всех. А ведь то же самое и гораздо быстрее педагог может сделать с помощью всемирной паутины без необходимости правильно оформлять на бумаге и выпускать в тираж пособие, его согласование и т.д.

Как видите, методичкам на смену приходят все более современные источники информации. Но пока существуют бумажные носители, мы бы не советовали ими пренебрегать, особенно если они попали к вам в руки. Более того, если есть возможность выбора, отдавайте предпочтение самой потрепанной – это свидетельствует о ее огромной востребованности. Ну а со всем остальным поможет студенческий сервис.

Методическое пособие

Что такое учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие — это полиграфическое издание небольшого объема, которое содержит теоретические и практические выкладки по одной из дисциплин согласно программе обучения.

В большинстве случаев методички раскрывают только определенные темы, а не весь курс дисциплины. По объему они не превышают 50 страниц и представляют из себя печатное издание в мягкой обложке. Методички не заменяют учебник, а идут к нему в дополнение — обобщая и систематизируя теоретическую информацию. При этом во второй части издания присутствуют практические задания, пояснения для их выполнения.

Тираж методических пособий невелик, приблизительно ориентирован на количество студентов в потоке.

Виды методичек

Различают несколько видов методической продукции:

  1. Методические разработки. В таком учебном пособии раскрывается четкая последовательность действий, связанная с проведением какого-либо мероприятия. Разработки могут содержать в себе план, советы методического характера, способы организовать данное мероприятие. Такими разработками могут быть планы для учителей по проведению уроков, какие-либо сценарии, комплекс схем.

Методические разработки

2. Методические рекомендации. Это учебные издания, раскрывающие закономерности, систему и особенности в освоении определенной темы. Рекомендации могут касаться подготовки к выполнению студентами практической части заданий, прохождения летней практики, составления необходимых отчетов и их структуры. Задача таких рекомендаций заключается в предоставлении эффективных шагов, вариаций в той или иной деятельности. Эти учебные пособия обязательно должны иметь адресата: педагогам, родителям, студентам, руководителям и т. д.

Методические рекомендации

3. Комплекс учебно-методических материалов. Таким названием обозначается совокупность учебных пособий, которая включает учебник, сборник практических заданий и хрестоматию. В другой вариации — это методическое издание, содержащее тезисно теорию, практические упражнения, перечень литературы для самостоятельного изучения, планы лабораторных работ или семинаров.

Комплекс учебно-методических материалов

4. Практическое руководство — издание, которое направлено на самостоятельное освоение студентами определенных практических навыках в той или иной сфере деятельности.

Не следует путать указания с рекомендациями. Если материал носит рекомендательный характер и выполнение их остается на усмотрение студента — это методические рекомендации. Если материал обязателен к выполнению, требуется придерживаться определенных норм или алгоритмов — это методические указания.

Структура

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации имеют следующее структурное построение:

1. Титульный лист. Титул должен содержать: название учебного заведения, кафедры; ФИО автора; название, с указанием вида методической продукции; город; год печати.

2. Аннотация. Располагается на втором листе издания. Содержит в себе следующую информацию:

  • предмет излагаемого материала;
  • назначение рекомендаций, для кого создано пособие;
  • указания, на основе каких исследований созданы методические рекомендации;
  • в каких сферах возможно применение изложенного материала;
  • данные об авторе или авторах.

3. Пояснительная записка. Представляет собой информацию, содержащую:

  • сведения об актуальности данной работы; ее значимость, в соответствии с образовательной программой;
  • цель рекомендаций;
  • лаконичное описание результатов, которые должны быть достигнуты после прочтения целевой аудиторией пособия.

4. Содержание методических рекомендаций не имеет определенных норм и излагается в форме, удобной автору.

5. Список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения данной темы. Перечень должен быть составлен в алфавитном порядке и оформлен в соответствии с установленными нормами.

  • тесты;
  • планы по организации мероприятий;
  • ориентировочные вопросы к викторинам, играм или конкурсам;
  • методы подведения итогов по определенным типам деятельности;
  • карты, фотографии, схемы, диаграммы, ксерокопии документов;
  • приблизительная тема мероприятий.

Структура методических разработок

Структурными элементами методических разработок являются:

  • название учебного пособия;
  • данные об авторе;
  • цель издания;
  • возраст целевой аудитории;
  • необходимы требования для организации мероприятия, описанного в разработке;
  • список необходимых материалов или оборудования;
  • ход исполнения мероприятия, изложение тем разработки;
  • методические рекомендации по результатам мероприятия;
  • перечень использованных источников;
  • приложения.

Не следует путать цель и результат.

Цель — то, к чему следует стремиться для достижения результата. То, чем автор может управлять на момент написания работы.

Результат — происходящее после достижения цели, это объективное понятие, которым невозможно управлять.

Как написать

Авторами методичек выступают преподаватели учебных заведений. Студент может написать свое пособие, будучи аспирантом. Это долгая и упорная работа, обобщающая личный опыт, теорию, индивидуальную разработку автором своих методик и практик. Необходимо заранее проверить актуальность планируемой темы, изучить последние разработки в этой сфере.

Планируя создать методическое пособие, следует придерживаться алгоритма:

  • изучение существующей базы по исследуемому вопросу;
  • создание плана работы;
  • написание теории, согласно плану;
  • приложить факты, примеры, подтверждающие изложенную теорию;
  • предоставить необходимый дидактический материал;
  • создать список литературы, которая использовалась при написании пособия;
  • список литературы, которая рекомендуется к прочтению по теме методички.

Для того, чтобы гарантировать печать методического издания, следует обратить внимание на несколько правил.

  1. Тему для пособия следует выбрать ту, которая хорошо знакома и исследована. Для начала она не обязательно должна быть сложной. Простую тему легче раскрыть и наработать опыт в написании методичек.
  2. Проверять достоверность излагаемого материала, процент информации из интернета должен быть минимальным.
  3. Методичка должна содержать минимум воды и максимум четко излагаемого материала. Теоретическая информация воспринимается лучше, если она представлена тезисами.
  4. Для лучшего усвоения студентами материала, следует избегать сложных конструкций в стиле изложения материала. Легкость и простота в чтении принесет популярность вашему пособию в студенческой среде.
  5. Для того, чтобы тема методички не теряла свою актуальность какое-то время, следует использовать только новые, последние источники и публикации. Следует избегать применения литературы, которая была выдана свыше 5 лет назад.
  6. Если у автора есть свои наработки, статьи в смежных темах, будет не лишним упомянуть их или сослаться на эти работы.

Как оформить

Пример

Пример оформления титульной страницы методического пособия.

Образец оформления страницы с аннотацией.

Пример учебно-методического пособия по риторике.

Что такое сетевые учебно-методические пособия

Широкое распространение компьютерных и инновационных технологий способствовало появлению и в образовательной сфере нового вида учебно-методических пособий.

  • электронный документ;
  • электронное издание.

Сетевой учебно-методический комплекс (ЭУМК) — интерактивное сетевое учебное электронное мультимедийное издание.

ЭУМК разработан для самостоятельного освоения материала студентами в интерактивной форме. Исходя из государственных стандартов обучения в его состав должны входить:

  • план учебных мероприятий;
  • программа дисциплины;
  • теоретические материалы в электронном формате;
  • пособие для практических занятий;
  • тестовые задания и вопросы для закрепления материала;
  • методические рекомендации, раскрывающие систему обучения и систему оценивания знаний студентов;
  • мультимедийный учебный материал (презентации, видео, аудио).

Дополнительными элементами в сетевом методическом комплексе могут быть:

  • справочники или словари по предмету;
  • периодическая литература;
  • научные источники;
  • хрестоматийная литература;
  • ссылки на дополнительные интернет-ресурсы.

Чаще всего обучение посредством сетевых технологий осуществляется при помощи какой-либо программной оболочки, которая делает доступным дистанционное обучение посредством подключения к интернету.

Наиболее распространена такая учебная среда, как Moodle. Это популярная платформа, предоставляющая возможности электронного обучения. Обучение на такой платформе может проводится, как индивидуально, так и в групповом формате. Она обеспечивает связь с преподавателем и оценивание знаний студентов. Фиксируется время посещения учебной программы учащимся, количество выполненных заданий.

Moodle

Чем отличается методическое пособие от методических рекомендаций

Основой содержания любого методического пособия являются примеры и рекомендации. Методическое пособие — это работа, обобщающая знания по определенной дисциплине. В отличие от методических рекомендаций, пособие содержит теоретическую базу, раскрывающую тему издания. Рекомендации — издание узкого направления, излагающее советы или требования к определенным действиям, работам студента.

Разобраться в многообразии методической литературы и написании качественных работ для учебы вам поможет сервис Феникс.Хелп.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ 1) учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части или по методике воспитания; 2) вид учебника, специально предназначенного для обучающегося, которому приходится выполнять письменные работы в системе дистанционного образования.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 .

Смотреть что такое «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» в других словарях:

Учебно-методическое пособие — учебно методическое пособие: учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) или воспитания;. Источник: Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384 8 32 О выдаче… … Официальная терминология

учебно-методическое пособие — Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN guidance manualmethods handbook DE methodischer… … Справочник технического переводчика

учебно-методическое пособие — учебно методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Учебно-методическое пособие — учебное издание по методике преподавания учебной дисциплины (ее части или раздела) и (или) методике воспитания и обучения … Издательский словарь-справочник

Учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания … Реклама и полиграфия

учебно-методическое пособие — Rus: учебно методическое пособие Deu: methodischer Lehrbehelf Eng: guidance manual, methods handbook Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, её раздела, части или воспитания. ГОСТ 7.60 [3.2.4.3 … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

методическое пособие в культуре речи — Жанр учебно научного подстиля; М.п. включает следующие компоненты: разработку занятий по темам, списки литературы по каждой теме, план к каждому занятию и т.п … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Учебно-методический комплект — совокупность учебных и учебно методических материалов, обеспечивающих полноценное знаниевое и компетентностное изучение и качественное преподавание учебной дисциплины; включает, как правило, учебник, рабочую тетрадь для учащегося, атласы, карты,… … Официальная терминология

Пособие — издание в помощь обучению, овладению к. л. профессией, выполнению той или иной деятельности. См. также Методическое П., Наглядное П., Практическое П., Справ. П., Учебное П., Учебное наглядное П., Учебно методическое П … Издательский словарь-справочник

учебно-научный подстиль — Одна из разновидностей научного стиля, включающая следующие жанры учебно методических работ; учебник, словарь, методическое пособие, лекцию и др … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Читайте также:

      

  • Весенняя соната бетховена описание произведения кратко
  •   

  • Астенические эмоции это кратко
  •   

  • Фармация в средние века кратко
  •   

  • Факты о шумане кратко интересные
  •   

  • Вред и польза мороженого кратко

Уже на ранних этапах истории человечества возникла потребность передавать свой опыт новому поколению, необходимость обучать его. Глиняные дощечки шумерских текстов (около 4,5 тыс. лет назад) вполне можно считать учебной книгой, адресованной определённому кругу «читателей». И не случайно одним из первых произведений книгопечатания (40-е годы XV в.) стала учебная книга —«Латинская грамматика» Элия Доната, созданная ещё в IV в. н.э. Написанные около 300 г. до н.э. «Начала» Евклида — шесть первых книг — использовались как учебник геометрии в школах Англии до конца XIX в.

Тем не менее о возникновении учебной литературы как определённого вида можно говорить только применительно к XVII в. К этому времени человечество накопило такое количество информации, которое потребовало систематизации в целях обучения. В XVII в. чешский педагог Я. Коменский создал первый иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», в котором реализовал основные дидактические принципы и разработал «типологические» характеристики учебного издания, т.е. обосновал роль и значение учебника как средства обучения.

С тех пор учебная литература прошла большой путь развития. Рождались её новые разновидности, росло общественное значение, многообразнее становились социальные функции, углублялись педагогические принципы, лежащие в основе её создания.

Учебная литература сегодня — это целый комплекс изданий, решающих важнейшие социальные задачи развивающего, воспитывающего обучения.

Учебная литература включает в себя совокупность словесных произведений, предметом которых является та или иная конкретная учебная дисциплина. Общее целевое назначение учебных изданий — быть средством обучения и воспитания, их читательский адрес чётко определён той системой образования, для которой они предназначаются.

Масштабы выпуска учебных книг в СССР огромны. Ежегодно выходит более 2 тыс. названий школьных учебников. Каждая пятая книга в стране — учебная.

Выпуск учебных книг специализирован по типам школ. Учебную литературу для общеобразовательной школы издают учебно-педагогические издательства союзных республик по преимуществу на национальных языках: «Радянська школа» (УССР) — на украинском: «Народная асвета» (БССР) — на белорусском и т.д. В автономных республиках специальные издательства выпускают учебную литературу на языке республики. Для вузов и других специальных учебных заведений учебная литература выпускается центральным издательством «Высшая школа», центральными отраслевыми издательствами (например, «Медицина») и республиканскими издательствами «Вища школа» (УССР), «Вышэйшая школа» (БССР), издательствами университетов, а также научными издательствами союзных республик.

Ещё одной чертой, типологически определяющей учебную литературу, является организованный характер подготовки, утверждения, издания и распространения учебных изданий. В нашей стране действует единая система управления народным образованием и издания учебной литературы. Планы выпуска учебной литературы разрабатываются и утверждаются совместно Госкомиздатом, Минвузом СССР, Министерством просвещения СССР, Госпрофобром.

Порядок подготовки и издания учебной литературы точно определён специальными документами. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы продиктовала необходимость чётко зафиксировать основные требования к учебным изданиям в «Инструкции о порядке подготовки к изданию учебников и учебной литературы для общеобразовательных школ с русским языком обучения». Центром создания учебных книг является издательство. Его работа согласуется с министерствами высшего и среднего специального образования, министерствами просвещения, программно-методическими управлениями министерств и ведомств, научно-педагогическими исследовательскими институтами. Сводные тематические планы издания учебников, разработанные редакционными советами издательств, утверждаются Советом Министров СССР и Советами Министров союзных и автономных республик, исполкомами автономных областей. Подготовка учебников для средней школы осуществляется в плановом порядке Минпросом СССР и Госкомиздатом СССР при участии Минздрава СССР.

Издательство, работающее с автором или авторским коллективом над созданием учебной книги, представляет в Программно-методическое управление министерства для утверждения кандидатуры авторов, проспекты изданий. Порядок рецензирования и рецензенты также утверждаются министерством.

Большинство учебных изданий должно иметь гриф — рекомендацию к использованию книги в соответствующем качестве (учебник, учебное пособие и т.д.). Каждое новое издание должно получить две рецензии: коллективную (её может дать предметная комиссия учебного заведения, сектор НИИ, кафедра института, за исключением организации, в которой работают авторы) и индивидуальную (пишет крупный учёный — специалист в данной области, педагог-практик или методист).

Рукопись, отредактированная в издательстве, доработанная автором по замечаниям редактора и рецензентов, направляется на получение грифа. К рукописи прилагают соответствующие документы: представление издательства с проектом грифа, заверенные копии всех рецензий, заключение редактора, справка автора о доработке рукописи по замечаниям рецензентов и издательства. Вопрос о грифе должен быть решён министерством в течение месяца.

Специальными решениями Министерства просвещения СССР и Госкомиздата СССР регламентируются и требования, предъявляемые к полиграфическому исполнению учебных изданий. При выпуске школьных учебников руководствуются «Санитарными правилами по оформлению школьных учебников». Для учебных изданий утверждены специальные шрифты, форматы, рекомендуется преимущественное применение офсетной многокрасочной печати, бесшовное скрепление блоков и т.п. Ведь качество полиграфического исполнения учебной книги играет огромную роль в воспитании у учащихся любви к книге вообще.

Конструирование учебной книги в целях создания типовых проектов серийных изданий — важнейшая задача всех организаций и предприятий, выпускающих учебную литературу.

Развитие общества в условиях НТР усложняет задачи обучения и воспитания в целом, обусловливает необходимость совершенствования традиционных учебных изданий и разработку их новых разновидностей. Эта работа носит комплексный характер. Необходимо классифицировать разновидности учебных изданий. Отчасти такая классификация, без анализа её принципов, осуществлена в ГОСТ 16447—78 «Издания. Термины и определения основных видов».

Классификация подобного рода изданий может быть выстроена с учётом нескольких важнейших признаков. Учебные издания выделяются в особую группу в зависимости от типа учебного заведения: существует специальная учебная литература для высшей школы, для среднего специального учебного заведения, для общеобразовательной средней школы, для школ профтехобразования, системы дошкольного воспитания и т.п.

Второй классификационный признак — форма образования: общее, специальное, их разные ступени. Этот фактор также влияет на отбор материала и его организацию.

Нельзя не учитывать при классификации учебных изданий характер учебного предмета. Мы различаем учебные издания по общеобразовательным, общетеоретическим, общетехническим, общегуманитарным и другим циклам. Внутри этих циклов учебные издания имеют некую общность, обусловленную именно характером учебного предмета. И, наконец, четвёртый классификационный признак связан с особенностями учебных задач, решаемых данными изданиями. Принято различать программно-методические, обучающие и вспомогательные виды учебных изданий.

Программно-методические издания — издания, определяющие задачи и рамки учебного процесса. Они содержат материалы по методике преподавания учебной дисциплины или по методике воспитания. По характеру информации выделяются два ряда программно-методических изданий. К первым относятся программы (типовые, временные, «рабочие») — издания, определяющие содержание и объем знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по данной учебной дисциплине. В программе раскрывается содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения. Учебная программа сопровождается пояснительной запиской, конкретизирующей задачи обучения данному предмету, последовательность изучения материала, особенности методов и организации форм обучения, связь с преподаванием других дисциплин.

Учебные программы готовятся и выпускаются централизованно Министерством просвещения СССР или союзных республик.

Второй ряд составляют учебно-методические издания — методические указания, методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, методические письма и т.п. Это издания, регламентирующие, нормирующие процесс обучения. Они выполняют и обучающую функцию, дают преподавателям и учащимся методическое руководство по освоению учебной дисциплины.

Обучающие издания — это учебники, учебные пособия, конспекты лекций и т.п. Их назначение состоит в выполнении обучающей задачи прежде всего; они призваны помочь овладеть учебной дисциплиной.

К вспомогательным изданиям относят хрестоматии, практикумы, сборники задач и упражнений, атласы, сборники чертежей, издания для внеаудиторного чтения и т.д. Они служат для закрепления, углубления и расширения знаний, полученных из обучающих изданий. В них проводится последовательная ориентация на выработку практических навыков, профессионального мышления. Вспомогательные издания решают задачи обучения, воспитания и развития творческих способностей, так же, как и другие виды учебных изданий.

Термины, определяющие три разновидности учебных изданий, подчёркивают их основную специфическую функцию, обусловленную характером учебных задач. Все они относятся к учебной литературе и несут в себе её типологические черты.

Принятая классификация учебных изданий несколько условна. Так, основные подвиды — учебники, учебные пособия, практикумы, программы, методические пособия — мы находим во всех типах школ, хотя учебное заведение, для которого предназначено то или иное издание, во многом влияет на его специфику.

Группировка учебных изданий по разновидностям позволяет выработать чёткие критерии оценки учебных изданий, создать универсальную схему их редакторского анализа, выявить типологические характеристики учебной литературы в целом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда медицинская сестра анестезист
  • Руководство деятельностью отдела это
  • Креатинфосфат инструкция по применению цена отзывы
  • Лекарство лив 52 для печени инструкция по применению взрослым
  • Аристон avsf 120 инструкция по применению