И.Г.
Семакин
ИНФОРМАТИКА
10–11
классы
Базовый
уровень
Методическое
пособие
Москва
БИНОМ. Лаборатория знаний 2016
УДК 0 04.9
ББК 3 2.97
C
30
C30
Семакин И. Г.
И нформатика. 10–11 классы.
Базовый уровень : методическое пособие / И . Г. Семакин. — М. : БИНОМ. Лабо-
ратория
знаний, 2016. — 64 с. : ил.
ISBN
978-5-9963-0348-9
Издание содержит примерную рабочую программу изучения информатики на
базовом уровне для 10–11 классов, варианты поурочного планирования, таблицы
соответствия содержания учебников требованиям ФГОС в части развития
универсальных учебных действий (УУД).
Для учителей информатики, методистов и администрации образовательных
организаций, а также студентов.
УДК 004.9
ББК 32.97
Учебное издание
Семакин Игорь Геннадьевич
ИНФОРМАТИКА
10–11 классы
Базовый уровень
Методическое пособие
Научный редактор Н. Н. Самылкина
Ведущий редактор Т. Г. Хохлова
Ведущий методист И. Л. Сретенская. Художник
Н. А. Новак
Технический редактор Е. В.
Денюкова. Корректор Е. Н. Клитина
Компьютерная верстка: В. А. Носенко
Подписано в печать 06.05.2016. Формат
60×90/16. Усл. печ. л. 4,0. Тираж 500 экз. Заказ
ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»
127473, Москва, ул.
Краснопролетарская, д. 16, стр. 1,
Телефон: (495)181-53-44, e-mail: binom@Lbz.ru
http://www.Lbz.ru, http://metodist.Lbz.ru
© ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»,
ISBN 978-5-9963-0348-9 2016
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
«ИНФОРМАТИКА. 10–11 КЛАССЫ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
(авторы:
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.)
Издание содержит необходимые материалы для подготовки
содержательного раздела образовательной программы образовательной организации,
реализующей основную образовательную программу среднего общего образования в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Материалы разработаны на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования.
В соответствии с ФГОС основная образовательная
программа среднего общего образования содержит обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть
составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, —
40% от общего объема содержательного раздела основной образовательной программы
среднего общего образования в виде учебных курсов по выбору обучающихся в
соответствии со спецификой и возможностями образовательной организции. Основная
образовательная программа (ООП) среднего общего образования реализуется
образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность позволит обеспечить индивидуальные потребности
обучающихся, влияющие на выбор будущей профессии.
В соответствии с требованиями ФГОС к результатам
освоения основной образовательной программы общего образования содержание
обучения должно быть направлено на достижение учащимися личностных и
метапредметных результатов
4 Программа для 10–11
классов. Базовый уровень
и предметных результатов по
информатике, что также отражено в примерной рабочей программе.
В состав авторского УМК вместе с
программой по информатике для 10–11 классов входят:
«Информатика».
Базовый уровень: учебник для 10 класса
(авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина
Т. Ю.);
«Информатика». Базовый уровень: учебник
для 11 класса (авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.);
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в
2 ч. /Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера;
Ц ОР по информатике из Единой коллекции
ЦОР (schoolcollection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://
fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского
коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/
authors/informatika/2/.
В настоящее время неоценима роль информатики в формировании
современной научной картины мира, очевиден фундаментальный характер ее основных
понятий, законов, всеобщность ее методологии. Информатика имеет очень большое и
все возрастающее число междисциплинарных связей как на уровне понятийного
аппарата, так и на уровне инструментария, т. е. методов и средств познания
реальности. Современная информатика представляет собой «метадисциплину», в
которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Изучение
предмета дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего
мира (в естественно-научных областях, в социологии, экономике, языке,
литературе и многих других гуманитарных направлениях). Многие положения,
развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике
формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер,
способность к ним образует ИКТ-компетентность.
УМК
«Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень»
В старшей школе предметные компетенции целесообразно
развивать в рамках использования возможностей современной информационной
образовательной среды, поэтому в издание также входят рекомендации по работе с
электронными информационными ресурсами, используемыми при изучении информатики
в старшей школе, и методические рекомендации по работе с интерактивным
тренажером для подготовки к ЕГЭ.
Предлагаемая программа курса информатики базового
уровня позволяет полностью реализовать требования ФГОС к предметным результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования. В
состав программы входят различные варианты тематического планирования учебного
материала.
Информационно-методические условия реализации
основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться
современной информационно-образовательной средой. Сегодня обеспечение нового
качества образования напрямую связывается с созданием новой информационной
образовательной среды (ИОС), основанной на комплексном использовании средств
информационных технологий. Огромные потенциальные возможности средств ИКТ для
организации образовательного процесса дают все основания для успешной
реализации задач обновления образования.
В условиях активного развития информационной
образовательной среды можно выделить такие цифровые зоны развития школы, как:
автоматизация управленческой деятельности, цифровая поддержка школьной
библиотеки, медиаподдержка воспитательной работы в школе, ЦОР в учебном
процессе, информатизация досуговой и внеурочной деятельности в школе,
дистанционные формы работы школ, педагогов и учащихся. Все это влияет на
традиционные формы организации учебно-воспитательной работы. В сочетании с
новыми педагогическими технологиями, использованием ИКТ и ЦОР, а также
расширением доступа школ к национальным образовательным хранилищам можно
говорить о школе будущего на основе современных инновационных УМК (ИУМК).
6 Программа для 10–11
классов. Базовый уровень
В каждом предметном разделе ФГОС отражена необходимость
использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
в качестве инструмента познавательной деятельности учащихся для поиска
информации в электронных архивах и ее анализа, а также для работы с
электронными компьютерными лабораториями и презентационными средами. Таким
образом, информационные технологии выступают и как инструмент межпредметного
объединения в учебной деятельности детей. Это необходимо учитывать как в
преподавании предмета, так и при выборе направлений внеурочной деятельности.
Программы учебных предметов, курсов для урочной и для
внеурочной деятельности, предлагаемые издательствами, не требуют отдельного
утверждения органами, осуществляющими управление в системе образования разных
уровней, поскольку встраиваются в УМК автора и издаются аккредитованными
издательствами. Но рабочими программами учителя они становятся лишь
тогда, когда включены в состав основной образовательной программы (ООП)
образовательной организации.
Учитель может вносить изменения в предлагаемую программу с
учетом специфики региональных условий, уровня подготовленности учеников, а
также с целью использования разнообразных форм организации учебной
деятельности, внедрения современных методов обучения и педагогических
технологий. Учитель может вносить коррективы во все структурные элементы
используемой программы с учетом особенностей своей образовательной организации
и особенностей учащихся конкретного класса: определять новый порядок изучения
материала, перераспределять учебное время, вносить изменения в содержание
изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся и т. д. В
пояснительной записке обосновываются коррективы, внесенные в используемую
программу; все коррективы отражаются в соответствующих структурных компонентах
программы. Таким образом, программы, предлагаемые в составе УМК, выполняют
двойную функцию: являются одновременно авторскими программами и рабочими
программами учителей в составе ООП. Содержа-
УМК
«Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень»
ние ООП строится с учетом
оснащенности образовательной организации, возможного вклада каждого педагога,
работающего в данной параллели, и отражает логику развертывания учебной
деятельности во временнóй перспективе.
Современная информационная образовательная среда
школы поддерживает активную позицию участников образовательного процесса. Она
позволяет полноценно использовать инновационные авторские УМК, встраивать в
учебный процесс новые дидактические средства, в том числе электронные учебники,
сочетать возможности урочной и внеурочной деятельности для осуществления
проектной исследовательской деятельности и т. д. В целях активного
использования возможностей ИОС издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
осуществляет интерактивную методическую поддержку учителей через сайт
методической службы (http://metodist. Lbz.ru). Предлагаемые здесь
всевозможные конкурсы, олимпиады, видеолекции авторов УМК и ведущих ученых
страны, интернет-газета, форумы позволяют быть в курсе всех актуальных
изменений в преподавании предмета и организации внеурочной деятельности.
Комплексное использование в работе всех
составляющих УМК издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» способствует
формированию у учащихся целостного мировоззрения, потребности к познанию и
формированию системного опыта познавательной деятельности с опорой на
методологический аппарат информатики, а также практическое применение знаний и
умений, активное использование ИКТ в учебной деятельности.
Методическая
служба издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Предлагаемая программа
рассчитана на использование учебно-методического комплекта (УМК) авторов:
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю., опубликованного издательством «БИНОМ.
Лаборатория знаний». УМК разработан в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС), обеспечивает
обучение курсу информатики на базовом уровне и включает в себя:
у чебник
«Информатика» для 10 класса (авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.);
у чебник
«Информатика» для 11 класса (авторы: Сема-
кин И. Г., Хеннер
Е. К., Шеина Т. Ю.);
практикум в составе учебника;
методическое пособие для учителя.
В качестве дополнительного пособия в УМК включен
задачник-практикум в 2 томах под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера.
В методической системе обучения предусмотрено использование
цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике из Единой коллекции ЦОР
(school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).
Курс информатики в 10–11 классах
рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения предмета в 7–9
классах. Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика»,
изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая
содержательная структура образовательной области, которая включает в себя
следующие разделы:
1)
теоретические основы информатики;
2)
средства информатизации (технические и программные); 3)
информационные технологии; 4) социальная информатика.
Введение
Согласно ФГОС, учебные предметы, изучаемые в 10–11
классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность.
Следовательно, изучение информатики на базовом уровне в старших классах
продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе.
Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для
10–11 классов развивает их по всем отмеченным выше четырем разделам
образовательной области. Повышению научного уровня содержания курса
способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по
сравнению с учениками основной школы. Это позволяет, например, рассматривать
некоторые философские вопросы информатики, шире использовать математический
аппарат в темах, относящихся к теоретическим основам информатики, к
информационному моделированию.
Через содержательную линию «Информационное
моделирование» (входит в раздел теоретических основ информатики) в
значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь
решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика
предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по
сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов информационного
моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками в
изучении других дисциплин, в частности в математике.
В разделах, относящихся к информационным
технологиям, ученики приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки
работы с ними, что приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных
областях. В частности, большое внимание в курсе уделяется развитию знаний и
умений в разработке баз данных. В дополнение к курсу основной школы, изучаются
методы проектирования и разработки многотабличных БД и приложений к ним.
Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных
информационных систем.
В разделе, посвященном Интернету, ученики
получают новые знания о техническом и программном обеспечении глобальных
компьютерных сетей, о функционирующих на их базе информационных службах и
сервисах. В этом же разделе ученики знакомятся с основами построения сайтов,
осваивают
10 Программа для 10–11
классов. Базовый уровень
работу с одним из высокоуровневых
средств для разработки сайтов (конструктор сайтов).
Значительное место в содержании курса занимает линия
алгоритмизации и программирования. Она также является продолжением изучения
этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с
основами теории алгоритмов. У учеников углубляется знание языков
программирования (в учебнике рассматривается язык Паскаль), развиваются умения
и навыки решения на ПК типовых задач обработки информации путем
программирования.
В разделе социальной информатики на более глубоком
уровне, чем в основной школе, раскрываются проблемы информатизации общества,
информационного права, информационной безопасности.
Методическая система обучения базируется на одном из
важнейших дидактических принципов, отмеченных в ФГОС, — деятельностном подходе
к обучению. В состав каждого учебника входит практикум, содержательная
структура которого соответствует структуре теоретических глав учебника. Каждая
учебная тема поддерживается практическими заданиями, среди которых имеются
задания проектного характера. При необходимости расширения объема практической
работы (например, за счет расширенного учебного плана) дополнительные задания
могут быть почерпнуты из двухтомного задачника-практикума, указанного в составе
УМК [4]. Еще одним источником для самостоятельной учебной деятельности
школьников являются общедоступные электронные (цифровые) обучающие ресурсы по
информатике. Эти ресурсы могут использоваться как при самостоятельном освоении
теоретического материала, так и для компьютерного практикума.
Преподавание информатики на базовом уровне может происходить
как в классах универсального обучения, так и в классах самых разнообразных
профилей. В связи с этим курс рассчитан на восприятие учащимися как с
гуманитарным, так и с естественнонаучным и технологическим складом мышления.
Отметим некоторые обстоятельства, повлиявшие на формирование содержания
учебного курса, например в главе, посвященной информационному моделированию (11
класс).
Введение
В современном обществе происходят интеграционные
процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в
частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе
и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причиной
этого является развитие и распространение ИКТ. Если раньше, например,
гуманитарию для применения математического моделирования в своей области
следовало понять и практически освоить его весьма непростой аппарат (что для
некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация
упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее
решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения.
Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию
математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс
настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы
понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты.
Благодаря этому применение методов компьютерного моделирования становится все
более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов,
филологов, химиков, медиков, педагогов и пр.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Примерное тематическое планирование и перечень итогов
изучения отдельных тем учебного курса рассчитано на два варианта планирования
занятий. Первый вариант рассчитан на изучение предмета по 1 ч в неделю, общим
объемом 70 учебных часов за два года обучения (35 ч в 10 классе + 35 ч в 11
классе). Второй вариант рассчитан на изучение предмета по 2 ч в неделю, общим
объемом 140 учебных часов (70 ч в 10 классе + 70 ч в 11 классе).
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФГОС устанавливает требования к следующим результатам
освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего
образования:
y личностным результатам; y метапредметным результатам; y предметным результатам.
Личностные результаты
При изучении курса «Информатика» в соответствии с
требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1.
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную
составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления
учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область
информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает
информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее
связи с другими научными областями. Ученики получают представление о
современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в
будущем они, возможно, смогут принять участие.
2.
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками,
детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Эффективным методом формирования данных качеств
является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует
взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками
и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его
выполнения и принимающим результаты работы. В завершение работы
предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая
также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
3.
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь.
Работа за компьютером (и не только над учебными
заданиями) занимает у современных детей все больше времени, поэтому для
сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной
работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
4.
Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов.
Данное качество формируется в процессе развития
навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников.
Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в
изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая
деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении
предмета и в дальнейшей профориен тации в этом направлении. Во многих разделах
учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных
профессиональных областях и перспективах их развития.
Личностные |
|
Требование |
Чем |
1. Сформированность |
10 11 11 класс. § 16. Компьютерное информационное |
2. Сформированность |
В конце В практикуме В методическом пособии |
3. Бережное, оказывать первую |
10 класс. Введение. Этому вопросу посвящен |
Окончание
таблицы
Личностные |
|
Требование |
Чем |
4. Готовность и |
Ряд проектных 10 Работа 2.3. Проектное Выбор конфигурации компьютера. Работа 2.4. 11 Работа 1.5. Работа 2.8. Работа 3.3. Работа 3.5. Работа 3.7. Проектные |
Метапредметные результаты
При изучении курса
«Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие
метапредметные результаты.
1. Умение
самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную)
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях.
Данная компетенция формируется
при изучении информатики в нескольких аспектах:
учебно-проектная
деятельность: планирование целей и
процесса выполнения проекта и самоконтроль
за результатами работы;
изучение основ системологии:
способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;
алгоритмическая линия курса: алгоритм
можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных
данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
2.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать
конфликты.
Формированию данной компетенции
способствуют следующие аспекты методической системы курса:
формулировка
многих вопросов и заданий к теоретическим
разделам курса стимулирует к дискуссионной
форме обсуждения и принятия согласованных решений;
ряд проектных
заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения
взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее
результатов.
3.
Готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников.
Информационные технологии являются одной из самых
динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная
деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к
активной познавательной деятельности.
Интернет является важнейшим современным источником
информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения
информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через
Интернет, ее отбора и систематизации.
4.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Формированию этой компетенции способствует методика
индивидуального дифференцированного подхода при распределении практических
заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный,
продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников
стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений.
Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных
заданий.
Метапредметные |
|
Требования |
Чем |
1. Умение самостоятельно определять |
Проектные 10 класс. Глава 3. Программирование § 1. Что такое система. § 2. Модели систем. § 3. Пример структурной |
2. Умение продуктивно |
Задания 10 11 Методические рекомендации |
3. Готовность и |
Выполнение проектных § 11. Интернет как глобальная |
4. Владение навыками познавательной |
Деление 1-й уровень — репродуктивный; 2-й |
Предметные результаты
При изучении курса «Информатика» в соответствии с
требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые
ориентированы на обеспечение, преимущес твенно, общеобразовательной и
общекультурной подготовки.
Предметные |
|
Требования |
С |
1. Сформированность |
10 класс. Глава 1. Информация. § 1. Понятие информации. 10 класс. Глава 2. Информационные процессы. § 7. Хранение информации. § 8. Передача информации. § 9. Обработка информации |
11 класс. Глава 1. Информационные системы и § 1. Что такое система. § 2. Модели систем. § 4. Что такое |
|
2. Владение навыками |
10 класс. Глава 2. Информационные процессы. § 9. Обработка 10 класс. Глава 3. Программирование обработки § 12. Алгоритмы и величины. § 13. Структура алгоритмов. § 23. Вспомогательные |
Продолжение
таблицы
Предметные |
|
Требования |
С |
3. Владение умением |
10 § 14–29 |
Владение знанием |
10 § 15. § 16. § 17. § 19. § 21. Программирование циклов. § 23. |
Владение умением |
10 класс. Глава 3. Программирование |
4. программ |
10 класс. Глава 3. Программирование обработки § 20. Пример § 19. § 21. Программирование циклов. § 22. Вложенные и |
Продолжение
таблицы
Предметные |
|
Требования |
С |
§ 23. § 24. Массивы. § 26. Типовые § 27. Символьный тип данных. § 28. Строки символов. § 29. Комбинированный тип данных |
|
Использование готовых прикладных |
LibreOffice KompoZer — конструктор сайтов. Excel — табличный процессор. Прикладные средства: • линии тренда (регрессионный анализ, • функция КОРРЕЛ (расчет корреляционных • «Поиск решения» (оптимальное |
5. Сформированность представлений о |
11 класс. Глава 3. Информационное § 16. § 17. Моделирование § 18. Модели § 19. § 20. Модели оптимального |
Продолжение
таблицы
Предметные |
|
Требования |
С |
Сформированность |
10 класс. Глава 1. Информация. § 5. § 6. 10 класс. § 7. Хранение информации. § 9. Обработка § 10. § 11. 11 класс. Глава 2. Интернет. § 10. § 11. Интернет § 12. World § 13. 10 класс. Глава 3. Программирование обработки § 20. Пример поэтапной |
Сформированность |
11 класс. Глава 1. Информационные системы и § 6. § 7. Создание базы |
Окончание
таблицы
Предметные |
|
Требования |
С |
§ 8. Запросы § 9. Логические условия |
|
6. Владение |
11 класс. Глава 1. Информационные системы и § 1. Что такое система. § 2. Модели систем. § 3. Пример § 4. Что такое |
7. при работе со |
10 класс. Введение. Раздел: «Правила техники |
Сформированность понимания основ |
11 класс. Глава 4. Социальная информатика. § 21. Информационные ресурсы. § 22. Информационное общество. § 23. Правовое § 24. Проблема |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные содержательные линии
общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубл
яют следующие содержательные линии курса информатики основной школы.
1. Линия
информации и информационных процессов (определение информации, измерение
информации, универсальность дискретного представления информации; процессы
хранения, передачи и обработки информации в информационных системах;
информационные основы процессов управления).
2. Линия
моделирования и формализации (моделирование как метод познания;
информационное моделирование: основные типы информационных моделей;
исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных
областей).
3. Линия
алгоритмизации и программирования (понятие и свойства алгоритма, основы
теории алгоритмов, способы описания алгоритмов, языки программирования высокого
уровня, решение задач обработки данных средствами программирования).
4. Линия
информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической
информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии
обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные
технологии).
5. Линия
компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей,
организация и информационные услуги Интернета, основы сайтостроения).
6. Линия
социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная
культура, информационное право, информационная безопасность).
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается
методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные
системы», «информационные модели», «информационные технологии».
Основной целью изучения учебного курса как по
минимальному, так и по расширенному учебному плану остается выполнение
требований Федерального государственного образовательного стандарта. В то же
время, работая в режиме 1 урок в неделю, учитель может обеспечить лишь
репродуктивный уровень усвоения материала всеми учащимися. Достижение же
продуктивного, а тем более творческого уровня усвоения курса является весьма
проблематичным из-за недостатка учебного времени — основного ресурса учебного
процесса.
Учебник и практикум в совокупности обеспечивают
выполнение всех требований образовательного стандарта к предметным, личностным
и метапредметным результатам обучения.
Первой дополнительной целью изучения расширенного
курса является достижение большинством учащихся повышенного (продуктивного)
уровня освоения учебного материала. Необходимый для этого учебный и
дидактический материал в основном обеспечивается книгами [1] и [2] (см. список
учебной литературы в разделе 5). Качественно освоить весь этот материал в
полном объеме, имея 1 урок в неделю, практически невозможно. Источником
дополнительного учебного материала также может служить задачникпрактикум [4].
Второй дополнительной целью изучения расширенного
курса является подготовка учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по
информатике. ЕГЭ по информатике не является обязательным для всех
выпускников средней школы и сдается по выбору. Теперь, когда количество
принимаемых вузами результатов ЕГЭ расширено до четырех, информатика становится
востребованной при поступлении на многие популярные специальности.
В расширенном варианте курса дополнительное учебное
время в основном отдается практической работе. Кроме того, в расширенном курсе
(вариант 2) увеличивается объем заданий проектного характера. Работая по
минимальному учебному плану, учитель может выбрать лишь часть проектных
заданий, предлагаемых в практикуме, причем возложив их выполнение полностью на
внеурочную работу. При расширенном варианте учебного плана большая часть (или
все) проектных заданий может выполняться во время уроков под руководством учителя.
Резерв учебного времени, предусмотренный во втором варианте плана, может быть
использован учителем для подготовки к ЕГЭ по информатике.
Перечень итогов обучения курсу
является единым как для минимального, так и для расширенного варианта учебного
планирования. Различие должно проявиться в степени глубины и качества освоения
теоретического материала и полученных практических навыков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
Вариант 1
(1 ч в
неделю)
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. Введение. Структура информатики |
1 |
1 |
|
Информация |
11 |
||
2. Информация. Представление |
3 |
2 |
1 (Работа 1.1) |
3. Измерение информации (§ 3, 4) |
3 |
2 |
1 (Работа 1.2) |
4. Представление чисел в компьютере |
2 |
1 |
1 (Работа 1.3) |
5. Представление текста, изображения |
3 |
1,5 |
1,5 (Работы 1.4, 1.5) |
Информационные процессы |
5 |
||
6. Хранение и передача информации (§ |
1 |
1 |
|
7. Обработка информации и алгоритмы |
1 |
Самостоя- тельно |
1 (Работа 2.1) |
8. Автоматическая обработка |
2 |
1 |
1 (Работа 2.2) |
9. Информационные процессы в |
1 |
1 |
Продолжение
таблицы
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Проект для самостоятельного |
Работа 2.3. Выбор конфигурации |
||
Проект для самостоятельного |
Работа 2.4. Настройка BIOS |
||
Программирование |
18 |
||
10. Алгоритмы, (§ 12–14) |
1 |
1 |
|
11. Программирование линейных |
2 |
1 |
1 (Работа 3.1) |
12. Логические величины и выражения, |
3 |
1 |
2 (Работы 3.2, 3.3) |
13. Программирование циклов (§ 21, |
3 |
1 |
2 (Работа 3.4) |
14. Подпрограммы (§ 23) |
2 |
1 |
1 (Работа 3.5) |
15. Работа с массивами (§ 24, 26) |
4 |
2 |
2 (Работы 3.6, 3.7) |
16. Работа с символьной информацией |
3 |
1 |
2 (Работа 3.8) |
Всего: |
35 ч |
Вариант 2
(2 ч в
неделю, резерв учебного времени 5 ч)
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. Введение. Структура информатики |
1 |
1 |
|
Информация |
15 |
||
2. Информация. Представление |
3 |
2 |
1 (Работа 1.1) |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
3. Измерение информации (§ 3–4) |
4 |
2 |
2 (Работа 1.2) |
4. Представление чисел в компьютере |
4 |
2 |
2 (Работа 1.3) |
5. Представление текста, изображения |
4 |
2 |
2 (Работы 1.4, 1.5) |
Информационные процессы |
14 |
||
6. Хранение и передача информации (§ |
1 |
1 |
|
7. Обработка информации и алгоритмы |
3 |
1 |
2 (Работа 2.1) |
8. информации (§ 10) |
4 |
2 |
2 (Работа 2.2) |
9. Информационные процессы в |
2 |
2 |
|
Проект: Выбор конфигурации |
2 |
Работа 2.3 |
|
Проект: Настройка BIOS |
2 |
Работа 2.4 |
|
Программирование |
35 |
||
10. Алгоритмы, 12–14) |
2 |
2 |
|
11. Программирование линейных |
3 |
1 |
2 (Работа 3.1) |
12. Логические величины и выражения, |
4 |
2 |
2 (Работы 3.2, 3.3) |
13. Программирование циклов (§ 21, |
5 |
2 |
3 (Работа 3.4) |
14. Подпрограммы (§ 23) |
3 |
1 |
2 (Работа 3.5) |
Тема |
Учащ |
иеся |
знают |
умеют |
|
Тема 1. Введение. Структура |
в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10–11 классах; |
|
Тема 2. Информация. Представление |
три философские концепции |
Окончание
таблицы
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
15. Работа с массивами (§ 24, 26) |
7 |
3 |
4 (Работы 3.6, 3.7) |
16. Организация ввода-вывода с |
3 |
1 |
2 (Работы 3.6, 3.7) |
17. Работа с символьной информацией |
4 |
2 |
2 (Работа 3.8) |
18. Комбинированный тип данных (§ |
4 |
2 |
2 (Работа 3.9) |
Всего: |
65 ч |
Содержание и планируемые результаты
изучения
тем
Тема |
Учащиеся |
|
знают |
умеют |
|
примеры технических |
||
Тема 3. Измерение |
сущность объемного (алфавитного) |
решать задачи на измерение |
Тема 4. Представление |
принципы диапазоны представления |
получать внутреннее |
Продолжение
таблицы
Тема |
Учащиеся |
|
знают |
умеют |
|
принципы представления |
||
Тема 5. Представление |
способы кодирования текста в |
вычислять размер цветовой палитры по |
Тема 6. Хранение и |
историю развития носителей |
сопоставлять различные |
Тема 7. Обработка |
основные типы задач обработки |
по описанию системы |
Тема |
Учащиеся |
|
знают |
умеют |
|
понятие алгоритма |
||
Тема 8. Автоматическая |
что такое |
составлять алгоритмы |
Тема 9. Информационные |
этапы для чего архитектуру принципы |
|
Тема 10. Алгоритмы, |
этапы решения задачи на компьютере; |
описывать алгоритмы на языке |
Продолжение
таблицы
Тема |
Учащиеся |
|
знают |
умеют |
|
систему команд |
||
Тема 11. Программирование |
систему типов данных в Паскале; |
составлять программы |
Тема 12. Логические величины |
логический тип данных, Select case |
программировать и оператора ветвления |
Тема 13. Программирование |
различие между циклом с предусловием |
программировать на Паскале |
Окончание
таблицы
Тема |
Учащиеся |
|
знают |
умеют |
|
операторы цикла While и |
||
Тема 14. Подпрограммы |
понятия вспомогательного |
выделять подзадачи и описывать |
Тема 15. Работа с |
правила описания массивов на |
составлять типовые |
Тема 16. Работа с |
правила описания |
решать типовые задачи на |
11 класс
Вариант 1
(1 ч в
неделю)
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика (номер работы) |
Информационные системы и базы данных |
10 |
||
1. Системный анализ (§ 1–4) |
3 |
1 |
2 (Работа 1.1) |
2. Базы данных (§ 5–9) |
7 |
3 |
4 (Работы 1.3, 1.4, 1.6, 1.7, 1.8) |
Проект для самостоятельного |
Работа 1.2. Проектные задания по |
||
Проект для самостоятельного |
Работа 1.5. Проектные задания на |
||
Интернет |
10 |
||
3. Организация и услуги Интернета (§ 10–12) |
5 |
2 |
3 (Работы 2.1– 2.4) |
4. Основы сайтостроения (§ 13–15) |
5 |
2 |
3 (Работы 2.5– 2.7) |
Проект для самостоятельного |
Работа 2.8. Проектные задания на |
||
Информационное моделирование |
12 |
||
5. Компьютерное информационное |
1 |
1 |
|
6. Моделирование зависимостей между |
2 |
1 |
1 (Работа 3.1) |
7. Модели статистического |
3 |
1 |
2 (Работа 3.2) |
8. (§ 19) |
3 |
1 |
2 (Работа 3.4) |
Тема |
Всего часов |
Тео’ рия |
Практика |
Информационные системы |
20 |
||
1. Системный анализ (§ 1–4) |
4 |
2 |
2 (Работа 1.1) |
2. Базы данных (§ 5–9) |
10 |
5 |
5 (Работы 1.3, 1.4, 1.6, 1.7, 1.8) |
Проект: «Системология» |
2 |
Работа 1.2 |
|
Проект: «Разработка базы |
4 |
Работа 1.5 |
|
Интернет |
15 |
||
3. Организация и услуги Интернета (§ 10–12) |
6 |
2 |
4 (Работы 2.1– 2.4) |
Продолжение
таблицы
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика (номер работы) |
9. Модели оптимального планирования |
3 |
1 |
2 (Работа 3.6) |
Проект для самостоятельного |
Работа 3.3. Проектные задания на |
||
Проект для самостоятельного |
Работа 3.5. Проектные задания по |
||
Проект для самостоятельного |
Работа 3.7. Проектные задания по |
||
Социальная информатика |
3 |
||
10. Информационное общество (§ 21, |
1 |
1 |
|
11. Информационное право и |
2 |
2 |
|
Всего: |
35 ч |
Вариант 2
(2 ч в
неделю, резерв учебного времени 5 ч)
Окончание
таблицы
Тема |
Всего часов |
Тео’ рия |
Практика |
4. Основы сайтостроения 13–15) |
5 |
2 |
3 (Работы 2.5– 2.7) |
Проект: «Разработка |
4 |
||
Информационное |
24 |
||
5. Компьютерное информационное |
2 |
2 |
|
6. (§ 17) |
3 |
1 |
2 (Работа 3.1) |
7. Модели статистического |
4 |
2 |
2 (Работа 3.2) |
8. (§ 19) |
4 |
2 |
2 (Работа 3.4) |
9. Модели оптимального |
4 |
2 |
2 (Работа 3.6) |
Проект: «Получение |
2 |
Работа 3.3 |
|
Проект: «Корреляционные |
2 |
Работа 3.5 |
|
Проект: «Оптимальное |
3 |
Работа 3.7 |
|
Социальная информатика |
6 |
||
10. Информационное |
1 |
1 |
|
11. Информационное право и |
2 |
2 |
|
Проект: «Подготовка |
3 |
||
Всего: |
65 ч |
Содержание и планируемые результаты
изучения
тем
Тема |
Учащиеся |
|
знают |
умеют |
|
Тема 1. Системный анализ |
основные понятия системологии: |
приводить примеры систем (в быту, в |
Тема 2. Базы данных |
что такое база данных (БД); основные понятия реляционных что такое целостность данных; этапы |
создавать реализовывать простые |
Продолжение
таблицы
Тема |
Учащиеся |
|
знают |
умеют |
|
организацию запроса на выборку в |
||
Тема 3. Организация и |
назначение коммуникационных служб |
работать с электронной |
Тема 4. Основы |
какие существуют средства для |
создать несложный |
Продолжение
таблицы
Тема |
Учащиеся |
|
знают |
умеют |
|
Тема 5. Компьютерное |
понятие модели; понятие |
|
Тема 6. Моделирование |
понятия: величина, имя величины, тип |
с помощью электронных |
Тема 7. Модели |
для решения каких практических задач |
используя табличный процессор, |
Тема 8. Моделирование |
что такое корреляционная |
вычислять Excel) |
Продолжение
таблицы
Тема |
Учащиеся |
|
знают |
умеют |
|
Тема 9 . Модели |
что такое оптимальное планирование; |
решать задачу оптимального |
Тема 10. Информационное |
что такое информационные ресурсы |
Окончание
таблицы
Тема |
Учащиеся |
|
знают |
умеют |
|
какие изменения в быту, в сфере |
||
Тема 11. Информационное |
основные законодательные акты в |
соблюдать основные |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается
методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные
системы», «информационные модели», «информационные технологии».
Содержание учебника инвариантно к типу ПК и
программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит
от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного
программного обеспечения.
В меньшей степени такая независимость присутствует в
практикуме. Задания практикума размещены в виде приложения к каждому из
учебников. Структура практикума соответствует структуре глав теоретической
части учебника.
Из 18 работ практикума для 10 класса непосредственную
ориентацию на тип ПК и ПО имеют лишь две работы: «Работа 2.3. Выбор
конфигурации компьютера» и «Работа 2.4. Настройка BIOS». Для выполнения
практических заданий по программированию может использоваться любой вариант
свободно распространяемой системы программирования на Паскале (Pascal ABC, Free
Pascal и др.).
Для выполнения практических заданий по информационным
технологиям в 11 классе может использоваться различное программное обеспечение:
свободное, из списка приобретаемых школами бесплатно, другое. В учебнике в
разделе, посвященном разработке сайтов, дается описание конструктора сайтов
KompoZer (свободное программное обеспечение). Непосредственно в практикуме
присутствует описание работы с реляционной СУБД LibreOffice Base, также
относящейся к свободно распространяемому программному обеспечению. В качестве
ПО для моделирования используется табличный про-
Программа
для 10–11 классов. Базовый уровень
цессор Excel. При необходимости
задания этих двух разделов могут быть выполнены с использованием других
аналогичных программных средств: реляционной СУБД и табличного процессора.
При увеличении учебного плана
(более 70 ч) объем курса следует расширять прежде всего путем увеличения объема
практической части. Дополнительные задания для практикума следует брать из
соответствующих разделов задачникапрактикума по информатике [4].
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА
1. Теоретический
материал курса имеет достаточно большой объем. При минимальном варианте
учебного плана (1 урок в неделю) времени для его освоения недостаточно, если
учитель будет пытаться подробно излагать все темы во время уроков. Для
разрешения этого противоречия необходимо активно использовать самостоятельную
работу учащихся. По многим темам курса учителю достаточно провести краткое
установочное занятие, после чего в качестве домашнего задания предложить
ученикам самостоятельно подробно изучить соответствующие параграфы учебника. В
качестве контрольных материалов следует использовать вопросы и задания,
расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение заданий
целесообразно оформлять письменно. Если ученик имеет возможность работать на
домашнем компьютере, ему можно рекомендовать использовать компьютер для
выполнения домашнего задания (оформлять тексты в текстовом редакторе,
производить расчеты с помощью электронных таблиц).
2.
В некоторых практических работах распределение заданий между
учениками должно носить индивидуальный характер. В заданиях многих практических
работ произведена классификация по трем уровням сложности. Предлагать их
ученикам учитель должен выборочно. Обязательные для всех задания ориентированы
на репродуктивный уровень подготовки ученика (задания первого уровня). Задания
повышенной сложности позволяют достигать продуктивно-
Приложение 1
го уровня обученности (задания
второго уровня). Задания третьего уровня носят творческий (креативный)
характер. Практические задания теоретического содержания (измерение информации,
представление информации и др.) следует выполнять с использованием компьютера
(текстового редактора, электронных таблиц, пакета презентаций). Индивидуальные
задания по программированию обязательно должны выполняться на компьютере в
системе программирования на изучаемом языке. Желательно, чтобы на ПК в школьном
компьютерном классе каждый ученик имел свою индивидуальную папку, в которой
собираются все выполненные им задания и таким образом формируется его рабочий
архив.
3. Обобщая
сказанное выше, отметим, что в 10–11 классах методика обучения информатике по
сравнению с методикой обучения в основной школе должна быть в большей степени
ориентирована на индивидуальный подход. Учителю следует стремиться к тому,
чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих
возможностей и интересов. С этой целью необходимо использовать резерв
самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также (при наличии такой
возможности) ресурс домашнего компьютера.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика:
учебник для 10 класса. Базовый уровень. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
2.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика:
учебник для 11 класса. Базовый уровень. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
3. Семакин
И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. Базовый уровень. 10–11 классы:
методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
4.
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2 ч. / Под ред. И. Г.
Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
НА БАЗОВОМ УРОВНЕ
Внеурочная деятельность — самая интересная часть школьной
жизни детей, которая всегда присутствовала в школе и влияла на мотивацию
изучения учебных предметов. Проводилась она в разных формах (кружки, клубы,
факультативы и пр.), и, что самое важное для учащегося, он сам выбирал, что ему
интересно, и занимался именно этой учебно-познавательной деятельностью по
собственному желанию. В настоящее время в соответствии с ФГОС новые
образовательные результаты определены с учетом внеурочной индивидуальной
учебной деятельности, поэтому такая деятельность становится обязательным
компонентом основной образовательной программы всех уровней общего образования.
Вопрос наилучшего сочетания изучаемого предмета с курсами по
выбору становится важным для определения индивидуальной траектории обучения.
Выбор необходимых курсов для изучения обеспечивается наличием программы курса и
учебных пособий, изданных аккредитованными издательствами.
Изучение курсов по выбору обучающихся нацелено на
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся. Сюда входят: развитие
личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и
ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования; углубление,
расширение и систематизация знаний в выбранной области научного знания или вида
деятельности. В соответствии с ФГОС для такого сложного предмета, как
информатика, внеурочная деятельность может быть организована по трем
направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное и
социальное.
Общеинтеллектуальное направление развития личности
интегрирует весь возможный потенциал образования и развития обучающихся. При
изучении информатики на базовом уровне рекомендуемые курсы по выбору должны
быть нацелены на формирование культуры исследования. Проектная и
Приложение 3
учебно-исследовательская деятельность
— наилучшая форма работы с обучающимися. Они научатся владеть инструментами
сбора, анализа, классификации и систематизации информации современными
средствами, проводить эксперимент и обрабатывать экспериментальные данные, грамотно
формулировать выводы и прогнозы.
Общекультурное и социальное направления развития
личности взаимосвязаны и в информатике могут быть реализованы через
исторические, творческие и профориентированные проектные работы. Важную роль
играют дискуссионные клубы, научные сообщества, клубы по интересам, где можно
представить свои проекты на обсуждение и общественную оценку.
Информатика в естественнонаучном или технологическом
профилях может быть представлена на базовом уровне (иногда расширенно —
по 2 ч в неделю). В связи с этим целесообразно использовать следующие курсы по
выбору: 1) «Информационные системы и модели»; 2) «Компьютерная графика».
В социально-экономическом профиле также можно
использовать предлагаемые курсы, но лучше частично — в виде тематического
модуля.
Универсальными для всех модулей
являются курсы:
1)
«Беседы об информатике»;
2) «Подготовка к
ЕГЭ по информатике».
Предлагаемые курсы по выбору обеспечены сетевой методической
поддержкой и следующими учебными пособиями.
1. Семакин
И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс :
учебное пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
2. Семакин
И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс : методическое
пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
3. Семакин
И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс :
практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
4.
Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс :
практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний.
5. Залогова
Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс : учебное пособие. — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.
6. В.
Е. Гай. Сборник задач по информатике. Углубленный уровень. — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.
7. Л.
М. Дергачева. Решение типовых экзаменационных задач по информатике :
учебное пособие, с диском. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
8. Н.
Н. Самылкина и др. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс :
учебное пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Методическая
служба издательства
«БИНОМ.
Лаборатория знаний»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
КАК РАБОТАТЬ С ПОРТАЛОМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА
ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ (ФЦИОР)
Портал
Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) содержит
ресурсы, разработанные специально для поддержки освоения учебных предметов
школьниками и другими категориями учащихся как в ходе учебного процесса, так и
самостоятельно для расширения кругозора и углубления знаний (рис. 1, а).
Портал обеспечивает каталогизацию
электронных образовательных ресурсов и предоставление свободного доступа к ним
учеников и учителей. Ресурсы портала представляют собой законченные электронные
учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные.
Информационные модули содержат дополнительную
(углубленное изучение) и конкретизирующую (детализированное представление)
информацию по конкретным темам изучения учебных предметов. В каталогах портала
они обозначены буквой И.
Практические модули кроме информационного компонента
содержат вопросы и задания, связанные с практическим применением получаемых
знаний. В каталогах портала они обозначены буквой П.
Контрольные модули содержат наборы тестовых заданий,
которые можно использовать для самопроверки усвоения темы. В каталогах портала
они обозначены буквой К.
Каждый учебный модуль автономен и
представляет собой законченный интерактивный мультимедийный продукт, нацеленный
на решение определенной учебной задачи.
Для воспроизведения учебного
модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный
программный продукт — ОМС-плеер (проигрыватель, см. рис. 1, а).
Рис.
1
Приложение
4 59
Портал предлагает два варианта ОМС-плеера — для Windows и
Linux. Для установки плеера на компьютер нужно скачать и запустить
соответствующий установочный файл непосредственно с главной страницы портала (http://fcior.edu.ru).
В ходе установки плеера компьютер
будет проверен на соответствие его программного обеспечения требованиям
ресурсов портала. Недостающие компоненты будут установлены автоматически из
Интернета. Также будет создана папка для последующего размещения в ней учебных
модулей (локальное хранилище).
Подготовив таким образом
компьютер, можно начинать знакомиться с рекомендованными ресурсами. Наиболее
быстро можно найти нужный модуль с помощью строки поиска по порталу (рис. 1, б).
Наберите в строке поиска с помощью клавиатуры полное
название модуля и нажмите кнопку Найти, как показано на рис. 1, б.
В качестве ответа на запрос будет сформирован список
модулей, наиболее отвечающих запросу (рис. 2).
Рис.
2
В нашем примере рекомендуемый информационный модуль —
второй в списке и помечен буквой И. Для того чтобы им воспользоваться,
нажмите ссылку «загрузить» (см. рис. 2).
В появившемся после этого запросе
нажмите кнопку Открыть (рис. 3, а). Через некоторое время,
необходимое для скачивания модуля, перед его открытием появится сообщение
ОМС-плеера (рис. 3, б).
Рис.
3
Приложение
4 61
Для того чтобы модуль не только открылся, но и сохранился в
локальном хранилище компьютера, нажмите третью кнопку (см. рис. 3, б).
Дождитесь открытия модуля и далее следуйте его интерфейсу.
При повторном обращении к уже открывавшемуся модулю
подключение к Интернету не требуется. Модули будут открываться из локального
хранилища на вашем компьютере. Например, в Windows 7 для этого необходимо с
помощью кнопки Пуск войти в меню «Все программы», открыть группу RNMC,
далее OMS и запустить ОМС-плеер, как показано на рис. 4.
При запуске ОМС-плеер предложит
открыть пункт меню Модули. Ответьте Да, после чего загрузятся
заголовки всех модулей, помещенных в локальное хранилище (рис. 5).
Выберите нужный, запустите его
двойным щелчком мыши и работайте. Успехов!
СОДЕРЖАНИЕ
Учебно-методический комплект
«Информатика.
10–11 классы. Базовый уровень»
(авторы Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.).
. . . . .3
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Общая .характеристика .и .цели
.изучения . .
информатики . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . .8
Описание .места .учебного
.предмета . .
в .учебном .плане . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . .11
Примерная рабочая программа . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . .12
Планируемые .результаты .освоения
.
.учебного .предмета . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. .12 Личностные .результаты . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .12
Метапредметные .результаты . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Предметные .результаты . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Содержание . .учебного .предмета
.(описание .основных . . видов .учебной .деятельности .содержится .на .с .
.29–34 . .
и .с . .38–42 .(раздел
.«Содержание .и .планируемые .
результаты .изучения .тем»)) .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Тематическое .планирование . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
10 .класс . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Вариант .1 . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Вариант .2 . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Содержание .и .планируемые
.результаты .
изучения .тем . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. .29
11 .класс . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Вариант .1 . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Вариант .2 . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Содержание .и .планируемые
.результаты .
изучения .тем . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. .38
Содержание
Приложение 1. Описание
учебно-методического и материально-технического обеспечения
учебной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .43 Методические .рекомендации .к .изучению
.предмета . . . . . .44
Учебная .литература . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.45
Приложение 2. Таблицы
соответствия учебников И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера, Т. Ю. Шеиной
«Информатика. Базовый уровень» для 10–11 классов требованиям ФГОС среднего
общего образования по аспекту формирования и развития универсальных учебных
действий (УУД) . . . . . . . .
. . . . . .46
Приложение 3. Использование
курсов по выбору при изучении информатики на базовом уровне . . . . . . . . .54
Приложение 4. Как работать с
порталом
Федерального центра
информационных
образовательных ресурсов
(ФЦИОР) . . . . . . . . . . .
. . . . . .57
Методическое пособие входит в УМК по курсу «Информатика» (базовый уровень) для 10-11 классов наряду с учебниками для 10 и для 11 классов, включающими в себя практикум. В состав УМК также входит задачник-практикум в 2-х томах под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. УМК соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В пособии раскрывается концептуальное содержание учебного курса, описываются его содержательные и методические особенности, связанные с продолжением изучения информатики после 7-9 классов. Приводится тематический учебный план. Даются рекомендации по проведению уроков и практических заданий. Для учителей и методистов, использующих УМК авторов с целью преподавания общеобразовательного курса «Информатика» в средней школе на базовом уровне.
- Рубрика: Дополнительно Информатика / 10 класс / 11 класс
- Автор: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
- Год: 2018
- Для учеников: 10-ых — 11-ых классов
- Язык учебника: Русский
- Формат: PDF
- Страниц: 112
Методические пособия
Среднее общее образование
Линия УМК М. Е. Фиошина, С. М. Юнусова. Информатика (10-11) (У)
Информатика
Линия УМК Фиошина-Юнусова. Информатика (10-11) (У)
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту