Методическое руководство информатика 11 класс

И.Г.
Семакин

ИНФОРМАТИКА

10–11
классы

Базовый
уровень

Методическое
пособие

Москва

БИНОМ. Лаборатория знаний 2016

УДК 0 04.9

ББК 3 2.97

                 C
30

       C30          
Семакин И. Г.

И нформатика. 10–11 классы.
Базовый уровень : методическое пособие / И . Г. Семакин. — М. : БИНОМ. Лабо-

                                                        ратория
знаний, 2016. — 64 с. : ил.

 ISBN
978-5-9963-0348-9

Издание содержит примерную рабочую программу изучения информатики на
базовом уровне для 10–11 классов, варианты поурочного планирования, таблицы
соответствия содержания учебников требованиям ФГОС в части развития
универсальных учебных действий (УУД).

 Для учителей информатики, методистов и администрации образовательных
организаций, а также студентов.

УДК 004.9

ББК 32.97

 Учебное издание

 Семакин Игорь Геннадьевич  

                                                                                                                                                                    ИНФОРМАТИКА

10–11 классы

Базовый уровень

Методическое пособие

 Научный редактор Н. Н. Самылкина

Ведущий редактор Т. Г. Хохлова

Ведущий методист И. Л. Сретенская. Художник
Н. А. Новак

Технический редактор Е. В.
Денюкова.
Корректор Е. Н. Клитина

Компьютерная верстка: В. А. Носенко

 Подписано в печать 06.05.2016. Формат
60×90/16. Усл. печ. л. 4,0. Тираж 500 экз. Заказ        

 ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»

127473, Москва, ул.
Краснопролетарская, д. 16, стр. 1,

Телефон: (495)181-53-44, e-mail: binom@Lbz.ru 
http://www.Lbz.ru,  http://metodist.Lbz.ru

                                                                            © ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», 

          ISBN 978-5-9963-0348-9                   2016

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
«ИНФОРМАТИКА. 10–11 КЛАССЫ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»

(авторы:
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.)

Издание содержит необходимые материалы для подготовки
содержательного раздела образовательной программы образовательной организации,
реализующей основную образовательную программу среднего общего образования в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

Материалы разработаны на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования.

В соответствии с ФГОС основная образовательная
программа среднего общего образования содержит обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть
составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, —
40% от общего объема содержательного раздела основной образовательной программы
среднего общего образования в виде учебных курсов по выбору обучающихся в
соответствии со спецификой и возможностями образовательной организции. Основная
образовательная программа (ООП) среднего общего образования реализуется
образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность позволит обеспечить индивидуальные потребности
обучающихся, влияющие на выбор будущей профессии.

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам
освоения основной образовательной программы общего образования содержание
обучения должно быть направлено на достижение учащимися личностных и
метапредметных результатов

      4                                                       Программа для 10–11
классов. Базовый уровень

и предметных результатов по
информатике, что также отражено в примерной рабочей программе.

В состав авторского УМК вместе с
программой по информатике для 10–11 классов входят:

 «Информатика».
Базовый уровень: учебник для 10 класса

(авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина
Т. Ю.);

 «Информатика». Базовый уровень: учебник
для 11 класса (авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.);

 Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в
2 ч. /Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера;

 Ц ОР по информатике из Единой коллекции
ЦОР (schoolcollection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://
fcior.edu.ru
);

  сетевая методическая служба авторского
коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/
authors/informatika/2/
.

В настоящее время неоценима роль информатики в формировании
современной научной картины мира, очевиден фундаментальный характер ее основных
понятий, законов, всеобщность ее методологии. Информатика имеет очень большое и
все возрастающее число междисциплинарных связей как на уровне понятийного
аппарата, так и на уровне инструментария, т. е. методов и средств познания
реальности. Современная информатика представляет собой «метадисциплину», в
которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Изучение
предмета дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего
мира (в естественно-научных областях, в социологии, экономике, языке,
литературе и многих других гуманитарных направлениях). Многие положения,
развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике
формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер,
способность к ним образует ИКТ-компетентность.

УМК
«Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень»

В старшей школе предметные компетенции целесообразно
развивать в рамках использования возможностей современной информационной
образовательной среды, поэтому в издание также входят рекомендации по работе с
электронными информационными ресурсами, используемыми при изучении информатики
в старшей школе, и методические рекомендации по работе с интерактивным
тренажером для подготовки к ЕГЭ.

Предлагаемая программа курса информатики базового
уровня позволяет полностью реализовать требования ФГОС к предметным результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования. В
состав программы входят различные варианты тематического планирования учебного
материала.

Информационно-методические условия реализации
основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться
современной информационно-образовательной средой. Сегодня обеспечение нового
качества образования напрямую связывается с созданием новой информационной
образовательной среды (ИОС), основанной на комплексном использовании средств
информационных технологий. Огромные потенциальные возможности средств ИКТ для
организации образовательного процесса дают все основания для успешной
реализации задач обновления образования.

В условиях активного развития информационной
образовательной среды можно выделить такие цифровые зоны развития школы, как:
автоматизация управленческой деятельности, цифровая поддержка школьной
библиотеки, медиаподдержка воспитательной работы в школе, ЦОР в учебном
процессе, информатизация досуговой и внеурочной деятельности в школе,
дистанционные формы работы школ, педагогов и учащихся. Все это влияет на
традиционные формы организации учебно-воспитательной работы. В сочетании с
новыми педагогическими технологиями, использованием ИКТ и ЦОР, а также
расширением доступа школ к национальным образовательным хранилищам можно
говорить о школе будущего на основе современных инновационных УМК (ИУМК).

      6                                                      Программа для 10–11
классов. Базовый уровень

В каждом предметном разделе ФГОС отражена необходимость
использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
в качестве инструмента познавательной деятельности учащихся для поиска
информации в электронных архивах и ее анализа, а также для работы с
электронными компьютерными лабораториями и презентационными средами. Таким
образом, информационные технологии выступают и как инструмент межпредметного
объединения в учебной деятельности детей. Это необходимо учитывать как в
преподавании предмета, так и при выборе направлений внеурочной деятельности.

Программы учебных предметов, курсов для урочной и для
внеурочной деятельности, предлагаемые издательствами, не требуют отдельного
утверждения органами, осуществляющими управление в системе образования разных
уровней, поскольку встраиваются в УМК автора и издаются аккредитованными
издательствами. Но рабочими программами учителя они становятся лишь
тогда, когда включены в состав основной образовательной программы (ООП)
образовательной организации.

Учитель может вносить изменения в предлагаемую программу с
учетом специфики региональных условий, уровня подготовленности учеников, а
также с целью использования разнообразных форм организации учебной
деятельности, внедрения современных методов обучения и педагогических
технологий. Учитель может вносить коррективы во все структурные элементы
используемой программы с учетом особенностей своей образовательной организации
и особенностей учащихся конкретного класса: определять новый порядок изучения
материала, перераспределять учебное время, вносить изменения в содержание
изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся и т. д. В
пояснительной записке обосновываются коррективы, внесенные в используемую
программу; все коррективы отражаются в соответствующих структурных компонентах
программы. Таким образом, программы, предлагаемые в составе УМК, выполняют
двойную функцию: являются одновременно авторскими программами и рабочими
программами учителей в составе ООП. Содержа-

УМК
«Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень»

ние ООП строится с учетом
оснащенности образовательной организации, возможного вклада каждого педагога,
работающего в данной параллели, и отражает логику развертывания учебной
деятельности во временнóй перспективе.

Современная информационная образовательная среда
школы поддерживает активную позицию участников образовательного процесса. Она
позволяет полноценно использовать инновационные авторские УМК, встраивать в
учебный процесс новые дидактические средства, в том числе электронные учебники,
сочетать возможности урочной и внеурочной деятельности для осуществления
проектной исследовательской деятельности и т. д. В целях активного
использования возможностей ИОС издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
осуществляет интерактивную методическую поддержку учителей через сайт
методической службы (http://metodist. Lbz.ru). Предлагаемые здесь
всевозможные конкурсы, олимпиады, видеолекции авторов УМК и ведущих ученых
страны, интернет-газета, форумы позволяют быть в курсе всех актуальных
изменений в преподавании предмета и организации внеурочной деятельности.

Комплексное использование в работе всех
составляющих УМК издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» способствует
формированию у учащихся целостного мировоззрения, потребности к познанию и
формированию системного опыта познавательной деятельности с опорой на
методологический аппарат информатики, а также практическое применение знаний и
умений, активное использование ИКТ в учебной деятельности.

Методическая
служба издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Предлагаемая программа
рассчитана на использование учебно-методического комплекта (УМК) авторов:
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю., опубликованного издательством «БИНОМ.
Лаборатория знаний». УМК разработан в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС), обеспечивает
обучение курсу информатики на базовом уровне и включает в себя:

 у чебник
«Информатика» для 10 класса (авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.);

 у чебник
«Информатика» для 11 класса (авторы: Сема-

кин И. Г., Хеннер
Е. К., Шеина Т. Ю.);

 практикум в составе учебника;  
методическое пособие для учителя.

В качестве дополнительного пособия в УМК включен
задачник-практикум в 2 томах под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера.

В методической системе обучения предусмотрено использование
цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике из Единой коллекции ЦОР
(school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).

Курс информатики в 10–11 классах
рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения предмета в 7–9
классах. Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика»,
изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая
содержательная структура образовательной области, которая включает в себя
следующие разделы:

1)   
теоретические основы информатики;

2)   
средства информатизации (технические и программные); 3)
информационные технологии; 4) социальная информатика.

Введение

Согласно ФГОС, учебные предметы, изучаемые в 10–11
классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность.
Следовательно, изучение информатики на базовом уровне в старших классах
продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе.
Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для
10–11 классов развивает их по всем отмеченным выше четырем разделам
образовательной области. Повышению научного уровня содержания курса
способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по
сравнению с учениками основной школы. Это позволяет, например, рассматривать
некоторые философские вопросы информатики, шире использовать математический
аппарат в темах, относящихся к теоретическим основам информатики, к
информационному моделированию.

Через содержательную линию «Информационное
моделирование
» (входит в раздел теоретических основ информатики) в
значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь
решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика
предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по
сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов информационного
моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками в
изучении других дисциплин, в частности в математике.

В разделах, относящихся к информационным
технологиям
, ученики приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки
работы с ними, что приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных
областях. В частности, большое внимание в курсе уделяется развитию знаний и
умений в разработке баз данных. В дополнение к курсу основной школы, изучаются
методы проектирования и разработки многотабличных БД и приложений к ним.
Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных
информационных систем.

В разделе, посвященном Интернету, ученики
получают новые знания о техническом и программном обеспечении глобальных
компьютерных сетей, о функционирующих на их базе информационных службах и
сервисах. В этом же разделе ученики знакомятся с основами построения сайтов,
осваивают

       10                                                    Программа для 10–11
классов. Базовый уровень

работу с одним из высокоуровневых
средств для разработки сайтов (конструктор сайтов).

Значительное место в содержании курса занимает линия
алгоритмизации и программирования
. Она также является продолжением изучения
этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с
основами теории алгоритмов. У учеников углубляется знание языков
программирования (в учебнике рассматривается язык Паскаль), развиваются умения
и навыки решения на ПК типовых задач обработки информации путем
программирования.

В разделе социальной информатики на более глубоком
уровне, чем в основной школе, раскрываются проблемы информатизации общества,
информационного права, информационной безопасности.

Методическая система обучения базируется на одном из
важнейших дидактических принципов, отмеченных в ФГОС, — деятельностном подходе
к обучению. В состав каждого учебника входит практикум, содержательная
структура которого соответствует структуре теоретических глав учебника. Каждая
учебная тема поддерживается практическими заданиями, среди которых имеются
задания проектного характера. При необходимости расширения объема практической
работы (например, за счет расширенного учебного плана) дополнительные задания
могут быть почерпнуты из двухтомного задачника-практикума, указанного в составе
УМК [4]. Еще одним источником для самостоятельной учебной деятельности
школьников являются общедоступные электронные (цифровые) обучающие ресурсы по
информатике. Эти ресурсы могут использоваться как при самостоятельном освоении
теоретического материала, так и для компьютерного практикума.

Преподавание информатики на базовом уровне может происходить
как в классах универсального обучения, так и в классах самых разнообразных
профилей. В связи с этим курс рассчитан на восприятие учащимися как с
гуманитарным, так и с естественнонаучным и технологическим складом мышления.
Отметим некоторые обстоятельства, повлиявшие на формирование содержания
учебного курса, например в главе, посвященной информационному моделированию (11
класс).

Введение

В современном обществе происходят интеграционные
процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в
частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе
и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причиной
этого является развитие и распространение ИКТ. Если раньше, например,
гуманитарию для применения математического моделирования в своей области
следовало понять и практически освоить его весьма непростой аппарат (что для
некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация
упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее
решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения.
Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию
математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс
настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы
понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты.
Благодаря этому применение методов компьютерного моделирования становится все
более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов,
филологов, химиков, медиков, педагогов и пр.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Примерное тематическое планирование и перечень итогов
изучения отдельных тем учебного курса рассчитано на два варианта планирования
занятий. Первый вариант рассчитан на изучение предмета по 1 ч в неделю, общим
объемом 70 учебных часов за два года обучения (35 ч в 10 классе + 35 ч в 11
классе). Второй вариант рассчитан на изучение  предмета по 2 ч в неделю, общим
объемом 140 учебных часов (70 ч в 10 классе + 70 ч в 11 классе).

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ФГОС устанавливает требования к следующим результатам
освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего
образования:

y личностным результатам; y метапредметным результатам; y предметным результатам.

Личностные результаты

При изучении курса «Информатика» в соответствии с
требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.

1.    
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.

Каждая учебная дисциплина формирует определенную
составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления
учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область
информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает
информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее
связи с другими научными областями. Ученики получают представление о
современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в
будущем они, возможно, смогут принять участие.

2.    
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками,
детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Эффективным методом формирования данных качеств
является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует
взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками
и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его
выполнения и принимающим результаты работы. В завершение работы
предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая
также требует наличия коммуникативных навыков у детей.

3.    
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь.

Работа за компьютером (и не только над учебными
заданиями) занимает у современных детей все больше времени, поэтому для
сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной
работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.

4.    
Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов.

Данное качество формируется в процессе развития
навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников.
Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в
изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая
деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении
предмета и в дальнейшей профориен тации в этом направлении. Во многих разделах
учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных
профессиональных областях и перспективах их развития.

Личностные
результаты

Требование
ФГОС

Чем
достигается в настоящем курсе

1. Сформированность
мировоззрения, соответ ствующего современному уровню развития науки и
общественной практики

10                 
класс. § 1. Понятие информации.
Информация рассматривается как одно из базовых понятий современной науки,
наряду с материей и энергией. Рассматриваются различные подходы к понятию
информации в философии, кибернетике, биологии.

11                 
класс. § 1. Что такое система. Раскрывается
общенаучное значение понятия системы, излагаются основы системологии.

11 класс. § 16. Компьютерное информационное
моделирование. Раскрывается значение информационного моделирования как
базовой методологии современной науки

2. Сформированность
навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности

В конце
каждого параграфа имеются вопросы и задания, многие из которых ориентированы
на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.

В практикуме
(приложения к учебникам), помимо заданий для индивидуального выполнения, в
ряде разделов содержатся задания проектного характера.

В методическом пособии
для учителя даются рекомендации по организации коллективной работы над
проектами

3. Бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью как к соб ственному, так и дру гих людей, умение

оказывать первую
помощь

10 класс. Введение.

Этому вопросу посвящен
раздел «Правила техники безопасности и гигиены при работе на персональном
компьютере»

Окончание
таблицы

Личностные
результаты

Требование
ФГОС

Чем
достигается в настоящем курсе

4. Готовность и
способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей
профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов

Ряд проектных
заданий требует осознания недостаточности имеющихся знаний, самостоятельного
изучения нового для учеников теоретического материала, ориентации в новой
предметной (профессиональной) области, поиска источников информации,
приближения учебной работы к формам производственной деятельности.

10  
класс. Практикум.

Работа 2.3. Проектное
задание.

Выбор конфигурации компьютера.

Работа 2.4.
Проектное задание. Настройка BIOS.

11  
класс. Практикум.

Работа 1.5.
Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных.

Работа 2.8.
Проектные задания на разработку сайтов.

Работа 3.3.
Проектные задания на получение регрессионных зависимостей.

Работа 3.5.
Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости».

Работа 3.7. Проектные
задания по теме «Оптимальное планирование»

Метапредметные результаты

При изучении курса
«Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие
метапредметные результаты.

1. Умение
самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную)
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях
.

Данная компетенция формируется
при изучении информатики в нескольких аспектах:

 учебно-проектная
деятельность: планирование целей и

процесса выполнения проекта и самоконтроль
за результатами работы;

 изучение основ системологии:
способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;

 алгоритмическая линия курса: алгоритм
можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных
данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).

2.    
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать
конфликты
.

Формированию данной компетенции
способствуют следующие аспекты методической системы курса:

 формулировка
многих вопросов и заданий к теоретическим

разделам курса стимулирует к дискуссионной
форме обсуждения и принятия согласованных решений;

 ряд проектных
заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения
взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее
результатов.

3.    
Готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников
.

Информационные технологии являются одной из самых
динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная
деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к
активной познавательной деятельности.

Интернет является важнейшим современным источником
информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения
информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через
Интернет, ее отбора и систематизации.

4.    
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения
.

Формированию этой компетенции способствует методика
индивидуального дифференцированного подхода при распределении практических
заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный,
продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников
стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений.
Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных
заданий.

Метапредметные
результаты

Требования
ФГОС

Чем
достигается в настоящем курсе

1. Умение самостоятельно определять
цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии
в различных ситуациях

Проектные
задания в разделе практикума в учебниках 10 и 11 классов.

10 класс. Глава 3. Программирование
обработки  информации. 11 класс. Глава 1. Информационные системы и
базы данных.

§ 1. Что такое система.

§ 2. Модели систем.

§ 3. Пример структурной
модели предметной области.

2. Умение продуктивно
общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции другого, эффективно разрешать конфликты

Задания
поискового, дискуссионного содержания.

10  
класс. § 1, 9, 10, 11 и др.

11  
класс. § 1, 2, 3, 13 и др.

Методические рекомендации
к выполнению проектных заданий: организация защиты проектных работ

3. Готовность и
способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

Выполнение проектных
заданий (Практикум 10, 11) требует самостоятельного сбора информации и
освоения новых программных средств. 11 класс.

§ 11. Интернет как глобальная
информационная система. Работа 2.4. Интернет. Работа с поисковыми системами

4. Владение навыками познавательной
рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения

Деление
заданий практикума на уровни сложности:

1-й уровень — репродуктивный; 2-й
уровень — продуктивный; 3-й уровень — творческий. Методические рекомендации к
выполнению проектных заданий: распределение заданий между учениками

Предметные результаты

При изучении курса «Информатика» в соответствии с
требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые
ориентированы на обеспечение, преимущес твенно, общеобразовательной и
общекультурной подготовки.

Предметные
результаты

Требования
ФГОС

С
помощью каких учебных текстов достигаются

1. Сформированность
представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире

10 класс. Глава 1. Информация.

§ 1. Понятие информации.

10 класс. Глава 2. Информационные процессы.

§ 7. Хранение информации.

§ 8. Передача информации.

§ 9. Обработка информации
и алгоритмы.

11 класс. Глава 1. Информационные системы и
базы данных.

§ 1. Что такое система.

§ 2. Модели систем.

§ 4. Что такое
информационная система

2. Владение навыками
алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания
алгоритмов

10 класс. Глава 2. Информационные процессы.

§ 9. Обработка
информации и алгоритмы.

10 класс. Глава 3. Программирование обработки
информации.

§ 12. Алгоритмы и величины.

§ 13. Структура алгоритмов.

§ 23. Вспомогательные
алгоритмы и подпрограммы

Продолжение
таблицы

Предметные
результаты

Требования
ФГОС

С
помощью каких учебных текстов достигаются

3. Владение умением
понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня

10
класс
. Глава 3.
Программирование обработки информации (Паскаль).

§ 14–29

Владение знанием
основных конструкций программирования

10
класс
. Глава 3.
Программирование обработки информации (Паскаль).

§ 15.
Элементы языка и типы данных.

§ 16.
Операции, функции, выражения.

§ 17.
Оператор присваивания, ввод и вывод данных.

§ 19.
Программирование ветвлений.

§ 21. Программирование циклов. § 23.
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

Владение умением
анализировать алгоритмы с использованием таб лиц

10 класс. Глава 3. Программирование
обработки информации. Практикум по программированию

4.
Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы
для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций
программирования и отладки таких

программ

10 класс. Глава 3. Программирование обработки
информации (Паскаль).

§ 20. Пример
поэтапной разработки программы решения задачи.

§ 19.
Программирование ветвлений.

§ 21. Программирование циклов.

§ 22. Вложенные и
итерационные циклы.

Продолжение
таблицы

Предметные
результаты

Требования
ФГОС

С
помощью каких учебных текстов достигаются

§ 23.
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

§ 24. Массивы.

§ 26. Типовые
задачи обработки массивов.

§ 27. Символьный тип данных.

§ 28. Строки символов.

§ 29. Комбинированный тип данных

Использование готовых прикладных
компьютерных программ по выбранной специализации

LibreOffice
Base — система управления базами данных.

KompoZer — конструктор сайтов.

Excel — табличный процессор.

Прикладные средства:

   линии тренда (регрессионный анализ,
МНК);

   функция КОРРЕЛ (расчет корреляционных
зависимостей);

   «Поиск решения» (оптимальное
планирование, линейное программирование)

5. Сформированность представлений о
компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия
модели и моделируемого объекта (процесса)

11 класс. Глава 3. Информационное
моделирование.

§ 16.
Компьютерное информационное моделирование.

§ 17. Моделирование
зависимостей между величинами.

§ 18. Модели
статистического прогнозирования.

§ 19.
Моделирование корреляционных зависимостей.

§ 20. Модели оптимального
планирования

Продолжение
таблицы

Предметные
результаты

Требования
ФГОС

С
помощью каких учебных текстов достигаются

Сформированность
представлений о способах хранения и простейшей обработке данных

10 класс. Глава 1. Информация.

§ 5.
Представление чисел в компьютере.

§ 6.
Представление текста, изображения и звука в компьютере.

10 класс.
Глава 2. Информационные процессы.

§ 7. Хранение информации.

§ 9. Обработка
информации и алгоритмы.

§ 10.
Автоматическая обработка информации.

§ 11.
Информационные процессы в компьютере.

11 класс. Глава 2. Интернет.

§ 10.
Организация глобальных сетей.

§ 11. Интернет
как глобальная информационная система.

§ 12. World
Wide Web — Всемирная паутина.

§ 13.
Инструменты для разработки веб-сайтов.

10 класс. Глава 3. Программирование обработки
информации.

§ 20. Пример поэтапной
разработки программы решения задачи

Сформированность
понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними

11 класс. Глава 1. Информационные системы и
базы данных. § 5. Базы данных — основа информационной системы.

§ 6.
Проектирование многотабличной базы данных.

§ 7. Создание базы
данных.

Окончание
таблицы

Предметные
результаты

Требования
ФГОС

С
помощью каких учебных текстов достигаются

§ 8. Запросы
как приложения информационной системы.

§ 9. Логические условия
выбора данных

6. Владение
компьютерными средствами представления и анализа данных

11 класс. Глава 1. Информационные системы и
базы данных.

§ 1. Что такое система.

§ 2. Модели систем.

§ 3. Пример
структурной модели предметной области.

§ 4. Что такое
информационная система

7.
Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения

при работе со
средствами информатизации

10 класс. Введение.

Раздел: «Правила техники
безопасности и гигиены при работе на персональном компьютере

Сформированность понимания основ
правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете

11 класс. Глава 4. Социальная информатика.

§ 21. Информационные ресурсы.

§ 22. Информационное общество.

§ 23. Правовое
регулирование в информационной сфере.

§ 24. Проблема
информационной безопасности

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные содержательные линии
общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубл
яют следующие содержательные линии курса информатики основной школы.

1.     Линия
информации и информационных процессов
(определение информации, измерение
информации, универсальность дискретного представления информации; процессы
хранения, передачи и обработки информации в информационных системах;
информационные основы процессов управления).

2.     Линия
моделирования и формализации
(моделирование как метод познания;
информационное моделирование: основные типы информационных моделей;
исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных
областей).

3.     Линия
алгоритмизации и программирования
(понятие и свойства алгоритма, основы
теории алгоритмов, способы описания алгоритмов, языки программирования высокого
уровня, решение задач обработки данных средствами программирования).

4.     Линия
информационных технологий
(технологии работы с текстовой и графической
информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии
обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные
технологии).

5.     Линия
компьютерных коммуникаций
(информационные ресурсы глобальных сетей,
организация и информационные услуги Интернета, основы сайтостроения).

6.     Линия
социальной информатик
и (информационные ресурсы общества, информационная
культура, информационное право, информационная безопасность).

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается
методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные
системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Основной целью изучения учебного курса как по
минимальному, так и по расширенному учебному плану остается выполнение
требований Федерального государственного образовательного стандарта. В то же
время, работая в режиме 1 урок в неделю, учитель может обеспечить лишь
репродуктивный уровень усвоения материала всеми учащимися. Достижение же
продуктивного, а тем более творческого уровня усвоения курса является весьма
проблематичным из-за недостатка учебного времени — основного ресурса учебного
процесса.

Учебник и практикум в совокупности обеспечивают
выполнение всех требований образовательного стандарта к предметным, личностным
и метапредметным результатам обучения.

Первой дополнительной целью изучения расширенного
курса является достижение большинством учащихся повышенного (продуктивного)
уровня освоения учебного материала
. Необходимый для этого учебный и
дидактический материал в основном обеспечивается книгами [1] и [2] (см. список
учебной литературы в разделе 5). Качественно освоить весь этот материал в
полном объеме, имея 1 урок в неделю, практически невозможно. Источником
дополнительного учебного материала также может служить задачникпрактикум [4].

Второй дополнительной целью изучения расширенного
курса является подготовка учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по
информатике
. ЕГЭ по информатике не является обязательным для всех
выпускников средней школы и сдается по выбору. Теперь, когда количество
принимаемых вузами результатов ЕГЭ расширено до четырех, информатика становится
востребованной при поступлении на многие популярные специальности.

В расширенном варианте курса дополнительное учебное
время в основном отдается практической работе. Кроме того, в расширенном курсе
(вариант 2) увеличивается объем заданий проектного характера. Работая по
минимальному учебному плану, учитель может выбрать лишь часть проектных
заданий, предлагаемых в практикуме, причем возложив их выполнение полностью на
внеурочную работу. При расширенном варианте учебного плана большая часть (или
все) проектных заданий может выполняться во время уроков под руководством учителя.
Резерв учебного времени, предусмотренный во втором варианте плана, может быть
использован учителем для подготовки к ЕГЭ по информатике.

Перечень итогов обучения курсу
является единым как для минимального, так и для расширенного варианта учебного
планирования. Различие должно проявиться в степени глубины и качества освоения
теоретического материала и полученных практических навыков.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

Вариант 1

(1 ч в
неделю)

Тема
(раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика
(номер работы)

1. Введение. Структура информатики

1

1

Информация

11

2. Информация. Представление
информации (§ 1–2)

3

2

1 (Работа 1.1)

3. Измерение информации

(§ 3, 4)

3

2

1 (Работа 1.2)

4. Представление чисел в компьютере
(§ 5)

2

1

1 (Работа 1.3)

5. Представление текста, изображения
и звука в компьютере (§ 6)

3

1,5

1,5 (Работы 1.4,

1.5)

Информационные процессы

5

6. Хранение и передача информации (§
7, 8)

1

1

7. Обработка информации и алгоритмы
(§ 9)

1

Самостоя-

тельно

1 (Работа 2.1)

8. Автоматическая обработка
информации (§ 10)

2

1

1 (Работа 2.2)

9. Информационные процессы в
компьютере (§ 11)

1

1

Продолжение
таблицы

Тема
(раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика
(номер работы)

Проект для самостоятельного
выполнения

Работа 2.3. Выбор конфигурации
компьютера

Проект для самостоятельного
выполнения

Работа 2.4. Настройка BIOS

Программирование

18

10. Алгоритмы,
структура алгоритмов, структурное программирование

(§ 12–14)

1

1

11. Программирование линейных
алгоритмов (§ 15–17)

2

1

1 (Работа 3.1)

12. Логические величины и выражения,
программирование ветвлений (§ 18–20)

3

1

2 (Работы 3.2,

3.3)

13. Программирование циклов (§ 21,
22)

3

1

2 (Работа 3.4)

14. Подпрограммы (§ 23)

2

1

1 (Работа 3.5)

15. Работа с массивами

(§ 24, 26)

4

2

2 (Работы 3.6,

3.7)

16. Работа с символьной информацией
(§ 27, 28)

3

1

2 (Работа 3.8)

Всего:

35 ч

Вариант 2

(2 ч в
неделю, резерв учебного времени 5 ч)

Тема
(раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика
(номер работы)

1. Введение. Структура информатики

1

1

Информация

15

2. Информация. Представление
информации (§ 1–2)

3

2

1 (Работа 1.1)

Тема
(раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика
(номер работы)

3. Измерение информации

(§ 3–4)

4

2

2 (Работа 1.2)

4. Представление чисел в компьютере
(§ 5)

4

2

2 (Работа 1.3)

5. Представление текста, изображения
и звука в компьютере (§ 6)

4

2

2 (Работы 1.4,

1.5)

Информационные процессы

14

6. Хранение и передача информации (§
7, 8)

1

1

7. Обработка информации и алгоритмы
(§ 9)

3

1

2 (Работа 2.1)

8.
Автоматическая обработка

 информации (§ 10)

4

2

2 (Работа 2.2)

9. Информационные процессы в
компьютере (§ 11)

2

2

Проект: Выбор конфигурации
компьютера

2

Работа 2.3

Проект: Настройка BIOS

2

Работа 2.4

Программирование

35

10. Алгоритмы,
структуры алгоритмов, структурное программирование (§

12–14)

2

2

11. Программирование линейных
алгоритмов (§ 15–17)

3

1

2 (Работа 3.1)

12. Логические величины и выражения,
программирование ветвлений (§ 18–20)

4

2

2 (Работы 3.2,

3.3)

13. Программирование циклов (§ 21,
22)

5

2

3 (Работа 3.4)

14. Подпрограммы (§ 23)

3

1

2 (Работа 3.5)

Тема

Учащ

иеся

знают

умеют

Тема 1. Введение. Структура
информатики

в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10–11 классах;
из каких частей состоит предметная область информатики

Тема 2. Информация. Представление
информации

три философские концепции
информации; понятие информации в частных               науках:
нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации; что такое язык
представления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и
«декодирование» информации;

Окончание
таблицы

Тема
(раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика
(номер работы)

15. Работа с массивами

(§ 24, 26)

7

3

4 (Работы 3.6,

3.7)

16. Организация ввода-вывода с
использованием файлов (§ 25)

3

1

2 (Работы 3.6,

3.7)

17. Работа с символьной информацией
(§ 27, 28)

4

2

2 (Работа 3.8)

18. Комбинированный тип данных (§
29)

4

2

2 (Работа 3.9)

Всего:

65 ч

Содержание и планируемые результаты

изучения
тем

Тема

Учащиеся

знают

умеют

примеры технических
систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; понятия
«шифрование», «дешифрование»

Тема 3. Измерение
информации

сущность объемного (алфавитного)
подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной точки зрения;
связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении
равновероятности символов); связь между единицами измерения информации: бит,
байт, Кб, Мб, Гб; сущность содержательного (вероятностного) подхода к
измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения

решать задачи на измерение
информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении
равной вероятности символов); решать несложные задачи на измерение
информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в
равновероятном приближении); выполнять пересчет количества информации в
разные единицы

Тема 4. Представление
чисел в компьютере

принципы
представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел;

диапазоны представления
целых чисел без знака и со знаком;

получать внутреннее
представление целых чисел в памяти компьютера; определять по внутреннему коду
значение числа

Продолжение
таблицы

Тема

Учащиеся

знают

умеют

принципы представления
вещественных чисел.

Тема 5. Представление
текста, изображения и звука в компьютере

способы кодирования текста в
компьютере; способы представления изображения; цветовые модели; в чем
различие растровой и векторной графики; способы дискретного (цифрового)
представления звука

вычислять размер цветовой палитры по
значению битовой глубины цвета; вычислять объем цифровой звукозаписи по
частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи

Тема 6. Хранение и
передача информации

историю развития носителей
информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и
их основные характеристики; модель К. Шеннона передачи информации по
техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость
передачи, пропускная способность; понятие «шум» и способы защиты от шума

сопоставлять различные
цифровые носители по их техническим свойствам; рассчитывать объем информации,
передаваемой по каналам связи, при известной скорости передач
и

Тема 7. Обработка
информации и алгоритмы

основные типы задач обработки
информации; понятие исполнителя обработки информации;

по описанию системы
команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой

Тема

Учащиеся

знают

умеют

понятие алгоритма
обработки информации

Тема 8. Автоматическая
обработка информации

что такое
«алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства
алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд
алгоритмической машины Поста

составлять алгоритмы
решения несложных задач для управления машиной Поста

Тема 9. Информационные
процессы в компьютере

этапы
истории развития ЭВМ; что такое неймановская архитектура ЭВМ;

для чего
используются периферийные процессоры (контроллеры);

архитектуру
персонального компьютера;

принципы
архитектуры суперкомпьютеров

Тема 10. Алгоритмы,
структуры алгоритмов, структурное программирование

этапы решения задачи на компьютере;
что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; какими
возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

описывать алгоритмы на языке
блоксхем и на учебном алгоритмическом языке; выполнять трассировку алгоритма
с использованием трассировочных таблиц

Продолжение
таблицы

Тема

Учащиеся

знают

умеют

систему команд
компьютера; классификацию структур алгоритмов; принципы структурного
программирования

Тема 11. Программирование
линейных алгоритмов

систему типов данных в Паскале;
операторы ввода и вывода; правила записи арифметических выражений на Паскале;
оператор присваивания; структуру программы на Паскале

составлять программы
линейных вычислительных алгоритмов на Паскале

Тема 12. Логические величины
и выражения, программирование ветвлений

логический тип данных,
логические величины, логические операции; правила записи и вычисления
логических выражений; условный оператор If; оператор выбора

Select case

программировать
ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора

и оператора ветвления

Тема 13. Программирование
циклов

различие между циклом с предусловием
и циклом с постусловием; различие между циклом с заданным числом повторений и
итерационным циклом;

программировать на Паскале
циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;
программировать итерационные циклы; программировать вложенные циклы

Окончание
таблицы

Тема

Учащиеся

знают

умеют

операторы цикла While и
Repeat–Until; оператор цикла с параметром For; порядок выполнения вложенных
циклов

Тема 14. Подпрограммы

понятия вспомогательного
алгоритма и подпрограммы; правила описания и использования
подпрограмм-функций; правила описания и использования подпрограмм-процедур

выделять подзадачи и описывать
вспомогательные алгоритмы; описывать функции и процедуры на Паскале;
записывать в программах обращения к функциям и процедурам

Тема 15. Работа с
массивами

правила описания массивов на
Паскале; правила организации ввода и вывода значений массива; правила
программной обработки массивов

составлять типовые
программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов,
нахождение максимального и минимального значений, сортировка массива и др.

Тема 16. Работа с
символьной информацией

правила описания
символьных величин и символьных строк; основные функции и процедуры Паскаля
для работы с символьной информацией

решать типовые задачи на
обработку символьных величин и строк символов

11 класс

Вариант 1

(1 ч в
неделю)

Тема
(раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика (номер работы)

Информационные системы и базы данных

10

1. Системный анализ

(§ 1–4)

3

1

2 (Работа 1.1)

2. Базы данных (§ 5–9)

7

3

4 (Работы 1.3,

1.4, 1.6, 1.7, 1.8)

Проект для самостоятельного
выполнения

Работа 1.2. Проектные задания по
системологии

Проект для самостоятельного
выполнения

Работа 1.5. Проектные задания на
самостоятельную разработку базы данных

Интернет

10

3. Организация и услуги

Интернета (§ 10–12)

5

2

3 (Работы 2.1–

2.4)

4. Основы сайтостроения

(§ 13–15)

5

2

3 (Работы 2.5–

2.7)

Проект для самостоятельного
выполнения

Работа 2.8. Проектные задания на
разработку сайтов

Информационное моделирование

12

5. Компьютерное информационное
моделирование (§ 16)

1

1

6. Моделирование зависимостей между
величинами (§ 17)

2

1

1 (Работа 3.1)

7. Модели статистического
прогнозирования (§ 18)

3

1

2 (Работа 3.2)

8.
Моделирование корреляционных зависимостей

(§ 19)

3

1

2 (Работа 3.4)

Тема
(раздел учебника)

Всего часов

Тео’ рия

Практика
(номер работы)

Информационные системы
и базы данных

20

1. Системный анализ

(§ 1–4)

4

2

2 (Работа 1.1)

2. Базы данных (§ 5–9)

10

5

5 (Работы 1.3,

1.4, 1.6, 1.7, 1.8)

Проект: «Системология»

2

Работа 1.2

Проект: «Разработка базы
данных»

4

Работа 1.5

Интернет

15

3. Организация и услуги

Интернета (§ 10–12)

6

2

4 (Работы 2.1–

2.4)

Продолжение
таблицы

Тема
(раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика (номер работы)

9. Модели оптимального планирования
(§ 20)

3

1

2 (Работа 3.6)

Проект для самостоятельного
выполнения

Работа 3.3. Проектные задания на
получение регрессионных зависимостей

Проект для самостоятельного
выполнения

Работа 3.5. Проектные задания по
теме «Корреляционные зависимости»

Проект для самостоятельного
выполнения

Работа 3.7. Проектные задания по
теме «Оптимальное планирование»

Социальная информатика

3

10. Информационное общество (§ 21,
22)

1

1

11. Информационное право и
безопасность (§ 23, 24)

2

2

Всего:

35 ч

Вариант 2

(2 ч в
неделю, резерв учебного времени 5 ч)

Окончание
таблицы

Тема
(раздел учебника)

Всего часов

Тео’ рия

Практика
(номер работы)

4. Основы сайтостроения

13–15)

5

2

3 (Работы 2.5–

2.7)

Проект: «Разработка
сайтов»

4

Информационное
моделирование

24

5. Компьютерное информационное
моделирование (§ 16)

2

2

6.
Моделирование зависимостей между величинами

(§ 17)

3

1

2 (Работа 3.1)

7. Модели статистического
прогнозирования (§ 18)

4

2

2 (Работа 3.2)

8.
Моделирование корреляционных зависимостей

(§ 19)

4

2

2 (Работа 3.4)

9. Модели оптимального
планирования (§ 20)

4

2

2 (Работа 3.6)

Проект: «Получение
регрессионных зависимостей»

2

Работа 3.3

Проект: «Корреляционные
зависимости»

2

Работа 3.5

Проект: «Оптимальное
планирование»

3

Работа 3.7

Социальная информатика

6

10. Информационное
общество (§ 21, 22)

1

1

11. Информационное право и
безопасность (§ 23, 24)

2

2

Проект: «Подготовка
реферата по социальной информатике»

3

Всего:

65 ч

Содержание и планируемые результаты

изучения
тем

Тема

Учащиеся

знают

умеют

Тема 1. Системный анализ

основные понятия системологии:
система, структура, системный эффект, подсистема; основные свойства систем;
что такое «системный подход» в науке и практике; модели систем: модель
«черного ящика», модель состава, структурная модель; использование графов для
описания структур систем

приводить примеры систем (в быту, в
природе, в науке и пр.); анализировать состав и структуру систем; различать
связи материальные и информационные

Тема 2. Базы данных

что такое база данных

(БД); основные понятия реляционных
БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; определение и назначение СУБД;
основы организации многотабличной БД; что такое схема БД;

что такое целостность данных; этапы
создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД; структуру команды
запроса на выборку данных из БД;

создавать
многотабличную БД средствами конкретной СУБД;

реализовывать простые
запросы на выборку данных в конструкторе запросов; реализовывать запросы со
сложными условиями выборки

Продолжение
таблицы

Тема

Учащиеся

знают

умеют

организацию запроса на выборку в
многотабличной БД; основные логические операции, используемые в запросах;
правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе
запросов

Тема 3. Организация и
услуги Интернета

назначение коммуникационных служб
Интернета; назначение информационных служб Интернета; что такое прикладные
протоколы; основные понятия WWW: веб-страница, веб-сервер, веб-сайт,
веб-браузер, HTTPпротокол, URL-адрес; что такое поисковый каталог:
организация, назначение; что такое поисковый указатель: организация,
назначение

работать с электронной
почтой; извлекать данные из файловых архивов; осуществлять поиск информации в
Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей

Тема 4. Основы
сайтостроения

какие существуют средства для
создания вебстраниц; в чем состоит проектирование веб-сайта; что значит
опубликовать веб-сайт

создать несложный
веб-сайт с помощью редактора сайтов

Продолжение
таблицы

Тема

Учащиеся

знают

умеют

Тема 5. Компьютерное
информационное моделирование

понятие модели; понятие
информационной модели; этапы построения компьютерной информационной модели

Тема 6. Моделирование
зависимостей между величинами

понятия: величина, имя величины, тип
величины, значение величины; что такое математическая модель; формы
представления зависимостей между величинами

с помощью электронных
таблиц получать табличную и графическую формы зависимостей между величинами

 Тема 7. Модели
статистического прогнозирования

для решения каких практических задач
используется статистика; что такое регрессионная модель; как происходит
прогнозирование по регрессионной модели

используя табличный процессор,
строить регрессионные модели заданных типов; осуществлять прогнозирование (восстановление
значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

Тема 8. Моделирование
корреляционных зависимостей

что такое корреляционная
зависимость; что такое коэффициент корреляции; какие существуют возможности у
табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

вычислять
коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного
процессора (функция КОРРЕЛ в MS

Excel)

Продолжение
таблицы

Тема

Учащиеся

знают

умеют

Тема 9 . Модели
оптимального планирования

что такое оптимальное планирование;
что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов; что
такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть
поставлены; в чем состоит задача линейного программирования для нахождения
оптимального плана; какие существуют возможности у табличного процессора для
решения задачи линейного программирования

решать задачу оптимального
планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых
показателей с помощью табличного процессора («Поиск решения» в MS Excel)

Тема 10. Информационное
общество

что такое информационные ресурсы
общества; из чего складывается рынок информационных ресурсов; что относится к
информационным услугам; в чем состоят основные черты информационного
общества; причины информационного кризиса и пути его преодоления;

Окончание
таблицы

Тема

Учащиеся

знают

умеют

какие изменения в быту, в сфере
образования будут происходить с формированием информационного общества

Тема 11. Информационное
право и безопасность

основные законодательные акты в
информационной сфере; суть Доктрины информационной безопасности Российской
Федерации

соблюдать основные
правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается
методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные
системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника инвариантно к типу ПК и
программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит
от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного
программного обеспечения.

В меньшей степени такая независимость присутствует в
практикуме. Задания практикума размещены в виде приложения к каждому из
учебников. Структура практикума соответствует структуре глав теоретической
части учебника.

Из 18 работ практикума для 10 класса непосредственную
ориентацию на тип ПК и ПО имеют лишь две работы: «Работа 2.3. Выбор
конфигурации компьютера» и «Работа 2.4. Настройка BIOS». Для выполнения
практических заданий по программированию может использоваться любой вариант
свободно распространяемой системы программирования на Паскале (Pascal ABC, Free
Pascal и др.).

Для выполнения практических заданий по информационным
технологиям в 11 классе может использоваться различное программное обеспечение:
свободное, из списка приобретаемых школами бесплатно, другое. В учебнике в
разделе, посвященном разработке сайтов, дается описание конструктора сайтов
KompoZer (свободное программное обеспечение). Непосредственно в практикуме
присутствует описание работы с реляционной СУБД LibreOffice Base, также
относящейся к свободно распространяемому программному обеспечению. В качестве
ПО для моделирования используется табличный про-

Программа 
для 10–11 классов. Базовый уровень

цессор Excel. При необходимости
задания этих двух разделов могут быть выполнены с использованием других
аналогичных программных средств: реляционной СУБД и табличного процессора.

При увеличении учебного плана
(более 70 ч) объем курса следует расширять прежде всего путем увеличения объема
практической части. Дополнительные задания для практикума следует брать из
соответствующих разделов задачникапрактикума по информатике [4].

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА

1.    Теоретический
материал курса имеет достаточно большой объем. При минимальном варианте
учебного плана (1 урок в неделю) времени для его освоения недостаточно, если
учитель будет пытаться подробно излагать все темы во время уроков. Для
разрешения этого противоречия необходимо активно использовать самостоятельную
работу учащихся. По многим темам курса учителю достаточно провести краткое
установочное занятие, после чего в качестве домашнего задания предложить
ученикам самостоятельно подробно изучить соответствующие параграфы учебника. В
качестве контрольных материалов следует использовать вопросы и задания,
расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение заданий
целесообразно оформлять письменно. Если ученик имеет возможность работать на
домашнем компьютере, ему можно рекомендовать использовать компьютер для
выполнения домашнего задания (оформлять тексты в текстовом редакторе,
производить расчеты с помощью электронных таблиц).

2.   
В некоторых практических работах распределение заданий между
учениками должно носить индивидуальный характер. В заданиях многих практических
работ произведена классификация по трем уровням сложности. Предлагать их
ученикам учитель должен выборочно. Обязательные для всех задания ориентированы
на репродуктивный уровень подготовки ученика (задания первого уровня). Задания
повышенной сложности позволяют достигать продуктивно-

Приложение 1

го уровня обученности (задания
второго уровня). Задания третьего уровня носят творческий (креативный)
характер. Практические задания теоретического содержания (измерение информации,
представление информации и др.) следует выполнять с использованием компьютера
(текстового редактора, электронных таблиц, пакета презентаций). Индивидуальные
задания по программированию обязательно должны выполняться на компьютере в
системе программирования на изучаемом языке. Желательно, чтобы на ПК в школьном
компьютерном классе каждый ученик имел свою индивидуальную папку, в которой
собираются все выполненные им задания и таким образом формируется его рабочий
архив.

3.    Обобщая
сказанное выше, отметим, что в 10–11 классах методика обучения информатике по
сравнению с методикой обучения в основной школе должна быть в большей степени
ориентирована на индивидуальный подход. Учителю следует стремиться к тому,
чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих
возможностей и интересов. С этой целью необходимо использовать резерв
самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также (при наличии такой
возможности) ресурс домашнего компьютера.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.    
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика:
учебник для 10 класса. Базовый уровень. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

2.    
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика:
учебник для 11 класса. Базовый уровень. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

3.     Семакин
И. Г., Хеннер Е. К
. Информатика. Базовый уровень. 10–11 классы:
методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

4.    
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2 ч. / Под ред. И. Г.
Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

НА БАЗОВОМ УРОВНЕ

Внеурочная деятельность — самая интересная часть школьной
жизни детей, которая всегда присутствовала в школе и влияла на мотивацию
изучения учебных предметов. Проводилась она в разных формах (кружки, клубы,
факультативы и пр.), и, что самое важное для учащегося, он сам выбирал, что ему
интересно, и занимался именно этой учебно-познавательной деятельностью по
собственному желанию. В настоящее время в соответствии с ФГОС новые
образовательные результаты определены с учетом внеурочной индивидуальной
учебной деятельности, поэтому такая деятельность становится обязательным
компонентом основной образовательной программы всех уровней общего образования.

Вопрос наилучшего сочетания изучаемого предмета с курсами по
выбору становится важным для определения индивидуальной траектории обучения.
Выбор необходимых курсов для изучения обеспечивается наличием программы курса и
учебных пособий, изданных аккредитованными издательствами.

Изучение курсов по выбору обучающихся нацелено на
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся. Сюда входят: развитие
личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и
ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования; углубление,
расширение и систематизация знаний в выбранной области научного знания или вида
деятельности. В соответствии с ФГОС для такого сложного предмета, как
информатика, внеурочная деятельность может быть организована по трем
направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное и
социальное.

Общеинтеллектуальное направление развития личности
интегрирует весь возможный потенциал образования и развития обучающихся. При
изучении информатики на базовом уровне рекомендуемые курсы по выбору должны
быть нацелены на формирование культуры исследования. Проектная и

Приложение 3

учебно-исследовательская деятельность
— наилучшая форма работы с обучающимися. Они научатся владеть инструментами
сбора, анализа, классификации и систематизации информации современными
средствами, проводить эксперимент и обрабатывать экспериментальные данные, грамотно
формулировать выводы и прогнозы.

Общекультурное и социальное направления развития
личности взаимосвязаны и в информатике могут быть реализованы через
исторические, творческие и профориентированные проектные работы. Важную роль
играют дискуссионные клубы, научные сообщества, клубы по интересам, где можно
представить свои проекты на обсуждение и общественную оценку.

Информатика в естественнонаучном или технологическом
профилях может быть представлена на базовом уровне (иногда расширенно —
по 2 ч в неделю). В связи с этим целесообразно использовать следующие курсы по
выбору: 1) «Информационные системы и модели»; 2) «Компьютерная графика».

В социально-экономическом профиле также можно
использовать предлагаемые курсы, но лучше частично — в виде тематического
модуля.

Универсальными для всех модулей
являются курсы:

1)  
«Беседы об информатике»;

2)   «Подготовка к
ЕГЭ по информатике».

Предлагаемые курсы по выбору обеспечены сетевой методической
поддержкой и следующими учебными пособиями.

1.     Семакин
И. Г., Хеннер Е. К.
Информационные системы и модели. Элективный курс :
учебное пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

2.     Семакин
И. Г., Хеннер Е. К
. Информационные системы и модели. Элективный курс : методическое
пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

3.     Семакин
И. Г., Хеннер Е. К.
Информационные системы и модели. Элективный курс :
практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

4.    
Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс :

практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний.

5.     Залогова
Л. А.
Компьютерная графика. Элективный курс : учебное пособие. — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.

6.     В.
Е. Гай
. Сборник задач по информатике. Углубленный уровень. — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.

7.     Л.
М. Дергачева
. Решение типовых экзаменационных задач по информатике :
учебное пособие, с диском. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

8.     Н.
Н. Самылкина и др
. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс : 
учебное пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Методическая
служба издательства

«БИНОМ.
Лаборатория знаний»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

КАК РАБОТАТЬ С ПОРТАЛОМ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА

ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕСУРСОВ (ФЦИОР)

Портал
Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) содержит
ресурсы, разработанные специально для поддержки освоения учебных предметов
школьниками и другими категориями учащихся как в ходе учебного процесса, так и
самостоятельно для расширения кругозора и углубления знаний (рис. 1, а).

Портал обеспечивает каталогизацию
электронных образовательных ресурсов и предоставление свободного доступа к ним
учеников и учителей. Ресурсы портала представляют собой законченные электронные
учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные.

Информационные модули содержат дополнительную
(углубленное изучение) и конкретизирующую (детализированное представление)
информацию по конкретным темам изучения учебных предметов. В каталогах портала
они обозначены буквой И.

Практические модули кроме информационного компонента
содержат вопросы и задания, связанные с практическим применением получаемых
знаний. В каталогах портала они обозначены буквой П.

Контрольные модули содержат наборы тестовых заданий,
которые можно использовать для самопроверки усвоения темы. В каталогах портала
они обозначены буквой К.

Каждый учебный модуль автономен и
представляет собой законченный интерактивный мультимедийный продукт, нацеленный
на решение определенной учебной задачи.

Для воспроизведения учебного
модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный
программный продукт — ОМС-плеер (проигрыватель, см. рис. 1, а).

Рис.
1

Приложение
4
                                                                                                             59

Портал предлагает два варианта ОМС-плеера — для Windows и
Linux. Для установки плеера на компьютер нужно скачать и запустить
соответствующий установочный файл непосредственно с главной страницы портала (http://fcior.edu.ru).

В ходе установки плеера компьютер
будет проверен на соответствие его программного обеспечения требованиям
ресурсов портала. Недостающие компоненты будут установлены автоматически из
Интернета. Также будет создана папка для последующего размещения в ней учебных
модулей (локальное хранилище).

Подготовив таким образом
компьютер, можно начинать знакомиться с рекомендованными ресурсами. Наиболее
быстро можно найти нужный модуль с помощью строки поиска по порталу (рис. 1, б).

Наберите в строке поиска с помощью клавиатуры полное
название модуля и нажмите кнопку Найти, как показано на рис. 1, б.

В качестве ответа на запрос будет сформирован список
модулей, наиболее отвечающих запросу (рис. 2).

Рис.
2

В нашем примере рекомендуемый информационный модуль —
второй в списке и помечен буквой И. Для того чтобы им воспользоваться,
нажмите ссылку «загрузить» (см. рис. 2).

В появившемся после этого запросе
нажмите кнопку Открыть (рис. 3, а). Через некоторое время,
необходимое для скачивания модуля, перед его открытием появится сообщение
ОМС-плеера (рис. 3, б).

Рис.
3

Приложение
4
                                                                                                             61

Для того чтобы модуль не только открылся, но и сохранился в
локальном хранилище компьютера, нажмите третью кнопку (см. рис. 3, б).
Дождитесь открытия модуля и далее следуйте его интерфейсу.

При повторном обращении к уже открывавшемуся модулю
подключение к Интернету не требуется. Модули будут открываться из локального
хранилища на вашем компьютере. Например, в Windows 7 для этого необходимо с
помощью кнопки Пуск войти в меню «Все программы», открыть группу RNMC,
далее OMS и запустить ОМС-плеер, как показано на рис. 4.

При запуске ОМС-плеер предложит
открыть пункт меню Модули. Ответьте Да, после чего загрузятся
заголовки всех модулей, помещенных в локальное хранилище (рис. 5).

Выберите нужный, запустите его
двойным щелчком мыши и работайте. Успехов!

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплект
«Информатика. 

10–11 классы. Базовый уровень»

(авторы Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.).
. . . . .3

Введение . .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .8

Общая .характеристика .и .цели
.изучения . .

информатики . .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .8

Описание .места .учебного
.предмета . .

в .учебном .плане . .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .11

Примерная рабочая программа .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .12

Планируемые .результаты .освоения
.

 .учебного .предмета .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .12 Личностные .результаты . .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .12

Метапредметные .результаты . . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .16

Предметные .результаты  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .19

Содержание . .учебного .предмета
.(описание .основных . . видов .учебной .деятельности .содержится .на .с .
.29–34 . .

и .с . .38–42 .(раздел
.«Содержание .и .планируемые .

результаты .изучения .тем»)) . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .24

Тематическое .планирование  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .26

10   .класс . .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .26

Вариант .1 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .26

Вариант .2 . . .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .27

Содержание .и .планируемые
.результаты .

изучения .тем . .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .29

11   .класс . .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .35

Вариант .1 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .35

Вариант .2 . . .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .36

Содержание .и .планируемые
.результаты .

изучения .тем . .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .38

                                                                                                                       Содержание

Приложение 1.  Описание
учебно-методического и материально-технического обеспечения

учебной деятельности . .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .43 Методические .рекомендации .к .изучению
.предмета . .  .  .  .  .44

Учебная .литература .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.45

Приложение 2.  Таблицы
соответствия учебников  И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера, Т. Ю. Шеиной 
«Информатика. Базовый уровень» для 10–11 классов  требованиям ФГОС среднего
общего  образования по аспекту формирования и развития  универсальных учебных
действий (УУД)
.  .  .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .46

Приложение 3. Использование
курсов по выбору при изучении информатики на базовом уровне
.  .  .  .  .  .  .  .  .54

Приложение 4. Как работать с
порталом 

Федерального центра
информационных 

образовательных ресурсов
(ФЦИОР)
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
.  .  .  .  .  .57

Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие - Семакин И.Г., Хеннер Е.К.

Методическое пособие входит в УМК по курсу «Информатика» (базовый уровень) для 10-11 классов наряду с учебниками для 10 и для 11 классов, включающими в себя практикум. В состав УМК также входит задачник-практикум в 2-х томах под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. УМК соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В пособии раскрывается концептуальное содержание учебного курса, описываются его содержательные и методические особенности, связанные с продолжением изучения информатики после 7-9 классов. Приводится тематический учебный план. Даются рекомендации по проведению уроков и практических заданий. Для учителей и методистов, использующих УМК авторов с целью преподавания общеобразовательного курса «Информатика» в средней школе на базовом уровне.

  • Рубрика: Дополнительно Информатика / 10 класс / 11 класс
  • Автор: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
  • Год: 2018
  • Для учеников: 10-ых — 11-ых классов
  • Язык учебника: Русский
  • Формат: PDF
  • Страниц: 112


Методические пособия

Среднее общее образование

Линия УМК М. Е. Фиошина, С. М. Юнусова. Информатика (10-11) (У)

Информатика

Линия УМК Фиошина-Юнусова. Информатика (10-11) (У)

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пениамин 10 ампул инструкция по применению цена отзывы
  • Сменить тариф билайн на телефоне бесплатно самостоятельно пошаговая инструкция
  • Руководства по ремонту москвич 412 скачать бесплатно
  • Метронидазол 400 мг инструкция по применению цена
  • Беродуал для ингаляций инструкция взрослым дозировка с физраствором по применению