Методическое обеспечение классного руководства

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ

I. Общие положения

В период социально-экономических преобразований в нашей стране воспитание детей и подростков приобретает особое значение для развития общества. Техникум является важным звеном в системе воспитания, усложнение социальной ситуации воспитания требует переосмысления педагогических и методических основ организационной работы техникума.

Классное руководство, как традиционное явление, также подвергается переосмыслению.

Гуманно-личностный подход, возрождая отечественную традицию воспитания, открывает новые пути и способы формирования содержания воспитания.

В числе первоочередных задач выдвигается формирование воспитательной системы техникума которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий обучение и воспитание. Необходимо создание воспитательной системы нового типа, основанной на глубоком изучении личности студента, индивидуальном подходе к нему на основе этого изучения, направленной на развитие личности с учётом интересов, на организацию взаимоотношений студентов друг с другом, с преподавателями, с окружающим миром.

Воспитательные функции в техникуме призваны выполнять все педагогические работники.

В студенческом коллективе воспитательную работу организует: классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа)

Классный руководитель — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и подростком в освоении культуры, накопленной человечеством, организую­щий отношения через разнообразные виды воспитывающей деятельности студенческого коллектива. Создающий условия для индивидуального самовыражения каждого студента и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов.

2. Назначение и задачи классного руководителя

Основное назначение классного руководителя обусловлено современной задачей, ставит перед собой общество, — максимальное развитие каждого подростка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.

Цель воспитательной деятельности классного руководителя:

Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищённости безопасности, эмоционального комфорта).

Основные задачи классного руководителя:

  • Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности студентов как источника социально приемлемого опыта жизни знамений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.

  • Организация социально ценных отношений и переживаний студентов в студенческом сообществе.

  • Создание студенческого коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого подростка.

  • Коррекция индивидуального развития студентов группы, способствующая

свободному и полному раскрытию всех способностей студента и их формированию совместно с семьёй.

Основные направления, виды и формы деятельности

Классный руководитель:

  • Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности подростка. Для этого:

  • изучает особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочув­ствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать студента, надо его знать;

  • изучает склонности, интересы, сферу дарований студента, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам и другое);

  • корректирует межличностные связи в группе, по мере сил гуманизируя отношения;

  • в индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает подростков (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению;

  • студентам помогает найти цели жизни, подводит к осознанному выбору профессии, ненавязчиво ориентирует на положительные образы и идеалы.

2. Осуществляет работу по развитию сплочённого студенческого коллектива:

  • помогает в организации групповой деятельности ребят: досуговых дел, тема­тических вечеров, трудовых акций и т. д. с целью гуманизации межличност­ных отношений;

  • участвует со студенческим коллективом в общетехникумовских мероприятиях, в совме­стных переживаниях воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи;

  • развивает и совершенствует самоуправление в группе, приучая к самоорга­низации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где необходимо — идти на компромисс;

  • готовит студентов к рыночным отношениям, вовлекает студенческую груп­пу в производственную деятельность, развивая навыки предприимчивости, хозяйственной смекалки и предпринимательства;

  • способствует формированию навыков самозащиты, изучает на классных часах во­просы прав человека, потребителя товаров, поощряет готовность подростков отстаивать справедливость, умение в рамках закона защищать себя и свой коллектив от гру­бости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было.

3. Осуществляет помощь студентам в учебной деятельности:

  • помогает отдельным студентам в преодолении учебных проблем на уроке .

  • при выполнении домашних заданий, консультирует родителей; поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе, помогает от­дельным студентам преодолеть непонимание и конфликты с педагогами; организует и участвует в малых педсоветах по учебным и психологическим проблемам студентов, при необходимости посещает уроки преподавателей, ведущих в группе;

  • способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных клубов и т.д.; содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образования и т. д.;

  • содействует получению дополнительного образования (развития) студентов через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в техникуме или по месту жительства.

4. Проводит родительские собрания (семинары). Даёт консультации. Привлекает

родителей к помощи техникуму.

5.Организует дежурство, при необходимости коллективную
уборку аудиторий, коридоров, корпусов техникума, мобилизует усилия подростков(и родителей) для ремонта техникума, ведёт установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и ин­формирует о ней родителей и администрацию техникума.

6. Принимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и
здоровья студентов во время их пребывания в техникуме. Немедленно сообщает адми­нистрации и родителям обо всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную опасность для студентов.

7. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических
совещаний, МО классных руководителей ,Совета профилактики правонарушений.

8.Осуществляет повышение своего профессионального уровня, своевременно
участвует в аттестации.

III. Функция и содержание работы классного руководителя

Основными функциями классного руководителя являются:

1. Аналитическая, которая диктует следующее содержание работы:

  1. Изучение индивидуальности студентов.

  2. Анализ и изучение характера развивающегося коллектива и личности.

  3. Анализ и оценка семейного воспитания каждого подростка.

1.4. Анализ и оценка уровня воспитанности индивидуума и коллектива.

1.5. Изучение уровня удовлетворённости коллектива, студентов и родителей ор­ганизацией воспитательного пространства в техникуме.

2. Организационно-координирующая, диктующая следующее содержание работы:

  1. Организация и стимулирование разнообразной деятельности подростков.

  2. Установление связи техникума и семьи.

  3. Работа с малым педколлективом.

  1. Индивидуальное воздействие на каждого студента и коллектив как субъект
    этой деятельности.

3. Коммуникативность, обязывающая классного руководителя:

  1. Регулировать межличностные отношения между студентами.

  2. Устанавливать оптимальные взаимоотношения преподаватель- студент, в случае конфликта студента с преподавателем не настраивать самого подростка и его родителей против преподавателя. Соблюдать преподавательскую этику; содейство­вать общему благоприятному психологическому климату в коллективе.

  3. Помогать студентам устанавливать отношения с социумом.

  1. Воспитательная.

  2. Проектирующая.

  3. Развивающая.

  4. Оценивающая.

  5. Охранно-защитная.

  6. Корректирующая.

10. Методическая.

IV. Формы работы классного руководителя со студентами

Классный руководитель является творцом интересных для подростков и разнообразных форм работы.

Приоритетными для современных студентов являются следующие формы:

  • дискуссионные;

  • игровые;

  • состязательные;

  • творческий труд;

  • художественное творчество;

  • ролевой тренинг;

  • психологические;

  • и другие, позволяющие подростку успешно познавать самого себя.

Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания конкретного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.

Работу воспитателя может облегчить специальная карточка так называемых воспитательных мероприятий, которую следует составлять по мере накопления опыта.

V. Полномочия классного руководителя

Классный руководитель имеет право:

  1. Получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье
    детей.

  2. Контролировать посещаемость учебных занятий студентами и его группы.

  3. Контролировать успеваемость каждого студента.

  4. Координировать работу преподавателей, оказывающих воспита­тельное влияние на его студентов через проведение педагогических конси­лиумов, малых педсоветов и других форм коррекции.

  1. Выносить на рассмотрение администрации и Совета техникума согласованные со студенческим коллективом предложения.

  2. Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в техникум по вопросам, связан­ным с обучением и воспитанием студентов.

  3. Отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания
    его работы, поручений.

  4. Определять свободно индивидуальный режим работы со студентами.

  5. Выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему пе­реподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и
    коллективных формах методической работы, через систему образования и
    выездную стажировку.

  6. Апеллировать к Совету техникума в случае несогласия с оценками администра­ции состояния воспитательной работы в студенческом коллективе, её результа­тов, уровня нравственного воспитания студентов.

  7. Участвовать в работе студенческих структур самоуправления: педсовета, совета техникума, профсоюзных и других общественных органов техникума.

  1. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании дея­тельности техникума, выступать с деловой, конструктивной критикой.

  2. Создавать собственные воспитательные программы, работать над созданием вос­питательной системы, творчески применять новые методы, формы и приёмы вос­питания, руководствуясь единственным принципом «не навреди».

  3. Защищать собственную честь и достоинство в студенческих органах самоуправле­ния и защиты, при невозможности, в исполнительных органах власти.

Классный руководитель обязан:

  1. Организовать воспитательный процесс в группе.

  2. Вовлекать студентов группы в систематическую деятельность студенческого
    сообщества, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами.

  3. Фиксировать психические и педагогические отклонения в развитии студентов, оповещать об этом родителей и администрацию и находить активные спо­собы педагогической коррекции.

  4. Оказывать помощь студенту в решении его острых проблем.

  5. Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной

работы:

  • психолого-педагогические карты на «трудных студентов»»;

  • классный журнал;

  • план воспитательной работы;

  • психолого-педагогический дневник;

  • программу воспитательной деятельности и др.

6. Изучать семейные и бытовые условия студентов, поддерживая тесный
контакт с родителями, оказывать родителям педагогическое содействие в вос­питании подростка.

Классный руководитель не имеет права:

  1. Унижать достоинство студента.

  2. Использовать оценку ( балл) для наказания студента.

  3. Злоупотреблять доверием студента и его родителей (законных представителей).

  4. Дискредитировать в глазах студента его семью, родителей, родственников.

Классный руководитель должен уметь:

  1. Общаться с подростками, поощряя их активность, ответственность, подавая
    собственный пример активности и ответственности.

  2. Видеть и формулировать свои воспитательные цели.

  3. Составить план воспитательной работы в группе, разработать программу вос­питательной деятельности по направлениям (гражданско-политическое, нравственное, физическое, экологическое и т.д.)Организовать групповую деятельность, взаимодействие студентов; про­вести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, класс­ный вечер и др.

  4. Анализировать собственную деятельность и её результат.

  5. Организовать и провести родительское собрание и другую работу с родителями.

  6. Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, вопросниками и кор­ректно использовать их в воспитательной работе.

VI. Классный руководитель должен знать:

  • педагогику, детскую, возрастную, социальную психологию;

  • школьную гигиену;

  • педагогическую этику;

  • теорию и методику воспитательной работы;

  • основы трудового законодательства;

  • нормативно-правовые акты Министерства образования и науки РФ и РК.

VII. В своей работе классный руководитель должен руководствоваться

законодательными актами РФ и РК, нормативными правовыми документами Министерства образования и науки РФ и Министерства образования и высшей школы РК:

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751).

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (с изменениями).

  • Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с изменениями).

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Фе­дерации» от 24.07.1998 № 124 (с изменениями).

  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с измене­ниями) (ст. 121, 122, 123).

  • Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреж­дениях общего образования (письмо МО РФ от 15.12.2002 № 30-51-914/16).

  • О реализации решения коллегии Минобразования России от 25.12.2001 № 19/2 (приказ МО РФ от 25.01.2002 № 193).

VIII. Критерии оценки работы классного руководителя

Основными критериями оценки работы классного руководителя является мера повышения уровня воспитанности студентов, их интеллектуальное, нравственное, эсте­тическое, правовое и гигиеническое, а также мировоззренческое развитие.

Критерием оценки служит и мера развития студенческого коллектива, педагогическое мастерство классного руководителя и его активная жизненная позиция в жизни техникума.

IX. Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать условия:

  • Материально-техническое обеспечение.

  • Административную поддержку и методическую помощь.

  • Систематическое научно-теоретическое осмысление проблемы классного ру­ководства.

Отчёт классного руководителя____ группа

по итогам организации воспитательной работы в классе в первом семестре 2009-2010 учебного года.

1. Методическое обеспечение воспитательного пространства:

  1. Наличие ВСГ (воспитательной системы группы) на перспективу: есть/нет

  2. Наличие плана воспитательной работы на 1-первый семестр: да/нет

на год: да/нет

  1. Наличие педагогического дневника: да/нет

  1. Наличие методической копилки материалов к родительским собраниям,
    классным вечерам и т.д.: да/нет

  1. Диагностика (общетехникумовская, на уровне группы, индивидуальная):

Название

Цель

Основные проблемы

Пути решения

1. «Уровень воспитания »

Выявление основных проблем семейного воспитания и опре­деление путей решения

2. Выполнение плана воспитательной работы:

Что было выполнено со­гласно плана ВР

Что из запланированно­го не было выполнено

Причины, по которым меро­приятия были не выполнены

2.1.Фиксируются ли цели и результаты воспитательных мероприятий, что уда-

лось, что — нет: да/нет

  1. День и время проведения классных часов:______________________________

  2. Наличие тематического планирования классных часов на год : да /нет
    3. Участие в общетехникумовских и внеклассных мероприятиях:

Название мероприятий

Степень и результат участия

4. Организация работы с родителями:

  1. Наличие родительского комитета: да/нет

  2. Работа родительского комитета:______________________________________

4.3. Проведение родительских лекториев:

Тема

Посещаемость %

Ведутся ли протоколы (да, нет)

4.4.Посещение семей на дому:

  • Количество посещений за семестр______________________________________

  • Фиксация фактов и результатов посещений: да/нет.

4.5.Организация совместных с родителями досуговых мероприятий:____________

_______________________________________________________________________

5. Организация индивидуальной работы по изучению и коррекции личности и
поведения студентов:

  1. Наличие соцпаспорта группы да /нет.

  2. Ведение карт индивидуального сопровождения студентов, состоящих на
    внутригрупповом и внутритехникумовском контроле: да/нет

  3. Формы индивидуальной работы: (нужное подчеркнуть): беседы, тренинги,
    тестирование, привлечение психолога, ,привлечение администрации, привлечение родителей, привлечение подростка в кружки и секции.

6. Сотрудничество со службой воспитания и профилактики.

7.Взаимодействие с городскими субъектами профилактики и воспитания (библиотеки, ГДДТ, ППДН ОВД г. Бодайбо и т.д.)

Название организации

Мероприятия

8. Достигнутые успехи в работе с группой (какие проблемы удалось решить)

9. Основные проблемы группы (на основе диагностик, наблюдения, посещении семей, текущей работы, мероприятии), которые не удалось решить и которые перешли на следующий семестр (год)

Заместитель директора по ВР М.В.Гнатюк

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Кодекс классного руководителя

Помни: во взаимодействии и взаимоотношениях со студентами должно быть меньше формализма, но больше человеческого общения.

  • Относитесь к студентам по-человечески, доброжелательно

  • Никогда не унижай, не оскорбляй подростков — свое негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре; подростки в большинстве своем очень ранимы и самолюбивы, поэтому неприятный разговор для него лучше отложить. до индивидуальной беседы, в ходе которой надо дать понять подростку, что, несмотря на случившееся, в него верят, надеются на него.

  • Начиная работу со студенческой группой, постарайся, как можно больше узнать о каждом студенте и о группе в целом, а затем постоянно интересуйся жизнью студентов, и их проблемами.

  • Старайся как можно больше времени проводить с группой: бывать со студентами на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, ходить с ними в похо­ды, просто разговаривать. Это дает возможность получить подробную ин­формацию о студентах, сплачивает группу и, что немаловажно, помо­гает создать теплые, доверительные отношения между студентом и классным руководителем.

  • Стремись понять расстановку сил в своей студенческой группе, определи микрогруппы, выясни, кто является лидером. Если в группе есть лидер, который, очевидно, оказывает негативное влияние на группу, то не стоит вступать с этим лидером в борьбу, а лучше постараться повернуть его лицом к себе, перетянуть его на свою сторону, сделать его своим единомышленником.

  • Работай со сложными (в поведении) подростками в активном сотрудничестве с ними и с их родителями.

  • Старайся отталкиваться от положительных черт характера конкретного подростка, отмечай успехи и положительные сдвиги в учебе, в организован­ности, в каком-либо деле. Особо отмечай индивидуальные достижения подростка, формируя у него уверенность в своих силах и знаниях. Всегда знай что твои поддержка и одобрение — есть выражение веры в силы студента.

  • Не бери на себя больше, чем ты в состоянии сделать.

  • Поощряй самостоятельность с умом, учи студентов этой самостоятельности.

Учись сомневаться в себе, все время задавай себе вопрос: «Почему я так уверен/уверена, что он/она должен/должна быть похож/похожа на меня? «У него/нее своя дорога, формирующуюся личность надо уважать, а не давить». Не позволяй ребятам приспосабливаться к требованиям, давай больше свободы, «воздуха».

  • Будь гибким в отношениях со студентами, умей определить, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышай голос никогда (потом всё-равно будет стыдно). Старайся все замечания делать с юмором.

  • Стремись быть справедливым ко всем и во всем, никогда не доводи ситуацию до конфликта.

  • Люби каждого своего подопечного так, чтобы радоваться его успехам, разделять его огорчения и верить в будущее. Если не можешь полюбить, то хотя бы посочувствуй; в то же время не влюбляй в себя студентов — пожалеешь.

  • Развивай в своих подопечных чувство благодарности, тогда через некоторое время они тебе будут благодарны.

Имей в виду: главное — не воспитывать подростков, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к подросткам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Помни: студенты, не нашедшие подтверждения своих способностей обучению хотя бы но одному предмету, теряют интерес к техникуму вообще.

Уделяй серьезное внимание учебной работе группе:

  • Наладь хорошие отношения с преподавателями, работающими в группе , стремись к максимальному единству взглядов внутри малого педсовета.

  • По его итогам можно провести индивидуальную беседу со студентом , посетить урок по определенному предмету, позвонить родителям с целью выработки наилучшего способа решения проблемы.

  • Осторожно оценивай неудачи студента, ведь он и сам болезненно к ним относится, и имей в виду, что подросток не должен уходить из техникума обиженным на преподавателя.

  • Веди повседневный контроль над посещаемостью и справками, заведи от­дельный конверт для справок и записок от родителей.

  • Научись своевременно и четко заполнять журнал.

  • Чаще бывай на уроках других преподавателей в своей группе, наблюдай на раз­личных уроках за студентами, вырабатывай навыки ответственности и само­стоятельности у подростков с первого дня, веди строгий контроль над дежурст­вом по техникуму и добивайся от всех выполнения обязанностей.

Имей в виду: лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педаго­гику успеха — она дает хорошие результаты.

Помни: силы и время, потраченные на организацию насыщенной студенческой жизни, на культурное развитие студентов , никогда не будут потрачены на­прасно.

  • Старайся, не жалея сил, организовать как можно больше внеклассных ме­роприятий: посещений театров, просмотров кинофильмов с их обсуждени­ем, экскурсий, походов, поездок.

  • Говори со студентами обо всем, что вызывает удивление, тренирует память, развивает аналитический склад ума, вызывает желание повторить или придумать что-то подобное.

  • Не избегай игры (она должна быть обязательным элементом в работе), но при этом помни, что у нее должны быть начало и конец, а желательно — и скром­ное награждение победителей, но при этом не должно быть обиженных.

  • Не отказывайся от проведения классного часа, хотя бы ради возможности обсудить текущие проблемы и поговорить с подростками об интересующих их проблемах, будь постоянно готовым к этому, стремись ориентировать­ся в текущей ситуации в политике, в спорте, в искусстве, будь готов к дис­куссиям и оценкам.

  • Постарайся обязательно найти какое-то общее дело, продолжительное по времени подготовки: это сплачивает коллектив и развивает инициативу.

  • Стремись создавать традиции, в том числе традицию празднования дня рождения студенческой группы с выездом за город, но при этом имей в виду, что любое традиционное дело надо тщательно готовить.

  • Привлекай студентов группы не только к участию в техникумовских делах, но и к созданию собственного микроклимата.

  • Работай в тесном содружестве с другими классными руководителями : это экономит время, позволяет помогать друг другу и делает жизнь студентов интереснее.

  • Старайся задействовать всех подростков во внеурочной работе, дай возмож­ность каждому проявить себя.

Имей в виду: главное — найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь своих подопечных , тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе — интересно с ними.

Помни: родитель подростка не твой студент, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.

  • Стремись к тесной, деловой связи с родителями.

  • Активно привлекай родителей к воспитательной работе с подростками , опирай­ся на их помощь.

  • На первом родительском собрании определи для родителей дела на весь год — и сразу увидишь, на кого можно опереться, а кто будет всегда в сто­роне.

  • На общих родительских собраниях говори о планах, проблемах всей группы , а не некоторых студентов.

  • Старайся постепенно создать работоспособный родительский комитет, это очень помогает в решении практически всех вопросов жизни группы.

Никогда не говори родителю, что его ребенок плохой, не ругай подростка в присутствии других

  • родителей, тем более на родительских собраниях.

  • Будь открытым всем, но не вступай с родителями в дружеские близкие от­ношения.

  • Не старайся угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в тебе нет принципиальности, твердости характера.

Помни: Твои подопечные- твое отражение — старайся постоянно работать над собой.

  • Постарайся быть авторитетом в своей профессиональной деятельности — это закрепит твое право оценивать, подсказывать выходы из разных си­туаций, советовать.

  • Не становись для своих студентом идолом, олицетворением лозунга «Учи­тель всегда прав!». Это далеко не всегда так. Будь человеком, а если полу­чится, то человеком с большой буквы.

  • Не стесняйся признаваться в собственных ошибках, просчетах, умей ана­лизировать их и делать выводы. Умение собственные ошибки анализиро­вать, признавать и исправлять станет хорошим «учебным пособием» для подростков. Не стесняйся учиться. Учеба — это освоение неизвестного, непознанного, поэтому не бойся действовать и совершать ошибки. Учись думать, беседовать, прислушиваться к мнению другого, следовать хоро­шим, добрым советам.

  • Тщательно продумай принципы своей воспитательной работы и старайся следовать им. К принципам можно отнести следующие:

  • быть честным с подопечными;

  • быть добрым, но не добреньким, не заигрывать с подростками;

  • быть требовательным и справедливым, объяснять студентам свои требова­ния;

  • быть оптимистом, стараться ставить себя на место подростков и сопережи­вать им;

  • быть заинтересованным в студентах и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;

  • быть последовательным и объективным;

  • быть артистом в своей профессии, владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально;

  • быть самим собой, работать без профессиональной маски, оставаясь в ладу со своими чувствами, сочетая искренность с требовательностью и добротой;

  • быть активным и инициативным, заинтересованным в своей работе;

  • быть примером пытливости и знаний, искать новое , критически осмыс­ливать свою работу, не останавливаться и идти вперед;

  • не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, все­гда исполнять;

  • не торопиться, поскольку воспитывается Личность: быстро ее можно только сломать и далее «творить по образу и подобию своему», на что у одного человека в отношении другого права нет;

  • не ждать от студентов благодарности, уметь прощать и забывать, ведь подросток еще изменится, а учитель нет, уметь начинать все сначала, уметь смеяться над своими собственными ошибками, признаваться в своих; слабостях.

Имей в виду: главное не ждать прямых актов благодарности — тогда не будет разочарований.

Предостережения:

  • Не давай оценок студентам, наблюдая их только в учебном процессе: ,

  • Не бойся быть простым и человечным, однако сохраняй дистанцию между собой и студентами — установить ее снова будет гораздо труднее.

  • Не играй роль небожителя — у тебя тоже есть недостатки, твое преимущество лишь в том; что ты знаешь, как их преодолеть, и стремишься к этому.

  • Не планируй мероприятия, которые подросткам не под силу (умственно или физически).

  • Не будь чрезмерно активным — иногда студентам надо дать отдохнуть от ме­роприятий.

  • Не старайся сделать все без помощи родителей, иначе потом все оставшееся время будешь делать это один.

  • Не позволяй нелестных отзывов о своих коллегах при родителях.

  • Не отчаивайся, если тебе кажется, что твои усилия напрасны, не жди прямых и скорых результатов.

  • Не забывай на открытых мероприятиях или выпускных вечерах напоми­нать родителям и студентам о тех преподавателях, которые их учили раньше, — это оценят и студенты, и родители, и коллеги.

Помни, что дети не только наше будущее, но и наше прошлое. Почаще вспоминай, каким ты был в детстве — это поможет лучше понять ребенка.

Имей в виду: главное — сохранять молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя сча­стливая профессиональная карьера.

Заповеди педагогического общения

1. Помни: педагогический процесс основывается на наших отношениях с подростками, именно они — отношения — первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому нашему «педагогическому движению» неповторимый личност­ный смысл, окрашивают любое Наше педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которой никогда не достигнуть тайников детской души. Посто­янно думай над своими взаимоотношениями с подростками, стремись целенаправленно выстраивать их.

2. Организуй общение со своими подопечными, стремись точно ориентировать свою речь на конкретного студента или на группу студентов. Помни — это так же важно, отобрать верные методы обучения и воспитания.

3. При организации общении с подростками не исходи только из педагогических целей и задач. Такая организация общения невольно замкнет тебя на твоих педагогических заботах, из которых незаметно для тебя ускользнет живой ребенок с интересами и чаяниями. Строй отношения с подростками не «от себя», а «от них», тогда ученик будет попадать в радиус твоего педагогического видения.

  1. Вступая в контакт со студентами, не организуй с ними общения «по вертикали», сверху вниз. Помни, что даже малыш стремится отстаивать собственную самостоятельность и значительность во взаимоотношениях. Диплом учителя автоматически не дает тебе права быть ведущим во взаимоотношениях с подростками, великое педагогическое право надо завоевать не столько официальным педагогическим статусом, сколько твоей, по словам Макаренко, «прекрасной личностью».

  2. Стремись постоянно ощущать психологическую атмосферу в учебной группе:
    без этого продуктивный педагогический процесс невозможен. Формируй у себя навыки этого «психологического камертона», который подскажет тебе наиболее точные психологические ходы к личности студента. Умей наблюдать за подростками, принимать выражение их глаз, мимику, экспрессию. Обращай внимание на все детали их поведения, настроения. Будь пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение в группе.

  3. Учись видеть себя как бы со стороны, глазами ребят. Для этого:

  • чаще анализируй свою деятельность;

  • стремись поставить себя на место студента;

  • посещай уроки коллег, сравнивай себя с ними;

  • честно признавай свои ошибки;

  • чаще организуй контакты с подростками в свободное от занятий время.

  1. Умей слушать подростков. Старайся выслушать до конца, даже если студент, на твой взгляд, говорит неверно. Это важнейший показатель твоего отношения к личности подростка.

  2. В процессе твоего общения с подростками могут возникать разнообразные конфликты. Всегда помни: конфликт может быть следствием твоей педагогической неграмотности, и тогда он вреден, его надо срочно нейтрализовать. Ты имеешь профессионального права обижаться на детей — в этом тоже своеобразие педагогического общения.

  3. Если в процессе общения с подростками у тебя возникает с ними спор. постарайся организовать его в форме взаимного обмена мнениями, не обижай оппонентов, не задевай недостатков их характера.

  1. Стремись преодолевать негативные установки по отношению к некоторым студентам: это мешает не только твоим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе.

Помни, что голая критика подростков бесполезна. Она не содержит преобразующего, конструктивного начала и не передает студенту твоего личностного позитивного отношения к нему. Такая критика неизбежно ставит студента в позицию обороняющегося, а зачастую ведет к формированию заниженной самооценки. В общении со студентами элемент критики не должен быть доминирующим, иначе теряется дружественность, разрушается общее взаимодействие, становятся

  1. невозможными деловые и межличностные отношения.

  1. Чаще улыбайся. Улыбка учителя создает общий благоприятный психологический настрой: располагает подростков к общению, вызывает стремление к работе.

  2. Помни, что людей всегда волнует их личность — твое отношение к ней, понимание, уважение. Подростки хотят, чтобы их воспринимали именно как лич­ностей, этим объясняется их стремление к самоутверждению, к самореализации. В твоем общении с подростками всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности , и они должны это ощущать.

  3. Студенты должны знать, как ты к ним относишься. Доброжелательное отношение к студентам самым существенным образом влияет на восприятие им твоего поведения и работы. Твои оценки за ответ, твои критические замечания у пожелания всегда воспринимаются ими в контексте твоего отношения к ним. Учись передавать свое отношение к подросткам.

Общие требования к профессионализму

классного руководителя

Классный руководитель:

  • владеет основами знаний по общей психологии;

  • умеет проектировать систему работы по основным направлениям воспи­тания;

  • знает принципы, содержание, методы, средства и формы организации воспитательного процесса;

  • имеет целостные представления о процессах и явлениях, происходящих в студенческой группе;

  • понимает сущность и социальную значимость своей педагогической деятельности в деле формирования личности выпускника;

  • умеет рационально и эффективно организовать свою работу и деятельность группы, в том числе планировать, анализировать результаты, взаимо­действовать с коллегами;

  • психологически готов к выполнению своей профессиональной деятельности;

  • готов к самостоятельному овладению педагогическими знаниями в облас­ти психолого-педагогической деятельности.

Функциональные обязанности

классного руководителя

  1. Ведение классной документации.

  1. Проведение родительских собраний (1 раз в семестр):

  2. Проведение классных часов (1 раз в неделю).

  3. Организация экскурсий, посещение театров по выбранной тематике (1 раз в семестр).

    1. Индивидуальная работа со студентами (на основе изучения их личности)

  1. Индивидуальная работа с родителями.

  2. Индивидуальная работа с «трудными» студентами

  1. Посещение заседаний методического объединения классных руководителей (1 раз в месяц).

  2. Организация участия студентов в общетехникумовских мероприятиях

  3. Организация студенческой группой и проведение общетехникумовского мероприятия по общему плану воспитательной работы техникума.

  4. Проведение еженедельной пятиминутки (орг. вопросы и правила поведения)

  5. Подготовка необходимой информации о студентах группы.

  6. Организация дежурства по техникуму, генеральных уборок (4 раза в год).

  7. Работа с преподавателями-предметниками (посещение уроков, малых педсоветов и т.д.)

  1. Проведение анализа развития классного коллектива (2 раза в год).

  2. Наблюдение за внешним видом студентов, за чистотой их одежды.

  1. Посещение студентов на дому.

  2. Сбор документации, необходимой для поддержки малообеспеченных многодетных семей (заявлений родителей, актов обследования, справок о составе семьи), и передача ее ответственному по всеобучу 2 раза в год (сентябрь, январь).

  3. Охрана жизни и здоровья студентов во время учебных занятий, внутригрупповых и общетехникумовских мероприятий.

Памятка классному руководителю по организации экскурсионной работы

Экскурсионная работа — совершенно необходимая педагогическая деятельность, решающая как учебные, так и воспитательные задачи. Экскурсии:

  • разнообразят формы обучения,

  • углубляют знания студентов, расширяют их кругозор,

  • воспитывают интерес ко всему новому,

  • развивают стремление детей к активной познавательной деятельности,

  • позволяют значительно углубить и сделать более прочным усвоение материала, изучаемого на уроках,

  • воспитывают любовь к Отечеству, интерес к его прошлому, позволяют студенту ощутить себя причастным к истории культуры,

  • способствуют развитию эстетического начала в человеке,

  • способствуют формированию и сплочению студенческого коллектива, обучают подростков самостоятельности, умению жить без родителей, подчинять свои интересы интересам других,

  • обучают студентов умению вести себя корректно в беседе с лектором: одноклассниками, с классным руководителем одним словом, способствуют нравственному обогащению студентов,

  • способствуют развитию личности каждого студента.

  • Экскурсионная работа — важнейшая часть деятельности классного руководи­теля.

При организации экскурсионной работы необходимо иметь в виду следующее:

  • следует составить перспективный план проведения экскурсий, опираясь на предложенную программу экскурсий, разработанную для студентов нашего техникума;

  • учитывать, что , в городе Бодайбо нет многообразия культурных заведений. Существует один музей им. Верещагина, городская библиотека. И поэтому надо стремиться к тому, чтобы студент, оканчивая техникум, хорошо знал историю нашего города и района. Приглашая студентов на экскурсию, необходимо провести предварительную работу:

  • рассказать студентам о предмете экскурсии, расширить их знания но теме экскурсии;

  • поставить вопросы, на которые необходимо найти ответы во время экскурсии;

  • желательно предложить студентам вести постоянный дневник экскурсии;

  • побеседовать со студентами о правилах общения, о правилах поведения на экскурсии;

  • провести беседу по технике безопасности;

  • подготовить и оформить приказ на проведение экскурсии.

После проведения экскурсии также необходимо провести определенную, работу:

  • обсудить впечатления (что понравилось, что не понравилось);

  • оценить поведение студентов во время экскурсии, при необходимости сделать корректные замечания;

  • заслушать ответы на вопросы, которые были поставлены перед экскурсией;

  • организовать творческую работу (эссе, сочинения, доклады, сообщения другие творческие работы, выпуск тематических газет).

Однако при оценке этой работы необходимо соблюдать тактичность и объективность, чтобы не обидеть студентов и не отбить у них желание принимать участие в экскурсиях в будущем.

Соблюдение данных рекомендаций будет способствовать повышению эффективности экскурсионной работы и преодолению формализма при ее организации

Памятка классного руководителя по работе с родителями

Классный руководитель при общении с родителями должен соблюдать определенные правила:

  1. К родителям каждого студента нужно проявлять искреннее уважение.

  2. Общение с родителями студента должно быть не во вред ему, а во благо.

  1. Изучение семей студентов должно быть тактичным и объективным.

  2. Изучение семей студентов должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье студента:

  • общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих;

  • жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;

  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к техникуму и к жизни подростка в студенческом коллективе;

  • уровень педагогической культуры родителей;

  • авторитетность семьи в глазах подростка;

  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на подростка

  • семейные традиции, обычаи и ритуалы;

• положение подростка в семье;

• воспитательные возможности семьи.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • деловые игры;

  • тренинги;

  • материалы студенческого творчества;

  • интерактивные игры.

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать родительские собрания не приходят на встречи с классным руководителем. Классному руководителю следует помнить, что родительские собрания — это, прежде всего обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.

А родители должны запомнить одну истину: «Воспитание подростков в семье обучение их умению быть без родителей».

Воспитательная функция семьи очень важна. Согласитесь, подросток, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует уклад семьи. Воспитательная функция имеет три аспекта:

  • формирование мотивационно-ценностной сферы подростка (отношения к людям, к делу, к себе и т. д.);

  • формирование IQ-сферы подростка(способностей, знаний и т. д.);

  • формирование эмоционально-волевой сферы подростка.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детстко-родительских отношений связано с экономическим и политическим кризисом, приведшим к тому, что родители больше внимания уделяют материальному благополучию и меньше времени уделяют важнейшему процессу в семье — общению. Отсюда вывод: техникум обязан содействовать развитию семьи.

Работу с родителями можно разделить на две части:

  • работа со всеми родителями студенческой группы в рамках родительских собраний;

  • работа с группами родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений связанно в первую очередь конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребенок.

Формы работы с семьей:

  • родительские университеты;

  • конференции;

  • индивидуальные и тематические консультации;

  • родительские собрания;

  • тренинги;

  • создание клубов выходного дня;

  • родительские клубы по интересам;

  • дни творчества подростков и родителей;

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • организация помощи родителей в подготовке и проведении внеклассных дел, укреплении материально-технической базы техникума и студенческой группы;

  • организация родительского общественного патрулирования; организация шефской помощи

  • организация участия родителей в работе родительского комитета;

  • организация участия в работе общественного совета содействия семье и техникуму.

Поскольку родители являются социальными заказчиками техникума, они должны активно участвовать в организации учебно-воспитательного процесса в техникуме. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов, на пример, связанных с профессиями, миром интересов и увлечений, предприятиями и др. Родители могут привлекаться к работе в жюри всевозможных конкурсов. При этом классный руководитель не должен забывать и о поощрении родителей, это могут быть грамоты, благодарственные письма, медали, шутливые ордена.

Требования к организации работы с родителями.

  1. Тренинги имеет право проводить только специалист, имеющий для этого разрешение.

  2. Консультации проводятся только по запросам родителей или студента.

  3. Проблема рассматривается с разных позиций: студента, родителя, классного руководителя.

  4. В ходе разговора надо дать возможность всем высказать свое мнение.

  5. Классный руководитель должен быть компетентным в решаемой проблеме.

  6. Разговор должен проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

  7. Сначала надо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в подростке, и только потом говорить о проблемах.

  8. Неуместно сравнивать детей друг с другом, можно только сравнивать подростка с самим собой.

  9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.

  10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонними людьми

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ К НАЧАЛУ

УЧЕБНОГО ГОДА

Памятка к началу учебного года

1. Ваша группа отвечает за санитарное состояние кабинета №

(кабинет убирается ежедневно, генеральная уборка — 1 раз в месяц)

2.Ваша группа дежурит по техникуму по графику дежурств____________________________________________________________

  1. Ваша группа отвечает за подготовку и проведение мероприятия ________________________________________________________

  2. Ваша группа имеет следующее задание_______________________________________________________________

  1. Ваш группа имеет следующее задание к традиционным мероприятиям_________________________________________________________

  2. В течение года ваша группа может принять участие в следующих обще­техникумовских делах:

Декада первокурсника

7-17 сентября

Новогодний праздник

28 декабря

Туристический слет

Сентябрь

День защитника Отечества

22февраля апреля

День учителя

5 октября

8-е марта

1-7марта

Акция милосердия

1 ноября

Ленский расстрел

17 апреля

День студента

17 ноября

Субботник

27ап-8 мая

Дискотека

17 ноября

День Победы

1-9 мая

«В борьбе со СПИДом

1 декабря

Последний звонок, выпускной

Апр-июнь

Примечание: рекомендуем разделить студенческую группу на творческие группы и распределить между ними ответственность за подготовку группы к каждому из дел.

Памятка по форме составления плана работы со студенческим коллективом

Большинство классных руководителей ведет тетрадь классного руководителя, которую вписывают в план. Предлагаем вам форму такого планирования на этот год

Схема планирования в тетради

  1. Анализ работы за прошедший год.

  2. Характеристика группы на 1-е сентября. .

  1. Задачи воспитывающей деятельности на данный учебный год.

  2. .Разделы плана:

  • Организация учебной деятельности преподавателями, преподающими в группе.

  • Участие в общетехникумовских делах.

  • Классные часы и классные собрания.

  • Другие дела группы

  • Турпоходы, дальние поездки, экскурсии.

  • Работа с активом группы

  • Работа с родителями.

  • Индивидуальная работа со студентами.

5.Итоги работы, анализ работы за прошедший год, задачи па следующий год.

Примечание 1. Каждый раздел плана пишется с новой страницы, между разделами пропускаются одна, две страницы. Для добавления в течение года.

Примечание 2. После составления такого плана классный руководитель приходит на собеседование с заместителем директора по воспитательной работе

Памятка классному руководителю по проведению первого классного часа.

Дорогой коллега!

Поздравляю Вас с новым учебным годом и желаю успехов и удачи во всех направлениях Вашей педагогической деятельности.

1-го сентября на первом уроке в прикрепленном к Вашей группе кабинету, состоится классный час по теме «Россия — Родина моя».

. На этом классном часе предстоит рассказать подросткам о Родине, о государственных символах России. Мы уверены, что Вы подготовите и проведете этот классный час интересно для Ваших подопечных.

Наше напоминание предназначено, прежде всего, тем классным руководителям, которые начинают свою работу впервые или после перерыва. И это только рекомендации.

Итак, вы встретились со своей студенческой группой впервые. Прежде всего давайте поздравим наших студентов с началом нового учебного года. Затем было бы хорошо представиться, т. е. рассказать немного о себе, о своих интересах и увлечениях, о том как вы предполагаете построить работу с классом. Вам бы хотелось ближе познакомиться с каждым (если это новая для вас группа) или узнать с какими предложениями по организации внеучебной жизни они пришли в техникум. Скажите об этом и пообещайте, что вы сделайте это в ближайшее время: на классном часе, индивидуальных беседах и т.п. Ведь для Вас и для Ваших студентов важно сотрудничество и творчество. Не стесняйтесь об этом сказать подросткам. В то же время обязательно подчеркните, что главное для Вас и для них — это учеба. Надо учиться не только добросовестно, но и с интересом. На это вступительное слово у Вас уйдет примерно 15 минут.

Следующие 15 минут надо отвести информации об учебных предметах. Какие новые предметы будут в этом году, какие новые преподаватели.

Третья часть классного часа — организационная (также 15 минут). Здесь мы просто перечислим вопросы, которые надо решить или обсудить. Как, в какой последовательности, в какой форме — Вы решите сами. Только убедительно Вас просим: не начинать с этого, а сохранить ту последовательность, которую мы предложили. Итак, пожалуйста, не забудьте:

  • проверить по списку — кого нет в классе, а после классного часа, до сове­щания у директора, постарайтесь выяснить причину отсутствия;

  • выбрать старшего дежурного на первый семестр (запишите его телефон и на совещании у директора сообщите эти сведения);

  • четко объяснить студентам порядок входа в техникум: приходить на занятия не позднее 8.20, обязательно предъявлять студенческий билет, не пользоваться сотовой связью во время уроков и т.д. Желаем Вам успеха на первом классном часе. Пусть он принесет удовлетворение Вам и радость студент

Памятка по проведению

первого родительского собрания

  1. Не забудьте оповестить родителей о родительском собрании заранее. В случае, если родители не могут присутствовать на собрании, им необхо­димо заранее сообщить об этом классному руководителю. Явка родителей на собрание — знак уважения к техникуму, к классному руководителю.

  2. Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед студенческим коллективом на данный учебный год, о задачах и целях техникума.

  1. Посоветуйтесь с родителями, какие они хотели бы поднять вопросы на ро­дительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.

  2. Познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе , обяза­тельно с традиционными. Расскажите о конкретных делах на I семестр. Договоритесь о помощи.

5.Сообщите родителям режим работы техникума, время, отведенное для классного часа.

  1. Расскажите родителям о том, какие курсы по выбору, объединения дополнительного образования, секции будут работать в техникуме для студентов

  2. Обязательно решите на родительском собрании следующие организационные вопросы:

  • о том, чтобы не было опозданий на первый урок;

  • о режиме работы техникума (в первую очередь обратить внимание дни открытых дверей для родителей и на родительские собрания, также на сроки окончания семестров и каникул);

  • о деньгах на проездные билеты;

  1. Не забудьте избрать родительский комитет в составе трех человек, в том числе председателя, фамилию, имя, отчество и телефон которого необходимо сообщить до 20 сентября замдиректора по воспитательной работе.

  2. В заключение обсудите с родителями вопрос об участии группы в туристическом слете … сентября.

Обязательно после собрания свяжитесь с родителями, не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск родительского собрания без внимания, ибо непосещение собрания — это проявление неуважения родителей к классному руководителю и к техникуму.

Социальный паспорт группы

Социальная группа

Кол-во

примечания

1 Дети-сироты

2 Семьи без матери

3 Семьи без отца

4. группа риска: а) на учете в идн, б) на внутритехникумовском контроле

5 Дети-инвалиды в семье

6 Тяжелобольные люди в семье

7 Дети, страдающие физическими недостатками

  1. Неблагополучные семьи: а) родители пьют, б) родители не оказывают должного внимания детям, в) родители не справляются с воспитанием ребенка, г) родители состоят на учете в милиции

9. Родители-инвалиды

10. Малообеспеченные семьи

11. Кому необходима материальная помощь

12. Многодетные семьи

13. Родители с высшим образованием

14.Родители с образованием средним и специальным

Зам. директора по ВР М.В.Гнатюк

Классный руководитель

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ К ОКОНЧАНИЮ

УЧЕБНОГО ГОДА

Ф.И

Закончил год

на «4» и «5»

Закончил год с одной «3»

Уровень воспитанности

Рекомендуем объявить благодарность за успехи в учебе

Рекомендуем объявить благодарность за общественную работ

Рекомендуем объявить благодарность за помощь техникуму

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Уровень воспитанности студентов техникума

Уважаемый классный руководитель!

Традиционно в конце учебного года мы проводим оценку уровня воспитан­ности студентов, а затем сопоставляем ее с итогами прошлого года. Мы понимаем что, во-первых, данная оценка приблизительна, а во-вторых, делается она исходя исключительно из интуиции и опыта классного руководителя. Тем не менее, для нас и такая оценка очень важна, так как она помогает в проведении анализа результатов воспитательной работы за прошедший год.

При выставлении оценки уровня воспитанности предлагаем Вам руководствоваться следующим.

Оценка уровня воспитанности студентов ФГОУ СПО БГТ проводится по методике М.И. Шиловой.

Отдельные качества личности оцениваются по 4-х балльной системе. При этом в оценке используются следующие условные обозначения:

ЯП. — качество ярко проявляется, ученик не только сам обладает этим качеством, но и может требовать его проявления от других, оказывает влияние на окружающих.

П. — качество проявляется, ученик постоянно обладает этим качеством, но не оказывает влияние на других.

СП — проявляется слабо, оно не всегда проявляется в нем, еще требуется тренировки для проявления этого качества.

НП — качество не проявляется, ученик не обладает этим качеством.

Затем по выставленным оценкам определяется уровень воспитанности:

  • высокий — преобладает оценка ЯП (В),

  • хороший — преобладают оценки ЯП и П (X),

  • средний — преобладают оценки П и СП (С),

  • низкий — сочетаются оценки СП и НП (Н).

Лист для оценки уровня воспитанности для студентов 1-4 курсов

Ф.И.

Качества личности

Интерес к заня­тиям

Ответственное отношение к учебе

Отношение к общественно полезному труду

Долгответственность активность

Общественная активность

Культурные уровень, отношения к искусству

Доброта и отзывчивость, целее устремленность, требовательность к себе.

Уровень воспитанности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Зам. директора по ВР М.В.Гнатюк

Классный руководитель

Анкета для студентов.

Уважаемый студент!

Приближается конец учебного года, а следовательно, наступа­ет время подведения итогов нашей деятельности и размышлений том, как строить жизнь нашего студенческого сообщества в следующем учебном году.

Мы понимаем, что ты сейчас очень занят подготовкой к экзаменам, к итоговым контрольным работам, уже мечтаешь о летнем, отдыхе и строишь планы на летние каникулы.

И все-таки сосредоточься на 45 минут данного урока. Вспомни, подумай, оцени, пофантазируй и ответь на следующие вопросы. Постарайся сделать это серьезно, с пользой для нашей будущей студенческой жизни.

  • Перечисли студенческие дела этого года, которые тебе запомнились, если можешь, напиши, чем запомнились и чем были интересны.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Назови внутригрупповые дела этого года, которые ты запомнил. Если помнишь, то назови темы разговоров на классных часах (хотя бы 2-3)_______________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  • Оцени по 4-х бальной системе своё отношение к студенческому коллективу и свои отношения с студенческим коллективом.

Моя студенческая группа дружная и работоспособная

Мне со студенческой группой хорошо и комфортно

Всегда- 4

Всегда — 4

Часто- 3 ,

Часто- 3

Иногда — 2

Иногда — 2

Никогда -1

Никогда — 1

Обведи кружком нужную цифру

Классный руководитель понимает нас, организует интересные дела и поездки, помогает в подготовке к общетехникумовским делам, советуется с нами, уважает нас

Всегда — 4

Часто- 3

Иногда — 2

Никогда — 1

Обведи кружком нужную цифру

  • Оцени по четырехбальной системе уровень сотрудничества группы с классным руководителем.

Предложи темы внеклассных мероприятий на будущий год:

Предложи общетехникумовские и групповые дела, которые были бы для тебя интересны_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложи (постарайся обязательно ответить на этот вопрос) темы, во­просы, которые тебя интересуют, для обсуждения на классных часах, беседах, на лекциях и встречах______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внеси свои любые, даже самые фантастические, предложения по рабо­те органов студенческого самоуправления____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Заканчивается учебный год, в течение которого Ваш ребенок не только учился в техникуме, но и жил студенческой жизнью. Безусловно, у Вас есть на этот счет свое определенное мнение. Для того, чтобы успешно спланировать внеучебную воспитательную работу на бу­дущий учебный год, нам бы хотелось учесть Ваше мнение, принять во внимание Ваши мысли и предложения.

Мы будем признательны Вам, если Вы ответите на наши вопросы. Рекомендуем на часть вопросов ответить вместе с Вашим ребенком. При необходимости выбора ответа обведите нужный ответ.

1. Комфортно ли живется Вашему ребенку в студенческом коллективе?________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зависит ли это от классного руководителя?________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Зависит ли это от других преподавателей, работающих в группе?_____________

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Если да, то от кого именно?____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши мысли и предложения____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Ваш ребенок принимал участие в общетехникумовских праздниках и событиях. Очевидно, на не которых из них вы были сами. Понравились ли они Вам и вашему ребенку?________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто кроме классного руководителя, помогал группе в их подготовке? Перечислите их имена_________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши мысли и предложения____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. По мимо общетехникумовских дел были и какие-то определенные дела в группе. Была ли внутри групповая жизнь содержательная и интересная для вашего ребенка?

Помогал ли кто-то, кроме классного руководителя, в организации и проведении этих дел? Если да, то кто именно________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши мысли и предложения____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Бывают ли в группе классные часы?___________________________________

____________________________________________________________________

Интересны ли они вашему ребенку?_____________________________________

____________________________________________________________________

Помогал ли кто-то, кроме классного руководителя, в организации проведении классных часов? Если да, то кто именно__________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Ваши мысли и предложения____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как Вы относитесь к проблеме проведения классных часов?__________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как Вы считаете, о каких проблемах надо говорить с детьми возраста Вашего ребенка?____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

5. Чувствуете ли Вы индивидуальный подход к Вашему ребенку классного руководителя?________________________________________________________________________________________________________________________________

Чувствуете ли Вы индивидуальный подход к Вашему ребенку других преподавателей?______________________________________________________________________________________________________________________________

Если да, то кого именно?_________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Ваши мысли и предложения______________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

В чем выражается или в чем может быть выражен индивидуальный подход?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В течение года Вы посетили не менее четырех родительских co6раний. Удовлетворяет ли Вас их проведение?______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участвовал ли кто-то, кроме классного руководителя, в организации проведении родительских собраний? Если да, то кто именно______________________________________________________________

Ваши мысли и предложения___________________________________________

___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите темы прошедших родительских собраний________________________

Напишите, какие темы Вас волнуют, о чем бы Вы хотели поговорить на родительском собрании?________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятка классному руководителю

по подготовке к собеседованию в конце учебного года.

Уважаемый классный руководитель!

Закончился учебный год. Напоминаем Вам о том, что необходимо сделать организованного окончания учебного года и подведения итогов своей работы.

  1. Сделать и сдать итоговую ведомость успеваемости, зафиксировав резуль­таты успеваемости для того, чтобы знать, с чем сравнивать результаты ус­певаемости в будущем учебном году. Если Вы не выпускаете группу, обяза­тельно проанализируете результаты успеваемости и поставьте для себя за­дачи по индивидуальной работе со студентами в будущем году.

  2. Оформить и сдать журнал. Оформить личные дела студентов, записать пе­ревод на следующий курс в зачетных книжках студентов, проверить наличие всех личных дел.

  3. Проследить, чтобы все студенты сдали книги в библиотеку.

  4. Проверить, довели ли Вы до каждого родителя сведения об итогах окон­чания учебного года.

  5. Подготовиться к собеседованию по итогам классного руководства в этом учебном году. Во время собеседования надо иметь с собой следующие до­кументы:

  • Заполненный лист по итогам года (см. выше).

  • Лист — оценки уровня воспитанности студентов (см. выше).

  • Анкеты для студентов и родителей, если они не были сданы заранее.

6. К собеседованию необходимо также подготовить документацию классно­го руководителя:

  • Характеристику группы на начало учебного года.

  • План работы с группой.

  • Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год.

Вот при­мерный план анализа:

  • воспитательные задачи, поставленные на год, и результаты решения этих задач;

  • проводимая воспитательная работа со студентами (назвать фамилии студентов, которых Вы считаете сложными или которые вызывают ваше беспокойство);

  • индивидуальная работа с отдельными студентами;

х работа с преподавателями группы (в том числе назвать количество посе­щенных уроков и проблемы, возникающие в работе с членами педа­гогического совета группы);

  • назвать, какую форму учета успеваемости студентов группы Вы ис­пользуете и как доводите результаты до сведения родителей;

  • работа с родителями (в том числе перечислить родительские собра­ния и рассказать, в какой форме прошло итоговое родительское соб­рание);

  • перечень проведенных дел: участие в традиционных общетехникумовских мероприятиях,(экскурсии, культпоходы в музей, городскую библиотеку, классные часы, групповые собрания, групповые мероприятия (огоньки, праздники и т. д.), выпуск групповой стенгазеты, организация окончания учебного года;

  • чем был завершен учебный год, и в какой форме были высказаны студентами в конце года оценки, советы, рекомендации по организации самовоспитания;

  • организация студенческого самоуправления в группе (в том числе оценка работы ответственных за отдельные дела, оценка работы дежурных);

оценка того, что получилось, что не получилось и почему;

вытекающие из анализа задачи на следующий учебный год.

7. Просьба также продумать свою работу с группой на будущий учебный год:

  • объем работы; цели и задачи; главное дело года;

  • предложения к проведению общетехникумовских мероприятий;

  • другие предложения по организации воспитательной работы, в том числе темы для педсоветов по воспитательной работе и для совещаний классных руководителей.

Зам. директора по ВР М.В.Гнатюк

Заместитель директора по ВР М.В. Гнатюк

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО Бодайбинский горный техникум

Утверждаю:

Директор техникума

________Э.Я.Нураев

«____»________2009г

НОРМАТИВНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

2009 год

Программно – методическое обеспечение
деятельности классного руководителя в соответствии с ФГОС нового поколения.

Каждый
первоклассник, пересекая порог школы, впервые оторвавшись от маминой руки, в
страхе открывает дверь  в новый мир тайного и неизведанного. Он как будто
отправляется в свой первый свободный полет. На Земле остаются ждать своих
«космонавтов» не менее испуганные мамы с обертками от цветов, папы с
фотоаппаратами и бабушки с платочками. В большой полет «юные космонавты»
отправляются вместе с «командиром корабля» — первым учителем,  классным
руководителем, который на данном этапе старается сохранить атмосферу любви,
добра и уюта, обогатить внутренний мир каждого ребенка в целях развития
гармонично развитой,  духовно богатой, нравственной личности.

Образцом
духовного богатства и нравственности мы считаем замечательного героя произведения
Антуана де Сент-Экзюпери Маленького принца, путешествовавшего по планетам в
поисках  нового, тайного и неизведанного. Именно поэтому разработанную нами
воспитательную систему класса мы назвали «Маленький принц».

На
первом этапе разработки программы были проведены диагностические исследования, так
в начале 1 класса анализ физического здоровья
детей показал, что большинство детей имеют те или иные нарушения.  Приоритетными
мотивами учения  для них являются позиционный и игровой. Кроме того, отмечаются
некоторые затруднения в адаптации, требующие дальнейшей психологической работы.
У большинства детей завышенная самооценка.

Принимая
новый класс, нас всегда волнует, что из себя представляют
будущие ученики, их родители, которые будут помощниками учителя.

Основные
направления модернизации образования  ориентируют педагогов на усиление
помощи семье и широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с
учащимися.

Работу
в этом направлении мы начали с составления социального паспорта родителей.
Основной возраст — до 30 лет. Высшее образование имеют только 36%.  Материальное
благополучие многих семей оставляет желать лучшего: 27% имеют низкий доход, 18%
— ниже прожиточного минимума.

Исходя
из вышесказанного, мы определили следующие сферы педагогической
деятельности:

*                
создавать условия для гармоничного развития
учащихся, их успешной адаптации, формировать адекватную самооценку и развивать
уверенность в себе;

*                
способствовать созданию благоприятного микроклимата
в коллективе, проводить работу по сохранению физического и духовного здоровья
детей;

*                
проводить просветительскую работу с родителями,
вовлекать их в воспитательный процесс, учитывая значительную роль семьи в
формировании личности ребенка.

Именно это и легко в
основу  воспитательной системы класса.

Реализация
программы рассчитана на четыре учебных года. Возраст детей от 7 до 10 лет.

        
Деятельность классного руководителя должна укладывается в довольно простую
формулу
: ПОТРЕБНОСТЬ (классного руководителя быть помощником родителя, быть
любящим, понимающим, поддерживающим другом) + ВОЗМОЖНОСТИ (образовательного
учреждения) + ОЦЕНЕННОСТЬ (удовлетворенность всех участников образовательного
процесса) итог УСПЕШНАЯ, САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ, САМОРАСКРЫВАЮЩАЯСЯ,
САМОРЕАЛИЗУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ.

Методологическую основу деятельности по
моделированию и построению нашей воспитательной системы составляют научные
труды отечественных учёных и педагогов.

В
разработке ВС класса нами была использована концепция Владимира Абрамовича Караковского
«Системное построение процесса воспитания», в основу содержания  воспитания  легли
общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания,  Культура, Отечество,
Земля,  Мир.

Целью нашей программы является — создание
условий для патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания,
раскрытие, развитие и реализация познавательных и творческих способностей
учащихся, их социализация в максимально благоприятных условиях организации
учебно-воспитательного процесса.

Достижение этой
цели возможно через решение конкретных задач:

1. Создать условия для формирования у
субъектов воспитательного процесса ценностей нравственной, физической,
правовой, эстетической, экологической культуры, творческих способностей и ценностей
здорового образа жизни.

2. Объединить усилия педагогов для
формирования единого образовательного, социокультурного и креативного
развивающего пространства.

3. Содействовать формированию у учащихся
потребности в самосовершенствовании, исследовании потенциала собственного Я, к
собственному опыту жизни, сплочению детского коллектива, формированию
партнерских отношений семьи и образовательного учреждения.

Система
воспитательной работы составлена с использованием научных принципов:

принцип ценностных
ориентаций,  принцип индивидуализации, принцип сочетания воспитания и
оздоровления, интегративный принцип, принцип природосообразности, принцип
коллективности, принцип патриотической направленности и в соответствии с
законодательными и нормативными документами.

Ориентируясь
на социальный запрос родителей, на основе стандартов второго поколения предлагаемая
модель выпускника начальной школы и будет нашим ожидаемым результатом.

Модель выпускника начальной школыПланета Согласия

Планета Жизни
Овал: Обладание основами коммуникативной культуры (слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
Любознательность, честность, внимательность, толерантность, активность и заинтересованность в познании мира
Овал: Соблюдение правила здорового образа жизни. Знание основ безопасности жизнедеятельности;
Воспитание уважения и любви к природе.

Планета Открытий
Планета Мира и Добра
Овал: Любовь к своему городу, краю, своей Родине;
Уважение ценностей семьи и общества, готовность отвечать за свои поступки перед семьей, школой

Школа
122 является школой адаптивного типа, где четко отработана система
взаимодействия субъектов образовательной деятельности.

Звезда: 24 точки: Внеурочная деятельность:

- центры дополнительного образования
- занятия в ГПД
- сотрудничество с внешкольными учреждениями

Звезда: 24 точки: Учебная деятельность:

- уроки
- факультативы
-семинары
- практикумы
- предметные недели
Схема взаимодействия
субъектов образовательной деятельности


 

Реализация
КВС осуществляется по следующим направлениям воспитательной работы:

1.     
«Планета Мира и Добра» (формирование
духовно-нравственных качеств личности).

2.                 
«Планета Жизни» (формирование основ экологической
культуры, культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни).

3.                 
«Планета согласия» (формирование социальной и
коммуникативной компетентности школьников, воспитание патриотов России,
уважающих права и свободы личностей, проявляющих национальную и религиозную
терпимость)

4.«Планета Открытий» (развитие познавательной,
творческой активности ребенка).

Овал: Планета
Мира и Добра
Овал: Планета 
Открытий

На
эти планеты дети при активной  поддержке родителей отправляются  каждый год, но
на новом витке и  в зависимости от возрастных особенностей учащихся
выстраиваются конкретные задачи, выбираются определенные формы работы.

Например,
посещая  Планету Жизни, в 1 классе  мы проводили беседы, классный час  «Друзья
Мойдодыра», спортивные соревнования, а в  четвертом  классе мы планируем
использовать более сложные формы работы – дебаты «Сила есть – ума не надо», проектную
деятельность по благоустройству школы.

Или,
например, отправляясь на планету Открытий, в 1 классе проводили
конкурсы, викторины, библиотечный час «Чем заняться после школы?», то в 4
классе планируем провести телемост «45 минут у Нобелевских лауреатов»,  вести
исследовательскую работу, создать проект «История нашего класса»

Значимым
показателем результативности деятельности классного руководителя является
создание эффективно функционирующей системы детско-родительского
самоуправления.

Схема детского и родительского самоуправления
класса

 

Чтобы
дети выросли духовно и нравственно стойкими, высокопрофессиональными, с
чувством гражданской ответственности и любви к своей земле, семье, Родине и, конечно,
здоровыми, необходим постоянный контакт с родителями, абсолютная откровенность
в отношениях, согласованная работа. Эффективность воспитательной работы классного
руководителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями,
опираться на их помощь и поддержку. Не зная (или плохо зная) учеников и их
родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и
воспитания детей. В нашем случае найдены формы взаимодействия,
способствующие развитию личностных качеств ребенка, созданию единого коллектива
детей и родителей.

Формы взаимодействия с родителями — социальными
партнерами образовательного процесса

Форма
работы

Задачи

Способы
реализации

Коллективная

Групповая

Индивидуальная

·        
Проводить психолого-педагогическое просвещение
родителей;

·        
Способствовать формированию адекватной оценки
родителями работы коллектива класса и школы;

·        
Привлекать родителей к организации учебной и
досуговой деятельности учеников;

·        
Координировать учебную помощь родителей детям;

·        
Изучить уклад жизни семей учеников;

·        
Инструктировать по вопросам психологической
подготовки детей в период итоговой аттестации;

·        
Организовать взаимодействие внутри коллектива
родителей;

·        
Стимулировать совместное участие детей и
родителей в подготовке различных мероприятий;

·        
Оказывать помощь в разрешении конфликтных
ситуаций.

·        
Родительские собрания;

·        
Совместные праздники;

·        
Творческие мастерские;

·        
Работа родительского комитета;

·        
Родительские конференции;

·        
Работ малых инициативных групп;

·        
Помощь в организации и проведении классных
мероприятий;

·        
Индивидуальные беседы по проблемам успеваемости
детей;

·        
Индивидуальные беседы по проблемам межличностного
общения школьников;

·        
Организация встреч родителей со специалистами,
работающими в школе (психолог, социальный педагог и др.);

·        
Анкетирования.

Для развития творческих способностей детей, формирования
здорового образа жизни и экологической культуры, развития коммуникативных
способностей и нравственных качеств б
ольшую помощь оказывают
внешкольные культурно-просветительские учреждения, с которыми мы активно
сотрудничаем. Взаимодействие с ними организовано в соответствии с направлениями
данной воспитательной системы: Планета Жизни, Планета Мира и Добра, Планета
Согласия и Планета Открытий.

Взаимодействие
с внешкольными культурно-просветительскими, оздоровительными учреждениями

Планета Жизни

 

Звезда: 8 точек: Театр «Вера»,
Нижегородский кукольный театр

Звезда: 8 точек: ДДТ им. Б.Панина
Планета Открытий

Звезда: 8 точек: Дворец творчества юных 
им. В.Чкалова

 

Звезда: 8 точек: «Журавушка»
Звезда: 8 точек: Культурно-эстетический центр им. Светлова

Звезда: 8 точек: ДОД центр
«Золотой ключик»

Планета Мира и Добра

 

Звезда: 8 точек: Музей военкомата
Звезда: 8 точек: Центр «Молодая семья»

Звезда: 8 точек: Библиотека им. Б.Панина
Звезда: 8 точек: МДОУ «Яблонька»
Звезда: 8 точек: Партия «Единая Россия»

Планета Согласия

 

Звезда: 8 точек: Центр патриотического воспитания Пост№1
Звезда: 8 точек: Нижегородский Кремль

Звезда: 8 точек: Совет отцов
Звезда: 8 точек: Телефон доверия
Звезда: 8 точек: Музей НГПУ

Вся
деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы
класса направлена на то, чтобы были созданы условия для формирования у учащихся
потребности в самосовершенствовании, исследовании потенциала собственного Я,
сплочения детского коллектива, формирования партнерских отношений семьи и школы.

Для
определения эффективности процесса воспитания нужно сопоставить достигнутые
результаты с поставленной целью, с использованием различных методов.

 В
нашем случае созданы условия для формирования у субъектов воспитательного
процесса ценностей нравственной, физической, правовой, эстетической,
экологической культуры, творческих способностей и ценностей здорового образа
жизни, единое образовательное, социокультурное и креативное развивающее
пространство для развития личности ребенка, условия для формирования у учащихся
потребности в самосовершенствовании, исследовании потенциала собственного Я, к
собственному опыту жизни, сплочению детского коллектива, формированию
партнерских отношений семьи и образовательного учреждения.

Подводя
промежуточные итоги реализации системы, можно увидеть следующие достижения:

Учащиеся
класса – победители творческого этапа школьного конкурса  воспитательных систем,
участник спортивного праздника «Дорога к Сочи».

Победители
школьного конкурса «Восходящая звезда», призеры школьного конкурса чтецов
«Вдохновение»;

Призеры
и победители районных конкурсов НОУ «Эврика» и «Подарок маме»;

Победители
городского конкурса социальной рекламы «Мы вместе — город и я, мы вместе город
— семья»;

Призеры
областного конкурса «История одной семьи» в номинации «Семейная реликвия»;

Победители
регионального конкурса «Мы помним тебя, солдат!».

Родители
детей – инициаторы создания школьного Совета отцов, активные участники в
школьных творческих конкурсах КВН, «Семья года», родительских чтениях «Ребенок
в семье».

Не стоит забывать
высказывание А. Барбюса: «Школа-это мастерская, где формируется мысль
подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь
выпустить из рук будущее».

Методическое обеспечение деятельности классных руководителей.

Изменения, происходящие в обществе стремительны и кардинальны. Они не обходят стороной школу, прямо или косвенно влияют на все стороны образовательного процесса, в том числе и воспитание. Вновь становится приоритетным развитие духовно-нравственной сферы ребенка, воспитание гражданина и патриота своей страны. Эти качества и чувства можно развивать только во взаимодействии с товарищами, педагогами, родителями в условиях сотрудничества, сотворчества. В образовательном учреждении классный коллектив может стать той средой, где развиваются лучшие человеческие качества. Для организации работы по формированию классного коллектива и развитию личности учащегося в современных условиях классный руководитель должен обладать высоким уровнем профессиональной компетентности. В связи с этим методическое обеспечение деятельности классных руководителей является одним из актуальных направлений работы методического отдела Дворца детского (юношеского) творчества Кировского района, на базе которого создана и постоянно совершенствуется система повышения профессиональной компетентности классных руководителей. Важнейшим компонентом, которой является обучение педагогических работников, осуществляющих деятельность классного руководителя, председателя МО классных руководителей школ района.

Специфика обучения классных руководителей определяется структурой и содержанием их профессиональной деятельности. Должностные обязанности классного руководителя обусловлены особенностями образовательного учреждения и не могут быть однозначными. Однако во всех школах классный руководитель призван быть организатором детской жизни, корректором межличностных отношений и защитником воспитанников своего класса в трудных условиях и психологических коллизиях школьной жизни. Поэтому главная цель обучения — оказать реальную методическую помощь классным руководителям в создании условий для решения основных педагогических проблем воспитания. При этом обучение строится на основе запросов его участников с использованием различных форм организации: семинара «Методическое сопровождение деятельности классных руководителей» (для председателей МО классных руководителей школ);   модульного обучения по программе: «Аспекты деятельности классного руководителя»; (для классных руководителей, заместителей по ВР); годичного семинара по проблемам воспитания «Дебют» (для начинающих классных руководителей); обучения по программе: «Аспекты деятельности председателя МО, ИКТ компетентность» (для начинающих председателей МО классных руководителей ОУ района); индивидуальных консультаций; самообразования в методическом кабинете ДДЮТ. Обучаясь, педагогические работники не просто получают новые знания, знакомятся с новыми возможностями и новыми решениями воспитательных проблем. Результатом обучения является их способность под другим углом увидеть решаемые ими проблемы, готовность находить новые, более эффективные решения в каждодневной педагогической практике, подкрепленные знаниями из области науки воспитания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вальсакор н80 инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Пантеноловая мазь инструкция по применению цена
  • Стомп гербицид инструкция по применению на картофеле
  • Стул с каретной стяжкой своими руками пошаговая инструкция
  • Hqt 906 инструкция по применению на русском языке