Методические руководства работой по развитию речи

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Речевое развитие

Основные
направления работы по развитию речи детей в ДОУ

                                            Воспитатель
Данилевская В.В.

     Одной
из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения,
является развитие речи детей.

Речь как
ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От
качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности
педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на
прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности
ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском
сообществе.

Согласно
Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования
содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение
целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на
основе владения литературным языком своего народа через решение следующих
задач:

• Овладение
речью как средством общения и культуры;

• Обогащение
активного словаря;

• Развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Развитие
речевого творчества;

• Развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство
с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы;

• Формирование
звуковой аналитико — синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Процесс
формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических,
но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются
общие исходные положения, руководствуясь которыми, педагог выбирает средства
обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми
языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему
общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность,
наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность,
индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во
взаимосвязи друг с другом.

Применительно
к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития
детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические
принципы развития речи и обучения родному языку.

• Принцип
взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на
понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие
которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные
представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с
мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы,
направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов.

• Принцип
коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип
основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании
языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду
– развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую
направленность процесса обучения родному языку.

Настоящий
принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы
по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как
средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах
деятельности.

• Принцип
развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное
владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и
использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на
подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и
закономерности.

• Принцип
формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается
на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание
взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода
внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не
просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения
является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность
создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить
именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.

Леонтьев
выделяет три способа осознания, которые часто смешиваются: произвольность речи,
вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется
произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность
является показателем степени сформированности речевых умений.

• Принцип
взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного
образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при
котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.

• Принцип
обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента
в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера
успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в
процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы
определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной
деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной
образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения, снимается
естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на
вопрос, пересказать сказку, что-то повторить.

• Принцип
обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в
том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая
активность является одним из основных условий своевременного речевого развития
ребенка. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание,
восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и
пониманию речи педагога.

Основные
направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

— Развитие
словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с
контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);


Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и
произношения), любви и интереса к художественному слову;

— Развитие
связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);


Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и
слова, нахождение места звука в слове);


Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).

В
практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы:

Наглядные:


Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,
экскурсии);


Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек
и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

-Чтение и
рассказывание художественных произведений;

-Заучивание
наизусть;

-Пересказ;

-Обобщающая
беседа;

-Рассказывание
без опоры на наглядный материал.

Практические:

-Дидактические
игры;

-Игры-драматизации;

-Инсценировки;

-Дидактические
упражнения;

-Пластические
этюды;

-Хороводные
игры.

Для
развития речи используются разнообразные средства:

• общение
взрослых и детей;

• культурная
языковая среда, речь воспитателя;

• обучение
родной речи и языку на занятиях;

• художественная
литература;

• различные
виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Рассмотрим
кратко роль каждого средства.

Важнейшим
средством развития речи является общение.

В
отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой
деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах
отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем
психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.

Речь,
являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения.
Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс
взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью
материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а
формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и
развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка.
Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой
способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами
речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое
строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Вопросы для анализа и оценки состояния работы по развитию речи

I. Условия для развития речи детей.

1) Гигиенические условия в групповых помещениях и на участке. Медицинские данные о состоянии органов речи и слуха детей.

2) Языковая среда. Культура речи взрослых в детском саду.

3) Педагогический кабинет, его раздел по методике развития речи (библиотека, методические наглядные пособия, технические средства, стенды, выставки).

4) Оборудование педагогического процесса в группах.

II. Планирование работы по развитию речи.

1) Наличие планов, их оформление.

2) Выполнение всех разделов программы по развитию речи (ознакомление с окружающим и обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматической правильности речи, обучение разговорной речи и рассказыванию, знакомство с художественной литературой — чтение, заучивание стихов, драматизация и др.).

3) Планирование занятий:

— программное содержание и воспитательные задачи, их взаимосвязь;

— раскрытие методики проведения занятий;

— учет индивидуальных особенностей детей;

— разнообразие занятий, повторность и их усложнение (программный материал и методические приемы);

— взаимосвязь между занятиями;  

— взаимосвязь занятий по родному языку с работой по развитию речи вне занятий (в разных видах деятельности);

— осуществление задач развития речи на занятиях по другим разделам программы.

4) Руководство развитием речи детей вне занятий:

  • планирование работы на утренние часы, для прогулок, на вечернее время (фронтальная и индивидуальная работа).
  • Решение задач развития речи детей в дидактических и подвижных играх.

III. Развитие речи и обучение родному языку.

1) Обучение родному языку на занятиях (на основе анализа просмотренных занятий).

Вопросы для анализа занятия:

— четкость определения программного содержания и решения воспитательных задач;

— структура занятия: начало, последовательный ход и конец занятия;

— приемы обучения, активизация речи, мышления, внимания детей; применение эмоциональных приемов обучения, их эффективность;

— использование наглядного материала;

— речь воспитателя, четкость указаний детям, установление контакта с ними; приемы исправления ошибок в речи детей;

— речь детей во время занятия (правильность, соответствие возрасту, содержательность, выразительность), активность детей во время занятия;

— индивидуальный подход к детям;

— общая оценка обучения родному языку на занятиях.

2) Развитие речи и обучение родному языку в разных видах деятельности 

(на основе наблюдения):

— руководство развитием речи в процессе общения: содержание, формы, характер общения, его влияние на развитие речи детей;

— как осуществляется работа по развитию речи в процессе наблюдений на прогулках;

— руководство развитием речи детей в процессе режимных моментов (особенно в младшей и средней группах);

— решение задач развития речи в играх (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые);

— проведение специальных игр по развитию речи;

— решение задач развития речи в трудовой деятельности;

чтение книг помимо занятий; уголок книги и работа в нем;

индивидуальная работа с детьми (по каким разделам программы ведется, систематичность этой работы, усложнение ее и эффективность);

  • организация досуга детей (разнообразие форм).

IV. Уровень развития речи детей.

1) Развитие словаря: 

  • объем словарного запаса детей по определенным темам (бытовой словарь, природоведческий), соответствие словаря программе;
  • умение детей свободно пользоваться словарным запасом на занятиях по родному языку;
  • правильность и точность употребления слов, использование образных выражений, фразеологических сочетаний;
  • детское словотворчество;
  • затруднения в употреблении слов;
  • соответствие словарного запаса возрасту.

2) Воспитание звуковой культуры речи детей:

  • правильность звукопроизношения, словопроизношения;
  • дикция,
  • выразительность речи (сила голоса, темп речи, интонация);
  • орфоэпическая правильность речи;
  • соответствие возрасту.

        3) Формирование грамматического строя речи: 

  • навыки грамматически правильного употребления слов (на занятиях и вне их);
  • грамматические ошибки детей;
  • словообразование;
  • построение предложений, сочетание их в связной речи.

        4) Уровень развития диалогической речи:

  • умение ребенка слушать речь воспитателя и товарищей, участвовать в общем разговоре, употреблять формы речевого этикета, культура поведения во время разговора;
  • использование детьми различных форм разговорной речи (вопросы, ответы);
  • соответствие высказываний детей предъявляемым требованиям (умения отвечать кратко, развернуто, общим словом, дополнять ответ товарища);
  • умение ребенка находить поводы для общения, инициативность и адресность его речи, тематика и содержание разговоре.
  • Особенности речи воспитателя.

5) Навыки связной монологической речи:

 владение навыками описательной речи, повествования и речи-рассуждения. Провести выборочную проверку умений детей рассказывать об игрушках, по картинкам, из опыта;

составлять творческие рассказы;

 передавать содержание литературного произведения.

Оценить детские высказывания с точки зрения их содержательности, структуры оформления, выразительности, плавности.

6) Знание детьми художественной литературы по программе детского сада.

 Умения воспринимать и понимать содержание и художественную форму литературного произведения, эмоционально откликаться на него.

Умение различать жанры.

Знание стихов, рекомендуемых для заучивания, выразительность их чтения.

7) Уровень подготовки детей к обучению грамоте:

умение производить звуковой и слоговой анализ слов, словесного состава предложений.

В
основе   системы речевой работы
должен лежать комплексный подход,
направленный на решение   задач,
охватывающих разные стороны речевого
развития — фонетическую, лексическую,
грамматическую, и на их основе — развитие
связной речи.

Центральной
задачей такого обучения является
формирование языковых обобщений и
элементарного осознания явлений языка
и речи.

В
обучении надо обращать внимание на все
стороны речевого развития.

В
словарной работе особое внимание надо
уделять семантическому аспекту, используя
следующие методы и приемы: подбор
синонимов и антонимов к изолированным
словам и словосочетаниям; замена слова
в словосочетании, подбор наиболее
точного слова по смыслу; составление
предложений со словами синонимического
ряда; составление словосочетаний и
предложений разного типа со словами
разных частей речи; нахождение многозначных
слов в пословицах, поговорках, загадках,
скороговорках и в литературных
произведениях — сказках, стихах, рассказах;
рисование на тему многозначного слова
и последующее рассказывание о нарисованном;
составление рассказов на самостоятельно
выбранную тему.

Задания
по словарной
работе тесно
переплетать с задачами по формированию
грамматического строя речи.

Необходимо с детьми беседовать
о том, что такое описание, сюжетный
рассказ. Точность словоупотребления
формировать в таких упражнениях, когда
дети образовывают слова со смысловыми
оттенками увеличительности,
уменьшительности, ласкательности.

Каждое
занятие и все упражнения должны быть
направлены на то, чтобы использовать
слово, словосочетание, предложение в
связном высказывании, а представление
о структуре закреплялось в рассказывании
по серии сюжетных картин.

Выявление
уровня речевого развития нужно
проводить по всем сторонам: фонетической,
лексической, грамматической во взаимосвязи
с развитием монологической речи.

11. Фронтальные проверки организации деятельности педагогов по развитию речи детей.

Одной из форм методической
работы является контроль посещения
групп, ознакомление с работой воспитателя,
методическая помощь воспитателю в
области развития речи с определенной
целью.

Целью посещения может быть
наблюдение за приемами работы воспитателя.
Для посещения заведующая может из­брать
любое время дня, по желанию просмотреть
какой-то вид деятельности полностью
(всю прогулку, занятие).

Заведующая
может заранее наметить в своем плане
вопросы, которые требуют ее внимания в
первую очередь. К ним относятся контроль
за выполнением воспитателями основных
задач по развитию речи в отдельных
возрастных группах (речевая активность
детей на занятиях в младших группах),
фронтальная работа по звуковой культуре
речи (на занятиях и вне их) в средней
группе, обучение рассказыванию и
индивидуальная работа по звукопроизношению
в старших группах, а также методика
непосредственного наблюдения (во всех
группах).

Посещая группу, заведующая всегда
должна прислушиваться к речи воспитателя.

Посещая группу, заведующая должна
помнить правило: не вмешиваться в ход
работы воспитателя, поддерживать его
авторитет у детей. Лучше всего при этом
вести записи, отмечая как положительное,
так и отрицательное. В заключение нужно
побеседовать с воспитателем о результатах
наблюдений. Посещая группу вторично,
заведующая сопоставляет новые данные
с предыдущими.

Беседы с детьми — полезная форма
ознакомления заведующей с уровнем
работы по развитию речи в группе, а также
прямой путь воздействия на речь
воспитанников (похвала, замечания,
советы старшим детям, создание
эмоциональных мотивов для совершенствования
речи — предложение выступить на
празднике, принести в группу и показать
новую игрушку и т. д.). Беседы могут
возникать непреднамеренно, при встрече
с детьми на прогулке, в групповой комнате,
в коридоре. По возможности чаще нужно
беседовать с детьми, которые имеют
какие-либо отклонения в речи или требуют
внимания, ласки.

Изучение
письменных материалов. Содержание этой
работы составляет проверка календарных
планов. Совместно с воспитателями
обсуждаются конспекты занятий, сценарии,
доклады.

Соседние файлы в папке GOSY

  • #
  • #
  • #

Ключевые вопросы: организация работы заведующей детским садом и заместителя заведующей по основной деятельности в руководстве работой по развитию речи и развитию навыков общения детей раннего и дошкольного возраста.

Ведущая роль в руководстве работой детского сада принадлежит заведующей и заместителю заведующей по основной деятельности.

  Один из разделов общей методической работы заведующей (заместителя заведующей по основной деятельности)  — работа по развитию речи и речевого общения детей  раннего и дошкольного возраста. Конкретные задачи этой работы формулируются с учетом ее общих методических должностных обязанностей. Они заключаются в следующем: обеспечивать и контролировать выполнение программы развития речи и навыков речевого развития детей во всех возрастных группах; обеспечивать правильную постановку воспитания и обучения детей, преемственность в работе воспитателей разных возрастных групп, а также детского сада и школы; направлять и контролировать работу персонала, оказывать методическую помощь воспитателям; содействовать созданию правильных условий для развития речи и навыков речевого общения детей, организовывать работу методического кабинета в детском саду, обобщать инструктивно-методический материал по развитию речи и культуры речевого общения; изучать и обобщать передовой опыт по развитию речи и речевому общению, организовывать обмен опытом между воспитателями; содействовать повышению квалификации и самообразованию педагогов, росту их мастерства; организовывать работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей.

 Для успешного решения поставленных задач заведующая (заместитель заведующей по основной деятельности) должна хорошо знать методику развития речи, постоянно обновлять свои знания, повышать профессиональный уровень каждого воспитателя, развивать их творческие способности.

 Заведующая (заместитель заведующей по основной деятельности) должна неустанно подчеркивать роль речи педагога как условия и средства формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе. Речь педагога должна быть эталоном для детей.  При анализе речи воспитателя заведующая оценивает ее с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым — родителям, коллегам.

В методическом кабинете детского сада должны иметься словари, сборники и пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (произношение, ударение, грамматика), диалектизмами; учебные  наглядные  пособия по методике развития речи; учебно-методические пособия.

В педагогическом кабинете также  хранится часть наглядных пособий для работы с детьми — так называемый дидактический материал. В ряде случаев заместитель заведующей по основной деятельности сосредоточивает в кабинете некоторые виды пособий, предназначенных для отдельных занятий и педагогических мероприятий в разных возрастных группах (серии картин, альбомы, крупные иллюстрации и фотографии, игровые персонажи и др.).

Самостоятельную группу составляют технические средства обучения и соответствующие аудиовизуальные пособия: экранные —  видеофильмы, слайды, презентации и др.; звуковые — магнитные, граммофонные записи, радиопередачи; экранно-звуковые (озвученные) видеофильмы,презентации, звуковые кинофильмы, телепередачи.

 Наглядные и аудиовизуальные пособия также должны быть систематизированы (на них заводится картотека). Внимания заместителя заведующей по основной деятельности требуют такие вопросы: пропаганда имеющихся технических средств (сайт, стенд, выставка, информационные объявления, смотры-конкурсы и др.), формы учета пособий и выдачи их воспитателям (каталоги, списки, индивидуальные формуляры педагогов и др.),в том числе и на электронных носителях;  изучение спроса и самостоятельного использования их педагогами в работе с детьми.

 Помимо пособий, хранящихся в методическом кабинете, каждая возрастная группа имеет свой дидактический  материал. Заместитель заведующей по основной деятельности контролирует его подбор и применение, особенно пособий, предназначенных для самостоятельного использования детьми, а также рабочего оборудования для занятий (наборное полотно, настольная ширма, интерактивная доска и др.).

Заведующая осуществляет контроль за самостоятельным повышением квалификации воспитателей. Она контролирует изучение необходимой литературы, консультирует воспитателей по отдельным вопросам методики развития речи, помогает составлять индивидуальные планы повышения квалификации.

Самообразование – это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого должны создаваться необходимые условия: постоянно обновляться и пополняться библиотечный раздел справочной и методической литературой, опытами работы педагогов. Следует практиковать лекции, беседы, консультации научных работников, аспирантов, преподавателей педучилищ, институтов, занимающихся проблемами развития речи. Тематика таких бесед должна охватывать наиболее важные и трудные для воспитателей проблемы, знакомить с достижениями науки.

Наиболее адекватной формой системы повышения квалификации педагогических работников и важным звеном дополнительного педагогического образования являются районные методические объединения.

 В течение года проводится три-четыре заседания методического объединения воспитателей. Особое внимание уделяется выбору формы проведения мероприятия. Организация педагогов  в форме   гостевого  обмена опытом,  методобъединения – мастерской,  работа  проблемной  группы позволяют  совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, что в свою очередь  позитивно отражается на организации воспитательно – образовательного процесса.

Много внимания уделяет заведующий учреждением дошкольного образования (заместитель заведующего по основной деятельности) методической работе с коллективом педагогов. Основными формами методической работы с педколлективом детского сада явлются педагогические советы; показ открытых мероприятий; педагогический марафон; семинары-практикумы и консультации, причем, с активным использованием компьютерных презентаций; тренинги, в которых с удовольствием участвует педагоги; работа микрогрупп (подготовка к педсоветам, семинарам – практикумам, работа в районных методических объединениях, подготовка и проведение конференций) и творческих групп педагогов (подготовка материалов к конкурсам на районном и областном уровнях, творческим отчетам коллектива) и др.

Методическая работа занимает особое место в системе управления учреждением дошкольного образования, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя в области развития речи и речевого общения.

Успех лингвистического и речевого развития детей зависит от правильного взаимодействия детского сада и семьи. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями по методике развития речи.

Одной из коллективных форм работыс родителями являются  групповые собрания.  В начале года педагог знакомит родителей с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие речевые навыки наиболее существенны для данной возрастной ступени (у детей четырех лет — воспитание звукопроизношения, у детей пяти лет — формирование монологической речи, у детей шести лет — формирование навыков звукового анализа речи и т. д.), знакомит с основными ошибками в речи детей. Можно использовать и такие коолективные формы, как  тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи.

Полезно ознакомить родителей с процессом формирования речи детей. Лучше всего для этого показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений (в старших группах — словесные упражнения, звуковой анализ слов), которые родители могут повторить в семье.

К родительским собраниям обычно организуют тематические выставки книг для детей, педагогической литературы для родителей, а также детского речевого творчества — рассказов, сказок, стихов, придуманных детьми.

Вопросы методики развития речи находят свое место и в таких сложных формах педагогической пропаганды, как родительские конференции, устные педагогические журналы, организуемые сотрудниками детского сада на производстве.

Кроме коллективных форм работы, существуют индивидуальные. Воспитатель и заведующая информируют родителей о состоянии речи их ребенка, отмечают положительные сдвиги, дают рекомендации. Эта работа дополняется посещением семьи, во время которого воспитатель может поинтересоваться подбором игрушек, картинок, книг.

Можно рекомендовать родителям читать специальную литературу и делать выписки из нее для стенда.

Вопросы  для самоконтроля

1. Роль заместителя заведующей по основной деятельности и заведующей детским садом в организации работы по развитию речи.

2. Методы и формы работы с педколлективом в рамках образовательной области «Развитие речи и общение ребенка» учебной программы дошкольного образования.

3. Работа  с родителями в рамках образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольного образования.

Литература по разделу «Организация работы по развитию речи в учреждении дошкольного образования»

1.Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2000. — 400 с. 

2 Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. высш. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М. : Академия, 2000. — 560 с. 

Интернет-ресурсы:

1. Национальный образовательный портал- http://adu.by./

2.Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – www.feb-web.ru.

3. Издательство «Вышэйшая школа» [Электронный ресурс] – market@vshph.com

Методические рекомендации по развитию речи

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение

1 стр.

2.

Методические рекомендации по развитию речи 1младшая группа (2 – 3 года)

2 стр.

3.

Методические рекомендации по развитию речи 2младшая группа (3-4 года)

6 стр.

4.

Методические рекомендации по развитию речи средняя группа (4-5 лет)

13 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы непрерывного образования создает условия для формирования и развития личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном меняющемся мире. Главная цель дошкольного воспитания и обучения – развитие личности ребенка владеющего ключевыми компетентностями, личностной культурой на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Основные задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

— формирование ценностных, нравственных ориентаций дошкольника на образцах позитивного поведения человека, нормах, правилах поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в казахстанском обществе;

— познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности;

— развитие речи и родного языка, культуры общения.

Воспитание личности ребенка готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках, способного общаться с окружающим миром вербальными не вербальными средствами. Развитие коммуникативно-языковой компетентности позволяет формировать личность дошкольников, умению овладеть познавательной деятельностью, развивать культуру творческого мышления и использовать полученную информацию для решения жизненно-важных проблем.

Методические рекомендации

по развитию речи

1младшая группа (2 – 3 года)

Цель: обогащение пассивного и активного словаря общеупотребительными глаголами, наречиями, прилагательными и предлогами; формирование грамматического строя, звуковой культуры, связной речи.

  1. Формирование словаря

Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.

Развивая речь двухлетнего ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены конкретным содержанием. Поэтому работа по формированию словаря должна быть тесно связана с работой по ознакомлению с окружающим.

Многие дети этого возраста легко подражают речи взрослых, повторяя не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка наблюдается большой разрыв. Вот почему педагог должен обеспечивать постепенное усвоение детьми нового. В этих целях следует шире использовать задания: «Найди (принеси)», «Покажи (сделай)», что позволяет педагогу выяснить, понимает ли ребенок, о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре.

Рекомендовать игры и упражнения, способствующие формированию словаря:

— «Поможем кукле Кате запомнить игрушки (посуду, одежду, мебель и т. п.)»

— «Куда что надо положить (чашку – поставить в буфет; яблоко – положить в вазу или на поднос и т. п.)

— «Чей малыш? Чья мама?» (группировка животных по принципу: взрослое животное – детеныш)

— «Что изменилось?» (Маша сняла сарафан и надела теплое платье; и т. п.)

— «Назови правильно» (большой гриб – грибочек, совок – совочек, платок – платочек, книга – книжечка и т. п.)

— «Подскажи». Это упражнение используется при повторении с детьми знакомых сказок, потешек, при составлении рассказов на темы из личного опыта и др.

  1. Воспитание звуковой культуры речи

На данном возрастном этапе работа педагога должна быть направлена на развитие у ребенка слухового внимания, усвоение и закрепление правильного произношения звуков.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется на специальных занятиях, проводятся отдельные упражнения на формирование звукопроизношения , слухового внимания, развития дыхания на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Развитие слухового восприятия является важной предпосылкой для формирования звукопроизношения. Ребенок овладевает умением слышать и различать звуки и звукоподражания.

Детей нужно приучать правильно пользоваться голосовым аппаратом (меняют громкость и скорость речи). Специальные упражнения «Кто позвал?», «Что звучит?» и т. п., совершенствуют слуховое внимание.

Работе по формированию звукопроизношения должно быть уделено самое серьезное внимание. В течение года постепенно отрабатывается произношение всех звуков русского языка, кроме группы шипящих: Щ, Ж, Ш, Ч и звуков Л (ЛЬ), Р (РЬ). Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков: А, У, О, И и простых по артикуляции согласных: М, П, Б, В, Ф.

В процессе формирований у ребенка отчетливого произношения этих звуков его артикуляционный аппарат подготавливают к произношению более сложных звуков (свистящие звуки С, З имеют много общего в артикуляционном укладе со звуком И; упражнения в четком и правильном произношении звука Т создают благоприятные условия для усвоения звука Ц).

Обработка произношения звука осуществляется в несколько этапов. Сначала детей упражняют в произношении изолированного звука и несложных звукосочетаний ( в качестве речевого материала используются звукоподражания). Знакомя ребенка со звуком (или звукоподражанием), необходимо связывать его с определенным образом (звук [У] – гудит паровоз, га – га – га — кричит гусь и т. п.)

На последующих этапах отрабатывают произношение звука в составе слова, добиваясь не только правильного произношения звуков, но и четкого, внятного произношения всего слова (подбираются слова, которые по слоговой структуре не представляют трудности для произношения: с открытыми слогами (коза, мама) или односложным (кот, дом) и др.) Далее проводится работа по закреплению звука во фразовой речи; дети произносят небольшие предложения, насыщенные словами с определенным звуком.

Для речи ребенка характерны не только неправильное произношение многих звуков, но и общая смягченность речи, недоговаривание окончаний, сокращение или искажение слов (пропуски звуков, слогов).

Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Они подготавливают ребенка к правильному употреблению в дальнейшем интонационных средств выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания).

Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием. Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задание подуть на какой – нибудь предмет (султанчик, бумажный флюгер и т. п.), проводятся упражнения на протяжное и длительное произношение гласных звуков («длинная песенка» — у – у – у).

  1. Формирование грамматического строя речи

В процессе речевого общения с детьми на занятиях педагог подсказывает правильные формы слова, следит за тем, чтобы они не искажали слова. Особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка умения согласовывать существительные и местоимения с глаголами («Я спрячусь, а ты меня ищи» и т. п.)

Необходимо систематически упражнять детей в согласовании слов в предложении (организовывать совместное сочинение рассказов).

Привлекая детей к участию в инсценировках, драматизациях отрывков из произведений художественной литературы, воспитатель побуждает повторять предложения, разные по структуре (распространенные и нераспространенные, с однородными членами), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные).

Активизировать фразовую речь помогают вопросы причинно – следственного характера: почему? зачем? когда? как? Необходимость отвечать на эти вопросы побуждает ребенка в употреблении простых (сложных) распространенных предложений. Такие вопросы трудны детям этого возраста, но педагог должен использовать их чаще. Помня о том, что реальные отношения между предметами ребенок начинает понимать раньше, чем может выразить свое понимание в речи.

  1. Развитие связной речи

Обучение на занятиях должно быть направлено на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать ресь, отвечать на простые и более сложные вопросы, поддерживая разговор.

Вопросы педагога – ведущий прием активизации речи и мышления ребенка. Рассматривая предметы, наблюдая явления, дети правильно называют отдельные действия, но не могут установить их взаимосвязь и последовательность. Осмыслить ситуацию помогает педагог.

«Мальчик поливает цветы из лейки» — рассказывает ребенок, рассматривая картинку. «А откуда в лейке вода?» — интересуется педагог и поясняет: — «Сначала мальчик набрал в лейку воды, а потом стал поливать цветы».

  1. Ознакомление с окружающим и развитие речи вне занятий

Важная задача воспитания и обучения – создать условия для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Благоприятны для развития речи детей режимные процессы. В общении с малышом (группой детей) педагог упражняет его (их) в назывании предметов ( одежды, обуви, посуды, спальных и туалетных принадлежностей), их качеств, а также действий, которые с ними совершают.

Общение педагога с детьми строится с учетом последовательности в обучении ребенка умению сопровождать свои действия речью; формируют способность различать и обозначать словом действия, противоположные по значению (взять – положить, застегнуть – расстегнуть, открыть – закрыть и т. п.)

Большие возможности для развития речи детей заложены в игре. Необходимо учить ребенка пользоваться речью («Договорись с Алешей сам. Объясни ему, что тебе тоже нужны большие кубы». «Саша, как и ты, хочет поиграть красной машинкой. Скажи ему: я поиграю и отдам машинку тебе, не забуду» и т. п.)

Целенаправленная работа по формированию различных сторон речи должна осуществляться и на прогулке. Чем лучше продумано содержание прогулки, тем больше обогащает она детей, способствует развитию любознательности, оказывает влияние на формирование положительных взаимоотношений. Целесообразно предусматривать кратковременные наблюдения за растениями, птицами, явлениями природы, животными.

Можно вместе с детьми покормить птиц на участке. На данном этапе закладываются основы будущей трудовой деятельности ребенка. Чтобы привить интерес к труду, необходимо постоянно привлекать его внимание к трудовым действиям взрослых, окружающих малыша, формировать словарь.

В обогащении ребенка новыми представлениями, развитии речи большая роль принадлежит дидактическим играм:

— на развитие ориентировки в окружающем; на развитие внимания, памяти, слухового внимания; на различение цвета, формы предметов: «Найди такой же предмет», «Что в коробке?», «Кто что ест?», «Где у нас…», «Узнай, кто позвал», «Скажи, что (где) звучит», «Найди такой же предмет», «Какого цвета предмет?», «Собери в желтую сумочку предметы желтого цвета», «Чего не хватает?», «Чудесный мешочек» (с предметами разной формы);

— на развитие дыхания: «Подуй на одуванчик» (веточку с листочками, плавающую лодочку).

Детей двух лет следует учить играть с куклой, используя игры :«Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Покажи кукле картинки» и др.

Методические рекомендации

по развитию речи

вторая младшая (3 – 4 года)

Цель: формирование навыков и умений речевого взаимодействия.

  1. Формирование словаря

Формирование словаря находится в тесной связи с работой по обогащению знаний дошкольников о предметах и явлениях окружающей действительности. Своевременно усвоенный словарь, опирающийся на конкретные представления , повышают уровень речевого развития ребенка, совершенствует культуру общения.

Используются следующие приемы словарной работы:

1. Показ с называнием при рассматривании окружающих предметов («Наши игрушки», «Что стоит и лежит в буфете?», «Наша мебель и мебель для кукол»), в дидактических играх: «Чудесная коробка» (наборы одежды, обуви, головных уборов, овощей, фруктов). Называя предмет, педагог уточняет представления детей о его назначении, характеризует цвет, размер.

2. Сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, на вкус и т. п.) Прием употребляется при целенаправленном рассматривании нового предмета (группы предметов), восприятии цвета, формы, материала, расположения частей и т. п.; в дидактических играх и упражнениях: «Чудесный мешочек» (на ощупь определяет материал, из которого сделана вещь, его фактуру, массу и размер предмета)

3. Сравнение сходных по внешнему виду предметов (шуба – пальто, чайник – кофейник, туфли – босоножки и т. п.) Научиться различать и называть эти предметы детям помогают дидактические игры и упражнения: «Не ошибись», «Не перепутай», «Что изменилось?», «Кто на чем в гости приехал?» и др.

4. Задания, предполагающие ответ действием («принеси», «покажи», «найди»). Они позволяют выяснить, понимает ли ребенок инструкцию взрослого, появилось ли слово в пассивном словаре малыша, так как в этом возрасте расхождение между пониманием и употреблением в речи все еще велико.

5. Создание воображаемых ситуаций. Воображение ребенка 4 – го года жизни развито слабо, но наличие способности к подражанию, копированию помогает широко использовать эти ситуации на самых разнообразных занятиях. (имитация поведения животных, приготовление куклам чай и т. п.). эти упражнения учат детей импровизировать, доставляют радость. Импровизация позволяет ребенку глубже проникнуть в значение слова.

Чтобы новое слово запомнилось ребенку, стало достоянием его активного словаря, необходимо создать условия для многократного повторения: вслед за педагогом, в ответ на вопрос, при заучивании стихотворения и т.п.

  1. Воспитание звуковой культуры речи

Специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи проводятся 3 раза в квартал; 2 – 3 раза в месяц целесообразно включать соответствующие игры и упражнения в другие занятия по развитию речи.

У младшего дошкольника должно быть отработано четкое произношение всех звуков родного языка, за исключением шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и сонорных (Л, Р). Работа проводится в определенной последовательности: поэтапно осваиваются родственные группы звуков (губно – губные (М, Б, П), губно – зубные (В, Ф), переднеязычные (Д, Т), заднеязычные (К, Г, Х)

Воспитание звуковой культуры речи – это не только отработка правильного произношения, нужно учить различать звуки, отрабатывать речевое дыхание, темп речи, силу и высоту голоса.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: подготовка артикуляционного аппарата; уточнение произношения звука, закрепление звука в словах и фразовой речи. Все гласные (кроме [о]) и некоторые согласные звуки (В, Ф, С, З, П) можно соотнести с каким – то конкретным образом (у – у – у – сигналит паровоз, ф – ф – ф – фыркает еж). Это значительно облегчает работу по звукопроизношению. Благодаря игровой форме малыши охотно повторяют звуки много раз.

Приемы, которые используются для формирования звукопроизношения:

— Сочетание хорового повторения с индивидуальными (3 – 4 повторения).

— Использование дидактических игр («Заводные игрушки», «Кто как кричит?» и т. п.)

— Использование «волшебного кубика». На гранях кубика (размером 10х15 см) наклеены картинки: паровоз, пароход, жеребенок и др. «Вертись, кружись, на бочок ложись!» — приговаривают дети, педагог переворачивает кубик с грани на грань. Вниманию детей предлагается одна из картинок и они хором (или по одному) произносят соответствующий звук «з – з – з» — комар, «в – в – в» — самолет). Грани кубика заполняются постепенно. По мере знакомства детей с новыми звуками. К концу года на занятиях используются (поочередно) три кубика.

Группа приемов, в которых отработка звука выступает как второстепенная задача, главным является развитие речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности.

1. Использование детьми «длинных песенок».

Отрабатывая произношение гласных звуков и некоторых согласных (свистящих (с, з)), целесообразно предлагать ребенку длительно (в течение 2 – 3 секунд) произносить звук на одном выдохе. Можно предложить детям «вытягивать ниточки» (ребенок произносит гласный звук и одновременно разводит руками в стороны)

(Прием рекомендован М. Генинг и Н. Герман).

2. Использование песенок с различной силой голоса и тональностью (песенку паровоза следует петь басовито, а песенку игрушечного паровозика – тоненько)

Произношением большинства согласных звуков речи овладевают, повторяя различные звукоподражания. Упражняя детей в произношении звукоподражаний, нужно предусмотреть задания на их различие (дон – дон, дин – дон), на формирование темпа речи, интонационной выразительности (квох – квох – квохчет курица, охраняя цыплят; «кудах – куд – кудах» — громко квохчет курица, чем-то встревоженная).

Для закрепления звука в словах и фразовой речи используют приемы (специальные):

1. Показ игр – инсценировок. По ходу инсценировки дети повторяют отдельные слова и фразы, в которых часто встречается осваиваемый звук. Ведется работа по формированию интонационной выразительности речи: дети произносят вопросительные и восклицательные предложения с интонациями грусти, радости и т.п.

В играх – инсценировках речевой материал надо подбирать с учетом условий:

— звуки, трудные для произношения, целесообразно вначале отрабатывать в словах, состоящих из СГ (согласный+гласный), а не ССГ (согласный+согласный+гласный), так как последние малодоступны для детей 3 лет;

— отрабатываемый звук должен быть в одних случаях твердым, в других – мягким (мышка – мышка); гласный, произношением которого овладевает ребенок, должен быть ударным в слове.

— слово, содержащее нужный звук, должно стоять в начале или в конце фразы.

2. Проговаривание детьми в игровой ситуации отрывков из программных стихотворений.

3. Дидактические упражнения :»Узнай и назови», «Волшебные цветы», «Подбери картинку».

4. Повторение чистоговорок.

Занятия по воспитанию звуковой культуры речи строятся:

— упражнения, способствующие выработке подвижности органов артикуляционного аппарата (языка, губ и т.п.) и обеспечивающие четкое, правильное произношение звука;

— ознакомление детей с новым звуком или звукоподражанием. Многократное повторение детьми в процессе выполнения разнообразных заданий.

Звукоподражания включают в себя рассказ педагога (или инсценировку), сопровождаемый демонстрацией наглядных материалов. Ребенок выполняет задания на различие звукоподражаний, на воспроизведение заданных взрослым темпа речи, высоты и силы голоса, на отработку свободного, плавного, длительного выдоха; упражнения в произнесении звука в словах и фразовой речи. Используются дидактические и подвижные игры.

  1. Формирование грамматического строя речи.

К четырем годам ребенок осваивает основные формы грамматической системы языка, речь становится полноценным средством общения. Вместе с тем речь еще несовершенна. Наблюдаются многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, отсутствие некоторых грамматических категорий.

Педагогу необходимо обращать внимание на овладение детьми согласованием слов в роде, числе, падеже, на правильное использование предлогов (в, на, под, за). Учат употреблять в речи существительные множественного числа в родительном и винительном падежах (матрешек, полотенец, ленточек и т.п.), правильно называть животных и их детенышей (утка – утки – утенок – утята).

Усвоение трудных для ребенка грамматических форм осуществляется с помощью дидактических игр и упражнений:

— дети договаривают слова, включенные в рассказ воспитателя, рифмовку: «Лучше нас лесных ежей, нет на свете … (сторожей)

— называют, что нарисовано на картинках в единственном числе, что во множественном (яблоко, кукла; много книг, птичек и т.п.)

— рассказывают о том, что изменилось (грибов стало больше, чем ежей и т.п.)

— подбирают слова в упражнении «Добавь слово»

— активизируют употребление существительных с ласкательными и уменьшительными суффиксами — ик, — ечк, — ичк и др.

Детей необходимо упражнять в согласовании существительных с прилагательными, личными местоимениями, количественными числительными. В этих целях используются дидактические упражнения: «Чья вещь?», «Подарите мне, пожалуйста…»

Активизация в речи дошкольников предлогов и наречий, усвоение разных значений предлогов – задача чрезвычайно важная, так как употребление предлогов и наречий – показатель освоения ребенком пространственных отношений. Педагогу следует организовывать игры – инсценировки: «Где Миша искал свой мяч?», «Зайцы в лесу», «Что изменилось?» и др.

Следует предусматривать упражнения, способствующие совершенствованию синтаксической стороны речи. Необходимо помочь детям освоить слова, которые служат в предложении для обозначения различного рода обстоятельств (места действия, времени действия, образа действия и др.); структуру простых и сложных предложений, побуждать к употреблению предложений с однородными членами.

Чтобы ребенок мог выразить свою мысль в связной форме в виде предложения, короткого рассказа, его надо учить наблюдать, выделять главное и существенное в предметах и явлениях, устанавливать временные и причинно-следственные отношения. Вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Когда?», «Как?», которые задает педагог, требуют от ребенка развернутого высказывания (форма сложносочиненного или сложноподчиненного предложения). При этом ребенок часто опускает союз, нарушает согласование. Образец взрослого подсказывает, как лучше построить фразу. Дети не только должны воспринимать на слух новую синтаксическую конструкцию, но и повторять ее.

Учить использовать предложения с однородными членами следует на занятиях по рассматриванию предметов, сюжетных картин («У детей, которые играют в песочнице, много игрушек: формочки, курочки, машины»

Для обогащения речи дошкольников разнообразными синтаксическими конструкциями используется прием договаривания детьми предложений из знакомых им сказок, рассказов.

Большие возможности для формирования грамматического строя заключены в занятиях по рассматриванию сюжетных картин. Ориентируясь на наглядно представленную ситуацию, ребенку легче охарактеризовать место действия (в песочнице, на полянке, возле снеговика), установить время (летом, солнечным днем), причинно – следственные отношения.

Дети подражают взрослым, поэтому речь педагога не должна быть многословной, торопливой.

  1. Развитие связной речи.

В работе с детьми четвертого года жизни развитию навыков разговорной речи следует учить:

— понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;

— задавать вопросы разного характера;

— активно включаться в разговор;

— принимать участие в драматизациях;

— объяснять содержание картины, правила поведения, устройство несложной игрушки и т.п.)

Дошкольников начинают готовить к обучению рассказыванию. При рассказывании педагога об игрушке (предмете) дети договаривают незаконченные им фразы («Мяч большой и … (синий)).

Развитие связной речи осуществляется на занятиях по рассматриванию сюжетных картин: «Едем в автобусе», «Едем на лошадке», «Помогаем товарищу», «Играем с песком» (автор Е. Батурина); «Дети играют в кубики», «Зимой на прогулке», «Дети кормят курицу и цыплят» (авторы Е. Радина и В. Езикеева); «Коза с козлятами» и др. (автор С. Веретенникова)

Эффективность занятия определяется умением педагога заинтересовать детей. Вопросы являются ведущим приемом при рассматривании картины, которые должны помочь детям уяснить смысл, стимулировать ребенка к целенаправленному описанию предметов (явлений), направлять внимание на взаимосвязь деталей картины.

Виды вопросов:

1). Вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода («Почему остановили лошадку? – Ее надо попоить!»)

2). Вопросы, мобилизирующие личный опыт ребенка («Почему у Лены из песка получился красивый замок и песок не рассыпается?»)

3). Вопросы, требующие ответа – предложения, выходящие за пределы изображенного, позволяющее связать несколько действий в единую цепочку, сказать не только о настоящем, но и о прошедшем, о будущем. Это эффективное средство для активизации мыслительной деятельности ребенка. («Таня взяла в руки мяч. Смотрит. Может она кого-то ждет?» («Ждет других детей», «Будет играть с мамой» и т.п.)

Выбрав картину для рассматривания, педагог должен сам заранее разобраться в ее содержании, составить рассказ и наметить вопросы. Желательно, чтобы рассказ имел завязку; чтобы одно высказывание дополняло другое, чтобы была показана связь между отдельными частями (фрагментами) картин.

В рассказ должны входить предложения, содержащие вопрос, прямую речь. Заканчивать следует так, чтобы последние фразы передавали отношение рассказчика к изображенным событиям.

  1. Ознакомление с окружающим и развитие речи вне занятий.

Важным условием для развития речи детей вне занятий является доброжелательная атмосфера в группе. Это стимулирует ребенка что-то спросить, объяснить, рассказать. Важно в течение дня неоднократно поговорить с каждым ребенком, выслушать его, похвалить. Тему для разговора выбрать с учетом интересов малыша. (о новой игрушке, о новой книжке, о поездке к бабушке и т.п.) Педагогу не следует дожидаться, когда ребенок подойдет с вопросом, просьбой или предложением, он должен сам вызвать его на разговор.

Наводя порядок в групповой комнате перед выходом на прогулку, педагог привлекает воспитанников и обращается с вопросом, что они делают (2 – 3 ребенка). Можно использовать игровые приемы (игрушки заблудились, попросить вернуть их домой).

С помощью разнообразных дидактических и настольно – печатных игр, дети лучше запоминают названия предметов и их частей: «Большой -0 маленький», «Разрезные кубики», «Чудесный мешочек», «Есть ли у тебя такой предмет?», «Нам прислали подарки», «Магазин», «Найдите, что я попрошу» и др.

Во второй младшей группе следует проводить наблюдения за работой няни, повора, медсестры. В процессе сюжетно – ролевых игр педагог уточняет и закрепляет полученные детьми знания.

Во время прогулок рассказывает, что на улице, где расположен детский сад, много домов, вокруг деревья, кустарники; знакомит с ближайшими общественно – бытовыми учреждениями.

Регулярно организуются наблюдения за транспортом. Педагог формирует представления о правилах дорожного движения. Если позволяют местные условия, наблюдают сменяемость сигналов светофора на перекрестке, подчеркивают, что люди ходят по тротуару, там, где движутся автомобили, ходить нельзя.

Разговаривая с детьми, педагог упражняет в употреблении существительных во множественном числе в винительном и родительном падежах («Много опавших листьев», «На елке много иголок»); в согласовании слов в предложении, в проговаривании рифмовок. Целесообразны дидактические игры и упражнения: «Покажи и назови», «Что одно, а чего много?», «Добавь слово», «Что изменилось?», «Чего не стало?» и др.

Необходимо воспитывать бережное отношение к книге: приучать рассматривать только за столом, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы, после рассматривания убирать на место. Следует рассматривать в уголке книги иллюстрации к знакомому произведению, побуждать детей к высказываниям. Педагог может инсценировать художественные произведения, используя настольный или теневой театр, показывать диафильм.

Методические рекомендации

по развитию речи

средняя группа (4 – 5 лет)

Цель: формирование языковой компетентности на основе усвоения норм и правил родного языка.

  1. Формирование словаря

Работа по обогащению, уточнению и активизации словаря проводится на основе углубления знаний и представлений ребенка об окружающем.

Для обогащения уточнения словаря используются методические приемы:

— интонационное выделение педагогом нового слова («Какой неуклюжий щенок!»)

— речевой образец (для воспроизведения слова, короткой фразы («Спросите мальчика: ты огорчен?»)

— повторение педагогом нового слова в разном контексте («Это металлическая пластина. Ложка, которую я держу в руке, тоже металлическая. Металлические вещи отличаются прочностью»);

— объяснение происхождения (этимологии) слова («Сахарница предназначена для хранения в ней сахара. Сахар – сахарница)

Для активизации словаря используются методические приемы:

— вопросы к детям, требующие ответа – констатации (Что? Где? Какой?) и ответа – размышления (Как? Почему? Зачем?)

— косвенный подсказ известного ребенку слова («Красная Шапочка верила волку. Она была… (доверчива);

— задания на подбор прилагательных ;

— договаривание детьми слов, недосказанных педагогом;

— дидактические упражнения;

— «Добавим слово» (сын – сыночек, хлеб – хлебушко, поле – полюшко; сухари – сухарница, хлеб – хлебница и т.п.)

— «Что это может быть?» (сделана из дерева – ложка, матрешка, пирамидка; можно пришить – пуговицу, кнопку; можно есть – яблоко, хлеб, огурец). Дети упражняются в согласовании местоимения с существительным в роде и числе).

  1. Воспитание звуковой культуры речи

В средней группе занятия по воспитанию звуковой культуры речи начинаются с показа и объяснения артикуляции звука, детей упражняют в произношении данного звука.

Работа над каждым звуком состоит из нескольких этапов:

— многократное произношение изолированного звука. Отрабатывается речевое дыхание (длительность, сила выдоха) и формируется звуковая и интонационная выразительность речи.

— проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук должен быть мягким и твердым (ро – ре, ла – ля);

Произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи (произношение шуток – чистоговорок, отрывков из стихотворений; использование подвижных и дидактических игр, игр – инсценировок).

Показ и объяснение артикуляции звука обязательны: произнося звук, педагог фиксирует внимание воспитанников на положении губ, зубов, языка и др. Дети способны выполнять упражнения по показу, сопровождаемому пояснениями в игровой форме( с использованием «Сказки Веселого Язычка»)

Многократность повторений обеспечивается двумя видами заданий. Задания первого вида раскрывают перед ребенком особенности, характеризующие правильное произношение каждого звука.

Задания второго ряда направлены на совершенствование произношения изолированного звука и предусматривают отработку речевого дыхания, силы и высоты голоса, интонационной выразительности речи. Задания могут выполняться всеми детьми или подгруппами, индивидуально.

Большие возможности для отработки артикуляции звука представляют слоги. Проговаривание слогов вызывает у детей неизменный интерес, если предлагать это задание как упражнение на внимание.

Отработку произношения звука в словах, несложных фразах, стихах начинают с шуток – чистоговорок (Цы – цы – цы – мы едим огурцы и т.п.) Педагог произносит чистоговорку и сразу же просит воспитанников повторить ее. Затем первую часть чистоговорки проговаривают дети (ребенок), овладевший произношением звука, а вторую все остальные. Дети овладевают умением выделять знакомый звук, интонируемый педагогом, в слове, фразе, четверостишии.

Следует периодически планировать задания:

— узнать знакомый звук в стихах, загадках (при чтении педагог выделяет нужный звук голосом);

— повторить слово так, чтобы отчетливо звучал звук;

— найти картинку (предмет), в названии которой встречается тот или иной звук.

Готовя наглядный материал, педагогу следует подбирать игрушки (предметы), в названиях которых отрабатываемый звук находится в начале (в середине, в конце) слова, произносится твердо и мягко (угол – уголь).

Содержание рассказов, игр – драматизаций должно отвечать задачам нравственного воспитания, чтобы по ходу действия дети принимали участие в добрых делах.

  1. Формирование грамматического строя речи

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

В средней группе детей продолжают учить согласованию слов в предложении, использованию в речи предлогов, формы повелительного наклонения глаголов (хотеть, лежать, ехать, бежать, скакать, нагибаться и т.п.); образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять существительные множественного числа в родительном падеже (вилок, ложек, яблок, мышей, котят и т.п.)

Для овладения морфологическими средствами языка важнейшее значение имеет воспитание у ребенка внимания к звуковой стороне слова.

Проводятся специальные игры и упражнения, позволяющие овладеть морфологическими средствами языка:

— «Что это?» «Кто это?» (Она живет в лесу – это …(белка, лиса и т.п.), съедобные ягоды – это … (малина, черника, рябина).

— «Чего не стало?» «Что изменилось?»

— «Что не так?» (кошка убегает от мышки)

— «Много и один» (много варежек и одна перчатка)

— «Хотите посмотреть?» («Хотите посмотреть, как я изображу…»)

— «Мишка сделает…» («Ляг на спинку, беги, нагнись, поскачи и т.п.)

Дети приобретают значительный запас производных слов – названий предметов, действий, качеств. На основе понимания и активного использования словарного запаса формируется способность к обобщению. Специальные задания, упражнения помогают ребенку вслушаться в слово и объяснить его («Круть и Верть. Почему так странно назвали мышат?» — «Круть все время крутился, а Верть вертелся»

Умение ориентироваться на звуковое оформление слова позволяет детям легко образовывать существительные по аналогии (книга – книжечка, дочка – доченька)

В средней группе при планировании и проведении бесед с детьми во время рассматривания игрушек, картин, наблюдений за явлениями природы необходимо предусматривать вопросы, побуждающие ребенка использовать предложения различной структуры – простые, распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные. Вопросы о качестве, свойствах предметов, особенностях явлений, обстоятельствах действия, причины и т.п.)

  1. Развитие связной речи

Детей продолжают учить диалогической речи, отвечать на разнообразные вопросы педагога.

Осваивая причинно – следственные зависимости, дошкольники в оветах на вопросы (Зачем? Когда? Как получилось? и т.п.) часто употребляют конструкции, начинающиеся союзом «потому что».

Со средней группы начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи, предусматривающая специальные занятия по обучению рассказыванию; воспитывают умение составлять описание игрушек и предметов, сюжетных картин, пересказывать художественные тексты.

Составление рассказов об игрушках и предметах.

В начале года следует провести 2 – 3 подготовительных занятия. Цель – помочь ребенку осознать, что описание проводится по определенному плану. Данную задачу удобнее всего решать на занятиях «Я начну, а вы продолжайте». Для описания выбираются два одинаковых по названию, но различных по внешнему виду предмета. Педагог рассказывает об одном предмете, а дети следуя образцу, дают описание другого.

На последующих занятиях у дошкольников формируют умение составлять описательные рассказы по одному объекту, имеющему ярко выраженные и доступные восприятию ребенка черты индивидуальности, по двум объектам (поочередной разбор). Проводятся дидактические игры: «Ушастик, угадай мою игрушку» (самостоятельное рассказывание о любом из предложенных 4 – 5 предметов); «Магазин», «Ателье», «Ярмарка игрушек». Игрушка должна привлечь ребенка своей необычностью, образностью; целесообразно показать детям за 5 – 6 минут до начала занятия и имеется возможность хорошенько рассмотреть ее особенности (мягкая, пушистая, гладкая и пр.)

На занятиях по описанию игрушки целесообразно проводить короткие (на 4 – 5 минут) игры – инсценировки. Приемы обучения, используемые в играх очень разнообразны и направлены на то, чтобы обратить внимание ребенка на особенности предмета, обогатить и активизировать словарь.

Образец описательного рассказа педагога, завершающий игру – инсценировку должен предусматривать эмоциональное общение ребенка с игрушкой. Это вызывает у детей желание рассказывать и воспитывает нравственные чувства.

Рассказывание по картине.

Для рассматривания и рассказывания по картине следует использовать картины из серии «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева), «Мы играем» (автор Е. Г. Батурина), картины из серии «Домашние животные» (автор С. Веретенникова) и др.

Картины должны быть просты по композиции и доступны по содержанию. Количество персонажей и предметов 1 – 3, что позволяет ребенку выделить и охарактеризовать главное, установить связи между объектами, понять (при соответствующем объяснении взрослого) намерения и мотивы действий персонажа, его отношение к окружающему.

При обучении рассказыванию по картине ведущим приемом является образец. Рассказ педагога должен состоять из 7 – 10 предложений (в конце года 10 – 13), отражать конкретное содержание картины, быть интересным, эмоциональным, образным.

Первые самостоятельные рассказы детей содержат 2 – 3 предложения:

— ориентируясь на образец, передают главное;

— ориентируясь на образец воспроизвести то, что наиболее интересно самому ребенку.

Умением составлять описательные рассказы по картине дети овладевают легко. К концу года рассказы могут состоять из 5 – 8 предложений и отличаться последовательностью изложения.

Пересказ.

При отборе художественных произведений для пересказа педагогу необходимо руководствоваться требованиями:

— небольшой объем;

— четко выраженная последовательность действий;

— доступный детям словарь;

— несложный синтаксис (короткие фразы; простые формы прямой речи и т.п.)

Беседа по тексту должна включать не только вопросы по содержанию, но и упражнения по выразительному пересказу диалогов. Отрабатывая интонационную выразительность речи у воспитанников педагог облегчает запоминание текста.

Пересказывая, ребенок нуждается в помощи взрослого (особенно в начале года). Рассказам детей свойственны длительные паузы. Дети волнуются, часто меняют позу (переступают с ноги на ногу, теребят одежду, вздыхают и т.п.). Снять напряженность пауз позволяет прием отраженной речи педагога. Благодаря этому приему для ребенка и его сверстников паузы почти не ощущаются и пересказ звучит плавно. Кроме того, многие дети рассказывают тихо. Попытка заставить говорить громче – мера временная, так как обеспечивает громкость произнесения лишь следующей фразы. Отраженная речь педагога «срабатывает» как прием (фразу, тихо произнесенную ребенком, педагог повторяет более громко и выразительно).

Когда ребенок забывает текст, принято предлагать наводящий или подсказывающий вопрос. Как правило, дети данного возраста ограничиваются односложными ответами. Поэтому в первой половине года целесообразнее прибегать не к вопросам, а к подсказу всей фразы или ее начала.

  1. Работа по ознакомлению с окружающим и развитию речи вне занятий

На пятом году жизни расширяется круг представлений ребенка о деятельности людей, о предметах и явлениях окружающего мира. Возникают новые поводы для общения со сверстниками и взрослыми. Ребенок рассказывает о своих впечатлениях, о литературных произведениях, о замысле игры, о просмотренном фильме, о взаимоотношениях с товарищами.

У ребенка возникает необходимость договариваться со сверстниками о предстоящей игре (о распределении ролей, выполнении правил и др.) На этой основе продолжает совершенствоваться монологическая речь, возникают новые ее формы: оценка, указания и др. Дети сопровождают речью игровую, трудовую деятельность, что способствует умственной деятельности.

Особое место в воспитательно – образовательной работе занимает ознакомление с трудом взрослых. Важно раскрыть перед ребенком общественный характер труда, его направленность на благо всех людей; формировать представление о том, что работа каждого важна, без нее не обойтись.

Во время прогулок следует чаще выходить за пределы территории детского сада; привлекать внимание к тому, что происходит вокруг; знакомить с правилами перехода улиц; обращать внимание воспитанников на изменения, происходящие в окружающем (строится дом, к празднику украшается город и т. п.), подчеркивать значимость.

Для уточнения представлений детей об окружающем целесообразно использовать дидактические игры: «Когда это бывает?», «Растет не растет», «Из чего сделана вещь?», «Кто что ест?» и др.; настольно – печатные игры: «Переезжаем на новую квартиру», «Ателье», «Какие цвета использованы?» и др. (см. в кн. Швайко Г.С. «Дидактические игры и упражнения для развития речи»), показ предметов, картин. В целях развития ориентировки в окружающем следует чаще давать детям задания – поручения (отнеси книгу воспитателю другой группы, пригласить медсестру и т.п.), объясняет правила поведения (постучать в дверь; поздороваться; поблагодарить за оказанную помощь; вести себя спокойно в комнате, в которой кто-то работает и т.п.). Усвоенные правила поведения в средней группе должны стать регулятором поведения ребенка.

Предусмотрено ознакомление дошкольников с Армией. В целях закрепления представлений педагог организует рассматривание иллюстраций, фотографий, фильмов.

Продолжается работа по звукопроизношению. С детьми (подгруппа 2 – 3 ребенка) проводятся упражнения, способствующие развитию речевого аппарата, игры с пением, стихами: «Кот и мыши», «Огородная – хороводная», «Мы на луг ходили», «Заинька выходи», «Дед Мороз и дети» и др.) Для развития правильного дыхания используются игровые приемы: «сдувание одуванчиков», « пускание мыльных пузырей», «поддувание лодочки» и др.

Педагог должен вести систематическую индивидуальную работу с воспитанниками, имеющими недостатки в произношении. Напоминает ребенку, как надо произносить звук, упражняет в правильном произношении, закрепляет произношение звука в отдельных словах фразовой речи, используя народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, стихотворения. Беседа педагога с детьми – основной методический прием развития активной речи. Педагогу в течение дня обязательно следует поговорить с каждым ребенком, выслушать его («Чем любишь заниматься?», «Какие у тебя игрушки, как ты с ними играешь?» «Как зовут твою бабушку (брата, сестру)?» и др.) Постоянное индивидуальное общение способствует воспитанию культуры речевого общения.

Вне занятий педагог может читать воспитанникам художественную литературу, драматизировать произведения, показывать театр (настольный, теневой, пальчиковый и т.п.)

15

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лав 52 от печени инструкция по применению таблетки цена
  • Все плюсы демократического стиля руководства
  • Адресная справка на ребенка через госуслуги пошаговая инструкция
  • Руководство по эксплуатации мерседес 609
  • Indesit innex инструкция по эксплуатации 6кг