Методические руководства по развитию речи в дошкольном образовании

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Речевое развитие

Основные
направления работы по развитию речи детей в ДОУ

                                            Воспитатель
Данилевская В.В.

     Одной
из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения,
является развитие речи детей.

Речь как
ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От
качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности
педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на
прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности
ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском
сообществе.

Согласно
Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования
содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение
целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на
основе владения литературным языком своего народа через решение следующих
задач:

• Овладение
речью как средством общения и культуры;

• Обогащение
активного словаря;

• Развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Развитие
речевого творчества;

• Развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство
с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы;

• Формирование
звуковой аналитико — синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Процесс
формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических,
но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются
общие исходные положения, руководствуясь которыми, педагог выбирает средства
обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми
языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему
общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность,
наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность,
индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во
взаимосвязи друг с другом.

Применительно
к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития
детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические
принципы развития речи и обучения родному языку.

• Принцип
взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на
понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие
которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные
представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с
мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы,
направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов.

• Принцип
коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип
основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании
языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду
– развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую
направленность процесса обучения родному языку.

Настоящий
принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы
по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как
средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах
деятельности.

• Принцип
развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное
владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и
использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на
подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и
закономерности.

• Принцип
формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается
на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание
взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода
внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не
просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения
является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность
создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить
именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.

Леонтьев
выделяет три способа осознания, которые часто смешиваются: произвольность речи,
вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется
произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность
является показателем степени сформированности речевых умений.

• Принцип
взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного
образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при
котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.

• Принцип
обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента
в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера
успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в
процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы
определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной
деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной
образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения, снимается
естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на
вопрос, пересказать сказку, что-то повторить.

• Принцип
обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в
том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая
активность является одним из основных условий своевременного речевого развития
ребенка. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание,
восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и
пониманию речи педагога.

Основные
направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

— Развитие
словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с
контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);


Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и
произношения), любви и интереса к художественному слову;

— Развитие
связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);


Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и
слова, нахождение места звука в слове);


Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).

В
практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы:

Наглядные:


Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,
экскурсии);


Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек
и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

-Чтение и
рассказывание художественных произведений;

-Заучивание
наизусть;

-Пересказ;

-Обобщающая
беседа;

-Рассказывание
без опоры на наглядный материал.

Практические:

-Дидактические
игры;

-Игры-драматизации;

-Инсценировки;

-Дидактические
упражнения;

-Пластические
этюды;

-Хороводные
игры.

Для
развития речи используются разнообразные средства:

• общение
взрослых и детей;

• культурная
языковая среда, речь воспитателя;

• обучение
родной речи и языку на занятиях;

• художественная
литература;

• различные
виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Рассмотрим
кратко роль каждого средства.

Важнейшим
средством развития речи является общение.

В
отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой
деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах
отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем
психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.

Речь,
являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения.
Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс
взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью
материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а
формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и
развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка.
Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой
способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами
речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое
строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Методические рекомендации «Развитие речи детей 
дошкольного возраста»

Развитие речи детей 
дошкольного возраста

Цель: 

— повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

— уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста и речи педагога;

— способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара:

1. Требования к качеству речи педагога ДОУ.

2. Обсуждение, методов развития речи детей

3. Практикум «Проверьте свою грамотность».

4.  Рефлексия.

«ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!»

Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения

            Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Методы речевого развития детей

Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Совокупность методов речевого развития детей предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой культуры как предпосылки обучения грамоте.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда — это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.

Предметно — развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Развитие речи посредством художественной литературы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Развитие речи средствами дидактической игры

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Экскурсии как метод развития речи детей

Экскурсия [лат. excursio – поездка] – одна из форм  образовательно – воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.

Целью экскурсий является, уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.

Сюжетно-ролевая игра

Оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:

— закреплению навыков пользования инициативной речью,

— совершенствованию разговорной речи,

— обогащению словаря,

-формированию грамматического строя языка и т. д.

Театрализованная деятельность

Делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения , развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.

Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи.

Пальчики

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Пальчиковая гимнастика:

 —Способствует овладению навыками мелкой моторики;
— Помогает развивать речь ребенка;
— Повышает работоспособность коры головного мозга;
— Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
— Снимает тревожность.

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики два взаимосвязанных неразрывных процесса.

Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

  • игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.);
  • пальчиковые игры;
  • лепка;
  • массаж пальцев и кистей;
  • пирамидки;
  • игрушки – шнуровки;
  • Кубики
  • сухой бассейн.

Художественное творчество — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.

Прогулка — это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.

Во время игры педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

Использование информационно – коммуникативных технологий

Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки.

Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.

Работа с родителями

Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.

Практикум «Проверьте свою грамотность».

Организация: Предложить выбрать жюри и разделиться на 2 команды, У каждого участника игры на стуле лежит буква (гласные и согласные в равном количестве). Участникам игры необходимо разделиться на две команды: команду гласных букв и команду согласных букв.

  1. Задание Разминка: На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”.

(Это задание оценивается по одному баллу за правильный ответ).

Члены команд по очереди быстро и не задумываясь, заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

1.Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).

2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3.Через горы и леса в край родной летит… (птица).

4.Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(белки).

5.Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).

6.Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).

7.Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух

8.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка

9.Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка

10.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что… кит? корова

11.Кружевную паутину сплел искусно… Буратино? паук

12.В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два…? петуха

13.Очень медленно и тихо по листу ползет…? улитка

14.Нарушая утром тишь, Распевает в роще…? Соловей

15.В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я -…? рыба

16.Меж коряг устроил домик шар колючий — добрый… гномик? ёж

17.Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?… крот? цыпленок

18.Ква-ква-ква — какая песня! Что быть может интересней, что быть может веселей? А поет вам… соловей? лягушка

19. Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).

20. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? 3 кг

21. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).

22.Как далеко в лес может забежать заяц? Ответ: до середины. Дальше он уже выбегает из леса.

25.Куда идет цыпленок, переходя дорогу? Ответ: на другую сторону дороги.

26.Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Когда дверь открыта.

  1. Задание  Говорун

Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.

(Командам предлагается бросить кубик и выбрать скороговорку. Их всего 6.

Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.

На подготовку дается 3 минуты. Максимум за это задание можно получить 3 балла (слаженность, быстрота, четкость).

• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.

• Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.

• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.

• Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.

• Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ,

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

  1. Родственные (однокоренные) слова”.

На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.

Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки.( оценивается по одному баллу за слово

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье. . 

Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный. 

  1. Почему так называется?” (Этимология).

Задание: Объяснить, почему так называются растения.

  • Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа. 
  • Шиповник – веточки покрыты острыми шипами. 
  • Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой. 
  • Смородина – “смрад” — запах, листья и ягоды сильно пахнут.

5. Найдите похожие по звучанию слова:

Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе. (кто быстрее и правильнее назовет слово, той команде балл)

  • Спички – синички,
  • Врач – мяч,
  • Значок – крючок,
  • Ключи – кирпичи,
  • Стол – пол,
  • Халат – салат,
  • Елка – иголка,
  • Белка – стрелка,
  • Зайцы – пальцы,
  • Яйцо – крыльцо,
  • Огурец – продавец,
  • Дворец – певец,
  • Пирог – творог,
  • Ворона – корона,
  • Топор – забор,
  • Нора – дыра.

   6. “Пословицы и поговорки”. Исправьте ошибки в пословицах.

Задание: Найти ошибку и исправить.

  • После драки много хромых (Храбрых).
  • Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
  • Пришел, увидел, купил (Победил).
  • У каждого своя голова на шее (Плечах).
  • Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
  • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
  • На всякий урок (час) ума не напасешься.
  • Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
  • Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

7.  «Проверьте свою грамотность». Ударение

Командам раздаются листы с написанным в них одинаковым набором трудных слов

. Необходимо проставить в словах ударение. (На это задание дается 4 минуты.

Затем команды меняются листами и проверяют, а ведущий зачитывает правильные ответы. Если все слова написаны правильно, то команда получает 5 баллов.1 ошибка минус 1 балл.)

Иконопись

глАжение,

квАшение,

крАшение,

обеспЕчение,

сосредотОчение,

газопрОвод,

мусоропрОвод.

каталОг,

пЕтля.

          Рефлексия.  «Солнце и туча».  

Если Вам понравился Семинар – практикум, то приклейте лучик к весёлому солнышку. Если не понравился, то к грустной тучке капельку.

Обсуждение Семинара – практикума с коллегами.

В
основе   системы речевой работы
должен лежать комплексный подход,
направленный на решение   задач,
охватывающих разные стороны речевого
развития — фонетическую, лексическую,
грамматическую, и на их основе — развитие
связной речи.

Центральной
задачей такого обучения является
формирование языковых обобщений и
элементарного осознания явлений языка
и речи.

В
обучении надо обращать внимание на все
стороны речевого развития.

В
словарной работе особое внимание надо
уделять семантическому аспекту, используя
следующие методы и приемы: подбор
синонимов и антонимов к изолированным
словам и словосочетаниям; замена слова
в словосочетании, подбор наиболее
точного слова по смыслу; составление
предложений со словами синонимического
ряда; составление словосочетаний и
предложений разного типа со словами
разных частей речи; нахождение многозначных
слов в пословицах, поговорках, загадках,
скороговорках и в литературных
произведениях — сказках, стихах, рассказах;
рисование на тему многозначного слова
и последующее рассказывание о нарисованном;
составление рассказов на самостоятельно
выбранную тему.

Задания
по словарной
работе тесно
переплетать с задачами по формированию
грамматического строя речи.

Необходимо с детьми беседовать
о том, что такое описание, сюжетный
рассказ. Точность словоупотребления
формировать в таких упражнениях, когда
дети образовывают слова со смысловыми
оттенками увеличительности,
уменьшительности, ласкательности.

Каждое
занятие и все упражнения должны быть
направлены на то, чтобы использовать
слово, словосочетание, предложение в
связном высказывании, а представление
о структуре закреплялось в рассказывании
по серии сюжетных картин.

Выявление
уровня речевого развития нужно
проводить по всем сторонам: фонетической,
лексической, грамматической во взаимосвязи
с развитием монологической речи.

11. Фронтальные проверки организации деятельности педагогов по развитию речи детей.

Одной из форм методической
работы является контроль посещения
групп, ознакомление с работой воспитателя,
методическая помощь воспитателю в
области развития речи с определенной
целью.

Целью посещения может быть
наблюдение за приемами работы воспитателя.
Для посещения заведующая может из­брать
любое время дня, по желанию просмотреть
какой-то вид деятельности полностью
(всю прогулку, занятие).

Заведующая
может заранее наметить в своем плане
вопросы, которые требуют ее внимания в
первую очередь. К ним относятся контроль
за выполнением воспитателями основных
задач по развитию речи в отдельных
возрастных группах (речевая активность
детей на занятиях в младших группах),
фронтальная работа по звуковой культуре
речи (на занятиях и вне их) в средней
группе, обучение рассказыванию и
индивидуальная работа по звукопроизношению
в старших группах, а также методика
непосредственного наблюдения (во всех
группах).

Посещая группу, заведующая всегда
должна прислушиваться к речи воспитателя.

Посещая группу, заведующая должна
помнить правило: не вмешиваться в ход
работы воспитателя, поддерживать его
авторитет у детей. Лучше всего при этом
вести записи, отмечая как положительное,
так и отрицательное. В заключение нужно
побеседовать с воспитателем о результатах
наблюдений. Посещая группу вторично,
заведующая сопоставляет новые данные
с предыдущими.

Беседы с детьми — полезная форма
ознакомления заведующей с уровнем
работы по развитию речи в группе, а также
прямой путь воздействия на речь
воспитанников (похвала, замечания,
советы старшим детям, создание
эмоциональных мотивов для совершенствования
речи — предложение выступить на
празднике, принести в группу и показать
новую игрушку и т. д.). Беседы могут
возникать непреднамеренно, при встрече
с детьми на прогулке, в групповой комнате,
в коридоре. По возможности чаще нужно
беседовать с детьми, которые имеют
какие-либо отклонения в речи или требуют
внимания, ласки.

Изучение
письменных материалов. Содержание этой
работы составляет проверка календарных
планов. Совместно с воспитателями
обсуждаются конспекты занятий, сценарии,
доклады.

Соседние файлы в папке GOSY

  • #
  • #
  • #

 Методические рекомендации по речевому развитию дошкольников в условиях ФГОС

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.

Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой.

Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных методов и приемов развития детской речи.

Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития (речевой уголок).

Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.

Литературный центр

Возрастная группа

Оснащение книжного уголка

Вторая группа раннего возраста

В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

1) книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;

2) книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);

3) книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;

Младшая

группа

В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг:

1) книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;

2) книги с обычной листовой структурой;

3) эстампы на темы русских народных сказок.

4) сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Средняя

группа

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные — в шкафу):

1) книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;

2) альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;

3) открытки для рассматривания по произведениям;

4) портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин;

5) тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);

6) материал для ремонта книг

Старшая

группа

1) 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);

2) портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский;

3) книги, рекомендованные программой;

Подготовительная

группа

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка книжками – малышками.

Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребѐнка, учѐтные карточки на каждую книгу и др.)

Речевой центр

Возрастная

группа

Наполняемость речевого уголка

Младший

дошкольный

возраст

1. Наборы картинок и открыток по основным лексическим темам и для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детѐнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода и др.

2.наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3 Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4. . Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, — сказочной, социобытовой)

7. Лото различного типа («Домашние животные и птицы», «Дикие животные» и др.).

8. Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек).

9. Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки и др.

10. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; погремушки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.

11.Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.энциклопедии («умные» книжки), словари;

Средний дошкольный возраст

1. Наборы картинок по лексическим темам и для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.

2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.

3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).

4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).

5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).

6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).

7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.

9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).

10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).

11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).

12. Набор кубиков с буквами.

13. Набор карточек с изображением предмета и названием.

14. Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек).

15. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности

16. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и др.

17. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.

18. Пособия для развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.

Старший

Дошкольный

возраст

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, «Листочки»; «Бабочки» и др.).

2. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для автоматизации звуков и их; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ);

3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

6. Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте

7. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности

8. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

9.Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.

10. Аудиозапись со звуковыми эффектами.

11. Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.

На мой взгляд, краткие памятки для педагогов будут хорошими помощниками, особенно  для молодых специалистов.

Памятка1

Требования к детскому рассказу

— рассказ должен быть достоверным (ребенок не должен искажать факты и явления);

— рассказ должен излагаться ребенком самостоятельно (не следует перебивать ребенка, лучше потом вместе оценить его содержание);

— в процессе рассказа ребенок не должен отходить от темы;

— дошкольник должен уметь устанавливать причинно-следственные связи;

— предложения должны быть распространенными (если ребенок употребляет простые конструкции, после рассказа можно задавать уточняющие вопросы и просить повторить предложения);

— рассказ должен быть достаточно выразительным. Для этого перед составлением рассказа, на этапе анализа иллюстраций можно попросить найти выразительные, точные слова, которые передают поведение героев. Ребенок повторяет предложение с этим словом, а затем переходит к составлению рассказа.

— культура рассказывания (не нужно ходить при рассказывании, не следует резко менять положение, отвлекаться; стараться смотреть на слушателя, не говорить слова «ну», «вот». «итак»)

Методические советы при подготовке к рассказыванию.

1. Для того чтобы получился связный рассказ, необходимо решить три задачи.

1.1- ребенок должен понять, о чем нужно рассказывать. Воспитатель подробно объясняет, о чем нужно говорить. В работе со старшими дошкольниками не следует самому воспитателю подробно объяснять тему. Вместо этого сообщаем тему и вместе с детьми обсуждаем, о чем нужно рассказать. В процессе предупредить ошибки, которые помешают раскрытию темы.

1.2- нужно составить план рассказа. Для этого с помощью вопросов подумать, о чем ребенок расскажет вначале, как продолжит повествование, каким образом закончить рассказ.

1.3- с вниманием отнестись к отбору языкового материала (использование синонимов, подбор слов для более выразительных речевых конструкций).

2. Большую роль играет образец речи воспитателя (раскрывает тему выразительно, последовательно, связно).

Памятка 2

Методические  приёмы при руководстве беседой

Не давать детям удаляться от главной темы.

Неуклонно вести к конечным выводам.

Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.

Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринуждённо. Краткий ответ, раз он логичен и грамматически верен, может быть убедительнее распространённого.

Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть такой же цели путём краткого указания, напоминания.

Побуждать детей к вопросам.

Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.

Вызывать соревнование в желании высказаться ясно и изысканно. Эти  рекомендации можно отнести к проведению беседы на любую тему.

Памятка 3

Методика заучивания стихотворения.

При заучивании стихотворения с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:  

-вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;

-помочь понять содержание;

-обеспечить запоминание;

-научить выразительно  читать;

 -воспитывать любовь к поэзии.

 Построение занятия по заучиванию стихотворения имеет много общего со структурой занятий по пересказу.

В начале занятия желательно провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей. Можно показать игрушку, картину, близкие теме стихотворения.

Выразительное чтение воспитателем стихотворения, повторное его чтение.

В старших группах, перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить, и проводят небольшую разъяснительную работу, беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.

После беседы вновь звучит чтение воспитателя.

Чтение детьми стихотворения. Стихотворение заучивается целиком. Повторение стихотворения индивидуально, а не хором.

        В начале занятия стихотворение повторяют быстро запоминающие дети. Воспитатель по ходу  подсказывает текст.

        Закончить занятие по заучиванию стихотворения можно наиболее ярким исполнением.

Памятка 4

 Игровые пособия в речевом развитии детей.

Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях.

Применение колец Луллия решает следующие задачи:

ознакомление с окружающим миром,

развития фонетико-фонематической стороны и лексико-грамматического строя речи,

развитие высших психических функций интеллектуальное развитие ребенка.

Кольца Луллия позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

« Найди детёныша»

Цель :формирование знаний о животных

и их детёнышах

«Один – много»

Цель :закрепление и различие

понятий «один – много»

«Кто что ест»

Цель: закрепление знаний о животных и о их пищевой потребности

«Детские игрушки»

Цель: закрепление знаний о игрушках, умение разделять их по половому различию

Памятка 5

Использование сказочного сюжета на занятии

Часто на занятии педагоги используют сказочный сюжет. Сказочный сюжет представляется, как последовательность определённых событий.

Обнаружение нехватки какого-то предмета (нарушение запрета, в результате чего какой-то персонаж пропал, похищен), неосуществлённого желания; отсылка (или самостоятельный уход) героя за недостающим объектом.

2.Встреча героя с дарителем волшебного средства;  предварительное испытание героя (на силу, ловкость, доброту, смекалку и т.п.

3.Получение героем волшебного средства от дарителя; преодоление с его помощью препятствий на пути к недостающему объекту.

4.Встреча героя с обладателем  недостающего объекта; основное испытание героя.

5.Победа героя и получение им искомого объекта.

6.Возвращение героя и получение им награды.

Если подставить в эту схему конкретных персонажей и описать их конкретные действия, получится новая, придуманная вами сказка.

Памятка 6

Роль дыхательной гимнастики на занятиях по развитию речи.

Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.

Не забудьте!  Ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с  поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

«Футболисты»

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

                                     

«Кораблики»

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, — то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

                                      

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

                                       

Памятка 7

Роль игровых пособий по развитию мелкой моторики .

Пальчиковые и жестовые игры в развитии речи неоценимы. Простые и увлекательные они, в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас.

Предлагаю вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно провести.

Игры с макаронами

Игры с макаронами развивают мелкую моторику, зрительное восприятие, творческие способности и чувство композиции. 

Игры с крышками

Цель: Подбирать по цвету крышки, выложить рисунок.

Фигурки из прищепок

   В группе имеются прищепки. Дети выполняют из них различные фигурки. Игра сопровождается стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения можно использовать на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает прищепки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.

Игры с каштанами, грецкими орехами.

Каштаны и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями.

Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Помимо катательных движений, орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Берия руководство нквд годы
  • Кгб fx7 сигнализация с автозапуском инструкция
  • Ацидофилин инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Глюкометр gluneo lite инструкция на русском
  • Пресненская межрайонная прокуратура г москвы руководство