Методическая работа с классными руководителями
по организации воспитательной работы
Цель: Повышение эффективности использования активных педагогических технологий в деятельности классного руководителя.
Совершенствование мастерства педагогов, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.
Задачи:
1. Внедрение современных воспитательных технологий в работу классных
руководителей.
2. Активизация работы по изучению, обобщению и распространению передового
опыта по теме «Современные воспитательные технологии».
Воспитательные задачи:
1. Продолжить формирование активной гражданской позиции через внедрение
активных педагогических технологий.
2. Формировать у учащихся устойчивые нравственные идеалы через воспитание
потребности в здоровом образе жизни.
3.Осуществлять конструктивное партнерство школы и семьи по предупреждению асоциального поведения учащихся. Совершенствование профилактической работы.
4. Создать условия для формирования у школьников трудовых навыков и способствовать своевременному
План заседаний МО классных руководителей
№п/п |
Тема заседания |
Сроки |
1 |
Воспитательная система как эффективный способ организации воспитательного процесса |
Октябрь |
2 |
Внедрение в воспитательный процесс современных педагогических технологий и средств воспитания |
Декабрь |
3 |
Семинар Внеклассная работа с учащимися как направление воспитательной деятельности в современной школе |
Февраль |
4 |
Анализ деятельности МО за год обсуждение перспективного плана работы на новый учебный год |
Май |
Консультации для классных руководителей
№п/п |
Тема |
Сроки |
1 |
Деятельности классного руководителя |
Сентябрь |
2 |
Система воспитания в классе. Виды деятельности учащихся |
Октябрь |
3 |
Методика проведения творческих дел в классе |
Ноябрь |
4 |
Технология подготовки и проведения родительских собраний |
Декабрь |
5 |
Работа с активом класса |
Январь |
6 |
Индивидуальная работа с трудными учащимися |
Февраль |
7 |
Педагогический анализ воспитательного мероприятия |
Март |
8 |
Самоанализ деятельности классного руководителя за год |
Апрель |
Инструктивно-методические совещания классных руководителей по вопросам организации воспитательной деятельности
Месяц |
Тема |
Август |
Определение стратегии воспитательной работы на новый учебный год 1. Знакомство классных .руководителей с инструктивно-методическими письмами по вопросам организации воспитательной работы в ОУ, инструкциями и приказами по ОУ 2. Ознакомление с содержанием годового плана на новый учебный год. Новых направлений воспитательной системы школы. Содержание и планирование воспитательной работы кл.руководителя. 3. Функциональные обязанности и содержание деятельности кл.руководителя. Документация кл.руководителя. 4. О единых требованиях к внешнему виду, поведению учащихся в школе 5. Методические рекомендации по празднованию Дня знаний. |
Сентябрь |
Безопасность жизнедеятельности ОУ 1. Ознакомление с программой работы школы по обеспечению безопасности жизнедеятельности ОУ, охране и укреплению здоровья учащихся 2. О соблюдении ТБ в школе и за ее пределами. 3. Ознакомление с планом проведения декады безопасности. Методические рекомендации по проведению месячника безопасности. 4. Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ |
Октябрь |
Организация работы с социально тревожными семьями и детьми группы риска 1. Организация индивидуальной работы с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле и в ОДН 2. Рекомендации по оформлению установленной документации по работе с семьей. 3. проведение рейдов «Подросток» на осенних каникулах 4. Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ |
Ноябрь |
Охрана и укрепление здоровья учащихся 1. Организация работы по профилактике курения, алкоголизма, наркомании и пропаганда ЗОЖ среди учащихся. 2. План проведения месячника по спортивно- оздоравительной работе 3. Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ |
Декабрь |
Профилактика правонарушений несовершеннолетних 1. Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности 2. План проведения месячника по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Методические рекомендации по проведению месячника. 3. Организация и проведение рейдов «Подросток» . 4. Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ |
Январь |
О порядке осуществления внутришкольного контроля воспитательной работы 1. Схема анализа плана воспитательной работы классного руководителя. 2. Программа анализа воспитательного мероприятия 3. Анализ воспитательной функции урока. 4. Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ |
Февраль |
Гражданско-практическое воспитание учащихся. 1. Реализация программ гражданско-патриотического воспитания учащихся. Новые воспитательные технологии по формированию гражданско-патриотической культуры учащихся. 2. План проведения месячника по гражданско-патриотическому воспитанию. Методические рекомендации по проведению месячника. 3. Методические рекомендации по празднованию Дня защитника отечества и 8 марта. 4. Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ |
Март |
О проведении школьного фестиваля 1. План проведения фестиваля. 2. Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ |
Апрель |
Системный анализ воспитательного процесса как условие его оптимизации 1. Оценка и анализ профессиональной деятельности классного руководителя за год. Самоанализ деятельности классного руководителя. 2. Уровень воспитанности школьников, как критерий воспитательной деятельности классного руководителя. 3. Методические рекомендации по проведению Недели памяти в школе. 4. Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ |
Май |
Организация летнего отдыха учащихся 1. Проблема организации летнего отдыха учащихся из социально тревожных семей. 2. Организация работы школьного оздоровительного лагеря. 3. Методические рекомендации по проведению праздника Последнего звонка и выпускного вечера. 4. Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ |
Контроль
1. Планирование воспитывающей деятельности школьников в классах, кружках и секциях (сентябрь, январь, совещание.при директоре)
2. Изучение интересов и склонностей учащихся (октябрь, МО)
3. Качество общешкольных мероприятий, классных.часов, кружковых и секционных занятий (декабрь, апрель, совещание при директоре.)
4. Уровень воспитанности учащихся (май, МО)
5. Охрана жизни и здоровья детей, формирование ЗОЖ (апрель, совещ при дирт)
6. Выполнение планов воспитательной деятельности школьников в классах, кружках, секциях (декабрь, май, МО)
7. Состояние духовно-нравственного воспитания учащихся 5-9 классов (март, Совещание .при директоре)
8. Состояние индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в пед.поддержке (декабрь, МО)
9. Организация и состояние работы кл.руководителей (сентябрь, февраль, апрель, совещ.при дир.)
10. Организация и состояние работы воспитателей ГПД ( октябрь, апрель, совещ.при дир)
11. Организация и состояние работы с органами ученического самоуправления (январь, МО)
12. Реализация программы «Мы вместе». Взаимодействие кл.рук с семьей по профилактике правонарушений и предупреждению употребления наркотиков ( окт., апрель, МО)
13. Охрана труда и ТБ во внеурочной деятельности учащихся ( ноябрь, январь, март, май, совещание при директоре)
14. Состояние работы с социально тревожными семьями и детьми «группы риска» Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле и ОДН (январь, совещ при дир)
15. Организация работы кл рук на каникулах ( ноябрь, март, МО)
16. Работа классных руководителей с дневниками учащихся (в течение года, МО)
17. Ведение документации кл. рук и руководителями кружков и секций (совещ при дир., октябрь, январь, май)
18. Состояние гражданско-патриотического воспитания в школе (февр, совещ при дир)
19. Состояние работы по профилактике правонарушений (совещаание при директоре, октябрь, январь, март, май)
20. Состояние и результативность воспитывающей деятельности(педсовет, март)
21. работа органов ученического самоуправления (совещание при диркторе,ноябрь)
Организация
методической работы
с классными
руководителями
Хисаметдинова Л.Х.,
методист высшей квалификационной категории
научно-практической лаборатории «Поиск»
ГБУДО «Оренбургский областной Дворец
творчества
детей и молодежи»
Методическая работа — важнейшее
звено системы непрерывного образования и развития членов методического
объединения классных руководителей. Методическая работа дает возможность классным
руководителям не только участвовать в реализации школьных программ, но и
принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации
экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие их творческого
потенциала, направленного на формирование и развитие личности учащегося.
Ежегодно оформляем методический
атлас. Он создан в электронном варианте, что позволяет работать с информацией,
добавлять и корректировать её.
Оформляем карту профессиональных
потребностей классных руководителей.
Центральный элемент
профессионализма классного руководителя – его научно-педагогическая
компетентность, тонкое понимание сложности становления личности, умение
анализировать любую ситуацию. Разумеется, система новых профессиональных
навыков должна быть заложена в содержание программы по подготовке классного
руководителя и совершенствованию его педагогического мастерства, что
достигается в процессе обучения специальными упражнениями, несущими в себе
одновременно и функцию проверки. Иллюзорная уверенность классных руководителей,
что они поняли и овладели инновационными операциями и завтра воспроизведут их в
рабочей практике, рассеивается очень быстро: «завтра» показывает, что старые
традиции живучи и не допускают ничего нового. И только система упражнений
позволяет произвести замещение старых профессиональных навыков новыми. Поэтому
занятия с классными руководителями носят в основном практический характер.
Формы занятий
Традиционные
• лекции
•
семинарские занятия
•
семинары-практикумы
•
конференции
• диспуты
•
дискуссии
• обмен
опытом
•
собеседования
•
педагогические консилиумы
•
консультации
• посещение
и анализ внеклассных мероприятий с последующим анализом и самоанализом
Нетрадиционные
•
методический диалог
• школы
педагогического
мастерства
•
месячники инициативы и
творчества
молодых учителей
•
дискуссии
•
педагогические ринги
•
«мозговой штурм»
•
динамические творческие
группы
•
социально-педагогические
тренинги
•
фестивали педагогических
идей
• деловая
(ролевая) игра
•
ситуативные тренинги
•
методические посиделки
• защита
позиций
(планов,
идей и т.д.)
• панорама
опыта
• беседа
за круглым столом
Достижение целей воспитания
предполагает осуществление особым путём организованной педагогической
деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых.
Формированию качеств личности
способствует внедрение в воспитательный процесс современных педагогических
технологий.
Воспитательная технология –
совокупность форм, методов и средств воспроизведения теоретически обоснованного
процесса воспитания, позволяющего достигать поставленной воспитательной цели.
Каждая технология имеет собственное
назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке.
На занятиях МО предлагается
изучение следующих воспитательных технологий:
Технология критического мышления
Данная технология основана на развитии у
учащихся аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана на
постановку проблемы и поиск её решения.
Технология личностно-развивающего диалога
Диалогическая педагогическая деятельность
направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению
диалогического опыта решения личностью значимых проблем.
Технология проведения дебатов
Суть ее в формировании умения убедить
нейтральную сторону в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы оппонента.
Технология проведения гражданского форума (с
использованием ИКТ)
Используя возможности ИКТ, участники форума
сравнивают различные подходы к решению значимой проблемы. Формируется навык
выработки общественного суждения в диалоге, в поиске компромисса, в предвидении
последствий принятых решений.
Формированию необходимых умений и
навыков у учащихся способствуют интерактивные методы и приёмы.
Формы и методы:
Метод «ПОПС» –
формула. Позволяет сформулировать своё мнение в чёткой, сжатой форме. П –
позиция. О – обоснование. П – пример. С – следствие.
Метод «Погружение».
Погружение в историческую эпоху предполагает непосредственное соприкосновение
учащихся с традициями, обычаями, документами того времени, активизирует
познавательный интерес учащихся, у которых создаётся целостная картинка
какого-либо этапа, эпохи, периода.
Метод «Кейс-стади».
Это методика ситуативного обучения, основанная на реальных примерах, взятых из практики,
и требующая от ученика поиска целесообразного решения в предложенной ему
практической ситуации.
Метод «Шкала мнений».
Этот метод – хорошее начало для работы с дискуссионными проблемами и вопросами.
Его полезно использовать для того, чтобы продемонстрировать разнообразие
мнений, дать возможность высказать свою точку зрения.
Методика дискурсивной
деятельности.
Дискуссия – групповое размышление над каким-либо
вопросом жизни, через эмоции и разум обретение личностного смысла,
определяющего общий образ жизни. Дискурсивная деятельность имеет множество
форм: беседа, конференция, социально-ролевая игра, анализ афоризмов, философские
вечера и т.д.
Знание теоретических концепций и
технологического инструментария позволяет педагогам подбирать наиболее
приемлемые и эффективные формы воспитательной работы с детьми, корректировать
свою педагогическую деятельность. Обучая классных руководителей новым
технологиям, формам, методам, нужно закрепить занятиями в практической форме и
дать классному руководителю методические рекомендации по использованию данных
методов.
Результаты деятельности по выполнению функций классного руководителя.
Я являюсь классным руководителем 5 д класса.
Цель воспитательной работы в данном классе в самом начале учебного года я видела в создании условий для адаптации учащихся в среднем звене школы, ведь у пятиклассников в начале года наблюдается относительно высокая тревожность, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Вдобавок приближается «трудный возраст», когда ребенок становится подростком. Ведущей деятельностью на данном этапе является выстраивание межличностных отношений, межличностное общение, но при этом основным занятием остается учеба. В условиях перехода ребенка из начальной школы в среднее звено важно, чтобы в учениках сформировалось чувство уверенности и защищенности в изменившихся условиях. Поэтому я стараюсь создавать атмосферу творчества, стимулировать успех, помочь каждому ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности.
Задачи классного руководителя: организация всех видов деятельности (индивидуальной, групповой и коллективной), вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Основными подходами в организации мною воспитательного процесса являются духовно-нравственный, системный и личностно-ориентированный. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребенка основная тенденция современной школы.
Мой класс состоит из 19 человек:8 мальчиков и 11 девочек. Социальный статус – средний. С точки зрения социального паспорта – мой класс довольно неблагополучный, дети из неблагополучных семей составляют 40%. Конечно этот факт не исключает вероятности правонарушений. Поэтому я большое внимание уделяю гражданско-правовому и военно-патриотическому воспитанию своих школьников. Я провожу со своими учащимися индивидуальные беседы, классные часы на темы «Право и мораль», «Декларация прав ребенка», «Права и обязанности граждан России», «Юные герои России», «Памяти павших будьте достойны» и т.д.
Месячник пожарной безопасности. Апрель 2016 года нами в нашем классе был объявлен месяцем пожарной безопасности. Мероприятия месячника привлекли к участию педагога ОБЖ, учителя физкультуры, школьную медсестру. Цель проведения месячника в классе – формирование у учащихся навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами. В рамках проведения месячника нами был сформирован в классе актив движения юных пожарных «Пятый прорыв». Так же были проведены в апреле классные часы «Мое поведение при пожаре», «Из истории пожарной охраны России», «Есть такая профессия — пожарный», 2 занятия по учебной тренировке по сигналу «Пожар» с подробным изучением плана эвакуации школы, викторина «Азбука безопасности при пожаре». Вместе с ребятами мы ходили на экскурсию в пожарную часть г. Закаменск. Наша школьная медсестра провела в классе беседу о правилах оказания первой медицинской помощи при ожогах разных степеней тяжести. Учащиеся были обучены мерам пожарной безопасности и последовательности своих действий в случае возникновения пожара. К концу месяца ребята разработали и раздали учащимся начальных классов памятки «Действия при пожаре в школе и дома». Такое занятие им очень понравилось, и было решено разработать стенд для школы по этой теме и выпуск брошюр с исчерпывающей информацией о пожарах, его последствиях, о мерах его предупреждения и своевременного предотвращения, об оказании первой помощи пострадавшим от пожаров. Видя результаты месячника, я задумалась о претворении в жизнь другого воспитательного проекта с расширением и углублением его нравственно-воспитательного потенциала (см. Приложение 2).
Занятость детей во внеурочное время. В классе у каждого ребенка есть свои увлечения и хобби. 4 мальчика посещают секцию по вольной борьбе, участвуют в школьных, городских и районных соревнованиях. Доноева Заяна увлекается легкой атлетикой, показывает неплохие результаты, в этом году активно участвует в соревнованиях разных уровней. Есть в моем классе и любители интеллектуального спорта – шахматы и различные настольные игры – это Раднаева Номина, Грудев Алеша и Павлов Арсений. Процент охвата внеурочной занятостью в моем классе составляет 100%. Дети заняты в кружках изобразительного искусства, пения, танца, лепки из теста, бисероплетения, игры на музыкальных инструментах. Секция по волейболу очень популярна в среде учащихся.
Таблица результативности участия класса в воспитательных мероприятиях
Название мероприятия |
Уровень (школа, округ и т.д.) |
Кол-во участников из класса |
Организаторы конкурса, мероприятия |
Результаты участия |
Мероприятия, посвященные Дню города |
город |
18 |
Администрация города |
Благодарность |
День здоровья |
школа |
18 |
Администрация школы, классные руководители |
I место в конкурсе «Лучший бивуак» |
День здоровья |
школа |
18 |
Администрация школы, классные руководители |
I место в игре «Поиск сокровищ» |
Ярмарка «Осенний погребок» |
школа |
18 |
администрация школы, классные руководители |
I место в конкурсе «Копилка для класса» |
«Веселые старты» среди учащихся 5-х классов |
школа |
18 |
Классные руководители 5-х классов и администрация ФОК «Тамир» |
III место |
Новогодняя «Битва хоров» |
школа |
17 |
Администрация школы, классные руководители |
I место |
Турнир знатоков литературы среди учащихся 5-х классов |
школа |
4 |
МО учителей гуманитариев |
II место |
Открытое первенство школы по бурятской борьбе |
Школа, город |
15: 8 – черлидеры, 7 — борцы |
Администрация школы, классные руководители |
I место в соревновании черлидеров, два II-х места по борьбе. |
Участие класса в социально-значимых проектах
Название проекта |
Уровень (школа, город и т.д.) |
Кол-во участ. |
Экологический субботник по проекту «Багульник» (осенний, еженедельный) |
школа |
все |
Акция «Помоги собраться в школу!» |
Школа, город |
все |
Работа с родителями
Тесная связь с родителями – один из главных принципов в моей работе. Родители должны быть осведомлены о целях, задачах и идеях педагога. Только при уважительных и доверительных отношениях с родителями можно добиться своей цели – воспитать личность в ребенке.
Формы моей работы с родителями можно разделить на групповые и индивидуальные. Индивидуальные формы – это беседы с родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи (использую в зависимости от условий, особенностей, специфики ситуации). Групповые формы – это регулярные родительские собрания (1 – 2 раза в четверть), психолого-педагогические консультации. В нашем классе нет правонарушений и ребят, состоящих на учете в каких-либо социальных или правовых структурах. Я считаю, что лучшая профилактика правонарушений – занятость подростка реальным делом, увлекательной образовательной программой, интересным проектом.
№ |
Тема родительского собрания |
Дата проведения |
1 |
«Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы» |
12.09. |
2 |
Родительское собрание по итогам I четверти |
31.10. |
3 |
«Приоритет семьи в воспитании ребенка (семья и ее роль в воспитании)» |
02.12. |
4 |
«Адаптационный период в жизни пятиклассника. Итоги первого полугодия» |
26.12. |
5 |
Индивидуальные беседы с родителями, общешкольное родительское собрание |
Январь-февраль |
6 |
Участие в праздничной концертной программе для мам и учителей к 8 марта. |
март |
7 |
Родительское собрание «III четверть: итоги и перспективы». |
март |
События осенних каникул моего класса
Мероприятие |
Участники |
Ответственные, место проведения |
Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?» |
5 «г», 5 «б», 5 «в» |
Классные руководители, организаторы, место проведения – актовый зал школы |
Экскурсия в ФОК «Тамир»: знакомство со спортивными секциями |
Учащиеся 5 «д» класса |
Классный руководитель |
Как классный руководитель, я стараюсь регулярно контактировать с учителями – предметниками, постоянно отслеживать оценки учеников по предметам. По ситуации провожу индивидуальные беседы и посещаю уроки.
Все учебные результаты, итоги успеваемости детей доводятся до сведения родителей. Особое внимание уделяю работе с детьми, нуждающимся в постоянном контроле (Ваганов Илья,Чупышева Анжелика Гомбоев Данзан-Самбу, Щукин Саша– слабая успеваемость, Жаркова Полина, Апсалтынов Саша – слабая успеваемость, опоздания на уроки).
События зимних каникул
Мероприятие |
Участники |
Ответственные, место проведения |
Ледовые игры |
5-е классы школы |
Кл.рук-ли, организаторы, учителя физкультуры |
Экскурсия в пансионат «Горный воздух»: оздоровление и |
5 «д» |
Классный рук-ль, родители |
«Красоты родной Закамны» выезд на лыжную базу с.Михайловка |
5 «д» |
Классный рук-ль, родители |
События весенних каникул
Мероприятие |
Участники |
Ответственные, место проведения |
Экскурсия в музей города |
Ученики 5 «д». класс.рук. |
Кл.рук-ль, ДК г. Закаменск |
Оздоровительная экскурсия в пансионат «Горный воздух» |
5 «д», кл.рук. |
Родители, кл.рук-ль |
Поездка на пограничную заставу в п. Холтосон |
5 «д», кл.рук. |
Родители, кл.рук-ль |
На сегодняшний день в классе сформирована четкая структура с распределением обязанностей, каждый мой ученик понимает свою роль в общем деле, активен и ответственен за его результат. Обеспечен здоровый микроклимат в классе. У каждого ученика имеется свободная морально-психологическая позиция, т.е какая-либо удовлетворенность классом, его успехами. Учащиеся всегда свободно выражают свои мнения.
Обобщая всѐ, выше сказанное, можно сделать вывод, что мной как учителем и классным руководителем была проделана неплохая работа, результаты которой меня удовлетворяют, были опробованы новые технологии, новые методы и приемы, есть результаты в исследовательской, методической, воспитательной деятельности.