Методическая деятельность классного руководства

Методическая работа с классными руководителями

по организации воспитательной работы

Цель: Повышение эффективности использования активных педагогических технологий в деятельности классного руководителя.

Совершенствование мастерства педагогов, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.

Задачи:

1. Внедрение современных воспитательных технологий в работу классных
руководителей.

2. Активизация работы по изучению, обобщению и распространению передового
опыта по теме «Современные воспитательные технологии».

Воспитательные задачи:

1. Продолжить формирование активной гражданской позиции через внедрение
активных педагогических технологий.

2. Формировать у учащихся устойчивые нравственные идеалы через воспитание
потребности в здоровом образе жизни.

3.Осуществлять конструктивное партнерство школы и семьи по предупреждению асоциального поведения учащихся. Совершенствование профилактической работы.

4. Создать условия для формирования у школьников трудовых навыков и способствовать своевременному

План заседаний МО классных руководителей

№п/п

Тема заседания

Сроки

1

Воспитательная система как эффективный способ организации воспитательного процесса

Октябрь

2

Внедрение в воспитательный  процесс современных педагогических технологий и средств воспитания

Декабрь

3

Семинар

Внеклассная работа с учащимися как направление воспитательной деятельности в современной школе

Февраль

4

Анализ деятельности МО за год обсуждение перспективного плана работы на новый учебный год

Май

Консультации для классных руководителей

№п/п

Тема

Сроки

1

Деятельности классного руководителя

Сентябрь

2

Система воспитания в классе. Виды деятельности учащихся

Октябрь

3

Методика проведения творческих дел в классе

Ноябрь

4

Технология подготовки и проведения родительских собраний

Декабрь

5

Работа с активом класса

Январь

6

Индивидуальная работа с трудными учащимися

Февраль

7

Педагогический анализ воспитательного мероприятия

Март

8

Самоанализ  деятельности классного руководителя за год

Апрель

Инструктивно-методические совещания классных руководителей по вопросам организации воспитательной  деятельности

Месяц

Тема

Август

Определение стратегии воспитательной работы на новый учебный год

1.        Знакомство классных .руководителей с инструктивно-методическими письмами   по вопросам организации воспитательной работы в ОУ, инструкциями и приказами по ОУ

2.        Ознакомление с содержанием годового плана на новый учебный год. Новых направлений воспитательной системы школы. Содержание и планирование воспитательной работы кл.руководителя.

3.        Функциональные обязанности и содержание деятельности кл.руководителя. Документация кл.руководителя.

4.        О единых требованиях к внешнему виду, поведению учащихся в школе

5.        Методические рекомендации по празднованию Дня знаний.

Сентябрь

Безопасность жизнедеятельности ОУ

1.        Ознакомление с программой работы школы по обеспечению безопасности жизнедеятельности ОУ, охране и укреплению здоровья учащихся

2.        О соблюдении ТБ в школе и за ее пределами.

3.        Ознакомление с планом проведения декады безопасности. Методические рекомендации по проведению месячника безопасности.

4.        Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ

Октябрь

Организация работы с социально тревожными семьями и детьми группы риска

1.        Организация индивидуальной работы с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле и в ОДН

2.        Рекомендации по оформлению установленной документации по работе с семьей.

3.        проведение рейдов «Подросток» на осенних каникулах

4.        Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ

Ноябрь

Охрана и укрепление здоровья учащихся

1.        Организация работы по профилактике курения, алкоголизма, наркомании и пропаганда ЗОЖ среди учащихся.

2.        План проведения месячника по спортивно- оздоравительной работе

3.        Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ

Декабрь

Профилактика правонарушений несовершеннолетних

1.        Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности

2.        План проведения месячника по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Методические рекомендации по проведению месячника.

3.        Организация и проведение рейдов «Подросток» .

4.        Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ

Январь

О порядке осуществления внутришкольного  контроля воспитательной работы

     1. Схема анализа плана воспитательной работы классного руководителя.

     2. Программа анализа воспитательного мероприятия

     3. Анализ воспитательной функции урока.

     4. Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ

Февраль

Гражданско-практическое воспитание учащихся.

1.        Реализация программ гражданско-патриотического воспитания учащихся. Новые воспитательные технологии по формированию гражданско-патриотической культуры учащихся.

2.        План проведения месячника по гражданско-патриотическому воспитанию. Методические рекомендации по проведению месячника.

3.        Методические рекомендации по празднованию Дня защитника отечества и 8 марта.

4.        Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ

Март

О проведении школьного фестиваля

    1. План проведения фестиваля.

    2. Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ

Апрель

Системный анализ воспитательного процесса как условие его оптимизации

1.        Оценка и анализ профессиональной деятельности классного руководителя за год. Самоанализ деятельности классного руководителя.

2.        Уровень воспитанности школьников, как критерий воспитательной деятельности классного руководителя.

3.        Методические рекомендации по проведению Недели памяти в школе.

4.        Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ

Май

Организация летнего отдыха учащихся

1.        Проблема организации летнего отдыха учащихся из социально тревожных семей.

2.        Организация работы школьного оздоровительного лагеря.

3.        Методические рекомендации  по проведению праздника Последнего звонка и выпускного вечера.

4.        Знакомство кл.руководителей с инструктивно- методическими письмами, положениями о мероприятиях, конкурсах, акциях, распоряжениями и приказами ОУ

Контроль

1.        Планирование воспитывающей деятельности школьников в классах, кружках и секциях (сентябрь, январь, совещание.при директоре)

2.        Изучение интересов и склонностей учащихся (октябрь, МО)

3.        Качество общешкольных мероприятий, классных.часов, кружковых и секционных занятий (декабрь, апрель, совещание при директоре.)

4.        Уровень воспитанности учащихся (май, МО)

5.        Охрана жизни и здоровья детей, формирование ЗОЖ (апрель, совещ при дирт)

6.        Выполнение планов воспитательной деятельности школьников в классах, кружках, секциях (декабрь, май, МО)

7.        Состояние духовно-нравственного воспитания учащихся 5-9 классов (март, Совещание .при директоре)

8.        Состояние индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в пед.поддержке (декабрь, МО)

9.        Организация и состояние работы кл.руководителей (сентябрь, февраль, апрель, совещ.при дир.)

10.      Организация и состояние работы воспитателей ГПД ( октябрь, апрель, совещ.при дир)

11.     Организация и состояние работы с органами ученического самоуправления (январь, МО)

12.      Реализация программы «Мы вместе». Взаимодействие кл.рук с семьей по профилактике правонарушений и предупреждению употребления наркотиков ( окт., апрель, МО)

13.      Охрана труда и ТБ во внеурочной деятельности учащихся ( ноябрь, январь, март, май, совещание  при директоре)

14.     Состояние работы с социально тревожными  семьями и детьми «группы риска» Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле и ОДН (январь, совещ при дир)

15.     Организация работы кл рук на каникулах (  ноябрь, март, МО)

16.      Работа классных руководителей  с дневниками учащихся  (в течение года, МО)

17.      Ведение документации кл. рук и руководителями кружков и секций (совещ при дир., октябрь, январь, май)

18.     Состояние гражданско-патриотического воспитания в школе (февр, совещ при дир)

19.     Состояние работы по профилактике правонарушений (совещаание при директоре, октябрь, январь, март, май)

20.     Состояние и результативность воспитывающей деятельности(педсовет, март)

21.     работа органов ученического самоуправления (совещание при диркторе,ноябрь)

Организация
методической работы

с классными
руководителями

Хисаметдинова Л.Х.,

методист высшей квалификационной категории

научно-практической лаборатории «Поиск»

ГБУДО «Оренбургский областной Дворец
творчества

детей и молодежи»

Методическая работа — важнейшее
звено системы непрерывного образования и развития членов методического
объединения классных руководителей
. Методическая работа дает возможность классным
руководителям не только участвовать в реализации школьных программ, но и
принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации
экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие их творческого
потенциала, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

Ежегодно оформляем методический
атлас. Он создан в электронном варианте, что позволяет работать с информацией,
добавлять и корректировать её.

Оформляем карту профессиональных
потребностей классных руководителей.

Центральный элемент
профессионализма классного руководителя – его научно-педагогическая
компетентность, тонкое понимание сложности становления личности, умение
анализировать любую ситуацию. Разумеется, система новых профессиональных
навыков должна быть заложена в содержание программы по подготовке классного
руководителя и совершенствованию его педагогического мастерства, что
достигается в процессе обучения специальными упражнениями, несущими в себе
одновременно и функцию проверки. Иллюзорная уверенность классных руководителей,
что они поняли и овладели инновационными операциями и завтра воспроизведут их в
рабочей практике, рассеивается очень быстро: «завтра» показывает, что старые
традиции живучи и не допускают ничего нового. И только система упражнений
позволяет произвести замещение старых профессиональных навыков новыми. Поэтому
занятия с классными руководителями носят в основном практический характер.

Формы занятий

Традиционные

• лекции


семинарские занятия


семинары-практикумы


конференции

• диспуты


дискуссии

• обмен
опытом


собеседования


педагогические консилиумы


консультации

• посещение
и анализ внеклассных мероприятий с последующим анализом и самоанализом

Нетрадиционные


методический диалог

• школы
педагогического

мастерства


месячники инициативы и

творчества
молодых учителей


дискуссии


педагогические ринги


«мозговой штурм»


динамические творческие

группы


социально-педагогические

тренинги


фестивали педагогических

идей

• деловая
(ролевая) игра


ситуативные тренинги


методические посиделки

• защита
позиций

(планов,
идей и т.д.)

• панорама
опыта

• беседа
за круглым столом

Достижение целей воспитания
предполагает осуществление особым путём организованной педагогической
деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых.

Формированию качеств личности
способствует внедрение в воспитательный процесс современных педагогических
технологий.

Воспитательная технология –
совокупность форм, методов и средств воспроизведения теоретически обоснованного
процесса воспитания, позволяющего достигать поставленной воспитательной цели.

Каждая технология имеет собственное
назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке.

На занятиях МО предлагается
изучение следующих воспитательных технологий:

 Технология критического мышления

Данная технология основана на развитии у
учащихся аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана на
постановку проблемы и поиск её решения.

 Технология личностно-развивающего диалога

Диалогическая педагогическая деятельность
направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению
диалогического опыта решения личностью значимых проблем.

 Технология проведения дебатов

Суть ее в формировании умения убедить
нейтральную сторону в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы оппонента.

 Технология проведения гражданского форума (с
использованием ИКТ)

Используя возможности ИКТ, участники форума
сравнивают различные подходы к решению значимой проблемы. Формируется навык
выработки общественного суждения в диалоге, в поиске компромисса, в предвидении
последствий принятых решений.

Формированию необходимых умений и
навыков у учащихся способствуют интерактивные методы и приёмы.

Формы и методы:

Метод «ПОПС»
формула. Позволяет сформулировать своё мнение в чёткой, сжатой форме. П –
позиция. О – обоснование. П – пример. С – следствие.

Метод «Погружение».
Погружение в историческую эпоху предполагает непосредственное соприкосновение
учащихся с традициями, обычаями, документами того времени, активизирует
познавательный интерес учащихся, у которых создаётся целостная картинка
какого-либо этапа, эпохи, периода.

Метод «Кейс-стади».
Это методика ситуативного обучения, основанная на реальных примерах, взятых из практики,
и требующая от ученика поиска целесообразного решения в предложенной ему
практической ситуации.

Метод «Шкала мнений».
Этот метод – хорошее начало для работы с дискуссионными проблемами и вопросами.
Его полезно использовать для того, чтобы продемонстрировать разнообразие
мнений, дать возможность высказать свою точку зрения.

Методика дискурсивной
деятельности
.

Дискуссия – групповое размышление над каким-либо
вопросом жизни, через эмоции и разум обретение личностного смысла,
определяющего общий образ жизни. Дискурсивная деятельность имеет множество
форм: беседа, конференция, социально-ролевая игра, анализ афоризмов, философские
вечера и т.д.

Знание теоретических концепций и
технологического инструментария позволяет педагогам подбирать наиболее
приемлемые и эффективные формы воспитательной работы с детьми, корректировать
свою педагогическую деятельность. Обучая классных руководителей новым
технологиям, формам, методам, нужно закрепить занятиями в практической форме и
дать классному руководителю методические рекомендации по использованию данных
методов.

Результаты деятельности по выполнению функций классного руководителя.

Я являюсь классным руководителем 5 д класса.

Цель воспитательной работы в данном классе в самом начале учебного года я видела в создании условий для адаптации учащихся в среднем звене школы, ведь у пятиклассников в начале года наблюдается относительно высокая тревожность, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Вдобавок приближается «трудный возраст», когда ребенок становится подростком. Ведущей деятельностью на данном этапе является выстраивание межличностных отношений, межличностное общение, но при этом основным занятием остается учеба. В условиях перехода ребенка из начальной школы в среднее звено важно, чтобы в учениках сформировалось чувство уверенности и защищенности в изменившихся условиях. Поэтому я стараюсь создавать атмосферу творчества, стимулировать успех, помочь каждому ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности.

Задачи классного руководителя: организация всех видов деятельности (индивидуальной, групповой и коллективной), вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Основными подходами в организации мною воспитательного процесса являются духовно-нравственный, системный и личностно-ориентированный. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребенка основная тенденция современной школы.

Мой класс состоит из 19 человек:8 мальчиков и 11 девочек. Социальный статус – средний. С точки зрения социального паспорта – мой класс довольно неблагополучный, дети из неблагополучных семей составляют 40%. Конечно этот факт не исключает вероятности правонарушений. Поэтому я большое внимание уделяю гражданско-правовому и военно-патриотическому воспитанию своих школьников. Я провожу со своими учащимися индивидуальные беседы, классные часы на темы «Право и мораль», «Декларация прав ребенка», «Права и обязанности граждан России», «Юные герои России», «Памяти павших будьте достойны» и т.д.

Месячник пожарной безопасности. Апрель 2016 года нами в нашем классе был объявлен месяцем пожарной безопасности. Мероприятия месячника привлекли к участию педагога ОБЖ, учителя физкультуры, школьную медсестру. Цель проведения месячника в классе – формирование у учащихся навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами. В рамках проведения месячника нами был сформирован в классе актив движения юных пожарных «Пятый прорыв». Так же были проведены в апреле классные часы «Мое поведение при пожаре», «Из истории пожарной охраны России», «Есть такая профессия — пожарный», 2 занятия по учебной тренировке по сигналу «Пожар» с подробным изучением плана эвакуации школы, викторина «Азбука безопасности при пожаре». Вместе с ребятами мы ходили на экскурсию в пожарную часть г. Закаменск. Наша школьная медсестра провела в классе беседу о правилах оказания первой медицинской помощи при ожогах разных степеней тяжести. Учащиеся были обучены мерам пожарной безопасности и последовательности своих действий в случае возникновения пожара. К концу месяца ребята разработали и раздали учащимся начальных классов памятки «Действия при пожаре в школе и дома». Такое занятие им очень понравилось, и было решено разработать стенд для школы по этой теме и выпуск брошюр с исчерпывающей информацией о пожарах, его последствиях, о мерах его предупреждения и своевременного предотвращения, об оказании первой помощи пострадавшим от пожаров. Видя результаты месячника, я задумалась о претворении в жизнь другого воспитательного проекта с расширением и углублением его нравственно-воспитательного потенциала (см. Приложение 2).

Занятость детей во внеурочное время. В классе у каждого ребенка есть свои увлечения и хобби. 4 мальчика посещают секцию по вольной борьбе, участвуют в школьных, городских и районных соревнованиях. Доноева Заяна увлекается легкой атлетикой, показывает неплохие результаты, в этом году активно участвует в соревнованиях разных уровней. Есть в моем классе и любители интеллектуального спорта – шахматы и различные настольные игры – это Раднаева Номина, Грудев Алеша и Павлов Арсений. Процент охвата внеурочной занятостью в моем классе составляет 100%. Дети заняты в кружках изобразительного искусства, пения, танца, лепки из теста, бисероплетения, игры на музыкальных инструментах. Секция по волейболу очень популярна в среде учащихся.

Таблица результативности участия класса в воспитательных мероприятиях

Название мероприятия

Уровень (школа, округ и т.д.)

Кол-во участников из класса

Организаторы конкурса, мероприятия

Результаты участия

Мероприятия, посвященные Дню города

город

18

Администрация города

Благодарность

День здоровья

школа

18

Администрация школы, классные руководители

I место в конкурсе «Лучший бивуак»

День здоровья

школа

18

Администрация школы, классные руководители

I место в игре «Поиск сокровищ»

Ярмарка «Осенний погребок»

школа

18

администрация школы, классные руководители

I место в конкурсе «Копилка для класса»

«Веселые старты» среди учащихся 5-х классов

школа

18

Классные руководители 5-х классов и администрация ФОК «Тамир»

III место

Новогодняя «Битва хоров»

школа

17

Администрация школы, классные руководители

I место

Турнир знатоков литературы среди учащихся 5-х классов

школа

4

МО учителей гуманитариев

II место

Открытое первенство школы по бурятской борьбе

Школа, город

15: 8 – черлидеры, 7 — борцы

Администрация школы, классные руководители

I место в соревновании черлидеров, два II-х места по борьбе.

Участие класса в социально-значимых проектах

Название проекта

Уровень (школа, город и т.д.)

Кол-во участ.

Экологический субботник по проекту «Багульник» (осенний, еженедельный)

школа

все

Акция «Помоги собраться в школу!»

Школа, город

все

Работа с родителями

Тесная связь с родителями – один из главных принципов в моей работе. Родители должны быть осведомлены о целях, задачах и идеях педагога. Только при уважительных и доверительных отношениях с родителями можно добиться своей цели – воспитать личность в ребенке.

Формы моей работы с родителями можно разделить на групповые и индивидуальные. Индивидуальные формы – это беседы с родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи (использую в зависимости от условий, особенностей, специфики ситуации). Групповые формы – это регулярные родительские собрания (1 – 2 раза в четверть), психолого-педагогические консультации. В нашем классе нет правонарушений и ребят, состоящих на учете в каких-либо социальных или правовых структурах. Я считаю, что лучшая профилактика правонарушений – занятость подростка реальным делом, увлекательной образовательной программой, интересным проектом.

Тема родительского собрания

Дата проведения

1

«Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы»

12.09.

2

Родительское собрание по итогам I четверти

31.10.

3

«Приоритет семьи в воспитании ребенка (семья и ее роль в воспитании)»

02.12.

4

«Адаптационный период в жизни пятиклассника. Итоги первого полугодия»

26.12.

5

Индивидуальные беседы с родителями, общешкольное родительское собрание

Январь-февраль

6

Участие в праздничной концертной программе для мам и учителей к 8 марта.

март

7

Родительское собрание «III четверть: итоги и перспективы».

март

События осенних каникул моего класса

Мероприятие

Участники

Ответственные,

место проведения

Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?»

5 «г», 5 «б», 5 «в»

Классные руководители, организаторы, место проведения – актовый зал школы

Экскурсия в ФОК «Тамир»: знакомство со спортивными секциями

Учащиеся 5 «д» класса

Классный руководитель

Как классный руководитель, я стараюсь регулярно контактировать с учителями – предметниками, постоянно отслеживать оценки учеников по предметам. По ситуации провожу индивидуальные беседы и посещаю уроки.

Все учебные результаты, итоги успеваемости детей доводятся до сведения родителей. Особое внимание уделяю работе с детьми, нуждающимся в постоянном контроле (Ваганов Илья,Чупышева Анжелика Гомбоев Данзан-Самбу, Щукин Саша– слабая успеваемость, Жаркова Полина, Апсалтынов Саша – слабая успеваемость, опоздания на уроки).

События зимних каникул

Мероприятие

Участники

Ответственные,

место проведения

Ледовые игры

5-е классы школы

Кл.рук-ли, организаторы, учителя физкультуры

Экскурсия в пансионат «Горный воздух»: оздоровление и

5 «д»

Классный рук-ль, родители

«Красоты родной Закамны» выезд на лыжную базу с.Михайловка

5 «д»

Классный рук-ль, родители

События весенних каникул

Мероприятие

Участники

Ответственные,

место проведения

Экскурсия в музей города

Ученики 5 «д». класс.рук.

Кл.рук-ль, ДК г. Закаменск

Оздоровительная экскурсия в пансионат «Горный воздух»

5 «д», кл.рук.

Родители, кл.рук-ль

Поездка на пограничную заставу в п. Холтосон

5 «д», кл.рук.

Родители, кл.рук-ль

На сегодняшний день в классе сформирована четкая структура с распределением обязанностей, каждый мой ученик понимает свою роль в общем деле, активен и ответственен за его результат. Обеспечен здоровый микроклимат в классе. У каждого ученика имеется свободная морально-психологическая позиция, т.е какая-либо удовлетворенность классом, его успехами. Учащиеся всегда свободно выражают свои мнения.

Обобщая всѐ, выше сказанное, можно сделать вывод, что мной как учителем и классным руководителем была проделана неплохая работа, результаты которой меня удовлетворяют, были опробованы новые технологии, новые методы и приемы, есть результаты в исследовательской, методической, воспитательной деятельности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Oroheks plus турция инструкция на русском
  • Человек который берет руководство групповое себя
  • Схема подключения rex c100 инструкция на русском
  • Генеролон для волос инструкция по применению для мужчин
  • Продать квартиру за мат капитал пошаговая инструкция